Изображение «дна»: сочинение

Реалистическое изображение Горьким дна

Время, обстоятельства жизни, породившие социальное “дно”, побудили Горького обратиться к новой для него теме. В Казани, в Нижнем Новгороде, Москве и Петербурге писатель видел обездоленных людей, изгоев общества, босяков, сброшенных в подвалы и ночлежки. У писателя явилась жгучая потребность рассказать о них и даже представить на театральных подмостках. Пусть все увидят изнанку жизни. Пьеса открывается развернутой ремаркой, воспроизводящей подвал, похожий на пещеру. Упоминание последней не случайно. Люди обречены здесь жить какой-то допотопной, доисторической жизнью, вынуждены вести поистине пещерное существование. Далее в этой ремарке упоминаются тяжелые каменные своды, которые словно давят на людей, “желая” их пригнуть, принизить. Я живо представляю себе нары, на которых лежит Сатин, склонный гордиться своими лохмотьями. Я вижу слева маленькую каморку, отгороженную ситцевым пологом, за которым лежит больная, умирающая Анна. Где-то справа другая каморка, принадлежащая вору Ваське Пеплу, имеющему возможность жить отдельно, независимо. В центре за наковальней копошится бывший рабочий Клещ и что-то напряженно чинит своим инструментом. Отчетливо вижу Бубнова, картузника. Перед моим взором предстает Актер, страдающий от алкоголизма; Барон, вечно бранящийся с Настей; Татарин с подвязанной раненой рукой.

Жизнь обездолила всех этих людей. Она лишила их права на работу, как Клеща; на семью, как Настю; на благополучие, как Барона; на профессию, как Актера. Этих людей, которые так любят свободу, жизнь по существу лишила и этого блага. И не случайно ночлежку свою они воспринимают как тюрьму, распевая в своей песне: “Солнце восходит и заходит, а в тюрьме моей темно”. И далее: “Днем и ночью часовые стерегут мое окно”.

В этих условиях ни о какой свободе не может идти речь. Но что это за “часовые”, о которых поется в этой скорбной песне? Здесь содержится намек на хозяев жизни, угнетающих этих обездоленных людей и высасывающих из них последние соки. Таков, например, Михаил Костылев, содержатель ночлежки. В первом действии пьесы, повстречав Клеща, он произносит: “Сколько ты у меня за два-то рубля в месяц места занимаешь? Надо будет накинуть на тебя полтинничек”. И тогда Клещ бросает ему негодующие слова: “Ты петлю на меня накинь, да и задави”.

Горький здесь использует игру слов, опирается на многозначность слова “накинуть”. В этом обмене репликами в Костылеве обнаруживается характер хищника, спрута. Костылев может много рассуждать на религиозные темы, говорить о масле в лампаде и набожно вздыхать. Но вся эта набожность мгновенно улетучивается, когда он оказывается один на один со своей жертвой. Тогда он может неистово топать ногами и истерически кричать: “Поганая нищая шкура. ” Ценность человека для этого мещанина определяется наличием у него собственности, капитала. А раз его нет у его жены, то в ее адрес могут сыпаться подобные оскорбления. Тем более это относится к обитателям ночлежки, у которых часто пятака нет за душой. Поэтому их можно топтать, унижать, гнать. Своей елейной речью и повадками паука-кровопийцы Костылев чем-то напоминает Иудушку Головлева.

Родственна хозяину ночлежки и его жена — жадная, грубая, злобная и жестокая Василиса. Свою озлобленность на мужа она нередко выливает на своего любовника Ваську Пепла, увлекшегося ее сестрой Наташей, и на других ночлежников, которых она люто ненавидит. Достаточно вспомнить, как набрасывается она на гармониста Алешку: “Я тебе сказала, чтобы духу твоего здесь не было”, а, обращаясь к Насте, она вопрошает: “Ты что тут торчишь? Что рожа-то вспухла? Чего стоишь пнем? Мети пол!” Не случайно Буйнов дает ей такую обобщенную характеристику: “Сколько в ней зверства, в бабе этой”. Да, это именно зверства. Об этом же свидетельствуют и поступки Василисы. Из ревности она обваривает кипятком и калечит робкую Наташу, свою сестру, а Ваську Пепла, удачно использовав для расправы над мужем, спроваживает на каторгу. Всех разметала, всем отомстила.

Власть этих хозяев жизни надежно охраняют такие, как полицейский Медведев, обитающий в ночлежке и считающий, что нужно всех и вся бить “для порядку”. Вот они, те часовые, которые денно и нощно стерегут окно той “тюрьмы”, в которой по многим жизненным обстоятельствам оказались заключенными обитатели “дна”.

Но все эти персонажи предстают у Горького не только как жертвы царящей несправедливости, но и как яркие, неповторимые натуры, как люди, способные о чем-то думать, мудро размышлять, мечтать. Так, Актер мечтает о том, чтобы вылечиться от алкоголизма и, может быть, снова вернуться на сцену, где он когда-то так блистал. У него было особое, артистическое имя — Сверчков-Заволжский. Теперь вот, правда, не осталось имени, ныне к нему обращаются только с кличкой Актер, но все равно он мечтает о сценической славе.

Читайте также:
Рассказ Луки про праведную землю. (Анализ эпизода из III акта пьесы М.Горького На дне.): сочинение

Вот и Настя лелеет свою мечту. Ей грезится французский студент по имени Рауль, о котором она прочитала в книжке “Роковая любовь” и которого она страстно любит. Правда, она иногда путает его имя и называет Га-стоном, а тут еще Ба

Клещ смутно надеется вырваться из ночлежки и вновь начать жизнь рабочего человека. Он люто ненавидит праздных ночлежников, называет их рванью и золотой ротой, ему глядеть на них стыдно. Правда, в осуществлении этой мечты серьезной помехой является его больная жена, которая, словно цепями, приковала его к подвалу. Но все-таки он надеется.

Сокровенное желание есть и у Анны, на долю которой выпали бесконечные муки и/страдания. С душевной болью она произносит: “Не помню, когда я сыта была. Над каждым куском хлеба тряслась, всю жизнь мою дрожала. Мучилась. как бы больше другого не съесть. всю жизнь в отрепьях ходила. Всю мою несчастную жизнь”. Тем не менее измученная Анна смутно надеется пожить еще немного, ради чего она готова еще потерпеть.

Васька Пепел мечтает о свободной и раздольной жизни, когда его не будут называть презренной кличкой “Вор”, когда он сможет жениться на Наташе и уехать с нею. Он желает так жить, “чтобы самого себя можно мне было уважать”. Однако в самом его прозвище “Пепел” заключен двойной смысл. С одной стороны, подчеркивается его основательная уже испепелен-ность, а с другой — дается намек на какие-то живые искры, а может быть, и пламя надежды, таящееся под этим пеплом.

Лишь два персонажа, находящиеся в этой ночлежке, явно не склонны о чем-либо мечтать: это Бубнов, подверженный “злющему запою”, и Барон, у которого все осталось в прошлом. Примечательна фамилия это го Барона, который, как и Актер, давно утратил свое имя. В момент особого пьяного возбуждения он неожиданно вспоминает, что дед его звался Густав Дебиль. С одной стороны, это пышная, аристократическая, французских корней фамилия, а с другой — слово, происходящее от французского de bille и рождающее представление о подлинном дебиле, физически и психологически выродившемся субъекте, ставшим сутенером у проститутки.

В эту трагически печальную ночлежку является Лука, он начинает старательно поддерживать мечтания людей “дна”. Он укрепляет веру Анны в благополучную загробную жизнь, поддерживает мечтания Насти о возможной пылкой любви, вселяет в сознание Актера веру в возможность излечения от алкоголизма в бесплатной лечебнице. Он подхватывает слова Пепла о вольной жизни, рассказывает ему о Сибири, где, оказывается, нужны такие люди, как Васька Пепел.

В конце третьего акта Лука незаметно исчезает. И всем незадачливым мечтателям приходится вновь столкнуться с реальной действительностью, безнадежной и беспросветной. Снова нищета, болезни, пьянство, карточные игры, воровство, проституция, безжалостный гнет. И теперь им, поднявшимся на крыльях мечты и словно ударившимся о глухую непробиваемую стену жизни, становится еще тяжелее. Разбиваются их надежды, сердца, трагически завершаются судьбы. Наташе ошпаривают ноги, и она попадает в больницу. Васька Пепел отправляется в Сибирь, но за казенный счет, становясь каторжником. Анна умирает. Клещ примиряется с окружающим его бытом.

Толчок к трагическим развязкам дает пламенная речь Сатина о Человеке, ибо становится невыносимо сопоставлять то, каким человек должен быть, с тем, в какое положение он ныне поставлен. И вот кричит, мечется, бунтует Настя, полная исступленного отчаяния, а Актер отправляется на пустырь, чтобы там “удавиться”.

Конечно, нельзя сказать, что Лука совсем не нужен людям. Его доброта, чуткость как раз таки даже очень нужна, но жалость – никогда. Я вообще считаю, что жалеть человека нельзя. Жалость убивает в нем силу сопротивления всем бедам. Разве легче нам, когда жалеют нас в минуты горя? Конечно, нет. А вот, когда нас поддерживают, говоря, что жизнь продолжается и надо идти вперед во что бы то ни стало, тогда нам легче. И правда, тогда чувствуешь, что вроде бы не все плохо и не все потеряно.

И вот как раз эту философию несет с собой Сатин. Этот человек, может, как и многие герои пьесы, опустился “на дно” жизни. Но в отличие от всех, он не потерял дух борьбы с жизнью. Только он один смог произнести великие слова: “Человек – свободен! Это великолепно! Это звучит…. гордо! Надо уважать человека!”. Прежде всего, надо уважать самого себя и заставить других уважать себя. А сделать это можно только трудом. Человек никогда не должен идти по течению жизни, он должен бороться, “строить” жизнь своими руками. Из идеи Сатина видно, что он идею Луки не примет никогда. А о самом Луке он говорит: “Это мякиш для беззубых”.

Читайте также:
Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе М. Горького «На дне»): сочинение

В речи Сатина вложены слова самого Горького. С его словами я согласен. Естественно, каждый человек имеет право рассуждать так, как он хочет, но его идеи не должны наносить вред другим людям. Я считаю, что идея Луки вредна. Хотя его доброта, чуткость и даже ложь, но только в оправдание или во спасение чего-либо, нужды, но с жалостью согласиться я не могу. Мне кажется, что жестокая, страшная правда, которая не оставляет пустых надежд, может поднять человека на борьбу со всеми, что сковывает его.

Изображение дна в пьесе Горького На дне

Действие драмы «На дне» происходит на рубеже XIX–XX веков. Это время экономического кризиса для России, многие остаются без работы, теряют свой статус, положение в обществе, а некоторые опускаются на «дно» жизни. Горький неслучайно так живописует место, где ютятся его герои. Перед нами грязный подвал, похожий на пещеру: закопченный потолок, тяжелые каменные своды с обвалившейся штукатуркой. И везде вдоль стен – нары. Ужасную картину довершает мебель ночлежки: «большой стол, две скамьи, табурет – все некрашеное и грязное». После таких описаний становится страшно, неужели автор такой видит Россию накануне нового века?

Многообразны представленные в пьесе конфликты: и социально-бытовой, и любовный, и философский. Они разгораются как между героями, принадлежащими к разным общественным сословиям, так и внутри них самих. Действительно, «на дне» люди оказываются, как правило, переживая внутренний социальный конфликт. Горький дает читателю предысторию каждого персонажа. Так, Барон раньше вел интеллектуальную жизнь представителя высшего общества: «Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот… кончено, брат!» Васька Пепел на это отвечает: «Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и все такое…» Наглядно показано, как условно в человеческом мире деление на социальные классы и как легко бывший барин сравнялся в своем положении с шулером Бубновым и вором Васькой Пеплом.

Параллельно с социально-бытовыми конфликтами развиваются и любовные. Здесь на первый план выходят отношения супругов Костылевых и Васьки Пепла с Натальей, сестрой Василисы Карповны Костылевой. С появлением в ночлежки Наташи, Пепел готов обратиться к другой, новой жизни. Ради нее Васька оставляет Василису, в нем остыли чувства к ней. Герой не может врать, быть неискренним. Кульминацией становится сцена, в которой Наташа ошпаривают кипятком, а Васька убивает Костылева. На первый взгляд, победительницей выходит Василиса, отомстившая бывшему любовнику и навредившая сопернице. Кроме того, после гибели мужа она остается полновластной хозяйкой ночлежки. Однако теперь становится совершенно ясно, что в Василисе не осталось ничего человеческого, она никогда не сможет обрести человеческое счастье. И в наших глазах ее падение «на дно» происходит еще более стремительно.

Приход Луки провоцирует созревание философского конфликта в обществе ночлежников. Читатель следит за его развитием по диалогам и монологам действующих лиц. Лука открывает в героях светлые стороны их натуры, побуждает их вспомнить свои мечты. По Луке, «сладкая ложь» нужнее людям, чем «горькая правда». В беседах со странником девушка легкого поведения Настя начинает грезить о чистой любви, Актер всерьез задумывается о возвращении на сцену, Васька Пепел стремится к честному заработку и жизни без обмана. Горький верил в человека, его способность управлять своей судьбой. Герой его пьесы Лука не хочет видеть в ночлежниках жуликов и обманщиков, он их всех уважает, считает, что «ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…» Странник искренне верит в то, что грехами и пороками человек обрастает, когда сама жизнь его «вываливает в грязи». Даже столкнувшись с действительными ворами, Лука не сдает их милиции, так как понимает, что не сладкое житье толкнуло их на этот путь: «Дай хлебца Христа ради! Идем, говорят, не жрамши. Я говорю им: вы бы, лешие, прямо бы хлеба просили. А они мне – надоело, говорят… просишь-просишь, а никто не дает… обидно. Так они у меня всю зиму и жили». Лука от всей души желает своим собеседникам добра, показывает реальные пути к новой, лучшей жизни.

После ухода Луки все происходит вовсе не так, как рассчитывали поверившие в слова странника герои. Потеряв последнюю надежду, Актер кончает жизнь самоубийством, Пепел после убийства Костылева отправляется в Сибирь, только не вольным поселенцем, а каторжником. Однако проповедь старика дала толчок к монологу Сатина. Именно он, как это ни парадоксально, продолжает дело Луки, не дает отчаяться потерявшим веру людям, предлагает им новую «философию жизни», способную поднять людей со «дна».

Читайте также:
Построение романа вокруг образа Ниловны в романе Горького “Мать”: сочинение

Таким образом, социальное понятие «дна» приобретает философский смысл. Горький пытался рассмотреть не только причины социального и нравственного падения людей, но и показать разные пути преодоления людьми отчаяния, духовного запустения и пессимизма.

Люди дна: Характеры и судьбы пьесы На дне Горького

Пьеса Максима Горького “На дне” по сей день вызывает множество дискуссий среди критиков. Даже уже само название пьесы вызывает вопросы у читателей. Что имел автор под “дном”? По замыслу Горького дно-состояние души. Кроме того, это люди, оказавшиеся на дне, то есть на дне социальной лестницы.

Понятно, что герои произведения пребывает в состоянии депрессии, они находятся вне социума. Но каждый из героев старается найти свой путь в жизни, старается взять себя в руки и воплотить свои мечты в реальность.

Первого героя зовут Васька Пепел, ему присуще некое бунтарство в характере, он талантливый вор. Герой Клещ весьма хладнокровно персонаж, ведь он даже не вздохнул, когда в боли и мучениях умирала его дорогая жена Анна. Клещ по профессии слесарь, причем неплохой. Далее следует упомянуть любопытного персонажа Сатина, у него интересный взгляд на жизнь, его ценности отличаются от ценностей обычных людей, но свой потенциал он решил заглушить алкоголем, он беспробудно выпивает. Настя-девушка двадцати пяти лет от роду, радостей в жизни у нее мало, пожалуй самой значимой радостью для нее является роман “Роковая любовь”.

Персонаж Актер так же не брезгует алкоголем. Днями напролёт он только и делает, что пьёт. Его мечтой было стать известным актёром, но личность он слабая, он не хочет решать проблемы, ему гораздо легче выпить. Герой даже гордится своим положением. Странник Лука пытался воодущевить героя, но это ему не помогло, он в итоге повесился, не найдя в себе силы поверить в свой успех.

Противоречивая личность Настя. Она мечтает о большой и светлой любви, но в то же время торгует своим телом. У читателя возникает сомнение о возможности судить героиню, ведь Настя просто мечтает о пустом.

Странник Лука смог воодушевить каждого героя, ему удалось вселить немного надежды на лучшую жизнь в каждого персонажа. Герои всегда смотрели на Луку с неким удивлением, ведь он всех утешал, всех подбадривал, что необычно для обывателей ночлежки, ведь у них всегда царила злость и жестокость. Читатели не могут относиться к Луке только положительно либо только отрицательно, ведь например ничего плохого нет, в том, чтобы утешить умирающую Анну, но все-таки некоторым героям не помешало бы услышать правду горькую, нежели сладкую ложь.

2 вариант

Одним их жителей ночлежки является Бубнов, который раньше был хозяином одной мастерской. Его бросила супруга и сошлась с мастером. Сейчас герой опустился на самое дно. Ведет себя жестоко и эгоистично по отношению к другим постояльцам.

Настя занимается проституцией, считает, что больше ничего не умеет делать. Настя погружена в свой мир и мечтает о большой и чистой любви. Она очень добрая и верит в свои же сочиненные истории. О своем прошлом она также рассказывала, что ее любимому человеку не разрешили жениться его родители и поэтому Настя решила уйти из его жизни. Также рассказывала и другую версию. Она сожительствует с бароном, но между ними нет никаких связей. Насте приходится терпеть его насмешки все время. Девушка мечтательная, сентиментальная и наивная.

Был дворянином. В своей прошлой жизни он наделал много глупых вещей, и именно поэтому он стал обладателем ночлега. Он растрачивал свои денежные средства, затем принялся за казенные, за это его посадили в тюрьму. Он образованный и весьма неплохой человек, хоть и со своими замашками барина. Не может смириться со своей прежней жизнью и поэтому подсел на стакан. Но и сам ничего не предпринимает, чтобы хоть как-то изменить свою жизнь.

Мужчина, в прошлом работал в театре, играл в спектаклях. Живя в ночлежке тоже пьянствует, считает, что именно алкоголь и погубил его. Актер так пьет, что от этого ухудшилась его память, порой не может вспомнить даже как его зовут, хотя раньше знал все произведения наизусть. Хочет вернуть свою прежнюю жизнь.

Родилась в простой семье, которая была бедна. Сейчас она проживает вместе со своим мужем в ночлежке. Анна постепенно угасает, она больна. Ее муж постоянно над ней издевался и бил ее, поэтому она и заболела. Она прикована к кровати и ничего не ест. Муж и сейчас продолжает над ней издеваться. Сама анна добродушная и не злопамятная женщина. Проживя тридцать лет в муках и страданиях, умерла от болезни.

Читайте также:
Роль и значение романа Мать: сочинение

Является мужем Анны и работает слесарем. Клеш трудолюбив, работает он с самого детства. Он не любит людей таких людей, которые получают деньги обманным путем. Он долго не мог смириться со своей нынешней жизнью. Пытается вырваться из нее, но у него не получается. Ему пришлось продать свои инструменты, чтобы похоронить свою жену. Теперь у мужчины нет работы.

Он был хорошим человеком, трудолюбивым. Образованный и прямолинейный. Он сидел в тюрьме за убийство. Он заступился за свою сестру. В тюрьме научился играть в карты. Затем начал пить и так его жизнь пошла по наклонной вниз. Сатин не хочет изменить и благоустроить свою жизнь. Считает, что нужно просто жить и не стремиться ни к чему.

Характеры и судьбы

Персонажи пьесы Горького «На дне» падшие люди и изгои, они презирают и ненавидят хозяев жизни. Автор пьесы показал читателям, что кроме богатой сытой жизни, есть еще другая сторона-сторона бедности и страданий и полной нищеты. В этой пьесе люди «дна», которых опровергли когда-то. Живут они в страшном месте-в подвале с обрушенными стенами и потолком.

Почему же герой произведения оказались на дне??

Одним из героев является Актер. Дошел он до такой нищей жизни, так как начал злоупотреблять алкоголем. Васька по кличке Пепел сидел уже сидел немалый срок, отец его-вор и постоянно обитал в тюрьме, вот и сын пошел по его стопам. Бубнов потерял свою мастерскую, так как жена ему изменила, и затем скатился до такой ужасной жизни. Следующий персонаж Сатин, был раньше телеграфистом. Отсидел приличный срок, так как убил человека, который оскорбил его сестру.

И все находящиеся люди на этой ночлежке винят в своей жизни не себя, а обстоятельства жизни. Даже если бы их не настигли такие обстоятельства и трудности жизни, с которыми они якобы не смогли справиться, они бы все равно оказались в таком «дне». Ведь даже Бубнов говорил, что все равно пропил бы мастерскую. И потерю мастерской он аргументирует тем, что жена завела любовника, изменяла ему, а все это документально было оформлено на супругу.

А ведь Барон мог бы исправить все свои дела другим путем, не красть казенные деньги, а вложить свои деньги, которые у него имелись. А Сатин мог бы не убивать обидчика своей сестры, а проучить его как-то по-другому.

В всех этих людей нет будущего, но они бы могли не попасть в такую жизнь. Все обитатели жизни «на дне» теперь утешают себя мечтами и воспоминаниями о прошлой хорошей жизни. Они живут в иллюзиях. Например, Барон, Бубнов и Актер вспоминают свое безвозвратное прошлое. Проститутка по имени Настя мечтает о большой и светлой любви. Слесарь, по кличке Клещ, всегда говорит, что может выбраться отсюда, когда умрет жена, что он рабочий человек. Но после ее смерти вместе с другими обитателям запел «Я и так не убегу», в принципе, как и все остальные персонажи произведения. Актер верит, что к нему вернется сила, память и его талант. Анна мечтает о загробной жизни и о том, что наконец-то она будет в покое. Пепел мечтает уехать и вместе со своей любимой девушкой начать все с чистого листа. А странник Лука поддерживает все эти иллюзии, он что-то вроде проповедника и всех утешает.

И все эти нищие униженны люди ведут споры между собой. Они спорят о труде, счастье, таланте, законах. Где же пути спасения всех этих людей и смогут ли они отсюда выбраться? Люди смогут подняться на поверхность и выйти с этого дна, когда наконец-то начнут уважать себя и когда будут достойными называться людьми. Ведь звание человека нужно заслужить.

Также читают:

Картинка к сочинению Люди дна: Характеры и судьбы пьесы На дне

Популярные сегодня темы

У каждого из нас есть своя любимая вещь. У кого-то это велосипед, у кого-то – компьютер. Моя любимая вещь – книга.

Людям свойственна тяга к объединению, к зависимости от мнения других людей. Именно поэтому политические силы часто формируют из людей толпы. Конечно, толпа в некотором смысле трудно управляется

Читайте также:
Слово в ранних произведениях М. Горького: сочинение

Глуповцы символизируют русский народ. В произведении представлены настолько глупыми, что об их глупостях создаются истории и легенды. Любой, кто бы мог стать их правителем, пытается избежать этой участи

Манилов и Чичиков в легендарном произведении российского автора схожи прежде всего внешне. Более того, своим поведением Чичиков схож с многими помещиками и не заметить этого, читая произведение, просто невозможно

Роман-эпопея переполнен глубокими мыслями, анализом различных жизненных ситуаций, поиском себя и своего места в этом большом мире, разнообразными отношениями, благородством и пороками

«Дно жизни» трагический образ пьесы А. М.Горького «На дне»

Сочинения по русскому языку и литературе

Голосуйте за сочинение

В 1902 году для труппы Московского Художественного общедоступного театра Максим Горький написал пьесу «На дне». Долгое время писатель не мог подобрать точного названия пьесе. Первое название пьесы было «Ночлежка», потом переименовал на «Без солнца», и, наконец, окончательно автор назвал пьесу «На дне».

Само по себе название пьесы уже несет в себе огромный смысл. Люди, попавшие на дно, никогда не смогут подняться наверх — к свету, к другой, новой жизни. В русской литературе тема оскорбленных и униженных не нова. Можно вспомнить и героев Достоевского, которым «уже некуда больше идти». Очень похожи между собой герои Горького и Достоевского: все тот же мир воров, пьяниц, сутенеров и проституток. Только Горький показал его еще более реалистично и страшно.

Впервые Горький в своей пьесе показал незнакомый для многих мир отверженных. Мировая драматургия еще не видела такой беспощадной, суровой правды о беспросветной участи социальных низов. Под крышей костылевской ночлежки оказались люди разного социального положения и самых разных характеров. У каждого из них свои индивидуальные черты.

Здесь собрались и мечтающий о честном труде Клещ, и жаждущий правильной жизни Пепел, и страстно стремящаяся к настоящей, большой любви Настя, и поглощенный воспоминаниями о своей былой славе Актер. Они все достойны лучшей судьбы и участи, и поэтому настолько трагично их настоящее положение. Люди, которые живут в этом похожем на пещеру подвале стали жертвами жестоких и уродливых порядков, при которых человек обречен на жалкое существование и по сути своей перестает быть человеком.

Хоть писатель и не дает биографии героев в подробном изложении, но даже те немногие воспроизведенные их черты, замечательно раскрывают замысел автора. Всего несколькими словами показан весь трагизм судьбы Анны: «Не помню, когда я сыта была…Над каждым куском хлеба тряслась…Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…». О безысходной своей участи вздыхает рабочий Клещ:«Работы нет… силы нет… Вот — правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!»

В силу условий, царящих в обществе, обитатели «дна» выброшены из жизни. Здесь каждый человек предоставлен самому себе. Если он выбился из колеи, споткнулся, ему грозит нравственная, а зачастую и физическая погибель, ему грозит «дно». Покончил с собой Актер, умерла Анна, да и остальные изуродованы, измотаны жизнью до последнего предела.

Волчьи законы «дна» действуют в этом страшном мире отверженных. Отвратителен один из «хозяев жизни», содержатель ночлежки Костылев, который готов выжать последнюю копейку у своих обездоленных и несчастных постояльцев. Под стать ему и его жена Василиса, отвратительная в своей безнравственности.

Особенно очевидной становится страшная участь обитателей ночлежки, если ее сопоставить с тем, каким призван быть человек. Под угрюмыми и темными сводами ночлежки, среди искалеченных и жалких, бездомных и несчастных бродяг торжественным гимном звучат слова о человеке, о его красоте, призвании и силе: «Человек — вот правда! Все — в человеке, все — для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит — гордо!»

Еще резче оттеняют картину действительного положения человека, которую нарисовал писатель, от высоких слов о том, каким может быть и должен быть человек. В этом контрасте заложен особый смысл.

Несколько неестественно звучит пламенный монолог Сатина о человеке, в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как повесился Актер, ушел Лука, посажен в тюрьму Васька Пепел. Сам Максим Горький чувствовал это и объяснял, что в пьесе необходим резонер (выразитель мыслей автора). Но героев пьесы, изображенных писателем, трудно представить выразителями каких-либо или чьих-либо идей вообще. Поэтому свои мысли Горький вкладывает в уста Сатина, самого справедливого и свободолюбивого персонажа.

Похожие сочинения

  • Сочинение на тему: «Поиски и находки поэтов Серебряного века» В истории русской культуры можно выделить два особенно важных периода, которые дали мировому искусству огромное […]
  • Сочинение на тему: «Красота России, ее полей и лесов, ее туманных омутов… (Ю. Куранов)» «Я люблю, когда сеном пахнет, Когда меркнут закрайки зари, И река с берегами распахнутыми Теплым ветром со мной […]
  • Сочинение на тему «Сходства и различия с лирике Тютчева и Фета» Девятнадцатый век подарил человечеству бесценные духовные сокровища. Среди замечательных писателей и поэтов этого […]
  • Сочинение на тему: «Мифологические мотивы в повести А. и Б. Стругацких «Понедельник начинается в субботу» На протяжении всего своего существования литература всегда соотносилась с мифологическим наследием древности и […]
  • Сочинение по по роману Шолохова «Тихий Дон»: утверждение вечных ценностей дома, труда, любви. «Тихий Дон» — роман-эпопея пера Михаила Шолохова. Михаил Александрович в своем произведении знакомит нас с донской […]
  • Сочинение на тему «Поиск истины и смысла жизни героев романтических произведений М.Горького» Герои романтических произведений М.Горького служат убедительной иллюстрацией поиска истины и смысла жизни. Каждый […]
Читайте также:
Как думают и говорят «дети солнца» (по пьесе М. Горького «Дети солнца»): сочинение

Изображение правды жизни в пьесе М. Горького «На дне».

Автор в пьесе показывает читателям три смысла жизни, три правды – Бубнова, Луки и Сатина. Первый герой верит в то, что судьбу нельзя изменить. Практически все его высказывания принижают личность. Для него человек – это пустое место: «Все люди на земле – лишние..». Он не может сострадать кому-то. Эпизод с умирающей Анной подтверждает это, когда женщина попросила его не шуметь, то герой лишь огрызнулся. Бубнов привык говорить правду. По его мнению, лишь потеряв всё, можно показать своё истинное лицо. Сам по себе герой эгоистичен и жалок. Для него нет никакого смысла жизни. Есть только запланированное свыше течение всех событий.

Совсем другая правда жизни у Луки. Для героя самое главное – это вера. Вера в человека и в его способности. Он находит добрые слова и утешения для каждого. Анне обещает счастливую загробную жизнь, Настю поддерживает в любовных чувствах, а Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице, где могут вылечить алкоголизм. Пересказывая историю о праведной земле, Лука вселяет надежду ночлежникам. Они чувствуют, что могут что-то изменить, но без помощи героя эти «лишние» люди просто ломаются. В отличие от Бубнова, Лука верит в человека. По его мнению, доброта и забота способны поменять чью-то жизнь.

А вот Сатин уверен в то, что человеку не стоит давать мнимую надежду, как это делал Лука. Он убежден, что лишь уважение может что-то изменить. Смысл жизни для него – это правда: «Правда – бог свободного человека!». Для героя личность имеет значение. Именно поэтому он и говорит о человеке с большой буквы. Сам по себе Сатин апатичен. Несмотря на то, что герой наделен умом, он отказывается что-либо делать. Его главное кредо – «ничегонеделание».

Таким образом мы видим три смысла жизни: у Луки – вера, у Сатина – правда, у Бубнова – слепое следование воле судьбы. Горький предлагает читателю сравнить эти жизненные ориентиры и выбрать свой.

22. Тема любви в рассказах И.А. Бунина «Холодная осень» и «Темные аллеи».

По мнению Ивана Алексеевича, любовь — самая главная, а, может быть, единственная ценность в жизни человека. Она — не только безмерная радость, но и горе, огромная боль. Однако без любви жизнь человека — это «холодная ранняя осень», бесцельное увядание и смерть.

В рассказе «Холодная осень» любовь представлена единственной истинной ценностью, тем чувством, что причиняет невыносимую боль, но и дает стимул жить, дарит надежду на счастье. Героине пришлось выживать, не брезгуя самой черной работой. Она скиталась по всему миру, зарабатывая на жизнь себе и маленькой девочке, которая осталась у нее на руках. Но и не это самое страшное в судьбе героини рассказа. Самое печальное то, что она осталась совершенно одна, совершенно одинокой. Даже эта девочка «давно выросла, осталась в Париже, стала совсем француженкой, очень миленькой и совершенно равнодушной ко мне…» Героиня потеряла все — любимого, родителей, родину. Под конец жизни она осознала, что все, все без исключения, в ее жизни было не столь уж важным и ценным. В душе героини сохранилась лишь одна, истинная, ценность — любовь к убитому жениху, память о нем и надежда на скорую встречу с ним, уже в другом мире: «Я пожила, порадовалась, теперь уже скоро приду».

Цикл «Темные аллеи» по мнению автора «самый совершенный по мастерству». Основной темой цикла становится снова тема любви, но это не просто любовь, а любовь, раскрывающая самые потайные уголки человеческой души, призрачное счастье, к которому все стремятся, но часто упускают. Герои произведений писателя обостренно чувствуют прекрасное, но никогда при этом не вступают в борьбу за него. Философия бунинских героев основана на ощущении невозможности изменить что-либо в жизни, а потому они лишь жадно ловят мгновения счастья, страдают, если оно проходит мимо, но никогда за него не борются. По мысли писателя, человечеству отпущено лишь ограниченное количество счастья, а потому то, что дается одному, отнимается у другого.

Читайте также:
Хозяева: сочинение

Одиночество становится неизбежным уделом человека, не сумевшего разглядеть в другом близкую душу. Только любовь дает счастье духовного общения.

В свойственной ему манере Бунин всегда находит нужные, подходящие слова для описания даже самых низменных человеческих инстинктов. Он никогда не опускается до пошлости, ибо считает ее недопустимой. Но, как истинный мастер Слова, всегда точно передает все оттенки чувств и переживаний. Он не обходит стороной никакие стороны человеческого существования, у него не встретишь ханжеского умалчивания каких-то тем. Любовь для писателя — чувство вполне земное, реальное, ощутимое. Духовность неотделима от физической природы человеческого влечения друг к другу.

Социальный статус перестает иметь значение, когда в дело вступают чувства. В сборнике «Темные аллеи» нет ни одного рассказа, где любовь завершилась бы браком. Любовь для Бунина — величайшее счастье, дарованное человеку. Но над ней вечно висит вечный рок. Любовь всегда связана с трагизмом, счастливого финала у настоящей любви не бывает, потому что за мгновения счастья человеку приходится платить. Одиночество становится неизбежным уделом человека, не сумевшего разглядеть в другом близкую душу. Только любовь дает счастье духовного общения.

Он изображает любовь на ее пике, но никогда — при угасании, поскольку угасания нет в его рассказах. Лишь мгновенное исчезновение яркого пламени волею обстоятельств. «Темные аллеи» — это «философия любви».

Книга «Темные аллеи» стала неотъемлемой частью не только русской, но и мировой литературы, посвященной вечной, нестареющей теме любви

23. Чистая возвышенная любовь в повести А.И. Куприна «Гранатовый браслет».

В рассказе Гранатовый браслет Куприн со всей силой своего мастерства развивает идею о настоящей любви. Он утверждает, что никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться. Только тогда любовь можно будет назвать настоящим чувством, до конца истинным и нравственным. Такими чувствами он наделяет своего главного героя, бедного застенчивого чиновника Желткова, который полюбил княгиню Веру Николаевну Шеину, жену предводителя дворянства Василия Шеина. Он считал ее не доступной и потом даже не пытался встретиться с ней. Желтков писал ей письма, собирал ее забытые вещи и наблюдал за ней на разных выставках и собраниях. И вот, через восемь лет после того как Желтков первый раз увидел и полюбил Веру, он присылает ей подарок с письмом, в котором он преподносит гранатовый браслет и приклоняется перед ней. У Желткова не было цели в жизни, его ничего не интересовало, он не ходил в театры, не читал книги, он жил только любовью к Вере. Она была единственной радостью в жизни, единственным утешением, единой мыслью. Он любят бескорыстно, забывая себя.

Идеалом Куприна является любовь бескорыстная, само отверженная, не ждущая награды, та, за которую можно и жизнь отдать, и что угодно вынести. Именно такой любовью, которая бывает раз в тысячу лет, любил Желтков. Это было его потребностью, смыслом жизни, и это он доказал: Ни жалобы, ни упрека, ни боли самолюбия я не знал, я перед тобою одна молитва: Да святится имя Твое.

24. Тема гражданской войны в рассказе Шолохова «Родинка».

Тема рассказа – гражданская война на Дону – показана как великая трагедия, уносящая жизни обеих противоборствующих сторон.

Михаил Шолохов показывает читателю как бы ни были противоположны военные силы казаков, движимые определенными историческими причинами, они едины в одном. Все устали от бесконечной дурной междоусобной вражды и это есть психологический результат гражданской бойни. Итог этой войны — самоистребление нации, когда в ослеплении лютой злобы отец идет на сына, брат на брата, друг на прежнего друга, и это страшное бессмысленное побоище не дает ничего, кроме накала ненависти, горя и крови.

В центре два действующих лица, олицетворяющих разные политические силы – 18-летний командир красного эскадрона донских казаков Николка Кошевой и антипод Николки яростный, заматерелый в убийствах атаман. в конце рассказа он убьет Николку как своего лютого врага, но увидев на ноге родинку с голубиное яйцо, понял что убил родного сына. «…. К груди прижимая, поцеловал атаман стынущие руки сына и, стиснув зубами запотевшую сталь маузера, выстрелил себе в рот…» Злой и трагической иронией обернулись родинки отца и сына. Не счастье они принесли, а горе.

Читайте также:
«Несвоевременные мысли» М. Горького: сочинение

Краткое содержание рассказа Горького «В людях»

Среди череды бесчисленных глав и событий порой бывает трудно выделить то единственное, ради чего было написано произведение. Не все до конца понимают, что диалоги, персонажи и события, пусть и являясь ключевыми факторами в повествовании, сами по себе не могут быть ответом на вопрос: «О чем было это произведение?».

Особенно это актуально в творениях известного российского писателя Максима Горькова, не даром его рассказы и повести изучаются исключительно в старших классах. Повесть «В людях» не является исключением из этого списка.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Разбор этого произведения вызывает у многих людей сложности, и порой им становится весьма затруднительно объяснить: «А о чем, собственно, был этот рассказ?».

Само произведение «В людях» на протяжении всех глав рассказывает о судьбе рано осиротевшего ребенка, что вынужден был все свое детство работать «в людях» вдали от дома и семьи. Ему то и дело приходилось выполнять самую грязную и трудную работу, чтобы хоть как-то себя прокормить.

Много грязи и несправедливости мира видел он на своем пути, и только книги, что читал он в редкие минуты досуга, способны были спасти его от мрачности происходящего вокруг и раз от раза давать силы просыпаться каждым новым утром.

Конец этой повести открыт, но дает надежду на лучшее будущее: после долгих скитаний Алеша решает выбраться из окружающего его «болота» и принимает судьбоносное решение поступать в институт в большом городе.

О чем же это произведение рассказывает между строк? Тем, на самом деле, довольно много, но ярко выделяется ряд основных. Во-первых, это, конечно, тема глубокой испорченности общества той эпохи. Об этом говорят многие эпизоды в жизни сироты. Это и воспоминания о казаке, что обманом выманил некую женщину из дома, после чего жестоко избил и изнасиловал ее. Это и рассказы о семье хозяина, в доме которого работал Алеша.

Рассказы о мужчинах и женщинах, что чахли от скуки и единственной целью которых была еда и сон. Будучи ребенком, Алеша был едва ли не единственным умеющим читать персонажем. Маленький ребенок оглядывался вокруг, но видел только полу людей со сгнившими душами, способными лишь на насилие, обман и предательство. Редкие встречи Алеши с действительно хорошими людьми были крайне редки.

Вторая тема плавно вытекает из первой: тема раннего взросления детей и их морального воспитания. Максим Горький неоднократно подчеркивал, что в свои 13-15 лет главный герой чувствовал себя едва ли не дряблым стариком, уставшим от жизни. В тех условиях жизни, в которых оказывались бедные дети, они не имели никакого шанса оставаться детьми.

Они взрослели слишком быстро, становились умны и печальны не по годам. Но Автор сохраняет и некий оптимизм. На примере главного героя он показывает, что такие тяжелые условия жизни для сильных людей становятся не только не губительными, но и спасают их. Ведь трудности только закалили душу и характер Алеши, сделали его по-настоящему сильным и добрым человеком, способным преодолеть любые тяготы жизни.

Третьей темой является тема роли книги в жизни ребенка. Подумайте, что все эти годы держало Алешу на плаву? Не давало сдаться, заставляло идти вперед, делало его действительно мудрым в своих мыслях и решениях и помогло в итоге не слиться с увядающей толпой? Помогло выбраться из порочного круга? Да, это были книги. Книги, в которых герои были храбры и умны, были правильным примером для Алеши. Книги, которые учили его думать, дали возможность поступить в институт. Они сыграли действительно огромную роль в жизни Алеши.

Так о чем же повесть М. Горького «В людях»? Оно об обнищании и уродстве общества, что в скуке и необразованности потеряло человеческий вид. Оно о раннем взрослении детей, что сталкиваются с недетскими трудностями и о моральном воспитании таких детей. В конце концов, оно о неоценимом вкладе книг в жизнь и совершенствование не только ребенка, но каждого отдельного человека.

Анализ повести В людях Горького

Повесть «В людях» является второй книгой в трилогии. Была написана Максимом Горьким в 1916 году. Данное произведение является автобиографичным, в нем ведется рассказ об отрочестве и взрослении будущего писателя.

Читайте также:
Революционный романтизм М. Горького: сочинение

Название повести было дано не случайно, ведь «выйти в люди» означает начало самостоятельной жизни, в которой ты не зависишь ни от кого, а деньги на свое существование приходится зарабатываться самому. Главный герой, Алеша Пешков, является сиротой, что после смерти родителей остался жизнь со своими дедушкой и бабушкой. И если отношения с бабушкой складывались хорошо, то дедушка держал внука «в ежовых рукавицах», поэтому, как только мальчик немного подрос, девушка отказался дальше кормить его, заставив самого зарабатывать на хлеб.

Так и начался длинный путь главного героя. Алеша прошел через многое, сменяя рабочие места, коллег и виды деятельности. За весь проделанный путь он видел много человеческих пороков, жестокость, пьянство, подлость, разврат. Свободное от работы время он проводил за книгами, и видя реальный мир не понимал, почему в книгах люди другие? Благородные и добрые герои книг в воображении сменялись пьяницами в реальности.

Главная мысль повести заключается в том, чтобы пройти через все сложности и остаться самими собой, не позволить окружающий мир себя испортить.

Основными героями произведения являются Акулина Ивановна, бабушка мальчика, и Василий Васильевич Каширин, дедушка.

Акулина Ивановна, женщина с добрым сердцем. Она становится заменой матери для Алеши, часто спасая от горячей руки деда, также, пока никто не видит, балует его. Именно она повлияла на характер и мировоззрение мальчика.

Василий Васильевич же, наоборот, является скупым и суровым человеком, который строго относится к воспитанию мальчика, часто сечет его, но также избивает и старушку. Несмотря на частые наказания и некоторые пороки деда, что он часто демонстрирует, Алеша считает своего дедушку умным, и спустя время они находят общий язык. Что бы не происходило между героями, Алеша в глубине души знает, что это если станет сложно, всегда можно вернуться в их дом.

Повесть начинается с описания первой работы Алексея, с обувной мастерской, в которой он больше делал работу по дому, чем выполнял свои прямые обязанности. На протяжении всего произведения Алеша сменяет работы, после обувной мастерской, он успевает заработать на жизнь ловлей птиц, побыть мойщиком на пароходе, окунуться в атмосферу в иконописной мастерской, и в конце концов вернуться к прежнему хозяину, став «десятником», человеком, который контролирует работу рабочих.

Алексей по ходу взросления анализирует свою жизнь, и задумывается о том, как она может продолжиться. Смотрит на «провинциальное болото», на живущих тут людей и на их пороки, и понимает, что если он сейчас не покинет его, то через некоторое время станет похожим на других людей. С этим ему помогает знакомый гимназист, увозя мальчика в Казань, чтобы тот смог поступить в университет. Таким образом и заканчивается данная часть истории, давая путь чему-то новому, и более значимому в его жизни.

Максим Горький демонстрирует реальную жизнь и быт такими, какие они есть. Писатель показывает, как мальчик противится миру, пытаясь сохранить в себе честность и добро. Он отмечает, как мальчик и его сверстники стараются бороться с плохими сторонами людей, всеми силами стремясь к справедливости. Писатель в повести показал конфликт человека и эпохи, проблему, которая стала основополагающей в произведениях автора.

Анализ произведения В людях

Несколько интересных сочинений

В рассказе Толстого «Кавказский пленник» мы видим два противоположных образа военных: Жилина и Костылина. Это офицеры, которые несут службу на Кавказе. Автор усиливает контраст между героями с помощью экстремальной ситуации

Произведение «Чучело» написано русским и советским писателем Владимиром Железняковым. Оно относится к жанру повести. Анализ данной повести представлен в этой статье.

Митраша это главный герой произведения Пришвина «Кладовая Солнца». Ему десять лет

В разделе собраны сочинения по фотографиям. Выберите фото:

Сюжет романа «Обломов» повествует о тяжёлом времени, когда былые традиции домостроя устарели, а их место заняли практичность и находчивость. Не каждому человеку оказалось под силу смириться со столь

Человек в творчестве Горького – сочинение (11 класс)

Горький как автор всегда старался поговорить с читателем о различных темах, но они все, так или иначе, касались человека или человеческой личности. Он говорил о том, что быть человеком довольно непростая задача, выполнить которую под силу далеко не каждому, ведь под человеком он подразумевал гораздо большее, чем просто человеческое существо. В то интересное время, в которое он жил, он мог почерпнуть достаточно большое количество вдохновения из окружающей обстановки, ведь именно в его время как раз нахватало настоящих людей, которым присущи самые лучшие и хороши черты характера из всех возможных. Примером послужит его творчество и то, как он описывает человека в своём творчестве.

Читайте также:
Характеристика образа Актера: сочинение

В его творчестве человек для него скорее как нечто возвышенное и доведённое до идеала постоянной работой над собой, и постоянной работой над своей личностью, которая и создаёт из ещё неокрепшей личности настоящего человека, который с уверенностью может причислить себя к людям, но не к людям которые таковы от рождения, а к людям, которые подкрепило своё право называть людьми действиями, а не просто разговорами. Для автора человек это скорее нечто более возвышенное, некий идеал, и потому отнюдь не каждый человек имеет право называть себя таковым, ведь настоящего человека отличает скромность и упорство, которых многим в то время недоставало, впрочем, как и сейчас.

Горький называл своё время настоящим кризисом правильных людей, ведь в его время практически не наблюдалось людей, которые бы подходили под его строгие требования к человеческой личности, и потому он начал создавать эти самые образы в своих произведениях, дабы донести до общества правильную модель поведения, и дать понять людям, к чему всё-таки необходимо стремиться и почему. Через его произведения читатели могли научиться настоящей человечности, которой никак нельзя купить или получить за что-то, лишь упорный труд позволить научиться искусству бытья человеком. Именно данную мысль выражает автор во множестве своих произведений. На протяжении всего своего творчества он пытается донести данную мысль до своих читателей, что у него в итоге и получается, потому как многие люди, прочитавшие его произведения, всё-таки меняют своё мировоззрение.

Таким образом, мы видим, что человек в творчестве Горького, это некий идеал личности, к которому необходимо стремиться.

2 вариант

Множество авторов в своих произведениях, так или иначе, задевали темы человеческой личности, и сосуществования этой личности со всем окружающим её миром. Таким образом, автор выстраивает некое произведение рассуждение, в котором и, собственно, рассуждает над темой человека. Одним из таких авторов и был Горький. Горький как автор всегда старался обсудить со своим читателем те проблемы, которые являлись для того общество, и для нашего общества некоторыми моментами актуальными. Таким образом, автор был довольно востребован у масс, так как произведения подобного рода всегда пользовались популярностью и востребованностью. И, конечно же, центральной темой в произведениях Горького являлся человек.

Человек в произведениях представал перед читателем как некий центр всеобщего познания и исследования. То есть, Горький представлял человека как некий субъект познания, который должен постоянно совершенствовать своё я, и искать новые объекты познания. Изучения окружения было для Горького одним из важнейших качеств, которые, по его мнению, должны присутствовать в настоящем человеке. Человек, по его мнению, существо которое в своём ДНК имеет тягу к познанию, тягу к изучению, которую он постоянно должен утолять, или же это приведёт его к довольно неприятным последствиям, одним из которых является моральное разложение личности и деградация.

Конечно же, для Горького человек также имел немалое количество других смыслов, которые так или иначе играли огромное значение в формировании его картины восприятия мира, которую он также описывал во множестве своих, не без доли философской лирики, размышлений. В его произведениях читатель может ознакомиться с его уникальным видением мира, и тем самым определить для себя, близка ли ему философия, которую ему предлагает Горький, или интересна ли ему эта точка зрения. Дав своему читателю пищу для размышлений, автор в произведении оставляет несколько места для создания некоего рассуждения читателя, дабы он мог поразмыслить над тезисом который ему предлагает автор, и, конечно же, подчеркнуть для себя интересные и полезные моменты, из которых он мог бы почерпнуть много нового.

Именно такие произведения писал Горький, и именно таким человек представал в его картине мира, которую автор сам для себя определил, и которой автор сам придерживался.

Человек в творчестве Горького

Популярные сочинения

Из повести «Станционный смотритель», вошедшей в сборник «Повести Белкина»

Семья имеет первостепенное значение в определении характера и будущего ребенка. Именно в семье закладываются те базовые вещи, которые будут способствовать дальнейшему ходу событий в жизни ребенка

Русский народ много мудрого сказал через пословицы и поговорки. Одна с них говорит, что можно прожить без брата, а без соседа ˗ нет. Это и есть истинна.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: