Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне (5): сочинение

5 сочинений по пьесе Горького “На дне”

­ Пример сочинения 1

Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне». По школьной программе она изучается учащимися 10 класса. И неспроста, ведь данное произведение можно назвать максимально глубокомысленным, красивым с точки зрения стилистики языка, но, к огромному сожалению, правдивым и печальным, так как в нем описаны реалии жизни.

Главными героями произведения являются люди, оказавшиеся на социальном дне общества. к их числу относятся бомжи, проститутки, бедняки и другие. Они обитают в ночлежке, которую содержит местный относительно состоятельный человек. Но как получилось так, что все персонажи оказались здесь? Каким образом судьба завернула их так? Это грустно и печально. Ответы на эти вопросы Горький дает в своем произведении четкие и ясные.

У каждого свой путь жизненный.

Мне кажется, что Максим Горький хотел донести к читателю мысль, что несколько пороков могут полностью сломать жизнь человека. Сменить ее полюс с положительного на отрицательный. И тотально. К таким человеческим слабостям и недостаткам, а также порокам относятся алкоголизм, чревоугодие, проституция, лень, отсутствие силы воли и мягкотелость.

Печальный пример Клеща. Но если по правде сказать, то он заслужил такое отношение жизни к себе. Он был злым, жадным и потому оказался в ночлежке. Клещ – это такой тип людей, который извечно чем-то недоволен, портит настроение окружающим, думает лишь о себе. Таких людей должно быть поменьше.

К примеру Настя. Она натура тонкая, душевная. Но живет в грязи и разврате. Ее не уважает никто, даже соседи в обиталище. Девушка занимается выдумкой романтических историй о своем молодом человеке, мечтает о любви, но при этом с нее все смеются. Жизнь ее треплет.

Думаю, что одна из основных идей произведения состоит в том, что человек сам летит на дно и сам сможет подняться, если этого захочет. Это и перспектива, и опасность.

Каждый из обитателей ночлежки губил и губит себя самостоятельно. И тут им ничто извне не сможет оказать помощь.

Великий писатель Максим Горький дает иллюстрированное и словесное объяснение таким гнусным поступков. Надо стремиться к саморазвитию и прийти от саморазрушения к нормальной жизни.

Пример сочинения 2
“Мечта и реальность”

Пьеса «На дне» повествует о судьбах людей, оказавшихся на «дне» жизни. Каждый житель ночлежки имеет свои мечты и желания, которые сталкиваются с жестокой реальностью. Мечта и реальность («На дне») – центральная тема произведения М. Горького.

В ходе повествования читатель узнает о том, к чему стремятся жители ночлежки Костылевых. Бывший актер по прозвищу Актер хочет вернуться к прежней жизни на сцене. Девушка легкого поведения Настя мечтает о чистой и искренней любви. Вор Васька Пепел хочет счастливой жизни вместе с Наташей. Сама Наташа мечтает о необычном жизненном событии, которое полностью изменит ее тяжелое существование. Клещ хочет вернуться к прежней жизни, поэтому усердно работает.

Важное место в системе образов занимает Лука. Появление старика в ночлежке взбудоражило всех ее жителей. Лука поддерживал мечты героев: Актеру он рассказывает о том, что есть лечебница, которая позволит ему излечиться от алкоголизма и вернуться на сцену; он укрепляет веру Насти в то, что она действительно достойна любви и что француз-студент существует; он рассказывает Ваське Пеплу о том, что он сможет обрести счастье с Наташей, если уедет вместе с ней в Сибирь. Помимо этого, Лука говорит умирающей Анне о счастливой загробной жизни, то есть формирует у нее своеобразную мечту.

Максим Горький показывает, как мечты центральных персонажей оказываются разбитыми.

Клещ, который до конца не терял способности все изменить и исправить, понимает, что жизнь «на дне» полностью его затянула. Он уже не считает себя особенным, Клещ – такой же житель ночлежки, как и остальные.

Васька Пепел, мечтающий о счастливой жизни в Сибири, убивает мужа бывшей любовницы, владельца ночлежки Костылева, и оказывается в тюрьме.

Самая же страшная судьба была у Актера, который понял о том, что рассказы Луки о лечебнице – ложь. Герой кончает жизнь самоубийством, так как понимает, что его мечта неосуществима.

Тема мечты и реальности в произведении тесно связана с образом Луки. Герой поддерживает стремления жителей ночлежки, а в некоторых случаях и создает для них новые мечты. Однако Лука, стремившийся использовать ложь во имя спасения, не понимает, что его наставления и советы могут погубить ранимых людей. Лука говорит о том, что Васька Пепел обретет счастье в Сибири, однако там не было никаких условий для существования. Лука говорит Актеру о несуществующей лечебнице, желая замотивировать Актера на изменение своей жизни, но добрые намерения Луки оборачиваются трагедией.

Однако главной причиной столкновения мечты и реальности становится бездействие персонажей. Жители ночлежки готовы только думать о лучшей жизни, постоянно мечтать о чем-то, но совершать конкретные действия для достижения своих целей они не готовы. Лука хотел дать героям надежду на лучшее, осуществление мечты оставалось за человеком. Стремление двигаться дальше оказалось лишь словами, а не действиями. М. Горький в своей пьесе «На дне» продемонстрировал то, что реальность жестока по отношению к мечте, если человек не прикладывает никаких усилий ради ее осуществления.

Пример сочинения 3
“Есть – люди, а есть – и человеки. ” (По пьесе М.Горького “На дне”)
в формате итогового сочинения

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького “На дне”. Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на “дно” жизни. И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса М.Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни. “Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность”, — так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей “дна” — грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели “дна” выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на “дно” жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного “дна”.

Читайте также:
Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького На дне): сочинение

Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей “дна”? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительной лжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.

Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея “возвышенного обмана”, который позволяет человеку нести бремя “низких истин”, встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: “. чего тебе правда больно нужна. подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя”. Потом он рассуждает о “праведной земле”. Лука не вернув нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: “Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают”.

Таким образом, основная черта идеологии Луки — черта рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым, философия терпения — с философией угнетения, точка зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: “Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна. Одних она поддерживает, другие прикрываются ею. А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?” Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход — самоубийство Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.

Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: “Ложь — религия рабов и хозяев”, “Правда — бог свободного человека”. Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. “Человек — вот правда”, — утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека — значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. “Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит. гордо!”

Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание — прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.

Пример сочинения 4

Пьеса максима горького «На дне», пожалуй, самое остросоциальное произведение писателя. Пьеса актуальна и для нынешнего общества нашей страны. Главные герои пьесы — это люди, которые сломлены и растоптаны жизнью. Они живу в городской ночлежке, которую писатель сравнивает с пещерой. Вокруг грязь и нищета. А свет, светящий с верху, еще сильнее подчеркивает, что обитатели действительно находятся на «дне».

Горький в своей пьесе поднимает острые социальные и бытовые проблемы. Жизнь обитателей этой ночлежки полна драматизма и тяжелых испытаний. У людей вынужденных жить в таких ужасных и опасных условиях нет ничего за душой, жизнь будто выкинула их за борт. Что сказывается на их поведении и отношении к окружающим. Они не обращают внимания на проблемы друг друга, не говорят по душам, не выражают сочувствие. Никто уже не обращает внимание на умирающую Анну. Никому не дела до ее страданий, даже ее мужу Клещу. Он ждет ее кончины, так как для него Анна обуза. Никому нет дела что Василиса избивает Наташу. Василиса, замужем за жестоким Костылевым, но является любовницей вор и карманника Пепла. Все знают об этом, и не обращают на это внимания.

Жители ночлежки понимают свое ничтожное и жалкое существование, но не предпринимают никаких действий для этого, чтобы выбраться из него. Они смирились и считают, что не в силах уже что-то изменить. Для них жизнь уже кончена. Единственное чувство, которое остро развито у них к друг другу – это презрение. Каждый считает себя выше и лучше другого.

Читайте также:
Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы: сочинение

Помимо социальных в пьесе подняты и философские темы. Жители ночлежки, выброшенные на «дно», поднимают темы о смысле жизни и ее ценностях. Спорят на разные философские темы. Одна из таких тем это, что лучше утешительная ложь или правда реальной жизни. Это вопрос наиболее сильнее всего задел главных персонажей пьесы, и вызвал большой спор среди них. Актер Лука, искренне считает, что утешительная ложь способна хоть немного вылечить и успокоить страдающую и искалеченную душу человека. Он пытается вселить в этих людей веру и надежду. Лука считает, что только доброе отношение способно его изменить.

Сатин, наоборот, считает, что только правда главнее и важнее всего для человека. Он высказывает мнение, что человек не должен никого жалеть. Жалеть – это значит унижать его достоинство. Он считает, что «вымышленная» правда способна погубить человека.

В пьесе нет положительных героев, однако вопросы и проблемы, которые они поднимают в своих разговорах, показывает, что эти люди, несмотря на те ужасные обстоятельства, в которых они оказались, духовно не потеряны для общества. И через столько много времени пьеса остаются актуальной. Она помогает сделать переоценку своих ценностей, посмотреть под другим углом на мир. Через все произведение проходит невидимая нить в призыве изменить этот мир. Сделать каждому, прочитавшему ее маленькую «революцию души и отношения к окружающим людям».

Пример сочинения 5
Роль Луки в пьесе “На дне”

Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия – только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает.
Другая точка зрения – та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них.

Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого.
Так кто же такой Лука? Горький дает ему имя евангелиста, что свидетельствует о хорошем отношении Горького к персонажу. Другая точка зрения критиков – его имя происходит от слова “лукавый”. Рассмотрим его действия в пьесе.

Его появление – завязка пьесы. До этого все жили в ночлежке, ни о чем не задумываясь. У каждого свои мечты, для исполнения которых те ничего не делают. Падшая девушка-проститутка Настя грезит о настоящей “роковой любви”, торговка Квашня гордится мнимой свободой, Васька Пепел упивается мнимой воровской свободой.

Чем больше ночлежники пытаются скрыть от самих себя действительное положение дел, тем с большим наслаждением начинают укорять во лжи окружающих. Каждый старается поддеть другого, унизить.
В такой обстоновке появляется Лука.

Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, “ни одна блоха н плоха”. Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте:
Анне помогает умереть спокойно, избавляет ее от волнений в последние часы, Актеру старается помочь избавиться от пьянства, Пеплу и Наташе предлагает поехать в Сибирь, чтобы обживаться там, Настю убеждает, что настоящая любовь возможна. Верит ей, когда та пытается доказать всем, что она любила.
Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага – он старается дать им толчок к действиям.
Однако это мало кто ценит – все лишь обвиняют его во вранье.

А между тем Лука не может действовать за других людей. Все они должны были действовать сами. Кто во что верит – тот того и придерживается. Актер не поверил в себя, он надеялся только на лечебницу.

В самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает.Воодушевленные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер повесился, Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Анна умерла.
Философия ночлежников заключалась в том, что у них отнята надежда на будущее. Лука разрушил этот стереотип. Люди, лишенные теперь своей правды, потерявшие Луку в качестве поддержки, начинают затухать.

Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов – у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.

Нравственная проблематика пьесы М. Горького «На дне»

Нравственность — вечная жизненная ценность. О ней говорили в своих творениях А. Пушкин, М. Лер­монтов, Л. Толстой, Ф. Достоевский, А. Чехов. Не обо­шел вниманием нравственные вопросы в социаль­но-философской пьесе «На дне» и М. Горький. Едва появившись, эта пьеса была сразу поставлена на сцене Московского Художественного театра, переведена на многие европейские языки. Спектакли по пьесе Горь­кого и по сей день пользуются популярностью в раз­ных странах.

Центром внимания драматурга в пьесе «На дне» стало сознание, мироощущение, внутренний мир лю­дей, выброшенных в результате глубинных социаль­ных процессов на дно жизни. Перед читателем во всей полноте предстают образы босяков, нищих обитате­лей ночлежки. Нищета и скученность, в которых они живут, порождает постоянные ссоры, драки, распри между ними. И каждый пытается ударить другого по­больнее, сказать слово пообиднее, задеть за живое. Нет у ночлежников друг к другу жалости, не проявля­ют они живого человеческого участия. Люди «на дне» теряют человеческий облик, забывают стыд и совесть. Они попирают моральные нормы, преступают законы нравственности.

Проститутку Настю, мечтающую о большой и чис­той любви, соседи по ночлежке изводят насмешками. «Эй, ты, роковая любовь! Очнись!» — кричат они ей. У Насти нет ни родных, ни близких. На всем свете она одна-одинешенька. Не выйти на улицу — значит для нее умереть с голоду. Перестать верить в романтиче­скую любовь — значит утратить смысл жизни. Не со­чувствие к растоптанной девичьей судьбе и чести зву­чит в словах ночлежников, а злая, жестокая ирония. Сидя в своей «пещере», в своей «тюрьме», они ожесто­чились сердцем, потеряли способность сострадать и поддерживать друг друга.

Читайте также:
Спор о человеке в драме М. Горького На дне: сочинение

Глухи ночлежники и к горю умирающей Анны, ве­ликой «терпеливице» и горемыке, которая ничего, кроме побоев и обид в своей жизни не видела. Они уп­рекают ее мужа Клеща: «Жена твоя зачахла от твоего злодейства», и тут же бросают в адрес измученной страданиями Анны: «Шум — смерти не помеха!». Клещ на самом деле всю жизнь издевался над Анной, он и теперь равнодушен к ее беде. Озлобленный Клещ ждет смерти жены, надеясь выбраться наконец из ночлежки и начать без Анны-обузы новую счастли­вую жизнь.

С большим нетерпением ждала смерти своего мужа и Квашня. «Как издох мой милый муженек. так я целый день от радости просидела: сижу и все не верю счастью своему»,— признается она. Муж бил ее во­семь лет, и очерствела она к нему душой, возненавиде­ла самого близкого, по сути, человека. «Никого нель­зя зря бить. бьют для порядку»,— комментирует ситуацию глупый слуга закона Медведев, вполне допускающий «разумное» насилие.

О смерти мужа грезит и Василиса, жена владельца ночлежки. Костылев вытащил ее из нищеты и сыплет без конца в ее адрес упреки. Брак, основанный на ма­териальной выгоде, не приносит счастья. Василиса имеет любовника, которого пытается уговорить на убийство супруга. Она жаждет денег и воли, чтобы единовластно хозяйничать в ночлежке. Не задумыва­ясь, отправляет Костылева бывшего любовника на ка­торгу, не задумываясь колотит свою неприкаянную сестру. «Сколько в ней зверства, в бабе этой!» — гово­рят окружающие. Зависть, ненависть, месть управля­ют Василисой. Родную сестру из ревности она ошпа­ривает кипятком, каждый день избивает ее нещадно.

Васька Пепел, любовник Василисы,— вор. И вор он не в первом поколении, хотя именно Василису обви­няет Пепел в подстрекательстве к воровству. Он кра­дет чужое добро, а Костылева с удовольствием скупа­ет его у Васьки.

Сам Костылев — фигура более чем неприятная. «Кто тебя — кроме черта — любит? — говорят ему. — Издохнешь скоро, а все о полтинниках думаешь». «Нищей свиньей» зовет он жену, поедом ест Наташу, творит зло под личиной добродетели. Костылев отка­зывает Актеру в просьбе скостить половину долга и тут же лицемерно говорит: «Разве доброту сердца с деньгами можно равнять? Доброта — она превыше всех благ». Хозяин ночлежки рассуждает о грехе, за­ботится о масле в лампадах и тут же преступает пер­вейшие нравственные заповеди.

Ночлежники отвергают многие общепринятые ис­тины. Бубнов цинично заявляет: «На что совесть? Я — небогатый», Актер погряз в беспробудном пьян­стве, заставившем его забыть даже любимое стихотво­рение. Бубнов, бывший скорняк, едва не убил за измену свою жену, которая предпочла ему мастера. Барон, чей дед при Николае Первом занимал высокий пост, был сказочно богат, имел сотни крепостных, лоша­дей, поваров, опустился на самое дно и живет в ноч­лежке рядом с вором и проституткой.

Ночлежники потеряли собственные имена, теперь они называют друг друга по прилипшим навек клич­кам, а бывший артист Сверчков-Заволжский и того не имеет. Наличие кличек также выдает в героях безуча­стность и безразличие к судьбе и личности друг друга. Всколыхнуло жизнь в ночлежке появление Луки. Он умный, тонкий психолог. Внешне бывший дачный сторож никак не влияет на жизнь ночлежников, одна­ко в их сознании начинается напряженная работа. Неизвестно откуда взявшийся странник сразу оказы­вается в центре их внимания. В каждом из потеряв­ших самих себя героев Лука обязательно видит свет­лые стороны личности. Лукавый старик находит ключ и нехитрый подход к каждому из ночлежников. Они в свою очередь неожиданно обнаруживают в себе способность рассуждать о новой и лучшей жизни. Ак­тер, например, заговаривает о творчестве и задумыва­ется о возвращении на сцену.

Лука, в отличие от Костылевых да и от самих ноч­лежников, отказывается видеть в босяках жуликов. «Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все — прыгают»,— умиротво­ренно проговаривает он. Стариком руководит убежде­ние, что человек от природы хорош, а отрицательные социальные обстоятельства мешают ему таким оста­ваться, делают его плохим и несовершенным. Лука бескорыстен, он стремится своей проповедью досту­чаться до сердец ночлежников, пробудить лучшие, скрытые стороны их личности. Он искренне желает им добра и счастья, подсказывает пути выхода из кри­зиса, дает веру в достижение новой, лучшей жизни.

После исчезновения старика его упрекают в том, что он дал ложную надежду, пообещал много и краси­во, а обещанное не сбылось. Но все дело не в том, что Лука не вывел ночлежников со дна жизни, а в слабо­сти и бесхарактерности героев, в их неумении, неспо­собности и нежелании преодолеть жизненные обстоя­тельства. Главное обвинение звучит не в адрес Луки, а в адрес безвольности героев.

Большой нравственной проблемой является, несо­мненно, и отношение общества к таким людям, кото­рые населяли ночлежку Костылева, равнодушие к их судьбам, потерям, к их личности.

В пьесе «На дне» Горький выступает как писа­тель-гуманист, поднявший на самые высокие ноты звучания острейшие нравственные проблемы.

Сочинение по пьесе На дне Горького 11 класс

Еще в годы существования Российской империи Горький прославился как народный писатель, выразитель чаяний простых людей огромной страны.

Герои его произведений – зачастую обычные персонажи, присущие тем годам. Но в их душе тлеет огонек протеста против существующей действительности и нужно лишь немного духовного «угля», чтобы костер запылал уже в полную силу. Часто в них есть и душевный надлом, полученный в прошлые года, и они всячески пытаются нивелировать его последствия. Перечисленному выше описанию отчасти, хоть и в меньшей степени, подходят герои легендарной пьесы «На дне». На театральных подмостках ее визуализировал сам К. Станиславский на сцене МХТ. Это тоже показатель уровня произведения. Эксклюзивности добавляло и то, что пьеса имела ограниченное распространение из-за остросоциальной тематики.

Название не случайно, ведь все персонажи действительно находятся на дне жизни. Они раздавлены, их социальный статус оставляет желать лучшего. Здесь и бывшие актеры, и воры, и разорившиеся дворяне. Во главе ночлежки стоят такие же «опустившиеся» люди, только с наличием некоторого достатка и постоянной работой.

Удивительно, как нищета и бедность придавливает героев, не оставляя место жалости и состраданию. В одном помещении умирает женщина Анна, но ее мужу и всем остальным плевать, потому что в такой среде смерть – дело обычное. Это скорее освобождение от проблем, чем трагедия.

Общество давно не считает их за людей, но они сохранили остатки гордости. Друг друга герои презирают, считая, что положение каждого из них еще хуже, чем у него самого. Герои перестали бороться за свой статус: психическое ли это отклонение или просто ночлежное общество им ближе – непонятно.

Читайте также:
Творческий путь М. Горького: сочинение

Некую частицу веры в себя им возвращает одинокий странник Лука, всячески поддерживающий местных обитателей словом и делом. Особенно примечателен его постулат о том, что ложь на благое дело не так уж и предосудительна.

В грязи сырой ночлежки персонажи находят время, чтобы пофилосовствовать и подумать о смысле бытия. Это показатель того, что в любых условиях человек задумывается о своем предназначении.

2 вариант

Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне». По школьной программе она изучается учащимися 10 класса. И неспроста, ведь данное произведение можно назвать максимально глубокомысленным, красивым с точки зрения стилистики языка, но, к огромному сожалению, правдивым и печальным, так как в нем описаны реалии жизни.

Главными героями произведения являются люди, оказавшиеся на социальном дне общества. к их числу относятся бомжи, проститутки, бедняки и другие. Они обитают в ночлежке, которую содержит местный относительно состоятельный человек. Но как получилось так, что все персонажи оказались здесь? Каким образом судьба завернула их так? Это грустно и печально. Ответы на эти вопросы Горький дает в своем произведении четкие и ясные.

У каждого свой путь жизненный.

Мне кажется, что Максим Горький хотел донести к читателю мысль, что несколько пороков могут полностью сломать жизнь человека. Сменить ее полюс с положительного на отрицательный. И тотально. К таким человеческим слабостям и недостаткам, а также порокам относятся алкоголизм, чревоугодие, проституция, лень, отсутствие силы воли и мягкотелость.

Печальный пример Клеща. Но если по правде сказать, то он заслужил такое отношение жизни к себе. Он был злым, жадным и потому оказался в ночлежке. Клещ – это такой тип людей, который извечно чем-то недоволен, портит настроение окружающим, думает лишь о себе. Таких людей должно быть поменьше.

К примеру Настя. Она натура тонкая, душевная. Но живет в грязи и разврате. Ее не уважает никто, даже соседи в обиталище. Девушка занимается выдумкой романтических историй о своем молодом человеке, мечтает о любви, но при этом с нее все смеются. Жизнь ее треплет.

Думаю, что одна из основных идей произведения состоит в том, что человек сам летит на дно и сам сможет подняться, если этого захочет. Это и перспектива, и опасность.

Каждый из обитателей ночлежки губил и губит себя самостоятельно. И тут им ничто извне не сможет оказать помощь.

Великий писатель Максим Горький дает иллюстрированное и словесное объяснение таким гнусным поступков. Надо стремиться к саморазвитию и прийти от саморазрушения к нормальной жизни.

Сочинение по пьесе На дне

Максим Горький жил необычной жизнью. Всю свою жизнь он отдал творчеству. Все его произведения пронизаны глубоким смыслом. Самой главной в его жизни стала пьеса «На дне», которую он написал в 1902 году.

Горький писал о своей пьесе: «Это будет страшно». Он проводил свое время в размышлении над названием пьесы, учитывая все тонкости, меняя названия: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно». Само произведение выступает как спор о правде. Абсолютно у всех действующих лиц свое мировоззрение.

Мнение Сатина является важным. Он придерживается правил, что обман является религией рабов, а правда – богом свободных людей. Он утверждал, что человека не нужно жалеть, а нужно почитать. И вообще, по его мнению, каждый должен рассчитывать только на себя.

Лука, еще один герой пьесы, который является полной противоположностью Сатина, уверен, что ложь во благо. Своей ложью он пытается обнадежить человека. Он добр и отзывчив, но его методы всего лишь иллюзия, которую он рисует окружающим.

Нужно понимать, что всё зависит от человека, от того, что он выберет силу или слабость. Ведь постоянная ложь ничему хорошему не приводит. В центре оказались люди, которые находятся в низах общества. Эти люди не могут решать все вопросы самостоятельно.

И что же является самым печальным в произведении? Самым печальным является то, что персонажи недовольны реальностью, которая окружает их. Они не принимают мир, который их окружает, и не принимают, что их жизнь – дно, и хуже уже некуда.

Максим Горький своим произведение пытался донести, что сила в истине, и каждый человек кузнец своего счастья. Не нужно выстраивать перед собой иллюзии, и если человек опустился на дно из-за каких-либо обстоятельств нужно брать себя в руки, а не плыть по течению. Автор в своей пьесе изобразил безвольных, слабых людей, которые не могут противостоять горести, а только пытаются вызвать сострадание. Горький призывал людей задуматься, как не оказаться на «социальном дне», что не стоит спускать все на тормозах, нужно верить в себя и стараться всё изменить. Ведь всё происходящее в произведении, и сейчас может произойти, не нужно опускать руки.

4 вариант

Многие писатели в своих произведениях описывали противоборство реальности и мечты. Максим Горький не стал исключением. В 1902 году прозаик написал одну из самых знаменитых своих пьес «На дне». Произведение не только «разошлось на цитаты», но и было показано на многих мировых театральных площадках.

Действие пьесы разворачивается в ночлежке, которой владеет Михаил Костылев. Постояльцы этого заведения в основном люди без постоянного дохода, пьяницы и воры. Горький показывает читателю «дно» жизни, но многие обитатели этого заведения все еще не потеряли надежду, которая и дает им силы жить дальше. Но писатель дает понять, что во многом реальность преобладает над мечтой.

Максим Горький описывает острые и актуальные социальные проблемы того времени. Одна из героинь произведения мечтает о любви, но реальность для двадцатичетырехлетней Насти – это книга «Роковая любовь» и непристойная работа. Еще один персонаж – Васька Пепел. Молодой человек, в свои 28 лет, уже был заядлым вором и «отсидел» несколько сроков. Но все же герой мечтал о нормальной жизни, постоянной работе и семье с Наташей. Для того чтобы избавиться от воровского прошлого, Ваське надо уехать в Сибирь. Но по воле обстоятельств он вновь попадает в тюрьму за убийство хозяина ночлежки – Михаила Костылева. Жестокая действительность «давит» на Василия, а Наталья не верит в искренность его чувств. С трагизмом реальности сталкивается и Андрей Митрич, по прозвищу Клещ. Всю жизнь он проработал слесарем, но смерть жены усугубляет его положения, и для того чтобы хоть как-то существовать, Клещ продает свои рабочие инструменты и обрекает себя на еще большую нищету. Так Андрей Митрич стал полноправным жителем ночлежки, с таким же социальным статусом, как и все ее обитатели.

Читайте также:
Как думают и говорят «дети солнца» (по пьесе М. Горького «Дети солнца»): сочинение

Многим персонажам автор намеренно не дает имен. Например, Горький рисует образ бывшего Актера, ни разу не называя его по имени, а из собственных воспоминаний актера читатель узнает, что на афишах его фамилия звучала как Сверчков-Задунайский. Благодаря одному из жителей ночлежки, страннику Луке, у актера появляется мечта – излечиться от пьянства. Но и здесь в жизнь актера «вмешивается» суровая реальность – бесплатных больниц для алкоголиков не существовало.

Максим Горький, на примере персонажей пьесы «На дне», описывает нищую и жестокую реальность, показывает читателю конфликт действительности и мечты. Автор дает понять, что человек может оказаться на «дне» даже из-за собственной слабости, а эта проблема актуальна и сегодня.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению На дне

Популярные сегодня темы

Перу русского писателя двадцатого века, Борису Васильеву, принадлежит ряд прозаических произведений о Великой Отечественной войне. К таким произведениям относится повесть «А зори здесь тихие…»

Многих мучает вопрос, отличник – это хорошо или плохо. У этого вопроса, как и у многих других, есть две стороны медали. Если говорить о положительных моментах, то у отличников всегда хорошая репутация

Сколько в мире зла и несправедливости, но доброта сердец способна все-таки убрать плохое. Чем больше будут совершаться бескорыстных добрых дел, тем лучше станет окружающий мир

Что означает цвета на георгиевской ленте? В России они обозначают императорские символы: черный цвет обозначает двуглавого орла, а желтый цвет обозначает государственный герб

Произведение является одним из ранних рассказов писателя, повествующим об истории двух влюбленных, являющихся типичными представителями нелепого, тихого, обывательского мира.

Сочинение: Проблематика в пьесе «На дне» (М. Горький)

(605 слов) Пьеса «На дне» — одно из самых известных произведений Максима Горького. Уникальный труд автора ставился во многих театрах мира и не раз экранизировался. Благодаря оглушительному успеху после написания пьесы Горький занял высокую позицию среди самых читаемых авторов. Рассмотрим проблематику произведения Горького.

Произведение Максима Горького рассказывает о жизни малоимущих обитателей ночлежки. У каждого из них своя жизненная история, но есть одно, что их всех объединяет ‐ это пребывание на самом дне общества. В пьесе автор поднимает много актуальных проблем: смысл жизни, правда и ложь, надежда, судьба. На первый взгляд, может показаться удивительным, что герои рассуждают на такие высокие темы, при этом находясь настолько низко. Именно этим Максим Горький доказывает, что и небогатый человек может иметь духовные запросы. В то же время каждый может опуститься на самое дно, если забудет о культуре и воспитании, об эстетических идеалах и ценностях.

Пьеса «На дне», как и многие другие произведения Горького, содержит в себе нравственную проблематику. Очень ярко автором представлен спор о совести. С помощью образа Бубнова писатель заставляет читателей подумать, нужна ли вообще совесть: «На что совесть?». Клещ замечает, что обитателями ночлежки является одна «рвань, золотая рота…», после чего острый вопрос перерастает в спор. Такого же мнения придерживаются Сатин и Васька Пепел. Они считают совесть не нужным качеством в жизни, а главное — невыгодным.

Спор о «сладкой лжи» и «горькой правде» — центральная проблема, поднятая Максимом Горьким. На протяжении всего повествования Лука и Сатин спорят, что нужнее человеку из этих двух категорий? Старик Лука был сторонником «сладкой лжи». Он утверждал, что она необходима человеку, чтобы он мог отвлечься от многих жизненных проблем и обрести надежду на светлое будущее. Так, Анне старик сказал, что после смерти её ждёт спокойствие. Актёра он убедил в том, что существует лечебница, где его бесплатно вылечат от алкогольной зависимости. Ваське Пеплу он напророчил интересную и увлекательную жизнь в Сибири. Действительно, после разговоров Луки обитатели стали намного человечнее и смогли поверить в лучшее. Но после исчезновения старика всё рушится. Герои были не готовы смотреть на жизнь сквозь розовые очки. Теория Луки оказалась обманчивой и ошибочной.

Однозначно с теорией Луки не соглашается Сатин. Это человек, который терпеть не может ложь и отвергает человеческую жалость. Герой заявляет, что сам человек и есть правда и каждый может творить свою судьбу. Но и теория Сатина вполне неоднозначна. Сатин, оказавшись на самом дне, не способен к решительным действиям и поступкам. Таким образом, «сладкая ложь» Луки и «горькая правда» Сатина оказали лишь ошибочное и временное воздействие на героев. Это некая иллюзия, в которую поверили обитатели, и в которой сами же заблудились.

Также в пьесе «На дне» Максим Горький чётко обозначил проблему реального выхода из сложного положения. Она воплощается в образе слесаря Клеща, который мечтает вернуться к нормальной жизни с помощью упорного труда. Поначалу он верит в осуществление своей мечты, начинает трудиться. Однако суровая реальность не оставляет ему выбора: он теряет работу и мирится с «бездельничеством».

Не менее важное значение в произведении занимает спор о сущности человека. Бубнов высказывает весьма интересную мысль:

«Как себя ни раскрашивай – все сотрется… все сотрется, да!»

А вот Лука не видит разницы между людьми:

«Мне — все равно! Я и жуликов уважаю; по-моему, ни одна блоха – не плоха: все черненькие, все – прыгают…».

Восхищается человеком Сатин в своём знаменитом монологе: «

«Что такое человек. Это не ты, не я, не они… нет! – это ты, я, они, старик, Наполеон, Магомет… в одном. Все – в человеке, все для человека! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит… гордо!»

Таким образом, Максим Горький в произведении «На дне» мастерски раскрыл актуальные по сей день проблемы. Известный писатель хотел донести до читателей мысль, что выбирать свою судьбу по силам каждому человеку. У нас есть право выбора: либо оказаться на дне из-за сложившихся обстоятельств и бездействовать, либо прилагать все необходимые усилия для лучшей жизни.

Характеристика Бабушки Акулины Ивановны и ее образ в повести Детство Горького сочинение

Акулина Ивановна – бабушка главного героя рассказа «Детство». В произведении этой женщины отведена своя, особая роль. Она фигурирует в течении всего рассказа с разных сторон.

В рассказе она представлена как женщина с пышными формами, большой головой, имеет большие красивые глаза. Ее волосы были просто искусством: длинные, густые, невероятно красивые. Женщина любила долго сидеть у зеркала, расчесывая их. Она отличается внутренним теплом, душевностью, добротой, огромной любовь и бескорыстием. Женщине уже перевалило за шестьдесят лет.

Манера разговора Акулины Ивановны очень мягкая, слова будто бы поются. Бабушка имеет невероятную фантазию, поэтому с легкостью придумывает своему внуку самые захватывающие истории.

Читайте также:
Роман «Дело Артамоновых»: сочинение

Женщина не только хорошо душой, но имеет золотые руки. Она часто берет заказы горожан, ведь ее кружевные полотна – сказка. Акулина Ивановна еще тот огонёк, который любит веселье и в каждый танец преподносит что-то свое.

Акулина Ивановна невероятно мужественная и смелая женщина, ведь во время пожара она рисковала своей жизнью, спасая людей и животных.

Судьба этой героической женщины была нелегкой. Она рано повзрослела, потеряв отца. Фактически ей пришлось самой обеспечивать семью, ведь мать была инвалидом.

Бабушка очень набожный человек, религия для нее – как спасающий круг для утопающего. Именно вера в Бога и надежда помогает ей переживать все трудности с гордо поднятой головой. Ее ежедневной рутиной можно назвать беседу с иконами, где она высказывает обо все, что наболело.

Акулина Ивановна особое место в своей жизни отдавала Алеше, внуку своему. Ведь именно в нем она не чаяла души, заботилась и любила больше жизни. Именно она была посредником между Алешей и большим, парой жестоким, миром. Алеша очень любил в женщине глаза, ведь они ему казались настолько добрыми и светлыми, они для него озаряли весь мир. Бабушка оказала огромное влияние на формирование характера и личности Алеши. Он успешно перенял все советы, которые давала Акулина Ивановна, перенял все ее лучшие черты : стойкость, смелось, мужественность. Бабушка – то главный наставник, помощник, друг и один из самых родных людей для Алеши.

Вариант 2

В произведении М.Горького «Детство» важным персонажем является бабушка основного героя – Акулина Ивановна Каширина. Писатель отвел для нее особую роль. Она принимает участие в сюжете всего произведения.

В рассказе Акулина Ивановна описывается пышной женщиной с крупной головой и большими красивыми глазами. Она была высокой, но сутулой. Акулина Ивановна являлась обладательницей густых и длинных волос. Ей очень нравилось подолгу сидеть у зеркала и расчесывать их.

Бабушка знала множество различных сказок и была интересной рассказчицей. Ее с удовольствием слушала вся семья. А какие она вязала полотна из кружева. Акулина Ивановна была знатной рукодельницей.

Акулина Ивановна – хозяйка нелегкой судьбы. До того как она вышла замуж, ей приходилось вместе с матерью-инвалидом просить милостыню. В возрасте 13 лет Акулина Ивановна стала женой мастера Каширина, родила 18 детей, однако только 3 из них выжили. Бабушка взяла на воспитание подкидыша Цыганка и воспитала его как собственного сына. Супруг безжалостно бил жену, а впоследствии совсем лишил средств к существованию. Это случилось после 50 лет их совместного брака. Акулине Ивановне пришлось самой добывать деньги на пропитание.

Алешкина бабушка – душевный и мягкий человек. Даже ее тяжелая жизнь не сделала ее черствой. Акулина Ивановна была настоящей матерью, которая защищала своих детей. Она готова была брать любую вину на себя, чтобы уберечь детей от жестокого деда.

О рукоприкладстве своего супруга Акулина Ивановна никогда никому не рассказывала. Переживая такие неприятные ситуации в своей семье, Акулина Ивановна свято верила в Бога и проводила каждый вечер в молитвах ему, прося помощи своим близким.

Акулина Ивановна в произведении «Детство» играет важную роль – хранительницы домашнего очага, с которой она хорошо справляется. Бабушка Алеши смогла поднять на ноги троих детей. Она согревала своим теплом всю семью и делилась с ней своей жизненной энергией. Бабушка очень много работала, но находила время на каждого дорогого ее сердцу человека, одаривала его заботой и вниманием.

Именно бабушка привила внуку такие качества как любовь, доброта, мужество. Она научила его не держать внутри себя злобу и обиду на людей. Акулина Ивановна безумно любила внучка, заботилась о нем и находила во внуке свою отдушину. Бабушка сыграла главную роль в формировании личности и внутреннего мира Алешки. Она для него была примером трудолюбия, стойкости, ответственности и безграничной любви к своим близким.

Сочинение про Бабашку Акулину Ивановну

Акулина Ивановна Каширина является центральным героем повести М.Горького «Детство». Её образ передаётся через восприятие внука Алёшки. Она показалась ему «круглой, большеголовой, с огромными глазами и… рыхлым носом», бабушка была высокая, но сутулая, несмотря на свое телосложение, у нее была грациозная походка кошки. У нее были густые черные волосы и большие глаза. Казалось, что она светилась изнутри. Акулина Ивановна была прекрасной рассказчицей, знала много сказок. Алешка и другие члены семья любили ее слушать. Бабушка очень трудолюбивая и набоженная.

Многое пережила Акулина Ивановна. До замужества она просила милостыню с матерью инвалидом. В 13 лет вышла замуж за вспыльчивого мастера Каширина. Родила 18 детей, но в живых осталось только трое. Воспитала подкидыша Цыгонка. Муж беспощадно бил ее, а спустя 50 лет брака оставил без денег. В конце жизни Акулина Ивановна была вынуждена сама зарабатывать на хлеб.

Бабушка – широкой души человек. Несмотря на нелегкую судьбу, она не очерствела. Она всегда старалась защитить свою, семью, своих детей. Принимала чужую вину (вину детей) на себя, только чтобы оградить их от жестокости деда. Мать троих детей не могла смотреть на то, как сыновья алчно дерутся за наследство, а побои мужа замалчивала. Но несмотря ни на что, она каждый вечер молилась и просила Бога о помощи близким и любимым ей людям.

Акулина Ивановна в повести выступает как хранительница домашнего очага. Действительно бабушка прекрасно справляется со своей миссией. Она вырастила трех замечательных, трудолюбивых и талантливых детей. Также она не оставила подкидыша Цыганка и воспитала его как родного. Ее теплом и энергией питались ее родные. Она работала от зари до зари, но успевала дарить внимание и заботу каждому члену семьи. Благодаря бабушке в доме Кашириных всегда царили уют, тепло и спокойствие.

Свою жизнь Акулина Ивановна посвятила людям. Она помогала преодолевать жизненные трудности и духовно обогащала людей.

Именно от бабушки Алешка приобрел лучшие качества. Она научила внука искренней доброте, любви, научила не опускать руки в трудных ситуациях, не хранить обиду и не держать зла на людей… Бабушка поспособствовала формированию личности внука.

Многое пережила Акулина Ивановна за долгие годы жизни, но, не смотря ни на что, она не изменилась. Всю жизнь она анализировала свои поступки, пыталась делать людям добро, отдавала свою любовь и каждый день воспитывала в себе сильную, мудрую женщину.

Образ 4

Бесспорно, главнейшей личностью в судьбе Алеши Пешкова – действующего лица истории – была его бабушка. В первый раз подросток встретил ее после кончины папы – она пришла забрать их с матерью «на житье» к дедушке. В тот момент старушка представилась Алеше «черной, мягкой и удивительно интересной». А к тому же необыкновенной – все ее фразы и привычки были в диковинку для подростка. Однако достаточно быстро Алеша нашел общий язык со старушкой – такой добросердечной, теплой и радостной личностью она являлась.

Читайте также:
Анализ 4 действия пьесы М. Горького «На дне»: сочинение

Не кто иной, как бабушка приобщила подростка к русскому народному творчеству – слышать сказочные истории из ее уст было настоящим наслаждением: «Говорит, точно поет, и чем дальше, тем складней звучат слова. Слушать ее невыразимо приятно». И непосредственно старушка приучила внучка к таким словам как – блестящий, насыщенный, точный.

У дедушки, где Алеша ощущал себя беспокойно и не комфортно, только бабушка была защитницей своего внука, больше никому он был не нужен. Без всякого сомнения, окончательный выбор постоянно оставался за дедушкой как за главным человеком семейства, однако она всеми правдами и не правдами стремилась обезопасить внучка от того, что творилось под крышей его нового дома. А там была непрерывная вражда – между дедушкой и его отпрысками. И только старая женщина стремилась как-то сберечь семейство, старалась сказать каждому из них, что все они родственники и должны жить дружно.

Старая женщина стала Алеше матерью, а родная мать, после переселения в дом своего папы, вскоре «исчезла». Родная бабушка была той белой полосой, которая помогала крошечному подростку, дарила ему жизнерадостность, нежность и заботу, поддерживала в ежедневной борьбе за жизнь. Она старалась обезопасить внучка от дедушкиной злости, когда тот едва не забил Алешу насмерть, спасла его. Постоянно была его защитником, постоянно оказывала помощь и выручала.

Только благодаря его бабушке Алеша сумел познать Бога – не грозного и страшного, как у Кашириных, а добросердечного, нетребовательного, неравнодушного. Только родной человек в лице бабушке готовил подростка к действительности, пояснил ему все, что случается вокруг, под крышей этого дома и за его границами, как на это все правильно реагировать, как себя правильно вести. И так длилось до самого последнего ее вздоха. А когда старая женщина скончалась, пришел конец и молодости Алеши- он решил пойти «в люди».

Повзрослев и став мужчиной, повествователь, вернувшись в прошлое, в свои детские годы, преподносит родной старушке запоздавшую признательность. Признательность за то, что она стала ему мамой, озарила его образ жизни хорошим отношением, открыла в нем его способности.

Образ бабушки Акулины Ивановны в «Детстве» Горького

«Детство» – это не просто повесть, а еще и автобиография писателя. Он рассказывает о мальчишке Алеше. Самым родным человеком ребенка является Акулина Ивановна – его родная бабушка. Женщина очень любит внука и стремится заменить ему родителей, вырастить его настоящим человеком – добрым, умным, милосердным, работящим, отзывчивым и храбрым.

В описании Горького, бабушка внешне немного полновата и слегка горбатится, но, не смотря на это, она очень активная и трудолюбивая. Акулина Ивановна имеет большие, красивые, темные и искренние глаза, а также располагает своей дружелюбной улыбкой. Когда она говорит, то будто песню поет. А когда рассказывает былые истории, то словно интереснейшую сказку обрисовывает.

Героиня повести очень веселый и жизнерадостный человек, который может даже станцевать в теплой компании знакомых. Также она предстает перед читателем как решительная и мужественная женщина, которая однажды помогала тушить пожар и выносить вещи из огненного здания. Более того, она смогла лично организовать весь процесс, не задумываясь и не теряя ни секунды.

Бабушка наделена особым терпением. Когда-то ее муж – дедушка мальчика, очень обижал свою супругу, не проявлял к ней уважения и не хотел давать прокорм, всегда отличался большой скупостью. Несмотря на такое отношение, женщина не разочаровалась в жизни и людях. Наоборот, она принимает и выдерживает все трудности, которые ей преподносит судьба.

Будучи ребенком, Акулина Ивановна научилась красивому ремеслу – плести кружева. Это ей помогло не умереть от голода в тяжелые времена. Даже теперь, когда она уже в пожилом возрасте, люди обращаются за кружевами именно к ней, как к лучшему мастеру в округе.

Бабушка никогда в жизни ничего и никого не боялась. Но ее всегда настораживали и отпугивали черные тараканы. Как говорится в тексте произведения, она чувствовала их приближение на значительном расстоянии.

Акулина Ивановна очень милосердный и жалостливый человек. Старается помочь и всем и поддержать каждого без исключения. Соседи даже говорят, что она чересчур добрая, чуть ли не святая, удивляясь ее бескорыстности. А ведь человек и должен быть таким добродушным и отзывчивым, не требуя за это ничего взамен.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика Бабушки и ее образ в повести Детство

Популярные сегодня темы

Грубым человеком быть легко. Не надо беспокоится о том, что неприятные слова ранят другого человека, даже могут повлиять на его будущую жизнь. Люди с низкой самооценкой требуют поддержки

XX век в искусстве ознаменовался началом «Серебряного века». Когда он начался, в России произошли изменения в социальной среде, был глубокий кризис. Только что закончилась Первая мировая война

Известный художник Николай Павлович Чехов написал картину “Крестьянский мальчик. Ванька Жуков” по рассказу своего брата Антона Павловича Чехова, знаменитого писателя.

Начало написания 3 главы «Онегина» для Пушкина стал февраль 1824г. Уже осенью, а точнее – в октябре, глава была полностью завершена. Однако свет увидела она лишь спустя три года, тогда и была издана в печатном виде.

Часто мы слышим о равнодушии современных людей ко всему, что происходит в мире. Равнодушие – это чувство безразличия к происходящему, нежелание реагировать на него. Равнодушных людей не заботят глобальные

Сочинение Бабушка Акулина Ивановна (7 класс)

Повесть М. Горького под названием «Детство» считается автобиографией автора. В произведении центральной фигурой выступает бабушка писателя Акулина Ивановна Каширина. Он описал ее как доброго ангела. Женщина полна любви. Акулина Ивановна заботилась о внуке с его ранних лет, потому что парень был на половину сиротой.

Женщина хоть и носила фамилию Каширина, но она не стала жестокой в мещанской среде обитания. Акулина Ивановна всегда была доброй, терпеливой, скромной и заботливой. С годами она не растратила свои хорошие черты, а только приумножила их. Иногда судьба поступала жестоко с женщиной и была к ней не благосклонна. Много горя повидала Акулина Ивановна за всю свою жизнь. У нее было трудное детство, ее брак нельзя назвать счастливым, она похоронила пятнадцать своих родных детей. В старости она жила бедно, плохо питалась, а иногда вовсе была голодной. Ее муж часто поднимал на Акулину Ивановну руку, избивая ее просто так. Но, ничего из вышеперечисленного не смогло сломить ее внутренний мир. Женщина считала, что все, что с ней происходит это желание Бога. Она беспрекословно повиновалась его воле. Она верит в Бога и живет по его законам. Акулина Ивановна мужественно переносит все невзгоды. Женщина, несмотря на свою тяжелую судьбу, всегда старается помочь окружающим и поддержать их.

Читайте также:
Образ Луки и проблема истины и сострадания в пьесе М. Горького «На дне»: сочинение

Читатель видит Акулину Ивановну глазами маленького внука. Мальчик Алеша это главный герой произведения «Детство». Когда он в первый раз увидел Акулину Ивановну, то запомнил ее как круглую женщину с большими глазами и огромным носом. Несмотря на высокий рост и привычку сутулится, женщина двигалась плавно. У нее были густые волосы черного цвета. В общем, образ ее был светлым, а глаза излучали любовь и доброту.

Мальчик Алеша безумно любил свою бабушку. Он любит смотреть на ее танцы. В эти мгновения она словно преображается и молодеет. Мальчик любит подслушивать, как бабушка читает молитвы. Так же Акулина Ивановна любит рассказывать различные истории и знает их очень много. Алеша всегда делился с бабушкой своими переживаниями и страхами.

Акулина Ивановна – это сильная, волевая и храбрая женщина. Она часто жертвовала собой ради окружающих. Она заложила в характер Алеши хорошие человеческие качества. Именно благодаря ее урокам мальчик вырос сильным, честным и благородным человеком. Акулину Ивановну можно считать великой женщиной. Она достойна уважения.

Вариант 2

Одним из ключевых персонажей повести М. Горького «Детство» есть Акулина Ивановна Каширина. Образом для этого персонажа послужила сама бабушка Горького. Она со всей присущей бабушкам добротой и заботой подходит к своему внуку и пытается уберечь его от жестокого мира, от мира бедности и несправедливости, ведь ребенок не виноват, что он там очутился.

Характер старушки – удивителен. Являясь Кашириной и живя в мещанской среде, она не впитала в себя весь тот негатив, всю ту злобу, которая была так присуща тем, кто ее окружал. Она осталась доброй, жизнелюбивой женщиной, несмотря на тяжелую судьбу. На своем веку ей пришлось перенести нелегкое детство, не увенчавшееся успехом замужество, увидеть, как смерть забрала 15 родных детей, терпеть избиения от мужа и волочить голодную жизнь на старости лет. И казалось бы, что любой человек в такой ситуации просто опустит рука, но это не про Акулину Ивановну. Она принимала все удары судьбы, была терпеливой и молчаливо, без унываний души переносила все те трудности, что были предоставлены ей судьбой, при этом Акулина Ивановна старалась помогать окружающим и вносить краски в их жизни. Бабушка была набожным человеком, все время общалась через молитвы с Богом, считала все что происходит в жизни Его волей, поэтому и спокойно относилась ко всем невзгодам.

Портрет Акулины Ивановны виден для читателя через то, как воспринимает ее внук Алеша. Он крайне сильно любил бабушку. Любил смотреть на нее, когда она танцует, любил слушать молитвы и особенно ему нравилось, когда бабушка рассказывала истории и былины. Выходя из уст бабушки, они будь то бы оживали, становились явью, чем-то большим, нежели просто истории.

Именно Акулина Ивановна помогла Леше пройти через все трудности уже его жизненного пути, ведь она к сожалению, знала, насколько это не просто. Бабушка послужила отличным учителем и наставником для Алеши. Она заложила в нем те черты характера, которые позволили ему стать настоящим человеком, научиться преодолевать препятствия, которые так часто и так не вовремя подкидывает нам жизнь, быть сильным, но в тоже время добрым. За все это Леша очень благодарен бабушке: «…Это ее бескорыстная любовь к миру обогатила меня, насытив крепкой силой для трудной жизни».

Подведя итог, можно смело заявить, что Акулина Ивановна была по истине чудесно и неповторимой женщиной, бабушкой, которая смогла смело противостоять всем трудностям жизни и при этом остаться человечной. Смогла передать все то хорошее, что у нее было своему внуку и окружающим, никогда не оставляя в их памяти плохого о себе.

Характеристика Бабушки Акулины Ивановны

Наверное, нет такого писателя, который бы не стал за все время популярным и знаменитым. И Горький не стал исключением, а все, потому что он создал огромное количество произведений.

Произведение «Детство» автор написал по своей биографии. И из обычного и маленького мальчика вырос в умного и образованного. И он стал для нее не только опорой, но еще и поддержкой.

С самого детства его воспитывала бабушка, которая и стала в этом произведении главной героиней.

Именно она является не только уникальной, но еще и неповторимой женщиной. В ней сочетаются сразу же в чувственность, а также и силу воли, но еще и доброту души, и стержень характера. Больше всего на свете она ценит в людях справедливость. Кроме этого больше всего на свете она любит своего внука, которого всегда и во всем готова защищать и помогает решить ему проблемы, которые возникают в его жизни.

Она описывается как красивая женщина с красивыми и пышными волосами. И больше всего на свете она любила садиться напротив зеркала и, смотрясь в него, расчесывать свои длинные волосы. Перед сном она любила рассказывать своему внуку различные и очень интересные и захватывающие истории, которые очень даже нравились парню.

Кроме этого она постоянно ткала различные полотна, и вся деревня заказывала у нее эти прекрасные вещи.

А вот если говорить про ее любимого внука, то счастливым его нельзя назвать, а все, потому что он постоянно и везде находился один. А ведь однажды у него были родители, вот только до дел и забот о мальчике им дела не было. Вскоре они умерли и его забрала к себе бабушка. Больше всего на свете матери мальчика хотелось быть всегда свободной, а ребенок постоянно ей мешал.

Бабушка всегда учила мальчика думать мудро и всегда решать все при помощи ума, а не при помощи силы. Все что знала женщина, то она и старалась передать своему единственному внуку, а также она учила его правильно молиться и быть всегда справедливым.

После прочтения данного произведения становится намного понятнее автора, чем вначале. Он в свои маленькие годы пережил огромное количество горя. И мало кому вообще удается это все пережить, да к тому же не сломаться. И остаться в первую очередь человеком.

Образ бабушки Акулины Ивановны в «Детстве» Горького

Повесть Максима Горького «Детство» является автобиографической. В ней он описал жизнь полусироты Алеши Пешкова со сложным детством, на долю которого выпало не мало испытаний. Это было время расцвета жестоких нравов мещанства. Особая роль в жизни мальчика досталась его бабушке Акулине Ивановне. Именно она с самого детства занималась его воспитанием и научила мальчика переносить все удары судьбы с высокоподнятой головой.

Читайте также:
Изображение «дна»: сочинение

В своей повести он описывает ее как обладательницу огромных глаз, большой головы и смешного рыхлого носа. Алеша очень любил ее. Бабушке он мог доверить любую тайной, поведать о любом своем страхе. Для мальчика она стала воплощением заботы, доброты и света. Особенно этот внутренний свет выдавали ее глаза и улыбка. Она обладала очень приятным нежным голосом, и мальчик мог бесконечно слушать рассказываемые ею сказки и жизненные истории, которые оказали огромное влияние на формирование будущей личности Алеши.

А еще бабушка Акулина танцевала, но танцевала она так словно пыталась о чем – то поведать. Танец был для нее не просто движениями, он нес в себе некий внутренний смысл. Она была не на кого не похожа. И это далеко не все ее таланты. Акулина Ивановна также была искусной кружевницей. Научилась этому ремеслу она еще в юности, когда ее семья жила впроголодь, и она таким образом зарабатывала на хлеб. Судьба ее была не легкой. Главы семьи они лишились рано и мать Акулины еле сводила концы с концами. Именно поэтому Акулине пришлось рано повзрослеть и познать заботы взрослой жизни.

Не повезло ей и в замужестве. Муж бил ее, а ей приходилось с этим мириться. Алеша не понимал этого, но бабушка объясняла поведение мужа как выпавшее на ее долю испытание, через которое она непременно должна была пройти.

Акулина Ивановна была человеком набожным, часто молилась и абсолютно обо всем рассказывала Богу. Вера в Бога давала ей силы справляться с жизненными тяготами и лишениями. Несмотря на свою не простую жизнь она не стала озлобленной и черствой, в ее сердце всегда было место для сочувствия и жалости, поддержки ближнего и неравнодушия к чужому горю. В ней сочетались сила воли и доброта души. Она никогда не жаловалась на судьбу.

Благодаря ее воспитанию простой мальчуган Алеша Пешков вырастает настоящим мужчиной, ведь от бабушки Акулины он унаследовал стойкость характера, мудрость и храбрость. Она была его главным наставником и самым близким другом.

Характеристика Бабушки и ее образ в повести Детство

В 1913 году вышла первая часть трилогии «Детство». Его автор Алексей Максимович Горький описал в ней своё детство. В ней автор описал всех своих реальных родственников, Акулина Ивановна была бабушкой главного героя рассказа Алеши. Как в жизни, так и в произведении у неё была своя роль. Она появляется на протяжении всего произведения.

Автор дал её описание, как женщине с пышными формами, большой головой и красивыми и умными глазами. Её волосами он восторгался, они были длинными, густыми и имели необыкновенно красивый цвет. Бабушка их любила, долго расчесывала перед зеркалом. Она была душевной, доброй и бескорыстной, любила всех своих домочадцев, невзирая на их поведение и характер. В рассказе ей было чуть большее шестидесяти лет.

У неё был певучий голос, а манера разговора мягкая и тихая. Для своего любимого внука, который остался сиротой, она с легкостью придумывала разные интересные истории. На жизнь она зарабатывала тем, что плела кружевные вещи, которые были восхитительны. Она любила дома проводить семейные посиделки.

Помимо своей доброты и мягкости, она была невероятно смелая и отважная женщина, когда у них дома произошел пожар, она рисковала своей жизнью, спасая своих близких и свою животину.

Её судьба была не из легких. В детстве у неё рано умер отец, и ей пришлось взять ответственность на себя, потому что мать была больна. Она с ранних лет обеспечивала себя и своих братьев и сестер, помогая матери. В 13 лет она вышла замуж и родила мужу 18 детей, но только трое их них выжили. В их семье рос приемный мальчик, но они относились к нему, как к своему собственному ребенку. Муж был жестоким человеком, бил её и детей, а под старость вообще лишил её средств к существованию, ей пришлось опять самой добывать деньги на жизнь.

Акулина Ивановна была набожным человеком. Вера в бога и надежда помогает ей пережить все трудности, которые ей преподносит жизнь. Она никогда не унижается и идет по жизни с гордо поднятой головой. Только иконы знают, как ей тяжело, она им жалуется на быт и усталость.

В жизни бабушки её внук Алеша занимает особое место. Она его баловала и любила больше жизни. Она выступала проводником по жизни, между маленьким мальчиком и большим жестоким миром. Внук тоже очень любил свою бабушку, она была единственным человеком, который озарял для него весь мир, он мог только с ней посидеть и поделиться своими проблемами, она не только его выслушивала, но и помогала советом. Бабушка повлияла на то, каким человеком он вырос, она сформировала его личность. Он взял её лучшие черты.

Бабушка Акулина Ивановна

Популярные сочинения

Одним из отрицательных персонажей комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» является Тарас Скотинин. Он был не молодым дворянином, небогатым помещиком и братом госпожи Простаковой.

В своем рассказе «Возвращение» Андрей Платонов повествует о тяжелых послевоенных временах. Главным героем произведения является капитан Алексей Иванов, вернувшийся домой после войны.

Александр Павлович изобразил очень важный момент. Взгляду зрителя предстаёт картина предстоящего боя. Русский народ настроен очень серьёзно, он не имеет ни малейшего желания жить под игом

Образ и характеристика Бабушки в повести Детство Горького сочинение

Бабушка главного героя произведения Алеши Пешкова Акулина Ивановна является персонажем, которому отведена особая роль.

Писатель изображает героиню в образе полной женщины, имеющей большую голову, крупные глаза и смешной рыхлый нос, отличающейся внутренним теплом, душевностью и добротой, чутким отношением к окружающим и бескорыстной любовью.

Акулине Ивановне характерна особая манера разговора, в которой слова произносятся в ласковой, складной форме нараспев. Обладая необычайной врожденной одаренностью, бабушка рассказывает внуку сказочные и реальные истории, которые оказывают значительное влияние на развитие личности будущего писателя, помогая преодолевать жизненные трудности и получая ценные уроки.

Являясь искусной рукодельницей, Акулина Ивановна выполняет заказы горожан, плетя изысканные кружевные творения и вышивая причудливые узоры. Будучи любительницей плясок и веселья, Алешина бабушка преподносит обычный танец в виде наполненного внутренним смыслом действия, рассказывая в пляске о чем-то своем.

Присущие бабуле мужественность, храбрость, героизм ярко проявляются в описании сцены пожара, когда Акулина Ивановна мечется по двору, успевая и спасти людей, и животных, а также распоряжаться тушением огня, не обращая внимание на полученные ею ожоги и боль.

Читайте также:
История написания и идея романа Мать: сочинение

С детства бабушкина жизнь была нелегкой, рано оставшись без отца еще девочкой ей пришлось работать, чтобы помогать матери-инвалиду содержать семью. Оказавшись замужем за суровым и жестоким дедом, она покорно сносит его ругательства и побои, переживая за внуков и детей, которые не ладят между собой, объясняя, что муж намного старше ее и необходимо проявлять к нему уважение и терпение.

Бабушка очень религиозна и в ее душе бог занимает особое место, помогая ей терпеливо и стойко переносить все трудные ситуации. Она ежедневно беседует с иконами, подробно передавая всевышнему события минувшего дня и свои душевных переживаниях. При этом любит нюхать табак и не откажется от стакана вина.

Многие из окружающих, глядя на Акулину Ивановну, считают ее блаженной, но писатель утверждает, что все характерные качества бабушки основаны на ее человеческой мудрости, которая не ставит материальные блага во главу жизненных ценностей, несмотря на тяготы бренного существования, ощущая к окружающему ее миру лишь искреннюю бескорыстную любовь и сострадание.

2 вариант

В произведение Горького “Детство” важным персонажем является бабушка главного героя. Из рассказа мы узнаем, что бабушку зовут Пешкова Акулина Ивановна.

Автор описывает ее как полную женщину с непривычными для всех размерами головы. На ее большой голове красуются соответственно большие глаза и к заключению образа рыхлый, немного смешной нос. Душа ее была бескорыстна, ко всем относилась с добротой, от нее так и веяло внутренним душевным теплом. Эта душевность проявлялась в ее манере разговора. Все слова произносящие Акулиной были в уменьшительно ласкательной форме.

В жизни главного героя бабушка сыграла не малую роль. Ее рассказы и истории складывали психику и мировоззрение Алеши с самого детства. А именно эти вымышленные и реальные истории повлияли на развитие личности Алеши, как будущего писателя. В уже более сознательном возрасте все рассказы, которые слышал Алеша от бабушки, помогали справляться с трудностями, встречавших его на пути. Из всего услышанного внук извлекал все самое нужное и ценное.

Подрабатывала Акулина Ивановна, когда брала заказы у горожан и односельчан. Она, обладая прекрасным мастерством вязания, выполняла разные кружевные творения. На вязании ее таланты не заканчиваются, она любила танцы и пляски и могла обычный танец превратить во что-то необычное и глубокомысленное, выполненное с душой.

Ее наполняли такие качества, как: храбрость, мужественность, героизм. Все это мы можем наблюдать во время сцены с пожаром. Она, не задумываясь о полученной боли, спасает одновременно, и людей, и животных при этом туша пожар.

С детства Акулина встречает на своем жизненном пути много препятствий. С раннего возраста ей пришлось пойти работать, что бы обеспечить семью. Так как отец умер, а мать была инвалидом. Из-за воспитанных в ней качеств, Акулина терпит все ругательства и побои мужа с мыслью, что он старше и нужно его уважать, думая о спокойствие детей, которого, к сожаление, нет. Дети и внуки не ладят между собой.

Вера в Бога помогает Акулине преодолеть все трудности и невзгоды, которые происходят с ней в жизни.

Сочинение Бабушка в рассказе Детство

Детство Алексея Пешкова прошло в многочисленной семье Кашириных. Василий Васильевич и Акулина Ивановна были родителями матери Алеши. После смерти ее мужа Максима, Каширины забрали Алешу с матерью к себе в Нижний Новгород. Дедушка Алексея держал собственную мастерскую, и, помимо его сыновей, в доме у них жили мастеровые. Все они оказали какое-либо влияние на мальчика, но самым близким и любимым человеком для него стала бабушка.

Бабушка Акулина Ивановна была уже пожилой женщиной, ей перевалило за шестой десяток. Она была полная, круглолицая, у нее были большие глаза и длинная грива волос, которые бабушка всегда долго расчесывала. Ее облик притягивал взгляды всех окружающих, она вся светилась изнутри добрым, ласковым светом. Акулина Ивановна была мастерицей рассказывать сказки и старинные предания, слушать которые всегда собиралось много народа. Талантливая рассказчица, она заставляла своих слушателей смеяться и плакать над своими рассказами. Бабушка могла и выйти станцевать, и ее танец оказывал на зрителей такое же завораживающее действие, как и предания.

Особое место в жизни Акулины Ивановны занимает искренняя вера в Бога. Бабушка ежедневно ведет с ним беседы, рассказывает ему о происходящих событиях, советуется с ним по любому поводу, общаясь с ним, как с живым близким человеком. Вера в Бога помогает Акулине Ивановне преодолевать все тяготы жизни, а жизнь ее не слишком баловала. Росла она без отца, и с самого детства она помогала матери по хозяйству. Потом она вышла замуж. И ей пришлось терпеть побои мужа. Но бабушка, как истинно русская женщина, стойко и мужественно переносит все жизненные невзгоды.

Особенно ярко ее крепкий и сильный характер проявляется во время пожара, случившегося в доме Кашириных. Бесстрашно бабушка бросилась в полыхающую мастерскую, чтобы вынести оттуда бутыль с купоросом, получила там сильные ожоги, но сумела остановить взвившуюся на дыбы лошадь, и не ушла со двора до конца пожара.

Мужество и стойкость Акулины Ивановны, ее доброта и ласка, благожелательное отношение к окружающим людям, и на будущего великого писателя оказали огромное влияние в формировании и становлении его личности, что в будущем признавал и сам Максим Горький. Про Акулину Ивановну можно сказать словами другого великого русского писателя, Н. А. Некрасова: «есть женщины в русских селеньях…»

Образ и характеристика Бабушки в повести Детство

Несколько интересных сочинений

В данном великолепном произведении, написанным гениальным писателем Александром Пушкиным, лежат события, которые затрагивают одни из самых важных моментов в истории России

Одним из ярких второстепенных персонажей сказочной пьесы для маленьких зрителей является Королева, представленная писателем в образе четырнадцатилетней девушки, отличающейся взбалмошным характером

Володимир Короленко був видатним українським та російським письменником. Він був гуманістом. У своїх творах митець ставив у центр людину, її переживання, проблеми та виклики. Твір

Картина «Свежий ветер. Волга» была написана знаменитым русским живописцем И.И. Левитаном в 1895 году. Данная картина является одной из лучших работ художника, несмотря на то, что ее создание давалось Левитану нелегко.

Произведение повествует о событиях, произошедшим в семье старого охотника Лариона Малявина и его внука Вани.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: