Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”).: сочинение

Люди дна: Характеры и судьбы пьесы На дне Горького

Пьеса Максима Горького “На дне” по сей день вызывает множество дискуссий среди критиков. Даже уже само название пьесы вызывает вопросы у читателей. Что имел автор под “дном”? По замыслу Горького дно-состояние души. Кроме того, это люди, оказавшиеся на дне, то есть на дне социальной лестницы.

Понятно, что герои произведения пребывает в состоянии депрессии, они находятся вне социума. Но каждый из героев старается найти свой путь в жизни, старается взять себя в руки и воплотить свои мечты в реальность.

Первого героя зовут Васька Пепел, ему присуще некое бунтарство в характере, он талантливый вор. Герой Клещ весьма хладнокровно персонаж, ведь он даже не вздохнул, когда в боли и мучениях умирала его дорогая жена Анна. Клещ по профессии слесарь, причем неплохой. Далее следует упомянуть любопытного персонажа Сатина, у него интересный взгляд на жизнь, его ценности отличаются от ценностей обычных людей, но свой потенциал он решил заглушить алкоголем, он беспробудно выпивает. Настя-девушка двадцати пяти лет от роду, радостей в жизни у нее мало, пожалуй самой значимой радостью для нее является роман “Роковая любовь”.

Персонаж Актер так же не брезгует алкоголем. Днями напролёт он только и делает, что пьёт. Его мечтой было стать известным актёром, но личность он слабая, он не хочет решать проблемы, ему гораздо легче выпить. Герой даже гордится своим положением. Странник Лука пытался воодущевить героя, но это ему не помогло, он в итоге повесился, не найдя в себе силы поверить в свой успех.

Противоречивая личность Настя. Она мечтает о большой и светлой любви, но в то же время торгует своим телом. У читателя возникает сомнение о возможности судить героиню, ведь Настя просто мечтает о пустом.

Странник Лука смог воодушевить каждого героя, ему удалось вселить немного надежды на лучшую жизнь в каждого персонажа. Герои всегда смотрели на Луку с неким удивлением, ведь он всех утешал, всех подбадривал, что необычно для обывателей ночлежки, ведь у них всегда царила злость и жестокость. Читатели не могут относиться к Луке только положительно либо только отрицательно, ведь например ничего плохого нет, в том, чтобы утешить умирающую Анну, но все-таки некоторым героям не помешало бы услышать правду горькую, нежели сладкую ложь.

2 вариант

Одним их жителей ночлежки является Бубнов, который раньше был хозяином одной мастерской. Его бросила супруга и сошлась с мастером. Сейчас герой опустился на самое дно. Ведет себя жестоко и эгоистично по отношению к другим постояльцам.

Настя занимается проституцией, считает, что больше ничего не умеет делать. Настя погружена в свой мир и мечтает о большой и чистой любви. Она очень добрая и верит в свои же сочиненные истории. О своем прошлом она также рассказывала, что ее любимому человеку не разрешили жениться его родители и поэтому Настя решила уйти из его жизни. Также рассказывала и другую версию. Она сожительствует с бароном, но между ними нет никаких связей. Насте приходится терпеть его насмешки все время. Девушка мечтательная, сентиментальная и наивная.

Был дворянином. В своей прошлой жизни он наделал много глупых вещей, и именно поэтому он стал обладателем ночлега. Он растрачивал свои денежные средства, затем принялся за казенные, за это его посадили в тюрьму. Он образованный и весьма неплохой человек, хоть и со своими замашками барина. Не может смириться со своей прежней жизнью и поэтому подсел на стакан. Но и сам ничего не предпринимает, чтобы хоть как-то изменить свою жизнь.

Мужчина, в прошлом работал в театре, играл в спектаклях. Живя в ночлежке тоже пьянствует, считает, что именно алкоголь и погубил его. Актер так пьет, что от этого ухудшилась его память, порой не может вспомнить даже как его зовут, хотя раньше знал все произведения наизусть. Хочет вернуть свою прежнюю жизнь.

Родилась в простой семье, которая была бедна. Сейчас она проживает вместе со своим мужем в ночлежке. Анна постепенно угасает, она больна. Ее муж постоянно над ней издевался и бил ее, поэтому она и заболела. Она прикована к кровати и ничего не ест. Муж и сейчас продолжает над ней издеваться. Сама анна добродушная и не злопамятная женщина. Проживя тридцать лет в муках и страданиях, умерла от болезни.

Является мужем Анны и работает слесарем. Клеш трудолюбив, работает он с самого детства. Он не любит людей таких людей, которые получают деньги обманным путем. Он долго не мог смириться со своей нынешней жизнью. Пытается вырваться из нее, но у него не получается. Ему пришлось продать свои инструменты, чтобы похоронить свою жену. Теперь у мужчины нет работы.

Он был хорошим человеком, трудолюбивым. Образованный и прямолинейный. Он сидел в тюрьме за убийство. Он заступился за свою сестру. В тюрьме научился играть в карты. Затем начал пить и так его жизнь пошла по наклонной вниз. Сатин не хочет изменить и благоустроить свою жизнь. Считает, что нужно просто жить и не стремиться ни к чему.

Характеры и судьбы

Персонажи пьесы Горького «На дне» падшие люди и изгои, они презирают и ненавидят хозяев жизни. Автор пьесы показал читателям, что кроме богатой сытой жизни, есть еще другая сторона-сторона бедности и страданий и полной нищеты. В этой пьесе люди «дна», которых опровергли когда-то. Живут они в страшном месте-в подвале с обрушенными стенами и потолком.

Почему же герой произведения оказались на дне??

Одним из героев является Актер. Дошел он до такой нищей жизни, так как начал злоупотреблять алкоголем. Васька по кличке Пепел сидел уже сидел немалый срок, отец его-вор и постоянно обитал в тюрьме, вот и сын пошел по его стопам. Бубнов потерял свою мастерскую, так как жена ему изменила, и затем скатился до такой ужасной жизни. Следующий персонаж Сатин, был раньше телеграфистом. Отсидел приличный срок, так как убил человека, который оскорбил его сестру.

И все находящиеся люди на этой ночлежке винят в своей жизни не себя, а обстоятельства жизни. Даже если бы их не настигли такие обстоятельства и трудности жизни, с которыми они якобы не смогли справиться, они бы все равно оказались в таком «дне». Ведь даже Бубнов говорил, что все равно пропил бы мастерскую. И потерю мастерской он аргументирует тем, что жена завела любовника, изменяла ему, а все это документально было оформлено на супругу.

Читайте также:
Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького На дне?: сочинение

А ведь Барон мог бы исправить все свои дела другим путем, не красть казенные деньги, а вложить свои деньги, которые у него имелись. А Сатин мог бы не убивать обидчика своей сестры, а проучить его как-то по-другому.

В всех этих людей нет будущего, но они бы могли не попасть в такую жизнь. Все обитатели жизни «на дне» теперь утешают себя мечтами и воспоминаниями о прошлой хорошей жизни. Они живут в иллюзиях. Например, Барон, Бубнов и Актер вспоминают свое безвозвратное прошлое. Проститутка по имени Настя мечтает о большой и светлой любви. Слесарь, по кличке Клещ, всегда говорит, что может выбраться отсюда, когда умрет жена, что он рабочий человек. Но после ее смерти вместе с другими обитателям запел «Я и так не убегу», в принципе, как и все остальные персонажи произведения. Актер верит, что к нему вернется сила, память и его талант. Анна мечтает о загробной жизни и о том, что наконец-то она будет в покое. Пепел мечтает уехать и вместе со своей любимой девушкой начать все с чистого листа. А странник Лука поддерживает все эти иллюзии, он что-то вроде проповедника и всех утешает.

И все эти нищие униженны люди ведут споры между собой. Они спорят о труде, счастье, таланте, законах. Где же пути спасения всех этих людей и смогут ли они отсюда выбраться? Люди смогут подняться на поверхность и выйти с этого дна, когда наконец-то начнут уважать себя и когда будут достойными называться людьми. Ведь звание человека нужно заслужить.

Также читают:

Картинка к сочинению Люди дна: Характеры и судьбы пьесы На дне

Популярные сегодня темы

У каждого из нас есть своя любимая вещь. У кого-то это велосипед, у кого-то – компьютер. Моя любимая вещь – книга.

Людям свойственна тяга к объединению, к зависимости от мнения других людей. Именно поэтому политические силы часто формируют из людей толпы. Конечно, толпа в некотором смысле трудно управляется

Глуповцы символизируют русский народ. В произведении представлены настолько глупыми, что об их глупостях создаются истории и легенды. Любой, кто бы мог стать их правителем, пытается избежать этой участи

Манилов и Чичиков в легендарном произведении российского автора схожи прежде всего внешне. Более того, своим поведением Чичиков схож с многими помещиками и не заметить этого, читая произведение, просто невозможно

Роман-эпопея переполнен глубокими мыслями, анализом различных жизненных ситуаций, поиском себя и своего места в этом большом мире, разнообразными отношениями, благородством и пороками

Урок литературы на тему “М.Горький. Пьеса «На дне» как философская драма. Острая критика действительности в пьесе, трагические судьбы «дна»”

Разделы: Литература

Цели урока:

  • углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы М. Горького; познакомить учащихся с историей создания пьесы “На дне”.
  • на основе непосредственных впечатлений от прочтения пьесы провести комплексный анализ произведения, рассмотрев проблематику, сюжетно-композиционные особенности, своеобразие художественных образов.
  • совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивая умение выделять главные, существенные моментыв развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы.
  • работая над анализом произведения, формировать у учащихся собственное отношение к событиям и героям пьесы, тем самым способствовать развитию активной жизненной позиции, умения отстоять собственную точку зрения.
  • развивать навыки исследования художественного текста.
  • на примере героев воспитывать лучшие человеческие качества: сострадание, милосердие, гуманизм.
  • воспитывать внимательное отношение к слову.

I. Орг. момент, объяснение целей и задач урока.

Сегодня мы продолжаем с вами изучение творчества А. Горького. На предыдущем уроке мы говорили о жизни писателя, рассмотрев творчество в общих чертах. А сегодня наша задача будет заключаться в том, чтобы более детально подойти к этому вопросу: мы остановимся на изучении и анализе пьесы А. Горького “На дне”.

Перед непосредственным анализом произведения мне бы хотелось напомнить вам о том, что, знакомясь с произведениями литературы, искусства, не нужно делать поспешных выводов: сложно, непонятно. Помните: чтобы понять, нужно, по замечанию Л. Н. Толстого, “заставить ум свой действовать со всею ему возможною силою”.

II. Литературный настрой, поэтическая пятиминутка.

III. Переход к теме урока.

1. Рассказ учителя об истории написания пьесы “На дне”.

В 1900 г., когда артисты Художественного театра ездили в Крым, чтобы показать Чехову его пьесы “Чайка” и “Дядя Ваня”, они познакомились с Горьким. Руководитель театра Немирович-Данченко говорил им, что театру предстоит задача не только “пленить своим искусством Чехова, но и заразить желанием Горького написать пьесу”.

В следующем году Горький передал Художественному театру свою пьесу “Мещане”. Первое представление горьковской пьесы Художественным театром состоялось 26 марта 1902 году, в Петербурге, куда театр выехал на весенние гастроли. Впервые на сцене появился новый герой: революционер-рабочий, машинист Нил, человек, сознающий свою силу, уверенный в победе. И хотя цензура вычеркнула из пьесы все “опасные” места, вычеркнула и слова Нила: “Хозяин тот, кто трудится!”, “прав – не дают, права – берут”, все-таки пьеса звучала в целом как призыв к свободе, борьбе.

Правительство боялось, что спектакль превратился в революционную демонстрацию. Во время генеральной репетиции пьесы театр был окружен полицией, а в театре были расставлены переодетые городовые; на площади перед театром разъезжали конные жандармы. “Можно было подумать, что готовились не к генеральной репетиции, а к генеральному сражению”, – писал позднее Станиславский.

Почти одновременно с пьесой “Мещане” Горький работал над второй пьесой, “На дне”. В этой новой пьесе еще более резко и смело звучал протест против капиталистического общества. Горький показал в ней новый, незнакомый мир – мир босяков, людей, опустившихся на самое дно жизни.

В августе 1902 года Горький передал пьесу Немировичу-Данченко. Начались репетиции, и Горькому часто теперь приходилось бывать в Москве. Артисты и режиссер работали с увлечением, ходили на Хитров рынок, в ночлежки, где жили босяки, и Горький много рассказывал о жизни своих героев помогал правильнее понять их жизнь, привычки.

О. Л. Книппер-Чехова вспоминала, как на одной из репетиций Горький рассказал: “Читал я “На дне” в ночлежке, настоящему Барону, настоящей Насте. Понимаете! Плакали в ночлежке, кричали: “Мы хуже!”. Целовали меня, обнимали. “. 18 декабря 1902 года состоялась премьера пьесы. Без конца вызывали актеров, режиссеров, автора. Спектакль превратился в бурное чествование А. М. Горького; он вышел на сцену взволнованный, растерянный, – такого успеха он не ожидал. Большой, немного сутулый, он хмурился и от смущения забыл бросить папиросу, которую держал в зубах, забыл, что надо кланяться.

Читайте также:
Раскрытие героических характеров людей в произведениях Горького: сочинение

Огромная толпа, не попавшая на спектакль, долго стояла у театра. Полиция убеждала публику разойтись, но никто не уходил – ждали Горького, чтобы только посмотреть на него.

А работа над пьесой была сложной и напряженной. “Без солнца” – “Ночлежка” – “В ночлежном доме” – “На дне” – так изменялось ее название. История названия в какой-то мере обозначает общие контуры работы автора над пьесой. Об этом процессе есть свидетельства современников. “Был я в Арзамасе у Горького, – писал Л. Андреев, – и слышал новую его драму “В ночлежном доме” или “На дне” (он еще не остановился на том или другом заглавии). Он нагромоздил гору жесточайших страданий, бросил в кучу десятки разнохарактерных лиц – и все объединил жгучим стремлением к правде и справедливости”.

2. Работа аналитического характера по пьесе М. Горького “На дне”.

а) Беседа по вопросам:

– Как вы думаете, почему автор остановил свой выбор на названии “На дне”? – Что хотел этим автор показать читателю?

– Название “На дне” рождает чувство перспективы, так и хочется далее поставить многоточие. Что происходит “на дне”? “На дне” чего, только ли жизни? Может быть, и души? (Да, именно этот смысл приобретает первостепенное значение. “На дне” как философская драма, раздумье о назначении и возможностях человека и о сути человеческого отношения к человеку. “Дно жизни” – трагический образ пьесы; обнаженная правда бытовых реалий и резкая контрастность красок: антитеза ночлежки – пещеры и за ее стенами пробуждающейся природы – смерти и жизни.)

б) Работа над образами и особенностями композиции пьесы.

Композиция пьесы предусматривает следующие части:

  1. Экспозиция – вступительная часть (факультативная часть), которая на начальном этапе анализа художественного произведения помогает ответить на ряд вопросов: где?, когда?, что происходит? – и даёт первоначальное представление о действующих героях.
  2. Завязка – событие, с которого начинается действие.
  3. Развитие действия.
  4. Кульминация – наивысшая точка в развитии действия.
  5. Спад действия.
  6. Развязка – событие, которым заканчивается действие.

Композицию пьесы можно представить в виде следующей графической схемы:

(Далее при аналитической работе определяется соответствие того или иного эпизода произведения соответствующему пункту схемы. В итоге анализа получается сюжетно-композиционная схема, которая наглядно помогает представить цепочку событий, составляющих сюжет произведения, и раскрыть особенности строения изучаемого произведения. По ходу анализа совершенствуется умение давать индивидуальную и обобщенную характеристику героям, углубляются знания о композиции и сюжете.)

– Пьеса начинается с авторской ремарки. Как вы думаете, почему она столь пространна? – С кем и как мы знакомимся в экспозиции? (17 героев в пьесе, и с 10-ю из них мы знакомимся в экспозиции) – Что вы можете сказать о героях? – Какие темы отчетливо звучат в спорах и размышлениях героев? Каковы их взгляды на жизнь? – Завязка пьесы – появление Луки. Какие события “завязываются” в этот момент? Какие струны души затрагивает странник своими неожиданно человечно звучащими в ночлежке словами? – Охарактеризуйте Луку по его репликам.

– II-е действие начинается с песни “Солнце всходит и заходит”, стихи Беранже создают своеобразный музыкальный фон событий. Но только ли? Какова роль песни во II действии?

– Как с развитием действия меняются герои? Какие выходы видят они из создавшейся ситуации? (Настя “отдушину” видит в чтении и вышивке, живет сказочными фантазиями о прошедшей, настоящей любви. “Лишняя я здесь,” – говоря эти слова, Настя как бы отгораживается от жителей ночлежки. Наташа тоже живет надеждами на лучшее, поэтому и защищает Настю: “Видно, вранье-то приятнее правды. Я – тоже. Выдумываю. Выдумываю и – жду. “. Клещ думает вырваться: “Я рабочий человек”, – заявляет он. Пепел мечтает вырваться: “Лучше надо жить! Надо так жить. чтобы самому себя можно мне было уважать. ” Поддержку он видит в Наташе: “Ты пойми. Назови ты. А ты – молодая елочка – и колешься, а сдержишь. ” Актер мечтает вылечиться: “Я сегодня – работал, мел улицу. а водки не пил!”)

– Во II действии Актер читает стихи:
“Господа! Если к правде святой
Мир дорогу найти не умеет, –
Честь безумцу, который навеет
Человечеству сон золотой.”

Как вы понимаете эти строки?

– IV действие начинается с того, что герои вспоминают о Луке. Как вы теперь охарактеризуете Луку?

3. Итогом анализа можно считать ответы на вопросы:

Отношение героев и автора к существующим порядкам.

  • Место и роль человека в жизни.
  • Нужна ли человеку правда?
  • Возможно ли изменить жизнь?

В судьбе героев пьесы “На дне” Горький увидел “вещественное преступление”, которое совершается обществом. Горький сумел показать в драме новых героев, которых еще не видела сцена – он вывел на нее босяков. Горький сумел прямо и недвусмысленно указать на “виновников преступления”. В этом ее социальный и политический смысл пьесы, причина, по которой ее назвали пьесой – буревестником.

IV. Итоги урока. Выводы. Домашнее задание.

«Дно жизни» трагический образ пьесы А. М. Горького «На дне»

Сочинение на тему «Дно жизни» — трагический образ пьесы М. Горького «На дне»

Люди, которые попали на дно, уже никогда не поднимутся к свету, к новой жизни. Тема униженных и оскорбленных не нова в русской литературе. Вспомним героев Достоевского, которым тоже “уже некуда больше идти”. Много сходных черт можно найти у героев Достоевского и Горького: это тот же мир пьяниц, воров, проституток и сутенеров. Только у последнего он показан еще более страшно и реалистично.

В пьесе Горького зрители впервые увидели незнакомый им мир отверженных. Такой суровой, беспощадной правды о жизни социальных низов, об их беспросветной участи мировая драматургия еще не знала. Под сводами костылевской ночлежки оказались люди самых различных характеров и социального положения. Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде; и Пепел, жаждущий правильной жизни; и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе; и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.

Читайте также:
Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы: сочинение

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие их черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. Буквально несколькими словами обозначен весь трагизм судьбы Анны. “Не помню, когда я сыта была… — говорит она. — Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…” Рабочий Клещ вздыхает о безысходной своей доле: “Работы нет… силы нет… Вот — правда! Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!”

Обитатели “дна” выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит “дно”, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Умирает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени.

Здесь, в этом страшном мире отверженных, действуют волчьи законы “дна”. Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из “хозяев жизни”, который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку. Столь же отвратительна своей безнравственностью и его жена Василиса.

Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчастных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и красоте: “Человек — вот правда! Все — в человеке, все — для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит — гордо!”

Высокие слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель. И этот контраст приобретает особый смысл…

Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому Алексей Максимович и вкладывает свои мысли в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

Закажите работу от 200 рублей

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

Каждый из них наделен своими индивидуальными чертами. Здесь и рабочий Клещ, мечтающий о честном труде; и Пепел, жаждущий правильной жизни; и Актер, весь поглощенный воспоминаниями о своей былой славе; и Настя, страстно рвущаяся к большой, настоящей любви. Все они достойны лучшей участи. Тем трагичнее их положение сейчас. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком и обречен влачить жалкое существование.

Горький не дает подробного изложения биографий героев пьесы, но и те немногие их черты, которые он воспроизводит, прекрасно раскрывают замысел автора. Буквально несколькими словами обозначен весь трагизм судьбы Анны. “Не помню, когда я сыта была… — говорит она. — Над каждым куском хлеба тряслась… Всю жизнь мою дрожала… Мучилась…

как бы больше другого не съесть… Всю жизнь в отрепьях ходила… всю мою несчастную жизнь…” Рабочий Клещ вздыхает о безысходной своей доле: “Работы нет… силы нет… Вот — правда!

Пристанища, пристанища нету! Издыхать надо… Вот правда!” Обитатели “дна” выброшены из жизни в силу условий, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, ему грозит “дно”, неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель.

Умирает Анна, кончает с собой Актер, да и остальные измотаны, изуродованы жизнью до последней степени. Здесь, в этом страшном мире отверженных, действуют волчьи законы “дна”. Вызывает отвращение фигура содержателя ночлежки Костылева, одного из “хозяев жизни”, который готов даже из своих несчастных и обездоленных постояльцев выжать последнюю копейку.

Столь же отвратительна своей безнравственностью и его жена Василиса. Страшная участь обитателей ночлежки становится особенно очевидной, если сопоставить ее с тем, к чему призван человек. Под темными и угрюмыми сводами ночлежного дома, среди жалких и искалеченных, несчаст ных и бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о человеке, о его призвании, о его силе и красоте: “Человек — вот правда! Все — в человеке, все — для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек!

Это великолепно! Это звучит — гордо!” Высокие слова о том, каким должен быть и каким может быть человек, еще резче оттеняют ту картину действительного положения человека, которую рисует писатель.

И этот контраст приобретает особый смысл… Пламенный монолог Сатина о человеке звучит несколько неестественно в атмосфере непроглядной тьмы, особенно после того, как ушел Лука, повесился Актер, посажен в тюрьму Васька Пепел. Это чувствовал сам писатель и объяснял это тем, что в пьесе должен быть резонер (выразитель мыслей автора), но героев, которых изобразил Горький, трудно назвать выразителями чьих-либо идей вообще. Поэтому Алексей Максимович и вкладывает свои мысли в уста Сатина, самого свободолюбивого и справедливого персонажа.

Люди дна: Характеры и судьбы пьесы На дне Горького

Пьеса Максима Горького “На дне» по сей день вызывает множество дискуссий среди критиков. Даже уже само название пьесы вызывает вопросы у читателей. Что имел автор под “дном»? По замыслу Горького дно-состояние души. Кроме того, это люди, оказавшиеся на дне, то есть на дне социальной лестницы.

Читайте также:
Романтические произведения M. Горького.: сочинение

Понятно, что герои произведения пребывает в состоянии депрессии, они находятся вне социума. Но каждый из героев старается найти свой путь в жизни, старается взять себя в руки и воплотить свои мечты в реальность.

Первого героя зовут Васька Пепел, ему присуще некое бунтарство в характере, он талантливый вор. Герой Клещ весьма хладнокровно персонаж, ведь он даже не вздохнул, когда в боли и мучениях умирала его дорогая жена Анна. Клещ по профессии слесарь, причем неплохой. Далее следует упомянуть любопытного персонажа Сатина, у него интересный взгляд на жизнь, его ценности отличаются от ценностей обычных людей, но свой потенциал он решил заглушить алкоголем, он беспробудно выпивает. Настя-девушка двадцати пяти лет от роду, радостей в жизни у нее мало, пожалуй самой значимой радостью для нее является роман “Роковая любовь».

Персонаж Актер так же не брезгует алкоголем. Днями напролёт он только и делает, что пьёт. Его мечтой было стать известным актёром, но личность он слабая, он не хочет решать проблемы, ему гораздо легче выпить. Герой даже гордится своим положением. Странник Лука пытался воодущевить героя, но это ему не помогло, он в итоге повесился, не найдя в себе силы поверить в свой успех.

Противоречивая личность Настя. Она мечтает о большой и светлой любви, но в то же время торгует своим телом. У читателя возникает сомнение о возможности судить героиню, ведь Настя просто мечтает о пустом.

Странник Лука смог воодушевить каждого героя, ему удалось вселить немного надежды на лучшую жизнь в каждого персонажа. Герои всегда смотрели на Луку с неким удивлением, ведь он всех утешал, всех подбадривал, что необычно для обывателей ночлежки, ведь у них всегда царила злость и жестокость. Читатели не могут относиться к Луке только положительно либо только отрицательно, ведь например ничего плохого нет, в том, чтобы утешить умирающую Анну, но все-таки некоторым героям не помешало бы услышать правду горькую, нежели сладкую ложь.

Характеры и судьбы

Персонажи пьесы Горького «На дне» падшие люди и изгои, они презирают и ненавидят хозяев жизни. Автор пьесы показал читателям, что кроме богатой сытой жизни, есть еще другая сторона-сторона бедности и страданий и полной нищеты. В этой пьесе люди «дна», которых опровергли когда-то. Живут они в страшном месте-в подвале с обрушенными стенами и потолком.

Почему же герой произведения оказались на дне??

Одним из героев является Актер. Дошел он до такой нищей жизни, так как начал злоупотреблять алкоголем. Васька по кличке Пепел сидел уже сидел немалый срок, отец его-вор и постоянно обитал в тюрьме, вот и сын пошел по его стопам. Бубнов потерял свою мастерскую, так как жена ему изменила, и затем скатился до такой ужасной жизни. Следующий персонаж Сатин, был раньше телеграфистом. Отсидел приличный срок, так как убил человека, который оскорбил его сестру.

И все находящиеся люди на этой ночлежке винят в своей жизни не себя, а обстоятельства жизни. Даже если бы их не настигли такие обстоятельства и трудности жизни, с которыми они якобы не смогли справиться, они бы все равно оказались в таком «дне». Ведь даже Бубнов говорил, что все равно пропил бы мастерскую. И потерю мастерской он аргументирует тем, что жена завела любовника, изменяла ему, а все это документально было оформлено на супругу.

А ведь Барон мог бы исправить все свои дела другим путем, не красть казенные деньги, а вложить свои деньги, которые у него имелись. А Сатин мог бы не убивать обидчика своей сестры, а проучить его как-то по-другому.

В всех этих людей нет будущего, но они бы могли не попасть в такую жизнь. Все обитатели жизни «на дне» теперь утешают себя мечтами и воспоминаниями о прошлой хорошей жизни. Они живут в иллюзиях. Например, Барон, Бубнов и Актер вспоминают свое безвозвратное прошлое. Проститутка по имени Настя мечтает о большой и светлой любви. Слесарь, по кличке Клещ, всегда говорит, что может выбраться отсюда, когда умрет жена, что он рабочий человек. Но после ее смерти вместе с другими обитателям запел «Я и так не убегу», в принципе, как и все остальные персонажи произведения. Актер верит, что к нему вернется сила, память и его талант. Анна мечтает о загробной жизни и о том, что наконец-то она будет в покое. Пепел мечтает уехать и вместе со своей любимой девушкой начать все с чистого листа. А странник Лука поддерживает все эти иллюзии, он что-то вроде проповедника и всех утешает.

И все эти нищие униженны люди ведут споры между собой. Они спорят о труде, счастье, таланте, законах. Где же пути спасения всех этих людей и смогут ли они отсюда выбраться? Люди смогут подняться на поверхность и выйти с этого дна, когда наконец-то начнут уважать себя и когда будут достойными называться людьми. Ведь звание человека нужно заслужить.

«На дне» (главные герои)

Пьесу «На дне» А.М. Горький написал зимой в 1901-1902 годах. Действие произведения происходит в ночлежке, которая располагалась в одном из петербургских подвалов. Этот подвал был похож на пещеру. Настолько он казался не жилым. Здесь живут люди, которые в силу разных обстоятельств спустились с небес социальной лестницы на дно. Это бывший барон, имевший когда-то поместья, владелец мехового цеха, ставший обыкновенным портным, провинциальный актер, познавший признание и популярность.

Главные герои пьесы «На дне»:

Михаил Иванович Костылев, 54 лет – содержатель ночлежки. Из тех, кто мягко стелет, да спать жестко. С женой обращается грубо, ее сестру попрекает куском хлеба, обижает ее. У Пепла скупает по дешевке ворованные вещи. Погибает от рук Васьки, защищавшего Наталью.

Василиса Карповна, жена Костылева, 26 лет. Женщина властная, своенравная. Мечтает избавиться от нелюбимого, старого мужа, имела любовника, но заметила, что любовник симпатизирует ее сестре. Василиса предлагает Ваське Пеплу освободить ее от мужа, а за услугу обещает не противиться его браку с сестрой.

Наташа, ее сестра, 20 лет. Безропотно терпит издевательства сестры и ее мужа. К Ваське особых чувств не испытывает, и свидетельствует против него. Из больницы сбежала, чтобы никогда не возвращаться к жестокой сестре.

Читайте также:
Образ бабушки (По повести Горького «Детство»): сочинение

Медведев, их дядя, полицейский, 50 лет. Считает, что человек должен вести себя смирно. Ему нравится торговка Квашня, и, в конце концов, он женится на ней. Несмотря на то, что он полицейский, он закрывает глаза на воровство Пепла и темные делишки других обитателей ночлежки

Васька Пепел, 28 лет – любовник Василисы, вор. Ему нравится Наталья, и ради нее он мечтает изменить свою жизнь. Он отказывает Василисе в ее просьбе убить мужа. Но защищая Наталью, он ударил Коростылева, и тот упал.

Клещ Андрей Митрич, слесарь, 40 лет – безработный. Всю жизнь измывался над женой. И довел ее до болезни.

Анна – жена Клеща, 30 лет. В пьесе это тяжело больная женщина с нелегкой судьбой. Муж всю жизнь бил ее. Жили и продолжают жить в нищете. Почувствовав доброту Луки, стала жаловаться ему.

Настя, девица, 24 лет – живет в выдуманном, а точнее в прочитанном ею мире. В глубине души мечтает о такой любви, как в книжках.

Квашня — торговка пельменями, под 40 лет. Считает себя независимой женщиной и решила никогда не выходить замуж. Был один муж, натерпелась от него и зареклась. Но в конце пьесы вышла замуж за полицейского Медведева.

Бубнов, картузник, 45 лет – когда-то был владельцем мехового цеха, но после развода оказался на улице. Шьет шапки, картузы на заказ.

Барон, 33 лет – сожитель Насти. В прошлом, как говорит, представитель высшего общества. За казнокрадство был лишен всего и посажен в тюрьму. Выйдя из тюрьмы, стал изгоем.

Сатин – пьяница и шулер.

Актер – в прошлом актер провинциального театра, спившийся и опустившийся обитатель ночлежки. Узнав, что где-то есть лечебница, в которой лечат от пьянства, мечтает попасть туда и излечиться, но Лука не говорит адрес лечебницы. Актер срывается и снова начинает пить. От безысходности он свел счеты с жизнью – повесился на пустыре.

Сатин и актер приятели примерно одного возраста. Им обоим лет под сорок.

Лука – самый неоднозначный герой пьесы. Странник, 60 лет. Умудрен жизненным опытом. Говорит складно, людям сочувствует. Морально поддерживает умирающую Анну. В отличие от других, ни с кем не конфликтует, для каждого из ночлежки находит доброе слово. По мнению Клеща, Лука не любил правды. Очень против правды восставал.

Татарин – крючник, или на современном языке такелажник. Человек порядочный, но игрок. Ловит Сатина на шулерстве.

Кривой зоб – тоже такелажник, любитель петь.

Алешка – сапожник и пьяница. Из-за своего пьянства частенько ночует в полицейском участке.

Пьеса заканчивается убийством Костылева, самобийством Актера. Наталья пропала. Пепел и Василиса в тюрьме. В этой пьесе нет политической подоплеки. Большинство героев оказались здесь, в этой ночлежке по собственной глупости, безволию, непониманию смысла жизни. Чаще люди опускаются на дно из-за своих пороков: пьянства, лени, страсти к игре.

Роль Луки в произведении

Поддерживает эти иллюзии Лука, странник. Он владеет мастерством утешителя и проповедника. Максим Горький этого героя изображает как врача, который считает неизлечимо больными всех людей и свое призвание видит в том, чтобы смягчить их боль и скрыть от них это. Однако на каждом шагу жизнь опровергает позицию данного героя. Анна, которой он обещает на небесах божественное воздаяние, хочет вдруг «еще немножко… пожить». Поверив сначала в излечение от алкоголизма, Актер сводит в конце пьесы счеты с жизнью. Васька Пепел определяет истинную ценность всем этим утешениям Луки. Он утверждает, что тот «сказки говорит» приятно, ведь так мало на свете хорошего.

Сочинение на тему трагические судьбы людей дна в пьесе горького на дне

На протяжении всего творчества М. Горького интересовал человек, личность, загадки его внутреннего мира. Человеческие мысли и чувства, надежды и мечты, сила и слабость — все это находит отражение на страницах пьесы М. Горького “На дне”. Ее персонажи — люди начала XX века, эпохи крушения старого мира и начала новой жизни. Но они отличаются от остальных тем, что общество отвергло их. Это изгои, люди “дна”. Страшно и неприглядно место, где живут Сатин, Актер, Бубнов, Васька Пепел и другие: “Подвал, похожий на пещеру. Потолок — тяжелые каменные своды, закопченные, с обвалившейся штукатуркой”. Почему обитатели ночлежки оказались на “дне” жизни, что привело их сюда? Актера погубило пристрастие к алкоголю: “Раньше, когда мой организм не был отравлен алкоголем, у меня, старик, была хорошая память… А теперь вот… кончено, брат! Все кончено для меня! ” Васька Пепел был выходцем из “воровской династии” и ему ничего не оставалось, как продолжить дело отца: “Мой путь — обозначен мне! Родитель всю жизнь в тюрьмах сидел и мне тоже заказал… Я когда маленький был, так уже в ту пору меня звали вор, воров сын…”. Бубнов, бывший скорняк, оставил мастерскую из-за измены жены и страха перед ее любовником: “… только мастерская-то на жену была… и остался я — как видишь!” Барон, разорившись, пошел служить в “казенную палату”, где совершил растрату. Сатин, одна из самых колоритных фигур ночлежки, в прошлом телеграфист. Он попал в тюрьму за убийство человека, оскорбившего его сестру. Почти все обитатели “дна” склонны винить не себя, а внешние жизненные обстоятельства в том, что они оказались в бедственном положении. Я думаю, что если бы эти обстоятельства сложились как-то иначе, ночлежников все равно постигла бы та же участь. Это подтверждает фраза, сказанная Бубновым: “Хоть, по правде говоря, пропил бы я мастерскую… Запой у меня, видишь ли…” По-видимому, катализатором падения этих людей послужило отсутствие какого-то нравственного стержня, без которого нет и не может быть личности. В качестве примера можно привести слова Актера: “Пропил я душу, старик… я, брат, погиб… А почему — погиб? Веры у меня не было… Кончен я…”. Первое же серьезное испытание у каждого закончилось крахом всей его жизни. А между тем, Барон мог бы поправить свои дела не путем кражи казенных средств, а вкладывая имеющиеся у него деньги в выгодные дела; Сатин мог проучить обидчика сестры другим способом; а для Васьки Пепла неужели мало нашлось бы мест на земле, где никто ничего не знает ни о его прошлом, ни о нем самом? И так можно сказать о многих обитателях “дна”. Да, у них нет будущего, однако в прошлом был шанс не попасть сюда, но они им не воспользовались. Теперь им остается только жить иллюзиями и несбыточными надеждами. Актер, Бубнов и Барон живут воспоминаниями о невозвратном прошлом, проститутка Настя тешится мечтами о великой настоящей любви. И вместе с тем, люди, один другого униженнее, отвергнутые обществом, ведут нескончаемые споры. Споры не столько о хлебе насущном, хотя и живут впроголодь, сколько о духовных и нравственных проблемах. Их интересуют такие вопросы, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, любовь, талант, закон, гордость, честность, совесть, сострадание, терпение, жалость, покой, смерть… Все это их волнует в связи с еще более важной проблемой: что такое человек, для чего он явился на землю, в чем подлинный смысл его бытия? Бубнова, Сатина, Луку вообще можно назвать философами ночлежки. Все герои пьесы, за исключением, пожалуй, Бубнова, отвергают “ночлежный” образ жизни, надеются на поворот судьбы, который вынесет их со “дна” на поверхность. Так, слесарь Клещ говорит: “Я —рабочий человек… я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу, кожу сдеру, а вылезу… Вот, погоди”, умрет жена…” Хронический пьяница Актер надеется на чудодейственную лечебницу с мраморными полами, которая вернет ему силу, здоровье, память, талант и аплодисменты зрителей. Несчастная страдалица Анна мечтает о покое и блаженстве в загробной жизни, где наконец-то ей воздастся за ее терпение и муки. Отчаянный Васька Пепел убивает хозяина ночлежки Костылева, видя в нем воплощение жизненного зла. Его мечта —уехать в Сибирь и начать там новую жизнь вместе с любимой девушкой. Все эти иллюзии поддерживает странник Лука. Лука владеет мастерством проповедника и утешителя. Горький изображает его как врача, считающего всех людей неизлечимо больными и видящего свое призвание в том, чтобы скрыть это от них и смягчить их боль. Но жизнь на каждом шагу опровергает позицию Луки. Больная Анна, которой Лука обещает божеское воздаяние на небесах, говорит: “Ну… еще немножко… пожить бы… немножко! Коли там муки не будет… здесь можно потерпеть… можно! ” Актер, поверив сначала в свое излечение от алкоголизма, в конце пьесы сводит счеты с жизнью. Истинную цену утешениям Луки определяет Васька Пепел: “Ты, брат, молодец! Врешь ты хорошо… сказки говоришь приятно! Ври, ничего… мало, брат, приятного на свете!” Лука полон искренней жалости к людям, но он не в силах что-либо изменить, помочь обитателям ночлежки зажить иной жизнью. Сатин в своем знаменитом монологе отвергает подобное отношение как унизительное, подразумевающее какую-то убогость и несостоятельность тех, на кого эта жалость направлена: “Надо уважать человека! Не жалеть”, не унижать его жалостью, уважать надо! ” Я думаю, что в этих словах выражается позиция самого писателя: “Человек. Это звучит…гордо!” Какова же дальнейшая судьба обитателей ночлежки? Ее нетрудно представить. Вот, скажем, Клещ. В начале пьесы он еще пытается выбраться со “дна” и зажить нормальной жизнью. Ему кажется, что “вот умрет жена”, и все волшебным образом изменится к лучшему. Но после смерти Анны Клещ, оставшийся без денег и инструментов, вместе с другими мрачно поет: “Я и так не убегу”. И действительно, не убежит, как и все остальные обитатели ночлежки. Каковы же пути спасения людей “дна” и существуют ли они вообще? Лет десять-пятнадцать назад школьники писали, что единственный выход — это социалистическое переустройство жизни, уничтожение существующего строя. По моему мнению, реальный выход из положения намечается в речи Сатина о правде. Люди смогут подняться со “дна” лишь тогда, когда научатся уважать себя, обретут чувство собственного достоинства, станут достойными звания Человека. Человек для Горького — это почетное имя, звание, которое нужно заслужить.

Читайте также:
Образы герои конфликт в произведении «Песня о Соколе»: сочинение

Сложная судьба русского писателя М.Горького

Эссе на книгу: «Дело Артамоновых» — Горький М.

Максим Горький запомнился истории не только как великий русский писатель, но и еще как известный политический деятель, за что судьба его сильно наказала. Этот великий писатель в свое время находился на вершине литературного Олимпа. Но его судьба не даром считается одной из самых загадочных и противоречивых в русской литературе. После крушения советской власти, имя основоположника социалистического реализма, было «окрещено».

Однако через несколько десятков лет, после окончания тоталитарного режима многие произведения Горького стали публиковать. Одним из таких произведений является «Дело Артамоновых». Это произведение Максим Горький пишет в период, когда отношения большевиков с властью с каждым днем становились все сложнее. Эту повесть он пишет за границей, как ему советует настоятель Ленин.

В этом произведении Максим Горький описывает историю семьи персонажа Артамонова. Этой повестью русский писатель пытается расследовать причину распада капитализма в государстве. По сюжету книги, промышленник Артамонов появляется в городе Дремове через два года после воли. Главный герой повести полностью полон решимости. Он ставит перед собой задачу построить фабрику, на которой будут изготавливаться льняные полотна.

Представитель семьи Артамоновых полон энергии, он умеет работать, и казалось бы, ничего ему не мешает добиться успеха но…

Сочинение Человек в творчестве Горького

В громадном творчестве М. Горький человек, играет главную роль, он считал эту тему важной для себя и анализирует природу поступков человека, во всех своих произведениях, рассматривая каждого своего героя, а также место его жизни, среду обитания.

В самых ранних романтических рассказах, и более поздних, революционных, например как, «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра», герои, которых стремятся к свободе, ищут путь к преобразованию мира и, конечно же, личность, индивидуум со своими собственными мыслями являются основной его темой.

Автор противопоставляет юных Ларро и Данко, показывает, молодых сильных людей, выводит главную идею их бытия: нельзя живя в обществе и быть свободным от него. Невозможно, жить без свободы, так решили для себя Лойко и Рада, свободолюбивые, гордые люди, и погибли. Выбор есть у каждого человека, но, что делать каждый выберет себе сам. Жить и сдаться, или умереть, осветив путь другим своим сердцем.

На протяжении всего творчества человек у Горького меняется в зависимости от постоянного переосмысления своих поступков, своей жизни, ведь меняется время его существования, эпохи сменяют друг друга. В пьесе же «На дне» писатель показывает контраст между настоящей жизненной философией и гибельностью тупикового пути, по которому может пойти человек и не сбиться с пути. Противопоставляя Бубнова, Сатина и странника Луки, каждый из которых имеет свое понятие о человеке, свое представление о его месте в жизни.

Читайте также:
Ложь во спасение Луки: сочинение

Бубнов, вор и картежник, не раскаивается в своих поступках, пройдя тюрьмы и каторги, озлобляется, презирает людей, относится ко всем с ненавистью. У Луки другая философия, он никому не говорит страшную правду, находит для каждого доброе слово, пытается помочь. Это его позиция. Он ее не меняет. Сатин, образованный человек. Он много читает. Считает и говорит, что работа нужна человеку для души.

Вариант №2

Для Горького было интересным исследовать внутренний мир человека, поэтому во многих его рассказах присутствовало упоминание о человеческих мечтаниях, мыслях и чувствах. Все то, что находится внутри человека, очень ярко отражается в образах, созданных Горьким.

Если говорить о персонажах этого автора, то сложно сравнивать их с людьми настоящего времени. Все герои относятся к началу 20-го века, поэтому их жизнь как бы начинается с нового листа после различных переворотов и Мировой войны.

Чтобы стать Человеком, необходимо обрести свободу и достоинство. Чувство гордости – отличительная черта практически все героев Максима Горького. Так, в произведении «Макар Чудра», Лойко и Радда между жизней и смертью выбирают собственную кончину. Это связано с их характером и личным чувством гордости. Они сами свободны, поэтому не хотят жить в скованности. Но надо помнить о линии, за которую нельзя переходить. Слишком большая гордыня порождает в человеке умение быть свободным. Горький упоминает в произведении старухи Изергиль о Ларре, который был слишком горд, но через некоторое время он умер для многих и для начала именно для себя. Высказывание о том, что невозможно проживать в обществе и существовать отдельно от него, очень точно подходит к этому произведению.

Говоря о Данко, можно понять, что он – полная противоположность Ларре. Ради свободы всего племени, он идёт на жертву собственного сердца. Данко жил ради счастья других. В отличие от Ларры, о Данко будет помнить все население. Данко не вспоминал даже о себе, думая всегда лишь о других. Этот образ является идеалом для Максима Горького.

Человек – Вселенная, образ которой так точно отразил Горький. В человеке должна жить гордость, гордость которая поможет ему чувствовать себя уверенно и раскрепощено. Свобода мысли – основная составляющая личности. Вечное развитие всегда должно присутствовать в человеке, с самого его рождения. Во всем нашем мире, существует только лишь человек, все остальное создано его руками.

Человек в творчестве Горького сочинение

Максим Горький – великий писатель, оставивший огромное наследие отечественной литературе. В своих произведениях он всегда затрагивал наиболее важные социальные и нравственные темы, одной из которых является место человека в мире. Каждый человек для него – это неповторимая личность с индивидуальным характером. Но на разных этапах творчества Горького образ идеального человека менялся.

Например, “Старуха Изергиль”, одно из ранних произведений, повествует нам о двух противоположных образах героев: идеале и антиидеале. Главная героиня рассказывает о каждом легенду. Ларра (антиидеал), сын смертной женщины и орла, – очень гордый, высокомерный человек. Он не умеет сочувствовать людям, сопереживать им и в конечном итоге выбирает свободную от них жизнь. Но по нему течет и человеческая кровь, не только орлиная. Тем самым автор показывает, что человек непременно должен жить в обществе, помогать своим близким, быть рядом с ними. Нельзя выбирать свободную от обязательств жизнь, хотя она и полна различных соблазнов. Горький отмечает, что человек тем и отличается от птицы, что он несет ответственность за свои поступки. Идеал писателя – это Данко. Он самоотверженный, искренний и отзывчивый человек. Когда его люди попали в беду – заблудились в темных лесах – он не позволил погибнуть своему народу. Данко вырвал свое сердце, чтобы осветить его светом путь и не дать погибнуть людям страшной смертью. Горький считал, что цель существования человека – это помогать другим, а не жить ради себя.

На более позднем этапе творчества писателя представление о человеке изменяется. В пьесе “На дне” он изображает жизнь людей, которые когда-то потеряли все: работу, семью, близких. Бубнов, прошедший через тюрьмы, считает, что жить нужно в правде и не стоит ее бояться, надо глядеть ей в глаза. У Луки совершенно иные представления: он уверен, что ради спокойствия человека можно соврать, потому что правда зачастую может быть очень горькой. Девиз Сатина: “Человек – это гордо!”. Несмотря на самое “дно” жизни, он считает, что человек должен до последнего вздоха сохранять свое достоинство, и именно его позиции придерживается сам автор.

Таким образом, Горький уверен, что нельзя закрывать глаза на жестокую правду, как Лука, но и становиться черствым, как Бубнов, – не решение проблемы. Несмотря на то, что образ человека в творчестве писателя часто менялся, все равно во всех произведениях прослеживается единая мысль: счастье человека заключается в его душевной гармонии с собой и с миром. Он не должен становиться жестоким или лживым, он должен помогать своим близким, сохранять свою честь и никогда не опускаться до бессмысленного существования.

Человек в творчестве Горького

Русская литература по праву считается одной из величайших в мире. А также на ней лежит большая ответственность не только за культурное просвещение, но еще она является лицом государства. По некоторым произведениям можно составить представление

С самого начала необходимо понять, что роман был создан в то время, когда Россия стояла на пути изменения своего внутреннего строя. А именно отмена крепостного права а, следовательно, изменения экономики, политики и всего остального.

Искусство – это форма общественного сознания или сфера культуры, без которых нельзя представить жизнь человечества. Через искусство человек старается творчески отобразить свое мировоззрение, выразить чувства и мысли, а также познать, оценить мир,

События, происходящие в повести Горького «Детство», а также характеры и образы людей, описаны через призму детского восприятия автора, ведь рассказ ведется от лица Алеши Пешкова, впоследствии ставшим известным писателем Максимом Горьким.

Мой дом самый уютный на свете. В моем доме мне очень комфортно. Этот комфорт своими руками создает моя мама. Также комфортно у нас потому, что папа подобрал очень удобную мебель.

Читайте также:
Человек в пьесе М.Горького На дне: сочинение

Гроза в одноименной пьесе Островского – центральный образ, несмотря на то, что это не человек, а природное явление. Она сопровождает все события, происходящие в произведении. И все происходящее можно соотнести с ней. Во всем слышны ее отголоски.

Человек в творчестве Горького – сочинение (11 класс)

Горький как автор всегда старался поговорить с читателем о различных темах, но они все, так или иначе, касались человека или человеческой личности. Он говорил о том, что быть человеком довольно непростая задача, выполнить которую под силу далеко не каждому, ведь под человеком он подразумевал гораздо большее, чем просто человеческое существо. В то интересное время, в которое он жил, он мог почерпнуть достаточно большое количество вдохновения из окружающей обстановки, ведь именно в его время как раз нахватало настоящих людей, которым присущи самые лучшие и хороши черты характера из всех возможных. Примером послужит его творчество и то, как он описывает человека в своём творчестве.

В его творчестве человек для него скорее как нечто возвышенное и доведённое до идеала постоянной работой над собой, и постоянной работой над своей личностью, которая и создаёт из ещё неокрепшей личности настоящего человека, который с уверенностью может причислить себя к людям, но не к людям которые таковы от рождения, а к людям, которые подкрепило своё право называть людьми действиями, а не просто разговорами. Для автора человек это скорее нечто более возвышенное, некий идеал, и потому отнюдь не каждый человек имеет право называть себя таковым, ведь настоящего человека отличает скромность и упорство, которых многим в то время недоставало, впрочем, как и сейчас.

Горький называл своё время настоящим кризисом правильных людей, ведь в его время практически не наблюдалось людей, которые бы подходили под его строгие требования к человеческой личности, и потому он начал создавать эти самые образы в своих произведениях, дабы донести до общества правильную модель поведения, и дать понять людям, к чему всё-таки необходимо стремиться и почему. Через его произведения читатели могли научиться настоящей человечности, которой никак нельзя купить или получить за что-то, лишь упорный труд позволить научиться искусству бытья человеком. Именно данную мысль выражает автор во множестве своих произведений. На протяжении всего своего творчества он пытается донести данную мысль до своих читателей, что у него в итоге и получается, потому как многие люди, прочитавшие его произведения, всё-таки меняют своё мировоззрение.

Таким образом, мы видим, что человек в творчестве Горького, это некий идеал личности, к которому необходимо стремиться.

2 вариант

Множество авторов в своих произведениях, так или иначе, задевали темы человеческой личности, и сосуществования этой личности со всем окружающим её миром. Таким образом, автор выстраивает некое произведение рассуждение, в котором и, собственно, рассуждает над темой человека. Одним из таких авторов и был Горький. Горький как автор всегда старался обсудить со своим читателем те проблемы, которые являлись для того общество, и для нашего общества некоторыми моментами актуальными. Таким образом, автор был довольно востребован у масс, так как произведения подобного рода всегда пользовались популярностью и востребованностью. И, конечно же, центральной темой в произведениях Горького являлся человек.

Человек в произведениях представал перед читателем как некий центр всеобщего познания и исследования. То есть, Горький представлял человека как некий субъект познания, который должен постоянно совершенствовать своё я, и искать новые объекты познания. Изучения окружения было для Горького одним из важнейших качеств, которые, по его мнению, должны присутствовать в настоящем человеке. Человек, по его мнению, существо которое в своём ДНК имеет тягу к познанию, тягу к изучению, которую он постоянно должен утолять, или же это приведёт его к довольно неприятным последствиям, одним из которых является моральное разложение личности и деградация.

Конечно же, для Горького человек также имел немалое количество других смыслов, которые так или иначе играли огромное значение в формировании его картины восприятия мира, которую он также описывал во множестве своих, не без доли философской лирики, размышлений. В его произведениях читатель может ознакомиться с его уникальным видением мира, и тем самым определить для себя, близка ли ему философия, которую ему предлагает Горький, или интересна ли ему эта точка зрения. Дав своему читателю пищу для размышлений, автор в произведении оставляет несколько места для создания некоего рассуждения читателя, дабы он мог поразмыслить над тезисом который ему предлагает автор, и, конечно же, подчеркнуть для себя интересные и полезные моменты, из которых он мог бы почерпнуть много нового.

Именно такие произведения писал Горький, и именно таким человек представал в его картине мира, которую автор сам для себя определил, и которой автор сам придерживался.

Человек в творчестве Горького

Популярные сочинения

Из повести «Станционный смотритель», вошедшей в сборник «Повести Белкина»

Семья имеет первостепенное значение в определении характера и будущего ребенка. Именно в семье закладываются те базовые вещи, которые будут способствовать дальнейшему ходу событий в жизни ребенка

Русский народ много мудрого сказал через пословицы и поговорки. Одна с них говорит, что можно прожить без брата, а без соседа ˗ нет. Это и есть истинна.

Человек — это звучит гордо! (по пьесе М. Горького «На дне»)

Прежде всего хочется определиться с основными понятиями данного высказывания: «Человек — это звучит гордо!». Кто же такой «человек»? Во-первых, он является субъектом, который принимает участие в общественно-историческом процессе. Человек имеет генетические связи с другими живыми существами на нашей планете, но при этом сильно от них отличается. Он умеет производить орудия труда, обладает речью и сознанием. Ещё у человека есть нравственные ценности, которые не присущи животным.

Во-вторых, если определение «человек» рассматривать в ином ракурсе, то мы можем перечислить такие качества, как воля, смелые поступки и мысли. Человек, обладающий вышеперечисленными чертами, выделяется из общей массы людей.

А сейчас внимательно изучим значение слова «гордый». Человек, которого называют гордым, должен иметь не заниженную самооценку. И, для того, чтобы о нем говорили с гордостью в голосе, необходимо много добиться в жизни.

Человек сам выбирает, как ему прожить свою жизнь. Не всё и не всегда получается таким образом, как бы нам того хотелось. Часто люди ломаются под тяжестью проблем и жизненных невзгод и опускаются на самое дно. Многие из них буквально теряют человеческий облик. Когда смотришь на такого человека, язык не поворачивается назвать его представителем рода человеческого. И вроде бы он человек, но произнести это с гордостью невозможно.

Читайте также:
История написания и идея романа Мать: сочинение

Многие люди стремятся к самосовершенствованию. Они проводят долгие часы за чтением умных книг, за проведением возвышенных бесед и за упражнениями, которые делают их красивыми. Но не всегда этих людей можно назвать с гордостью и уважением людьми с большой буквы. Ведь только тот человек, который старается делать мир лучше и добрее вокруг себя, помогая нуждающимся людям, может носить гордое звание: » Человек».

К сожалению, в последнее время стали цениться другие качества среди большинства людей — нажива, богатство, ложь, лицемерие, жестокость. Эти отрицательные качества, которые можно перечислять бесконечно, заняли лидирующие позиции в современном обществе.

Стоит серьёзно задуматься, хотим ли мы, чтобы нас окружали людишки, или всё же настоящие люди. Прежде всего, необходимо измениться самим, а затем уж прилагать усилия для воспитания окружающих нас людей. Тогда, возможно, наши потомки с гордостью назовут нас настоящими людьми.

Другие сочинения: ← Технический прогресс↑ На свободную темуВ жизни всегда есть место подвигу →

«Человек — это звучит гордо!» (М. Горький)

Все мы живем в обществе. Каждый день мы встречаемся с подобными себе людьми, общаемся с ними. Рано или поздно каждый начинает задумываться: для чего он живет, какова его цель, куда он стремится. «Человек — это звучит гордо!» — сказал всем нам известный русский писатель Максим Горький. Что же он имел ввиду? Давайте поразмыслим.

Человек отличается от животных не только тем, что ходит на двух ногах, умеет работать и говорить.

Человек имеет моральные ценности, совершенно другие чувства, которые чужды животному миру. Каждый человек,

каждая личность созданы на этой земле для какой-то определенной цели. Я считаю, что каждый из нас должен стремиться создавать что-то новое и прекрасное, приносить другим пользу. Но прежде всего нужно быть высокоморальным человеком, иметь чувство собственного достоинства, не расточать себя по мелочам, быть добрым и отзывчивым.

Как часто мы видим на улице особ, которых стыдно назвать людьми. Они совершенно потеряли свое достоинство, свой моральный облик. Стали похожи в буквальном смысле на животных. Их вид вызывает сочувствие. Когда я вижу их, мне хочется крикнуть: «Люди! Опомнитесь! Оставьте свои животные привычки, станьте снова людьми, верните свое достоинство и мораль. И помните: нельзя просто иметь звание человека. Нужно им быть!»

Вторая версия мини-эссе

Гордость часто называют корнем греха, а противоположное ей качество — смирение — считают путем к просветлению. Однако в сжатом рассуждении нельзя не упомянуть, что гордость бывает разной.

Можно гордиться своими успехами или общественными достижениями, например, в 1961 году россияне получили сообщение, что Гагарин стал первым человеком, который полетел в космос. Все советские люди радовались этому событию, гордились своим соотечественником. Еще один пример — победа в ВОВ. Современники до сих пор гордятся мужеством своих дедов, а 9 Мая считается великим праздником.

В свою очередь, гордость может проявляться как высокомерие и завышенное чувство собственной важности. В таком случае это качество называют гордыней. Человек отказывается принимать помощь от окружающих людей, он ставит себя выше других, а протянутую руку воспринимает как подачку.

Вопрос гордыни был упомянут в книге Лермонтова «Герой нашего времени». Григорий Печорин часто проявлял высокомерие даже по отношению к близким людям, явно демонстрируя свое превосходство. Он ставил свои желания превыше всего, часто делал больно не только незнакомцам, но и родным.

Гордость Печорина не позволяла ему признать свою неправоту, хотя, находясь в одиночестве, молодой человек переживал из-за совершенных поступков. Поведение Григория — хороший пример того, как не стоит себя вести с окружающими людьми.

Современному человеку крайне важно понимать, что такое гордость и когда она превращается в гордыню. Стоит думать не только о своих интересах, но и об окружающих людях, а также не бояться признавать свои ошибки и видеть недостатки.

Человек — это звучит гордо! (по пьесе М. Горького «На дне»)

Надо уважать человека!

М. Горький. На дне

Яркий, многогранный талант М. Горького нашел свое выражение и в драматургии. В пьесе «На дне» писатель открыл читателям и зрителям неизвестный до тех пор пласт русской жизни: надежды и радости, беды и страдания босяков, «бывших людей», никому не нужных, выброшенных за борт активной общественной жизни.

С самого начала мы попадаем в ночлежку, видим все ее убогое убранство, «каменные своды… с обвалившейся штукатуркой», «все некрашеное и грязное». На первых же страницах персонажи раскрываются ярко и глубоко, и читатель с головой окунается в суровый незнакомый мир. Живущие в ночлежке — несчастные, потерявшие надежду, опустившиеся «на дно» люди, недалекие, равнодушные друг к другу. Их круг общения очень узок, пропитание они добывают воровством, шулерством.

Ярким представителем господствующего класса является хозяин ночлежки Костылев — жестокий эксплуататор, не желающий знать ничего, кроме денег: «Разве доброту с деньгами можно равнять?»

Из самих обитателей ночлежки резко выделяется фигура Клеща. Он здесь единственный человек, не потерявший надежду «вырваться», у него золотые руки, и пока остальные бездельничают, Клещ работает — он взял с собой инструменты. Этот человек не хочет быть тунеядцем, он считает себя выше других, но его презрение к окружающим, жестокое обращение с умирающей женой Анной безобразны.

Неожиданное появление Луки в ночлежке можно сравнить с лучом света для ее обитателей. Жестокие сердца смягчаются, глаза искрятся, в сердце поселяется надежда, люди становятся снисходительные и к себе, и к окружающим. Лука умудряется всем уделить внимание, успокоить, поддержать, помочь. Он обнадеживает Актера, помогает ему поверить в себя («во что веришь, то и есть»), уговаривает его бросить пить, лечиться. Утешает умирающую Анну, защищает Настю: «Коли ты веришь, что была у тебя настоящая любовь… значит — была она! Была!» Лука советует Пеплу бросить Василису и уйти одному или с любимой Наташей строить новую жизнь.

Странник Лука вызывает у меня восхищение, поскольку он делает добрые дела совершенно бескорыстно, он умудряется возвысить души человеческие над той грязью, которая их окружает. Он верит в человека и тем самым помогает ему выжить в суровом мире.

Читайте также:
Об Особенностях Мировоззрения Горького: сочинение

Вся пьеса пронизана мрачноватым юмором Сатина, сумевшего пронести его через всю жизнь. Его история похожа на истории многих других: сидел за убийство в тюрьме, разорился, попал на «дно». Но это единственный из всей компании образованный человек, и может, именно поэтому Горький дал ему возможность подняться над иллюзиями и ложью: «Человек — вот правда! Понимаешь? Это — огромно! В этом все начала и концы. Чело-век! Это — великолепно! Это звучит… гордо!» То есть, каким бы ни был «плохим» человек, в нем обязательно должна жить искорка гордости, веры в себя. «Надо уважать человека!» — говорит Горький устами Сатина, и он прав. Ведь что может быть лучше человека? И совсем безразлично, беден он или богат, главное, что это — человек! В высшем понимании этого слова!

Человек – это звучит гордо!

Надо уважать человека!

М. Горький. На дне

Яркий, многогранный талант М. Горького нашел свое выражение и в драматургии. В пьесе “На дне” писатель открыл читателям и зрителям неизвестный до тех пор пласт русской жизни: надежды и радости, беды и страдания босяков, “бывших людей”, никому не нужных, выброшенных за борт активной общественной жизни.

С самого начала мы попадаем в ночлежку, видим все ее убогое убранство, “каменные своды… с обвалившейся штукатуркой”, “все некрашеное и грязное”. На первых же страницах

персонажи раскрываются ярко и глубоко, и читатель с головой окунается в суровый незнакомый мир. Живущие в ночлежке – несчастные, потерявшие надежду, опустившиеся “на дно” люди, недалекие, равнодушные друг к другу.

Их круг общения очень узок, пропитание они добывают воровством, шулерством.

Ярким представителем господствующего класса является хозяин ночлежки Костылев – жестокий эксплуататор, не желающий знать ничего, кроме денег: “Разве доброту с деньгами можно равнять?”

Из самих обитателей ночлежки резко выделяется фигура Клеща. Он здесь единственный человек, не потерявший надежду

“вырваться”, у него золотые руки, и пока остальные бездельничают, Клещ работает – он взял с собой инструменты. Этот человек не хочет быть тунеядцем, он считает себя выше других, но его презрение к окружающим, жестокое обращение с умирающей женой Анной безобразны.

Неожиданное появление Луки в ночлежке можно сравнить с лучом света для ее обитателей. Жестокие сердца смягчаются, глаза искрятся, в сердце поселяется надежда, люди становятся снисходительные и к себе, и к окружающим. Лука умудряется всем уделить внимание, успокоить, поддержать, помочь. Он обнадеживает Актера, помогает ему поверить в себя, уговаривает его бросить пить, лечиться. Утешает умирающую Анну, защищает Настю: “Коли ты веришь, что была у тебя настоящая любовь… значит – была она!

Была!” Лука советует Пеплу бросить Василису и уйти одному или с любимой Наташей строить новую жизнь.

Странник Лука вызывает у меня восхищение, поскольку он делает добрые дела совершенно бескорыстно, он умудряется возвысить души человеческие над той грязью, которая их окружает. Он верит в человека и тем самым помогает ему выжить в суровом мире.

Вся пьеса пронизана мрачноватым юмором Сатина, сумевшего пронести его через всю жизнь. Его история похожа на истории многих других: сидел за убийство в тюрьме, разорился, попал на “дно”. Но это единственный из всей компании образованный человек, и может, именно поэтому Горький дал ему возможность подняться над иллюзиями и ложью: “Человек – вот правда! Понимаешь?

Это – огромно! В этом все начала и концы. Чело-век! Это – великолепно!

Это звучит… гордо!” То есть, каким бы ни был “плохим” человек, в нем обязательно должна жить искорка гордости, веры в себя. “Надо уважать человека!” – говорит Горький устами Сатина, и он прав. Ведь что может быть лучше человека? И совсем безразлично, беден он или богат, главное, что это – человек!

В высшем понимании этого слова!

Первый вариант сочинения

Гордость — это качество, которое нельзя трактовать однозначно. Оно может проявляться по-разному. В литературе есть масса характерных примеров:

  1. В поэме «Мцыри» Лермонтов рассказывал о мальчике, который вынужден быть пленником у русского генерала. Похититель увез парня из дома, лишил его семьи. Тогда ребенок решил, что лучше вообще не жить, чем быть пленником у чужеземца, он перестал есть и «тихо, гордо умирал». Мальчик не желал быть зависимым, он хотел любой ценой добиться свободы. Через какое-то время парень стал заболевать, и генерал передал его монахам. Ребенок ничего не добился, он просто попал из одной тюрьмы в другую. Как понятно из изложения, в этом примере гордость скорее отрицательная черта, поскольку Мцыри чуть не погиб, а его жертвы оказались напрасными. В то же время Лермонтов сопереживает герою, потому что у него не было другой возможности отстаивать свои права.
  2. Другой пример описал Максим Горький в рассказе «Макар Чудра». Рада и Лойко любили друг друга, но больше всего они ценили независимость. Из чувства гордыни девушка пожелала, чтобы ее возлюбленный встал перед ней на колени на глазах у всего табора. Мужчина отказался это сделать, потому что такой поступок мог его унизить. Он хотел, чтобы девушка сама ему поклонялась. Молодые люди отказывались уступать друг другу. В итоге Лойко пронзил сердце любимой ножом, а сам погиб от руки ее отца. В этом случае гордость привела к смерти двоих человек, и назвать ее положительным качеством никак нельзя.
  3. В свою очередь, Сатин, герой пьесы Максима Горького «На дне» — положительный пример гордого человека. Он был нищим, но не потерял самоуважения. Герой говорил: «Человек — это звучит гордо». И жил в соответствии с этими словами. Благодаря своему характеру, мужчина двигался вперед, не сдавался перед обстоятельствами, а думал, как можно изменить свою жизнь.

Таким образом, гордость может быть как благотворной, так и разрушающей. Ее характер зависит от точки зрения человека и обстоятельств, которые его окружают. В каждом конкретном примере действуют свои рассуждения.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: