Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» 1: сочинение

Роль пейзажа в рассказах И.А.Бунина «Кавказ» и М.Горького «Челкаш»

Пейзаж является важной частью художественного произведения. Описание природы считается внесюжетным элементом, то есть тем, что не влияет на развитие действия. Однако пейзаж выполняет ряд значимых функций в рассказе: он не только воссоздает место действия, его фон, но и служит для характеристики героев, передачи их психологического состояния, выражения глубоких философских идей. Кроме того, пейзаж помогает создать портрет времени, передать колорит места, эпохи.
Для примера возьмем рассказ И.А. Бунина «Кавказ», входящий в цикл «Темные аллеи». Здесь пейзаж дан по контрасту: Москва – Кавказ. Рассказчик со своей возлюбленной уезжает из холодной сырой Москвы на юг. Героиня бежит от своего любовника (или мужа, мы точно не знаем). Про этого человека мы знаем только, что он очень ревнив и будет искать свою женщину везде: и в Геленджике, и в Гаграх.
Пейзаж помогает передать состояние всех героев. Рассказчик с героиней бегут из холодной Москвы: «В Москве шли холодные дожди, похоже было на то, что лето уже прошло и не вернется, было грязно, сумрачно, улицы мокро и черно блестели раскрытыми зонтами прохожих и поднятыми, дрожащими на бегу верхами извозчичьих пролеток. И был темный, отвратительный вечер, когда я ехал на вокзал, все внутри у меня замирало от тревоги и холода».
Но ожидание окончилось – возлюбленная героя пришла. И наступили дни счастья, солнца, знойного лета: «Мы нашли место первобытное, заросшее чинаровыми лесами, цветущими кустарниками, красным деревом, магнолиями, гранатами, среди которых поднимались веерные пальмы, чернели кипарисы. »
Кавказский пейзаж резко контрастировал с холодной, серой, унылой Москвой. Как контрастировало и душевное состояние героев. Здесь они были вместе, на фоне этого солнечного, яркого, экзотического пейзажа: «Когда жар спадал и мы открывали окно, часть моря, видная из него между кипарисов, стоявших на скате под нами, имела цвет фиалки и лежала так ровно, мирно, что, казалось, никогда не будет конца этому покою, этой красоте».
Эти совместные мгновения становились еще дороже от того, что скоро нужно было возвращаться в Москву, к привычной и постылой жизни.
Казалось бы, этот рассказ про двух любящих людей. Но финальные строки произведения все переворачивают, все меняют. Мы понимаем, что главный герой «Кавказа» – тот человек, который любил героиню, и про которого упоминалось лишь вскользь.
Этому человеку отданы лишь финальные строки рассказа: «Возвратясь в свой номер, он лег на диван и выстрелил себе в виски из двух револьверов». Вот для кого любовь была настоящим наваждением, вот чьи чувства передавал знойный кавказский пейзаж! Я думаю, навязчивое чувство этого человека схоже с навязчивой кавказской жарой, которая мутит рассудок, заставляет человека бредить.
Мы помним, что любовь, по Бунину, – это короткий миг, оставляющий след на всю жизнь. Это сильнейший всплеск чувств, клубок, состоящий из радости и боли, любви и ненависти, горя и счастья. Такой любовь была для всех героев рассказа, но особенно для того, кто любил героиню. И пейзаж помог нам понять всю силу чувств героя, помог почувствовать то, что чувствовали они, помог передать их состояние.
В рассказе М. Горького «Челкаш» также присутствует пейзаж. Он дан в романтических тонах и выполняет ряд важных функций.
Герой рассказа – вор Челкаш – промышляет тем, что обворовывает корабли. В рассказе даны описания моря – стихии главного героя: «Ночь была темная, по небу двигались толстые пласты лохматых туч, море было покойно, черно и густо, как масло. Оно дышало влажным соленым ароматом и ласково звучало, плескаясь от борта судов о берег, чуть-чуть покачивая лодку Челкаша. На далекое пространство от берега с моря подымались темные остовы судов, вонзая в небо острые мачты с разноцветными фонарями на вершинах. Море отражало огни фонарей и было усеяно массой желтых пятен. Они красиво трепетали на его бархате, мягком, матово-черном. Море спало здоровым, крепким сном работника, который сильно устал за день».
Горький показывает, что Челкаш любил море и не боялся его: «На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, – охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют – первые – остроту, вторая – цену».
Этого героя восхищал вид величественной стихии, «бесконечной и могучей». Море и облака сплетались в одно целое, вдохновляя Челкаша своей красотой, «возбуждая» в нем высокие желания.
Совсем иные чувства вызывает море у Гаврилы, деревенского парня, которого Челкаш взял с собой на промысел. Он видит его как черную тяжелую массу, враждебную, несущую смертельную опасность. Единственное чувство, которое вызывает у Гаврилы море, – страх: «Только боязно в нем».
Отличается и поведение этих героев на море. Челкаш сидит прямо, спокойно и уверенно смотрел на водную гладь, вперед, общаясь с этой стихией на равных: «Сидя на корме, он резал рулем воду и смотрел вперед спокойно, полный желания ехать долго и далеко по этой бархатной глади». Гаврила же придавлен морской стихией, она сгибает его, заставляет чувствовать себя ничтожеством, рабом: «… охватил грудь Гаврилы крепким объятием, сжал его в робкий комок и приковал к скамье лодки. »
Таким образом, пейзаж в обоих рассказах выполняет важные функции: он служит для характеристики героев, передачи их чувств и психологического состояния, для выражения авторской позиции и авторского отношения к героям.

Роль пейзажа в рассказе Горького “Челкаш”

Писатели в своих произведениях очень часто обращаются к явлениям природы и пейзажам для того чтобы картина стала насыщенней и понятнее. Используя образы в рассказах, Горький пытается завершить или дополнить ситуацию или процесс.

В рассказе «Челкаш» Максима Горького много художественных зарисовок их можно отметить уже с самого начала произведения. Вначале он использует темные оттенки и пишет о том, что небе стало темным, будто от пыли. Солнце, которое должно светит ярко, и наполнять радостью и весельем, но оно словно светит своими лучами через серую вуаль и все выглядит уныло и серо. В связи с этими картинками можно подумать, что назревает какой-то конфликт, поэтому писатель обратился именно к этому пейзажу.

Читайте также:
Роман «Дело Артамоновых»: сочинение

На фоне всей этой унылой картины появляется Гришка Челкаш, он бывалый моряк и его описание в рассказе соответствует описанию порта. Он так же угрюм и сер на фоне порта, его небритость и рваная одежда даже в какой-то степени заставляет читателя пренебрежительно к нему относиться. Ведь на фоне молодого и красивого Гаврилы Гришка Челкаш явно проигрывает. Эти два разных человека знакомятся, и Челкаш предлагает Гавриле хорошую сделку, о которой до конца ничего не говорит. Они собираются ночью на воровство.

Следующий пейзаж, описанный Горьким, выглядит так, спокойное ночное море после долгого дня уже успокоилось и отдыхало, купаясь в свете луны. Однако внутреннее напряжение двух людей, которые еще только днем познакомились. Их внутренне состояние перерастает во внешнее, и море начинает волноваться и сильно шуметь, что очень пугает Гаврилу, который ждет возвращение Челкаша. По возвращению Челкаша море понемногу успокоилось, и Гаврила обрел душевное спокойствие, и они продолжили свое дело и закончили его до конца.

В последней сцене, где между Челкашом и Гаврилой произошел конфликт, Горький пишет, что идет дождь и намерения Гаврилы не совсем чисты. Сначала дождь капля за каплей ложится на землю, дождь мелкий и неприятный, так же неприятно осознавать то, что Гаврила замыслил что-то плохое. Гаврила решил получить не только свою долю денег за сделку, но и отобрать деньги у Челкаша. Их конфликт сначала начинался с ссоры, но затем Гаврила решил перейти к действиям и дождь стал усиливаться. С тем как усиливался дождь, усиливался и конфликт мужчин. Гаврила хотел получить все деньги, ему не нужны крохи, которые ему предложил Челкаш.

Дождь смыл все конфликты и проблемы между старым Гришкой Челкашом и Гаврилой.

  • Автор: М. Горький
  • Произведение: Челкаш
  • Это сочинение списано 21 030 раз

Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие.

Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе «Челкаш». Рассказ, собственно, и начинается с художественных зарисовок. Писатель использует темные краски («потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно», «солнце смотрит сквозь серую вуаль», «закованные в гранит волны», «вспененные, загрязненные разным хламом»), это уже настраивает на определенный лад, заставляет задуматься, насторожиться, быть начеку.

Эти картины дополняют звуки: «звон якорных цепей», «грохот вагонов», «металлический вопль железных листов». Все эти детали как бы предупреждают нас о надвигающемся конфликте. И вот на фоне этого появляется Гришка Челкаш – старый травленый волк, пьяница и смелый вор. Описание его внешности полностью соответствует описанию картин порта; автор использует мрачные краски – «всклокоченные черные с проседью волосы и испитое, острое, хищное лицо», «холодные серые глаза», это вызывает некоторое пренебрежение и отвращение к герою. На этом же фоне мы видим молодого, коренастого парня – Гаврилу. Между ними завязывается знакомство, Челкаш приглашает этого парня поучаствовать в деле – в воровстве, однако Гаврила еще не знает, что это за дело.

Ночь, тишина, плывущие по небу тучи, спокойное море, спавшее здоровым крепким сном «работника, который сильно устал за день». Оба героя тоже спокойны, однако за этим спокойствием кроется внутреннее напряжение. По мере того как это напряжение из внутреннего перерастает во внешнее, Горький показывает, как пробуждается море, как шумят волны, и этот шум страшен. Этот страх рождается и в душе у Гаврилы. Челкаш оставил Гаврилу одного, а сам ушел за «добычей». И снова все затихло, было холодно, темно, зловеще, а главное – все молчало. И от этого глухого молчания становилось жутко. Гаврила чувствовал себя раздавленным этой тишиной, и, хотя он презирал Челкаша, все же был рад его возвращению. Между тем, ночь становилась все темней и молчаливей, и это придавало уверенности и силы для завершения успешной «операции», море стало спокойным, и к обоим героям вновь вернулось душевное равновесие. Природа как бы помогала героям преодолеть все преграды и успешно добраться до берега. Пейзажные зарисовки отражают внутреннее состояние героев: все спокойно, и море спокойно…

В последней сцене – сцене конфликта между Челкашом и Гаврилой – мы видим картину дождя, сначала он идет мелкими каплями, а затем все крупней и крупней. Это точно соответствует назревающему конфликту: сначала он основывался просто на выпрашивании денег, а затем на драке. Струйки дождя сплетали целую сеть из ниток воды, по‑моему, М. Горький хотел показать, что Гаврила запутался в сети собственных мыслей: он хотел получить деньги, причем не просто свою долю, а все «заработанные» деньги, во‑вторых, задумал убийство человека, если тот добровольно не отдаст деньги, и, в‑третьих, за все это он хотел получить прощение, чтобы его совесть была чиста.

А дождь все лил, его капли и брызги воды смыли следы драмы, небольшого конфликта, разгоравшегося между старым волком и молодым человеком.

Несомненно, роль пейзажа велика в произведении. По этим описаниям легче понять характер героев, что они задумали, складывается представление о том, что будет дальше, благодаря им чувствуется приближающийся конфликт, пик и развязка конфликта.

Роль пейзажа в рассказе по рассказу Челкаш (Горький А. М.)

Пейзаж в рассказе М. Горького «Челкаш»

Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие.

Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе «Челкаш». Рассказ, собственно, и начинается с художественных зарисовок. Писатель использует темные краски («потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно», «солнце смотрит сквозь серую вуаль», «закованные в гранит волны», «вспененные, загрязненные разным хламом»), это уже настраивает на определенный лад, заставляет задуматься, насторожиться, быть начеку.

Эти картины дополняют звуки: «звон якорных цепей», «грохот вагонов», «металлический вопль железных листов». Все эти детали как бы предупреждают нас о надвигающемся конфликте. И вот на фоне этого появляется Гришка Челкаш – старый травленый волк, пьяница и смелый вор. Описание его внешности полностью соответствует описанию картин порта; автор использует мрачные краски – «всклокоченные черные с проседью волосы и испитое, острое, хищное лицо», «холодные серые глаза», это вызывает некоторое пренебрежение и отвращение к герою. На этом же фоне мы видим молодого, коренастого парня – Гаврилу. Между ними завязывается знакомство, Челкаш приглашает этого парня поучаствовать в деле – в воровстве, однако Гаврила еще не знает, что это за дело.

Читайте также:
Конфликт двух мировоззрений в рассказе М. Горького Челкаш: сочинение

Ночь, тишина, плывущие по небу тучи, спокойное море, спавшее здоровым крепким сном «работника, который сильно устал за день». Оба героя тоже спокойны, однако за этим спокойствием кроется внутреннее напряжение. По мере того как это напряжение из внутреннего перерастает во внешнее, Горький показывает, как пробуждается море, как шумят волны, и этот шум страшен. Этот страх рождается и в душе у Гаврилы. Челкаш оставил Гаврилу одного, а сам ушел за «добычей». И снова все затихло, было холодно, темно, зловеще, а главное – все молчало. И от этого глухого молчания становилось жутко. Гаврила чувствовал себя раздавленным этой тишиной, и, хотя он презирал Челкаша, все же был рад его возвращению. Между тем, ночь становилась все темней и молчаливей, и это придавало уверенности и силы для завершения успешной «операции», море стало спокойным, и к обоим героям вновь вернулось душевное равновесие. Природа как бы помогала героям преодолеть все преграды и успешно добраться до берега. Пейзажные зарисовки отражают внутреннее состояние героев: все спокойно, и море спокойно…

В последней сцене – сцене конфликта между Челкашом и Гаврилой – мы видим картину дождя, сначала он идет мелкими каплями, а затем все крупней и крупней. Это точно соответствует назревающему конфликту: сначала он основывался просто на выпрашивании денег, а затем на драке. Струйки дождя сплетали целую сеть из ниток воды, по‑моему, М. Горький хотел показать, что Гаврила запутался в сети собственных мыслей: он хотел получить деньги, причем не просто свою долю, а все «заработанные» деньги, во‑вторых, задумал убийство человека, если тот добровольно не отдаст деньги, и, в‑третьих, за все это он хотел получить прощение, чтобы его совесть была чиста.

А дождь все лил, его капли и брызги воды смыли следы драмы, небольшого конфликта, разгоравшегося между старым волком и молодым человеком.

Несомненно, роль пейзажа велика в произведении. По этим описаниям легче понять характер героев, что они задумали, складывается представление о том, что будет дальше, благодаря им чувствуется приближающийся конфликт, пик и развязка конфликта.

Челкаш и Гаврила (по рассказу М. Горького «Челкаш»)

Раннее творчество Горького (90‑е гг. XIX в.) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький.

Рассказы 1890‑х гг. можно разделить на две группы: одни из них основаны на вымысле – автор использует легенды или сам их сочиняет; другие рисуют характеры и сцены из реальной жизни босяков.

В основу рассказа «Челкаш» положен действительный случай. Позднее писатель вспоминал о босяке, послужившим прообразом Челкаша. С этим человеком Горький познакомился в больнице города Николаева (Херсонеса). «Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе „Челкаш“. Хорошо помню его улыбку, обнажавшую его великолепные белые зубы, – улыбку, которой он заключил повесть о предательском поступке парня, нанятого им на работу…»

В рассказе – два главных героя: Челкаш и Гаврила. Оба босяки, бедные, оба деревенские мужики, крестьянского происхождения, приучены к труду. Челкаш с этим парнем познакомился случайно, на улице. Челкаш в нем узнал «своего»: Гаврила был «в таких же штанах, в лаптях и в оборванном рыжем картузе». Он был плотного телосложения. Горький несколько раз обращает наше внимание на большие голубые глаза, смотрящие доверчиво и добродушно. С психологической точностью парень определил «профессию» Челкаша – «мы закидываем сети по сухим берегам да по амбарам, по плетям».

Горький ставит в противопоставление Челкашу Гаврилу. Челкаш вначале «презирал», а потом, «возненавидел» парня за его молодость, «чистые голубые глаза», здоровое загорелое лицо, короткие крепкие руки, за то, что он имеет свой дом в деревне, что хочет обзавестись семьей, но самое главное, как мне кажется, это то, что Гаврила еще не познал той жизни, которую ведет этот бывалый мужчина, за то, что смеет любить свободу, которой не знает цены, и которая ему не нужна.

Челкаш кипел и вздрагивал от оскорбления, нанесенного парнем, от того, что тот смел возразить взрослому мужчине.

Гаврила очень боялся идти на промысел, ведь это было его первое дело такого плана. Челкаш был как всегда спокоен, его забавлял страх парня, и он им наслаждался и упивался тем, какой он, Челкаш, грозный человек.

Челкаш греб медленно и ровно, Гаврила – быстро, нервно. Это говорит о стойкости характера. Гаврила – новичок, поэтому ему так тяжело дается первый поход, для Челкаша это очередной поход, обычное дело. Здесь проявляется отрицательная сторона мужчины: он не проявляет терпения и не понимает парня, кричит на него и запугивает. Однако на обратном пути завязался разговор, в процессе которого Гаврила спросил у мужчины: «Что ты теперь такое без земли?» Эти слова заставили Челкаша задуматься, всплыли картины детства, прошлое, та жизнь, что была до воровской. Разговор смолк, но на Челкаша даже от молчания Гаврилы веяло деревней. Эти воспоминания заставили почувствовать себя одиноким, вырванным, выброшенным из той жизни.

Кульминационным моментом рассказа является сцена драки из‑за денег. На Гаврилу напала жадность, он стал страшным, непонятное возбуждение двигало им. Жадность овладела молодым человеком, который стал требовать все деньги. Челкаш прекрасно понимал состояние своего подопечного, пошел ему навстречу – отдал деньги.

Но Гаврила поступил низко, жестоко, унизил Челкаша, сказав, что тот ненужный человек и что его никто не хватился бы, если бы Гаврила его убил. Это, естественно, ударило по самооценке Челкаша, любой бы на его месте поступил так же.

Челкаш, бесспорно, является положительным героем, в противовес ему Горький ставит Гаврилу.

Челкаш, несмотря на то что он ведет разгульный образ жизни, ворует, никогда бы не поступил так низко, как этот парень. Мне кажется, что главными для Челкаша являются жизнь, свобода, и никому бы он не сказал, что его жизнь ничего не стоит. Ему в отличие от молодого человека известны радости жизни и, самое главное, жизненные и моральные ценности.

Читайте также:
Значение творчества М. Горького в мировой литературе: сочинение

Рассказы М. Горького начала 90-х годов XIX века посвящены проблемам человеческих взаимоотношений. Автор ищет своего положительного героя, пути изменения современного общества, наблюдает жизнь России. Но и природе в его рассказах отводится значительное место.

В рассказе «Челкаш» пейзаж играет роль обрамления – им начинается и заканчивается действие.

В начале рассказа изображен пейзаж индустриальный – море в порту. Он производит унылое впечатление: «потемневшее от пыли» небо мутно, волны моря закованы в гранит, «подавлены», «бьются и ропщут», они загрязнены разным хламом. Раздаются разные звуки: звон цепей, грохот вагонов, «металлический вопль железных листов», стук, дребезжание, свистки, крики. Все эти звуки дисгармоничны, это «оглушительная музыка трудового дня». Порт автор называет «страстным гимном Меркурию» – богу торговли. И люди на фоне этого пейзажа «смешны и жалки», как рабы того, что создано их трудом. Таким образом, этот пейзаж раскрывает нам, как величие и красота природы подавляются деятельностью человека.

Следующее описание пейзажа дано автором как дополнительная черта к характеру героя. Челкаш, человек свободный от условностей общества, от власти денег, собственности, без семьи и родных корней, «любил море». Оно сродни его независимой душе. «Его кипучая, нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной». Море «вливает в душу человека спокойствие», рождает в ней могучие мечты… В отличие от Челкаша Гаврила боится моря. Его пугает отсутствие почвы под ногами, его не радует красота ночного моря, огни прожекторов – он исполнен страха. Пейзаж в этом эпизоде подчеркивает разность характеров героев, усиливает содержательность образов.

Пейзажем также завершается повествование. Море разыгралось, «глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно». Трагедия людей подчеркнута напряженным нарастанием бури, шторма, когда дождь лил как из ведра, и все окутано мглою. «Море выло, швыряло большие тяжелые волны на прибрежный песок… ветер ревел… Все кругом наполнялось воем, ревом, гулом. За дождем не видно было ни моря, ни неба». И дождь смывает следы крови на песке, смывает следы людей и слезы. Человеческие страсти мелки, ничтожны, преходящи. Стихия природы вечна, наполнена мощью и величием.

Пейзаж у Горького противопоставлен жизни людей, и это сравнение не в пользу человеческого общества.

klassreferat.ru

Пейзаж у писателя противопоставлен жизни людей. Рассказы М. Горького начала 90-х годов XIX века посвящены проблемам человеческих взаимоотношений. Автор ищет своего положительного героя, пути изменения современного общества, наблюдает жизнь России. Но и природе в его рассказах отводится значительное место. В рассказе «Челкаш» пейзаж играет роль обрамления – им начинается и заканчивается действие. В начале рассказа изображен пейзаж индустриальный – море в порту. Он производит унылое впечатление: «потемневшее от пыли» небо мутно, волны моря закованы в гранит, «подавлены», «бьются и ропщут», они загрязнены разным хламом. Раздаются разные звуки: звон цепей, грохот вагонов, «металлический вопль железных листов», стук, дребезжание, свистки, крики. Все эти звуки дисгармоничны, это «оглушительная музыка трудового дня». Порт автор называет «страстным гимном Меркурию» – богу торговли. И люди на фоне этого пейзажа «смешны и жалки», как рабы того, что создано их трудом. Таким образом, этот пейзаж раскрывает нам, как величие и красота природы подавляются деятельностью человека. Следующее описание пейзажа дано автором как дополнительная черта к характеру героя. Челкаш, человек свободный от условностей общества, от власти денег, собственности, без семьи и родных корней, «любил море». Оно сродни его независимой душе. «Его кипучая, нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайней, свободной и мощной». Море «вливает в душу человека спокойствие», рождает в ней могучие мечты… В отличие от Челкаша Гаврила боится моря. Его пугает отсутствие почвы под ногами, его не радует красота ночного моря, огни прожекторов – он исполнен страха. Пейзаж в этом эпизоде подчеркивает разность характеров героев, усиливает содержательность образов. Пейзажем также завершается повествование. Море разыгралось, «глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно». Трагедия людей подчеркнута напряженным нарастанием бури, шторма, когда дождь лил как из ведра, и все окутано мглою. «Море выло, швыряло большие тяжелые волны на прибрежный песок… ветер ревел… Все кругом наполнялось воем, ревом, гулом. За дождем не видно было ни моря, ни неба». И дождь смывает следы крови на песке, смывает следы людей и слезы. Человеческие страсти мелки, ничтожны, преходящи. Стихия природы вечна, наполнена мощью и величием. Пейзаж у Горького противопоставлен жизни людей, и это сравнение не в пользу человеческого общества.

Роль пейзажа в рассказе Горького «Челкаш»

Рассказы М. Горького начала 90-х годов XIX века посвящены проблемам человеческих взаимоотношений. Автор ищет своего положительного героя, пути изменения современного общества, наблюдает жизнь России. Но и природе в его рассказах отводится значительное место.

В рассказе «Челкаш» пейзаж играет роль обрамления — им начинается и заканчивается действие.

В начале рассказа изображен пейзаж индустриальный — море в порту. Он производит унылое впечатление: «потемневшее от пыли» небо мутно, волны моря закованы в гранит, «подавлены»,

«бьются и ропщут», они загрязнены разным хламом. Раздаются разные звуки: звон цепей, грохот вагонов, «металлический вопль железных листов», стук, дребезжание, свистки, крики. Все эти звуки дисгармоничны, это «оглушительная музыка трудового дня». Порт автор называет «страстным гимном Меркурию» — богу торговли. И люди на фоне этого пейзажа «смешны и жалки», как рабы того, что создано их трудом. Таким образом, этот пейзаж раскрывает нам, как величие и красота природы подавляются деятельностью человека.

Следующее описание пейзажа дано автором как дополнительная черта

Пейзажем также завершается повествование. Море разыгралось, «глухо роптало, волны бились о берег бешено и гневно». Трагедия людей подчеркнута напряженным нарастанием бури, шторма, когда дождь лил как из ведра, и все окутано мглою. «Море выло, швыряло большие тяжелые волны на прибрежный песок… ветер ревел… Все кругом наполнялось воем, ревом, гулом. За дождем не видно было ни моря, ни неба». И дождь смывает следы крови на песке, смывает следы людей и слезы. Человеческие страсти мелки, ничтожны, преходящи. Стихия природы вечна, наполнена мощью и величием.

Читайте также:
Особенности раннего творчества М. Горького: сочинение

Пейзаж у Горького противопоставлен жизни людей, и это сравнение не в пользу человеческого общества.

Краткое содержание Челкаш Максим Горький Максим Горький Челкаш «Потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль; оно почти не.

«Челкаш» Горького в кратком содержании «Потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно В порту царит суета и неразбериха. Люди в этом шуме кажутся ничтожными. Созданное ими поработило и обезличило.

Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная.

Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш». (1) М. Горький был писателем-реалистом, но все его ранние рассказы пронизаны духом романтизма. В них главные герои обычно тесно связаны с природой. Горький отождествляет человека и.

Два мира — два мировоззрения в рассказе Максима Горького «Челкаш» Максим Горький имел большой опыт скитальческой жизни и в ранних романтических рассказах выражал свое отношение к жизни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих.

Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш». (6) В 1894 году великий русский писатель М. Горький пишет свой рассказ «Челкаш». Уже в 1895 году «Челкаш» был напечатан в журнале «Русское богатство». Этот рассказ.

КОНФЛИКТ ДВУХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ В РАССКАЗЕ М. ГОРЬКОГО «ЧЕЛКАШ» В ранних романтических рассказах Мак- сим Горький выразил свое отношение к жиз- ни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих из этих рассказов —.

Стихи Пушкина на немецком языке с переводом Если жизнь тебя обманет, Не печалься, не сердись! В день уныния смирись: День веселья, верь, настанет. Сердце в будущем живет; Настоящее уныло: Все мгновенно, все.

Скорость и длина волны Каждая волна распространяется с какой-то скоростью. Под Скоростью волны понимают скорость распространения возмущения. Например, удар по торцу стального стержня вызывает в нем местное сжатие, которое.

Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш». (7) Рассказ «Челкаш», написанный в 1894 году, принес автору широкую известность. Рассказ начинается с описания гавани: «Звон якорных цепей, глухой стук дерева, дребезжание извоз-чих телег…» Далее.

Образ моря в поэзии Александра Пушкина и Василия Жуковского Многие поэты обращались к образу моря в своих произведениях. Впервые море воспели античные авторы. Стихотворный размер гекзаметр, пришедший из Древней Греции, ассоциируется с шумом набегающих.

Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш». (4) Основной чертой творчества Максима Горького является разоблачение буржуазной морали и индивидуализма. В его произведениях воспевается героический подвиг во имя свободы и счастья. Он реализовывает мысль.

Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш». (3) У Максима Горького с раннего детства была тяжелая жизнь «в людях». Он работал в разных местах, что позволяло ему наблюдать за жизнью людей, за их.

Роль пейзажа в рассказах А. П. Чехова В конце XIX века в русской литературе широкое распространение получили рассказы и небольшие повести, пришедшие на смену романам Тургенева, Достоевского, Толстого. Активно использовал форму короткого.

Механические волны Помните, как писал Козьма Прутков: «Бросая в воду камешки, смотри на круги, ими образуемые; иначе такое бросание будет пустою забавою». Эти круги (в виде чередующихся.

Проблема положительного героя в рассказе Горького «Челкаш» В рассказе Максима Горького «Челкаш» выступают два главных героя — Гришка Челкаш — старый травленный морской волк, заядлый пьяница и ловкий вор, и Гаврила —.

Роль пейзажа в рассказах Антона Чехова В конце XIX века в русской литературе широкое распространение получили рассказы и небольшие повести, пришедшие на смену романам Тургенева, Достоевского, Толстого. Активно использовал форму короткого.

Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш». (2) В русской литературе существует много имен, которые по праву могут называться великими. Среди таких имен и М. Горький — человек, который прожил сложную жизнь, испытав.

Три моря Сравнительная характеристика элегии В. А. Жуковского «Море», стихотворений А. С. Пушкина «К морю» и Ф. И. Тютчева «Как хорошо ты, о море ночное…» Перед учителем.

Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения.

Каковы основные мотивы романтических стихотворений Жуковского «Море» и «Вечер»? Василия Андреевича Жуковского по праву считают «литературным Колумбом Руси», открывшим ей «Америку романтизма в поэзии». В начале ХIХ века романтизм в России был новым направлением.

«Гордый человек» М. Горького Человек — вот правда! М. Горький «Челкаш» — один из ранних романтических рассказов М. Горького. Он принадлежит к циклу произведений писателя о босяках-оборванцах и уголовниках.

Проблематика ранней прозы Максима Горького Мировоззренческая позиция Максима Горького на протяжении всей жизни писателя тяготела к революционному романтизму, предполагающему необходимость и неизбежность исправления мирового порядка путем внешнего воздействия. Общеизвестно, что.

Челкаш и Гаврила Сравнительная характеристика двух героев в произведении помогает автору ярче и нагляднее изобразить своих персонажей. При сопоставлении образы героев могут раскрыться с самой неожиданной стороны. Так.

«Босяки» и «бывшие люди» в ранних рассказах Горького Великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому принадлежат слова о том, что Максим Горький был настоящим «человеком из народа». Действительно, пролетарский писатель отлично знал жизнь низов.

Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш». (5) Много разных мыслей и переживаний возникло у меня, когда я читала рассказ М. Горького «Чел-каш». Писатель смог точно передать всю картину нищенского существования людей, проникнуть.

Стихотворение Жуковского «Море» Василия Андреевича Жуковского по праву считают «литературным Колумбом Руси», открывшим ей «Америку романтизма в поэзии». В начале ХIХ века романтизм в России был новым направлением.

Образ моря в лирике В. А. Жуковского и А. С. Пушкина Романтизм как литературное направление сформировался в большинстве стран Европы к началу XIX века, вызвав к жизни целую плеяду замечательных писателей и поэтов. Выдающимися русскими поэтами-романтиками.

Электромагнитное поле К середине XIX в. в физике накопилось достаточно много сведений об электрических и магнитных явлениях. Эти сведения требовали систематизации и сведения в единую теорию. Такая.

Читайте также:
Ранний романтизм М. Горького (Второй вариант): сочинение

Эпос «Калевала» в кратком содержании В основу поэмы легли карело-финские народные эпические песни, которые в XVIII в. собрал и обработал Элиас Леннрот. Руна 1 Ильматар, дочь воздуха, жила в воздушных.

Краткое содержание: Калевала В основу поэмы легли карело-финские народные эпические песни (руны), которые в XVIII в. собрал и обработал Элиас Леннрот. Ильматар, дочь воздуха, жила в воздушных просторах.

Роль пейзажа в лирике А. С. Пушкина Лирика Пушкина необыкновенно богата и разнообразна и по содержанию, и по форме. Но у него сравнительно немного пейзажных стихотворений. Природа не занимает в его творчестве.

Пейзаж в лирике А. С. Пушкина Большое место в творчестве Пушкина занимает пейзажная лирика. Пейзаж в поэзии Пушкина менялся вместе в самим поэтом. В разные периоды своего творчества Пушкин по-разному изображал.

Роль пейзажа в поэме Мцыри Поэма «Мцыри», написанная Лермонтовым в 1839 г., является одним из наиболее совершенных образцов русского романтизма. В ее текст включены все значимые компоненты романтических поэм, как-то.

Звуковые волны Продольные и поперечные волны Подвесим несколько одинаковых маятников один за другим на тонких нитях. В таком случае достаточно толкнуть только один маятник, чтобы привести в.

Роль пейзажа и природы в романе «Герой нашего времени» Представить себе литературное произведение, в котором бы не было образа природы, крайне сложно, — ведь пейзаж помогает воссоздать реальность описываемых событий, проявляет авторскую точку зрения.

План-конспект урока по физике. Тема: Радиолокация Цель урока: формировать представление о радиолокации, как о применение электромагнитных волн для получения информации об объекте от которого отразилась радиоволна. Ход урока Проверка домашнего задания.

Восприятие, истолкование, оценка стихотворения Жуковского «Море» Произведения романтиков часто имеют не только один, прямой смысл. За реальными предметами и явлениями, которые в них описываются, скрывается еще что то невысказанное, недоговоренное. Рассмотрим.

Биография Jesse Jackson The Reverend Jesse Louis Jackson Sr. is a civil rights and political activist in the United States. He was a candidate for the Democratic nomination.

План-конспект урока по физике. Тема: Свойства электромагнитных волн. Распространение радиоволн Цель урока: формировать понятие о свойствах электромагнитных волн и их распространении. Ход урока Проверка домашнего задания методом индивидуального опроса 1. В чем заключаются принципы радиосвязи.

Сочинения по творчеству Горького

Творчество Максима Горького правдиво и глубоко подвергает беспощадной критике пороки буржуазного строя и показывает, как силы пролетарской революции противостоят эксплуататорам.

Начало литературной деятельности писателя относится к 1892 году. В 1898 оду выходят отдельным изданием 2 -го его сборника «Очерков и рассказов». В течение 6 лет он написал великое множество интереснейших работ. С первых же своих произведений и в течение всего творческого пути Горький показывает ряд образов, к которым он испытывает страстную ненависть и презрение. Наряду с хозяевами жизни изображены люди из народа. Это и чернорабочие соляных промыслов из произведения «На соли» и просто бродяги из рассказа «Дед Архип и Ленька», люди, выброшенные на улицу босяки из таких работ, как «Челкаш» и «Бабушка Акулина».

Эти творения драматичны по содержанию, так как здесь происходят сложные конфликты между людьми, по-разному изуродованными самодержавием. Так, в рассказе «На соли» Горький показывает, как в условиях гнета и насилия рождается жестокость, в людях истребляется все человеческое. Но истинно человеческие чувства не могут быть окончательно убиты, они пробуждаются и здесь. Виноватыми оказываются те люди, которые звереют от непосильного труда. Таковы условия жизни, противные человеческой природе.

В рассказах о босяках Горький вскрывает те причины, которые заставляет представителей разных классов общества капиталистов сделаться босяками и попасть на дно. Очень характерен в этом отношении произведение «Злодеи», где рассказывается о том, как молодой деревенский парень в поисках работы попадает в город, становится босяком и совершает вместе с товарищем нелепое убийство. Создание повести является еще одним шагом в идейно-художественном развитии Горького. Он впервые здесь дает широкую картину жизни при капиталистическом строе. Такой работой является «Фома Гордеев», где показана борьба идет внутри класса, и главный герой становится жертвой враждебных человеческой природе отношений, созданных природой. В 1900-хгодах Горький все больше создает драматические труды, где идет обличение буржуазной интеллигенции всех толков. Так, появляются пьесы «На дне», «Дачники», «Враги». Но самым известным произведением писателя является роман «Мать», где ясно прослеживается отношение Горького к реформам в обществе. В творении показана борьба за новую жизнь, что давало неоднозначные мнения по этому поводу среди критиков.

2 вариант

Творческая деятельность Максима Горького представляет собой целую эпоху в развитии человечества, а также период, когда был сокрушен империализм, и произошла Октябрьская революция. Писатель, который вышел из низших слоев, тесно связанный с рабочим классом, является выразителем 3-го этапа освободительной борьбы.

Начало литературного пути Горького относится к 1892 году. Через 7 лет выходят 2 томика его «Очерков и рассказов». Его ранние произведения отличаются большим разнообразием по своей тематике и по своим жанровым особенностям. Это время напряженных творческих исканий писателя. Он разоблачает угнетателей с их мещанскими настроениями. Борьба с мещанством является одной из ведущих линий творчества. Так, в рассказе «Озорник» журналист Истомин когда-то мечтал о том, чтобы послужить народу, но постепенно он утрачивает свои высокие стремления, и устроившись в жизни, становится мещанином.

Продолжая лучшие традиции демократической литературы критического реализма, Горький показывает жизнь народа, наполненную лишениями и страданиями. В людях из народа, изображенных в рассказах « Дед Архип и Ленька», «Горемыка Павел « и др. мы видим высокие благородные чувства, которые часто не находят ни выходы, ни применения, а лишь стихийное пробуждение сознания в массах. В рассказах о босяках писатель раскрывает те причины, которые заставили представителей капиталистического общества опуститься на дно жизни.

В реалистических рассказах о босяках герои выступают иногда в романтическом образе, как например, Челкаш, Коновалов, Мальва. Морские и степные просторы, на фоне которых они показаны, подчеркивают широту их натуры, любовь к вольной жизни. В период между 1901-1906 годами писатель создал ряд пьес и переход к драматургии не случаен, так как он видел в театре трибуну, которая давала возможность при непосредственном общении с массами с особой остротой поставить самые острые злободневные вопросы современности. В пьесах об интеллигенции «Дачники», «Дети солнца», «Варвары» Горький показывает резкое классовое расслоение интеллигенции и обреченность культуры эксплуататоров. Одним из ярких произведений в творчестве стал роман «Мать», который призывал пролетариат объединиться для борьбы, выполняя одну из важных задач, выдвинутых большевиками

Читайте также:
В жизни всегда есть место подвигам (по произведениям М. Горького): сочинение

Творчество А.М.Горького. Романтические произведения. Драматургия А.М.горького и этапы ее развития. Основные произведения, идеи, герои, жанровое и поэтическое своеобразия

↑ Незаурядность творчества Горького

Своеобразие творчества Максима Горького в том, что выступая во времена начинающейся гибели капитализма, он смог выразить идеи, стремления и эмоции русского народа, общественную деятельность.

М.Горький пытался разобраться в проблемах действительности, познать суть социального несчастья, найти путь к достижению истины и справедливости.

Он отдал много сил организации первой мировой социалистической революции, а затем и процессу созидания коммунистического сообщества и обновленной культуры.

В первый раз рассказ Максима Горького «Макар Чудра» опубликовала газета «Кавказ» (1892 год). Затем писатель стал работать с другими изданиями печати: «Нижегородская листовка», «Самарская газета», «Волжский вестник».

В дальнейшем были выпущены в свет его следующие творения: «Старуха Изергиль»; «Коновалов»; «Челкаш»; «Песня о соколе». Всероссийскую знаменитость и популярность писателю принесли 2 тома рассказов и новелл (1898 год).

От коротких и несложных повествований Горький поэтапно перешел к более значимым произведениям литературы. Появилась поэма «Двадцать шесть и одна» (1899 год), а вскоре и первый роман «Фома Гордеев». Слава Максима Горького сравнялась с популярностью таких художников слова, как А.П. Чехов или Л.Н. Толстой.

Отзывы критиков на создания М.Горького как в России, так и других государствах были крайне разнообразны и многочисленны, вокруг его творчества началась литературная борьба. Влияние писателя распространилось на общественную и литературную жизнь Запада и Востока. М.Горького объединяли крепкие духовные и творческие связи со следующими передовыми зарубежными авторами: Т. Драйзер, Дж. Лондон (США) А.Барбюс, А.Франс, Р.Роллан (Франция) М.Андерсен-Неске (Дания)

Тематика произведений Горького

«Сказки об Италии», по горьковскому определению,— сказки о жизни. В текущих событиях этой страны, в ее быту и обычаях, и национальном характере народа писатель нашел ясную перспективу для реализации своих идеалов. Правда, позже он сказал о себе: «автор несколько приукрасил итальянцев», что, однако, не помешало выразить важные для него представления о настоящем и будущем. Большинство героев «Сказок» свято чтут светлый опыт прошлого: «помнить — это все равно, что понимать». Безвестный старик рыбак, передовой рабочий, другой старик — отец двух сыновей-смельчаков — все они воспринимают былые свершения «рудой, которую должны сделать сталью». И верят: «Дети будут Лучше нас, и жить им будет легче». Народные традиции проясняют мечту, а она позволяет верно судить о минувшем, стойко держаться в текущих событиях. Сплоченность, активность позиции придает «молодой демократии» Италии уверенность в совместной работе и борьбе за счастье. Такой оптимистический вывод возникает как будто в связи с общественными деяниями трудящихся (стачками, строительством туннеля). Но Горький не был бы Горьким, если бы он тем и ограничил свое понимание прогрессивной культуры. Весьма необычно определил он ее в письме А. М. Коллонтай (1911), «новые запросы жизни, отношение к женщине и т. д.».

В «Сказках» темные начала побеждает каждый сильный человек — в любви, служении красоте. В этом смысле мужественная и пылкая Нунча, завоевывающая своего возлюбленного, или мать, спасающая сына,— не менее значительны. Трудность преодоления и радость свершения как источник сопричастности вечно прекрасной природе — здесь тоже шаг к грядущей гармонии. Писатель как бы обнимает единым взглядом яркую, ликующую итальянскую землю: «море блестит словно шелк», солнце «творит сказки» — и видит единение с нею человека. Все вместе люди изживают страх, слабость, душу, «сжатую темной скорбью», мысль, «истерзанную противоречием».

В цикле «По Руси» нет столь мажорно озвученных картин, победных настроений и интонаций. Здесь царствует мудрый и трезвый анализ действительности. Проходящий пристально наблюдает каждого человека, чтобы «заглянуть в глубину души, где живут незнакомые мысли, неслыханные слова». Напряженный процесс познания раскрывает перед читателем обилие неповторимого человеческого опыта и суть его осмысления. Содержание каждого рассказа поэтому расширено во времени и пространстве: исповедью встреченных героем-повествователем людей, его собственными ассоциациями и раздумьями. Да и каждая объективная зарисовка таит в себе субъективный акцент. Даже пейзаж как бы выражает высшую цель того, кто им любуется. Проходящий поражен буйной силой: «Ожила вся огромная земля к весенним родам, потягивается, высоко вздымая лохматую влажную грудь, хрустят ее кости…» А заканчивается картина волевым побуждением: «протянуть бы руку, властно положить ее на гору, на берег и сказать: «Стой, пока я не дойду до тебя». Земная мощь прекрасна сама по себе. Призвана же она передать желание проходящего найти свой берег в разливе стихии и трудности этого поиска.

Выразительное слово рассказчика подчиняет себе наши эмоции. Сразу создается мучительное ощущение: повсеместно унижены подлинные достоинства мира. «Человечья жизнь» напоминает «хорошую песню, обидно испорченную безголосым, глухим певцом. «Бестолковая тоска» оседает не только в маленьких городках, а на берегах вольных речек. Многих своих собеседников проходящий вновь именует «неудавшимися людьми»: они вдумчивы, имеют «емкую душу» и одновременно холодно замкнуты, своевольны, циничны. Всюду расточается, оскверняется изначально прекрасное. Но ведь такой взгляд не просто критичен. Он обязывает задуматься о погашенном кем-то свете, о некогда звучавшей мелодии. Во многих рассказах, благодаря острому вниманию, на какой-то момент «восстанавливается» природная сущность человека, он как бы заново оживает, хотя и ненадолго. Мечта о красоте выражена открыто. Поэтому с особым эмоциональным подъемом рассказано о сильных натурах, людях светлой мысли. Вдали от родины Горький стремился осмыслить противоречия и возможности русской жизни.

↑ Итоги творчества

В начале ХХ века были выпущены многотомные собрания сочинений М.Горького: 22 тома в 1923-24 годах в Берлине (значительная часть редактирована автором). Собрание произведений из 30 томов в 1949-55 годах (включая художественные сочинения, письма и критические статьи).

В эпоху серебряного века (на границе XIX–XX веков) Максим Горький был весьма значимой фигурой советской литературы. Художественное мастерство писателя в отображении характера человека, формирующегося в процессе революционного сопротивления, оплодотворило творческое созидание многих авангардных мастеров слова. Творчество Горького послужило ярким примером для писателей всего земного шара.

краткая биография

Роль и место в литературе

Максим Горький – яркий представитель русской литературы конца XIX – начала XX столетия, который известен произведениями революционной тематики. Он стал основоположником социалистического реализма. Был номинирован на Нобелевскую премию.

Читайте также:
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне: сочинение
Происхождение и ранние годы

Максим Горький – это творческое имя писателя, а настоящее имя – Алексей Максимович Пешков. Он родился в 1868 году в России (Нижний Новгород).

Дом деда Горького Каширина

Отец – Максим Савватьевич Пешков, столяр. Когда будущему писателю было три года, он заболел холерой. Отец ухаживал за ним, и в результате тоже заразился. Мальчик выжил, а Максима Пешкова не стало. Есть версия, что писатель взял псевдоним Максим Горький, чтобы сохранить память о родителе.

Мать — Варвара Васильевна Пешкова (в девичестве Каширина). Она была родом из мещан. В 1879 году заболела чахоткой с летальным исходом.

Так как родителей Горького рано не стало, его воспитанием занимались бабушка и дедушка. Детство он провел в доме деда, Василия Каширина. С ранних лет мальчик полюбил народное творчество благодаря бабушке, которая стала первым его проводником в мир литературы. Потом Горький будет вспоминать о ней с нежностью, говоря, что «был наполнен ее стихами, как улей медом».

Образование

Первым учителем Горького стала мать, которая научила его читать. Дедушка обучил мальчика азам церковной грамоты. Алексей ходил в приходскую школу, но ушел из нее из-за болезни. Потом закончил два класса в слободском начальном училище. Там у него не складывались отношения с учителями. И только одного человека он уважал – епископа. Так же некоторое время посещал начальное приходское училище для бедных. Непростой характер и бедность стали причинами, по которым будущий писатель не получил даже среднего образования. Однако Алексей имел отличную память и много читал, так что скоро мог цитировать классиков. В 1884 году он пробовал поступить в Казанский университет, но не прошел отбор. Не получив хорошего образования, Горький заменил его самообразованием, хотя всю жизнь писал с орфографическими ошибками.

Творчество

Максим Горький был непростой личностью, по его словам, он был рожден, чтобы не соглашаться. Он много путешествовал по стране — и увиденное подтолкнуло его к идее пропаганды революции. За это Горький был даже арестован.

Тема свободы

В раннем творчестве писатель воплотил свою мечту о красивом и свободном человеке. Жизнь и творчество Горького не случайно служили примером для советского человека. Мотивы свободы и общности людей являлись ведущими в культуре нового государства. Горький со своими романтическими идеями о самоотверженности появился как раз вовремя. «Старуха Изергиль» – произведение, посвященное теме свободного человека. Рассказ автор разделил на три части. В них Максим Горький рассмотрел основную тему на примере абсолютно разных образов.

Легенда о Ларре

Для всех героев рассказа свобода является высшей ценностью. Но Ларра презирает людей. В его понятии свобода – это возможность получать желаемое любой ценой. Он ничем не жертвует, но предпочитает приносить в жертву других. Для этого героя люди – всего лишь орудия, с помощью которых он достигает своих целей.

Чтобы написать сочинение по творчеству Горького, необходимо составить условный план формирования его мировоззренческих позиций. В начале своего пути этот автор свято верил не только в идею о свободном человеке, но и в то, что счастливыми люди могут стать лишь при участии в каком-либо общем деле. Такие позиции гармонируют с революционными настроениями, которые преобладали в стране.

«На дне»

В этой пьесе автор изобразил существование так называемых бывших людей. Герои этой социальной драмы – те, кто по какой-либо причине утратили все. Но, пребывая в жалких условиях, они беспрестанно ведут глубокие философские беседы. Герои пьесы «На дне» – обитатели ночлежки. Они прозябают в нищете материальной и духовной. Каждый из них по каким-либо причинам опустился на социальное дно, откуда возврата нет. И лишь фантазии пришлого странника Луки могут на время зародить в их душах надежду на спасение. Новый обитатель успокаивает каждого, рассказывая небылицы. Философствования его мудры и исполнены глубокого милосердия. Но в них нет правды. А потому и нет спасительной силы.

Жизнь и творчество Горького были ориентированы на стремление показать, что оторванность от людей (а точнее, от народа) не может принести счастья, а может привести лишь к духовному обнищанию.

Революционная деятельность

Писатель Алексей Горький был ярым сторонником марксисткой социал-демократии и в 1901 г. написал «Песнь о буревестнике», которая призывала к революции. За открытую пропаганду революционных действий он был арестован и выслан из Нижнего Новгорода. В 1902 г. Горький знакомится с Лениным, в этом же году его избрание в члены Императорской академии по разряду изящной словесности было отменено.

Писатель был и прекрасным организатором: с 1901 г. он был главой издательства «Знание», в котором печатались лучшие писатели того периода. Он поддержал революционное движение не только духовно, но и материально. Квартира писателя использовалась в качестве штаба для революционеров перед важными событиями. На его квартире в Петербурге даже выступал Ленин. После вооружённого декабрьского мятежа в 1905 г. Максим Горький из-за опасений ареста решил на время покинуть Россию.

Образ человека в позднем творчестве

Человек для Горького представлял огромный неисследованный мир. На протяжении всего творческого пути он стремился постигнуть эту величайшую загадку. Духовной и социальной природе человека писатель посвятил поздние произведения. Творчество Максима Горького необходимо рассматривать с учетом времени, в котором он жил. Создавал он свои произведения тогда, когда разрушена была старая система, а новая еще только формировалась. Горький искренне верил в нового человека. В своих книгах он изображал идеал, который, по его убеждению, существовал. Однако позже оказалось, что подобные преобразования не могут происходить без жертв. За бортом остались люди, которые не относились ни к «старым», ни к «новым». Этой социальной проблеме Горький посвятил свои драматические произведения.

«Детство»

В этом произведении Горький рассказал о себе и о своих многочисленных родственниках, среди которых жить ему приходилось несладко. Сочинение по творчеству Горького – это не анализ всех его произведений в хронологическом порядке. Небольшой письменной работы не хватит, пожалуй, даже на рассмотрение одного из них. Но трилогия, первая часть которой изображает ранние годы будущего советского классика, – это тема, которую обойти невозможно.

«Детство» – это произведение, в котором нашли свое отражение самые ранние воспоминания автора. Своего рода исповедью является это сочинение. Человек в творчестве Горького – это если не борец, то личность, которой свойственно обостренное чувство собственного достоинства. Этими качествами обладает Алеша Пешков. Однако окружение его представляет собой довольно бездуховное общество: пьяницы-дядья, дед-самодур, тихие и забитые двоюродные братья. Эта обстановка душит Алешу, но в то же время именно в доме родственников формируется его характер. Здесь он научился любить и сострадать людям. Бабушка Акулина Ивановна и Цыганок (приемный сын деда) стали для него примером добра и сострадания.

Читайте также:
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне (3): сочинение

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Возвращение в Россию

В 1913 г. Алексей Максимович возвращается на Родину. Во время Первой мировой войны он потерял веру в могущество Человека. В 1917 г. его отношения с революционерами ухудшаются, он разочаровывается в вождях революции.

Горький понимает, что все его попытки спасти интеллигенцию не встречают отклика у большевиков. Но после покушения на Ленина в 1918 г. признаёт свои убеждения ошибочными и возвращается к большевикам. В 1921 г., несмотря на личную встречу с Лениным, ему не удаётся спасти от расстрела своего друга, поэта Николая Гумилёва. После этого он покидает большевистскую Россию.

Воспоминания Изергиль

Эта героиня осуждает Ларру и восхищается подвигом Данко. Но в понимании свободы она занимает золотую середину. В ней причудливо совмещаются такие разные качества, как эгоизм и самопожертвование. Изергиль умеет жить и быть свободной. Но в своей исповеди она говорит, что прожила жизнь кукушки. И такая оценка мгновенно опровергает свободу, которую она пропагандирует.

В сочинение «Человек в творчестве Горького» можно включить сравнительный анализ этих персонажей. На их примере автор сформулировал три уровня свободы. Стоит несколько слов сказать и об авторской позиции. Романтическое творчество Горького посвящено осуждению индивидуализма и восхвалению героического поступка во имя счастья и свободы народа. На этой идее основаны все ранние произведения писателя.

Особенности романтизма Горького

Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.

Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.

Автор: Сергей Безруков
Интересно? Сохрани у себя на стенке!

Жанр рассказа в раннем творчестве М. Горького: идейно-художественное своеобразие.

↑ Незаурядность творчества Горького

Своеобразие творчества Максима Горького в том, что выступая во времена начинающейся гибели капитализма, он смог выразить идеи, стремления и эмоции русского народа, общественную деятельность.

М.Горький пытался разобраться в проблемах действительности, познать суть социального несчастья, найти путь к достижению истины и справедливости.

Он отдал много сил организации первой мировой социалистической революции, а затем и процессу созидания коммунистического сообщества и обновленной культуры.

В первый раз рассказ Максима Горького «Макар Чудра» опубликовала газета «Кавказ» (1892 год). Затем писатель стал работать с другими изданиями печати: «Нижегородская листовка», «Самарская газета», «Волжский вестник».

В дальнейшем были выпущены в свет его следующие творения: «Старуха Изергиль»; «Коновалов»; «Челкаш»; «Песня о соколе». Всероссийскую знаменитость и популярность писателю принесли 2 тома рассказов и новелл (1898 год).

От коротких и несложных повествований Горький поэтапно перешел к более значимым произведениям литературы. Появилась поэма «Двадцать шесть и одна» (1899 год), а вскоре и первый роман «Фома Гордеев». Слава Максима Горького сравнялась с популярностью таких художников слова, как А.П. Чехов или Л.Н. Толстой.

Отзывы критиков на создания М.Горького как в России, так и других государствах были крайне разнообразны и многочисленны, вокруг его творчества началась литературная борьба. Влияние писателя распространилось на общественную и литературную жизнь Запада и Востока. М.Горького объединяли крепкие духовные и творческие связи со следующими передовыми зарубежными авторами: Т. Драйзер, Дж. Лондон (США) А.Барбюс, А.Франс, Р.Роллан (Франция) М.Андерсен-Неске (Дания)

Main menu

28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде родился Максим Горький (настоящее имя — Алексей Максимович Пешков), а 18 июня 1938 года,79 лет назад, ушёл из жизни великий писатель, который имел очень тяжёлую и сложную судьбу.

5 раз его номинировали на Нобелевскую премию по литературе. Ещё с конца XIX века в своих произведениях Горький поднимал вопросы революционного изменения общества, он находился в явной оппозиции к царизму и симпатизировал социал-демократам. Революцию писатель встретил с недоверием, однако в итоге вернулся из-за границы и последние годы стал прижизненным классиком советской литературы. В чём особенность его жизненного пути и творчества, расскажем в нашей статье

— Буря! Скоро грянет буря!

Это смелый Буревестник гордо реет между молний над ревущим гневно морем; то кричит пророк победы:

— Пусть сильнее грянет буря!

Читайте также:
Острая критика действительности и трагические судьбы людей “дна” (по пьесе М. Горького “На дне”).: сочинение

М. Горький. Песня о Буревестнике.

Многие из нас не перечитывали книг Максима Горького со школьных лет и находятся во власти стереотипов. Между тем, то, что было «обязаловкой» в юности, может стать открытием и удовольствием в зрелости. В День рождения писателя мы не могли не вспомнить о великом писателе, многогранном художнике слова, оставившем огромное творческое наследие.

Горькое детство

https://www.vestnik-nn.ru/news/4/peet_gordo_byrevestnik/
Алексей Максимович Пешков родился 28 марта 1868 года в Нижнем Новгороде. Отец — столяр-краснодеревщик Максим Саватеевич Пешков, мать — Варвара Васильевна Каширина. Мальчик рано осиротел, его воспитывали бабушка с дедушкой. В школе проучился всего два года, знания добывал самостоятельно, читая много книг.

С 1878 началась его жизнь «в людях». Жил в трущобах, среди босяков; странствуя, перебивался подёнщиной. Пытался поступить в Казанский университет, но ему это не удалось. Побывал в Поволжье, на Дону, Украине, в Южной Бессарабии, Крыму, на Кавказе. Не раз арестовывался за общественно-политическую деятельность. О тех трудных годах Горький рассказал в трилогии «Детство», «Юность», «Мои университеты».

Одолеть зло мира

М. Пешков начинал как провинциальный газетчик. В 1892 году в газете «Кавказ» было напечатано его первое художественное произведение «Макар Чудра», которое он впервые подписал псевдонимом Максим Горький. В 1895 году, благодаря помощи Короленко, опубликовался в популярнейшем журнале «Русское богатство». Тремя годами позже в Петербурге вышла книга «Очерки и рассказы», имевшая сенсационный успех. Слава Горького росла с невероятной быстротой и вскоре сравнялась с популярностью Чехова и Толстого.

Секрет исключительного успеха молодого писателя объяснялся его мироощущением. В своих произведениях он вывел человека-борца, человека, способного одолеть зло мира. Горький выступил как горячий романтик, никто в литературе до него не создавал такого страстного и возвышенного гимна во славу человека.

В 1901 году писатель был избран почётным академиком Императорской Академии наук. Но он находился под постоянным надзором полиции, и Николай II аннулировал его избрание. В знак протеста Академию покинули Короленко и Чехов.

Осенью 1905 года Алексей Пешков вступил в Социал-демократическую партию рабочих, познакомился с Лениным, принимал участие в революционных событиях. По поручению партии выезжал в Америку, долгое время жил в Италии.

К 1910-м гг. имя Горького стало одним из самых популярных в России, а затем и в Европе. Постановки его пьес на сцене Московского Художественного театра имели исключительный успех и сопровождались антиправительственными выступлениями публики.

В конце 1913 года он возвратился в Россию. Февральскую революцию 1917 года Горький встретил восторженно, видя в ней победу демократических сил страны, восставшего народа. Его квартира в Петрограде в феврале — марте «напоминала штаб», где собирались политические и общественные деятели, рабочие, литераторы, художники, артисты.

Особенности творчества писателя

В Советском Союзе сложилось представление о том, что Горький — это «буревестник революции», певец гордых и сильных героев, первооткрыватель образа рабочего-революционера (Павел Власов). Если судить по хрестоматийным горьковским произведениям, ещё недавно характеризовавшим горьковский раздел школьной программы («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике», «На дне», «Мать»), и их традиционным, стандартным интерпретациям, то «основоположник социалистического реализма», одним из первых радостно возвестил о неизбежности революции, восторженно принял её; будучи другом Ленина (и Сталина, кстати), до конца своих дней оставался верен однажды избранному пути (пролетарской солидарности, борьбы) и прошёл его как «великий пролетарский художник», не зная сомнений, противоречий, не испытывая неудовлетворенности (а если и испытывая, то недолго, в минуты личной слабости, в которой сам же и раскаивался после заботливых увещеваний Ленина — в письмах и дружеских беседах). Так ли это?

Эпоха первой русской революции нашла многообразное отражение в творчестве Горького. Находясь в самой гуще революционных событий, он запечатлел их в произведениях различных жанров. В этот период широко развернулась публицистическая деятельность писателя. Горький имел большой опыт революционной борьбы, и его публицистика, правильно оценивающая ход событий, даёт ясную перспективу революционного движения. Он откликается на все актуальные вопросы жизни, причём в оценке событий Горький стоит на большевистских позициях. Он исходит из того, что трудовой народ (рабочий класс) — главная сила революции, несущая освобождение от гнёта всему народу. Горький клеймит либеральную буржуазию и меньшевиков, утверждавших, что гегемоном революции должна быть буржуазия, а не пролетариат. В публицистических статьях Горький поднимает свой голос писателя и борца не только против русской, но и против мировой буржуазии.

Поистине громом среди ясного неба прозвучало появление — уже в годы перестройки — книги Горького «Несвоевременные мысли», остававшейся более 70-ти лет советской власти под строжайшим запретом, книги, содержащей его «заметки о революции и культуре 1917—1918 гг.». Такое возвращение Горького оказалось на редкость своеобразным (хотя её появление именно в эти годы вызывает много вопросов).

В этой книге хорошо известный Горький предстаёт в обличии, совершенно непривычном для нас, — критика Ленина, обличителя революции, предсказателя грядущих народных бедствий.

У читателя, привыкшего к однозначности, почти неизбежно появляются вопросы, когда же Горький искренен? Где истинный Горький? В самом деле, трудно свыкнуться с мыслью, что Горький правдив и когда воспевает революцию, и когда обличает её, и когда проклинает интеллигенцию, и когда видит в ней первейшую по качеству производительную силу.

Горький создал соцреализм

В советском литературоведении развитие реализма проходило от критических форм Пушкина, Гоголя, Толстого до социалистической. Такой художественный метод считался официальным и единственно верным для советского искусства. И если последним представителем критического реализма считался Чехов, то Горького назвали создателем социалистического реализма и всей советской литературы. Классическими образцами считались пьеса «Враги» (1906) и роман «Мать» (1906).

В романе «Мать» нашла своё яркое выражение идея единства пролетарского движения с передовой революционной теорией. «Мать» — это героическая эпопея борьбы рабочих, крестьян и трудовой интеллигенции против старого прогнившего строя. Рабочий класс показан в романе как подлинный гегемон революции, как главенствующая сила в общенародной борьбе за свободу. Никто до Горького ни в русской, ни в мировой литературе не показал так полно и всесторонне жизнь рабочего класса. Роман раскрывает ту общечеловеческую правду, носителем которой стал русский пролетариат.

Как исключительно агитационное произведение понял эту повесть В. И. Ленин:

«Книга — нужная,— сказал он Горькому, — много рабочих участвовало в революции несознательно, стихийно, и теперь они прочитают «Мать» с большой пользой для себя…».

Но сама теория социалистического реализма оформилась полностью лишь в 1930-е годы, тогда же и была выстроена генеалогия произведений с Горьким в её основе. А ведь его классический роман был написан ещё за 30 лет до этого, да к тому же в Америке, вдалеке от Родины. Сам Горький считал ту поездку неудачной, чем и объяснил недостатки своей книги. Современные исследователи творчества писателя считают, что в основе его идеологии лежал вовсе не марксизм, как это представляли советские литературоведы, а идея создания нового человека и мира. Да и последнее произведение Горького, незавершенная «Жизнь Клима Самгина», даже в Большой Советской энциклопедии причислена к критическому реализму.

Читайте также:
Мое отношение к героям пьесы М. Горького На дне: сочинение

Не вызывает сомнений факт неприятия писателем современного миропорядка. Но бунтарство его было не только социальным. Даже критик творчества Горького, Мережковский, указывал на метафизический, богоборческий взгляд на проблему. По его мнению, Чехов и Горький стали пророками, но не в общепринятом смысле. Писатели благословили то, что хотели проклясть и прокляли то, что хотели благословить. Они пытались показать, что человеку Бог не нужен, он сам им является, но из произведений становится понятно, что человек становится зверем и скотом, а то и хуже.

Горькому были близки идеи русского космизма, он боролся со смертью, как с абсолютным злом, пытаясь её преодолеть путём бессмертия. Умирая, писатель в бреду произносил, что яростно спорит с Богом. Бунт писателя касался самих основ Мироздания, жизни и смерти. Это было намного выше, чем просто изменение общественного устройства.

Сталини о сказку в стихах «Девушка и смерть» (1892) заявил, что это произведение сильнее «Фауста».

Горький являлся антимодернистом

Горького называют противником модернизма и декаданса, проповедником реализма. Но данный образ быстро рассыплется, если посмотреть на настоящее место писателя в творческих процессах Серебряного века. В ранних рассказах Горького присутствует богоискательство, ницшеанство, что вполне гармонирует с русскими тенденциями модернизма, волновавшими умы на рубеже XIX—XX веков.

О пьесе «На дне» Анненский писал в 1906 году, что Горький предстаёт самым ярким русским символистом после Достоевского. Реалистичность творчества иная, нежели у Гончарова или Островского. Читая Горького, любая будничная обстановка предстаёт иллюзией или сном. Даже миф о своей жизни, созданный самим писателем, может быть воспринят, как символ жизнетворчества. Да и Горький был близок со многими модернистами, что заставляет скептично смотреть на традиционный советский подход к его творчеству. Природу искусства писателя лучше всего описал Владислав Ходасевич. Этот видный представитель русского модернизма несколько лет был близким другом Горького.

Горький был большевиком

Хотя писатель и позиционировался, как яростный революционер, вскоре после событий октября 1917 года он уже критиковал своих недавних друзей. Горький писал, что Ленин и Троцкий отравились ядом власти, попирая демократические свободы. В беседах писатель предрекал скорое уничтожение коммунистов восставшими крестьянами. Но вскоре судьба сделала Горького новым трибуном режима.

У Горького было однозначное отношение к религии

Был ли писатель действительно воинствующим безбожником? На протяжении всей своей жизни Горький не прекращал попыток обрести духовный путь. Он много общался со священниками, вместе с Толстым помог уехать на запад христианам-молоканам. Но сам к какому-то вероучению писатель так и не пришёл. В 1929 году Горький заявил, что в любви верующих есть только ненависть к людям. Писатель подписал письмо с просьбой уничтожить Храм Христа Спасителя. Да и христианское смирение было чуждо литератору, он писал, что никогда ни в чём не собирался каяться.

Созвучны нашему времени

В 1932 году Нижний Новгород переименовали в город Горький, хотя сам Алексей Максимович был против этого. В 1990-м городу возвращено его историческое название. Имя Горького сегодня носят улицы, площади, станции метро, музеи, заводы, театры, парки, университеты по всей стране.

Его книги близки читателям своей любовью к человеку, тонким психологизмом, глубокими эмоциями. Они задевают за душу, заставляют сопереживать, думать, долго не отпускают. Произведения его не потеряли своей актуальности, созвучны нашему времени.

Горьковские пьесы ставятся в театрах. Множество фильмов снято по его книгам: «На дне», «Летние люди», «Жизнь Клима Самгина», «Васса», «Дачники», «Мать», «Дело Артамоновых», «Мои университеты», «В людях», «Преждевременный человек», «По Руси», «Табор уходит в небо», «Супруги Орловы», «Фома Гордеев», «Мальва», «Мещане», «Чудаки», «Варвары» и другие.

  • Человек — это звучит гордо!
  • Рождённый ползать — летать не может!
  • В жизни всегда есть место подвигам.
  • Учитесь у всех, не подражая никому.
  • От любви к женщине родилось всё прекрасное на земле.
  • Если всё время говорить человеку, что он свинья, то он действительно, в конце концов, захрюкает.
  • Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.
  • Не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цели будущего.
  • Красота и мудрость — в простоте.
  • В карете прошлого никуда не уедешь.
  • Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека.
  • Жизнь создаётся медленно и трудно, а разрушается быстро и легко.
  • Подлецы — самые строгие судьи.
  • Если враг не сдаётся, его уничтожают.
  • Люди запутываются в массе лишних слов.
  • За всё, что человек берёт, он платит собой.
  • Хороший смех — верный признак духовного здоровья.
  • Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни — чувствовать себя нужным и близким людям.
  • Любите книгу — источник знания, только знание спасительно, только оно может сделать вас духовно сильными, честными, разумными людьми.

Послесловие

В последние годы жизни Горький был окружён официальным признанием как «буревестник революции» и великий пролетарский писатель, основатель социалистического реализма.

18 июня 1936 года A.M. Горький умер в Москве при невыясненных обстоятельствах. Многие современники считали, что его отравили, однако эта версия не нашла подтверждения. На похоронах, в числе прочих, гроб несли Молотов и Сталин. Похоронён писатель на Красной площади.

Не только смерть Горького была загадочной, о многих фактах его жизни нет достоверной информации.

Творческий путь Горького-публициста мучителен, наполнен взлётами надежды и горькими разочарованиями, твёрдой убеждённостью и разрушительными сомнениями. «Несвоевременные мысли» как раз и отражают момент наивысшего обострения противоречий писателя, его напряжённые поиски ответа на вопрос о смысле русской революции, о роли в ней интеллигенции.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: