Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького На дне: сочинение

Аргументы к итоговому сочинению из пьесы Горького «На дне» .Мечта и реальность, Доброта и жестокость. Месть и великодушие.

Пьеса максима горького «На дне», пожалуй, самое остросоциальное произведение писателя. Пьеса актуальна и для нынешнего общества нашей страны. Главные герои пьесы — это люди, которые сломлены и растоптаны жизнью. Они живу в городской ночлежке, которую писатель сравнивает с пещерой. Вокруг грязь и нищета. А свет, светящий с верху, еще сильнее подчеркивает, что обитатели действительно находятся на «дне».

Горький в своей пьесе поднимает острые социальные и бытовые проблемы. Жизнь обитателей этой ночлежки полна драматизма и тяжелых испытаний. У людей вынужденных жить в таких ужасных и опасных условиях нет ничего за душой, жизнь будто выкинула их за борт. Что сказывается на их поведении и отношении к окружающим. Они не обращают внимания на проблемы друг друга, не говорят по душам, не выражают сочувствие. Никто уже не обращает внимание на умирающую Анну. Никому не дела до ее страданий, даже ее мужу Клещу. Он ждет ее кончины, так как для него Анна обуза. Никому нет дела что Василиса избивает Наташу. Василиса, замужем за жестоким Костылевым, но является любовницей вор и карманника Пепла. Все знают об этом, и не обращают на это внимания.

Жители ночлежки понимают свое ничтожное и жалкое существование, но не предпринимают никаких действий для этого, чтобы выбраться из него. Они смирились и считают, что не в силах уже что-то изменить. Для них жизнь уже кончена. Единственное чувство, которое остро развито у них к друг другу – это презрение. Каждый считает себя выше и лучше другого.

Помимо социальных в пьесе подняты и философские темы. Жители ночлежки, выброшенные на «дно», поднимают темы о смысле жизни и ее ценностях. Спорят на разные философские темы. Одна из таких тем это, что лучше утешительная ложь или правда реальной жизни. Это вопрос наиболее сильнее всего задел главных персонажей пьесы, и вызвал большой спор среди них. Актер Лука, искренне считает, что утешительная ложь способна хоть немного вылечить и успокоить страдающую и искалеченную душу человека. Он пытается вселить в этих людей веру и надежду. Лука считает, что только доброе отношение способно его изменить.

Сатин, наоборот, считает, что только правда главнее и важнее всего для человека. Он высказывает мнение, что человек не должен никого жалеть. Жалеть – это значит унижать его достоинство. Он считает, что «вымышленная» правда способна погубить человека.

В пьесе нет положительных героев, однако вопросы и проблемы, которые они поднимают в своих разговорах, показывает, что эти люди, несмотря на те ужасные обстоятельства, в которых они оказались, духовно не потеряны для общества. И через столько много времени пьеса остаются актуальной. Она помогает сделать переоценку своих ценностей, посмотреть под другим углом на мир. Через все произведение проходит невидимая нить в призыве изменить этот мир. Сделать каждому, прочитавшему ее маленькую «революцию души и отношения к окружающим людям».

Вариант сочинения 3

Максим Горький – это поистине великий писатель, создавший множество произведений, которые вошли в классику мировой литературы. Пьеса «На дне» до сих пор остаётся одним из наиболее глубоких и сильных произведений, заставляя задуматься над многими вещами.

На написание этого произведения Горького вдохновила жизнь в России в 20-е годы. В это время в стране был переломный момент, бушевал кризис. По улице бродили обнищавшие крестьяне, нищие, бродяги и воры в писках еды или ночлега. Так и было создано произведение «На дне», характеризующее жизнь большинства людей.

Сюжет пьесы построен на конфликте между героями. Горький плавно вводит читателя в жизнь людей, «опустившихся на дно». К этим людям относится барон, актер, картузник и вор. Каждый из них желает в душе снова вернуться в мир «настоящих» людей.

Название пьесы «На дне» имеет несколько значений: предельный уровень жизни, в котором находятся все герои. Название уже имеет огромное значение. Люди, попавшие на дно, уже никогда не смогут подняться к свету, и вернуться к старой жизни. Они уже смирились со своим состоянием, и измениться они уже не смогут.

Данное произведение несёт в себе глубокую социально-экономическую мысль. У каждого из героев пьесы есть своя история, каждый несёт определенный посыл. Они все имеют разные судьбы, но есть то, что сближает их всех. Это их нищета, горе. Горький в одном произведении собрал вместе множество разнообразных лиц. Каждый из героев обладает какими-либо определенными качествами. .

Пьеса относится к философскому жанру, так как все герои рассуждают на глубокие и социальные темы, выдвигают философские теории и умозаключения. Однако больше всех выделился Сатин, бывший телеграфный служащий, у которого появился истинный талант к философствованию. Он рассуждает о добре и зле, о предназначении человека. Большинство его фраз стали крылатыми. Он проповедует презрение ко многим нравственным ценностям.

Главная идея пьесы — конфликт между идеализмом и материализмом. Один из главных героев, Лука, идеалист, истинно верующий человек. А Сатин наоборот материалист, который возвышает человека и человеческое превосходство.

Он лжет не ради собственной выгоды, а чтобы дать обитателям дома надежду и веру. Лука как человек «лжет во спасение». Сатин, в отличие от Луки, возвышает человека, воспевает все человечество в целом: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Чело-век!». Лука всех утешает и вселяет веру: «Ты надейся!» «Ты поверь!».

Таким образом, данное произведение является нравственным путеводителем для людей. Эта пьеса рассказывает о нелегкой жизни и участи героев и одновременно учит моральным ценностям.

Читайте также:
Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького На дне): сочинение

Жанр, направление, композиция

Жанр произведения – социально-философская драма. Это объясняется тем, что в пьесе автор раскрывает темы и проблемы устройства социума, размышляет над его недостатками, ищет пути решения проблемы.

Направление – критический реализм, хотя некоторые исследователи творчества Максима Горького настаивают на том, что это соцреализм, поскольку писатель намеренно продемонстрировал острое противостояние двух параллельных миров – богатых и бедных, сделав акцент на социальном неравенстве. Вследствие этого пьеса имеет явно идеологический подтекст, поскольку в начале ХХ столетия противостояние между простым народом и знатью в России стало накаляться.

Композиция – линейная, так как все события развиваются в хронологическом порядке, они последовательны, с единой нитью повествования.

Образец 4

Люди различаются на сильных и слабых. Одни объективно оценивают свои возможности и способности, зная то, к чему они стремятся, и что их может ожидать, если они применят свои умения и старания. А другие не могут существовать в сложившихся реалиях, они хотят уйти в свой собственный мир, где они думают, что смогут стать более счастливыми, отказываясь делать что-либо в определенный момент времени, так как они убеждены в том, что в будущем все будет намного лучше. Однако, именно вторых можно назвать духовно сильными, так как они противоречат понятиям, которые принято считать нормальными и стандартными. Они способны строить собственное счастье, ставя приоритеты в том направлении, которое подходит именно им. Они верят в то, что лишь один случай способен изменить всю их жизнь. Можно также сказать, что их мечты очень сильно отличаются от желаний обычных людей, которые стремятся обогатиться материально и отрицают некоторые духовные ценности.

Такие персонажи присутствуют в произведении «На дне», написанным замечательным писателем М. Горьким, который сумел отразить всю их сущность. Среди очень тяжелых условий проживания, где в основном присутствуют опустившиеся люди, в лице нищих, пьяниц и криминалитета, они не сдались, и продолжают верить в свою мечту. К таким персонажам относится и Настя, которая по определению со стороны общества является «падшей женщиной». Однако, несмотря на это, она продолжает жить полной жизнью, мечтать о настоящей любви и человеке, который сможет быть опорой и поддержкой ей во всем. Она считает, что ее реальная жизнь является сном, и когда она проснется, то очутится в мире, полном счастья и радости.

Говоря про Луку, который появился в ночлежке, можно сказать, что это человек, который изменил привычный уклад и видение жизни многих обитателей того заведения. Лука говорил этим людям о том, чтобы они не отчаивались и не падали духом, ведь, по его мнению, если человек не может создать свою жизнь в имеющемся мире, необходимо создать свой собственный, в котором все будет именно так, как хочет человек. Поверила в это утверждение и Анна, которая, умирая, поверила в то, что все ее муки закончатся после ее смерти, и она, непременно, окажется в раю. Лука убедил ее в том, что в «следующей жизни» не будет подобных страданий и терзаний со стороны судьбы, потому что «там» будет все прекрасно и справедливо. Даже несмотря на то, что Лука точно этого не знал, и большую часть сказанного сочинил, можно сказать, что он облегчал боль девушки и хотел, чтобы она поверила в лучшее, и была счастливой хоть на недолгий период времени.

Другие сочинения: ← Что лучше — истина или сострадание в драме Горького На дне?↑ ГорькийСмысл жизни в рассказе Старуха Изергиль →

Главные герои и их характеристики

Главные герои отличаются характерами и своими личными драмами, однако всех их объединяет одно – беспросветная нищета, которая, словно ржавчина металл, разъедает их души, поглощая их моральные принципы, нравственные качества, веру в себя и надежду на лучшее будущее. Жизнь героев беспросветна, и они просто доживают свой век в компании таких же отверженных, как и они сами.

«Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»»

Пьеса Горького «На дне», написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание русской общественности.

Тематически пьеса завершила цикл произведений Горького о «босяках». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром… „бывших людей“», — писал Горький. По мере того как формировалось социальное сознание Горького, становилась более глубокой, в сравнении с рассказами 90-х годов, и социально-психологическая характеристика представителей «босяцкого анархизма». Обитатели ночлежки — уже типы, в которых писатель дал огромные социально-философские обобщения. Об этом сказал сам Горький.

«Когда я писал Бубнова, — отмечал он, — я видел перед собой не только знакомого босяка, но и одного из интеллигентов, моего учителя. Сатин — дворянин, почтово-телеграфный чиновник, отбыл четыре года тюрьмы за убийство, алкоголик и скандалист, тоже имел „двойника“ — это был брат одного из крупных революционеров, который кончил самоубийством, сидя в тюрьме».

Пьеса была написана в период острого промышленного и экономического кризиса, который разразился в России в начале ХХ века. В ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности. В этом смысле она явилась приговором существующему социальному строю, который сбросил многих людей, наделенных умом, чувством, талантом, на «дно жизни», привел их к трагической гибели.

Силой обличения пьеса возвышалась над всеми произведениями Горького 1890 — 1900-х годов. Он утверждал, что общество, исказившее в человеке человеческое, существовать не может.

С проблемой «дна» и «хозяев», которая получает в пьесе политическое звучание, органически связана «сквозная» проблема всего творчества — проблема гуманизма. Горький выступал против «обидной людям» проповеди утешения. Каковы бы ни были проявления утешительства, он видел в них лишь форму примирения с действительностью. Проблемы утешающих иллюзий — содержание многих произведений писателя 90-х годов («Болесь», «Проходимец», «Читатель»). Но ни в одном из них она не была разработана с такой полнотой, как в пьесе «На дне». Горький разоблачал эту проблему в самых различных ее идеологических проявлениях, и осуждал тех, кто поддавался иллюзиям утешителей.

Читайте также:
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне: сочинение

Герои пьесы — Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ, Барон — стремяться вырваться на волю с «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона — это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера — его былое служение искусству, у Наташи — ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти — вымышленный ею роман со студентом.

Таким образом, персонажи пьесы подготовлены к появлению Луки с его «евангелием миражей». Лука поддерживает все иллюзии и сеет новые. Умирающей Анне он рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь; у Насти он укрепляет веру в существование студента, француза Гастона и его роковой любви. Пеплу Лука внушал веру в счастливую, свободную, богатую страну — Сибирь, советовал туда переселиться. Это тоже было ложью; в царской России переселнцы в Сибири попадали в бедственное положение, гибли тысячами, в конец разоренные, возвращались обратно. В Сатине Лука поддерживает мысль об иллюзии бродячей вольности, мнимой свободы.

Но сильнейший аргумент против проповеди Луки — судьба Актера. Лука уверил его в существовании прекрасной бесплатной лечебницы для алкоголиков. Актер больше всех поверил сказкам Луки, и он собирается в путь — искать мраморную лечебницу. Воодушевленный Актер вспоминает некогда читанные им стихи:

Господа! Если к правде святой

Мир дорогу найти не умеет, —

Честь безумцу, который навеет

Чевовечеству сон золотой!

Эти стихи звучат как гимн иллюзиям.

Когда же иллюзорность надежд становится очевидной, эти люди гибнут. «Утрата надежд вызвала смерть его души», — сказал Горький о судьбе Актера. Упорно работает, страстно хочет вернуться к трудовой жизни Клещ. Действительность разбивает его иллюзию добиться правды только для себя. Основной вопрос пьесы — «что лучше, истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Вокруг этого вопроса и разворачиваются в пьесе горячие споры о человеке, о смысле и правде жизни, о путях к будущему.

Носителем идеи утешающего обмана в пьесе, как мы уже сказали, предстает Лука. Принцип его отношения к человеку — идея сострадания. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни. Обращаясь к Пеплу, Лука спросит: «И…чего тебе правда больно нужна… на что самому себя убивать?». Это и есть основной вопрос пьесы, сформулированный Горьким, — что нужно человеку, правда, как она ни тяжела, или сострадание? Что есть человек — творец жизни или раб её? Этот вопрос как бы задается каждому из обитателей ночлежки, на каждом проверяется возможный результат утешающего сострадания. Таким образом, философия Луки подвергается испытанию жизнью.

На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и отношения к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя. А если так, надо примирить человека с жизнью, внушив удобную для него сострадательную «истину». И таких истин оказывается столько, сколько жаждущих ее найти. С этим принципом отношения к человеку и подходит Лука к каждому обитателю ночлежки — Анне, Пеплу, Наташе, Актеру, создавая для них иллюзию о счастье. И оказывается, что даже в этом мире, где сострадание было бы естественным выражением доброго отношения к человеку, утешительная ложь ведет к трагической развязке. И она наступает в четвертом акте пьесы.

Иллюзии рассеялись. Чем слаще был «золотой сон», навеянный старцем, тем трагичнее оказалось пробуждение — ночлежники впадают в отчаяние. Гибнет Актер, мечется Настя. Ночлежка являет собой картину полного разрушения. Так ход реальных событий приводит к разоблачению попыток Луки примирить человека с жизнью.

Горький, вводя в конкретные условия современного бытия нравственные идеи Толстого и Достоевского, показывал ложность их правды. Он разоблачал не только идеологию, но и психологию людей, которые рождали иллюзии и жили ими. Не случайно наделил автор Луку психологией раба. Он всегда примиряется перед силой, старается быть в стороне от спора, а в третьем акте незаметно исчезает, как бы испугавшись последствий. Горький тем самым подчеркивает тесную связь рабской психологии с принципом жизни Луки. Эта мысль выражена в известных словах Сатина: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками — тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие — прикрываются ею… ложь — религия рабов и хозяев».

Философии непротивления, психологии покорности Горький противопоставил правду о свободном Человеке, отвергающем унижающую человека сострадательную ложь. Свои мысли об этом Горький вложил в уста Сатина. Он говорит о великих возможностях человека и человечества, которые своими руками, своей мыслью создадут жизнь будущего: «Человек — вот правда… существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Че-ло-век! — Это великолепно! Это звучит гордо!».

В пьесе «На дне» отчеканился один из своеобразных жанров горьковской драматургии — жанр социально-филосовской пьесы. В этом произведении проблема образуется не столкновением отдельных лиц в борьбе за личную выгоду, а за жизнь вообще. В пьесе нет положительных героев, да их и не может быть. Именно поэтому главной здесь становится идея о том, что каждый человек имеет право на счастье.

Читайте также:
Об Особенностях Мировоззрения Горького: сочинение

Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького «На дне»

Пьеса Горького «На дне», написанная в течение зимы и лета 1902 года, принесла ему мировую известность. Она была откликом писателя на самые актуальные проблемы современности. Идеологическая злободневность сразу привлекла внимание русской общественности.

Тематически пьеса завершила цикл произведений Горького о «босяках». «Она явилась итогом моих почти двадцатилетних наблюдений над миром… «бывших людей»», — писал Горький. По мере того как формировалось социальное сознание Горького, становилась более глубокой, в сравнении с рассказами 90-х годов, и социально-психологическая характеристика представителей «босяцкого анархизма». Обитатели ночлежки – уже типы, в которых писатель дал огромные социально-философские обобщения. Об этом сказал сам Горький.

«Когда я писал Бубнова, – отмечал он, – я видел перед собой не только знакомого босяка, но и одного из интеллигентов, моего учителя. Сатин – дворянин, почтово-телеграфный чиновник, отбыл четыре года тюрьмы за убийство, алкоголик и скандалист, тоже имел «двойника» – это был брат одного из крупных революционеров, который кончил самоубийством, сидя в тюрьме».

Пьеса была написана в период острого промышленного и экономического кризиса, который разразился в России в начале ХХ века. В ней нашли отражение действительно имевшие место факты и события современности. В этом смысле она явилась приговором существующему социальному строю, который сбросил многих людей, наделенных умом, чувством, талантом, на «дно жизни», привел их к трагической гибели.

Силой обличения пьеса возвышалась над всеми произведениями Горького 1890 – 1900-х годов. Он утверждал, что общество, исказившее в человеке человеческое, существовать не может.

С проблемой «дна» и «хозяев», которая получает в пьесе политическое звучание, органически связана «сквозная» проблема всего творчества – проблема гуманизма. Горький выступал против «обидной людям» проповеди утешения. Каковы бы ни были проявления утешительства, он видел в них лишь форму примирения с действительностью. Проблемы утешающих иллюзий – содержание многих произведений писателя 90-х годов («Болесь», «Проходимец», «Читатель»). Но ни в одном из них она не была разработана с такой полнотой, как в пьесе «На дне». Горький разоблачал эту проблему в самых различных ее идеологических проявлениях, и осуждал тех, кто поддавался иллюзиям утешителей.

Герои пьесы – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ, Барон – стремяться вырваться на волю с «дна» жизни, но чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти – вымышленный ею роман со студентом.

Таким образом, персонажи пьесы подготовлены к появлению Луки с его «евангелием миражей». Лука поддерживает все иллюзии и сеет новые. Умирающей Анне он рисует ласковую смерть-утешительницу, спокойную загробную жизнь; у Насти он укрепляет веру в существование студента, француза Гастона и его роковой любви. Пеплу Лука внушал веру в счастливую, свободную, богатую страну – Сибирь, советовал туда переселиться. Это тоже было ложью; в царской России переселнцы в Сибири попадали в бедственное положение, гибли тысячами, в конец разоренные, возвращались обратно. В Сатине Лука поддерживает мысль об иллюзии бродячей вольности, мнимой свободы.

Но сильнейший аргумент против проповеди Луки – судьба Актера. Лука уверил его в существовании прекрасной бесплатной лечебницы для алкоголиков. Актер больше всех поверил сказкам Луки, и он собирается в путь – искать мраморную лечебницу. Воодушевленный Актер вспоминает некогда читанные им стихи:

Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, –
Честь безумцу, который навеет
Чевовечеству сон золотой!
Эти стихи звучат как гимн иллюзиям.

Когда же иллюзорность надежд становится очевидной, эти люди гибнут. “Утрата надежд вызвала смерть его души”, – сказал Горький о судьбе Актера. Упорно работает, страстно хочет вернуться к трудовой жизни Клещ. Действительность разбивает его иллюзию добиться правды только для себя. Основной вопрос пьесы – «что лучше, истина или сострадание? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью, как Лука?» Вокруг этого вопроса и разворачиваются в пьесе горячие споры о человеке, о смысле и правде жизни, о путях к будущему.

Носителем идеи утешающего обмана в пьесе, как мы уже сказали, предстает Лука. Принцип его отношения к человеку – идея сострадания. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни. Обращаясь к Пеплу, Лука спросит: «И…чего тебе правда больно нужна…на что самому себя убивать?». Это и есть основной вопрос пьесы, сформулированный Горьким, — что нужно человеку, правда, как она ни тяжела, или сострадание? Что есть человек – творец жизни или раб её? Этот вопрос как бы задается каждому из обитателей ночлежки, на каждом проверяется возможный результат утешающего сострадания. Таким образом, философия Луки подвергается испытанию жизнью.

На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и отношения к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя. А если так, надо примирить человека с жизнью, внушив удобную для него сострадательную «истину». И таких истин оказывается столько, сколько жаждущих ее найти. С этим принципом отношения к человеку и подходит Лука к каждому обитателю ночлежки – Анне, Пеплу, Наташе, Актеру, создавая для них иллюзию о счастье. И оказывается, что даже в этом мире, где сострадание было бы естественным выражением доброго отношения к человеку, утешительная ложь ведет к трагической развязке. И она наступает в четвертом акте пьесы.

Читайте также:
Анализ 4 действия пьесы М. Горького «На дне»: сочинение

Иллюзии рассеялись. Чем слаще был «золотой сон», навеянный старцем, тем трагичнее оказалось пробуждение – ночлежники впадают в отчаяние. Гибнет Актер, мечется Настя. Ночлежка являет собой картину полного разрушения. Так ход реальных событий приводит к разоблачению попыток Луки примирить человека с жизнью.

Горький, вводя в конкретные условия современного бытия нравственные идеи Толстого и Достоевского, показывал ложность их правды. Он разоблачал не только идеологию, но и психологию людей, которые рождали иллюзии и жили ими. Не случайно наделил автор Луку психологией раба. Он всегда примиряется перед силой, старается быть в стороне от спора, а в третьем акте незаметно исчезает, как бы испугавшись последствий. Горький тем самым подчеркивает тесную связь рабской психологии с принципом жизни Луки. Эта мысль выражена в известных словах Сатина: «Кто слаб душой… и кто живет чужими соками – тем ложь нужна… одних она поддерживает, другие – прикрываются ею… ложь – религия рабов и хозяев».

Философии непротивления, психологии покорности Горький противопоставил правду о свободном Человеке, отвергающем унижающую человека сострадательную ложь. Свои мысли об этом Горький вложил в уста Сатина. Он говорит о великих возможностях человека и человечества, которые своими руками, своей мыслью создадут жизнь будущего: «Человек – вот правда… существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Че-ло-век! – Это великолепно! Это звучит гордо!».

В пьесе «На дне» отчеканился один из своеобразных жанров горьковской драматургии – жанр социально-филосовской пьесы. В этом произведении проблема образуется не столкновением отдельных лиц в борьбе за личную выгоду, а за жизнь вообще. В пьесе нет положительных героев, да их и не может быть. Именно поэтому главной здесь становится идея о том, что каждый человек имеет право на счастье.

Почему мечта ночлежников подняться «со дна» для большинства из них оказывается несбыточной?

В своей гениальной пьесе «На дне» Максим Горький собрал людей разного сословия и происхождения, волей судьбы оказавшихся на «дне» жизни.

Все эти люди живут в одной ночлежке, которую содержат Михаил Иванович Костылёв и его жена Василиса.

Костылёв

Костылёв редко появляется на протяжении пьесы, но и по нескольким эпизодам его можно характеризовать как жадного и трусливого, ему важны только деньги. Ради наживы Костылёв готов на всё, он ни к кому не испытывает чувство жалости. Даже сестру своей жены, проживающей с ними, он постоянно попрекает куском хлеба. В конце концов, Костылёв по чистой случайности погибает от руки своего постояльца.

Василиса

Жена его, Василиса, моложе мужа почти на 30 лет. Волевая и сильная женщина, живёт с мужем ради денег, мечтая о его смерти. Втайне от супруга, Василиса бегает к своему любовнику, Ваське Пеплу, подбивая того убить Костылёва. Желая избавиться от ненавистного мужа, она готова пожертвовать родной сестрой.

Наташа

Наташа, сестра Василисы, хорошая, добрая девушка. Над ней всё время издевается муж сестры, сама Василиса постоянно зверски избивает её, но девушка сумела сохранить в себе жалость и сострадание к людям. С уважением она относится ко всем обитателям ночлежки.

Гордая и прямолинейная девушка покорила своей нравственной чистотой сердце Васьки Пепла.

Из обрывков фраз, долетевших до её слуха во время убийства Костылёва, Наташа приходит к мнению, что это заговор между Васькой и Василисой. В результате нервного потрясения, девушка попадает в больницу. После больницы Наташа исчезает.

Васька Пепел

Один из ярких персонажей пьесы – Васька Пепел. Это молодой здоровый человек, любящий жизнь. Васька родился в семье вора, и его судьба была предрешена. С детства ему твердили, что он сын вора, и сам будущий вор. Не слыша других слов, Пепел таким и вырос, хотя в душе он совершенно другой человек.

Всеми силами Васька пытается вырваться из этой грязи, он мечтает начать новую жизнь. Пепел влюблён в Наташу, сестру своей любовницы, которую он отверг, не найдя в ней истинно женских качеств.

Случайно в драке Пепел убивает Костылёва, отныне ему одна дорога, в тюрьму или на каторгу. Можно сказать, жизнь его окончена, он так и не успел вырваться из цепких рук безжалостной судьбы.

Барон

Бывший дворянин Барон, выходец из аристократического рода, оказался среди обитателей ночлежки, пустив по ветру своё состояние, доставшееся ему от богатых родителей. Единственный ребёнок в семье, катавшийся как сыр в масле, не сумел найти достойного применения наследству, упавшему в его руки. В мгновение ока он разорился и оказался на «дне» жизни. Теперь он ничтожен и жалок.

Бубнов

Бывший владелец красильного предприятия Бубнов, оказался в ночлежке после того, как чуть не убил свою жену, связавшуюся с мастером. Разочаровавшись в людях, Бубнов считает, что, только опустившись на «дно» жизни, человек проявляет свою настоящую сущность. Он безжалостен и жесток, и не скрывает своих пороков и недостатков, наоборот, выставляет их напоказ.

Клещ

Человек, противопоставляющий себя всем обитателям, Клещ, муж Анны. Это единственный человек, считающий, что главное в жизни – это труд. Слесарь по профессии, он постоянно занят работой.

Клещ с пренебрежением относится к жителям ночлежки, презирая их за то, что они ведут праздную жизнь, пьянствуют, играют в карты и воруют.

Он грубый и чёрствый человек, которому безразличны даже страдания умирающей жены. После смерти жены, он сожалеет лишь о средствах, потраченных на её похороны.

Читайте также:
О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества: сочинение

Потеряв работу, Клещ уравнивается с остальными постояльцами, смиряясь, принимает своё новое положение и начинает пить.

Анна

Жена Клеща, Анна, забитая больная женщина, ждёт смерти. Робкая, тихая женщина, она всю свою жизнь беспрекословно терпит побои и оскорбления мужа, но до сих пор продолжает о нём заботиться. Проведя всю свою недолгую жизнь в страданиях и муках, Анна уходит из жизни.

Сатин

Бывший телеграфист Сатин отличается от своих сожителей своей образованностью. В своё время он прочитал много книг, и теперь в своей речи любит использовать заумные словечки, смысл которых не доступен пониманию окружающих. В прошлой жизни Сатин был весёлым и энергичным, выступал на сцене, радовался сам и радовал других. Всё изменилось после того, как он совершил убийство из-за сестры. Отсидев срок, Сатин опустился до ночлежки.

Сатин противопоставляет себя Луке, утверждая, что «человек – звучит гордо», а сострадание и жалость лишь унижают и оскорбляют, превращая человека в раба.

Лука

Одним из главных героев пьесы является Лука. Лука – неизвестно откуда появившийся и неизвестно куда исчезнувший странник.

Своим появлением Лука вносит разлад в размеренную жизнь обитателей ночлежки. Вселив надежду в несбыточные мечты опустившихся на «дно» жизни людей, Лука незаметно исчезает во время драки Васьки Пепла с Костылёвым.

Пьеса заканчивается самоубийством Актёра, беспробудного пьяницы, поверившему Луке и тут же разочаровавшемуся в своей надежде после его исчезновения.

Пьеса Горького актуальна во все времена, каждый воспринимает её по своему, но равнодушным это произведение не оставит никого.

Герои пьесы На дне

Пьеса Горькова «На дне» была написана в переломный момент для страны, это были 90 года, когда закрывались заводы и фабрики, людям приходилась переезжать в деревни и искать там работу. Многие которые так и не нашли занятие, стали отверженными обществом и оказывались «на дне».

Будущее и настоящее этих людей, их мечты о лучшей жизни и несбыточные надежды — это все есть в этом произведении. Все персонажи из повести «На дне» — это обычные люди, богатые или не очень, которые из определённых проблем в своей жизни лишились всего. В то время когда другие люди развивались и находили новую работу, они стали отверженным общество, ведь ни как не смогли забыть свое прошлое и жили только им.

Эти люди прячутся от всего мира за выпивкой, игрой в карты и различным воровством. Бубнов, Настя, Актер, Барон и многие другие изгои проживают в ужасном месте, в котором знающий себе человек цену ни когда не побывает. На вид это ужасное место, похоже на пещеру, обваливающийся потолок, затопленные стены и скрипучий пол. Эти люди со своей страшной и не очень историей, у каждого из них свои демоны и ниже описано, что ни такого сделали, что их жизнь так резко изменилась:

Костылев — хозяин той страшной и ужасной для изгоев ночлежки. Он гнусный лицемер, который не ценить никого, кроме своих денег. Он не любит свою жену и постоянно насмехается над ней и избивает её сестру Наташу. Несмотря на все это, он просто никчемный трус, которого в конце убивают.

Василиса — молодая жена Костылева. Она не похожа на своего мужа. Она суровая, умная, хитрая женщина, которая поскорей хочет избавиться от мужа, именно поэтому она предлагает своему любовнику убить его. Она не против пожертвовать своей сестрой для этого ведь ей все равно на нее.

Наташа — сестра Василисы. Одна из немногих добрых положительных персонажей, которая даже после издевательств от родственников любит помогать другим. С ней хочет начать встречаться Васька, бывший любовник Василисы, и сбежать вместе с ней. Но под конец она попадает в больницу, а после и пропадает.

Васька Пепел – это весельчак и пьяница, вечно влюбленный человек, который попал на дно, из того, что постоянно воровал и продавал этот товар Костылеву. Он был влюблен в его жену, но после влюбился в Наташу. В конце он убивает Костылева и страдает о несбывшихся местах.

Бубнов — бывший мастер, которого бросила жена, забрав с собой мастерскую и оставив мужа без работы и гроша. После этого Бубнов перестал любить жизнь и начал ненавидеть все вокруг.

Настя — она оказалась в этой ночлежке из нелегкой судьбы ведь ей пришлой стать девушкой с неприличной работой. Но, несмотря на это она очень романтична и мечтательна.

Барон — бывший когда-то давно богатый чиновник, но потратил все деньги из глупого случая. После он забыл про будущее и начал жить прошлым, запивая свое горе. Он начал встречаться с Настей, которая и дает деньги ему на выпивку.

Алешка — молодой человек, который работает сапожником. Он горланит песни и постоянно играть на инструментах. Он любит пить и всегда говорит, что ему нравиться эта веселая жизнь, но из этого довольно часто попадает под арест.

Актер — пьяница, который потерял свою карьеру актера именно из алкоголя. Но, несмотря на это, когда ему говорят про волшебную клинику для алкоголиков, он временно перестает пить. Но в конце спивается и убивает себя.

Лука — неизвестный странник, который приходит в ночлежку, меняя всю там атмосферу. Он вселяет надежду в людей о лучшей жизни и рассказывает им о различных небылицах. Но в конце во время драки незаметно исчезает из ночлежки.

Сатин — сидел около 5 лет в тюрьме за убийство человека. Он довольно умный, но привык всю жизнь обманывать людей и на это и зарабатывать.

Сочинение: Как противопоставлены мечта и реальность в пьесе М. Горького «На дне»?

(354 слова) Социально-философская драма М. Горького «На дне» была написана в 1902 году, и с разрешения местных властей неоднократно разыгрывалась на сцене театра, имея колоссальный успех у публики, как в виде пьесы, так и в виде постановки.

Читайте также:
Значение творчества М. Горького в мировой литературе: сочинение

Сюжет драмы основан на описании жизни «бывших людей» в ночлежке. В силу разных обстоятельств они оказались собраны вместе под одной крышей и вынуждены взаимодействовать друг с другом. Каждый из них имеет свое прошлое, от которого им пришлось отказаться, и потому многие из них часто вспоминают о нем с тоской и горечью. С появлением в ночлежке странника Луки жизнь героев меняется, ведь он заложил в них необыкновенно сильное желание перемен, дал им надежду, веру в будущее: «Во что веришь — то и есть». Умирающей Анне он предрекает загробное счастье и спокойствие, Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице, вору Ваське советует ехать в Сибирь. Он подобен врачу, понимающему неизлечимость болезни, но все равно стремящемуся облегчить страдания больного.

Правда Луки о «сладкой лжи» и жалости к другим сталкивается с философией Сатина, убежденного в том, что человеку нужно всегда говорить правду: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека». По мнению Сатина, человек лишь тогда сможет поменять положение вещей, когда по-настоящему осознает трагедию своего существования. Лука же стремится не к изменению ситуации, а к облегчению того креста, который несут простые люди.

По ходу действия пьесы начинает казаться, что способ странника берет вверх: благодаря его словам, ночлежники словно пробуждаются от долгой спячки и готовятся к новой жизни. В их душах просыпаются все лучшие чувства, однако в самый напряженный, момент Лука исчезает. Тем самым, писатель указывает на обреченность его метода, на его ложность и неэффективность. Столкнувшись с реальностью и лишившись той мощной поддержки, что давал им Лука, ночлежники погружаются в еще большее отчаяние, а Актер решается на самоубийство.

Таким образом, мечта и реальность противопоставлены в пьесе путем столкновения двух философских мировоззрений, двух «правд» Луки и Сатина. Позиция автора, тем не менее, не остается до конца однозначной. Резонер Сатин в чем-то приемлет «правду» Луки: после его исчезновения именно он защищает старика. Благодаря нему возникает самый важный монолог произведения о значении Человека: «Это звучит. . гордо! ». В соединении этих двух философий и кроется ключ к возрождению человека, его духовному возвышению.

Автор: Софья Брудкова

Качества

Характеристика Бубнова («На дне») во многом строится из его внутренних и внешних качеств. Герой, оказавшись на «дне», перестал быть похожим на человека. Он не стремится сохранять в себе положительные черты. Бубнов говорит о том, что он беден, поэтому ему нет смысла сохранять совесть, ее у него просто нет.

Бубнов – любитель выпить. Герой сам признается, что он пьяница, что он очень не любит работать, что он очень ленив. Поэтому ему не удается смастерить шляпу. Алешка, другой житель ночлежки, утверждает, что Бубнов становится похожим на человека, только когда выпьет. Сам Бубнов считает, что нахождение на «дне» жизни демонстрирует истинное лицо человека. И он это лицо тоже уже показал.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Бубнов», рассмотрит судьбу героя, его внутренние качества, образ жизни, а также продемонстрирует мировоззрение персонажа.

Характеристика 2

Бубнов – основной действующий персонаж в пьесе Максима Горькова «На дне». Это сорокапятилетний мужчина, обитатель ночлежки Костылева. Живет здесь, потому что за душой ничего не имеет. Был женат, но жена изменяла ему с мастером, а он ее за это сильно бил. Однажды, даже чуть совсем не убил, но вовремя спохватился и ушел из дома, оставив ей мастерскую, в которой работал, потому что мастерская принадлежала жене. Уйдя от неверной жены, остался без денег и возможности заработка.

Бубнов совсем не любит людей, относится к ним с цинизмом и скепсисом. О своей нелюбви честно и открыто заявляет, подчеркивая, что в человеке видит все только самое плохое. Считает ложь полезной и оправданной в любых ситуациях. Не способен проявлять сострадание и оказывать поддержку окружающим его соседям по ночлежке.

Такие действия и поступки героя вызваны отсутствием веры в добродетель людей. Бубнов утверждает, что человек на этой земле лишний, он словно щепка, плывущая по течению в неизвестность. Поэтому в момент, когда человек опускается на самое дно, проявляются все плохие качества, присущие людям.

Герой уверен, сила обстоятельств непреодолима: бороться бесполезно, нужно сложить руки и принять все удары судьбы. Но, в тот же момент, эти взгляды на жизнь не мешают ему мечтать о лучшем существовании, в котором будут деньги и спокойствие. Дальше мечтаний дело не идет, так как в будущем герой не намерен что-то предпринимать для улучшения ситуации.

Образ Бубнова очень характерен для той эпохи. Он потерял свое лицо, поэтому не видит себя в будущем. Он лентяй и алкоголик, пропивающий все до последней копейки. Живет в ночлежке только из жалости хозяев, долги которым не торопится возвращать.

Герой и раньше был жесток, а опустившись вниз совсем стал бесчувственен: он не проявляет уважение даже к умирающим. Бедная Анна так и не дождалась тишины, потому что со слов Бубнова, громкие споры и ругань не помеха смерти.

Только бездушием и черствостью он проявляет протест против сложившихся обстоятельств. Горький насмешливо и с сарказмом называет персонаж господином. Господином ничего не имеет за душой и потерял сноровку в своем ремесле.

Писатель не принимает позицию героя, она ему глубоко противна. Максим Горький считает, что при любых обстоятельствах и при малейшей возможности бороться нужно обязательно. Плыть по течению недопустимо, сильные люди должны подняться со дна.

Читайте также:
Романтические произведения M. Горького.: сочинение

Другие темы: ← Актер в произведении На дне↑ ГорькийТри правды в произведении На дне →

Сочинение: Бубнов в пьесе «На дне» (М. Горький)

(372 слова) Отличительной чертой произведений Максима Горького является то, что в основе их сюжетов часто лежат реальные случаи, а образы героев вдохновлены настоящими людьми. Писатель рассказывал о том, что видел собственными глазами, оттого его творчество было так близко к народу. Несмотря на все желание воспевать радость и светлое будущее, Горький не скрывал тягот реальности, предпочитая говорить правду. Вот, какую мысль он высказал в одной из повестей:

«А я вот знаю действительно страшное, буднично-ужасное, и за мною неотразимое право неприятно волновать вас рассказами о нем, дабы вы вспомнили, как живете и чем живете. Подлой и грязной жизнью живем все мы, вот в чем дело!»

Наиболее ярко это «буднично-ужасное» проявилось в знаменитой пьесе «На дне», написанной Горьким в 1900-х годах под впечатлением от наблюдений за низшими слоями общества. Персонажи драмы – так называемые «бывшие люди». Объединенные общей бедой – нехваткой средств для комфортного существования – они вынуждены жить в доме для неимущих, мирясь с жуткими условиями и присутствием друг друга. Один из таких обитателей ночлежки – 45-летний бедняк Бубнов. Когда-то у него была своя мастерская, в которой он вместе с помощником изготавливал и ремонтировал различные изделия из кожи и меха. Помимо этого, Бубнов был женат, имел неплохой дом и казался достаточно счастливым. Хорошему пришел конец, когда он узнал об измене жены и, униженный, решил, что убийство неверной супруги будет лучшим решением, но вовремя отказался от своей задумки и сбежал. Так он превратился в бездомного. Сам Бубнов называет себя лентяем и пьяницей. Пытаясь зарабатывать пошивом шапок и картузов, он, тем не менее, совершенно не платит хозяйке ночлежки. Да и он сам не особо стремится изменить нынешнее положение. Совершенно потеряв всякую надежду, он отказывается действовать и практически утрачивает личность. Даже Алешка подмечает, что Бубнов становится похож на человека только тогда, когда выпьет. Равнодушен он и к чужим страданиям, находя их бессмысленными. Все равно рано или поздно умрешь. «Все так: родятся, поживут, умирают. И я помру… и ты… Чего жалеть?» – говорит он Наташе после новости о кончине Анны.

«Как человека ни раскрашивай, все сотрется…», «люди все живут, как щепки по реке плывут» – таким образом он относится к жизни и к окружающим, так оправдывает бездействие.

Введя в пьесу «На дне» образ Бубнова, Горький показал, что может случиться с личностью, если она перестанет бороться за существование, и на какое социальное дно ее способно привести безразличие.

Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Практически все творчество М. Горького отличается романтическим пафосом, верой в человека и его безграничные возможности, в необходимость кардинального преобразования мира. Примеры тому мы находим как в ранних произведениях писателя, так и в его зрелом творчестве.
Например, в рассказе «Старуха Изергиль» Горький излагает нам две контрастные легенды, связанные между собой реальной историей жизни героини.
Первой Изергиль излагает легенду о Ларре – получеловеке, полуживотном, пораженном страшной гордыней. В образе этого юноши Горький осуждает эгоизм и самовлюбленность. Писатель убежден: свобода в одиночестве – это не свобода. Она имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми.
Ларра на собственном примере убедился, что человек, даже если он сын орла, не может прожить вне общества. Человек – существо социальное и должен сделать все, чтобы жить в мире и согласии с другими людьми.
Герой другой легенды старухи Изергиль, юноша Данко, – полная противоположность Ларры. Ради свободы своего племени этот герой идет на великую жертву. И, если от жалкого Ларры осталась лишь тень, вечно блуждающая по земле, то о подвиге Данко потомкам напоминают красивые голубые искры.
Горящее сердце Данко, ценою жизни героя, помогло всему племени кардинально изменить жизнь к лучшему. Но подвиг этого человека не был оценен другими людьми, быстро забывшими о своем спасителе. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем.
Однако Данко и не ждал благодарности. Цель его жизни, в отличие от Ларры, – существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других. Этот герой – романтический идеал Горького.
Между этими контрастными легендами находится история жизни главной героини – старухи Изергиль. В финале она говорит рассказчику, что нельзя жить без подвигов («В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…»), связывая тем самым мечту и действительность в реальной жизни.
Почему рассказ о жизни Изергиль находится между двумя противопоставленными друг другу романтическими легендами, между двумя нравственными полюсами? Я думаю, строя свое произведение именно так, автор хотел показать, что в реальной жизни и в реальном человеке всегда совмещается и хорошее, и плохое, и героическое, и злодейское, и мечта, и действительность. Что выбрать, каким стать – это может решить только сам человек.
В более поздней пьесе Горького «На дне» также одной из острейших проблем является вопрос о сосуществовании в жизни человека мечты и реальности. Так, Актер, Анна, Наташа, Настя, а также Васька Пепел и Клещ считают, что жить помогает не суровая правда, а иллюзии, пусть и очень далекие от истинного положения дел: «Очень против правды восставал. так и надо! Верно – какая тут правда? И без нее – дышать нечем. »
Именно иллюзии помогают этим героям сохранять веру в лучшее будущее, в чудесные изменения, которые помогут им стать более счастливыми. А в этом все они очень нуждаются, ведь каждый из персонажей утратил что-то очень важное в жизни: Актер – возможность творить на сцене, слесарь Клещ – постоянную работу, молодая женщина Настя – любовь.
Нельзя не заметить, что реальное положение «верующих» находится в ужасающем контрасте с их надеждами. Все вокруг говорит о беспочвенности веры героев. Об этом ночлежникам постоянно напоминают и их «неверующие» соседи – циничный Бубнов, Барон и Сатин: «Кто слаб душой. и кто живет чужими соками – тем ложь нужна. одних она поддерживает, другие – прикрываются ею. ».
Обостряются и усугубляются эти споры о мечтах и действительности с появлением в ночлежке странника Луки. Лука считает, что жизнь человека нужно облегчать, и помочь в этом может доброе слово и надежда, подаренная или вовремя поддержанная. Девиз этого героя: «Во что веришь, то и есть. »
И оказывается, что этот странник с его жизненной философией крайне необходим ночлежникам – они нуждаются в утешении и ободрении для того чтобы продолжать бороться за жизнь или принять свою участь со смирением.
Таким образом, во всех произведениях Горького отчетливо звучат раздумья о человеке. Они проявляются и в размышлениях героев, и в точке зрения самого автора. По мнению писателя, человек – высшая ценность в этом мире. По своей потенциальной силе и мощи он равен Богу. Однако окружающая жизнь уничтожает человека в человеке, превращает его из всесильного гиганта в жалкого лилипута. Кто-то имеет силы бороться с этим воздействием среды, кто-то предпочитает прятаться и закрывать глаза, не замечать своей деградации.
Какая же позиция наиболее правильная? Мне кажется, сам Горький не дает однозначного ответа на этот вопрос. Зато в его голосе отчетливо слышны сострадание и боль за людей, призыв к гуманному отношению к любому, даже самому «маленькому», человеку.

Читайте также:
Сочинение по рассказу Горького Челкаш: сочинение

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / Старуха Изергиль / Как сосуществуют в произведениях М. Горького «Старуха Изергиль» и «На дне» мечта и реальность?

Смотрите также по произведению “Старуха Изергиль”:

Сочинение: Мечта о героическом и прекрасном в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Максим Горький является выдающимся русским писателем. Именно этот автор является основоположником социалистического реализма в России. Одним из ключевых произведений Горького является рассказ «Старуха Изергиль». В нем русский писатель мастерски показал гордыню и гордость, трусость и храбрость, а также невероятный героизм и мечты о прекрасном. Рассмотрим поподробнее, как раскрываются эти мечты персонажей в рассказе «Старуха Изергиль».

Мечты, воплощенные в легенде о Ларре

Легенда о Ларре повествует о гордом сыне орла который возомнил себя выше остальных. В образе Орла Максим Горький изобразил сильную и гордую птицу. Орёл похищает девушку, и никто не в силах ее найти. У них рождается ребенок — Ларра. Сын Орла, вдохновившись примером отца, убедил себя в том, что он намного лучше людей, что ему все позволено. И свои убеждения герой давал прочувствовать окружающим: он убил девушку за отказ принадлежать ему. Ларра воплотил свою главную мечту — о вседозволенности. Он хотел властвовать надо всем, что можно захватить силой. В его мировоззрении только сила играла решающую роль. Как и отец, Ларра пожелал смерти, лишившись своей мощи.

Никто из окружающих людей не смог разглядеть в персонаже настоящего героизма, ведь, на самом деле, такое качество ему присуще не было. Читатель замечает, что герой не имел особых отличий от остальных. Выделялось только лишь его надменное выражение глаз. Ларра неправильно воспринимал себя, поэтому жил в иллюзорном мире своих мечтаний: будучи человеком, он жил по законам орла. В результате, за чрезмерное самолюбие и тщеславие Ларра поплатился бесконечным скитанием и невозможностью покинуть этот мир.

Писатель критикует своего героя за его эгоизм. Этому ничтожному качеству автор противопоставляет высокую идею о человеке, которая воплощена в образе Данко.

Мечты, воплощенные в легенде о Данко

Главный герой олицетворяет мечты о подлинном героизме, храбрости и красоте. По мнению писателя, подлинный героизм находит свое выражение в подвиге во имя людей, во имя всеобщего блага. Жертва во имя благородной идеи и успешная ее реализация — вот истинный источник счастья. И это убеждение Горького подтверждается финалом: Данко гордо улыбается, погибая, но победив. Его мечта осуществилась ценою жизни. Однако одна такая жизнь стоит больше столетий покоя и посредственности.

Главный герой отважно возглавляет людей, которые оказались в лесной гуще и искали путь к свету. Несмотря на недоверие и слабость людей, Данко им подарил собственную жизнь. Однако за такой благородный поступок Данко получил ничтожную плату. Все забыли о главном герое, а «осторожный человек» даже наступил на его пылающее сердце. Люди мечтали о выходе из тьмы, о благоденствии, но никто не хотел жертвовать собой ради этого желания, никто не знал, как его реализовать. Один лишь Данко напряжением воли добился счастья — воплощения мечты о собственном великом предназначении.

Образ Данко символизирует стремление человека совершить подвиг ради любви к миру. Герой мечтал помочь людям, изменить их судьбу к лучшему и воплотить свои лучшие качества в поступке, достойном величия.

Мечты, воплощенные в рассказах Изергиль

Мечты о прекрасном автор воплотил в судьбе Старухи Изергиль. Читатель узнает, что главная героиня в своей жизни преследовала идеал любви, но так и не смогла приблизиться к нему, потому что ее любовь была эгоистичной и мелкой. Героиня желала своего счастья, искала его в любви, но нашла лишь доказательство быстротечности времени. Мужчины тешили ее самолюбие, но не могли исчерпать своей страстью весь мир. Не принимая участия в судьбе человечества, не найдя дела по душе и своего предназначения, Изергиль не могла достичь наиболее полного счастья.

Читайте также:
Романтические произведения М. Горького.: сочинение

Для Изергиль любовные приключения стали прошлым, которое нельзя вернуть и которое не представляет ценности. Теперь она воспринимает собственную жизнь как тягу к прекрасному, как большой поиск идеала, не увенчавшийся успехом.

Можно утверждать, что в известном произведении Максима Горького «Старуха Изергиль» мечта представляет собой попытку героев найти истинный смысл своего существования. В попытках героев достичь своего идеала автор показывает и сопоставляет благородные и уродливые поступки, а также сравнивает высшие нравственные ориентиры и ложные ценности.

Кроме того, своим произведением Максим Горький демонстрирует свою прочную связь с русским народом. В рассказе «Старуха Изергиль» писатель воплотил народную мечту о герое-освободителе, которая находит отклик в сердце каждого из нас.

Мечта и реальность по произведению Максима Горького «На дне»

Пьеса Максима Горького появилась в 1902 году. Сюжет развивается в диалогах персонажей. Место, где происходят события — ночлежка для «бывших» людей, которые оказались «на дне» жизни. Драма повествует о судьбах людей, о том, что их стремления, желания сталкиваются с действительностью. Мечта и реальность по произведению «На дне» — ключевая тема, которая затрагивает ряд проблем в жизни человека.

  1. Анализ повести
  2. Краткое содержание
  3. Продолжение фрагмента
  4. Примеры сочинений
  5. Первый вариант
  6. Другой образец

Анализ повести

Автор в своем произведении пытается ответить на вопросы, важнее ли сострадание истины, что нужнее. В пьесе раскрываются проблемы места и роли человека, обоснованность существования лжи во спасение, возможность изменить свою жизнь.

Краткое содержание

Действие происходит утром в подвале ночлежки. В центре комнаты у огромного грязного стола расположились персонажи пьесы, занятые каждый своим делом. Среди них главные действующие лица:

  1. Клещ — слесарь, который желает вернуться к нормальной жизни.
  2. Барон — бывший аристократ.
  3. Настя — девушка легкого поведения, мечтающая о большой и светлой любви.
  4. Бывший актер.

Помимо этих персонажей, в пьесе встречаются второстепенные герои. К ним относятся:

  1. Квашня — женщина, торгующая пельменями.
  2. Анна — жена Клеща.
  3. Бубнов — картузник.

Квашня сообщает Барону, что после своего неудачного замужества больше не желает расставаться со своей свободой. Клещ стал поддразнивать женщину по этому поводу, говорил, что она врет, так как будет только рада выскочить замуж за полицейского Медведева, сделавшего ей предложение.

Барон выхватил у Насти книгу, название которой его рассмешило. Жена Клеща попросила окружающих не ссориться, перестать кричать и дать ей спокойно умереть. Бубнов, бывший актер, Клещ и Сатин (другой постоялец ночлежника) обсуждали культуру человека, его профессию, призвание и талант.

В ночлежке появляется собственник дома Костылев, который разыскивает свою супругу. Он начал стучаться в комнату Васьки Пепла (местный 28-летний вор), но тот прогнал хозяина. Жильцы начали обсуждать этот инцидент, пришли к такому выводу, что у ворюги роман с женой Костылева — Василисой.

Сатин попросил деньги у Пепла и стал рассуждать о финансах и работе. Этот персонаж считал, что жизнь хороша при условии, когда труд — удовольствие, но если деятельность человека становится обязанностью, люди становятся рабами.

Далее в ходе повести появляются Наталья (сестра Василисы) и новый постоялец Лука — 60-летний странник. Пепел с Клещом обсуждают свободу, слесарь говорит, что сможет вырваться отсюда, не будет жить без совести и чести, как другие постояльцы ночлежки. Его собеседник считает, что окружающие ни чем не хуже.

Приходит Василиса и начинает ругать постояльцев за грязь, затем спрашивает приходила ли Наташа. После этого разговора жильцы услышали крики, оказалось, что 2 сестры подрались, их начали разнимать.

Продолжение фрагмента

Анна жаловалось на свою жизнь Луке. Тот ее утешал, он считал, что девушку ждет райская жизнь после смерти. Тут вошел актер, который хотел зачитать страннику стихи, но забыл их. Герой начал сокрушаться на свою память, говорил, что пропил ее. Лука успокоил мужчину, сказав, что не все потеряно, так как есть больницы для алкоголиков, начал уговаривать Актера воздержаться от пьянок. Ведь все возможно, было бы желание.

Появляется Пепел и интересуется у Медведева про последствия драки между сестрами. Его собеседник не желает обсуждать этот инцидент, замечает, что это не его дело. Пепел стал угрожать следователем, что расскажет, кто его подбил на воровство и выкупил краденое.

Тут вошла Василиса. В ходе разговора Пепел сообщил, что женщина ему надоела, да и в ней души нет. Тогда героиня предложила мужчине жениться на ее сестре в обмен на убийство мужа. В комнате появился Костылев, между супругами произошла ссора. Лука вмешался, посоветовал вору не связываться с женой хозяина ночлежки, а лучше уйти с Наташей. Чуть позже обнаружилось, что Анна умерла.

Далее во дворе дома Настя рассказывала жильцам о своей любви, чувствах, которые она испытала. Барон с Бубновым посмеивались над девушкой. Та доказывала им со слезами на глазах, что пережила истинную любовь, но ее сожитель (Барон) продолжает смех, так как считает, что в его жизни нет ничего настоящего. Жильцы стали рассуждать о правде и лжи.

Пепел позвал Наталью покинуть вместе ночлежку, признался ей в любви и пообещал, что прекратит воровать. Герой понимал, что жизнь нужно менять, а каждый человек должен уважать себя. Девушка поверила ему. Эту беседу услышали супруги Костылевы. Василиса пыталась столкнуть Пепла с мужем, но Лука помешал ей. Он успокоил Василия, начал говорить с ним, но слова хозяину дома не понравились и он прогнал странника.

Читайте также:
Хозяева: сочинение

Клещ продал все инструменты, чтобы похоронить жену. Теперь он не знал, как жить дальше. Послышались крики, оказалось, что жильцы пытались разнять сестер. Наташа избита, ей помогают идти, так как ноги девушки обварены кипятком. Пепел увидел возлюбленную и ударил Костылева. Василиса начинает кричать, что ее мужа убили. Наталья заподозрила сестру с Пеплом в заговоре, обвинила их в этом. Девушку увезли в больницу.

Жильцы обсуждали Луку и его уход. Насте опротивели люди, она хотела оказаться на краю света. Постояльцы начали говорить о жизни, убеждениях. Чуть позже они узнали, что Актер повесился.

Примеры сочинений

Перед тем как приступить к написанию работы, нужно выделить основную идею сочинения и составить план. Нужно помнить, что текст должен состоять из вступления, основной и заключительной частей, а также из тезиса, аргумента и выводов.

Первый вариант

Пьеса «На дне» — рассказ о судьбах людей, которые попали на самое «дно» жизни. Жильцы мечтают каждый о своем, но при этом сталкиваются с действительностью.

В произведении читатель узнает о стремлениях Костылевых, о мечте Актера, который хочет вернуться к своей прежней жизни на сцене, о Насте, мечтающей о любви, Клеще, желающем выбраться со дна. Также зритель знакомится с вором Васькой, его возлюбленной и одновременно сестрой хозяйки ночлежки — Наташей. Эта девушка мечтает о каком-то необычном событии, которое полностью перевернет ее жизнь.

В пьесе важное место занимает образ Луки. Появление героя взбудоражило всех жителей, так как этот персонаж поддерживал мечты других людей. Пьянице он говорил, что не все потеряно и можно вылечиться в специальной лечебнице, Насте и Ваське рассказывал про веру в любовь, Анне о счастливой загробной жизни. Лука поддерживал их мечты. Его портрет связан с темой пьесы — мечтаниями и реальностью.

В пьесе «На дне» мечта и реальность сталкиваются. Стремления героев оказываются разбитыми. Например, Клещ понял, что он попал на самое дно, перестал считать себя особенным, хотя до последнего стремился к своей цели. Пепел мечтал о жизни в Сибири с возлюбленной, но оказался в тюрьме. Актера ждала самая страшная судьба. Он понял, что рассказы Луки о больнице — ложь, вот почему он покончил с жизнью, ведь его цель неосуществима.

Странник, несмотря на то что был скептиком, использовал ложь во спасение, он не понимал, что советы способны погубить ранимых людей. Его добрые намерения обернулись трагедией.

Самая главная причина столкновения мечты с реальностью — бездействие персонажей. Постояльцы ночлежки не готовы ничего менять, они хотят лишь думать о лучшей жизни, только мечтают подняться со дна. Действовать и принимать решения они не готовы. Лука хотел вселить в мечтателей надежду на лучшее, что все реально.

Считаю, что пьеса актуальна и в наши дни. Сейчас много людей, которые видят разные «картинки счастливой жизни», хотят, но не прикладывают никаких усилий, чтобы прийти к желаемому. Они не готовы реализовать желаемое, так как желают, чтобы все произошло само по себе, словно по велению волшебной палочки, надеются на чудо. Но обыденность такова, что добиться своего можно, только взяв на себя ответственность, двигаясь по направлению к цели.

Другой образец

Понятия мечты и реальности противопоставлены между собой, но при этом тесно связаны. Мечтания — самые важные цели человека. Многие с мечтой связывают свое призвание и предназначение.

Но действительность способна разрушить все стремления. Человек начинает бояться, что у него не получится, разочаровываться в жизни. Всегда есть люди, которые неподвластны страху, действуют и доводят начатое до конца, несмотря ни на что.

Пример из пьесы «На дне»: Настя, которая желала обрести любовь. Девушка хочет, но не двигается к цели. Ее можно противопоставить с Сатином, который ни о чем не мечтает и не ставит цели. Он считает себя мертвым человеком, не любит работу, жаждет лишь удовольствий. Такой подход к жизни не позволит реализовать себя, а только разрушит личность. Эти герои отличаются между собой, но девушка, хоть и мечтает, действий никаких не делает. Вместо того, чтобы изменить реальность, она из нее убегает.

В произведении есть герои, которые предпринимают хоть какие-то действия для осуществления своей цели:

  1. Актер, который бросил пить.
  2. Пепел, отказавшийся от убийства Костылева. Он решил прекратить воровать.

Можно сказать, что не только мечты этих людей сталкиваются с обыденностью и действительностью. Жестокая судьба повлияла и на «хозяев жизни» Костылевых. Они хотели получить все, но в итоге проиграли. Хозяин ночлежки умер, а его жена-интриганка осталась без возлюбленного. Их цели разбиваются.

Из-за своего бездействия жители ночлежки обречены, им не суждено выбраться, подняться со дна. Быт и нежелание действовать разрушают их планы.

Герои пьесы схожи с героиней произведения Куприна «Олеся». Девушка жила в лесу вместе с бабушкой, встретила и полюбила человека. Она мечтала быть с ним, но вбила себе в голову, что должна ходить в церковь, оправдать ожидания возлюбленного. Злобные и фанатичные прихожане ее избили, девушка поняла, что ее мечте не суждено осуществиться.

Таким образом, в своем итоговом сочинении по произведению «На дне» хочу сделать вывод, что мечтать нужно. При этом важно действовать, прилагать усилия. Пьеса вынуждает читателя задумываться о жизни, любви и вере.

Еще примеры сочинений по направлению: Мечта и реальность:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: