Мое отношение к творчеству Горького: сочинение

Мое отношение к творчеству Горького

Мое отношение к творчеству Горького.

Лишь тот достоин жизни и свободы,

кто каждый день за них идет на бой!

М. Горький — певец революции, вошел в историю русской литературы как писатель-реалист. Но, как мы знаем, на раннем этапе творчества он обратился к романтизму, благодаря которому создал ряд ярких литературных образов. Горького привлекло в романтизме “умение возбудить… мятеж против всякого гнета”. Именно это литературное направление позволяло писателю создать идеальный образ мятежника, борца за свободу людей. Горький говорил: «Задача литературы запечатлевать в красках, в словах, в звуках, в формах то, что есть в человеке наилучшего, красивого, честного, благородного. В частности, моя задача пробуждать в человеке гордость самим собой, говорить ему о том, что он в жизни самое лучшее, самое святое». А что же в жизни «самое лучшее, самое святое»? Я думаю, что Горький имел в виду творение подвигов, готовность пожертвовать собой ради общества. Он выполнил свою задачу, создав образы бессмертных людей, отдавших свою жизнь во благо окружающих его людей.

От произведения к произведению в творчестве Горького нарастает и раскрывается тема подвига. Рассказ «Старуха Изергиль» не исключение. На мой взгляд, этот рассказ самый поэтичный и романтический из тех произведений М. Горького, которые я когда-либо читала. Его герои смелые, сильные духом люди. На их примере можно рассуждать о добре, зле и смысле жизни человека.

Ларра и Данко – антиподы, два человека с разными взглядами на жизнь и на ее смысл. Всепобеждающая любовь к людям одного граничит с необъятным презрением и ненавистью другого. В этом произведении я заметила, что даже сами олицетворения двух героев противопоставлены. С одной стороны, это искорки от горящего сердца Данко, олицетворяющего собой вечный свет, вечный огонь, вечное добро. С другой — холодная и мрачная тень Ларры, пугающая людей и несущая с собой зло. Я думаю, что оба героя невозможны друг без друга, как зло невозможно без добра и добро немыслимо без зла. Так же, как, не зная зла, мы не можем оценить силу добра, не будь Ларры, невозможно было бы столь полно оценить жертву и великий подвиг Данко. И, наоборот, не будь Данко, невозможно было бы познать весь ужас жизни Ларры, как, не ощущая добра, мы не можем знать, что есть зло.

Значение общения в жизни и деятельности человека

. люди вынуждены взаимодействовать. Именно в процессе общения и только через общение может проявиться сущность человека. «Отдельный человек, — писал Л.Фейербах, — как нечто обособленное, не заключает человеческой сущности в себе ни как в существе моральном, ни как в мыслящем. Человеческая сущность налицо только в общении, в единстве человека с человеком, в единстве, .

Человек достоин полета! Эта мысль насквозь пронизывает строки рассказа «Старуха Изергиль». Данко, совершив подвиг, погибает, но погибает он, чтобы жить. Жить в благородных душах людей, в песнях и легендах. Ведь вырвать из груди своей сердце, чтобы осветить людям дорогу из душного болота современности, может каждый, совершивший восхождение на вершину своей души.

Легенда о Данко произвела на меня очень большое впечатление. Не сомневаюсь, что этому небольшому произведению суждено трогать сердца многих поколений людей, ведь оно заставляет задуматься над смыслом человеческой деятельности, смыслом жизни вообще.

Проблемы, затронутые в рассказе, заставили меня глубоко задуматься над смыслом жизни, а многочисленные образы “свободных” людей натолкнули на мысль, что свобода — это такое же неопределенное и безграничное понятие, как жизнь.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что произведения Горького пробуждают в нас любовь к своему народу, к своей истории, а также помогают развивать в себе такие качества, как доброта, сострадание, способность идти на жертвы ради достижения высшей цели, во имя других людей.

И в заключении хочется процитировать Б.Шоу: «Жизнь, не тающая свеча. Это что-то вроде чудесного факела, который попал человеку в руки на мгновение, и его нужно заставить пылать как можно ярче, прежде чем передать грядущим поколениям».

Примеры похожих учебных работ

Если в жизни есть смысл и цель то смысл этот и цель

. реального, настоящего добра в мире становится намного меньше. Если так будет продолжаться и в дальнейшем, доля добра в человеческом мире станет . количество добра в мире. Это и может служить великой целью для всех нас. Невзирая на то, что в современном .

Сочинение в людях максим горький

. удалось — часто украдкой — прочитать. 5847 человек просмотрели эту страницу. или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение. Смотрите также по разным произведениям Горького:

Читайте также:
Герои ранней романтической прозы М.Горького: сочинение
«Мой самый близкий человек. Жизнь-подвиг»

. моя мама, и будут песни, и расцветут тюльпаны … на его могиле, и придут, как всегда, родные и близкие люди, чтоб поклониться деду за великую Победу! Поклониться великим тем . дорогого, любимого, близкого человека, но мы . дедушка сказал! Самый радостный .

Сочинение вода это жизнь каков смысл этого девиза

. так же без воды невозможно представить жизнь каждого из нас, ведь, прежде всего, это одна из главных . судов. Вода помогает человеку вырабатывать электроэнергию, работая на гидроэлектростанциях, вода моет людей, машины, дороги и города. По воде .

Рассуждение «Стремись не к тому, чтобы добиться успеха, а к тому, чтобы твоя жизнь .

. в своем высказывании, потому что успех – явление временное, понятие относительное, . разделяя тяжелую ношу грешника. Я не могу не привести знаменитые строки Александра Твардовского: . своего бытия в любви к графине Вере Николаевне. Он посвятил ей .

Сравнительная характеристика Ларры и Данко в рассказе Старуха Изергиль Горького

. Мораль проста: счастье в служение людям. Также читают: Картинка к сочинению Сравнительная характеристика Ларры и Данко в рассказе Старуха Изергиль Популярные сегодня темы Если посмотреть на произведения такого .

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ А. М. ГОРЬКОГО

Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать.

Недавно узнал, что Горький вносил большие суммы в партий- ную кассу большевиков и был одним из главных их, выражаясь современно, спонсоров. Думаю, что пролетарское происхождение писателя, его бродячая жизнь в юности и раннее знакомство с революционерами способствовали тому, что Алексей Максимович близко сошелся с людьми, которые поставили своей целью пол- ностью изменить мир путем насилия. Но эти связи очень сильно отразились на его творчестве.

В наследии любого писателя что-то может нравится, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного творчества А. М. Горького. Ранние его произведения – романти- ческие песни и легенды – составляют впечатление соприкосновения с настоящим талантом.

Это – подлинное искусство – возвышенный слог и сказочная метафоричность “Песен” о Соколе И Буревестни- ке. Из них вошли в наш язык такие блестящие выражения, как, например, “Безумство храбрых – вот мудрость жизни!”, “Рожденный ползать – летать не может!” и другие. Легенды о Ларре и о Дан- ко, взятые отдельно, являются замечательными образцами роман- тической сказки.

Великий мастер сумел соединить их в одном произведении – “Старуха Изергиль”, героиня которого тоже, ка- жется, взята из легенды.

Роман (бессмертное произведение) “Мать” долгое время считался центральной книгой писателя. Главным доказательством этому суждению служили слова

Ленина о своевременности романа, поскольку многие рабочие участвовали в революции несознательно. Но если художественные достоинства литературы мерить только политической направлен- ностью, она вымрет, выродится. И в этом романе чувствуется, что Горький – выдающийся писатель.

Страницы, посвященные пере- живаниям Ниловны, например, оставляют очень сильное впечатле- ние. Образ же Павла кажется довольно ходульным. Думая о нена- висти революционеров к правительству, удивляешься мягкости об- ращения с ними. В “тесной” тюрьме сидят в камерах всего по трое – четверо, книги читают, свободно разговаривают, передачи принимают без ограничений.

Тут же вспоминаются страшные карти- ны сталинских лагерей, нарисованные в произведениях Шаламова, Солженицына, Домбровского и других. Можем сравнить и с тем, что сейчас творится в наших лагерях…

И как подумаешь, что к этому привели страну такие, как Павел Власов…

Но самое главное, что делает Роман “Мать” неприемлемым для нас ( как и поэмы Маяковского, и “Поднятую целину” ),-это оправдание идеи насилия, необходимости революционного диктата. С бедностью, неграмотностью, несправедливостью нужно было бо- роться, но не кровавым террором. И не такими, как горьковский Сатин (пьеса “На дне” ) или Челкаш (рассказ “Челкаш”), было заменять горьковских же Артамоновых или Гордеевых (“Дело Арта- моновых”, “Фома Гордеев”).

А именно это и случилось.

После романа “Мать” писатель создал еще немало выдающихся произведений, например, трилогию о своей жизни. Но сотрудни- чество с новой властью немало повредило ему. И я порой думаю, как же Горький отвечал на свои три вопроса ( смотри его выска- зывание в эпиграфе), когда писал о работе заключенных на Бело- моро – Балтийском канале?

Мне всегда интересно знакомится с книгами Алексея Макси- мовича. Неправы те, кто говорит о том, что нужно отбросить его за ненадобностью. Они видят в его творчестве одно плохое.

Оно и вправду было противоречивым. Однако, как сказал индийский писатель Р. Тагор, если закрыть дверь перед ложью, то как в нее войдет истина?

Читайте также:
Спор о человеке в драме М. Горького На дне: сочинение

Поэтому не будем закрывать двери, пусть судьей станет время. Но я думаю, великий писатель заслужил себе право навсегда остаться в памяти людей.

Твір на тему: МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ А. М. ГОРЬКОГО

Related posts:

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ А. М. ГОРЬКОГО. Краткое изложение текста Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. А. М. Горький. Недавно узнал, что Горький вносил большие суммы в партий-.

Вопросы и ответы к творчеству М. Горького (№1) 1. Каков романтический герой М. Горького? Роман (бессмертное произведение)тический герой ранней прозы М. Горького – сильная, свободная личность (Лойко Зобара, старуха Изергиль, Ларра, Данко). Но он становится подлинным героем, когда.

Что лучше – истина или сострадание? (по творчеству М. Горького) Творчество М Горького пронизано болью за простого человека, придавленного обстоятельствами жизни, спущенного, волею судьбы, на самое дно существования. Сам писатель протестует против такого положения вещей, против “свинцовых мерзостей”, с которыми.

Мое отношение к творчеству С. А. Есенина У меня часто в жизни случаются такие минуты, когда хочется забыться, уйти от решения многих проблем и оказаться в ином, спокойном мире – мире поэзии. И, открыв небольшой томик стихов.

Роль автора и рассказчиков в произведениях М. Горького (по рассказам М. Горького “Макар Чудра”, “Старуха Изергиль”, “Песня о Соколе”) Я не знаю ничего лучше, сложнее, интереснее Человека. Он – все! Он создал даже Бога. М. Горький Читая рассказы и пьесы замечательного писателя-мыслителя М. Горького, понимаешь, насколько сильно этот человек.

Творческий путь М. Горького Максим Горький – писатель далеко не столь однозначный, каким его представляли долгое время историки литературы. На всех этапах творческого пути в нем совмещались, то противоборствуя, то образуя единство, две тенденции.

Основные идейные мотивы ранних произведений М. Горького Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. А. М. Горький. Раннее творчество А. М. Горького отмечено влиянием романтизма. В.

Мое отношение к Софье Павловне Фамусовой (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) (План) “К Софье Павловне трудно отнестись не симпатично” (И. А. Гончаров). (Софья вызывает сочувствие: она умна, но не разбирается в людях. У нее не сформированы идеи и убеждения. Преувеличенное самолюбие, желание.

Ранний романтизм М. Горького (Второй вариант) Мечтать – это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги! М. Горький На рубеже XIX-XX веков имя М. Горького не только в нашей стране, но и за рубежом произносилось в одном.

Романтический пафос ранних произведений М. Горького В ранний период своего творчества Горький вступил как романтик. Романтическое бунтарство писателя питалось неприятием действительности. Горький мечтал о сильных, волевых натурах, о людях-борцах, но не находил их в реальности. Молодой.

Сочинение Отношение к жизни героев романа “Война и мир” Отношение к жизни героев романа “Война и мир” “Война и мир” – это мечта о всеоб­щем духовном разоружении, после которо­го наступит некоторое состояние, именуе­мое миром. О. Мандельштам Если задать кому-нибудь.

Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького М. Горький сформировался как человек и как писатель в конце 19 века, одновременно с началом нового периода освободительного движения в России, что наложило определенный отпечаток на все творчество писателя, особенно.

Ранний романтизм М. Горького (Третий вариант) К романтическим рассказам Горького относятся “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”, “Девушка и смерть”, “Песня о Соколе” и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно.

Дружба Максима Горького и Михаила Коцюбинского Теплые, дружеские отношения связывали Максима Горького и прославленного украинского прозаика Михаила Коцюбинского. Как известно, Коцюбинский некоторое время жил на Капри, где и познакомился с Горьким. Так, зиму 1911-1912 годов он.

Реализм и романтизм в ранних произведениях М. Горького На становление и развитие реализма в русской литературе, несомненно, оказывали влияние течения, возникающие в общем русле европейской литературы. Однако русский реализм существенно отличается от французского, английского, немецкого и по времени.

Природа и человек в ранних романтических произведениях М. Горького В ранних романтических произведениях М. Горького действовали социально-конкретные лица – главным образом босяки, а также близкие к ним по своему общественному положению люди. Критическая направленность рассказов о горькой и тяжелой.

Мнимые и подлинные хозяева жизни в изображении Горького. Краткое изложение текста Пешков не любил выдумывать, хотя и был романтиком. И его псевдоним – Горький – отдает легким кокетством юного писателя. Впрочем, в детстве и отрочестве жизнь вовсе не радовала будущего писателя.

Читайте также:
Как сосуществуют в произведениях М. Горького Старуха Изергиль и На дне мечта и реальность?: сочинение

Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького “На дне”) Пьеса Горького “На дне”, безусловно, носит социально-философский характер. В ней раскрывается не только постепенное моральное “умирание” людей, попавших в тяжелейшие социальные условия, но и философские взгляды автора на различные проблемы.

Литературные портреты М. Горького Литературные портреты писателей-современников и общественных деятелей, созданные Горьким, имеют большое документальное и художественное значение. Герои их во многом определяли нравственную атмосферу русского общества и уровень культуры. Горький считал главной целью.

Раннее романтическое творчество М. Горького Начало 90-х годов XIX века – время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистической правдивостью изображают этот период в своих произведениях Чехов и Бунин, старшие современники Горького. Сам же Горький заявляет.

В чем смысл противопоставления Данко и Ларры (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) Рассказ “Старуха Изергиль” занимает важное место в творчестве Максима Горького. Автор мастерски сочетает в нем черты реализма и романтизма. Оригинально и композиционное построение рассказа: реалистическое повествование о жизни Изергиль обрамляется.

Романтические произведения M. Горького К творчеству А. М. Горького можно относиться по-разному. Мнение о его творчестве всегда было не однозначным: одни критики “громили” в своих статьях Горького, другие называли его гениальным писателем. Но о.

Размышления над рассказом М. Горького “Старуха Изергиль” “Я слышал эти рассказы под Аккерманом, в Бессарабии, на морском берегу”, – так начинает Максим Горький одно из своих лучших произведений. В “Старухе Изергиль” отразились незабываемые впечатления автора от его.

Положительный идеал человека в рассказе М. Горького “Старуха Изергиль” Главная заслуга М. Горького заключается в том, что он ввел в литературу героев смелых, свободолюбивых, готовых к подвигам во имя великой идеи. Это было новым для литературы конца ХIХ века.

Роман “Мать” – реалистическое произведение М. Горького Герои могут быть вымышлены, но события и время, в котором они существуют, реальны. Предпосылки к написанию романа “Мать” у Горького появились уже в конце XIX века, хотя сам роман был.

В чем смысл жизни? (по рассказу М. Горького “Старуха Изергиль”) На мой взгляд, из всех ранних произведений Максима Горького рассказ “Старуха Изергиль” самый романтический и поэтичный. Его герои – смелые, сильные духом люди. На их примере писатель рассуждает о добре.

Мое отношение к рекламе Реклама – двигатель прогресса. Этот девиз известен практически всем. Такое мнение разделяют все производители, поэтому они стремятся прорекламировать свой продукт. Каждый день мы сталкиваемся с рекламой. Она вещает нам из.

Анализ легенды о Ларре (из рассказа М Горького “Старуха Изергиль”) Горький неоднократно говорил, что главным объектом его художественного исследования является человек. Все творчество писателя подчинено поиску положительного идеала. Обычно с образом человека у писателя связаны нравственно-философские категории правды, свободы, самопожертвования.

Нравственные проблемы свободных людей в ранних рассказах М. Горького Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Писатель хорошо.

Почему на протяжении повествования меняется отношение Эраста к Лизе? (по повести Н. М. Карамзина “Бедная Лиза”) Повесть Николая Михайловича Карамзина “Бедная Лиза” стала типичным образцом сентиментализма. Карамзин был основоположником этого нового литературного направления отечественной словесности. В центре повести судьба бедной крестьянской девушки Лизы. После смерти отца.

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ А. М. ГОРЬКОГО

Романтизм в творчестве Максима Горького

Уважаемые читатели Литероведа, в разделе «Сочинения по литературе» опубликовано новое сочинение на тему «Романтизм в творчестве Максима Горького», в котором авторы интернет-журнала расскажут об основных особенностях романтических произведений писателя.

Имя Максима Горького, знаменитого русского писателя, впервые стало известно в 1892 году, когда появился в печати его первый рассказ «Макар Чудра». О таланте писателя заговорили и читатели, и литературные критики, и коллеги по цеху. Вслед за «Макаром Чудрой», первым романтическим рассказом, появляются и другие: «Челкаш», «Старуха Изергиль», а затем – «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Начало 90-х годов XIX века, когда были написаны выше названные романтические рассказы М. Горького, было временем тяжелым и неопределенным. Этот непростой период с беспощадной, реалистичной правдивостью изображали в своих произведениях А.П. Чехов и И.А. Бунин. Однако М. Горький заявлял о необходимости найти новые пути отражения действительности в литературе. Он считал, что задача литературы заключается в изображении красками, звуками, формами, словами всего того, что есть прекрасного, благородного, честного в человеке. Свою личную задачу писатель видел в пробуждении в человеке гордости за самого себя, во внушении каждому мысли о том, что он сам – самое лучшее, самое святое и в мире, кроме него, нет ничего достойного внимания. М. Горький отлично понимал, что в реальной жизни человек угнетен и бесправен, поэтому и утверждал, что настало время романтического.

Читайте также:
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне: сочинение

Действительно, в ранних рассказах писателя преобладают черты романтизма. Как мы помним, романтизм – это художественное направление в литературе и искусстве, характеризующееся страстной борьбой особенного, идеального героя с косным консервативным обществом. Романтизм Максима Горького имеет свои особенности. Для романтических произведений писателя характерны яркие краски, величественные и прекрасные пейзажи, острые идейные конфликты, герои произведений – люди мужественные и бесстрашные, наделенные всеми качествами в превосходной степени.

В центре многих романтических рассказов писателя – исключительный герой, яркий, гордый, свободный, красивый, способный противостоять обществу. Те правила и традиции, по которым живет большинство людей, не подходят для горьковских героев, так как загоняют их в строгие рамки, ограничивают их свободу. Такими персонажами являются Данко и Ларра из рассказа «Старуха Изергиль», Лойко Зобар и цыганка Радда из «Макара Чудры», ловкий вор Челкаш и крестьянин Гаврила – герои рассказа «Челкаш», а также Сокол и Буревестник из произведений «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике». Герои романтических рассказов четко поделены на положительных и отрицательных.

Смелый, красивый, благородный Данко вырвал свое сердце из груди и, освещая им дорогу, словно горящим факелом, вывел из темного леса и смрадных болот своих соплеменников, загнанных туда врагами, на ясную солнечную поляну. Пожертвовав своей жизнью, юноша спас племя от мучительной смерти в зловонных и темных болотах. Ему противопоставлен гордый, эгоистичный, себялюбивый Ларра, сын орла и простой девушки. Юноша на глазах всего племени убивает красивую девушку, дочь старейшины только за то, что она осмелилась оттолкнуть героя от себя. Ларра не способен, как Данко, жертвовать собой, растрачивать себя по крупицам ради других. Он привык брать от жизни все, что ему хочется, презирая любую мораль и традиции.

Пассивного Ужа из «Песни о Соколе» устраивает существующий порядок вещей, ему уютно и комфортно, «темно и сыро» в том мире, в котором он живет, поэтому ничего не хочет менять. Смелого, гордого, вольнолюбивого Сокола не удовлетворяет пассивное существование Ужа. Он мечтает о полете, о высоком небе. Собрав все силы, свободолюбивая птица взмыла в небо и, последний раз насладившись его безграничной ширью, упала на камни и разбилась.

Над опытным, ловким вором Челкашом не имеют власти ни деньги, ни другие богатства. Он, пьяница и гуляка, аморальный человек, глубоко презирает жадных, меркантильных людей, способных унижаться ради копейки. Герой готов на благородные поступки: отдает все деньги, заработанные за ночь, молодому крестьянину Гавриле, чтобы тот поправил свою жизнь в деревне. Героя не страшит ни сильный ветер, ни высокие волны. В страшном шторме он чувствует понятную и прекрасную стихию и радуется ей. А крестьянин Гаврила, несмотря на внешнюю красоту, оказался некрасивым внутренне: им овладела страшная жадность, и он ради денег чуть не убил Челкаша, ударил его камнем. Юноша боится морской стихии, опасности не вызывают в нем восторга, а пугают.

Так же, как и Гаврила, пугаются бури чайки и гагары из «Песни о Буревестнике». Они готовы схоронить свой ужас в морской пучине. Глупый пингвин прячется в утесах, спасаясь от грозы. Им «недоступно наслажденье битвой жизни», удары грома приводят этих птиц в ужас. И только гордый Буревестник не пугается морского шторма, он наслаждается буйством стихии, жаждет бури, призывает ее.

Восхищают читателей герои рассказа «Макар Чудра»: Лойко Зобар, цыганка Радда. Это гордые, свободолюбивые, волевые, сильные духом натуры, именно поэтому они и остались в народной памяти как яркие, идеальные личности, которые не смогли променять свою волю на узы даже великой любви, а предпочли смерть. Сам Макар Чудра чем-то похож на своих героев: так же любит свободу, волю, такой же волевой и сильный человек, похожий на древний дуб, который не гнется ни под какой бурей.

Кроме всего сказанного, в романтических произведениях М. Горький использует элементы фольклора, фольклорных жанров. В рассказе «Старуха Изергиль» героиня рассказывает две легенды своему преданному слушателю. Одна легенда о смелом и великодушном Данко, который ценой своей жизни спас людей. В другой легенде повествуется о гордом и эгоистичном Ларре, который заботится только о себе, своем благополучии и комфорте. Герои этих двух историй противопоставляются друг другу, антитеза помогает читателю лучше понять внутренние переживания персонажей, их поступки. В рассказе «Макар Чудра» история любви и смерти Лойко Зобара и Радды, рассказанная старым цыганом, тоже похожа на легенду, которую передают из поколения к поколению. Произведения «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике» очень похожи на народные песни о героических личностях, которые во всем времена почитались народом.

Читайте также:
Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького: сочинение

В романтических рассказах писатель часто не просто описывает природу, но и одушевляет ее. С описания пейзажа начинается и завершается «Песня о Соколе». Перед читателем появляются великолепные картины: величественное, прекрасное, безмятежное, облитое голубым сиянием луны море; высокие, задумчивые, поросшие деревьями горы и любопытная волна, которая все стремилась к костру, чтобы подслушать разговор Рагима с собеседником. Кругом тихая, звездная ночь, в которой только слышится голос старого чабана, рассказывающего песню о храбром Соколе. В «Песне о Буревестнике» события также разворачиваются на фоне завораживающих пейзажных зарисовок: седое от пены море, шторм, стрелы молний, похожие на огненных змей; вой ветра, грохот грома, — все сливается в единую картину, центральное место на которой занимает Буревестник, радующийся свободной стихии. Волны поют, рвутся навстречу грому, спорят с ветром. Ветер охватывает их крепкими объятиями и с размаху, со злобой бросает их на утесы, где волны разбиваются в пыль и брызги. Описание пейзажа есть и в рассказе «Старуха Изергиль». С самых первых строчек произведение погружает читателей в атмосферу теплого южного вечера. Все вокруг почти сказочное: воздух, пропитанный невероятно свежим запахом моря и испарений земли, смоченной дождем; пышные и необыкновенно красочные обрывки туч; резкие обломки скал, а также кроваво-красный диск луны и кружевные тени листвы. Кажется, сама природа располагает рассказчиков к воспоминаниям о необыкновенных героях, а слушателей настраивает внимать этим воспоминаниям. В рассказе «Макар Чудра» автор не изменяет своей творческой традиции и начинает произведение с описания пейзажа. Перед глазами читателей открывается широкая степь, по которой разносится мелодия плеска морской волны. Влажный ветер приносит желтые листья и бросает их в пламя костра, около которого сидят два героя. Создается впечатление, что читатель сам сидит рядом с этими героями и внимательное слушает их рассказы.

Таким образом, романтические произведения Максима Горького отличаются яркими, необыкновенными героями, которые конфликтуют друг с другом; волшебными, завораживающими пейзажами, фольклорными элементами. К таким произведениями хочется возвращаться вновь и вновь, чтобы окунуться в мир необыкновенных героев.

Готовые школьные сочинения

Коллекция шпаргалок школьных сочинений. Здесь вы найдете шпору по литературе и русскому языку.

  • Готові українські шкільні твори
  • Содержания школьных произведений
  • Сочинения на свободную тему
  • Сочинения неизвестных авторов
  • Сочинения по зарубежной литературе
  • Сочинения по русской литературе
  • Сочинения по русскому языку
  • Сочинения по современной литературе

  • Закладки
  • Лучшие сочинения
  • Список сочинений
  • Скачать
  • Статьи
  • Получить сочинение

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ А. М. ГОРЬКОГО

МОЕ ОТНОШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ А. М.ГОРЬКОГО Прежде чем начать писать, я задаю себе три вопроса: что хочу написать, как написать и для чего написать. А. М.Горький. Недавно узнал, что Горький вносил большие суммы в партийную кассу большевиков и был одним из главных их, выражаясь современно, спонсоров. Думаю, что пролетарское происхождение писателя, его бродячая жизнь в юности и раннее знакомство с революционерами способствовали тому, что Алексей Максимович близко сошелся с людьми, которые поставили своей целью полностью изменить мир путем насилия. Но эти связи очень сильно отразились на его творчестве.

В наследии любого писателя что-то может нравится, а что-то нет. Одно оставит равнодушным, а другое приведет в восторг. И это тем более верно для огромного и разнообразного творчества А. М.Горького. Ранние его произведения романтические песни и легенды составляют впечатление соприкосновения с настоящим талантом. Это подлинное искусство возвышенный слог и сказочная метафоричность “Песен” о Соколе И Буревестнике.

Из них вошли в наш язык такие блестящие выражения, как, например, “Безумство храбрых вот мудрость жизни!”, “Рожденный ползать летать не может!” и другие.

Легенды о Ларре и о Данко, взятые отдельно, являются замечательными образцами романтической сказки. Великий мастер сумел соединить их в одном произведении “Старуха Изергиль”, героиня которого тоже, кажется, взята из легенды. Роман “Мать” долгое время считался центральной книгой писателя. Главным доказательством этому суждению служили слова Ленина о своевременности романа, поскольку многие рабочие участвовали в революции несознательно.

Но если художественные достоинства литературы мерить только политической направленностью, она вымрет, выродится. И в этом романе чувствуется, что Горький выдающийся писатель. Страницы, посвященные переживаниям Ниловны, например, оставляют очень сильное впечатление. Образ же Павла кажется довольно ходульным.

Думая о ненависти революционеров к правительству, удивляешься мягкости обращения с ними. В “тесной” тюрьме сидят в камерах всего по трое четверо, книги читают, свободно разговаривают, передачи принимают без ограничений. Тут же вспоминаются страшные картины сталинских лагерей, нарисованные в all so ch. ru 2001 2005 произведениях Шаламова, Солженицына, Домбровского и других. Можем сравнить и с тем, что сейчас творится в наших лагерях…

Читайте также:
О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества: сочинение

И как подумаешь, что к этому привели страну такие, как Павел Власов… Но самое главное, что делает роман “Мать” неприемлемым для нас ( как и поэмы Маяковского, и “Поднятую целину” ),-это оправдание идеи насилия, необходимости революционного диктата. С бедностью, неграмотностью, несправедливостью нужно было бороться, но не кровавым террором.

И не такими, как горьковский Сатин (пьеса “На дне” ) или Челкаш (рассказ “Челкаш”), было заменять горьковских же Артамоновых или Гордеевых (”Дело Артамоновых”, “Фома Гордеев”). А именно это и случилось. После романа “Мать” писатель создал еще немало выдающихся произведений, например, трилогию о своей жизни.

Но сотрудничество с новой властью немало повредило ему. И я порой думаю, как же Горький отвечал на свои три вопроса ( смотри его высказывание в эпиграфе), когда писал о работе заключенных на Беломоро Балтийском канале? Мне всегда интересно знакомится с книгами Алексея Максимовича. Неправы те, кто говорит о том, что нужно отбросить его за ненадобностью. Они видят в его творчестве одно плохое. Оно и вправду было противоречивым.

Однако, как сказал индийский писатель Р. Тагор, если закрыть дверь перед ложью, то как в нее войдет истина? Поэтому не будем закрывать двери, пусть судьей станет время. Но я думаю, великий писатель заслужил себе право навсегда остаться в памяти людей.

Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне»)

Скачать сочинение
Тип: Анализ эпизода

Пьеса Горького «На дне» глубоко философична и необычайно интересна. Перед глазами читателя на протяжении всего произведения проходит галерея живых образов. Каждый персонаж пьесы наделен своей позицией, своим представлением о мире. Особенно интересен тот факт, что действие разворачивается в ночлежке, на самом «дне» жизни.

Многие герои пьесы М. Горького «На дне» – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со «дна» жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти – вымышленный ею роман со студентом.

Таким образом, персонажи пьесы подготовлены к появлению такого, как Лука с его «евангелием миражей». И он появляется и поддерживает все иллюзии или сеет новые.

Этот персонаж появляется в первом акте пьесы. Показательна первая его фраза: «Доброго здоровья, народ честной!». Первый раз на страницах этого произведения появляются хорошие, не бранные слова, сказанные без насмешки. Такое обращение настолько необычно для обитателей ночлежки, что Луку сразу же называют «занятным»: «Какого занятного старичишку привели вы, Наташа…». На первый взгляд он действительно кажется простым и милым человеком, но несколько позже читатель убеждается в обратном.

До появления странника Луки в ночлежке идет спор о совести. Слесарь Клещ ставит себя особняком перед своими «соплеменниками», заявляет, что его окружает сплошная «рвань, золотая рота…» Он говорит о том, что «с малых лет работает» и мечтает вырваться из той ситуации, в которой он оказался. Клещ не принимает образа жизни ночлежников: «живут без чести, без совести». На что Васька Пепел, вор с детства, заявляет Клещу: «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть…»
И на самом деле, эти люди поставлены в такие социальные условия, когда понятие «честь» и «совесть» невероятно трансформируются. Здесь, на дне, «всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее…»

И именно в разгар этого спора и появляется Лука, произнося фразу: «Доброго здоровья, народ честной!» Тут уже начинается другой разговор. На реплику странника Бубнов отвечает: “Был честной, да позапрошлой весной…”
С самого появления Луки автор начинает раскрывать нам жизненную позицию этого человека. Очень важен его ответ Бубнову: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…» Какое яркое сравнение! Оно мгновенно раскрывает отношение Луки к людям. Они все одинаковы, ничтожны, достойны лишь жалости. Они прыгают, имитируя какую-то деятельность, а на самом же деле все это суета, суетливы их движения, суетлива их жизнь.

Читайте также:
Ложь во спасение Луки: сочинение

При беседе с Наташей мы понимаем, что Лука не привязан к какому-либо месту, у него нет дома: «Старику – где тепло, там и родина…». Он скиталец, у которого нет даже родины. Об этом говорит и та песенка, которую Лука напевает, сидя на кухне: «Середь ночи… путь-дорогу не видать…» Стоит заметить, что у Горького в этом произведении нет ни одной лишней фразы, каждая из них весомая, несущая в себе большой смысл.

Лука с первых же минут своего появления на сцене вносит в постановку совершенно иную философию. Памятен момент, когда странник поет песню, а его просят замолчать, говоря, что он плохо поет. Его ответная реплика заставляет задуматься читателей: «Ишь ты! А я думал – хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны…» И на самом деле, простыми фразами безграмотного старика Горький выражает очень интересные мысли, которые приходили в голову каждому человеку, но он не мог их так четко и ясно сформулировать.

Показателен в этой части произведения момент, когда Васька Пепел страдает от скуки. Какое же развлечение придумывает себе молодой человек? Он говорит Барону: «Ну, полай! Мне забавно будет… Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и все такое…» Этим моментом очень ярко показан уровень моральной деградации героев. Причем нельзя назвать Пепла отрицательным героем. Он способен любить, желает заботится о дорогом человеке… Но лучшее развлечение для него – унизить другого человека. В этом случае очень мудрой кажется реплика Барона: «Какое тебе от этого может быть удовольствие, если я сам знаю, что стал чуть ли не хуже тебя? Ты бы меня тогда заставлял на четвереньках ходить, когда я был неровня тебе…»

Позиция же Бубнова на этот вопрос раскрывается одной репликой: «Что было – было, а остались – одни пустяки… Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался…» Действительно, на самом дне жизни уже нет и не может быть подобных различий между людьми – перед лицом голода и нищеты все равны. И все былые регалии уже не имеют абсолютно никакого значения, лишь мозолят глаза и душу, как оспа, «и выздоровеет человек, а знаки-то остаются…». Какова же позиция Луки? «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут – все хуже, а хотят – все лучше… упрямые!»

Лука является очень важным персонажем в пьесе. Он появляется и нарушает привычный ритм жизни и мысли ночлежников. Каждому говорит те слова, которые не могут оставить равнодушным, для всех у него найдется утешительная фраза. Лука умеет подмечать главное в человеке. Молодому Алешке, так же бездумно прожигающему свою жизнь в постоянных пьянках, старик говорит добродушно: «Эх, парень, запутался ты…». Он пристыжает обитателей ночлежки за их отношение к умирающей Анне: «… а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Уже в начале пьесы Горький обозначает принцип отношения Луки к человеку – принцип сострадания. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни.
На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и отношения к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне»)

Смотрите также по произведению “На дне”:

Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького “На дне”)

Многие герои пьесы М. Горького «На дне» – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со «дна» жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти – вымышленный ею роман со студентом.

Читайте также:
Драма пустой души по роману-эпопее М. Горького Жизнь Клима Самгина.: сочинение

Таким образом, персонажи пьесы подготовлены к появлению такого героя, как Лука с его «евангелием миражей». И он появляется и поддерживает все иллюзии или сеет новые.

Этот персонаж появляется в первом акте пьесы. Показательна первая его фраза: «Доброго здоровья, народ честной!». Первый раз на страницах этого произведения появляются хорошие, небранные слова, сказанные без насмешки. Такое обращение настолько необычно для обитателей ночлежки, что Луку сразу же называют «занятным»: «Какого занятного старичишку привели вы, Наташа…».

На первый взгляд, он действительно кажется простым и милым человеком, но несколько позже читатель убеждается в обратном.

С появлением Луки в пьесе появляется символичность в репликах, которой не было ранее. Например, вот Пепел храбрится перед любимой им Наташей, заявляя, что не боится умереть: «Право, не боюсь! Хоть сейчас – смерть приму! Возьмите вы нож, ударьте против сердца… умру – не охну!». В это время Бубнов, как бы занимаясь своим делом, проговаривает два раза: «А нитки-то гнилые». Таким образом, подчёркивается лживость заявлений Пепла, а также неискренность холодности Наташи по отношению к нему.

Далее, как бы вторя словам Пепла о скуке («А скушно… чего это скушно мне бывает? Живёшь-живёшь,-всё хорошо! И вдруг – точно озябнешь: сделается скушно»), Лука запевает песню. Слова этой песни, точно после слов Пепла, также приобретают символическое значение: «Эх, и не вида-ть пути-и…». И на самом деле, разве есть у вора светлый путь?

Ко всем Лука обращается ласково. Вначале это приводит к тому, что его пытаются оскорбить. К примеру, Барон обозвал его: «Ты кто, кикимора?». Но Лука умеет за себя постоять. Он в свою очередь смеётся над обидчиком: «Графа видал я и князя видал… а барона – первый раз встречаю, да и то испорченного…».

Но в этом эпизоде следует обратить внимание на одно обстоятельство – слово «кикимора». Неслучайно Горький вкладывает в уста Барона именно это обращение к Луке. Автор делает примечание: «Кикимора – в народных поверьях нечистая сила». И действительно, в старике есть что-то истинно народное, он похож на персонаж русских сказок. Язык Луки изобилует народными присказками: «народ честной», «ни одна блоха – не плоха», «старику – где тепло, там и родина», «барство-то – как оспа… и выздоровеет человек, а знаки-то остаются», «опричь», «не ласкова ты, мать» и многие другие. А то, что Лука является нечистой силой, это Горький подчеркнёт позже. Автор покажет ужасный результат идей утешительства.

Лука как бы невзначай выспрашивает обо всех обитателях ночлежки: Насте, Наташе, Василисе, Пепле и других. Он незаметно вмешивается в каждое дело и всему даёт свою оценку. Например: «Погляжу я на вас, братцы, – житьё ваше – о-ой. ».

Автор в первом акте даёт краткую предысторию всех героев, отчего те становятся нам более понятны. Но историю Луки, да и то не всю, читатель узнаёт намного позже, только в третьем акте «На дне». Именно поэтому в данном эпизоде Лука предстаёт фигурой немного таинственной и, на первый взгляд, выбивается из общей галереи образов. Но это не так.

Странник хорошо знает, как нужно общаться с полицией. Так, участковому он явно льстит, называя его «ундером» (искажённое «унтер-офицер»). Этим званием Медведев ещё не обладает, но ему, безусловно, приятно такое обращение. Лука прибавляет: «А видимость – самая геройская!». К тому же герой как огня боится проверки документов, которых у него, по всей видимости, нет. А это значит, что что-то было в его прошлом, что заставило избавиться от паспорта. Так объясняет Лука Анне свою мягкость и ласку: «Мяли много, оттого и мягок…». После этих слов герой “смеётся дребезжащим смехом” (ремарка автора).

В пьесе нет положительных героев, да их и не может быть. Лука же намеренно описывается Горьким как неприятный человек. И если в каждом персонаже автор находит хотя бы одну положительную черту, то всё хорошее, что показано в старце, Горький специально перебивает какой-нибудь одной меткой характеристикой, снижающей этот образ.
Уже в начале Горький обозначает принцип отношения Луки к человеку – сострадание. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни. На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и об отношении к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя.

Читайте также:
Первая проблема пьесы На дне — философский спор о правде: сочинение

В пьесе «На дне» “отчеканился” один из своеобразных жанров горьковской драматургии – жанр социально-филосовской пьесы.

Образ Луки и его роль в пьесе М. Горького «На дне»

сочинение по литературе 11 класса

Развитие сюжета пьесы «На дне» концентрируется на образе Луки. Это один из центральных персонажей. Его появление является завязкой произведения. Лука сразу же оказывается в центре внимания, участвуя в каждом описываемом событии.

Кто такой Лука?

О Луке практически ничего не известно. Сам о себе он говорил, что: «Мяли много, оттого и мягок». Документов его никто не видел, он только обещал их принести, для того чтобы предъявить хозяйке ночлежки Василисе.

Ночлежникам удалось узнать про Луку одну историю. Когда-то он занимал должность сторожа у инженера, живущего рядом с Томском. Однажды на этот дом напали грабители. Лука не убил их, а только заставил выпороть друг друга, угрожая ружьём. Потом выяснилось, что эти грабители – беглые каторжники, которые не могли заработать себе на жизнь честным путём. Лука пожалел их, и оставил у себя переждать холода.

Некоторые обитатели ночлежки считали, что таким праведным Луку сделало именно его прошлое. Возможно, у него были проблемы с законом, и ему даже довелось побывать на каторге, которая сильно меняет людей.

Значение имени

Автор выбрал имя для этого персонажа не случайно. С одной стороны это имя апостола Луки, который покровительствует докторам и живописцам, а с другой стороны имя Лука ассоциируется со словом «лукавый», что означает «от чёрта».

Роль Луки в жизни других персонажей

Лука помогает обездоленным обрести надежду. Он не пытается кому-либо навязать свои мысли, он просто утешает тех, кому это действительно необходимо. Именно в этом и проявляется его мудрость. Он считает, что человек является тем, во что он верит, поэтому просто дарит веру тем, кто её потерял.

Лука жалеет обитателей ночлежки, а они хотят верить в его утешения, но всё равно считают сказочником. Анну он утешает разговорами об умиротворении, которое ждёт её после смерти, Ваську Пепла убеждает изменить жизнь, переехав в Сибирь, а Актёру рассказывает о специализированных лечебницах, где могут вылечить его от пьянства. Во всех этих случаях Лука выступает как положительный герой, ведь Анна действительно стала меньше бояться смерти, Васька решил перестать воровать, а Актёр даже бросил пить на время, и стал работать, чтобы собрать денег на дорогу в хваленую лечебницу.

Данная Лукой надежда смогла бы помочь этим людям вырваться со дна, если бы они сами этого захотели. Он искренне верил, что его ложь спасает окружающих, а правда – жестока и губительна.

Образ Луки – это олицетворение милосердия и человечности. Несмотря на то, что он такой же обитатель дна, как и все остальные, он не утратил своих человеческих качеств, сохранил в сердце доброту и сострадание для других людей. Даже в тех случаях, когда любить и жалеть не за что.

Характеристика Луки

Одним из наиболее значимых и влиятельных персонажей в пьесе является Лука. Уже на протяжении многих лет литературные исследователи не могут прийти к единому мнению относительно его образа. Одни считают, что Лука приносит вред окружающим своим обманом, а другие уверены, что без надежды, которую он даёт, обречённым людям было бы ещё хуже.

Образ Луки

Спектакль «На дне» в постановке БДТ. 1987

Лука – это странник, который ненадолго останавливается в ночлежке Костылева. Как и все её обитатели, он беден и не имеет собственного дома, но в отличие от остальных Лука всегда готов помочь добрым словом своему ближнему. В ночлежку его привела Наташа, младшая сестра Василисы.

Это единственный персонаж, о чьём прошлом, совсем ничего не известно. И о том, куда он неожиданно уходит – тоже не говорится. Важно только одно – его пребывание в ночлежке оставило неизгладимый след в душах отверженных обществом людей.

Вместе с Лукой в ночлежку пришла доброта и ласка. Он сразу расположил к себе окружающих, потому что в его словах звучала мудрость, и он умалчивал то, о чём не следует говорить. Главным для него было сострадание, которым он делится со всеми жителями ночлежки.

Лука умел понять истинную натуру человека, всего лишь взглянув на него. Он умело останавливал ссоры, драки, сглаживал любую конфликтную ситуацию. Обитатели ночлежки сами раскрывают ему свои души, так сильно они нуждаются в сочувствии и сострадании. Этим людям просто необходимо, чтобы кто-нибудь в них поверил, и убедил их сам в возможности изменить будущее.

Взгляды

У Луки особые взгляды на жизнь, сильно отличающиеся от взглядов других жителей ночлежки. В отличие от большинства, он считает, что правда не всегда приносит пользу. Лука часто прибегает к «спасительному» обману, который дарит людям надежду на то, что им удастся изменить свою жизнь к лучшему.

Читайте также:
История написания и идея романа Мать: сочинение

Он действует исходя из благих намерений, но его неосторожные слова приводят к настоящим трагедиям. Ложь во спасение, обнадёжившая на время обитателей дна, в итоге разочаровала их ещё больше, а некоторые и вовсе не смогли справиться с обрушившейся на них реальностью.

Воздействие на окружающих

Лука всегда умеет подобрать нужные слова, чтобы утешить нуждающегося в этом человека. Ему не трудно было успокоить умирающую Анну, которая так сильно боялась смерти. Луке удалось повлиять даже на Пепла, относившегося вначале к нему скептически. После его рассказов Пепел решил перестать воровать, и уехать в Сибирь, для того чтобы начать новую жизнь.

Актёру Лука подарил надежду на исцеление, рассказав ему о лечебнице, где бесплатно лечат от алкогольной зависимости. А для Насти чудный странник стал просто хорошим слушателем, который, как она думала, верит во все её придуманные истории о большой любви.

Значение образа

Лука – это самый неоднозначный персонаж пьесы. Именно благодаря ему все остальные персонажи более полно раскрываются. Кроме того, все философские разговоры и споры начинаются только после его появления. Он заставил обитателей ночлежки задуматься над смыслом жизни, но на реальные действия они оказались не готовы.

Лука искренне пытался всем помочь, но он не подумал о том, что его слова для кого-то могут оказаться губительными. Он хорошо понимал, что у этих людей нет будущего, но хотел, чтобы у них хотя бы появилась надежда, способная согреть душу.

Введение

Пьеса М. Горького «На дне» — первая социально-философская драма в русской литературе, поднимающая вопросы существования человека, смысла жизни, правды и лжи. Написанное в 1902 году, произведение реалистично рисует жизнь маргиналов, «людей, оказавшихся на дне жизни», не верящих ни в себя, ни в будущее.

Клещ, Актер, Пепел, Настя и др. – люди слабые, не способные отстаивать свои интересы, да и не видящие в этом смысла.

Образ Луки

Самым противоречивым героем пьесы считается Лука – странствующий проповедник, явившийся в ночлежку в самый разгар споров о чести и справедливости. С образом старца напрямую связан главный вопрос произведения – «Что лучше – истина или сострадание?».

Лука – утешитель, пытающийся успокоить каждого и подарить надежду на прекращение страданий. Показательно то, что он умеет видеть в каждом ту черту, которая особенно заботит человека. Умирающей Анне он сулит избавление от боли и обид на том свете, пьющему Актеру рассказывает сказку о лечебницах от алкоголя, Насте говорит, что ее ждет неземная счастливая любовь, Ваське Пеплу помогает по-новому взглянуть на Сибирь.

Его нереалистичные рассказы нравятся ночлежникам, они верят в них. Сам же Лука говорит – во что веришь, то и есть. Другими словами, странник пытается спасти людей, дать им возможность поверить в свои силы и изменить отношение к жизни, дать им своеобразный толчок.

Праповедник

Появление праведника разделяет жителей ночлежки на два лагеря – тех, кто верит в проповеди Луки и тех, кто относится к ним с предубеждением, скептически. Настя после исчезновения Луки говорит, что он был хорошим старичком, Клещ отмечает его жалостливость, даже Сатин, не принимающий позицию сострадания, утверждает, что старик врал единственно из любви к людям.

Мнения литературных критиков также разделилось. Одни сравнивали его с искусителем. Имя Лука схоже по звучанию с именем Сатаны – Лукавый. Обвиняли старика, прежде всего, в нежелании противостоять действительности. Другие исследователи соотносили его имя с образом евангельского апостола Луки, ассоциируя тем самым с мудростью и библейскими заповедями.

Интересен еще и тот факт, что ложью во спасение Лука нарушает одну из заповедей – не лги. Но мне кажется, что он просто не мыслит этими категориями, для него неважно, где правда, где ложь. Главное для праведника – сделать добро человеку. Наверное, для него ближе заповедь – не навреди.

Отношение автора

Отношение автора к Луке неоднозначно. Порой он осуждает его, порой образ его становится настолько силен, что выходит за рамки замысла Горького. Читатели сами должны решить, принимать ли ложь во спасение, или же разделить утверждения Сатина о приоритете правды. На мой взгляд, истина находится где-то посередине их позиций.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: