Герои ранней романтической прозы М.Горького: сочинение

Сочинение на тему: Герои ранней романтической прозы М.Горького.

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 03.01.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Горький – автор совершенно противоречивых высказываний о человеке. Он говорил Чехову: “Нужно быть духом добродетели, чтобы любить, жалеть и помогать таким дерьмовым потрошеным мухам, как мы, жить”. Репин сказал обратное: “Я не знаю ничего лучше, более сложного, более интересного, чем человек”. Он есть все; он даже сотворил Бога”. Это говорит о том, что Горький много думал о человеческой природе и изучал ее. В своих путешествиях по России жизнь “в человеке” давала повод для таких размышлений. Исследования о человеке выражались в таких историях, как “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Челкаш” и др. и воплощались в образе романтического героя.

Герой ранних горьковских романтических сказок многослойный, сложный, но главное для них – свобода и независимость. Их характер, их философия жизни не всегда дается напрямую. Их образ создается легендами, которые они рассказывают, противостоянием с другими героями, пейзажем и портретом.

Одним из таких изображений является изображение Макара Чуда. Идеал Макара Чудры – свободный, гордый человек, который стоит над мирской сферой. Такой человек “знает волю”, “понимает необъятность степи”, “говорит, что морские волны радуют его сердце”. А человек, который не свободен, которого он называет рабом, твердо заявляет, что он родился, чтобы копать землю и умирать, и даже не успевает выкопать себе могилу. Свободолюбивая природа Макара Чудры представлена пейзажем (море, ветер ассоциируется с мятежным духом героя) и портретом (все в нем непоколебимо, характерно: “сильная поза”, “огромная труба”, “густые клубы дыма”, “темные стены”, он не делает ни одного движения и защищает от резких порывов ветра, ведь уроженец Макара Чудры “Свобода ветра”.

Макар Чудра рассказывает легенду о Лоико Зобаре и Радде. Они любили друг друга, но не могли быть вместе, они гордые и независимые личности. “Я свободный человек и буду жить так, как захочу.” “Я люблю тебя, Лойко, больше, чем я люблю тебя”. Герои легенды отражают взгляды самого Макара. За свободу они пожертвовали своей жизнью и любовью. В ней говорится о неразрешимом противоречии между гордостью и любовью, но только смерть может разрешить это противоречие. Для Макара, чуда, их смерть не удивительна, для него они естественны. У него есть своя философия, и он не принимает никакой другой.

Тот же независимый, свободный мужчина – Старуха Изергиль. Ее образ дается в свете идеального человека, его бесконечной любви к людям (Данко) и антиидеального, жестокого индивидуализма (Ларра).

Легенда о Ларре осуждает крайнее презрение к человечеству, индивидуализм сына орла и женщины. Ларра больше всего ценила свободу. Он гордился тем, что пошел на убийство. Наказанием для разума было бессмертие. Имя Ларра означает “изгои” и “изгои”. Вечное одиночество превращается в вечное страдание. Его индивидуализм странен, он превращает свою жизнь в руины. Изергил рассказывает эту легенду в качестве проповеди поколениям.
.
Легенда о Данко прославляет человеческую самоотверженность, способность идти на жертвы. Легенда – это гимн эффективной любви к человечеству. Чтобы вытащить людей из леса, Данко вырвал сердце из груди, и огонь зажег для них дорогу. На фотографии Данко сбылась мечта Горького о человеке с “солнцем в крови”. Однако этой легендой автор говорит, что в мире есть и антигерои, которые могут забыть благородные дела и не восприимчивы к добру. “Осторожный человек, боясь чего-то, наступил ногой на гордое сердце. “И вот она, искрится, затухает.

Читайте также:
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне (3): сочинение

Необычным образом раскрывается образ старого свободолюбивого вора Челкаша. Горький теперь не объясняет образ героя романтическими легендами. Образ Челкаша уже контрастирует с Гаврилой, молодым фермером. Только один из них связан – любовь и свобода, а в остальном герои – антиподы. У них разный социальный статус (Челкаш – бродяга и вор, а Гаврила – фермер), профессия (Челкаш бродит и ворует, занимается пропагандой, Гаврила посвящает себя экономике и земле).

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Герои ранней романтической прозы М.Горького

Образы романтических произведений Горького написаны, как правило, крупным планом: одна, самая характерная черта определяет собой весь облик человека и его поступки. Горький почти не останавливается на их биографиях. Его не интересует процесс становления образов, он рисует уже сложившийся характер.

Ценность и обаяние образов произведений раннего Горького заключается в их возвышенном моральном облике: это характеры цельные и сильные, натуры действенные, смелые. На этих образах лежит печать романтической исключительности и гиперболизации.

Итак, обратимся к некоторым произведениям раннего Горького, чтобы наглядно проиллюстрировать героев этого этапа творчества писателя.

Макар Чудра – герой одноименного рассказа – высшим идеалом считает вольную, бродяжью, цыганскую жизнь. Он яростно отвергает городской уклад жизни: «Смешные они те твои люди: сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько, – он широко повел рукой на степь». Как истинное дитя природы, Чудра свободен от собственнических вожделений, от власти денег.
Как бы в подтверждение слов цыгана о том, что превыше всего свобода, автор передает рассказ о любви прекрасной Радды и мужественного красавца Лойко Зобара. Любовь этих молодых людей вступает в конфликт с неутолимой жаждой свободы. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя», – так говорит гордая Радда. И рождается в ее маленькой головке каприз: пусть гордый Лойко в ноги ей перед всем табором поклонится. Усмехнулся Лойко и на глазах изумленных цыган заколол Радду, а потом, действительно, пал к ее ногам, пронзенный ножом отца Радды. Превыше всего для них, Радды и Лойко, – свобода.

Одно из романтических произведений М.Горького – рассказ «Старуха Изергиль». Старая женщина, много повидавшая на своем веку, поведала две старинные легенды: о сыне орла и женщины Ларре и герое Данко, который ради спасения своего народа пожертвовал собственной жизнью.

Жестоко карает Горький людей себялюбивых, эгоистов. Индивидуалиста Ларру, убившего девушку, не пожелавшую ответить на его любовь, народ решает наказать самым страшным, что есть в жизни, – одиночеством. Вначале юноша смеялся вслед людям, которые бросили его, и только позднее понял, какая это страшная мука – быть одиноким, никем не любимым. Великое благо – жизнь – становится для героя тягостной лямкой: «В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей, ни их поступков – ничего. И все ищет, ходит, ходит… Ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

Читайте также:
«Мать» роман о воскрешении человеческой души: сочинение

В проблему свободы и несвободы Горький вносит новый нюанс: свобода в одиночестве не есть свобода. Свобода как величайшее благо имеет ценность только тогда, когда она связана с близкими людьми, обществом, народом, дружбой, любовью.

Но самый запоминающийся образ романтических произведений Горького, на мой взгляд, – Данко. Потрясает воображение мужество этого юноши. Его племя заблудилось в лесу, и жалкие трусливые люди возроптали на своего вождя. И тогда Данко «разорвал руками свою грудь и вырвал из нее свое сердце. Данко высоко поднял его над головой. Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям, а тьма разлетелась от света его…»

Отношение автора к отверженному Ларре, на мой взгляд, однозначно. Осуждая жизненную позицию этого героя, Горький показывает, к какому результату приводит человека индивидуалистическая мораль. В образе же Данко писатель воплощает свой идеал сильной личности, способной на самопожертвование.

Во всех своих образах Горький видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его слабые и сильные стороны. При этом он выражает свою позицию не прямо, а косвенно, с помощью самых разных художественных средств. В “Старухе Изергиль” связь с традициями романтизма явственно ощущается в резком противопоставлении двух героев, в использовании романтических образов тьмы и света (сопоставление теней Ларры и Данко в легенде о Данко), в гиперболизированном изображении героев ( “В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”).

Изображение красочных пейзажей в “Старухе Изергиль” имеет огромную художественную ценность. Оно не только передает читателю незабываемые впечатления, но и как бы сближает “быль” и “сказку”.

Своеобразие жанра (рассказ в рассказе), играющее в этом произведении большую идейно-художественную роль, позволяет писателю установить связь между легендарными повествованиями, рассказанными Изергиль, и реальной действительностью.

И хочется закончить сочинение словами героини ранней романтической прозы Горького – старухи Изергиль. Эти слова раскрывают основную суть образов Горького этого периода: «Он любил подвиги. А когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно. В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигу».

Романтические герои Горького

Алексей Максимович Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Он является представителем бесконечно талантливого русского народа.

В своих произведениях Максим Горький отразил эпоху, в которой жил. Писатель говорил, что главный источник его творчества — это наблюдение за окружающей жизнью. Чтобы лучше понять людей, молодой Горький исходил всю Россию. Он сменил множество профессий: рыбак на промыслах, ночной сторож, грузчик… Выполняя различные работы, будущий писатель пропускает через себя полученные впечатления, размышляет. Его волнует вопрос, почему в мире так много бессмысленной жестокости. Юноша, будучи неравнодушным человеком, пытается разобраться в этой круговерти жизни.

Первым ярким произведением, с которым Алексей Максимович Горький вошел в литературу, был «Макар Чудра». Рассуждения старого цыгана поражают глубиной и простотой одновременно: «Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому…» «Единственная ценность на земле — свобода, ради нее стоит жить и умереть», — так считают герои этого рассказа. Здесь пока только намечен автором прекрасный романтический порыв человека к свободе. Она является самоцелью, герои не знают, что с ней делать, на что употребить. Это скорее индивидуализм, гордая прихоть каждого, чем достоинство характера.

Читайте также:
Человек в творчестве М. Горького: сочинение

Молодой Горький «размахнулся», показал красоту и силу свободного человека, но еще не знал, куда ее применить, чтобы не погибла она бессмысленно. А именно так, красиво и зря, гибнут эти герои: Радда и Лойко, мечтающие о любви и видящие в ней только путы и цепи, а не возможность обрести счастье и покой. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня…» Здесь каждый из героев хочет доказать свое превосходство, право на первенство и главенство. Здесь нет любви, а скорее игра честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма: герои гибнут прекрасными, молодыми и несломленными.

Алексей Максимович Горький продолжил работу в этом жанре, и романтический мотив прекрасного свободного человека получил новый и глубокий смысл в легендах старухи Изергиль.

Сначала рассказывается о гордом и самолюбивом сыне орла и женщины — Ларре. Осуждается его эгоизм и индивидуализм. «Он презирал людей и думал, что может обойтись без них». В наказание за жестокость его обрекли на одиночество и бессмертие. Жизнь Ларры вне общества становится бессмысленной. Тысячу лет он мыкается неприкаянной тенью, напоминая людям о ценности человеческого общения, товарищества, дружбы.

Свободолюбивая и независимая, старуха Изергиль жила для себя, наслаждаясь молодостью и красотой. Она любила и была любима, свое сердце она отдавала только благородным и отважным борцам. Изергиль никогда не мирилась с людскими недостатками и слабостями. «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам, — говорит она. — И те, которые не находят их для себя, те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней».

В служении людям — подлинный смысл человеческого существования; отдать свою жизнь за других — вот величайшее счастье, доступное человеку. Эту мысль подтверждает легенда о Данко. «Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…»

Он сильный и самоотверженный герой, способный пожертвовать собой, не ожидая никакой ответной благодарности.

Тяжесть жизни и борьба за существование уродуют психику людей, порождают в них злобу, жестокость, хитрость. Но в произведениях Алексея Максимовича Горького появились и персонажи, которые высоко ценят человеческое достоинство, протестуют против унижения, лжи и несправедливости.

Яркий пример калечащего влияния мира капитала на душу человека дан Горьким в рассказе «Челкаш».

Сильный, трудолюбивый и, в общем-то, неплохой парень Гаврила вынужден податься на заработки в город. После тяжелой деревенской жизни Гавриле кажется, что городским все достается легко. Встретившись с бродягой, вором и пьяницей Челкашом, он обретает в его лице помощника, покровителя, «учителя жизни».

Челкаш удивлен низостью, до которой может упасть человек. «Разве из-за денег можно так истязать себя. За пятак себя продаете!»

Этот бродяга отличается благородством и чувством собственного достоинства, но он не герой и не избранник судьбы, а скорее такая же жертва этого бездушного и алчного мира, как Гаврила.

Читайте также:
Роль и значение романа Мать: сочинение

Романтические рассказы Алексея Максимовича Горького зовут к подвигам и великим свершениям, они воспитывают в людях самоотверженность и любовь к окружающим — в этом их главная ценность и неувядаемая свежесть.

Образы героев ранней романтической прозы (Горький Максим)

Горький много думал о смысле жизни, размышлял о самом существовании человека. Писатель много путешествовал, проводил исследования на эту тему. Максим Горький много думал о существовании Бога. Известный писатель того времени, отобразил свои исследования, мысли и знания в следующих произведениях: «старуха Изергиль», «Челкаш» и «Макар Чудра» и т.д.

Герои произведений Горького свободны и независимы. Их образы писатель создает на легендах, которые ему рассказывают люди. Их манеры, характер и жизненный путь не всегда даны понятно и прямо.

Одним из таких образов является образ Макара Чудры. Для этого персонажа идеалом является гордый и свободный человек, находящийся выше житейской сферы. Этому человеку известна «воля», ему понятна «ширь степная», а сердце ему веселит «говор морской волны».

Несвободного человека он называет рабом, утверждая, что рожден он для того, чтобы ковырять землю, а потом умереть, не успев выкопать даже себе самому могилу.

Автор подчеркивает свободолюбивую натуру своего героя при помощи пейзажа: ветер и море олицетворяют мятежный дух героя. Большую роль при этом выполняет портрет: в герое все значительно и непоколебимо: «густые клубы дыма», «громадная трубка», «сильная поза», «темнота стен», герой не делает движений, которые защитят его от порывистых ударов ветра, ведь это стихия, родная Макару Чудре.

Герой рассказывает удивительную легенду о Лойко Зобаре и Радде, которые любили друг друга, однако вместе быть не смогли, поскольку были слишком гордыми и независимыми. Лойко говорит о себе: «Я свободный человек», и добавляет, что будет жить, как хочет. Рада также свободолюбива: «Волю-то, Лойко, я люблю больше чем тебя». Эти герои воплощают взгляды Макара Чудры. Лойко и Радда пожертвовали любовью и жизнью ради свободы. Это свидетельствует о неразрешимости противоречий, существующих между любовью и гордостью, но разрешение этого противоречия возможно только через смерть. Макар Чудра не видит ничего удивительного в смерти героев, для него это вполне естественно. Он живет согласно своей философии и не приемлет другой.

Другим независимым и свободным человеком является героиня другого произведения – Старуха Изергиль. Она выступает в свете двух противоположных образов: Данко – идеального человека, дарящего людям бесконечную любовь и Ларры – антиидеального и жестокого эгоиста.

В легенде о Ларре автор осуждает презрение к людям, которое испытывают индивидуалисты – сын орла и женщина. Более всего Ларра дорожил своей свободой. Его гордость была настолько сильна, что он пошел на убийство. За это он был наказан бессмертием. Имя Ларры имеет значение «отверженный». Он обречен на вечное одиночество, которое становится для персонажа вечным страданием. Его индивидуализм непонятен народу, он ломает его жизнь. Старуха Изергиль рассказывает эту легенду в назидание будущим поколениям.

Легенда о Данко воспевает самоотверженность человека, его способность жертвовать собой. Эта легенда является гимном действенной любви к людям. Желая вывести людей из мрачного леса, Данко вырвал сердце из своей груди, чтобы его огонь осветил им путь. Образ Данко воплощает мечту Горького о человеке, у которого «солнце в крови». Но при этом автор упоминает о том, что есть в этом мире и антигерои, которые способны забыть благородные деяния, они не умеют воспринимать добро. Вот так и в легенде о Данко один осторожный человек из боязни чего-то «наступил на гордое Сердце ногой», после чего «оно, рассыпавшись в искры, угасло».

Читайте также:
Анализ 4 действия пьесы М. Горького «На дне»: сочинение

Две эти легенды являются своеобразным обрамлением рассказа Старухи Изергиль о ней самой, о той любви, которую она дарила людям, и о тех, кто был ей дорог. Ее образ и речь несколько противоречивы: о чувственной любви естественнее рассказывать молодой девушке, чем старухе, «согнутой» пополам временем, чьи «черные когда-то глаза» сейчас были тусклыми и слезились. А сухой голос ее сейчас «звучал странно, он хрустел, словно старуха говорит костями». Героиня противопоставляет собственную жизнь и жизненный путь Ларры. По ее мнению, она не была индивидуалисткой, как Ларра. Но автобиографический герой видит сходство героев. Ларре «нет жизни, и смерть не улыбается ему». Теперь он подобен тени и вечно будет оставаться таким. Изергиль тоже живая, но уже «иссушенная временем, без тела, без крови», в ее сердце отсутствуют желания, в глазах нет огня. Она «тоже почти тень». Кроме того, они одинаково относятся к людям, которых некогда любили. Изергиль никогда не встречалась позже с теми, кого когда-то любила. Она говорит, что это «нехорошие встречи», будто «с покойниками». Однако, невзирая на близость образов Ларры и Изергиль, героиня мысленно стремится к Данко, который воплощает наивысший идеал самопожертвования и любви. Героиня желает рассказать людям о важной роли любви в жизни.

Автор своеобразно раскрывает и образ Челкаша – старого вора, любящего свободу. Теперь Горький не окружает романтическими легендами образ своего героя. Челкаш сейчас противопоставляется Гавриле, молодому крестьянину. Их объединяет только одно – свобода и любовь, а в остальном они антиподы. У героев разное социальное положение: Гаврила – крестьянин, а Челкаш – вор и бродяга; разные занятия в жизни: Гаврила занимается хозяйством, любит землю, а Челкаш ворует и странствует, занимается пропагандой; различны и портреты героев: Гаврила «широкоплеч, коренаст», у него русые волосы, обветренное лицо и большие голубые глаза, глядящие на мир доверчиво и добродушно, Челкаш же похож на степного ястреба, «он был бос», одет в старые штаны и в грязную ситцевую робу. По-разному относятся герои и друг к другу: Макар Чудра видит в Гавриле самого себя, поэтому относится к нему с пониманием и жалостью. Гаврила же не понимает Челкаша и легко может оскорбить его. Жизненные позиции героев также различны. Гаврилу захватили низменные интересы, он позабыл о свободолюбии ради жажды наживы. Челкаш, является вором и асоциальным элементом, но стремился к идеалу и свободе.

Горький изобразил своих романтических героев в свойственной им сложности и многогранности, поскольку считал: «Естественное состояние человека – пестрота».

Слово в ранних произведениях М. Горького

Любовь Горького к слову хорошо известна. Он призывал молодых литераторов “слышать и видеть язык”, глубоко продумывать свои произ ведения, с тем чтобы избегать “хлама торопливых и непродуманных слов”. Конечно, говоря о слове, писатель имел в виду не только сами слова, но также словосочетания, предложения и вообще язык.
Как можно понять выражение “слышать и видеть язык”? Попробуем ответить на этот вопрос, анализируя ранние рассказы Горького. Я думаю, что прежде всего он хотел этим сказать, что литературное произведение должно опираться на речь народа. Сам Горький очень широко пользуется оборотами и выражениями народного языка. Создавая образ того или иного героя, автор большое внимание уделяет тому, как этот герой должен говорить, и потому речь старого цыгана Макара Чудры отличается от речи молодого татарина в рассказе “Хан и его сын” или от речи заключенных в рассказе “Зазубрина”. Так, например, Макар Чудра часто прерывает свой рассказ обращением к собеседнику, называя его соколом. “Ты славную долю выбрал себе, сокол”; “вот она какова была Радда, сокол”. В подобном обращении мы видим образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы. Чудра свободно переделывает некоторые географические названия тех мест, по которым кочевали цыгане: “Галичина” — вместо Галиция, “Славония” — вместо Словакия. В рассказе “Хан и его сын” молодой татарин, ханский сын Амалла, по восточной традиции показывая уважение к отцу, обращается к нему “повелитель отец”. Мусульманская вера хана и его сына выражается в том, что они все время взывают к Аллаху. “И мне такое же твердое сердце дай, о Аллах!”
Есть и другая сторона у высказывания Горького о необходимости “слышать и видеть язык”. Литератор должен так писать, чтобы, читая или слушая его,*можно было как бы слышать звуки реального мира, видеть реальные образы окружающей действительности. Именно в этом и заключается для Горького мастерство писателя. Такая объемистость речи достигается ее образностью и точностью определений. Рассказ “Макар Чудра” полон образных сравнений, точно передающих картины мира, чувства и настроения людей. “Улыбка — это целое солнце”; “Лойко стоит в огне костра, как в крови”; “сказала, точно в нас кинула”; “зашатался, как сломанное дерево. ” Точные определения действительно позволяют увидеть живой образ. Описывая дочь Чудры, Нонку, Горький говорит, что на ее лице замерла “надменность царицы”, и мы сразу видим неприступную цыганскую красавицу. Когда мы читаем, как очи Лойко “темнее. смотрят”, мы сразу понимаем, что именно происходит в душе героя.
Особый интерес представляет использование писателем глаголов со значением действия по отношению к неодушевленным предметам. Горький как бы одушевляет их и тем самым изображает природу живой, находящейся в движении. Особенно отчетливо это проявляется в его романтических рассказах. Рассказ “Макар Чудра” начинается с описания природы. Мы видим и слышим, как “мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море”, как “темнота степи мертво молчит”, “море шепчется с берегом, и ветер носит его шепот по степи”. В “Старухе Изергиль” как живой описан темный и страшный лес, через который должны были идти люди: “. там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота”. В рассказе “Челкаш” “жаркое солнце смотрит в зеленое море”, “суда глубоко вздыхают”, “волны бьются и ропщут”. Приведенные примеры показывают, как можно “слышать язык”. Произведения Горького наполнены звуками. И если в рассказе “Макар Чудра” мы слышим “мертво молчавшую темноту степи”, то в “Чепкаше”, напротив, с самого начала на нас обрушивается лавина самых разнообразных звуков. “Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, металлический вопль железных листов, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег”. Звуки, издаваемые предметами, как бы начинают властвовать над людьми, так автор проводит одну из идей данного рассказа. “Созданное ими, — пишет Горький, — поработило и обезличило их”.
Звуки окружающего мира, получившие своеобразное воплощение в языке писателя, напоминают о еще одной черте ранних произведений Горького — их музыкальности. Музыка как бы является фоном для развития повествования. Музыка сопровождает всю историю о судьбе Лойко и Радды. Перед тем как старуха Изергиль начинает рассказывать свои легенды, мы слышим мелодичные песни. “Кто-то играл на скрипке. девушка пела мягким контральто. ” Как только старуха закончила говорить о Ларре, вновь зазвучала музыка. Интересно, как Горький описывает эту музыку: он заставляет не только услышать, но и увидеть ее, достигая с помощью слов эффекта звучания. “Каждый голос женщин звучал совершенно отдельно, все они казались разноцветными ручьями и, точно скатываясь откуда-то сверху по уступам, прыгая и звеня, вливались в густую волну мужских голосов, плавно лившуюся кверху, тонули в ней, вырывались из нее, заглушали ее и снова один за другим взвивались, чистые и сильные, высоко вверх”. Писатель считает, что музыка обладает даже большей выразительностью, чем слово, и иногда, рисуя образ героя, как бы отдает предпочтение музыке. “О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает”. Такое определение — авторская находка, оно красиво и нестандартно.
Не все обороты речи, выбранные Горьким, кажутся мне такими же интересными и удачными. В том же рассказе “Макар Чудра” меня поразило обилие метафор и сравнений, но далеко не все они являются находкой автора. Некоторые из них банальны и затерты, например: “сабля сверкает, как молния”, “скакал так, что земля дрожала”, “пыль взвилась тучей”, “мудр, как старик”, “качается, как ковыль под ветром”. Такие сравнения встречаются часто, и не только в художественных произведениях, но и в обычной разговорной речи. Не совсем удачно словосочетание “аквамариновая” вода моря в рассказе “На соли”, так как аквамарин и есть цвет морской воды. Кажется навязчивым выражение “вырвать из груди сердце”, которое мы встречаем и в “Макаре Чудре”, и в “Старухе Изергиль”, и в “Матери”. Удивляют некоторые повторы как формы, так и содержания, то есть почти одинаковые фрагменты в текстах разных произведений. Так, начало рассказа “На соли” очень напоминает начало рассказа “Емельян Пиляй”. “Рыбак. сплюнул в сторону, посмотрел в голубую даль моря и меланхолически замурлыкал в бороду себе какую-то песню” (“На соли”). “Емельян Пиляй. вздохнул, сплюнул и, повернувшись на спину, посвистывая, стал смотреть на безоблачное, дышавшее зноем небо”. Правда, можно-предположить, что это — особый художественный прием, которым Горький связывает в единое целое два произведения, близких по содержанию (оба рассказа написаны в одном году).
В целом, безусловно, язык горьковских произведений, особенно ранних романтических, необычайно ярок и выразителен.

Читайте также:
Художественное своеобразие романа М. Горького Мать: сочинение

Сочинение: Слово в ранних произведениях М. Горького

А, и ты иногда страдаешь, что мысль не пошла в слова. Это благородное страдание, мой друг, и дается лишь избранным.

Ф. М. Достоевский. «Подросток»

Любовь Горького к слову хорошо известна. Горький призывал молодых литераторов «слышать и видеть язык», глубоко продумывать свои произведения, с тем чтобы избегать «хлама торопливых и непродуманных слов». Конечно, говоря о слове, Горький имел в виду не только сами слова, но также словосочетания, предложения и вообще язык.

Как можно понять Горького «слышать и видеть язык»? Попробуем ответить на этот вопрос, анализируя ранние рассказы писателя.

Я думаю, что прежде всего Горький хотел этим сказать, что литературное произведение должно опираться на речь народа. Сам Горький в своих произведениях очень широко пользуется оборотами и выражениями народного языка. Создавая образ того или иного героя, Горький большое внимание уделяет тому, как этот герой должен говорить, и потому в его произведениях речь старого цыгана Макара Чудры отличается от речи молодого татарина в рассказе «Хан и его сын» или от речи заключенных в рассказе «Зазубрина».

Так, например, Макар Чудра по цыганской традиции перебивает свой рассказ обращением к собеседнику, называя его соколом: « – Эге! Было, сокол. », « – Вон он какой был, сокол. », « – Вот она какова была Радда, сокол. », «Так-то, сокол. »

В обращении «сокол» мы видим образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы. Чудра свободно переделывает некоторые географические названия тех мест, по которым кочевали цыгане: «Галичина» — вместо Галиция, «Славония» — вместо Словакия. В его рассказе часто повторяется слово «степь», так как степь была основным местом жизни цыган: «Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девушку в степь. », «Ночь светлая, месяц серебром всю степь залила. », «На всю степь гаркнул Лойко. » и др.

В рассказе «Хан и его сын» молодой татарин, ханский сын Амалла, по восточной традиции, показывая уважение к отцу, обращается: «Повелитель отец. »

Читайте также:
М.Горький. В людях.: сочинение

Мусульманская вера хана и его сына выражается в том, что они все время обращаются к Аллаху. «И мне такое же твердое сердце дай, о Аллах!» Но у высказываний Горького о необходимости «слышать и видеть язык» есть и другая сторона. Литератор должен так писать, чтобы, читая или слушая его, можно было как бы слышать звуки реального мира, видеть реальные образы окружающей действительности. Именно в этом и заключается для Горького мастерство писателя. Такая объемистость речи достигается ее образностью и точностью определений.

Рассказ «Макар Чудра» полон образных сравнений, точно передающих картины мира, чувства и настроения людей: «Улыбка — это целое солнце», «Лойко стоит в огне костра, как в крови», «Сказала, точно в нас кинула», «Зашатался, как сломанное дерево. »

Точные определения Горького действительно позволяют увидеть живой образ. Описывая Нонку, Горький говорит, что на ее лице замерла «надменность царицы», и мы сразу видим неприступную цыганскую красавицу. Когда мы читаем, что очи Лойко «темнее. смотрят», мы сразу понимаем, что происходит в душе героя. Особый интерес представляет использование Горьким глаголов со значением действия по отношению к неодушевленным предметам. Горький как бы одушевляет их и тем самым изображает природу живой, находящейся в движении.

Особенно отчетливо это проявляется в его романтических рассказах. Рассказ «Макар Чудра» начинается с описания природы.

Мы видим и слышим, как «осенняя мгла ночи вздрагивает и, пугливо отодвигаясь, открывает безграничную степь», «темнота степи мертво молчит», «море шепчется с берегом, и ветер носит его шепот по степи».

В «Старухе Изергиль» как живой описан темный и страшный лес, через который должны были идти люди: «там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в ил болота. », «когда ветер бил по вершинам деревьев, лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню, а когда грянула гроза, деревья глухо и грозно зашептали. »

В рассказе «Челкаш»: «Жаркое солнце смотрит в зеленое море», «суда глубоко вздыхают», «волны бьются и ропщут».

Читайте также:
Слово в ранних произведениях М. Горького: сочинение

Приведенные примеры показывают, как можно «слышать язык». Рассказы Горького наполнены звуками. И если в рассказе «Макар Чудра» мы слышим «мертво молчавшую темноту степи», то в рассказе «Челкаш», напротив, с самого начала на нас обрушивается лавина самых разнообразных звуков. Все вступление к рассказу посвящено звукам, шуму. Звуки, издаваемые предметами, звуки человеческой речи как бы начинают властвовать над людьми. «Созданное ими, — пишет Горький, — поработило и обезличило их».

Звуки природы, получившие своеобразное воплощение в языке писателя, напоминают об еще одной черте ранних произведений Горького — их музыкальности. Музыка как бы является фоном для развития повествования. Музыка сопровождает весь рассказ «Макар Чудра» о судьбе Лойко и Радды.

Перед тем как старуха Изергиль начинает рассказывать свои легенды, мы слышим мелодичные песни. «Кто-то играл на скрипке. девушка пела мягким контральто. » Как только старуха закончила свой рассказ о Ларре, вновь зазвучала музыка. Интересно, как Горький описывает эту музыку, он заставляет не только услышать, но и увидеть ее, достигая с помощью слов эффекта звучания.

«Каждый голос женщин звучал совершенно отдельно, все они казались разноцветными ручьями и, точно скатываясь откуда-то сверху по уступам, прыгая и звеня, вливаясь в густую волну мужских голосов, плавно лившуюся кверху, тонули в ней, вырывались из нее, заглушали ее и снова один за другим взвивались, чистые и сильные, высоко вверх». Горький считает, что музыка обладает даже большей выразительностью, чем слово, и иногда, рисуя образ героя, как бы отдает предпочтение музыке.

«О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку как свою душу знает».

Красота Радды — это прекрасная музыка, но совсем другую песню мы слышим в рассказе «Двадцать шесть и одна», это протяжное пение, «жалобно-ласковый мотив которого всегда облегчает тяжесть на душе поющего», «и в любой момент может погаснуть и заглохнуть под тяжелым потолком подвала», «но когда ее подхватывает несколько голосов, она способна раздвинуть серые стены тюрьмы», «она бьется о камни, стонет, плачет и оживляет сердце, тихо щекочущей болью, бередит в нем старые раны и будит тоску».

Читайте также:
Смысл истории трех поколений русской семьи в повести М. Горького Дело Артамоновых: сочинение

Необычным является построение некоторых рассказов. Это относится в первую очередь к началу рассказа «Макар Чудра». Начало рассказа построено в форме диалога, но в этом диалоге слышится голос одного человека, и только из реплик этого одного говорящего мы догадываемся о реакции и возможно ответных репликах его собеседника.

« – Учиться и учить, говоришь ты?» — спрашивает Макар Чудра автора в ответ на какую-то его реплику, о которой мы можем только догадываться. Такую форму диалога я не встречала у других писателей. И эти своеобразные формы фраз привлекают внимание.

Но не все обороты речи, выбранные Горьким, кажутся мне такими же интересными и удачными. В том же рассказе «Макар Чудра» меня поразило обилие метафор и сравнений, но далеко не все они являются находкой автора. Некоторые из них банальны и затерты, например: «сабля сверкает, как молния», «скакал так, что земля дрожала», «пыль взвилась тучей», «мудр, как старик», «качается, как ковыль под ветром».

Такие сравнения встречаются часто, и не только в художественных произведениях, но и в обычной разговорной речи.

Не совсем удачно словосочетание «аквамариновая» вода моря, в рассказе «На соли», так как аквамарин и есть цвет морской воды (аква – вода, марина – морская).

Кажется навязчивым выражение «вырвать из груди сердце», которое мы встречаем и в «Макаре Чудре», и в «Старухе Изергиль», и в «Матери».

Удивляют некоторые повторы как формы, так и содержания, то есть почти одинаковые фрагменты в текстах разных произведений.

Так, начало рассказа «На соли», очень напоминает начало рассказа «Емельян Пиляй»:

«Рыбак. сплюнул в сторону, посмотрел в голубую даль моря и меланхолически замурлыкал в бороду себе какую-то песню» («На соли»).

«Емельян Пиляй. вздохнул, сплюнул и, повернувшись на спину, посвистывая, стал смотреть на безоблачное, дышавшее зноем небо» («Емильян Пиляй»).

Правда, можно предположить, что это — особый художественный прием, которым Горький связывает в единое целое два рассказа, близких по содержанию (оба рассказа написаны в одном году).

Сочинения по творчеству Горького

Творчество Максима Горького правдиво и глубоко подвергает беспощадной критике пороки буржуазного строя и показывает, как силы пролетарской революции противостоят эксплуататорам.

Начало литературной деятельности писателя относится к 1892 году. В 1898 оду выходят отдельным изданием 2 -го его сборника «Очерков и рассказов». В течение 6 лет он написал великое множество интереснейших работ. С первых же своих произведений и в течение всего творческого пути Горький показывает ряд образов, к которым он испытывает страстную ненависть и презрение. Наряду с хозяевами жизни изображены люди из народа. Это и чернорабочие соляных промыслов из произведения «На соли» и просто бродяги из рассказа «Дед Архип и Ленька», люди, выброшенные на улицу босяки из таких работ, как «Челкаш» и «Бабушка Акулина».

Читайте также:
Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького На дне?: сочинение

Эти творения драматичны по содержанию, так как здесь происходят сложные конфликты между людьми, по-разному изуродованными самодержавием. Так, в рассказе «На соли» Горький показывает, как в условиях гнета и насилия рождается жестокость, в людях истребляется все человеческое. Но истинно человеческие чувства не могут быть окончательно убиты, они пробуждаются и здесь. Виноватыми оказываются те люди, которые звереют от непосильного труда. Таковы условия жизни, противные человеческой природе.

В рассказах о босяках Горький вскрывает те причины, которые заставляет представителей разных классов общества капиталистов сделаться босяками и попасть на дно. Очень характерен в этом отношении произведение «Злодеи», где рассказывается о том, как молодой деревенский парень в поисках работы попадает в город, становится босяком и совершает вместе с товарищем нелепое убийство. Создание повести является еще одним шагом в идейно-художественном развитии Горького. Он впервые здесь дает широкую картину жизни при капиталистическом строе. Такой работой является «Фома Гордеев», где показана борьба идет внутри класса, и главный герой становится жертвой враждебных человеческой природе отношений, созданных природой. В 1900-хгодах Горький все больше создает драматические труды, где идет обличение буржуазной интеллигенции всех толков. Так, появляются пьесы «На дне», «Дачники», «Враги». Но самым известным произведением писателя является роман «Мать», где ясно прослеживается отношение Горького к реформам в обществе. В творении показана борьба за новую жизнь, что давало неоднозначные мнения по этому поводу среди критиков.

2 вариант

Творческая деятельность Максима Горького представляет собой целую эпоху в развитии человечества, а также период, когда был сокрушен империализм, и произошла Октябрьская революция. Писатель, который вышел из низших слоев, тесно связанный с рабочим классом, является выразителем 3-го этапа освободительной борьбы.

Начало литературного пути Горького относится к 1892 году. Через 7 лет выходят 2 томика его «Очерков и рассказов». Его ранние произведения отличаются большим разнообразием по своей тематике и по своим жанровым особенностям. Это время напряженных творческих исканий писателя. Он разоблачает угнетателей с их мещанскими настроениями. Борьба с мещанством является одной из ведущих линий творчества. Так, в рассказе «Озорник» журналист Истомин когда-то мечтал о том, чтобы послужить народу, но постепенно он утрачивает свои высокие стремления, и устроившись в жизни, становится мещанином.

Продолжая лучшие традиции демократической литературы критического реализма, Горький показывает жизнь народа, наполненную лишениями и страданиями. В людях из народа, изображенных в рассказах « Дед Архип и Ленька», «Горемыка Павел « и др. мы видим высокие благородные чувства, которые часто не находят ни выходы, ни применения, а лишь стихийное пробуждение сознания в массах. В рассказах о босяках писатель раскрывает те причины, которые заставили представителей капиталистического общества опуститься на дно жизни.

В реалистических рассказах о босяках герои выступают иногда в романтическом образе, как например, Челкаш, Коновалов, Мальва. Морские и степные просторы, на фоне которых они показаны, подчеркивают широту их натуры, любовь к вольной жизни. В период между 1901-1906 годами писатель создал ряд пьес и переход к драматургии не случаен, так как он видел в театре трибуну, которая давала возможность при непосредственном общении с массами с особой остротой поставить самые острые злободневные вопросы современности. В пьесах об интеллигенции «Дачники», «Дети солнца», «Варвары» Горький показывает резкое классовое расслоение интеллигенции и обреченность культуры эксплуататоров. Одним из ярких произведений в творчестве стал роман «Мать», который призывал пролетариат объединиться для борьбы, выполняя одну из важных задач, выдвинутых большевиками

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: