Образ Луки и проблема истины и сострадания в пьесе М. Горького «На дне»: сочинение

Сочинение: Образ Луки в пьесе «На дне» (М. Горький)

(570 слов) Пьеса «На дне» является одним из ключевых произведений Максима Горького. В этой книге писатель доказывает, что все люди равны между собой, независимо от социального статуса и материального положения. Жители ночлежки тоже мыслят, чувствуют и мечтают, тоже имеют право на уважение и поддержку. Также в пьесе автор утверждает, что жизнь каждого может круто поменяться под воздействием некоторых обстоятельств, и мы не вправе осуждать падшего. В произведении Горького «На дне» присутствует много персонажей, однако образ Луки играет особую роль в пьесе, ведь именно он олицетворяет идеалы гуманизма и милосердия. Его появление меняет жизнь других героев произведения. Рассмотрим образ Луки в пьесе «На дне» подробнее.

Читая произведение Горького «На дне», можно заметить, что Лука — это довольно противоречивая личность. Так, главный герой может обмануть, однако именно его ложь способна оказать психологическую поддержку и утешить собеседника. Слова Луки кажутся неправдоподобными, однако обитатели ночлежки с удовольствием слушают его речи и верят главному герою.

В образе Луки перед нами предстает пожилой человека Читатель узнает, что Лука странствует по городам, ведь не имеет собственного дома. Из-за своего сложного материального положения старик вынужден ночевать в ночлежке, временном приюте для бедных людей. Лука спит под одной крышей с такими же нищими и бездомными людьми. О его прошлом известного немного: судя по намекам автора, Лука отбывал тюремный срок в Сибири, а потом долгое время бродяжничал в этих местах.

Несмотря на то, что судьба преподнесла главному герою непростой жизненный путь, он не утратил доброты в своём сердце. Лука отличается мягким характером. Это религиозный человек, который нередко в своих речах упоминает Христа. Речь главного героя является размеренной и спокойной. Лука обладает прекрасной способностью поддержать и подбодрить человека. Можно сказать, что он — отличный психолог, ведь его прекрасные ораторские способности в сочетании с добрым словом создают невероятный эффект на собеседников. Чтобы успокоить собеседника, он прибегает к обману, ведь, по мнению Луки, людям полезнее услышать сладкую ложь, нежели горькую правду. Жизнь и так тяжела, так зачем же усугублять очевидные проблемы их констатацией? Как считает главный герой, сострадание является лучшим лекарством для человека, оказавшегося в непростой ситуации. Сострадание для Луки является выше истины. А правда действительна очень печальна. Ведь судьба забросила персонажей на самое «дно». Это люди, судьбы которых оказались сломанными под влиянием некоторых обстоятельств.

Также главный герой полагает, что абсолютно каждый человек заслуживает уважения к себе, потому что он «всегда своей цены стоит». Поэтому главный герой ко всем обитателям относится доброжелательно. Да, прошлое людей, оказавшихся «на дне», уже не вернуть, настоящее их очень плачевно, а будущее не вселяет никакой надежды, однако даже в такой безнадёжной ситуации главный герой находит слова утешения. Они становятся лечебными для людей, страдающих алкоголизмом, для девушек лёгкого поведения, безнадёжно больных. С помощью лжи главный персонаж показывает другую истину обитателям ночлежки: Анне он говорит о прекрасном загробном мире, Актеру — о бесплатной лечебнице, Пеплу — о добродетельной жизни в Сибири, Насте — о любви. Однако вместе с состраданием Лука дает людям розовые очки, которые уничтожают всякую мотивацию менять жизнь, когда тают иллюзии лжи во благо. Ни один герой не изменился до конца под влиянием обмана Луки. Напротив, его ложные надежды довели Актера до самоубийства. А сам проповедник ушел, оставив своих подопечных без допинга в виде сладких обещаний.

Можно утверждать, что образу Луки Максим Горький в своём известном произведении отвёл особое значение. Так, именно этот образ порождает дискуссию о допустимости лжи во благо. Лука считал, что правда не всегда способна принести добро и радость человеку. По его мнению, ложь во спасение может изменить жизнь человека в лучшую сторону. Однако финал пьесы разубедил читателя, поверившего Луке на слово.

Сочинение на тему «Две правды (образы Луки и Сатина в пьесе М. Горького «На дне)»

“На дне” — сложное, противоречивое произведение. И, как всякое подлинно великое творение, пьеса не терпит однолинейного, однозначного толкования. Горький дает в ней два совершенно различных подхода к человеческой жизни, не показывая явно своего личного отношения ни к одному из них.

Главными героями этого произведения являются Лука и Сатин. Именно они выражают две правды, две точки зрения на человеческую судьбу. Насколько разнятся между собой эти две правды, настолько же разнятся образы их носителей.Лука — странник, неизвестно откуда пришедший и неизвестно куда держащий путь. Он мягок и в речи, и в движениях, ко всем ласков и добр, не имеет и не хочет иметь врагов. Единственные слова, исходящие из его уст, — слова утешения. А такие слова герой находит практически для каждого из обитателей ночлежки. Вору Ваське Пеплу Лука рассказывает о счастливой жизни, которую вольный человек может вести в Сибири. Хроническому пьянице Актеру — о чудесной клинике, в которой бесплатно лечат от алкоголизма. Для бедной, умирающей от чахотки Анны старик находит другие слова: “Вот, значит, помрешь, и будет тебе спокойно… ничего больше не надо будет, и бояться — нечего. Смерть — она все успокаивает… Помрешь —отдохнешь…” Но эти утешения никому не помогли, так как герой не укреплял веры человека в свои силы, не готовил к жизненной борьбе. Например, Анна перед смертью, вопреки уверениям Луки о счастливой загробной жизни, мечтает хоть немножко пожить. Пеплу предстоит попасть на каторгу за убийство Костылева. Актер после ухода старика потерял найденную было веру и повесился. Слабость странника очевидна. Но нельзя забывать и о его положительной роли в пьесе. Это он, “старая дрожжа”, как его назвал Сатин, “проквасил” жителей ночлежки, возбудил в них все хорошее, что дремало беспробудно, и прежде всего чувство человеческого достоинства. Но верит ли сам Лука собственным словам? Нет, не верит, и не верит в возможность решительного переустройства жизни, поскольку считает, что человек слаб изначально. Исходя из подобного мировоззрения, герой стремится не к изменению общественных устоев, а к облегчению того креста, который несут простые люди. Его правда — утешительная ложь.

Читайте также:
Ранние произведения М. Горького.: сочинение

Совсем другой человеческий тип, совсем другая жизненная позиция показана в образе босяка Сатина. Сатин — борец за истину. Он и в тюрьму попал только потому, что вступился за честь своей сестры. Человеческая несправедливость и годы страшной нужды не озлобили героя. И вспоминает он об этом легко, с любовью к девушке: “Славная, брат, была человечинка сестра у меня!” Он сочувствует людям не меньше, чем Лука, но не видит выхода — облегчения страданий — в простом утешении людей. И хотя нельзя сказать, что зтот герой выступает как сторонник более радикальных устремлений, именно в его уста писатель вкладывает монолог в защиту человека и человеческих прав: “Человек — свободен, он за все платит сам”. Образ Сатина оставляет двойственное ощущение, ощущение контраста между высокими помыслами, благородными стремлениями и общим пассивным существованием персонажа. Сатин любит выпить, поиграть в карты. Он выше всех по уму и по силе характера, но все же чувствует себя уютно в костылевской ночлежке. Какова же его правда? Никакой позитивной программы у Сатина нет, но, в противовес позиции Луки, герой решительно и бесповоротно отрицает ложь, называя ее “религией рабов и хозяев”.

Таким образом, в драме сосуществуют две правды: правда Луки, с ее безличностной добротой, христианским смирением, с ее “святой ложью”, и правда Сатина, d чем-то жестокая, но гордая — правда отрицания лжи. И внутренний конфликт этих двух столь отличных друг от друга позиций разрешила история. История показала, что мир переделывается только сильными средствами и что слова утешения не помогут людям стать счастливее. Но, как мне кажется, это не означает, что путь Сатина лучший, просто таково устройство нашего безжалостного мира, где даже добро “должно быть с кулаками”.

Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»

Русские писатели всегда проявляли интерес к философским проблемам, то есть к проблемам человеческого бытия и смысла жизни. Творчество М. Горького не стало исключением, а пьеса «На дне» по праву считается первой русской социально-философской драмой. Одним из самых сложных в пьесе является образ Луки. Именно с ним связан основной философский вопрос: «Что лучше: истина или сострадание?».

Лука — странствующий проповедник. Он появляется в ночлежке в самый разгар споров ее обитателей о совести и чести. Нужны ли они людям, находящимся на самом дне жизни?

На долю Луки выпадает миссия утешителя. Он всех успокаивает и каждому обещает избавление от страданий. Причем Лука ничего не придумывает. Умея удивительно тонко чувствовать мечты и желания людей, он только убеждает их в том, на что они и сами в глубине души надеются. В основе жизненной позиции Луки лежит им же высказанная фраза: «Во что веришь, то и есть». Умирающей Анне он советует не бояться смерти, потому что смерть освободит ее от боли и мучений. Актеру он говорит о возможности излечения от алкоголя в специальной лечебнице. Пепел после слов Луки начинает верить, что он найдет свое счастье с Наташей на «золотой стороне» Сибири.

Читайте также:
Что лучше истина или состраданье (Пьеса М. Горького «На дне»): сочинение

Обитатели ночлежки по-разному относятся к старику. Так, Настя, например, после ухода Луки говорит: «Хороший был старичок!». Клещ особенно подчеркивает, что Лука жалостливый. И даже антагонист Луки Сатин замечает, что Лука «был как мякиш для беззубых», что он подействовал на него, «как кислота на ржавую монету». Зато Барон называет его шарлатаном, а тот же Клещ говорит, что старик правды не любил. И опять, как ни странно, Сатин бросается на защиту Луки. Он прерывает Барона словами: «Молчать. молчать о старике!» Как же все-таки оценивать Луку?

Ряд исследователей связывает имя Луки с лукавым, с искусителем. Но все же это не вполне так. Он никого не соблазняет и не искушает. Однако со словом «лукавый» в значении «хитроватый» его имя, видимо, связано. Лука не так прост, как кажется на первый взгляд: это незаурядный человек с большим жизненным опытом. Он быстро ориентируется в ситуации, почти к каждому находит подход. Кроме того, имя героя ассоциируется и с евангельским апостолом Лукой. Перед нами некий носитель мудрости, выразитель своей правды, связанной значительным образом с христианскими заповедями. Рассказ Луки о том, как он двух грабителей, замышлявших убийство, пожалел и накормил (то есть ответил на зло добром), как раз и подтверждает это.

Все же при всей сложности и неоднозначности Лука заслуживает уважение. Этот человек прежде всего добр и отзывчив. Он искренен в своем отношении к людям «дна». Кроме того, он никому не навязывает своих взглядов. И самое главное, он сам не имеет никакой личной выгоды от этой лжи. По убеждению Луки, человек живет «для лучшего». Значит, следует укрепить его мечты, надежды, чувство собственного достоинства, что он и делает, движимый жалостью и милосердием.

Вопрос об отношении автора к Луке весьма сложен. Известно, что писатель не раз называл его жуликом, святошей и пройдохой. Да, действительно, свое сострадание Лука выражает в своеобразной форме — в форме лжи, красивой сказки. Но ложь его не бытовая, ее порой даже можно назвать высокой. Это вид христианской лжи во спасение. Он полагает, что правда слишком страшна для людей, и поэтому хочет приукрасить их существование, привнося в него «золотой сон».

Как бы Горький ни выступал против своего героя, тем не менее, он получился у писателя лучше, мудрее и добрее, чем тот его изначально задумывал. Когда в финале пьесы ночлежники пытаются «судить» Луку, то автор отказывает им в этом: Сатин сразу и бесповоротно пресекает все разговоры.

Таким образом, в пьесе «На дне» М. Горький создает очень интересный и противоречивый образ. С одной стороны, Лука добр и помогает людям не падать духом. С другой стороны, его ложь приводит к тому, что наиболее слабые духом люди не выдерживают, и их возвращение из края мечты в ужас повседневной жизни слишком тяжело переносится ими. Так, например, утрата веры ведет Актера к самоубийству.

Горький, безусловно, стоит на позиции Сатина и осуждает Луку. Однако в пьесе такого прямого осуждения нет. Читателю и зрителю самому предстоит решить вопрос о том, что лучше: правда Сатина или ложь во спасение Луки. А, может быть, истина лежит где-то посредине.

Итак, Лука принимает участие в судьбах брошенных на дно жизни людей. Он в своих речах и поступках старается отвлечь людей от их безрадостной жизни, хотя знает печальный итог каждого из ночлежников. Человечность Луки необходима людям, потому что он пробуждает в людях сочувствие, сострадание, те главные ценности, без которых нельзя называться человеком. Но, конечно же, жалость сама по себе не в состоянии избавить людей от страдания. Необходимы решительные изменения действительности. Поэтому Лука и Сатин не антагонисты, а, скорее, союзники. Лука, как врач, терпеливо и устало лечит истерзанные души, а Сатин — мечтатель, наделенный даром смелой творческой мысли, умеющий видеть далеко и зорко. Но, в отличие от Луки, Сатин не труженик на ниве людских страданий, а созерцатель. Сами по себе люди не интересуют его. Он далек от их страданий. Ему интересна только собственная мысль, вырывающаяся далеко за стены ночлежки.

Смысл в творчестве М. Горького: правда или сострадание

Вы будете перенаправлены на Автор24

Читайте также:
Первая проблема пьесы На дне — философский спор о правде: сочинение

Социальная драма – это конфликт, порожденный социальными условиями.

Роль Луки в пьесе «На дне»

Социальная драма М. Горького после появления Луки приобретает совершенно другой характер. Лука в пьесе присутствует чуть больше половины сценического времени. Именно этот персонаж становится центральным в философской, проблемной сюжетной линии произведения. Образ Луки – самый загадочный в пьесе. Старик в отличие от остальных «бывших людей», человек без прошлого. В рассказ Луки появляется лишь несколько намеков. Например, Пеплу он признается: «Я их, баб-то, может, больше знал, чем волос на голове было. ». Также историю о праведной земле Лука связывает с Сибирью и упоминает имя ученого-ссыльного. Двойственно даже имя персонажа. С одной стороны, оно совпадает с именем евангелиста, но с другой стороны, Васька Пепел обыгрывает его как «старец лукавый».

Лука – прохожий, странник, проходящий, но особой природы. В отличие от упоминаемых им бегунов, которые скрываются от мира, Лука полон интереса к судьбам людей, а жизнь он воспринимает как зрелище. Об этом свидетельствует его реплика, которую он произнес после приветствия:

«Мне — все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все — черненькие, все — прыгают. ».

Все дальнейшее повеление старца демонстрирует его внимание к людям, бытовую предупредительность, а также способность их утешения и глубокого понимания. Лука в случайных обмолвках и беседах узнает заветные мечты обитателей ночлежки, их страхи и предлагает им лекарство – утешение или надежду. Например, умирающую Анну Лука утешает надеждой на загробную справедливость и вечный покой. Настю он успокаивает верой в ее фантазии. Актера, который впал в уныние, старик утешает рассказом о некой волшебной лечебнице, где можно вылечиться от пьянства. Даже Васька Пепел принимает советы Луки и собирается начать новую, честную жизнь с Наташей.

Готовые работы на аналогичную тему

Горький в газетном интервью, появившемся в 1903 году, сформулировал проблему Луки следующим образом: «Что лучше, истина или сострадание»?

Писатель ставит вопрос асимметрично. Он прямые антонимы (жестокость-сострадание, истина – ложь) заменяет такой сложной формулировкой, как сострадание, доведенное до лжи, а ложь – как форма сострадания.

Необходимо иметь в виду и то, что в русском языке между понятиями правда и истина существует больше различие, а в самом произведении многократно говорится о правде, но ни разу – об истине.

Что лучше – истина или сострадание?

Эта проблема наиболее резко и отчетливо поставлена в истории о праведной земле, рассказанной Лукой. Человек, который благодаря своей вере в праведную землю переносил жизненные трудности, после того, как ему доказывают, что ее не существует, убивает себя. «Вот. ты говоришь — правда. Она, правда-то, — не всегда по недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. » – говорит Лука.

В отношении к рассказам и проповедям старца персонажи пьесы делятся на три группы:

  • Медведева, Барона, Бубнова, а также хозяев ночлежки проповеди Луки не затрагивают;
  • Анна, Актер, Наташа верят в эти рассказы;
  • Пепел и Сатин находятся между двумя крайностями.

С. А. Адрианов, который относит произведение Горького к социальной драме, считает, что пьеса могла окончиться третьим действием.

В четвертом действии социальная линия сюжета отодвигается в сторону философской. Здесь происходит дискуссия об исчезнувшем старике и вреде и полезности его проповедей.

Два больших монолога Сатина становятся синтезом полемики ночлежных философов в платоновской пещере. Идея спасительной лжи во многом конкретизирована, она поставлена в зависимость от возможностей и характера человека. Правда – это удел сильных, им не нужна ложь во спасение. А для людей слабых такая спасительная ложь становится необходимостью, она помогает им не потерять веру в самого себя, вновь обрести надежду на лучшее, найти в себе силы не опускать руки и идти дальше, преодолевая жизненные трудности.

«Ложь – религия рабов и хозяев… Правда – бог свободного человека».

В монологе Сатина восстановлен изначальный контраст правды и лжи. Жалость здесь стала символом лжи во спасение. Поэтому поведение Луки кажется оправданным.

Лука демонстрирует тонкое понимание людей, и на фоне этого речи Сатина выглядят беспредметными. Сам Горький тоже отчасти это признавал. Он говорил, что в произведении много лишних людей и не хватает некоторых необходимых мыслей. Речь Сатина о человеке-правде сам писатель называет бледной, однако кроме Сатина сказать эту речь некому, но и ярче сказать ее он не может.

Однако кульминацией пьесы все же становится не речь Сатина, в финальный эпизод, когда обитатели ночлежки запевают песню, а вошедший Барон сообщает о самоубийстве Актера. «Эх… испортил песню…дур-рак!» – последняя реплика Сатина, и ее неоднозначность отметил В. Ф. Ходасевич. Остается непонятным, о ком говорил Сатин – об Актере, который так некстати повесился, или же о Бароне, принесшем это известие. Или обоих, потому что оба виноваты в порче песни. «В этом – весь Горький» – пишет Ходасевич.

Читайте также:
Своеобразие романтизма М. Горького в рассказах «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»: сочинение

Самоубийство Актера – это повторение поступка человека из притчи Луки. Возникает вопрос, виновен ли Лука в этой смерти? Ведь это он рассказал Актеру о лечебнице для пьяниц, вселил в него надежду на возвращение к нормальной жизни и исчез, не назвав города, где лечебница находится? Или в этом виноват Сатин, который эту надежду разрушил?

Драма судьбы не возлагает вину на какого-то конкретного человека. Приятная ложь-надежда Луки и гиперболический индивидуализм Сатина равно притягательны и равно опасны для современного человека.

Вопрос о том, что важнее – правда или сострадание каждое поколение читателей решает по-новому. В зависимости от времени и эпохи, от личных убеждений читатель по-разному ответит на этот вопрос. С одной стороны, Лука своей ложью утешал, поддерживал тех, кому была нужна надежда. Например, Анна, которая в жизни не видела ничего хорошего, но тем не менее, боится смерти и хочет хотя бы немножко пожить еще, в словах Луки нашла для себя утешение, надежду на то, что в загробной жизни ее мучениям придет конец. Васька Пепел прислушался к совету старца и решил начать новую жизнь с Наташей. Актер, поверив старику, решил бросить пить. Но с другой стороны, так ли нужна эта сладкая ложь, надежды, которые никогда не сбудутся? Может быть, прав Сатин, считающий, что лучше правда?

Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне (5): сочинение

Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая, в которой. мирские ученые очень сведущи и точны, но которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями.

Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. В самом названии произведения заложен огромный смысл. Люди, которые попали “на дно”, уже никогда не поднимутся к свету, к иной жизни. Впервые зрители увидели реальную жизнь отверженных обществом людей.

С первых страниц бросается в глаза удручающая обстановка нищенской жизни: голод, грязь, болезни, пьянство, озлобление. Каждый обитатель ночлежки замкнут в своем горе. Каждого героя волнует одна проблема — как достичь счастья. Казалось бы, путь к нему очень простой: честная трудовая жизнь, гуманное поведение и вера. Если внимательно приглядеться к героям пьесы, то увидим, что у многих из них как раз такие побуждения. Разве не трудом своим хочет добиться успеха Клещ? Не к любви ли, чистой и возвышенной, тянется Настя? Не к Богу ли обращен взор Анны? Вера — вот что только и осталось у них в жизни. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” — с горьким чувством восклицает Актер. У этих людей отняли все, но не смогли отнять веры в лучшее.

Есть в драме и другой тип характеров. Чем-то близки друг другу Бубнов, Сатин, Барон. Они смирились со своим положением и даже подсмеиваются над обитателями ночлежки, но в то же время верно и глубоко судят о жизни и человеке.

Положение в пьесе меняется с приходом странника Луки. Тяжелый жизненный опыт странника, бесприютные скитания поясняют основные черты его характера: интерес к людям, всепрощение. Он очень скоро начинает понимать всех обитателей ночлежки. Оценки странника точны, остроумны. Лука внимателен к бедам и страданиям Анны, Насти, Наташи, Актера, Клеща, Пепла. Разве удивительно, что к старику тянутся обитатели костылевского подвала? Лука кажется им единственным защитником несчастных.

Есть во взглядах Луки и противоречия. Старик считает, что можно приспособиться к жизни, не замечать сложностей и собственных ошибок: “Она, правда-то, — не всегда по-недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. ”. Каждый, кто поверил Луке, получил ложную надежду на спасение. Странник пытается воскресить угасшие надежды, и создается впечатление, что его намерения благи. Так, Актер собирается искать мифический город, где есть лечебница, в которой бесплатно лечат алкоголиков; Пепел мечтает уехать в Сибирь, где созданы “прекрасные” условия для того, чтобы они с Настей могли начать сначала новую жизнь; несчастная Анна пытается перед смертью полюбить загробный мир, а Настя начинает верить, что она пережила настоящую любовь. Лишь Бубнов, Сатин и Барон уклоняются от советов старика. Когда начинается цепь трагедий, Лука незаметно исчезает, а с ним улетают и призрачные надежды на какие-то перемены. В ночлежке же идет привычная жизнь: пьянствуют, ругаются, играют в карты, звенит инструментами Клещ, стонет Анна.

Читайте также:
Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького На дне: сочинение

В четвертом действии пьесы, уже без Луки, Наташи, Пепла и Анны, гнетущая безысходность охватывает ночлежку. Главный герой этого действия — Сатин. Он говорит, что старик подействовал на него, как кислота на “старую, грязную монету”. Сатин сочувствует людям не меньше, чем Лука, но понимает, что назначение сильного — не утешать, а искоренять зло и страдания. Я уверена, что это одно из самых твердых убеждений самого Горького. И Сатин не прощает Луке “ложь из жалости”, так как это неизбежно ведет к примирению с реальностью. Мы понимаем, что в Сатине погибли сильная благородная натура и ясный ум.

В самом конце пьесы несколько человек затягивают любимую песню: “Солнце всходит и заходит, а тюрьме моей темно”. Солнце не заглядывает в сырую темноту подвала, который похож то на пещеру, то на могилу. Или на тюрьму. Ее не надо стеречь, как в песне. Из нее нет выхода. Но в каких бы нечеловеческих условиях не жили герои, они все-таки люди, и их судьбы вызывают у нас жалость, поэтому с высказываниями Сатина мы не можем не согласиться.

Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы слово “человек” звучало гордо. Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда показываем “милость к падшим”, пьеса Горького “На дне” обретает иное значение. Это не просто выдающееся творение человеческого ума, это произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным проблемам добра, милосердия и справедливости.

Сочинение: Горький м. – Общечеловеческие ценности в пьесе м. горького на дне.

Одним из лучших произведений Горького является пьеса “На дне”. Она социально-философского жанра и направлена к общечеловеческим ценностям. Горький впервые поднял вопрос о людях “дна”, как о прямом доказательстве преступления, совершаемого над человеком.
Все люди рождаются свободными и равноправными. Они должны поступать в отношении друг друга в духе братства. В пьесе “На дне” автор показывает нам бесчеловечность социальных отношений. В обычной бытовой ситуации он воплотил сложные жизненные проблемы.
Автор показывает нам ту атмосферу, в которой находятся бедные люди. Ужасная бедность приводит в унизительное положение. Естественно, что обитатели “дна” хотят выбраться из этого положения, не хотят унижать свое человеческое достоинство. Они протестуют против жестокой жизни.
Все это непосредственно зависит от социальных условий, от царящего неравенства. Государство не давало возможности людям подняться из этого “дна”, не принимало в общество бедных людей. Горький показывает бесправие низов.
Каждый человек противостоит многим отрицательным воздействиям. Обитатели “дна” мечтают о лучшей жизни и не быть униженными и оскорбленными. Они верят в чудо и борются с несправедливостью. Некоторые из них от безвыходности бросают борьбу и живут так, как жили раньше, или кончают жизнь самоубийством. У этих людей кончается надежда хорошо жить, уйти из “дна”. Они не верят, что наступит время, когда не будет беззакония и все люди будут равны между собой.
Общественная жизнь сложна и многогранна. Она находится в изменении. Темпы и масштабы этих изменений могут быть различными.
Общество устроено ненормально, и так не может продолжаться вечно. Мысли о приближении первой русской революции рождались среди обитателей “дна”.
Горький восстает против пассивного взгляда на жизнь, удобного для тех, кто сам не страдает. Он отважился сказать своим современникам и потомкам жестокую правду. Тревожная дума о будущем России и о судьбах человечества никогда не оставляла Горького.

Произведения художественной литературы, которые затрагивают вечные вопросы, обычно имеют большую популярность и долгую жизнь, так как именно вечное всегда находит отклик в людских сердцах. Именно таким произведением является пьеса М. Горького “На дне”.
Наиболее ярко в пьесе выражена проблема гуманизма. А гуманизм – это любовь к человеку, желание ему помочь. Лука, один из главных героев произведения, помогает несчастным людям, утешая их и подавая надежду на лучшее, сам будучи далеко не из счастливых.
Он приглядывает за Анной, выводит ее на улицу. Вовремя предостерегает Пепла от убийства Костылева и от других опрометчивых шагов, советует ему и Наташе уйти из дома Костылева, предупреждая, что дело может кончиться плохо. Актера хочет поставить на путь к новой жизни и уговаривает его бросить пить. Лука обладает редким даром сочувствия и соучастия, а это и сейчас редкость в людском общении. Кто же такие жители ночлежки? Это обездоленные существа, оказавшиеся у последней черты. Но удивление вызывает то, что они пытаются остаться людьми и не потерять человеческий облик. Их усилия не напрасны, они оказывают достаточно сильное сопротивление Костылеву и Василисе, среди них растет чувство солидарности. В конце концов Бубнов и Клещ проявляют сочувствие к своим товарищам по несчастью, даже в Бароне по отношению к Насте пробудилось нечто подобное на человеческое участие.
Костылев убит. Убит случайно. Это не самосуд, не расправа над стариком, а драка, в которой виноват сам же Костылев. Но босяки не разбежались, а остались в ночлежке и готовы дать свидетельские оправдательные показания в суде. Это говорит о том, что в них осталось чувство справедливости и сочувствия к другим, более или менее близким людям.
После смерти Костылева скрылся один Лука. За это его считают своего рода предателем. Да, здесь он поступил не самым лучшим образом, но вспомним, что еще до драки он собирался уйти из ноч лежки и сказал об этом Бубнову. Да к тому же он ничем не мог помочь Пеплу: свидетельские показания беспаспортных бродяг суд в расчет не принимал. Так что его явка в суд была бесполезной для Пепла и безрассудной для него самого. Думаю, что за этот поступок Луку нельзя обвинять в предательстве, но и нельзя сказать, что он герой. Но с них довольно того, что в нечеловеческих условиях они остаются людьми. Возникает другой вопрос: не явился ли Лука причиной смерти Актера? Думаю, что нет. Ведь Лука стремился помочь Актеру, но своими историями обострил боль человека, пробудил в нем чувство собственного достоинства. Актер, которого никто в ночлежке не воспринимал всерьез, не желает жить так и предпочитает смерть.
До встречи с Лукой Пепел смотрел на себя, как на конченого человека, вора и сына вора. Лука разжег в нем тоску по настоящей, чистой и честной жизни. И по самому развитию характера видно, что Васька Пепел рвется из “дна жизни”. Мешают костылевы.
Вернувшись к своей мысли, я сделаю вывод, что Лука не только утешает и лжет. Он искренне сопереживает людям, будит в них человеческие чувства. “Что такое правда? Человек – вот правда! Он (Лука) понимал это. ” – заключает Сатин. Думаю, что с ним нельзя не согласиться.
Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не сумеет –
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой!
Не в этом ли заключается смысл главного урока, данного нам произведением Горького, урока человечности, гуманизма?

Читайте также:
Идейное и художественное своеобразие ранних произведений М. Горького: сочинение

Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая, в которой. мирские ученые очень сведущи и точны, но которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями.
Ч. Диккенс
Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. В самом названии произведения заложен огромный смысл. Люди, которые попали “на дно”, уже никогда не поднимутся к свету, к иной жизни. Впервые зрители увидели реальную жизнь отверженных обществом людей.
С первых страниц бросается в глаза удручающая обстановка нищенской жизни: голод, грязь, болезни, пьянство, озлобление. Каждый обитатель ночлежки замкнут в своем горе. Каждого героя волнует одна проблема – как достичь счастья. Казалось бы, путь к нему очень простой: честная трудовая жизнь, гуманное поведение и вера. Если внимательно приглядеться к героям пьесы, то увидим, что у многих из них как раз такие побуждения. Разве не трудом своим хочет добиться успеха Клещ? Не к любви ли, чистой и возвышенной, тянется Настя? Не к Богу ли обращен взор Анны? Вера – вот что только и осталось у них в жизни. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” – с горьким чувством восклицает Актер. У этих людей отняли все, но не смогли отнять веры в лучшее.
Есть в драме и другой тип характеров. Чем-то близки друг другу Бубнов, Сатин, Барон. Они смирились со своим положением и даже подсмеиваются над обитателями ночлежки, но в то же время верно и глубоко судят о жизни и человеке.
Положение в пьесе меняется с приходом странника Луки. Тяжелый жизненный опыт странника, бесприютные скитания поясняют основные черты его характера: интерес к людям, всепрощение. Он очень скоро начинает понимать всех обитателей ночлежки. Оценки странника точны, остроумны. Лука внимателен к бедам и страданиям Анны, Насти, Наташи, Актера, Клеща, Пепла. Разве удивительно, что к старику тянутся обитатели костылевского подвала? Лука кажется им единственным защитником несчастных.
Есть во взглядах Луки и противоречия. Старик считает, что можно приспособиться к жизни, не замечать сложностей и собственных ошибок: “Она, правда-то, – не всегда по-недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. ”. Каждый, кто поверил Луке, получил ложную надежду на спасение. Странник пытается воскресить угасшие надежды, и создается впечатление, что его намерения благи. Так, Актер собирается искать мифический город, где есть лечебница, в которой бесплатно лечат алкоголиков; Пепел мечтает уехать в Сибирь, где созданы “прекрасные” условия для того, чтобы они с Настей могли начать сначала новую жизнь; несчастная Анна пытается перед смертью полюбить загробный мир, а Настя начинает верить, что она пережила настоящую любовь. Лишь Бубнов, Сатин и Барон уклоняются от советов старика. Когда начинается цепь трагедий, Лука незаметно исчезает, а с ним улетают и призрачные надежды на какие-то перемены. В ночлежке же идет привычная жизнь: пьянствуют, ругаются, играют в карты, звенит инструментами Клещ, стонет Анна.
В четвертом действии пьесы, уже без Луки, Наташи, Пепла и Анны, гнетущая безысходность охватывает ночлежку. Главный герой этого действия – Сатин. Он говорит, что старик подействовал на него, как кислота на “старую, грязную монету”. Сатин сочувствует людям не меньше, чем Лука, но понимает, что назначение сильного – не утешать, а искоренять зло и страдания. Я уверена, что это одно из самых твердых убеждений самого Горького. И Сатин не прощает Луке “ложь из жалости”, так как это неизбежно ведет к примирению с реальностью. Мы понимаем, что в Сатине погибли сильная благородная натура и ясный ум.
В самом конце пьесы несколько человек затягивают любимую песню: “Солнце всходит и заходит, а тюрьме моей темно”. Солнце не заглядывает в сырую темноту подвала, который похож то на пещеру, то на могилу. Или на тюрьму. Ее не надо стеречь, как в песне. Из нее нет выхода. Но в каких бы нечеловеческих условиях не жили герои, они все-таки люди, и их судьбы вызывают у нас жалость, поэтому с высказываниями Сатина мы не можем не согласиться.
Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы слово “человек” звучало гордо. Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда показываем “милость к «падшим», пьеса Горького “На дне” обретает иное значение. Это не просто выдающееся творение человеческого ума, это произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным проблемам добра, милосердия и справедливости.

Читайте также:
В жизни всегда есть место подвигам: сочинение

Одним из наиболее принципиальных вопросов русской литературы является вопрос о человеке, его месте в мире и его подлинной ценности. Проблема гуманизма становится особенно актуальной в конце XIX – начале XX века. В это время история начинает развиваться таким образом, что настоящая ценность человека оказывается потерянной. Большинство русских писателей того времени неоднократно обращаются к теме человека и общих человеческих ценностей. Не исключение и Горький.
Творчество Горького открывается серией романтических произведений, в которых писатель раскрывает свои представления об идеальном человеке: человеке свободном, гордом, человеке с большой буквы. Мне кажется, что цель писателя – показать человеку, как прекрасен он может быть.
В пьесе “На дне” люди дна прежде всего теряют свое имя. Все обитатели ночлежки имели его когда-то, об этом мы узнаем из списка действующих лиц. “Без имени нет человека”, – говорит Актер. Смерть Анны – тоже потеря имени. Все, кто потерял имя, – мертвы. Для Горького важно, как относится к потере имени герой, и в том, что Актеру “обидно потерять имя”, – это предвосхищение его трагического конца.
В судьбах героев пьесы есть что-то недосказанное. Васька Пепел – в тюрьме, приговор нам неизвестен. Наташа – пропала без вести. Василиса – вывернется, наверное, но неизвестно. Клещ – живет в ночлежке шесть лет и вряд ли воскреснет на седьмой. В то же время конец пьесы – примирение “бывшего человека” с судьбой. Из ночлежки ушли Пепел, Актер и Анна, а на их место пришли Клещ, Медведь и Татарин. Как и во всех произведениях Горького, в пьесе “На дне” возрастает роль слова. Большинство слов и понятий для героев пьесы однозначны. К примеру, утро для Анны – надежда еще пожить; для Сатина – желание выпить; для Наташи – прощание с роковой любовью; для Клеща- начало еще одного бесцельного дня. Слово определяет внутренний мир человека. У Барона есть любимое слово: “Дальше!” – слово человека, вся жизнь которого осталась в прошлом. Он как бы знает уже все и ждет чего-то нового, что никак не приходит. Актер весь начинен цитатами, он даже напился “как сорок тысяч пьяниц”. Речевая характеристика героя помогает глубже понять его сущность, авторское отношение к нему.
Считаю, что в пьесе нет главного героя и уж тем более героя положительного. В то же время некого назвать и отрицательным героем. Центр пьесы постоянно перемещается: то внимание приковывается к Пеплу, то к Клещу, то к Сатину. Это говорит о том, что Горький не ставит крест даже на самых неприятных ему героях, и все герои – носители правды, и он оценивает правду каждого, и жизнь отображается писателем с предельной правдивостью. Все действующие лица пьесы совсем не похожи на свободных людей. Они – худшие из рабов и худшие из хозяев. Ленивые рабы и жестокие хозяева. Неудачники. Они – те, кто слаб душой, и те, кто живет чужими соками. А про таких Сатин говорит, что им ложь нужна, что одних она поддерживает, а другие прикрываются ею. “А кто – сам себе хозяин. кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь?” – говорит Сатин. Но в пьесе нет никого, кто мог бы претендовать на то, что он сам себе хозяин. Независимый, гордый, страшный Пепел, и тот кругом опутан хитрой Василисой. “Человека не надо утешать жалостью, – далее утверждает Сатин. – Человека лучше уважать”. Но что такое для него человек? “Это не ты, не я, не они. нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет. В одном. Это – огромно! В этом все начала и концы. Все в человеке, все для человека”.
Получается, по словам Сатина, что человека надо уважать не за то, что он огромен и всем известен, но за то, что он мал еще и не проявил себя, за потенциал, в нем заключенный, за то, что он еще может принести всем нам пользу, если сами же люди ему не помешают.
Но финал пьесы трагичен. Разбуженные Лукой люди неизбежно вступают в конфликт с внешним миром, а жизнь устроена таким образом, что свободным человек в таком мире быть не может. В тюрьме Васька, Наташа пропала без вести, повесился Актер. До тех пор, пока люди не найдут правду, мир обречен.
Пьеса “На дне” – неограниченный материал для исследования общечеловеческих ценностей.

Читайте также:
ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ”: сочинение

Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. Эта пьеса была разрешена для постановки только Художественному театру. Цензоры надеялись на ее провал, но спектакль имел громадный успех. М. Горький показал нам жизнь людей, которые опустились “на дно” и уже никогда не поднимутся к иной жизни.
Горький в своей пьесе не дает подробного описания героев. Обитатели “дна” выброшены из жизни в силу условий. Человек предоставлен сам себе. Всем скучно, тошно встречать новый день, все жалуются, и все привыкли к этой жизни, как будто на свете не существует ничего другого, кроме этой жизни. Если лучше приглядеться к героям пьесы, то мы можем увидеть, что Клещ честным трудом хочет добиться успеха, Настя тянется к чистой любви, Анна верит в Бога.
Сатин, Барон и Бубнов смирились со своим положением в ночлежке. Одновременно они спорят о жизни, о правде и о людях. Для Бубнова жизнь кажется бессмыслицей, все на земле лишнее. Все рождаются, чтобы умереть. Сатин произносит слова о человеке, о его призвании и о его красоте: “Человек – вот правда! Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Человек – это великолепно! Это звучит гордо. ”
Приход Луки в ночлежку производит на всех хорошее впечатление. Он всех успокаивает, утешает, каждому дарит надежду. Лука заставляет Актера поверить в то, что есть лечебница для алкоголиков, вору Пеплу он обещает светлую жизнь в Сибири. Настя начинает верить, что она пережила настоящую любовь. Только Барон, Бубнов и Сатин не слушают советов старика. Лука исчезает тогда, когда начинается цепь трагедий. И тогда обитатели ночлежки поняли его ложь и жалость по отношению к ним. И снова началась для них привычная жизнь: игры в карты, споры, пьянство, стоны Анны. Обман Луки не возвышал людей, а унижал их, потому что основывался не на вере в силы человека, а на убеждении, что человек ничего не способен достичь и его можно только жалеть и утешать иллюзиями.
В IV действии Сатин произносит речь о гордом человеке. И даже когда Сатин спорит со стариком, тот соглашается с ним: “Надо уважать человека!”.
М. Горький в своей пьесе “На дне” призывает любить человека, сделать так, чтобы это имя звучало гордо. Судьба персонажей пьесы свидетельствует о том, что при общественном строе нет выхода для людей, попавших на “дно”.

Читайте также:
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне (3): сочинение

Крупнейшие писатели XIX века выступали как прозаики, драматурги. Творчеству М. Горького тоже была присуща многожанровость. В 1901 году он обратился к драме и со своими первыми пьесами “Мещане” и “На дне” вошел в историю литературы как драматург-новатор.
Драма М. Горького “На дне” была написана в 1902 году, в переломный момент для России. Герои пьесы живут в ночлежке Костылевых. Попавшие “на дно” жизни, они принадлежат к различным слоям общества, но участь у всех одна: они отторжены, отвергнуты. Герои пали не только материально, но и нравственно. Это люди “без имени”, это люди без будущего, это люди, которые потеряли всякое уважение к себе и к окружающему миру.
Из числа ночлежников Горький особо выделяет две фигуры: Луку-странника и Сатина. Они в основном ведут спор о человеке, о моральных ценностях.
Бродяга Лука понимает главное. Эти обездоленные люди нуждаются в сострадании, понимании, уважении. Кредо Луки – “Уважать надо любого человека!”. Он – беспаспортный бродяга – пытается одарить жалостью всех обитателей ночлежки. Умирающей Анне он дарит веру в Бога, в рай. “Зачем же жить на муку?” – спрашивает он ее. Он предстает перед нами священником, отпускающим грехи, принимающим молитвы, и в то же время “лукавым обманщиком”. Актеру Лука рассказывает про “праведную землю”, а затем про чудо-лечебницу для алкоголиков. Ваське Пеплу внушает надежду о возможности начать новую жизнь вместе с Наташей в Сибири. Вся эта утешительная ложь лишь на время может успокоить человека, приглушив тяжелую реальность. Для проповедника Луки: “. ни одна блоха – не плоха, все черненькие, все прыгают. ” – так он отзывается о людях. Он всем сострадает, всех жалеет.
Горький верил в разум, считал его “энтузиазмом мудрого”, однако сам жил сердцем. Подлинный гуманизм, по мысли Максима Горького, утверждает высокое назначение человека и активно выступает в защиту его жизненных прав. Автор убежден, что следует заставить саму действительность служить человеку. Именно таков смысл высоких слов Сатина: “Человек – вот правда! Все- в человеке, все для человека. Человек – это великолепно! Это звучит гордо. ”. Эти слова – протест не только против строя, всячески унижающего душу человека, но и против утешительной лжи, притупляющей ощущение гнева. Все это – слова разума. Однако сердцем Горький, по-моему, чувствовал что-то другое. Не просто так ведь автор ни разу не высказался резко против Луки.
Даже сейчас трудно сказать, что бы люди хотели услышать: горькую правду или ложь. Это ни в коем случае не будет ложь из корысти, а из жалости к людям, как делал Лука. Но, по-моему, мы уже устали жалеть друг друга. Однако резкий поворот, пересмотр взглядов, уже устоявшихся в нашей стране, может привести к пагубным последствиям. Недаром пьеса “На дне” заканчивается гибелью Актера.
Пьеса “На дне” Максима Горького – не бытовая, а социально-философская пьеса, в основе которой лежит спор о человеке, его положении в обществе и отношении к нему.

Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».

Скачать сочинение

Есть ложь, на которой люди, как на светлых крыльях, поднимаются к небу; есть истина, холодная, горькая, в которой. мирские ученые очень сведущи и точны, но которая приковывает человека к земле свинцовыми цепями.
Ч. Диккенс

Пьеса М. Горького “На дне” была написана в 1902 году. В самом названии произведения заложен огромный смысл. Люди, которые попали “на дно”, уже никогда не поднимутся к свету, к иной жизни. Впервые зрители увидели реальную жизнь отверженных обществом людей.
С первых страниц бросается в глаза удручающая обстановка нищенской жизни: голод, грязь, болезни, пьянство, озлобление. Каждый обитатель ночлежки замкнут в своем горе. Каждого героя волнует одна проблема — как достичь счастья. Казалось бы, путь к нему очень простой: честная трудовая жизнь, гуманное поведение и вера. Если внимательно приглядеться к героям пьесы, то увидим, что у многих из них как раз такие побуждения. Разве не трудом своим хочет добиться успеха Клещ? Не к любви ли, чистой и возвышенной, тянется Настя? Не к Богу ли обращен взор Анны? Вера — вот что только и осталось у них в жизни. “У нас нет имени! Даже собаки имеют клички, а мы нет!” — с горьким чувством восклицает Актер. У этих людей отняли все, но не смогли отнять веры в лучшее.
Есть в драме и другой тип характеров. Чем-то близки друг другу Бубнов, Сатин, Барон. Они смирились со своим положением и даже подсмеиваются над обитателями ночлежки, но в то же время верно и глубоко судят о жизни и человеке.
Положение в пьесе меняется с приходом странника Луки. Тяжелый жизненный опыт странника, бесприютные скитания поясняют основные черты его характера: интерес к людям, всепрощение. Он очень скоро начинает понимать всех обитателей ночлежки. Оценки странника точны, остроумны. Лука внимателен к бедам и страданиям Анны, Насти, Наташи, Актера, Клеща, Пепла. Разве удивительно, что к старику тянутся обитатели костылевского подвала? Лука кажется им единственным защитником несчастных.
Есть во взглядах Луки и противоречия. Старик считает, что можно приспособиться к жизни, не замечать сложностей и собственных ошибок: “Она, правда-то, — не всегда по-недугу человеку. не всегда правдой душу вылечишь. ”. Каждый, кто поверил Луке, получил ложную надежду на спасение. Странник пытается воскресить угасшие надежды, и создается впечатление, что его намерения благи. Так, Актер собирается искать мифический город, где есть лечебница, в которой бесплатно лечат алкоголиков; Пепел мечтает уехать в Сибирь, где созданы “прекрасные” условия для того, чтобы они с Настей могли начать сначала новую жизнь; несчастная Анна пытается перед смертью полюбить загробный мир, а Настя начинает верить, что она пережила настоящую любовь. Лишь Бубнов, Сатин и Барон уклоняются от советов старика. Когда начинается цепь трагедий, Лука незаметно исчезает, а с ним улетают и призрачные надежды на какие-то перемены. В ночлежке же идет привычная жизнь: пьянствуют, ругаются, играют в карты, звенит инструментами Клещ, стонет Анна.
В четвертом действии пьесы, уже без Луки, Наташи, Пепла и Анны, гнетущая безысходность охватывает ночлежку. Главный герой этого действия — Сатин. Он говорит, что старик подействовал на него, как кислота на “старую, грязную монету”. Сатин сочувствует людям не меньше, чем Лука, но понимает, что назначение сильного — не утешать, а искоренять зло и страдания. Я уверена, что это одно из самых твердых убеждений самого Горького. И Сатин не прощает Луке “ложь из жалости”, так как это неизбежно ведет к примирению с реальностью. Мы понимаем, что в Сатине погибли сильная благородная натура и ясный ум.
В самом конце пьесы несколько человек затягивают любимую песню: “Солнце всходит и заходит, а тюрьме моей темно”. Солнце не заглядывает в сырую темноту подвала, который похож то на пещеру, то на могилу. Или на тюрьму. Ее не надо стеречь, как в песне. Из нее нет выхода. Но в каких бы нечеловеческих условиях не жили герои, они все-таки люди, и их судьбы вызывают у нас жалость, поэтому с высказываниями Сатина мы не можем не согласиться.
Пьеса “На дне” проникнута горячим и страстным призывом любить человека, сделать так, чтобы слово “человек” звучало гордо. Сейчас, в эпоху, когда мы вновь заговорили о гуманизме и милосердии, когда показываем “милость к падшим”, пьеса Горького “На дне” обретает иное значение. Это не просто выдающееся творение человеческого ума, это произведение, которое вновь и вновь будет обращать взоры людей к вечным проблемам добра, милосердия и справедливости.

Читайте также:
Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького На дне?: сочинение

9736 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

/ Сочинения / Горький М. / На дне / Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького «На дне».

Смотрите также по произведению “На дне”:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: