Образ Луки в пьесе М. Горького На дне: сочинение

Сочинение Лука в пьесе На дне (Образ и характеристика)

Лука — это один из героев пьесы Максима Горького «На дне». Это пожилой странник. У него нет своего дома, поэтому он вынужден скитаться по миру и останавливаться в ночлежках. Когда-то давно Лука работал сторожем у инженера в Томске, поэтому создается ощущение, будто бы за какое-то преступление Лука был сослан в Сибирь и сбежал с каторги.

Лука — человек светлый и добрый. Он подбадривает всех людей в ночлежке, который опустились на самое дно жизни. Умирающей Анне он говорит, что после смерти ее душа отправится в чистый, прекрасный мир. Проститутку Настю убеждает, что в ее жизни было место большой и светлой любви.

Однако, Лука не всегда говорит правду. Он не выступает против лжи, если это ложь во благо. Старец не упускает возможности солгать ради благих побуждений. Он говорит алкоголику Актеру, что в одном городе есть лечебница, где бесплатно лечат всех алкоголиков. Таким образом, Актеру нужно лишь накопить на билет. Он бросил на некоторое время пить, чтобы собрать средства. Хотя, такого города и такой больницы в реальности не существовало, но больной не догадывался об этом.

Лука часто рассказывал какие-то положительные истории, легенды, мифы. Он умеет красиво рассказывать. Его голос очаровывает.

Лука очень проницателен и мудр. Он продумывает каждый свой шаг. В жизни Лука многое видел и через много прошел. Странник считает, что его цель в жизни — утешать тех, кто в горе, поднимать дух тех, кто смирился. По этой причине все, что Лука делает, он делает от души. Он очень добрый, мягкий, ласковый.

Лука дарит счастье и надежду другим, хотя сам несчастлив. У него нет семьи, отношения с женщинами у него не сложились.

Лука — это своеобразный стержень ночлежки. Именно на нем и держится этот коллектив таких разных людей. Лука всем нравится, так как не говорит людям жесткую правду, а охраняет их от злобы мира, дает им сказку, мечту. Все внимательно его слушают. Никто не обижает его и не конфликтует с ним. Лука человек миролюбивый.

С уходом Луки и коллектив портится. Старец покинул ночлежку, когда ее хозяин был убит в драке. Предположительно, Лука ушел на Украину за новой и счастливой жизнью. После его ухода все стало другим. Актер снова стал пить и покончил жизнь самоубийством, когда понял, что такой больницы нет и в помине.

Лука — это образ доброго человека, вселяющего во всех надежду на светлое и прекрасное будущее, которого у них, увы, скорее всего не будет в жизни никогда.

Сочинение 2

Лука является главным героем произведения На дне. Написанное автором Максимом Горьковым. Читатели которые знакомятся с данным персонажем, могут сами заметить насколько он является противоречивым персонажем. На протяжении всего произведения Лука по большинству своему предпочитает солгать нежели сказать истинную правду. Но в тот же самый момент он таким образом пытается помочь другому человеку, оказать своего рода помощь в психологическом плане. Он является человеком который, рассказывает и ведёт речи достаточно неправдоподобные, но несмотря на сказанное все герои произведения с большим интересом и удовольствием слушаю то что он рассказывает.

Максим Горький не раскрывает его биографию, он лишь упоминает о том, что этот персонаж уже на протяжении многих лет путешествует по свету. Вместо того чтобы создать свой дом, он путешествует по свету и останавливается жить во временных помещениях, как их еще называют ночлежки. Его возраст автор раскрывает сразу, называя его пожилым человеком. Во времена его жизни, ночлежки были очень популярны среди людей, у которых не было места, где бы они могли остаться или жить. Так именно и поступал главный персонаж произведения, ему ничего не оставалось кроме как целыми днями путешествовать, а свою ночь проводить под одной крышей с людьми у которых не было дома, в ночлежке.

Лука это старик у которого не было ничего из имущества, однако несмотря на все трудности и преграды жизни, он не потерял жизненного оптимизма и доброты по отношению к людям. Он является сострадательным персонажем с мягким характером. Этому человеку ничего не остается кроме как быть очень религиозным, ведь вся жизни человека оставшихся без дома и имущества, к тому же не имеющего семьи, основывается на вере в Христа. Таким образом у человека появляется надежда на будущее, пусть даже и порой мечтам не суждено сбыться. Во время разговора с другими людьми, он проявляет себя как спокойный человек, который умеет вдумчиво и правильно объяснить свои мысли. Свою жизнь он ведёт последовательно и степенно. Жизнь потрепавшая старика к достаточно зрелому возрасту, даровала ему знания психологии. Таким образом, он мог общаться с другими людьми, исходя из знаний психолога, а также знаний оратора.

Читайте также:
Пьеса На дне М. Горького как философская драма: сочинение

Его знания и достоинства можно хорошо увидеть, и оценить в сценах когда он общается с людьми, которые живут в домах которые предназначены для бездомных людей. Однако несмотря на свои знания, ему часто приходится говорить не правду, так как он понимает что многие люди не способны вынести всей той правды, которая существует в жизни.

Характеристика 3

Драма М. Горького «На дне» была принята зрителями как «пьеса-буревестник», так как в ней отражен дореволюционный период России. Автор хотел показать мир нищеты и страдания людей «дна». Он изображает ночлежку, где живут люди разных судеб и характеров: рабочий Клещ и его больная жена Анна, вор Васька Пепел, Настя, Барон, Сатин и другие. Все они смирились со своим трагическим положением на дне жизни. Однако всё меняется с приходом странника Луки. В каждом из ночлежников он видит светлые стороны личности, находит для них слова утешения. Приход Луки можно сравнить с наступлением революции, ведь в жизни ночлежников тоже происходят изменения.

Лука – главный герой пьесы, ведь именно с его образом связан вопрос, волнующий всех читателей: «Что лучше – истина или сострадание?» Он является странником шестидесяти лет, который проповедует те истины, в которые верит сам. Автор пишет, что «Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса».

Герой мало говорит о своём прошлом, возможно, он вернулся после каторги. Его имя имеет два значения: первое означает евангельский апостол, второе – «лукавый». Неспроста автор дал этому персонажу такое имя. Некоторые ассоциируют его с библейскими образами и находят в нем образ Иисуса Христа. Лука представляется перед читателями в роли праведника, он несет людям мудрость и правду. Но в то же время значение «лукавый» даёт понять, что герой не хочет противостоять действительности. Лука не всегда говорит правду, так как считает, что правда может погубить человека и отнять веру в себя, поэтому он утешает всех в ночлежке. Отношение М. Горького к главному герою неоднозначно: иногда он осуждает старика, считает его отрицательным персонажем, так как Лука вселяет людям надежду и в самый ответственный момент просто исчезает, но порой герой выступает в роли добродушного праведника, который стремится только помочь обитателям ночлежки. Читателям следует самим решить кем является Лука, и стоит ли разделять мнение о том, что утешительная ложь лучше, чем горькая правда.

С одной стороны, люди нуждаются в сострадании, которую несет Лука. С другой стороны, столкнувшись с действительностью, надежды могут оказаться пустыми, тогда люди могут начать страдать еще сильнее, и не каждый сможет с этим справиться. Примером может стать поступок актера, ведь в конце пьесы он совершил самоубийство. По этой причине не стоит ни судить, ни хвалить Луку.

Лука в произведении На дне

Популярные сочинения

Уже прошло достаточно много лет, но до сих пор люди вспоминают это ужасное сражение. В бою на Бородинском поле воевали и погибли тысячи людей. Это сражение случилось в 1812 году.

Семенов входит в число художников России, творчество которых известно далеко за её пределами, так как исполнение и почерк являются по истине уникальными. Множество прекрасных картин написал данный художник

Илья Иванович Машков – русский художник. Основным направление его творчества стало написание натюрмортов. В своих работах художник стремился показать красоту ягод, фруктов, домашней утвари, статуэток и других предметов

Читайте также:
Мечты и жестокая реальность в пьесе М. Горького На дне: сочинение

2693. Образ и характеристика Луки в пьесе На дне Горького сочинение Русский язык

Сочинение — Образ и характеристика Луки в пьесе На дне. Русский язык и литература. Анализ. Характеристика и образ

Лука — персонаж из пьесы Максима Горького «На дне».

Луке в пьесе шестьдесят лет. Он был лысым и ходил с чайником у пояса, опираясь на палку. Как и у всех обитателей ночлежки, у него не было собственного дома. Этот старичок был странником.

Имя Лука имеет два значения: первое – как «лукавый», а второе – как евангельский апостол Лука. Это имя тесно связано с характером персонажа. До сих пор ведутся споры о его значимости в пьесе: кто-то считает, что Лука отрицательный персонаж, а кто-то говорит, что положительный. Сам автор утверждал, что старичок получился положительнее и мудрее, чем он планировал.

Лука служил сторожем под Томском у инженера. Можно догадаться, что он появился в ночлежке после того, как сбежал с Сибири с каторги, куда попал за какое-то преступление. Любил петь и считал, что поет хорошо, но это было не так. Лука был мягкий человек, так как, по его словам, он пережил в этой жизни многое. Считал, что стал лысым из-за женщин, из-за трудностей в отношениях с ними. Женщин у него было больше, чем было волос на голове. Но он был очень умным человеком. Лука не всегда говорил правду, так как считал, что правда губит человека, отнимает веру в себя.

В ночлежку Костылева привела его Наташа. Старик сразу стал считаться добрым, милым и жалостливым. Лука считал, что всех людей надо жалеть, поддержать добрым словом, как велел сам Христос. Стал всех утешать в ночлежке, даже если это было неправдой. Думал, что у человека должна быть вера во что-то, что будет помогать жить дальше и добиваться чего-то лучшего для себя. Так актеру он сказал, что есть клиника, в которой бесплатно лечат алкоголиков. Актер после этого бросил пить и начал копить деньги, чтобы отправиться в эту клинику. Умирающей Анне Лука говорил, что после смерти она освободится от всей боли и мучений. Ваське Пеплу советовал отправиться в Сибирь и рассказывал, что он найдет там освобождение вместе с Наташей.

Лука искренне пытался всем помочь, только он не рассчитывал, что кого-то это, наоборот, может лишить жизни. Например, актер после неожиданного ухода старика покончил жизнь самоубийством. Пепел, стремясь забрать Наташу и отправиться в Сибирь, потерял все.

После убийства Пепла — хозяина ночлежки Костылева — Лука отправился в Украину. Его уход неоднозначно подействовал на обитателей. Старика пытались осудить, но за него стал заступаться Сатин, который говорил словами самого Горького, и который был сначала настроен скептически к Луке.

У этих людей нет будущего. Старик прекрасно знал это. Но он хотел, чтобы у них была хоть какая-то надежда, чтобы они могли жить дальше с чем-то теплым в душе.

Сочинение про Луку

Пьеса Максима Горького «На дне» затрагивает важные проблемы, например, философские или социальные. В данной пьесе представлены самые разные герои, но, несомненно, самый важный из них — это Лука. Его взгляды на мир вызывают постоянные споры и вопросы. Лука рассуждает о правде, нужно ли ее говорить, если человеку станет плохо, узнав ее, или лучше стоит проявлять сострадание, которое чуть-чуть облегчит жизнь человеку.

Лука является проповедником, он странствует по стране, у него нет своего дома. Он пытается распространить свои взгляды, свое мировоззрение. Его появление в ночлежке оказывает сильное влияние на ее жителей. Люди в ночлежке собрались самые разные, кто-то любит жизнь и радуется каждому мгновению, кто-то, наоборот, желает умереть, ведь жизнь не приносит им удовольствия.

Лука появляется в пьесе в самый важный момент, когда умирает Анна. После ее смерти, жители ночлежки спорят на тему совести и чести. Многие, находившись в ночлежке, совсем забыли о них. Лука помогает пережить горе каждому, он утешает, вселяет веру в хорошее, пытается внушить, что все проблемы решаемы. Благодаря тому, что Лука может находить общий язык с каждым человеком, он понимает с полуслова, о чем молчит человек.

Читайте также:
Хозяева: сочинение

Лука считает, что жизнь состоит из мечтаний и надежды. Перед смертью Анны, Лука беседует с ней, помогая принять свою судьбу. Лука помогает и Актеру осознать происходящее, Лука уверяет его, что он сможет победить свою алкогольную зависимость, благодаря лечебнице.

Автор пытается показать Луку в образе праведника, он несет мудрость и правду людям. Это доказывает ситуация, которая произошла с ним — воры залезли в дом, но главный герой кормит тих людей, отвечая на зло добром.

Как только Лука появляется в ночлежке, можно отметить его положительные качества — отзывчивость, желание помочь другим, не требуя чего-то взамен, умение не только слушать, но и слышать других.

Хоть Лука и врет другим героям, но делает он это, чтобы утешить, вернуть надежду и желание жить. Но самое главное — после ухода Луки никто его не осуждает и не корит, наоборот, ему благодарны, сам же автор называет Луку жуликом, отрицательным героем своего произведения.

Вариант 3

Пьеса «На дне» увидела свет в 1902 году. Повествует она о тех, кто не смог удержаться на «плаву» и, преступив черту, оказался на самом дне. Их привычный мир рухнул, они утратили веру в будущее, черствость суровых будней захлестнула их. Действие пьесы разворачивается в ночлежном доме.

Пожилой странник Лука – один из главных действующих лиц произведения. Он так же беден, как и остальные обыватели ночлежки, но не утратил человечности. Добрым словом и советом помогает всем, кто в нем нуждается. Бесхитростно, доходчивыми словами он находит подход к другим обитателям ночлежного дома. Для каждого в его сердце находятся сочувствие и милосердие. Его слова подтверждают, что по натуре он очень добродушный и отзывчивый.

Внимательное отношение старика к людям, способность выслушать и поддержать мечту собеседника вселяет в них надежду на светлое будущее. Способность Луки находить к каждому индивидуальный подход заставляет «соседей по несчастью» прислушаться к его словам. Только Барон не утрачивает своего цинизма и ненависти к людям, он предпринимает попытку к разоблачению странника. Но недавний оппонент Луки Сатин неожиданно заступается за старика.

Анне, находящейся на смертном одре, Лука описывает райскую жизнь без земных терзаний. Любителю выпить, Актеру, он сообщает о несуществующей клинике, где помогают избавиться от алкогольной зависимости. Рекомендации вору Ваське начать новую жизнь повышают самооценку ночлежников. Большинство из них начинает верить, что не все потеряно, и еще возможно все в жизни наладить. Некоторые даже предпринимают попытку обрести человеческое достоинство. Луке удалось согреть их души своим отзывчивым отношением. Главное его намеренье пробудить в человеке надежду достигнуто.

Красноречие Луки делит жильцов ночлежки на 2 лагеря: мечтатели и скептики. Его речи будоражат одних и ожесточают других. В конце повествования обитатели ночлежного дома предпринимают попытку судить Луку. Действия, которые они совершают, послушав его, не всегда приводят к ожидаемому результату. В большинстве случаев исход печальный, к примеру – смерть Актера. Виноваты в этом, конечно, сами ночлежники, но последствия речей Луки становятся роковыми.

Критики долгое время оценивали образ Луки как отрицательный. Они винили старого странника во лжи и в том, что он проявлял равнодушие к обманутым обитателям ночлежки. Не в его пользу толкуется и его исчезновение, но больше нареканий касается его позиции по отношению к людям. Он несет в массы сочувствие и сострадание, что в то время расценивается как что-то подозрительное и лишнее.

Образ Луки в пьесе М. Горького «На дне»

Русские писатели всегда проявляли интерес к философским проблемам, то есть к проблемам человеческого бытия и смысла жизни. Творчество М. Горького не стало исключением, а пьеса «На дне» по праву считается первой русской социально-философской драмой. Одним из самых сложных в пьесе является образ Луки. Именно с ним связан основной философский вопрос: «Что лучше: истина или сострадание?».

Читайте также:
Сочинение по рассказу Горького Челкаш: сочинение

Лука — странствующий проповедник. Он появляется в ночлежке в самый разгар споров ее обитателей о совести и чести. Нужны ли они людям, находящимся на самом дне жизни?

На долю Луки выпадает миссия утешителя. Он всех успокаивает и каждому обещает избавление от страданий. Причем Лука ничего не придумывает. Умея удивительно тонко чувствовать мечты и желания людей, он только убеждает их в том, на что они и сами в глубине души надеются. В основе жизненной позиции Луки лежит им же высказанная фраза: «Во что веришь, то и есть». Умирающей Анне он советует не бояться смерти, потому что смерть освободит ее от боли и мучений. Актеру он говорит о возможности излечения от алкоголя в специальной лечебнице. Пепел после слов Луки начинает верить, что он найдет свое счастье с Наташей на «золотой стороне» Сибири.

Обитатели ночлежки по-разному относятся к старику. Так, Настя, например, после ухода Луки говорит: «Хороший был старичок!». Клещ особенно подчеркивает, что Лука жалостливый. И даже антагонист Луки Сатин замечает, что Лука «был как мякиш для беззубых», что он подействовал на него, «как кислота на ржавую монету». Зато Барон называет его шарлатаном, а тот же Клещ говорит, что старик правды не любил. И опять, как ни странно, Сатин бросается на защиту Луки. Он прерывает Барона словами: «Молчать. молчать о старике!» Как же все-таки оценивать Луку?

Ряд исследователей связывает имя Луки с лукавым, с искусителем. Но все же это не вполне так. Он никого не соблазняет и не искушает. Однако со словом «лукавый» в значении «хитроватый» его имя, видимо, связано. Лука не так прост, как кажется на первый взгляд: это незаурядный человек с большим жизненным опытом. Он быстро ориентируется в ситуации, почти к каждому находит подход. Кроме того, имя героя ассоциируется и с евангельским апостолом Лукой. Перед нами некий носитель мудрости, выразитель своей правды, связанной значительным образом с христианскими заповедями. Рассказ Луки о том, как он двух грабителей, замышлявших убийство, пожалел и накормил (то есть ответил на зло добром), как раз и подтверждает это.

Все же при всей сложности и неоднозначности Лука заслуживает уважение. Этот человек прежде всего добр и отзывчив. Он искренен в своем отношении к людям «дна». Кроме того, он никому не навязывает своих взглядов. И самое главное, он сам не имеет никакой личной выгоды от этой лжи. По убеждению Луки, человек живет «для лучшего». Значит, следует укрепить его мечты, надежды, чувство собственного достоинства, что он и делает, движимый жалостью и милосердием.

Вопрос об отношении автора к Луке весьма сложен. Известно, что писатель не раз называл его жуликом, святошей и пройдохой. Да, действительно, свое сострадание Лука выражает в своеобразной форме — в форме лжи, красивой сказки. Но ложь его не бытовая, ее порой даже можно назвать высокой. Это вид христианской лжи во спасение. Он полагает, что правда слишком страшна для людей, и поэтому хочет приукрасить их существование, привнося в него «золотой сон».

Как бы Горький ни выступал против своего героя, тем не менее, он получился у писателя лучше, мудрее и добрее, чем тот его изначально задумывал. Когда в финале пьесы ночлежники пытаются «судить» Луку, то автор отказывает им в этом: Сатин сразу и бесповоротно пресекает все разговоры.

Таким образом, в пьесе «На дне» М. Горький создает очень интересный и противоречивый образ. С одной стороны, Лука добр и помогает людям не падать духом. С другой стороны, его ложь приводит к тому, что наиболее слабые духом люди не выдерживают, и их возвращение из края мечты в ужас повседневной жизни слишком тяжело переносится ими. Так, например, утрата веры ведет Актера к самоубийству.

Горький, безусловно, стоит на позиции Сатина и осуждает Луку. Однако в пьесе такого прямого осуждения нет. Читателю и зрителю самому предстоит решить вопрос о том, что лучше: правда Сатина или ложь во спасение Луки. А, может быть, истина лежит где-то посредине.

Читайте также:
Идейно-художественное своеобразие пьесы «На дне»: сочинение

Итак, Лука принимает участие в судьбах брошенных на дно жизни людей. Он в своих речах и поступках старается отвлечь людей от их безрадостной жизни, хотя знает печальный итог каждого из ночлежников. Человечность Луки необходима людям, потому что он пробуждает в людях сочувствие, сострадание, те главные ценности, без которых нельзя называться человеком. Но, конечно же, жалость сама по себе не в состоянии избавить людей от страдания. Необходимы решительные изменения действительности. Поэтому Лука и Сатин не антагонисты, а, скорее, союзники. Лука, как врач, терпеливо и устало лечит истерзанные души, а Сатин — мечтатель, наделенный даром смелой творческой мысли, умеющий видеть далеко и зорко. Но, в отличие от Луки, Сатин не труженик на ниве людских страданий, а созерцатель. Сами по себе люди не интересуют его. Он далек от их страданий. Ему интересна только собственная мысль, вырывающаяся далеко за стены ночлежки.

Сочинение: “Образ Луки” в пьесе “На дне” Максима Горького, 11 класс

Примеры готового сочинения на тему «Образ Луки» в пьесе “На дне” Максима Горького, 11 класс.

  • Произведение: «На дне»
  • Автор: Максим Горький
  • Класс: 11 класс
  • 11 класс
  • Горький Максим
  • На дне
  • Русские писатели и поэты
  • Сочинения по русскому языку

Пример 1

Пьеса Максима Горького “На дне” поднимает много важных вопросов, она заставляет задуматься о ценности жизни, о выборе пути.

Действие происходит в темном подвале, где нет даже стульев, а только обрубки деревьев вместо них. Здесь собрались самые разные люди из разных слоёв населения, однако сейчас они вынуждены обитать все вместе. Тут живут и вор, и проститутка, и шулер, и спившийся актер. Жизнь этого места как бы находится в отдалении от общего течения событий. Одним из центральных персонажей является странник Лука, поскольку с его появлением в ночлежке меняется жизнь ее обитателей. Луке около шестидесяти лет, он мало говорит о своей жизни. Единственное, что он о себе рассказывает, что его “много мяли”. Мы понимаем, что, скорее всего, на его жизненном пути было много трудностей. Возможно, именно из-за этого он теперь пересмотрел свои взгляды на жизнь. Лука считает, что каждый заслуживает уважения, поэтому со всеми общается с теплотой и лаской. Лука проповедует идеи светлого будущего, которые могут вселить надежду и вернуть людей к нормальной жизни. Он придерживается учения Христа, который всех жалел. Он очень хороший психолог, умеет подобрать ключик к каждому. Лука обладает исключительными ораторскими способностями. Он считает, что самое главное качество – сострадание к ближнему. Он знает, что все местные жители были со сломанными судьбами. Возможно, в прошлом у них и было все хорошо, но сейчас настоящее их плачевно. Лука пытается хоть немного, но воодушевить этих бездомных и неизлечимо больных. Умирающей Анне он пообещал покой, Пеплу рассказывал о Сибири, а Актеру рассказал, что есть лечебница, помогающая избавиться от алкогольной зависимости. Однако все надежды рушатся, стоит Луке исчезнуть. Герои понимают, что рассказы старика были ложью, для того чтобы поддержать их. Лука не понимал, что в итоге его “сладкая ложь” нанесла еще больший урон. Люди, снова начавшие верить во что-то, оказались обмануты. Теперь они вряд ли когда-нибудь еще смогут на кого-то понадеяться, их мечты разрушены. И выходит, что Лука наоборот подтолкнул всех еще дальше ко дну. Он хотел сделать как лучше, вселял надежду. Однако после крушения надежд, они совсем потеряли веру, поняли, что ничего уже не будет лучше. Они снова потерпели поражение в борьбе за новую жизнь.

Автор пытается убедить читателя, что Лука делает все из добрых побуждений, он совсем не хочет причинить никому зла.

Пример 2

Старец шестидесяти лет, с палкой в руке и котомкой за плечами, внезапно появляется в ночлежке, чтобы взбудоражить умы и повлиять на судьбы ее обитателей.

Что мы знаем о нем? Сам себя он называет странником, утверждая, что «Все мы на земле странники… Говорят, что и земля-то наша в небе странница». Горький дает ему имя Лука, наводя на две ассоциации: Лука-святой, автор одного из Евангелий и Лукавый, одно из имен Беса.

Читайте также:
Мое отношение к героям пьесы М. Горького На дне: сочинение

Так кто он: «добрый дедушка», «милый старикашка» или просто «проходимец»? У каждого из «бывших людей» складывается свое мнение о новом жителе дома для нищих.

Философия Луки кажется странной в этом месте, где люди считают совесть причудой богатых, где клички заменили имена, где нет веры, а желание изменить свою жизнь — лишь на словах.

Лука всех уважает, и пьяниц, и жуликов: «…по-моему, ни одна блоха — не плоха…» Ко всем он добр и каждого жалеет. На дно люди спускаются тяжелой дорогой, судьбы разные, а ответ у Луки один: «А все — люди!» Вот и находит он ключик к сердцу каждого. Верит в самозабвенную ложь Насти о великой и трагичной любви. Анну успокаивает разговорами о вечном спокойствии после смерти. Актеру рассказывает о бесплатной клинике для алкоголиков. Васю убеждает бежать в золотую Сибирь, где для молодых и сильных жизнь прекрасна. Его слова ласкают слух и будят надежду, о которой «бывшие люди» давно забыли. Верят ли они? Или просто желание верить не позволяет здраво рассуждать? Сатин спорит с Лукой. Для него «горькая правда» лучше «сладкой лжи».

В проповедях Луки нет зла, но и до добра его слова не доводят. Привлекательный на первый взгляд старичок становится окончательным разрушителем судеб. Рецепты спасения от Луки оказались губительными. Актер, продержавшись день без спиртного, понимает свое бессилие и сводит счеты с жизнью. Васька Пепел убивает ради любимой, с которой хотел бежать в Сибирь. Анна так и не смиряется со своей смертью. А Лука исчезает, как будто и не было его.

Сам Горький был раздосадован тем, что читатель с симпатией отнесся к Луке. Ему хотелось, чтобы громче звучала мысль, связанная с образом Луки: любое доброжелательное отношение становится субъективным, если ты не способен искоренить реальное зло и совершенно объективно помочь выбраться «со дна». Жестокая действительность всегда победит «ложь во благо», потому что не может быть праведной лжи «на дне» человеческой жизни. А все речи Луки — от лукавого.

Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького

В своих ранних произведениях Горький выступал как убежденный романтик. Его любимые герои выражали романтические идеалы любви, свободы, служения людям, преобразования мира.
Герои и проблематика рассказа «Старуха Изергиль» – сугубо романтические. Его герои – надменный Ларра, жертвенный Данко и мудрая Изергиль – в той или иной степени выражают авторский идеал, авторскую позицию.
Ларра – сын женщины и орла. Увлекшись девушкой, он убивает ее только за то, что она не захотела остаться с ним. Возмущенные соплеменники наказали Ларру одиночеством и бессмертием. Поначалу герою казалось, что это не наказание, а подарок для него. Ларра еще не понимал, как страшна его кара. Тысячи лет жил он, но не было рядом с ним никого – ни матери, ни жены, ни друга, ни родины. Герой искал смерти, но напрасно…
В образе юноши Ларры Горький осудил человеческий эгоизм, самовлюбленность, гордыню. Величайшее благо, жизнь, становится для этого героя каторгой: «Так, с той поры остался он один, свободный, ожидая смерти. И вот он ходит, ходит повсюду. Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно!»
В решение проблемы свободы Горький вносит такую особенность: свобода в одиночестве – это не свобода. Свобода имеет ценность только тогда, когда связана с обществом, с людьми.
Герой другой легенды, юноша Данко – полная противоположность Ларры. Ради свободы своего племени он идет на великую жертву – вырывает из своей груди сердце, чтобы осветить путь соплеменникам и спасти их от неминуемой гибели. Горящее сердце Данко помогло людям выбраться из гнилого болота. Но подвиг этого человека не был по-настоящему понят соплеменниками, быстро забывшими о своем спасителе. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем. Видимо, знание о подвиге этого человека заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и низости. А, может быть, эта память рождала бы новых героев, стремящихся изменить мир, а «осторожные люди» боятся этого больше всего на свете.
Но Данко и не ждал благодарности. Цель его жизни, в отличие от Ларры, – существование ради людей, во имя их блага, ради улучшения жизни. Данко не помнил о себе, постоянно думая о других. Этот герой – романтический идеал Горького.
Между двумя противопоставленными друг другу легендами находится история жизни старухи Изергиль. Она жила, полностью отдаваясь страстям и беря от жизни все. Изергиль использовала других людей, совершала поступки только ради себя, ради своей прихоти. Это сближает героиню с Ларрой.
Но вот однажды Изергиль по-настоящему полюбила. Ради спасения жизни своего Аркадэка она сделала все возможное. И это сближает героиню с Данко. Изергиль говорит рассказчику, что нельзя жить без подвигов: «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам. И те, которые не находят их для себя, – те просто лентяи или трусы или не понимают жизни…»
В этих словах, на мой взгляд, звучит точка зрения самого автора на обыденную жизнь. Мне кажется, вовсе не случайно история Изергиль находится между двумя романтическими легендами, противопоставленными друг другу. Жизнь каждого человека может стать насыщенной, интересной, полной ярких эмоций – стоит только захотеть, изменить свой взгляд на мир, побороть серость и будничность дней.
Рассказ «Макар Чудра» – еще одно романтическое произведение Горького. В центре внимания находится проблема свободы. В качестве своих героев писатель выбирает цыган – вольный, свободолюбивый и мудрый народ. Главные герои рассказа – Лойко Зобар и его возлюбленная Рада. Это выдающиеся люди: Лойко – один из самых сильных, ловких и смелых в своем племени, Рада – ослепительная красавица, гордость своей семьи. Эти герои любят друг друга, но больше всего они любят и ценят свободу не только как самостоятельность, но и как способ сохранить собственное достоинство. Недаром Рада требует от Лойко, чтобы тот на глазах у всего табора встал перед ней на колени. Но Лойко, несмотря на страсть к Раде, не может этого сделать. Поэтому он выбирает единственный, по его мнению, выход – убивает Раду на глазах у всего табора. Но и сам герой погибает от ножа отца девушки.
Герои и проблематика «Песни о Соколе» освещает другой аспект человеческой жизни– социально-политический. В образе двух антиподов – Сокола и Ужа – писатель изображает романтического борца за свободу, народное счастье и приземленного, ограниченного обывателя, чьи интересы не выходят дальше собственного жилища. Сокол – храбрый воин, которого ведут в бой собственные представления и убеждения – свобода личности, благо своего народа, яркость жизни. Ради этих идеалов Сокол легко идет на смерть. Автор полностью его поддерживает в этом: «Безумству храбрых поем мы песню!»
Для Ужа все это – непонятные слова. Ему хорошо в своей темной и сырой норе, без света и свежего воздуха. Своей ограниченностью и тупостью он способствует смерти Сокола, а сам так и не понимает преимуществ его образа жизни и мысли перед своими: «Рожденный ползать – летать не может!»
Романтические произведения Горького ярки и самобытны. В них воплощены идеалы самого автора: свобода, гордость, смелость, жизнь ради других, нравственная чистота. Можно сказать, что эти понятия станут ключевыми для всего творчества писателя, воплощаясь в его произведениях с помощью разных средств и приемов.

Читайте также:
Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького На дне?: сочинение

Сочинение: Проблематика ранней прозы Максима Горького

Мировоззренческая позиция Максима Горького на протяжении всей жизни писателя тяготела к революционному романтизму, предполагающему необходимость и неизбежность исправления мирового порядка путем внешнего воздействия. Общеизвестно, что Горький являлся гуманистом, следовательно, как и у гуманистов эпохи Возрождения, место Бога в его сознании занимал человек, но человек не обычный, а стоящий выше окружающих его людей, способный повести за собой толпу, способный на высшее самопожертвование, — Человек с большой буквы.

Мне кажется, что размышлять над вопросом, что есть человек, Горький начал уже в первом своем рассказе “Макар Чудра”, где показал человека “красивого” и свободного, абсолютно не похожего на других. Затем, два года спустя, герои его рассказа “Старуха Изергиль” уже будут задаваться вопросом, зачем жить: для свободы от людей или для того, чтобы совершить подвиг во имя людей? В пьесе “На дне” автор поднимает вопрос, как жить человеку. И, наконец, в повести “Мать” Горький уже не только не задает никаких вопросов, но и создает образ, являющийся словно бы ответом на все эти вопросы, — человека настолько неординарного, “красивого”, что создается ощущение, будто Павел и есть новый Мессия. Особое место в дооктябрьском творчестве Горького занимают так называемые “босяцкие” рассказы. Например, “Челкаш”, “Коновалов”, “Супруги Орловы”. В этих “босяцких” рассказах романтизм приобретает реалистическую окраску. Тем не менее, думается, нельзя обвинить Горького в том, что здесь он отошел от романтического взгляда на своего героя: просто герои этих рассказов изображены в гуще жизни. Чтобы убедиться в этом, обратимся к рассказу “Челкаш”, написанному в 1895 году. Это произведение можно условно разделить на три части: встреча героев, словесная дуэль и столкновение. Горький начинает свой рассказ в традиционной для него манере — он рисует пейзаж, в котором сочетаются черты как романтического (“потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море”), так и реалистического пейзажа (“закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом”). Великолепно дано Горьким и описание порта, который как будто бы “противоречит” морю — “свободной стихии”.

Читайте также:
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне: сочинение

На фоне этого монстра люди — маленькие, суетливые, их голосов даже не слышно. Изумительна и звуковая инструментовка пейзажа. Только прислушайтесь: “…звон якорных цепей, грохот сцепления вагонов, металлический вопль железных листов, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат”. Все детали создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга. Пейзаж в рассказе не только фон, но и значимый элемент, раскрывающий авторский замысел. Пейзажное обрамление характерно для ранних рассказов Горького. Это же мы видим и в “Челкаше”. Появляется описание Гаврилы. В его портрете нет динамики, и представляет его автор сидящим, в то время как Гришка “медленно шагает”. “Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонившись спиной к тумбочке, сидел молодой парень, парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно” — таков портрет Гаврилы.

Если сравнить его образ с образом Челкаша, то сразу же понимаешь: это образы — антиподы. Думается, что в первый момент читательские симпатии находятся на стороне Гаврилы. В речи Челкаша Горький нарочито использует слова острые, грубые, неприятные. Гаврила же, напротив, говорит мягко, вежливо. И все же что-то в Гавриле настораживает… Уже после разговора Гришки с грузчиком, сторожем, а затем и Гаврилой можно отметить, что Челкаш — человек свободный, вольный, у него нет никаких привязанностей, а если вспомнить, что именно такой человек прославляется Горьким в рассказе “Макар Чудра”, то писатель явно ему симпатизирует. Там же, в рассказе “Макар Чудра”, звучит отзыв о крестьянине, выражающий, по моему мнению, отношение Горького и к Гавриле: “Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько… И всё работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в нее и сгинет в ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит своего поля и умирает, как родился, — дураком”. Гаврила хотел быть свободным, но не был способен быть свободным. Это явно вытекает из разговора Челкаша и Гаврилы. В ходе этого диалога подчеркивается противоположность устремлений героев. “— А что тебе — свобода? Ты разве свободу любишь? — Да ведь как же? Сам себе хозяин, пошел — куда хошь, делай — что хошь… Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, — первое дело! Гуляй, знай как хошь, бога только помни…

Читайте также:
МОЕ ЛЮБИМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПЕСНЯ О СОКОЛЕ М.ГОРЬКОГО: сочинение

Челкаш презрительно сплюнул и отвернулся от парня”. Вот каково отношение Гаврилы к свободе. Кроме того, он хочет “человеком стать”. На первый взгляд, вроде бы все верно, но это представление о свободе примитивного, косного сознания, которое отвергается Гришкой. Что такое свобода для Челкаша? Ясного представления у него нет, но Гришке свойственны человеческое достоинство, гордость и способность быть “выше” окружающих его людей. Челкаш, еще не поняв Гаврилу, смотрит на него и с сочувствием, и с презрением. Но это вызвано тем, наверное, что он — Гаврила — имеет что-то, чего никогда не было у Челкаша: родной дом и чувство любви к свободе, которая ему не нужна. Становится ясно, что Челкаш и Гаврила — “два человека, живущие по-разному и для разного”. Следовательно, неизбежно драматическое столкновение между ними, которое и происходит в третьей, заключительной части рассказа. К счастью, до убийства дело не доходит. Когда появляются деньги, Гаврила вначале униженно бросается Челкашу в ноги, а затем неожиданно хватает камень и бросает им в Челкаша. Гордый, и есть тот человек, который привлекает Горького. Но ищет его писатель теперь не в сказке, как раньше, а в гуще жизни. Таким образом, “босяцкие рассказы” Горького, в том числе “Челкаш”, можно считать переходом к горьковскому “романтическому реализму”, который станет творческим методом писателя и со всей полнотой обнаружится в повести “Мать”.

Проблематика ранней прозы Максима Горького – сочинение

Мировоззренческая позиция Максима Горького на протяжении всей жизни писателя тяготела к революционному романтизму, предполагающему необходимость и неизбежность исправления мирового порядка путем внешнего воздействия. Общеизвестно, что Горький являлся гуманистом, следовательно, как и у гуманистов эпохи Возрождения, место Бога в его сознании занимал человек, но человек не обычный, а стоящий выше окружающих его людей, способный повести за собой толпу, способный на высшее самопожертвование, — Человек с большой буквы.

Мне кажется, что размышлять над вопросом, что есть человек, Горький начал уже в первом своем рассказе “Макар Чудра”, где показал человека “красивого” и свободного, абсолютно не похожего на других. Затем, два года спустя, герои его рассказа “Старуха Изергиль” уже будут задаваться вопросом, зачем жить: для свободы от людей или для того, чтобы совершить подвиг во имя людей? В пьесе “На дне” автор поднимает вопрос, как жить человеку. И, наконец, в повести “Мать” Горький уже не только не задает никаких вопросов, но и создает образ, являющийся словно бы ответом на все эти вопросы, — человека настолько неординарного, “красивого”, что создается ощущение, будто Павел и есть новый Мессия. Особое место в дооктябрьском творчестве Горького занимают так называемые “босяцкие” рассказы. Например, “Челкаш”, “Коновалов”, “Супруги Орловы”. В этих “босяцких” рассказах романтизм приобретает реалистическую окраску. Тем не менее, думается, нельзя обвинить Горького в том, что здесь он отошел от романтического взгляда на своего героя: просто герои этих рассказов изображены в гуще жизни. Чтобы убедиться в этом, обратимся к рассказу “Челкаш”, написанному в 1895 году. Это произведение можно условно разделить на три части: встреча героев, словесная дуэль и столкновение. Горький начинает свой рассказ в традиционной для него манере — он рисует пейзаж, в котором сочетаются черты как романтического (“потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море”), так и реалистического пейзажа (“закованные в гранит волны моря подавлены громадными тяжестями, скользящими по их хребтам, бьются о борта судов, о берега, бьются и ропщут, вспененные, загрязненные разным хламом”). Великолепно дано Горьким и описание порта, который как будто бы “противоречит” морю — “свободной стихии”.

На фоне этого монстра люди — маленькие, суетливые, их голосов даже не слышно. Изумительна и звуковая инструментовка пейзажа. Только прислушайтесь: “…звон якорных цепей, грохот сцепления вагонов, металлический вопль железных листов, глухой стук дерева, дребезжание извозчичьих телег, свистки пароходов, крики грузчиков, матросов и таможенных солдат”. Все детали создают ощущение того, что труд здесь не удовольствие, а рабская каторга. Пейзаж в рассказе не только фон, но и значимый элемент, раскрывающий авторский замысел. Пейзажное обрамление характерно для ранних рассказов Горького. Это же мы видим и в “Челкаше”. Появляется описание Гаврилы. В его портрете нет динамики, и представляет его автор сидящим, в то время как Гришка “медленно шагает”. “Шагах в шести от него, у тротуара, на мостовой, прислонившись спиной к тумбочке, сидел молодой парень, парень был широкоплеч, коренаст, русый, с загорелым и обветренным лицом и с большими голубыми глазами, смотревшими на Челкаша доверчиво и добродушно” — таков портрет Гаврилы.

Читайте также:
Роман «Дело Артамоновых»: сочинение

Если сравнить его образ с образом Челкаша, то сразу же понимаешь: это образы — антиподы. Думается, что в первый момент читательские симпатии находятся на стороне Гаврилы. В речи Челкаша Горький нарочито использует слова острые, грубые, неприятные. Гаврила же, напротив, говорит мягко, вежливо. И все же что-то в Гавриле настораживает… Уже после разговора Гришки с грузчиком, сторожем, а затем и Гаврилой можно отметить, что Челкаш — человек свободный, вольный, у него нет никаких привязанностей, а если вспомнить, что именно такой человек прославляется Горьким в рассказе “Макар Чудра”, то писатель явно ему симпатизирует. Там же, в рассказе “Макар Чудра”, звучит отзыв о крестьянине, выражающий, по моему мнению, отношение Горького и к Гавриле: “Смешные они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько… И всё работают. Зачем? Кому? Никто не знает. Видишь, как человек пашет, и думаешь: вот он по капле с потом силы свои источит на землю, а потом ляжет в нее и сгинет в ней. Ничего по нем не останется, ничего он не видит своего поля и умирает, как родился, — дураком”. Гаврила хотел быть свободным, но не был способен быть свободным. Это явно вытекает из разговора Челкаша и Гаврилы. В ходе этого диалога подчеркивается противоположность устремлений героев. “— А что тебе — свобода? Ты разве свободу любишь? — Да ведь как же? Сам себе хозяин, пошел — куда хошь, делай — что хошь… Еще бы! Коли сумеешь себя в порядке держать, да на шее у тебя камней нет, — первое дело! Гуляй, знай как хошь, бога только помни…

Челкаш презрительно сплюнул и отвернулся от парня”. Вот каково отношение Гаврилы к свободе. Кроме того, он хочет “человеком стать”. На первый взгляд, вроде бы все верно, но это представление о свободе примитивного, косного сознания, которое отвергается Гришкой. Что такое свобода для Челкаша? Ясного представления у него нет, но Гришке свойственны человеческое достоинство, гордость и способность быть “выше” окружающих его людей. Челкаш, еще не поняв Гаврилу, смотрит на него и с сочувствием, и с презрением. Но это вызвано тем, наверное, что он — Гаврила — имеет что-то, чего никогда не было у Челкаша: родной дом и чувство любви к свободе, которая ему не нужна. Становится ясно, что Челкаш и Гаврила — “два человека, живущие по-разному и для разного”. Следовательно, неизбежно драматическое столкновение между ними, которое и происходит в третьей, заключительной части рассказа. К счастью, до убийства дело не доходит. Когда появляются деньги, Гаврила вначале униженно бросается Челкашу в ноги, а затем неожиданно хватает камень и бросает им в Челкаша. Гордый, и есть тот человек, который привлекает Горького. Но ищет его писатель теперь не в сказке, как раньше, а в гуще жизни. Таким образом, “босяцкие рассказы” Горького, в том числе “Челкаш”, можно считать переходом к горьковскому “романтическому реализму”, который станет творческим методом писателя и со всей полнотой обнаружится в повести “Мать”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: