Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Первый вариант): сочинение

5 сочинений по пьесе Горького “На дне”

­ Пример сочинения 1

Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне». По школьной программе она изучается учащимися 10 класса. И неспроста, ведь данное произведение можно назвать максимально глубокомысленным, красивым с точки зрения стилистики языка, но, к огромному сожалению, правдивым и печальным, так как в нем описаны реалии жизни.

Главными героями произведения являются люди, оказавшиеся на социальном дне общества. к их числу относятся бомжи, проститутки, бедняки и другие. Они обитают в ночлежке, которую содержит местный относительно состоятельный человек. Но как получилось так, что все персонажи оказались здесь? Каким образом судьба завернула их так? Это грустно и печально. Ответы на эти вопросы Горький дает в своем произведении четкие и ясные.

У каждого свой путь жизненный.

Мне кажется, что Максим Горький хотел донести к читателю мысль, что несколько пороков могут полностью сломать жизнь человека. Сменить ее полюс с положительного на отрицательный. И тотально. К таким человеческим слабостям и недостаткам, а также порокам относятся алкоголизм, чревоугодие, проституция, лень, отсутствие силы воли и мягкотелость.

Печальный пример Клеща. Но если по правде сказать, то он заслужил такое отношение жизни к себе. Он был злым, жадным и потому оказался в ночлежке. Клещ – это такой тип людей, который извечно чем-то недоволен, портит настроение окружающим, думает лишь о себе. Таких людей должно быть поменьше.

К примеру Настя. Она натура тонкая, душевная. Но живет в грязи и разврате. Ее не уважает никто, даже соседи в обиталище. Девушка занимается выдумкой романтических историй о своем молодом человеке, мечтает о любви, но при этом с нее все смеются. Жизнь ее треплет.

Думаю, что одна из основных идей произведения состоит в том, что человек сам летит на дно и сам сможет подняться, если этого захочет. Это и перспектива, и опасность.

Каждый из обитателей ночлежки губил и губит себя самостоятельно. И тут им ничто извне не сможет оказать помощь.

Великий писатель Максим Горький дает иллюстрированное и словесное объяснение таким гнусным поступков. Надо стремиться к саморазвитию и прийти от саморазрушения к нормальной жизни.

Пример сочинения 2
“Мечта и реальность”

Пьеса «На дне» повествует о судьбах людей, оказавшихся на «дне» жизни. Каждый житель ночлежки имеет свои мечты и желания, которые сталкиваются с жестокой реальностью. Мечта и реальность («На дне») – центральная тема произведения М. Горького.

В ходе повествования читатель узнает о том, к чему стремятся жители ночлежки Костылевых. Бывший актер по прозвищу Актер хочет вернуться к прежней жизни на сцене. Девушка легкого поведения Настя мечтает о чистой и искренней любви. Вор Васька Пепел хочет счастливой жизни вместе с Наташей. Сама Наташа мечтает о необычном жизненном событии, которое полностью изменит ее тяжелое существование. Клещ хочет вернуться к прежней жизни, поэтому усердно работает.

Важное место в системе образов занимает Лука. Появление старика в ночлежке взбудоражило всех ее жителей. Лука поддерживал мечты героев: Актеру он рассказывает о том, что есть лечебница, которая позволит ему излечиться от алкоголизма и вернуться на сцену; он укрепляет веру Насти в то, что она действительно достойна любви и что француз-студент существует; он рассказывает Ваське Пеплу о том, что он сможет обрести счастье с Наташей, если уедет вместе с ней в Сибирь. Помимо этого, Лука говорит умирающей Анне о счастливой загробной жизни, то есть формирует у нее своеобразную мечту.

Максим Горький показывает, как мечты центральных персонажей оказываются разбитыми.

Клещ, который до конца не терял способности все изменить и исправить, понимает, что жизнь «на дне» полностью его затянула. Он уже не считает себя особенным, Клещ – такой же житель ночлежки, как и остальные.

Васька Пепел, мечтающий о счастливой жизни в Сибири, убивает мужа бывшей любовницы, владельца ночлежки Костылева, и оказывается в тюрьме.

Самая же страшная судьба была у Актера, который понял о том, что рассказы Луки о лечебнице – ложь. Герой кончает жизнь самоубийством, так как понимает, что его мечта неосуществима.

Тема мечты и реальности в произведении тесно связана с образом Луки. Герой поддерживает стремления жителей ночлежки, а в некоторых случаях и создает для них новые мечты. Однако Лука, стремившийся использовать ложь во имя спасения, не понимает, что его наставления и советы могут погубить ранимых людей. Лука говорит о том, что Васька Пепел обретет счастье в Сибири, однако там не было никаких условий для существования. Лука говорит Актеру о несуществующей лечебнице, желая замотивировать Актера на изменение своей жизни, но добрые намерения Луки оборачиваются трагедией.

Однако главной причиной столкновения мечты и реальности становится бездействие персонажей. Жители ночлежки готовы только думать о лучшей жизни, постоянно мечтать о чем-то, но совершать конкретные действия для достижения своих целей они не готовы. Лука хотел дать героям надежду на лучшее, осуществление мечты оставалось за человеком. Стремление двигаться дальше оказалось лишь словами, а не действиями. М. Горький в своей пьесе «На дне» продемонстрировал то, что реальность жестока по отношению к мечте, если человек не прикладывает никаких усилий ради ее осуществления.

Пример сочинения 3
“Есть – люди, а есть – и человеки. ” (По пьесе М.Горького “На дне”)
в формате итогового сочинения

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького “На дне”. Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на “дно” жизни. И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса М.Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни. “Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность”, — так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.

Читайте также:
Первая проблема пьесы На дне — философский спор о правде: сочинение

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей “дна” — грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели “дна” выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на “дно” жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного “дна”.

Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей “дна”? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительной лжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.

Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея “возвышенного обмана”, который позволяет человеку нести бремя “низких истин”, встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: “. чего тебе правда больно нужна. подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя”. Потом он рассуждает о “праведной земле”. Лука не вернув нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: “Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают”.

Таким образом, основная черта идеологии Луки — черта рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым, философия терпения — с философией угнетения, точка зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: “Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна. Одних она поддерживает, другие прикрываются ею. А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?” Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход — самоубийство Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.

Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: “Ложь — религия рабов и хозяев”, “Правда — бог свободного человека”. Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. “Человек — вот правда”, — утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека — значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. “Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит. гордо!”

Читайте также:
Что лучше истина или состраданье (Пьеса М. Горького «На дне»): сочинение

Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание — прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.

Пример сочинения 4

Пьеса максима горького «На дне», пожалуй, самое остросоциальное произведение писателя. Пьеса актуальна и для нынешнего общества нашей страны. Главные герои пьесы — это люди, которые сломлены и растоптаны жизнью. Они живу в городской ночлежке, которую писатель сравнивает с пещерой. Вокруг грязь и нищета. А свет, светящий с верху, еще сильнее подчеркивает, что обитатели действительно находятся на «дне».

Горький в своей пьесе поднимает острые социальные и бытовые проблемы. Жизнь обитателей этой ночлежки полна драматизма и тяжелых испытаний. У людей вынужденных жить в таких ужасных и опасных условиях нет ничего за душой, жизнь будто выкинула их за борт. Что сказывается на их поведении и отношении к окружающим. Они не обращают внимания на проблемы друг друга, не говорят по душам, не выражают сочувствие. Никто уже не обращает внимание на умирающую Анну. Никому не дела до ее страданий, даже ее мужу Клещу. Он ждет ее кончины, так как для него Анна обуза. Никому нет дела что Василиса избивает Наташу. Василиса, замужем за жестоким Костылевым, но является любовницей вор и карманника Пепла. Все знают об этом, и не обращают на это внимания.

Жители ночлежки понимают свое ничтожное и жалкое существование, но не предпринимают никаких действий для этого, чтобы выбраться из него. Они смирились и считают, что не в силах уже что-то изменить. Для них жизнь уже кончена. Единственное чувство, которое остро развито у них к друг другу – это презрение. Каждый считает себя выше и лучше другого.

Помимо социальных в пьесе подняты и философские темы. Жители ночлежки, выброшенные на «дно», поднимают темы о смысле жизни и ее ценностях. Спорят на разные философские темы. Одна из таких тем это, что лучше утешительная ложь или правда реальной жизни. Это вопрос наиболее сильнее всего задел главных персонажей пьесы, и вызвал большой спор среди них. Актер Лука, искренне считает, что утешительная ложь способна хоть немного вылечить и успокоить страдающую и искалеченную душу человека. Он пытается вселить в этих людей веру и надежду. Лука считает, что только доброе отношение способно его изменить.

Сатин, наоборот, считает, что только правда главнее и важнее всего для человека. Он высказывает мнение, что человек не должен никого жалеть. Жалеть – это значит унижать его достоинство. Он считает, что «вымышленная» правда способна погубить человека.

В пьесе нет положительных героев, однако вопросы и проблемы, которые они поднимают в своих разговорах, показывает, что эти люди, несмотря на те ужасные обстоятельства, в которых они оказались, духовно не потеряны для общества. И через столько много времени пьеса остаются актуальной. Она помогает сделать переоценку своих ценностей, посмотреть под другим углом на мир. Через все произведение проходит невидимая нить в призыве изменить этот мир. Сделать каждому, прочитавшему ее маленькую «революцию души и отношения к окружающим людям».

Пример сочинения 5
Роль Луки в пьесе “На дне”

Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия – только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает.
Другая точка зрения – та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них.

Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого.
Так кто же такой Лука? Горький дает ему имя евангелиста, что свидетельствует о хорошем отношении Горького к персонажу. Другая точка зрения критиков – его имя происходит от слова “лукавый”. Рассмотрим его действия в пьесе.

Его появление – завязка пьесы. До этого все жили в ночлежке, ни о чем не задумываясь. У каждого свои мечты, для исполнения которых те ничего не делают. Падшая девушка-проститутка Настя грезит о настоящей “роковой любви”, торговка Квашня гордится мнимой свободой, Васька Пепел упивается мнимой воровской свободой.

Чем больше ночлежники пытаются скрыть от самих себя действительное положение дел, тем с большим наслаждением начинают укорять во лжи окружающих. Каждый старается поддеть другого, унизить.
В такой обстоновке появляется Лука.

Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, “ни одна блоха н плоха”. Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте:
Анне помогает умереть спокойно, избавляет ее от волнений в последние часы, Актеру старается помочь избавиться от пьянства, Пеплу и Наташе предлагает поехать в Сибирь, чтобы обживаться там, Настю убеждает, что настоящая любовь возможна. Верит ей, когда та пытается доказать всем, что она любила.
Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага – он старается дать им толчок к действиям.
Однако это мало кто ценит – все лишь обвиняют его во вранье.

А между тем Лука не может действовать за других людей. Все они должны были действовать сами. Кто во что верит – тот того и придерживается. Актер не поверил в себя, он надеялся только на лечебницу.

Читайте также:
Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”).: сочинение

В самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает.Воодушевленные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер повесился, Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Анна умерла.
Философия ночлежников заключалась в том, что у них отнята надежда на будущее. Лука разрушил этот стереотип. Люди, лишенные теперь своей правды, потерявшие Луку в качестве поддержки, начинают затухать.

Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов – у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.

Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Первый вариант)

«Я мыслю, следовательно, существую».

Декарт

Л. Н. Толстому драма «На дне» не понравилась: она была неправдой, потому что её персонажи говорили чистейшим литературным языком, а не пользовались ни го­родским просторечием, ни крестьянским говором. И пьеса не может считаться копи- ей настоящего быта ночлежников. Этого Толстой принять или простить не мог.

Только горьковское произведение и не было предназначено для того, чтобы пощекотать нервы зрителя неведомым ему существованием опасных или непри­ятных людей.

Здесь решались вопросы не только жизни воров и бродяг, «бывших людей», но и вопросы жизни зрителей. Вообще всех людей, в России и за её пределами.

– Что такое человек?

– Что такое правда?

– Что такое жизнь и куда мы уходим потом?

– И существует ли мир на самом деле или «во что веришь, то и есть»?

– И каков этот мир.

Бубнов считает, что мир подлый и грязный. В каждом событии в пьесе он злой и прямой свидетель. Сатину он объяснит, за что били, Наташе — что в «ши­тье» Васьки Пепла «ниточки-то гнилые», Луке — что попал тот в воровскую ком­панию. Мир, говорит Бубнов, жесток, и если не хочешь убивать или быть уби­тым, нужно бежать нр самое дно жизни, спрятаться от неё. А главное, от людей. Добрых среди них нет, притворяются добрыми, чтобы обмануть, своего добиться. Как Настька, раскрашивают себя. Он и сам был раскрашен, думал, так и умрёт с жёлтыми руками, «а теперь вот они, руки. просто грязные(!)». И если умирает человек, надгробное слово у Бубнова короткое: «Кашлять перестала, значит». Для скорняка (и профессию ему автор подобрал — жестокую) на свете нет ни добра, ни любви, ни жизни.

Жесток и страшен мир несчастного Бубнова и на самом деле, и в его виде­нии. Живущий здесь просто ожидает прекращения болезней и нравственных мук.

Ещё один философ перед нами — это Сатин. В его «вселенной» много пре­красного — и людей, и книг. «Славная, брат, была человечинка сестра у меня. » «Дубьё. молчать о старике! . Старик — не шарлатан!» «Человек! Это — великолепно! Это звучит. гордо!» Он много читал, и из его прошлого опускаются «на дно», в подвал, похожий на пещеру, странные слова — не о еде, не о деньгах. Он и преступник нена­стоящий: «убил подлеца в запальчивости и раздражении». Ему тоже придётся произнести надгробное слово: «Эх, испортил песню. дурак!» Впервые в пьесе шу­лер заговорил. как шулер. Его мир — это мир иллюзий или страданий, потому что в нём нет места для труда: «Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?» Значит, нет и самой жизни, а есть только бессмысленное пребывание в бессмысленном ско­пище людей и водочный дурман.

Третий и самый непонятный исследователь жизни — странник Лука, появив­шийся неожиданно неизвестно откуда и пропавший бесследно, оставив после себя толки и споры как героев пьесы, так и зрителей и критиков. И никто не знает, в чём его вера. Умный и наблюдательный, он легко и быстро проникает в мечты встреченных им людей и подыгрывает их надеждам и иллюзиям. Это ему при­надлежит высказывание: «Во что веришь, то и есть». В таком случае, нет смысла в труде и борьбе: представь себе, что ты сыт и здоров, что счастлив и радостен твой жизненный путь. Но пока — Лука приятен всем и ему, кажется, приятны все: «Ни одна блоха не плоха. » Ему поверили все, а на умнейшего из ночлежни­ков «он подействовал. как кислота на старую и грязную монету». Но именно в нём вижу я трезвую оценку жестокого мира страданий: слишком быстро он со­риентировался в трагических следствиях драки Пепла с Костылёвым и слишком разумный для беспаспортного бродяги выход он находит. Но человек не может жить без иллюзий так же, как не может он жить без понимания жизни. И потому непонятен старый прохожий (или проходимец?) Лука.

Но как бы то ни было, мы получаем ответы на вопросы, которые мучают ге­роев пьесы. Материал с сайта //iEssay.ru

«Человек! Это не ты, не я, не они. » Нам ещё долго дорастать до Человека и создавать сначала иллюзорный мир, а потом превращать его в мир реальный, в котором всё равно останется страдание — сознание своего несовершенства.

«Правда — бог свободного человека». «Ложь — религия рабов и хозяев». Зна­чит, правда заключается в том, что не должно быть рабов, а значит — и хозяев.

Жизнь — это труд и борьба, любовь и забота, и после неё — ничего, что было бы доступно земному человеку.

Читайте также:
Романтические произведения M. Горького.: сочинение

И мир есть на самом деле, и это не лучший из миров.

И человек, если хочет стать Человеком, должен перестраивать мир для доб­ра. Должны появиться лечебницы «для организмов, отравленных алкоголем», женщины должны знать любовь и плакать от счастья, а труд должен стать радо­стью и удовольствием. «В этом — все начала и все концы.

Существует только человек, всё же остальное — дело его рук и его мозга!»

Мир иллюзий и мир страданий в пьесе М. Горького “На дне”

Толстому драма “На дне” не понравилась: она была неправдой, потому что ее персонажи говорили чистейшим литературным языком, без примеси городского просторечия или крестьянского говора, а сама пьеса не отражала настоящего быта ночлежников. Но горьковское произведение – не о быте людей дна. Здесь ставились более серьезные и важные вопросы. Что такое человек?

Что такое правда? Что такое жизнь и куда мы уходим потом? Существует ли мир на самом деле или “во что веришь, то и есть”?

И каков этот мир? Бубнов считает, что мир подлый

И, если человек умирает, надгробное слово у Бубнова короткое: “Кашлять перестала, значит”. Для скорняка (и профессию ему автор подобрал – жестокую) на свете нет ни добра, ни любви, ни жизни. Жесток и страшен мир несчастного Бубнова и на самом деле, и в его видении. Еще один философ – Сатин. В его “вселенной” много прекрасного: “Славная, брат, была человечинка

Это – великолепно! Это звучит… гордо!” Он много читал, ив его речи звучат странные слова из его прошлого – не о еде, не о деньгах… Он и преступник ненастоящий: “убил подлеца в запальчивости и раздражении”.

Сатину тоже придется произнести надгробное слово: “Эх, испортил песню… дурак!” В его мире нет места для труда: “Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?” Значит, нет и самой жизни, а есть только бессмысленное пребывание в бессмысленном скопище людей и водочный дурман. Третий и самый непонятный исследователь жизни – странник Лука, появившийся неожиданно, неизвестно откуда и пропавший бесследно, оставив после себя толки и споры как героев пьесы, так и зрителей и критиков. И никто не знает, в чем его вера.

Умный и наблюдательный, он легко и быстро завоевывает доверие людей и подыгрывает их надеждам и иллюзиям. Это ему принадлежит высказывание: “Во что веришь, то и есть”. В таком случае, нет смысла в труде и борьбе: представь себе, что ты сыт и здоров, что счастлив и радостен твой жизненный путь.

Но пока – Лука приятен всем и ему, кажется, приятны все: “Ни одна блоха не плоха…” Ему поверили все, а на умнейшего из ночлежников “он подействовал… как кислота на старую и грязную монету”. Но именно он, по-моему, дает трезвую оценку происходящему: Лука быстро сориентировался в трагических следствиях драки Пепла с Костылевым и нашел разумный выход. Но, как бы то ни было, мы получаем ответы на вопросы, которые мучают героев пьесы: “Человек!

Это не ты, не я, не они…”; “Правда – бог свободного человека”; “Ложь – религия рабов и хозяев”. Значит, правда заключается в том, что не должно быть рабов, а значит, – и хозяев. Жизнь – это труд и борьба, любовь и забота, и после нее нет ничего, что было бы доступно земному человеку.

И человек, если хочет стать Человеком, должен перестраивать мир для добра. Должны появиться лечебницы “для организмов, отравленных алкоголем”, женщины должны знать любовь и плакать от счастья, а труд должен стать радостью и удовольствием. “В этом – все начала и все концы… Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга!”

Українські шкільні твори:

Обличение социального зла в пьесе М. Горького “На дне” Открывается занавес, и зрители видят ночлежку для бездомных людей. Она находится в тесном подвале. “Потолок – тяжелые, каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”, “везде по.

“Бывшие люди” в пьесе М. Горького “На дне” Творческий замысел пьесы “На дне” относится к самому началу 1900 года. М. Горький собирался создать “цикл драм” из четырех пьес, каждая из которых посвящена изображению.

Проблема гуманизма в пьесе М. Горького “На дне” Одной из основных тем творчества Максима Горького стала тема стремления к новой жизни, к свободе личности человека. Пьеса Горького “На дне” – не исключение. “Свобода.

Символика и система образов в пьесе А. Чехова “Чайка” В основе символа лежит аллегория, но символ – это не однозначная аллегория. И именно таким есть главный символ пьесы – образ чайки. Этот образ связан.

Сочинение-эссе на тему “Смысл жизни” Над смыслом жизни тысячелетиями думают ученые, философы, поэты. А мне кажется, что я понимаю смысл жизни. Конечно же, понимаю я по-своему. И не умом, а.

Социально-философский смысл драмы М. Горького “На дне” Начало двадцатого века ознаменовалось появлением таких пьес, как “Вишневый сад” А. П. Чехова и “На дне” М. Горького. Эти два произведения были столь нетрадиционны по.

Концепция человеческой личности в произведениях М. Горького Для русских писателей второй половины XIX – начала XX века характерной особенностью являлось то, что в своих произведениях они рассматривали внутренний, душевный мир человека, его.

Отзыв о спектакле по пьесе А. Островского “Гроза” Пьеса А. Н. Островского “Гроза” не раз ставилась на сцене русского театра. Каждый из режиссеров и актеров хотел донести до зрителя свое понимание конфликта пьесы.

Роль античного мифа в пьесе Бернарда Шоу “Пигмалион” Среди самых известных произведении Бернардада Шоу – пьеса “Пигмалион”, которую автор назвал “романом в пяти актах”. В основе произведения лежит античный миф о скульпторе Пигмалионе.

Читайте также:
Романтические произведения М. Горького.: сочинение

Был ли выход у Катерины Кабановой? (по пьесе А. Островского “Гроза”) Пьеса Александра Николаевича Островстого “Гроза” была написана в 1860 году, в период общественного подъема в России. Сама история, рассказанная в пьесе, отражает типические конфликты эпохи.

Лука и Сатин в драме Горького “На дне” Первая проблема пьесы – философский спор о правде. Вторая – что лучше для обитателей ночлежки? 1) Ложь во спасение Луки. 2) Правда Сатина. Третья –.

Характеристика образа Беранже в пьесе Э. Йонеско “Носороги” Пьеса Э. Йонеско “Носороги” непривычная по форме, сюжету, хотя целиком понятна с точки зрения характеров. И это и не удивительно, ведь это пьеса абсурда. Именно.

Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М. Горького Писателя должно лихорадить от волнения и восторга. Р. Брэдбери Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, жуткие аккорды разбушевавшейся.

В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их.

Сочинение на тему честность Всех нас с детства учили, что врать нехорошо. Но почему, толком и не объяснили. Что такое честность и почему она так высоко ценится – я.

Відповідь на контрольне питання До ранньої творчості Максима Горького Які художні засоби використовує Горький у “Пісні про Буревісника” і в “Пісні про Сокола” для розкриття своєї основної думки? Основним художнім засобом тут є алегорія.

Проблематика пьесы М. Горького “На дне” В девятисотые годы в России разразился жестокий экономический кризис. После каждого неурожая массы разорившихся, обнищавших крестьян бродили по стране в поисках заработка. А фабрики и.

“Горда людина” М. Горького (по оповіданню М. Горького “Челкаш”) Людина – от правда! М. Горький “Челкаш” – одне з ранніх романтичних оповідань М. Горького. Він належить до циклу добутків письменника про босяків-обшарпанцях і кримінальниках.

ЧТЕНИЕ И ПАМЯТЬ – О книге о чтении Літературне читання 2 клас – И. Н. Лапшина – 2012 О книге о чтении ЧТЕНИЕ И ПАМЯТЬ “В одно ухо вошло, в другое вышло”. Знаешь.

Сочинение на тему “Жизнь и судьба” или “Человек – хозяин своей судьбы” Нелегко размышлять над таким понятием, как “судьба”. Конечно, я часто слышу это слово от взрослых. Но разные люди понимают судьбу совершенно по-разному. Одни говорят, что.

Сочинение на тему “Биология в нашей жизни” Зачем нужна биология как наука? Какую роль она играет в нашей жизни? Почему ее обязательно учат в школе? Биология – эта наука об устройстве всей.

В чем счастье человека? Отвечая на вопрос о счастье, одни находят его материальном благополучии, другие – в общении, третьи – в работе, четвертые – в любви… Наверное, сколько людей.

Сочинение на тему “Вера в Бога” Мне еще немного лет, но я уверен, что вера и религия – это разные вещи. Вера живет в душе человека, в его сердце. Религия –.

Твір на тему: “Що таке дружба?” Очень важное место в жизни практически каждого человека занимает такое приятное явление, как дружба. Что такое дружба? Как ее понимают люди и что общего можно.

Сочинение-рассуждение на тему счастье Сложно рассуждать о таком понятии как счастье. Для каждого человека слово счастье имеет свое особое значение, связанное с тем, как складывается его жизнь. Что такое.

Художественное своеобразие романа М. Горького “Мать” В истории мировой литературы можно найти немало примеров того, что новое время часто ставит художника перед необходимостью переосмысливать традиционные методы творчества. С подобной ситуацией мы.

Сочинение на тему “Ценность человеческой жизни” вариант 1 Говорят, что ребенок – это маленький цветок на поле жизни. А я бы сказал, что любой человек, и взрослый тоже – уникальный жизненный цветок. Я.

Лень и покой – синонимы? Я думаю, что нет, не синонимы. И вот какие у меня аргументы. Многим кажется, что лентяи постоянно находятся в полном покое: им нет ни до.

Сочинение-рассуждение на тему человек В понятие “человек” заложен глубокий смысл, значение его можно рассматривать с разных сторон. С точки зрения биологии, это всего лишь один из видов живого на.

Сочинение на тему “Личность”, “Я личность” Кто такая личность? Не каждого человека можно так назвать. Надо обладать определенным набором черт характера и душевных качеств, чтобы иметь право им называться. Часто можно.

Сочинение по пьесе На дне Горького 11 класс

Еще в годы существования Российской империи Горький прославился как народный писатель, выразитель чаяний простых людей огромной страны.

Герои его произведений – зачастую обычные персонажи, присущие тем годам. Но в их душе тлеет огонек протеста против существующей действительности и нужно лишь немного духовного «угля», чтобы костер запылал уже в полную силу. Часто в них есть и душевный надлом, полученный в прошлые года, и они всячески пытаются нивелировать его последствия. Перечисленному выше описанию отчасти, хоть и в меньшей степени, подходят герои легендарной пьесы «На дне». На театральных подмостках ее визуализировал сам К. Станиславский на сцене МХТ. Это тоже показатель уровня произведения. Эксклюзивности добавляло и то, что пьеса имела ограниченное распространение из-за остросоциальной тематики.

Название не случайно, ведь все персонажи действительно находятся на дне жизни. Они раздавлены, их социальный статус оставляет желать лучшего. Здесь и бывшие актеры, и воры, и разорившиеся дворяне. Во главе ночлежки стоят такие же «опустившиеся» люди, только с наличием некоторого достатка и постоянной работой.

Читайте также:
Ранний романтизм М. Горького (Второй вариант): сочинение

Удивительно, как нищета и бедность придавливает героев, не оставляя место жалости и состраданию. В одном помещении умирает женщина Анна, но ее мужу и всем остальным плевать, потому что в такой среде смерть – дело обычное. Это скорее освобождение от проблем, чем трагедия.

Общество давно не считает их за людей, но они сохранили остатки гордости. Друг друга герои презирают, считая, что положение каждого из них еще хуже, чем у него самого. Герои перестали бороться за свой статус: психическое ли это отклонение или просто ночлежное общество им ближе – непонятно.

Некую частицу веры в себя им возвращает одинокий странник Лука, всячески поддерживающий местных обитателей словом и делом. Особенно примечателен его постулат о том, что ложь на благое дело не так уж и предосудительна.

В грязи сырой ночлежки персонажи находят время, чтобы пофилосовствовать и подумать о смысле бытия. Это показатель того, что в любых условиях человек задумывается о своем предназначении.

2 вариант

Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне». По школьной программе она изучается учащимися 10 класса. И неспроста, ведь данное произведение можно назвать максимально глубокомысленным, красивым с точки зрения стилистики языка, но, к огромному сожалению, правдивым и печальным, так как в нем описаны реалии жизни.

Главными героями произведения являются люди, оказавшиеся на социальном дне общества. к их числу относятся бомжи, проститутки, бедняки и другие. Они обитают в ночлежке, которую содержит местный относительно состоятельный человек. Но как получилось так, что все персонажи оказались здесь? Каким образом судьба завернула их так? Это грустно и печально. Ответы на эти вопросы Горький дает в своем произведении четкие и ясные.

У каждого свой путь жизненный.

Мне кажется, что Максим Горький хотел донести к читателю мысль, что несколько пороков могут полностью сломать жизнь человека. Сменить ее полюс с положительного на отрицательный. И тотально. К таким человеческим слабостям и недостаткам, а также порокам относятся алкоголизм, чревоугодие, проституция, лень, отсутствие силы воли и мягкотелость.

Печальный пример Клеща. Но если по правде сказать, то он заслужил такое отношение жизни к себе. Он был злым, жадным и потому оказался в ночлежке. Клещ – это такой тип людей, который извечно чем-то недоволен, портит настроение окружающим, думает лишь о себе. Таких людей должно быть поменьше.

К примеру Настя. Она натура тонкая, душевная. Но живет в грязи и разврате. Ее не уважает никто, даже соседи в обиталище. Девушка занимается выдумкой романтических историй о своем молодом человеке, мечтает о любви, но при этом с нее все смеются. Жизнь ее треплет.

Думаю, что одна из основных идей произведения состоит в том, что человек сам летит на дно и сам сможет подняться, если этого захочет. Это и перспектива, и опасность.

Каждый из обитателей ночлежки губил и губит себя самостоятельно. И тут им ничто извне не сможет оказать помощь.

Великий писатель Максим Горький дает иллюстрированное и словесное объяснение таким гнусным поступков. Надо стремиться к саморазвитию и прийти от саморазрушения к нормальной жизни.

Сочинение по пьесе На дне

Максим Горький жил необычной жизнью. Всю свою жизнь он отдал творчеству. Все его произведения пронизаны глубоким смыслом. Самой главной в его жизни стала пьеса «На дне», которую он написал в 1902 году.

Горький писал о своей пьесе: «Это будет страшно». Он проводил свое время в размышлении над названием пьесы, учитывая все тонкости, меняя названия: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно». Само произведение выступает как спор о правде. Абсолютно у всех действующих лиц свое мировоззрение.

Мнение Сатина является важным. Он придерживается правил, что обман является религией рабов, а правда – богом свободных людей. Он утверждал, что человека не нужно жалеть, а нужно почитать. И вообще, по его мнению, каждый должен рассчитывать только на себя.

Лука, еще один герой пьесы, который является полной противоположностью Сатина, уверен, что ложь во благо. Своей ложью он пытается обнадежить человека. Он добр и отзывчив, но его методы всего лишь иллюзия, которую он рисует окружающим.

Нужно понимать, что всё зависит от человека, от того, что он выберет силу или слабость. Ведь постоянная ложь ничему хорошему не приводит. В центре оказались люди, которые находятся в низах общества. Эти люди не могут решать все вопросы самостоятельно.

И что же является самым печальным в произведении? Самым печальным является то, что персонажи недовольны реальностью, которая окружает их. Они не принимают мир, который их окружает, и не принимают, что их жизнь – дно, и хуже уже некуда.

Максим Горький своим произведение пытался донести, что сила в истине, и каждый человек кузнец своего счастья. Не нужно выстраивать перед собой иллюзии, и если человек опустился на дно из-за каких-либо обстоятельств нужно брать себя в руки, а не плыть по течению. Автор в своей пьесе изобразил безвольных, слабых людей, которые не могут противостоять горести, а только пытаются вызвать сострадание. Горький призывал людей задуматься, как не оказаться на «социальном дне», что не стоит спускать все на тормозах, нужно верить в себя и стараться всё изменить. Ведь всё происходящее в произведении, и сейчас может произойти, не нужно опускать руки.

4 вариант

Многие писатели в своих произведениях описывали противоборство реальности и мечты. Максим Горький не стал исключением. В 1902 году прозаик написал одну из самых знаменитых своих пьес «На дне». Произведение не только «разошлось на цитаты», но и было показано на многих мировых театральных площадках.

Читайте также:
Ложь во спасение Луки: сочинение

Действие пьесы разворачивается в ночлежке, которой владеет Михаил Костылев. Постояльцы этого заведения в основном люди без постоянного дохода, пьяницы и воры. Горький показывает читателю «дно» жизни, но многие обитатели этого заведения все еще не потеряли надежду, которая и дает им силы жить дальше. Но писатель дает понять, что во многом реальность преобладает над мечтой.

Максим Горький описывает острые и актуальные социальные проблемы того времени. Одна из героинь произведения мечтает о любви, но реальность для двадцатичетырехлетней Насти – это книга «Роковая любовь» и непристойная работа. Еще один персонаж – Васька Пепел. Молодой человек, в свои 28 лет, уже был заядлым вором и «отсидел» несколько сроков. Но все же герой мечтал о нормальной жизни, постоянной работе и семье с Наташей. Для того чтобы избавиться от воровского прошлого, Ваське надо уехать в Сибирь. Но по воле обстоятельств он вновь попадает в тюрьму за убийство хозяина ночлежки – Михаила Костылева. Жестокая действительность «давит» на Василия, а Наталья не верит в искренность его чувств. С трагизмом реальности сталкивается и Андрей Митрич, по прозвищу Клещ. Всю жизнь он проработал слесарем, но смерть жены усугубляет его положения, и для того чтобы хоть как-то существовать, Клещ продает свои рабочие инструменты и обрекает себя на еще большую нищету. Так Андрей Митрич стал полноправным жителем ночлежки, с таким же социальным статусом, как и все ее обитатели.

Многим персонажам автор намеренно не дает имен. Например, Горький рисует образ бывшего Актера, ни разу не называя его по имени, а из собственных воспоминаний актера читатель узнает, что на афишах его фамилия звучала как Сверчков-Задунайский. Благодаря одному из жителей ночлежки, страннику Луке, у актера появляется мечта – излечиться от пьянства. Но и здесь в жизнь актера «вмешивается» суровая реальность – бесплатных больниц для алкоголиков не существовало.

Максим Горький, на примере персонажей пьесы «На дне», описывает нищую и жестокую реальность, показывает читателю конфликт действительности и мечты. Автор дает понять, что человек может оказаться на «дне» даже из-за собственной слабости, а эта проблема актуальна и сегодня.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению На дне

Популярные сегодня темы

Перу русского писателя двадцатого века, Борису Васильеву, принадлежит ряд прозаических произведений о Великой Отечественной войне. К таким произведениям относится повесть «А зори здесь тихие…»

Многих мучает вопрос, отличник – это хорошо или плохо. У этого вопроса, как и у многих других, есть две стороны медали. Если говорить о положительных моментах, то у отличников всегда хорошая репутация

Сколько в мире зла и несправедливости, но доброта сердец способна все-таки убрать плохое. Чем больше будут совершаться бескорыстных добрых дел, тем лучше станет окружающий мир

Что означает цвета на георгиевской ленте? В России они обозначают императорские символы: черный цвет обозначает двуглавого орла, а желтый цвет обозначает государственный герб

Произведение является одним из ранних рассказов писателя, повествующим об истории двух влюбленных, являющихся типичными представителями нелепого, тихого, обывательского мира.

Романтизм в ранних рассказах Горького сочинение

В рассказах Максима Горького романтизму уделяется много строк. Так, например, в рассказе «Макар Чудра» Горький пишет о цыганах и их любви, в его произведениях все люди честны как перед собой, так и перед обществом. Цыгане рассказывают о своей любви и о свободе, об этом рассказывает и Макар Чудра.

Макар Чудра рассказывает о том, что он не понимает, почему цыгане живут так тесно когда на земле много свободного места. Ведь можно выбрать из огромного количества степей и полей. Все люди тяжело работают на одном месте и все равно остаются бедными, а могли бы колесить по свету. Горький считает, что каждый человек может черпать силу от природы, как это делают цыгане.

Максим Горький обращается к образам природы и считает это романтической чертой. Описание природы завершает всю картину действий, что происходит с персонажами рассказов писателя. В описании бури, моря и ветра Горький находит романтические переживания. Наверное, поэтому рассказ «Макар Чудра» и заканчивается песней моря это своего рода гимн.

Во всех произведениях Горького он пишет о том, что человек природное существо, но город очень испортил понятия о любви и нежности. Горький, который пишет о босяка, считает их детьми природы, они конечно бедные, но имеют свою гордость и честь.

В рассказе «Девушка и Смерть» Максим Горький противопоставляет любовь и гибель. Горький в своих произведениях не уделяет внимание быту, в его рассказах босяки свободные люди и живут вольно по сердцу. Горький описывает своих героев так если человек злодей, то он без капли добра, а если добрый, то до последнего своего вздоха. Так Ларра является злодеем, а Данко добрый человек, который спасает людей и своим добрым сердцем освещает им жизнь.

Горький в своих произведениях всегда прославляет добро. Словно в русских народных сказках добро всегда должно побеждать зло. Ларра гордец он презирает всех людей, он полный эгоист. Его ничего не волнует кроме самого себя, в итоге цыгане его изгоняют. Данко, наоборот, в нем горит пожар любви и человеколюбие. Он готов ради других пожертвовать собой его считают героем.

Максим Горький создает героев, которыми хочется гордиться, в его рассказе «Песни о Соколе» его персонаж умирает не зря. Он пишет о героях, на которых может равняться читатель. Максиму Горькому нравится воспевать героев и стыдить злодеев. В его рассказах можно прочитать о чести, о доблести и как не стоит поступать в жизни.

Сочинение Романтизм в рассказах Горького

Алексей Пешков, он же писатель, прозаик и драматург Максим Горький, для русской и советской литературы фигура знаковая. По популярности своих произведений он мог сравниться с А.П. Чеховым и Л.Н. Толстым. Певец революции с философскими взглядами Ницше на человека и его природу. Рано осиротевший, с детства зарабатывающий себе на жизнь, Алексей Максимович познал вся тяготы жизни «на дне». Именно поэтому он выбрал себе псевдоним – Горький, который соответствовал его жизни. Позднее он напишет о своей юности, что никогда не ждал счастливого случая. Молодой Пешков рано осознал, что человека создает его сопротивление окружающей среде.

Читайте также:
Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы: сочинение

Большинство произведений автора отражают тяжелую судьбу низших социальных слоев. За что его однажды резко раскритиковал Л.Н. Толстой, у которого эта тема вызывала раздражение. Ранние же рассказы, отмеченные влиянием романтизма, резко отличаются от его зрелой прозы. Они объединены общей идеей и впоследствии были оформлены в единый сборник. Сюда относятся: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе», «Челкаш» и несколько других.

Признаки романтического направления в рассказах М. Горького:

  • живые образы природы, она не только фон, но и полноправная участница процесса;
  • рассуждения о добре и зле;
  • поиск смысла жизни;
  • форма притчи, легенды;
  • особенности композиции;
  • любовь героев к людям;
  • тема героизма и самопожертвования.

Окружение автора и литературные критики долго не принимали этих произведений. Когда М. Горький показал свой рассказ «Старуха Изергиль» В.Г. Короленко, тот был шокирован и воскликнул: «Дорогой мой, это же романтизм! А он давно скончался. Вы поете не своим голосом». И действительно, время романтизма, казалось бы, давно прошло.

Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Для него автор выбирает формую обрамления. Книга по своей композиции напоминает слоеный пирог: легенда о Ларре, факты из жизни самой героини, легенда о Данко. В таком соседстве история Изергиль тоже напоминает романтическую притчу. У трех «слоев» этого рассказа общая фабула – поиск смысла человеческой жизни и разные подходы к ней. Изергиль, как и Данко, всегда жила любовью к людям и способна на жертвенные поступки ради любви. Ларра противопоставлен Данко, первый герой гордый, эгоистичный, за что и был наказан.

Рассказ «Челкаш» повествует нам о судьбе «честного» и принципиального вора Григория. Честный вор, в принципе, понятие парадоксальное. М. Горького привлекали такие люди. Он всегда с интересом относился к ворам и карточным шулерам, считая их сродни актерам и художникам.

В рассказе «Песнь о Соколе» М. Горький восклицает: «Рожденный ползать, летать не сможет». Это становится своеобразным приговором для человечества. Алексей Максимович не верит в то, что люди могут измениться. Это не хорошо и не плохо. Он за последовательность поступков. Не должен злой пытаться совершать добро и наоборот. Эта же мысль звучит и в другом его рассказе, где вор, скрываясь от погони, находит младенца, подкидыша. Жертвуя собой, мужчина несет ребенка в полицейский участок, где оказывается, что малыш уже мертв. Пытаясь его согреть, вор задушил младенца.

При этом М. Горький верит в величие человека. Сразу в нескольких его произведениях звучит мысль: «Человек – это звучит гордо».

Цикл романтических рассказов занимает важное место в творческом наследии писателя.

Также читают:

Картинка к сочинению Романтизм в рассказах Горького

Популярные сегодня темы

Чудиком героя называла жена за то, что с ним часто что-нибудь случалось. Однажды он решил съездить к старшему брату на Урал. Они не виделись 12 лет. Чудик легко говорил всем о предстоящей дороге, как о чем-то обыкновенном.

Роман в стихах, несмотря на неопределенный конец, представляет собой произведение, обладающее продуманной структурой.

Бытие Михаила Юрьевича Лермонтова достаточно тесно переплетается с его творческой деятельностью, что не может заинтересовать читателя его произведений. О Лермонтове часто говорят с неким уважением и величием

Куприн Александр Иванович прекрасный русский переводчик и писатель. Он родился в краях Пензы. Эта личность, своими работами, наполнил сборник русской литературы. Данный человек, перенёс тяжёлые годы жизни, стал мигрантом

Лермонтов написал огромное количество разных произведений и одним из них является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Именно его и издал писатель еще до того как умер.

Романтизм в творчестве Горького

Автор: Guru · 18.07.2017

Романтизм как направление в литературе возник в конце 18 — начале 19 века, наибольшее распространение в Европе получил в период с 1790 по 1830 годы. Основной идеей романтизма было утверждение творческой личности, а особенностью — бурное изображение эмоций. Основными представителями романтизма в России были Лермонтов, Пушкин и Горький.

Романтизм ранних рассказов Горького

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.

Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.

Основные черты

Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.

Читайте также:
Спор о человеке в драме М. Горького На дне: сочинение

Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.

Что такое революционный романтизм?

Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.

Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.

Старуха Изергиль

В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ. Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо. Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.

Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.

Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто. Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов. Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.

Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди. Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает. Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Челкаш

Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу. Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.

Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.

Также мы видим, как по ходу повествования меняется характер Гаврилы, и если вначале мы испытывали к нему жалость и сострадание, то в конце они превращаются в отвращение. Главной идеей рассказа является то, что неважно, как ты выглядишь и чем занимаешься, а важно то, что у тебя на душе, самое главное — всегда оставаться порядочным человеком в любом деле. Эта мысль сама по себе несет революционный посыл: как это неважно, чем занимается герой? Значит, и убийца сановной особы может быть порядочным человеком? Значит, и террорист может взрывать карету его превосходительства и сохранять при этом нравственную чистоту? Да, именно такую вольность сознательно допускает автор: не все порок, что осуждает общество. Революционер убивает, но при этом его мотив священен. Прямо сказать об этом писатель не мог, поэтому он выбрал отвлеченные примеры и образы.

Читайте также:
Как сосуществуют в произведениях М. Горького Старуха Изергиль и На дне мечта и реальность?: сочинение

Особенности романтизма Горького

Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.

Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.

Сочинение на тему «Художественное своеобразие романтических произведений Горького»

Перед вами сочинение, посвященное анализу творчества Максима Горького. В сочинении рассматриваются следующие произведения автора: Песнь о Буревестнике, Песня о Соколе, Макар Чудра, Старуха Изергиль. Сочинение предназначено для старших классов (9 — 11).

Художественное своеобразие романтических произведений Горького

Максим Горький в своем раннем творчестве («Песнь о Буревестнике» (1901 г.), «Песня о Соколе» (1895 г.), «Макар Чудра» (1892 г.), «Старуха Изергиль” (1896 г.)) реализовал мысль о человеке- деятеле, борце, герое. Это было необычно для литературы того времени. Его произведения с романтическими героями потрясли русского читателя верой во всемогущество свободного человеческого духа, страстной, всезахватывающей жаждой обновления, жизнеутверждающей верой в подвиг.

В своих легендах и сказках молодой писатель противопоставляет людям рабской души свободного и гордого героя, способного на самопожертвование во имя блага людей. Таким героем является, прежде всего, Данко из повести “Старуха Изергиль”.

Повесть состоит из трех рассказов, казалось бы, не связанных между собой. Но их объединяет и делает единым целым основная идея — стремление выявить истинную ценность человеческой жизни. В образах главных героев мы так же видим черты, объединяющие их — это молодость, красота и сила, энергия и сила жизни, любовь к свободе и независимости. Обладая этими прекрасными качествами, все три персонажа оказываются совершенно разными людьми. Наделяя своих героев схожими чертами, Горький подчеркивает, что недостаточно обладать блестящими свойствами, чтобы вызвать восхищение, необходимо умение наполнить свою деятельность подлинно гуманистическим смыслом, беззаветным служением людям. Писатель-гуманист выступает против бездумного преклонения перед отдельно взятыми, отвлеченно оцененными достоинствами. Этого глубоко недостаточно, чтобы носить высокое звание Человека.

Через образы Данко и Ларры, пользуясь антитезой, Горький показывает читателю, как высоко предназначение человека — творить подвиги! Ведь даже сила характера гордого сына орла меркнет в сравнении с костром всеозаряющего сердца Данко. Данко погиб, но он погиб, чтобы жить в благодарных душах людей, спасенных его любовью к ним.

Мотивы подвига во имя народа, проблемы счастья не новы в русской литературе, но мысль о том, что счастливым становится человек, отдавший жизнь за народ — это было тем новым, что прозвучало в русской литературе накануне революционного двадцатого столетия.

Аналогично, на антитезах строит Горький свою концепцию человека в «Песни о Соколе» и «Песни о Буревестнике«. Нас зачаро­вывает гордый, рвущийся в небо Сокол и отталкивает обывательски спокойный, олицетворяющий рутинное мещанство Уж. Смелый Буревестник, жаждущий борьбы и прячущийся в утесах «глупый Пингвин» — такие противопоставления, яркие языковые обороты, обилие метафор и сравнений — все это служит не только форме, но и содержанию, формированию идейного смысла романтических произведений Горького. Эти произведения объединяют мотив героической самоотверженности и прославление активности, способности действовать, совершать подвиг.

«Пускай ты умер! Но в песне смелых и сильных духом всегда ты будешь живым примером, призывом гордым к свободе, к свету!».

Так понимает писатель предначертание человека и зовет его за собой на подвиг. Человек достоин полета, как Буревестник и Сокол, «безумству» которых «поем мы песню«.

Песни Горького-романтика — это горячий призыв к свершениям, движению вперед, к преодолению жизненных бурь и гроз. Жизнь спокойного, не озерного ни порывом, ни страстью Ужа, рожденного «ползать», жирного Пингвина, что прячется от жизни в каменном утесе или гордого и сильного, но не умеющего любить людей Ларры — все это проявление лишь жалкого существования, подобного медленному умиранию.

Горький призывает людей быть дерзновенными «безумцами» в жизни, способными послужить людям и отыскать место в своей жизни для подвига. В его произведениях все работает на этот призыв: и яркие описания романтических героев, и использование звонких метафор и сильных речевых оборотов:

«Что я сделаю для людей?!» — сильнее грома крикнул Данко».

Гиперболические изображения и чарующие пейзажи молдавской ночи, или безграничной степи, или высокого чистого неба — все эти приемы помогают писателю вести человека к духовному преобразованию. Человек должен знать и любить красоту, иначе подвиги могут оказаться безрассудством.

Произведения Горького учат нас любить прекрасное, любить людей и жить с пылающими сердцами.

Надеюсь, вам понравилось сочинение на тему «Художественное своеобразие романтических произведений Горького».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: