Образ бабушки (По повести Горького «Детство»): сочинение

Сочинение Детство образ бабушки по повести Максима Горького 7 класс

События, происходящие в повести Горького «Детство», а также характеры и образы людей, описаны через призму детского восприятия автора, ведь рассказ ведется от лица Алеши Пешкова, впоследствии ставшим известным писателем Максимом Горьким. Особой глубиной и внутренним светом отличается образ бабушки- Акулины Ивановны Кашириной. Между строк книги, повествующей о бабушке, сквозит трогательная искренняя любовь и благодарность маленького Алеши.

Будучи полной противоположностью суровому деду, бабушка ко всем добра и всегда готова прийти на помощь. В каждом слове Акулины Ивановны чувствуется забота, неподдельная жалость и нежность к любому живому существу. Поэтому, бабушка Алеши особенно тяжело переживает постоянные склоки и ссоры близких ей людей.

Именно мягкая, лучащаяся добром бабушка, становится практически единственным светлым человеком, в полной лишений и циничной жестокости жизни мальчика. Образ бабушки, сохраняющий свою чистоту, сумел защитить развивающуюся открытую душу Алеши от грязи и ожесточения. Ведь и сама Акулина Ивановна была не в состоянии долго держать обиду, быть жестокой и злопамятной.

Окружающие часто пользовались ее добротой, но бабушка, удивительно мудро и спокойно относилась к подобным случаям, философски принимая все жизненные невзгоды и испытания. Благосостояние и достаток, так заботившие ее супруга, не беспокоили Акулину Ивановну совершенно. Поэтому, когда в семью пришли лишения и нищета, именно бабушке пришлось взять на себя скудное пропитание Алеши и впавшего в болезненную скаредность деда.

Вся жизнь Алешиной бабушки была положена на благо чужих людей, твердо отпечатавшись в памяти будущего писателя. Став взрослым, Алеша выразил в своих произведениях искреннее восхищение этой мудрой, духовно богатой, русской женщиной, умеющей облагораживать своей бескорыстной любовью всю мерзость и дикость окружающего мира.

Вариант №2

В автобиографическом произведении Максим Горький с особой душевной теплотой и любовью пишет о своей бабушке Акулине Ивановне Кашириной. Для автора она стала очень близкой и родной – светлым лучом в жизни.

Уже с первых страниц читатель знакомится с ее образом. Она была какая-то особенная, не похожая на остальных людей: во многом напоминала некрасовскую русскую женщину.
Удивительная женщина, в которой сочетались доброта и серьезность, нежность и сила. Маленькому Алеше нравились в бабушке доброта, справедливость, любовь к людям, природе, умение видеть красоту и восхищаться ею. Лучистые глаза были зеркалом ее души и всегда искрились светом добра и любви.

По описанию портрета нельзя назвать бабушку Акулину красавицей (полная, сутулая, почти горбатая, с некрасивым носом), но для Алеши была лучше всех. Знала много интересных историй, сказок, народных преданий и умела по-особому их сказывать: таинственно и тихо, словно напевала. Несмотря на полноту, двигалась по-кошачьи: мягко, плавно и бесшумно. Мальчику особенно запомнился танец бабушки – своеобразное повествование. В эти минуты она казалась восхитительной и молодой.

В разных эпизодах (в горе и в радости) представлена главная героиня: на теплоходе в окружении матросов, которые с интересом слушают ее занимательные истории и сказки, угощают и просят еще что-нибудь рассказать, в танце, в молитве, во время пожара. В отличие от деда, не боится, не теряется, сама бросается в огонь и выносит ведерную бутыль взрывоопасного купороса; останавливает ошалевшего от огня жеребца Акулина Ивановна понимала, что творится в душе ребенка, оставшегося без отца. Без нее он был бы одиноким в жестоком мире «свинцовых мерзостей».

Во время пребывания в доме деда Алексей видел постоянные семейные ссоры (братья делили имущество). Враждебная атмосфера не нравилась юному писателю, и он чувствовал себя чужим. Хорошо, что рядом находилась бабушка, которая не давала в обиду и жалела, поддерживала. Настоящим Человеком и гуманистом сделала будущего писателя Акулина Ивановна.

Образ и характеристика бабушки по повести Максима Горького

«Детство» – написал Горький. Эта повесть является его автобиографией. В ней он описывает свое проведенное детство и все связанные эмоции с этим временем. Повесть написана от лица Алеши Пешкова, который в будущем станет великим писателем – Максимом Горьким.

Трогательно в повести представлен образ бабушки – А.И. Кашириной. Весь рассказ пронизан не земной любовью и благодарностью к бабушке.

Отец главного героя Алеши очень рано умер. Поэтому юному герою пришлось из – за сложившихся обстоятельств переехать жить к бабушке и дедушке. Детство, которое проходило в этом доме, очень отдаленно напоминало настоящее детство ребенка.

Мальчику очень не хватало обыкновенного внимания и любви. В этом доме очень часто ссорились и ругались. Ребята во дворе не приняли Алешу, часто по смеивались над ним и издевались, поэтому он дрался и домой приходил избитый.

Один человек в доме его понимал – это была его бабушка. Она была очень добрая и приветливая, хотя судьба ее сложилась не просто. Она помогла остаться Алеше человеком, учила сочувствовать и помогать другим ребятам, учила его разбираться в людях. Бабушка была противоположностью суровому и жестокому деду.

А вот к деду юный герой относился с осторожностью, особенно после взбучки и порки розгами. Но дед осознавал свою ошибку и после таких наказаний мерился с Алешей. Он обучал его письму и чтению и в эти моменты дед ему казался не таким уж плохим и злым. Но после очередной ссоры с бабушкой Алеша тот же час менял свое отношение к нему.

Читайте также:
Раскрытие героических характеров людей в произведениях Горького: сочинение

Когда в семью пришли лишения и невзгоды, именно бабушка со своим философскими взглядами на жизнь, взвалила на себя всю заботу за деспотом супругом. Она спокойно и рассудительно приняла все невзгоды и испытания судьбы.

Всю свою жизнь она посвятила чужим людям, что отчетливо отпечаталось в памяти Алеши. И став взрослым, наш герой не перестал восхищаться чуткостью, мудростью, бескорыстной любовью, которая освещала и окрыляла этот мир.

Максим Горький через своего героя Алешу описал детство, которое может быть у каждого ребенка, лишенное любви, ласки и понимания со стороны родных людей. Детство не всегда проходит в радужных красках. Но именно благодаря годам детства, у главного героя сформировался по-настоящему свой характер.

Детство образ бабушки

Бакшеев В.Н. родился в 19 веке в дворянской семье. Закончил в Москве училище живописи. После окончания учебы он работал художником передвижников, первые его работы находятся в Третьяковской галерее: “Житейская проза”, “Возвращение домой”. Последующие

К великому сожалению в наше время красота и богатство русского языка утратили свою актуальность. Молодежь общается на своем сленге, представляющего, собой некую смесь английского языка, исковерканного на русский манер с жуткими сокращениями русских слов.

Лев Толстой, в русской литературе, считался знатоком «русской души». Он, мастер, широких и глубоких характеристик, которые, писатель, дает своим героям. Раскрывает особенности русского характера и мировоззрения. Подымает вопросы терпеливости

Юона “Праздничный день” написано в 1903 году является одной из первых работ живописца. В это самое время автор прибегает к теме деревни, рисует картины, на которых изображает природу, разные ее состояния,

Я очень люблю зиму, к сожалению, теплые деньки – исключение. Приятно просыпаться зимним утром от того что твоего лица касается яркое солнышко. Именно такие дни приносят радость.

Что бы я делал и как бы прожил свою жизнь, если бы я был волшебником? Вопрос очень интересный и ответ можно дать не сразу, так как необходимо очень хорошо подумать. Многие захотят иметь большие деньги, роскошные машины и апартаменты, но к удивлению,

Сочинение: Образ бабушки. По повести Горького Детство

М. Горький написал повесть «Детство», где в образе главного героя вывел автобиографический персонаж – Алешу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются писателем через восприятие маленького мальчика.

Глубже раскрыть характер главного героя помогает образ бабушки, которую так любил Алеша.

Бабушка представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Бабушка сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом».

Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алеши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть. Бабушка не умела долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались ее добротой, но она никогда не жаловалась на жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алеша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Когда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству».

Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям – основные качества характера бабушки, поэтому она переживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка. Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмем, мол, себе; это Бог нам послал в тех место, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено… да вот полюбил Господь кровь мою, все брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнем, который словно ловил ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, все видя». Став практически нищими, Алеша был вынужден побираться. Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «глядела на них и молча плакала», переживая за будущее внука.

Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому ее образ запечатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.

Бабушку описывает малолетний внук, наблюдая за ней, разговаривая с ней, слушая ее, он познает людей и мир. Бабушка была «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом…мягкая и удивительно интересна», «сутула, почти горбата, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка». Это только описание внешности, а вот уже и наблюдения: «Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом».

Читайте также:
МОЕ ЛЮБИМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПЕСНЯ О СОКОЛЕ М.ГОРЬКОГО: сочинение

Жизнь у нее действительно темная: с матерью-инвалидом просила подаяния, потом овладела мастерством кружевницы, в четырнадцать лет выдали замуж, к пятнадцати родила первенца, было восемнадцать детей, из которых выжили только трое. Муж всю жизнь зверски бьет, и ни слова поперек в ответ, все оправдывает: «Сердится, трудно ему, старому, неудачи все…Ты меня не больно жалей… я ведь тоже поди-ка и сама виновата». Сыновья – звери, а все на защиту бросается и учит внука: «Кто в чем виноват – это дело не твое. Господу судить и наказывать». Что спасало ее, давало внутренний свет? «Сказок, былей и стихов она знала бесчисленно много», «плясала, словно рассказывала что-то», разговаривала с Богом («Он поймет. Ему что ни говори – он разберет…») и Богородицей («Радости источник, красавица пречистая, яблоня во цвету. ») как с равными, с лошадьми («Что, дитятко? Что, котенок? Пошалить охота? Ну, побалуй, богова забава!»), птицами, растениями, домовым. Много в ней силы, внутреннего огня, неугомонности жизни: «Бабушка стряпала, шила, копалась в огороде и в саду, вертелась целый день, точно огромный кубарь, подгоняемый невидимой плеткой, нюхала табачок, чихала смачно и говорила, отирая потное лицо: «Здравствуй, мир честной, во веки веков!» Во время пожара всюду поспевала: успела приказать вынести из дома иконы и увести детей, вытащить купорос из мастерской, остановить лошадь, организовать и поблагодарить соседей; с обгоревшими руками после пожара принимала роды. Пятеро мещан бьют мужика – бабушка мчится на помощь, размахивая коромыслом. Вслушайтесь в отзывы об этой женщине деда («Ду-ура, блаженная ты дура…ничего тебе не жалко…»), внука («Ты – ровно святая, мучают-мучают тебя, а тебе – ничего!»).

Ни богатство, ни бедность, ни горе, ни радость не меняют ее. «И сама бабушка, точно из меди лита, – неизменна», как сама жизнь.

Характеристика бабушки в повести “Детство” Горького: образ, описание в цитатах

Алексей с бабушкой и матерью на пароходе.
Художник П. Пинкисевич

Бабушка является одним из центральных персонажей повести “Детство” Горького.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика бабушки в повести “Детство” Горького: описание характера и внешности героини, портрет в цитатах.

Также в статье представлены цитаты, описывающие роль бабушки в жизни Алексея Пешкова, отношения бабушки и Алексея.

Смотрите:
– Краткое содержание повести “Детство”
– Все материалы по повести “Детство”

Характеристика бабушки в повести “Детство” Горького: образ, описание в цитатах

Имя бабушки – Акулина Ивановна Каширина:
“. Акулина Ивановна, сделай милость, пройдись разок. ”
“. Каширины, брат, хорошего не любят. “

Возраст бабушки – за 60 лет:
“. Я ведь уж старая, за шестой десяток лета‑вёсны мои перекинулись‑пошли. ” (глава I)

Внешность бабушки

“. бабушка в салопе с хвостами на воротнике. ” (салоп – женское пальто)
“. кланяется в землю, стукаясь большим лбом о половицу. “

“. И стала сама гибкими пальцами кружевницы рыться в густой, черной гриве своей. ”
“. она быстро заплетает толстые косы, умывается наскоро. ”
“. чешет гребнем свои удивительные волосы, дергает головою, вырывает, сцепив зубы, целые пряди длинных черных шелковинок. ”
“. Я брал в руки тяжелые атласные косы. “

Характер бабушки

Бабушка – неугомонная, добрая женщина:
“..кроме неугомонной, неустанно доброй старухи. ”
“. Иногда меня трогает за сердце эта слепая, всё примиряющая доброта. “

Бабушка любит рассказывать истории:
“. слушал бесконечные, никогда не надоедавшие рассказы. ”
“. понюхав табаку, начинает рассказывать мне какие‑то диковинные истории о добрых разбойниках, о святых людях, о всяком зверье и нечистой силе. ”
“. Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклонясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня. Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невыразимо приятно. “

Бабушка – неграмотная женщина:
“. Где уж мне: колдовство – наука трудная. А я вот и грамоты не знаю – ни аза. “

Бабушка по происхождению крестьянка (дочь крепостной крестьянки):
“. матушка моя. . стала она барам ненадобна, и дали они ей вольную. “

Бабушка – трудолюбивая женщина:
“. видит: работница я, нищего человека дочь. “

Бабушка всегда довольна жизнью. Ее лозунг по жизни – “Как хорошо все!”:
“. Господи, господи! Как хорошо всё! Нет, вы глядите, как хорошо‑то всё!
Это был крик ее сердца, лозунг всей жизни. “

У бабушки ласковый, мягкий голос:
“. Она говорила ласково, весело, складно. ”
“. она сказала вчерашним теплым и мягким голосом. ”
“. Говорила она, как‑то особенно выпевая слова, и они легко укреплялись в памяти моей, похожие на цветы, такие же ласковые, яркие, сочные. ”
“. вдруг спрашивала мягко обнимавшим голосом. “

Бабушка не любит неправду. Она похожа на святую, блаженную женщину:
“. Ты вот спроси‑ка бабушку. Она всё скажет – она неправду не любит, не понимает. Она вроде святой, хоть и вино пьет, табак нюхает. Блаженная, как бы. Ты держись за нее крепко…

Читайте также:
Мое отношение к творчеству Горького: сочинение

Бабушка терпит побои мужа:
“. Меня дедушка однова бил на первый день Пасхи от обедни до вечера. Побьет – устанет, а отдохнув – опять
А вдругорядь он меня избил до полусмерти да пятеро суток есть не давал, – еле выжила тогда. ”
“. он быстро повернулся и с размаху хряско ударил ее кулаком в лицо…””. Первый раз он бил бабушку на моих глазах так гадко и страшно. ”
“. муж! За меня с него бог спросит, а мне заказано терпеть…” (бабушка о деде)

Бабушка – глубоко верующий человек. Она каждое утро и вечер читает молитвы:
“. встает перед иконами, – вот тогда и начиналось настоящее утреннее омовение, сразу освежавшее всю ее. ”
“. Она почти каждое утро находила новые слова хвалы, и это всегда заставляло меня вслушиваться в молитву ее с напряженным вниманием. ”
“. Утром она молилась недолго. “

Бабушка очень боится тараканов:
“. Не боясь ни людей, ни деда, ни чертей, ни всякой иной нечистой силы, она до ужаса боялась черных тараканов, чувствуя их даже на большом расстоянии от себя. “

Бабушка не любит деньги и не копит их:
“. А у меня денег нет, я их не любила, не копила. ”

Роль бабушки в жизни Алексея. Отношения Алексея и бабушки

“. Я с первого же дня подружился с нею. ” (Алексей о бабушке)
“. Чаще других бывала у меня бабушка; она и спала на одной кровати со мной. ”
“. До нее как будто спал я, спрятанный в темноте, но явилась она, разбудила, вывела на свет, связала всё вокруг меня в непрерывную нить, сплела всё в разноцветное кружево и сразу стала на всю жизнь другом, самым близким сердцу моему, самым понятным и дорогим человеком, – это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни. ” (глава I)
“. она часами пила чай, непрерывно рассказывая всякие истории; я как бы прирос к ней и не помню, чтоб в эту пору жизни видел что‑либо иное, кроме неугомонной, неустанно доброй старухи. ” (глава V)

Биография бабушки

“. А как минуло мне девять лет, зазорно стало матушке по миру водить меня. А я дома сижу, учусь кружева плести, тороплюсь‑учусь, хочется скорее помочь матушке‑то; бывало, не удается чего, – слезы лью. В два года с маленьким, гляди‑ка ты, научилась делу, да и в славу по городу вошла: чуть кому хорошая работа нужна, сейчас к нам. “

Бабушка вышла замуж в 13 лет:

У бабушки и деда было 18 детей, но выжили только трое – Варвара (мать Алексея), дядья Яков и Михайло:
“. Ведь у меня восемнадцать было рожено; кабы все жили, – целая улица народу, восемнадцать‑то домов. ”

Бабушка и дед воспитали подкидыша Ивана Цыганка:

“. Дедушка хотел было Ванюшку‑то в полицию нести, да я отговорила: возьмем, мол, себе; это бог нам послал в тех место, которые померли. ”
“. Очень я обрадовалась Иванке, – уж больно люблю вас, маленьких! Ну, и приняли его, окрестили, вот он и живет, хорош. “

Прожив 50 лет в браке, дед отделяется от бабушки и оставляет ее без денег:
“. Даже масло для лампадки пред образом каждый покупал свое, – это после полусотни лет совместного труда. “

Это был цитатный образ и характеристика бабушки в повести “Детство” Горького: описание характера, внешности, происхождения героини, ее портрет в цитатах, описание роли бабушки в жизни Алексея и их отношений.

Образ бабушки. По повести Горького Детство – сочинение

М. Горький написал повесть «Детство», где в образе главного героя вывел автобиографический персонаж – Алешу Пешкова. Все события и герои произведения изображаются писателем через восприятие маленького мальчика.

Глубже раскрыть характер главного героя помогает образ бабушки, которую так любил Алеша.

Бабушка представляет собой полную противоположность деду, своему мужу: ласковая, добрая, готовая всем прийти на помощь. Бабушка сильно переживает из-за постоянных ссор своих сыновей, недовольна суровостью деда. Особо на лице бабушки выделялись глаза, благодаря которым героиня «светилась изнутри… неугасимым, веселым и теплым светом».

Характер у бабушки мягкий, уступчивый, она от души любит людей, умеет ценить истинную красоту, привязана к дому: «Помню детскую радость бабушки при виде Нижнего». Именно неприметная бабушка становится для Алеши добрым ангелом, охраняющим мальчика от злых людей и сложных условий жизни. Именно она схватила героя на руки, когда дед наказывал его за испорченную скатерть. Бабушка не умела долго хранить обиду, быть жестокой. Люди пользовались ее добротой, но она никогда не жаловалась на жизнь. Живя вместе с бабушкой, Алеша каждый вечер слушает рассказы о жизни семьи Кашириных. Когда речь шла о деловой жизни семьи, то бабушка «говорила посмеиваясь, отчужденно, как-то издали, точно соседка, а не вторая в доме по старшинству».

Читайте также:
Как можно понять Горького «слышать и видеть язык»: сочинение

Материальные блага не были жизненными ценностями героини. Жалость, сострадание к людям – основные качества характера бабушки, поэтому она переживает, страдает после гибели подкидыша Цыганка. Трудности, выпавшие в жизни, мудрая женщина воспринимает как Божьи испытания, вот что рассказывает она своему внуку про Ваню-Цыганка: «Дедушка хотел было Ванюшку-то в полицию нести, да я отговорила: возьмем, мол, себе; это Бог нам послал в тех место, которые померли. Ведь у меня восемнадцать было рожено… да вот полюбил Господь кровь мою, все брал да и брал ребятишек моих в ангелы. И жалко мне, а и радостно!» Во время пожара: «освещаемая огнем, который словно ловил ее, черную, она металась по двору, всюду поспевая, всем распоряжаясь, все видя». Став практически нищими, Алеша был вынужден побираться. Маленькие крохи он приносил бабушке, которая «глядела на них и молча плакала», переживая за будущее внука.

Вся жизнь бабушки прошла на благо людей, поэтому ее образ запечатлелся надолго в сознании главного героя. Мудрая женщина сглаживает «свинцовые мерзости дикой русской жизни», духовно обогащая трудную жизнь людей.

Бабушку описывает малолетний внук, наблюдая за ней, разговаривая с ней, слушая ее, он познает людей и мир. Бабушка была «круглая, большеголовая, с огромными глазами и смешным рыхлым носом…мягкая и удивительно интересна», «сутула, почти горбата, а двигалась легко и ловко, точно большая кошка». Это только описание внешности, а вот уже и наблюдения: «Вся она – темная, но светилась изнутри – через глаза – неугасимым, веселым и теплым светом».

Жизнь у нее действительно темная: с матерью-инвалидом просила подаяния, потом овладела мастерством кружевницы, в четырнадцать лет выдали замуж, к пятнадцати родила первенца, было восемнадцать детей, из которых выжили только трое. Муж всю жизнь зверски бьет, и ни слова поперек в ответ, все оправдывает: «Сердится, трудно ему, старому, неудачи все…Ты меня не больно жалей… я ведь тоже поди-ка и сама виновата». Сыновья – звери, а все на защиту бросается и учит внука: «Кто в чем виноват – это дело не твое. Господу судить и наказывать». Что спасало ее, давало внутренний свет? «Сказок, былей и стихов она знала бесчисленно много», «плясала, словно рассказывала что-то», разговаривала с Богом («Он поймет. Ему что ни говори – он разберет…») и Богородицей («Радости источник, красавица пречистая, яблоня во цвету. ») как с равными, с лошадьми («Что, дитятко? Что, котенок? Пошалить охота? Ну, побалуй, богова забава!»), птицами, растениями, домовым. Много в ней силы, внутреннего огня, неугомонности жизни: «Бабушка стряпала, шила, копалась в огороде и в саду, вертелась целый день, точно огромный кубарь, подгоняемый невидимой плеткой, нюхала табачок, чихала смачно и говорила, отирая потное лицо: «Здравствуй, мир честной, во веки веков!» Во время пожара всюду поспевала: успела приказать вынести из дома иконы и увести детей, вытащить купорос из мастерской, остановить лошадь, организовать и поблагодарить соседей; с обгоревшими руками после пожара принимала роды. Пятеро мещан бьют мужика – бабушка мчится на помощь, размахивая коромыслом. Вслушайтесь в отзывы об этой женщине деда («Ду-ура, блаженная ты дура…ничего тебе не жалко…»), внука («Ты – ровно святая, мучают-мучают тебя, а тебе – ничего!»).

Ни богатство, ни бедность, ни горе, ни радость не меняют ее. «И сама бабушка, точно из меди лита, – неизменна», как сама жизнь.

Анализ романа «Мать» (М. Горький)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 08.05.2020 · Обновлено 08.05.2020

Читая работы Горького, нельзя игнорировать тот факт, что в его семье писателей или поэтов не было, но вот знакомство с литературой у него все-таки состоялось. Этому способствовала бабушка будущего писателя, о которой тот впоследствии говорил мало, но тепло. Он родился в небогатой семье столяра, но рано остался без родителей, и его воспитанием стали заниматься бабушка и дедушка. Однако жить семье было не на что, поэтому с малых лет Алексей Пешков знал, что такое тяжелая физическая работа, и был прекрасно осведомлен, что означает – зарабатывать на жизнь себе и семье. Об этом периоде его жизни повествует роман «Мать», анализ которого (по плану) подготовил Многомудрый Литрекон. Здесь автор изложил первые революционные впечатления юности.

История создания

Жизнь Максима Горького сложно назвать простой, да он о простом и не писал, хотя язык его произведений не сложен, скорее наоборот, ведь писал автор для крестьян, людей малограмотных и не избалованных хорошей литературой. Все в его текстах — переплетение реальной боли с бессознательным, а порой и бессмысленным, ожиданием счастья. И роман «Мать» — не исключение, скорее, подтверждение правила.

Роман написан в 1906 году, сразу после первой революции в России, частью которой и был Алексей Пешков, писавший уже тогда романы под псевдонимом Горький. Данную работу принято считать первой, написанной в духе социального реализма. Позже, на протяжении большого количества лет, это направление будет главенствующим в русской литературе, но тогда, в царской России, писать подобные произведения было опасно. Собственно, в конце концов, Горькому пришлось покинуть страну и уехать в Америку, как раз в 1906. Именно в США впервые выходит роман «Мать», хотя дописывал его Горький в Европе, куда перебрался после недолгого пребывания в Америке. В России роман вышел уже после революции, избежав, на этот раз, каких-либо правок, и только после возвращения самого Горького на родину.

Читайте также:
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века (по пьесе Горького «На дне»): сочинение

Жанр, направление

Как уже упоминалось выше, произведение «Мать» написано в жанре социалистического реализма. Это означает, что в романе используется художественный метод, полностью построенный на социалистической концепции мира и человека.

Литература подобного типа зачастую являлась способом Коммунистической партии влиять на сознание людей, но это было уже позже. В то время, когда писал Горький, этот путь был уникален, потому что авторы, даже разделявшие некоторые идеи социализма, банально боялись идти против существующей власти, против царя и правящей буржуазии.

В своем романе Горький не только пытается показать свое видение социализма, но и рассказать, как на самом деле могут распространяться эти идеи. И, нельзя не отметить, исходя из истории, что шанс на реальность происходящих в романе событий очень велик, ведь, в конечном счете, большевики пришли к власти именно благодаря народной революции, а значит, народ выбрал их, а не монархию.

Смысл названия

Горький был человеком, который провел большую часть детства на улице, буквально вырос там, поэтому в его названии — та же прямота и простота, что и во всем произведении. «Мать» — о женщине, матери, которая вынуждена пересмотреть всю свою жизнь ради сына, бросившего вызов буржуазии и примкнувшего к социалистам.

Этот роман — не крик души, наоборот, тихий, спокойный и уверенный разговор. Горький уверен, что прав, и предпочитает не доказывать свою правду. Он говорит о ней, как о чем-то известном всеми и признанном, только не до конца понятом.

Пелагея Ниловна живет возле фабрики со своим сыном Павлом. Он работает на заводе, но глубоко не удовлетворен этим ремеслом, потому что условия работы рабские. Павел ведет образ жизни, отличный от классического распорядка рабочего люда: он много читает, ходит в город, собирает кружок единомышленников. К ним в дом переселяется друг Павла — Андрей. Они оба распространяют листовки и призывают народ к забастовке. Им помогают другие люди, среди них — дочка помещика, бросившая семью. Павел и Саша любят друг друга, но не женятся, чтобы служить идеям революции.

Пелагея гордится своим сыном. Всю жизнь она страдала от гнета бедности и от побоев мужа, поэтому призывы к свободе ей близки. Из-за митинга Павла арестовали, но мать продолжает его дело: она лично проносит листовки на фабрику, нанявшись помощницей в столовую. Сына выпускают, и после очередной демонстрации снова сажают в тюрьму, но мать в его отсутствие налаживает подпольную работу. Павла осудили на поселение, но его речь на суде было разрешено опубликовать. Пелагея везет листовки в другие деревни и села, но на вокзале ее уличают, как будто она воровка. В ответ возмущенная женщина раскидывает прокламации и кричит народу, что ее сына осудили. Жандарм сдавливает ей горло. Слышатся рыдания, а сюжет обрывается…

Главные герои и их характеристика

Но особенность романа «Мать» не только в социализме. Главный герой здесь — Пелагея Власова, но мы узнаем о ней только через призму ее общения с остальными героями. Она растет и эмоционально, и духовно, часто повторяя, что «только начинает жить». И даже завершение романа какое-то неоконченное, словно автор не был уверен, что заканчивает, будто хотел продолжить.

Начало всему положил муж Пелагеи, который и заставил сына Павла вырасти в самостоятельного, жесткого временами, но борющегося за справедливость. Они с матерью слишком часто видели несправедливость: от отца — дома, от начальства — на работе. Но только молодость и желание Павла помогло завертеться колесу и только с этого момента начинается роман. А до этого момента — лишь вступление автора, его мысли.

Героев в романе Горького «Мать» много, но только мать является главным, потому что даже ее сын — лишь часть ее, тот самый двигатель, что помогает ей идти вперед не только в буквальном смысле, но и в духовном. Она растет, благодаря своему ребенку, и в этом скрывается определенная гармония поколений — в детстве родители помогают ребенку стать личностью, а, повзрослев, именно дети начинают влиять на своих родителей.

Именно через Власову автор показывает первую русскую революцию, ее причину и глубоко спрятанные проблемы, которые так не хотели замечать ни буржуазия, ни монархия. Впервые в этом романе Горький демонстрирует личность крестьян, показывает их главными, делает центральными персонажами, ставит на одну ступень с теми, кто когда-то был поставлен ими управлять. Он демонстрирует крестьян ни лучше, ни хуже, а равными. И в этом — его личная революция. А также в этом — главная мысль романа «Мать».

Читайте также:
«Несвоевременные мысли» М. Горького: сочинение

Тематика романа «Мать» изложена Многомудрым Литреконом в сокращенном варианте:

  1. Материнская любовь. Пелагея любит своего сына так, что жертвует собой ради его идей. Она поддерживает его во всем, хоть и не понимает многого. Их разделяет образованность сына, который уже многое знает о социализме. Тем не менее, мать идет за сыном до конца и готова отдать свою жизнь ради того, что ему так дорого.
  2. Тема народа. Люди хотят перемен, но боятся их, поэтому первая революция не находит достаточного количества сторонников. Многие представители рабочего класса сдаются после первой же попытки, но среди них уже есть храбрецы и идеалисты, готовые отдать все ради общего блага.
  3. Отцы и дети. Автор подчеркивает роль родителей в жизни ребенка. Отец своими побоями лишь усилил желание сына переменить свою жизнь и не быть похожим на безграмотного слесаря. А поддержка матери убедила Павла, что его дело — правое. Она стала его правой рукой.
  4. Быт и нравы России. Автор показал русскую глубинку со всеми ее проблемами: монополия фабрик на труд, нищета, невежество, пьянство. Он не скрывал, какими дикими и беспомощными были те люди, которые, в конце концов, подняли красное знамя и сбросили рабское ярмо.

Проблемы

Проблематика романа «Мать» позволяет вглядеться в прошлое незамутненным взором и понять исторические события, потрясшие Россию:

  1. Основная проблема — конфликт народа и буржуазии. Он лежит в основе всего произведения, от первой и до последней строки. Но, надо отдать автору должное, он не делит весь мир на черное и белое, он видит разницу между людьми, способен отключиться от классовости, оценивая только личность. Возможно, именно поэтому в его романе герои — это не только выходцы из народа, но и люди, родившиеся в достатке и никогда не знавшие проблем, с которыми с детства сталкивался крестьянин.
  2. Невежество. Рабочие и крестьяне не восстают и не требуют законности, потому что ничего не знают и не читают. Автор показал ужасающий уровень безграмотности, который был нормой в народе того времени. Из-за незнания люди совершают ошибки и губят себя в бессмысленном пьянстве и разврате.
  3. Нищета и бесправие. Люди рождаются под бременем бедности и не могут сдвинуть его честным трудом. Сколько бы они ни работали, денег не хватает даже на самое необходимое. Фабриканты эксплуатируют их, ведь пойти рабочему больше некуда, и другой работы нет. Никто и не думает повышать уровень заработной платы, так как права простого человека не защищает даже государство.
  4. Женская доля. Пелагея прожила трудную жизнь, полную лишений и унижений. Ее бунт — это отражение отчаяния матери и жены, загнанной в кабалу нужды.

Основная идея

Смысл романа «Мать» заключается в необходимости равноправия. Автор хотел видеть свою страну землей, где каждый — важен, каждый — личность, заслуживающая жить той жизнью, которую он выбрал сам, а не которая ему уготована социальной кастой.

Однако, что удивительно, Горький ничему не учит своего читателя, он пишет не для этого. Его роман — это рассказ, который должны услышать. Такие же, как он — брошенные, оставленные, потерянные и стоящие на распутье. Думающие, но ничего не способные сделать. Именно для таких людей автор говорил — можешь. Ты можешь, если действительно хочешь что-то изменить. Но для того, чтобы изменить мир, нужно сначала изменить себя, иначе нельзя. В этом заключается основная мысль книги «Мать».

Художественные особенности

Роман политизирован — это его главный минус, но в другое время он никогда бы не увидел свет, а был бы похоронен в столе или сожжен, в то время как сам Горький не ограничился отъездом в Америку, а затем в Европу. Автор писал для народа, отчасти, поэтому к своеобразной речи нужно подготовиться, ведь изначально диалоги отталкивают своей отрывочностью, незавершенностью. Будто Горький предлагает читателю самому закончить мысль, начатую героем.

«Мать» — не история одного человека, одной семьи или одного города. Это история страны, в которой было всего две революции, но каждая имела фатальные последствия, каждая стала началом конца. Этот роман — середина, как раз то, что происходило между первой, довольно кровавой революцией и что стало движущей силой второй, еще более кровавой, но успешной. А еще этот роман — точка зрения победившей стороны еще тогда, когда она понятия не имела, что победит, а лишь надеялась на то, что будет услышана.

«История написания и идея романа»

В ленинской газете «Искра» 1 декабря 1902 года были напечатаны речи рабочих — Петра Заломова и других, — произнесенные на судебном заседании в Нижнем Новгороде (теперь г. Горький). Царское правительство судило их за участие в демонстрациях, которые были проведены в рабочем поселке Сормово, близ Нижнего, 1 и 5 мая 1902 года. В том же номере «Искры» была помещена статья В. И. Ленина «Новые события и старые вопросы». Ленин говорил в ней о вооруженных столкновениях ростовских рабочих с царскими войсками и о речах нижегородцев на суде. «Замечательно в этих речах, — писал Ленин, — простое, доподлинно-точное изображение того, как совершается переход от самых повседневных, десятками и сотнями миллионов повторяющихся фактов «угнетения, нищеты, рабства, унижения, эксплуатации» рабочих в современном обществе к пробуждению их сознания, к росту их «возмущения», к революционному проявлению этого возмущения (я поставил в кавычки. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме История написания и идея романа Мать. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) слова Маркса. ).

Читайте также:
Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Первый вариант): сочинение

Именно потому, что говорили эти речи простые рабочие, вовсе не передовые по степени их развития, говорили даже не в качестве членов какой-либо организации, а в качестве людей толпы, именно потому, что напирали они не на их личные убеждения, а на факты из жизни каждого пролетария или полупролетария в России — такое ободряющее впечатление производят их выводы: «Вот почему мы сознательно шли на демонстрацию против самодержавного правительства». Обыденность и «массовидность» тех фактов, из которых они делали этот вывод, ручается за то, что к этому выводу могут придти и неизбежно придут тысячи, десятки и сотни тысяч, если мы сумеем продолжить, расширить и укрепить систематическое, принципиальновыдержанное и всестороннее революционное (социал-демократическое) воздействие на них. Мы готовы идти на каторгу за борьбу против политического и экономического рабства, раз мы почувствовали дуновение свободы, — говорили четверо нижегородских рабочих. Мы готовы идти на смерть — как бы вторили им тысячи в Ростове, отвоевывая себе на несколько дней свободу политических сходок, отбивая целый ряд военных атак на безоружную толпу.

Сим победиши — остается нам сказать по адресу тех, кто имеет глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать».

События, имевшие место в Сормове, и вслед за тем речи сормовских рабочих на суде Ленин раскрыл как явления, типические для роста массового революционного русского рабочего класса.

Не стихийные крестьянские восстания и бунты рабочих, а организованная революционная борьба с самодержавием и капитализмом возникает в третий, пролетарский период освободительного движения в России. В конце 90-х и начале 900-х годов наряду с пропагандой марксизма в рабочих кружках развернулась политическая агитация среди широких масс рабочих и крестьян. Идею революционного союза рабочих и крестьян как силы, способной свергнуть иго царизма и буржуазии, Ленин развивал еще в книге «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894). В этой книге, как известно, народничество подверглось идейному разгрому. Идеологическая борьба отражала реальные процессы. Русское рабочее движение «так широко разлилось и пустило в самых различных углах России так много здоровых ростков, что теперь с неудержимой силой сказывается его стремление упрочиться, принять высшую форму, выработать определенную физиономию и организацию», — писал Ленин в 1900 году.

Весной 1898 года была основана Российская социал-демократическая рабочая партия, что знаменовало, по словам Ленина, слияние русского рабочего движения с политической борьбой против самодержавия и буржуазного строя, за высший, социалистический строй. Рабочие забастовки все чаще принимают не экономический, а политический характер. «Пролетариат выносит на улицу свой клич: «долой самодержавие!». Политические стачки и демонстрации, несмотря на кровавые столкновения с полицией и войсками, возрастали; рабочее движение принимало характер революционного натиска. Об этом свидетельствуют первомайская стачка на Обуховском заводе в 1901 году, волна крупных забастовок и демонстраций в Батуме (возглавленная Сталиным), в Ростове-на-Дону, в Сормове в 1902 году, массовые политические забастовки в Закавказье, на Украине, всеобщая забастовка в Баку в 1904 году. С 1895 по 1899 год в стране бастовало 221 тысяча рабочих, в январе 1905 года — 440 тысяч (БСЭ).

Классовое самосознание рабочих поднимается до великих идей социализма; идеи политической борьбы овладевают народным сознанием, и борцы-революционеры вырастают в рабочей и крестьянской среде. Не случайно даже Л. Н. Толстой, никогда сам не разделявший идей революционной борьбы, в своем последнем романе, «Воскресение» (1889—1899), рисуя революционеров, создал образы крестьянина Набатова и рабочего Маркела Кондратьева; последний «был руководителем большой стачки рабочих».

В 1882 году в предисловии к русскому изданию «Коммунистиче-екого манифеста» Маркс и Энгельс писали, что «Россия представляет собою передовой отряд революционного движения в Европе»

Великий писатель советского народа Максим Горький выступил в литературе, когда в России уже началось пролетарское революционное движение. Его творчество было тесно и неразрывно связано с революционной борьбой пролетариата. Благодаря теснейшей связи с революцией Горький сумел понять задачи, которые ставила перед искусством новая историческая эпоха, начало третьего, решающего этапа освободительного движения в России.

Художественная литература не могла теперь ограничиться изображением бесправия и нищеты рабочего класса и крестьян. Она должна была показать мощь пролетариата, его веру в будущее, раскрыть огромное политическое значение его борьбы с самодержавием и эксплуатацией, за счастье трудящихся. Она должна была укрепить веру человека в себя, «развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество. » — писал Горький («Читатель»).

Читайте также:
Спор о человеке в драме М. Горького На дне: сочинение

В литературе 90-х годов много было произведений о массе голодного, оборванного люда (разорившихся крестьянах) , неделями, месяцами ожидавшего у ворот заводов работы, о каторжном труде рабочих, о чудовищной эксплуатации и обкрадывании народа (рассказы Серафимовича — «Никита», «Семишкура», «Стрелочник»; Чехова— «Случай на практике»; Куприна — «Молох»; Вересаева — «Два конца» и др.).

Внимание Горького уже в этот период привлекали новые стороны социальной действительности: сила протеста угнетенного класса, его воля к борьбе за человеческие права. Поэтому так сильно прозвучал в свое время революционный романтизм Горького.

«Где же призыв к творчеству жизни, где уроки мужества, где бодрые слова, окрыляющие душу?» — говорил Горький («Читатель»). Он убеждал Чехова, что недостаточно реалистически изображать жизнь, что «настало время нужды в героическом» и что, рисуя суровую правду жизни, нужно найти в пей ростки нового, вести вперед и показать, как в народных массах растут герои, способные к самоотверженной, стойкой борьбе за новые, социалистические идеалы.

Горький хорошо знал жизнь трудового народа и видел, как преображался, обогащался духовный мир рабочих. Рабочие не только создают материальные ценности — «от гигантских машин до детских игрушек», — писал он в романе «Мать», но и сами изменяются в процессе созидающего, преобразующего мир труда. «Будущее принадлежит людям честного труда», — писал Горький еще в повести «Фома Гордеев» (1899).

Горький создал новые образы, которые отразили существеннейшие черты русского рабочего революционного движения,— в этом прежде всего состояло величие Горького как художника и мыслителя. Впервые в мировой литературе им был создан образ творца нового общества — рабочего-революционера, большевика, представляющего рабочий класс, вооруженный революционной теорией марксизма.

Образ революционного пролетария был показан Горьким уже в пьесе «Мещане», написанной в 1902 году. Паровозный машинист Нил, главный герой этой пьесы, утверждал: «Хозяин тот, кто трудится. » «Права не дают, права берут. » «Нет такого расписания движения, которое бы не изменялось. » Слова Нила прозвучали в преддверий первой русской революции 1905 года; они были полны революционной энергии и силы, говорили о том, что в жизни появилась решающая сила, которой принадлежит будущее, — рабочий класс.

В пьесе «Враги», над которой Горький работал одновременно с романом «Мать», отразились революционные события первой русской революции. Горький показал в ней русский рабочий класс идущим в наступление под руководством большевиков, создал образ профессионального революционера, большевика-подпольщика Синцова. Решением той же великой творческой задачи был роман «Мать». В нем с наибольшей полнотой Горький показал того, кого Ленин называл «человеком будущего в России»1, — рабочего. В образах Павла Власова и его товарищей великий писатель запечатлел черты русских большевиков. В романе даны удивительные по верности и силе изображения картины борьбы русского народа под руководством рабочего класса за свое освобождение, выражена глубокая вера в грядущую победу революции.

По своему объему роман невелик, но он необычайно емок по охвату самых различных сторон жизни и ярок динамичностью, напряженностью развития изображенных в нем событий, имевших первостепенное историческое значение.

Главным, основным, существенным, что характеризовало этот период общественной жизни России, была борьба рабочего класса против самодержавия и капитализма.«Я должен заявить,— говорил на суде герой романа Павел Власов, — что для нас самодержавие не является единственной цепью, оковавшей тело страны, оно только первая и ближайшая цепь, которую мы обязаны сорвать с народа. » Роман и был посвящен изображению борьбы рабочего класса за освобождение народа от цепей самодержавия и капитализма.

Подъему революционного движения в России в начале 900-х годов предшествовал промышленный кризис, который сопровождался резким сокращением заработной платы, закрытием многих крупных и мелких промышленных предприятий, увольнением целой армии рабочих. Эти события привели к усилению рабочего движения. От экономических стачек и требований рабочие перешли к политическим забастовкам и демонстрациям, к борьбе за демократические свободы, к лозунгу: «Долой царское самодержавие!» Для расправы с бастующими рабочими и с демонстрациями правительство высылало войска. Рабочих бросали в тюрьмы и ссылали на каторгу, но революционное движение росло и ширилось по всей России с каждым днем. «В отличие от прежних выступлений рабочего класса почти всюду политической борьбой рабочих стали руководить социал-демократические комитеты. В ряды рабочего революционного движения вливались новые и новые тысячи рабочих, не участвовавших в нем прежде. «Рабочее движение оказало свое влияние на крестьянство. Революционные выступления рабочих и крестьян показывали, что в России назревает и близится революция».

Вот эти-то важнейшие события нашли свое отражение в «своевременной», «нужной», по определению Ленина, книге Горького.

История написания и идея романа “Мать”

В ленинской газете «Искра» 1 декабря 1902 года были напечатаны речи рабочих — Петра Заломова и других, — произнесенные на судебном заседании в Нижнем Новгороде (теперь г. Горький). Царское правительство судило их за участие в демонстрациях, которые были проведены в рабочем поселке Сормово, близ Нижнего, 1 и 5 мая 1902 года. В том же номере «Искры» была помещена статья В. И. Ленина «Новые события и старые вопросы». Ленин говорил в ней о вооруженных столкновениях ростовских рабочих с царскими войсками и о речах нижегородцев на суде. «Замечательно в этих речах, — писал Ленин, — простое, доподлинно-точное изображение того, как совершается переход от самых повседневных, десятками и сотнями миллионов повторяющихся фактов «угнетения, нищеты, рабства, унижения, эксплуатации» рабочих в современном обществе к пробуждению их сознания, к росту их «возмущения», к революционному проявлению этого возмущения (я поставил в кавычки. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме История написания и идея романа Мать. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) слова Маркса. ).

Читайте также:
Творческий путь М. Горького: сочинение

Именно потому, что говорили эти речи простые рабочие, вовсе не передовые по степени их развития, говорили даже не в качестве членов какой-либо организации, а в качестве людей толпы, именно потому, что напирали они не на их личные убеждения, а на факты из жизни каждого пролетария или полупролетария в России — такое ободряющее впечатление производят их выводы: «Вот почему мы сознательно шли на демонстрацию против самодержавного правительства». Обыденность и «массовидность» тех фактов, из которых они делали этот вывод, ручается за то, что к этому выводу могут придти и неизбежно придут тысячи, десятки и сотни тысяч, если мы сумеем продолжить, расширить и укрепить систематическое, принципиальновыдержанное и всестороннее революционное (социал-демократическое) воздействие на них. Мы готовы идти на каторгу за борьбу против политического и экономического рабства, раз мы почувствовали дуновение свободы, — говорили четверо нижегородских рабочих. Мы готовы идти на смерть — как бы вторили им тысячи в Ростове, отвоевывая себе на несколько дней свободу политических сходок, отбивая целый ряд военных атак на безоружную толпу.

Сим победиши — остается нам сказать по адресу тех, кто имеет глаза, чтобы видеть, и уши, чтобы слышать».

События, имевшие место в Сормове, и вслед за тем речи сормовских рабочих на суде Ленин раскрыл как явления, типические для роста массового революционного русского рабочего класса.

Не стихийные крестьянские восстания и бунты рабочих, а организованная революционная борьба с самодержавием и капитализмом возникает в третий, пролетарский период освободительного движения в России. В конце 90-х и начале 900-х годов наряду с пропагандой марксизма в рабочих кружках развернулась политическая агитация среди широких масс рабочих и крестьян. Идею революционного союза рабочих и крестьян как силы, способной свергнуть иго царизма и буржуазии, Ленин развивал еще в книге «Что такое «друзья народа» и как они воюют против социал-демократов?» (1894). В этой книге, как известно, народничество подверглось идейному разгрому. Идеологическая борьба отражала реальные процессы. Русское рабочее движение «так широко разлилось и пустило в самых различных углах России так много здоровых ростков, что теперь с неудержимой силой сказывается его стремление упрочиться, принять высшую форму, выработать определенную физиономию и организацию», — писал Ленин в 1900 году.

Весной 1898 года была основана Российская социал-демократическая рабочая партия, что знаменовало, по словам Ленина, слияние русского рабочего движения с политической борьбой против самодержавия и буржуазного строя, за высший, социалистический строй. Рабочие забастовки все чаще принимают не экономический, а политический характер. «Пролетариат выносит на улицу свой клич: «долой самодержавие!». Политические стачки и демонстрации, несмотря на кровавые столкновения с полицией и войсками, возрастали; рабочее движение принимало характер революционного натиска. Об этом свидетельствуют первомайская стачка на Обуховском заводе в 1901 году, волна крупных забастовок и демонстраций в Батуме (возглавленная Сталиным), в Ростове-на-Дону, в Сормове в 1902 году, массовые политические забастовки в Закавказье, на Украине, всеобщая забастовка в Баку в 1904 году. С 1895 по 1899 год в стране бастовало 221 тысяча рабочих, в январе 1905 года — 440 тысяч (БСЭ).

Классовое самосознание рабочих поднимается до великих идей социализма; идеи политической борьбы овладевают народным сознанием, и борцы-революционеры вырастают в рабочей и крестьянской среде. Не случайно даже Л. Н. Толстой, никогда сам не разделявший идей революционной борьбы, в своем последнем романе, «Воскресение» (1889—1899), рисуя революционеров, создал образы крестьянина Набатова и рабочего Маркела Кондратьева; последний «был руководителем большой стачки рабочих».

В 1882 году в предисловии к русскому изданию «Коммунистиче-екого манифеста» Маркс и Энгельс писали, что «Россия представляет собою передовой отряд революционного движения в Европе»

Великий писатель советского народа Максим Горький выступил в литературе, когда в России уже началось пролетарское революционное движение. Его творчество было тесно и неразрывно связано с революционной борьбой пролетариата. Благодаря теснейшей связи с революцией Горький сумел понять задачи, которые ставила перед искусством новая историческая эпоха, начало третьего, решающего этап

Художественная литература не могла теперь ограничиться изображением бесправия и нищеты рабочего класса и крестьян. Она должна была показать мощь пролетариата, его веру в будущее, раскрыть огромное политическое значение его борьбы с самодержавием и эксплуатацией, за счастье трудящихся. Она должна была укрепить веру человека в себя, «развить в нем стремление к истине, бороться с пошлостью в людях, уметь найти хорошее в них, возбуждать в их душах стыд, гнев, мужество. » — писал Горький («Читатель»).

Читайте также:
Проблематика ранней прозы Максима Горького: сочинение

В литературе 90-х годов много было произведений о массе голодного, оборванного люда (разорившихся крестьянах) , неделями, месяцами ожидавшего у ворот заводов работы, о каторжном труде рабочих, о чудовищной эксплуатации и обкрадывании народа (рассказы Серафимовича — «Никита», «Семишкура», «Стрелочник»; Чехова— «Случай на практике»; Куприна — «Молох»; Вересаева — «Два конца» и др.).

Внимание Горького уже в этот период привлекали новые стороны социальной действительности: сила протеста угнетенного класса, его воля к борьбе за человеческие права. Поэтому так сильно прозвучал в свое время революционный романтизм Горького.

«Где же призыв к творчеству жизни, где уроки мужества, где бодрые слова, окрыляющие душу?» — говорил Горький («Читатель»). Он убеждал Чехова, что недостаточно реалистически изображать жизнь, что «настало время нужды в героическом» и что, рисуя суровую правду жизни, нужно найти в пей ростки нового, вести вперед и показать, как в народных массах растут герои, способные к самоотверженной, стойкой борьбе за новые, социалистические идеалы.

Горький хорошо знал жизнь трудового народа и видел, как преображался, обогащался духовный мир рабочих. Рабочие не только создают материальные ценности — «от гигантских машин до детских игрушек», — писал он в романе «Мать», но и сами изменяются в процессе созидающего, преобразующего мир труда. «Будущее принадлежит людям честного труда», — писал Горький еще в повести «Фома Гордеев» (1899).

Горький создал новые образы, которые отразили существеннейшие черты русского рабочего революционного движения,— в этом прежде всего состояло величие Горького как художника и мыслителя. Впервые в мировой литературе им был создан образ творца нового общества — рабочего-революционера, большевика, представляющего рабочий класс, вооруженный революционной теорией марксизма.

Образ революционного пролетария был показан Горьким уже в пьесе «Мещане», написанной в 1902 году. Паровозный машинист Нил, главный герой этой пьесы, утверждал: «Хозяин тот, кто трудится. » «Права не дают, права берут. » «Нет такого расписания движения, которое бы не изменялось. » Слова Нила прозвучали в преддверий первой русской революции 1905 года; они были полны революционной энергии и силы, говорили о том, что в жизни появилась решающая сила, которой принадлежит будущее, — рабочий класс.

В пьесе «Враги», над которой Горький работал одновременно с романом «Мать», отразились революционные события первой русской революции. Горький показал в ней русский рабочий класс идущим в наступление под руководством большевиков, создал образ профессионального революционера, большевика-подпольщика Синцова. Решением той же великой творческой задачи был роман «Мать». В нем с наибольшей полнотой Горький показал того, кого Ленин называл «человеком будущего в России»1, — рабочего. В образах Павла Власова и его товарищей великий писатель запечатлел черты русских большевиков. В романе даны удивительные по верности и силе изображения картины борьбы русского народа под руководством рабочего класса за свое освобождение, выражена глубокая вера в грядущую победу революции.

По своему объему роман невелик, но он необычайно емок по охвату самых различных сторон жизни и ярок динамичностью, напряженностью развития изображенных в нем событий, имевших первостепенное историческое значение.

Главным, основным, существенным, что характеризовало этот период общественной жизни России, была борьба рабочего класса против самодержавия и капитализма.

«Я должен заявить,— говорил на суде герой романа Павел Власов, — что для нас самодержавие не является единственной цепью, оковавшей тело страны, оно только первая и ближайшая цепь, которую мы обязаны сорвать с народа. » Роман и был посвящен изображению борьбы рабочего класса за освобождение народа от цепей самодержавия и капитализма.

Подъему революционного движения в России в начале 900-х годов предшествовал промышленный кризис, который сопровождался резким сокращением заработной платы, закрытием многих крупных и мелких промышленных предприятий, увольнением целой армии рабочих. Эти события привели к усилению рабочего движения. От экономических стачек и требований рабочие перешли к политическим забастовкам и демонстрациям, к борьбе за демократические свободы, к лозунгу: «Долой царское самодержавие!» Для расправы с бастующими рабочими и с демонстрациями правительство высылало войска. Рабочих бросали в тюрьмы и ссылали на каторгу, но революционное движение росло и ширилось по всей России с каждым днем. «В отличие от прежних выступлений рабочего класса почти всюду политической борьбой рабочих стали руководить социал-демократические комитеты. В ряды рабочего революционного движения вливались новые и новые тысячи рабочих, не участвовавших в нем прежде. «Рабочее движение оказало свое влияние на крестьянство. Революционные выступления рабочих и крестьян показывали, что в России назревает и близится революция».

Вот эти-то важнейшие события нашли свое отражение в «своевременной», «нужной», по определению Ленина, книге Горького.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: