Идея романа М. Горького «Мать»: сочинение

Сочинение на тему: Человек и идея в романе А. М. Горького «Мать»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Человек и идея в романе А. М. Горького «Мать»

Роман «Мать» — произведение, созданное на рубеже двух веков, в нелегкое и бурное время, стремительно уносящее все старое и дающее жизнь новым идеям, новым общественным течениям, которые овладевали умами и сердцами. Процесс коренной ломки общественного мировоззрения, развернувшийся в русском обществе в данный период, небезызвестная борьба между новыми материалистическими и идеалистическими философскими течениями, возникшими на рубеже 19-20 веков, — все это не могло не найти отражения в литературных произведениях той эпохи. Творчество Горького не является здесь исключением. Оно явило собой отклик на события времени, когда менялось само понятие героического, когда протест против существующего строя стал делом каждого здравомыслящего человека. Совершенно другой вопрос, в каких формах этот протест выражался. Нельзя забывать, что разночинский период освободительного движения в России сменился в это время пролетарским, развивавшимся преимущественно под воздействием теории марксизма, которая, как известно, имеет весьма существенные издержки. Роман «Мать» обнаруживает совершенно четкую позицию автора по отношению к общественным преобразованиям; произведение проникнуто пафосом борьбы за переустройство жизни, что длительное время давало повод для весьма односторонней оценки его в рамках советской идеологии. За «героической борьбой нового поколения революционеров» не замечали (или не хотели замечать) живых людей с их внутренними противоречиями, страданиями, нравственными исканиями. А ведь именно внутренний духовный мир человека интересовал величайших русских писателей, произведения которых признаны классикой мировой литературы. Односторонний подход к данному произведению, навязанный коммунистической идеологией, несомненно, не может удовлетворить человека, считающего себя истинным знатоком и ценителем литературы. Вероятно, более целесообразно будет рассматривать это произведение, исследуя духовный мир героев. Так, лучшие чувства, возникающие в сердцах, зовут людей на службу высокой и светлой идее. Но когда эта идея заслоняет собой все остальное, порабощая человека, она глушит в душе его те самые чувства, которые побудили его к служению ей. Трагичен этот парадокс. И отчетливей всего проявляется он в образе Павла Власова, который рассматривался до недавнего времени как безоговорочно положительный. Но именно в нем проявляется сильнее всего «одержимость идеей», именно здесь это явление приобретает наиболее разрушительные формы. Стремление к высокой цели, перерастая в фанатизм, подавляет в душе его такие вечные человеческие чувства, как сыновняя любовь, любовь к дому, к женщине. Жестоко, не по-сыновьи, говорит он матери, что обречен умереть за свою идею, не хочет слушать ее перед демонстрацией. Образ Павла — это образ человека, делающего, хотя и не по злому умыслу, несчастными всех тех, кому он дорог. Особенно это видно из истории его любви. В жизни перед ним постоянно возникает выбор между идеей и живой душой. И он выбирает идею… Поэтому образ Павла Власова трагичен. В душе этого человека произошел разлад между самыми глубокими, корневыми, жизненными основами и идеей, целью, поставленной им самим. Героем, несущим в себе духовное начало, в ком сильны лучшие человеческие чувства, является, несомненно, Ниловна. Могучая сила ее материнской любви удерживает Павла от полного погружения в фанатическое безумие. Именно в образе матери наиболее органично соединились вера в высокую цель с богатейшим духовным миром. Здесь, безусловно, необходимо отметить глубокую и прочную связь Ниловны с народом, что всегда в русской литературе оценивалось как богатство души человека, его близость к истокам, корням национальной культуры. Идея окрыляет Ниловну, дает ей подняться, обрести веру в себя, но не перерастает в ее сознании в цель, требующую фанатичного служения. Этого не происходит, вероятно, потому, что связь Ниловны с народными корнями очень крепка. Очевидно, именно эта связь определяет внутреннюю стойкость человека. Заметим, что Андрей Находка, соратник Павла, гораздо глубже его в духовном плане. Этот образ также близок к народу, об этом говорит его отношение к Ниловне: нежность, забота, ласка. У Павла этого нет. Автор показывает, сколь опасно для человека отдаляться от народных корней, когда утрачиваются все истинные духовные ценности.
Название романа выбрано писателем не случайно. Ведь именно мать (вечный образ) является истинным, человечным, любящим, искренним образом.
.

Горький М. «Мать», краткий анализ

Вы будете перенаправлены на Автор24

История создания романа

Роман «Мать» принято считать первым романом в духе социального реализма. Позже это направление будет господствовать на протяжении 70 лет в русской литературе. Роман «Мать» был написан после первой русской революции, в 1906 году. Впервые роман был опубликован в США, затем подвергнувшись большой цензуре он вышел в 1907 году в России, и лишь после революции 1917 года роман был опубликован в первозданном виде.

Написанию романа способствовало происхождение писателя и его раннее знакомство с революционерами. Над романом Горький начал работать еще в США, затем он переезжает в Италию, где заканчивает работу над первой редакцией романа. Работа над этим произведением началась в 1901 -1902 годах, когда Горький только начал сближаться с коммунистами.

Главные герои произведения

Основные герои романа:

  • Власова Пелагея Ниловна – главная героиня романа, этот образ в романе символизирует Россию. Изменения в характере Пелагеи Ниловны отражают изменения народного сознания.
  • Власов Павел Михайлович (Павел) – сын главной героини, работал на фабрике в слободке, увлекся революционными идеями, вскоре стал профессиональным революционером.
  • Андрей Онисимович Находка (Андрей – “хохол”) – революционер-подпольщик, приемный сын Ниловны и друг Павла Власова. Его образ — это образ гуманного революционного начала.

Сюжет произведения

Сюжет романа описывает события России в начале XX века. Действия произведения происходят в рабочей слободе. В этой слободе живут рабочие со своими семьями, их жизнь неразрывно связана с работой фабрики. Все свое время рабочие проводят на фабрике, в свободное время их разговоры тоже сосредоточены на фабрике, все много выпивают, дерутся друг с другом. Главный герой романа – молодой рабочий Павел Власов не желает мириться с такой действительностью, он начинает жить иной жизнью. Он часто ездит в город и оттуда привозит запрещенные книги, он желает знать правду, поэтому читает их, прекрасно зная, что если их найдут, то его арестуют.

Готовые работы на аналогичную тему

Вскоре в доме Власовых начинают собираться различные люди, вместе они читают те самые запрещенные книги, рассуждают о тяжёлой доле рабочих по всему миру, поют песни.

Через некоторое время на фабрике появляются листовки. В них рассказывается о стачках рабочих в Петербурге, содержится призыв к рабочим отстаивать свои права. Пелагея Ниловна понимает, что это дело рук ее сына, она одновременно и гордится за него и боится.

В доме Власовых проходит обыск, который ничего не дал жандармам, но одного из помошников Павла – Андрея они арестовывают.

Читайте также:
Анализ 4 действия пьесы М. Горького «На дне»: сочинение

Через некоторое время на фабрике дирекция объявляет о том, что с каждого заработанного рабочими рубля будет вычитываться копейка на осушение болота вокруг фабрики. Рабочие крайне недовольны подобной инициативой. Павел встает во главе протестующих против нового налога, на фабрике происходит стихийный митинг. Но директор приказывает рабочим снова приступить к своей работе, и они расходятся. Павел остался без поддержки, он был очень огорчен, что народ не поверил ему и не последовал за ним. После этого инцидента Павла так же арестовывают.

Кроме Павла арестовали ещё 48 человек. Павел просит мать распространять листовки на фабрике. Она соглашается, устраивается на работу помощницей по раздаче питания для рабочих.

Через некоторое время Павла и Андрея отпускают, они начинают готовится к демонстрации Первого мая. Павел хочет нести знамя впереди всей колоны, он прекрасно знает, что за это его арестуют. Так и случилось: навстречу демонстрантам выдвинулись солдаты. Павел, Андрей и другие члены партии были арестованы.

После их ареста Пелагея Ниловна отправляется в город к одному и тех, кто присутствовал на собраниях в доме Власовых, к Николаю Ивановичу. Она понимает, что ее сын и другие рабочие борются за правду и за справедливость. Так начинается ее активная подпольная работа. Она распространяет листовки, запрещённые книги, прокламации.

Через некоторое время состоялся суд над демонстрантами. Всех подсудимых отправляют на поселение. Пламенную речь Павла было решено напечатать. Пелагея Ниловна вызвалась отвести листовки в другой город. Вскоре на вокзале она понимает, что за ней ведется слежка. Ее начинают обвинять в воровстве, она с возмущением объясняет, что везет листовки с речью своего сына – одного из политических осужденных. Не желая, чтобы листовки пропали, она начинает раздавать их встречным людям, однако жандармы хватают ее.

Основная тема и проблематика произведения

В романе «Мать» М. Горький раскрывает суть первой русской революции. Этот роман не похож ни на одно произведение ни предшественников, ни современников М. Горького. До него еще ни один писатель не изображал рабочий класс в подобном свете.

Главными своими читателями Горький видел рабочих людей, для них он старался донести свои идеи максимально просто, легко и свободно. Горький старался подробно описать этапы революционной деятельности Пелагеи Ниловны и Павла.

В этом романе Горький задействовал многие факты из жизни сормовской революционной организации. Прототипами главных героев стали сормовский рабочий большевик Петр Андреевич Заломов и его мать Анна Кирилловна Заломова.

Роман «Мать» представляет собой сложный процесс искоренения в людях рабских чувств покорности и страха, о сложном превращении человека из жертвы в борца. Ниловна является ярким примером такого перерождения.

Центральная тема романа – эволюция социального и психологического облика пролетариата. Основная проблема, которую поднимает Горький в этом произведении заключается в духовном обновлении человека в революционной борьбе. Все события и детали романа указывают на положительное решение этой проблемы.

Некоторые критики и литературоведы видят в этом романе М. Горького религиозный подтекст. Г. Митин, обращаясь к историческим и литературным аналогиям, определил жанр романа как фантастический роман-Евангелие о Матери. Революционные проблемы в романе стоят в одном ряду с религиозными.

Сочинение на тему “Духовное обновление человека в революционной борьбе (по роману М. Горького “Мать”)”

Роман «Мать» создано совсем нелегкое время, когда навстречу старым взглядам и событиям приходили новые общественные течения, овладевавшие умами людей. Построение произведения показывает, как постепенно нарастает революционное движение и происходит рост персонажей, неразрывно связанных с массами.

Мы видим, как в первой главе идее повествование о страшной жизни в рабочей слободке при капитализме. Отчетливо видно, как растет возмущение и протест у рабочих. И для того, чтобы это чувство ненависти и возмущения превратилось в борьбу, необходимо было развить революционное сознание у рабочего класса. Под влиянием пропаганды революционеров-интеллигентов создается социал-демократический кружок. Писатель показывает, как передовая интеллигенция помогает рабочим понять теорию марксизма, как их этой среды выходят незаурядные люди, умеющие не только разобраться в происходящих исторических событиях, но и становятся руководителями движения.

Волна этих событий захватывает Павла и всех его друзей, перерождает личность Пелагеи Ниловны. Пропаганда ведется в городе и селе, привлекая в партийную работу все новых людей. Старый мир зря пытается остановить мощно подымающуюся волну революционного движения. Демонстрация 1 мая, сцена суда показывают всю эту силу. Последние моменты, когда незнакомые люди, случайно находящиеся на вокзале, с жадностью ловят слова Ниловны о новой правде, говорят о том, что революционная волна охватывает всю страну и ее остановить нельзя. Поэтому женщина произносит речь на вокзале, откуда люди направляются в разные стороны. Таким образом, вся правда дойдет до всей страны.

Художественные образы ярко показывают, как крестьянство тоже вливается в движение революционеров. Сложный путь внутреннего развития проходит Рыбин, постепенно вырастая и освобождаясь от индивидуалистических и анархических идей. Однако, есть люди, стремящиеся сделать жизнь лучше и они идут напролом к этой идее. И такое явление приобретает разрушительные формы. Стремление к высокой цели, доходя до фанатизма, подавляет любовь и уважение к близким людям. Таким представлен Павел, который, хотя и не по злому умыслу делает несчастными тех, кто его любит. Поэтому его путь трагичен. Но Ниловна со своей любовью удерживает его от фанатизма. Именно в образе матери показано объединение веры в высокую цель с богатейшим духовным миром. Возможно, поэтому Горький название произведению выбрал не случайно, ведь потому что мать символизирует человечность, любовь и счастье.

Сочинение по произведению Мать

В романе-повести русского и советского писателя Максима Горького «Мать» на поверхности лежит фундамент излагаемого, выпячивается изо всех щелей кричащий произвол царской буржуазии того времени по отношению к рядовым гражданам своей родины.

Главный герой Павел Власов – пламенный борец за справедливость и равноправие среди людей, ярый враг калечащего русский народ государственного аппарат, который веками высасывает жизненные соки. Будучи совсем юным, он наглядно смог оценить ужас происходящего – тяжелую и изнурительную работу своего отца на местном заводе, пьяную и агрессивную суматоху после окончания рабочего дня. Вся страна погрязла в бедности и безысходности. Люди постепенно превращались в роботов.

Осознав, что такая участь может настигнуть и его, Павел решает во что бы то ни стало найти способ изменить царящую вокруг катастрофическую действительность, полную бесправия и человеческих страданий, которая чревата вымиранию русского народа как нации. Путём решения этой проблемы главный герой считает массовую просветительную работу с целью оповестить народ о его геноциде со стороны государства с дальнейшим революционным исходом. На тропу войны вступает и его мать, принявшая дело сына как праведное и необходимое.

На протяжении всего романа действующее лицо преодолевает трудности, связанные с организацией плотно выстроенного социалистического кружка. Недремлющее око шпионов и жандармов всё же настигает Павла и он оказывается за решёткой. Его мать, Пелагея, которую по праву можно считать главным героем, перенимает все обязанности сына на свои хрупкие плечи, пытаясь продолжить начатое им. В произведении автор пытается донести до читателя идею борьбы и зарождения социалистической ячейки в обществе, пламенную преданность своим идеалам, готовность гореть и страдать за неё.

Читайте также:
Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького На дне: сочинение

Вполне вероятно, что роман «Мать» — одно из лучших произведений социалистического реализма, которое и положило начало этому литературному направлению в русской литературе 20 века. Читая роман «Мать» не на шутку проникаешься историей России, появляется дикое желание знать всё о своём государстве – будь-то даже чёрные страницы и эпоха тотальных ошибок и страданий.

Сочинение на тему “Роман “Мать” – реалистическое произведение М. Горького”

Конец XIX века можно охарактеризовать как зарождение революционного движения и формирование общественно-политического сознания рабочего класса.

Эта идея (идея революции) проходит через весь роман. Написанию романа способствовало происхождение писателя и его раннее знакомство с революционерами. Эти связи нашли отражение и в его дальнейшем творчестве. Роман “Мать” — это новаторское произведение, его можно считать центральной книгой в творчестве писателя. Может быть, именно к нему он шел всю свою жизнь, пронеся зачатки этого романа через все свое творчество. Наконец в 1907 году роман был создан. Это было смутное для России время — время поражения первой русской революции 1905 года.

Истинных борцов революции, которые действительно были преданы ее делу, осталось очень мало. Большинство, испугавшись кровавых расправ, стали приверженцами царизма, остальные либо отошли от дела революции, либо перешли на сторону ее врагов. Но это не имело значения для “сынов” революции, и в романе показан именно тот переломный момент в жизни рабочих, когда для них рушатся все привычные жизненные устои и народ поднимается на борьбу за свое освобождение. Освобождение не столько физическое, сколько моральное. Рабочие выступают за право собственного голоса, за свои права и свободы, за уважение к себе и своей семье. Одной из главных проблем произведения является проблема роста революционного сознания рабочих и развития пролетарского движения.

Именно в этой книге впервые в жизни героем романа стал рабочий-революционер, чьим смыслом жизни является победа социалистического лагеря. В своем произведении Горький показывает, как идеи революции все глубже проникают в массы и что герой книги не одинок, у него много сторонников, как явных, так и скрытых. И как бы ни старались приверженцы самодержавия сохранить этот режим, подавить ростки назревающей революции, им этого не удастся. Рост политического самосознания масс уже начался. И когда-нибудь он достигнет своей наивысшей точки — апогея. Тогда колесо истории остановить или повернуть в другую сторону не удастся. Ведь и Павел не сразу стал подлинным революционером. Его путь в революцию был труден и сложен. Не сразу он нашел ключик к сердцам рабочих. Только со временем Павел приобрел опыт настоящего борца.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Задачей Власова и его друзей было “хождение в народ”, то есть они должны были нести идею революции в массы. И постепенно, со временем им удается завоевать доверие рабочих. И тогда все активнее становится их пропаганда, а круг людей, поднимающихся на борьбу, шире. Большая работа развернулась и в деревне. Революционеры придавали большое значение революционной пропаганде среди мужиков. И в этом отношении велика роль Рыбина. Здесь показано, как из стихийного бунтаря он становится сознательным революционером. Наивысшей точкой деятельности Павла становится первомайская демонстрация. Она олицетворяет собой переход от маленьких революционных кружков рабочих и интеллигентов к массовой борьбе с угнетателями. Таков исторический путь рабочего класса России.

Подъем пролетарской революционной борьбы, ее размах содействуют идейно-политическому росту Павла. После того как Павел Власов становится революционером в полном смысле этого слова, происходит его арест, а затем суд. На суде перед нами уже абсолютно другой человек. Павел Власов не подсудимый, он — грозный судья самодержавия и буржуазного строя. Право быть судьей ему дает его звание рабочего, звание революционера-коммуниста, руководителя народных масс, которых он организовал на борьбу. И если в 1905 году таких, как Павел, было мало, то в 1917-м такие парни сделали революцию. Сейчас мы в основном говорили о главном герое романа — Павле Власове, но почему все-таки Горький назвал свой роман не по имени своего героя, а по имени, которое является именем прародительницы всего рода человеческого, всего живого — Матери? Почему же все-таки “Мать”? Видимо, потому что на борьбу против насилия, неравенства и беззакония наряду со своими детьми становились и их матери. В этом отношении замечателен образ Пелагеи Ниловны, женщины, которая безгранично любит своего сына. То же самое я могу сказать и о любой матери, но далеко не всякая мать будет понимать и разделять идеи и взгляды собственных детей, тем более настолько радикальные. Когда мы впервые встречаемся с Пелагеей Ниловной, мы видим образ темной, забитой, покорной женщины — жертвы невыносимой жизни.

Но на протяжении всего романа мы имеем возможность наблюдать, как Пелагея Ниловна преображается в человека, олицетворяющего грозные силы пробуждающегося, разгневанного, уверенного в своей несокрушимой силе народа. Страницы, посвященные переживаниям Ниловны, оказали на меня большое впечатление. Во время ареста Павла и Ниловны понимаешь, что несмотря на то, что они будут посажены в тюрьму, дело революции будет продолжено. И завершится оно лишь с победой пролетариата. Почему же роман “Мать” отражает черты реализма в творчестве Горького?

На мой взгляд, потому, что в романе писатель изобразил реальную действительность, присущую времени начала Октябрьской революции 1917 года. Важную роль в романе Горький отводит теме героической борьбы рабочего класса за свои права и свободы.

Роман реален, потому что он основан на истории: При прочтении этого произведения мы понимаем, что у нашего народа не было другого выхода. В этом и заключается реализм данного произведения.

Художественное своеобразие романа М. Горького >

Художественное своеобразие романа М. Горького >Художественное своеобразие романа М. Горького > Горький М. >> Мать
В истории мировой литературы можно найти немало примеров того, что новое время часто ставит художника перед необходимостью переосмысливать традиционные методы творчества. С подобной ситуацией мы сталкиваемся и при попытке проанализировать художественную структуру книги М. Горького «Мать». Начнем с того, что практически невозможно точно определить жанр этого произведения. Сам М. Горький жанр никак не обозначил, однако можно выделить некоторые черты, характеризующие книгу как роман. Во-первых, в произведении присутствует разветвленный сюжет с несколькими сюжетными линиями, которые, впрочем, сконцентрированы вокруг одного героя (Пелагеи Ниловны), чьим именем названа книга. Во-вторых, в произведении рассматривается проблема взаимоотношений личности и времени, дается широкий социальный контекст. Героев нельзя назвать неподвижными, их мировосприятие постоянно меняется. В-третьих, проводится анализ различных слоев населения: слободка, фабрика, деревня, город. И наконец, следуя традиции романов XVIII века, а также романов Н. Г. Чернышевского и Л. Н. Толстого, М. Горький являет в произведении нового положительного героя и представление о нравственной норме. Однако, в отличие от традиционного русского романа, в произведении практически отсутствует любовный сюжет, весьма скромная роль отводится описаниям природы, и финал открыт. Как видно, произведение отчасти напоминает роман, но не вполне соответствует классическим образцам этого жанра. Важной особенностью книги является ее агитационная направленность, прямая ориентация на читателя. К читателям обращена речь Павла на суде, слова Ниловны на вокзале. Именно это, как мне кажется, позволило в свое время большевикам назвать роман «очень своевременной книгой». Несмотря на то что позиция автора по отношению к героям четко определена, сам автор в произведении практически отсутствует, все дается глазами Ниловны. Если в начале книги авторских отступлений еще много, то в конце они практически полностью исчезают, словно кругозор героини настолько расширяется, что комментарий автора утрачивает смысл («она слушала…», «оказалось…», «ей было сладко видеть…»). Горький постоянно использует в произведении опыт, накопленный ранними годами творчества. Налицо приметы романтизма. К примеру, Павла охватывает желание «бросить людям свое сердце, зажженное огнем мечты о правде». Не напоминает ли это историю Данко? Как и в романтических произведениях, в книге «Мать» чрезвычайно развита символика, которая указывает на роль конкретного персонажа и отношение к нему автора. Возникает система контрастов: свет и тьма, знамя и стена, Павел и судьи, Рыбин и полицейские. Горький умело использует звук и цвет. Первый звук, описанный в произведении, — фабричный гудок, затем — живая, свободная человеческая речь, затем — воплощение народной правды в песне на первомайской демонстрации, затем — музыка Грига в исполнении Софьи. Позже музыка Софьи становится неотъемлемой частью души матери, с ней связано духовное возрождение Ниловны. И в финале романа мы слышим «крик, вой, свист» — звуки, которые должны слышать все. Цвет в романе почти всегда символичен. Красный — это цвет крови, красного знамени, омытого кровью людей. Серый — это дымный воздух слободки, ее «маленькие серые дома», «серые фигуры» полицейских. Горький подробно выписывает портреты своих персонажей. При этом портрет подчеркивает типизацию персонажа (глаза у Ниловны такие, «как у большинства женщин в слободке»), выражает характер человека («Вся она была мягкая, печальная, покорная»), дает ссылку на прошлое человека (тело Ниловны «разбито долгой работой и побоями мужа»), показывает эволюцию его персонажа. Именно портрет сразу же дает нам возможность составить общее впечатление о человеке. Но по ходу развития сюжета портрет героя может быть дополнен. К примеру, после разговора Находки и Павла о Наташе Ниловна замечает, что «Андрей стал ниже ростом и еще милее, а сын, как всегда, худ, прям и молчалив». Основная значимая единица в произведении — человек. Сущность персонажей раскрывается в их взаимодействии друг с другом. Вся книга — история духовного развития людей, а потому построена она как бы на движении. Все сюжетные линии посвящены описанию того, каков же путь человека в революцию. Постоянный мотив движения подчеркивает духовное обновление и развитие каждой отдельной личности. Жизнь людей сравнивается с рекой, которая «ровно и медленно текла куда-то мутным потоком годы и годы». Дни складываются, как «ступени лестницы». Интересно проследить, как меняется художественное пространство произведения. Действие книги начинается в тесном мире слободки, в комнате дома Власовых. Потом в произведении появляются люди «из другого мира», из города. После этого мы видим первомайскую демонстрацию, деревню, заседание суда. Финал книги — это сцена на вокзале, откуда рельсы уводят человека в большой мир. Так постепенно идея произведения приобретает вселенский масштаб. И наконец, отдельно хочется сказать о роли в произведении слова. Слово у Горького афористично, оно выражает истину в самом широком смысле. Оно становится орудием агитации, ораторской речи, проповеди: «А Павел, выбросив из груди слово, в которое он привык вкладывать глубокий и важный смысл, почувствовал, что горло ему сжала спазма боевой радости…» Наивысшей ступени слово, его смысловая нагрузка достигает во время вдохновенной речи Павла на суде. Значения многих слов разные люди понимают по-своему, а потому и смысл, который вкладывается в различные понятия, меняется по мере того, как меняется человек. Например, семья для Ниловны в начале книги — это конкретно ее собственная семья. Постепенно значение этого слова расширяется, и в конце произведения «семейным» Ниловна назовет появление листовок, что свидетельствует о том, что весь народ для нее стал одной большой семьей. Итак, из всего сказанного мы можем сделать вывод, что книга М. Горького «Мать» — произведение, в котором все художественные средства подчинены авторским задачам, те же, в свою очередь, были продиктованы духом нового времени.
Читайте также:
М.Горький. В людях.: сочинение

Главные герои произведения

Основные герои романа:

  • Власова Пелагея Ниловна — главная героиня романа, этот образ в романе символизирует Россию. Изменения в характере Пелагеи Ниловны отражают изменения народного сознания.
  • Власов Павел Михайлович (Павел) — сын главной героини, работал на фабрике в слободке, увлекся революционными идеями, вскоре стал профессиональным революционером.
  • Андрей Онисимович Находка (Андрей — «хохол») — революционер-подпольщик, приемный сын Ниловны и друг Павла Власова. Его образ — это образ гуманного революционного начала.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Горький М. «Мать», краткий анализ 410 руб.
  • Реферат Горький М. «Мать», краткий анализ 220 руб.
  • Контрольная работа Горький М. «Мать», краткий анализ 240 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

«Мать» — краткое содержание книги Максима Горького

Роман «Мать» создано совсем нелегкое время, когда навстречу старым взглядам и событиям приходили новые общественные течения, овладевавшие умами людей. Построение произведения показывает, как постепенно нарастает революционное движение и происходит рост персонажей, неразрывно связанных с массами.

Мы видим, как в первой главе идее повествование о страшной жизни в рабочей слободке при капитализме. Отчетливо видно, как растет возмущение и протест у рабочих. И для того, чтобы это чувство ненависти и возмущения превратилось в борьбу, необходимо было развить революционное сознание у рабочего класса. Под влиянием пропаганды революционеров-интеллигентов создается социал-демократический кружок. Писатель показывает, как передовая интеллигенция помогает рабочим понять теорию марксизма, как их этой среды выходят незаурядные люди, умеющие не только разобраться в происходящих исторических событиях, но и становятся руководителями движения.

Волна этих событий захватывает Павла и всех его друзей, перерождает личность Пелагеи Ниловны. Пропаганда ведется в городе и селе, привлекая в партийную работу все новых людей. Старый мир зря пытается остановить мощно подымающуюся волну революционного движения. Демонстрация 1 мая, сцена суда показывают всю эту силу. Последние моменты, когда незнакомые люди, случайно находящиеся на вокзале, с жадностью ловят слова Ниловны о новой правде, говорят о том, что революционная волна охватывает всю страну и ее остановить нельзя. Поэтому женщина произносит речь на вокзале, откуда люди направляются в разные стороны. Таким образом, вся правда дойдет до всей страны.

Читайте также:
Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа).: сочинение

Художественные образы ярко показывают, как крестьянство тоже вливается в движение революционеров. Сложный путь внутреннего развития проходит Рыбин, постепенно вырастая и освобождаясь от индивидуалистических и анархических идей. Однако, есть люди, стремящиеся сделать жизнь лучше и они идут напролом к этой идее. И такое явление приобретает разрушительные формы. Стремление к высокой цели, доходя до фанатизма, подавляет любовь и уважение к близким людям. Таким представлен Павел, который, хотя и не по злому умыслу делает несчастными тех, кто его любит. Поэтому его путь трагичен. Но Ниловна со своей любовью удерживает его от фанатизма. Именно в образе матери показано объединение веры в высокую цель с богатейшим духовным миром. Возможно, поэтому Горький название произведению выбрал не случайно, ведь потому что мать символизирует человечность, любовь и счастье.

Сочинение по произведению Мать

В романе-повести русского и советского писателя Максима Горького «Мать» на поверхности лежит фундамент излагаемого, выпячивается изо всех щелей кричащий произвол царской буржуазии того времени по отношению к рядовым гражданам своей родины.

Главный герой Павел Власов – пламенный борец за справедливость и равноправие среди людей, ярый враг калечащего русский народ государственного аппарат, который веками высасывает жизненные соки. Будучи совсем юным, он наглядно смог оценить ужас происходящего – тяжелую и изнурительную работу своего отца на местном заводе, пьяную и агрессивную суматоху после окончания рабочего дня. Вся страна погрязла в бедности и безысходности. Люди постепенно превращались в роботов.

Осознав, что такая участь может настигнуть и его, Павел решает во что бы то ни стало найти способ изменить царящую вокруг катастрофическую действительность, полную бесправия и человеческих страданий, которая чревата вымиранию русского народа как нации. Путём решения этой проблемы главный герой считает массовую просветительную работу с целью оповестить народ о его геноциде со стороны государства с дальнейшим революционным исходом. На тропу войны вступает и его мать, принявшая дело сына как праведное и необходимое.

На протяжении всего романа действующее лицо преодолевает трудности, связанные с организацией плотно выстроенного социалистического кружка. Недремлющее око шпионов и жандармов всё же настигает Павла и он оказывается за решёткой. Его мать, Пелагея, которую по праву можно считать главным героем, перенимает все обязанности сына на свои хрупкие плечи, пытаясь продолжить начатое им. В произведении автор пытается донести до читателя идею борьбы и зарождения социалистической ячейки в обществе, пламенную преданность своим идеалам, готовность гореть и страдать за неё.

Вполне вероятно, что роман «Мать» — одно из лучших произведений социалистического реализма, которое и положило начало этому литературному направлению в русской литературе 20 века. Читая роман «Мать» не на шутку проникаешься историей России, появляется дикое желание знать всё о своём государстве – будь-то даже чёрные страницы и эпоха тотальных ошибок и страданий.

«Мать», анализ романа Максима Горького

Роман «Мать» Максима Горького принято считать первым произведением в духе соцреализма – направлении, которое на долгих 70 лет станет ведущим в отечественной литературе. Это произведение было написано в 1906 году, сразу после первой русской революции.

Опыт великих событий, участником которых стал и сам юный Алексей Пешков, знакомство с трудами Ленина, прекрасное знание действительности – все эти факторы определили проблематику романа «Мать». Горький описывает революционные события, произошедшие в 1902 году в слободе Сормово. Теперь это часть современной Самары.

В художественных образах романа писатель показывает, как формируется классовое сознание рабочих, ставших решающей силой истории, какую роль сыграла в этом Коммунистическая партия (тогда еще РСДРП), а также пытается доказать закономерность грядущей победы пролетариата и неминуемой гибели буржуазного общества.

Начало романа знакомит читателя с жизнью рабочей слободки при капиталистическом строе. Автор сосредотачивает внимание на самых страшных и безобразных сторонах жизни. «В холодном сумраке» угрюмые люди, точно испуганные тараканы, выйдя «из маленьких серых домов», каждый день шли «к высоким каменным клеткам фабрики». Автор использует ряд олицетворений, представляющих фабрику в виде злой силы, действующей против человека.

Такая жизнь лишает человека всего, на что он имеет право, и искажает облик самого человека. Поэтому рабочие, возвращаясь домой, ссорились с женами и часто били их, «не щадя кулаков», «в груди пробуждалось непонятное, болезненное раздражение», поднималось чувство «подстерегающей злобы», которая приводила к бессмысленной жестокости.

Однако вскоре под влиянием революционной пропаганды среди рабочих организуется социал-демократический кружок. Среди пропагандистов оказывается и Павел Власов, уже с первых глав романа отличающийся от всей местной молодежи своим образом жизни. Напившись впервые, он не употребляет грубых слов, как его отец, а потом говорит матери: «Тоска зеленая! Я лучше удить рыбу буду. Или – куплю себе ружье».

Вместо этого он начинает читать книги, а потом куда-то их прячет. Встревоженной матери Пелагее Ниловне он говорит, что читает запрещенные царем книги, в которых содержится правда. Вскоре он определяет цель своей дальнейшей жизни: убедить в новой правде людей и поднять массы на борьбу за изменение жизни.

Через «два года странной, молчаливой жизни», за время которой спился и умер отец, Павел произносит свою первую речь матери. Он говорит долго, стараясь раскрыть ей глаза на мир. Он говорит тихо, но твердо и очень убедительно, потому что сам верит новой правде до конца.

Павел играет в развитии событий центральную роль. Он как будто связан незримой нитью со всеми героями романа. Когда у них дома начинают собираться рабочие, Пелагея Ниловна, или, как ее по-простому стали называть — Ниловна, с волнением наблюдает за происходящим, понимая, что объединяет всех людей именно ее сын, Павел. Предупрежденная сыном, что к ним придут «запрещенные люди», она испытывает страх, но, увидев молодые прекрасные лица, позже с недоумением спрашивает у сына: «Вот это и есть – запрещенные люди?»

К каждому из приходящих молодых людей она испытывает материнскую любовь, понимая, что они рискуют своей жизнью. И Наташа, и Андрей Находка, и все другие, приходящие каждую субботу на заседание рабочего кружка, вызывают у Ниловны нежность, но и все нарастающую тревогу. А глядя на Павла, она преисполнена чувством гордости за сына, который внешне ничем не отличается от других, но является как бы центром притяжения.

Читайте также:
Какое понимание жизни и человека утверждает: сочинение

Тревога эта не случайна, и Павел, не скрывая ничего от матери, подчеркивает опасность, которой они себя подвергают: «А все-таки для всех нас впереди – тюрьма. Ты уж так и знай…» Сам он поглощен революционной борьбой настолько, что даже готов отказаться от любви. Да и от других требует такой же самоотверженности: когда Андрей признается в своих чувствах к Наташе, Павел убеждает, что для революционера важнее быть преданным общему делу.

Впервые Павел выступает как вожак перед рабочими в истории с «болотной копейкой». Он говорит о рабочем коллективе и заканчивает идеей о том, что все должны почувствовать себя товарищами, братьями, крепко связанными одним желанием — бороться за свои права. Однако масса рабочих была пока не подготовлена, и Павла не поняли. Но Горький показывает, как «толпа смотрела в его лицо сотнями внимательных глаз, всасывала его слова».

А вот на первомайской демонстрации Павел был уже тесно спаян с массой. И хотя он не произносит речей, а только бросает в толпу боевые лозунги и поднимает красное знамя, толпа тянется к нему, как «крупинки железа к магниту». И когда демонстрация сталкивается с жандармами, Павел не опускает знамя, он полон решимости идти до конца, что оценивается толпой. Чей-то голос громко говорит: «Ради озорства, братцы, на штыки не лезут!»

После первомайской демонстрации Павел попадает в тюрьму, но отказывается от побега, так как потерял бы уважение к себе. На суде читатель, по сути, впервые слышит развернутую речь героя. Конечно, автор противопоставляет речь прокурора, напоминающую «стаю мух над куском сахара», и чеканную речь Власова, насыщенную смелой революционной мыслью. И хотя суд заканчивается вынесением приговора над революционерами, вся сцена говорит о слабости суда и силе подсудимых.

Безусловно, Павел – центральный персонаж романа. Почему же Горький называет роман «Мать»? Во-первых, именно так – нежно и уважительно – обращался Павел к Ниловне. Прежде он называл ее «мамаша» и обращался на «вы», но когда они становятся с ней родными по духу, он говорит ей: «Мать!». Ее потрясло слово «мать», сказанное Павлом с «горячей силой».

Во-вторых, став матерью для всех единомышленников сына, она продолжает их дело, когда большинство революционеров оказывается в тюрьме. Речь Павла на суде так потрясла людей, что ее было решено напечатать и распространить среди политических. Ниловна вызвалась увезти чемодан с прокламациями в другой город. Но на вокзале один из шпиков царской охранки узнал ее и выдал местному жандарму. Тогда она выхватывает пачки листков и раздает людям, выкрикивая слова, слышанные ею много раз от сына: «Душу воскресшую – не убьют». Жандармы пытаются закрыть ей рот, бьют ее по голове, плечам, по лицу, но, видя много глаз, горящих знакомым ей огнем, она продолжает свою речь, пока один из жандармов не начинает ее душить.

Так Горький показывает, что бороться за правду можно начать в любом возрасте, и Ниловна – яркое тому свидетельство.

  • «Детство», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «На дне», анализ драмы Максима Горького
  • «Старуха Изергиль», анализ рассказа Горького
  • «Детство», анализ повести Горького
  • Максим Горький, краткая биография
  • «Макар Чудра», анализ рассказа Максима Горького
  • «В людях», краткое содержание по главам повести Максима Горького
  • «Челкаш», анализ рассказа Максима Горького
  • «Песня о Соколе», анализ произведения Максима Горького
  • «Мои университеты», анализ повести Максима Горького
  • «В людях», анализ повести Максима Горького
  • «Мои университеты», краткое содержание повести Максима Горького
  • «Мещане», анализ пьесы Максима Горького
  • «Песня о Буревестнике», анализ произведения Горького
  • «Мой спутник», краткое содержание по главам рассказа Горького

По писателю: Горький Максим

Снова арест


Рабочие готовятся к празднику Первое мая. Планируется пройти шествием по улицам города и произнести речь на заводской площади. Павел не может ни о чем думать, кроме того, что возглавит шествие, неся в руках красное знамя свободы.

Однако жандармы и солдаты перегораживают демонстрантам путь и разгоняют процессию. Многие оказываются за решеткой, и Власов среди них.

Ниловна присутствовала при аресте сына, она все видела. Тот, кто написал «Мать», прекрасно понимал, что творится в материнском сердце. Дальнейшее развитие событий характеризуется спонтанными и необдуманными действиями пожилой женщины: она поднимает обрывок знамени, которое нес ее единственный сын, и уносит домой.

После описанных событий старуху забирает Николай Иванович (такие условия между ним, Андреем и Павлом были оговорены заранее). В сердце матери горит пламя желания лучшей жизни и одновременной обиды за судьбу сына, поэтому она ведет активную подпольную деятельность:

  • разносит подпольные книги, журналы,
  • беседует с людьми, слушает рассказы,
  • убеждает их присоединиться.

Путешествуя по губернии, Ниловна видит, как бедно живет простой народ, не имеющий возможности пользоваться огромными богатствами родной земли. Возвращаясь обратно, мать спешит на свидание с Павлом. Друзья переживают за лучшего товарища, пытаются устроить побег, инициатором которого становится Сашенька. Герой отказывается от помощи, объясняя свои действия желанием выступить с речью перед судом.

Это интересно! О чем рассказ Старуха Изергиль: анализ произведения

Действующие лица

Герои горьковского романа — это представители новой силы, рабочего класса, которые не побоялись вступить в борьбу со старыми стереотипами. Для того чтобы в полной мере читатели могли понять основной замысел, автор использовал следующие образы:

  1. Пелагея Ниловна Власова — главная героиня романа. Она символизирует целую Россию. Изменения в ее характере и поведение символизирует перемены всего народного сознания.
  2. Павел Михайлович Власов — сын Пелагеи, простой рабочий завода. Со временем начал увлекаться революционным движением и стал его предводителем.
  3. Находка Андрей Онисимович — друг Павла. Парень во всем поддерживал своего товарища и разделял его интересы.

Рыбин

Во время демонстрации 1 мая она обращается к людям и говорит о «святом деле», призывает не оставлять детей на этом пути одних. После ареста друзей Ниловна из фабричной слободы переселяется в город. После этого она отправляется в деревню, чтобы установить некоторые связи по распространению литературы. Здесь героиня встречает Рыбина, бывшего соседа, который агитирует крестьян, отдает ему книги. Возвратившись в город, Ниловна начинает развозить по деревням запрещенную литературу, газеты и прокламации. Она участвует в похоронах Егора Ивановича, революционера и ее земляка. Эти похороны перерастают в столкновение на кладбище с полицией. Ниловна увозит получившего ранения юношу и ухаживает за ним, о чем рассказывает нам произведение Горького «Мать».

Краткое содержание дальнейших событий весьма драматично. Вновь отправившись в деревню через некоторое время, она наблюдает арест Рыбина и вынуждена отдать книги, привезенные ему, случайно попавшемуся крестьянину, ведет среди них агитацию. Навестив Павла в тюрьме, героиня передает тому записку с планом побега, но сын отказывается бежать и пишет об этом в ответной записке. Однако подпольщикам удалось организовать побег Рыбина и другого заключенного. Ниловне, по ее просьбе, разрешили наблюдать со стороны за этим побегом.

Читайте также:
Алеша Пешков - главный герой повести: сочинение

Семья главного героя

Образ Павла Власова в романе Горького «Мать» начинается с описания героя в 14-летнем возрасте. Отца главного героя звали Михаил, он был фабричным слесарем, которого недолюбливали коллеги. Грубый, сварливый характер, отражающийся на близких: жена и ребенок периодически избивались. Перед смертью, придя домой с работы, он решил проучить сына, потаскать за волосы. Павел схватил тяжелый молоток – отец побоялся трогать юношу. После инцидента Михаил замкнулся, а когда умер от грыжи, никто не сожалел.


После этого Павел продолжает работать на фабрике. Внезапно он меняется, по праздникам начинает ходить гулять, приносит и читает запрещенную литературу. Матери объясняет свое поведение желанием знать правду, за которую могут отправить на каторгу, посадить в тюрьму.

Каждую субботу в доме героя собираются революционеры. Они занимаются чтением книг, поют запрещенные песни, характеризуют государственный строй, обсуждают жизнь рабочих.

Мать понимает: «социалист» – страшное слово, однако симпатизирует товарищам сына. Ниловне всего 40 лет, но автор описывает ее пожилой женщиной, сломленной тяжелым беспросветным бытом, сложной судьбой.

Это интересно! Пьеса На дне Горький – краткое содержание по действиям

“Егор Булычов и другие” (“Драматическая эпопея о времени и человеке”)

В первые десятилетия жизни молодого советского государства, в эпоху острейшей борьбы двух миров, театр, по, мысли Горького, должен взять на себя обязанность “возбудителя… классово-революционных эмоций… “. Театр наших
Дней, писал он в 1932 году, призван с предельной ясностью обнажить социальные мотивы драм и коллизий недавнего прошлого.
“Егор Булычев и другие” (1931 г.) – первая пьеса этого незавершенного эпического замысла Горького. Символично ее раннее название – “Накануне”, то есть накануне событий февраля –

Related posts:

Краткое содержание Аниара. Поэма о человеке во времени и пространстве – Мартинсон Харри Харри Мартинсон (Harry Martinson) 1904-1978 Аниара. Поэма о человеке во времени и пространстве (Aniara. En revy от Mainniskan i tid och rum) (1956) Лирическое “я”, от лица которого ведется повествование, – это “мимороб”, безымянный инженер, обслуживающий Миму – машину, воспроизводящую чувственные образы, улавливаемые из самых отдаленных уголков Вселенной. Мимороб и Мима вместе с восемью тысячами […].

Спор о человеке в пьесе М. Горького “На дне” “Есть – люди, а есть Иные – и человеки… “ Пьеса М. Горького “На дне” написана в 1902 году, Она имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к ней объясняется в первую очередь тем, что писатель достоверно и подробно изобразил жизнь людей “дна”. Прежде на страницах […].

Спор о человеке в пьесе М. Горького “На дне” (3) Пьеса М. Горького “На дне” написана в 1902 году. Она имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к ней объясняется в первую очередь тем, что писатель достоверно и подробно изобразил жизнь людей “дна”. Прежде на страницах русской классики рассуждали о жизни и смерти, о добре и […].

“Кому на Руси жить хорошо” как поэма-эпопея Центральное место в произведениях Николая Алексеевича Некрасова занимает крестьянин, его быт, его судьба. И поэма “Кому на Руси жить хорошо” – это крестьянская эпопея. Но она, конечно, отличается от произведений признанных мастеров эпопеи, таких, как Гомер, например. При упоминании слова “эпопея” читателю вспоминаются бурно развивающиеся события, часто это война со всеми ее перипетиями. У Некрасова […].

“Кому на Руси жить хорошо?” как народная поэма-эпопея Поэма “Кому на Руси жить хорошо?” самим Некрасовым с самого начала оценивалась как вершина творческого пути. В этом монументальном произведении звучат практически все мотивы лирики поэта, можно сказать, что оно явилось его завещанием последующим поколениям русских людей. Однако Некрасов не только дает описание всей великой Руси и размышляет о ее будущем. Как и Гоголь в […].

Роман-эпопея о всенародной трагедии (по роману М. А. Шолохова “Тихий Дон”) Не сохами-то славная землюшка наша Распахана… Распахана наша землюшка лошадиными Копытами, А засеяна славная землюшка казацкими Головами, Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами. Цветен наш батюшка тихий Дон сиротами, Наполнена волна в тихом Дону отцовскими, Материнскими слезами. Эти слова старинной казачьей песни служат одним из эпиграфов к первой книге романа М. А. Шолохова “Тихий Дон”. […].

Философский спор о человеке в драме “На дне” Пьеса М. Горького “На дне”, написанная в 1902 году, имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к ней объясняется в первую очередь тем, что писатель достоверно и подробно изобразил жизнь людей “дна”. Прежде на страницах русской классики рассуждали о жизни и смерти, о добре и зле […].

Споры о человеке в пьесе М. Горького “На дне” (4) Пьеса М. Горького “На дне” создана более восьмидесяти лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных этапах исторического развития приобретают новую актуальность. Это объясняется и сложностью, противоречивостью авторской позиции. Повлияло на судьбу произведения, на его восприятие то, что сложные, философски неоднозначные […].

Споры о человеке в пьесе А. М. Горького “На дне” (2) Колоссальный успех на сценах российских и европейских театров имеет пьеса М. Горького “На дне”, созданная более ста лет назад. И все эти годы она не переставала вызывать споры. Это можно объяснить множеством проблем, поставленных автором, проблем, которые на разных этапах исторического развития приобретают новую актуальность. Это объясняется сложностью и противоречивостью авторской позиции. Повлияло на судьбу […].

Фамусов и другие Грибоедов был автором нескольких произведений, но только одна комедия “Горе от ума” принесла ему знаменитость. Эта пьеса была написана в начале XIX века, когда в России зарождались первые тайные политические организации. Передовые люди России, осознав несправедливость положения русского народа, начали объединяться в тайные революционные организации. Эти люди понимали, что русский народ, победивший в войне 1812 […].

Спор о человеке в пьесе М. Горького “На дне” (1) На мой взгляд, одним из самых выдающихся писателей нашего века является Алексей Максимович Пешков, более известный нам под псевдонимом Максим Горький. Все его творчество пропитано той искренней любовью и сочувствием к народу, которые сегодня очень редко встречаются в произведениях современных писателей. В самых ранних своих рассказах, таких, как “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, “Коновалов”, М. Горький […].

Читайте также:
Построение романа вокруг образа Ниловны в романе Горького “Мать”: сочинение

Исторические проблемы в современной литературе (По роману А. Рыбакова “Тридцать пятый и другие годы”) Вижу колонны замерших внуков, гроб на лафете, лошади круп. Ветер сюда не доносит мне звуков русских военных плачущих труб… И. Бродский Исторические проблемы всегда будут волновать писателей, потому что человеческий род в целом и каждый отдельный человек, лишенный исторической памяти, забывший или старающийся забыть собственное прошлое и прошлое своего народа, лишается своих корней, превращается в […].

Философский спор о человеке в драме “На дне” (2) Драма по самой сути предназначена для постановки на сцене, а, следовательно, качественно отличается от других литературных жанров. Для драмы существуют определенные ограничения как в количестве действующих персонажей, так и в продолжительности действия. Именно поэтому особая нагрузка ложится на конфликт, острое столкновение между героями по очень значимому и существенному для них поводу. В ином случае герои […].

Драматическая повесть “Иван Грозный” Алексей Николаевич Толстой – большой мастер слова, вошел в русскую литературу как создатель исторического жанра. Его роман “Петр Первый” и драматическая повесть “Иван Грозный” создавались в тридцатые годы, когда в СССР шли массовые репрессии. Писатель хотел понять значение сильной власти, необходимости жестокости и террора, ее влияния на народ и суд истории. В далеком прошлом ищет […].

Краткое содержание Не стреляйте в белых лебедей – Васильев Борис Львович Не стреляйте в белых лебедей Краткое содержание романа Егора Полушкина в родном поселке прозвали “чудиком”, “бедоносцем”. Все, за что бы он ни брался, оборачивалось для него бедой: с любой работы его выгоняли. Наконец, Полушкин стал лесником и обрел свое призвание. Скромный недотепа теперь смел и решителен. Он охраняет природу, птиц и животных. Жена возвращается к […].

Особенности композиции и художественного времени в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” Скажите, пожалуйста, разве обычный читатель задумывается над композицией произведения? Какая ему разница, где в романе завязка, где кульминация, как течет художественное время? Читаешь себе, как развиваются события в жизни героев. Если очень интересно, даже не читаешь – “проглатываешь”, если так себе – будешь “мусолить”, а то и вовсе бросишь читать на середине. Но так или […].

Споры о человеке и образ Луки в пьесе М. Горького “На дне” Пьеса М. Горького “На дне” – новаторское литературное произведение. Только появившись, она произвела очень сильный эффект. С тех пор она не раз вызывала споры – и будет вызывать, потому что слишком широк спектр затронутых автором проблем, на разных этапах исторического развития приобретающих новую актуальность, слишком неоднозначна и противоречива авторская позиция, слишком резко и неприкрыто бытописание. […].

“Герой нашего времени” – грустная дума о нашем времени “Герой нашего времени” – замечательное творение гениального русского поэта М. Ю. Лермонтова, которое по праву считается одним из лучших произведений русской литературы. В “Герое нашего времени” Лермонтов продолжает развивать тему, начатую в его ранних стихотворениях, о судьбе своего поколения, о трагедии современников в условиях тягчайшей действительности, наступившей после поражения декабристского восстания. Лучшие люди России были […].

Споры о человеке в пьесе А. М. Горького “На дне” Небывалый подъем нравственных, духовных, творческих сил испытывает в начале девятисотых годов Максим Горький. Его окрыляет предчувствие бури. Горький обратился к драматургии, наиболее действенному виду искусства, в преддверии первой русской революции. Страстным желанием “вмешаться в самую гущу жизни”, прежде всего, был продиктован приход писателя в театр. Горький пишет “На дне” после окончания работы над пьесой “Мещане”. […].

Две правды о человеке в пьесе М. Горького “На дне” Пьеса “На дне” – вершина драматургии М. Горького. Центральная идея пьесы – спор о человеке, о том, что такое человек, что ему нужнее – правда, зачастую жестокая, или красивая ложь. Авторскую позицию выражает Сатин, противоположную – Лука. Пьеса имела грандиозный успех по выходе, но сам автор был ею недоволен. Читателю же поневоле больше нравится гуманизм […].

“Боль о человеке” в романе Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” Человек есть тайна. Ее надо разгадать, и ежели будешь ее разгадывать всю жизнь, то не говори, что потерял время; я занимаюсь этой тайной, ибо хочу быть человеком. Ф. М. Достоевский В романе Достоевского “Преступление и наказание” впервые со всей очевидностью встала проблема самостоятельного создания новых духовно-этических ценностей. Ведь писатель работал над ним в условиях трудной […].

Как много в человеке бесчеловечности В повести “Шинель” повествуется о судьбе Акакия Акакиевича Башмачкина, проживавшего в двадцатых годах XIX столетия в Санкт-Петербурге. На протяжении всей сознательной жизни Акакий-Акакиевич служит переписчиком бумаг в одном из административных учреждений. Из-за врожденных свойств личности и однообразной бездумной работы, он не только не развивает, но, по-видимому, теряет многие черты, присущие развитому человеческому существу. Все интересы […].

Как Ф. М. Достоевский открывает человека в человеке За Достоевским давно утвердилась слава писателя-психолога, способного заглянуть в такую глубь человеческой души, которую и сам человек в себе не подозревает или которую человек знать о себе избегает. Однако это невыявленное, подсознательное необычайно важно: именно глубины сознания определяют отношения с людьми, поступки, представления о добре и зле. В романе “Преступление и наказание” почти нет неменяющихся, […].

Спор о человеке (По пьесе “На дне”) В начале девятисотых годов Максим Горький испытывает небывалый подъем нравственных, духовных, творческих сил. Он окрылен предчувствием бури. К драматургии – наиболее действенному роду искусства – Горький обратился в преддверии первой русской революции. Приход писателя в театр был продиктован прежде всего страстным желанием “вмешаться в самую гущу жизни”. После окончания работы над пьесой “Мещане” Горький пишет […].

Роман о “положительно-прекрасном” человеке Роман – “Идиот” Достоевский задумал как продолжение “Преступления и наказания”. Главным героем его является “обновленный Раскольников”, “исцелившийся” от гордыни человек, князь Мышкин, носитель “положительно-прекрасного” идеала. Не случайно в рукописи он называется иногда “князем-Христом”. Роман “Идиот” – драматический эксперимент писателя над дорогой для него идеей. Разумеется, Мышкин – не Христос, а смертный человек, но из числа […].

“Чтоб сохранить все человеческое в человеке… ” (по роману Ч. Айтматова “И дольше века длится день”) Но продуман распорядок действий, И неотвратим конец пути… Б. Пастернак Киргизский писатель Чингиз Айтматов – крупнейший писатель современности. Его книги волнуют нас своей подлинной человечностью, духовной красотой созданных им образов, особым лиризмом повествования, заставляют думать и спорить. В его творчестве удивительно слилось национальное и интернациональное, традиции и история родного народа с общеземным, общечеловеческим. Эмоционально-философская окрыленность, […].

Что в мире и человеке открыл мне роман М. А. Булгакова “Мастер и Маргарита”? Михаил Булгаков – писатель с необычной судьбой: основная часть его произведений стала известна миру лишь через четверть века после смерти художника. А главный труд всей его жизни – роман “Мастер и Маргарита” – принес писателю мировую славу. В романе “Мастер и Маргарита” Булгаков затрагивает многие проблемы быта и бытия, напоминает о них людям. Важное место […].

Читайте также:
Хозяева: сочинение

Идейно-художественное своеобразие стихотворения И. С. Тургенева “Повесить его!” Тургеневские стихотворения в прозе, которые сам писатель называл “старческими”, – своеобразный итог его переживаний, размышлений, духовных исканий. Имея простую форму, подчас незамысловатый сюжет, все эти произведения имеют глубокий философский смысл. Писатель часто рассуждает о любви, причем тургеневская концепция этого чувства совершенно особая: в отличие от Толстого, который считал любовь основой семейной жизни, Тургенев говорил о […].

“В важные эпохи жизни иногда в самом обыкновенном человеке разгорается искра геройства” (по рассказу М. Шолохова “Судьба человека”) В конце 1956 года М. А. Шолохов опубликовал свой рассказ “Судьба человека”. Это рассказ о простом человеке на большой войне. Русский человек прошел через все ужасы навязанной ему войны и ценой громадных, ничем невосполнимых личных утрат и трагических лишений отстоял Родину, утвердив великое право на жизнь, на свободу и независимость своей Родины. В рассказе поднята […].

“Пусть другие поют старину, а я счастлив родиться ныне, и мне по душе время, в котором живу” (по творчеству Овидия) Золотым веком принято называть период становления Империи. Именно на это время приходится творчество одного из великих классиков Рима – Овидия Публия Назона. Выходец из небогатой семьи, Овидий, однако, получил хорошее образование, и родители прочили ему карьеру адвоката. Но еще в юные годы у него зародился интерес к поэтическому творчеству и проявились немалые способности в стихосложении. […].

Краткое содержание Звезда и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 23 июля 1853. Драматическая кантата – Неруда Пабло Пабло Неруда (Раblо Neruda) 1904-1973 Звезда и смерть Хоакина Мурьеты, чилийского разбойника, подло убитого в Калифорнии 23 июля 1853. Драматическая кантата (Fulqor v muerte de Joaquin Murieta, bandido chileno injusticiado en California el 23 de julio de 1853) Пьеса (1967) Действие происходит в 1850-1853 гг. Хор начинает рассказ о славном разбойнике Хоакине Мурьете, призрак которого […].

Нравственные проблемы в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (2) Григорий Александрович Печорин является главным героем романа М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени”. Роман написан в достаточно необычной для читателя форм. События, происходящие с героем, описываются автором не в хронологическом порядке, что придает произведению некоторую загадочность. Мне кажется, что в этом романе М. Ю. Лермонтов пытается открыть читателю все тайны человеческой души, тем самым раскрывая […].

Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” М. Ю. Лермонтов жил и творил в период жесточайшей реакции, на ступившей в России после разгрома декабрьского восстания. Лермонтов написал роман о человеке, постоянно ищущем себя. “Герой нашего времени” – первый психологический роман в русской литературе, произведение, в котором повествование определяется не хронологией развития событий, а логикой развития характера главного героя – Григория Александровича Печорина. […].

“Старик и море” – книга о человеке, который не сдается Существует множество фотопортретов известного американского писателя Эрнеста Хемингуэя. На одном из них камера запечатлела писателя на палубе его яхты “Пилар”. Обнаженный по пояс мужчина высокого роста смотрит прямо на солнце. В его легкой улыбке и прищуренных глазах светится радость жизни и вера в свою счастливую звезду. Его лицо и вся мощная фигура – живое олицетворение […].

Евгений Базаров – представитель нового времени Опубликованный в 1862 году роман И. С. Тургенева “Отцы и дети” незамедлительнолривлек к себе внимание различных слоев русского общества благодаря описанию в нем жизни России 60-х годов XIX века. Это был период крайнего обострения общественной идейной борьбы революционеров-демократов против либерализма. Началась активная пропаганда революционных идей, главным образом среди разночинной молодежи. Вспыхивали сильные студенческие волнения. Тургенев […].

Мотивы лирики Лермонтова и проблематика романа “Герой нашего времени” Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно, Меж тем, под бременем познанья иль сомненья, В бездействии состарится оно. М. Ю. Лермонтов В. Г. Белинский писал: “Очевидно, что Лермонтов поэт совсем другой эпохи и что его поэзия – совсем новое звено в цепи исторического развития нашего общества”. Мне кажется что […].

Печорин – вечный герой нашего времени (по роману М. Ю. Лермонтова) В русской литературе XIX-го века роман “Герой нашего времени” стал продолжением темы “лишних людей”. Эта тема была центральной в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”. Герцен назвал Печорина младшим братом Онегина. В предисловии к роману Лермонтов показывает отношение к своему герою. Так же как и Пушкин в “Евгении Онегине” (“Всегда я рад заметить разность между […].

“Герой нашего времени” – социально-психологический роман Задача каждого писателя – передать в своем произведении образ своего современника и через него отразить свое время и свои идеалы. Каков он – герой своего времени? Да, он разный, как разно и время, в которое он жил. У Грибоедова – Чацкий, у Пушкина – Онегин… Не успели отгреметь страсти вокруг Онегина, умного, неудовлетворенного существующей действительностью, […].

Образ Печорина в романе М. Ю. Лермонтова “Герой нашего времени” (4) В романе Лермонтова “Герой нашего времени” показан молодой человек, страдающий от своей неприкаянности, в отчаянии задающий себе мучительный вопрос: “Зачем я жил? Для какой цели я родился?” Он не питает ни малейшей склонности к тому, чтобы идти проторенной дорогой светских молодых людей. Печорин – офицер. Он служит, но не выслуживается. Печорин не занимается музыкой, не […].

Проблема героя времени в романе И. С. Тургенева “Отцы и дети” Русская литература XIX века оказала огромное влияние на общественную российскую жизнь, являясь практически единственной выразительницей ее социальных бед и чаяний. Квинтэссенцией общественных проблем, носителем новых идей и веяний русской жизни становится главный герой литературных произведений – герой своего времени, он же, как правило, “лишний человек” своей эпохи. Литература XIX века представила галерею людей такого типа, […].

“Егор Булычов и другие” (“драматическая эпопея о времени и человеке”)

В первые десятилетия жизни молодого советского государства, в эпоху острейшей борьбы двух миров, театр, по, мысли Горького, должен взять на себя обязанность “возбудителя. классово-революционных эмоций. “. Театр наших
Дней, писал он в 1932 году, призван с предельной ясностью обнажить социальные мотивы драм и коллизий недавнего прошлого.
“Егор Булычев и другие” (1931 г.) – первая пьеса этого незавершенного эпического замысла Горького. Символично ее раннее название – “Накануне”, то есть накануне событий февраля – октября 1917 года. Дрогнула под натиском революции казавшаяся неприступной цитадель буржуазного государства. Искры сомнения в прочности, силе, справедливости всех жизненных устоев опалили душу “властелина века”, российского купца. Егор Булычев, герой одного из самых совершенных драматических созданий зрелого Горького, возвысился до понимания порочности и хлипкости столь привычного уклада, повел себя “несообразно традициям класса”, пытаясь жестоко осмеять и унизить их.
Все подвергается сомнению и осмеянию Булычева – Бог и царь, власть мирская и духовная, собственное миллионное дело, семья и окружение – все! Бунт Егора Булычева – это не стихийное желание Антипы (“Зыковы”) сокрушить зло жизни, прислониться хотя бы в конце пути к хорошему; это и не унылая рефлексия разочарованного скептика Букеева (“Яков Богомолов”) далек он и от романтических порывов Мастако-ва “украсить жизнь строением” (“Старик”) – нет, это нравственный, моральный, это политический бунт духовно прозревшего человека, усомнившегося в силе своего недавно еще всемогущего класса.
Егор Булычев вступил в единоборство со множеством врагов. Он поднял бунт против самого себя. Он говорил, что не на той улице жил, прошел мимо настоящего дела. Восстал Булычов и против самой смерти: “За что, смерть?!” Поп Павлин, умный, лукавый фарисей, смиренно-мудрый защитник Отечества и престола – один из главных и сильных противников Егора. Спор с ним ведется до последних дней жизни Булычова. Подобно Сатину в “На дне”, Егор сокрушает утешительство Павлина, его призывы к смирению и покорности. В ответ на привычное заклинание отца церкви: “Роптать – величайший грех. Надобно с тихой душой и покорно принимать возмездие за греховную нашу жизнь”,- Булычев разражается гневной страстной отповедью: “Ты примирился, когда тебя староста обидел? Ряса – это краска на тебе, а под ней ты – человек. ”
В спорах-поединках с управляющим Башкиным Булычев громит бездушную, бесчеловечную, “вороватую” природу ка – питала: “И воруешь – не ты – рубль ворует”,- бросает он ошеломленному Башкину. Надвигающаяся революция – та скрытая сила, которая завязала все драматические узлы в пьесе. Одни герои, такие, как Шурка, радостно ждут ее; другие – Башкин и Достигаев – спешат урвать кусок пожирнее. Животный страх испытывает игуменья Мелания перед пробуждающимся сознанием народа: “Чернь бунтуется. Копосовские бабы в лицо мне кричали, мы. народ! Наши мужья, солдаты – народ!”-в ужасе рассказывает она Булычеву. Полицейские боятся носить форму – “крысы” (так называет их Егор) бегут с тонущего корабля. Революция – будет! – разносится по всему булычовскому дому. Мучительный и вместе с тем какой-то застенчивый интерес вызывают у Егора люди, которые делают революцию. Их гимн “Отречемся от старого мира. ” напоминает ему молитву (что-то строгое и чистое). Рабочие будут управлять государством? Пропьют! А вдруг – не пропьют? – ив последнем вопросе Егора почти исчезает сомнение.
Истина, которая открывается изумленным глазам Булычева, заставляет его проклинать прошлое, настоящее, мир неправедный: “Попы, цари, губернаторы. на кой черт они мне надобны? . И людей хороших – нет. Хорошие редки, как фальшивые деньги. ” Конец этому миру возвещает Егор Булычов: “Да погибнет царство, где смрад”.
Перед Булычевым постепенно вырисовывается трагедия его жизни. Он оторвался от родной почвы своей, дающей силу, забрел “не на ту улицу”. “Ты да Шурка, вот это я – нажил, а остальное – меня выжило. “-в этих словах, обращенных к Глафире, женщине, которую любил Егор и которая отвечала ему большим, искренним чувством, заключен глубокий смысл. “Остальное меня выжило” – это среда, мир Достигаевых и других воротил, мир попа Павлина и Мелании – выживал “сомневающегося купца” – отрицал его. И если бы Егор уцелел, то, может быть, и его сбросили бы на дно жизни.
Содержание пьесы не исчерпывается историей духовного прозрения Булычева, его поединком со своим классом. Пафос драмы Горького – ив отрицании преступной, грабительской войны, “большой смерти”, противной самой человеческой природе.
“Егор Булычев” создавался, когда черная тень свастики нависла над испанской землей, над Германией, угрожала Европе.
Уродливый образ войны возникает в самом начале пьесы. Первые же слова, которые произносит Егор, возвратившийся после посещения госпиталя, сказаны им о преступной бессмысленной войне: “Народа перепортили столько, что страшно глядеть. “, война – это “всемирный стыд. ” А как современны слова Егора в споре с Павлином, утверждающим, что “война – в законе. “. “Брось,- вскипел Булычев.- Какой это – закон? Это – сказка. Солнца не остановишь. Врете”.
“Егор Булычев” относится к тем произведениям, которые родственны высокому искусству трагедии. Бунт Булычева против своей обреченности переходит в философское отрицание смерти. В свой последний час он стремится постигнуть конечный смысл бытия, философские “концы и начала”: “Я вот жил-жил, да и спрашиваю: ты зачем живешь? Что значит – смерть нам? . Действительно, я наткнулся на острие. Ну, ведь всякому. интересно: что значит – смерть? Или, например, жизнь?” Егор не может ответить на эти вопросы. Он хочет оградить дочь от своих ошибок, но до конца их объяснить не может: “В чужие люди попал. Вот чего я тебе не хочу! Отец мой плоты гонял. А я вот. Этого я тебе не могу выразить”.
Дочь, озорная, своевольная – его единственная надежда, невнятная, смутная. “Но Шурка. тянется к людям, которые поют “Марсельезу”. Она хочет жить, а жить ей можно, лишь отказавшись от прошлого, от своего дома, от отца. Так надеждою Егора становится революция. И однако революция является в то же время смертью Булычева и “Марсельеза” – похоронным маршем, отпевающим все его бытие. Герой ищет будущее там, где оно для него прекращается.
Горький создал новый, революционный театр. Горьковские пьесы строятся на смелых идейных и социальных контрастах. Перекрестный огонь полемических реплик, диалогов-поединков создает в драмах Горького накаленную атмосферу сражения, боя. Герои его пьес предстают в тот критический переломный момент, когда перед каждым из них возникает самый главный вопрос – как жить дальше? Драматический герой показан в состоянии напряженного размышления, поисков необходимой истины.
Горький расширил содержание драматического произведения до масштаба эпопеи.

Читайте также:
Образ героического человека в рассказе М. Горького Старуха Изергиль: сочинение

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

  • Готові українські шкільні твори
  • Содержания школьных произведений
  • Сочинения на свободную тему
  • Сочинения неизвестных авторов
  • Сочинения по зарубежной литературе
  • Сочинения по русской литературе
  • Сочинения по русскому языку
  • Сочинения по современной литературе

  • Закладки
  • Лучшие сочинения
  • Список сочинений
  • Скачать
  • Статьи
  • Получить сочинение

“ЕГОР БУЛЫЧОВ И ДРУГИЕ”(«Драматическая эпопея о времени и человеке» )

В первые десятилетия жизни молодого советского государства, в эпоху острейшей борьбы двух миров, театр, по мысли Горького, должен взять на себя обязанность «возбудителя… классово-революционных эмоций…». Театр наших дней, писал он в 1932 году, призван с предельной ясностью обнажить социальные мотивы драм и коллизий недавнего прошлого. «Егор Булычов и другие» (1931 г.) — первая пьеса этого незавершенного эпического замысла Горького. Символично ее раннее название — «Накануне», то есть накануне событий февраля — октября 1917 года. Дрогнула под натиском революции казавшаяся неприступной цитадель буржуазного государства.

Искры сомнения в прочности, силе, справедливости всех жизненных устоев опалили душу «властелина века», российского купца. Егор Булычов, герой одного из самых совершенных драматических созданий зрелого Горького, возвысился до понимания порочности и хлипкости столь привычного уклада, повел себя «несообразно традициям класса», пытаясь жестоко осмеять и унизить их. Все подвергается сомнению и осмеянию Булычова — Бог и царь, шласть мирская и духовная, собственное миллионное дело, семья и окружение — все! Бунт Егора Булычова — это не стихийное желание Ан-типы («Зыковы») сокрушить зло жизни, прислониться хотя бы в конце пути к хорошему; это и не унылая рефлексия разочарованного скептика Вукеева («Яков Богомолов»); далек он и от романтических порывов Ма-стакова «украсить жизнь строением» («Старик») — нет, это нравственный, моральный, это политический бунт духовно прозревшего человека, усомнившегося в силе своего недавно еще всемогущего класса. Егор Булычов вступил в единоборство со множеством врагов. Он под-пял бунт против самого себя. Он говорил, что не на той улице жил, прошел мимо настоящего дела.

Читайте также:
Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» 1: сочинение

Восстал Булычов и против самой смерти: За что, смерть?!» Поп Павлин, умный, лукавый фарисей, смиренномудрый защитник Отечества и престола — один из главных и сильных противников Егора. Спор с ним ведется до последних дней жизни Булычова.

Подобно Сатину в «На дне», Егор сокрушает утешительство Павлина, его призывы к смирению и покорности. В ответ на привычное заклинание отца церкви: «Роптать — величайший грех. Надобно с тихой душой и покорно принимать возмездие за греховную нашу жизнь»,— Булычов разражается гневной страстной отповедью: «Ты примирился, когда тебя нроста обидел? Ряса — это краска на тебе, а под ней ты — человек…

» В спорах-поединках с управляющим Башкиным Булычов громит бесчеловечную, «вороватую» природу капитала: «И воруешь — не ты — рубль ворует»,— бросает он ошеломленному Башкину. Надвигающаяся революция — та скрытая сила, которая завязала все драматические узлы в пьесе. Одни герои, такие как Шурка, радостно ждут ее; другие — Башкин и Достигаев — спешат урвать кусок пожирнее. Животный страх испытывает игуменья Мелания перед пробуждающимся со-ананием народа: «Чернь бунтуется.

Копосовские бабы в лицо мне кричали, мы… народ! Наши мужья, солдаты — народ!» — в ужасе рассказывает она Булычеву.

все права защищены 2001-2005 Полицейские боятся носить форму — «крысы» (так на-пывает их Егор) бегут с тонущего корабля. Революция — будет! — разносится по всему булычовскому дому.

Мучительный и вместе с тем какой-то застенчивый интерес вызывают у Егора люди, которые делают революцию. Их гимн «Отречемся от старого мира…» напоминает ему молитву (что-то строгое и чистое). Рабочие будут управлять государством?

Пропьют! А вдруг — не пропьют? — ив последнем вопросе Егора почти исчезает сомнение.

Истина, которая открывается изумленным глазам Булычова, заставляет его проклинать прошлое, настоящее, мир неправедный: «Попы, цари, губернаторы… на кой черт они мне надобны? …И людей хороших — мет. Хорошие редки, как фальшивые деньги…» Конец этому миру возвращает Егор Булычов: «Да погибнет царство, где смрад». Перед Булычевым постепенно вырисовывается трагедия его жизни.

Он оторвался от родной почвы своей, дающей силу, забрел «не на ту улицу». «Ты да Шурка, вот это я — нажил, а остальное — меня выжи Ло…» — в этих словах, обращенных к Глафире, женщине, которую лю Бил Егор и которая отвечала ему большим, искренним чувством, заклю Чен глубокий смысл. «Остальное меня выжило» — это среда, мир Достигаевых и других воротил, мир попа Павлина и Мелании — выжис Вал «сомневающегося купца» — отрицал его. И если бы Егор уцелел, то Может быть, и его сбросили бы на дно жизни. Содержание пьесы не исчерпывается историей духовного прозрение Булычева, его поединком со своим классом. Пафос драмы Горького — И в отрицании преступной, грабительской войны, «большой смерти» Противной самой человеческой природе.

«Егор Булычов» создавался, когда черная тень свастики нависла над испанской землей, над Германией, угрожала Европе. Уродливый образ войны возникает в самом начале пьесы. Первые же слова, которые произносит Егор, возвратившийся после посещения госпиталя, сказаны им о преступной бессмысленной войне: «Народа перепортили столько, что страшно глядеть…», война — это «всемирный стыд…

» А как современны слова Егора в споре с Павлином, утверждающим, что «война — в законе…». «Брось,— вскипел Булычов.— Какой это — закон?

Это — сказка. Солнца не остановишь. Врете». «Егор Булычов» относится к тем произведениям, которые родственны высокому искусству трагедии.

Бунт Булычова против своей обреченности переходит в философское отрицание смерти. В свой последний час он стремится постигнуть конечный смысл бытия, философские «концы и начала»: «Я вот жил-жил, да и спрашиваю: ты зачем живешь? Что значит — смерть нам? …Действительно, я наткнулся на острие. Ну, ведь всякому…

интересно: что значит — смерть? Или, например, жизнь?» Егор не может ответить на эти вопросы. Он хочет оградить дочь от своих ошибок, но до конца их объяснить не может: «В чужие люди попал…

Вот чего я тебе не хочу! Отец мой плоты гонял. А я вот… Этого я тебе не могу выразить». Дочь, озорная, своевольная — его единственная надежда, невнятная, смутная… «Но Шурка…

тянется к людям, которые поют «Марсельезу». Она хочет жить, а жить ей можно, лишь отказавшись от прошлого, от своего дома, от отца. Так надеждою Егора становится революция.

И, однако, революция является в то же время смертью Булычова, и «Марсельеза» — похоронным маршем, отпевающим все его бытие… Герой ищет будущее там, где оно для него прекращается. Горький создал новый, революционный театр.

Горьковские пьесы строятся на смелых идейных и социальных контрастах. Перекрестный огонь полемических реплик, диалогов-поединков создает в драмах Горького накаленную атмосферу сражения, боя. Герои его пьес предстают в тот критический переломный момент, когда перед каждым из них возникает самый главный вопрос — как жить дальше? Драматический герой показан в состоянии напряженного размышления, поисков необходимой истины. Горький расширил содержание драматического произведения до масштаба эпопеи.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: