Мое отношение к героям пьесы М. Горького На дне: сочинение

Сочинение по пьесе На дне Горького

Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в 1902 году. В этот период развиваются капиталистические отношения, что приводит к массовому разорению трудящихся. Тысячи людей остались без средств к существованию, поэтому многие из них оказались на «дне» жизни. Горький показывает условия жизни, что толкают на ее «дно».

Действие происходит в мрачном подвале, похожем на пещеру. Мы видим убогую обстановку, грязь, болезни, пьянство, озлобление. Люди, которые здесь обитают, никому не нужны. Все они попали сюда по разным причинам, но раньше все они чем-то занимались. Среди них есть те, кто сохранил свою работу – слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня. Хозяева их жизни – держатели ночлежки Костылевы.

Клещ, например, считает, что он здесь временный человек, хочет много, упорно и честно работать, чтобы выбраться отсюда. У него есть надежда, которой он живет. Сатин – бывший телеграфист, интеллигент, а сейчас превратился в пьяницу. Актер, которого все так и называют, – спившийся актер. Как мы видим, эти люди пьют, чтобы как-то скрасить свою безрадостную жизнь. Ведь им больше ничего не остается делать. Есть в этой ночлежке и другие обитатели: Настя, Барон, жена Клеща Анна, Пепел. В душе все эти люди друг друга ненавидят, они все озлоблены, но пытаются приладиться друг к другу.

С появлением странника Луки начинают развиваться события. Этот старик перевидал многое в своей жизни. Он понял, что нельзя прожить без сострадания, жалости к ближнему. И поэтому утешает всех, как может. Лука вселяет в души ночлежников новые мечты, иллюзии, которые, по его мнению, сглаживают их тяжелую жизнь. Он единственный, кто подходит к умирающей Анне и утешает ее в последние часы перед смертью. Он рисует перед Васькой Пеплом картины счастливой жизни в Сибири. Актера старик подбадривает рассказами о больницах, в которых лечат от алкоголизма. Почти для всех Лука находит доброе слово утешения и участия.

С исчезновением Луки жизнь обитателей ночлежки становится еще тяжелее. Разбередил Лука ночлежников, но их жизнь не в силах изменить ни «правда» Сатина, ни «сказки» старика. Васька Пепел арестован. Актер покончил с собой… Все возвращается на круги своя. Как жить? Во что верить?

Образом Луки Горький показывает, что путь примирения с действительностью несостоятелен. Другой путь – это борьба, и к этой борьбе призывает Сатин. Он осуждает ложь Луки и считает ее религией рабов и хозяев. Основная идея пьесы – вера в человека.

На дне. Сочинение 2

Произведения Максима Горького всегда были написаны с каких то реальных случаев или событий из жизни. Отличались они тем, что в них описывалась вся правда той жизни, которая окружала писателя. Это могли быть как интеллигентные люди, честно зарабатывающие свой кусок хлеба, так и бездомные скитающиеся от ночлежки к ночлежке и побирающиеся случайными подработками.

Пьеса «На дне» была создана М. Горьким в 1902 году. В ней были настолько красочно и реалистично отражены проблемы того времени, настолько актуальны, что произведение практически моментально получило широкую признательность публики. В пьесе автор показал проблему пьянства во всей неприглядности, окружающую нищету и жестокие условия существования людей, кто махнул на свою жизнь рукой и просто плывет по течению. До этого тема босячества, жизни на самом дне общества не поднималась и была для всех в новинку. Другие авторы освещали различную тематику жизни русского народа, но этот аспект обходили стороной.

Именно интерес М.Горького к людям живущих на дне общества превратил пьесу в настоящую психологическую драму. Герои произведения высказывают свои мысли о том каким должно быть добро, справедливость, счастье. Почему они несчастны, а жизнь к ним несправедлива. Например, в рассуждениях Сатина о роли человека в обществе, предназначении в жизни, о совести, добре и зле, есть фраза – «Человек звучит гордо». Фраза со временем стала крылатой и широко используется и в наши дни.

Сатин является поборником горькой правды, презирает нравственность, и во всю доказывает что не стоит и пытаться что-то делать, для того чтобы изменить свою жизнь или себя. Лука же, мечтатель, и считает что жителям ночлежек нужно дать мечту. Вранье для блага по его мнению имеет право на существование. На поверку он оказался пустозвоном, человеком который не умеет держать свое слово. Он сбежал из ночлежки, как только почувствовал что его вранье, которое он называл мечтой, может раскрыться. Горькая правда Сатина оказалась тоже не совсем тем, что нужно было людям с обочины жизни. Клещ из-за него лишился уверенности в себе, прекратил все попытки изменить себя и вернутся к нормальной жизни.

В пьесе М.Горький дает понять, что в мире могут выжить только сильные личности, которые умеет крепко стоять на ногах, несмотря на жизненные невзгоды. Слабым и беззащитным, лучше уйти с их пути, опуститься на дно. Однако смысл пьесы не естественный отбор. Идея – показать, что те кто оказались на дне, сами опустили руки, и даже не хотят попытаться что то сделать, чтобы подняться оттуда. И нужно понимать, никогда нельзя сдаваться в борьбе за свое существование, даже если на пути могут встретиться очень большие преграды.

Читайте также:
Конфликт двух мировоззрений в рассказе М. Горького Челкаш: сочинение

Сочинение Мечта в произведении На дне

Мечта – это важный механизм, который заставляет человека жить и двигаться вперед. Многие русские писатели в своих произведениях делали акцент на теме грез. Максим Горький в своей пьесе «На дне» показывает, как потеря мечты может изменить человеческое существование. Несмотря на то, что книга написана в 1902 году, проблемы, которые автор озвучивает в произведении, актуальны и сегодня.

Главные герои драматической пьесы «На дне» – это низшие слои населения, которые живут в съемных квартирах. Хозяин ночлежки – Михаил Костылев и его жена Василиса Карповна. Этих персонажей нельзя отнести к положительным героям, но все же и у них есть мечта. Содержание ночлежки преследует собой корыстные цели. Обогащение – это предел грез Костылевых. Но в ночлежки, которая принадлежит семейной паре, живут люди, которые мечтают изменить свою жизнь.

Тема мечты больше всего раскрывается в эпизодах с участием Актера. Это бывший работник театра, который из-за болезни потерял доступ к сцене и стал много пить. В грезах он снова возвращается к своей театральной карьере. Благодаря страннику Луке актер верит в свое чудесное исцеление и возвращение к актерской деятельности. Но, когда Лука исчезает, актер не может самостоятельно завершить свой путь к мечте, ему не хватает силы.

Еще один мечтатель, живущий в ночлежке, вор Васька Пепел. Этот человек мечтает забыть свое воровское прошлое и начать новую жизнь с Натальей, где-нибудь в Сибири. Васька пример того, что если не работать над поставленной целью, то мечта так и не станет реальностью. В этом пристанище для нищих и обездоленных живет юная Настя, которая мечтает обрести любовь, о которой пишут книги. Но ее мечтам противоречит ее профессия падшей женщины. Анастасия не в силах бросить ночлежку и начать новую жизнь.

Такая же судьба ожидает и остальных обитателей костылевской ночлежки. Мечтой Клеща, старого слесаря, было обрести свободу и благополучие. Но после смерти жены его жизнь стала еще хуже, ему пришлось продать свои инструменты, и он потерял последний способ заработка.

Максим Горький, в своем произведении, рисует не радужную картину: все герои пьесы не могут обрести желаемое и исполнить собственные мечты. Именно мечта является объединяющим ключом всего произведения. Постоянные неудачи и жизнь на «дне» социальной лестницы убивает мечты жителей ночлежки. Текст произведения дает понять, что жизнь без мечты теряет истинный смысл.

По пьесе На дне

Популярные сочинения

Иван Алексеевич Бунин в своем произведении «Легкое дыхание» раскрывает одну из основных тем своего творчества: тему любви и смерти. Он представляет перед читателями жизнь гимназистки Оли Мещерской

А. С. Пушкин – величайший русский поэт. Он стал не только основоположником современного литературного языка, но прославился многочисленными рукописными шедеврами. Все известны его уникальные поэмы

Мечты – одни из самых важных вещей в жизни человека, которые определяют его дальнейший жизненный путь и помогают формировать характер. Мечтая, люди окунаются в мир фантазий

Сочинение на тему «Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне)»

“На дне” — сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Горький дает в ней два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них.

Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Именно они выражают две правды, две точки зрения на человеческую судьбу. Насколько разнятся между собой эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей.Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру — о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: “Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего. Смерть — она все успокаивает… Помрешь —отдохнешь…” Но эти утешения никому не помогли, так как герой не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Например, Анна перед смертью, вопреки уверениям Луки о счастливой загробной жизни, мечтает хоть немножко пожить. Пеплу предстоит попасть на каторгу за убийство Костылева. Актер после ухода старика потерял найденную было веру и повесился. Слабость странника очевидна. Но нельзя забывать и о его положительной роли в пьесе. Это он, “старая дрожжа”, как его назвал Сатин, “проквасил” жителей ночлежки, возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего чувство человеческого достоинства. Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит в возможность решительного переустройства жизни, поскольку считает, что человек слаб изначально. Исходя из подобного мировоззрения, герой стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди. Его правда — утешительная ложь.

Читайте также:
Драма пустой души по роману-эпопее М. Горького Жизнь Клима Самгина.: сочинение

Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе босяка Сатина. Сатин — борец за истину. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили героя. И вспоминает он об этом легко, с любовью к девушке: “Славная, брат, была человечинка сестра у меня!” Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода — облегчения страданий — в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что зтот герой выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: “Человек — свободен, он за все платит сам”. Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием персонажа. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке. Какова же его правда? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, герой решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее “религией рабов и хозяев”.

Таким образом, в драме сосуществуют две правды: правда Луки, с ее безличностной добротой, христианским смирением, с ее “святой ложью”, и правда Сатина, d чем-то жестокая, но гордая — правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее. Но, как мне кажется, это не означает, что путь Сатина лучший, просто таково устройство нашего безжалостного мира, где даже добро “должно быть с кулаками”.

Аргументы к итоговому сочинению из пьесы Горького «На дне» .Мечта и реальность, Доброта и жестокость. Месть и великодушие.

Пьеса максима горького «На дне», пожалуй, самое остросоциальное произведение писателя. Пьеса актуальна и для нынешнего общества нашей страны. Главные герои пьесы — это люди, которые сломлены и растоптаны жизнью. Они живу в городской ночлежке, которую писатель сравнивает с пещерой. Вокруг грязь и нищета. А свет, светящий с верху, еще сильнее подчеркивает, что обитатели действительно находятся на «дне».

Горький в своей пьесе поднимает острые социальные и бытовые проблемы. Жизнь обитателей этой ночлежки полна драматизма и тяжелых испытаний. У людей вынужденных жить в таких ужасных и опасных условиях нет ничего за душой, жизнь будто выкинула их за борт. Что сказывается на их поведении и отношении к окружающим. Они не обращают внимания на проблемы друг друга, не говорят по душам, не выражают сочувствие. Никто уже не обращает внимание на умирающую Анну. Никому не дела до ее страданий, даже ее мужу Клещу. Он ждет ее кончины, так как для него Анна обуза. Никому нет дела что Василиса избивает Наташу. Василиса, замужем за жестоким Костылевым, но является любовницей вор и карманника Пепла. Все знают об этом, и не обращают на это внимания.

Жители ночлежки понимают свое ничтожное и жалкое существование, но не предпринимают никаких действий для этого, чтобы выбраться из него. Они смирились и считают, что не в силах уже что-то изменить. Для них жизнь уже кончена. Единственное чувство, которое остро развито у них к друг другу – это презрение. Каждый считает себя выше и лучше другого.

Помимо социальных в пьесе подняты и философские темы. Жители ночлежки, выброшенные на «дно», поднимают темы о смысле жизни и ее ценностях. Спорят на разные философские темы. Одна из таких тем это, что лучше утешительная ложь или правда реальной жизни. Это вопрос наиболее сильнее всего задел главных персонажей пьесы, и вызвал большой спор среди них. Актер Лука, искренне считает, что утешительная ложь способна хоть немного вылечить и успокоить страдающую и искалеченную душу человека. Он пытается вселить в этих людей веру и надежду. Лука считает, что только доброе отношение способно его изменить.

Сатин, наоборот, считает, что только правда главнее и важнее всего для человека. Он высказывает мнение, что человек не должен никого жалеть. Жалеть – это значит унижать его достоинство. Он считает, что «вымышленная» правда способна погубить человека.

В пьесе нет положительных героев, однако вопросы и проблемы, которые они поднимают в своих разговорах, показывает, что эти люди, несмотря на те ужасные обстоятельства, в которых они оказались, духовно не потеряны для общества. И через столько много времени пьеса остаются актуальной. Она помогает сделать переоценку своих ценностей, посмотреть под другим углом на мир. Через все произведение проходит невидимая нить в призыве изменить этот мир. Сделать каждому, прочитавшему ее маленькую «революцию души и отношения к окружающим людям».

Читайте также:
«Егор Булычов и другие» («драматическая эпопея о времени и человеке»): сочинение

Вариант сочинения 3

Максим Горький – это поистине великий писатель, создавший множество произведений, которые вошли в классику мировой литературы. Пьеса «На дне» до сих пор остаётся одним из наиболее глубоких и сильных произведений, заставляя задуматься над многими вещами.

На написание этого произведения Горького вдохновила жизнь в России в 20-е годы. В это время в стране был переломный момент, бушевал кризис. По улице бродили обнищавшие крестьяне, нищие, бродяги и воры в писках еды или ночлега. Так и было создано произведение «На дне», характеризующее жизнь большинства людей.

Сюжет пьесы построен на конфликте между героями. Горький плавно вводит читателя в жизнь людей, «опустившихся на дно». К этим людям относится барон, актер, картузник и вор. Каждый из них желает в душе снова вернуться в мир «настоящих» людей.

Название пьесы «На дне» имеет несколько значений: предельный уровень жизни, в котором находятся все герои. Название уже имеет огромное значение. Люди, попавшие на дно, уже никогда не смогут подняться к свету, и вернуться к старой жизни. Они уже смирились со своим состоянием, и измениться они уже не смогут.

Данное произведение несёт в себе глубокую социально-экономическую мысль. У каждого из героев пьесы есть своя история, каждый несёт определенный посыл. Они все имеют разные судьбы, но есть то, что сближает их всех. Это их нищета, горе. Горький в одном произведении собрал вместе множество разнообразных лиц. Каждый из героев обладает какими-либо определенными качествами. .

Пьеса относится к философскому жанру, так как все герои рассуждают на глубокие и социальные темы, выдвигают философские теории и умозаключения. Однако больше всех выделился Сатин, бывший телеграфный служащий, у которого появился истинный талант к философствованию. Он рассуждает о добре и зле, о предназначении человека. Большинство его фраз стали крылатыми. Он проповедует презрение ко многим нравственным ценностям.

Главная идея пьесы — конфликт между идеализмом и материализмом. Один из главных героев, Лука, идеалист, истинно верующий человек. А Сатин наоборот материалист, который возвышает человека и человеческое превосходство.

Он лжет не ради собственной выгоды, а чтобы дать обитателям дома надежду и веру. Лука как человек «лжет во спасение». Сатин, в отличие от Луки, возвышает человека, воспевает все человечество в целом: «Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо! Чело-век!». Лука всех утешает и вселяет веру: «Ты надейся!» «Ты поверь!».

Таким образом, данное произведение является нравственным путеводителем для людей. Эта пьеса рассказывает о нелегкой жизни и участи героев и одновременно учит моральным ценностям.

Жанр, направление, композиция

Жанр произведения – социально-философская драма. Это объясняется тем, что в пьесе автор раскрывает темы и проблемы устройства социума, размышляет над его недостатками, ищет пути решения проблемы.

Направление – критический реализм, хотя некоторые исследователи творчества Максима Горького настаивают на том, что это соцреализм, поскольку писатель намеренно продемонстрировал острое противостояние двух параллельных миров – богатых и бедных, сделав акцент на социальном неравенстве. Вследствие этого пьеса имеет явно идеологический подтекст, поскольку в начале ХХ столетия противостояние между простым народом и знатью в России стало накаляться.

Композиция – линейная, так как все события развиваются в хронологическом порядке, они последовательны, с единой нитью повествования.

Образец 4

Люди различаются на сильных и слабых. Одни объективно оценивают свои возможности и способности, зная то, к чему они стремятся, и что их может ожидать, если они применят свои умения и старания. А другие не могут существовать в сложившихся реалиях, они хотят уйти в свой собственный мир, где они думают, что смогут стать более счастливыми, отказываясь делать что-либо в определенный момент времени, так как они убеждены в том, что в будущем все будет намного лучше. Однако, именно вторых можно назвать духовно сильными, так как они противоречат понятиям, которые принято считать нормальными и стандартными. Они способны строить собственное счастье, ставя приоритеты в том направлении, которое подходит именно им. Они верят в то, что лишь один случай способен изменить всю их жизнь. Можно также сказать, что их мечты очень сильно отличаются от желаний обычных людей, которые стремятся обогатиться материально и отрицают некоторые духовные ценности.

Такие персонажи присутствуют в произведении «На дне», написанным замечательным писателем М. Горьким, который сумел отразить всю их сущность. Среди очень тяжелых условий проживания, где в основном присутствуют опустившиеся люди, в лице нищих, пьяниц и криминалитета, они не сдались, и продолжают верить в свою мечту. К таким персонажам относится и Настя, которая по определению со стороны общества является «падшей женщиной». Однако, несмотря на это, она продолжает жить полной жизнью, мечтать о настоящей любви и человеке, который сможет быть опорой и поддержкой ей во всем. Она считает, что ее реальная жизнь является сном, и когда она проснется, то очутится в мире, полном счастья и радости.

Читайте также:
Алеша Пешков - главный герой повести: сочинение

Говоря про Луку, который появился в ночлежке, можно сказать, что это человек, который изменил привычный уклад и видение жизни многих обитателей того заведения. Лука говорил этим людям о том, чтобы они не отчаивались и не падали духом, ведь, по его мнению, если человек не может создать свою жизнь в имеющемся мире, необходимо создать свой собственный, в котором все будет именно так, как хочет человек. Поверила в это утверждение и Анна, которая, умирая, поверила в то, что все ее муки закончатся после ее смерти, и она, непременно, окажется в раю. Лука убедил ее в том, что в «следующей жизни» не будет подобных страданий и терзаний со стороны судьбы, потому что «там» будет все прекрасно и справедливо. Даже несмотря на то, что Лука точно этого не знал, и большую часть сказанного сочинил, можно сказать, что он облегчал боль девушки и хотел, чтобы она поверила в лучшее, и была счастливой хоть на недолгий период времени.

Другие сочинения: ← Что лучше — истина или сострадание в драме Горького На дне?↑ ГорькийСмысл жизни в рассказе Старуха Изергиль →

Главные герои и их характеристики

Главные герои отличаются характерами и своими личными драмами, однако всех их объединяет одно – беспросветная нищета, которая, словно ржавчина металл, разъедает их души, поглощая их моральные принципы, нравственные качества, веру в себя и надежду на лучшее будущее. Жизнь героев беспросветна, и они просто доживают свой век в компании таких же отверженных, как и они сами.

5 сочинений по пьесе Горького “На дне”

­ Пример сочинения 1

Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне». По школьной программе она изучается учащимися 10 класса. И неспроста, ведь данное произведение можно назвать максимально глубокомысленным, красивым с точки зрения стилистики языка, но, к огромному сожалению, правдивым и печальным, так как в нем описаны реалии жизни.

Главными героями произведения являются люди, оказавшиеся на социальном дне общества. к их числу относятся бомжи, проститутки, бедняки и другие. Они обитают в ночлежке, которую содержит местный относительно состоятельный человек. Но как получилось так, что все персонажи оказались здесь? Каким образом судьба завернула их так? Это грустно и печально. Ответы на эти вопросы Горький дает в своем произведении четкие и ясные.

У каждого свой путь жизненный.

Мне кажется, что Максим Горький хотел донести к читателю мысль, что несколько пороков могут полностью сломать жизнь человека. Сменить ее полюс с положительного на отрицательный. И тотально. К таким человеческим слабостям и недостаткам, а также порокам относятся алкоголизм, чревоугодие, проституция, лень, отсутствие силы воли и мягкотелость.

Печальный пример Клеща. Но если по правде сказать, то он заслужил такое отношение жизни к себе. Он был злым, жадным и потому оказался в ночлежке. Клещ – это такой тип людей, который извечно чем-то недоволен, портит настроение окружающим, думает лишь о себе. Таких людей должно быть поменьше.

К примеру Настя. Она натура тонкая, душевная. Но живет в грязи и разврате. Ее не уважает никто, даже соседи в обиталище. Девушка занимается выдумкой романтических историй о своем молодом человеке, мечтает о любви, но при этом с нее все смеются. Жизнь ее треплет.

Думаю, что одна из основных идей произведения состоит в том, что человек сам летит на дно и сам сможет подняться, если этого захочет. Это и перспектива, и опасность.

Каждый из обитателей ночлежки губил и губит себя самостоятельно. И тут им ничто извне не сможет оказать помощь.

Великий писатель Максим Горький дает иллюстрированное и словесное объяснение таким гнусным поступков. Надо стремиться к саморазвитию и прийти от саморазрушения к нормальной жизни.

Пример сочинения 2
“Мечта и реальность”

Пьеса «На дне» повествует о судьбах людей, оказавшихся на «дне» жизни. Каждый житель ночлежки имеет свои мечты и желания, которые сталкиваются с жестокой реальностью. Мечта и реальность («На дне») – центральная тема произведения М. Горького.

В ходе повествования читатель узнает о том, к чему стремятся жители ночлежки Костылевых. Бывший актер по прозвищу Актер хочет вернуться к прежней жизни на сцене. Девушка легкого поведения Настя мечтает о чистой и искренней любви. Вор Васька Пепел хочет счастливой жизни вместе с Наташей. Сама Наташа мечтает о необычном жизненном событии, которое полностью изменит ее тяжелое существование. Клещ хочет вернуться к прежней жизни, поэтому усердно работает.

Важное место в системе образов занимает Лука. Появление старика в ночлежке взбудоражило всех ее жителей. Лука поддерживал мечты героев: Актеру он рассказывает о том, что есть лечебница, которая позволит ему излечиться от алкоголизма и вернуться на сцену; он укрепляет веру Насти в то, что она действительно достойна любви и что француз-студент существует; он рассказывает Ваське Пеплу о том, что он сможет обрести счастье с Наташей, если уедет вместе с ней в Сибирь. Помимо этого, Лука говорит умирающей Анне о счастливой загробной жизни, то есть формирует у нее своеобразную мечту.

Читайте также:
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне: сочинение

Максим Горький показывает, как мечты центральных персонажей оказываются разбитыми.

Клещ, который до конца не терял способности все изменить и исправить, понимает, что жизнь «на дне» полностью его затянула. Он уже не считает себя особенным, Клещ – такой же житель ночлежки, как и остальные.

Васька Пепел, мечтающий о счастливой жизни в Сибири, убивает мужа бывшей любовницы, владельца ночлежки Костылева, и оказывается в тюрьме.

Самая же страшная судьба была у Актера, который понял о том, что рассказы Луки о лечебнице – ложь. Герой кончает жизнь самоубийством, так как понимает, что его мечта неосуществима.

Тема мечты и реальности в произведении тесно связана с образом Луки. Герой поддерживает стремления жителей ночлежки, а в некоторых случаях и создает для них новые мечты. Однако Лука, стремившийся использовать ложь во имя спасения, не понимает, что его наставления и советы могут погубить ранимых людей. Лука говорит о том, что Васька Пепел обретет счастье в Сибири, однако там не было никаких условий для существования. Лука говорит Актеру о несуществующей лечебнице, желая замотивировать Актера на изменение своей жизни, но добрые намерения Луки оборачиваются трагедией.

Однако главной причиной столкновения мечты и реальности становится бездействие персонажей. Жители ночлежки готовы только думать о лучшей жизни, постоянно мечтать о чем-то, но совершать конкретные действия для достижения своих целей они не готовы. Лука хотел дать героям надежду на лучшее, осуществление мечты оставалось за человеком. Стремление двигаться дальше оказалось лишь словами, а не действиями. М. Горький в своей пьесе «На дне» продемонстрировал то, что реальность жестока по отношению к мечте, если человек не прикладывает никаких усилий ради ее осуществления.

Пример сочинения 3
“Есть – люди, а есть – и человеки. ” (По пьесе М.Горького “На дне”)
в формате итогового сочинения

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького “На дне”. Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на “дно” жизни. И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса М.Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни. “Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность”, — так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей “дна” — грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели “дна” выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на “дно” жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного “дна”.

Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей “дна”? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительной лжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.

Читайте также:
Образ бабушки (По повести Горького «Детство»): сочинение

Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея “возвышенного обмана”, который позволяет человеку нести бремя “низких истин”, встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: “. чего тебе правда больно нужна. подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя”. Потом он рассуждает о “праведной земле”. Лука не вернув нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: “Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают”.

Таким образом, основная черта идеологии Луки — черта рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым, философия терпения — с философией угнетения, точка зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: “Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна. Одних она поддерживает, другие прикрываются ею. А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?” Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход — самоубийство Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.

Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: “Ложь — религия рабов и хозяев”, “Правда — бог свободного человека”. Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. “Человек — вот правда”, — утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека — значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. “Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит. гордо!”

Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание — прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.

Пример сочинения 4

Пьеса максима горького «На дне», пожалуй, самое остросоциальное произведение писателя. Пьеса актуальна и для нынешнего общества нашей страны. Главные герои пьесы — это люди, которые сломлены и растоптаны жизнью. Они живу в городской ночлежке, которую писатель сравнивает с пещерой. Вокруг грязь и нищета. А свет, светящий с верху, еще сильнее подчеркивает, что обитатели действительно находятся на «дне».

Горький в своей пьесе поднимает острые социальные и бытовые проблемы. Жизнь обитателей этой ночлежки полна драматизма и тяжелых испытаний. У людей вынужденных жить в таких ужасных и опасных условиях нет ничего за душой, жизнь будто выкинула их за борт. Что сказывается на их поведении и отношении к окружающим. Они не обращают внимания на проблемы друг друга, не говорят по душам, не выражают сочувствие. Никто уже не обращает внимание на умирающую Анну. Никому не дела до ее страданий, даже ее мужу Клещу. Он ждет ее кончины, так как для него Анна обуза. Никому нет дела что Василиса избивает Наташу. Василиса, замужем за жестоким Костылевым, но является любовницей вор и карманника Пепла. Все знают об этом, и не обращают на это внимания.

Жители ночлежки понимают свое ничтожное и жалкое существование, но не предпринимают никаких действий для этого, чтобы выбраться из него. Они смирились и считают, что не в силах уже что-то изменить. Для них жизнь уже кончена. Единственное чувство, которое остро развито у них к друг другу – это презрение. Каждый считает себя выше и лучше другого.

Читайте также:
Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»: сочинение

Помимо социальных в пьесе подняты и философские темы. Жители ночлежки, выброшенные на «дно», поднимают темы о смысле жизни и ее ценностях. Спорят на разные философские темы. Одна из таких тем это, что лучше утешительная ложь или правда реальной жизни. Это вопрос наиболее сильнее всего задел главных персонажей пьесы, и вызвал большой спор среди них. Актер Лука, искренне считает, что утешительная ложь способна хоть немного вылечить и успокоить страдающую и искалеченную душу человека. Он пытается вселить в этих людей веру и надежду. Лука считает, что только доброе отношение способно его изменить.

Сатин, наоборот, считает, что только правда главнее и важнее всего для человека. Он высказывает мнение, что человек не должен никого жалеть. Жалеть – это значит унижать его достоинство. Он считает, что «вымышленная» правда способна погубить человека.

В пьесе нет положительных героев, однако вопросы и проблемы, которые они поднимают в своих разговорах, показывает, что эти люди, несмотря на те ужасные обстоятельства, в которых они оказались, духовно не потеряны для общества. И через столько много времени пьеса остаются актуальной. Она помогает сделать переоценку своих ценностей, посмотреть под другим углом на мир. Через все произведение проходит невидимая нить в призыве изменить этот мир. Сделать каждому, прочитавшему ее маленькую «революцию души и отношения к окружающим людям».

Пример сочинения 5
Роль Луки в пьесе “На дне”

Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия – только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает.
Другая точка зрения – та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них.

Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого.
Так кто же такой Лука? Горький дает ему имя евангелиста, что свидетельствует о хорошем отношении Горького к персонажу. Другая точка зрения критиков – его имя происходит от слова “лукавый”. Рассмотрим его действия в пьесе.

Его появление – завязка пьесы. До этого все жили в ночлежке, ни о чем не задумываясь. У каждого свои мечты, для исполнения которых те ничего не делают. Падшая девушка-проститутка Настя грезит о настоящей “роковой любви”, торговка Квашня гордится мнимой свободой, Васька Пепел упивается мнимой воровской свободой.

Чем больше ночлежники пытаются скрыть от самих себя действительное положение дел, тем с большим наслаждением начинают укорять во лжи окружающих. Каждый старается поддеть другого, унизить.
В такой обстоновке появляется Лука.

Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, “ни одна блоха н плоха”. Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте:
Анне помогает умереть спокойно, избавляет ее от волнений в последние часы, Актеру старается помочь избавиться от пьянства, Пеплу и Наташе предлагает поехать в Сибирь, чтобы обживаться там, Настю убеждает, что настоящая любовь возможна. Верит ей, когда та пытается доказать всем, что она любила.
Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага – он старается дать им толчок к действиям.
Однако это мало кто ценит – все лишь обвиняют его во вранье.

А между тем Лука не может действовать за других людей. Все они должны были действовать сами. Кто во что верит – тот того и придерживается. Актер не поверил в себя, он надеялся только на лечебницу.

В самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает.Воодушевленные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер повесился, Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Анна умерла.
Философия ночлежников заключалась в том, что у них отнята надежда на будущее. Лука разрушил этот стереотип. Люди, лишенные теперь своей правды, потерявшие Луку в качестве поддержки, начинают затухать.

Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов – у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.

Сочинение на тему: что дом может рассказать о своем хозяине? 300 слов

u041au043eu043du0435u0447u043du043e, u0441u0430u043cu044bu043c u044fu0440u043au0438u043c u043cu0430u0441u0442u0435u0440u043eu043c u044du0442u043eu0433u043e u043fu0440u0438u0435u043cu0430 u044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u041d.u0412.u0413u043eu0433u043eu043bu044c u0432 u0441u0432u043eu0435u0439 u043fu043eu044du043cu0435 “u041cu0451u0440u0442u0432u044bu0435 u0414u0443u0448u0438”. u0416u0438u043bu0438u0449u0430 u043fu043eu043cu0435u0449u0438u043au043eu0432 – u0442u043e, u043du0430 u0447u0442u043e u0441u0442u043eu0438u0442 u043eu0431u0440u0430u0442u0438u0442u044c u0432u043du0438u043cu0430u043du0438u0435, u043fu043eu0442u043eu043cu0443 u0447u0442u043e u043au0430u0436u0434u043eu0435 u0438u0437 u043du0438u0445 u043fu043eu043bu043du043eu0441u0442u044cu044e u043fu0435u0440u0435u0434u0430u0435u0442 u043eu0431u0440u0430u0437 u0441u0432u043eu0435u0433u043e u0445u043eu0437u044fu0438u043du0430.
u041au043eu0433u0434u0430 u0427u0438u0447u0438u043au043eu0432 u0437u0430u0435u0437u0436u0430u0435u0442 u043a u0421u043eu0431u0430u043au0435u0432u0438u0447u0443, u0442u043e u043cu044b u043fu043eu043bu0443u0447u0430u0435u043c u0441u0430u043cu043eu0435 u043fu043eu0434u0440u043eu0431u043du043eu0435 u043eu043fu0438u0441u0430u043du0438u0435 u043cu0435u0431u0435u043bu0438, u0430u0442u043cu043eu0441u0444u0435u0440u044b u0434u043eu043cu0430 u044du0442u043eu0433u043e u043fu043eu043cu0435u0449u0438u043au0430. u0422u0430u043c u0434u0430u0436u0435 u0433u043eu0432u043eu0440u0438u0442u0441u044f u043e u0442u043eu043c, u0447u0442u043e u043au0430u0436u0434u044bu0439 u0441u0442u0443u043b, u043au0430u0436u0434u044bu0439 u0448u043au0430u0444 u0438 u0441u0442u043eu043b u043au0430u043a u0431u044b u0433u043eu0432u043eu0440u044fu0442: “u042f – u0421u043eu0431u0430u043au0435u0432u0438u0447!” u041fu043eu044du0442u043eu043cu0443 u0432u0441u044f u043cu0435u0431u0435u043bu044c u0432 u0434u043eu043cu0435 u043au0430u043a u0431u044bu00a0u043fu043eu0445u043eu0436u0430 u043du0430 u0445u043eu0437u044fu0438u043du0430: u043eu043du0430 u0442u044fu0436u0435u043bu0430u044f, u043fu0440u0438u0437u0435u043cu0438u0441u0442u0430u044f, u043au0430u043fu0438u0442u0430u043bu044cu043du0430u044f. u0410 u0441u0430u043cu00a0 u0421u043eu0431u0430u043au0435u0432u0438u0447 u043fu043e u043eu043fu0438u0441u0430u043du0438u044eu00a0u043fu043eu0445u043eu0436 u00abu043du0430 u0441u0440u0435u0434u043du0435u0439 u0432u0435u043bu0438u0447u0438u043du044b u043cu0435u0434u0432u0435u0434u044fu00bb – u0442u0430u043au043eu0439 u0436u0435u00a0u043au0440u0435u043fu043au0438u0439, u0433u0440u0443u0431u044bu0439, u043du0435u0443u043au043bu044eu0436u0438u0439. u0417u0434u0435u0441u044c u0434u043eu043c – u043du0430u0441u0442u043eu044fu0449u0435u0435 u043eu0442u0440u0430u0436u0435u043du0438u0435 u0441u0432u043eu0435u0433u043e u0445u043eu0437u044fu0438u043du0430.
u0412 u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043eu0432u0435u0441 u044du0442u043eu043cu0443 u043du0435u0443u043au043bu044eu0436u0435u043cu0443, u0433u0440u0443u0431u043eu0432u0430u0442u043eu043cu0443 u0434u043eu043cu0443 u043cu043eu0436u043du043e u043fu043eu0441u043cu043eu0442u0440u0435u0442u044c u043du0430 u0434u043eu043c u041cu0430u043du0438u043bu043eu0432u0430. u0421u0430u043c u041cu0430u043du0438u043bu043eu0432 – u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a, u0432u0435u0447u043du043e u0432u0438u0442u0430u044eu0449u0438u0439 u0432 u043eu0431u043bu0430u043au0430u0445, u0432u0435u0447u043du043e u0432u043eu0441u0442u043eu0440u0436u0435u043du043du044bu0439 u0438 u043cu0435u0447u0442u0430u044eu0449u0438u0439. u0418 u0432u0435u0441u044c u0435u0433u043e u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440 u043du0430u043du043eu0441u0438u0442 u0441u0432u043eu0439 u043eu0442u043fu0435u0447u0430u0442u043eu043a u043du0430 u0435u0433u043e u0436u0438u043bu0438u0449u0435: u0432 u0435u0433u043e u0434u043eu043cu0435 u043au0430u043a u0431u0443u0434u0442u043e u0447u0435u0433u043e-u0442u043e u043du0435u0434u043eu0441u0442u0430u0435u0442. u0425u043eu0442u044c u0438 u0441u0442u043eu0438u0442 u0432 u0433u043eu0441u0442u0438u043du043eu0439 u043cu0435u0431u0435u043bu044c, u043eu0431u0442u044fu043du0443u0442u0430u044f u0440u043eu0441u043au043eu0448u043du043eu0439 u0442u043au0430u043du044cu044e, u043du043e u043du0435 u043du0430 u0432u0441u0435 u043fu0440u0435u0434u043cu0435u0442u044b u0435u0435 u0445u0432u0430u0442u0438u043bu043e, u0438 u0434u0432u0430 u0441u0442u0443u043bu0430 u043eu0431u0442u044fu043du0443u0442u044b u043fu0440u043eu0441u0442u043e u0440u043eu0433u043eu0436u0435u0439: “u041eu043du0438 u043du0435 u0433u043eu0442u043eu0432u044b”. u041eu0441u043eu0431u0435u043du043du043e u0432u0430u0436u043du0430u044f u0434u0435u0442u0430u043bu044c – u043au043du0438u0433u0430, u0432u0441u0435u0433u0434u0430 u0440u0430u0441u043au0440u044bu0442u0430u044f u043du0430 14 u0441u0442u0440u0430u043du0438u0446u0435, u0445u043eu0442u044f u0445u043eu0437u044fu0438u043d u0433u043eu0432u043eu0440u0438u0442 u043e u0442u043eu043c, u0447u0442u043e u0447u0438u0442u0430u0435u0442 u0435u0451 u0443u0436u0435 u0434u0432u0430 u0433u043eu0434u0430. u041du0438u043au0430u043au0438u0445 u043fu043eu043fu044bu0442u043eu043a u0447u0442u043e-u0442u043e u0434u043eu0432u0435u0441u0442u0438 u0434u043e u043au043eu043du0446u0430, u043a u0447u0435u043cu0443-u0442u043e u043fu043e-u043du0430u0441u0442u043eu044fu0449u0435u043cu0443 u0441u0442u0440u0435u043cu0438u0442u044cu0441u044f u0438 u043fu0440u0438u043au043bu0430u0434u044bu0432u0430u0442u044c u0443u0441u0438u043bu0438u044f – u0432 u044du0442u043eu043c u0432u0435u0441u044c u041cu0430u043du0438u043bu043eu0432, u0438 u0435u0433u043eu00a0u0434u043eu043c u043eu0447u0435u043du044c u043fu043eu0445u043eu0436 u043du0430 u043du0435u0433u043e.
u0422u0430u043au0438u043c u043eu0431u0440u0430u0437u043eu043c, u043cu044b u0432u0438u0434u0438u043c, u0447u0442u043e, u0434u0435u0439u0441u0442u0432u0438u0442u0435u043bu044cu043du043e, u0434u043eu043c u044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u043fu0440u044fu043cu044bu043c u043eu0442u0440u0430u0436u0435u043du0438u0435u043c u0441u0432u043eu0435u0433u043e u0445u043eu0437u044fu0438u043du0430. u0415u0433u043e u0443u0431u0440u0430u043du0441u0442u0432u043e, u043cu0435u0431u0435u043bu044c, u0430u0442u043cu043eu0441u0444u0435u0440u0430 u043cu043eu0433u0443u0442 u0440u0430u0441u0441u043au0430u0437u0430u0442u044c u0433u043eu0441u0442u044e u043eu0447u0435u043du044c u043cu043du043eu0433u043eu0435: u0443u043au0430u0437u0430u0442u044c u043du0430 u0441u043bu0430u0431u044bu0435 u0438 u0441u0438u043bu044cu043du044bu0435 u0441u0442u043eu0440u043eu043du044b u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440u0430 u0432u043bu0430u0434u0435u043bu044cu0446u0430, u043fu0440u0435u0434u043eu0441u0442u0435u0440u0435u0447u044c u043eu0442 u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu0435u043du043du044bu0445 u0441u043bu043eu0432 u0438 u043fu043eu0441u0442u0443u043fu043au043eu0432. “u041cu043eu0439 u0434u043eu043c – u043cu043eu044f u043au0440u0435u043fu043eu0441u0442u044c”, u0438 u043au0440u0435u043fu043eu0441u0442u044c u044du0442u0430 u0447u0430u0449u0435 u0432u0441u0435u0433u043e u0441u043au043bu0430u0434u044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f u043fu043e u043du0430u0448u0435u043cu0443 u043eu0431u0440u0430u0437u0443 u0438 u043fu043eu0434u043eu0431u0438u044e.

Читайте также:
Характеристика образа Сатина Константина: сочинение

u041au043eu043b-u0432u043e u0441u043bu043eu0432: 313. “>]” data-test=”answer-box-list”>

Каким должен быть хозяин дома

Урок 10. Обществознание 5 класс ФГОС

В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.

Получите невероятные возможности

Конспект урока “Каким должен быть хозяин дома”

Народная мудрость гласит: «Всякий дом хозяином славится». Согласитесь, что каждому дому нужен хороший хозяин (ну или хозяйка). Хозяин – это тот, кто ведёт семейные дела, распределяет обязанности между членами семьи и принимает решения по различным вопросам организации ведения семейного хозяйства.

Хороший хозяин должен обладь определённым набором качеств, таких как трудолюбие, работоспособность, ответственность, хозяйственность, бережливость и другими.

Люди обращали внимание на необходимость присутствия этих качеств у хорошего хозяина с давних времён. Например, великий князь Владимир Мономах в своём «Поучении детям» давал советы взрослым касательно того, как привить ребёнку хозяйственность и трудолюбие, а детям, в свою очередь, он рассказал о том, как подготовиться к взрослой жизни.

По мнению князя, присутствие успеха в жизни человека зависит от его работоспособности и настойчивости. Дети должны по возможности всё сами для себя делать и не быть обузой для других рано просыпаться, делать домашнюю работу: «В дому своём не ленитесь, но за всем сами наблюдайте… чтобы не посмеялись приходящие к вам ни над домом вашим, ни над обедом вашим».

А участие в труде по мнению князя, предупреждает хозяина от такого порока, как лень: «Леность ведь всему мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится».

Не менее важным сводом житейских правил и наставлений для хозяев у наших предков считался «Домострой». Это книгу, написанную в шестнадцатом веке, многие считают энциклопедией русского домашнего быта, в ней подробно изложены наставления по ведению домашнего хозяйства, приготовлению пищи, приёму гостей, свадебным и другим обрядам, воспитанию детей, торговле и даже даны советы по лечению больных.

Хозяин дома, руководствуясь такой вот своеобразной инструкцией, мог научиться тому, «как не покупать лишнего, а только по нужде», «вести торг с прибылью», «учиться рукоделию, носить и сберегать одежду», «огород и сад вести», «приветить приезжих людей, торговых или иноземцев, иных гостей» и многому другому.

Вплоть до начала двадцатого века «Домострой» убеждал русского хозяина в народной мудрости, что «дом вести – не лапти плести».

Издавна на Руси хорошего хозяина принято было называть рачительным. Так «величали» человека старательного, усердного в исполнении дел, разумного и бережливого. Такого хозяина, который накапливает и бережёт необходимое в хозяйстве имущество для того, чтобы использовать его с умом и по назначению, а не чахнуть над златом, как Кощей Бессмертный.

Например, герой произведения Николая Васильевича Гоголя «Мёртвые души» помещик Степан Плюшкин превратил такое накопительство в страсть. Дело дошло до того, что Плюшкин собирал на улицах своей деревни всё, что попадалось ему под руку – старые подошвы, бабьи тряпки, железные гвозди, глиняные черепки – и всё это тащил к себе в дом.
Кстати, современные врачи выделили даже специальный синдром, который так и назвали «синдромом Плюшкина». Люди, страдающие этим синдромом, стремятся к патологическому накопительству. Они собирают и хранят множество неиспользуемых ими вещей, чаще всего предметы домашнего обихода, в настолько больших количествах, что это переходит все возможные границы.

Читайте также:
Романтические произведения М. Горького.: сочинение

Рачительного хозяина отличает от таких вот «плюшкиных» способность заботиться о порядке в доме, определять необходимое количество ресурсов для ведения домашнего хозяйства, умение бережно их расходовать и управлять ими.

Однажды поздней осенью встретились два грибника.

– Повезло тебе в этом году, – сказал один. – Смотрю, разбогател ты: и дом справил, и хозяйство, и дочь замуж выдал. А мне не везёт: сколько ни ходил в лес – приходил обратно с пустой корзиной.

– Да, в этом году грибы не уродились, – ответил другой. – А я вышел в лес, посмотрел: ягод видимо-невидимо. Поменял корзину на вёдра и стал ягодником.

– Как ты мог! – возмутился первый. – Ведь мы не какие-то ягодники, а потомственные грибники!

– Ну и что? – удивился второй. – В следующем году будет хороший урожай орехов. Давай пойдём вместе за орехами!

Но упрямый грибник уже уходил, нервно помахивая пустой корзиной.

Хороший хозяин всегда соизмеряет свои желания с имеющимися у семьи возможностями, чтобы не оказаться у разбитого корыта, как старуха из «Сказки о рыбаке и рыбке» Александра Сергеевича Пушкина.

Конечно же, хозяин в доме – это, прежде всего, семейный лидер, то есть самый авторитетный член семьи.

Согласитесь, что без лидера невозможно представить себе ни страны, ни спортивной команды, ни учреждения. Как и в государстве, спортивной команде или учреждении, так и в каждой семье есть свой лидер.

Даже в обрядах сохранилась борьба за лидерство в доме. На свадьбе жениху и невесте предлагают откусить от каравая кусочки. Тот, кто откусит больший кусок, тот и «лидер» в своей семье.

Но кто может стать этим самым лидером в семье (хозяином дома)?

Кто в доме хозяин, глава, лидер – это личное дело каждой семьи. Это могут быть мама или папа, а если семья состоит из нескольких поколений, то и бабушка или дедушка.

Во многих семьях возникают споры по вопросу о том, кто главный, кто хозяин в доме. Муж и жена хором кричат: «Я!» И каждый считает, что именно у него есть все основания так утверждать, поскольку его работа и обязанности самые главные в семье.

Жили-были муж и жена. Муж уходил в поле работать, а жена оставалась дома и занималась хозяйством. Так время и шло. Но вот однажды муж, рассердившись на жену из-за пустяка, сказал:

– Я работаю в поле, хожу весь день за плугом и возвращаюсь усталым. А ты целый день сидишь дома и ничего не делаешь! Это нечестно!

На это жена ему ответила:

– Ну что же, если ты так думаешь, то давай поменяемся: я буду делать твою работу, а ты мою. Вот мы и проверим, чья работа тяжелее.

Мужу понравилось это предложение.

– Хорошо, – ответил он, смеясь. – Попробуй-ка выполни мою работу! Иди, поработай в поле, испытай-ка на себе, как это тяжело!

– Я согласна, – ответила жена. – А ты сделай за меня домашнюю работу. Из всех моих домашних дел для тебя будет достаточно и одного! Утром, когда рассветёт, ты встань, принеси воды, подмети дом, подои корову, выгони овец пастись. А в шесть часов приготовь еду и принеси в поле, где я буду работать.

Договорившись таким образом, утром каждый принялся за свою новую работу. Жена взяла плуг и лошадь, впрягла её и принялась пахать.

А муж взялся за домашнюю работу: пошёл к колодцу и принёс из него воды, взял метлу и подмёл пол в доме, потом пошёл в хлев и подоил корову. Но уходя, он забыл закрыть калитку, и все животные начали с радостью хозяйничать в огороде.

А хозяин тем временем сидел дома и варил ужин. Вдруг он увидел, что весь скот вышел из хлева и пасётся в саду и в огороде. Он выскочил во двор и начал загонять животных обратно в хлев. Но, к сожалению, пока он наводил порядок во дворе, всё, что было приготовлено для жены, сгорело на плите – ужин был окончательно испорчен.

Хозяин так расстроился из-за всего произошедшего, что у него уже не было ни сил, ни желания начать всю работу заново. Поэтому он просто лёг на диван и стал ждать свою жену.

Приходит хозяйка домой и спрашивает:

– Почему ты лежишь на диване сложа руки? Почему не принёс мне в поле еды и что ты ел сам?

– Ты права, – ответил муж. – Твоя работа не такая простая, как я думал.

На следующий день муж, как и прежде, отправился работать в поле, а жена принялась за домашнее хозяйство. С этого дня они стали помогать друг другу в работе. И так во взаимной любви и согласии прожили свою жизнь.

Читайте также:
Человек в творчестве М. Горького: сочинение

Ведь как гласит народная мудрость, «если муж хозяин дома, то жена – хозяйка очага».

И действительно, многие семьи, выясняя, кто же в доме хозяин, зачастую забывают о том, что хозяин в доме это не просто человек, который всеми командует как заправский генерал, и ему все подчиняются, или тот, кто считает, что его работа важнее и труднее, а, прежде всего, это человек, на которого возложены максимум ответственности и масса обязанностей по ведению домашнего хозяйства.

Ведь как говорят в народе: «Хозяин лежит, и всё лежит, хозяин с постели – и всё на деле», «Хозяин всегда себе дело найдёт», «Не хозяин тот, кто своего хозяйства не знает», «Хозяин хорош – и дом хорош, хозяин худ – и в доме тоже», «Плохой хозяин десять работ начинает, ни одной не кончает».

Для того, чтобы ваш дом можно было описать такими словами, как доброжелательный, уютный, комфортный, тёплый и тому подобными, в будущем вам необходимо стать хорошим хозяевами.

В конце нашего урока попробуйте дать оценку своей рачительности и попытайтесь ответить на вопрос: «Чему вам необходимо научиться для того, чтобы стать настоящим хозяином дома?».

Что значит “быть хозяином на земле”

Так что же значит быть на земле хозяином? Это значит бережно и рационально использовать её ресурсы, заботиться о плодородии, беречь леса от пожаров, поддерживать баланс всей экосистемы.

Орловский район. Тогда в далёком 1910 году, когда первые жители облюбовали бескрайние степные просторы, простиравшиеся до самого горизонта по обе стороны от железной дороги, ещё не было так развито сельское хозяйство, как сейчас.

Сегодня Орловский район- это район земледельцев, хлеборобов, тружеников села. Одним словом- хозяев.

Скачать:

Вложение Размер
byt_hozyainom_na_zemle.doc 25.5 КБ

Предварительный просмотр:

Что значит «быть на земле хозяином».

Предшествующее нам поколение росло с убеждением, что человек- царь природы, что земля всегда должна человеку отдавать свои дары. И человек многие столетия брал эти дары, бесцеремонно использовал их, не задумываясь о том, что они не безразмерны.

В новом тысячелетии, когда ученые заговорили о перенаселении Земли, о том, что наши недра, оказывается, не неиссякаемы, о загрязнении окружающей среды, стоит, наконец, задуматься, и каждому задать себе вопрос: «А почему всё так случилось?» Ответ прост. Много столетий мы потребляли ресурсы Земли, ничего не давая ей взамен. Не были хозяевами в полном смысле этого слова.

Так что же значит быть на земле хозяином? Это значит бережно и рационально использовать её ресурсы, заботиться о плодородии, беречь леса от пожаров, поддерживать баланс всей экосистемы.

Орловский район. Тогда в далёком 1910 году, когда первые жители облюбовали бескрайние степные просторы, простиравшиеся до самого горизонта по обе стороны от железной дороги, ещё не было так развито сельское хозяйство, как сейчас.

Сегодня Орловский район- это район земледельцев, хлеборобов, тружеников села. Одним словом- хозяев.

В июльские жаркие дни, когда проезжаешь мимо полей, то видишь завораживающую картину: бескрайнее жёлто-коричневое, волнующееся под ленивым летним ветерком пшеничное море. А если присмотришься, то разглядишь стройные, плотно налитые колосья. И нигде ни травинки, ни соринки! Красота!

Таких безупречных результатов крестьянское фермерское хозяйство достигает кропотливым трудом. Это постоянный, из года в год повторяющийся цикл: с осени до зимы нужно вспахать землю, удобрить её, подготовить самые лучшие семена, подумать что, где и когда посадить.

Весной после дождя забороновать, чтобы удержать подольше влагу в почве. Ещё нужно не прозевать буйно растущие сорняки. Всё необходимо вовремя успеть. Ведь у хозяина – день год кормит! А как наступит лето- тут гляди, не проворонь время собирать урожай. Это самая «горячая» пора у селян. Тут уж коси да вози в закрома, только успевай! Осенью- снова всё повторяется.

И так из года в год в нашем районе трудятся умелые хозяйственники, настоящие хозяева своей земли!

Главное для нас, живущих здесь, на земле, не растерять все знания, умения бережного и заботливого отношения к земле- кормилице. Ведь странно и страшно слышать и видеть по телевидению волну пожаров, прокатившихся по Центральной России этим летом. Часть этих пожаров была допущена халатным бездействием, бесхозяйственностью. В результате- сгоревшие леса, дома, нескошенные нивы.

Поэтому нужно быть хозяевами на земле уже сегодня, чтобы завтра не обернулось для нас страшной бедой, а люди, живущие рядом, сказали про тебя: «Настоящий хозяин на земле!»

Быть хозяином на земле- значит понимать, чем ты владеешь, чем живёшь.

Это особое обладание, при котором надо соответствовать своей земле, своей Родине – быть ей, действительно, родным!

11б класс МБОУ ОСОШ №2

Руководитель: Беликова Г.А., учитель русского и литературы

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: