Первый период творчества великого писателя М. Горького: сочинение

Творчество А.М.Горького. Романтические произведения. Драматургия А.М.горького и этапы ее развития. Основные произведения, идеи, герои, жанровое и поэтическое своеобразия

↑ Незаурядность творчества Горького

Своеобразие творчества Максима Горького в том, что выступая во времена начинающейся гибели капитализма, он смог выразить идеи, стремления и эмоции русского народа, общественную деятельность.

М.Горький пытался разобраться в проблемах действительности, познать суть социального несчастья, найти путь к достижению истины и справедливости.

Он отдал много сил организации первой мировой социалистической революции, а затем и процессу созидания коммунистического сообщества и обновленной культуры.

В первый раз рассказ Максима Горького «Макар Чудра» опубликовала газета «Кавказ» (1892 год). Затем писатель стал работать с другими изданиями печати: «Нижегородская листовка», «Самарская газета», «Волжский вестник».

В дальнейшем были выпущены в свет его следующие творения: «Старуха Изергиль»; «Коновалов»; «Челкаш»; «Песня о соколе». Всероссийскую знаменитость и популярность писателю принесли 2 тома рассказов и новелл (1898 год).

От коротких и несложных повествований Горький поэтапно перешел к более значимым произведениям литературы. Появилась поэма «Двадцать шесть и одна» (1899 год), а вскоре и первый роман «Фома Гордеев». Слава Максима Горького сравнялась с популярностью таких художников слова, как А.П. Чехов или Л.Н. Толстой.

Отзывы критиков на создания М.Горького как в России, так и других государствах были крайне разнообразны и многочисленны, вокруг его творчества началась литературная борьба. Влияние писателя распространилось на общественную и литературную жизнь Запада и Востока. М.Горького объединяли крепкие духовные и творческие связи со следующими передовыми зарубежными авторами: Т. Драйзер, Дж. Лондон (США) А.Барбюс, А.Франс, Р.Роллан (Франция) М.Андерсен-Неске (Дания)

Тематика произведений Горького

«Сказки об Италии», по горьковскому определению,— сказки о жизни. В текущих событиях этой страны, в ее быту и обычаях, и национальном характере народа писатель нашел ясную перспективу для реализации своих идеалов. Правда, позже он сказал о себе: «автор несколько приукрасил итальянцев», что, однако, не помешало выразить важные для него представления о настоящем и будущем. Большинство героев «Сказок» свято чтут светлый опыт прошлого: «помнить — это все равно, что понимать». Безвестный старик рыбак, передовой рабочий, другой старик — отец двух сыновей-смельчаков — все они воспринимают былые свершения «рудой, которую должны сделать сталью». И верят: «Дети будут Лучше нас, и жить им будет легче». Народные традиции проясняют мечту, а она позволяет верно судить о минувшем, стойко держаться в текущих событиях. Сплоченность, активность позиции придает «молодой демократии» Италии уверенность в совместной работе и борьбе за счастье. Такой оптимистический вывод возникает как будто в связи с общественными деяниями трудящихся (стачками, строительством туннеля). Но Горький не был бы Горьким, если бы он тем и ограничил свое понимание прогрессивной культуры. Весьма необычно определил он ее в письме А. М. Коллонтай (1911), «новые запросы жизни, отношение к женщине и т. д.».

В «Сказках» темные начала побеждает каждый сильный человек — в любви, служении красоте. В этом смысле мужественная и пылкая Нунча, завоевывающая своего возлюбленного, или мать, спасающая сына,— не менее значительны. Трудность преодоления и радость свершения как источник сопричастности вечно прекрасной природе — здесь тоже шаг к грядущей гармонии. Писатель как бы обнимает единым взглядом яркую, ликующую итальянскую землю: «море блестит словно шелк», солнце «творит сказки» — и видит единение с нею человека. Все вместе люди изживают страх, слабость, душу, «сжатую темной скорбью», мысль, «истерзанную противоречием».

В цикле «По Руси» нет столь мажорно озвученных картин, победных настроений и интонаций. Здесь царствует мудрый и трезвый анализ действительности. Проходящий пристально наблюдает каждого человека, чтобы «заглянуть в глубину души, где живут незнакомые мысли, неслыханные слова». Напряженный процесс познания раскрывает перед читателем обилие неповторимого человеческого опыта и суть его осмысления. Содержание каждого рассказа поэтому расширено во времени и пространстве: исповедью встреченных героем-повествователем людей, его собственными ассоциациями и раздумьями. Да и каждая объективная зарисовка таит в себе субъективный акцент. Даже пейзаж как бы выражает высшую цель того, кто им любуется. Проходящий поражен буйной силой: «Ожила вся огромная земля к весенним родам, потягивается, высоко вздымая лохматую влажную грудь, хрустят ее кости…» А заканчивается картина волевым побуждением: «протянуть бы руку, властно положить ее на гору, на берег и сказать: «Стой, пока я не дойду до тебя». Земная мощь прекрасна сама по себе. Призвана же она передать желание проходящего найти свой берег в разливе стихии и трудности этого поиска.

Выразительное слово рассказчика подчиняет себе наши эмоции. Сразу создается мучительное ощущение: повсеместно унижены подлинные достоинства мира. «Человечья жизнь» напоминает «хорошую песню, обидно испорченную безголосым, глухим певцом. «Бестолковая тоска» оседает не только в маленьких городках, а на берегах вольных речек. Многих своих собеседников проходящий вновь именует «неудавшимися людьми»: они вдумчивы, имеют «емкую душу» и одновременно холодно замкнуты, своевольны, циничны. Всюду расточается, оскверняется изначально прекрасное. Но ведь такой взгляд не просто критичен. Он обязывает задуматься о погашенном кем-то свете, о некогда звучавшей мелодии. Во многих рассказах, благодаря острому вниманию, на какой-то момент «восстанавливается» природная сущность человека, он как бы заново оживает, хотя и ненадолго. Мечта о красоте выражена открыто. Поэтому с особым эмоциональным подъемом рассказано о сильных натурах, людях светлой мысли. Вдали от родины Горький стремился осмыслить противоречия и возможности русской жизни.

↑ Итоги творчества

В начале ХХ века были выпущены многотомные собрания сочинений М.Горького: 22 тома в 1923-24 годах в Берлине (значительная часть редактирована автором). Собрание произведений из 30 томов в 1949-55 годах (включая художественные сочинения, письма и критические статьи).

В эпоху серебряного века (на границе XIX–XX веков) Максим Горький был весьма значимой фигурой советской литературы. Художественное мастерство писателя в отображении характера человека, формирующегося в процессе революционного сопротивления, оплодотворило творческое созидание многих авангардных мастеров слова. Творчество Горького послужило ярким примером для писателей всего земного шара.

краткая биография

Роль и место в литературе

Максим Горький – яркий представитель русской литературы конца XIX – начала XX столетия, который известен произведениями революционной тематики. Он стал основоположником социалистического реализма. Был номинирован на Нобелевскую премию.

Происхождение и ранние годы

Максим Горький – это творческое имя писателя, а настоящее имя – Алексей Максимович Пешков. Он родился в 1868 году в России (Нижний Новгород).

Дом деда Горького Каширина

Отец – Максим Савватьевич Пешков, столяр. Когда будущему писателю было три года, он заболел холерой. Отец ухаживал за ним, и в результате тоже заразился. Мальчик выжил, а Максима Пешкова не стало. Есть версия, что писатель взял псевдоним Максим Горький, чтобы сохранить память о родителе.

Читайте также:
Раскрытие героических характеров людей в произведениях Горького: сочинение

Мать — Варвара Васильевна Пешкова (в девичестве Каширина). Она была родом из мещан. В 1879 году заболела чахоткой с летальным исходом.

Так как родителей Горького рано не стало, его воспитанием занимались бабушка и дедушка. Детство он провел в доме деда, Василия Каширина. С ранних лет мальчик полюбил народное творчество благодаря бабушке, которая стала первым его проводником в мир литературы. Потом Горький будет вспоминать о ней с нежностью, говоря, что «был наполнен ее стихами, как улей медом».

Образование

Первым учителем Горького стала мать, которая научила его читать. Дедушка обучил мальчика азам церковной грамоты. Алексей ходил в приходскую школу, но ушел из нее из-за болезни. Потом закончил два класса в слободском начальном училище. Там у него не складывались отношения с учителями. И только одного человека он уважал – епископа. Так же некоторое время посещал начальное приходское училище для бедных. Непростой характер и бедность стали причинами, по которым будущий писатель не получил даже среднего образования. Однако Алексей имел отличную память и много читал, так что скоро мог цитировать классиков. В 1884 году он пробовал поступить в Казанский университет, но не прошел отбор. Не получив хорошего образования, Горький заменил его самообразованием, хотя всю жизнь писал с орфографическими ошибками.

Творчество

Максим Горький был непростой личностью, по его словам, он был рожден, чтобы не соглашаться. Он много путешествовал по стране — и увиденное подтолкнуло его к идее пропаганды революции. За это Горький был даже арестован.

Тема свободы

В раннем творчестве писатель воплотил свою мечту о красивом и свободном человеке. Жизнь и творчество Горького не случайно служили примером для советского человека. Мотивы свободы и общности людей являлись ведущими в культуре нового государства. Горький со своими романтическими идеями о самоотверженности появился как раз вовремя. «Старуха Изергиль» – произведение, посвященное теме свободного человека. Рассказ автор разделил на три части. В них Максим Горький рассмотрел основную тему на примере абсолютно разных образов.

Легенда о Ларре

Для всех героев рассказа свобода является высшей ценностью. Но Ларра презирает людей. В его понятии свобода – это возможность получать желаемое любой ценой. Он ничем не жертвует, но предпочитает приносить в жертву других. Для этого героя люди – всего лишь орудия, с помощью которых он достигает своих целей.

Чтобы написать сочинение по творчеству Горького, необходимо составить условный план формирования его мировоззренческих позиций. В начале своего пути этот автор свято верил не только в идею о свободном человеке, но и в то, что счастливыми люди могут стать лишь при участии в каком-либо общем деле. Такие позиции гармонируют с революционными настроениями, которые преобладали в стране.

«На дне»

В этой пьесе автор изобразил существование так называемых бывших людей. Герои этой социальной драмы – те, кто по какой-либо причине утратили все. Но, пребывая в жалких условиях, они беспрестанно ведут глубокие философские беседы. Герои пьесы «На дне» – обитатели ночлежки. Они прозябают в нищете материальной и духовной. Каждый из них по каким-либо причинам опустился на социальное дно, откуда возврата нет. И лишь фантазии пришлого странника Луки могут на время зародить в их душах надежду на спасение. Новый обитатель успокаивает каждого, рассказывая небылицы. Философствования его мудры и исполнены глубокого милосердия. Но в них нет правды. А потому и нет спасительной силы.

Жизнь и творчество Горького были ориентированы на стремление показать, что оторванность от людей (а точнее, от народа) не может принести счастья, а может привести лишь к духовному обнищанию.

Революционная деятельность

Писатель Алексей Горький был ярым сторонником марксисткой социал-демократии и в 1901 г. написал «Песнь о буревестнике», которая призывала к революции. За открытую пропаганду революционных действий он был арестован и выслан из Нижнего Новгорода. В 1902 г. Горький знакомится с Лениным, в этом же году его избрание в члены Императорской академии по разряду изящной словесности было отменено.

Писатель был и прекрасным организатором: с 1901 г. он был главой издательства «Знание», в котором печатались лучшие писатели того периода. Он поддержал революционное движение не только духовно, но и материально. Квартира писателя использовалась в качестве штаба для революционеров перед важными событиями. На его квартире в Петербурге даже выступал Ленин. После вооружённого декабрьского мятежа в 1905 г. Максим Горький из-за опасений ареста решил на время покинуть Россию.

Образ человека в позднем творчестве

Человек для Горького представлял огромный неисследованный мир. На протяжении всего творческого пути он стремился постигнуть эту величайшую загадку. Духовной и социальной природе человека писатель посвятил поздние произведения. Творчество Максима Горького необходимо рассматривать с учетом времени, в котором он жил. Создавал он свои произведения тогда, когда разрушена была старая система, а новая еще только формировалась. Горький искренне верил в нового человека. В своих книгах он изображал идеал, который, по его убеждению, существовал. Однако позже оказалось, что подобные преобразования не могут происходить без жертв. За бортом остались люди, которые не относились ни к «старым», ни к «новым». Этой социальной проблеме Горький посвятил свои драматические произведения.

«Детство»

В этом произведении Горький рассказал о себе и о своих многочисленных родственниках, среди которых жить ему приходилось несладко. Сочинение по творчеству Горького – это не анализ всех его произведений в хронологическом порядке. Небольшой письменной работы не хватит, пожалуй, даже на рассмотрение одного из них. Но трилогия, первая часть которой изображает ранние годы будущего советского классика, – это тема, которую обойти невозможно.

«Детство» – это произведение, в котором нашли свое отражение самые ранние воспоминания автора. Своего рода исповедью является это сочинение. Человек в творчестве Горького – это если не борец, то личность, которой свойственно обостренное чувство собственного достоинства. Этими качествами обладает Алеша Пешков. Однако окружение его представляет собой довольно бездуховное общество: пьяницы-дядья, дед-самодур, тихие и забитые двоюродные братья. Эта обстановка душит Алешу, но в то же время именно в доме родственников формируется его характер. Здесь он научился любить и сострадать людям. Бабушка Акулина Ивановна и Цыганок (приемный сын деда) стали для него примером добра и сострадания.

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Читайте также:
Творческий путь М. Горького: сочинение

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Возвращение в Россию

В 1913 г. Алексей Максимович возвращается на Родину. Во время Первой мировой войны он потерял веру в могущество Человека. В 1917 г. его отношения с революционерами ухудшаются, он разочаровывается в вождях революции.

Горький понимает, что все его попытки спасти интеллигенцию не встречают отклика у большевиков. Но после покушения на Ленина в 1918 г. признаёт свои убеждения ошибочными и возвращается к большевикам. В 1921 г., несмотря на личную встречу с Лениным, ему не удаётся спасти от расстрела своего друга, поэта Николая Гумилёва. После этого он покидает большевистскую Россию.

Воспоминания Изергиль

Эта героиня осуждает Ларру и восхищается подвигом Данко. Но в понимании свободы она занимает золотую середину. В ней причудливо совмещаются такие разные качества, как эгоизм и самопожертвование. Изергиль умеет жить и быть свободной. Но в своей исповеди она говорит, что прожила жизнь кукушки. И такая оценка мгновенно опровергает свободу, которую она пропагандирует.

В сочинение «Человек в творчестве Горького» можно включить сравнительный анализ этих персонажей. На их примере автор сформулировал три уровня свободы. Стоит несколько слов сказать и об авторской позиции. Романтическое творчество Горького посвящено осуждению индивидуализма и восхвалению героического поступка во имя счастья и свободы народа. На этой идее основаны все ранние произведения писателя.

Особенности романтизма Горького

Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.

Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.

Автор: Сергей Безруков
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Максим Горький

краткая биография

Роль и место в литературе

Максим Горький – яркий представитель русской литературы конца XIX – начала XX столетия, который известен произведениями революционной тематики. Он стал основоположником социалистического реализма. Был номинирован на Нобелевскую премию.

Происхождение и ранние годы

Максим Горький – это творческое имя писателя, а настоящее имя – Алексей Максимович Пешков. Он родился в 1868 году в России (Нижний Новгород).

Дом деда Горького Каширина

Отец – Максим Савватьевич Пешков, столяр. Когда будущему писателю было три года, он заболел холерой. Отец ухаживал за ним, и в результате тоже заразился. Мальчик выжил, а Максима Пешкова не стало. Есть версия, что писатель взял псевдоним Максим Горький, чтобы сохранить память о родителе.

Мать — Варвара Васильевна Пешкова (в девичестве Каширина). Она была родом из мещан. В 1879 году заболела чахоткой с летальным исходом.

Так как родителей Горького рано не стало, его воспитанием занимались бабушка и дедушка. Детство он провел в доме деда, Василия Каширина. С ранних лет мальчик полюбил народное творчество благодаря бабушке, которая стала первым его проводником в мир литературы. Потом Горький будет вспоминать о ней с нежностью, говоря, что «был наполнен ее стихами, как улей медом».

Образование

Первым учителем Горького стала мать, которая научила его читать. Дедушка обучил мальчика азам церковной грамоты. Алексей ходил в приходскую школу, но ушел из нее из-за болезни. Потом закончил два класса в слободском начальном училище. Там у него не складывались отношения с учителями. И только одного человека он уважал – епископа. Так же некоторое время посещал начальное приходское училище для бедных. Непростой характер и бедность стали причинами, по которым будущий писатель не получил даже среднего образования. Однако Алексей имел отличную память и много читал, так что скоро мог цитировать классиков. В 1884 году он пробовал поступить в Казанский университет, но не прошел отбор. Не получив хорошего образования, Горький заменил его самообразованием, хотя всю жизнь писал с орфографическими ошибками.

Творчество

Максим Горький был непростой личностью, по его словам, он был рожден, чтобы не соглашаться. Он много путешествовал по стране — и увиденное подтолкнуло его к идее пропаганды революции. За это Горький был даже арестован.

Горький в Италии

В 1892 году напечатали рассказ Горького «Макар Чудра». Это было первым шагом к литературной известности. А в 1898 году вышли два тома «Очерки и рассказы», которые принесли ему славу.

В 1902 году писатель был удостоен звания члена Императорской академии наук, но Николай II приказал отменить это решение.

Кроме революционной литературы, Горький писал сказки для детей. Например: «Сказка про Иванушку-дурачка», «Воробьишко».

В 1906 году писатель вынужден эмигрировать в США, потом в Италию. Но и там Горький продолжал писать произведения на революционную тематику.

Основные произведения

Памятник писателю в Москве

Итогом первых творческих исканий Горького стал рассказ «Старуха Изергиль» (1894). Это произведение является суровой притчей о героизме и эгоизме.

В стиле натурализма написан рассказ «Супруги Орловы» (1897). Автор реалистично описал жизнь, которую многие хотели бы не знать.

В пьесе «На дне» (1901-1902) Максим Горький отобразил жизнь «дна» социума: нищих, морально падших людей. События происходят в ночлежном доме для неимущих. Писатель создал многогранную галерею образов, подчеркнув тем самым, что эта проблема затронула людей разного возраста, происхождения и морали. В 1904 году Максим Горький получил Грибоедовскую премию за эту пьесу. Но, несмотря на общественное признание, постановка произведения не была разрешена на императорской сцене, а только в МХТ.

Читайте также:
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века (по пьесе Горького «На дне»): сочинение

Роман «Мать» был написан под впечатлением от событий 1905 года и стал фундаментальным для социалистического реализма.

Последние годы

После эмиграции Максим Горький возвращается на Родину только в 1932 году. Он активно занимается литературной деятельностью. Но в 1936 году его не стало при загадочных обстоятельствах.

Творческий путь М.Горького (до 1917 г.).

В дооктябрьском периоде творческого пути Горького можно выделить 5 периодов творчества, плюс, 1 «нулевой»:

0) 1868-1892 гг. «Нулевой период» – наиболее «тёмный» и недокументированный участок – дотворческая жизнь Алексея Максимовича Пешкова, когда он воспитывался, рос, шлялся-босячил, вёл революционную пропаганду, подрабатывал случайно, действовал на грани криминала ради хлеба насущного – и прочими способами выживал, напитывался впечатлениями и формировался творчески. Горький начинал как поэт, и в эти годы он стал автором анонимных «Стихов на могиле Латышева», опубликованных в 1885-ом г. в провинциальной прессе, поэмы «Старый дуб», которую он показал Короленко (тот раскритиковал сочинение) и после – уничтожил. В дальнейшем Горький сочиняет стихи – но довольно шаблонные или пародийные (на творчество Сологуба, например) и с сознанием своей поэтической бесталанности, потому с чувством относится к действительно талантливым поэтам (например, Маяковскому). Сведения о периоде можно восстановить из редких упоминаний самого Горького (часто – мистифицированных), а также эпизодов из рассказов и романов писателя.

1) 1892-1899 гг. Первый период – от первых публикаций под псевдонимами «М.Горький» и «Иегудиил Хламида» статей, фельетонов в провинциальной прессе ( «Самарская газета», «Нижегородский листок», «Одесские новости») и выхода в Тифлисе «Макара Чудры» до выхода трёхтомника Горького «Очерки и рассказы», закрепившего за ним всероссийскую славу. Личная жизнь Горького: непростые отношения с замужней неформалкой Каминской, перед началом которых в 1891 г. Горький от тоски идёт «в народ», а вернувшись через год, сближается с женщиной, чтобы в 1895 г. сбежать от неё. Произведения Горького в этот период –

а) реалистические: среди них произведения из периодики (фельетоны, статьи), которые позднее Горький не перепечатывал, и произведения «Босяцкого цикла» – тематический цикл, принесший основную славу писателю;

б) героико-романтические на легендарной основе (небольшое число – «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш» и др.) и романтико-иронические (несколько произведений, где иронизируется над героями-романтиками, сталкиващимися с реальной жизнью – «Гривенник», «Однажды осенью»)

2) 1899-1904 гг. Второй период – с публикации трёхтомника до Первой русской революции. На это время приходится пик литературной славы Горького. Горький пишет первый роман, с посвящением Чехову – «Фома Гордеев» (один из самых удачных классических романов Горького), повесть «Трое», пьесы – «Мещане», «На дне» (наиболее известная из пьес Горького) и другие, примерно завершает период – поэма «Человек» (1903).

3) 1905-1907 гг. Третий период – с минимумом творческих результатов, максимумом социальной активности Горького – длился, примерно, с периода перед Кровавым воскресеньем (9 января 1905), когда Горького, отправившегося к министру внутренних дел Святополку Мирскому накануне памятного шествия, заточили в Петропавловскую крепость – до выезда в Италию, на остров Капри, и публикации «Матери». В это время Горький занимается революционной деятельностью, будучи владельцем издательства «Знание», состоятельным человеком – предоставляет помещение и финансы революционерам. Потом Горький вместе с актрисой Андреевой, оставив своих супругов наедине с детьми, едут по Европе и затем в США – где по приглашению Марка Твена Горький должен читать лекции. Подкупленная пресса распространяет в пуританском американском обществе информацию о том, что Горький прилюдно приехал с любовницей, покинув жену в России – чем портит ему репутацию и срывает лекции. Горький возвращается в Европу и оседает на Капри (откуда возвращается только в 1913-ом году, воспользовавшись амнистией по случаю празднования 300-летия дома Романовых). Творческий выход периода: «Мать», а также написанные в путешествии сатирические очерки и интервью. В этот период в прессе возникает много публикаций (впрочем, как и прежде, как и позже) о том, что Горький как писатель кончился, исписался, пропил дар и проч.

4) 1908-1910 гг. Четвёртый период: Горький публикует «Исповедь» (заставившая говорить о Горьком как о религиозном мыслителе), а также две повести из неоконченного «Окуровского цикла» («Городок Окуров» и «Жизнь Матвея Кожемякина», задумана, но не реализована «Большая любовь»). В этих произведениях раскрывается богостроительская концепция Горького (в «Исповеди»), а также открывается полемика с идеями Достоевского («Окуровский цикл»). Ленин в этот период осуждает Горького как «богостроителя» («богостроители» были оппонентами Ленина); богоискатели же оценили «Исповедь».

5) 1910-1917 гг. – Пятый, интенсивныйпериод. Горький вновь обращается в цикле очерков «По Руси» к материалу скхождений в народ в 80-90-ых гг., но без героизации босяков и объединённых образом Проходящего; наконец, Горький пишет автобиографические произведения: «Хозяин» и «Детство» (где частично отражается горьковская концепция двух начал в России – восточного, ленивого, пассивного, и западного, активного, заточенного на материю – в дедушке и бабушке Лёши). Выходят сборники «Русские сказки», где Горький идёт по стопам стаирических сказок Салтыкова-Щедрина, и «Сказки об Италии», где формируется концепция национального характера в рамках «синтеза реализма и романтизма», который пытался сделать писатель.

Революционные события 1917 г. (революция, переход власти к Временному правительству) Горький как антимонархист сперва принял с воодушевлением. В газете «Новая жизнь» Горький описывал происходящее вокруг почти по дням (потом эти материалы составляют «Несвоевременные мысли»), постепенно пессимизм нарастает и Горький переходит к критике нынешней власти. Переход власти в руки большевикам Горький встречает негативно, и хотя продолжает состоять в партии, прекращает в ней активную деятельность. Горький в статьях «Новой жизни» критикует происходящее резче, чем пишут в некоторых явно антисоветских произведениях, но ему сходит с рук, пока в 1921 г. ему не предлагадют настойчиво поехать в Европу, полечиться. Горький принимает предложение и селится в Сорренто.

10. Проза М.Горького 1890-х годов: проблематика и стиль.

Произведения Горького в первый сознательный творческий период (1892-1899 гг.) делятся на следующие категории:

а) реалистические: среди них, отбросив публикацию в перидике, выделяют произведения «Босяцкого цикла»(«Два босяка», «В степи», «Женщина с голубыми глазами», «О мальчие и девочке, которые не замерзки», «Супруги Орловы» и др.) – тематический цикл, принесший основную славу писателю, а также первый и наиболее совершенный «классический» роман Горького «Фома Гордеев».

*** Горького в реалистических произведениях цикла волнуют социальные вопросы (в т.ч. положение конкретной маргинальной социальной группы – людей «дна», «босякеов») в тесной связи с вопросами морали (особенно – вопрос воздействия мещанской морали на «босяков», крестьян, и трансформации ницшеанской морали).

Читайте также:
Какое понимание жизни и человека утверждает: сочинение

В произведениях «Босяцкого цикла» Горький, в поисках героического начала, рассказывает о людях из народа, которые несут в себе высокие этические качества и, тем не менее, отверженны обществом: бродчие люди, нищие, уличные женщины, беспризорные дети. Горькие идёт вслед за традицией литературы 60-70-ых годов: в этих рассказах заострена социальная критика, высказывается протест против существующих общественных отношений.

Тема «хозяев жизни» поднимается и ярко изображается в лице сменяющих друг друга поколений купцов, вдохновляемых Маякиным, хитрейшим купцом с «ницшеанским уклоном».

Другай тема – люди «дна» и само «дно»: в «Бывших людях», «Супругах Орловых» «дно» выглядит на первый взгляд как способ обрести свободу, волю, не быть связанным экономическими, социальными или иными обязанностями – однако на поверку эти ценности мнимыми, и герои переживают крах (герой «Орловых» переходит в итоге к мизантропии, а «бывших людей» в одноимённой повести под конец разгоняют, и их единство легко распадается). «Босяки» в изображении Горького, как и «хозяева жизни» в – см. билет 12.

Вопрос выбора между состраданием к человеку и активным воздействием ради перестройки его жизни ставится в рассказах «Каин и Артём», «Двадцать шесть и одна» – и Горький показывает психологическую и нравственную ущербность пассивного состарадания.

Ещё одна проблема – положение русской деревни, которую Горький изображает полной внутренних противоречий, особенно социальных, предвещая неизбежный взрыв и пробуждение общественного сознания русского мужика.

В более позднем творчестве темы, заявленные в «Босяцком цикле» (ницшеанство, «хозяева жизни», люди «дна» и проч.), Горький окночательно раскроет в пьесе 1902-го года «На дне».

б) героико-романтические на легендарной основе (южные – «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», на тему Средневековья – «Слепота любви», «Возвращение норманнов из Англии» и др.) и романтико-иронические («Гривенник», «Однажды осенью» и др.).

***В «романтических» произведениях Горького волнует тема активного отношения к жизни и способности жертвовать собой (ср. жестокая кара индивидуалиста Ларры и героический, хотя и оставшийся без награды поступок Данко – в «Старухе Изергиль»), силы человеческого духа и способности творить красоту мира. Вопроса активного отношения к жизни, по-видимому, касаются и романтико-иронические произведения Горького, где объектом иронии становится крушение романтической мечты.

Горький в эти годы стал новатором не только в повороте тем в своей прозе, но и в особенностях художественного метода и стиля. Он был писателем, у которого в поисках адекватного средства для отображения сложной жизни эпохи – переплетались в разных пропорциях реализм и романтизм.

В отличие от беллетристики прошлых десятилетий, у Горького широчайше распространена категория исключительного: герои все – незаурядные, с редчайшими чертами характера, способные на необычные поступки. И Горький ставит героев в предельные, заострённые ситуации, дабы испытать их.

Типизация в героико-романтических рассказах Горького опирается и на фольклорные традиции (характеры, сказовое повествование и герои-рассказчики), и на традиции романтической литературы (действие происходит всегда в отвлечённых от конретно-исторических обстоятельств условиях).

Действие обычно поставлено на антитезе: даются полярные характеры – Челкаш и Гаврила, Мальва и Яков. Контраст поддерживается фоном, который даётся обычно тоже крайним (природа либо смирна и покойна, либо готовится к буре или уже бушует). А природа в произведениях Горького, впрочем, служит не столько фоном, сколько дополнительной силой, заключающей в себе философское содержание или выражает общую атмосферу (надвигающаяся гроза в «Бывших людях», гроза в «Челкаше»).

Горький пишет контрастирующими красками, и важную роль в его палитре играет эмоциональный, оценивающий эпитет (от которого его призывал избавиться Чехов, но Горький Чехова не послушал).

5 сочинений по пьесе Горького “На дне”

­ Пример сочинения 1

Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне». По школьной программе она изучается учащимися 10 класса. И неспроста, ведь данное произведение можно назвать максимально глубокомысленным, красивым с точки зрения стилистики языка, но, к огромному сожалению, правдивым и печальным, так как в нем описаны реалии жизни.

Главными героями произведения являются люди, оказавшиеся на социальном дне общества. к их числу относятся бомжи, проститутки, бедняки и другие. Они обитают в ночлежке, которую содержит местный относительно состоятельный человек. Но как получилось так, что все персонажи оказались здесь? Каким образом судьба завернула их так? Это грустно и печально. Ответы на эти вопросы Горький дает в своем произведении четкие и ясные.

У каждого свой путь жизненный.

Мне кажется, что Максим Горький хотел донести к читателю мысль, что несколько пороков могут полностью сломать жизнь человека. Сменить ее полюс с положительного на отрицательный. И тотально. К таким человеческим слабостям и недостаткам, а также порокам относятся алкоголизм, чревоугодие, проституция, лень, отсутствие силы воли и мягкотелость.

Печальный пример Клеща. Но если по правде сказать, то он заслужил такое отношение жизни к себе. Он был злым, жадным и потому оказался в ночлежке. Клещ – это такой тип людей, который извечно чем-то недоволен, портит настроение окружающим, думает лишь о себе. Таких людей должно быть поменьше.

К примеру Настя. Она натура тонкая, душевная. Но живет в грязи и разврате. Ее не уважает никто, даже соседи в обиталище. Девушка занимается выдумкой романтических историй о своем молодом человеке, мечтает о любви, но при этом с нее все смеются. Жизнь ее треплет.

Думаю, что одна из основных идей произведения состоит в том, что человек сам летит на дно и сам сможет подняться, если этого захочет. Это и перспектива, и опасность.

Каждый из обитателей ночлежки губил и губит себя самостоятельно. И тут им ничто извне не сможет оказать помощь.

Великий писатель Максим Горький дает иллюстрированное и словесное объяснение таким гнусным поступков. Надо стремиться к саморазвитию и прийти от саморазрушения к нормальной жизни.

Пример сочинения 2
“Мечта и реальность”

Пьеса «На дне» повествует о судьбах людей, оказавшихся на «дне» жизни. Каждый житель ночлежки имеет свои мечты и желания, которые сталкиваются с жестокой реальностью. Мечта и реальность («На дне») – центральная тема произведения М. Горького.

В ходе повествования читатель узнает о том, к чему стремятся жители ночлежки Костылевых. Бывший актер по прозвищу Актер хочет вернуться к прежней жизни на сцене. Девушка легкого поведения Настя мечтает о чистой и искренней любви. Вор Васька Пепел хочет счастливой жизни вместе с Наташей. Сама Наташа мечтает о необычном жизненном событии, которое полностью изменит ее тяжелое существование. Клещ хочет вернуться к прежней жизни, поэтому усердно работает.

Читайте также:
Образ героического человека в рассказе М. Горького Старуха Изергиль: сочинение

Важное место в системе образов занимает Лука. Появление старика в ночлежке взбудоражило всех ее жителей. Лука поддерживал мечты героев: Актеру он рассказывает о том, что есть лечебница, которая позволит ему излечиться от алкоголизма и вернуться на сцену; он укрепляет веру Насти в то, что она действительно достойна любви и что француз-студент существует; он рассказывает Ваське Пеплу о том, что он сможет обрести счастье с Наташей, если уедет вместе с ней в Сибирь. Помимо этого, Лука говорит умирающей Анне о счастливой загробной жизни, то есть формирует у нее своеобразную мечту.

Максим Горький показывает, как мечты центральных персонажей оказываются разбитыми.

Клещ, который до конца не терял способности все изменить и исправить, понимает, что жизнь «на дне» полностью его затянула. Он уже не считает себя особенным, Клещ – такой же житель ночлежки, как и остальные.

Васька Пепел, мечтающий о счастливой жизни в Сибири, убивает мужа бывшей любовницы, владельца ночлежки Костылева, и оказывается в тюрьме.

Самая же страшная судьба была у Актера, который понял о том, что рассказы Луки о лечебнице – ложь. Герой кончает жизнь самоубийством, так как понимает, что его мечта неосуществима.

Тема мечты и реальности в произведении тесно связана с образом Луки. Герой поддерживает стремления жителей ночлежки, а в некоторых случаях и создает для них новые мечты. Однако Лука, стремившийся использовать ложь во имя спасения, не понимает, что его наставления и советы могут погубить ранимых людей. Лука говорит о том, что Васька Пепел обретет счастье в Сибири, однако там не было никаких условий для существования. Лука говорит Актеру о несуществующей лечебнице, желая замотивировать Актера на изменение своей жизни, но добрые намерения Луки оборачиваются трагедией.

Однако главной причиной столкновения мечты и реальности становится бездействие персонажей. Жители ночлежки готовы только думать о лучшей жизни, постоянно мечтать о чем-то, но совершать конкретные действия для достижения своих целей они не готовы. Лука хотел дать героям надежду на лучшее, осуществление мечты оставалось за человеком. Стремление двигаться дальше оказалось лишь словами, а не действиями. М. Горький в своей пьесе «На дне» продемонстрировал то, что реальность жестока по отношению к мечте, если человек не прикладывает никаких усилий ради ее осуществления.

Пример сочинения 3
“Есть – люди, а есть – и человеки. ” (По пьесе М.Горького “На дне”)
в формате итогового сочинения

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького “На дне”. Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на “дно” жизни. И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса М.Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни. “Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность”, — так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей “дна” — грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели “дна” выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на “дно” жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного “дна”.

Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей “дна”? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительной лжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.

Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея “возвышенного обмана”, который позволяет человеку нести бремя “низких истин”, встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: “. чего тебе правда больно нужна. подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя”. Потом он рассуждает о “праведной земле”. Лука не вернув нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: “Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают”.

Таким образом, основная черта идеологии Луки — черта рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым, философия терпения — с философией угнетения, точка зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: “Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна. Одних она поддерживает, другие прикрываются ею. А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?” Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход — самоубийство Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.

Читайте также:
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне (5): сочинение

Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: “Ложь — религия рабов и хозяев”, “Правда — бог свободного человека”. Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. “Человек — вот правда”, — утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека — значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. “Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит. гордо!”

Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание — прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.

Пример сочинения 4

Пьеса максима горького «На дне», пожалуй, самое остросоциальное произведение писателя. Пьеса актуальна и для нынешнего общества нашей страны. Главные герои пьесы — это люди, которые сломлены и растоптаны жизнью. Они живу в городской ночлежке, которую писатель сравнивает с пещерой. Вокруг грязь и нищета. А свет, светящий с верху, еще сильнее подчеркивает, что обитатели действительно находятся на «дне».

Горький в своей пьесе поднимает острые социальные и бытовые проблемы. Жизнь обитателей этой ночлежки полна драматизма и тяжелых испытаний. У людей вынужденных жить в таких ужасных и опасных условиях нет ничего за душой, жизнь будто выкинула их за борт. Что сказывается на их поведении и отношении к окружающим. Они не обращают внимания на проблемы друг друга, не говорят по душам, не выражают сочувствие. Никто уже не обращает внимание на умирающую Анну. Никому не дела до ее страданий, даже ее мужу Клещу. Он ждет ее кончины, так как для него Анна обуза. Никому нет дела что Василиса избивает Наташу. Василиса, замужем за жестоким Костылевым, но является любовницей вор и карманника Пепла. Все знают об этом, и не обращают на это внимания.

Жители ночлежки понимают свое ничтожное и жалкое существование, но не предпринимают никаких действий для этого, чтобы выбраться из него. Они смирились и считают, что не в силах уже что-то изменить. Для них жизнь уже кончена. Единственное чувство, которое остро развито у них к друг другу – это презрение. Каждый считает себя выше и лучше другого.

Помимо социальных в пьесе подняты и философские темы. Жители ночлежки, выброшенные на «дно», поднимают темы о смысле жизни и ее ценностях. Спорят на разные философские темы. Одна из таких тем это, что лучше утешительная ложь или правда реальной жизни. Это вопрос наиболее сильнее всего задел главных персонажей пьесы, и вызвал большой спор среди них. Актер Лука, искренне считает, что утешительная ложь способна хоть немного вылечить и успокоить страдающую и искалеченную душу человека. Он пытается вселить в этих людей веру и надежду. Лука считает, что только доброе отношение способно его изменить.

Сатин, наоборот, считает, что только правда главнее и важнее всего для человека. Он высказывает мнение, что человек не должен никого жалеть. Жалеть – это значит унижать его достоинство. Он считает, что «вымышленная» правда способна погубить человека.

В пьесе нет положительных героев, однако вопросы и проблемы, которые они поднимают в своих разговорах, показывает, что эти люди, несмотря на те ужасные обстоятельства, в которых они оказались, духовно не потеряны для общества. И через столько много времени пьеса остаются актуальной. Она помогает сделать переоценку своих ценностей, посмотреть под другим углом на мир. Через все произведение проходит невидимая нить в призыве изменить этот мир. Сделать каждому, прочитавшему ее маленькую «революцию души и отношения к окружающим людям».

Пример сочинения 5
Роль Луки в пьесе “На дне”

Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия – только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает.
Другая точка зрения – та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них.

Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого.
Так кто же такой Лука? Горький дает ему имя евангелиста, что свидетельствует о хорошем отношении Горького к персонажу. Другая точка зрения критиков – его имя происходит от слова “лукавый”. Рассмотрим его действия в пьесе.

Его появление – завязка пьесы. До этого все жили в ночлежке, ни о чем не задумываясь. У каждого свои мечты, для исполнения которых те ничего не делают. Падшая девушка-проститутка Настя грезит о настоящей “роковой любви”, торговка Квашня гордится мнимой свободой, Васька Пепел упивается мнимой воровской свободой.

Чем больше ночлежники пытаются скрыть от самих себя действительное положение дел, тем с большим наслаждением начинают укорять во лжи окружающих. Каждый старается поддеть другого, унизить.
В такой обстоновке появляется Лука.

Читайте также:
Рассказ Луки про праведную землю. (Анализ эпизода из III акта пьесы М.Горького На дне.): сочинение

Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, “ни одна блоха н плоха”. Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте:
Анне помогает умереть спокойно, избавляет ее от волнений в последние часы, Актеру старается помочь избавиться от пьянства, Пеплу и Наташе предлагает поехать в Сибирь, чтобы обживаться там, Настю убеждает, что настоящая любовь возможна. Верит ей, когда та пытается доказать всем, что она любила.
Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага – он старается дать им толчок к действиям.
Однако это мало кто ценит – все лишь обвиняют его во вранье.

А между тем Лука не может действовать за других людей. Все они должны были действовать сами. Кто во что верит – тот того и придерживается. Актер не поверил в себя, он надеялся только на лечебницу.

В самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает.Воодушевленные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер повесился, Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Анна умерла.
Философия ночлежников заключалась в том, что у них отнята надежда на будущее. Лука разрушил этот стереотип. Люди, лишенные теперь своей правды, потерявшие Луку в качестве поддержки, начинают затухать.

Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов – у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.

Образ и характеристика Сатина в пьесе На дне Горького сочинение

В пьесе “На дне” Максим Горький описывает жизнь обитателей ночлежки – опустившихся, упавших на социальное дно людей. Незатейливая, на первый взгляд, история на деле является социально-философской драмой. В произведении поднимается множество проблем: смысла жизни, поисков правды, веры и безверия, унизительного положения человека в обществе и многие другие.

Один из босяков – Сатин – арестант, убийца и шулер. Константин Сатин был телеграфистом в молодости, попал в ночлежку после того, как вышел из тюрьмы. Был осужден за убийство, но, по его словам, он вступился за честь сестры. На момент повествования ему приблизительно 40 лет, он дерзок и умен. Сатин верно расценивает других героев: “тупы, как кирпичи”, пытается отстоять достоинство других людей, открыть им глаза на их же возможности.

В жизненной позиции Сатина присутствуют отголоски гуманизма, и раскрываются они в его монологе о человеке: “Всё – в человеке, всё для человека!”. Герой спорит со странником Лукой об “утешительной” лжи и осуждает любое её проявление. Константин считает неприемлемой “ложь во благо”, ибо человек имеет право знать правду, какой бы она ни была.

Сатин по своей воле опускается на дно жизни, презирает нравственные ценности и отвергает работу: “Человек – выше сытости. ”. Он восклицает: “Честь-совесть богатым нужна, да!”, тем самым помогая ночлежникам оправдывать свою аморальность. Монологи Сатина не соответствуют его образу, но сам герой произносит: ”Почему же иногда шулеру не говорить хорошо, если порядочные люди. говорят как шулера?”. Слова Сатина зачастую передают позицию самого Горького, и его образ несомненно очень важен в пьесе. Также, Сатин произносит последнюю страшную реплику в произведении – реакцию на смерть Актера: “Испортил песню. дурак!”.

На стыке столетий всегда ожидаются какие-то перемены. Они происходят не только в жизни обычных людей, но и в искусстве, литературе. Рубеж девятнадцатого и двадцатого веков становится для России и для народа по-настоящему переломным моментом.

Новым явлением для русской литературы становится писатель Максим Горький. Он является основателем советской социалистической литературы. Но еще за долгое время до появления Советского союза писатель обращается к острым темам своего времени. Так появляется его знаменитая пьеса “На дне”, получившая большое признание и впоследствии поставленная режиссёром Станиславским во МХАТе.

Сочинение про Сатина

Произведение “На дне ” Горького повествует нам трагичную историю, которая основывается на почти каждой третьей историю жизни обычного человека того времени. Произведение раскрывает удивительные образы, которые в свою очередь, раскрывают само произведение.

Повнимательнее следует рассмотреть образ Сатина. Сатин – мужчин средних лет, с очень твёрдыми атеистическими убеждениями, с которыми он жил всю жизнь и продолжает жить дальше. Автор описывает его как человека рассудительного, старающегося быть оптимистичным, но давно разочаровавшегося в жизни, которая для него потеряла все краски и контрасты. Он привык полагаться только на себя, не возлагая свои проблемы на окружающих, из-за чего мало кто из его сожителей знаком с ним по-настоящему.

Он также привык презирать людей, которые стараются обмануть окружающих для их блага, он презирает саму идею лжи во благо, также при этом, презирая религию и всех её последователей, аргументируя это тем, что нет смысла надеяться на какие-то несуществующие силы, существование которых и доказать невозможно. Именно по данной причине он и не согласен с Лукой.

В эпизоде конфликта с проповедником Лукой автор показывает нам, что Сатин готов отстаивать свои интересы и убеждения, так как он не раз становился свидетелем того, что хорошие люди страдали из-за дезинформации. И тогда он пообещал себе говорить только правду, и только то, что он думает.

После автор раскрывает нам его с противоположной стороны. Хоть практически всегда своей резкой и твёрдой правдой он огорчает людей, однако он также может ею поддержать. В одном из эпизодов он произносит пламенную речь, в которой говорит о том, что только труд и упорство спасёт человека, а не какие-то там обещания спасения души и рая. Он заставляет своих слушателей обратиться к голосу разума. Он даже не порицает Луку за его ложь, так как он понимает его ситуацию, и принимает её. Через данный эпизод и образ автор старается передать нам своё мнение, что у него получается отлично, так как образ был продуман идеально, и он также идеально доносит свою мысль до читателя.

Вариант 3

Пьеса Максима Горького «На дне» значительно отличалась от литературных произведений того времени. В пьесе показан не просто нижний слой общества. Главные герои пьесы – это люди, которых даже к этому слою нельзя отнести. М. Горький перед написанием пьесы общался и изучал людей, которые потеряли не только материальное благополучие, но и человечность. Все образы раскрыты приближенно к реальным людям и их историям. Жизненные судьбы героев могут вызвать сострадание, а место их обитания – шокировать. На дне можно встретить мечтательницу Настю, Анну, которая доживает свои последние дни, скептика Сатина и работника Луку. Все герои отличаются, но их общей чертой остается – пассивность и принятие всех жизненных обстоятельств.

Читайте также:
Об Особенностях Мировоззрения Горького: сочинение

Сатин – главный герой пьесы, это человек, который спустился на дно. Его жизнь не всегда была такой. Он был образованным человеком, много читал, работал в театре. Но попал в тюрьму за убийство насильника своей сестры. Теперь он всё своё свободное время пьянствует и занимается карточным мошенничеством. Он всегда хмурый и озлобленный на весь мир. От прежней жизни осталось лишь умение красиво выражаться и вставлять умные слова. Сатин значительно отличался от других жителей ночлежки. Кажется, что он абсолютно случайно здесь оказался и ему не хватает внутреннего стержня кардинально изменить свою жизнь. В душе он добрый и веселый человек, любил свою сестру, но жизненные обстоятельства изменили его внешний облик. Сатин – скептик и знает, что его уже не ждёт другое будущее. Ему удобно быть пассивным и ничего не ждать от жизни.

Монологи Сатина захватывают, он говорит об истине, добре и человеке. Сам Горький пишет, что больше нет героя в пьесе, который смог бы это сказать. Образ Сатина играет важную роль, он выражает позицию автора. И словно дополняет других персонажей ранних произведений. Созвучность с Сатаной – не случайна. Сатин не позволяет и другим героям скинуть оковы бедности и начать новую жизнь. Он свободный человек и таким чувствует себя только на дне общества, ведь призирает труд и социальные оковы. Сатин – это яркая личность, даже в тех условиях, в которые попал, он выделяется и имеет собственную жизненную позицию, умеет анализировать и делать выводы. Это и стало причиной новой жизненной позиции – скептицизма. Поэтому он есть основным антагонистом Луки, который хочет положительно повлиять на других жителей ночлежки.

Максим Горький внёс в литературу новый подход к раскрытию проблем. Перед читателем «обнаженные» герои с собственной сложной историей, которой хотят поделиться. Кажется, что они уже мертвы, а ночлежка – это ад или же место сильно отдалённое от мира людей.

Образ и характеристика Сатина в пьесе На дне

Несколько интересных сочинений

Как известно, история человечества представляет собой историю войн. Практически в каждую эпоху люди воюют друг с другом и причины для этого могут быть самые разнообразные.

Литературная сказка Константина Георгиевича Паустовского «Теплый хлеб» была написана в 1954 году и напечатана в детском журнале. В ней автор говорит о жестокости и милосердии людей

В рассказе Куприна бедная семья накануне праздника остается без средств к существованию с больным ребенком на руках. Они никак не могут найти выход из этой ситуации и готовы даже просить милостыню.

На написание повести «Палата № 6» Антона Павловича Чехова вдохновила его поездка на остров Сахалин. Там Чехов наблюдал за людьми, находящимися в ссылке. Их быт очень впечатлил автора.

Самым верным слугой барыни был дворецкий Гаврила. Он старался исполнить любую её прихоть, чтобы угодить своенравной хозяйке

Сочинение Сатин в произведении На дне (Образ и характеристика)

Герой пьесы Максима Горького Сатин – мужчина приблизительно сорокалетнего возраста, живущий в ночлежке Костылева.

Персонаж в молодости работал телеграфистом, был образованным и веселым человеком. Любил шумные кампании, мастерски пел и плясал.

У Сатина есть родная сестра, и именно из нее он оказался среди отбросов общества, так как заступился за ее честь и случайно убил человека.

С этого момента жизнь Сатина изменилась кардинально. За убийство его посадили в тюрьму на четыре года, и после выхода из нее герой уже не мог восстановиться и стал опускаться на социальное дно.

Но все равно мужчина резко выделяется из всех жителей ночлежки своим философским мышлением и видением жизни. В дискуссиях с Актером проявляется точка зрения Сатина на окружающую его действительность.

Герой любит всегда говорить правду, не понимает утешительную ложь, мотивируя это тем, что люди достойны уважения, жалость и обман унизительны и лишают человека свободы.

Очень интересно отношение героя к работе. Он утверждает, что жизнь хороша только тогда, когда труд доставляет удовольствие. В тот момент, когда работа становится обязанностью, человек превращается в раба. Если работа ему будет приятна, то Сатин, может быть, будет трудиться.

Эта философская позиция отражает и мнение самого автора пьесы, который считал физический труд неприемлемым для свободного человека.

Сатин – человек необычный. Сам о себе говорит, что раньше был образованным. В молодости он много читал, а теперь забавляется тем, что произносит иностранные слова, значение которых он позабыл. Вследствие этого звучание слов сильно искажается и отличается от оригинала. Но простые человеческие слова ему сильно надоели.

Соседи напрасно считают Сатина злым и бесчувственным. За такой манерой общения скрывается отзывчивый и милосердный человек. Он по-доброму вспоминает сестру, оправдывает Луку и хочет помочь Наташе.

Но все пламенные речи Сатина остаются пустыми словами. Герой попал в такие обстоятельства, которые оказались выше него. Сатин просто не может бороться, он предпочитает опустить руки, так как надежды на спасение нет.

Он выбирает бездельничать, пьянствовать, вступать в перепалку с соседями по ночлежке. Опускаясь все ниже на дно, Сатин пытается сохранить человеческое лицо. Только это осталось в его власти.

Таким образом, изображая Сатина, Максим Горький подчеркивает несправедливость в социальном устройстве общества, способном сломать таких людей, как герой. По мнению автора, они достойны другой судьбы.

Характеристика 2

В произведении Максима Горького «На дне» повествуется о жизни людей, чьим пристанищем стала ночлежка. Здесь показывается незамысловатая, как в начале может показаться, история о жизни человека, который опустился, перестал следить за собой, и больше не может найти своего места в жизни. Поднимаются важнейшие вопросы касательно социальных и философских вопросов, таких как поиск жизненного смысла, желание найти правду, потеря веры и разочарование и многие другие. Люди, которые находятся в этом учреждении поддаются искушению различных «злых» привычек, которые и приводят героев в тупик жизни, выйти из которого достаточно непросто. Тут не показываются какие-то исключительные случаи, наоборот, иллюстрируется то, что каждый человек может сломаться и перестать понимать для чего он живет.

Одним из героев произведения является Сатин, который также оказывается в ранее упомянутом заведении. Он является бывшим заключенным, который промышлял шулерством и даже убивал людей. Попал в ночлежку после своего выхода из тюремного заключения.

Читайте также:
Первая проблема пьесы На дне — философский спор о правде: сочинение

Он отсидел свой срок за то, как он сам выразился, «что он защищал честь собственной сестры». В момент повествования о нем, ему было примерно около сорока лет, он является очень грубым, невоспитанным, циничным, но не лишенным интеллекта человеком, который осуждает других находящихся рядом с ним персонажей, называя их глупыми и никчемными людьми. Иногда он защищает более слабых людей, говоря им о том, что они должны уметь постоять за себя.

В жизненной философии он остается постоянным своим идеям, считая, что ложь дурна во всех ее проявлениях и не приемлет ее даже во благо. Как раз насчет этого у него возникает жаркий спор с путешественником по имени Лука. Он презирает многие жизненные ценности, такие как труд и старание, говоря о том, что человек и так может прожить, «без благ и прочей блаши».

Обманывая людей промышляя шулерством, Константин считает, что таким образом он «все ставит на свои места».

Когда переплетаются столетия и грядет смена одного века на другой, перемен не избежать. Это касается и литературы, которая очень сильно меняется на рубеже двадцатого века. Гениальный писатель Горький становится ее основной частью в жизни русской литературы, привнося уникальные интересные элементы, создавая такие великолепные пьесы, как произведение «На дне», позволяя им оставаться актуальными во все времена.

Сатин в произведении На дне

Популярные сочинения

В своем произведении «Тарас Бульба» Н.В.Гоголь сумел передать яркие и колоритные образы запорожских казаков. Все герои повести имеют судьбы, уготованные им свыше и отличные друг от друга.

Наша современная жизнь немыслима без контакта с другими людьми. Мы учимся и работаем в коллективе, общаемся с друзьями и живем семьями. С кем-то лишь вежливо здороваемся и обмениваемся парой фраз

Когда началась, самая ужасная война XX века, активизировались культурные деятели. Они своими стихами, рассказами, музыкой звали, вдохновляли на защиту родной земли.

Характеристика и образ Сатина в пьесе На дне Горького

Пьеса Максима Горького «На дне» богата действующими лицами. Одним из наиболее ярких персонажей данного произведения является Сатин.

Хоть мужчина и не любит рассказывать о себе, из истории жизни Сатина мы всё же узнаём, что это был хороший человек, работящий, весёлый, образованный, много читавший, даже талантливый, имел представление о чести, высоко ценил семью. Заступившись за честь своей сестры, Сатин по случайности убил человека, после чего попал в тюрьму, где научился игре в карты и жульничеству, и дальше пустил свою жизнь по наклонной. Он стал пьяницей, бездомным, и попал в ночлежку вместе с остальными героями произведения.

По отношению к другим людям мужчина довольно прямолинеен. Он говорит остальным обитателям ночлежки в лицо правду, не всегда приятную. Сатин не любитель жалости, он считает её бессмысленной, даже унизительной. Он считает, что человек сам волен творить свою судьбу, отсюда и его отношение к жалости: человек сам в ответе за все свои действия, да и для чего жалеть человека, столь прекрасное, гордое существо? Сатин считает, что человека стоит уважать, он горд быть человеком. Мужчина считает, что быть человеком – значит быть свободным. По его мнению, человек должен заниматься тем, что ему нравится, что приносит ему удовольствие, в ином случае человек лишается своей свободы и становится рабом нелюбимого труда.

Сатин привык к осуждению со стороны окружающих, повесивших на него клеймо закоренелого преступника. Именно поэтому мужчина уже не стремится исправить свою жизнь, он считает себя потерянным для общества, безнадёжным, мёртвым человеком. Потому он считает, что человеку вроде него уже вовсе не нужно к чему-то стремиться, достаточно просто жить на земле до тех пор, пока жизнь не оборвётся.

В образе Сатина во многом воплощает свои идеи сам Горький. Главное отличие Сатина от прочих персонажей пьесы состоит в том, что он считает человека прекрасным, гордым, свободным существом, способным самостоятельно строить свою жизнь, вершить свою судьбу. Устами Сатина автор призывает человека к активным действиям. При этом образ жизни Сатина совершенно противоположен его словам, ведь обустраивать и улучшать свою жизнь он сознательно отказывается. И тем не менее, именно Сатина автор вводит в роли «проповедника» правды в своей пьесе, так как из всех персонажей только он обладает достаточным внутренним стержнем для этого.

2 вариант

Пьеса Максима Горького «На дне» является социально – драматическим произведением и описывает жизнь людей, потерявших всякую надежду на светлое будущее. Их жизнь – это грязь, алкоголь и отсутствие какого-либо желания что-то изменить в себе, стать на правильный путь и стремиться к лучшему существованию.

Одним из центральных героев пьесы является Константин Сатин. В молодости он служил телеграфистом, а отсидев положенный срок в тюрьме, попал в ночлежку. Его осудили за убийство, но Константин объяснял свой поступок защитой чести родной сестры. На период жизни в ночлежке Сатину около 40 лет, он веселый, жизнерадостный, рассудительный и начитанный мужчина. Он не любит рассказывать о себе и своей прошлой жизни, но при каждом разговоре вставляет в текст какие-нибудь остроумные слова.

Константин карточный мошенник и шулер, не любит работать и считает, что любой труд должен приносить удовольствие себе, а не окружающим. Несмотря на такую позицию, Сатин постоянно указывает своим друзьям по несчастливой жизни на их возможности и достоинства. С одной стороны Сатин любит свою жизнь, относится к ней с оптимизмом, с другой – он потерял всякую надежду на лучшее будущее. Его привычка полагаться только на себя и свои силы так и не сблизила с жителями ночлежки. Константин категорически не признает ложь в любых ее проявлениях, он считает, что каждый человек должен знать правду, какая бы она не была.

Это ярко отражается в конфликте между ним и праведником Лукой. Лука считает, что можно обмануть человека во благо. Сатин, наоборот, встречал много загубленных жизней из-за такой дезинформации. С тех пор он дал себе зарок искренне выражать свои мысли и только правду.

Но есть у Константина и противоположная сторона характера. Несмотря на всю дерзость и возможно резкие правдивые высказывания, Сатин постоянно поддерживает других. Он не любит сочувствовать, но говорит, что только человек может сам себя спасти. Сатин с презрением относиться к людям, которые думают только о еде. Сатин будет работать только тогда, когда работа будет приносить не только деньги, но и удовольствие. Константин много пьет, алкоголь помогает забыть о действительности и опущенной жизни, он расслабляет мужчину, поднимает настроение и делает счастливым.

Читайте также:
Анализ 4 действия пьесы М. Горького «На дне»: сочинение

Образ и характеристика Сатина значительно отличается от других персонажей. Прошлое Константина, в отличие от других, было более перспективным и успешным. Только произошедший случай, когда его арестовали и посадили в тюрьму, подкосил мужчину, выбил из обычного ритма жизни. Именно с этого момента жизнь Сатина пошла по наклонной. На самом деле он умный человек, умеющий правильно рассуждать и анализировать, с собственной точкой зрения на многие вещи. Но люди не верят в него, считая мерзавцем, и это не дает ему никакого шанса на то, что жизнь может измениться к лучшему.

Характеристика 3

В пьесе “На дне” Максима Горького, были изображены те, кто потерял смысл жизни. В том числе Константин Сатин – обитатель “дна”.

В свою молодость Сатин был вполне приличным человеком, работал телеграфистом. Так же работал в театре, но защищая свою сестру, он совершил убийство. После чего его поймали, и он попал в тюрьму. Докатился до ночлежки, так называемого “дна”, он после выхода из тюрьмы, в которой провел четыре долгих года и семь месяцев. Он остался в ночлежке для бедняков, начал много пить. Хоть Сатин и умный, образованный человек – не смог вернуться в обычную жизнь и стал обитателем “дна”.

В ночлежке он играет в карты, жульничает – шулер. В общении Константин не любит затрагивать тему себя и своей жизни, избегает вопросов на эту тему. Когда в ночлежку попал странник Лука, который начинает всех жалеть. Все верят его обещаниям о лучшей жизни, но не Сатин. Константин все понимает и остается правым. Сатин так же сочувствует не меньше Луки, но он не видит смысла в обещаниях и простом утешении людей, только за истину будет сражаться такой герой. Говорил Луке, что не нужно унижать людей, тем, что жалеешь их, а следует уважать человека. Хотя Константин с появлением Луки, стал задумываться и о своей жизни. Когда-то Сатин был жизнерадостным человеком и любил веселить людей, но сейчас же он очень изменился и говорит, что не боится смерти. Относится ко всему скептически, стал насмехаться над всеми, кто его окружает, в том числе и над самим собой.

Сатин является полной противоположностью образа Луки, это продолжается до конца пьесы. Презирает работу, но стал бы работать там, где ему было бы по душе и комфортно, так говорил Константин. Герой отлично понимает и осознают, что нельзя продолжать жить на “дне”, в ночлежке, ведь это даже нельзя назвать жизнью. Те, кто попадут в ночлежку, останутся там, станут заложниками этих стен и угрюмой жизни.

Константин Сатин – интересный персонаж. При пребывании в ночлежке у него формируется своя точка зрения. Он своего мнения о людях, жалости и других вещах. Его поведение можно назвать жестоким, но это из-за того, что он осознал всю ту бессмысленность проживания в ночлежке для бедняков и смирился с этим.

Сочинение про Константина Сатина

Персонаж Горького из произведения “На дне” человек по имени Сатин, прекрасно раскрытый персонаж, который несёт в себе несколько проблем и идей, на которые хотел посмотреть и обсудить с читателем автор. В его характере и образе можно выделить несколько приоритетных позиций и черт.

Сатин – мужчина средних лет, совместно проживающий с героями произведения. Вместе они вынуждены жить на задворках общества, сожительствуя со своими товарищами по ситуации, и жить, кстати, в отвратительных условиях. Однако Сатин всегда был неприхотливым человеком, привыкшим к любым условиям, лишь бы была крыша над головой.

Сатин по характеру человек прямолинейный, который привык говорить с людьми жёстко, направляя всю свою целеустремлённость и уверенность на убеждение. Также в его характере также прослеживается безразличность к окружающим его людям, которое он объясняет тем, что каждый человек владелец своей судьбы, и он не имеет право в неё вмешиваться. В этом отношении к людям видно его мировоззрение.

Он считает, что всегда лучше сказать человеку неприятную, и даже может отвратительную, правду, чем утаить от него что-то и соврать, сказав такую приятную и сладкую ложь. Придерживаясь этой точки зрения, он проживает свою жизнь хоть и без друзей и близких, но зато с чистым сердцем. Такому же мировоззрению он учит людей, с которыми сожительствует. Заставляя человека смотреть на вещи рационально, он показывает насколько же прекрасны логика и здравомыслие. Его по праву можно назвать реалистом, который здраво смотрит на вещи, с холодным расчётом анализируя всё происходящее. Привыкнув жить так, он придерживается только этого мнения, он потерял всех близких людей, так как говорил им только правду в лицо, которую, они бы не хотели слышать.

Также через образ Сатина Горький пытается передать нам свою точку зрения и своё мнение, насчёт всего происходящего. Он считает, что жизненная позиция Сатина является наиболее верной и правильной. Он призывает своего читателя придерживаться догматов правды и чести, никогда не лгать во благо, говоря только правду, ведь только правда способна действительно помочь человеку. Я считаю, что именно это автор пытался передать через образ Сатина в своём произведении “На дне”, и что именно это ясно раскрывается в образе персонажа по ходу сюжета и прошествии сюжетных деталей, раскрывающих образ.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Сатина в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

Рассказ Чехова «Человек в футляре» впервые напечатан в журнале «Русская мысль» за 1898 год. Им открывается «маленькая трилогия», в которую писатель затем включил рассказы «Крыжовник» и «О любви»

На сегодняшний день в мире существуют такие виды транспорта: воздушный, сухопутный, железнодорожный и водяной. Воздушный – это различные самолёты, вертолёты, воздушные шары и многое другое.

Когда из-под пера молодого и талантливого автора выходит шедевр, это всегда отдается резонансом мнений в современном литературном обществе. Также произошло и с поэмой Н.В. Гоголя Мертвые души.

Когда Даниэль Дефо начал писать роман «Робинзон Крузо», он еще не предполагал, что станет основоположником нового литературного жанра – заметки путешественника. Широкая публика увидела книгу в 1719 году.

У Тургенева существует огромное количество разных героев. Но самым проникновенным и жалостливым из всех является «Муму». Те, кто бы ни прочитал данное произведение

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: