Идейное и художественное своеобразие ранних произведений М. Горького: сочинение

Идейное и художественное своеобразие ранних произведений М. Горького

новые художественные приемы. “Реальный” мир для Горького не является эстетическим объектом даже в таких рассказах, как “Дед Архип и Ленька” или “Дело с застежками”. Горьковские босяки воплощают определенное мировоззрение или психологический тип. Они могут быть “бунтарями” или “мещанами”, “накопителями” или “правдоискателями” независимо от времени и социального окружения, в котором они живут. С другой стороны, Горький начинает сознавать важность конкретных социальных и бытовых характеристик героев, поэтому он наделяет их реальными чертами “людей дна”, так же как романтики XIX века наделяли своих героев отличительными чертами “рыцарей” или “благородных дикарей”. Таким образом, Горький создает свой собственный мир. В нем часто можнонаблюдать некоторые особенности современной ему России. Тем не менее горьковская художественная реальность живет по собственным внутренним законам, отличающимся от законов, существовавших для реалистов XIX века.

“Челкаш”, лес в легенде о Данко, степь в рассказе “Дед Архип и Ленька” изменяются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения природа спокойна и обычна, то во время основного конфликта она “отражает” душевное напряжение героев: начинается гроза или буря. Кроме того, природа имеет двойственный характер. Она либо помогает людям, создавая естественный фон свободной, вольной жизни, как в начале рассказа “Старуха Изергиль”, либо противостоит им. Впрочем, в этом противостоянии участвует, скорее, не столько сама природа, сколько ее “ложное подобие”, созданное людьми. Воплощением этого “ложного подобия” является портовый город, который “дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию”, или “живой” лес, возникший из-за страха людей. В обоих случаях созданная людьми реальность “поработила и обезличила их”, поэтому она должна исчезнуть в тот момент, когда людям удается победить свой страх. Напротив, подлинная природа всегда жива, она воплощает неизменные и вечные законы жизни, поэтому большинство рассказов заканчивается пейзажами, символизирующими “вечность”, неподвластную мелким страстям красоту и гармонию.

героя, что соответствует традиции романтизма. Этот герой – изгой в обществе, он всегда одинок. Не являясь “вторым Я” автора, он, тем не менее, воплощает определенные идеи, близкие Горькому. У главного героя, как правило, есть антагонист, придерживающийся противоположного взгляда на жизнь. Между ними и возникает конфликт, на основе которого разворачивается сюжет. Таким образом, основной конфликт не только межличностный, но и идейный. “Свободные” герои противостоят героям, зависящим либо от денег, либо от “традиций”, либо от “незнания”. Свобода для всех резко отличается от свободы для себя. Первую воплощает Данко, вторую – Ларра. Только свобода для всех может принести счастье людям, научить их “видеть жизнь”, как говорит старуха Изергиль, ее судьба противопоставлена мещанскому идеалу “спокойной жизни”. “Мещанский идеал” для Горького – это и мечта Гаврилы “о доме”, и “забота” деда Архипа О Леньке, и “мудрость” Ужа. Это традиционное в романтизме противостояние “личности” и “толпы” усложняется: персонажи оцениваются и с точки зрения этики, поэтому получается парадоксальный результат: “человек толпы” походит на “демона”, стремящегося к “воле для себя”, в том отношении, что и тот, и другой могут совершить преступление. В этом отношении они противостоят Данко, жертвующему собой ради других и потому являющемуся подлинной “личностью”. Но Горький видел, что всякие этические оценки относительны. Сам он, например, выступал против христианского милосердия и этики в рассказе “Дело с застежками”. Горький считал, что человек не только скопление грехов и пороков, но и существо, способное изменять себя и мир. Из-за этого всякая этика должна быть “активной”, то есть должна оценивать человека с точки зрения его способности “жить, а не примиряться”.

Противостояние двух этик составляет основу сюжета. Завязкой оказывается проблема, на которую две разные системы взглядов дают разные ответы. Это украденный платок в рассказе “Дед Архип и Ленька”, проблема “цены денег” в “Челкаше” или “свободы” в “Старухе Изергиль”. Затем конфликт развивается и наступает развязка, причем герой может гибнуть, но его идеи побеждают. Побеждают не в реальной жизни, а в читательской оценке происходящего. Сокол не смог доказать “свою правду” Ужу, для которого счастье полета раскрывается в падении, но именно он предстает перед читателями в качестве положительного героя. Такое противостояние двух мировоззрений проявляется и во внешнем облике персонажей, и в их восприятии действительности. “Красивые люди” всегда сравниваются с птицами, они “способны летать”, в отличие от “рожденных ползать”. Внешностью и речью они, так же, как и романтические герои XIX века, резко отличаются от окружающих людей. Мир “красивые люди” видят по-своему, для них не существует в нем ничего страшного и непонятного. Для Челкаша “огненно-голубой меч”, увиденный Гаврилой, является простым “фонарем электрическим”.

Читайте также:
ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ”: сочинение

Идейное и художественное своеобразие ранних произведений М. Горького: сочинение

Романтические произведения А. М. Горького увидели свет в 90-е годы XIX века. Это было время равнодушия к идеалам и смелым устремлениям. Те исторические пути, которыми шли народники, вызвали разочарование среди интеллигенции. Лозунг 90-х годов: “Наше время — не время великих задач”. Низвергается герой, прославляется средний человек. Жизнь утрачивает свой высокий смысл.

Горький явился выразителем в литературе нового этапа освободительного движения. Серость буржуазной действительности привела его не к отрицанию подвига, а к необходимости поисков героического в романтической, вымышленной среде. Романтическое бунтарство молодого Горького было формой отрицания мещанства. Но его стремление к иной жизни рядилось в романтические одеяния лишь до того момента, пока живые впечатления реальной действительности не указали художнику на конкретно-исторический, а не сказочно-романтический выход.

В письме к Чехову Горький приветствовал новый век: “Я недавно видел пьесу “Сирано де Бержерак” и пришел от нее в восторг: “Дорогу свободным гасконцам! Мы южного неба сыны. Мы все под полуденным солнцем, И с солнцем в крови рождены!”

Это восхищение людьми “с солнцем в крови” проявилось у Горького уже в самом его первом рассказе “Макар Чудра”. Крепко любили друг друга удалой цыган Лойко Зобар и сказочная Рада. Но волю они любили еще больше. И во имя нее они не пожалели своих жизней. Горький преклоняется перед сильной, могучей страстью “естественного” человека, который рожден вольными степями, свободен и удален от мира мелких помыслов, расчета, корысти. Цыганский табор — это община, где действуют свои суровые законы, но они, по мнению автора, не унижают, а прославляют человека, его непреклонную волю. Такой выбор героев определяется ненавистью писателя к классу мещан, — рабов копейки, живущим мелкими страстями.

В “Песне о Соколе” спор между Соколом (героем) и Ужом (мещанином) приводит читателя к мысли о том, что подвиг необходим, даже если окружающие не способны его оценить. Горький прославляет “безумство” тех, кто жертвует собой, не надеясь на уважение и понимание. Эта мысль особенно важна была в эпоху, когда люди утратили потребность в героическом. Писатель глубоко верит в то, что нет напрасных жертв во имя светлого будущего. Его революционный оптимизм с особой силой выразился в “Песне о Буревестнике”, которая явилась прямым призывом к революции, “буре”.

Художественный стиль ранних романтических произведений Горького весьма своеобразен: он насыщен символикой, гиперболами, противопоставлениями. Большую роль играет пейзаж: море, степь, горы. Речь героев взволнованная, патетическая, лишенная обыденных выражений. Сказочность стиля молодого Горького шла от стремления внести “в бедную жизнь такие вымыслы”, которые пробудили бы в людях желание необыкновенной, свободной, героической жизни.

Однако, Горький начинает сознавать важность конкретных социальных и бытовых характеристик героев. И он наделяет их реальными чертами “людей дна”, также как романтики XIX века наделяли своих героев отличительными чертами “рыцарей” или “благородных дикарей”.

Горький создает свой собственный мир. В нем часто можно наблюдать некоторые особенности современной ему России. Тем не менее художественная реальность писателя живет по собственным внутренним законам. И законы эти отличаются от законов, существовавших для реалистов XIX века.

В этом мире природа тесно связана с душевным состоянием героев, что соответствует канонам романтизма. Море в рассказе “Челкаш”, лес в легенде о Данко, степь в рассказе “Дед Архип и Ленька” меняются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения природа спокойна и обычна, то во время основного конфликта она “отражает” душевное напряжение героев. Так начинается гроза или буря. Кроме того, природа имеет двойственный характер. Она либо помогает людям, создавая естественный фон вольной жизни, как в начале рассказа “Старуха Изергиль”, либо противостоит им. В этом противостоянии участвует, скорее, не столько сама природа, сколько ее “ложное подобие”, созданное людьми.

Читайте также:
В жизни всегда есть место подвигам: сочинение

Воплощением этого “ложного подобия” является портовый город, который “дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию”, или “живой” лес, возникший из-за страха людей перед природой. В обоих случаях созданная людьми реальность “поработила и обезличила их”, поэтому она должна исчезнуть в тот момент, когда людям удается победить свой страх. Напротив, подлинная природа всегда жива. Она воплощает неизменные и вечные законы жизни, поэтому большинство рассказов заканчивается пейзажами, символизирующими “вечность”, неподвластную мелким страстям красоту и гармонию природы.

Главный герой обычно связан с природой. Вокруг него строится все повествование. Так, Челкаш чувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо. Такая связь позволяет выделить главного героя, что соответствует традиции романтизма. Этот герой — изгой в обществе, он всегда одинок. Отнюдь не являясь “вторым Я” автора, он, тем не менее, воплощает определенные идеи, близкие Горькому.

У главного героя, как правило, есть антагонист. Между ними и возникает конфликт, на основе которого разворачивается сюжет. Таким образом, основной конфликт не только межличностный, но и идейный. “Свободные” герои противостоят героям, зависящим либо от денег, либо от “традиций”, либо от “незнания”. Свобода для всех резко отличается от свободы для себя. Первую воплощает Данко, вторую — Ларра. Только свобода для всех может принести счастье, людям, научить их “видеть жизнь”, как говорит старуха Изергиль. Её судьба противопоставлена мещанскому идеалу “спокойной жизни”.

И мечта Гаврилы “о доме”, и “забота” деда Архипа о Леньке, и “мудрость” Ужа — это “мещанский идеал” для Горького. Традиционной в романтизме противостояние “личности” и “толпы” усложняется у Горького. Персонажи оцениваются еще и с точки зрения этики, поэтому получается парадоксальный результат: “человек толпы” походит на “демона”, стремящегося к “воле для себя” (в том отношении, что и тот, и другой могут совершить преступление). И здесь они противостоят Данко, жертвующему собой ради других и потому являющемуся подлинной “личностью”.

Горький видел, что всякие этические оценки относительны. Сам он, например, выступал против христианского милосердия и этики в рассказе “Дело с застежками”. Горький считал, что человек не только скопление грехов и пороков, но и существо, способное изменять себя и мир. Из-за этого всякая этика должна быть “активной”, то есть должна оценивать человека с точки зрения его способности “жить, а не примиряться”.

Завязкой сюжета часто оказывается проблема, на которую две разные системы взглядов дают разные ответы. Это украденный платок в рассказе “Дед Архип и Ленька”, проблема “цены денег” в “Челкаше” или “свободы” в “Старухе Изергиль”. Затем конфликт развивается и наступает развязка, причем герой может гибнуть, но его идеи побеждают. Побеждают не в реальной жизни, а в читательской оценке происходящего. Сокол не смог доказать “свою правду” Ужу, для которого счастье полета раскрывается в падении. Но именно Сокол предстает перед читателями в качестве положительного героя.

Противостояние двух мировоззрений проявляется и во внешнем облике персонажей, и в их восприятии действительности. “Красивые люди” всегда сравниваются с птицами, они “способны летать”, в отличие от “рожденных ползать”. Внешностью и речью они резко отличаются от окружающих людей. Мир “красивые люди” видят по-своему, для них не существует в нем ничего страшного и непонятного. Для Челкаша “огненно-голубой меч”, увиденный Гаврилой, является простым “фонарем электрическим”.

Таким образом, художественное своеобразие ранних произведений Горького связано с мировоззрением его героев. Сюжет строится на основе противостояния двух комплексов идей. Герои, несущие эти идеи, даже погибая, остаются победителями. С самого начала произведения они композиционно выделены и противопоставлены остальным персонажам в силу того, что стремятся “жить, а не примиряться”. Из-за того, что они противостоят мещанскому идеалу, положительные герои часто воплощаются в таких характерных образах, как “босяки”. Это проявляется и в речи, и в стремлении к “вольной природе”, и в конфликте с существующим обществом. Такая социальная обособленность позволяет говорить об их сходстве с романтическими героями XIX века. В то же время Горький наделяет своих героев отличительными чертами именно “людей дна”, что можно воспринимать как стремление к реалистическому описанию жизни России начала XX века.

Читайте также:
Ранний романтизм М. Горького (Второй вариант): сочинение

Романтические произведения Горького особенно любит молодежь, потому что в молодости человек более всего одержим стремлением переделать, перестроить жизнь. Идеальные, светлые, благородные герои и через сто лет привлекают читателя своей непохожестью на окружающих нас людей. “Безумство храбрых — вот мудрость жизни!” Да, существующая жизнь с ее укладом преподносится как некая истина, но она не вечна. Борьба за изменение жизни, вечное движение вперед — вот в чем заключается подлинная истина!

Восприятие художественного мира ранних рассказов М. Горького современниками Текст научной статьи по специальности « Языкознание и литературоведение»

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Аушева Аминат Бейалиевна, Хадзиева Айна Ахмедовна

Статья посвящена изучению проблем художественных особенностей ранних произведений М. Горького. В работе проведено исследование проблемы романтических рассказов в творчестве М. Горького. Также рассмотрена проблема переплетения романтизма и реализма в рассказах «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». В ранних произведениях М. Горького показаны гордые, сильные, свободолюбивые, одинокие люди, разрушители сонного прозябания большинства. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена. Отличительные черты романтических образов Горького гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте.

Похожие темы научных работ по языкознанию и литературоведению , автор научной работы — Аушева Аминат Бейалиевна, Хадзиева Айна Ахмедовна

Текст научной работы на тему «Восприятие художественного мира ранних рассказов М. Горького современниками»

ВОСПРИЯТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МИРА РАННИХ РАССКАЗОВ М. ГОРЬКОГО СОВРЕМЕННИКАМИ Аушева А. Б.1, Хадзиева А. А.2

‘Аушева Аминат Бейалиевна — магистрант, филологический факультет; 2Хадзиева Айна Ахмедовна – кандидат филологических наук, доцент, заведующая кафедрой, кафедра русской и зарубежной литературы, Ингушский государственный университет, г. Магас, Республика Ингушетия

Аннотация: статья посвящена изучению проблем художественных особенностей ранних произведений М. Горького. В работе проведено исследование проблемы романтических рассказов в творчестве М. Горького. Также рассмотрена проблема переплетения романтизма и реализма в рассказах «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». В ранних произведениях М. Горького показаны гордые, сильные, свободолюбивые, одинокие люди, разрушители сонного прозябания большинства. Действие происходит в необычной, часто экзотической обстановке: в цыганском таборе, в общении со стихией, с миром природы — море, горы, прибрежные скалы. Часто действие переносится в легендарные времена. Отличительные черты романтических образов Горького — гордая непокорность судьбе и дерзкое свободолюбие, цельность натуры и героичность характера. Романтический герой стремится к ничем не стесняемой свободе, без которой нет для него подлинного счастья и которая ему нередко дороже самой жизни. В романтических рассказах воплощены наблюдения писателя противоречий человеческой души и мечта о красоте. Ключевые слова: художественный мир, романтизм, реализм, двоемирие, гипертрофированное чувство.

THE PERCEPTION OF THE ART WORLD OF THE EARLY STORIES M. GORKY CONTEMPORARIES Ausheva A. B.1, Hadzieva A. А.2

‘Ausheva Aminat Beyalievna — Undergraduat, PHILOLOGICAL FACULTY, 2Hadzieva Aina Ahmedovna – Candidate of Philology, associate professor, manager of department, DEPARTMENT OF THE RUSSIAN AND FOREIGN LITERATURE, INGUSH STATE UNIVERSITY, MAGAS,REPUBLIC OF INGUSHETIA

Abstract: the article is devoted to the study of the problem of artistic features of the early works of Gorky. The paper studied the problems of romantic stories in the works of Gorky. Also, the problem of Woven romanticism and realism in the stories of “Old Isergil”, “Song of the Falcon”.Heroes of the early works of Gorky – proud, strong, freedom-loving, single people, destroyers sleepy vegetating majority. The action takes place in an unusual, often exotic setting: in a gypsy encampment, in communion with the elements, with the world of nature – sea, mountains, coastal cliffs. Often the action is transferred to the legendary times. The characteristics of romantic images Gorky – a proud and defiant disobedience destiny of freedom, wholeness of nature and the nature of heroism. Romantic hero tends to hesitate no freedom, without which there is no true happiness for him and that it is often more expensive than life itself. In the romantic stories of the writer implemented observing the contradictions of the human soul and the dream of beauty. Keywords: art world, romanticism, realism, dvoemirie, exaggerated sense.

Читайте также:
Что нового о человеке сказал Горький? (Человек глазами Горького): сочинение

Уже в первых произведениях молодого писателя М. Горького появился не только незаурядный талант рассказчика и художника, но и умение отстаивать свои убеждения.

Открыть человеку глубины его души, сделать его лучше, сильнее – в той или иной степени добивается Горький в своих ранних произведениях, автор ищет в современной ему действительности смелых и гордых людей, ярких, неординарных, вечно ищущих смысл жизни героев. Эти герои противопоставляют себя убогой мещанской среде.

Именно традиции романтизма избрал для своего творчества М. Горький, чтобы с наибольшей полнотой выразить интересы и устремления народа, М. Горький выражает решительное неприятие современного им общества, несправедливо устроенного, живущего по лживой морали. Отвергая

реальное современное общество, утверждая справедливое, высоконравственное общественное устройство создаётся двоемирие, которое является отличительной особенностью произведений романтизма. Персонажи ранних творений М. Горького – романтические мятежники, они ведут активную борьбу с реальной действительностью (Сокол), доказывают свою духовную независимость от обывательской жизни (Радда и Лойко), жертвуют собой ради других (Данко).

Основной художественной чертой ранних рассказов Горького является соединение в одном произведении черт революционного романтизма и реализма .Можно сказать ,что освободительное движение явилось причиной обращения Горького к традициям романтизма.Это необычное переплетение романтизма и реализма можно проследить в нескольких произведениях Горького ( «Песня о Соколе», «Макар Чудра», «Челкаш»). В «Макаре Чудре» поднимается нравственный вопрос: что важнее для человека — любовь или воля (независимость)? [1, с. 49-50] Такова тема рассказа. История любви молодых героев изъясняет романтическую идею: воля дороже всего в жизни. М. Горький ведет противопоставление храбрых романтических героев: Данко, цыганскую вольницу, гордые натуры свободолюбивых людей, которые готовы выбрать смерть, чем подчинение даже возлюбленному. Писателем в рассказе использована форма обрамления: легенда о Ларре, рассказ о жизни Изергиль, легенда о Данко. Единым целым три части рассказа делает основная идея —желание понять истинную ценность человеческой личности. Всю свою жизнь несла в себе Изергиль чувство человеческого достоинства; его не могли сломить ни превратности судьбы, ни опасность смерти, ни страх потерять любимого человек. Особое место занимает в рассказе образ самой Изергиль, которая опираясь на опыт давно минувших дней, помогает людям найти верный путь. История ее жизни это возвеличивание свободы, красоты, высоких нравственных ценностей человека.

Горький пытается сказать, что жизнь ради свободы в одиночестве теряет смысл. Горький осуждает эгоизм и жестокость, гордыню и презрение к людям.

Настоящий герой не должен жить только для себя, не принося добра людям. Это доказывает образ Данко, который стремится к свободе, но свободе не для себя лично, а для людей своего племени, изгнанных врагами в глубь непроходимого леса. Подвиг во имя жизни человеческой, свободы ляжет в основу рассказа. Горький призывал к самопожертвованию во имя людей и основная мысль, прослеживающаяся в рассказе: человек, сильный, красивый, способный на подвиг — это настоящий человек. Горький на примере своего героя дает увидеть глубину нравственных сил человека, его способность пожертвовать собой для блага других.

Описания природы позволяют автору переходить, как по мостку, от темы к теме, украшают повествование, дают простор фантазии художника слова, подчеркивают красоту авторской речи. В «Старухе Изергиль» тема несколько изменяется, но по сути является продолжением темы «Макара Чудры»: в чём счастье — в свободе от людей или в жизни для людей? Здесь идея-ответ даётся в виде легенды о Данко, который посвятил себя служению своему народу и обрёл любовь и бессмертие в людской памяти. В «Песне о Соколе» вопрос-тема о цели жизни ставится почти по-гамлетовски: что достойнее — смириться под ударами судьбы иль оказать сопротивление? Правильный выбор, по мнению автора, делает Сокол: мудрость жизни — в активной борьбе со всевозможными препятствиями. Такова идея рассказа.

Читайте также:
Мое отношение к творчеству Горького: сочинение

Во-вторых, Горький активно использует любимые романтиками жанры: легенды (о Ларре и Данко), полулегендарные истории (любовь Радды и Лойко), философские аллегории (песня о Соколе).

В-третьих, герои ранних рассказов Горького — яркие натуры, которые не сгибаются под гнётом обстоятельств, но активно борются с этими враждебными обстоятельствами. Романтические герои Горького — гордые личности, умеющие наслаждаться жизнью, обладающие яркими чувствами, сильными страстями, совершающие смелые поступки. Характеры героев созданы писателем вполне в романтическом духе. Данным героям характерно одно сильное желание – качество, которое подавляет остальные черты характера. У Радды и Лойко это — гипертрофированное чувство собственного достоинства и независимости. У Ларры главная черта — гипертрофированный эгоизм, у Данко — самопожертвование, когда герой не жалеет свою жизнь , во имя своего народа, у Сокола — желание активной деятельности. При этом горьковские герои не знают душевного раздвоения; противоречий между мыслью, чувством и действием; их характеры лишены динамики (не изменяются во времени).

Ранние рассказы Горького принято относить к романтическим произведениям. Во-первых, потому, что в них писатель несколько идеализирует своих героев, наделяя их исключительными качествами. Во – вторых, главной темой ранних рассказов М. Горького является тема свободы и любви. В рассказе Макар Чудра Горький высказывает собственную точку зрения на эти проблемы, дает свое определение понятиям любви и свободы, четко формулируя мысль: Свобода

для человека- главное на свете. Рассказ об удивительной гордой любви Лойко Зобара и Радды — это гимн свободе. Гордые герои рассказа утверждают как высшее начало в жизни и человеке любовь к свободе. Лойко и Радда не хотят жертвовать волей даже ради друг друга. Не желая становиться на колени перед возлюбленной, Зобар убивает ее, а затем погибает сам. Восставая против власти обстоятельств, измельчающих человеческую жизнь, Горький в рассказе —Макар Чудра слишком заострил идею свободы, что могло привести к оправданию произвола. Почувствовав опасность своего идеала, писатель попытался определить границы свободы, показать подлинный героический характер [1, с. 49-50].

При чтении рассказов Горького читателю часто приходится задумываться над понятием — абсолютной свободы. Это понятие является жизненным идеалом для многих героев Горького. Но в своих произведениях писатель показывает, что —абсолютная свобода недостижима: стремление к ней часто приводит героев к конфликту с обществом. Романтическое бунтарство писателя питалось неприятием действительности. Горький мечтал о сильных, волевых натурах, о людях – борцах, но не находил их в реальности. Молодой писатель отрицал безгеройность окружающей его жизни. Серому, обывательскому существованию он противопоставил яркий, экзотический мир своих рассказов. Действие в них происходит в необычной обстановке, в окружении романтических стихий. В героях произведений больше символического, чем типического. Но романтический пафос не мешал Горькому искать ответы на мучительные вопросы о смысле жизни и предназначении человека. Горький был одним из первых писателей в русской литературе, у которых вопрос о воспроизведении человеческого характера ставился прежде всего как вопрос о создании социального характера. Вся деятельность М. Горького служила и служит утверждению идеалов добра, справедливости.

Итак, мировоззренческие проблемы, привлекавшие внимание Горького, обусловливают художественное своеобразие его ранних произведений. На основе противостояния двух комплексов идей строится сюжет, причем один комплекс идей несет отчетливо выраженную положительную оценку. Развитие сюжета формирует такую же оценку со стороны читателей. Герои, несущие эти идеи, даже погибая, остаются победителями. С самого начала произведения они композиционно выделены и противопоставлены остальным персонажам в силу того, что стремятся «жить, а не примиряться». Из-за того, что они противостоят мещанскому идеалу, положительные герои часто воплощаются в таких характерных образах, как «босяки». Это проявляется и в речи, и в стремлении к «вольной природе», и в конфликте с существующим обществом.

Список литературы / References

1. Калашников А. А. Максим Горький и герои его ранних рассказов, Минск, БГУ им. В. И. Ленина, 2002 г.

2. Леденев А. В. Максим Горький. Москва. Дрофа, 2001 г.

3. Моргачев А. С. Липецк, Москва. Советская Россия, 1983 г.

4. Техерев И. М. Максим Горький, Москва. Просвещение, 2009 г.

5. Шалавина Г. П. Все обо всех. Москва. Филологическое общество «Слово», 1997 г.

Читайте также:
Рассказ Луки про праведную землю. (Анализ эпизода из III акта пьесы М.Горького На дне.): сочинение

РАБОТА С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ) Адамова Г. Н.1, Бурдина М. А.2 WORK WITH THE TEXT AT LESSONS OF RUSSIAN AND LITERATURE (FROM A WORK EXPERIENCE) Adamova G.1, Burdina M.2

‘Адамова Галина Николаевна / Adamova Galina – учитель русского языка и литературы; 2Бурдина Марина Анатольевна / Burdina Marina – учитель русского языка и литературы, Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 1, г. Ноябрьск

Аннотация: статья посвящена актуальной на сегодняшний день проблеме приемам работы с текстом на уроках русского языка и литературы (из опыта работы). Что же необходимо для того, чтобы уроки русского языка из малопродуктивных и неинтересных превратились в увлекательные и результативные? Нашли ответ на этот вопрос, познакомившись с системой заданий на понимание текста по методике О. Н. Зайцевой. В соответствии с данной методикой определенным образом меняется содержание и организация процесса обучения русскому языку. Во-

ИДЕЙНОЕ И ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РАННИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ М. ГОРЬКОГО

Ранние произведения М. Горького отражают незавершенность его концепции мира и художественного творчества. В них он выступает как романтик, причем его романтизм совмещает в себе как традиционные, так и новые художественные приемы. «Реальный» мир для Горького не является эстетическим объектом даже в таких рассказах, как «Дед Архип и Ленька» или «Дело с застежками». Горьковские босяки воплощают определенное мировоззрение или психологический тип. Они могут быть «бунтарями» или «мещанами», «накопителями» или «правдоискателями» независимо от времени и социального окружения, в котором они живут. С другой стороны, Горький начинает сознавать важность конкретных социальных и бытовых характеристик героев, поэтому он наделяет их реальными чертами «людей дна», так же как романтики XIX века наделяли своих героев отличительными чертами «рыцарей» или «благородных дикарей». Таким образом, Горький создает свой собственный мир. В нем часто можнонаблюдать некоторые особенности современной ему России. Тем не менее горьковская художественная реальность живет по собственным внутренним законам, отличающимся от законов, существовавших для реалистов XIX века.

Природа в этом мире тесно связана с душевным состоянием героев, что соответствует канонам романтизма. Море в рассказе «Челкаш», лес в легенде о Данко, степь в рассказе «Дед Архип и Ленька» изменяются по ходу развития сюжета. Если в начале произведения природа спокойна и обычна, то во время основного конфликта она «отражает» душевное напряжение героев: начинается гроза или буря. Кроме того, природа имеет двойственный характер. Она либо помогает людям, создавая естественный фон свободной, вольной жизни, как в начале рассказа «Старуха Изергиль», либо противостоит им. Впрочем, в этом противостоянии участвует, скорее, не столько сама природа, сколько ее «ложное подобие», созданное людьми. Воплощением этого «ложного подобия» является портовый город, который «дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию», или «живой» лес, возникший из-за страха людей. В обоих случаях созданная людьми реальность «поработила и обезличила их», поэтому она должна исчезнуть в тот момент, когда людям удается победить свой страх. Напротив, подлинная природа всегда жива, она воплощает неизменные и вечные законы жизни, поэтому большинство рассказов заканчивается пейзажами, символизирующими «вечность», неподвластную мелким страстям красоту и гармонию.

С природой обычно связан и главный герой, вокруг которого строится все повествование: Челкаш чувствует себя свободным только в море, умирающий Ларра смотрит в небо. Такая связь позволяет выделить главного героя, что соответствует традиции романтизма. Этот герой – изгой в обществе, он всегда одинок. Не являясь «вторым Я» автора, он, тем не менее, воплощает определенные идеи, близкие Горькому. У главного героя, как правило, есть антагонист, придерживающийся противоположного взгляда на жизнь. Между ними и возникает конфликт, на основе которого разворачивается сюжет. Таким образом, основной конфликт не только межличностный, но и идейный. «Свободные» герои противостоят героям, зависящим либо от денег, либо от «традиций», либо от «незнания». Свобода для всех резко отличается от свободы для себя. Первую воплощает Данко, вторую – Ларра. Только свобода для всех может принести счастье людям, научить их «видеть жизнь», как говорит старуха Изергиль, ее судьба противопоставлена мещанскому идеалу «спокойной жизни». «Мещанский идеал» для Горького – это и мечта Гаврилы «о доме», и «забота» деда Архипа О Леньке, и «мудрость» Ужа. Это традиционное в романтизме противостояние «личности» и «толпы» усложняется: персонажи оцениваются и с точки зрения этики, поэтому получается парадоксальный результат: «человек толпы» походит на «демона», стремящегося к «воле для себя», в том отношении, что и тот, и другой могут совершить преступление. В этом отношении они противостоят Данко, жертвующему собой ради других и потому являющемуся подлинной «личностью». Но Горький видел, что всякие этические оценки относительны. Сам он, например, выступал против христианского милосердия и этики в рассказе «Дело с застежками». Горький считал, что человек не только скопление грехов и пороков, но и существо, способное изменять себя и мир. Из-за этого всякая этика должна быть «активной», то есть должна оценивать человека с точки зрения его способности «жить, а не примиряться».

Читайте также:
Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького: сочинение

Противостояние двух этик составляет основу сюжета. Завязкой оказывается проблема, на которую две разные системы взглядов дают разные ответы. Это украденный платок в рассказе «Дед Архип и Ленька», проблема «цены денег» в «Челкаше» или «свободы» в «Старухе Изергиль». Затем конфликт развивается и наступает развязка, причем герой может гибнуть, но его идеи побеждают. Побеждают не в реальной жизни, а в читательской оценке происходящего. Сокол не смог доказать «свою правду» Ужу, для которого счастье полета раскрывается в падении, но именно он предстает перед читателями в качестве положительного героя. Такое противостояние двух мировоззрений проявляется и во внешнем облике персонажей, и в их восприятии действительности. «Красивые люди» всегда сравниваются с птицами, они «способны летать», в отличие от «рожденных ползать». Внешностью и речью они, так же, как и романтические герои XIX века, резко отличаются от окружающих людей. Мир «красивые люди» видят по-своему, для них не существует в нем ничего страшного и непонятного. Для Челкаша «огненно-голубой меч», увиденный Гаврилой, является простым «фонарем электрическим».

Итак, мировоззренческие проблемы, привлекавшие внимание Горького, обусловливают художественное своеобразие его ранних произведений. На основе противостояния двух комплексов идей строится сюжет, причем один комплекс идей несет отчетливо выраженную положительную оценку. Развитие сюжета формирует такую же оценку со стороны читателей. Герои, несущие эти идеи, даже погибая, остаются победителями. С самого начала произведения они композиционно выделены и противопоставлены остальным персонажам в силу того, что стремятся «жить, а не примиряться». Из-за того, что они противостоят мещанскому идеалу, положительные герои часто воплощаются в таких характерных образах, как «босяки». Это проявляется и в речи, и в стремлении к «вольной природе», и в конфликте с существующим обществом. Такая социальная обособленность позволяет говорить об их сходстве с романтическими героями XIX века. В то же время Горький наделяет своих героев отличительными чертами именно «людей дна», что можно воспринимать как стремление к реалистическому описанию жизни России начала XX века.

Сочинения по творчеству Горького

Творчество Максима Горького правдиво и глубоко подвергает беспощадной критике пороки буржуазного строя и показывает, как силы пролетарской революции противостоят эксплуататорам.

Начало литературной деятельности писателя относится к 1892 году. В 1898 оду выходят отдельным изданием 2 -го его сборника «Очерков и рассказов». В течение 6 лет он написал великое множество интереснейших работ. С первых же своих произведений и в течение всего творческого пути Горький показывает ряд образов, к которым он испытывает страстную ненависть и презрение. Наряду с хозяевами жизни изображены люди из народа. Это и чернорабочие соляных промыслов из произведения «На соли» и просто бродяги из рассказа «Дед Архип и Ленька», люди, выброшенные на улицу босяки из таких работ, как «Челкаш» и «Бабушка Акулина».

Эти творения драматичны по содержанию, так как здесь происходят сложные конфликты между людьми, по-разному изуродованными самодержавием. Так, в рассказе «На соли» Горький показывает, как в условиях гнета и насилия рождается жестокость, в людях истребляется все человеческое. Но истинно человеческие чувства не могут быть окончательно убиты, они пробуждаются и здесь. Виноватыми оказываются те люди, которые звереют от непосильного труда. Таковы условия жизни, противные человеческой природе.

В рассказах о босяках Горький вскрывает те причины, которые заставляет представителей разных классов общества капиталистов сделаться босяками и попасть на дно. Очень характерен в этом отношении произведение «Злодеи», где рассказывается о том, как молодой деревенский парень в поисках работы попадает в город, становится босяком и совершает вместе с товарищем нелепое убийство. Создание повести является еще одним шагом в идейно-художественном развитии Горького. Он впервые здесь дает широкую картину жизни при капиталистическом строе. Такой работой является «Фома Гордеев», где показана борьба идет внутри класса, и главный герой становится жертвой враждебных человеческой природе отношений, созданных природой. В 1900-хгодах Горький все больше создает драматические труды, где идет обличение буржуазной интеллигенции всех толков. Так, появляются пьесы «На дне», «Дачники», «Враги». Но самым известным произведением писателя является роман «Мать», где ясно прослеживается отношение Горького к реформам в обществе. В творении показана борьба за новую жизнь, что давало неоднозначные мнения по этому поводу среди критиков.

Читайте также:
Хозяева: сочинение

2 вариант

Творческая деятельность Максима Горького представляет собой целую эпоху в развитии человечества, а также период, когда был сокрушен империализм, и произошла Октябрьская революция. Писатель, который вышел из низших слоев, тесно связанный с рабочим классом, является выразителем 3-го этапа освободительной борьбы.

Начало литературного пути Горького относится к 1892 году. Через 7 лет выходят 2 томика его «Очерков и рассказов». Его ранние произведения отличаются большим разнообразием по своей тематике и по своим жанровым особенностям. Это время напряженных творческих исканий писателя. Он разоблачает угнетателей с их мещанскими настроениями. Борьба с мещанством является одной из ведущих линий творчества. Так, в рассказе «Озорник» журналист Истомин когда-то мечтал о том, чтобы послужить народу, но постепенно он утрачивает свои высокие стремления, и устроившись в жизни, становится мещанином.

Продолжая лучшие традиции демократической литературы критического реализма, Горький показывает жизнь народа, наполненную лишениями и страданиями. В людях из народа, изображенных в рассказах « Дед Архип и Ленька», «Горемыка Павел « и др. мы видим высокие благородные чувства, которые часто не находят ни выходы, ни применения, а лишь стихийное пробуждение сознания в массах. В рассказах о босяках писатель раскрывает те причины, которые заставили представителей капиталистического общества опуститься на дно жизни.

В реалистических рассказах о босяках герои выступают иногда в романтическом образе, как например, Челкаш, Коновалов, Мальва. Морские и степные просторы, на фоне которых они показаны, подчеркивают широту их натуры, любовь к вольной жизни. В период между 1901-1906 годами писатель создал ряд пьес и переход к драматургии не случаен, так как он видел в театре трибуну, которая давала возможность при непосредственном общении с массами с особой остротой поставить самые острые злободневные вопросы современности. В пьесах об интеллигенции «Дачники», «Дети солнца», «Варвары» Горький показывает резкое классовое расслоение интеллигенции и обреченность культуры эксплуататоров. Одним из ярких произведений в творчестве стал роман «Мать», который призывал пролетариат объединиться для борьбы, выполняя одну из важных задач, выдвинутых большевиками

Максим Горький

Вы будете перенаправлены на Автор24

Начало творческого пути Максима Горького

Творческий дебют известного русского писателя Максима Горького начался в 1892 году с публикации рассказа «Макар Чудра». Произведение было напечатано в газете «Кавказ». В это же время появился и литературный псевдоним А. М. Пешкова – Максим Горький.

Через три года, в 1895 году, был напечатан следующий рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Это произведение было опубликовано в трех апрельских номерах издания «Самарская газета».

Успех к Горькому пришел с самого начала литературной деятельности. Дебютные произведения понравились и читателям, и критикам. Рассказы получили множество восторженных отзывов. Так в литературе появилось новое имя.

В 1899 году в журнале «Жизнь» был опубликован роман Максима Горького «Фома Гордеев». Это произведение принесло писателю мировую славу признание. Через год Горький создает следующий роман «Трое», а затем пишет свои первые пьесы:

  • в 1901 году была написана пьеса «Мещане»
  • в 1902 году – «На дне»
  • в 1904 году – «Дачники»
  • в 1905 году – «Варвары» и «Дети солнца».

Творчество Горького в эмиграции

В 1905 году Максим Горький знакомится с В. И. Лениным В 1906 году Горький, во избежание репрессий за поддержку революционного движения, был вынужден эмигрировать за границу. Сначала писатель уезжает в США, а затем переезжает в Италию, на Капри. В период своего пребывания на Капри Горький сблизился с видным революционером и философом А. А. Богдановым. В 1909 году Максим Горький вместе с Богдановым и Луначарским создают на Капри партийную школу, где писатель читает лекции по истории российской литературы. Главная задача партийной школы заключалась в совмещении русского богостроительства и революционных идей.

Читайте также:
Образ бабушки (По повести Горького «Детство»): сочинение

Эти идеи отражаются в почести М. Горького «Исповедь», написанной в 1908 году. Идея нового мира, социализм, становилась новой религией, которая основывалась на вере в их торжество. В соответствии с наивно-идеалистическими взглядами русской интеллигенции, сформировавшимися еще в последние годы 19 века, народ в этой новой концепции выступает одновременно и в роли богостроителя, и в роли божества. То есть Богданов и Горький собрались представить народ в качестве божества уже после того, как свершилась революция 1905 года, которая показала истинное лицо народа. В это же появляется сборник «Вехи», в котором авторы, ужасаясь пугачевщины и разинщины, предлагали иначе взглянуть на идею служения народу-богоносцу.

Готовые работы на аналогичную тему

Идея Богданова и Горького не понравилась Ленину, который считал, что совмещение социалистических идей и божественной веры в эти идеи невозможно.

Период жизни на Капри стал очень плодотворным для творчества Максима Горького. В этот период были написаны следующие произведения:

  • пьеса «Последние»
  • первая редакция «Вассы Железновой»
  • повесть «Городок Окуров»
  • повесть «Лето»
  • роман «Жизнь Матвея Кожемякина».

Роман «Жизнь Матвея Кожемякина» Горький считал национально значимым произведением. Отрицательные черты национального характера, такие как пассивность в отношении к реальности, неспособность самостоятельно распоряжаться собственной жизнью, которые выливаются в трагедию бессмысленно прожитой жизни, писатель отразил в образе главного персонажа романа.

После амнистии 1913 года Горький возвращается в Петербург, где пишет цикл «Сказки об Италии», первые две части автобиографической трилогии «Детство» и «В людях».

Революцию 1917 года писатель воспринял неоднозначно. Горький верил в необходимость революции, в необходимость социальных реформ, но при этом опасался, что эти идеалы будут искажены и считал, что крестьянство не способно к развитию и движению, и не может быть революционным.

Свои сомнения Горький отразил в цикле статей «Несвоевременные мысли», который опубликовал в газете «Новая жизнь в 1917-1918 гг. Горький был поражен устраиваемыми самосудами, разграблениями культурных ценностей людьми, которые презирают культуру, пьяными погромами. Писатель пришел к пессимистическому выводу том, что революция – это тотальное разрушение культуры, жизни и государства.

Газета «Новая жизнь» была закрыта в 1918 году, а отношения Горького с большевиками еще сильнее обострились. Дружба с Лениным переросла в конфликт, и Горький, по настоянию Ленина, был вынужден вновь эмигрировать.

До весны 1924 года писатель жил в Германии и Чехословакии, а затем переехал в Италию. Во время пребывания в Италии Горький завершил работу над своей автобиографической трилогией, написав третью часть «Мои университеты». В этот же период он написал роман «Дело Артамоновых» и начал работать над произведением «Жизнь Клима Самгина». Эта книга так и не была дописана.

Примечательно, что Горький ни одного произведения не написал о зарубежье и о послереволюционной жизни в России.

Возвращение в Россию

В 1931 году писатель вернулся в Россию. Горький стала первым официальным советским писателем, был лично знаком со Сталиным, а в квартире писателя Сталин проводил свои встречи с литераторами.

На одной из подобных встреч возник термин «социалистический реализм».

Основной темой, беспокоившей Горького в 30-е годы, была судьба личности в страшной реальности 20 века, действительности, которая лишает человека творческой, социальной и личной свободы. Одно из его последних произведений «Сомов и другие», которая заканчивается тем, что всех главных персонажей произведения арестовывают чекисты, была закончена в 1931 году.

Однако это произведение нигде не было опубликовано писателем. Книга была издана лишь в 1941 году, уже после смерти автора.

Максим Горький далеко не такой однозначный писатель, каким долгое время его представляли исследователи. На всем творческом пути писателя одновременно в нем совмещались человеколюбие и идеологичность. А преобладание взгляда, ориентированного на пролетариат, после 1905 года распространилось на все творчество писателя. Горький вошел в русскую литературу как основатель нового направления – социалистического реализма.

Читайте также:
Раскрытие героических характеров людей в произведениях Горького: сочинение

Максим Горький

краткая биография

Роль и место в литературе

Максим Горький – яркий представитель русской литературы конца XIX – начала XX столетия, который известен произведениями революционной тематики. Он стал основоположником социалистического реализма. Был номинирован на Нобелевскую премию.

Происхождение и ранние годы

Максим Горький – это творческое имя писателя, а настоящее имя – Алексей Максимович Пешков. Он родился в 1868 году в России (Нижний Новгород).

Дом деда Горького Каширина

Отец – Максим Савватьевич Пешков, столяр. Когда будущему писателю было три года, он заболел холерой. Отец ухаживал за ним, и в результате тоже заразился. Мальчик выжил, а Максима Пешкова не стало. Есть версия, что писатель взял псевдоним Максим Горький, чтобы сохранить память о родителе.

Мать — Варвара Васильевна Пешкова (в девичестве Каширина). Она была родом из мещан. В 1879 году заболела чахоткой с летальным исходом.

Так как родителей Горького рано не стало, его воспитанием занимались бабушка и дедушка. Детство он провел в доме деда, Василия Каширина. С ранних лет мальчик полюбил народное творчество благодаря бабушке, которая стала первым его проводником в мир литературы. Потом Горький будет вспоминать о ней с нежностью, говоря, что «был наполнен ее стихами, как улей медом».

Образование

Первым учителем Горького стала мать, которая научила его читать. Дедушка обучил мальчика азам церковной грамоты. Алексей ходил в приходскую школу, но ушел из нее из-за болезни. Потом закончил два класса в слободском начальном училище. Там у него не складывались отношения с учителями. И только одного человека он уважал – епископа. Так же некоторое время посещал начальное приходское училище для бедных. Непростой характер и бедность стали причинами, по которым будущий писатель не получил даже среднего образования. Однако Алексей имел отличную память и много читал, так что скоро мог цитировать классиков. В 1884 году он пробовал поступить в Казанский университет, но не прошел отбор. Не получив хорошего образования, Горький заменил его самообразованием, хотя всю жизнь писал с орфографическими ошибками.

Творчество

Максим Горький был непростой личностью, по его словам, он был рожден, чтобы не соглашаться. Он много путешествовал по стране — и увиденное подтолкнуло его к идее пропаганды революции. За это Горький был даже арестован.

Горький в Италии

В 1892 году напечатали рассказ Горького «Макар Чудра». Это было первым шагом к литературной известности. А в 1898 году вышли два тома «Очерки и рассказы», которые принесли ему славу.

В 1902 году писатель был удостоен звания члена Императорской академии наук, но Николай II приказал отменить это решение.

Кроме революционной литературы, Горький писал сказки для детей. Например: «Сказка про Иванушку-дурачка», «Воробьишко».

В 1906 году писатель вынужден эмигрировать в США, потом в Италию. Но и там Горький продолжал писать произведения на революционную тематику.

Основные произведения

Памятник писателю в Москве

Итогом первых творческих исканий Горького стал рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Это произведение является суровой притчей о героизме и эгоизме.

В стиле натурализма написан рассказ «Супруги Орловы» (1897). Автор реалистично описал жизнь, которую многие хотели бы не знать.

В пьесе «На дне» (1901-1902) Максим Горький отобразил жизнь «дна» социума: нищих, морально падших людей. События происходят в ночлежном доме для неимущих. Писатель создал многогранную галерею образов, подчеркнув тем самым, что эта проблема затронула людей разного возраста, происхождения и морали. В 1904 году Максим Горький получил Грибоедовскую премию за эту пьесу. Но, несмотря на общественное признание, постановка произведения не была разрешена на императорской сцене, а только в МХТ.

Роман «Мать» был написан под впечатлением от событий 1905 года и стал фундаментальным для социалистического реализма.

Последние годы

После эмиграции Максим Горький возвращается на Родину только в 1932 году. Он активно занимается литературной деятельностью. Но в 1936 году его не стало при загадочных обстоятельствах.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: