М.Горький. В людях.: сочинение

Сочинение на тему: Человек в творениях М. Горького

Сочинение.
Человек в творениях М. Горького

Человек как огромный неисследованный мир, как величайшая загадка природы интересовал М. Горького на протяжении всего творческого пути. Человеческие мысли и чувства, надежды и их крушение, сила и слабость, его духовная и социальная природа находят свое отражение в образах, созданных писателем. Персонажи Горького — это не наши современники, это люди начала XX века, эпохи трех революций и мировой войны, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни. Человек Горького — это герой того времени. Но, изображая своего современника, автор пытается угадать, каким будет сын этой новой бурной эпохи, Человек завтра. В его образе Горький воплощает все самое лучшее, что есть в его современниках. “Человек” для Горького не просто слово, обозначающее животное вида Ното 8ар1епз, но почетное имя, звание, которое нужно заслужить. “Превосходная должность — быть на земле человеком”, — говорится в рассказе “Рождение человека”. И для того чтобы именоваться Человеком, прежде всего нужно обладать гордостью и личной духовной свободой, которых так боятся и ненавидят Зевс, Иегова, Аллах, другие боги и божки различных религий и “великие вожди и учителя” — диктаторы всех мастей и времен. Все они известны у Горького под общим именем “черное чудовище власти”. Это чудовище, объявив гордость первейшим грехом, руками своих жрецов во все времена убивало свободных, гордых, сильных духом. Гордость — чудеснейшая черта характера. Она делает раба свободным, слабого — сильным, ничтожество превращает в личность. Гордость не терпит ничего обывательского и “общепринятого”. Герои рассказа “Макар Чудра” Лойко и Радда предпочитают смерть несвободной жизни, потому что сами горды и свободны. Но гипертрофированная гордость, гордыня порождает абсолютную свободу, свободу от общества, свободу от всех моральных устоев. Эта мысль Горького звучит в рассказе старухи Изергиль о Ларре, который, будучи именно таким абсолютно свободным индивидуумом, умирает для всех (и прежде всего для себя), оставаясь в наказание жить вечно. Герой обрел в бессмертии смерть. Горький напоминает о вечной истине: нельзя жить в обществе и быть свободным от него. Другое качество человека, по Горькому, — это способность всеобъемлюще, всеохватывающе чувствовать, полностью отдаваясь своим чувствам, не слушая голос разума. “Безумство храбрых — вот мудрость жизни”. Я думаю, что в этой фразе писатель сделал ударение на слове “безумство”. “Расчет — вот энтузиазм мудрого” — эти слова автор обращает к тем, кого презирает. Поэтому у Горького в числе главных и любимых им персонажей не встретишь разумных, холодных, полуположительных субъектов типа Базарова или Ставрогина (хотя такие люди существовали всегда). Слишком рассудочные люди — обычно нравственно мертвые, а Человек Горького — живой. Это Homo Sentiense, Человек чувствующий. Таковы Фома Гордеев и Пелагея Ниловна Власова, Коновалов и Чел-каш, Сатин и Тетерев — все главные и даже не очень главные герои его произведений. У всех них чувства больше, чем разума. Впрочем, сам Горький считает чувственность уделом слабых, полагая, что она не должна мешать Человеку на его пути. Самым же главным качеством Человека писатель считает умение жить. Жить в самом полном смысле этого слова. Всех живущих Горький разделяет на две группы: “горячих” и “гниющих”. “Гниющие” — это люди слабые и ограниченные, которые не пытаются изменить жизнь и вполне довольны своим положением. Таких — большинство. И типичный представитель их образ-символ Серый “любит только жизнь теплую, жизнь сытую, жизнь уютную… Он готов рабски служить всякой силе, только бы она охраняла его сытость и покой. Вся жизнь для него — зеркало, в котором он видит только себя. Он очень живуч, ибо обладает всеми талантами паразита… Его душа — трон скользкой жабы, которую зовут пошлостью, его сердце — вместилище трусливой осторожности. Он хочет много наслаждаться и боится беспокойства — это делает его раздвоенным и фальшивым”. Образы-символы Уж и Серый, Сатин, Яков Маякин — это и есть те самые слабые и глупо-пошлые существа, косные и инертные — уродливый пасквиль на настоящего Человека. Но есть и другие люди — “горящие”. Они бурно расходуют свою энергию, отдаются жизни и берут ее, поют ей гимн. “Большое это удовольствие — жить на земле!” — говорит Нил, один из главных героев пьесы “Мещане”. Ему вторят Сокол и Буревестник, герои романтических рассказов, и революционеры из романа “Мать”, и многие другие “горящие” герои Горького. Но для того чтобы по-настоящему прожить жизнь, недостаточно “гореть”, недостаточно быть свободным и гордым, чувствующим и беспокойным. Нужно иметь главное — цель, цель, оправдывающую существование человека, ибо “цена человека — дело его”. “В жизни всегда есть место подвигу”, “Вперед! и — выше! все — вперед! и — выше — вот кредо настоящего Человека”. Бесцельно, бессмысленно “горит” жизнь Изергиль, ничего не освещая. В противоположность ей ярко вспыхивает и гаснет жизнь Данко, осветившая людям путь к новой жизни. Погибая, Данко обретает бессмертие, т. к. бессмертие есть плата за высокую, великую цель. Человек должен стремиться к высокой, великой цели, и на пути ее осуществления ему ничто не должно мешать: ни слепая вера, стремящаяся поработить его, ни баюкающая, сладкая надежда, успокаивающая его, ни унижающая его любовь. Ради этой цели нужно принести любые жертвы, лишь бы цель оправдывала их.
Итак, Человек, оружие которого “твердая уверенность в свободе мысли, в ее бессмертии и в вечном росте творчества ее” — неисчерпаемый источник его силы. Человек, призвание которого “.. .новое создать на выкованных мыслью незыблемых устоях свободы, красоты и уважения к людям!”. Человек, смысл жизни которого “…в творениях, а творчество само довлеет и безгранично!” Вот он — настоящий Человек, Человек-Бог, нет, Человек — выше любых придуманных им богов! Человек — Вселенная, идеал, созданный Горьким, вложившим в него все самое лучшее из всех героев своего времени. “Все — в Человеке, все — для Человека. Существует только Человек, все же остальное — дело его рук и мозга. Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!”

Читайте также:
Хозяева: сочинение

«В людях», анализ повести Максима Горького

Когда ребенок уже не ребенок, но до совершеннолетия еще далеко, его принято было называть на Руси отроком. Таким образом, период отрочества начинался уже с десяти-одиннадцати лет. Однако Максим Горький назвал свою повесть, посвященную жизнеописанию подростка Алеши Пешкова, к одиннадцати годам оставшегося круглым сиротой, совсем иначе – «В людях». Такое название говорит о многом: быть «в людях» означало жить у совершенно чужих людей, зарабатывая себе на жизнь подчас очень тяжелым трудом.

Действительно, после того как скончалась мать Алеши Пешкова, а еще раньше умер от холеры его отец, родной дед подростка, Василий Васильевич Каширин, заявил, что не собирается кормить внука и отправил его в магазин обуви «мальчиком». В обязанности Алеши входило встречать покупателей, но больше ему приходилось трудиться дома: он подметал пол, мыл посуду, ставил самовар. Ему приходилось вставать рано утром вместе с кухаркой, а ложиться спать очень поздно. Тоска охватывала мальчика, когда он ложился вечером в постель. Ситуацию усугублял двоюродный брат Саша, чувствовавший свое превосходство в возрасте. Он помыкал Алешей, грозил колдовством – в итоге мальчик готов был бежать куда глаза глядят, но из-за несчастного случая (опрокинул на руки горячий суп) оказался в больнице, а потом и у бабушки.

Однако возврата к прежней жизни не получилось: многие из старых приятелей умерли или уехали из города, из ребяческих игр Алеша уже вырос, поэтому спасла его любовь к чтению. Бабушка приобщила его к фольклору, раскрыла красоту родного языка. Благодаря ей он полюбил природу и с удовольствием ходил в лес, наблюдая, как бабушка разговаривает с травами и всем живым вокруг.

С наступлением холодов Алексею вновь приходилось отправляться «в люди», ведь он уже не мог зарабатывать на жизнь ловлей птиц, как летом. Но где бы он ни оказывался – в магазине обуви, в чертежной мастерской – его ждала только тяжелая, «черная» работа, а возможности учиться не предоставлялось.

Много жизненного опыта получил подросток, случайно оказавшись работником на пароходе. Он стал свидетелем человеческой подлости и слабости, видел пьянство и разврат и мучился от сознания того, что в жизни люди совсем не такие, как описаны в книгах. Нет героев, а есть только трусы и подлецы.

Но находились все же те, кто оставлял след в душе мальчика. Когда-то Хорошее Дело впервые подтолкнул его к книге, позже Алеша брал книги у образованных женщин, одна из которых больше всего потрясла воображение героя. Это была красивая и гордая женщина, окруженная вниманием мужчин, но явно страдающая от внутреннего одиночества. Алеша называл ее Королевой Марго. Именно она привила ему вкус к хорошему чтению, дала возможность прочесть русскую классику, полюбить поэзию Пушкина, Тютчева, Одоевского: она считала, что нужно читать русские книги, чтобы знать русскую жизнь. Первую настоящую влюбленность испытал Алеша именно к Королеве Марго.

Однако ему пришлось продолжать свой тяжелый путь «в людях». Судьба занесла его даже в иконописную мастерскую, где он столкнулся с несправедливостью: видел, как обирают стариков, за бесценок покупая старинные книги и иконы. По вечерам Алеша читал вслух мастерам, собравшимся отдохнуть после работы. Только вот доставать книги было нелегким делом – иногда приходилось выпрашивать их как милостыню. При этом не раз слышал подросток от людей выражение «запрещенные книги», значения которого уяснить пока не мог.

Случайно встретив своего прежнего хозяина, Алеша согласился стать «десятником» – надсмотрщиком за рабочими, которые восстанавливали после наводнения торговые ряды на ярмарке. Ему, подростку, приходилось нелегко, ведь работники откровенно смеялись над его молодостью и не очень-то слушали. Алеше в свои 15 лет казалось, что он уже пожилой человек, а все вокруг чужие. Совсем недавно он собирался уехать в Астрахань, а оттуда бежать в Персию, но не сделал этого, а время упущено.

Читайте также:
Что лучше истина или состраданье (Пьеса М. Горького «На дне»): сочинение

Слоняясь по городу, повзрослевший Алексей видел много мерзости в человеческой жизни, понимая, что еще несколько лет, и он сам станет таким, если не вырвется из этого провинциального «болота». К счастью для него, живущий недалеко гимназист Николай Евреинов уговорил Алешу отправиться в Казань, чтобы готовиться к поступлению в университет. Так заканчивается эта важная для каждого человека эпоха взросления.

Рисуя страшный быт, «свинцовые мерзости» жизни городских низов, Горький показывает, как преодолевалась в сознании подростка распространенная в то время проповедь терпения, как закалялась у него и его сверстников воля и крепло желание противостоять злу и насилию. Писатель с психологической точностью воспроизводит стремление мальчика, а затем юноши к «красивой, бодрой, честной» жизни.

Конечно, автобиографизм повести очевиден: Горький писал о своей судьбе. Но он искренне считал свою биографию типичной для представителей народных низов. Однако писатель доверяет своему герою контакт с эпохой, хотя на плечи героя ложится груз исторической ответственности за все, что читатель видит в его судьбе. Так Максим Горький одним из первых показал конфликт человека и эпохи. В произведениях, написанных в советское время, но оставшихся за рамками официальной литературы, такой конфликт станет основным, как в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» или в повести А. Платонова «Усомнившийся Макар».

Сочинение Человек в творчестве Горького

В громадном творчестве М. Горький человек, играет главную роль, он считал эту тему важной для себя и анализирует природу поступков человека, во всех своих произведениях, рассматривая каждого своего героя, а также место его жизни, среду обитания.

В самых ранних романтических рассказах, и более поздних, революционных, например как, «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра», герои, которых стремятся к свободе, ищут путь к преобразованию мира и, конечно же, личность, индивидуум со своими собственными мыслями являются основной его темой.

Автор противопоставляет юных Ларро и Данко, показывает, молодых сильных людей, выводит главную идею их бытия: нельзя живя в обществе и быть свободным от него. Невозможно, жить без свободы, так решили для себя Лойко и Рада, свободолюбивые, гордые люди, и погибли. Выбор есть у каждого человека, но, что делать каждый выберет себе сам. Жить и сдаться, или умереть, осветив путь другим своим сердцем.

На протяжении всего творчества человек у Горького меняется в зависимости от постоянного переосмысления своих поступков, своей жизни, ведь меняется время его существования, эпохи сменяют друг друга. В пьесе же «На дне» писатель показывает контраст между настоящей жизненной философией и гибельностью тупикового пути, по которому может пойти человек и не сбиться с пути. Противопоставляя Бубнова, Сатина и странника Луки, каждый из которых имеет свое понятие о человеке, свое представление о его месте в жизни.

Бубнов, вор и картежник, не раскаивается в своих поступках, пройдя тюрьмы и каторги, озлобляется, презирает людей, относится ко всем с ненавистью. У Луки другая философия, он никому не говорит страшную правду, находит для каждого доброе слово, пытается помочь. Это его позиция. Он ее не меняет. Сатин, образованный человек. Он много читает. Считает и говорит, что работа нужна человеку для души.

Вариант №2

Для Горького было интересным исследовать внутренний мир человека, поэтому во многих его рассказах присутствовало упоминание о человеческих мечтаниях, мыслях и чувствах. Все то, что находится внутри человека, очень ярко отражается в образах, созданных Горьким.

Если говорить о персонажах этого автора, то сложно сравнивать их с людьми настоящего времени. Все герои относятся к началу 20-го века, поэтому их жизнь как бы начинается с нового листа после различных переворотов и Мировой войны.

Чтобы стать Человеком, необходимо обрести свободу и достоинство. Чувство гордости – отличительная черта практически все героев Максима Горького. Так, в произведении «Макар Чудра», Лойко и Радда между жизней и смертью выбирают собственную кончину. Это связано с их характером и личным чувством гордости. Они сами свободны, поэтому не хотят жить в скованности. Но надо помнить о линии, за которую нельзя переходить. Слишком большая гордыня порождает в человеке умение быть свободным. Горький упоминает в произведении старухи Изергиль о Ларре, который был слишком горд, но через некоторое время он умер для многих и для начала именно для себя. Высказывание о том, что невозможно проживать в обществе и существовать отдельно от него, очень точно подходит к этому произведению.

Читайте также:
Романтические произведения М. Горького.: сочинение

Говоря о Данко, можно понять, что он – полная противоположность Ларре. Ради свободы всего племени, он идёт на жертву собственного сердца. Данко жил ради счастья других. В отличие от Ларры, о Данко будет помнить все население. Данко не вспоминал даже о себе, думая всегда лишь о других. Этот образ является идеалом для Максима Горького.

Человек – Вселенная, образ которой так точно отразил Горький. В человеке должна жить гордость, гордость которая поможет ему чувствовать себя уверенно и раскрепощено. Свобода мысли – основная составляющая личности. Вечное развитие всегда должно присутствовать в человеке, с самого его рождения. Во всем нашем мире, существует только лишь человек, все остальное создано его руками.

Человек в творчестве Горького сочинение

Максим Горький – великий писатель, оставивший огромное наследие отечественной литературе. В своих произведениях он всегда затрагивал наиболее важные социальные и нравственные темы, одной из которых является место человека в мире. Каждый человек для него – это неповторимая личность с индивидуальным характером. Но на разных этапах творчества Горького образ идеального человека менялся.

Например, “Старуха Изергиль”, одно из ранних произведений, повествует нам о двух противоположных образах героев: идеале и антиидеале. Главная героиня рассказывает о каждом легенду. Ларра (антиидеал), сын смертной женщины и орла, – очень гордый, высокомерный человек. Он не умеет сочувствовать людям, сопереживать им и в конечном итоге выбирает свободную от них жизнь. Но по нему течет и человеческая кровь, не только орлиная. Тем самым автор показывает, что человек непременно должен жить в обществе, помогать своим близким, быть рядом с ними. Нельзя выбирать свободную от обязательств жизнь, хотя она и полна различных соблазнов. Горький отмечает, что человек тем и отличается от птицы, что он несет ответственность за свои поступки. Идеал писателя – это Данко. Он самоотверженный, искренний и отзывчивый человек. Когда его люди попали в беду – заблудились в темных лесах – он не позволил погибнуть своему народу. Данко вырвал свое сердце, чтобы осветить его светом путь и не дать погибнуть людям страшной смертью. Горький считал, что цель существования человека – это помогать другим, а не жить ради себя.

На более позднем этапе творчества писателя представление о человеке изменяется. В пьесе “На дне” он изображает жизнь людей, которые когда-то потеряли все: работу, семью, близких. Бубнов, прошедший через тюрьмы, считает, что жить нужно в правде и не стоит ее бояться, надо глядеть ей в глаза. У Луки совершенно иные представления: он уверен, что ради спокойствия человека можно соврать, потому что правда зачастую может быть очень горькой. Девиз Сатина: “Человек – это гордо!”. Несмотря на самое “дно” жизни, он считает, что человек должен до последнего вздоха сохранять свое достоинство, и именно его позиции придерживается сам автор.

Таким образом, Горький уверен, что нельзя закрывать глаза на жестокую правду, как Лука, но и становиться черствым, как Бубнов, – не решение проблемы. Несмотря на то, что образ человека в творчестве писателя часто менялся, все равно во всех произведениях прослеживается единая мысль: счастье человека заключается в его душевной гармонии с собой и с миром. Он не должен становиться жестоким или лживым, он должен помогать своим близким, сохранять свою честь и никогда не опускаться до бессмысленного существования.

Человек в творчестве Горького

Русская литература по праву считается одной из величайших в мире. А также на ней лежит большая ответственность не только за культурное просвещение, но еще она является лицом государства. По некоторым произведениям можно составить представление

С самого начала необходимо понять, что роман был создан в то время, когда Россия стояла на пути изменения своего внутреннего строя. А именно отмена крепостного права а, следовательно, изменения экономики, политики и всего остального.

Искусство – это форма общественного сознания или сфера культуры, без которых нельзя представить жизнь человечества. Через искусство человек старается творчески отобразить свое мировоззрение, выразить чувства и мысли, а также познать, оценить мир,

События, происходящие в повести Горького «Детство», а также характеры и образы людей, описаны через призму детского восприятия автора, ведь рассказ ведется от лица Алеши Пешкова, впоследствии ставшим известным писателем Максимом Горьким.

Мой дом самый уютный на свете. В моем доме мне очень комфортно. Этот комфорт своими руками создает моя мама. Также комфортно у нас потому, что папа подобрал очень удобную мебель.

Гроза в одноименной пьесе Островского – центральный образ, несмотря на то, что это не человек, а природное явление. Она сопровождает все события, происходящие в произведении. И все происходящее можно соотнести с ней. Во всем слышны ее отголоски.

5 сочинений по пьесе Горького “На дне”

­ Пример сочинения 1

Читайте также:
Ранний романтизм М. Горького (Второй вариант): сочинение

Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне». По школьной программе она изучается учащимися 10 класса. И неспроста, ведь данное произведение можно назвать максимально глубокомысленным, красивым с точки зрения стилистики языка, но, к огромному сожалению, правдивым и печальным, так как в нем описаны реалии жизни.

Главными героями произведения являются люди, оказавшиеся на социальном дне общества. к их числу относятся бомжи, проститутки, бедняки и другие. Они обитают в ночлежке, которую содержит местный относительно состоятельный человек. Но как получилось так, что все персонажи оказались здесь? Каким образом судьба завернула их так? Это грустно и печально. Ответы на эти вопросы Горький дает в своем произведении четкие и ясные.

У каждого свой путь жизненный.

Мне кажется, что Максим Горький хотел донести к читателю мысль, что несколько пороков могут полностью сломать жизнь человека. Сменить ее полюс с положительного на отрицательный. И тотально. К таким человеческим слабостям и недостаткам, а также порокам относятся алкоголизм, чревоугодие, проституция, лень, отсутствие силы воли и мягкотелость.

Печальный пример Клеща. Но если по правде сказать, то он заслужил такое отношение жизни к себе. Он был злым, жадным и потому оказался в ночлежке. Клещ – это такой тип людей, который извечно чем-то недоволен, портит настроение окружающим, думает лишь о себе. Таких людей должно быть поменьше.

К примеру Настя. Она натура тонкая, душевная. Но живет в грязи и разврате. Ее не уважает никто, даже соседи в обиталище. Девушка занимается выдумкой романтических историй о своем молодом человеке, мечтает о любви, но при этом с нее все смеются. Жизнь ее треплет.

Думаю, что одна из основных идей произведения состоит в том, что человек сам летит на дно и сам сможет подняться, если этого захочет. Это и перспектива, и опасность.

Каждый из обитателей ночлежки губил и губит себя самостоятельно. И тут им ничто извне не сможет оказать помощь.

Великий писатель Максим Горький дает иллюстрированное и словесное объяснение таким гнусным поступков. Надо стремиться к саморазвитию и прийти от саморазрушения к нормальной жизни.

Пример сочинения 2
“Мечта и реальность”

Пьеса «На дне» повествует о судьбах людей, оказавшихся на «дне» жизни. Каждый житель ночлежки имеет свои мечты и желания, которые сталкиваются с жестокой реальностью. Мечта и реальность («На дне») – центральная тема произведения М. Горького.

В ходе повествования читатель узнает о том, к чему стремятся жители ночлежки Костылевых. Бывший актер по прозвищу Актер хочет вернуться к прежней жизни на сцене. Девушка легкого поведения Настя мечтает о чистой и искренней любви. Вор Васька Пепел хочет счастливой жизни вместе с Наташей. Сама Наташа мечтает о необычном жизненном событии, которое полностью изменит ее тяжелое существование. Клещ хочет вернуться к прежней жизни, поэтому усердно работает.

Важное место в системе образов занимает Лука. Появление старика в ночлежке взбудоражило всех ее жителей. Лука поддерживал мечты героев: Актеру он рассказывает о том, что есть лечебница, которая позволит ему излечиться от алкоголизма и вернуться на сцену; он укрепляет веру Насти в то, что она действительно достойна любви и что француз-студент существует; он рассказывает Ваське Пеплу о том, что он сможет обрести счастье с Наташей, если уедет вместе с ней в Сибирь. Помимо этого, Лука говорит умирающей Анне о счастливой загробной жизни, то есть формирует у нее своеобразную мечту.

Максим Горький показывает, как мечты центральных персонажей оказываются разбитыми.

Клещ, который до конца не терял способности все изменить и исправить, понимает, что жизнь «на дне» полностью его затянула. Он уже не считает себя особенным, Клещ – такой же житель ночлежки, как и остальные.

Васька Пепел, мечтающий о счастливой жизни в Сибири, убивает мужа бывшей любовницы, владельца ночлежки Костылева, и оказывается в тюрьме.

Самая же страшная судьба была у Актера, который понял о том, что рассказы Луки о лечебнице – ложь. Герой кончает жизнь самоубийством, так как понимает, что его мечта неосуществима.

Тема мечты и реальности в произведении тесно связана с образом Луки. Герой поддерживает стремления жителей ночлежки, а в некоторых случаях и создает для них новые мечты. Однако Лука, стремившийся использовать ложь во имя спасения, не понимает, что его наставления и советы могут погубить ранимых людей. Лука говорит о том, что Васька Пепел обретет счастье в Сибири, однако там не было никаких условий для существования. Лука говорит Актеру о несуществующей лечебнице, желая замотивировать Актера на изменение своей жизни, но добрые намерения Луки оборачиваются трагедией.

Однако главной причиной столкновения мечты и реальности становится бездействие персонажей. Жители ночлежки готовы только думать о лучшей жизни, постоянно мечтать о чем-то, но совершать конкретные действия для достижения своих целей они не готовы. Лука хотел дать героям надежду на лучшее, осуществление мечты оставалось за человеком. Стремление двигаться дальше оказалось лишь словами, а не действиями. М. Горький в своей пьесе «На дне» продемонстрировал то, что реальность жестока по отношению к мечте, если человек не прикладывает никаких усилий ради ее осуществления.

Читайте также:
В жизни всегда есть место подвигам (по произведениям М. Горького): сочинение

Пример сочинения 3
“Есть – люди, а есть – и человеки. ” (По пьесе М.Горького “На дне”)
в формате итогового сочинения

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького “На дне”. Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на “дно” жизни. И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса М.Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни. “Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность”, — так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей “дна” — грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели “дна” выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на “дно” жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного “дна”.

Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей “дна”? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительной лжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.

Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея “возвышенного обмана”, который позволяет человеку нести бремя “низких истин”, встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: “. чего тебе правда больно нужна. подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя”. Потом он рассуждает о “праведной земле”. Лука не вернув нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: “Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают”.

Таким образом, основная черта идеологии Луки — черта рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым, философия терпения — с философией угнетения, точка зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: “Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна. Одних она поддерживает, другие прикрываются ею. А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?” Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход — самоубийство Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.

Читайте также:
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века (по пьесе Горького «На дне»): сочинение

Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: “Ложь — религия рабов и хозяев”, “Правда — бог свободного человека”. Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. “Человек — вот правда”, — утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека — значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. “Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит. гордо!”

Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание — прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.

Пример сочинения 4

Пьеса максима горького «На дне», пожалуй, самое остросоциальное произведение писателя. Пьеса актуальна и для нынешнего общества нашей страны. Главные герои пьесы — это люди, которые сломлены и растоптаны жизнью. Они живу в городской ночлежке, которую писатель сравнивает с пещерой. Вокруг грязь и нищета. А свет, светящий с верху, еще сильнее подчеркивает, что обитатели действительно находятся на «дне».

Горький в своей пьесе поднимает острые социальные и бытовые проблемы. Жизнь обитателей этой ночлежки полна драматизма и тяжелых испытаний. У людей вынужденных жить в таких ужасных и опасных условиях нет ничего за душой, жизнь будто выкинула их за борт. Что сказывается на их поведении и отношении к окружающим. Они не обращают внимания на проблемы друг друга, не говорят по душам, не выражают сочувствие. Никто уже не обращает внимание на умирающую Анну. Никому не дела до ее страданий, даже ее мужу Клещу. Он ждет ее кончины, так как для него Анна обуза. Никому нет дела что Василиса избивает Наташу. Василиса, замужем за жестоким Костылевым, но является любовницей вор и карманника Пепла. Все знают об этом, и не обращают на это внимания.

Жители ночлежки понимают свое ничтожное и жалкое существование, но не предпринимают никаких действий для этого, чтобы выбраться из него. Они смирились и считают, что не в силах уже что-то изменить. Для них жизнь уже кончена. Единственное чувство, которое остро развито у них к друг другу – это презрение. Каждый считает себя выше и лучше другого.

Помимо социальных в пьесе подняты и философские темы. Жители ночлежки, выброшенные на «дно», поднимают темы о смысле жизни и ее ценностях. Спорят на разные философские темы. Одна из таких тем это, что лучше утешительная ложь или правда реальной жизни. Это вопрос наиболее сильнее всего задел главных персонажей пьесы, и вызвал большой спор среди них. Актер Лука, искренне считает, что утешительная ложь способна хоть немного вылечить и успокоить страдающую и искалеченную душу человека. Он пытается вселить в этих людей веру и надежду. Лука считает, что только доброе отношение способно его изменить.

Сатин, наоборот, считает, что только правда главнее и важнее всего для человека. Он высказывает мнение, что человек не должен никого жалеть. Жалеть – это значит унижать его достоинство. Он считает, что «вымышленная» правда способна погубить человека.

В пьесе нет положительных героев, однако вопросы и проблемы, которые они поднимают в своих разговорах, показывает, что эти люди, несмотря на те ужасные обстоятельства, в которых они оказались, духовно не потеряны для общества. И через столько много времени пьеса остаются актуальной. Она помогает сделать переоценку своих ценностей, посмотреть под другим углом на мир. Через все произведение проходит невидимая нить в призыве изменить этот мир. Сделать каждому, прочитавшему ее маленькую «революцию души и отношения к окружающим людям».

Читайте также:
Мое отношение к героям пьесы М. Горького На дне: сочинение

Пример сочинения 5
Роль Луки в пьесе “На дне”

Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия – только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает.
Другая точка зрения – та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них.

Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого.
Так кто же такой Лука? Горький дает ему имя евангелиста, что свидетельствует о хорошем отношении Горького к персонажу. Другая точка зрения критиков – его имя происходит от слова “лукавый”. Рассмотрим его действия в пьесе.

Его появление – завязка пьесы. До этого все жили в ночлежке, ни о чем не задумываясь. У каждого свои мечты, для исполнения которых те ничего не делают. Падшая девушка-проститутка Настя грезит о настоящей “роковой любви”, торговка Квашня гордится мнимой свободой, Васька Пепел упивается мнимой воровской свободой.

Чем больше ночлежники пытаются скрыть от самих себя действительное положение дел, тем с большим наслаждением начинают укорять во лжи окружающих. Каждый старается поддеть другого, унизить.
В такой обстоновке появляется Лука.

Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, “ни одна блоха н плоха”. Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте:
Анне помогает умереть спокойно, избавляет ее от волнений в последние часы, Актеру старается помочь избавиться от пьянства, Пеплу и Наташе предлагает поехать в Сибирь, чтобы обживаться там, Настю убеждает, что настоящая любовь возможна. Верит ей, когда та пытается доказать всем, что она любила.
Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага – он старается дать им толчок к действиям.
Однако это мало кто ценит – все лишь обвиняют его во вранье.

А между тем Лука не может действовать за других людей. Все они должны были действовать сами. Кто во что верит – тот того и придерживается. Актер не поверил в себя, он надеялся только на лечебницу.

В самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает.Воодушевленные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер повесился, Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Анна умерла.
Философия ночлежников заключалась в том, что у них отнята надежда на будущее. Лука разрушил этот стереотип. Люди, лишенные теперь своей правды, потерявшие Луку в качестве поддержки, начинают затухать.

Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов – у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.

«Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Первый вариант)»

«Я мыслю, следовательно, существую».

Л. Н. Толстому драма «На дне» не понравилась: она была неправдой, потому что её персонажи говорили чистейшим литературным языком, а не пользовались ни го­родским просторечием, ни крестьянским говором. И пьеса не может считаться копи- ей настоящего быта ночлежников. Этого Толстой принять или простить не мог.

Только горьковское произведение и не было предназначено для того, чтобы пощекотать нервы зрителя неведомым ему существованием опасных или непри­ятных людей.

Здесь решались вопросы не только жизни воров и бродяг, «бывших людей», но и вопросы жизни зрителей. Вообще всех людей, в России и за её пределами.

– Что такое человек?

– Что такое правда?

– Что такое жизнь и куда мы уходим потом?

– И существует ли мир на самом деле или «во что веришь, то и есть»?

– И каков этот мир.

Бубнов считает, что мир подлый и грязный. В каждом событии в пьесе он злой и прямой свидетель. Сатину он объяснит, за что били, Наташе — что в «ши­тье» Васьки Пепла «ниточки-то гнилые», Луке — что попал тот в воровскую ком­панию. Мир, говорит Бубнов, жесток, и если не хочешь убивать или быть уби­тым, нужно бежать нр самое дно жизни, спрятаться от неё. А главное, от людей. Добрых среди них нет, притворяются добрыми, чтобы обмануть, своего добиться. Как Настька, раскрашивают себя. Он и сам был раскрашен, думал, так и умрёт с жёлтыми руками, «а теперь вот они, руки. просто грязные(!)». И если умирает человек, надгробное слово у Бубнова короткое: «Кашлять перестала, значит». Для скорняка (и профессию ему автор подобрал — жестокую) на свете нет ни добра, ни любви, ни жизни.

Читайте также:
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века.: сочинение

Жесток и страшен мир несчастного Бубнова и на самом деле, и в его виде­нии. Живущий здесь просто ожидает прекращения болезней и нравственных мук.

Ещё один философ перед нами — это Сатин. В его «вселенной» много пре­красного — и людей, и книг. «Славная, брат, была человечинка сестра у меня. » «Дубьё. молчать о старике! . Старик — не шарлатан!» «Человек! Это — великолепно! Это звучит. гордо!» Он много читал, и из его прошлого опускаются «на дно», в подвал, похожий на пещеру, странные слова — не о еде, не о деньгах. Он и преступник нена­стоящий: «убил подлеца в запальчивости и раздражении». Ему тоже придётся произнести надгробное слово: «Эх, испортил песню. дурак!» Впервые в пьесе шу­лер заговорил. как шулер. Его мир — это мир иллюзий или страданий, потому что в нём нет места для труда: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?» Значит, нет и самой жизни, а есть только бессмысленное пребывание в бессмысленном ско­пище людей и водочный дурман.

Третий и самый непонятный исследователь жизни — странник Лука, появив­шийся неожиданно неизвестно откуда и пропавший бесследно, оставив после себя толки и споры как героев пьесы, так и зрителей и критиков. И никто не знает, в чём его вера. Умный и наблюдательный, он легко и быстро проникает в мечты встреченных им людей и подыгрывает их надеждам и иллюзиям. Это ему при­надлежит высказывание: «Во что веришь, то и есть». В таком случае, нет смысла в труде и борьбе: представь себе, что ты сыт и здоров, что счастлив и радостен твой жизненный путь. Но пока — Лука приятен всем и ему, кажется, приятны все: «Ни одна блоха не плоха. » Ему поверили все, а на умнейшего из ночлежни­ков «он подействовал. как кислота на старую и грязную монету». Но именно в нём вижу я трезвую оценку жестокого мира страданий: слишком быстро он со­риентировался в трагических следствиях драки Пепла с Костылёвым и слишком разумный для беспаспортного бродяги выход он находит. Но человек не может жить без иллюзий так же, как не может он жить без понимания жизни. И потому непонятен старый прохожий (или проходимец?) Лука.

Но как бы то ни было, мы получаем ответы на вопросы, которые мучают ге­роев пьесы.
«Человек! Это не ты, не я, не они. » Нам ещё долго дорастать до Человека и создавать сначала иллюзорный мир, а потом превращать его в мир реальный, в котором всё равно останется страдание — сознание своего несовершенства.

«Правда — бог свободного человека». «Ложь — религия рабов и хозяев». Зна­чит, правда заключается в том, что не должно быть рабов, а значит — и хозяев.

Жизнь — это труд и борьба, любовь и забота, и после неё — ничего, что было бы доступно земному человеку.

И мир есть на самом деле, и это не лучший из миров.

И человек, если хочет стать Человеком, должен перестраивать мир для доб­ра. Должны появиться лечебницы «для организмов, отравленных алкоголем», женщины должны знать любовь и плакать от счастья, а труд должен стать радо­стью и удовольствием. «В этом — все начала и все концы.

Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга!»

Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Первый вариант): сочинение

Все сочинения / Горький / На дне / “Дно жизни” — мир иллюзий и мир фантазий /

Ложь — религия рабов и хозяев.
Правда — бог свободного человека.

Пьеса «На дне» потрясла демократически настроенных зрителей глубиной идейного содержания, освещением острых социальных вопросов. На сцене МХАТа в 1902 году предстал мир босяков, отверженных обществом. Если раньше в литературе босяков изображали жалкими людьми, то босяки Горького с едкой насмешливостью относятся к эксплуататорам, они горды, обладают хорошими природными задатками. Пьеса показала, что ее герои придавлены социальными условиями, сбросившими их на «дно жизни». Герои пьесы рассуждают о правде и лжи. Горький побуждает современников поразмыслить над тем, что полезнее человеку «дна»: суровая правда или сладкая ложь? Слова Сатина, чьими устами говорит Горький, демократичны: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека». В пьесе Горький обличает капитализм, показывая страшные условия быта босяков — жертв социального строя. Перед нами предстает мир отверженных, у которых отнята вера в лучшую жизнь, человеческое достоинство, все лучшее втоптано в грязь. К обездоленным тянутся лапы хищника Костылева, высасывающего за ночлег последние копейки нагло, жестоко. На «дне» жизни гибнут хорошие люди. Нас привлекает Сатин, он умен, интересно рассуждает о свободном человеке. Обнадеживает острое желание Клеща вырваться со «дна» благодаря своему трудолюбию. Нравится нам душевная чистота Наташи, мечта о честной жизни Пепла. Жаждет настоящей любви Настя. Интересен Актер, грезящий о сцене и бесплатной лечебнице для алкоголиков. Им нужна правда, а странник Лука утешает их сладкой ложью, поддерживает иллюзии ночлежников из сострадания к «черненьким» мученикам и сеет новые, на время лечит раны босяков. Сам Лука не принимает мир несправедливости, но считает необходимым жалеть людей, облегчить их страдания. Для него все босяки ничтожны, все нуждаются в утешении. В его сладостных иллюзиях нуждаются люди со слабой душой, «это мякиш для беззубых». Сам же Лука — скептик, убежденный в том, что реальное положение человека изменить невозможно, можно лишь изменить отношение человека к себе, можно примирить его с действительностью. Создание иллюзий Лукой для обитателей ночлежки — это действие пассивное, реакционное по сути. Правда жизни опровергает ложь Луки. Но вера Луки в человека («Человек все может. лишь бы захотел») не может не вызвать сочувствия. Противоречие между правдой жизни и утешительной ложью разрешается позицией автора, которую, в меру своих ограниченных возможностей, высказывает Сатин. Он начинает с объявления солидарности с Лукой: «Человек — вот правда!» Но заканчивает речь выводом, прямо противоположным взглядам Луки, о лжи, которой прикрываются господствующие классы, чтобы оправдать свое господство и «обвинить умирающих с голода». Гуманизм Сатина носит истинный характер, а гуманизм Луки губит босяков, они тянутся к иллюзиям, не хотят бороться за изменение жизни. Барон бредил прошлым богатством. Актер мечтал служить искусству и излечиться от алкоголя в бесплатной лечебнице. Наташа ожидала чуда в жизни, способного перевернуть всю ее жизнь. Квашня хвасталась свободолюбием, но кормила и терпела Барона. Настя ждала верной любви. Анна мечтала попасть в рай после смерти. Пепел мечтал зажить здоровой жизнью. А что получилось? Ложь Луки всем навредила. После его ухода наступило пробуждение от иллюзий у обитателей ночлежного дома. Актер удавился. Настя порывалась кончить жизнь самоубийством. Квашня примирилась со своей участью, Пепел угодил на каторгу. Клещ озлобился. Наташа погибла от злой руки Василисы-паука. Мир «дна» опустошен: одни впали в отчаяние, другие расселились кто куда, третьи погибли. Ложь Луки оказалась несостоятельной, недоброй. Ложь утешительная подобна лжи хозяев. Поэтому умный Сатин и говорит: «Ложь — религия рабов и хозяев». Кроме Сатина, правду о свободном человеке сказать некому. Однако Сатина нельзя назвать положительным героем. Он проповедует анархическую вольность босячества, он индивидуалист по натуре. Сатин призывает «не жалеть человека, не унижать его жалостью», а «уважать человека», так как «хорошо это. чувствовать себя человеком!». У Сатина зреет мечта о свободной жизни, чистой, честной, светлой. Свободный человек добьется истины на земле. Сатин приходит к идее единения угнетенных. Его идеалом является человек с большой буквы: «Человек! Это великолепно! Это звучит. гордо! Человек!» В его словах слышится сигнал к протесту. Но умный, образованный, опустившийся Сатин не желает работать, понимая, что в эксплуататорском обществе прожить честным трудом невозможно. Он презирает людей, которые «слишком заботятся о том, чтобы стать сытыми». Человек выше сытости. Сатин проповедует ничегонеделание. Каждый босяк — индивидуалист. Чувство социальной солидарности босякам чуждо. Изменить строй они не могут. И тем не менее все настроение пьесы отражало современную автору действительность. Жестокой правде жизни и утешающей лжи Горький противопоставил высшую правду борьбы за переделку жизни. Эта высшая правда является подтекстом пьесы, Горький по-своему решает возникший в пьесе философский спор.

Читайте также:
Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне».: сочинение

Это сочинение можно распечатать или просто почитать.

klassreferat.ru

Меню сайта

  • Сочинения
  • Сочинения по литературе
  • Сочинения на свободную тему
  • Анализ стихотворения
  • Полные произведения
  • Сочинения по картинам
  • Краткое содержание произведений
  • Твори з української мови
  • Твори з української літератури
  • Сочинения ЕГЭ, ОГЭ
  • Краткие биографии
  • Исторические портреты
  • Справочник по русскому языку

Сочинение на тему

Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне»

Ложь — религия рабов и хозяев.

Правда — бог свободного человека.

М. Горький. На дне

Публика сразу и безоговорочно приняла замечатель­ную пьесу М. Горького «На дне». Этот невероятный успех можно объяснить глубиной идейного содержания, освеще­нием острых социальных вопросов в этой пьесе, героями которой впервые в литературе и в драматургии стали бо­сяки — в том виде, в каком изобразил их Горький. «На дне» жизни мы встречаемся не с жалкими и бесполезными, никчемными людьми, какими их привыкли изображать, а с людьми гордыми, имеющими определенную философию, с насмешкой относящимися к эксплуататорам типа хозяи­на ночлежки Костылева, часто обладающими хорошими природными задатками. Но босяки Горького — это все- таки люди, опустившиеся на самое «дно» под угрозой соци­альных нерешенных проблем, неравенства, несправедливо­сти. Люди, казалось бы, всем своим образом жизни обре­ченные на страдания.

Некоторые из героев пьесы не всегда принадлежали миру отверженных, у которых отнята вера в лучшую жизнь, че­ловеческое достоинство. Теперь все самое ценное у них сосредоточено в прошлом, в воспоминаниях, им есть куда оглянуться. Так, например, спившийся Актер мечтает вы­лечиться и снова посвятить жизнь искусству. Барону не дает покоя память о его прошлом богатстве. Клещ — единственный из всех обитателей ночлежки, ищущий вы­ход в труде, он еще не смирился с тем, что стал неотъемле­мой частью «дна», и хочет поскорее вырваться отсюда. Са­тин — умный человек, образованный, вероятно, раньше у него была более содержательная жизнь, но теперь он тоже — один из опустившихся.

Но многие герои пьесы не имеют ни в памяти, ни в сердце ничего светлого, доброго при возвращении к про­шлому. Кажется, что жизнь вора Васьки Пепла, прости­тутки Насти, даже сестры хозяйки Наташи всегда была такой же безрадостной, суровой, ужасной, как сейчас. Од­нако всякому человеку очень трудно жить на свете без веры, и поэтому босяки знакомой нам ночлежки ищут на­дежду и утешение в иллюзиях о возможном будущем. И здесь одну из определяющих ролей играет странник, про­хожий старичок Лука. Кто он, откуда появился — никто не знает. Но он старается по-своему помочь героям пьесы, поддерживает в них надежды и этим на время лечит ду­шевные раны собеседников, подбирая свой ключик к серд­цу каждого.
Лука верит в человека, утверждает, что «человек все может. лишь бы захотел». Ему же принадлежат слова: «Все ищут люди, все хотят — как лучше. Они — най­дут! Они — придумают! Помогать только надо им. ува­жать надо. » Я не согласна с тем, что гуманизм Луки — пассивный, реакционный. Он сумел реально помочь мно­гим людям задуматься о своей жизни, о том, что так быть не должно, подвигнул их к поиску выхода, поддержал их надежду. Никому кроме него не было дела до умирающей Анны, которую он сумел утешить и успокоить перед смер­тью — а разве есть что-то важнее в последние минуты жизни? Лука указал вору Ваське Пеплу, инстинктивно тя­нущемуся к чистоте и честности, сложный, но верный путь — нужно было лишь решиться пойти по нему. Да и Актер после бесед с Лукой уж если и не нашел бы свою иллюзорную бесплатную лечебницу для алкоголиков, но смог бы взяться за себя, усилием воли воздержаться от пьянства (и мы видим, что частично это ему удалось) и вернуться в искусство, начать жить заново. Но сам Лука не сумел бы (да и не собирался) начать, решиться, сделать все это за обездоленных героев, а сами они оказались сла­быми людьми, и поэтому трагический конец для многих оказался неизбежным, т. е. «ложь» Луки всем «навреди­ла». На самом же деле, я думаю, причина трагедии в том, что Актер не поверил в себя, в свои силы, а, как на кос­тыль, опирался на мечту о больнице, забыв, что лечение было лишь ступенькой к возвращению в искусство. Вась­ка Пепел очень долго думал и решался, решился ли он до конца? А ведь у него была возможность уйти и одному начать новую жизнь, достичь чего-то и лишь потом вер­нуться за Наташей. Получилось же все по-другому: Актер повесился, Наташу из-за ревности обварила и сделала ка­лекой злая сестра Василиса, влюбленная в Пепла, сам Вась­ка случайно, не рассчитав силы, убивает старика Костылева и попадает в тюрьму.

Читайте также:
Значение творчества М. Горького в мировой литературе: сочинение

И в то же время я согласна с замечательными словами Сатина: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека». Многие герои пьесы не смогли не лгать самим себе — и это стало для них настоящей тра­гедией. Мне кажется, что найти выход даже из самого трудного положения может лишь человек, реально оцени­вающий свои силы и способности, видящий цель перед собой и никогда не старающийся обмануть себя, чтобы закрыть глаза на сложность и запутанность пути.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: