Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького: сочинение

Герой и проблематика ранней романтической прозы М. Горького

Есть только две формы жизни: гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые – вторую.

I. Неоромантизм раннего творчества М. Горького.

II. «Гимн свободному человеку» в произведениях писателя.

1. Герои рассказа «Макар Чудра».

2. Героико-легендарные и аллегорические образы в романтических произведениях Горького.

3. Вопрос о смысле жизни в рассказе «Старуха Изергиль».

III. Концепция человека в раннем творчестве М. Горького.

К раннему периоду творчества М. Горького относят его романтические произведения («Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Песня о Буревестнике», «Песня о Соколе» и другие), рассказы «босяцкого» цикла, некоторые реалистические рассказы. Именно в реалистических рассказах наметились те темы, которые писатель будет развивать позднее: обличение социального строя, его пороков, доводящих человека до крайней степени падения, нравственной скудости, духовной и, наконец, физической гибели.

В своих же романтических произведениях Горький осуществляет «поиск человека», поэтому ведущими темами этих произведений становятся соотношение добра и зла, свободы и необходимости, силы и слабости. Они проникнуты героическим пафосом. Стремление помочь жить красивее, ярче, возвышеннее и вызвало обращение Горького к романтике. «Нужны подвиги, подвиги, – восклицал писатель. – Нужны такие слова, которые звучали бы, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед». Надо было возвысить человека, окрылить его, пробудить в нем бодрость и веру. Но для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно «гореть», недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное: цель, оправдывающую существование человека, ибо «цена человека – дело его».

С самого первого рассказа «Макар Чудра» Горький делает своими героями людей, которые ценят духовную свободу, людей, которых жизнь не может привязать к одному месту, людей независимых. Гордый Зобар не может упасть в ноги даже любимой женщине. Лойко был единственным человеком, которого Радда смогла полюбить, и именно за то, что он никогда не стал бы ее рабом. Но даже сильная любовь не может заставить ее расстаться со свободой, волю она любит еще сильнее Зобара. Горький поет «…мрачный и торжественный гимн гордой паре красавцев-цыган».

Молодой Горький мечтает о сильных, волевых натурах, людях-борцах, которые смогут вывести Россию из тьмы, однако рядом их не находит. И поэтому его обращение к деятельному, революционному романтизму не случайно. Так возникают «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике». Трусливому и самодовольному Ужу, вполне удовлетворенному жизнью в душном ущелье, Горький противопоставляет смелого Сокола, рвущегося ввысь, к свободе, свету, вступающего в неравный бой с врагом. Сокол знает, что погибнет, но невозможность свободы для него сильнее смерти. И Горький поет славу «безумству храбрых». То же в «Песне о Буревестнике», которая стала настоящим гимном общественного движения того времени.

Утверждение свободы, добра, человеческого достоинства, вопрос о смысле жизни и назначении человека в ней – главные проблемы рассказа «Старуха Изергиль». В основу его сюжета положено две легенды. Одна – о гордом, высокомерном Ларре, другая – о Данко, юноше, отдавшем сердце для спасения своего народа. Писатель затрагивает важную этическую проблему: человек без людей, вне своего народа – ничто. Отвергнутый соплеменниками, Ларра лишен человечности, любви и доброты. Одиночество, обреченность на бессмысленное и бесплодное существование – вот самое страшное наказание. Ларре «нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей…». В одиночестве бывший когда-то сильным человек превращается в никчемный призрак.

Эгоизму Ларре противостоит величие подвига Данко, который жертвует собой ради спасения своего народа. Его горящее сердце, вырванное из груди, освещающее дорогу в темноте, давно уже стало символом. Противопоставляя эти образы, Горький и раскрывает основную проблему рассказа.

Не менее романтична и сама старуха Изергиль, утверждающая: «В жизни… всегда есть место подвигам». Изергиль прожила жизнь, наполненную «жадной любовью». Она была подчинена этой ненасытной страсти, но в любви она была свободнее и не позволяла ни унижать себя, ни даже подчинять.

Через все раннее творчество Горького проходит мечта о прекрасном человеке. Горький показал в литературе того времени новых героев – людей подвига, борьбы, больших и ярких чувств.

Романтические рассказы Горького утверждают веру в человека, в его разум. Человек показан в них не как побежденный, подавленный жизнью, отказавшийся от борьбы, от деяния; он – творец жизни.

Романтизм в ранних рассказах Горького сочинение

В рассказах Максима Горького романтизму уделяется много строк. Так, например, в рассказе «Макар Чудра» Горький пишет о цыганах и их любви, в его произведениях все люди честны как перед собой, так и перед обществом. Цыгане рассказывают о своей любви и о свободе, об этом рассказывает и Макар Чудра.

Читайте также:
Слово в ранних произведениях М. Горького: сочинение

Макар Чудра рассказывает о том, что он не понимает, почему цыгане живут так тесно когда на земле много свободного места. Ведь можно выбрать из огромного количества степей и полей. Все люди тяжело работают на одном месте и все равно остаются бедными, а могли бы колесить по свету. Горький считает, что каждый человек может черпать силу от природы, как это делают цыгане.

Максим Горький обращается к образам природы и считает это романтической чертой. Описание природы завершает всю картину действий, что происходит с персонажами рассказов писателя. В описании бури, моря и ветра Горький находит романтические переживания. Наверное, поэтому рассказ «Макар Чудра» и заканчивается песней моря это своего рода гимн.

Во всех произведениях Горького он пишет о том, что человек природное существо, но город очень испортил понятия о любви и нежности. Горький, который пишет о босяка, считает их детьми природы, они конечно бедные, но имеют свою гордость и честь.

В рассказе «Девушка и Смерть» Максим Горький противопоставляет любовь и гибель. Горький в своих произведениях не уделяет внимание быту, в его рассказах босяки свободные люди и живут вольно по сердцу. Горький описывает своих героев так если человек злодей, то он без капли добра, а если добрый, то до последнего своего вздоха. Так Ларра является злодеем, а Данко добрый человек, который спасает людей и своим добрым сердцем освещает им жизнь.

Горький в своих произведениях всегда прославляет добро. Словно в русских народных сказках добро всегда должно побеждать зло. Ларра гордец он презирает всех людей, он полный эгоист. Его ничего не волнует кроме самого себя, в итоге цыгане его изгоняют. Данко, наоборот, в нем горит пожар любви и человеколюбие. Он готов ради других пожертвовать собой его считают героем.

Максим Горький создает героев, которыми хочется гордиться, в его рассказе «Песни о Соколе» его персонаж умирает не зря. Он пишет о героях, на которых может равняться читатель. Максиму Горькому нравится воспевать героев и стыдить злодеев. В его рассказах можно прочитать о чести, о доблести и как не стоит поступать в жизни.

Сочинение Романтизм в рассказах Горького

Алексей Пешков, он же писатель, прозаик и драматург Максим Горький, для русской и советской литературы фигура знаковая. По популярности своих произведений он мог сравниться с А.П. Чеховым и Л.Н. Толстым. Певец революции с философскими взглядами Ницше на человека и его природу. Рано осиротевший, с детства зарабатывающий себе на жизнь, Алексей Максимович познал вся тяготы жизни «на дне». Именно поэтому он выбрал себе псевдоним – Горький, который соответствовал его жизни. Позднее он напишет о своей юности, что никогда не ждал счастливого случая. Молодой Пешков рано осознал, что человека создает его сопротивление окружающей среде.

Большинство произведений автора отражают тяжелую судьбу низших социальных слоев. За что его однажды резко раскритиковал Л.Н. Толстой, у которого эта тема вызывала раздражение. Ранние же рассказы, отмеченные влиянием романтизма, резко отличаются от его зрелой прозы. Они объединены общей идеей и впоследствии были оформлены в единый сборник. Сюда относятся: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе», «Челкаш» и несколько других.

Признаки романтического направления в рассказах М. Горького:

  • живые образы природы, она не только фон, но и полноправная участница процесса;
  • рассуждения о добре и зле;
  • поиск смысла жизни;
  • форма притчи, легенды;
  • особенности композиции;
  • любовь героев к людям;
  • тема героизма и самопожертвования.

Окружение автора и литературные критики долго не принимали этих произведений. Когда М. Горький показал свой рассказ «Старуха Изергиль» В.Г. Короленко, тот был шокирован и воскликнул: «Дорогой мой, это же романтизм! А он давно скончался. Вы поете не своим голосом». И действительно, время романтизма, казалось бы, давно прошло.

Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Для него автор выбирает формую обрамления. Книга по своей композиции напоминает слоеный пирог: легенда о Ларре, факты из жизни самой героини, легенда о Данко. В таком соседстве история Изергиль тоже напоминает романтическую притчу. У трех «слоев» этого рассказа общая фабула – поиск смысла человеческой жизни и разные подходы к ней. Изергиль, как и Данко, всегда жила любовью к людям и способна на жертвенные поступки ради любви. Ларра противопоставлен Данко, первый герой гордый, эгоистичный, за что и был наказан.

Читайте также:
Путь духовного возрождения человека в трилогии М. Горького “Детство”, “В людях”, “Мои университеты”: сочинение

Рассказ «Челкаш» повествует нам о судьбе «честного» и принципиального вора Григория. Честный вор, в принципе, понятие парадоксальное. М. Горького привлекали такие люди. Он всегда с интересом относился к ворам и карточным шулерам, считая их сродни актерам и художникам.

В рассказе «Песнь о Соколе» М. Горький восклицает: «Рожденный ползать, летать не сможет». Это становится своеобразным приговором для человечества. Алексей Максимович не верит в то, что люди могут измениться. Это не хорошо и не плохо. Он за последовательность поступков. Не должен злой пытаться совершать добро и наоборот. Эта же мысль звучит и в другом его рассказе, где вор, скрываясь от погони, находит младенца, подкидыша. Жертвуя собой, мужчина несет ребенка в полицейский участок, где оказывается, что малыш уже мертв. Пытаясь его согреть, вор задушил младенца.

При этом М. Горький верит в величие человека. Сразу в нескольких его произведениях звучит мысль: «Человек – это звучит гордо».

Цикл романтических рассказов занимает важное место в творческом наследии писателя.

Также читают:

Картинка к сочинению Романтизм в рассказах Горького

Популярные сегодня темы

Чудиком героя называла жена за то, что с ним часто что-нибудь случалось. Однажды он решил съездить к старшему брату на Урал. Они не виделись 12 лет. Чудик легко говорил всем о предстоящей дороге, как о чем-то обыкновенном.

Роман в стихах, несмотря на неопределенный конец, представляет собой произведение, обладающее продуманной структурой.

Бытие Михаила Юрьевича Лермонтова достаточно тесно переплетается с его творческой деятельностью, что не может заинтересовать читателя его произведений. О Лермонтове часто говорят с неким уважением и величием

Куприн Александр Иванович прекрасный русский переводчик и писатель. Он родился в краях Пензы. Эта личность, своими работами, наполнил сборник русской литературы. Данный человек, перенёс тяжёлые годы жизни, стал мигрантом

Лермонтов написал огромное количество разных произведений и одним из них является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Именно его и издал писатель еще до того как умер.

Романтические герои Горького

Алексей Максимович Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Он является представителем бесконечно талантливого русского народа.

В своих произведениях Максим Горький отразил эпоху, в которой жил. Писатель говорил, что главный источник его творчества — это наблюдение за окружающей жизнью. Чтобы лучше понять людей, молодой Горький исходил всю Россию. Он сменил множество профессий: рыбак на промыслах, ночной сторож, грузчик… Выполняя различные работы, будущий писатель пропускает через себя полученные впечатления, размышляет. Его волнует вопрос, почему в мире так много бессмысленной жестокости. Юноша, будучи неравнодушным человеком, пытается разобраться в этой круговерти жизни.

Первым ярким произведением, с которым Алексей Максимович Горький вошел в литературу, был «Макар Чудра». Рассуждения старого цыгана поражают глубиной и простотой одновременно: «Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому…» «Единственная ценность на земле — свобода, ради нее стоит жить и умереть», — так считают герои этого рассказа. Здесь пока только намечен автором прекрасный романтический порыв человека к свободе. Она является самоцелью, герои не знают, что с ней делать, на что употребить. Это скорее индивидуализм, гордая прихоть каждого, чем достоинство характера.

Молодой Горький «размахнулся», показал красоту и силу свободного человека, но еще не знал, куда ее применить, чтобы не погибла она бессмысленно. А именно так, красиво и зря, гибнут эти герои: Радда и Лойко, мечтающие о любви и видящие в ней только путы и цепи, а не возможность обрести счастье и покой. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня…» Здесь каждый из героев хочет доказать свое превосходство, право на первенство и главенство. Здесь нет любви, а скорее игра честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма: герои гибнут прекрасными, молодыми и несломленными.

Читайте также:
Изображение «дна»: сочинение

Алексей Максимович Горький продолжил работу в этом жанре, и романтический мотив прекрасного свободного человека получил новый и глубокий смысл в легендах старухи Изергиль.

Сначала рассказывается о гордом и самолюбивом сыне орла и женщины — Ларре. Осуждается его эгоизм и индивидуализм. «Он презирал людей и думал, что может обойтись без них». В наказание за жестокость его обрекли на одиночество и бессмертие. Жизнь Ларры вне общества становится бессмысленной. Тысячу лет он мыкается неприкаянной тенью, напоминая людям о ценности человеческого общения, товарищества, дружбы.

Свободолюбивая и независимая, старуха Изергиль жила для себя, наслаждаясь молодостью и красотой. Она любила и была любима, свое сердце она отдавала только благородным и отважным борцам. Изергиль никогда не мирилась с людскими недостатками и слабостями. «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам, — говорит она. — И те, которые не находят их для себя, те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней».

В служении людям — подлинный смысл человеческого существования; отдать свою жизнь за других — вот величайшее счастье, доступное человеку. Эту мысль подтверждает легенда о Данко. «Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…»

Он сильный и самоотверженный герой, способный пожертвовать собой, не ожидая никакой ответной благодарности.

Тяжесть жизни и борьба за существование уродуют психику людей, порождают в них злобу, жестокость, хитрость. Но в произведениях Алексея Максимовича Горького появились и персонажи, которые высоко ценят человеческое достоинство, протестуют против унижения, лжи и несправедливости.

Яркий пример калечащего влияния мира капитала на душу человека дан Горьким в рассказе «Челкаш».

Сильный, трудолюбивый и, в общем-то, неплохой парень Гаврила вынужден податься на заработки в город. После тяжелой деревенской жизни Гавриле кажется, что городским все достается легко. Встретившись с бродягой, вором и пьяницей Челкашом, он обретает в его лице помощника, покровителя, «учителя жизни».

Челкаш удивлен низостью, до которой может упасть человек. «Разве из-за денег можно так истязать себя. За пятак себя продаете!»

Этот бродяга отличается благородством и чувством собственного достоинства, но он не герой и не избранник судьбы, а скорее такая же жертва этого бездушного и алчного мира, как Гаврила.

Романтические рассказы Алексея Максимовича Горького зовут к подвигам и великим свершениям, они воспитывают в людях самоотверженность и любовь к окружающим — в этом их главная ценность и неувядаемая свежесть.

Романтизм в творчестве Горького

Автор: Guru · 18.07.2017

Романтизм как направление в литературе возник в конце 18 — начале 19 века, наибольшее распространение в Европе получил в период с 1790 по 1830 годы. Основной идеей романтизма было утверждение творческой личности, а особенностью — бурное изображение эмоций. Основными представителями романтизма в России были Лермонтов, Пушкин и Горький.

Романтизм ранних рассказов Горького

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.

Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.

Основные черты

Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.

Читайте также:
Мое отношение к героям пьесы М. Горького На дне: сочинение

Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.

Что такое революционный романтизм?

Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.

Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.

Старуха Изергиль

В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ. Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо. Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.

Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.

Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто. Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов. Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.

Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди. Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает. Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Читайте также:
МОЕ ЛЮБИМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПЕСНЯ О СОКОЛЕ М.ГОРЬКОГО: сочинение

Челкаш

Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу. Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.

Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.

Также мы видим, как по ходу повествования меняется характер Гаврилы, и если вначале мы испытывали к нему жалость и сострадание, то в конце они превращаются в отвращение. Главной идеей рассказа является то, что неважно, как ты выглядишь и чем занимаешься, а важно то, что у тебя на душе, самое главное — всегда оставаться порядочным человеком в любом деле. Эта мысль сама по себе несет революционный посыл: как это неважно, чем занимается герой? Значит, и убийца сановной особы может быть порядочным человеком? Значит, и террорист может взрывать карету его превосходительства и сохранять при этом нравственную чистоту? Да, именно такую вольность сознательно допускает автор: не все порок, что осуждает общество. Революционер убивает, но при этом его мотив священен. Прямо сказать об этом писатель не мог, поэтому он выбрал отвлеченные примеры и образы.

Особенности романтизма Горького

Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.

Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.

Сочинение на тему «Идейный смысл и художественное своеобразие ранних романтических произведений М.Горького»

Писателя должно лихорадить от волнения и восторга. — Р. Брэдбери.

Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, жуткие аккорды разбушевавшейся стихии, где “гордо реет Буревестник, черной молнии подобный”. Романтические образы М. Горького вырастают из этого союза красок и звуков, они чаруют, заставляя быть там, где происходит действие, и тем, кем хочет видеть меня мое сердце. “Рожденный ползать — летать не может!” — но не хочется в отчаянии складывать крылья, слушая эти слова, ведь человек рожден крылатым, как Буревестник и Сокол, смелым, как Данко, ведь “Человек — это великолепно, это… звучит гордо!”.

Как просто, но исторически справедливо, актуально прозвучало: “В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам” — все герои горьковского романтизма определяются этой мыслью; одни ее принимают, другим она не по душе. Но, быть может, Горький лишь мечтает о высоких деяниях человека, не задумываясь о том, свершатся ли они, бравируя красивыми метафорами и высокими словами?

Нет! — и это слово сказала история: ведь и блестящие по силе голоса и любви к Отечеству плеяды российских эмигрантов, и “комиссары в пыльных шлемах” — это стремление человека вновь обрести крылья в романтическом полете. И даже тот солдат, что из взятого Берлина был этапирован на Колыму, — тоже воспарит над миром зла. Созданной строкой. Ненавистью к жандармам. Умением быть человеком, когда легче перестать им быть.

Человек достоин полета! Эта мысль насквозь пронизывает строки, созданные Горьким-романтиком. Мечта у Горького одна — звать на подвиг! И это не фантазия, отвлекающая, как бы сказал Писарев или подобный ему, от классовой борьбы. Это — реальность образа. Ведь Данко вполне реален. Он погиб, чтобы жить. Жить в благородных душах людей, в песнях и легендах. Ведь “вырвать из груди своей сердце, чтобы осветить людям дорогу из душного болота современности” может каждый, совершивший восхождение на вершину своей души.

Читайте также:
История написания и идея романа Мать: сочинение

Высокое предначертание человека — творить подвиги! И даже сила характера гордого сына орла меркнет в сравнении с костром всеозаряющего сердца Данко. Подвиг есть следствие огромной любви к людям. И несмотря на то, что находится “осторожный человек”, потушивший горячее сердце, искры его пылают, они не померкли.

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Антиподы подвижников отчетливее оттесняют и заостряют проблемы добра и зла, трусости и героизма, подвига и безрассудства. Идущая связующей нитью через все горьковские произведения антитеза обретает значимость в противопоставлении Данко — Лар-ра: холодные глаза, готовность унизить и убить, неуемная гордость, желание власти — вот что движет Ларрой, а если однажды он в порыве отчаяния и выхватит сердце из груди, оно отпугнет людей ледяным холодом.

Аналогично, на антитезах, строит Горький свою концепцию человека в “Песне о Соколе” и “Песне о Буревестнике”. Гордый, рвущийся в небо Сокол — и обывательски спокойно размышляющий о ненужности этого Уж. Мечущийся в грозе Буревестник — и | прячущийся в утесах “глупый Пингвин”. Вспомнив о союзе искусств, я, читая “Буревестник”, услышала в нем Пятую симфонию Бетховена. Ничто не страшно гордой птице: ни вьющиеся “стрелы молний”, ни гроза, извергающая шторм из своих пучин. Песни Горького — это не просто сюжетные или лирические зарисовки: они зовут вперед, они показывают человеку, что лишь в движении, стремлении, преодолении гроз — жизнь. Все остальное — медленное умирание.

Движением этим должна быть революция, но нельзя односторонне понимать “богостроителя”, “богоискателя”, а потом и эмигранта Горького! Революция должна произойти в сердцах, и целью ее может быть только добро. “Безумству храбрых поем мы песню!” — такими дерзновенными безумцами были и Данко, и Сокол, и Буревестник, и Девушка, великой любовью своей победившая Смерть. “Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!” Такова концепция человека у Горького. Человек творит подвиг, подвиг творит человека — именно это следует из произведений горьковского романтизма.

“Они уходили все дальше от нас, а ночь и фантазия одевали их все прекраснее” — это о девушках из “Старухи Изергиль”. “Что сделаю я для людей?!” — сильнее грома крикнул Данко. Поистине чарующие языковые обороты, заставляющие воспринимать образы как фантастические: фантастически гордые и прекрасные — или же резко отрицательные. И сюда вторгается главный прием горьковского романтизма — антитеза. Сокол — Уж, Данко —- Ларра, Буревестник — буря, Девушка — смерть. Но и пейзажи, гиперболические изобретения — не бесплодные фантазии автора, они заставляют идти на подвиг, идти с еще большей решимостью. И это идея горьковского человека подчеркивается афористичностью. Обилие метафор, сравнений, волнующие пейзажи, гипер-болизирование — все это служит не только созданию концепции человека, но и формированию идейного смысла. И то, и другое соединяется в точке “подвиг”: это подвиг писателя как действие, это подвиг как тема, как концепция создаваемого им героя.

Через интенсивную красоту романтических образов писатель ведет человека к духовному преобразованию. Творящий подвиг должен знать, что такое красота, иначе подвиг окажется безрассудством. Произведения Горького зажигают наши сердца великой любовью к людям, и были герои, прошедшие военную непогодь с книжечкой Горького в кармане гимнастерки. Человеку нужно прекрасное — иначе поймет ли он свое предназначение? Человеку нужен подвиг — иначе поймет ли он, что сердце должно пылать?

Человеку нужен Сокол — иначе он, подобно Ужу, будет возлежать, распластавшись на тюремных нарах своей судьбы…

Нужна помощь в написании сочинение?

Мы – биржа профессиональных авторов (преподавателей и доцентов вузов). Наша система гарантирует сдачу работы к сроку без плагиата. Правки вносим бесплатно.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ilib.ru/

Средняя оценка 0 / 5. Количество оценок: 0

Поставьте оценку первым.

Сожалеем, что вы поставили низкую оценку!

Позвольте нам стать лучше!

Читайте также:
Анализ 4 действия пьесы М. Горького «На дне»: сочинение

Расскажите, как нам стать лучше?

Закажите такую же работу

Не отобразилась форма расчета стоимости? Переходи по ссылке

Понимание свободы в ранних рассказах М. Горького

Вы будете перенаправлены на Автор24

Художественная литература — это вид искусства, который в качестве единственного материала использует слова и конструкции естественного языка.

Особенности ранних произведений М. Горького

Незаурядный талант художника и рассказчика, умение отстаивать свою точку зрения и свои убеждения проявляются уже в первых произведениях молодого писателя Максима Горького. В них писатель стремится открыть человеку глубины его души, ищет в современной ему эпохе гордых, смелых людей, неординарных, ярких, ищущих смысл жизни. Герои его произведений противопоставляют себя мещанской среде.

Раннее творчество М. Горького относится к традиции романтизма. Писатель выражает неприятие современного ему обществу, живущего по лживой морали. Он отвергает общество, утверждает справедливое и высоконравственное общественное устройство. Так в произведениях М. Горького создается двоемирие, являющееся отличительной чертой произведений романтизма. Герои произведений М. Горького в этом период – романтические мятежники, ведущие активную борьбу с реальной действительностью, доказывающие свою независимость от обывательской жизни, жертвующие собой ради других.

Главная художественная черта ранних произведений М. Горького – соединение в одном произведении характерных черт революционного романтизма и реализма.

Именно освободительное движение стало причиной обращения писателя к романтическим традициям. Такое переплетение романтизма и реализма прослеживаются в таких произведениях:

  • «Макар Чудра»;
  • «Песня о Соколе»;
  • «Челкаш».

В рассказе «Макар Чудра» М. Горький поднимает вопрос о том, что для человек важнее – любовь или свобода? История любви героев произведения изъясняет романтическую идею – свобода важнее и дороже всего в жизни. Романтические герои готовы даже на смерть, лишь бы не жить в подчинении.

М. Горький пытается сказать, что жизнь в одиночестве, пусть даже свободы, теряет свой смысл. Он осуждает жестокость и эгоизм, гордыню, презрение к людям. По мнению писателя, настоящий герой не живет только для себя, он приносить добро людям, и это доказывает образ Данко. Он стремился к свободе, но не для себя лично, а для своего племени, изгнанного в глубь глухого леса. В основе рассказа о Данко – подвиг во имя жизни, во имя свободы. писатель призывает к самопожертвованию. На примере Данко Горький показывает глубину нравственных сил человека и его способность пожертвовать собой во имя блага других.

Готовые работы на аналогичную тему

В ранних романтических рассказах писатель идеализирует своих героев, наделяет их исключительными качествами. А тема любви и свободы являются основными темами произведений этого периода. Писатель в своих рассказах высказывает свою точку зрения на эти проблемы. Высшее начало в человеке – это любовь к свободе.

Герои ранних произведений Горького – это яркие личности, которые не поддаются гнету обстоятельств, а, напротив, активно борются с ними. Это гордые личности, обладающие яркими чувствами и совершающие смелые поступки. Героям характерно одно качество, которое подавляет остальные. Например, у Лойко и Рады – гипертрофированное чувство независимости и собственного достоинства, у Ларры – гипертрофированный эгоизм, у Сокола – стремление к активной деятельности, у Данко – самопожертвование ради благополучия своего народа. При этом героям произведений Горького не знакомы душевное раздвоение, противоречие между чувством, мыслью и действием, характеры героев лишены динамики.

Мировоззренческие проблемы, которые привлекали внимание писателя, обусловили художественное своеобразие его ранних рассказов. Сюжет произведений строится на основе противостояния двух комплексов идей, один из которых несет ярко выраженную положительную оценку. Такая же оценка с развитием сюжета формируется и у читателя. герои, несущие эти идеи, остаются победителями, даже если погибают. Они с самого начала произведения композиционно выделены и противопоставлены другим персонажам, так как они стремятся «жить, а не примиряться». Ввиду того, что герои часто противостоят мещанскому идеалу, они воплощаются в характерных образах «босяков», что проявляется в их речи, стремлении к «вольной природе», конфликте с обществом.

Понятие абсолютной свободы в ранних произведениях М. Горького

Для многих персонажей произведений М. Горького понятие абсолютной свободы является жизненным идеалом. Однако писатель в них показывает, что достичь абсолютную свободу невозможно. А стремление к ней часто приводит к конфликту с обществом.

Главные темы раннего творчества писателя:

  • Соотношение добра и зла;
  • Соотношение силы и слабости;
  • Соотношение свободы и необходимости;
  • Сопротивление действительности.

Герои рассказов М. Горького противостоят реальности, стремятся найти истину, не подчиняются общим правилам, стремятся обрести свободу.

Читайте также:
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне (5): сочинение

В рассказе «Макар Чудра» герой отрицает основы жизни, обрекающей человек на рабское существование. Старый цыган, герой этого рассказа, смелый человек, который стремится к изменению жизни в лучшую сторону, стремится к свободе.

Тема свободы в рассказе «Старуха Изергиль» усложняется. Писатель показывает в этом произведении два пути к свободе. Но если этот путь выбран неправильно, это может привести к противоположному результату. Так, в образе Ларры писатель показывает высшую степень человеческого вольнолюбия и гордости. Герой рассказа хотел «иметь все и сохранить себя цельным», совершив убийство девушки. За это Ларра был изгнан из общества. И казалось бы, вот она, долгожданная свобода. Но такая свобода, полученная ценой несчастья других, способна принести лишь тоску, пустоту и одиночество.

Мировосприятие Горького можно разделить на два начала, развивающихся в самой личности: стремление к понимаю правды жизнь, часто бывающей жестокой и несправедливой, и желание от этой правды отвлечься, уйти от нее в спасительные романтические мечты. Эти позиции у писателя выражаются в столкновении характеров персонажей, абсолютно противоположных друг другу (например, Ларра и Данко, Гаврил и Черкаш, Уж и Сокол). Именно в диалоге двух разных героев писатель раскрывает противоречивость мира.

Максим Горький. «На дне». Новаторство Горького-драматурга. Сценическая судьба пьесы. Теория Литературы. Социально-философская драма как жанр драматургии (начальные представления). «Новый реализм». Героическая концепция личности.

Незаурядность творчества Горького

Своеобразие творчества Максима Горького в том, что выступая во времена начинающейся гибели капитализма, он смог выразить идеи, стремления и эмоции русского народа, общественную деятельность.

М.Горький пытался разобраться в проблемах действительности, познать суть социального несчастья, найти путь к достижению истины и справедливости.

Он отдал много сил организации первой мировой социалистической революции, а затем и процессу созидания коммунистического сообщества и обновленной культуры.

В первый раз рассказ Максима Горького «Макар Чудра» опубликовала газета «Кавказ» (1892 год). Затем писатель стал работать с другими изданиями печати: «Нижегородская листовка», «Самарская газета», «Волжский вестник».

В дальнейшем были выпущены в свет его следующие творения: «Старуха Изергиль»; «Коновалов»; «Челкаш»; «Песня о соколе». Всероссийскую знаменитость и популярность писателю принесли 2 тома рассказов и новелл (1898 год).

От коротких и несложных повествований Горький поэтапно перешел к более значимым произведениям литературы. Появилась поэма «Двадцать шесть и одна» (1899 год), а вскоре и первый роман «Фома Гордеев». Слава Максима Горького сравнялась с популярностью таких художников слова, как А.П. Чехов или Л.Н. Толстой.

Отзывы критиков на создания М.Горького как в России, так и других государствах были крайне разнообразны и многочисленны, вокруг его творчества началась литературная борьба. Влияние писателя распространилось на общественную и литературную жизнь Запада и Востока. М.Горького объединяли крепкие духовные и творческие связи со следующими передовыми зарубежными авторами: Т. Драйзер, Дж. Лондон (США) А.Барбюс, А.Франс, Р.Роллан (Франция) М.Андерсен-Неске (Дания)

Особенности раннего творчества М. Горького

1. Общие характеристики раннего творчества. 2. Главные темы периода. 3. Тема свободы человека на примере рассказов М. Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». 4. Два начала в мировосприятии М. Горького. 5. «Люди дна» в творчестве писателя. 6. Пейзаж, как способ отображения суровой действительности. Я в мир пришел, чтобы не соглашаться. В. Г. Короленко На рубеже XIX-XX веков имя М. Горького стало популярным не только в нашей стране, в России, но и в за рубежом. Его известность приравнивалась к таким литературным
гениям, как А. П. Чехов, Л. Н. Толстой, В. Г. Короленко. Писатель старался обратить взгляд читателей, писателей, критиков и общественных деятелей на филосовско-эстетические проблемы жизни. Именно эти взгляды М. Горького и были отражены в его ранних произведениях. Начало творческого пути М. Горького совпало с тем периодом времени, когда сам человек, по своей сути полностью обесценился, постоянно унижался, становился просто «рабом вещей». Такое положение и понимание человека, заставляло писателя во всех своих произведениях постоянно и упорно искать те силы, которые смогли бы освободить народ. ) Впервые читатель увидел рассказ М. Горького «Макар Чудра» в 1892 году, который был напечатан в газете «Кавказ». Затем его произведения стали появляться и в других печатных изданиях: казанская газета «Волжский вестник», нижегородская газета «Волгарь». В 1895 году М. Горький написал такие известные произведения, как «Челкаш», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». В 1897 году писатель уже сотрудничает и со столичными газетами «Русская мысль», «Новое слово», «Северный вестник». В ранних стихах М. Горького сразу заметно их художественное несовершенство, но уже с самого начала литературной деятельности писатель показал себя, как новатор, как человек стремящейся «вмешиваться в жизнь». В стихотворении «Бей!», которое было написано в 1892 году, а опубликовано лишь в 1963, писатель призывает к борьбе со мраком, к боевой активности. Пусть ад горит в моей крови И сердце злобно плачет [в ней!] Пустое! Все-таки живи, И если руки могут, — бей! Бей мрак, сковавший все кругом. Писатель обращается к новому читателю из народа, «пытливого и жадного до жизни».Он относится к тем людям, которые недовольны современной им действительностью, существующей несправедливостью и стараются всячески изменить жизнь. Так главными темами раннего творчества М. Горького становятся тема соотношения добра и зла, силы и слабости, свободы и необходимости. Ведущей темой у писателя является тема сопротивление действительности. Она раскрывается с помощью образов многих героев, которые противостоят реальности, не подчиняются общим правилам, стремятся найти истину и обрести свободу. Именно такими были герои блестящих произведений М. Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль». В рассказе «Макар Чудра» герой, старый цыган, отрицает основы той жизни, которая обрекает человека на рабское существование. Этот герой — человек смелый, стремящийся к свободе и к изменению жизни в лучшую сторону. В «Старухе Изергиль» эта же тема свободы усложняется. Здесь показано уже два пути к свободе. Данко отдает всего себя без остатка людям, он стремиться сделать их свободными. Герой умирает согрев своим сердцем других, именно эта великая любовь к людям способна творить чудеса. Такое проявление сильной личности в творчестве писателя видно во многих его героях, например, Сокол («Песня о Соколе», 1895 год), Буревестник («Песня о Буревестнике», 1901 год). Но если путь для обретения свободы выбран неправильно, то это может привести к абсолютно противоположному результату. В образе Ларры-получеловека (сын орла и земной женщины) М. Горький показывает высшую степень человеческой гордости и вольнолюбия. Он «хотел иметь все и сохранить себя цельным» совершив преступление — убийство девушки, за что и был изгнан из общества. Казалось бы, Ларра приобрел долгожданную свободу, но свобода ценой несчастья других людей приносит лишь одиночество, тоску и пустоту: «Сначала юноша смеялся вслед людям. смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его — не был человеком. А этот — был человеком». И в итоге от Лары не остается ничего, одна только тоска. Мудрец был прав, когда сказал что: «наказание в нем самом». Само мировосприятие М. Горького можно разделить на два начала, которые развиваются в самой личности. Первое — это стремление к пониманию правды жизни, хотя порой она жестока и несправедлива. Второе начало — желание отвлечься от этой правды и уйти от нее в какие либо романтические, спасительные мечты. У писателя эти две позиции выражаются в столкновении различных характеров героев, и они абсолютно противоположны по отношению друг к другу. К таким контрастным героям можно отнести Лару и Данко, Ужа и Сокола, Гаврила и Челкаша. Именно в диалоге двух таких разных героев раскрывается противоречивость самого мира. Поиск истины усложняется тем, что с одной стороны герои стремятся всегда быть правдивыми, как к самим себе, так и к самой жизни. Но с другой стороны они же видят на сколько сложно многим людям слышать и воспринимать правду. Так в пьесе «На дне» нет одного героя, который бы провозглашал истину. Здесь она рождается из множества голосов героев: Луки, Клеща, Сатина, Пепела. Важное место в творчестве М. Горького занимает тема «бывших людей». Это люди, которые относятся к самым низам общества, и одновременно с этим в них присутствуют поистине высокие эстетические качества. Таковым является Челкаш в одноименном рассказе 1895 года. Этот персонаж отличается своей человечностью, открытой душой и независимостью. По словам М. Горького, босяки для него «необыкновенные люди». Писатель видел, что они живут намного хуже «обыкновенных людей», но при этом чувствуют себя значительно лучше их, так как они не жадные, не душат друг друга и не занимаются одним только накоплением денег. В ранних произведениях для раскрытия общего колорита, эмоционального напряжения и волевых характеров героев, писатель использует прием описания пейзажа. Почти в каждом произведении М. Горького присутствует: всплеск волн, шум ветра, шелест кустов и деревьев, шорох листьев. Такие эпитеты помогают читателю понять все многообразие нашего мира, все его краски. В раннем творчестве писателя сложно провести границу между реальностью и вымыслом. М. Горький на страницах своих книг создает определенный художественный мир, который свойственен только ему. Читатель постоянно сталкивается то с образами стихий (бушующее море, отвесные скалы, дремлющий лес), то с животными олицетворяющими человека (Сокол, Буревестник), а главное с героическими людьми, действующими по зову сердца (Данко). Во всем этом и заключалось новаторство М. Горького — создание новой, сильной и волевой личности.

Читайте также:
«Егор Булычов и другие» («драматическая эпопея о времени и человеке»): сочинение

Итоги творчества

В начале ХХ века были выпущены многотомные собрания сочинений М.Горького: 22 тома в 1923-24 годах в Берлине (значительная часть редактирована автором). Собрание произведений из 30 томов в 1949-55 годах (включая художественные сочинения, письма и критические статьи).

В эпоху серебряного века (на границе XIX–XX веков) Максим Горький был весьма значимой фигурой советской литературы. Художественное мастерство писателя в отображении характера человека, формирующегося в процессе революционного сопротивления, оплодотворило творческое созидание многих авангардных мастеров слова. Творчество Горького послужило ярким примером для писателей всего земного шара.

Драматургическое новаторство Горького связано с концепцией личности в его творчестве. Создание нового типа социально-философской драмы, где конфликт выражен не во внешней и сложной интриге, а во внутреннем движении пьесы, в столкновении идей. Главное внимание автор уделяет самосознанию героев, выявлению их социальных и философских воззрений. Как правило, человек показан через призму восприятия других людей. Герой писателя – активная созидающая личность, реализующая себя на общественном поприще (Данко – один из первых героев этого типа). Герой – носитель идеалов автора – должен преодолевать и побеждать власть социума, к которому он принадлежит.

Концепция социально и духовно активной личности вытекала из системы взглядов Горького, из его миропонимания. Писатель был убежден во всемогуществе человеческого разума, в силе знания, опыта жизни.

Осмысляя свой опыт в драматургии, Горький писал: «Пьеса-драма, комедия – самая трудная форма литературы, трудная потому, что требует, чтобы каждая действующая в ней единица характеризовалась и словом и делом самосильно, без подсказываний со стороны автора».

В пьесе «Дачники» писатель обличает обывательскую интеллигенцию — спокойную и довольную, чуждую забот о благе народа.

Пьеса была обвинительным актом тем вышедшим из простого народа людям, тем «тысячам, изменившим своим клятвам», которые забыли о своем святом долге служить народу, скатились в обывательщину, стали лицемерными, равнодушными, склонными к позерству людьми.

С предельной циничной откровенностью убеждения «дачников» выражает в конце пьесы инженер Суслов: «Мы наволновались и наголодались в юности; естественно, что в зрелом возрасте нам хочется много и вкусно есть, пить, хочется отдохнуть… вообще наградить себя с избытком за беспокойную, голодную жизнь юных дней… Мы хотим поесть и отдохнуть в зрелом возрасте — вот наша психология… Я обыватель — и больше ничего-с. Мне нравится быть обывателем…»

Читайте также:
Смысл истории трех поколений русской семьи в повести М. Горького Дело Артамоновых: сочинение

В то же время «Дачники» показывают раскол интеллигенции, выделение в ней тех, кто не хочет быть «дачниками», тех, кто понимает: так жить, как живут сейчас, «нехорошо». «Интеллигенция — это не мы! Мы что-то другое…Мы — дачники в нашей стране… какие-то приезжие люди. «Мы суетимся, ищем в жизни удобных мест… мы ничего не делаем и отвратительно много говорим…» — говорит задумчивая, серьезная, строгая Варвара Михайловна, которая «задыхается от пошлости». Марья Львовна, Влас, Соня, Варвара Михайловна понимают, как тяжело жить среди людей, которые «все только стонут, все кричат о себе, насыщают жизнь жалобами и ничего, ничего больше не вносят в нее…»

На премьере «Дачников» 10 ноября 1904 года эстетствующая буржуазная публика, поддержанная переодетыми шпиками, пыталась устроить скандал, подняла шум и свист, но основная — демократическая — часть зрителей приветствовала вышедшего на сцену Горького бурной овацией и вынудила скандалистов покинуть зал. Лучшим днем своей жизни назвал день премьеры «Дачников» писатель: «огромная, горячая радость горела во мне… Они шикали, когда меня не было, и никто не смел шикнуть, когда я пришел — трусы и рабы они!»

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: