Хозяева: сочинение

Хозяева жизни в пьесе На дне Горького сочинение

Данная работа Горького поднимает очень тяжелые и злободневные темы. Читатель погружается в атмосферу, где царят жестокие и бездушные законы. Здесь нет таких понятий, как любовь, радость, забота, сострадание, милосердие и великодушие. Они остались на высших ступенях, а это низ, самое дно. Кто-то попадает сюда по своей глупости и беспечности, а кто-то оказался здесь волей судьбы.

Теперь обездоленные люди вынуждены идти в ночлежку, потому как им больше негде жить. Люди, проживающие здесь, уже оказались на самом дне. Однако, на этом злоключения не заканчиваются, и даже здесь их никто не хочет оставить в покое. Хозяева, которые предоставляют им место, не отличаются сострадательностью и великодушием. У них свои правила и свое понимание жизни. Они думают только о том, как бы удовлетворить свои желания и поиздеваться над бедными людьми. Их абсолютно не волнует то, что жизнь уже их и так измотала.

Хозяева жизни думают, что они имеют право распоряжаться чужими судьбами, делать всё, что им вздумается. Они получили небольшую власть над своими квартирантами и думают, что могут руководить им как угодно. Эти хозяева забыли о том, что они являются только хозяевами ночлежки, из которой соорудили целое царство со своими порядками и законами.

Собственники этого царства являются супруги Костылев вместе со своей женой Василисой. Они всё обставили так, что все съемщики мест должны им полностью подчиняться. Эти герои полностью лишены человечности и сострадательности. Они всячески издеваются, ущемляют, унижают и добивают из без того измученных людей. Те, находясь в такой обстановке, еще больше разочаровываются в жизни.

Эти люди никогда не идут на уступки и не входят в положение бедняков, они пытаются вытрясти с них всё до копейки. Помимо этого, моральная атмосфера, которую создают хозяева, просто невыносимая.

Костылев пытается самоутвердиться за счет других, требует покорности и уважения, постоянно всех унижая. Василиса же даже родную сестру попрекает куском хлеба, для нее нет ничего святого. Эта женщина способна выкрутиться из любой ситуации и выставить всех виноватыми.

Хозяева – мерзкие люди, пользующиеся положением и проблемами других людей. На самом деле, они не хозяева жизни, а хозяева своего захолустья, в котором царят только бедность, хаос и всякого рода пороки.

Эти люди не способны на добрые дела и помощь другим. Вместо того, чтобы помочь им выбраться со дна, они загоняют их туда еще сильнее, лишая последней надежды.

2 вариант

Горький является автором пьесы “На дне”, которую он написал в 1902 году. Это довольно жестокая пьеса, которая показывает жизнь людей, которые находятся на самом дне своего существования. В одном из помещений, проживают семьи, которые не могут вылезти из бедности и каждый день проживают свою жизнь одинаково. Кто-то выпивает, есть кто ворует, а есть люди, которые болеют, но всех их объединяет одно, никто из них не принимает, ни одного малейшего действия, для того чтобы исправить свое жизненное положение. И даже появление в своё время Луки, не спасает жителей этого помещения, наоборот это подвергает их новым опасностям, к которым они оказались совершенно не готовы. И разрушает всю жизнь, которая у них была до этого.

Произведение начинается в ночлежке, в которой есть свои хозяева, а именно Костылев и его жена Василиса. Это люди, которые не знают пощады и готовы пойти на всё, ради того, чтобы обогатить свой карман. Ни он, ни она не знают, что такое моральные ценности, прежде всего их волнует сколько им заплатят, люди, для того чтобы жить в их гадком помещении. Если мужчина является просто бесчеловечным, то его жена не знает что такое принципы и мораль. Она поступает плохо с людьми, которые проживают в ночлежке, а также с собственной сестрой, которую всё время упрекает, за то что та сидит и ест последний хлеб, которые у них есть.

Эта женщина способная приспособиться и выжить в самых разных условиях, которые только могут быть. В тот самый момент, когда она попадает в участок она перекладывает всю свою вину, на совершенно другого человека. Её не останавливают и физические побои, она всё время упрекает и бьет свою сестру, за то что-то та, ее не слушается и поступает так как, хочет.

В процессе чтения, становится понятно, как эти двое людей познакомились и стали мужем и женой. Костылев уже будучи в преклонном возрасте, принял решение жениться вновь. Для этого он выбрал для себя девушку, которая была на много лет его младше. Но девушка вышла за него только ради денег и имущества, которое было у него за плечами. Помимо всего этого, она изменяла мужу с вором. И даже после того как прошло время и он бросил свою любовницу, это её не остановило. Она продолжала жизнь и уничтожать жизни людей, которые ее окружали и по сей день, она ни перед чем не останавливалась.

Читайте также:
Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького На дне): сочинение

Сочинение 2015-2016 Дом. Что дом может рассказать о своем хозяине?

Сочинение на тему “Дом – отражение души хозяина”

Так, в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души» дано подробное описание жилищ помещиков, и легко заметить, что все дома отличаются друг от друга так же, как отличаются характеры их владельцев.

Вот Манилов. Характер этого персонажа неуловимый, неопределенный. Он «ни то, ни сё, ни в городе Богдан, ни в селе Селифан». Делами в усадьбе он не занимается, судьбами крестьян не интересуется: «Он даже никогда не ездил на поля, хозяйство шло как-то само собою». Это бездеятельный мечтатель, который только и делает, что строит несбыточные планы: «Иногда, глядя с крыльца на двор и на пруд, говорил он о том, как бы хорошо было, если бы вдруг от дома провести подземный ход или чрез пруд выстроить каменный мост, на котором бы были по обеим сторонам лавки, и чтобы в них сидели купцы и продавали разные мелкие товары, нужные для крестьян… Впрочем, все эти прожекты так и оканчивались только одними словами».

Дом Манилова как нельзя более точно отражает его натуру. Читатель обращает внимание на красноречивые детали: «В доме его чего-нибудь вечно недоставало: в гостиной стояла прекрасная мебель, обтянутая щегольской шелковой материей, которая, верно, стоила весьма недешево; но на два кресла ее недостало, и кресла стояли обтянуты просто рогожею; впрочем, хозяин в продолжение нескольких лет всякий раз предостерегал своего гостя словами: “Не садитесь на эти кресла, они еще не готовы”». Это говорит о бесхозяйственности хозяина, неспособности продумывать свои действия и доводить дело до конца. На эти же качества указывает и факт, что «в иной комнате и вовсе не было мебели, хотя и было говорено в первые дни после женитьбы: “Душенька, нужно будет завтра похлопотать, чтобы в эту комнату хоть на время поставить мебель”. Но слова так и остаются только словами, ведь Манилов неспособен к решительным действиям, достижению результата. Об отсутствии сколько-нибудь серьезных интересов свидетельствует и лежащая в его кабинете «книжка, заложенная закладкою на 14 странице, которую он постоянно читал уже два года».

Совершенно иной характер у Собакевича. Внешне он похож «на средней величины медведя» – крепкий, грубый, неуклюжий. Он и хозяин крепкий («человек –кулак»), знает всех крестьян по именам; составляя список, указывает достоинства каждого. Не упускает случая обмануть: вносит в список продаваемых душ женщину.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Весь дом Собакевича также отличается прочностью: «Чичиков еще раз окинул комнату и всё, что в ней ни было, – всё было прочно, неуклюже в высочайшей степени». Все вещи в доме похожи на своего хозяина: «В углу гостиной стояло пузатое ореховое бюро на пренелепых четырех ногах: совершенный медведь. Стол, креслы, стулья – всё было самого тяжелого и беспокойного свойства; словом, каждый предмет, каждый стул, казалось, говорил: и я тоже Собакевич! или: и я тоже очень похож на Собакевича!» Даже картины на стенах изображают героев «с такими толстыми ляжками и неслыханными усами, что дрожь проходила по телу… Хозяин, будучи сам человек здоровый и крепкий, казалось, хотел, чтобы и комнату его украшали тоже люди крепкие и здоровые…»

Таким образом, легко сделать вывод, что жилище и все, что в нем есть, характеризует личность хозяев. Можно сказать, что наши дома – это правдивые зеркала, в которых отражаются наши души.

Почему дом теряет защиту

Для того чтобы быстро и эффективно лишить дом его изначальной основной функции – защиты, совсем не обязательно приглашать множество людей, делать дом проходным двором. Достаточно ежедневно и подолгу обсуждать все события, свершившиеся за его пределами, прогнозировать служебные коллизии, вести телефонные переговоры о работе, негодовать на неприятности, например по службе, то есть сделать ваш родной домашний очаг филиалом вашей или вашего супруга конторы. Каждый день, посещая свой цех, или банк, или мастерскую по ремонту кожгалантереи, человек подпитывается служебной информацией, болезненно переживает, если есть в ней что‑либо неприятное, а потом со спокойной совестью выливает ушат негативных эмоций, домыслов и слухов как на своих близких, так и на стены родного дома, тем самым создавая замкнутый круг, из которого можно вырваться одним лишь способом: вовремя отсечь источник информации. То есть перестать тащить в дом все, что с ним не связано.

Читайте также:
Построение романа вокруг образа Ниловны в романе Горького “Мать”: сочинение

И тогда вы начинаете винить дом. Вы говорите, что он плохой, и что комнаты у вас не такие, о которых вы мечтали, и мебель неудобная, и окна выходят на шумную улицу, и вообще…

А ведь раньше все было иначе, не так ли? Раньше и окна не мешали, и мебель удовлетворяла, и комнаты нравились? Почему все изменилось? Как превратить свой дом в место силы? Раньше ваш дом вас защищал, он помогал вам справиться с любым несчастьем и противостоять любым трудностям. Иное дело – теперь. Теперь вы уничтожили дом, вы сняли с него защиту. Все равно как бы отключили сигнализацию и теперь любой вор может войти и спокойно, не встретив отпора, вынести любимые вами вещи. Кроме того, и посетители вашего дома не те, что были. Не имеющий защиты дом притягивает в сферу своего влияния негативную информацию и нежелательных гостей. Часто эти гости становятся настоящими его хозяевами. И тогда хозяева, ставшие теперь уже просто жильцами, не могут больше жить в таких условиях и предпочитают съехать. Это намного лучше, чем если бы они решили остаться. Потому что продолжать в таком доме жить, а особенно воспитывать в нем детей – нельзя.

Мой дом — моя крепость

Если же вы хотите помочь своему дому, подлечить его (и себя!), первое, что необходимо сделать чтобы превратить свой дом в место волшебной силы, – попытаться на какое‑то время сделать свой дом более закрытым. Не приглашать гостей – пусть даже старых школьных друзей. Не покупать новых вещей: мебели, а особенно картин и книг. Не допускать в дом проблемы внешнего мира, то есть прекратить разговоры о безнравственных политиках, о том, что все дорожает и жить скоро станет не на что. Вместо этого попытайтесь остаться один на один со своим домом – постарайтесь услышать его жалобы. А главное, чтобы найти место силы в вашем доме, покажите ему, что вы действительно озабочены его состоянием. Пусть ваш дом увидит, что вы по‑прежнему любите и цените его!

Для того чтобы стать «домовым врачом», совсем не обязательно прочесть множество умных книжек. Достаточно просто понять, что мир, в котором нам предстоит жить, создаем мы сами, своими руками, принося в него и добро, и зло. И если мы вовремя сможем понять, где проходит граница между ними, мы избавим себя и своих родных от ненужных страданий, а иногда и болезней.

Что такое дом для детей

Для детей, вне зависимости от возраста, пока они не создадут собственную семью, это то место, где живут их родители. Причем это справедливо для любых социальных пластов нашего общества. Вот несколько примеров в доказательство этого постулата. Дети, обитающие в детских домах, мечтают о собственном жилище и стремятся переехать даже в самый неприглядный вертеп, где живут их непутевые пьющие родители. Спросите их, почему им это так дорого, они вряд ли смогут объяснить. Отдыхая у бабушек на каникулах, забалованные вниманием и всякими вкусняшками, дети все же стремятся домой, к вечно спешащим родителям, порой просто на «полуфабрикатное» питание. Кто может сказать – почему? Мчатся домой студенты-первокурсники на поездах и электричках, хотя у них есть и крыша над головой, и место, где спать, и кухня, где можно приготовить обед. И только с момента, как повзрослевший ребенок переступит порог собственного дома с женой (мужем), родительский приют перестает для него быть своим.

Сочинение-описание по картине Новые хозяева Богданова-Бельского (для 5 класса)

Мы видим красивую светлую комнату, стол с самоваром, ватрушками… Вот люди вокруг и пьют чай. Ничего особенного. А вот тебе сказали название, так ты сразу задумался. Что за хозяева? Почему новые? А что со старыми? И вот начинаешь присматриваться.

И я догадался! Вот на портретах старые хозяева. Это какой-то князь. Такой серьёзный в очках, не старик. С другой стороны – ещё картина. Там, наверное, женщина, судя по платью. (Виден кусочек пышного платья.) Красивая обстановка вокруг, богатая. Я сказал про картины, ещё есть большие часы. Но так много чего старого, какой-то дверной косяк. То есть была явно обстановка хорошая раньше, а потом что-то случилось… Хозяева резко уехали. Даже портреты не забрали. Может, они на выходные просто уехали, собирались вернуться, а не получилось.

И люди за столом похожи на крестьян. Наверное, это семья. Такой дедушка с бородой. Тут парень, девушка в платке, дети разные. Возможно, это слуги князей, которые решили тут чай попить, пока никого дома нет. Но раз они называются хозяевами, то они тут не просто так. Надеюсь, что они не связали князей, те не сидят в подвале! Но нет, тогда бы так спокойно эти все чай не пили.

Читайте также:
Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» 1: сочинение

Нет сервиза красивого и дорогого, фарфоровых чашек. Они пьют из стаканов… И из блюдечек. Князья бы так не делали!

Может быть, это после революции произошло. Тогда все благородные люди уехали в Париж и Америку. Они всё оставили, то есть у них всё отобрали. И тогда простые люди (крестьяне и рабочие) смогли всем пользоваться, всё забрать себе и поделить. Наверное, это как раз про ту историю. Только не успели портрет Ленина повесить и красные флаги. Крестьяне тут все чистые, нарядные. Только мальчик босиком сидит! Обувь где-то оставил. В принципе, не так холодно там должно быть. За окном зеленые листочки… Красота! Может, праздник какой-то. Хотя новоселье! Раз новые хозяева…

Они уже, как многодетная семья, заселились. Комнаты поделили, вещи расставили. Немного в зале не успели убрать. Зато, плюшек напекли на новой печке, чай заварили. Торжественно!

А вот если приедут старые хозяева, что будет? Но они интеллигентные люди, точно не станут скандалить. Пришлют телеграмму, если что. Да и эти новые, думаю, не будут спорить. Ведь дом этот не они строили или обставляли. Всё будет хорошо! И уже хорошо. А картина интересная, с загадкой, не просто для столовой.

2 вариант

Передо мной картина Николая Богданова-Бельского «Новые хозяева». На этой картине очень много всяких предметов. Картина называется «Новые хозяева», значит за столом сидят и трапезничают теперешние хозяева этого дома.

Сложно сказать, каких размеров этот дом. Но можно заметить, что сверху есть ещё декоративные балки, которые могут являться продолжением второго этажа.

Вообще дом выглядит довольно старым. На стенах есть несколько раз залатанные трещины.

На заднем плане видно ряд предметов быта и архитектуру дома. Шероховатая стена, которая резко уходит в коридор с зелёной дверью, возможно выходящей на улицу.

В высоком окне, простирающемся практически на всю ширину стены, можно увидеть дерево с листвой, развивающейся на ветру.

Коридор с окном выглядит намного светлее общей комнаты, где сидят наши персонажи. Так называемая общая комната выглядит очень темной. Она выглядела бы очень скучно, если бы не все предметы и вещи в этой комнате.

Конечно же первым в глаза бросается стол кругловатой формы, на котором лежит светлая скатерть с декоративными узелками по краям. На этом столе стоит самовар золотистого цвета, столовый набор из бело-синего чайничка и таких же кружек. Также стаканы, наполненные чаем и блюдца, из которых пьют новые владельцы. На столе лежат ватрушки. Вокруг всего этого пира сидят и взрослые и дети. Четверо мужчин и четыре женщины: и стар, и мал. Все они разодеты в разнообразную одежду. Кто-то сидит в рубахе фиолетового, бордового цветов, кто-то в рубахе-клетке. Девушки одеты в платья и длиннющие юбки. Все они сидят на простых стульях, кроме одного, на котором сидит мальчик. Этот стул выглядит более богатым, нежели другие.

Все очень дружно собрались за одним столом. Все эти люди, наверняка, родственники друг другу.

Рассмотрев задний план картины, можно увидеть много интересного. Видна колонна, подпирающая, всё-таки как я считаю, второй этаж. Позади неё стоит тёмный шкаф. Рядом с ним висят, возможно, какие-то упряжки для лошадей. Опять некое затемнение, которое невозможно разобрать. Может это дверь в другую комнату, а может ставни у окна. На этой же стене видна картина, на которой чётко и отчётливо видно красный цвет. Но вот разобрать что да как нельзя.

Рядом с высокими часами, показывающими примерно около половины пятого, опять висит картина. На этот раз это портрет. Возможно даже какого-то знаменитого человека. Под этой картиной стоят стулья с синей обивкой, которая выражается на всём этом однотонном фоне стены. Также есть труба. Вполне возможно предназначенная для отопления и уходящая как раз в небольшую печь.

На данной картине можно рассматривать всё до мелочей. Эта картина оставляет хорошее впечатление, глядя на дружную семьи.

Новые хозяева Богданова-Бельского

Популярные сочинения

Музыка занимает далеко не последнее место в моей жизни. Порой она вдохновляет, помогает справиться со стрессом или же просто провести время с удовольствием.

Стоит сказать о том, что на сегодняшний день киноиндустрия набрала небывалые обороты, и именно поэтому выбор любимой актрисы является весьма непростым. В современном кино требования к актерам являются повышенными

Спорт – это хорошо и очень круто. Я занимаюсь спортом с детства, так как родители приучили к этому. Как и все дети, я не хотел заниматься спортом, хотел просто бегать и играться.

Читайте также:
Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького На дне: сочинение

Сочинение Хозяева жизни и жертвы в пьесе Гроза Островского

klassreferat.ru

Литератор Юрьев о не Островский написал, «Грозу» Волга написала». Действие пьесы происходит в городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. Это вымышленный провинциальный городок, в котором царят жестокие нравы. И это кажется очень странным, поскольку живописная природа этого уютного городка, близость прекрасной реки Волги должны располагать людей к миру, любви и согласию. Богатые купцы городка создали здесь свой мир, в котором все решают деньги. Настоящими «хозяевами» Калинова являются Дикой и Кабаниха. Кулигин говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые еще больше денег наживать». Богатая купчиха Кабаниха властвует в своем доме, соблюдая изжившие себя порядки и обычаи. Кабаниха считает, что жена должна бояться своего мужа. Ей и в голову не приходит, что отношения между мужем и женой могут быть другими – теплыми, нежными, а главное – строиться на основе взаимного уважения. Она заставляет сноху Катерину бросаться в ноги уезжающему мужу и ругается на нее за то, что она при этом не воет. От сына Кабаниха требует, чтобы он бил свою жену. Дикой, как и Кабаниха, относится к «темному царству». Между ними много общего: оба грубые, невежественные, держат в страхе своих домочадцев. Драматург осуждает невежество Дикого, который искренне считает, что гроза – это не явление природы, а божье предзнаменование. Дикой очень жестокий человек. Он заявляет: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю». «Жертвами» купцов являются несчастные мужики, которых они обирают. Дикой без зазрения совести говорит, что он одному не доплатит копейку, другому, вот так у него тысячи и «составляются». «Жертвы» Дикого и Кабанихи — Тихон, Варвара и, конечно же, Катерина. Своего рода жертвой «темного царства» является дочь Кабанихи Варвара. Именно благодаря матери она выучилась лгать, изворачиваться, привыкла к мысли: «можно делать все, что угодно, лишь бы все шито-крыто было». Став жертвой домашнего произвола матери, Варвара предпочла убежать из дома со своим женихом, не желая жить в доме, подобном тюрьме. Очень привлекателен образ Катерины. В родительском доме Катерина жила как вольная птичка, ее ласкали, холили, она не знала, что такое грубость, жестокое обращение. Выйдя замуж за Тихона, она попала в семью, в которой окрики, грубость, ругательства были обычными явлениями. Молодая женщина сильно тяготится этой жизнью. Она с горечью говорит о том, что человек не летает так, как птица. Катерина – нравственно чистая женщина. Поэтому проснувшееся чувство к Борису она воспринимает как страшный, несмываемый грех. Для нее, замужней, в церкви венчанной женщины, любовь не к мужу, а к другому человеку есть нарушение христианской морали. Семья, верность для нее святые понятия. Почему же тогда Катерина согрешила с Борисом? В этом есть вина людей, являющихся «хозяевами» жизни. Атмосфера, которую создала в своем доме Кабаниха, и в которой вынуждена жить ее сноха, настолько мрачная, тягостная, что Катерина, сама того не осознавая, хочет вырваться из этой домашней тюрьмы. И тут появляется Борис, судьба которого так же безрадостна, как и ее собственная… Невольно возникает мысль: Катерина не совершила бы грех, не оступилась бы, если бы ей было хорошо в доме, который должен был стать (но не стал) для нее родным. Ее любовь к Борису есть побег от непонимания, произвола, жестокости. Запоминается сцена отъезда Тихона. Катерина, боясь саму себя, умоляет мужа взять ее с собой. Но Тихон не понимает, не видит, что с женой происходит что- то страшное. Для него эта поездка – счастье, повод вырваться из дома, отдохнуть от материнского произвола. Возможно, если бы Тихон поговорил с Катериной по душам, не случилось бы того, что случилось. Но Кабаниха сделала свое страшное дело: настолько подавила волю сына, настолько подчинила его себе, что он не в состоянии самостоятельно мыслить, чувствовать. Это делает за него мать. Выстраивается цепочка: Катерина — жертва Кабанихи, но в какой-то степени ее губят слабохарактерность, никчемность, безволие мужа, то есть качества, которые являются следствием деспотизма Кабанихи. Таким образом, он – тоже жертва. Тихон, благодаря матери, превратился в безвольное, слабохарактерное существо. Он никогда не протестует, не ропщет, делает все, что велит ему мать. Глядя на мертвую жену, он жалеет, что не погиб вместе с ней: «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучаться?» Борис, племянник Дикого, тоже жертва. Он терпит издевательства дяди, потому что материально он и его сестра зависят от него. Между деньгами, материальным достатком и любовью к Катерине он выбирает материальные блага, то есть сознательно обрекает себя на роль жертвы. Он раб Дикого, молчаливый исполнитель его воли. Катерину убивает не отказ Бориса, а невозможность примирить свою совесть с любовью к другому человеку. Ей была физически отвратительна домашняя тюрьма. Гибель героини — результат несовместимости нравственности Катерины и уклада той жизни, которой она вынуждена жить. Это результат ее нежелания быть «жертвой» страшных «хозяев» жизни.

  • Чья точка зрения мне ближе? (По статьям Н. А. Добролюбова «Луч света в темном царстве» и Д. И. Писарева «Мотивы русской драмы»)
  • Что сильнее в Катерине — веление сердца или веление нравственного долга? (По драме А.Н.Островского «Гроза»)
  • Что отличает Катерину от обывателей города Калинова?
  • Характеры «темного царства» в пьесах А. Н. Островского
  • Характеристика города Калинова и его жителей (по драме «Гроза» Островского)
  • Характер, конфликт и особенности сценического действия в драме А. Островского «Гроза»
  • Характер конфликта и его развитие в пьесе А. Н. Островского «Гроза»
  • Трагедия любви в провинциальном мире (сочинение по драме А. Н. Островского «Гроза»)
  • Трагедия Катерины (по пьесе Островского “Гроза”)
  • Тема греха, возмездия и покаяния в пьесе А. Н. Островского «Гроза» — сочинение
Читайте также:
Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне».: сочинение

Три уровня сознания: Жертва, Хозяин, Волшебник

Качество жизни человека зависит от того, как и кем он осознает себя в ней, от его уровня сознания. Хотя мир один на всех, у каждого он на самом деле свой, такой, каким его сотворило сознание. А кто Вы в своем мире? Жертва, Хозяин или Волшебник?

Что такое сознание?

Наверное, каждому человеку случалось в своей жизни общаться с людьми, которые будто бы прилетели с другой планеты, которые думают, говорят и действуют непривычным образом. Люди часто не понимают друг друга, будто бы говорят на разных языках или живут в разных измерениях. Эти образные выражения, на самом деле, недалеки от правды.

Сознание — это высшая, свойственная только людям функция мозга, заключающаяся в:

  • обобщенном и целенаправленном отражении действительности,
  • предварительном мысленном построении действий,
  • предвидении их результатов,
  • разумном регулировании и самоконтроле поведения человека за счет рефлексии.

Сознание – высший уровень психической активности человека, психическое отражение действительности.

Весь мир и вся жизнь каждого конкретного человека лишь проекция, то, что отражается и проходит «фильтр» сознания. Мир таков, каким его видит человек. А люди видят мир по-разному, в зависимости от мировоззрения, образа мыслей, моделей поведения, целей – уровня сознания.

Три уровня сознания

Наиболее популярной и простой для понимания классификацией уровней сознания на сегодняшний день является следующая:

1 уровень – «Жертва»

Жизненная позиция: «Виноваты все, кроме меня, я – лишь жертва».

Основа жизни на этом уровне сознания – инстинкт самосохранения; основная задача – выжить; основная эмоция – страх за свою жизнь.

К сожалению, большинство людей живут на этом уровне сознания. Их очень легко узнать по одной привычке – они любят жаловаться (на начальника, на государство, на жизнь в целом). Они считают, что все в жизни предопределено, не верят в то, что можно что-либо изменить.

Еще на блоге: Улучшаем жизнь и пробуем что-то новое — 17 способов

Люди на уровне сознания Жертва очень боятся перемен, рисков, отсутствия гарантий. Они стремятся к стабильности и комфорту. Любые перемены в жизни воспринимаются как опасность, а не как возможность измениться и изменить жизнь к лучшему. Жертвы, как правило, выбирают государственную работу со стабильной зарплатой.

Все сферы жизни людей на этом уровне сознания находятся на грани, нестабильны, часто неудовлетворительны, ведь чувствуют они себя жертвами обстоятельств, а не хозяевами жизни.

Жертвы убеждены, что за все нужно бороться, только получается, что борются они сами с собой и с жизнью.

2 уровень – «Хозяин»

Жизненная позиция: «Я верю в себя и в свой успех».

Жизнь для людей с уровнем сознания Хозяин – это море возможностей, которыми можно воспользоваться, чтобы получить желаемые блага.

Люди с сознанием Хозяина не жалуются, не страдают и не занимаются самокопанием, а принимают решения, действуют и достигают поставленных целей. Они ищут пути и выходы, а не сетуют: «За что мне все это?!».

Хозяин – активный, предприимчивый, смелый деятель. Как правило, у таких людей есть собственное предприятие или они занимаются индивидуальной деятельностью, а люди с сознанием Жертва устраиваются к ним на работу.

3 уровень – «Волшебник»

Жизненная позиция: «Жизнь изобильна! Я получаю то, что хочу настолько быстро, насколько быстро осознаю, что мне нужно и зачем».

Волшебник – самый высокий уровень сознания. Люди, которые достигают в своем личностном развитии этого уровня, убеждены, что в жизни есть все, что необходимо для счастья. Результат такого мышления – наполненная счастьем жизнь.

У Волшебников отсутствуют предрассудки и негативные убеждения. Даже если они и появляются, Волшебник быстро их осознает и трансформирует в позитивные. Он понимает, чтобы «что-то» изменилось в его судьбе и жизни, надо изменить это «что-то» в себе, ведь только так можно привлечь те или иные блага в свою жизнь.

Читайте также:
Конфликт двух мировоззрений в рассказе М. Горького Челкаш: сочинение

Еще на блоге: Главный секрет эффективных техник запоминания

Проблемы и трудности Волшебники воспринимают как способ улучшить себя и свою жизнь. Такое мышление помогает двигаться по жизни, достигать целей благодаря внутренней работе, а не внешним действиям или путем борьбы с действительностью.

Как правило, люди с уровнем сознания Волшебник, имеют больше благ, чем им необходимо, поэтому им всегда есть чем поделиться. И они охотно делятся связями, деньгами, информацией, добротой и любовью.

Чтобы перейти с уровня сознания Жертва на уровень Хозяина, а затем Волшебника, нужно менять мышление и свое отношение к миру. Только так можно улучшить качество жизни!

Первым делом нужно навести порядок в своей голове, разобраться со своими взглядами, верованиями, установками, привычками и предпочтениями. Какие из них мешают развитию, а какие помогают?

Не страшно отказываться от привычного способы мышления, страшно навсегда остаться его заложником!

После осознания своего настоящего уровня сознания и того, которого хочется достичь, важно начать путь развития и самосовершенствования, не откладывая!

Читайте нас в удобном формате Telegram | Facebook | Instagram | Tags

«Хозяева» жизни и их «жертвы» в пьесе Островского «Гроза»

Литератор Юрьев о не Островский написал, «Грозу» Волга написала». Действие пьесы происходит в городе Калинове, расположенном на берегу реки Волги. Это вымышленный провинциальный городок, в котором царят жестокие нравы. И это кажется очень странным, поскольку живописная природа этого уютного городка, близость прекрасной реки Волги должны располагать людей к миру, любви и согласию.

Богатые купцы городка создали здесь свой мир, в котором все решают деньги. Настоящими «хозяевами» Калинова являются Дикой и Кабаниха. Кулигин говорит: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие. А у кого деньги, сударь, тот старается бедного закабалить, чтоб на его труды даровые еще больше денег наживать».

Богатая купчиха Кабаниха властвует в своем доме, соблюдая изжившие себя порядки и обычаи. Кабаниха считает, что жена должна бояться своего мужа. Ей и в голову не приходит, что отношения между мужем и женой могут быть другими – теплыми, нежными, а главное – строиться на основе взаимного уважения. Она заставляет сноху Катерину бросаться в ноги уезжающему мужу и ругается на нее за то, что она при этом не воет. От сына Кабаниха требует, чтобы он бил свою жену.

Дикой, как и Кабаниха, относится к «темному царству». Между ними много общего: оба грубые, невежественные, держат в страхе своих домочадцев. Драматург осуждает невежество Дикого, который искренне считает, что гроза – это не явление природы, а божье предзнаменование. Дикой очень жестокий человек. Он заявляет: «Захочу – помилую, захочу – раздавлю».

«Жертвами» купцов являются несчастные мужики, которых они обирают. Дикой без зазрения совести говорит, что он одному не доплатит копейку, другому, вот так у него тысячи и «составляются».

«Жертвы» Дикого и Кабанихи — Тихон, Варвара и, конечно же, Катерина.

Своего рода жертвой «темного царства» является дочь Кабанихи Варвара. Именно благодаря матери она выучилась лгать, изворачиваться, привыкла к мысли: «можно делать все, что угодно, лишь бы все шито-крыто было». Став жертвой домашнего произвола матери, Варвара предпочла убежать из дома со своим женихом, не желая жить в доме, подобном тюрьме.

Очень привлекателен образ Катерины. В родительском доме Катерина жила как вольная птичка, ее ласкали, холили, она не знала, что такое грубость, жестокое обращение. Выйдя замуж за Тихона, она попала в семью, в которой окрики, грубость, ругательства были обычными явлениями. Молодая женщина сильно тяготится этой жизнью. Она с горечью говорит о том, что человек не летает так, как птица.

Катерина – нравственно чистая женщина. Поэтому проснувшееся чувство к Борису она воспринимает как страшный, несмываемый грех. Для нее, замужней, в церкви венчанной женщины, любовь не к мужу, а к другому человеку есть нарушение христианской морали. Семья, верность для нее святые понятия.

Почему же тогда Катерина согрешила с Борисом? В этом есть вина людей, являющихся «хозяевами» жизни. Атмосфера, которую создала в своем доме Кабаниха, и в которой вынуждена жить ее сноха, настолько мрачная, тягостная, что Катерина, сама того не осознавая, хочет вырваться из этой домашней тюрьмы. И тут появляется Борис, судьба которого так же безрадостна, как и ее собственная…

Читайте также:
Художественное своеобразие романа М. Горького Мать: сочинение

Невольно возникает мысль: Катерина не совершила бы грех, не оступилась бы, если бы ей было хорошо в доме, который должен был стать (но не стал) для нее родным. Ее любовь к Борису есть побег от непонимания, произвола, жестокости. Запоминается сцена отъезда Тихона. Катерина, боясь саму себя, умоляет мужа взять ее с собой. Но Тихон не понимает, не видит, что с женой происходит что- то страшное. Для него эта поездка – счастье, повод вырваться из дома, отдохнуть от материнского произвола. Возможно, если бы Тихон поговорил с Катериной по душам, не случилось бы того, что случилось. Но Кабаниха сделала свое страшное дело: настолько подавила волю сына, настолько подчинила его себе, что он не в состоянии самостоятельно мыслить, чувствовать. Это делает за него мать.

Выстраивается цепочка: Катерина — жертва Кабанихи, но в какой-то степени ее губят слабохарактерность, никчемность, безволие мужа, то есть качества, которые являются следствием деспотизма Кабанихи. Таким образом, он – тоже жертва. Тихон, благодаря матери, превратился в безвольное, слабохарактерное существо. Он никогда не протестует, не ропщет, делает все, что велит ему мать.

Глядя на мертвую жену, он жалеет, что не погиб вместе с ней: «хорошо тебе, Катя! А я-то зачем остался жить на свете да мучаться?»

Борис, племянник Дикого, тоже жертва. Он терпит издевательства дяди, потому что материально он и его сестра зависят от него. Между деньгами, материальным достатком и любовью к Катерине он выбирает материальные блага, то есть сознательно обрекает себя на роль жертвы. Он раб Дикого, молчаливый исполнитель его воли.

Катерину убивает не отказ Бориса, а невозможность примирить свою совесть с любовью к другому человеку. Ей была физически отвратительна домашняя тюрьма. Гибель героини — результат несовместимости нравственности Катерины и уклада той жизни, которой она вынуждена жить. Это результат ее нежелания быть «жертвой» страшных «хозяев» жизни.

Что лучше: истина или сострадание? – сочинение по пьесе На дне Горького

«Горькая правда» и «сладкая ложь» всегда стоят рядом, и каждый человек сам решает, что ему выбрать. Сколько бы ни прошло времени, а проблема правды и лжи останется неразрешенной, эта тема является вечной в литературе, поэтому к ней часто обращаются различные авторы.

М. Горький в пьесе «На дне» поднимает проблему истины и лжи. В произведении противопоставляются два героя – Сатин и Лука. Первый считает, что всегда нужно говорить правду, ведь «правда – бог свободного человека», люди же которые врут, являются для Сатина «слабаками». Лука утверждает, что необходимо сострадать людям, а сострадание, в его понимании, часто ложь – ложь во благо. Мне кажется, оба героя были в чем-то правы, к каждому человеку необходим был свой подход. Клещ и Актер, например, нуждались в «горькой правде», им был необходим такой толчок, который спровоцировал бы изменения, смог их «всколыхнуть», именно истина положила бы начало их борьбе и, возможно, они бы выбрались из этой «ямы». Кому-то нужна была успокоительная, «сладкая ложь» как Анне.

Анна после слов Луки не боялась смерти и «с легким сердцем» ушла «в мир иной». Для другого героя пьесы – Актера ложь оказалась смертельной. Он всем сердцем поверил в лучшее, в свое излечение от зависимости, но вскоре даже призрачная надежда на что-то хорошее разрушилась, а вместе с ней разрушилась и жизнь Актера. Он в отчаянии решился на самоубийство. На самом деле, Лука не был виноват в гибели Актера, и ухудшении положения жителей ночлежки. Он от всей души пытался помочь этим людям, Лука, действительно, переживал и сострадал, он думал, что своим милосердием и жалостью сможет «достучаться» до людей и их душ. Лука хотел дать им надежду и веру, чтобы они начали действовать, стремиться к чему-то. Его добро было основано на обмане, но для Луки это не было ложью, потому что, по его мнению, истинно то, что человечно. Смог понять «философию» Луки лишь Сатин, сказав: «Человек – вот правда!»

Таким образом, «спасительная ложь» бывает, но довольно редко. В большинстве случаев «горькая правда» лучше любого обмана, ведь в иллюзиях нельзя жить вечно. Человек, осознающий критичность ситуации, знающий истинное положение дел, начинает бороться и часто именно «горькая правда» помогает ему избежать множества проблем.

2 вариант

Наверное, тем людям, которые читали произведение и даже думали над ним, делились на два вида. Одни разделяли сторону истины, а вот другие наоборот были за сострадание. А вот определенно узнать, что лучше я считаю нельзя. Все будет напрямую зависеть от ситуации или от последствия выбора.

Читайте также:
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне: сочинение

Данную проблему рассматривал Горький в своем произведении «На дне». Все происходит в одной лачужке, в которой даже условий для существования нет, и никогда не было, но люди все равно здесь жили. Многие люди здесь живут только потому, что больше жить им негде, а здесь хотя бы они умрут не в одиночестве. И среди них имеется один парень по имени Лука, который старается поменять жизнь каждого из героев. Он рассказывает им о том, что когда они умрут, то попадут в замечательное место, где будут все условия для проживания и там они обязательно отыщут свое счастье. Парень понимает, что обманывает всех, кто здесь находится, но другого способа их приободрить и помочь им, у него нет, и не будет. И он уверен, что ложь помогает им спокойно завершить свое здесь существование и перейти в другой мир. Анна умирала в мучениях и болях, и он уверял ее в том, что там ей окажут медицинскую помощь и больше она болеть никогда не будет. Один мужчина раньше был прекрасным актером, но водка его сгубила, и его выгнали с работы. После этого он взялся пить, и вот теперь пришла за ним смерть. А Лука уверял его в том, что там существует специальная лечебница, в которой ему обязательно помогут и больше он пить никогда не будет и его возьмут обратно на работу.

И это лучше, чем правда, которая иногда совсем не радует человека, а наоборот пугает еще сильнее. Он даже людям надежду и они уходят счастливыми. Кроме этого он и сам верил в этот мир, куда уходят все и там живут хорошо и счастливо, но вот однажды он узнал, что данного мира просто не существует и тогда покончил с собой.

Многие согласны с этим главным героем, иногда человеку нужно сказать то, что ему хочется услышать и это не обязательно должна быть, правда.

Не каждый человек сможет определить когда другой человек ему говорит правду, а когда обманывает. Конечно, в некоторых ситуациях это можно понять, но бывают ситуации, когда до последнего не понятно обманул вас человек или нет. Иногда вымысел и правда очень близко находятся друг с другом, и отличить одно от другого бывает очень сложно или практически невозможно. В этом случае человек должен научиться взвешивать правду и ложь, и тогда станет понятно, где вымысел, а где он говорит правду.

Что лучше: истина или сострадание? по пьесе На дне

Популярные сочинения

Хоть осенняя пора и считается скучной и унылой, и что ей присуще только темные серые краски, способные загнать человека в глубокую депрессию, знаменитый художник в своем произведении искусства под названием

Николай Васильевич Гоголь посвятил свое произведение «Тарас Бульба» временам, когда на Руси жили славные казаки. Писатель не случайно посвятил им одно из самых лучших своих произведений

Старуха – процентщица из Достоевского романа является второстепенным персонажем, но немаловажным, а также ярким и запоминающимся. Старуху зовут Алена Ивановна, она является вдовой чиновника

Что лучше – истина или сострадание в драме На дне Горького? сочинение

Истина и сострадание, кажется, понятия несопоставимые друг с другом. Но Горькому в пьесе “На дне” удается мастерски их противопоставить. Одни герои произведения говорят правду другие проявляют сострадание. Чьё же поведение более верно?

Героям пьесы не удается жить, они вынуждены существовать. На общем фоне пошлости и невежества выделяется герой с положительным прошлым Сатин – телеграфист и любитель познавательной литературы, оказывается в тюрьме за то, что однажды пришёл на защиту своей сестры. Превратившись, под давлением обстоятельств в картежника и алкоголика он не теряет веру в человеческую мощь.

Сатин выступает борцом за истину. Он убежден, что знать правду достоин каждый и только сильная личность способна ее принять. Только правда имеет способность влиять на человека, подталкивать к осознанию и пониманию своего истинного положения, правда заставляет преодолевать преграды, совершенствовать свое поведение и таким образом менять свою жизнь, в то время как сострадание способно лишь сеять ложь мнимых надежд. Истина придает человеку силы и уверенности. По словам героя ложь проповедуют только рабы.

В качестве антипода Сатину в пьесе выступает Лука. Мировоззрение странника кардинально отличается от Сатина. Лука ведущий отшельнический образ жизни сам не понимает куда приведёт его дорога странствий. Как человек он добр, милосерден, отзывчив. Его душа полна сострадания к чужим неудачам и вызванные ее порывами поучительные речи побуждают людей тянуться к жизни. Но это сострадание чаще всего основано на лжи и обмане. И как он лично уверен, эта ложь во благо. Лука наполняет души ранимых людей пустыми иллюзиями, которые не сподвигли никого начать действовать и пытаться менять свою жизнь к лучшему. Скорее всего, это было вызвано бессилием и слабостью. Люди не чувствовали в себе силы к изменениям, им проще было смириться и окончательно погрузиться в безысходность.

Читайте также:
Как сосуществуют в произведениях М. Горького Старуха Изергиль и На дне мечта и реальность?: сочинение

Анализируя пьесу Горького “На дне” нельзя прийти к четкому ответу, что лучше истина или сострадание? Каждый волен считать по своему, в зависимости от собственных взглядов и убеждений. Кто-то примет сторону Сатина и скажет, что только правда, какой бы она не была, способна менять людей, ведь сострадание только расслабляет человека и делает его более апатичным. А кто-то будет солидарен с Лукой и посчитает, что и без того сломленных людей нельзя добивать жестокой правдой.

2 вариант

«На дне» произведение написанное «пролетарским» писателем Максимом Горьким, в начале двадцатого века (1901-1902). Само произведение не являлось чисто литературным, это была пьеса для театра. Постановка этой пьесы была запрещена, затем её постановку разрешили только в Москве.

В итоге первой русской революции (1905) пьеса (урезанная) была разрешена к постановке в театрах.

В 1907 году пьеса начала ставится в Европе. Этому способствовал коммерсант а так же революционер (друг Ленина) доктор Гельфанд (Парвус). Однако часть средств (кассы что собрала пьеса) он просто украл. Кстати именно Парвус был посредником между Лениным и немцами во время Первой мировой войны, именно Парвус помог Ленину перебраться в “пломбированом вагоне” в Россию.

Именно эту пьесу использовали как орудие пропаганды революционные партии, в первую очередь большевики.

Суть произведения передана уже в названии «на дне», о тех кто опустился на дно социальной иерархии (в финансовом, духовно-культурном отношении). Им уже никогда не подняться.

Горький как бы воспроизводит тему «униженных и оскорблённых» Достоевского в реалиях начала двадцатого века, разницы нет никакой (кроме почти пол столетия времени).

Горький показал всю суть и отталкивающую правду социального низа. Это произвело фурор не только в культурной жизни России но и Европы.

У каждого из героев пьесы своя судьба и «история» того как он попал на дно. Автор толком и не рассказывает судьбы героев. Обращает внимание, что если человек (в социальной цепочке) выбивается, – его исключают и он оказывается на дне.

Хозяин ночлежки мерзкий, безнравственных человек (впрочем, нельзя назвать нравственными самих жителей). Он «обирает» постояльцев как может. Горький достиг цели, он показал «всю грязь и мерзость дна жизни», – это предел человека дольше только смерть.

В то же время не всё так ужасно и однобоко под темными и угрюмыми сводами старого дома, сами бродяги ведут разговоры о жизни и человеке, о его предназначении в этом мире и т. д. Не смотря на всю мерзость и отвратительность кругом происходящего, не убили полёт мысли и чувства в этих опустившихся людях.

Истина конечно превыше всего, это не только идея произведения, но и сам читатель приходит к этому, читая пьесу. Но, по мере чтения ты сопереживаешь героям, не смотря на их отталкивающий «вид».

Истина и сострадание это то что понимаешь и чувствуешь, читая произведение. Каждый читатель должен дать себе ответ после прочтения. И в этом безусловный плюс пьесы.

Также читают:

Картинка к сочинению Что лучше – истина или сострадание в драме На дне

Популярные сегодня темы

В основу рассказа Льва Николаевича Толстого «Кавказский Пленник» легли реальные события, происходящие с ним лично в период кровопролитной Кавказской войны при Николае I, когда русские войска в завоевательных походах

Один из рассказов В.Г. Распутина называется «Уроки французского». Именно такое заглавие позволяет лучше понять смысл произведения и авторскую позицию.

Василиса – одна из центральных героинь небольшого рассказа А. П. Чехова “Студент”. Образ Василисы рассматривается в тесной связи с образом ее дочери Лукерьи.

В детстве мальчики поголовно мечтали стать космонавтами, а девочки принцессами. Но к сожалению, мы растём и проблемы растут. Этот вопрос у многих до сих пор открыт. Какая она – профессия твоей мечты?

Писатель в данном произведении раскрывает крайне острую проблему, которая существовала в то время, так как иногда очень талантливые люди не имели возможности проявить свой талант так, как это бы им хотелось сделать

Что лучше: истина или сострадание? (По драме М. Горького «На дне»)

Герои приключенческих книг

Какие «чувства добрые» стремился пробудить А.С.Пушкин своей лирикой?

Взаимоотношения между близкими людьми

Драма М.Горького «На дне» — сложное, многогранное произведение с глубоким философским содержанием. Что делает человека человеком? Что помогает и мешает жить? Каковы пути к обретению счастья? На эти вопросы автор ищет ответ вместе со своими героями – обитателями костылёвской ночлежки.

Читайте также:
Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького: сочинение

Интересно, что по проблемам, издавна волновавшим умы мыслителей, в пьесе высказываются не мастера философских диспутов, а люди «дна», необразованные или опустившиеся, косноязычные или не находящие нужных слов. Каждый из ночлежников имеет определённый взгляд на жизнь, исповедует свою «правду»: Бубнов и Барон, бесчувственные, далёкие от иллюзий люди, — сторонники жестокой «правды факта», довольствующиеся грубой реальностью; Анна, Пепел, Клещ, Настя, Актёр живут мечтой, но при этом мучаются, жаждут сочувствия.

Однако своеобразными «идеологами» «дна» можно, по-моему, считать лишь двух обитателей ночлежки – Луку и Сатина. Ведь «основной вопрос» драмы Горький сформулировал так: «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее? За истину в пьесе ратует Сатин, сострадание проповедует Лука.

Сатин – человек сильный, получивший определённое образование. Когда-то он служил на телеграфе, где и нахватался «умных» слов. Теперь он ловкий картёжник. Парадоксально, что правду воспевает шулер, то есть человек, живущий ложью. Тем не менее монологи Сатина ярки, эмоциональны, афористичны: «Человек – вот правда! Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека. » Взгляды Сатина близки Горькому. В одном из своих писем автор как бы вторит своему герою: «Существует только человек, всё же прочее есть мнение».

Сатин утверждает «дно» как норму существования, единственно достойную настоящего человека. Он и сам пренебрегает возможностью жить на честно заработанные деньги. По мнению Сатина, людей надо уважать, а не «унижать жалостью», не лгать им, а окончательно добивать правдой: так благороднее.

Другой точки зрения придерживается странник Лука. Этот герой добр, снисходителен к слабостям, терпим к чужим грехам, отзывчив на просьбы о помощи. «Мяли много, оттого и мягок», — говорит он о себе.

Ещё одна симпатичная черта Луки – его неподдельный интерес к жизни, к другим людям, в каждом из которых он способен разглядеть индивидуальность, «изюминку»: «Всякая блоха не плоха…»

Лука, безусловно, нужен страдальцам, которых в пьесе немало: Насте, Пеплу, Наташе, Актёру, Анне, Клещу. Им необходимо утешение и ободрение – своеобразная анестезия от преследующих их бед и стимулятор интереса к жизни. Чтобы утешить собеседника, Лука не придумывает никаких рецептов, он лишь умело поддерживает сложившуюся у каждого из ночлежников мечту: Актёра убеждает в существовании больницы для алкоголиков, в Анне укрепляет веру в загробную жизнь, в Насте – в идеальную любовь.

«Во что веришь, то и есть», — говорит странник. По-моему, неплохой девиз для «дна». Как бы подтверждая свои слова, Лука рассказывает ночлежникам притчу: мечта о «праведной земле» давала человеку силы жить, а правда толкнула его на самоубийство.

По словам Сатина, речи Луки – «ложь утешительная, ложь примиряющая», «ложь во спасение». Можно долго спорить о целесообразности такого обмана. Однако, на мой взгляд, нельзя не согласиться с Беранже, стихотворение которого постоянно декламирует Актёр:

Мир дороги найти не умеет,

Честь безумцу, который навеет

Человечеству сон золотой!

Думаю, Лука и является таким «безумцем».

Размышляя над «основным вопросом» драмы «На дне», Горький испытывает жизнью философии Сатина и Луки, показывает, как повлияли на ночлежников речи шулера и как – монологи странника.

До неожиданного ухода Луки самочувствие обитателей «дна» заметно улучшается; у большинства из них крепнет вера в возможность жить лучше. Умирающей Анне старик советует набраться терпения и обещает райскую жизнь на небесах. Женщина поверила ему и умерла спокойно. По философии же Сатина, который, кстати, довольно спокойно взирал на страдания умирающей, не стоило унижать её: ведь ложь под видом жалости не может не унизить человека.

Благодаря Луке, Пепел живёт мечтой о честной жизни в Сибири, а Настя – верой в идеальную любовь. По Сатину, необходимо вернуть их к прозаической действительности…

Вняв уверениям Луки, воодушевлённый надеждой на исцеление, Актёр начинает работать и даже на некоторое время прекращает пить. Но вот за дело берётся Сатин, имя которого, наверно, не случайно созвучно имени Сатаны. Он отнимает у Актёра самое ценное – мечту, и тому не остаётся ничего другого, как повеситься.

Итак, драма «На дне» — это примерка возможности помочь людям при помощи сострадания или правды. Абсолютно однозначного ответа на вопрос: «Что лучше: истина или сострадание? Что нужнее?» — в произведении нет.

Думаю, Горький испытывает определённые симпатии и к Сатину, и к Луке. А единственно верного решения подобной проблемы быть не может: истина, безусловно, лучше обмана, но иногда нужнее сострадание, «утешительная ложь».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: