Характеристика образа Сатина Константина: сочинение

Сочинение: Образ Сатина в пьесе «На дне» (М. Горький)

(529 слов) Одним из самых запоминающихся и колоритных героев пьесы «На дне»является Константин Сатин — шулер и бывший каторжник, который часто беседует с обитателями ночлежки и выражает свою «правду» — особый взгляд на мир. Чтобы лучше понять замысел Горького, рассмотрим образ Сатина, одного из самых ярких персонажей пьесы, подробнее.

Листая страницы известного произведения, читатель узнает, что Константин Сатин является мужчиной среднего возраста. Этот герой придерживается очень твёрдых атеистических и нигилистских убеждений, с которыми шагает по жизни. Он пьет, мошенничает, пропагандирует лень и антиобщественный образ мышления: «Просто обременяй землю» — таков девиз Константина. Он не считает нужным работать ради блага общества, которое его презирает.

Чтобы понять героя, важно знать его предысторию. Писатель рассказывает читателю о том, как Сатин оказался в ночлежном доме: однажды Константин заступился за честь собственной сестры и совершенно случайно стал убийцей человека. Герой оказался в тюрьме. Именно там Сатин научился играть в карты и жульничать. И далее жизнь Константина окончательно сломалась: «После тюрьмы — нет ходу!». Персонаж пристрастился к алкоголю, остался без крыши над головой. В итоге Сатин очутился в ночлежном доме рядом с такими же опустившимися людьми. Из работящего, образованного, жизнерадостного человека, который имел представление о чести и семейных ценностях, он превратился в циничного бродягу.

Константин Сатин отличается довольно прямолинейным характером. Герой смело может сказать другим обитателям ночлежного дома правду в глаза, какой бы печальной и горькой она ни оказалась. Жалость не свойственна Константину. В его понимании она не имеет никакого смысла, ведь унижает личность. Сатин убеждён, что каждый человек вправе сам выбирать свою судьбу, но должен сам отвечать за свой выбор и принимать данность такой, какая она есть. Поэтому у персонажа сложилось такое отношение к состраданию. По мнению Константина, каждый человек сам отвечает за все свои поступки и сам распоряжается своей жизнью. Вполне логично, что в этом случае «правда — бог свободного человека».

Также герой убеждён, что каждый человек в жизни должен заниматься любимым делом. Его деятельность должна приносить лишь наслаждение и удовольствие. В противном случае личность потеряет свою драгоценную свободу и станет рабом нелюбимого труда.

Как показывает автор, Константин уже смирился с осуждением со стороны окружающих его людей, которые повесили на героя клеймо закоренелого преступника. В связи с этим персонаж не пытается иначе построить свою жизнь, направив ее в правильное русло. Константин Сатин ощущает себя опустившимися и потерянным человеком, он признает этот факт и, как ни странно, испытывает некую гордость, ведь не встраивается в систему общественных отношений, которая ему ненавистна. Как считает Сатин, человеку, подобному ему, нет никакого смысла стремиться к чему-то иному.

Можно утверждать, что русский писатель воплотил некоторые свои мысли, взгляды и убеждения в образе Константина Сатина. Данный герой отличается от остальных героев знаменитого произведения Максима Горького «На дне»: мы видим интеллигентного, гордого и свободолюбивого человека, получившего прекрасное образование, но ставшего жертвой дискриминации в обществе. Этот персонаж обладает способностью самостоятельно вершить свою судьбу, именно речью своего героя писатель убеждает читателя в необходимости активных действий. Но мудрые слова Сатина противоречат его жизненной позиции и образу жизни. Ведь герой сознательно отказывается от стремления к изменению своей жизни в лучшую сторону. Именно Константину Максим Горький отвёл роль «проповедника» правды в своём известном произведении, потому что, в отличие от иных героев, только он обладает внутренним стержнем для этой роли. Но его идеи не выдерживают столкновения с социальной действительностью, где «после тюрьмы — нет ходу».

Какова роль образа Сатина в пьесе М. Горького На дне?

История появления в ночлежке

Константин или Костянтин Сатин был до жизни в ночлежке телеграфистом. Он много читал и поэтому знает сложные умные слова. Сатину они нравятся. Слова напоминают о веселом беззаботном прошлом, молодости парня:

  • трансцендентальный;
  • макробиотика;
  • фата-моргана.

Сатин любил плясать и играть на сцене. Выступления были, вероятно, веселыми, потому что

Честный парень ценил семью. Он встал на защиту сестры и по неосторожности убил человека. В тюрьме провел 4 года и 7 месяцев. После тюрьмы никуда не смог пристроиться:

«арестант, убийца, шулер…»,

нет ходу таким людям. Попал в костылевский подвал. Чтобы доставать деньги на жизнь и пьянку, Константин стал шулером.

Образ Сатина в пьесе «На дне» (Горький)

В своей пьесе «На дне» Максим Горький впервые в русской литературе изобразил не просто людей низшего класса, а людей, которых нельзя отнести ни к одной социальной группе. Выкинутые жизнью на обочину обитатели убогой ночлежки утратили не только своё общественное положение, богатство и влияние, но и человечность, и смысл жизни. Одним из самых ярких представителей этого мира является карточный шулер Сатин, играющий одну из важнейших ролей в произведении.

Читайте также:
Проблематика ранней прозы Максима Горького: сочинение

Когда-то Сатин работал в театре, но, защищая честь своей сестры, совершил убийство и попал в тюрьму. Выйдя на свободу, он уже не смог реализоваться и докатился до ночлежки и карт. Даже по сравнению с другими такими же опустившимися людьми он кажется ещё более озлобленным и бесчеловечным. Он осознаёт весь ужас ситуации, в которой оказался, но, будучи не способным «подняться на верх», впал в апатию и пессимизм. Его протест выражается в нежелании работать и презрении, как к окружающим, так и к себе.

По ходу пьесы в ночлежку попадает странник Лука. Добрый богобоязненный старичок искренне жалеет несчастных людей. Утешительными словами и обещаниями лучшей доле он изменяет саму атмосферу некогда мрачного места. Актёр обретает надежду на исцеление от алкоголизма, а Пепел решает завязать с воровством и начать новую жизнь со своей возлюбленной Наташей. Однако Сатин не верит Луке, а все его увещевания считает вредными и далёкими от реальности. К сожалению, именно этот опустившийся, живущий без веры и надежды человек оказывается правым. Из-за внешних обстоятельств Пепел попадает в тюрьму за убийство, Наташа бесследно исчезает, а Актёр заканчивает жизнь самоубийством.

Однако в самом конце, когда отчаяние снова сгустилось над персонажами пьесы, Горький вкладывает в уста Сатина пламенную речь, отображающую идеи самого автора. Понимая и защищая Луку, герой заявляет, что не жалость и сожаления спасут человечество, а долгий и упорный труд. Именно тот, кто способен трезво взглянуть на мир и в итоге изменить его, победив обстоятельства, достоин называться «человеком». И настоящему «человеку» не нужна жалость. К сожалению, из всех нахлебников только честно работающий кустарь Клещ, возможно, сумеет однажды стать «человеком», о котором говорил правдолюб.

Образ Сатина-неотъемлемая часть всей пьесы «На дне». Именно устами этого персонажа Горький провозглашает идею всесильности человечества, которое способно изменить под себя всю вселенную, построив дивный новый мир.

Автор: Михаил Щепин
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Положительная характеристика персонажа

Сатин считает, что труд должен приносить удовлетворение, радовать человека. Труд, который в тягость, превращает личность в раба, жизнь в беспросветное рабство. Высказывание персонажа: «Когда труд удовольствие – жизнь хороша!», стала крылатой. Сатин отличается положительными чертами характера:

  • Умение увидеть правду.
    Сатин понимает, что Лука обманул. Нет городов с правдой, с лечебницами для отравленных вином. Это фантазия, вымысел, сказка для доверчивых.
  • Рассудительность.
    Константин рассуждает о судьбе без эмоций, спокойно. Такое поведение «греет сердце».
  • Ум.
    Постояльцы признают, что Сатин неглупый человек. Жулик должен быть умным, ему требуется просчитать свою выгоду, найти возможность нажиться за счет других.
  • Веселье.
    Сатин не унывает. Он относится ко всему философски, с юмором.
  • Образованность.
    Константин не потерял всего, что знал. Он доказывает это действиями. Сатин читал книги о лжи из жалости. Он пытается остановить
  • Луку, предупредить гибель Актера, но не может изменить судьбу других.

Жильцы называют мужчину приятным, к нему нет жалости или неприязни. Все относятся ровно или с интересом.

Характеристика Константина Сатина

Константин Сатин – мужчина лет сорока, он является пьяницей и ночлежка – единственное место, где он может выспаться и привести себя в порядок. Мужчина увлекается игрой в карты и шулерством. Сатин опустился на самое дно, с которого вряд ли сможет подняться наверх. При этом он не всегда был таким. Герой очень образован и начитан, многое понимает в этой жизни. Себя он считает уже мертвым человеком, что подтверждается следующими цитатами Актера и Сатина:

“Актер: Однажды тебя совсем убьют… до смерти…

Сатин. А ты – болван Потому что – дважды убить нельзя…”

Сатин очень часто размышляет о месте человека в этом мире. он считает, что работа человека должна быть в удовольствие, иначе это не работа, а рабство. Именно поэтому Сатин и не хочет трудоустраиваться, потому что хочет оставаться свободной личностью. Его умозаключения имеют философский смысл:

…Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да!

Читайте также:
Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького На дне): сочинение

Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь – рабство. ”

Вспоминая свое прошлое, Сатин рассказывает, что в молодости он был телеграфистом, много читал и весело проводил время. потом за убийство он попал в тюрьму, где отсидел четыре с половиной года. Оказывается Сатин на дне после тюрьмы. Попал он туда, так как заступился за родную сестру и убил подлеца. По признанию самого героя после тюрьмы его жизнь пошла под откос.

Отрицательные черты

В ночлежке не мог оказаться человек с честными взглядами и чертами характера. Все персонажи пьесы реальны, в них смешано плохое и хорошее. Сам персонаж называет себя «мертвым». Он потерял душу, разменял ее на пьянство и драки. Какие отрицательные черты ярко выделяются в герое:

  • Шулерство и обман.
    Люди на улице сторонятся мужчину. По его внешности видно, что он жулик и шарлатан, проигрывается мужчина «вдребезги», но это его не останавливает.
  • Тунеядство.
    Константин не хочет работать. Он признается, что обременяет землю, не приносит никому пользы.
  • Бесчестность.
    Для мужчины в жизни нет места честности. Она приведет их к голоду и смерти.
  • Скрытность.
    Немногословен мужчина, когда его начинают расспрашивать о своей жизни. Он не ищет собеседников, не пытается успокоить себя лживыми рассказами.

Сатин пьянствует. Он заводит в ночлежке приятеля Актера и не гнушается попрошайничать, когда своих денег на водку не хватает.

Большой Бейсуг

Задумывая свою пьесу «На дне», Горький опирался на образы реальных людей, реальные события и факты. Он посещает ночлежки, приюты. Хитров рынок, существовавший в то время в Москве, был скопищем воров, нищих, проституток и других людей, скатившихся на самую последнюю ступень жизни. Именно с них и рисует Горький своих героев. Один из самых ярких персонажей а пьесе — Сатин.

Горький не называет его по имени, подчеркивая тем ненужность самой жизни Сатина. Живет тот в ночлежке Костылева, подавляющей уже одним своим интерьером: тяжелые своды, законченные стены с обвалившейся штукатуркой, грязный стол и табуретки, нары вдоль стен. Уже одно это не оставляет человеку никакого шанса.

Впервые мы встречаемся с Сатиным, когда он просыпается в ночлежке. Впечатление о человеке складывается с первых минут: Горький наделяет Сатина чем-то звериным. Сатин лежит на нарах и рычит. В этом выражается его боль, усталость и отвращение к такой жизни. За пристрастие к картам его когда-нибудь «совсем убьют до смерти», но Сатин уже не считает себя живым человеком. «Дважды убить нельзя», — говорит он. А ведь Сатин не всегда был таким. Это был «рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей». А потом… бывает случается что-то непоправимое, это решает всю дальнейшую судьбу. Сатин убил человека из-за родной сестры и отсидел за это четыре года и семь месяцев. «А после тюрьмы нет ходу!».

Сатину говорят: «Легко ты жизнь переносишь!». Но ему приходится не так просто как может показаться. Он скептически ко всему относится, насмехается над собой и окружающими. Но это всего лишь способ отгородиться от реальности, потому что ничего обнадеживающего для него в ней нет. «А кому хорошо жить? Всем плохо». Сатину, может быть, даже хуже, чем остальным. Он раньше много читал, мог назвать себя образованным человеком, Сатин отлично осознает, что то, как они живут, нельзя даже назвать жизнью. Он и любит «непонятные, редкие слова», потому что они ассоциируются с какой-то другой жизнью, с тем, что когда-то было или могло быть.

У Сатина сформировались очень интересные взгляды. Он сам себе пытается доказать, что стоит не ниже остальных людей. Он спрашивает, зачем работать. Он презирает работу ради еды, выживания. Он говорит: «Ты не станешь работать, я не стану… еще сотни тысяч. все!». Сатин говорит, что стал бы работать, если бы работа была ему приятна. Но, как нам кажется, не смог бы. Слишком уж сильно опутали его стены ночлежки. Всякий, кто там остается, становится ее заложником. Клещ еще не смирился, он пытается в себе что-то сохранить, как-то бороться. Но прав Сатин, говоря, что и Клещ «привыкнет».

А нужны ли человеку, находящемуся «на дне», человеческие качества? По этому вопросу и происходит первое столкновение взглядов Сатина и Луки. Сатин говорит: «Всякий человек хочет, чтобы его сосед совесть имел, а никому, видишь, не выгодно иметь-то ее». Лука приветствует обитателей ночлежки словами: «Доброго здоровья, народ честной!».

Читайте также:
Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Первый вариант): сочинение

И на всем протяжении пьесы Сатин является антагонистом Луки. Автор оставляет за нами выбор, как же лучше жить и что нужно человеку: правда или ложь. Лука словесно демонстрирует; что человек всегда остается человеком. Он успокаивает людей, вселяет в них надежду. Он внушает Актеру мысль об излечении, рассказывает о лечебнице для алкоголиков. Актер загорается этой идеей. Сатин же называет все это миражом. Он говорит: «Ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!». Появление Луки заставляет Сатина задуматься о своей жизни, об их мире: «Мертвецы не чувствуют… Кричи…реви… мертвецы не слышат!».

Но вот «на дне» наступает весна. Но даже она не кажется веселой. Снег стаял, а грязь как была, так и осталась. Все собираются на пустыре, занесенном грязью и мусором ( пакеты для мусора ). И серый цвет стен, и сучья деревьев без почек еще больше подчеркивают всю безысходность жизни. И единственный, кто пытается помочь несчастным, является Лука. Он успокоил умирающую Анну, он утешает и расстроенную Настю. Лука говорит, что «надо кому-нибудь и добрым быть.. жалеть людей надо». Актер, благодаря ему, уже совсем решает бросить пить, пойти работать. На это у Сатина есть лишь одна фраза: «Нелепо». Поведение Сатина кажется жестоким, но он просто осознает бессмысленность происходящего. Он и Клещу, который уже ощутил безвыходность своего положения, дает совет: ничего не делать.

Но о человеке судят не по словам, а по делам. Тот же Сатин с неподдельной нежностью вспоминает о сестре: «Славная была человечинка сестра у меня». Ради нее он и в тюрьму-то сел. Когда бьют Наташу, Сатин сразу же бежит защищать ее. Даже Пепел говорит: «Ты — можешь… не то, что пожалеть можешь… ты умеешь не обижать…».

Сатин пытается быть сильным, противоречит Луке. Он говорит, что человека нельзя жалеть, «унижать его жалостью». Он говорит, что ложь нужна только тем, «кто слаб душой и кто живет чужими соками». Но эта жизнь к Сатину была слишком жестока. Он считает, что смирился с реальностью, привык, но ему все, еще очень больно вспоминать прошлое. Лука говорит: «Не обижай человека». Но эта фраза слишком сильно жжет душу Сатина: «Не тронь… не обижай человека! А если меня однажды обидели и — на всю жизнь сразу!».

Сатин говорит; что человека уважать надо, что ложь унижает человека. Но ведь Лука, уговаривал Пепла бросить воровство, тоже говорит, что «человек должен уважать себя». Он просто не считает жалость. и «ложь во спасение» унизительными.

Горький словами Сатина утверждает величие человека, говоря: «Человек! Это звучит гордо». Сатин называл себя «арестантом, убийцей, шулером», доказывая свое право быть человеком. Он говорит, что «человек — свободен». Очень хочется верить Сатину, но иногда так трудно быть смелым сильным, независимым. И как порой хочется встретить своего Луку.

Сатин смеется над словами Луки, что «человек рождается для лучшего». Он был бы готов поверить Луке, если бы была хоть какая-то надежда. Но её нет! Он, наверное, и Актера-то пытается оторвать от мыслей об излечении, потому что предвидят его конец. Горький говорят: «Правда — бог свободного человека!». Но он же и противоречит себе словами, что «правда и убить может». Не удивляют Сатина слова Барона: «Актер удавился!». Он лишь констатирует: «Эх… испортил песню… дурак!».

Но эта смерть уж всем открывает глаза на безысходность жизни:

А-а в тюрьме моей темно-о!

Особенности образа

Сатин пытается в пьесе передать позицию автора. Он против фатализма Бубнова, утешительной покорности Луки. Константин убежден, что человек сам строит свою судьбу. Он за созидательный характер. Сатин отражает мнение классика: в человеке заложен дар творить. В любом труде ему есть место. Столяр, плотник, сапожник могут раскрыть свои таланты и стать незаурядными личностями.

Именно Сатин завершает пьесу. Он произносит фразу, как бы подытоживая жизнь одного человека и всех постояльцев. Страшная реплика заставляет задуматься, долго ли еще будут люди попадать в ночлежки, опускаться на самое дно, терять свою сущность, становиться изгоями. Каждая жизнь – это песня, в ней свой мотив, смысл и содержание. Нельзя портить ее своими руками.

Позиция Сатина

Сатин – это единственный персонаж ночлежки, который пытается сохранять свое человеческое достоинство в нечеловеческих условиях крайней нищеты.

Когда-то он был более значительным человеком (хотя и являлся шулером и картежником), однако потерял свой статус после того, как вступившись за честь сестры, был осужден на лишение свободы сроком на 5 лет.

Читайте также:
Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа).: сочинение

Лука и Сатин – очень разные. Их различает не столько возраст, сколько убеждения.

Сатин – гуманист, в тяжелых условиях он не потерял веру в людей, он не хочет верить сладким речам Луки, считая, что каждый человек есть «кузнец своего счастья».

Сатин в пьесе “На дне”: образ, характеристика, описание, биография, история жизни

Сатин
в исполнении
К. С. Станиславского.
1902 г.

Господин Сатин является одним из центральных персонажей пьесы “На дне” Горького.

Ниже представлен цитатный образ и характеристика Сатина в пьесе “На дне” Горького: описание, биография, история жизни, критика о персонаже и т.д.

Смотрите:
– Краткое содержание пьесы
– Все материалы по пьесе “На дне”

Образ и характеристика Сатина в пьесе “На дне” Горького: описание, биография, история жизни

Полное имя героя – Константин Сатин:
“. Веселый ты, Костянтин. ”
“. Эдакий ты бравый… Костянтин.

Возраст Сатина – около 40 лет:
“. лет под 40. “

Сатин является бездомным пьяницей, жителем ночлежки для бедняков:
“. Ты бы, насчет совести, Сатина послушал… а то – Барона Они – поумнее тебя будут… хоть и пьяницы…”
“. Нелепо, и всё тут! Дай, я пропью… а то – проиграю…”

Константин Сатин – шулер, карточный мошенник:

Сатин и его приятель Актер вместе пьянствуют. При этом деньги на пьянство они иногда выпрашивают у своего соседа, вора Васьки Пепла:
Сатин. Василий! Дай пятак…
Актер (Сатину). Эх ты… пятак! Вася! Дай нам двугривенный…
Пепел. Надо скорее дать… пока рубля не просите… на!”

Сатин – образованный, начитанный человек:
“. я много читал книг…”
“. Есть очень хорошие книги… и множество любопытных слов… Я был образованным человеком… знаешь. ”
“. Есть много людей, которые лгут из жалости к ближнему… я – знаю! я – читал. “

Сатин – веселый и приятный человек:
“. Веселый ты, Костянтин… приятный. “

Сатин – умный человек:
“. Эдакий ты бравый… Костянтин… неглупый… и вдруг…”
“. Жулики – все умные… я знаю! Им без ума – невозможно. Хороший человек, он – и глупый хорош, а плохой – обязательно должен иметь ум. “

Сатин – рассудительный человек:
“. Чёрт тебя возьми… ты… умеешь рассуждать спокойно… А у меня… кажется, нет характера. ” (Барон о себе и Сатине)
“. Ты рассуждаешь… Это – хорошо… это, должно быть, греет сердце…”

Сатин любит вставлять в речь необычные слова:
“. Сатин. Макробиотика… ха! А то еще есть – трансцендентальный…
“. Надоели мне, брат, все человеческие слова… все наши слова – надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…”
“. Люблю непонятные, редкие слова…”

Сатин – скрытный человек. Он не любит рассказывать о себе:
“. Я не люблю, когда меня расспрашивают…

Константин Сатин говорит жителям ночлежки правду, которую те не хотят слышать:
“. Фата-моргана! Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей…ничего нет. “

Сам себя Сатин считает уже “мертвым человеком”:
Актер. Однажды тебя совсем убьют… до смерти…
Сатин. А ты – болван Потому что – дважды убить нельзя. ”

Сатин считает, что труд должен быть в удовольствие, иначе жизнь превращается в рабство:
“. Работа? Сделай так, чтоб работа была мне приятна – я, может быть, буду работать… да!Может быть! Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд – обязанность, жизнь
– рабство. “

История жизни Сатина: биография в цитатах

В молодости Сатин работал телеграфистом и много читал:
“. Когда я был мальчишкой… служил на телеграфе… я много читал книг…”
Бубнов. А ты был и телеграфистом?
Сатин. Был…”

Молодой Константин Сатин был веселым парнем и хорошо танцевал:
“. Я, брат, молодой – занятен был! Вспомнить хорошо. Рубаха-парень… плясал великолепно, играл на сцене, любил смешить людей… славно. “

Сатин отсидел в тюрьме почти 5 лет за убийство, после того как заступился за сестру и по неосторожности убил человека:
“. Тюрьма, дед! Я четыре года семь месяцев в тюрьме отсидел…”
“. Я – арестант, убийца, шулер… ну да. ”
“. За подлеца… убил подлеца в запальчивости и раздражении…”
“. Лука. А убил – из-за бабы?
Сатин. Из-за родной сестры…”

Читайте также:
Изображение «дна»: сочинение

В тюрьме Сатин научился шулерству:
“. В тюрьме я и в карты играть научился…”

После тюрьмы жизнь Сатина пошла под откос. Он стал бездомным шулером:
“. а после тюрьмы – нет ходу. “

Роль Сатина в пьесе “На дне”

“. Сатин, который отражает позицию автора, направляет свои реплики и против бесперспективной философии Бубнова, и против утешительства Луки.

. в бодром, оптимистическом горьковском тоне пьесы, и в развитии сюжета, и в монологах Сатина, в его убежденности в способность человека строить свою жизнь.

. Показательно, что если у Луки преобладает момент моральный, то у Сатина – деяния, действия, созидания.

. По мнению Сатина, по горьковскому мнению, в людях заложена потребность творчества, способность к творчеству. Имеется в виду не только художник, поэт – а простой, рядовой человек, трудящийся человек, “заурядный” человек, такой, как столяр или сапожник. ”

Это был цитатный образ и характеристика Сатина в пьесе “На дне” Горького: описание, биография, история жизни, критика об образе Сатина.

Константин Сатин («На дне»)

Один из обитателей ночлежки в пьесе Максима Горького «На дне» 40-летний Константин Сатин — фигура противоречивая и колоритная. Он с отвращением относится к своей нищенской жизни, и, наверняка, вспоминает те времена, когда служил телеграфистом. Характеристика образа Сатина даёт полное представление о характере героя и его жизненных ценностях. Автор акцентирует внимание читателя на том, что этот игрок в карты живёт одним днём и, кажется, совершенно не боится смерти. Как же могло получиться, что из «рубахи-парня» Константин превратился в угрюмого, разочаровавшегося в жизни человека? Найти ответ на этот вопрос можно, узнав поближе героя ночлежки.

Главные черты характера

Когда-то Константин Сатин был веселым балагуром, душой компании. Но однажды он переступил черту, которая разделяет добро и зло. Сатин убил человека. И хотя он сделал это, встав на защиту своей сестры, преступление не могло не отразиться на его характере. В прошлом остались успешная игра на сцене, весёлые посиделки и шутки. Константин начал скатываться на дно жизни.

Сатин, живя в ночлежке, сохранил свои основные черты характера — правдолюбие и сарказм. В отличие от многих обитателей дна, он отлично понимает ущербность своего положения. Константин не признаёт жалость. При этом его нельзя назвать безжалостным человеком. Он сочувствует людям, но не проявляет это открыто. Он считает, что каждый человек должен быть свободным. Сатина можно отнести к категории людей-философов. Ему нравится рассуждать о смысле жизни и о своей миссии в этом мире, он находится в постоянном поиске.

Этого героя невозможно назвать равнодушным человеком. Он проникается сочувствием к постояльцам ночлежки, но внешне держит дистанцию. По его мнению, жалость способна унизить человека. Он оставляет право выбора за каждым, не навязывая свое мнение и предпочитая следовать своей философии.

Сатина нельзя назвать глупым человеком. Напротив, он склонен к вполне разумным рассуждениям. При этом он любит непростые для понимания, редкие слова. Обитатели ночлежки считают его речь очень необычной. При этом многие придерживаются мнения, что Сатин скрытная личность. И ему действительно присуща эта черта характера.

Пристрастия

Сатин весьма неравнодушен к алкоголю. Он пьёт, чтобы не думать о том, в каком положении находится. Компанию ему составляет его друг Актёр. При этом не всегда Константин пьёт на свои деньги. Он не считает зазорным попросить денег на выпивку у вора Васьки. Ещё одним пристрастием Константина являются карточные игры. Он отлично играет в покер. Его считают шулером, так как в игре он часто использует мошеннические приемы. Этому Сатин научился в тюрьме, где провел почти 5 лет. Но он не раскаивается в своем поведении, и честно играть и жить не собирается.

Сатин не любит работать. Точнее, он и хотел бы работать, но так, чтобы испытывать настоящий интерес к своему делу. Он не приемлет обязательную работу, считая её рабством. Труд, по его мнению, должен быть в удовольствие. До ночлежки и тюрьмы Констанин серьёзно увлекался литературой, он много читал в молодости. Это положительно повлияло на его кругозор. Также он хорошо танцевал и участвовал в сценических постановках.

Сатин: положительный или отрицательный герой

Сатин предстает читателям шулером, пьяницей, обитателем дна, но его нельзя назвать преступником. Совершенное им убийство произошло из-за желания защитить сестру. Этого человека сломала жизнь. Трагизм его истории заключается в том, что сам он считает, что уже не сможет исправиться. Тюрьма перечеркнула его будущее. У Константина нет дома, нет работы, нет целей.

Читайте также:
Как сосуществуют в произведениях М. Горького Старуха Изергиль и На дне мечта и реальность?: сочинение

По мнению литературных критиков, Сатин отражает позицию автора произведения. Он не признаёт бесперспективной философии и утешительных речей. В нём есть некий внутренний стержень, который помогает ему выжить в условиях ночлежки. Этот герой убеждён в том, что человек сам строит свою жизнь.

Мнение Сатина— это нередко отражение мнения автора пьесы. Присутствие автора рядом с этим героем ощущается на протяжении развития всего сюжета. По сути, Сатин излагает горьковскую философию. Главное, как он считает, в жизни, это действие и созидание. В каждом человеке есть творческая нотка, которую не могут уничтожить даже самые тяжелые жизненные испытания.

Заключение

В пьесе Максима Горького «На дне» образ Сатина отождествляет представление самого автора об этом мире. Этот обитатель ночлежки — незаурядная личность, ищущая смысл жизни. При всех его пороках, Сатин способен вызвать уважение. Он отличается от других обитателей ночлежки силой характера и особым взглядом на жизнь. Это герой, который передаёт мысли автора о силе и независимости настоящих людей.

Образ Луки и его роль в пьесе М. Горького «На дне»

сочинение по литературе 11 класса

Развитие сюжета пьесы «На дне» концентрируется на образе Луки. Это один из центральных персонажей. Его появление является завязкой произведения. Лука сразу же оказывается в центре внимания, участвуя в каждом описываемом событии.

Кто такой Лука?

О Луке практически ничего не известно. Сам о себе он говорил, что: «Мяли много, оттого и мягок». Документов его никто не видел, он только обещал их принести, для того чтобы предъявить хозяйке ночлежки Василисе.

Ночлежникам удалось узнать про Луку одну историю. Когда-то он занимал должность сторожа у инженера, живущего рядом с Томском. Однажды на этот дом напали грабители. Лука не убил их, а только заставил выпороть друг друга, угрожая ружьём. Потом выяснилось, что эти грабители – беглые каторжники, которые не могли заработать себе на жизнь честным путём. Лука пожалел их, и оставил у себя переждать холода.

Некоторые обитатели ночлежки считали, что таким праведным Луку сделало именно его прошлое. Возможно, у него были проблемы с законом, и ему даже довелось побывать на каторге, которая сильно меняет людей.

Значение имени

Автор выбрал имя для этого персонажа не случайно. С одной стороны это имя апостола Луки, который покровительствует докторам и живописцам, а с другой стороны имя Лука ассоциируется со словом «лукавый», что означает «от чёрта».

Роль Луки в жизни других персонажей

Лука помогает обездоленным обрести надежду. Он не пытается кому-либо навязать свои мысли, он просто утешает тех, кому это действительно необходимо. Именно в этом и проявляется его мудрость. Он считает, что человек является тем, во что он верит, поэтому просто дарит веру тем, кто её потерял.

Лука жалеет обитателей ночлежки, а они хотят верить в его утешения, но всё равно считают сказочником. Анну он утешает разговорами об умиротворении, которое ждёт её после смерти, Ваську Пепла убеждает изменить жизнь, переехав в Сибирь, а Актёру рассказывает о специализированных лечебницах, где могут вылечить его от пьянства. Во всех этих случаях Лука выступает как положительный герой, ведь Анна действительно стала меньше бояться смерти, Васька решил перестать воровать, а Актёр даже бросил пить на время, и стал работать, чтобы собрать денег на дорогу в хваленую лечебницу.

Данная Лукой надежда смогла бы помочь этим людям вырваться со дна, если бы они сами этого захотели. Он искренне верил, что его ложь спасает окружающих, а правда – жестока и губительна.

Образ Луки – это олицетворение милосердия и человечности. Несмотря на то, что он такой же обитатель дна, как и все остальные, он не утратил своих человеческих качеств, сохранил в сердце доброту и сострадание для других людей. Даже в тех случаях, когда любить и жалеть не за что.

Характеристика Луки

Одним из наиболее значимых и влиятельных персонажей в пьесе является Лука. Уже на протяжении многих лет литературные исследователи не могут прийти к единому мнению относительно его образа. Одни считают, что Лука приносит вред окружающим своим обманом, а другие уверены, что без надежды, которую он даёт, обречённым людям было бы ещё хуже.

Образ Луки

Спектакль «На дне» в постановке БДТ. 1987

Лука – это странник, который ненадолго останавливается в ночлежке Костылева. Как и все её обитатели, он беден и не имеет собственного дома, но в отличие от остальных Лука всегда готов помочь добрым словом своему ближнему. В ночлежку его привела Наташа, младшая сестра Василисы.

Читайте также:
Хозяева: сочинение

Это единственный персонаж, о чьём прошлом, совсем ничего не известно. И о том, куда он неожиданно уходит – тоже не говорится. Важно только одно – его пребывание в ночлежке оставило неизгладимый след в душах отверженных обществом людей.

Вместе с Лукой в ночлежку пришла доброта и ласка. Он сразу расположил к себе окружающих, потому что в его словах звучала мудрость, и он умалчивал то, о чём не следует говорить. Главным для него было сострадание, которым он делится со всеми жителями ночлежки.

Лука умел понять истинную натуру человека, всего лишь взглянув на него. Он умело останавливал ссоры, драки, сглаживал любую конфликтную ситуацию. Обитатели ночлежки сами раскрывают ему свои души, так сильно они нуждаются в сочувствии и сострадании. Этим людям просто необходимо, чтобы кто-нибудь в них поверил, и убедил их сам в возможности изменить будущее.

Взгляды

У Луки особые взгляды на жизнь, сильно отличающиеся от взглядов других жителей ночлежки. В отличие от большинства, он считает, что правда не всегда приносит пользу. Лука часто прибегает к «спасительному» обману, который дарит людям надежду на то, что им удастся изменить свою жизнь к лучшему.

Он действует исходя из благих намерений, но его неосторожные слова приводят к настоящим трагедиям. Ложь во спасение, обнадёжившая на время обитателей дна, в итоге разочаровала их ещё больше, а некоторые и вовсе не смогли справиться с обрушившейся на них реальностью.

Воздействие на окружающих

Лука всегда умеет подобрать нужные слова, чтобы утешить нуждающегося в этом человека. Ему не трудно было успокоить умирающую Анну, которая так сильно боялась смерти. Луке удалось повлиять даже на Пепла, относившегося вначале к нему скептически. После его рассказов Пепел решил перестать воровать, и уехать в Сибирь, для того чтобы начать новую жизнь.

Актёру Лука подарил надежду на исцеление, рассказав ему о лечебнице, где бесплатно лечат от алкогольной зависимости. А для Насти чудный странник стал просто хорошим слушателем, который, как она думала, верит во все её придуманные истории о большой любви.

Значение образа

Лука – это самый неоднозначный персонаж пьесы. Именно благодаря ему все остальные персонажи более полно раскрываются. Кроме того, все философские разговоры и споры начинаются только после его появления. Он заставил обитателей ночлежки задуматься над смыслом жизни, но на реальные действия они оказались не готовы.

Лука искренне пытался всем помочь, но он не подумал о том, что его слова для кого-то могут оказаться губительными. Он хорошо понимал, что у этих людей нет будущего, но хотел, чтобы у них хотя бы появилась надежда, способная согреть душу.

Введение

Пьеса М. Горького «На дне» — первая социально-философская драма в русской литературе, поднимающая вопросы существования человека, смысла жизни, правды и лжи. Написанное в 1902 году, произведение реалистично рисует жизнь маргиналов, «людей, оказавшихся на дне жизни», не верящих ни в себя, ни в будущее.

Клещ, Актер, Пепел, Настя и др. – люди слабые, не способные отстаивать свои интересы, да и не видящие в этом смысла.

Образ Луки

Самым противоречивым героем пьесы считается Лука – странствующий проповедник, явившийся в ночлежку в самый разгар споров о чести и справедливости. С образом старца напрямую связан главный вопрос произведения – «Что лучше – истина или сострадание?».

Лука – утешитель, пытающийся успокоить каждого и подарить надежду на прекращение страданий. Показательно то, что он умеет видеть в каждом ту черту, которая особенно заботит человека. Умирающей Анне он сулит избавление от боли и обид на том свете, пьющему Актеру рассказывает сказку о лечебницах от алкоголя, Насте говорит, что ее ждет неземная счастливая любовь, Ваське Пеплу помогает по-новому взглянуть на Сибирь.

Его нереалистичные рассказы нравятся ночлежникам, они верят в них. Сам же Лука говорит – во что веришь, то и есть. Другими словами, странник пытается спасти людей, дать им возможность поверить в свои силы и изменить отношение к жизни, дать им своеобразный толчок.

Праповедник

Появление праведника разделяет жителей ночлежки на два лагеря – тех, кто верит в проповеди Луки и тех, кто относится к ним с предубеждением, скептически. Настя после исчезновения Луки говорит, что он был хорошим старичком, Клещ отмечает его жалостливость, даже Сатин, не принимающий позицию сострадания, утверждает, что старик врал единственно из любви к людям.

Читайте также:
ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ”: сочинение

Мнения литературных критиков также разделилось. Одни сравнивали его с искусителем. Имя Лука схоже по звучанию с именем Сатаны – Лукавый. Обвиняли старика, прежде всего, в нежелании противостоять действительности. Другие исследователи соотносили его имя с образом евангельского апостола Луки, ассоциируя тем самым с мудростью и библейскими заповедями.

Интересен еще и тот факт, что ложью во спасение Лука нарушает одну из заповедей – не лги. Но мне кажется, что он просто не мыслит этими категориями, для него неважно, где правда, где ложь. Главное для праведника – сделать добро человеку. Наверное, для него ближе заповедь – не навреди.

Отношение автора

Отношение автора к Луке неоднозначно. Порой он осуждает его, порой образ его становится настолько силен, что выходит за рамки замысла Горького. Читатели сами должны решить, принимать ли ложь во спасение, или же разделить утверждения Сатина о приоритете правды. На мой взгляд, истина находится где-то посередине их позиций.

Характеристика и образ Луки в пьесе На дне Горького сочинение

Лука — одно из главных действующих лиц произведения Максима Горького «На дне». Он — противоречивая личность. Лука способен солгать, но в то же время, утешить и оказать собеседнику психологическую помощь. Несмотря на то, что его речи неправдоподобны, люди охотно его слушают и верят каждому его слову.

Герой произведения — обычный пожилой человек. Он странствует по городам и посещает ночлежки — временный приют для людей, не имеющих крыши над головой. У Луки нет дома и состояния, он нищий старик, которому, в силу своего тяжелого финансового положения, приходится оставаться на ночь в приютах, и спать под одной крышей с другими бездомными людьми.

Несмотря на то, что жизнь его изрядно потрепала, он сохранил доброту в своем сердце. У Луки очень мягкий характер. Старик очень религиозен, и часто, в своих притчах, упоминает имя Христа. Герой говорит спокойно и размеренно, умеет утешить и приободрить собеседника. Лука хороший психолог, его ораторские способности в купе с ласковым словом производят потрясающий эффект на слушателей. Однако, для того, чтобы утешить собеседника, Луке приходиться лгать, ведь людям порой так хочется слышать сладкую ложь, нежели горькую правду.

Вероятно герой, когда-то решил для себя, что сострадание — это очень положительное явление. Сострадание для Луки стало важнее истины. А истина заключалась в том, что абсолютно все посетители ночлежки были людьми со сломанными судьбами, несбыточными мечтами. Прошлое этих людей ушло безвозвратно, настоящее плачевно, а будущее безрадостно. Но даже в такой ситуации Лука находит слова утешения и поддержки. Его речи, словно бальзам на душу для проституток, алкоголиков, неизлечимо больных и других бездомных, которые опустились на самое дно. Они не живут, а существуют, но верят Луке словно дети.

Лука стремился вселить надежду и веру в человека, который опустил руки и влачит жалкое существование. Не без помощи лжи, старик стремится показать другую истину своим слушателям: истину, где нет шокирующей и безнадежной действительности. Он словно надевает на глаза людей розовые очки. Опустившиеся на дно люди, вдруг, видят мир в радужных красках. И неважно, что Лука лжет, главное, что с обретенной верой, бездомным людям становится легче жить.

Лука оптимист, он лучик света в темном царстве людей, «существующих» в приюте для бездомных.

Сочинение про Луку

Пожилой странник Лука является одним из главных действующих лиц в пьесе М.Горького «На дне». В ночлежке он появляется время от времени. Это место для тех, кто отчаялся бороться, чьи мечты рухнули, кто потерял всякую надежду на светлое будущее, чья жизнь теперь превратилась в жалкое, нищенское существование.

Несмотря на то, что Лука беден, и судьба у него была непростая, он всегда готов поддержать ближнего добрым словом, помочь советом. Его речь, подобно характеру, такая же ласковая, мягкая, спокойная. Рассказывая притчи, Лука нередко упоминает Христа. Свои мысли мужчина выражает понятными для всех словами, не используя пафосных и высокопарных выражений. Именно поэтому всякий раз ему удается достучаться до сердца своего слушателя. В вопросе, что лучше – истина или сострадание, Лука однозначно выбирает последнее. Для него главным является утешение, сочувствие и поддержка. Их он дарит всем окружающим его несчастным людям, пытаясь заронить в их души веру в человека, надежду и мечту.

Читайте также:
Как думают и говорят «дети солнца» (по пьесе М. Горького «Дети солнца»): сочинение

Умирающей Анне он рассказывает о небесном рае, в котором не будет земных страданий. Актеру, который страдает от алкоголизма, он говорит о некой бесплатной клинике, где избавляют от злосчастной зависимости. Вору Ваське он предлагает начать новую жизнь в Сибири. Лука утешает проститутку Настю, которая утверждает, что у нее была настоящая любовь. И пусть это всего лишь книжные фантазии, но это не значит, что в них не нужно верить.

Все, кого Лука утешал и жалел, принимали его сострадание. Они осознавали неправдоподобность его слов, однако верили в реальность того, о чем мечтали. Лука словно видел человека насквозь, и всякий раз находя в его сердце потаенное желание, мысль или переживание, умел подобрать нужные для собеседника слова, даря ему надежду и превращая ложь в реальность.

Оказавшись в ночлежку, Лука становится участником давнишнего спора о правде и лжи. Благодаря ему, в этой мрачной обители зародились ноты сочувствия, жалости, сострадания. Перед лицом всех жителей ночлежки Лука отстоял право каждого из них на мечту, на веру, на молитву.

Вариант 3

Философские темы затрагивались периодически в произведениях многих известных литераторов. Одним из произведений, затрагивающих социальные и философские проблемы, стала пьеса М.Горького «На дне».

Героями пьесы являются люди, не сумевшие устоять на «плаву» и оказавшиеся на самом дне.

Одним из обитателей ночлежного дома, ставшего главным местом событий в пьесе, является шестидесятилетний странник Лука.

В ночлежке собрались отчаявшиеся люди, не имеющие своего крова и влачащие нищенское существование. Лука, как и они не имеет своего дома, и поэтому вынужден странствовать по городам. Но, несмотря на нищету, старец не унывает и готов для каждого найти слова поддержки.

В Луке чувствуются задатки психолога. Для каждого он находит особые слова, вселяющие веру в будущее. Тонко чувствующий людей странник каждому обещает то, о чем они мечтают в глубине души. Умирающую Анну он утешает рассказами о рае, в котором отсутствуют страдания. Алкоголику-актеру рассказывает о несуществующей бесплатной клинике, исцеляющей от алкоголизма. Успокаивает Настю, вору Ваське рекомендует начать жизнь заново в Сибири.

Лука уверен в том, что сострадание важнее истины и ради этого он готов даже лгать людям, чтобы поднять их дух, заставить поверить в лучшее.

Частое упоминание в разговоре Христа говорит о том, что Лука глубоко верующий человек. Мягкий, спокойный голос старца, выражающего свои мысли просто, без патетики и причудливых слов, вселяют в обитателей ночлежки надежду, что впереди их ждет радость и счастье.

Искренне пытаясь помочь людям, Лука не понимал, что не всегда «сладкая» ложь несет благо. Иногда разочарование от пустых обещаний и несбывшихся надежд оказывается губительным. Именно это произошло с актером, повесившимся в финале.

Внезапное исчезновение праведника вызывает негодование у обитателей ночлежки, пытавшихся судить его, считая обманщиком. Однако за него неожиданно заступается один из жильцов – Сатин, относящийся поначалу к Луке подозрительно, с недоверием.

Очень сложно однозначно сказать, каким героем является старец – положительным или отрицательным. Даже его имя можно толковать двояко: с одной стороны оно означает лукавый, хитрый, с другой – это имя одного из евангельских апостолов, несущих людям мудрость и правду.

Ясно только одно – это добрый, отзывчивый человек, умеющий сострадать ближним. И если он и обманывает людей, вселяя в них надежду, то он делает это из благородных побуждений, не преследуя какой-либо корыстной цели. Ну а то, что на самом деле лучше: правда, пусть даже горькая, но реальная, или сострадание, несущее временное утешение – каждый выбирает сам.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Луки в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

Произведение повествует о годах вскоре после коллективизации. Автор показывает в нем столкновение двух начал: старого – происходящего из прежнего крестьянского мира и нового – стремящегося строить новый мир, воплощая в жизнь социалистические идеи.

Десять лет Лонгрен прослужил матросом на Орионе. Когда у него умирает жена, ему приходится уйти со службы, чтобы воспитывать дочь Ассоль.

В своем рассказе «О любви», который входит в знаменитую трилогию, Антон Павлович Чехов остро поднимает проблему «футлярных людей», показывая нам, что же происходит с человеком

Тушин – мужчина довольно молодого вида, который служит в российской армии капитаном артиллеристской батареи, что уже даёт понять, что Тушин весьма непростой человек, внешность которого может быть весьма обманчивой

Читайте также:
Драма пустой души по роману-эпопее М. Горького Жизнь Клима Самгина.: сочинение

Солоха, мать кузнеца Вакулы – это женщина подлая и коварная, совершающая дурные поступки только ради собственной выгоды. Солоха одинока, но надеется встретить своего мужчину, поэтому она так приветлива

Сочинение: Образ Луки в пьесе «На дне» (М. Горький)

(570 слов) Пьеса «На дне» является одним из ключевых произведений Максима Горького. В этой книге писатель доказывает, что все люди равны между собой, независимо от социального статуса и материального положения. Жители ночлежки тоже мыслят, чувствуют и мечтают, тоже имеют право на уважение и поддержку. Также в пьесе автор утверждает, что жизнь каждого может круто поменяться под воздействием некоторых обстоятельств, и мы не вправе осуждать падшего. В произведении Горького «На дне» присутствует много персонажей, однако образ Луки играет особую роль в пьесе, ведь именно он олицетворяет идеалы гуманизма и милосердия. Его появление меняет жизнь других героев произведения. Рассмотрим образ Луки в пьесе «На дне» подробнее.

Читая произведение Горького «На дне», можно заметить, что Лука — это довольно противоречивая личность. Так, главный герой может обмануть, однако именно его ложь способна оказать психологическую поддержку и утешить собеседника. Слова Луки кажутся неправдоподобными, однако обитатели ночлежки с удовольствием слушают его речи и верят главному герою.

В образе Луки перед нами предстает пожилой человека Читатель узнает, что Лука странствует по городам, ведь не имеет собственного дома. Из-за своего сложного материального положения старик вынужден ночевать в ночлежке, временном приюте для бедных людей. Лука спит под одной крышей с такими же нищими и бездомными людьми. О его прошлом известного немного: судя по намекам автора, Лука отбывал тюремный срок в Сибири, а потом долгое время бродяжничал в этих местах.

Несмотря на то, что судьба преподнесла главному герою непростой жизненный путь, он не утратил доброты в своём сердце. Лука отличается мягким характером. Это религиозный человек, который нередко в своих речах упоминает Христа. Речь главного героя является размеренной и спокойной. Лука обладает прекрасной способностью поддержать и подбодрить человека. Можно сказать, что он — отличный психолог, ведь его прекрасные ораторские способности в сочетании с добрым словом создают невероятный эффект на собеседников. Чтобы успокоить собеседника, он прибегает к обману, ведь, по мнению Луки, людям полезнее услышать сладкую ложь, нежели горькую правду. Жизнь и так тяжела, так зачем же усугублять очевидные проблемы их констатацией? Как считает главный герой, сострадание является лучшим лекарством для человека, оказавшегося в непростой ситуации. Сострадание для Луки является выше истины. А правда действительна очень печальна. Ведь судьба забросила персонажей на самое «дно». Это люди, судьбы которых оказались сломанными под влиянием некоторых обстоятельств.

Также главный герой полагает, что абсолютно каждый человек заслуживает уважения к себе, потому что он «всегда своей цены стоит». Поэтому главный герой ко всем обитателям относится доброжелательно. Да, прошлое людей, оказавшихся «на дне», уже не вернуть, настоящее их очень плачевно, а будущее не вселяет никакой надежды, однако даже в такой безнадёжной ситуации главный герой находит слова утешения. Они становятся лечебными для людей, страдающих алкоголизмом, для девушек лёгкого поведения, безнадёжно больных. С помощью лжи главный персонаж показывает другую истину обитателям ночлежки: Анне он говорит о прекрасном загробном мире, Актеру — о бесплатной лечебнице, Пеплу — о добродетельной жизни в Сибири, Насте — о любви. Однако вместе с состраданием Лука дает людям розовые очки, которые уничтожают всякую мотивацию менять жизнь, когда тают иллюзии лжи во благо. Ни один герой не изменился до конца под влиянием обмана Луки. Напротив, его ложные надежды довели Актера до самоубийства. А сам проповедник ушел, оставив своих подопечных без допинга в виде сладких обещаний.

Можно утверждать, что образу Луки Максим Горький в своём известном произведении отвёл особое значение. Так, именно этот образ порождает дискуссию о допустимости лжи во благо. Лука считал, что правда не всегда способна принести добро и радость человеку. По его мнению, ложь во спасение может изменить жизнь человека в лучшую сторону. Однако финал пьесы разубедил читателя, поверившего Луке на слово.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: