Об Особенностях Мировоззрения Горького: сочинение

Об Особенностях Мировоззрения Горького: сочинение

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.1. Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к описываемым им событиям?

12.2. Какое место в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» занимает образ Платона Каратаева?

12.3. В чём заключается внутренняя драма героев пьесы М. Горького «На дне»?

12.4. Нравы чиновничества на страницах русской литературы (на примере двух-трёх произведений).

Комментарии к сочинениям

12.1. Каково отношение автора «Слова о полку Игореве» к описываемым им событиям?

Существует множество предположений о том, кто был автором «Слова о полку Игореве». Им мог быть монах, так как в то время самыми образованными людьми были монахи, или приближенным князя. Автором мог быть храбрый дружинник, потому что так ярко и точно может описать сражения только тот, кто сам принимал участие на них. С тонким знанием дела описывает он картины сражений, ярко рисует образы князей и дружинников, но с не меньшей силой и симпатией рассказывает он о том, как во времена княжеских междоусобиц «ретко ратаеве кикахуть», вот почему нельзя не отметить едва ли не самую важную черту автора «Слова» -патриотизм, неподдельную обеспокоенность судьбой своей Родины. Кроме того, автор предстает перед нами как тонкий психолог: он точно передает переживания любящей жены в плаче Ярославны, сомнения князя Игоря перед побегом. С уверенностью можно утверждать лишь одно: кем бы ни был автор «Слова о полку Игореве», монахом или смелым воином, он, безусловно, являлся выдающимся человеком своего времени.

C12.2. Какое место в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» занимает образ Платона Каратаева?

В образе Платона Каратаева Толстой изобразил мирное, доброе, духовное начало, предельно усилил, укрепил в нем черты простого русского человека, сделал его олицетворением всего доброго, русского, круглого. В Платоне Каратаеве мы видим гармонию внутренней жизни, которая дается безграничной верой в волю Бога на все происходящее на Земле, верой в то, что все равно в конце концов победят добро и справедливость, отсюда его непротивление злу насилием и принятие всего, что бы ни происходило. Важно еще то, что «жизнь его, как он сам смотрел на нее, не имела смысла как отдельная жизнь. Она имела смысл только как частица целого, которое он постоянно чувствовал». Платон Каратаев воплощает собой тот мировой закон, к постижению которого стремятся любимые герои Толстого. Несмотря на то, что в огромном романе-эпопее этот герой занимает сравнительно немного места, значение его очень велико. Он важен нам и сам по себе, и особенно по той роли, которую он сыграл в судьбе Пьера Безухова. Платон Каратаев помог ему понять смысл жизни, обрести согласие и мир с самим собой и людьми.

C12.3. В чём заключается внутренняя драма героев пьесы М. Горького «На дне»?

В пьесе «На дне» Горький показывает людей, сломленных жизнью, обреченных на гибель. Проблематика произведения раскрывается не столько в действии (мир ночлежки как бы застыл, событий происходит не так уж много), сколько в разговорах персонажей. Основной философской проблемой является спор о правде. Эти споры ведутся между обитателями ночлежки на протяжении всей пьесы и, прежде всего, между Лукой и Сатиным. Напрямую Лука и Сатин не сталкиваются, но всей логикой развития сюжета сталкиваются их мировоззрения. Философия Луки основана на том, что вера может и часто должна заменить реальную правду, так как помогает человеку уйти от страшной реальности в мир прекрасных иллюзий. Вроде бы, истина на его стороне, и проблема решена: лучше розовые очки, чем страшная реальность. Но в самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, старик исчезает. Разбуженные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер — повесился, Пепел — в тюрьме, Анна — умерла.

Этим трагичным финалом Горький показывает, что Лука был не прав. Розовые очки разбиваются при встрече со страшной реальностью, и та кажется еще страшнее, поскольку уходит вера. Философию Луки отвергает Сатин: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!» В одном Сатин согласен со странником: «Человек — вот правда!» Но не приемлет его жалости, поскольку та унижает личность. Рассуждая о значении человека, герой утверждает, что судьба — дело рук и мозга каждого.

Трагедия несбыточности надежд отражена в каждом герое. Бремя общего бессилия тащит «на дно» всех персонажей Горького. Проблема суровой правды и спасительной лжи в произведении не решена, она лишь поставлена, как это свойственно многим произведениям русской литературы, ставящей вопросы и предлагающей читателям самим искать ответы.

12.4. Нравы чиновничества на страницах русской литературы (на примере двух-трёх произведений).

В русской литературе и XIX и XX века чиновничество предстаёт не в самом выгодном для себя цвете, являя в своих рядах образцы подлости, лицемерия, чинопоклонства.

О нравах в России начала 30-х годов прошлого века пишет Н. В. Гоголь в комедии «Ревизор». Всевозможные злоупотребления властью, казнокрадство и взяточничество, произвол и пренебрежительное отношение к народу были характерными, укоренившимися чертами тогдашнего чиновничества. Именно такими Гоголь и показывает в своей комедии правителей уездного города.

Все чиновники нарисованы Гоголем, как живые, каждый из них своеобразен. Но в то же время все они создают суммарный облик чиновничества, управляющего страной, раскрывают гнилостность общественно-политического строя крепостнической России.

Читайте также:
Ранние произведения М. Горького.: сочинение

Очень похожи на чиновников из «Ревизора» чиновники гоголевских «Мёртвых душ», чиновники из «Горя от ума» Грибоедова, «слуги народа» советской эпохи из романа М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Грибоедов запечатлел в «Горе от ума» целую галерею человеческих портретов, которые в совокупности составляют истинный, ничем не прикрашенный отвратительный облик чиновников с его паразитизмом, лакейством и нравственным растлением. Чего стоит образ Молчалина, который любыми способами готов дослужиться «до степеней известных»!

Чиновники из романа «Мастер и Маргарита» — существа в высшей степени бессовестные, погрязшие в собственнических интересах. Степан Лиходеев — опустившийся тип, пьёт, гуляет, не задумываясь, пускает в варьете сомнительных артистов. «Чиновники от литературы», являясь властью для «рядовых» писателей, истинных художников, творцов, подчиняются директивам сверху и одним росчерком пера запрещают творить, не задумываясь, что, лишая возможности писать, они лишают настоящего мастера жизни.

1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне 2 Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно 1 Тема не раскрыта 2. Привлечение текста произведения для аргументации Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 3 Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки 2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

3. Опора на теоретико-литературные понятия Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 3 Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 2 4. Композиционная цельность и логичность Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

Анализ рассказа «Старуха Изергиль» (Максим Горький)

Творчество Максима Горького занимает значимую нишу в русской литературе на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Справедливо будет сказать, что Горький – один из величайших русских писателей наравне с Толстым. Его ранний рассказ, «Старуха Изергиль», проливает свет на мировоззрение писателя в начале его творческой деятельности. Он позволяет нам увидеть тот путь, который писатель прошёл за свою жизнь.

История создания

Первый импульс к созданию рассказа Горькому дало его путешествие по Бессарабии, совершённое в 1891 году. Именно в этот далёкий южный край писатель и перенёс события своего произведения. В основу рассказа легли и личные переживания автора, его мысли о роли человека в мире и его нравственном долге перед собой и окружающими. Творческая история рассказа «Старуха Изергиль» началась в 1894 году: именно тогда он был написан, а затем и опубликован в «Самарской газете» в 1895 году.

Сам Горький до конца жизни считал именно «Старуху Изергиль» свои величайшим творением.

«Видно, ничего не напишу я так стройно и красиво, как «Старуху Изергиль» написал».

Замысел рассказа «Старуха Изергиль» витал в вольном и чистом воздухе Бессарабии, где властвовал буйный южный темперамент. Горькому был близок дух свободы и дерзости, которым были пропитаны местные жители, как клубами дыма. Сам он был молод и готов к новым впечатлениям. Поэтому в качестве направления своего творчества он избрал романтизм — это был бунт против главенствующих тенденций в литературе того времени. Пока другие писатели акцентировали внимание на реальности, молодой автор изображал новый мятеж личности против толпы: его герой, как и сам Горький, шел против людей, но не ради себя, а ради их же блага. Данко был метафорическим отражением революционера того времени, а ведь именно к этому кругу принадлежал писатель. Подробнее о его увлечении революцией Многомудрый Литрекон написал здесь.

Род, направление, жанр

Несмотря на поэтичную манеру повествования, перед нами явно эпическое произведение. Основное внимание уделяется событиям и действиям героев, которые и передают авторскую мысль. Жанровые особенности рассказа «Старуха Изергиль» заслуживают отдельного абзаца.

До сих пор не совсем ясно, к какому литературному направлению можно отнести произведение Горького: романтизм или реализм? В рассказе «Старуха Изергиль» явно присутствуют романтические черты.

  • Местом действия писатель избрал экзотический южный край, которого практически не коснулась европейская цивилизация, населённый простыми, но благородными людьми.
  • В центре повествования находятся выдающиеся личности, которые вступают в конфликт с обществом.
  • Сказовая манера повествования в рассказе «Старуха Изергиль» переплетается с фольклорными мотивами, и в повествовании нередко появляются фантастические эпизоды. Это характерно для романтизма.

Однако Горький деконструирует образ такого выдающегося человека, представляя его более приближенным к реальности, что явно отсылает нас к традиции реализма. По совокупности факторов, можно все-таки решить, что «Старуха Изергиль» — романтический рассказ-притча, ведь в основе авторского замысла лежит просветительская цель: его герои учат, как жить. Ларра и Изергиль — отрицательные примеры, а Данко — положительный. Такое назидательное начало характерно для притчи.

Жанр «Старухи Изергиль» можно безошибочно определить как рассказ. Прозаическая форма произведения сочетается с краткостью, малым количеством действующих лиц и отсутствием какой бы то ни было конкретики.

Композиция и конфликт

Тип композиции рассказа «Старуха Изергиль» — рассказ в рассказе. Молодой путешественник говорит о том, что ему поведала старуха. Произведение состоит из трех частей:

  1. Легенда о Ларре
  2. История жизни старухи Изергиль
  3. Легенда о Данко

Особенности композиции заключаются в сквозной сюжетной линии и противопоставлении каждой части по смыслу. Рассказы старухи Изергиль связывает между собой одна основная мысль, а именно смысл жизни героев, то, ради чего стоит жить. Ларра жил ради себя вдали от людей, презирая их. Изергиль жила в обществе, любила окружающих, но также для себя. И только Данко пришел на помощь окружению и жил ради него.

Читайте также:
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне (3): сочинение

Главный конфликт, который писатель поднимает писатель на протяжении всего повествования в рассказе «Старуха Изергиль» – это человек и общество. Он искал место выдающейся личности в современном обществе, и рассуждал о том, на что должна быть направлена деятельность такой личности: на служение людям или самому себе. Каждый герой ответил по-своему, но лишь один ответ был достоен положительной оценки автора и читателя.

Суть: о чем рассказ?

Автор рассказывает о том, как пребывая в Бессарабии, он познакомился со старухой Изергиль, которая рассказала ему много интересных историй.

Первую историю Изергиль рассказывает о сыне орла и человеческой женщины по имени Ларра. Встретившись с людьми в первый раз, юноша сразу же рассорился с ними и убил девушку, которая отвергла его. Люди изгнали его, сначала Ларра не воспринял это как наказание, однако со временем его одиночество усиливалось, и в конце концов довело его до отчаяния, заставив искать смерти. Много веков Ларра скитался в одиночестве по степи, и скитается до сих пор в виде бесплотной тени.

После этого Изергиль повествует нам о своей жизни. С самых юных лет она насыщенный образ жизни, меняя любовников, как перчатки. Она побывала во многих странах от Турции до Польши. В конце концов, она полюбила некого мадьяра и даже вызволила его из русского плена, но он в итоге лишь использовал её. Постаревшая и уставшая Изергиль поселилась в Бессарабии.

Третья история старухи посвящена Данко. Когда-то давно некое племя было вытеснено соседями из хороших мест в тёмные леса, где оно было обречено на вымирание. С ними был и юноша по имени Данко, который пообещал вывести людей в пригодные для жизни места. Однако долгий поход утомил людей, они озлобились на Данко и захотели убить его. В отчаянии юноша вырвал из груди своё сияющее сердце и, освещая им путь, вывел соплеменников из леса. Обрадованные люди тут же забыли о своём спасителе, а его сияющее сердце раздавили ногами.

Главные герои и их характеристика

Образы героев в рассказе «Старуха Изергиль» отражены в таблице от Многомудрого Литрекона:

старая мудрая женщина. добра и ласкова со всеми, любит поговорить. знает множество историй и легенд, имеет за плечами солидный жизненный опыт. в молодости она была красавицей и авантюристкой, много путешествовала и наслаждалась жизнью, но, постарев, стала одинокой и никому не нужной.

общество раскрыто с разных сторон: видя подлинное величие и жертву, люди проявляют низменные качества, а вот эгоизм и жестокость, напротив, одергивают их и заставляют признать, что такой путь никуда не ведет. данко они воспользовались, а ларра использовал их. но, несмотря на черную неблагодарность людей и их склонность к порокам, горький призывает выбирать дорогу данко, которая достойна уровня исключительной личности.

Тематика рассказа «Старуха Изергиль» интересна для вдумчивой публики:

  1. Ведущая тема в рассказе — жизненные ценности и идеалы, ради которых стоит жить. Каждый герой выбирает свою дорогу и пожинает плоды выбора. Данко запомнили, его вклад в жизнь племени всегда будет славным подвигом, достойным уважения потомков. Все, что сделали спасенные им люди, является и его заслугой. Ларра прожил несчастную жизнь и раскаялся в эгоизме, но даже это не помогло ему исправить ошибку. Изергиль также одинока, ее жизнь прошла без следа, потому что и она, и Ларра жили ради себя, а это ничтожная цель.
  2. Цель – Горький показывает нам то, как необходимо для человека жить ради чего-то, стремиться к чему-то. Человек, лишённый цели, по мнению писателя, ничем не отличается от мертвеца. Так и Ларра превратился в тень, хотя мог бы добиться большего, если бы хотел.
  3. Мечта – Писатель демонстрирует нам, что мечта может привести человека как к нравственной победе, так и к полному краху. Мечтавший о благе для людей Данко становится настоящим героем, а Ларра и Изергиль, стремившиеся к удовлетворению лишь собственных желаний, потерпели крах. Значит, лишь глобальная и благородная мечта достойна поклонения.
  4. Любовь – Горький превозносит любовь не в привычном нам понимании, как чувство к конкретному человеку, а как любовь ко всему человечеству и стремление к всеобщему благу. Обычная страсть Изергиль ничтожна по сравнению с ней, ведь влечение проходит, как и красота, а гуманизм и милосердие люди ценят вне зависимости от внешности того, кто ими обладает.
  5. Подвиг – Настоящий подвиг, по мнению автора, заключается в умении пренебречь собственным счастьем ради блага большинства. Идея подвига по смыслу близка к революционной деятельности современников автора. Метафора «вывести к свету» означает попытку просветить народ и вывести его к счастью.
  6. Идеал человека – Примером для подражания Горький представляет именно Данко, как настоящего лидера, готового ради людей отдать даже свою жизнь. Такие, как он, творят историю и двигают человечество вперед.
  7. Роль пейзажа – Действие рассказа разворачивается на фоне бескрайних степей Молдавии, которые равнодушно взирают на ничего не значащие проблемы людей. Природа в рассказе «Старуха Изергиль» метафорична: неприступный тёмный лес в легенде о Данко означает тьму невежества, в которой гибнет народ, а степь — пустоту жизни для себя. Природа в глазах Горького представляет из себя могучую силу, перед которой человек – ничто.
  8. Судьба – Писатель рассказывает нам, что ничего не предопределено, и люди сами определяют своё будущее. Каждому даётся выбор, и человек волен сам делать его.

Проблемы

Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» столь же многогранна и актуальна. В ней поднимаются интересные нравственные вопросы, характерные для любой эпохи:

  • Эгоизм, для Горького, является самым тяжким пророком, который убивает душу и губит человека. Жизнь для себя в его понимании ведет личность в тупик, где ее ожидает лишь разочарование. Человек в масштабе вселенной очень мал и незначителен, а вот род людской — та громада смысла, которая осветит жизнь смыслом.
  • Равнодушие – писатель решительно осуждает людское равнодушие к человеческим страданиям, на примере Ларры и Изергиль, и безучастность инфантильной толпы, на примере соплеменников Данко.
  • Гордость – Горький демонстрирует нам тонкую грань между гордостью и гордыней. Гордыня губит Ларру, который высокомерно отверг людей и остался в одиночестве. Данко же показан гордым человеком, который готов отстаивать свои принципы и умереть за них.
  • Свобода – Ларра и Изергиль стремились к свободе, однако понимали её примитивно, удовлетворяя лишь свои собственные желания. Данко же обретает настоящую свободу, жертвуя собой ради блага большинства и возносясь над серой массой.
  • Сильная личность – все три героя рассказа представляют собой сильных личностей, во многом превосходящих окружающих. Однако писатель показывает, что мало быть сильным, свою силу необходимо направить свою силу в нужное русло.
  • Жестокость – писатель демонстрирует нам жестокость мира. Ларра, убивающий несчастную девушку, соплеменники Данко, ответившие герою чёрной неблагодарностью. Горький осуждает нравы, царящие в мире, и надеется, что в будущем люди преодолеют свои пороки.
Читайте также:
История написания и идея романа Мать: сочинение

Основная идея

Смысл рассказа «Старуха Изергиль» — в определении смысла жизни и свободы личности. Он показал, что жизнь имеет ценность лишь в том случае, если она направлена на достижение глобальных и общественно важных целей. Горький продемонстрировал читателям два типа свободы.

  • Первый тип свободы подразумевает собой стремление к эгоистичному удовлетворению собственных желаний, которое в итоге приносит лишь вред.
  • С другой стороны, Горький показывает, что есть другой путь к настоящей свободе, и, как ни парадоксально, путь этот лежит через служение обществу, через отречение от самого себя, что в итоге превозносит человека до невиданных высот.

Главная мысль рассказа «Старуха Изергиль» заключается в том, что человек должен принадлежать к чему-то большему, чем он сам, и только тогда он осознает свою значимость в мире, а значит, обретет призвание и цель бытия.

Чему учит?

Этот рассказ демонстрирует нам губительность примитивного эгоизма и гордыни. Он показывает нам бессмысленность такой жизни и глубину падения, которое ожидает человека в конце этого пути. Таков нравственный вывод из рассказа «Старуха Изергиль».

Автор превозносит такие добродетели, как доброту, сострадание и жертвенность. Призывает нас обратить свои силы на благие дела, не ради корысти или награды, но ради светлого будущего. Рассказ заставляет задуматься о том, ради чего мы живем, и к чему это нас приведет: к одиночеству и пустоте, или к признанию и реализации цели? Каждому из нас необходимо сделать правильный выбор. Такова мораль произведения Горького.

Критика

«Старуха Изергиль» являет собой яркий образец раннего творчества Горького, сочетавшего в себе лучшие традиции романизма и реализма.

Рассказ, как часть серии, в которую входили также «Макар Чудра», «Песня о Соколе» и «Буревестник», был очень тепло встречен такими знаменитыми критиками начала двадцатого века, как Амфитеатров и Чехов, отметивших яркость, чувственность и эмоциональность произведения.

«Максим Горький — специалист по героическому эпосу. Автор «Буревестника», «Песни о соколе», «Изергиль» и бесчисленных эпопей о бывших людях разных наименований, он… добился того, что разбудил чувство человеческого достоинства и гордое сознание спящей силы в самом безнадежном и пропащем классе русского общества.» (А. В. Амфитеатров, «Современники. Статьи», 1908 г.)

Но были и такие рецензенты, которые не оценили книгу и упрекали автора в недостаточном образовании и том, что он лишь зарабатывает деньги на литературе. М.О. Меньшиков прямо сказал, что будь у автора обеспеченная семья, он не стал бы так много писать. Также он отметил следующие недостатки:

… наш автор впадает кое-где в вычурность, в крикливую, холодную жестикуляцию слов. Таковы его подражательные, явно подсказанные плохим чтением вещи — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль»… …Горький не выдерживает экономии чувств…»

Его коллега, Ю. Айхенвальд, тоже упрекал начинающего писателя в манерности и неумении показать реальную жизнь без фальши и пафоса:

«У Горького выдумка оскорбительнее, чем у кого бы то ни было, у него искусственность хуже, чем где-либо… …Резонерством и сочинительством он исказил легенды — и «Старуху Изергиль», и «Макара Чудру»; он подвиги испортил литературой. (Ю. Айхенвальд, «Силуэты русских писателей», вып. 3, 1910 г.)

Конечно, реакционных критиков можно понять, ведь в эпоху реализма романтизм воспринимался жалким ответвлением от того, что действительно стоит писать. Однако время расставило все на свои места: раннее творчество Горького известно и любимо читателями гораздо больше, чем его поздние произведения, которые так любили критики.

Сочинение Мировоззрение человека

Очень важно смотреть на мир «своими глазами», иметь свое мнение на все, что происходит вокруг нас и уметь самостоятельно принять решение, опираясь на свои принципы и знания. Родительское воспитание с раннего детства, пример из жизни родителей, ведь ребенок, будто чистый листок бумаги, что начнёшь писать или рисовать, такую и получишь картину потом, – все это начинает формировать человека. Также знания, умения, окружение, религия, мечты формируют мировоззрение. Именно мировоззрение выстраивает в человеке его позицию в жизни и отношение к миру.

От мировоззрения зависят, какие принципы человек сформирует по жизни. Ведь мировоззрение – это далеко не простая совокупность всех взглядов на мир. Не может быть мировоззрения без идеала; идеал требует веры в свое воплощение. Вера же неотделима от любви, человек верит и надеется на то, что он считает святым и дорогим. Именно поэтому мировоззрение – не только знания и осознание, это еще и жизненный процесс, а именно: духовно-практическое освоение мира, в котором миру действительному, миру наличного бытия противопоставляется мир должного, мир идеалов, целей и надежд.

Отсутствие убеждений свидетельствует и отсутствие мировоззрения, мировоззренческой культуры, которые либо не сформировались, или исчезли. Исторический опыт подчеркивает, что важнейшим элементом постижения человеком мира является ее духовно-практическая деятельность, соотношение мотивов и целей, которые поставлены перед собой. Таким образом, мировоззрение является основой потребностей, интересов, целей, мотивов человеческой деятельности по реализации индивидуальных, личностно-общественных и общественных идеалов соответствующей исторической эпохи. Мировоззрение является основой реального утверждения человека во всех сферах его жизнедеятельности, является способом интерпретации бытия человека, формой духовного усвоения и понимания окружающего мира, реальных существующих ценностей, знаний, представлений человека о мире и их целостное, практическое направление и структурно включает в себя наиболее общие структурные элементы общества и духовные компоненты. Поэтому очень важно пополнять свой багаж знаний и умений, следить за новостями и достижениями в мире, чтобы идти в ногу со временем, но иметь собственное видение мира.

Читайте также:
Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» 1: сочинение

Ведь имея собственные убеждения и принципы человек сможет прожить жизнь так, как он хочет и мечтает и никто не сможет навязать ему свое мнение. Так можно избежать много ошибок: нереализованные мечты, прожить, вроде, не свою жизнь, обвинения кого-то в совершенных ошибках. Поэтому важно прислушиваться к советам родителей, много читать, путешествовать, делать добро, общаться с людьми, которые приносят спокойствие в нашу жизнь, непрерывно самосовершенствоваться, мечтать, ставить постоянно новые цели и выполнять их и никогда не изменять своим принципам (разве, что только в лучшую сторону). Тогда можно стать счастливым и уверенным в себе человеком с устойчивыми принципами и мировоззрением.

С примерами из литературы

Человек является частью общества. Оно играет значимую роль в формировании его взглядов, убеждений, интересов. Общество даёт свободу для самореализации и закрепляет в человеке понятие морали. Глубоко отклоняться от устойчивых общепринятых убеждений недопустимо. В противном случае можно, как минимум, столкнуться с подозрительными взглядами окружающих. Мир постоянно меняется, растёт и развивается. Путь к новому строят люди. Основная часть людей, выбрав дорогу, тянет за собой остальных. Отвечая на вопрос, влияют ли культурные изменения на мировоззрение человека, однозначно ответить трудно. Существует горстка отдельных личностей. Их можно назвать странными или смельчаками — неважно. Эти люди остаются преданными своим убеждениям, которые идут вразрез большинства. Как уже было упомянуто, видеть на себе недоумевающие взгляды толпы — дело привычное для человека, решившего идти против всех.

Над этим рассуждали многие писатели. Возьмём «451 градус по Фаренгейту». Главный герой — пожарный, занимающийся сожжением книг. В стране, где разворачиваются события, звучат призывы избавиться от книг. Пропаганда «промывает мозги». Население деградирует. Слепо, как роботы, следует заложенной установке. Но Гай Монтэг, герой произведения, однажды оставляет себе книгу. С этого момента его жизнь круто меняется. Внимание Гая погружается в оставленные человечеством знания на бумаге. Теперь он абсолютно другой человек, не вписывающийся в серое общество. Это яркий пример человека, который не следует за остальными. Он не поддался давлению толпы. Основываясь на новых знаниях, выбрал собственный путь в жизни. Но что заставило его измениться? Книга. Кто пишет книги? Размышляя над этим, становится понятно, что некогда процветающая культура повлияла на мировоззрение героя.

Рассмотрим «Обломов». Читатель видит образ типичного лентяя: лежит в кровати, ничего не делает. Ольга Ильинская — полная противоположность: ведёт активный образ жизни, не тратит время впустую. Когда жизнь сводит парочку вместе, Ольга загорается желанием изменить Илью к лучшему. Героиня заставляет лентяя прогуливаться, даёт ему книги. Обломов делает первый шаг к изменению жизни и даже испытывает радость. Но потом человек возвращается на прежний путь. Путь в никуда, точнее — в кровать. Это было в духе русского дворянства, которое повлияло на поведение Ильи.

Культурные изменения общества не обходят стороной отдельного человека. Но у него есть выбор: принять их или бросить вызов всем.

С примерами из литературы

Также читают:

Картинка к сочинению Мировоззрение человека

Популярные сегодня темы

Произведения Л. Н. Толстого правдиво отразили жизнь разных социальных слоев российского общества. В его романах, пьесах, повестях можно увидеть судьбы дворян,чиновников, крестьян. Толстой прошел военную службу

Василий Дмитриевич Поленов очень талантливый русский художник. Его работы всегда вызывают у зрителя бурю эмоций и обсуждения. Одно из таких произведений знаменитого художника это картина «Московский дворик».

Поэму «Медный всадник» А.С. Пушкин написал осенью 1883 г. в Болдине. Но напечатана она была много позже, уже после смерти великого поэта.

На первом плане изображен берег знаменитой реки Нерль. У самого берега растет высокая, густая, зеленая трава. Кое-где виднеются макушки различных цветков. По правую сторону картины мы можем наблюдать старое сухое дерево

Кутейкин — дьяк какой церкви, семинарист, который бросил обучение из-за того, что встретился с трудностями в изощрённых и непонятных ему науках уже на первом курсе.

Банк аргументов ЕГЭ по русскому языку

Полное собрание аргументов для сдачи экзамена по русскому языку с удобной сортировкой по проблемам

Я и другие — аргументы для итогового сочинения

Тезисы

  • Может ли человек жить вне общества?
  • Каковы причины возникновения конфликтов между людьми?
  • В чем причины одиночества?
  • Почему важно жить в мире с окружающими?
  • Как человеку стать личностью?
  • Как понять другого человека?
  • Почему человек не понимает других людей?
  • Почему важно быть толерантным?
  • Чем опасны конфликты?
  • Личность и общество: возможна ли гармония?
  • Что сближает людей?
  • Почему общество не принимает некоторых людей?
  • В чём причины вражды между людьми?
  • Человек становится человеком только среди людей.
  • Какова роль дружбы в жизни человека?

Аргументы

А.С. Пушкин, «Евгений Онегин». Человек не может жить вне общества, потому что он не в силах выдержать полного уединения. Именно в общении формируется и развивается личность, ведь социальные контакты — это ее незаменимая часть. Это доказывает пример из романа «Евгений Онегин». Главный герой скучал и в высшем обществе, и в деревне, и за границей. Новые впечатления заканчивались быстро, и хандра овладевала всем его существом. Но, как бы он не презирал однообразие и суету людей, он не мог надолго покинуть их. Даже в отдаленном селе он нашел себе «от делать нечего» друга, который скрашивал его одиночество беседами. Знакомство с Лариными он завел тоже добровольно, хотя недолюбливал помещиков из глубинки. Несмотря на предосудительное отношение к обществу, герой все равно искал встречи с ним. Поэтому он оказался в Москве и вновь увидел Татьяну. Состояние и титул позволяли Евгению вообще никого не видеть, раз уж никто ему не интересен, но он не смог жить вне своего дворянского окружения. Даже «лишние люди» не в силах довольствоваться одиночеством.

Читайте также:
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне (5): сочинение

М. Горький, «Челкаш». Конфликты между людьми происходят из-за того, что их разделяют особенности мировоззрения, характера или обстоятельств, в которых они оказались. Так, главный герой рассказа «Челкаш», вольный человек средних лет, промышляющий воровством, взял на дело юного крестьянина, решившего добиться легких денег. Гавриле были близки ценности деревенского мужика: он хотел нажить дом, хозяйство, иметь детей и жену. А вот Челкаш разочаровался в оседлости и вечном труде на земле, не окупающем себя. Он давно оставил семью и отчий дом ради свободы. Казалось бы, в этой паре на конфликт должен пойти преступник, но нет. Именно Гаврила поднимает руку на товарища, пожелав отнять всю добычу. По его мнению, вор — человек не нужный, по нему никто плакать не станет, а значит, его можно убить ради денег. Он нападает со спины, но не может убить с первого раза. Челкаш мог бы отомстить, но не стал. Он в негодовании бросил добычу крестьянину и ушел. В чем причина этого конфликта? Во-первых, встретились совершенно разные люди, у которых были идеологические разногласия. Во-вторых, Гаврилу сбила с пути жадность — порок, который часто провоцирует столкновения. В-третьих, оба мужчины занимались преступностью, и их нелегальный промысел создал иллюзию, что под покровом ночи позволено делать все. Все эти причины часто становятся яблоками раздора.

Н.В. Гоголь, «Мертвые души». В чем причины одиночества? К сожалению, люди часто становятся жертвами своих пороков и сами отталкивают от себя других. Например, помещик Плюшкин из поэмы «Мертвые души» довел свою жадность до полного абсурда. Смерть жены сделала его подозрительным и замкнутым человеком. В каждом жесте и слове родных детей прежде заботливый отец стал находить поводы для раздражения или упрека. Он ограничивал сына и дочерей в самом необходимом, отказывая им даже в разнообразной пище и достойной одежде. Когда наследник попросил у него помощи для поступления на армейскую службу, Плюшкин не дал ничего, а когда юноша проигрался в карты и попросил денег, отец и вовсе его проклял и прогнал. Своим предвзятым отношением к военным, да и вообще ко всем людям, он вынудил свою дочь бежать из дома. Только так она смогла выйти замуж. Она тоже получила от батюшки лишь проклятие. Ее сестра умерла от болезни и не очень-то хорошей жизни в разваливающемся поместье. Таким образом, старик остался совершенно один. Он сам распугал и прогнал детей, а потом и довел множество крестьян до голодной смерти, ведь скопидомство, алчность и жадность стали его жизненным кредо. Такова причина его одиночества.

М. Горький, «Старуха Изергиль». Человеку важно жить в мире с окружающими, иначе он останется совершенно один и не сможет выжить. Это доказывает пример из рассказа Горького «Старуха Изергиль». Ларра, сын орла и земной женщины, пришел в племя людей, но со своим уставом. Он полагал, что все земные блага принадлежат ему, и все на свете можно взять силой. Не смирившись с отказом дочери старейшины, он убил ее. Всеобщее негодование его мало заботило, и никакого раскаяния герой не проявил. Он намеренно бросил вызов племени, устанавливая свои законы и не думая о правах других. За это соплеменники навеки изгнали его из своих рядов, а Бог наказал отщепенца вечной жизнью. Спустя годы обезумевший от одиночества и дикости Ларра умолял встречных убить его. Кара оказалась жестокой, и герой не смог выдержать столь долгой и полной самоизоляции. Постоянные ссоры и конфликты с окружением становятся причиной того, что мы оказываемся в одиночестве, которое наказывает нас сильнее плети или резкого слова. Поэтому так важно сохранять мир.

Дж. Лондон, «Мартин Иден». Как человеку стать личностью? Чтобы полностью сформировать себя и определиться с жизненными приоритетами, необходимо уделить время и силы саморазвитию. Например, герою романа «Мартин Иден» удалось познать и усовершенствовать себя с помощью самообразования. Герой влюбился в девушку из высшего общества, но сам был всего лишь моряком, выходцем из нищих слоев населения. Ему не хватало слов и манер, чтобы общаться с ней и ее семьей. Любовь вдохновила его идти к цели — стать человеком, достойным внимания Рут. Мартин упорно занимался науками, недоедал и на всем экономил, чтобы преуспеть в литературе и заработать состояние. Но в погоне за успехом он перегнал своих новых друзей и стал намного умнее, поэтому его не удовлетворяли обывательские запросы буржуазной среды. Даже Рут оказалась обыкновенной и заурядной барышней, которая не смогла понять Мартина. Все эти озарения стали следствием саморазвития: герой неустанно открывал мир вокруг себя и анализировал увиденное. Ему удалось стать личностью, даже несмотря на низкое социальное происхождение, отсутствие денег и другие преграды.

Ф.М. Достоевский, «Преступление и наказание». Как понять другого человека? В этом нелегком деле нам помогает жизненный опыт. Чем больше мы пережили, тем чувствительнее и восприимчивее мы становимся. Это доказывает пример из романа «Преступление и наказание». Соня Мармеладова смогла понять горе Родиона, потому что сама «преступила» законы морали и нравственности. Она зарабатывала деньги проституцией, а он был убийцей. Она пожертвовала собой, а как и он, ведь они пошли против своей совести. Соня и Родион жили вне закона, общество презирало их. Их семьи были бедны, унижены, но образованы. Именно поэтому Раскольников смог признаться в содеянном только Соне, хотя так мало знал ее. Он сразу же почувствовал, что она, отверженная, сможет говорить с ним на одном языке. Богатый жизненный опыт сделал Соню не по годам мудрой и сострадательной. Она действительно помогла Родиону. В понимании его души ей поспособствовали те страдания и горести, которые она пережила.

Читайте также:
«Егор Булычов и другие» («драматическая эпопея о времени и человеке»): сочинение

А.И. Куприн, «Олеся». Почему человек не понимает других людей? Причина в том, что нас с другими разделяет разница в мировоззрении. Эту закономерность продемонстрировал А.И. Куприн в повести «Олеся». Героиня вместе с бабушкой жили в лесу, потому что местные крестьяне их боялись и не любили. Жители утверждали, что знают о «колдуньях» достаточно плохого, чтобы желать им смерти. После очередного конфликта «ведьмы» прекратили контакты с деревней, кроме разве что самых необходимых. Но однажды Олеся влюбилась и решила пойти в церковь, чтобы доказать возлюбленному свою готовность измениться ради него. Сама она верила в то, что ее дар исходит от темных сил, поэтому не разделяла православных верований. И все же она сделала попытку понять их. Но как только она показалась на пороге храма, люди накинулись на нее с кулаками и захотели измазать «колдунью» дегтем. Олеся едва смогла спастись бегством. От обиды она напророчила деревне несчастье, и ее обещания сбылись, поэтому обе героини навсегда покинули родные места, чтобы предотвратить расправу. Почему же жители Полесья не смогли понять двух мудрых знахарок, которые своими снадобьями могли бы помочь им? Причина коренится в силе суеверия: невежественные крестьяне не выполняли заветов Христа и верили в черта больше, чем в Бога. Они не получили вообще никакого образования, поэтому любую ученость считали грехом. Олеся же переняла много знаний и премудростей от бабушки и искренне не могла понять одержимость простого люда жестокостью и насилием. В ее мире, где она бескорыстно помогала животным и любовалась цветами, не было злобы и агрессии. В силу воспитания и уровня образования герои сильно отличались друг от друга, поэтому между ними разгорелся конфликт.

Н.В. Гоголь, «Тарас Бульба». Почему важно быть толерантным? Это качество помогает нам уважать всех людей и сохранять мир благодаря этому взаимному уважению. Отсутствие толерантности погубило многих наших предков, о чем писал Н.В. Гоголь в исторической повести «Тарас Бульба». Казаки были ярыми антисемитами и устраивали еврейские погромы. Одна лишь преувеличенная и непроверенная весть о том, что представители еврейского народа притесняют православных людей, чего в действительности быть не могло из-за численного перевеса последних, заставила казаков двинуться на польские деревни и убивать всех без колебаний. «Ляхов» герои тоже ненавидели и дискредитировали на религиозной почве. Сам Тарас Бульба не раз увивал женщин и детей лишь на том основании, что они по-другому веровали в Христа. Кровопролитная война казаков и поляков началась из-за взаимной нетерпимости. Если бы герои были толерантны и не ставили свою нацию выше других, они избежали бы многих жертв, и семья Бульбы продолжала бы свой род до сих пор.

А.И. Куприн, «Поединок». Чем опасны конфликты? Вражда может привести к непредсказуемым и неконтролируемым последствиям, которые негативно скажутся на судьбе многих людей. Такой пример описал А.И. Куприн в произведении «Поединок». Главный герой влюбился в замужнюю женщину и часто посещал ее дом. Его предыдущая брошенная возлюбленная решила отомстить и написала анонимное письмо с выдуманными подробностями о связи героев мужу Шурочки. Николаев не смог смириться с нанесенным оскорблением на людях и вызвал мнимого обидчика на дуэль. Однако Шурочка заверила Ромашова в том, что мотивы ее супруга иные: он проявит отвагу и заслужит уважение на поединке, а она, наконец, переедет из глубинки, так как после инцидента Николаева наверняка переведут в другую часть. Именно поэтому Николаев якобы будет стреляться понарошку, и Ромашову остается лишь подыграть. Шурочка подкрепила свои откровения проявлениями любви, и герой поверил ей всем сердцем. Однако фальшивая дуэль все-таки предполагалась настоящей, и супруг Шуры убил соперника. Вот так инсценировка поединка привела к напрасной смерти совсем еще молодого человека. Такими трагическими последствиями и опасен любой, даже наигранный конфликт.

А.С. Грибоедов, «Горе от ума». Возможна ли гармония между личностью и обществом? Ответ на этот вопрос зависит от самого человека, а именно от его готовности подстраиваться под окружение. Например, А.С. Грибоедов в пьесе «Горе от ума» описал двух разных героев. Молчалин всегда говорил только то, что хотели от него услышать. Он подыгрывал восторженной барышне, претворяясь влюбленным и цитируя персонажей ее любимых романов. Он подхалимствовал, находясь в компании знатных дворян. Он всегда находил изысканные комплименты даже для собаки Хлестовой и умел услужить в любом деле. Его фамусовское общество принимало и не обделяло милостями. А вот гордого и честного Чацкого люди не любили, потому что он говорил то, что думал, и не подстраивался под окружение. Его дерзкие обличительные речи заставляли помещиков и чиновников спорить, стыдиться и нервничать. Он не вписывался в их узкие рамки и представления. Кому же понравится такая компания? Нет ничего удивительного в том, что Александра не приняли, а Алексей стал своим. Гармония личности и общества возможно только в том случае, если их объединяют одни и те же ценности, нравственные ориентиры и цели.

Л.Н. Толстой, «Война и мир». Что сближает людей? В первую очередь, общие цели и моральные установки. Так, герои романа-эпопеи «Война и мир», Андрей и Пьер, стали друзьями, потому что их объединили поиски смысла жизни. Оба дворянина не находили себе места в светском обществе и были одиноки в своих духовных исканиях. Оба стремились к доброте, любви, честности и обретению своего призвания. Внешне и по характеру, по воспитанию и происхождению, они были не похожи, зато их внутренние миры были связаны общими мечтами, нуждами и интересами. Интересно, что они, не сговариваясь, одновременно реализовали одни и те же реформы в своем хозяйстве, облегчив участь крестьян. Они даже полюбили одну и ту же девушку — Наташу Ростову. Болконский и Безухов имели одни и те же мировоззренческие особенности, поэтому их судьбы тесно переплелись между собой.

Читайте также:
Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне».: сочинение

М.А. Шолохов, «Тихий Дон». Почему общество не принимает некоторых людей? Причина в том, что ментальность и нравственные принципы одной социальной группы противоречат другой, и возникает конфликт. Эту закономерность подметил М.А. Шолохов в романе-эпопее «Тихий Дон». В истории семьи Мелеховых произошла трагедия: жену Прокофия, пленную турчанку, убили соседи. Казаки считали, что мусульманская женщина обладала волшебной силой и спровоцировала неурожаи. Они не могли принять ее изначально, потому что она придерживалась своих традиций и вела себя не так, как принято на Дону. Героиня кутала лицо, ходила в шароварах, ни с кем не общалась. Казачки улюлюкали, видя ее, и провожали турчанку насмешками. А в год неурожаев все они подумали, что именно турчанка виновата в голоде. Люди напали на нее ночью, и муж не смог ее спасти. Очевидно, что в данном примере общество отторгало чужеземку из-за того, что она не вписывалась в общепринятые рамки. Ее непохожесть на других лишь подтвердила возникшие суеверия и привела к трагической развязке.

А.Н. Островский, «Гроза». В чём причины вражды между людьми? Конфликт возникает из-за расхождения во взглядах и мнениях. Это доказывает пример из пьесы Островского «Гроза». Катерина вышла замуж за человека из другой социальной среды — купца. Если в ее девическом окружении девушки обладали определенными свободами, то в купеческой семье невестка сразу стала мишенью для упреков и притеснений. Кабаниха тиранила всех, кто от нее зависел, но если родные дети привыкли к этому, то Катерине такое отношение показалось оскорбительным и несправедливым. Поэтому в доме царила еле сдерживаемая вражда: внешне благочестивая свекровь пыталась всячески поддеть и обидеть невестку, а Катерине приходилось сохранять видимость почтительности. Это противостояние двух сильных женщин завершилось трагедией: Катерина бросилась в Волгу. В чем же причины этого семейного раздора? Марфа Игнатьевна жила по «Домострою» и хотела быть единоличной хозяйкой в доме. Вольное поведение невестки, не привыкшей подчиняться ханжеской морали, ее раздражало. А Катерина привыкла к свободе и деликатному отношению, ей было не по душе находиться под давлением лицемерия, ссор и придирок. Столкновение мировоззренческих парадигм стало главным источником вражды в семье Кабановых.

А.П. Чехов, «Пари». Человек становится человеком только среди людей. Эту истину экспериментально доказал герой произведения А.П. Чехова «Пари». Молодой юрист решил доказать банкиру, что сможет прожить в полной изоляции 15 лет. Так он утвердил бы главный свой тезис: пожизненное заключение лучше смертной казни. Его оппонент думал иначе: «Казнь убивает сразу, а пожизненное заключение медленно». Эксперимент доказал правоту богача. Через 15 лет он увидел перед собой не человека, а его жалкое подобие. Молодой юрист лишился желаний, целей, чувств, мыслей, свойственных людям. Он стал тенью самого себя и был полон разочарования в жизни. Без общения с внешним миром герой не смог сохранить свой ум. Помрачение рассудка привело к тому, что он ушел раньше срока, не дождавшись пяти последних часов, то есть перечеркнул все то, ради чего потерял лучшие годы жизни. Это прямое доказательство того, что человек может жить только в кругу себе подобных.

И.А. Гончаров, «Обломов». Какова роль дружбы в жизни человека? Только духовная близость с родственными душами помогает нам преодолевать трудности и полноценно развиваться. Это доказал И.А. Гончаров в романе «Обломов». Штольц, лучший друг главного героя, не раз спасал его от мошенников, которые хотели прибрать к рукам его имение. Илья Ильич всегда ждал приезда товарища, как панацеи от всех житейских неурядиц. Именно Андрей Иванович был необходимой движущей силой, которая могла всколыхнуть и освежить жизнь Обломова. Дружеская поддержка помогла ему выйти из зоны комфорта и найти любовь. Возвышенные чувства к Ольге изменили апатичного барина: он стал появляться на людях и интересоваться окружающим миром. Даже после смерти Ильи Ильича друг не бросил его сына и взял мальчика на воспитание. Роль дружбы в судьбе героя сложно переоценить: товарищ стал для него опорой и защитником.

Анализ произведения Дети солнца Горького

Жанровая направленность произведения представляет собой драматическую пьесу в стиле реализма, основной тематикой которого являются взаимоотношения интеллигенции и народа в период революционных потрясений.

Композиционная структура пьесы состоит из четырех действий.

Главным героем пьесы является Протасов Павел Федорович, представленный в образе ученого, увлекающегося химическими опытами и экспериментами, не обращающего внимания на собственную жену Елену Николаевну, которая развлекается посредством приглашения в дом различных гостей и наблюдения из взаимоотношений со своим мужем.

Яркими второстепенными персонажами пьесы являются Назар Авдеевич, представленный в образе купца, пытающегося получить доход с использованием знаний Протасова и его земельного участка, а также Лиза, являющаяся сестрой Протасова, единственным человеком, предпринимающим попытки налаживания взаимоотношений между интеллигенцией и обычным народом.

Отличительной особенностью пьесы является помимо портретных описаний героев, пейзажных зарисовок их речевая характеристика, представленная монологами и диалогами персонажей, изобилующих просторечиями, витиеватыми выражениями. Кроме того, своеобразие произведения заключается в применении афоризмов, многочисленных метафор, ярких обращений, слов-лейтмотивов, оригинальной пунктуации, которая проявляется в виде необычной расстановки тире и большого количества многоточий для разделения фраз на отдельные части, подчеркивая тем самым неуловимую весомость и тяжеловесность речевых выражений.

Использование афоризмов играет двоякую роль в пьесе, поскольку они являются одновременно характеристикой героев произведения в виде расстановки основных противостоящих групп персонажей, а также выражением народной мудрости в виде поговорок, пословиц.

Проблематика произведения заключается в изображении темы человека, которая подчеркивается в пьесе применением различных метких метафор и сравнений.

Смысловая нагрузка пьесы состоит в изображении трагедии и драмы человека, не сумевшего принять общественные изменения.

2 вариант

В 1903 году Максим Горький с Леонидом Андреевичем Николаевичем думали о создании пьесы «Астроном», в котором говорится о человеке, который в обществе нищих простолюдин решил жить «жизнью вселенной». Пьеса должна была закончиться тем, что этого так называемого астронома лишают жизни. Но февраля тысяча девятьсот пятого года Максим был освобожден и переработал произведение.

Читайте также:
Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Первый вариант): сочинение

Творчество этого писателя невозможно переоценить. Несмотря на то, что жанр рассказа – пьеса, произведение близко к чеховской драматургии, доказательством чего служат: сложные философские миросозерцания, мысли, многолинейные, разносторонние композиции, многогранные, широкие изображения героев произведения.

Сюжет композиции разворачивается вокруг жизни Протасовых в начале двадцатого века, когда происходило не мало общественных перевоплощений, время рассвета социальности. Центральный персонаж пьесы – Павел учёный-химик, не знающий ничего помимо экспериментов, и, считающий, что все, что нужно человечеству – это наука. Жена его привыкла к такому отношению. Приглашая людей в гости, она смотрит на то, как складываются их общение с её мужем. На протяжении всего произведения рассказывается о трагедиях и бедствиях, окружающих семью Протасова Павела. По окончанию произведения четко показывается то, что, какая бы ситуация не была, главное – оставаться человеком честным и добродушным. «Дети солнца» — это не осуждение людей высшего класса, тем более не сатира, скорее предупреждение о приближающейся катастрофе. «Детьми солнца» называют себя и сестра Павела – Лиза, чьей страх перед будущим настолько велик, что она предупреждает семью о грядущих страшных переменах, и сам Павел – химик, считающий, что будущее человечества категорически зависит от науки.

Главными персонажами в произведении являются: Павел Протасов – ученый-химик, живущий своими экспериментами, Елена – его жена, которая постоянно вызывает в гости людей и смотрит на их взаимодействия с ее мужем, как бы «издеваясь», и, ставя опыты, как ее муж, только на людях. Наиболее яркими героями второго плана являются: Назар Авдеевич – купец, получающий доход за счет знаний Павела и его земельного участка и Лиза – сестра Протасова, единственная, пытающаяся наладить отношения интеллигенции и простого народа. Этих персонажей на злых и добрый разделить невозможно, что является очередной причиной чеховской драматургии.

Композиция и ее структура в произведении представлены из четырех действий. Особенностью, которая отличает произведение от других, кроме интересного описания героев, их черты характера, является речь, монолог и диалог, представляющие собой простую речь и выражения. На протяжении всей пьесы автор обращался к теме «человечества». В пьесе также поднимается проблема человека, его реакции в разных ситуациях, изображение личности, которая не смогла принять общественных перевоплощений.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Дети солнца

Популярные сегодня темы

Григорий Мелехов. Григорий очень интересный человек, его натура полна противоречий и нелогичности.

Одна из выдающихся композиций И.К.Айвазовского «Бриг «Меркурий», атакованный двумя турецкими судами» была задумана еще в далеком детстве, которое прошло в окружении, будоражившем фантазию художника

Самая прекрасная пора года – это осень. Она окутывает деревья яркими красками. Богатство ее оттенков, веяние свежего ветерка и шум опавшей листвы вдохновляет многих поэтов на создание мировых шедевров.

Данное произведение было написано Жан-Батистом Мольером, который в своей творческой карьере написал множество замечательных и интересных комедийных историй. В них он старался показать такие человеческие пороки

Толерантность это терпение или терпеливость. Терпимым быть не сложно ну для кого как. Кто психует часто, к этому человеку быть терпимым очень сложно. Он за любой мелочи начинает психовать

Как думают и говорят «дети солнца» (по пьесе М. Горького «Дети солнца»): сочинение

КАК ДУМАЮТ И ГОВОРЯТ «ДЕТИ СОЛНЦА» (по пьесе М. Горького «Дети солнца»)

Сравнивая работу писателя над романом и пьесой, Горький отмечал, что, «сочиняя роман, писатель пользуется двумя приемами: диалогом и описанием. Драматург пользуется только диалогом. Он, так сказать, работает голым словом».

И в самом деле, в любом художественном произведении (кроме драматургического) можно встретить портретное описание героев и их характеров, пейзажные зарисовки и различные рассуждения автора на ту или иную тему.

В драматургическом произведении нет ничего, кроме реплик персонажей и коротких авторских ремарок. Но ремарки служат только для объяснения читателю или актеру обстановки, поэтому основная смысловая нагрузка произведения ложится на монологи и диалоги персонажей.

Именно из них мы можем составить портрет героев, узнать об их характерах и поступках, понять отношение автора к своим героям и к событиям, положенным в основу произведения, то есть раскрыть основное идейное содержание пьесы.

Начиная писать, говорил Горький, он видит прежде всего человека, его мысли, его речь. И в подтверждение этого Горький рассказывал о том, как возникла идея написания пьесы «Дети солнца». Эта пьеса была написана под впечатлением высказывания молодого физика Лебедева: «Ключ к тайнам жизни — химия».

Каковы же речевые особенности этой пьесы? Какое звучание получила в пьесе услышанная Горьким фраза? Каким образом речь персонажей раскрывает их характеры и даже создает их портреты?

Горьковская пьеса «Дети солнца» начинается с диалога Протасова и Романа. И уже из первых двух реплик можно составить представление о том, что за люди перед нами.

«Послушай, дворник!» — обращается Протасов к Роману. В этом обращении и в следующей за ним реплике Романа «Чего?» отчетливо проявляется несходство людей, их социальная удаленность друг от друга. Аналогичную картину мы видим и в заключительной сцене. Здесь напряженность действия не соответствует речи Протасова. Протасов взволнованно обращается к Егору, после того как тот его едва не убил: «Вы. ужасно глупы, сударь мой».

Характерна речь и других персонажей пьесы. Особенно выразительны речевые характеристики Антоновны, Риммы, Меланьи, Тропинина и Назара.

Речь Антоновны полна просторечий: «уделаешь», «напустишь угару», «дверь отворю»; простых, но метких сравнений: «Сахар грызет, как репу», «Самовар выхлебала, совсем как лошадь».

Меланья, стремясь покорить сердце Протасова, старается понять смысл науки, но из-за своей малограмотности постоянно путается в терминах. «Не понимаю я формулой», — в отчаянии заявляет она Протасову.

Горничная Римма, мечта которой — выйти замуж за богатого, старается говорить «на господский манер»: «что-с», «не глупая-с», «хорошо-с». «Свистит, как змея», — говорит о ней Протасов.

Читайте также:
Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе М. Горького «На дне»): сочинение

Бывший офицер, опустившийся пьяница, Тропинин, пытаясь продемонстрировать свое «благородное» происхождение, изъясняется витиевато: «ибо счастье превратно..»., «бон вояж», «до приятного свидания».

Еще более замысловата речь у разбогатевшего купца Назара, который стремится хоть сложностью речи подняться до уровня интеллигенции. «Вот я возымел охоту к расширению русской промышленности. для чего думаю заводик поставить, чтобы пивные бутылки выдувать..».

Литературные критики отмечают, что характерными особенностями языка драматургических произведений Горького являются афористичность, своеобразие метафор, оригинальность пунктуации.

Каким же образом проявляются эти особенности в пьесе «Дети солнца»? Пьеса, выросшая из афоризма, насыщена «крылатыми» словами и выражениями. Афоризмы в пьесе играют двоякую роль. Прежде всего они служат характеристике персонажей. Афоризмы расставляют по местам основные противостоящие группы героев: с одной стороны — представители народа, с другой — интеллигенция.

Персонажам из народа Антоновне, Егору свойственны высказывания, исполненные народной мудрости. Например, Егор говорит Протасову: «Бородатому нянька — не указ», желая подчеркнуть этим, что у Павла должна быть своя точка зрения. Афоризмы Антоновны, человека, прожившего долгую жизнь, нередко принимают форму пословиц, поговорок. Свое недовольство молодой прислугой она высказывает следующим образом: «А теперь все норовят в баре, а повадки — как у твари».

Наиболее близки к народным афоризмы Чепурного, занимающего особое положение в кругу персонажей пьесы. Безусловно, относясь к интеллигенции, Чепурной более тесно связан с народом, часто общается с ним, знает его нрав, ему близка народная речь.

Поэтому в его речи афоризмы философского содержания, свойственные интеллигентской среде, переплетаются с житейскими истинами. В беседах е Лизой он выражает свою философию, основанную как на размышлениях, теории, так и на житейском опыте. Примеры его афоризмов — «Люди грубы и жестоки. Это их природа», «Мастеровые — они все пьяницы».

Совсем иначе выглядят афоризмы Протасова, Лизы, Волгина.

Философские афоризмы Лизы поэтичны. «Там, где пролита кровь, никогда не вырастут цветы. там растет только ненависть».

В речи Протасова афоризмы философские по своему содержанию, часто выглядят как отрывки из научных книг. Например: «Только в области разума человек свободен, только тогда он — человек, когда разумен, и если он разумен, он честен. Добро создано разумом, без сознания — нет добра».

Есть и еще одна интересная особенность пьесы. Это пунктуация. При чтении пьесы сразу же бросается в глаза расстановка тире и очень большое количество многоточий. «Да ты — пригрози. Я, мол, тебе дам», или «Ну, — будет, старуха! Елена — дома?», или «Но — поймите: мне совсем не нужно, чтобы кипело». И такие необычные фразы можно встретить на каждой странице.

На первый взгляд может показаться, что такая необычная расстановка тире нужна для того, чтобы помочь актеру при исполнении своей роли. Но посмотрим повнимательнее не только на пьесы, но и на другие произведения Горького. В романе «Мать» не менее своеобразная расстановка тире: «Все любят близкое, но — в большом сердце и далекое — близко!» или «Ну, это уж — ничего не поделаешь». В чем же все-таки смысл такой расстановки тире?

Мне кажется, что тире служит писателю для того, чтобы разделить фразу на две равные по значению части. Обычно фраза имеет такое строение, когда ударение падает на ее конец, а начало остается безударным. У Горького же, как мне кажется, обе части фразы оказываются благодаря тире под ударением. Это придает какую-то неуловимую весомость, даже тяжеловесность речи.

Что касается многоточия, то его роль также заключается в том, чтобы разделить фразы на отдельные части. Читая пьесу, мы чувствуем, как персонажи будто обдумывают каждое слово, прежде чем его произнести. За этим угадывается медлительность и обстоятельность волжского характера Горького.

Итак, проанализировав текст пьесы «Дети солнца», можно прийти к выводу, что ей свойственны те же черты, что и всей драматургии Горького в целом: афористичность, меткость образов в метафорах, особенности пунктуации.

Все эти приемы Горький применяет для того, чтобы ярче и более выпукло выписать своих героев.

Речевая характеристика героев пьесы М. Горького “Дети солнца”

Сценическое, театральное искусство строится на человеке и на слове, причем в комедии и драме слово имеет гораздо более веское и внушительное значение, чем в романе, в повести.
М. Горький
Высказывание Горького, приведенное в эпиграфе, свидетельствует о его отношении к языку драматических произведений. Сравнивая работу писателя над романом и пьесой, горький отмечал, что, “сочиняя роман, писатель пользуется двумя приемами: диалогом и описанием. Драматург пользуется только диалогом.

Он, так сказать, работает голым словом…”.

Именно из них мы можем составить портрет героев, узнать об их характерах и поступках, понять отношение автора к своим героям и к событиям,

Протасов взволнованно обращается к Егору, после того как тот его едва не убил: “Вы… ужасно глупы, сударь мой”.
Характерна речь и других персонажей пьесы. Особенно выделяется речь Антоновны, Римы, Меланьи, Тропинина и Назара.
Речь Антоновны полна просторечий: “уделаешь”, “напустишь угару”, “дверь отворю”; простых, но метких сравнений: “Сахар грызет, как репу”, “Самовар выхлебала, совсем как лошадь”.
Меланья, стремясь покорить сердце Протасова, старается понять смысл науки, но из-за своей малограмотности постоянно путается в терминах. “Не понимаю я формулов”, – в отчаянии заявляет она Протасову.
Горничная Рима, мечта которой – выйти замуж за богатого, старается говорить “на господский манер”: “что-с”, “не глупая-с”, “хорошо-с”. “Свистит, как змея”, – говорит о ней Протасов.
Бывший офицер, опустившийся пьяница, Тропинин, пытаясь продемонстрировать свое “благородное” происхождение, изъясняется витиевато, коверкая французские слова: “сапсапогэ”, “ибо счастье превратно…”, “бои вояж”, “до приятного свидания”.
Еще более сложна речь у разбогатевшего купца Назара, который стремится сложностью речи хоть как-то подняться до уровня интеллигенции. “Вот я возымел охоту к расширению русской промышленности… для чего думаю заводик поставить, чтобы пивные бутылки выдувать…”
Литературные критики отмечают, что характерными особенностями языка драматургических произведений Горького являются афористичность, своеобразие метафор, оригинальность пунктуации.
Каким же образом проявляется эта особенность в пьесе “Дети солнца”? Пьеса, выросшая из афоризма, насыщена “крылатыми” словами и выражениями.
Какова же роль афоризмов в пьесах Горького? Афоризмы в пьесе играют двоякую роль. Прежде всего они служат для характеристики персонажей.

Читайте также:
Что осуждает и что прославляет в человеке Горький-романтик? (по ранней прозе М. Горького): сочинение

Афоризмы расставляют по местам основные противостоящие группы героев: с одной стороны – представители народа, с другой – интеллигенция. Персонажам из народа Антоновне, Егору свойственны афоризмы, выражающие народную мудрость. Например, Егор говорит Протасову: “Бородатому нянька – не указ”, желая подчеркнуть этим, что у Павла должна быть своя точка зрения на взаимоотношения между людьми. Афоризмы Антоновны, человека, прожившего долгую жизнь, нередко принимают форму пословиц, поговорок.

Высказывая свой взгляд на отношение Павла к Елене, она ворчит: “Никакого внимания женщине нет… видно, пошену слопал, чашку об пол”. Ее недовольство молодой прислугой также приобретает форму поговорки: “А теперь все норовят в баре, а повадки – как у твари”.
Наиболее близки к народным афоризмы Чепурного, занимающего особое положение в кругу персонажей пьесы. Безусловно относясь к интеллигенции, Чепурной более тесно связан с народом, часто общается с ним, знает его нрав, ему близка народная речь. Поэтому в его речи афоризмы философского содержания, свойственные интеллигентской среде, переплетаются с житейскими истинами.
В беседах с Лизой он выражает свою философию, основанную как на размышлениях, теории, так и на житейском опыте. Поэтому в его речи афоризм “Люди грубы и жестоки. Это их природа” соседствует с высказываниями: “Мастеровые – они все пьяницы”.
Совсем иначе выглядят афоризмы Протасова, Лизы, Волгина.
Философские афоризмы Лизы образны и поэтичны. “Там,
где пролита кровь, никогда не вырастут цветы… там растет только ненависть”.
В речи Протасова афоризмы, философские по своему содержанию, часто выглядят как отрывки из научных книг. Например: “Только в области разума человек свободен, только тогда он – человек, когда разумен, и если он разумен, он, честен. Добро создано разумом, без сознания – нет добра”.
Отличительной чертой драматургии Горького является также использование слов-лейтмотивов.
В ранних произведениях особенно остро ставилась проблема человека. Эта проблема является центральной и в “Детях солнца”. Поэтому в этой пьесе, как и в других ранних произведениях, лейтмотивом проходит слово “человек”.

Это слово прослеживается в репликах различных персонажей. Оно возникает в речи Протасова, пытающегося образумить Егора: “Человек человека не должен, не может бить”. Тему человека подхватывает Чепурной: “Люди – звери, они грубы и грязны”.

Егор спрашивает Протасова: “Человек я или нет? Почему меня все обижают?” “Прислуга – тоже человек”, – заявляет Фияса.
Елена говорит Ванину: “Человек должен поступать так, чтоб на земле было меньше зла”.
“Я тоже человеком буду!” – восклицает в надежде Меланья.
Гимн человеку звучит в монологе Протасова в конце второго действия: “Наступит время, из нас, людей, из всех людей, возникнет к жизни величественный, стройный организм – человечество!”
Слово “человек” своеобразно перекликается в пьесе с метафорами и сравнениями. “Свистит, как змея”, “Смотрите, какой зверь”, “В глазах ее загорелся хитрый огонек зверя”; “Водорослей захотела, корова”, “Чего же эта лошадь, новая-то горничная, не убирает со стола?”; “Повадки – как у твари”.
В приведенных примерах названия животных служат для образного обозначения каких-то черт характера человека. Сравнение философских афоризмов о человеке с этими метафорами раскрывает, как мне кажется, мысль Горького о том, что человек еще очень далек от совершенства, от той роли, которая предназначена ему природой. В отдельных поступках человек уподобляется зверю, животному, а иногда и превосходит его по жестокости и грубости.

Тема человека и животных вообще характерна для ранних произведений Горького.
Для того чтобы убедиться в этом, достаточно перечитать такие его произведения, как “Песня о Буревестнике”, “Песня о Соколе”, “О Чиже, который лгал, и о Дятле – любителе истины”, в которых птицы и звери действуют, подобно людям. А в рассказе “Челкаш” главный герой постоянно сравнивается то с хищной птицей, то с волком.
Есть и еще одна интересная особенность пьесы. Это – пунктуация. При чтении пьесы сразу же бросается в глаза расстановка тире и очень большое количество многоточий. “Да ты – пригрози… Я, мол, тебе дам”, или “Ну, – будет, старуха!

Елена – дома?”, или “Но – поймите: мне совсем не нужно, чтобы кипело”. И такие необычные фразы можно встретить на каждой странице.
На первый взгляд может показаться, что такая необычная расстановка тире нужна для того, чтобы помочь актеру при исполнении своей роли. Но посмотрим повнимательнее не только на пьесы, но и на другие произведения Горького. В романе “Мать” не менее своеобразная расстановка тире: “Все любят близкое, но – в большом сердце и далекое – близко!” или “Ну, это уж – ничего не поделаешь”.

В чем же все-таки смысл такой расстановки тире?
Мне кажется, что тире служит писателю для того, чтобы разделить фразу на две равные по значению части. Обычно фраза имеет такое строение, когда ударение падает на ее конец, а начало остается безударным. У Горького же, как мне кажется, обе части фразы оказываются благодаря тире под ударением.

Это придает какую-то неуловимую весомость, даже тяжеловесность речи.
Что касается многоточия, то его роль также заключается в том, чтобы разделить фразы на отдельные части. Читая пьесу, мы чувствуем, как персонажи будто обдумывают каждое слово, прежде чем его произнести. За этим угадывается медлительность и обстоятельность волжского характера Горького.
Итак, проанализировав текст пьесы “Дети солнца”, можно прийти к выводу, что ей свойственны те же черты, что и всей драматургии Горького в целом: афористичность, слова-лейтмотивы, меткость образов в метафорах, особенности пунктуации.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: