Как можно понять Горького «слышать и видеть язык»: сочинение

Как можно понять Горького «слышать и видеть язык»

В словах о «гордом человеке» — всего прекрасного на земле, прозвучавших более полувека тому назад, Горький со всей «илой неколебимой веры и убежденности выразил гуманистический смысл «единой темы» своего творчества—»темы воинственной, революционной», полной исторического оптимизма, с ней он пришел в театр.
В начале девятисотых годов Горький испытывает небывалый подъем творческих сил. К драматургии Горький обратился, чтобы «вмешиваться в самую гущу жизни». Писатель охвачен жаждой деяния, у него бунтует «солнце в крови», он убежден — «настало время нужды в героическом», он верит — «новый век — воистину будет веком духовного обновления» людей. Ничто не может помешать Горькому — ни арест, ни ссылка «под надзор». Он пишет и в Петропавловской крепости, и в Арзамасе, и в Нижнем Новгороде — под неусыпным оком полиции. «Я охвачен пламенем! Я хочу работать, хочу — страстно. И что мне министры, прокуроры, приговоры?»

Только что окончив пьесу «Мещане», он спешит сообщить друзьям: «Непременно зимой же буду писать другую. А эта не удастся — десять напишу, но добьюсь, чего хочу! Очень захватила меня эта форма письма».

Начиная с 1901 года до конца своей жизни Горький не оставлял трудного искусства драматурга. За тридцать с лишним лет он написал около двадцати пьес, среди которых — «Мещане», «На дне», «Егор Булычев и другие», «Варвары», «Зыковы», «Враги» и многие другие, каждая по-своему, составили целую эпоху не только в творчестве писателя, но и в истории русского театра.

Собранные воедино пьесы Горького — правдивая драматическая биография времени; ее содержанием явилась история «разрушения личности» мещанина, индивидуалиста и рождение нового сознания, нового психологического типа — «человека миропонимания»,— как называл его Горький. «Мещане» — это не просто дебют Горького, но и дебют нового героя, которого ждала, искала, о котором мечтала свободолюбивая Россия. Герой пьесы Нил знает, что хочет в жизни. Вот что услышал русский читатель и зритель после грустно-лирических монологов чеховских героев о безысходности настоящегои о далеком прекрасном будущем, к которому они не ведали путей. Нил предстал как живое олицетворение будущего, приблизив его, заставив поверить в его реальность. В пьесе идет нравственный суд над мещанством.
В пьесе «На дне», как утверждал автор, его занимали «общефилософские вопросы»: что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука»? Странник Лука появляется в ночлежке в самый разгар спора ее обитателей — Клеща, Бубнова и Васьки Пепла — о совести и чести: нужны ли они людям дна? Лука труслив и осторожен. В опасный момент, когда убивают Костылева, он исчезает, как «исчезают грешники от лица праведных».
Горький создал пьесу широкого эмоционального звучания, сумев передать противоречивую гамму человеческих состояний — от вдохновенных речей Сатина о Человеке до смертного отчаяния Актера.

С убежденностью мыслителя, страстностью гражданина, с вдохновенной одержимостью художника Горький-драматург сокрушал «религию рабов и хозяев», разоблачая ее «по всей длине истории» и утверждая Правду свободного человека, силу его мысли, его разума.

Ранние произведения М. Горького овеяны романтизмом. В них писатель предстает перед нами как романтик. Он выступает один на один с миром, подходит к действительности с позиции своего идеала. Романтический мир героев противостоит реальному.
Большое значение играет пейзаж. Он отражает душевное состояние героев: «…окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море…». Мы видим, что духовный
мир героев находится в конфликте с реальностью. Один из главных героев рассказа Макар считает, что «человек раб – как только родился». Попробуем доказать это или опровергнуть.

Герои Горького – одаренные вольнолюбивцы. Не скрывая темных сторон жизни своих героев, автор опоэтизировал многих из них. Это сильные духом, красивые и гордые люди, у которых «солнце в крови».

Лойко Зобар – молодой цыган. Для него высшей ценностью является свобода, откровенность и доброта: «Он любил только коней и ничего больше, и то недолго – поездит, да и продаст, а деньги, кто хочет, тот и возьми. У него не было заветного
– нужно тебе его сердце, он сам бы вырвал его из груди, да тебе и отдал, только бы тебе от того хорошо было». Радда настолько горда, что ее не может сломить любовь к Лойко: « Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя». Для этих героев характерен пафос свободы. Неразрешимое противоречие между Раддой и Лойко – любовью и гордостью, по мнению Макара Чудры, может разрешиться только смертью. И сами герои отказываются от любви, счастья и предпочитают погибнуть во имя воли и абсолютной свободы.
Макар Чудра, находясь в центре повествования, получает возможность самореализации. Он считает, что гордость и любовь несовместимы. Любовь заставляет смириться и покориться любимому человеку. Макар, говоря о человеке, с его точки зрения,
несвободном, скажет: « Ведома ему воля? Ширь степная понятна? Говор морской волны веселит ему сердце? Он раб – как только родился, и все тут!» По его мнению, человек, рожденный рабом, не способен совершить подвиг. Эта мысль перекликается с заявлением Ужа из «Песни о Соколе». Он сказал: «Рожденный ползать – летать не может». Но с другой стороны, мы видим, что Макар восхищается Лойко и Раддой. Он полагает, что именно так должен воспринимать жизнь настоящий человек, достойный подражания, и что только в такой жизненной позиции можно сохранить собственную свободу.
Читая рассказ, мы видим заинтересованность автора. Он, повествуя нам о Радде и Лойко Зобаре, пытался исследовать их слабые и сильные стороны. И авторское отношение к ним – восхищение их красотой и силой. Конец рассказа, где писатель видит, как « кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой», проявляет его позицию.

Читайте также:
Алеша Пешков - главный герой повести: сочинение

В этом рассказе Горький на примере Лойко Зобара и Радды доказывает, что человек не раб. Они гибнут, отказываясь от любви, счастья. Радда и Лойко жертвуют своей жизнью ради свободы. Именно эту мысль Горький выразил устами Макара Чудры, который свою историю о Лойко и Радде предваряет следующими словами: «Ну, сокол, хочешь скажу одну быль? А ты ее запомни и, — как запомнишь, — век свой будешь свободной птицей». Горький стремится своим произведением взволновать и вдохновить читателя, чтобы он, как и его герои, почувствовал себя «свободной птицей». Гордость делает раба свободным, слабого – сильным. Герои рассказа «Макар Чудра» Лойко и Радда предпочитают смерть несвободной жизни, потому что сами горды и свободны. В рассказе Горький выступил с гимном прекрасному и сильному человеку. Он выдвинул новое мерило ценности человека: его волю к борьбе, активность, способность перестроить жизнь.

Слово в ранних произведениях М. Горького.

Скачать сочинение

Любовь Горького к слову хорошо известна. Он призывал молодых литераторов “слышать и видеть язык”, глубоко продумывать свои произ ведения, с тем чтобы избегать “хлама торопливых и непродуманных слов”. Конечно, говоря о слове, писатель имел в виду не только сами слова, но также словосочетания, предложения и вообще язык.
Как можно понять выражение “слышать и видеть язык”? Попробуем ответить на этот вопрос, анализируя ранние рассказы Горького. Я думаю, что прежде всего он хотел этим сказать, что литературное произведение должно опираться на речь народа. Сам Горький очень широко пользуется оборотами и выражениями народного языка. Создавая образ того или иного героя, автор большое внимание уделяет тому, как этот герой должен говорить, и потому речь старого цыгана Макара Чудры отличается от речи молодого татарина в рассказе “Хан и его сын” или от речи заключенных в рассказе “Зазубрина”. Так, например, Макар Чудра часто прерывает свой рассказ обращением к собеседнику, называя его соколом. “Ты славную долю выбрал себе, сокол”; “вот она какова была Радда, сокол”. В подобном обращении мы видим образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы. Чудра свободно переделывает некоторые географические названия тех мест, по которым кочевали цыгане: “Галичина” — вместо Галиция, “Славония” — вместо Словакия. В рассказе “Хан и его сын” молодой татарин, ханский сын Амалла, по восточной традиции показывая уважение к отцу, обращается к нему “повелитель отец”. Мусульманская вера хана и его сына выражается в том, что они все время взывают к Аллаху. “И мне такое же твердое сердце дай, о Аллах!”
Есть и другая сторона у высказывания Горького о необходимости “слышать и видеть язык”. Литератор должен так писать, чтобы, читая или слушая его,*можно было как бы слышать звуки реального мира, видеть реальные образы окружающей действительности. Именно в этом и заключается для Горького мастерство писателя. Такая объемистость речи достигается ее образностью и точностью определений. Рассказ “Макар Чудра” полон образных сравнений, точно передающих картины мира, чувства и настроения людей. “Улыбка — это целое солнце”; “Лойко стоит в огне костра, как в крови”; “сказала, точно в нас кинула”; “зашатался, как сломанное дерево. ” Точные определения действительно позволяют увидеть живой образ. Описывая дочь Чудры, Нонку, Горький говорит, что на ее лице замерла “надменность царицы”, и мы сразу видим неприступную цыганскую красавицу. Когда мы читаем, как очи Лойко “темнее. смотрят”, мы сразу понимаем, что именно происходит в душе героя.
Особый интерес представляет использование писателем глаголов со значением действия по отношению к неодушевленным предметам. Горький как бы одушевляет их и тем самым изображает природу живой, находящейся в движении. Особенно отчетливо это проявляется в его романтических рассказах. Рассказ “Макар Чудра” начинается с описания природы. Мы видим и слышим, как “мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева — безграничную степь, справа — бесконечное море”, как “темнота степи мертво молчит”, “море шепчется с берегом, и ветер носит его шепот по степи”. В “Старухе Изергиль” как живой описан темный и страшный лес, через который должны были идти люди: “. там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в цепкий ил болота”. В рассказе “Челкаш” “жаркое солнце смотрит в зеленое море”, “суда глубоко вздыхают”, “волны бьются и ропщут”. Приведенные примеры показывают, как можно “слышать язык”. Произведения Горького наполнены звуками. И если в рассказе “Макар Чудра” мы слышим “мертво молчавшую темноту степи”, то в “Чепкаше”, напротив, с самого начала на нас обрушивается лавина самых разнообразных звуков. “Звон якорных цепей, грохот сцеплений вагонов, металлический вопль железных листов, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег”. Звуки, издаваемые предметами, как бы начинают властвовать над людьми, так автор проводит одну из идей данного рассказа. “Созданное ими, — пишет Горький, — поработило и обезличило их”.
Звуки окружающего мира, получившие своеобразное воплощение в языке писателя, напоминают о еще одной черте ранних произведений Горького — их музыкальности. Музыка как бы является фоном для развития повествования. Музыка сопровождает всю историю о судьбе Лойко и Радды. Перед тем как старуха Изергиль начинает рассказывать свои легенды, мы слышим мелодичные песни. “Кто-то играл на скрипке. девушка пела мягким контральто. ” Как только старуха закончила говорить о Ларре, вновь зазвучала музыка. Интересно, как Горький описывает эту музыку: он заставляет не только услышать, но и увидеть ее, достигая с помощью слов эффекта звучания. “Каждый голос женщин звучал совершенно отдельно, все они казались разноцветными ручьями и, точно скатываясь откуда-то сверху по уступам, прыгая и звеня, вливались в густую волну мужских голосов, плавно лившуюся кверху, тонули в ней, вырывались из нее, заглушали ее и снова один за другим взвивались, чистые и сильные, высоко вверх”. Писатель считает, что музыка обладает даже большей выразительностью, чем слово, и иногда, рисуя образ героя, как бы отдает предпочтение музыке. “О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку, как свою душу, знает”. Такое определение — авторская находка, оно красиво и нестандартно.
Не все обороты речи, выбранные Горьким, кажутся мне такими же интересными и удачными. В том же рассказе “Макар Чудра” меня поразило обилие метафор и сравнений, но далеко не все они являются находкой автора. Некоторые из них банальны и затерты, например: “сабля сверкает, как молния”, “скакал так, что земля дрожала”, “пыль взвилась тучей”, “мудр, как старик”, “качается, как ковыль под ветром”. Такие сравнения встречаются часто, и не только в художественных произведениях, но и в обычной разговорной речи. Не совсем удачно словосочетание “аквамариновая” вода моря в рассказе “На соли”, так как аквамарин и есть цвет морской воды. Кажется навязчивым выражение “вырвать из груди сердце”, которое мы встречаем и в “Макаре Чудре”, и в “Старухе Изергиль”, и в “Матери”. Удивляют некоторые повторы как формы, так и содержания, то есть почти одинаковые фрагменты в текстах разных произведений. Так, начало рассказа “На соли” очень напоминает начало рассказа “Емельян Пиляй”. “Рыбак. сплюнул в сторону, посмотрел в голубую даль моря и меланхолически замурлыкал в бороду себе какую-то песню” (“На соли”). “Емельян Пиляй. вздохнул, сплюнул и, повернувшись на спину, посвистывая, стал смотреть на безоблачное, дышавшее зноем небо”. Правда, можно-предположить, что это — особый художественный прием, которым Горький связывает в единое целое два произведения, близких по содержанию (оба рассказа написаны в одном году).
В целом, безусловно, язык горьковских произведений, особенно ранних романтических, необычайно ярок и выразителен.

Читайте также:
Особенности раннего творчества М. Горького: сочинение

4318 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / Разное / Слово в ранних произведениях М. Горького.

Смотрите также по разным произведениям Горького:

Сочинение: Слово в ранних произведениях М. Горького

Слово в ранних произведениях М. Горького

А, и ты иногда страдаешь, что мысль не пошла в слова. Это благородное страдание, мой друг, и дается лишь избранным.

Ф. М. Достоевский. «Подросток»

Любовь Горького к слову хорошо известна. Горький призывал молодых литераторов «слышать и видеть язык», глубоко продумывать свои произведения, с тем чтобы избегать «хлама торопливых и непродуманных слов». Конечно, говоря о слове, Горький имел в виду не только сами слова, но также словосочетания, предложения и вообще язык.

Как можно понять Горького «слышать и видеть язык»? Попробуем ответить на этот вопрос, анализируя ранние рассказы писателя.

Я думаю, что прежде всего Горький хотел этим сказать, что литературное произведение должно опираться на речь народа. Сам Горький в своих произведениях очень широко пользуется оборотами и выражениями народного языка. Создавая образ того или иного героя, Горький большое внимание уделяет тому, как этот герой должен говорить, и потому в его произведениях речь старого цыгана Макара Чудры отличается от речи молодого татарина в рассказе «Хан и его сын» или от речи заключенных в рассказе «Зазубрина».

Так, например, Макар Чудра по цыганской традиции перебивает свой рассказ обращением к собеседнику, называя его соколом: « – Эге! Было, сокол. », « – Вон он какой был, сокол. », « – Вот она какова была Радда, сокол. », «Так-то, сокол. »

В обращении «сокол» мы видим образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы. Чудра свободно переделывает некоторые географические названия тех мест, по которым кочевали цыгане: «Галичина» — вместо Галиция, «Славония» — вместо Словакия. В его рассказе часто повторяется слово «степь», так как степь была основным местом жизни цыган: «Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девушку в степь. », «Ночь светлая, месяц серебром всю степь залила. », «На всю степь гаркнул Лойко. » и др.

В рассказе «Хан и его сын» молодой татарин, ханский сын Амалла, по восточной традиции, показывая уважение к отцу, обращается: «Повелитель отец. »

Мусульманская вера хана и его сына выражается в том, что они все время обращаются к Аллаху. «И мне такое же твердое сердце дай, о Аллах!» Но у высказываний Горького о необходимости «слышать и видеть язык» есть и другая сторона. Литератор должен так писать, чтобы, читая или слушая его, можно было как бы слышать звуки реального мира, видеть реальные образы окружающей действительности. Именно в этом и заключается для Горького мастерство писателя. Такая объемистость речи достигается ее образностью и точностью определений.

Читайте также:
Человек в пьесе М.Горького На дне: сочинение

Рассказ «Макар Чудра» полон образных сравнений, точно передающих картины мира, чувства и настроения людей: «Улыбка — это целое солнце», «Лойко стоит в огне костра, как в крови», «Сказала, точно в нас кинула», «Зашатался, как сломанное дерево. »

Точные определения Горького действительно позволяют увидеть живой образ. Описывая Нонку, Горький говорит, что на ее лице замерла «надменность царицы», и мы сразу видим неприступную цыганскую красавицу. Когда мы читаем, что очи Лойко «темнее. смотрят», мы сразу понимаем, что происходит в душе героя. Особый интерес представляет использование Горьким глаголов со значением действия по отношению к неодушевленным предметам. Горький как бы одушевляет их и тем самым изображает природу живой, находящейся в движении.

Особенно отчетливо это проявляется в его романтических рассказах. Рассказ «Макар Чудра» начинается с описания природы.

Мы видим и слышим, как «осенняя мгла ночи вздрагивает и, пугливо отодвигаясь, открывает безграничную степь», «темнота степи мертво молчит», «море шепчется с берегом, и ветер носит его шепот по степи».

В «Старухе Изергиль» как живой описан темный и страшный лес, через который должны были идти люди: «там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в ил болота. », «когда ветер бил по вершинам деревьев, лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню, а когда грянула гроза, деревья глухо и грозно зашептали. »

В рассказе «Челкаш»: «Жаркое солнце смотрит в зеленое море», «суда глубоко вздыхают», «волны бьются и ропщут».

Приведенные примеры показывают, как можно «слышать язык». Рассказы Горького наполнены звуками. И если в рассказе «Макар Чудра» мы слышим «мертво молчавшую темноту степи», то в рассказе «Челкаш», напротив, с самого начала на нас обрушивается лавина самых разнообразных звуков. Все вступление к рассказу посвящено звукам, шуму. Звуки, издаваемые предметами, звуки человеческой речи как бы начинают властвовать над людьми. «Созданное ими, — пишет Горький, — поработило и обезличило их».

Звуки природы, получившие своеобразное воплощение в языке писателя, напоминают об еще одной черте ранних произведений Горького — их музыкальности. Музыка как бы является фоном для развития повествования. Музыка сопровождает весь рассказ «Макар Чудра» о судьбе Лойко и Радды.

Перед тем как старуха Изергиль начинает рассказывать свои легенды, мы слышим мелодичные песни. «Кто-то играл на скрипке. девушка пела мягким контральто. » Как только старуха закончила свой рассказ о Ларре, вновь зазвучала музыка. Интересно, как Горький описывает эту музыку, он заставляет не только услышать, но и увидеть ее, достигая с помощью слов эффекта звучания.

«Каждый голос женщин звучал совершенно отдельно, все они казались разноцветными ручьями и, точно скатываясь откуда-то сверху по уступам, прыгая и звеня, вливаясь в густую волну мужских голосов, плавно лившуюся кверху, тонули в ней, вырывались из нее, заглушали ее и снова один за другим взвивались, чистые и сильные, высоко вверх». Горький считает, что музыка обладает даже большей выразительностью, чем слово, и иногда, рисуя образ героя, как бы отдает предпочтение музыке.

«О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку как свою душу знает».

Красота Радды — это прекрасная музыка, но совсем другую песню мы слышим в рассказе «Двадцать шесть и одна», это протяжное пение, «жалобно-ласковый мотив которого всегда облегчает тяжесть на душе поющего», «и в любой момент может погаснуть и заглохнуть под тяжелым потолком подвала», «но когда ее подхватывает несколько голосов, она способна раздвинуть серые стены тюрьмы», «она бьется о камни, стонет, плачет и оживляет сердце, тихо щекочущей болью, бередит в нем старые раны и будит тоску».

Необычным является построение некоторых рассказов. Это относится в первую очередь к началу рассказа «Макар Чудра». Начало рассказа построено в форме диалога, но в этом диалоге слышится голос одного человека, и только из реплик этого одного говорящего мы догадываемся о реакции и возможно ответных репликах его собеседника.

« – Учиться и учить, говоришь ты?» — спрашивает Макар Чудра автора в ответ на какую-то его реплику, о которой мы можем только догадываться. Такую форму диалога я не встречала у других писателей. И эти своеобразные формы фраз привлекают внимание.

Но не все обороты речи, выбранные Горьким, кажутся мне такими же интересными и удачными. В том же рассказе «Макар Чудра» меня поразило обилие метафор и сравнений, но далеко не все они являются находкой автора. Некоторые из них банальны и затерты, например: «сабля сверкает, как молния», «скакал так, что земля дрожала», «пыль взвилась тучей», «мудр, как старик», «качается, как ковыль под ветром».

Такие сравнения встречаются часто, и не только в художественных произведениях, но и в обычной разговорной речи.

Не совсем удачно словосочетание «аквамариновая» вода моря, в рассказе «На соли», так как аквамарин и есть цвет морской воды (аква – вода, марина – морская).

Кажется навязчивым выражение «вырвать из груди сердце», которое мы встречаем и в «Макаре Чудре», и в «Старухе Изергиль», и в «Матери».

Читайте также:
Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького На дне?: сочинение

Удивляют некоторые повторы как формы, так и содержания, то есть почти одинаковые фрагменты в текстах разных произведений.

Так, начало рассказа «На соли», очень напоминает начало рассказа «Емельян Пиляй»:

«Рыбак. сплюнул в сторону, посмотрел в голубую даль моря и меланхолически замурлыкал в бороду себе какую-то песню» («На соли»).

«Емельян Пиляй. вздохнул, сплюнул и, повернувшись на спину, посвистывая, стал смотреть на безоблачное, дышавшее зноем небо» («Емильян Пиляй»).

Правда, можно предположить, что это — особый художественный прием, которым Горький связывает в единое целое два рассказа, близких по содержанию (оба рассказа написаны в одном году).

Сочинение: Слово в ранних произведениях М. Горького

А, и ты иногда страдаешь, что мысль не пошла в слова. Это благородное страдание, мой друг, и дается лишь избранным.

Ф. М. Достоевский. «Подросток»

Любовь Горького к слову хорошо известна. Горький призывал молодых литераторов «слышать и видеть язык», глубоко продумывать свои произведения, с тем чтобы избегать «хлама торопливых и непродуманных слов». Конечно, говоря о слове, Горький имел в виду не только сами слова, но также словосочетания, предложения и вообще язык.

Как можно понять Горького «слышать и видеть язык»? Попробуем ответить на этот вопрос, анализируя ранние рассказы писателя.

Я думаю, что прежде всего Горький хотел этим сказать, что литературное произведение должно опираться на речь народа. Сам Горький в своих произведениях очень широко пользуется оборотами и выражениями народного языка. Создавая образ того или иного героя, Горький большое внимание уделяет тому, как этот герой должен говорить, и потому в его произведениях речь старого цыгана Макара Чудры отличается от речи молодого татарина в рассказе «Хан и его сын» или от речи заключенных в рассказе «Зазубрина».

Так, например, Макар Чудра по цыганской традиции перебивает свой рассказ обращением к собеседнику, называя его соколом: « — Эге! Было, сокол. », « — Вон он какой был, сокол. », « — Вот она какова была Радда, сокол. », «Так-то, сокол. »

В обращении «сокол» мы видим образ, близкий цыганскому духу, образ свободной и смелой птицы. Чудра свободно переделывает некоторые географические названия тех мест, по которым кочевали цыгане: «Галичина» — вместо Галиция, «Славония» — вместо Словакия. В его рассказе часто повторяется слово «степь», так как степь была основным местом жизни цыган: «Плачет девушка, провожая добра молодца! Добрый молодец кличет девушку в степь. », «Ночь светлая, месяц серебром всю степь залила. », «На всю степь гаркнул Лойко. » и др.

В рассказе «Хан и его сын» молодой татарин, ханский сын Амалла, по восточной традиции, показывая уважение к отцу, обращается: «Повелитель отец. »

Мусульманская вера хана и его сына выражается в том, что они все время обращаются к Аллаху. «И мне такое же твердое сердце дай, о Аллах!» Но у высказываний Горького о необходимости «слышать и видеть язык» есть и другая сторона. Литератор должен так писать, чтобы, читая или слушая его, можно было как бы слышать звуки реального мира, видеть реальные образы окружающей действительности. Именно в этом и заключается для Горького мастерство писателя. Такая объемистость речи достигается ее образностью и точностью определений.

Рассказ «Макар Чудра» полон образных сравнений, точно передающих картины мира, чувства и настроения людей: «Улыбка — это целое солнце», «Лойко стоит в огне костра, как в крови», «Сказала, точно в нас кинула», «Зашатался, как сломанное дерево. »

Точные определения Горького действительно позволяют увидеть живой образ. Описывая Нонку, Горький говорит, что на ее лице замерла «надменность царицы», и мы сразу видим неприступную цыганскую красавицу. Когда мы читаем, что очи Лойко «темнее… смотрят», мы сразу понимаем, что происходит в душе героя. Особый интерес представляет использование Горьким глаголов со значением действия по отношению к неодушевленным предметам. Горький как бы одушевляет их и тем самым изображает природу живой, находящейся в движении.

Особенно отчетливо это проявляется в его романтических рассказах. Рассказ «Макар Чудра» начинается с описания природы.

Мы видим и слышим, как «осенняя мгла ночи вздрагивает и, пугливо отодвигаясь, открывает безграничную степь», «темнота степи мертво молчит», «море шепчется с берегом, и ветер носит его шепот по степи».

В «Старухе Изергиль» как живой описан темный и страшный лес, через который должны были идти люди: «там стояли великаны-деревья, плотно обняв друг друга могучими ветвями, опустив узловатые корни глубоко в ил болота. », «когда ветер бил по вершинам деревьев, лес глухо гудел, точно грозил и пел похоронную песню, а когда грянула гроза, деревья глухо и грозно зашептали. »

В рассказе «Челкаш»: «Жаркое солнце смотрит в зеленое море», «суда глубоко вздыхают», «волны бьются и ропщут».

Приведенные примеры показывают, как можно «слышать язык». Рассказы Горького наполнены звуками. И если в рассказе «Макар Чудра» мы слышим «мертво молчавшую темноту степи», то в рассказе «Челкаш», напротив, с самого начала на нас обрушивается лавина самых разнообразных звуков. Все вступление к рассказу посвящено звукам, шуму. Звуки, издаваемые предметами, звуки человеческой речи как бы начинают властвовать над людьми. «Созданное ими, — пишет Горький, — поработило и обезличило их».

Звуки природы, получившие своеобразное воплощение в языке писателя, напоминают об еще одной черте ранних произведений Горького — их музыкальности. Музыка как бы является фоном для развития повествования. Музыка сопровождает весь рассказ «Макар Чудра» о судьбе Лойко и Радды.

Читайте также:
Слово в ранних произведениях М. Горького: сочинение

Перед тем как старуха Изергиль начинает рассказывать свои легенды, мы слышим мелодичные песни. «Кто-то играл на скрипке… девушка пела мягким контральто. » Как только старуха закончила свой рассказ о Ларре, вновь зазвучала музыка. Интересно, как Горький описывает эту музыку, он заставляет не только услышать, но и увидеть ее, достигая с помощью слов эффекта звучания.

«Каждый голос женщин звучал совершенно отдельно, все они казались разноцветными ручьями и, точно скатываясь откуда-то сверху по уступам, прыгая и звеня, вливаясь в густую волну мужских голосов, плавно лившуюся кверху, тонули в ней, вырывались из нее, заглушали ее и снова один за другим взвивались, чистые и сильные, высоко вверх». Горький считает, что музыка обладает даже большей выразительностью, чем слово, и иногда, рисуя образ героя, как бы отдает предпочтение музыке.

«О ней, этой Радде, словами и не скажешь ничего. Может быть, ее красоту можно бы на скрипке сыграть, да и то тому, кто эту скрипку как свою душу знает».

Красота Радды — это прекрасная музыка, но совсем другую песню мы слышим в рассказе «Двадцать шесть и одна», это протяжное пение, «жалобно-ласковый мотив которого всегда облегчает тяжесть на душе поющего», «и в любой момент может погаснуть и заглохнуть под тяжелым потолком подвала», «но когда ее подхватывает несколько голосов, она способна раздвинуть серые стены тюрьмы», «она бьется о камни, стонет, плачет и оживляет сердце, тихо щекочущей болью, бередит в нем старые раны и будит тоску».

Необычным является построение некоторых рассказов. Это относится в первую очередь к началу рассказа «Макар Чудра». Начало рассказа построено в форме диалога, но в этом диалоге слышится голос одного человека, и только из реплик этого одного говорящего мы догадываемся о реакции и возможно ответных репликах его собеседника.

« — Учиться и учить, говоришь ты?» — спрашивает Макар Чудра автора в ответ на какую-то его реплику, о которой мы можем только догадываться. Такую форму диалога я не встречала у других писателей. И эти своеобразные формы фраз привлекают внимание.

Но не все обороты речи, выбранные Горьким, кажутся мне такими же интересными и удачными. В том же рассказе «Макар Чудра» меня поразило обилие метафор и сравнений, но далеко не все они являются находкой автора. Некоторые из них банальны и затерты, например: «сабля сверкает, как молния», «скакал так, что земля дрожала», «пыль взвилась тучей», «мудр, как старик», «качается, как ковыль под ветром».

Такие сравнения встречаются часто, и не только в художественных произведениях, но и в обычной разговорной речи.

Не совсем удачно словосочетание «аквамариновая» вода моря, в рассказе «На соли», так как аквамарин и есть цвет морской воды (аква — вода, марина — морская).

Кажется навязчивым выражение «вырвать из груди сердце», которое мы встречаем и в «Макаре Чудре», и в «Старухе Изергиль», и в «Матери».

Удивляют некоторые повторы как формы, так и содержания, то есть почти одинаковые фрагменты в текстах разных произведений.

Так, начало рассказа «На соли», очень напоминает начало рассказа «Емельян Пиляй»:

«Рыбак… сплюнул в сторону, посмотрел в голубую даль моря и меланхолически замурлыкал в бороду себе какую-то песню» («На соли»).

«Емельян Пиляй… вздохнул, сплюнул и, повернувшись на спину, посвистывая, стал смотреть на безоблачное, дышавшее зноем небо» («Емильян Пиляй»).

Правда, можно предположить, что это — особый художественный прием, которым Горький связывает в единое целое два рассказа, близких по содержанию (оба рассказа написаны в одном году).

Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне: сочинение

Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая, в которой. мирские ученые очень сведущи и точны, но которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями.

Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. В самом названии произведения заложен огромный смысл. Люди, которые попали “на дно”, уже никогда не поднимутся к свету, к иной жизни. Впервые зрители увидели реальную жизнь отверженных обществом людей.

С первых страниц бросается в глаза удручающая обстановка нищенской жизни: голод, грязь, болезни, пьянство, озлобление. Каждый обитатель ночлежки замкнут в своем горе. Каждого героя волнует одна проблема — как достичь счастья. Казалось бы, путь к нему очень простой: честная трудовая жизнь, гуманное поведение и вера. Если внимательно приглядеться к героям пьесы, то увидим, что у многих из них как раз такие побуждения. Разве не трудом своим хочет добиться успеха Клещ? Не к любви ли, чистой и возвышенной, тянется Настя? Не к Богу ли обращен взор Анны? Вера — вот что только и осталось у них в жизни. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” — с горьким чувством восклицает Актер. У этих людей отняли все, но не смогли отнять веры в лучшее.

Есть в драме и другой тип характеров. Чем-то близки друг другу Бубнов, Сатин, Барон. Они смирились со своим положением и даже подсмеиваются над обитателями ночлежки, но в то же время верно и глубоко судят о жизни и человеке.

Положение в пьесе меняется с приходом странника Луки. Тяжелый жизненный опыт странника, бесприютные скитания поясняют основные черты его характера: интерес к людям, всепрощение. Он очень скоро начинает понимать всех обитателей ночлежки. Оценки странника точны, остроумны. Лука внимателен к бедам и страданиям Анны, Насти, Наташи, Актера, Клеща, Пепла. Разве удивительно, что к старику тянутся обитатели костылевского подвала? Лука кажется им единственным защитником несчастных.

Читайте также:
Идея романа М. Горького «Мать»: сочинение

Есть во взглядах Луки и противоречия. Старик считает, что можно приспособиться к жизни, не замечать сложностей и собственных ошибок: “Она, правда-то, — не всегда по-недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. ”. Каждый, кто поверил Луке, получил ложную надежду на спасение. Странник пытается воскресить угасшие надежды, и создается впечатление, что его намерения благи. Так, Актер собирается искать мифический город, где есть лечебница, в которой бесплатно лечат алкоголиков; Пепел мечтает уехать в Сибирь, где созданы “прекрасные” условия для того, чтобы они с Настей могли начать сначала новую жизнь; несчастная Анна пытается перед смертью полюбить загробный мир, а Настя начинает верить, что она пережила настоящую любовь. Лишь Бубнов, Сатин и Барон уклоняются от советов старика. Когда начинается цепь трагедий, Лука незаметно исчезает, а с ним улетают и призрачные надежды на какие-то перемены. В ночлежке же идет привычная жизнь: пьянствуют, ругаются, играют в карты, звенит инструментами Клещ, стонет Анна.

В четвертом действии пьесы, уже без Луки, Наташи, Пепла и Анны, гнетущая безысходность охватывает ночлежку. Главный герой этого действия — Сатин. Он говорит, что старик подействовал на него, как кислота на “старую, грязную монету”. Сатин сочувствует людям не меньше, чем Лука, но понимает, что назначение сильного — не утешать, а искоренять зло и страдания. Я уверена, что это одно из самых твердых убеждений самого Горького. И Сатин не прощает Луке “ложь из жалости”, так как это неизбежно ведет к примирению с реальностью. Мы понимаем, что в Сатине погибли сильная благородная натура и ясный ум.

В самом конце пьесы несколько человек затягивают любимую песню: “Солнце всходит и заходит, а тюрьме моей темно”. Солнце не заглядывает в сырую темноту подвала, который похож то на пещеру, то на могилу. Или на тюрьму. Ее не надо стеречь, как в песне. Из нее нет выхода. Но в каких бы нечеловеческих условиях не жили герои, они все-таки люди, и их судьбы вызывают у нас жалость, поэтому с высказываниями Сатина мы не можем не согласиться.

Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы слово “человек” звучало гордо. Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда показываем “милость к падшим”, пьеса Горького “На дне” обретает иное значение. Это не просто выдающееся творение человеческого ума, это произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным проблемам добра, милосердия и справедливости.

Сочинение: Горький м. – Общечеловеческие ценности в пьесе м. горького на дне.

Одним из лучших произведений Горького является пьеса “На дне”. Она социально-философского жанра и направлена к общечеловеческим ценностям. Горький впервые поднял вопрос о людях “дна”, как о прямом доказательстве преступления, совершаемого над человеком.
Все люди рождаются свободными и равноправными. Они должны поступать в отношении друг друга в духе братства. В пьесе “На дне” автор показывает нам бесчеловечность социальных отношений. В обычной бытовой ситуации он воплотил сложные жизненные проблемы.
Автор показывает нам ту атмосферу, в которой находятся бедные люди. Ужасная бедность приводит в унизительное положение. Естественно, что обитатели “дна” хотят выбраться из этого положения, не хотят унижать свое человеческое достоинство. Они протестуют против жестокой жизни.
Все это непосредственно зависит от социальных условий, от царящего неравенства. Государство не давало возможности людям подняться из этого “дна”, не принимало в общество бедных людей. Горький показывает бесправие низов.
Каждый человек противостоит многим отрицательным воздействиям. Обитатели “дна” мечтают о лучшей жизни и не быть униженными и оскорбленными. Они верят в чудо и борются с несправедливостью. Некоторые из них от безвыходности бросают борьбу и живут так, как жили раньше, или кончают жизнь самоубийством. У этих людей кончается надежда хорошо жить, уйти из “дна”. Они не верят, что наступит время, когда не будет беззакония и все люди будут равны между собой.
Общественная жизнь сложна и многогранна. Она находится в изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными.
Общество устроено ненормально, и так не может продолжаться вечно. Мысли о приближении первой русской революции рождались среди обитателей “дна”.
Горький восстает против пассивного взгляда на жизнь, удобного для тех, кто сам не страдает. Он отважился сказать своим современникам и потомкам жестокую правду. Тревожная дума о будущем России и о судьбах человечества никогда не оставляла Горького.

Произведения художественной литературы, которые затрагивают вечные вопросы, обычно имеют большую популярность и долгую жизнь, так как именно вечное всегда находит отклик в людских сердцах. Именно таким произведением является пьеса М. Горького “На дне”.
Наиболее ярко в пьесе выражена проблема гуманизма. А гуманизм – это любовь к человеку, желание ему помочь. Лука, один из главных героев произведения, помогает несчастным людям, утешая их и подавая надежду на лучшее, сам будучи далеко не из счастливых.
Он приглядывает за Анной, выводит ее на улицу. Вовремя предостерегает Пепла от убийства Костылева и от других опрометчивых шагов, советует ему и Наташе уйти из дома Костылева, предупреждая, что дело может кончиться плохо. Актера хочет поставить на путь к новой жизни и уговаривает его бросить пить. Лука обладает редким даром сочувствия и соучастия, а это и сейчас редкость в людском общении. Кто же такие жители ночлежки? Это обездоленные существа, оказавшиеся у последней черты. Но удивление вызывает то, что они пытаются остаться людьми и не потерять человеческий облик. Их усилия не напрасны, они оказывают достаточно сильное сопротивление Костылеву и Василисе, среди них растет чувство солидарности. В конце концов Бубнов и Клещ проявляют сочувствие к своим товарищам по несчастью, даже в Бароне по отношению к Насте пробудилось нечто подобное на человеческое участие.
Костылев убит. Убит случайно. Это не самосуд, не расправа над стариком, а драка, в которой виноват сам же Костылев. Но босяки не разбежались, а остались в ночлежке и готовы дать свидетельские оправдательные показания в суде. Это говорит о том, что в них осталось чувство справедливости и сочувствия к другим, более или менее близким людям.
После смерти Костылева скрылся один Лука. За это его считают своего рода предателем. Да, здесь он поступил не самым лучшим образом, но вспомним, что еще до драки он собирался уйти из ноч лежки и сказал об этом Бубнову. Да к тому же он ничем не мог помочь Пеплу: свидетельские показания беспаспортных бродяг суд в расчет не принимал. Так что его явка в суд была бесполезной для Пепла и безрассудной для него самого. Думаю, что за этот поступок Луку нельзя обвинять в предательстве, но и нельзя сказать, что он герой. Но с них довольно того, что в нечеловеческих условиях они остаются людьми. Возникает другой вопрос: не явился ли Лука причиной смерти Актера? Думаю, что нет. Ведь Лука стремился помочь Актеру, но своими историями обострил боль человека, пробудил в нем чувство собственного достоинства. Актер, которого никто в ночлежке не воспринимал всерьез, не желает жить так и предпочитает смерть.
До встречи с Лукой Пепел смотрел на себя, как на конченого человека, вора и сына вора. Лука разжег в нем тоску по настоящей, чистой и честной жизни. И по самому развитию характера видно, что Васька Пепел рвется из “дна жизни”. Мешают костылевы.
Вернувшись к своей мысли, я сделаю вывод, что Лука не только утешает и лжет. Он искренне сопереживает людям, будит в них человеческие чувства. “Что такое правда? Человек – вот правда! Он (Лука) понимал это. ” – заключает Сатин. Думаю, что с ним нельзя не согласиться.
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет –
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Не в этом ли заключается смысл главного урока, данного нам произведением Горького, урока человечности, гуманизма?

Читайте также:
Образ Луки в пьесе М. Горького На дне: сочинение

Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая, в которой. мирские ученые очень сведущи и точны, но которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями.
Ч. Диккенс
Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. В самом названии произведения заложен огромный смысл. Люди, которые попали “на дно”, уже никогда не поднимутся к свету, к иной жизни. Впервые зрители увидели реальную жизнь отверженных обществом людей.
С первых страниц бросается в глаза удручающая обстановка нищенской жизни: голод, грязь, болезни, пьянство, озлобление. Каждый обитатель ночлежки замкнут в своем горе. Каждого героя волнует одна проблема – как достичь счастья. Казалось бы, путь к нему очень простой: честная трудовая жизнь, гуманное поведение и вера. Если внимательно приглядеться к героям пьесы, то увидим, что у многих из них как раз такие побуждения. Разве не трудом своим хочет добиться успеха Клещ? Не к любви ли, чистой и возвышенной, тянется Настя? Не к Богу ли обращен взор Анны? Вера – вот что только и осталось у них в жизни. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” – с горьким чувством восклицает Актер. У этих людей отняли все, но не смогли отнять веры в лучшее.
Есть в драме и другой тип характеров. Чем-то близки друг другу Бубнов, Сатин, Барон. Они смирились со своим положением и даже подсмеиваются над обитателями ночлежки, но в то же время верно и глубоко судят о жизни и человеке.
Положение в пьесе меняется с приходом странника Луки. Тяжелый жизненный опыт странника, бесприютные скитания поясняют основные черты его характера: интерес к людям, всепрощение. Он очень скоро начинает понимать всех обитателей ночлежки. Оценки странника точны, остроумны. Лука внимателен к бедам и страданиям Анны, Насти, Наташи, Актера, Клеща, Пепла. Разве удивительно, что к старику тянутся обитатели костылевского подвала? Лука кажется им единственным защитником несчастных.
Есть во взглядах Луки и противоречия. Старик считает, что можно приспособиться к жизни, не замечать сложностей и собственных ошибок: “Она, правда-то, – не всегда по-недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. ”. Каждый, кто поверил Луке, получил ложную надежду на спасение. Странник пытается воскресить угасшие надежды, и создается впечатление, что его намерения благи. Так, Актер собирается искать мифический город, где есть лечебница, в которой бесплатно лечат алкоголиков; Пепел мечтает уехать в Сибирь, где созданы “прекрасные” условия для того, чтобы они с Настей могли начать сначала новую жизнь; несчастная Анна пытается перед смертью полюбить загробный мир, а Настя начинает верить, что она пережила настоящую любовь. Лишь Бубнов, Сатин и Барон уклоняются от советов старика. Когда начинается цепь трагедий, Лука незаметно исчезает, а с ним улетают и призрачные надежды на какие-то перемены. В ночлежке же идет привычная жизнь: пьянствуют, ругаются, играют в карты, звенит инструментами Клещ, стонет Анна.
В четвертом действии пьесы, уже без Луки, Наташи, Пепла и Анны, гнетущая безысходность охватывает ночлежку. Главный герой этого действия – Сатин. Он говорит, что старик подействовал на него, как кислота на “старую, грязную монету”. Сатин сочувствует людям не меньше, чем Лука, но понимает, что назначение сильного – не утешать, а искоренять зло и страдания. Я уверена, что это одно из самых твердых убеждений самого Горького. И Сатин не прощает Луке “ложь из жалости”, так как это неизбежно ведет к примирению с реальностью. Мы понимаем, что в Сатине погибли сильная благородная натура и ясный ум.
В самом конце пьесы несколько человек затягивают любимую песню: “Солнце всходит и заходит, а тюрьме моей темно”. Солнце не заглядывает в сырую темноту подвала, который похож то на пещеру, то на могилу. Или на тюрьму. Ее не надо стеречь, как в песне. Из нее нет выхода. Но в каких бы нечеловеческих условиях не жили герои, они все-таки люди, и их судьбы вызывают у нас жалость, поэтому с высказываниями Сатина мы не можем не согласиться.
Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы слово “человек” звучало гордо. Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда показываем “милость к «падшим», пьеса Горького “На дне” обретает иное значение. Это не просто выдающееся творение человеческого ума, это произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным проблемам добра, милосердия и справедливости.

Читайте также:
Идейное и художественное своеобразие ранних произведений М. Горького: сочинение

Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX – начале XX века. В это время история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается потерянной. Большинство русских писателей того времени неоднократно обращаются к теме человека и общих человеческих ценностей. Не исключение и Горький.
Творчество Горького открывается серией романтических произведений, в которых писатель раскрывает свои представления об идеальном человеке: человеке свободном, гордом, человеке с большой буквы. Мне кажется, что цель писателя – показать человеку, как прекрасен он может быть.
В пьесе “На дне” люди дна прежде всего теряют свое имя. Все обитатели ночлежки имели его когда-то, об этом мы узнаем из списка действующих лиц. “Без имени нет человека”, – говорит Актер. Смерть Анны – тоже потеря имени. Все, кто потерял имя, – мертвы. Для Горького важно, как относится к потере имени герой, и в том, что Актеру “обидно потерять имя”, – это предвосхищение его трагического конца.
В судьбах героев пьесы есть что-то недосказанное. Васька Пепел – в тюрьме, приговор нам неизвестен. Наташа – пропала без вести. Василиса – вывернется, наверное, но неизвестно. Клещ – живет в ночлежке шесть лет и вряд ли воскреснет на седьмой. В то же время конец пьесы – примирение “бывшего человека” с судьбой. Из ночлежки ушли Пепел, Актер и Анна, а на их место пришли Клещ, Медведь и Татарин. Как и во всех произведениях Горького, в пьесе “На дне” возрастает роль слова. Большинство слов и понятий для героев пьесы однозначны. К примеру, утро для Анны – надежда еще пожить; для Сатина – желание выпить; для Наташи – прощание с роковой любовью; для Клеща- начало еще одного бесцельного дня. Слово определяет внутренний мир человека. У Барона есть любимое слово: “Дальше!” – слово человека, вся жизнь которого осталась в прошлом. Он как бы знает уже все и ждет чего-то нового, что никак не приходит. Актер весь начинен цитатами, он даже напился “как сорок тысяч пьяниц”. Речевая характеристика героя помогает глубже понять его сущность, авторское отношение к нему.
Считаю, что в пьесе нет главного героя и уж тем более героя положительного. В то же время некого назвать и отрицательным героем. Центр пьесы постоянно перемещается: то внимание приковывается к Пеплу, то к Клещу, то к Сатину. Это говорит о том, что Горький не ставит крест даже на самых неприятных ему героях, и все герои – носители правды, и он оценивает правду каждого, и жизнь отображается писателем с предельной правдивостью. Все действующие лица пьесы совсем не похожи на свободных людей. Они – худшие из рабов и худшие из хозяев. Ленивые рабы и жестокие хозяева. Неудачники. Они – те, кто слаб душой, и те, кто живет чужими соками. А про таких Сатин говорит, что им ложь нужна, что одних она поддерживает, а другие прикрываются ею. “А кто – сам себе хозяин. кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь?” – говорит Сатин. Но в пьесе нет никого, кто мог бы претендовать на то, что он сам себе хозяин. Независимый, гордый, страшный Пепел, и тот кругом опутан хитрой Василисой. “Человека не надо утешать жалостью, – далее утверждает Сатин. – Человека лучше уважать”. Но что такое для него человек? “Это не ты, не я, не они. нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет. В одном. Это – огромно! В этом все начала и концы. Все в человеке, все для человека”.
Получается, по словам Сатина, что человека надо уважать не за то, что он огромен и всем известен, но за то, что он мал еще и не проявил себя, за потенциал, в нем заключенный, за то, что он еще может принести всем нам пользу, если сами же люди ему не помешают.
Но финал пьесы трагичен. Разбуженные Лукой люди неизбежно вступают в конфликт с внешним миром, а жизнь устроена таким образом, что свободным человек в таком мире быть не может. В тюрьме Васька, Наташа пропала без вести, повесился Актер. До тех пор, пока люди не найдут правду, мир обречен.
Пьеса “На дне” – неограниченный материал для исследования общечеловеческих ценностей.

Читайте также:
М.Горький. В людях.: сочинение

Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. Эта пьеса была разрешена для постановки только Художественному театру. Цензоры надеялись на ее провал, но спектакль имел громадный успех. М. Горький показал нам жизнь людей, которые опустились “на дно” и уже никогда не поднимутся к иной жизни.
Горький в своей пьесе не дает подробного описания героев. Обитатели “дна” выброшены из жизни в силу условий. Человек предоставлен сам себе. Всем скучно, тошно встречать новый день, все жалуются, и все привыкли к этой жизни, как будто на свете не существует ничего другого, кроме этой жизни. Если лучше приглядеться к героям пьесы, то мы можем увидеть, что Клещ честным трудом хочет добиться успеха, Настя тянется к чистой любви, Анна верит в Бога.
Сатин, Барон и Бубнов смирились со своим положением в ночлежке. Одновременно они спорят о жизни, о правде и о людях. Для Бубнова жизнь кажется бессмыслицей, все на земле лишнее. Все рождаются, чтобы умереть. Сатин произносит слова о человеке, о его призвании и о его красоте: “Человек – вот правда! Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек – это великолепно! Это звучит гордо. ”
Приход Луки в ночлежку производит на всех хорошее впечатление. Он всех успокаивает, утешает, каждому дарит надежду. Лука заставляет Актера поверить в то, что есть лечебница для алкоголиков, вору Пеплу он обещает светлую жизнь в Сибири. Настя начинает верить, что она пережила настоящую любовь. Только Барон, Бубнов и Сатин не слушают советов старика. Лука исчезает тогда, когда начинается цепь трагедий. И тогда обитатели ночлежки поняли его ложь и жалость по отношению к ним. И снова началась для них привычная жизнь: игры в карты, споры, пьянство, стоны Анны. Обман Луки не возвышал людей, а унижал их, потому что основывался не на вере в силы человека, а на убеждении, что человек ничего не способен достичь и его можно только жалеть и утешать иллюзиями.
В IV действии Сатин произносит речь о гордом человеке. И даже когда Сатин спорит со стариком, тот соглашается с ним: “Надо уважать человека!”.
М. Горький в своей пьесе “На дне” призывает любить человека, сделать так, чтобы это имя звучало гордо. Судьба персонажей пьесы свидетельствует о том, что при общественном строе нет выхода для людей, попавших на “дно”.

Крупнейшие писатели XIX века выступали как прозаики, драматурги. Творчеству М. Горького тоже была присуща многожанровость. В 1901 году он обратился к драме и со своими первыми пьесами “Мещане” и “На дне” вошел в историю литературы как драматург-новатор.
Драма М. Горького “На дне” была написана в 1902 году, в переломный момент для России. Герои пьесы живут в ночлежке Костылевых. Попавшие “на дно” жизни, они принадлежат к различным слоям общества, но участь у всех одна: они отторжены, отвергнуты. Герои пали не только материально, но и нравственно. Это люди “без имени”, это люди без будущего, это люди, которые потеряли всякое уважение к себе и к окружающему миру.
Из числа ночлежников Горький особо выделяет две фигуры: Луку-странника и Сатина. Они в основном ведут спор о человеке, о моральных ценностях.
Бродяга Лука понимает главное. Эти обездоленные люди нуждаются в сострадании, понимании, уважении. Кредо Луки – “Уважать надо любого человека!”. Он – беспаспортный бродяга – пытается одарить жалостью всех обитателей ночлежки. Умирающей Анне он дарит веру в Бога, в рай. “Зачем же жить на муку?” – спрашивает он ее. Он предстает перед нами священником, отпускающим грехи, принимающим молитвы, и в то же время “лукавым обманщиком”. Актеру Лука рассказывает про “праведную землю”, а затем про чудо-лечебницу для алкоголиков. Ваське Пеплу внушает надежду о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Вся эта утешительная ложь лишь на время может успокоить человека, приглушив тяжелую реальность. Для проповедника Луки: “. ни одна блоха – не плоха, все черненькие, все прыгают. ” – так он отзывается о людях. Он всем сострадает, всех жалеет.
Горький верил в разум, считал его “энтузиазмом мудрого”, однако сам жил сердцем. Подлинный гуманизм, по мысли Максима Горького, утверждает высокое назначение человека и активно выступает в защиту его жизненных прав. Автор убежден, что следует заставить саму действительность служить человеку. Именно таков смысл высоких слов Сатина: “Человек – вот правда! Все- в человеке, все для человека. Человек – это великолепно! Это звучит гордо. ”. Эти слова – протест не только против строя, всячески унижающего душу человека, но и против утешительной лжи, притупляющей ощущение гнева. Все это – слова разума. Однако сердцем Горький, по-моему, чувствовал что-то другое. Не просто так ведь автор ни разу не высказался резко против Луки.
Даже сейчас трудно сказать, что бы люди хотели услышать: горькую правду или ложь. Это ни в коем случае не будет ложь из корысти, а из жалости к людям, как делал Лука. Но, по-моему, мы уже устали жалеть друг друга. Однако резкий поворот, пересмотр взглядов, уже устоявшихся в нашей стране, может привести к пагубным последствиям. Недаром пьеса “На дне” заканчивается гибелью Актера.
Пьеса “На дне” Максима Горького – не бытовая, а социально-философская пьеса, в основе которой лежит спор о человеке, его положении в обществе и отношении к нему.

Читайте также:
Художественное своеобразие романа М. Горького Мать: сочинение

Сочинение: Проблематика в пьесе «На дне» (М. Горький)

(605 слов) Пьеса «На дне» — одно из самых известных произведений Максима Горького. Уникальный труд автора ставился во многих театрах мира и не раз экранизировался. Благодаря оглушительному успеху после написания пьесы Горький занял высокую позицию среди самых читаемых авторов. Рассмотрим проблематику произведения Горького.

Произведение Максима Горького рассказывает о жизни малоимущих обитателей ночлежки. У каждого из них своя жизненная история, но есть одно, что их всех объединяет ‐ это пребывание на самом дне общества. В пьесе автор поднимает много актуальных проблем: смысл жизни, правда и ложь, надежда, судьба. На первый взгляд, может показаться удивительным, что герои рассуждают на такие высокие темы, при этом находясь настолько низко. Именно этим Максим Горький доказывает, что и небогатый человек может иметь духовные запросы. В то же время каждый может опуститься на самое дно, если забудет о культуре и воспитании, об эстетических идеалах и ценностях.

Пьеса «На дне», как и многие другие произведения Горького, содержит в себе нравственную проблематику. Очень ярко автором представлен спор о совести. С помощью образа Бубнова писатель заставляет читателей подумать, нужна ли вообще совесть: «На что совесть?». Клещ замечает, что обитателями ночлежки является одна «рвань, золотая рота…», после чего острый вопрос перерастает в спор. Такого же мнения придерживаются Сатин и Васька Пепел. Они считают совесть не нужным качеством в жизни, а главное — невыгодным.

Спор о «сладкой лжи» и «горькой правде» — центральная проблема, поднятая Максимом Горьким. На протяжении всего повествования Лука и Сатин спорят, что нужнее человеку из этих двух категорий? Старик Лука был сторонником «сладкой лжи». Он утверждал, что она необходима человеку, чтобы он мог отвлечься от многих жизненных проблем и обрести надежду на светлое будущее. Так, Анне старик сказал, что после смерти её ждёт спокойствие. Актёра он убедил в том, что существует лечебница, где его бесплатно вылечат от алкогольной зависимости. Ваське Пеплу он напророчил интересную и увлекательную жизнь в Сибири. Действительно, после разговоров Луки обитатели стали намного человечнее и смогли поверить в лучшее. Но после исчезновения старика всё рушится. Герои были не готовы смотреть на жизнь сквозь розовые очки. Теория Луки оказалась обманчивой и ошибочной.

Однозначно с теорией Луки не соглашается Сатин. Это человек, который терпеть не может ложь и отвергает человеческую жалость. Герой заявляет, что сам человек и есть правда и каждый может творить свою судьбу. Но и теория Сатина вполне неоднозначна. Сатин, оказавшись на самом дне, не способен к решительным действиям и поступкам. Таким образом, «сладкая ложь» Луки и «горькая правда» Сатина оказали лишь ошибочное и временное воздействие на героев. Это некая иллюзия, в которую поверили обитатели, и в которой сами же заблудились.

Также в пьесе «На дне» Максим Горький чётко обозначил проблему реального выхода из сложного положения. Она воплощается в образе слесаря Клеща, который мечтает вернуться к нормальной жизни с помощью упорного труда. Поначалу он верит в осуществление своей мечты, начинает трудиться. Однако суровая реальность не оставляет ему выбора: он теряет работу и мирится с «бездельничеством».

Не менее важное значение в произведении занимает спор о сущности человека. Бубнов высказывает весьма интересную мысль:

«Как себя ни раскрашивай – все сотрется… все сотрется, да!»

А вот Лука не видит разницы между людьми:

«Мне — все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…».

Восхищается человеком Сатин в своём знаменитом монологе: «

«Что такое человек. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном. Все – в человеке, все для человека! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»

Таким образом, Максим Горький в произведении «На дне» мастерски раскрыл актуальные по сей день проблемы. Известный писатель хотел донести до читателей мысль, что выбирать свою судьбу по силам каждому человеку. У нас есть право выбора: либо оказаться на дне из-за сложившихся обстоятельств и бездействовать, либо прилагать все необходимые усилия для лучшей жизни.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: