Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из 1 акта пьесы М. Горького На дне): сочинение

Конспект по литературе и развитию речи на тему:Подготовка к сочинению. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне».)

Итак.завязкой конфликта является появление Луки.

Просмотр содержимого документа
«Конспект по литературе и развитию речи на тему:Подготовка к сочинению. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне».)»

Подготовка к сочинению. Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены первого акта пьесы М. Горького «На дне».)

Человек – каков ни есть – а всегда своей цены стоит.

Цели урока: 1) учить ребят анализировать указанный эпизод из
произведения, видеть его роль в контексте данного произведения;

создать проблемную ситуацию и побудить учеников к высказыванию собст­венной точки зрения на образ Луки и его жизненную позицию.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, тексты пьесы М.Горького «На дне»

II.Обращение к новомуматериалу.

Вступительное слово учителя.

Анализ эпизода – разновидность школьного сочинения в жанре литературно-критической статьи. Кроме того, элементы анализа эпизода – обязательная составная часть любого школьного сочинения.

– Давайте определим: что же такое эпизод?

Эпизод – основной структурный элемент в сюжете эпического, лиро-эпического и драматического произведения. Будучи, с одной стороны, некоторым законченным целым, в котором воплощено какое-либо событие, он в то же время является звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом (причинно-следственными или причинно-временными связями).

Составление общего плана анализа эпизода. (Коллективное).

Анализ эпизода.

Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с основной идеей и проблематикой (насколько важен этот эпизод в понимании смысла всего произведения).

Что нового дает нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков?

Какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, смысла их действий?

Способы создания образа.

б) Художественные особенности языка, их значение.

Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?

Помните: анализ эпизода не должен быть его пересказом!

Ребята, как вы считаете, что должно стать составными частями любого сочинения – анализа эпизода, по какому плану такое сочинение должно строиться?

Раздаются памятки «Как писать сочинение – анализ эпизода».

Предлагается план анализа эпизода «Появление Луки в ночлежке». (От­крывается на доске и зачитывается учителем).

Знакомство с обитателями ночлежки. Экспозиция пьесы.

Новый постоялец в ночлежке.

Завязка конфликта – появление Луки в ночлежке.

В каждом из героев Лука видит человека.

Философская позиция Луки.

Жизнь Луки – загадка.

Речевая характеристика героя.

Приемы и средства создания образа Луки.

Значение данного эпизода для дальнейшего развития событий.

Проверка опережающего задания.

Составление цитатного плана данного эпизода. (Запись на доске). Ольге Б. и Елене Е. было дано задание: составить ци­татный план данного эпизода. Одна записывает его на доске, другая – комментирует по пунктам.

Место и роль данного эпизода в контексте всего произведения.

Появление Луки в ночлежке.

«Вот новый постоялец. ».

«Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – ни плоха: все – черненькие, все – прыгают. так-то».

«Все мы на земле странники. ».

«Человек – каков ни есть – а всегда своей цены стоит. ».

«Мяли много, оттого и мягок. ».

Особенности языка героя.

Средства, используемые автором для раскрытия внутреннего мира героя.

Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий?

Перед нами тема. С чего надо начать работу над ней? Пожалуй, преж­де всего определить, какой вопрос мы будем решать на материале эпи­зода из первого действия.

Вопрос должен быть емкий, проблемный. Подчинение всего материала решению этого вопроса придаст нашей работе цельность и сосредото­ченность.

Так какой же проблемный вопрос мы будем решать?

(Повлияло ли появление Луки в ночлежке на жизнь обитателей дна?)

Как бы вы начали свое сочинение?

Ученица: Я бы свое сочинение хотела начать вот с чего: «В экспозиции мы видим людей, в сущности, смирившихся со своим унизительным положением.

Учитель: И в это время входит Наташа. За нею – Лука с палкой в руке, с котомкой за плечами, котелком и чайником у пояса.

Итак, завязкой конфликта является появление Луки. И что же?

Ученик: Он сразу объявляет свои взгляды на жизнь.

Ученица:Я хотела бы дополнить о том, как Лука говорит о себе. Зачитать диалог.

Продолжите. – В каждом из ночлежников Лука видит человека.

Лука бескорыстно пытается помочь людям, заронить в них веру в себя, пробудить лучшие стороны натуры, да и просто пожалеть. Сцена с Анной. Он же ее не знает, а с такой теплотой, душевностью обращается с ней.

Текст стр. 23 Зачитать

И последние реплики диалога Луки и Анны дополняют характеристику героя.

Мягкость, доброта героя проявляются потом ко многим обитателям ноч­лежки.

Особенности языка героя.

Ученица: А мне бы хотелось обратить внимание на язык героя. Речь Луки изобилует пословицами и поговорками. Она меткая и выразительная, близка к народ­ной, к фольклору. Это все говорит о том, что Лука умный, наблюдатель­ный, мудрый человек. Он много повидал в жизни, много пережил. Об этом говорит его последняя фраза: «Мяли много, оттого и мягок. » (Сравнение с тестом). В речи встречаются сравнения, народные выражения.

– Привести примеры из текста.

Ученик: А я обратил внимание на построение предложений – реплик героя, на знаки препинания внутри предложений – тире, многоточие. Все это под­черкивает, что речь похожа на раздумье, рассуждение о судьбе другого.

Приемы и средства создания образа.

Учитель: М. Горький очень тонко и ненавязчиво

представляет нам Луку. Сначала даже не все обитатели обращают на него внимание или не хотят обратить. Реплики героев говорят об этом.

или уже спустя время, после разговора довольно длительного.

Автор не навязывает обитателям Луку. И внешне он никак не влияет на жизнь ночлежников, но в их сознании начинается напряженная работа. Лука сразу же оказывается в центре внимания.

Учитель: – Как же мы будем заканчивать сочинение?

Ученик: Я считаю, что можно переходить к заключению. Лука оказывается в цен­тре внимания, и все развитие сюжета концентрируется именно на нем. В каждом из героев он видит светлые стороны его личности, находит ключ и подход ко всем обитателям дна. Развитие внутреннего действия начинает­ся в тот момент, когда герои обнаруживают в себе способность мечтать о новой и лучшей жизни. Позднее выясняется, что те светлые стороны, что угадал Лука в каждом персонаже пьесы, и составляют его истинную суть. Так появляется еще одна грань социального конфликта: глубина личности героев Горького, их благородные устремления оказываются в противоре­чии с их теперешним социальным положением. Устройство общества та­ково, что человек не имеет возможности реализовать свою истинную суть.

Заключительное слово учителя.

Итак, мы подходим к завершению нашего разговора. Приход Луки осве­тил ночлежку лучом доброты и ласки к людям, желанием помочь им. Дан­ный эпизод является как бы отправным моментом в завязке и затем реше­нии основного конфликта. Но об этом разговор впереди. И когда вам будут предложены темы сочинений, среди них будет и эта. Вы можете написать такое сочинение.

Читайте также:
«Мать» роман о воскрешении человеческой души: сочинение

Появление Луки в ночлежке. (Анализ сцены 1-го акта пьесы М. Горького «На дне). (ЕГЭ по литературе)

Если б завтра земли нашей путь

Осветить наше солнце забыло,

Завтра ж целый бы мир осветила

Мысль безумца какого-нибудь.

Тьмы низких истин нам дороже

Нас возвышающий обман.

Первоначальное название пьесы М. Горького «На дне» – «Без солнца». Солнце забыло осветить мрачный подвал, похожий на пещеру, где обитают грешники, утратившие своё человеческое достоинство, честь, совесть, надежду, веру. Утратили способность к сочувствию и состраданию. Они не могут найти выход со дна жизни.

Их души исчерпаны до дна – нет в них любви и милосердия, только отчаяние, ожесточение и озлобленность. Кто же поможет им найти в мире дорогу « правде святой», кто навеет им «сон золотой», заставит поверить в себя, возвысит над пошлостью мира?

Завязка действия начинается с появления Луки. Имя этого «странного старичка», странника символично и имеет двоякое значение. С одной стороны, Лука – «свет», с другой – «лукавый», так называют дьявола, склоняющего человека на грехи. Имя «Лука» носит один из апостолов Христа, написавший Евангелие. Лука соблазнил ночлежников надеждой на новую жизнь, но покинул их в самый трудный момент, не укрепив в них веру в себя. С образом Луки связана центральная проблема пьесы: что лучше – истина или сострадание?

Первая реплика Луки: «Доброго здоровья, народ честной!» – говорит о его приветливости и доброжелательности. На слова Буднова: «Был честной, да позапрошлой весной», – Лука отвечает: «Мне – всё равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все чёрненькие, все – прыгают…» В этих словах Луки выражено христианское отношение к грешникам: не осуждать, ибо все во грехе. Фраза, обращённая к Наташе: «Где тут, милая, приспособиться мне?» – имеет скрытый смысл. Луке – везде место, «где тепло, там и родина». Он, как толстовский Платон Каратаев, ни к чему в жизни не привязывается сильно, со всем мирится, ко всему может приспособиться. Речь Луки, пересыпанная пословицами и поговорками, тоже напоминает речь «круглого» Платона Каратаева.

В сцене появления Луки лейтмотивными можно считать слова Бубнова, которые он повторяет дважды: «А ниточки – то гнилые…» Эти слова подчёркивают разорванность человеческих связей, разобщённость людей. Песня Луки: «Середь ночи…путь – дорогу не видать…» – имеет глубокий подтекст. «Ночь» – это внутреннее состояние людей «дна». Онисбились с пути и не видят своей дороги. Вспоминается стихотворение А. С. Пушкина «Бесы»:

Сбились мы, пути не видно…

Центральное место в этой сцене занимает разговор о человеке. Глубоко символичны слова Луки о том, что мнение человека о себе и окружающих о нём часто не совпадают и даже бывают противоположными. «Всё слиняло, один голый человек остался», – говорит Бубнов, а Лука обобщает:» Все, значит, равны». «Бывшие люди» равны в своей судьбе, все они оказались на дне, вне общества, но не понимают друг друга, не поддерживают собратьев по несчастью. Лука понимает, что в жизни людей нет порядка и чистоты. Порядок – это гармония, согласие, единение людей. Никто не хочет навести в ночлежке порядок и чистоту, подмести полы. И Лука, вопрошая: «Что с вами будет?» – берёт метлу и начинает мести. Путь из этого ада наверх, в счастливую райсткую жизнь, идёт через чистилище. Люди должны нравственно очиститься, навести порядок в своей душе. Символичен образ Алёшки с его жизненным кредо: «ничего не хочу, ничего не желаю!» и слова полицейского Медведева о нём «Очень любит беспорядок».

Лука один позаботился о больной Анне и помог ей дойти до своей постели. В его словах утверждается ценность человека вообще: «…а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Заканчивается 1 действие самохарактеристикой Луки: «Мяли много, оттого и мягок…»

Страдание очистило душу Луки, сделало её восприимчивой к чужой боли. По словам Сатина, Лука «проквасил сожителей»». «подействовал … как кислота на старую и грязную монету..» Сможет ли Луки вывести бывших людей на новую дорогу? Ответ мы получим, прочитав пьесу до конца.

Зачем появляется лука в ночлежке. М. Горький. Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе

На дне», что изменилось в жизни обитателей ночлежки после появления Луки?

До появления Луки обитатели ночлежки живут своей обыденной жизнью: привычно грызутся и ругаются между собой, напиваются, ненавидят, издеваются друг над другом, некоторые мечтают вырваться из этого дна и начать жизнь заново.

Старик сразу обращает на себя внимание своей незлобивостью, шутками-прибаутками, ласковым обращением, желанием помочь. Он для всех этих обиженных жизнью людей находит нужные слова, которые успокаивают людей или дают иллюзию получить для себя другую судьбу. Он сразу даёт понять, что для него все люди одинаковы:

Особенно восприимчива к речам Луки умирающая Анна. Этот проходящий мимо и совсем не знакомый для неё человек, единственный из всех обитателей ночлежки был готов выслушать эту несчастную женщину. Выслушать и пожалеть, утешить, убедить её в том, что скоро ей не будет больно:

Актёру он даёт другую надежду — вылечится от пьянства. Вот есть де, где-то больница, да бесплатная для таких как Актёр, вот только название города забыл. Бывший артист воодушевляется и готов мечтать, как он выберется из этой грязи и снова вернётся на подмостки.

Даже удачливый вор Пепел, который с осторожностью относится к Луке:

слушает его рассказы о Сибири и даже пытается уговорить Наташу, которую любит, ехать с ним. Он готов поверить в слова этого странного старика:

готов попробовать ради любимой девушки изменить и её жизнь и свою.

Лука и для пропащей Насти находит ласковые слова:

Лука каким-то странным образом смог взбаламутить это «дно «, хоть не на долго, но подарить людям надежду, пусть и иллюзорную. А как жить, не имея ни веры, ни надежды?

После ухода Луки Клещ негодует:

Но Сатин отстаивает Луку, он понял, что старик врал всем из жалости, жалея и сострадая к этим обездоленным людям. Он помогал им так, как мог, как умел.

Вот так, посвятил чуть и ушёл неизвестно куда.

М. Горький. Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе.

Курс повышения квалификации за 340 рублей!

Эмоциональное выгорание педагогов. Профилактика и способы преодоления

Как изменилась жизнь ночлежников с появлением Луки в пьесе.

Как появляется Лука в пьесе?

Лука входит в ночлежку с Наташей.

Важно ли его появление в пьесе? Почему?

Лука является очень важным персонажем в пьесе. Он появляется и нарушает привычный ритм жизни и мысли ночлежников. Каждому говорит те слова, которые не могут оставить равнодушным, для всех у него найдется утешительная фраза. Лука умеет подмечать главное в человеке.

Читайте также:
Как можно понять Горького «слышать и видеть язык»: сочинение

Какое описание мы можем дать этому герою?

Он стар, не конфликтен. Появление Луки в ночлежке становится словно лучом света в темном царстве дна. Странник резко отличается от всех остальных ночлежников этого дна жизни.

Какое первое впечатление от Луки? Как он сразу же называет ночлежников?

Впечатление положительное. Заходя, он желает всем здравия и называет честным народом.

Какой принцип отношения к людям показывает Горький в Луке?

Принцип сострадания. Он утешает ночлежников, рисуя им иллюзии.

По душе ли приходится Лука ночлежникам?

С самого начала мы видим жизненную позицию этого человека. Найдите в тексте цитаты.

Очень важен его ответ Бубнову: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…» Какое яркое сравнение! (Он раскрывает отношение Луки к людям. Все люди равны, у Луки есть способность не разграничивать людей «ни одна блоха не плоха»

Какая жизнь была в ночлежке до появления Луки? Как попали люди в ночлежку?

Жители ночлежки ненавидят друг друга, В ночлежке, на дне жизни, люди оказываются по разным причинам: одни другой жизни и не знали, родились в подобной же ночлежке, других можно назвать «бывшими людьми», то есть теми, у которых была когда-то другая жизнь.

Где мы видим нравственную деградацию героев?

когда Васька Пепел страдает от скуки. Какое же развлечение придумывает себе молодой человек? Он говорит Барону: «Ну, полай! Мне забавно будет… Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и все такое…».

Кто из ночлежников хочет вырваться со «дна»?

Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со «дна» жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее.

Кто особенно восприимчив к утешениям Луки?

Настя ( разговор о любви) На пустыре за ночлежкой сидят все герои пьесы и слушают, как Настя рассказывает о своём романе с французским студентом. Барон уличает ее во лжи. Настя в отчаянии кричит, что тот не может понять настоящую любовь. Лука просит ее продолжать. Бубнов и дальше издевается над Настей, но Наташа и Барон просят её рассказывать дальше. Она продолжает надрывное повествование о расставании с любимым. В конце истории она плачет, а Лука и Наташа её успокаивают. Барон говорит, что Настя вычитала эту трагическую историю в бульварном романе «Роковая любовь». Лука говорит, что если Настя верит в то, что эта любовь была у неё, значит, так оно и было. Они с Настей уходят.

Актёр ( верит в лечебницу для пьяниц) Лука рассказывает ему о некой бесплатной больнице для пьяниц, говорит, что попозже назовет город, в котором она находится. Актера же призывает пока воздерживаться от алкоголя. Актер возбужденно рассказывает о своих планах поехать в лечебницу для пьяниц, говорит, что он на пути к возрожденью. Он говорит, что по сцене имел имя Сверчков-Заволжский, но никто здесь об этом не знает, что у него больше нет имени, а ведь даже у собак есть клички.

Анна (верит, что после смерти она обретёт покой) Анна сетует Луке на нищую, голодную жизнь, которую она прожила, говорит, что кроме побоев и обиды ничего не видела. Лука утешает ее и говорит, что на том свете она отдохнет. Старик снова утешает ее, рассказывает, как после смерти Господь ласково поглядит на Анну и вознаградит за все страдания, отправив в рай. Внезапно в Анне просыпается желание жить. Она полагает, что если там муки закончатся, то здесь можно и потерпеть.

Пепел ( новая жизнь в Сибири) Лука и уговаривает Пепла уехать на «золотую» землю — в Сибирь, где хорошо всякому, у кого есть сила и разум.

Является ли значимым в произведении стихотворение, прочитанное Актёром?( стр.378-379)

Какую смысловую нагрузку и смысл несет стихотворение?

Люди готовы верить даже в ложь, был бы человек, который мог бы вселить «сон золотой» в умы, надежда и вера – единственное, что дает держаться человеку на плаву.

В чем суть рассказа про праведную землю?(стр. 387 – 389 зачитываем по ролям)

жил человек, превозмогая все несчастья и боли, и верил, что есть земля, где этого ничего нет, где все помогают друг другу. Ученый же, погруженный с головой в гору книг, ответил, что такой земли нет. Получается, что на земле нет места, где к тебе просто отнесутся по-человечески. В результате кругом остается и навсегда останется беспросветный мрак жизни. Ведь в рассказе о «праведной земле» ученый реально мог помочь человеку, просто сказав да. Книжник вселил бы веру в него, и тот смог бы найти праведную для себя землю, тот уголок, где ему было бы хорошо.

Какая надежда вселяется в души ночлежников после рассказа о праведной земле?

а вдруг именно им повезет, и они смогут найти ту праведную землю, о которой мечтали. И Пепел, наиболее адекватно оценивающий обстановку, поддается влиянию «праведной земли». Он зовет Наташу с собой и хочет начать жизнь с чистого листа. Актёр верит, что его «праведная земля» — это бесплатная лечебница, которая станет билетом в новую жизнь.

Кто из ночлежников не верит ни одному слову Луки?

Сатин же от начала и до конца не принимает правды Луки. Он уверен, что человек, однажды убивший другого, убил и свой внутренний мир. Он не сможет в дальнейшем рассчитывать на праведную землю, где все друг другу помогают — он не достоин этого. Хотя его поступок имеет оправдание: защищал сестру — он уверен, что «после тюрьмы — нет ходу!».

Стоило ли вообще Луке говорить про «праведную землю»?

Конечно, события после пребывания Луки и рассказа им истории о праведной земле изменились кардинально, показывая, что человек способен сам строить свою жизнь, несмотря на внешние преграды и пренебрежение окружающих людей. Актёр все же заработал какие – то деньги и умудрился не пропить их, Пепел просит Наташу уйти с ним, говорит, что он начнет жизнь сначала, перестанет воровать и пойдет работать. Он считает, что Наташа может помочь ему измениться.

К чему призывает Лука ночлежников? Найдите цитаты.

Например: «Ты -надейся, ты -верь!»

Что происходит с героями дальше?

Пепел всё же попал в Сибирь, но не в качестве рабочего, а в качестве каторжника ( Мог ли Лука повлиять на ход событий? Да, мог. Он слышал, как Василиса просила Пепла убить Костылёва)

Актёр, обретший надежду на спасение, повесился. (Почему?

С исчезновением Луки все его мечты на выздоровление рухнули, так как Лука так и не указал путь в лечебницу)

Читайте также:
Об Особенностях Мировоззрения Горького: сочинение

Д.З. На следующем уроке у нас будет урок – диспут, посвященный Сатину и Луке. Свой выбор надо будет обосновать, отстоять. Рассмотреть жизненные позиции каждого героя на веру, совесть, любовь, правду, жизнь. Решить, какой герой ближе. И кто является героем – резонёром в пьесе. Высказывания героев о правде, о человеке запишите в тетрадь, кто желает. Может провести небольшое исследование на тему «Афористичный язык пьесы М. Горького «На дне»(эту работу желающие делают к понедельнику письменно).

Появление Луки в ночлежке (анализ сцены из первого акта пьесы М.Горького «На дне»)

Пьеса Горького «На дне» глубоко философична и необычайно интересна. Перед глазами читателя на протяжении всего произведения проходит галерея живых образов. Каждый персонаж пьесы наделен своей позицией, своим представлением о мире. Особенно интересен тот факт, что действие разворачивается в ночлежке, на самом «дне» жизни.

Многие герои пьесы М. Горького «На дне» – Актер, Пепел, Настя, Наташа, Клещ – стремятся вырваться на волю со «дна» жизни. Но они чувствуют собственное бессилие перед запорами этой «тюрьмы». У них возникает ощущение безысходности своей судьбы и тяга к мечте, иллюзии, дающим хоть какую-то надежду на будущее. У Барона – это прошлое богатство, о котором он думает и мечтает вернуть. У Актера – его былое служение искусству, у Наташи – ожидание какого-то необыкновенного события, которое перевернет всю ее жизнь, у Насти – вымышленный ею роман со студентом.

Таким образом, персонажи пьесы подготовлены к появлению такого, как Лука с его «евангелием миражей». И он появляется и поддерживает все иллюзии или сеет новые.

Этот персонаж появляется в первом акте пьесы. Показательна первая его фраза: «Доброго здоровья, народ честной!». Первый раз на страницах этого произведения появляются хорошие, не бранные слова, сказанные без насмешки. Такое обращение настолько необычно для обитателей ночлежки, что Луку сразу же называют «занятным»: «Какого занятного старичишку привели вы, Наташа…». На первый взгляд он действительно кажется простым и милым человеком, но несколько позже читатель убеждается в обратном.

До появления странника Луки в ночлежке идет спор о совести. Слесарь Клещ ставит себя особняком перед своими «соплеменниками», заявляет, что его окружает сплошная «рвань, золотая рота…» Он говорит о том, что «с малых лет работает» и мечтает вырваться из той ситуации, в которой он оказался. Клещ не принимает образа жизни ночлежников: «живут без чести, без совести». На что Васька Пепел, вор с детства, заявляет Клещу: «А куда они – честь, совесть? На ноги, вместо сапогов, не наденешь ни чести, ни совести… Честь-совесть тем нужна, у кого власть да сила есть…»
И на самом деле, эти люди поставлены в такие социальные условия, когда понятие «честь» и «совесть» невероятно трансформируются. Здесь, на дне, «всякий человек хочет, чтобы сосед его совесть имел, да никому, видишь, не выгодно иметь-то ее…»

И именно в разгар этого спора и появляется Лука, произнося фразу: «Доброго здоровья, народ честной!» Тут уже начинается другой разговор. На реплику странника Бубнов отвечает: «Был честной, да позапрошлой весной…»
С самого появления Луки автор начинает раскрывать нам жизненную позицию этого человека. Очень важен его ответ Бубнову: «Мне – все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все – черненькие, все – прыгают…» Какое яркое сравнение! Оно мгновенно раскрывает отношение Луки к людям. Они все одинаковы, ничтожны, достойны лишь жалости. Они прыгают, имитируя какую-то деятельность, а на самом же деле все это суета, суетливы их движения, суетлива их жизнь.

При беседе с Наташей мы понимаем, что Лука не привязан к какому-либо месту, у него нет дома: «Старику – где тепло, там и родина…». Он скиталец, у которого нет даже родины. Об этом говорит и та песенка, которую Лука напевает, сидя на кухне: «Середь ночи… путь-дорогу не видать…» Стоит заметить, что у Горького в этом произведении нет ни одной лишней фразы, каждая из них весомая, несущая в себе большой смысл.

Лука с первых же минут своего появления на сцене вносит в постановку совершенно иную философию. Памятен момент, когда странник поет песню, а его просят замолчать, говоря, что он плохо поет. Его ответная реплика заставляет задуматься читателей: «Ишь ты! А я думал – хорошо пою. Вот всегда так выходит: человек-то думает про себя – хорошо я делаю! Хвать – а люди недовольны…» И на самом деле, простыми фразами безграмотного старика Горький выражает очень интересные мысли, которые приходили в голову каждому человеку, но он не мог их так четко и ясно сформулировать.

Показателен в этой части произведения момент, когда Васька Пепел страдает от скуки. Какое же развлечение придумывает себе молодой человек? Он говорит Барону: «Ну, полай! Мне забавно будет… Ты барин… было у тебя время, когда ты нашего брата за человека не считал… и все такое…» Этим моментом очень ярко показан уровень моральной деградации героев. Причем нельзя назвать Пепла отрицательным героем. Он способен любить, желает заботится о дорогом человеке… Но лучшее развлечение для него – унизить другого человека. В этом случае очень мудрой кажется реплика Барона: «Какое тебе от этого может быть удовольствие, если я сам знаю, что стал чуть ли не хуже тебя? Ты бы меня тогда заставлял на четвереньках ходить, когда я был неровня тебе…»

Позиция же Бубнова на этот вопрос раскрывается одной репликой: «Что было – было, а остались – одни пустяки… Здесь господ нету… все слиняло, один голый человек остался…» Действительно, на самом дне жизни уже нет и не может быть подобных различий между людьми — перед лицом голода и нищеты все равны. И все былые регалии уже не имеют абсолютно никакого значения, лишь мозолят глаза и душу, как оспа, «и выздоровеет человек, а знаки-то остаются…». Какова же позиция Луки? «А все – люди! Как ни притворяйся, как ни вихляйся, а человеком родился, человеком и помрешь… И все, гляжу я, умнее люди становятся, все занятнее… и хоть живут – все хуже, а хотят – все лучше… упрямые!»

Лука является очень важным персонажем в пьесе. Он появляется и нарушает привычный ритм жизни и мысли ночлежников. Каждому говорит те слова, которые не могут оставить равнодушным, для всех у него найдется утешительная фраза. Лука умеет подмечать главное в человеке. Молодому Алешке, так же бездумно прожигающему свою жизнь в постоянных пьянках, старик говорит добродушно: «Эх, парень, запутался ты…». Он пристыжает обитателей ночлежки за их отношение к умирающей Анне: «… а разве можно человека эдак бросать? Он – каков ни есть – а всегда своей цены стоит…»

Уже в начале пьесы Горький обозначает принцип отношения Луки к человеку – принцип сострадания. Практическим выражением её становится утешающий обман, утешающая иллюзия, во имя которой можно пожертвовать страшной, угнетающей человека правдой жизни.
На пороге ночлежного дома Лука появляется со словами участия и сочувствия. С первых его слов и начинается спор о человеке и отношения к человеку. Для Луки люди слабы и ничтожны перед обстоятельствами жизни, которые, по его мысли, изменить нельзя.

Читайте также:
Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» 1: сочинение

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

«На дне»: краткое содержание и анализ пьесы

Почти 120 лет назад Максим Горький опубликовал пьесу «На дне». Краткое содержание произведения поможет понять его суть и драматические коллизии. Расскажем о пьесе подробнее и проанализируем, почему она не утратила актуальность в XXI веке.

«На дне»: краткое содержание

Пьеса «На дне» — произведение, созданное для театра. Его действие разворачивается в одном месте — ночлежном доме — заведении, которое создано для того, чтобы бездомные могли переночевать.

«На дне» кратко — это описание одного дня из жизни обитателей ночлежки, которые оказались в одном месте по различным причинам. Поэтому краткое содержание пьесы «На дне» следует начать со знакомства с персонажами.

Вот ключевые действующие лица, которых описал М. Горький:

Русские новогодние фильмы: список для просмотра накануне 2021 года

  • Михаил Иванович Костылев (54 года).

Богатый и жадный хозяин ночлежного дома, готовый выжать из постояльцев все до последнего. Ревнует жену Василису к каждому встречному.

  • Василиса Карповна (26 лет).

Жена Костылева. Она младше мужа на 28 лет, безнравственная и жадная до денег. Подумывает об убийстве ревнивого мужа.

  • Наталья (20 лет).

Тихая и добрая сестра Василисы. В нее влюблен Васька Пепел — один из постояльцев ночлежки. Это вызывает ревность Василисы, у которой на Ваську свои планы.

  • Абрам Иванович Медведев (50 лет).

Дядя Натальи и Василисы, который работает полицейским. Влюблен в торговку пельменями Квашню, но та не отвечает ему взаимностью.

«Медный всадник»: краткое содержание и анализ произведения

Странник с большим жизненным опытом. Появляется в ночлежке и дает советы постояльцам, как им выбраться из тяжелой ситуации.

  • Васька Пепел (28 лет).

Вор, который мечтает изменить свою жизнь. Он продает краденное Костылеву и является любовником Василисы, но мечтает оставить ее и жить с Наташей.

Сапожник, который любит выпить. От этого скатился на социальное дно. Ему не хватает денег, даже чтобы заплатить Костылеву за ночлежку.

  • Андрей Бубнов (45 лет).

Картузник, который когда-то имел собственное дело, но прогорел.

Опустившийся аристократ, живущий в ночлежке с Настей — 24-летней девицей.

  • Актер (около 40 лет).

Спившийся деятель искусств по фамилии Сверчков-Заволжский.

Островский: биография, личная жизнь и творчество

  • Андрей Митрич Клещ (40 лет).

Слесарь; грубый, но работящий. Живет с женой — 30-летней Анной, которая больна и не встает с кровати. Клещ уверен, что она мешает ему вырваться из нищеты.

  • Сатин (около 40 лет).

Нищий, который когда-то работал на телеграфе и много читал.

Фото: сцена из спектакля «На дне» (киевский театр на Подоле, 2017): UGC

Представив героев, следует продолжить краткий пересказ «На дне», поведав о том, что происходит в каждом из актов:

Действие первое

Краткое содержание «На дне» начинается с событий первого акта. Они переносят зрителя в комнату ночлежки.

Весенним утром в большой комнате с самоваром торговка Квашня рассказывает о новом ухажере, за которого она не желает выходить замуж. Женщина недавно овдовела и счастлива, что избавилась от мужа-тирана. Отдавать свою свободу другому мужчине не намерена.

«Мастер и Маргарита»: краткое содержание и анализ

Слесарь Клещ заявляет, что так или иначе она выйдет замуж. Возмущенная Квашня обвиняет его в намерении свести жену в могилу.

В это время проснувшийся Актер помогает больной Анне выйти подышать свежим воздухом. Они встречают Костылева, разыскивающего свою жену Василису. Он уверен, что она крутит роман с Васькой Пеплом, но не может уличить ее в измене. Актер просит Костылева простить половину долга, получает отказ и забывает об Анне.

В это время в ночлежке появляется Лука, который помогает больной женщине вернуться в комнату.

Выпивший сапожник Алешка встречает Василису, разыскивающую Пепла. Он говорит, что Васька намерен бросить ее ради Наташи. Разозленная Василиса вспоминает, что Алешка не оплатил пребывание, и выгоняет его на улицу. Там его за нарушение спокойствия задерживает Медведев.

«Старуха Изергиль»: краткое содержание и анализ произведения

Василиса в сенях устраивает драку с сестрой, и постояльцы пытаются их разнять.

Действие второе

Далее события пьесы «На дне», краткий пересказ которой продолжается вторым актом, разворачиваются вечером.

Постояльцы ночлежки коротают время за играми. Большая компания играет в карты. За ними наблюдают Клещ и Актер. Бубнов и Медведев играют в шашки.

Во втором акте пьесы «На дне» старец Лука старается утешить каждого и показать выход из ситуации:

  • Больной Анне, которая жалуется на плохую жизнь и побои мужа, он говорит, что после смерти она вдоволь отдохнет.
  • Актеру, который собирался прочесть Луке стихи перед тем, как пойти пропивать то, что выиграл Барон в карты, но забыл, старец советует обратиться в бесплатную клинику для алкоголиков. Актер уверяет, что стоит ему побыть трезвым пару дней, и он все вспомнит и без помощи.
  • Дважды Лука пытается помочь Пеплу. Первый раз, когда Медведев грозится арестовать Ваську, старец убеждает, что в Сибири сильным да умным живется «как огурцам в парнике». Когда Василиса предлагает Пеплу убить Костылева за деньги и взамен получить Наташу, Лука советует не слушать ее, а уйти из ночлежки с любимой.

«Герой нашего времени»: краткое содержание и анализ

Далее пьеса «На дне» кратко продолжается такими событиями:

  • Костылев, застав жену с Пеплом, устраивает скандал. Васька собирается его избить, но его останавливает Лука.
  • Умирает Анна, и Васька с Лукой отправляются в трактир разыскать Клеща.
  • В ночлежку возвращается пьяный Актер с Наташей. Он обещает девушке лечиться от алкоголизма, а после вернуться на сцену.
  • Вернувшийся Клещ заявляет, что пропил все деньги и не может похоронить жену. Обитатели обещают ему помочь и отправляются спать.

Действие третье

Далее события развиваются стремительнее в пьесе «На дне». Краткое содержание третьего акта можно представить в виде цепи событий:

  • Разговор на заднем дворе ночлежки. В нем принимают участие Лука, Клещ и Наташа, Барон и Настя, а также Бубнов.

«Преступление и наказание»: краткое содержание и анализ

Настя рассказывает о влюбленном в нее студенте. Ее поднимает на смех Барон, утверждая, что она пересказала историю из бульварного романа. Настя обижается и уходит. Барон следует за ней. Наташа признается, что ожидает особенного человека, который спасет ее от сестры и ее мужа.

Лука рассказывает, как не стал убивать каторжников, что проникли на дачу, которую он охранял. Он заключает, что может научить другого человека добру.

Читайте также:
Челкаш и Гаврила в рассказе 4: сочинение

Бубнов рассказывает, что предпочитает говорить правду. На что Лука рассказывает историю о человеке, который повесился, узнав от ученого, что праведной земли не существует.

  • Ссора между Пеплом и Василисой.

Васька просит Наташу помочь ему измениться. Наташа не любит его, но соглашается при условии, что Пепел не будет поднимать на нее руку. Василиса наблюдает за разговором из окна, гонит Наташу ставить самовар и ругается с Пеплом.

«Мертвые души»: краткое содержание и анализ произведения

  • Костылев ссорится с Лукой.

Хозяин ночлежки считает, что старец должен молиться за окружающих, а не вмешиваться в их жизнь со своими советами. Лука говорит, что есть люди, которых можно исправить, и те, кому помочь нельзя. Костылева он относит ко вторым. Тот в гневе выгоняет старца из ночлежки.

  • Семейная ссора.

Василиса выливает Наташе на ноги воду из кипящего самовара. Вспыхивает ссора, в которой Пепел толкает Костылева. Хозяин ночлежки падает и умирает. Василиса называет Ваську убийцей, а он напоминает ей о том, как она за это предлагала ему денег. Наташа считает, что ее изувечили, чтобы избавиться, и проклинает Пепла.

Действие четвертое

В последнем акте герои обсуждают исчезновение Луки. Клещ считает его хорошим, Настя жалеет, Сатин называет мякишем для беззубых, а Барон — пластырем доля нарывов.

Максим Горький: биография, фото, личная жизнь

Далее события разворачиваются следующим образом:

  • Ссора Насти и Барона.

Настя заявляет о желании уйти от Барона, Сатин сравнивает ее намерение с рассказами Актера о том, что он уйдет в лечебницу. Барон начинает вспоминать именитых французских предков. Между ним и Настей вспыхивает ссора. Актер, выпив стакан водки, уходит из комнаты.

  • Приход Бубнова и Медведева.

Приятели приносят водку и закуску. Медведева уволили из полиции, и он теперь зависит от Квашни. Обитатели ночлежки выпивают, веселятся, поют песни. Прибегает Барон и говорит, что Актер повесился. Сатин возмущен тем, что веселье испорчено.

Фото: сцена из спектакля «На дне» (театр города Пермь, 2019): UGC

«На дне»: анализ произведения

Маяковский: стихи, биография, фото

Пьеса «На дне», читать которую было интересно деятелям искусства начала ХХ века, впервые была поставлена в 1902 году в МХТ. В первой постановке роль Сатина исполнил сам Константин Станиславский — режиссер театра. С того времени произведение пользуется успехом уже более века.

Вот какие особенности пьесы выделили искусствоведы:

  • Замысел и история создания.

Задумал Максим Горький «На дне» в 1900 году. Под впечатлением от пьес А. Чехова он решил попробовать себя в драматургии и рассказал Станиславскому о замысле описать жизнь обитателей ночлежки. С конца XIX века Россия переживала кризис, и пьеса об опустившихся людях приобрела социальное звучание.

  • Тема и конфликт.

В пьесе «На дне» Горький поднял ряд общечеловеческих проблем — смысла жизни, правды и лжи, судьбы и жизненного выбора — и вложил их в уста тех, кто оказался на самом дне социальной иерархии.

Главный конфликт произведения — это возможность или невозможность сделать выбор. Герои верят, что способны исправить положение, получают подсказки от судьбы в виде старца Луки, но в конечном счете ничего не предпринимают.

Актер предпочитает быстрое самоубийство длительному лечению в клинике. Настя предпочитает постоянно ссориться, но находится рядом с Бароном. Пепел мечтает жить честно, но продолжает воровать и продавать украденное хозяину ночлежки.

  • Особенности композиции и жанр.

Сам Горький «На дне» описывал как набор «сцен», которые происходят последовательно. Пьеса написана в жанре драмы, которая раскрывается через диалоги героев.

События в ней развиваются линейно. В завязке зритель знакомится с обитателями ночлежки, чью привычную жизнь нарушает появление старца Луки. По мере развития сюжета новый персонаж пытается помочь героям найти выход из их сложной ситуации. Первые три акта посвящены конфликтам между персонажами, в которых присутствует Лука.

После его исчезновения наступает развязка. Герои продолжают серию мелких конфликтов, которая прерывается совместной попойкой. В конце Актер покончил с жизнью. Так автор символично показал крушение всех надежд героев. Они не просто не могут, но и не хотят выбираться со дна.

Примечательно, что устами Сатина озвучена позиция, которую большинство из них разделяют: событие неприятно тем, что прервало пьяное веселье.

Фото: ru.wikipedia.org: UGC

«На дне» — остросоциальное произведение, которое подняло темы, не утратившие актуальность и в XXI веке. Продолжаются кризисы, а с ними появляются люди, которые оказываются на дне. Их видение мира талантливо показал Горький в начале ХХ века.

Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора

5 сочинений по пьесе Горького “На дне”

­ Пример сочинения 1

Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне». По школьной программе она изучается учащимися 10 класса. И неспроста, ведь данное произведение можно назвать максимально глубокомысленным, красивым с точки зрения стилистики языка, но, к огромному сожалению, правдивым и печальным, так как в нем описаны реалии жизни.

Главными героями произведения являются люди, оказавшиеся на социальном дне общества. к их числу относятся бомжи, проститутки, бедняки и другие. Они обитают в ночлежке, которую содержит местный относительно состоятельный человек. Но как получилось так, что все персонажи оказались здесь? Каким образом судьба завернула их так? Это грустно и печально. Ответы на эти вопросы Горький дает в своем произведении четкие и ясные.

У каждого свой путь жизненный.

Мне кажется, что Максим Горький хотел донести к читателю мысль, что несколько пороков могут полностью сломать жизнь человека. Сменить ее полюс с положительного на отрицательный. И тотально. К таким человеческим слабостям и недостаткам, а также порокам относятся алкоголизм, чревоугодие, проституция, лень, отсутствие силы воли и мягкотелость.

Печальный пример Клеща. Но если по правде сказать, то он заслужил такое отношение жизни к себе. Он был злым, жадным и потому оказался в ночлежке. Клещ – это такой тип людей, который извечно чем-то недоволен, портит настроение окружающим, думает лишь о себе. Таких людей должно быть поменьше.

К примеру Настя. Она натура тонкая, душевная. Но живет в грязи и разврате. Ее не уважает никто, даже соседи в обиталище. Девушка занимается выдумкой романтических историй о своем молодом человеке, мечтает о любви, но при этом с нее все смеются. Жизнь ее треплет.

Думаю, что одна из основных идей произведения состоит в том, что человек сам летит на дно и сам сможет подняться, если этого захочет. Это и перспектива, и опасность.

Каждый из обитателей ночлежки губил и губит себя самостоятельно. И тут им ничто извне не сможет оказать помощь.

Великий писатель Максим Горький дает иллюстрированное и словесное объяснение таким гнусным поступков. Надо стремиться к саморазвитию и прийти от саморазрушения к нормальной жизни.

Пример сочинения 2
“Мечта и реальность”

Пьеса «На дне» повествует о судьбах людей, оказавшихся на «дне» жизни. Каждый житель ночлежки имеет свои мечты и желания, которые сталкиваются с жестокой реальностью. Мечта и реальность («На дне») – центральная тема произведения М. Горького.

Читайте также:
Изображение «дна»: сочинение

В ходе повествования читатель узнает о том, к чему стремятся жители ночлежки Костылевых. Бывший актер по прозвищу Актер хочет вернуться к прежней жизни на сцене. Девушка легкого поведения Настя мечтает о чистой и искренней любви. Вор Васька Пепел хочет счастливой жизни вместе с Наташей. Сама Наташа мечтает о необычном жизненном событии, которое полностью изменит ее тяжелое существование. Клещ хочет вернуться к прежней жизни, поэтому усердно работает.

Важное место в системе образов занимает Лука. Появление старика в ночлежке взбудоражило всех ее жителей. Лука поддерживал мечты героев: Актеру он рассказывает о том, что есть лечебница, которая позволит ему излечиться от алкоголизма и вернуться на сцену; он укрепляет веру Насти в то, что она действительно достойна любви и что француз-студент существует; он рассказывает Ваське Пеплу о том, что он сможет обрести счастье с Наташей, если уедет вместе с ней в Сибирь. Помимо этого, Лука говорит умирающей Анне о счастливой загробной жизни, то есть формирует у нее своеобразную мечту.

Максим Горький показывает, как мечты центральных персонажей оказываются разбитыми.

Клещ, который до конца не терял способности все изменить и исправить, понимает, что жизнь «на дне» полностью его затянула. Он уже не считает себя особенным, Клещ – такой же житель ночлежки, как и остальные.

Васька Пепел, мечтающий о счастливой жизни в Сибири, убивает мужа бывшей любовницы, владельца ночлежки Костылева, и оказывается в тюрьме.

Самая же страшная судьба была у Актера, который понял о том, что рассказы Луки о лечебнице – ложь. Герой кончает жизнь самоубийством, так как понимает, что его мечта неосуществима.

Тема мечты и реальности в произведении тесно связана с образом Луки. Герой поддерживает стремления жителей ночлежки, а в некоторых случаях и создает для них новые мечты. Однако Лука, стремившийся использовать ложь во имя спасения, не понимает, что его наставления и советы могут погубить ранимых людей. Лука говорит о том, что Васька Пепел обретет счастье в Сибири, однако там не было никаких условий для существования. Лука говорит Актеру о несуществующей лечебнице, желая замотивировать Актера на изменение своей жизни, но добрые намерения Луки оборачиваются трагедией.

Однако главной причиной столкновения мечты и реальности становится бездействие персонажей. Жители ночлежки готовы только думать о лучшей жизни, постоянно мечтать о чем-то, но совершать конкретные действия для достижения своих целей они не готовы. Лука хотел дать героям надежду на лучшее, осуществление мечты оставалось за человеком. Стремление двигаться дальше оказалось лишь словами, а не действиями. М. Горький в своей пьесе «На дне» продемонстрировал то, что реальность жестока по отношению к мечте, если человек не прикладывает никаких усилий ради ее осуществления.

Пример сочинения 3
“Есть – люди, а есть – и человеки. ” (По пьесе М.Горького “На дне”)
в формате итогового сочинения

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького “На дне”. Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал невиданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на “дно” жизни. И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса М.Горького была проникнута протестом против социальных беспорядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни. “Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность”, — так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей “дна” — грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, — жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели “дна” выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу. Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на “дно” жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного “дна”.

Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей “дна”? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Нужно ли пользоваться ложью, как Лука? Будет ли для обитателей ночлежки целебен пассивно-сострадательный гуманизм утешительной лжи? Носителем ее, жалеющим и утешающим людей, выступает в пьесе странник Лука. Он искренне сочувствует жертвам жизни, униженным и оскорбленным людям, бескорыстно стремится облегчить их страдания, помочь им. Умирающей Анне он обещает после смерти жизнь в раю, где она отдохнет от земных страданий. Пеплу с Наташей старик советует начать новую жизнь в золотой стране Сибири. Актеру рассказывает о бесплатной лечебнице для алкоголиков, адрес которой он забыл, но обязательно вспомнит, давая этим спившемуся человеку надежду на возвращение к прежней жизни.

Позиция Луки — идея сострадания к человеку, идея “возвышенного обмана”, который позволяет человеку нести бремя “низких истин”, встречающихся на его тернистом пути. Лука сам формулирует свою позицию. Обращаясь к Пеплу, он говорит: “. чего тебе правда больно нужна. подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя”. Потом он рассуждает о “праведной земле”. Лука не вернув нее, он знает, что ее нет. Он слишком близорук, чтобы увидеть эту землю, которую предвидит Сатин. Лука готов приветствовать всякую идею, если она способна утешить человека, облегчить хоть на минуту его страдания. Он не думает о последствиях лжи, которая рано или поздно раскроется. Стремясь защитить человека, Лука вместе с тем не верит в него, для него все люди ничтожны, слабы, жалки, нуждаются в утешении: “Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха не плоха: все черненькие, все прыгают”.

Читайте также:
Герои ранней романтической прозы М.Горького: сочинение

Таким образом, основная черта идеологии Луки — черта рабства. И здесь Лука перекликается с Костылевым, философия терпения — с философией угнетения, точка зрения раба — с точкой зрения хозяина. Горький вкладывает эту мысль в уста Сатина: “Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна. Одних она поддерживает, другие прикрываются ею. А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?” Гуманизм Луки основан на пассивном сострадании, которое, принеся минутное облегчение, усугубляет разрыв между мечтой человека о счастье и его реальным безысходным положением. Этого разрыва не смог вынести Актер, узнавший о том, что старик солгал и никакой лечебницы нет, а значит, нет и надежды на будущее. Остается один выход — самоубийство Вместо счастливой жизни в Сибири, которую сулил Пеплу Лука, тот за убийство Костылева попадает на каторгу Значит, утешительная ложь Луки только ухудшает положение отверженных.

Ложь Луки уводит ночлежников в мир иллюзий, который лишает их последних сил для борьбы с общественным злом, социальной несправедливостью, из-за которых и существуют костылевские ночлежки. Антипод Луки Сатин словесно опровергает философию утешительной лжи: “Ложь — религия рабов и хозяев”, “Правда — бог свободного человека”. Он верит в человека, в его способность выдержать правду, какой бы горькой она ни была. “Человек — вот правда”, — утверждает герой. В отличие от Луки Сатин требователен к человеку и считает, что человек все может, раз все зависит от его дел и идей. Он не нуждается в утешении ложью, порожденной жалостью. Жалеть человека — значит унижать его неверием в способность достичь своего счастья, значит искать поддержку во всех видах обмана и лжи, которые заменят недостающую волю к жизни. Под темными и угрюмыми сводами ночлежки, среди жалких, несчастных, бездомных бродяг звучат торжественным гимном слова о Человеке, о его призвании, силе и красоте. “Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и мозга! Чело-век! Это великолепно! Это звучит. гордо!”

Человек сам творец своей судьбы, в нем сокрыты силы, с помощью которых он способен преодолеть самые жестокие лишения, вероломство судьбы, несправедливость мира, свои ошибки и социальные беды общества. Жалость и сострадание — прекрасные, очень необходимые всем нам качества, но только правдивое, адекватное понимание своих ошибок и возможностей может дать человеку шанс победить злую долю и стать действительно свободным и счастливым.

Пример сочинения 4

Пьеса максима горького «На дне», пожалуй, самое остросоциальное произведение писателя. Пьеса актуальна и для нынешнего общества нашей страны. Главные герои пьесы — это люди, которые сломлены и растоптаны жизнью. Они живу в городской ночлежке, которую писатель сравнивает с пещерой. Вокруг грязь и нищета. А свет, светящий с верху, еще сильнее подчеркивает, что обитатели действительно находятся на «дне».

Горький в своей пьесе поднимает острые социальные и бытовые проблемы. Жизнь обитателей этой ночлежки полна драматизма и тяжелых испытаний. У людей вынужденных жить в таких ужасных и опасных условиях нет ничего за душой, жизнь будто выкинула их за борт. Что сказывается на их поведении и отношении к окружающим. Они не обращают внимания на проблемы друг друга, не говорят по душам, не выражают сочувствие. Никто уже не обращает внимание на умирающую Анну. Никому не дела до ее страданий, даже ее мужу Клещу. Он ждет ее кончины, так как для него Анна обуза. Никому нет дела что Василиса избивает Наташу. Василиса, замужем за жестоким Костылевым, но является любовницей вор и карманника Пепла. Все знают об этом, и не обращают на это внимания.

Жители ночлежки понимают свое ничтожное и жалкое существование, но не предпринимают никаких действий для этого, чтобы выбраться из него. Они смирились и считают, что не в силах уже что-то изменить. Для них жизнь уже кончена. Единственное чувство, которое остро развито у них к друг другу – это презрение. Каждый считает себя выше и лучше другого.

Помимо социальных в пьесе подняты и философские темы. Жители ночлежки, выброшенные на «дно», поднимают темы о смысле жизни и ее ценностях. Спорят на разные философские темы. Одна из таких тем это, что лучше утешительная ложь или правда реальной жизни. Это вопрос наиболее сильнее всего задел главных персонажей пьесы, и вызвал большой спор среди них. Актер Лука, искренне считает, что утешительная ложь способна хоть немного вылечить и успокоить страдающую и искалеченную душу человека. Он пытается вселить в этих людей веру и надежду. Лука считает, что только доброе отношение способно его изменить.

Сатин, наоборот, считает, что только правда главнее и важнее всего для человека. Он высказывает мнение, что человек не должен никого жалеть. Жалеть – это значит унижать его достоинство. Он считает, что «вымышленная» правда способна погубить человека.

В пьесе нет положительных героев, однако вопросы и проблемы, которые они поднимают в своих разговорах, показывает, что эти люди, несмотря на те ужасные обстоятельства, в которых они оказались, духовно не потеряны для общества. И через столько много времени пьеса остаются актуальной. Она помогает сделать переоценку своих ценностей, посмотреть под другим углом на мир. Через все произведение проходит невидимая нить в призыве изменить этот мир. Сделать каждому, прочитавшему ее маленькую «революцию души и отношения к окружающим людям».

Пример сочинения 5
Роль Луки в пьесе “На дне”

Одним из наиболее влиятельных и интересных персонажей в пьесе является Лука. Роль его в произведении обсуждается уже долгое время разными критиками.
Часть их считает Луку вредным для других действующих лиц. Он успокаивает обитателей ночлежки, ничего для них не делает, все его действия – только слова. Лука лишь дает надежду на выход из их ситуаций, а сам же впоследствии их и покидает.
Другая точка зрения – та, что он дает толчок для людей, и это очень важно для многих из них.

Я придерживаюсь второй точки зрения. Человек сам творец своего счастья и не должен зависеть от кого-то другого.
Так кто же такой Лука? Горький дает ему имя евангелиста, что свидетельствует о хорошем отношении Горького к персонажу. Другая точка зрения критиков – его имя происходит от слова “лукавый”. Рассмотрим его действия в пьесе.

Его появление – завязка пьесы. До этого все жили в ночлежке, ни о чем не задумываясь. У каждого свои мечты, для исполнения которых те ничего не делают. Падшая девушка-проститутка Настя грезит о настоящей “роковой любви”, торговка Квашня гордится мнимой свободой, Васька Пепел упивается мнимой воровской свободой.

Чем больше ночлежники пытаются скрыть от самих себя действительное положение дел, тем с большим наслаждением начинают укорять во лжи окружающих. Каждый старается поддеть другого, унизить.
В такой обстоновке появляется Лука.

Читайте также:
Образ бабушки (По повести Горького «Детство»): сочинение

Все реагируют на него по-разному, кто-то старается прислушиваться, кому-то безразлично его мнение. Лука же относится ко всем с добротой душевной, любит всех людей, “ни одна блоха н плоха”. Всем дает советы, старается помочь в их ситуациях, утешает каждого сообразно его тайной мечте:
Анне помогает умереть спокойно, избавляет ее от волнений в последние часы, Актеру старается помочь избавиться от пьянства, Пеплу и Наташе предлагает поехать в Сибирь, чтобы обживаться там, Настю убеждает, что настоящая любовь возможна. Верит ей, когда та пытается доказать всем, что она любила.
Лука не идеален, он не готов за правду все отдать. Периодически он врет персонажам, но это для их же блага – он старается дать им толчок к действиям.
Однако это мало кто ценит – все лишь обвиняют его во вранье.

А между тем Лука не может действовать за других людей. Все они должны были действовать сами. Кто во что верит – тот того и придерживается. Актер не поверил в себя, он надеялся только на лечебницу.

В самый важный момент для обитателей ночлежки, когда у многих зародилась вера во что-то лучшее, Лука исчезает.Воодушевленные Лукой люди вступают в конфликт с внешним миром и изменить свое плачевное положение не могут: Актер повесился, Пепел в тюрьме, Наташа пропала, Анна умерла.
Философия ночлежников заключалась в том, что у них отнята надежда на будущее. Лука разрушил этот стереотип. Люди, лишенные теперь своей правды, потерявшие Луку в качестве поддержки, начинают затухать.

Он нужен героям пьесы. Но нужна им и своя вера. Если бы каждый из них верил в свои силы, правда была бы на их стороне. не нужен Лука лишь таким героям, как Сатин и Бубнов – у тех свой взгляд на жизнь, своя вера.

Сочинение по пьесе На дне Горького 11 класс

Еще в годы существования Российской империи Горький прославился как народный писатель, выразитель чаяний простых людей огромной страны.

Герои его произведений – зачастую обычные персонажи, присущие тем годам. Но в их душе тлеет огонек протеста против существующей действительности и нужно лишь немного духовного «угля», чтобы костер запылал уже в полную силу. Часто в них есть и душевный надлом, полученный в прошлые года, и они всячески пытаются нивелировать его последствия. Перечисленному выше описанию отчасти, хоть и в меньшей степени, подходят герои легендарной пьесы «На дне». На театральных подмостках ее визуализировал сам К. Станиславский на сцене МХТ. Это тоже показатель уровня произведения. Эксклюзивности добавляло и то, что пьеса имела ограниченное распространение из-за остросоциальной тематики.

Название не случайно, ведь все персонажи действительно находятся на дне жизни. Они раздавлены, их социальный статус оставляет желать лучшего. Здесь и бывшие актеры, и воры, и разорившиеся дворяне. Во главе ночлежки стоят такие же «опустившиеся» люди, только с наличием некоторого достатка и постоянной работой.

Удивительно, как нищета и бедность придавливает героев, не оставляя место жалости и состраданию. В одном помещении умирает женщина Анна, но ее мужу и всем остальным плевать, потому что в такой среде смерть – дело обычное. Это скорее освобождение от проблем, чем трагедия.

Общество давно не считает их за людей, но они сохранили остатки гордости. Друг друга герои презирают, считая, что положение каждого из них еще хуже, чем у него самого. Герои перестали бороться за свой статус: психическое ли это отклонение или просто ночлежное общество им ближе – непонятно.

Некую частицу веры в себя им возвращает одинокий странник Лука, всячески поддерживающий местных обитателей словом и делом. Особенно примечателен его постулат о том, что ложь на благое дело не так уж и предосудительна.

В грязи сырой ночлежки персонажи находят время, чтобы пофилосовствовать и подумать о смысле бытия. Это показатель того, что в любых условиях человек задумывается о своем предназначении.

2 вариант

Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне». По школьной программе она изучается учащимися 10 класса. И неспроста, ведь данное произведение можно назвать максимально глубокомысленным, красивым с точки зрения стилистики языка, но, к огромному сожалению, правдивым и печальным, так как в нем описаны реалии жизни.

Главными героями произведения являются люди, оказавшиеся на социальном дне общества. к их числу относятся бомжи, проститутки, бедняки и другие. Они обитают в ночлежке, которую содержит местный относительно состоятельный человек. Но как получилось так, что все персонажи оказались здесь? Каким образом судьба завернула их так? Это грустно и печально. Ответы на эти вопросы Горький дает в своем произведении четкие и ясные.

У каждого свой путь жизненный.

Мне кажется, что Максим Горький хотел донести к читателю мысль, что несколько пороков могут полностью сломать жизнь человека. Сменить ее полюс с положительного на отрицательный. И тотально. К таким человеческим слабостям и недостаткам, а также порокам относятся алкоголизм, чревоугодие, проституция, лень, отсутствие силы воли и мягкотелость.

Печальный пример Клеща. Но если по правде сказать, то он заслужил такое отношение жизни к себе. Он был злым, жадным и потому оказался в ночлежке. Клещ – это такой тип людей, который извечно чем-то недоволен, портит настроение окружающим, думает лишь о себе. Таких людей должно быть поменьше.

К примеру Настя. Она натура тонкая, душевная. Но живет в грязи и разврате. Ее не уважает никто, даже соседи в обиталище. Девушка занимается выдумкой романтических историй о своем молодом человеке, мечтает о любви, но при этом с нее все смеются. Жизнь ее треплет.

Думаю, что одна из основных идей произведения состоит в том, что человек сам летит на дно и сам сможет подняться, если этого захочет. Это и перспектива, и опасность.

Каждый из обитателей ночлежки губил и губит себя самостоятельно. И тут им ничто извне не сможет оказать помощь.

Великий писатель Максим Горький дает иллюстрированное и словесное объяснение таким гнусным поступков. Надо стремиться к саморазвитию и прийти от саморазрушения к нормальной жизни.

Сочинение по пьесе На дне

Максим Горький жил необычной жизнью. Всю свою жизнь он отдал творчеству. Все его произведения пронизаны глубоким смыслом. Самой главной в его жизни стала пьеса «На дне», которую он написал в 1902 году.

Горький писал о своей пьесе: «Это будет страшно». Он проводил свое время в размышлении над названием пьесы, учитывая все тонкости, меняя названия: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно». Само произведение выступает как спор о правде. Абсолютно у всех действующих лиц свое мировоззрение.

Мнение Сатина является важным. Он придерживается правил, что обман является религией рабов, а правда – богом свободных людей. Он утверждал, что человека не нужно жалеть, а нужно почитать. И вообще, по его мнению, каждый должен рассчитывать только на себя.

Читайте также:
Герои и проблематика ранней романтической прозы М. Горького: сочинение

Лука, еще один герой пьесы, который является полной противоположностью Сатина, уверен, что ложь во благо. Своей ложью он пытается обнадежить человека. Он добр и отзывчив, но его методы всего лишь иллюзия, которую он рисует окружающим.

Нужно понимать, что всё зависит от человека, от того, что он выберет силу или слабость. Ведь постоянная ложь ничему хорошему не приводит. В центре оказались люди, которые находятся в низах общества. Эти люди не могут решать все вопросы самостоятельно.

И что же является самым печальным в произведении? Самым печальным является то, что персонажи недовольны реальностью, которая окружает их. Они не принимают мир, который их окружает, и не принимают, что их жизнь – дно, и хуже уже некуда.

Максим Горький своим произведение пытался донести, что сила в истине, и каждый человек кузнец своего счастья. Не нужно выстраивать перед собой иллюзии, и если человек опустился на дно из-за каких-либо обстоятельств нужно брать себя в руки, а не плыть по течению. Автор в своей пьесе изобразил безвольных, слабых людей, которые не могут противостоять горести, а только пытаются вызвать сострадание. Горький призывал людей задуматься, как не оказаться на «социальном дне», что не стоит спускать все на тормозах, нужно верить в себя и стараться всё изменить. Ведь всё происходящее в произведении, и сейчас может произойти, не нужно опускать руки.

4 вариант

Многие писатели в своих произведениях описывали противоборство реальности и мечты. Максим Горький не стал исключением. В 1902 году прозаик написал одну из самых знаменитых своих пьес «На дне». Произведение не только «разошлось на цитаты», но и было показано на многих мировых театральных площадках.

Действие пьесы разворачивается в ночлежке, которой владеет Михаил Костылев. Постояльцы этого заведения в основном люди без постоянного дохода, пьяницы и воры. Горький показывает читателю «дно» жизни, но многие обитатели этого заведения все еще не потеряли надежду, которая и дает им силы жить дальше. Но писатель дает понять, что во многом реальность преобладает над мечтой.

Максим Горький описывает острые и актуальные социальные проблемы того времени. Одна из героинь произведения мечтает о любви, но реальность для двадцатичетырехлетней Насти – это книга «Роковая любовь» и непристойная работа. Еще один персонаж – Васька Пепел. Молодой человек, в свои 28 лет, уже был заядлым вором и «отсидел» несколько сроков. Но все же герой мечтал о нормальной жизни, постоянной работе и семье с Наташей. Для того чтобы избавиться от воровского прошлого, Ваське надо уехать в Сибирь. Но по воле обстоятельств он вновь попадает в тюрьму за убийство хозяина ночлежки – Михаила Костылева. Жестокая действительность «давит» на Василия, а Наталья не верит в искренность его чувств. С трагизмом реальности сталкивается и Андрей Митрич, по прозвищу Клещ. Всю жизнь он проработал слесарем, но смерть жены усугубляет его положения, и для того чтобы хоть как-то существовать, Клещ продает свои рабочие инструменты и обрекает себя на еще большую нищету. Так Андрей Митрич стал полноправным жителем ночлежки, с таким же социальным статусом, как и все ее обитатели.

Многим персонажам автор намеренно не дает имен. Например, Горький рисует образ бывшего Актера, ни разу не называя его по имени, а из собственных воспоминаний актера читатель узнает, что на афишах его фамилия звучала как Сверчков-Задунайский. Благодаря одному из жителей ночлежки, страннику Луке, у актера появляется мечта – излечиться от пьянства. Но и здесь в жизнь актера «вмешивается» суровая реальность – бесплатных больниц для алкоголиков не существовало.

Максим Горький, на примере персонажей пьесы «На дне», описывает нищую и жестокую реальность, показывает читателю конфликт действительности и мечты. Автор дает понять, что человек может оказаться на «дне» даже из-за собственной слабости, а эта проблема актуальна и сегодня.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению На дне

Популярные сегодня темы

Перу русского писателя двадцатого века, Борису Васильеву, принадлежит ряд прозаических произведений о Великой Отечественной войне. К таким произведениям относится повесть «А зори здесь тихие…»

Многих мучает вопрос, отличник – это хорошо или плохо. У этого вопроса, как и у многих других, есть две стороны медали. Если говорить о положительных моментах, то у отличников всегда хорошая репутация

Сколько в мире зла и несправедливости, но доброта сердец способна все-таки убрать плохое. Чем больше будут совершаться бескорыстных добрых дел, тем лучше станет окружающий мир

Что означает цвета на георгиевской ленте? В России они обозначают императорские символы: черный цвет обозначает двуглавого орла, а желтый цвет обозначает государственный герб

Произведение является одним из ранних рассказов писателя, повествующим об истории двух влюбленных, являющихся типичными представителями нелепого, тихого, обывательского мира.

«Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»»

О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества? В чем смысл его существования, к какому нравственному идеалу он может стремиться, да и вообще, хочет ли он жить ради светлого будущего, ради своей жизненной идеи? Что для него этот мир?
Всего лишь темный угол обшарпанной комнаты, тусклая свеча на грязном столе, бутылка «горькой». Его мысли нацелены на одно – как прожить еще один нелепый день.
Человек становится философом, когда понимает, что он не может ничего изменить в своей жизни, которая подчас становится никчемной. И он начинает мыслить свободно, пытаясь понять, в чем суть его существования. Зачастую он приходит к такому состоянию под действием окружающего мира, давящего на человеческую душу, ломающего жизнь. Общество всегда меняет человека, накладывая на него отпечаток циничности и эгоизма. Но даже на самом дне всегда может найтись человек, продолжающий еще верить в свой идеал, пытающийся найти правду в этом безумном мире. Примером этого может служить Сатин, персонаж пьесы «На дне».

Эту пьесу, как мне кажется, следует рассматривать как социально-философскую, как жизненную драму раздавленных душ. Люди в ней живут сами по себе, они равнодушны и эгоистичны. Они несут на плечах груз своих жизненных проблем, который отнюдь не легок. А каковы их стремления, чего они хотят от своей жизни? Люди эти, обитатели ночлежки Костылева, уже не пытаются выбраться с этого «дна» – они уже стали его неотъемлемой частью. Туда их загнали социальные проблемы – нищета, голод. Их жизни затянул вниз водоворот общественных потрясений, и они опустились на самое дно, в пропасть. Их философия различна -одни верят в романтические идеалы, в труд, в человеческое величие, а другие стремятся уйти в тень, скрыться в темном углу от будущих проблем и потрясений, дабы не менять свою жизнь еще раз. Они живут в своем прошлом, вспоминая свои былые дни, навсегда утраченные.

Подчас жизненный груз становится просто невыносим, и тогда от человека остается только горькое воспоминание и жалость к так бездарно загубленной этим безумным миром человеческой жизни. Это, конечно, в первую очередь, относится к Актеру.
Можно выделить две разновидности жизненного гуманизма драмы, и, соответственно, двух героев — носителей этого гуманизма. Первый — это Лука, который исповедует гуманизм, основанный на сострадании и жалости к человеку, который призывает нас примириться с существующими условиями. Лука смог успокоить страждущую душу Анны, которая, наверное, в конце концов, получила хоть какую-то помощь впервые за долгие годы. Ее последние дни стали более счастливыми, чем несколько предыдущих тягостных лет жизни.

Читайте также:
Образ и характер Луки и Сатина: сочинение

У Луки есть яростный противник – Сатин. Он положил в основу своей жизненной философии веру в человека, в Человека с большой буквы. Он говорит о пользе труда, о высоком предназначении человека. Но во всем этом мы можем усмотреть и одно большое противоречие. Да, герои говорят о работе, труде, человеческой душе, но сами уже давно потеряли человеческий облик и перестали ценить даже саму жизнь. Может быть герои и руководствуются в своей философии высокими жизненными принципами, но в социальном смысле они перестали существовать как личности. Очень фудло ответить на те философские вопросы человеческого бытия, которые поставил в пьесе Горький, однозначно.

Таким образом, можно убедиться, что «На дне» – это драма, драма социально-философская. Здесь поставлено множество вопросов, касающихся общества и человеческой жизни. Эти две проблемы связаны друг с другом невидимыми нитями, которые рвутся в тот момент, когда люди утрачивают веру в себя. Хочется, чтобы человек был Человеком не только на словах.

Творческий замысел пьесы «На дне» относится к самому началу 1900 года. М. Горький собирался создать «цикл драм» из четырех пьес, каждая из которых посвящена изображению определенного слоя русского общества. О последней из них он пишет в середине 1901 года К. П. Пятницкому: «Еще одну: босяки. Татарин, еврей, актер, хозяйка ночлежного дома, воры, сыщик, проститутки. Это будет страшно. У меня уже готовые планы, я вижу – лица, фигуры, слышу голоса, речи, мотивы действий – ясны, все ясно. » Задумывая пьесу как описание жизни беднейшего населения городов России, Горький прежде всего определил ее как социально-философскую драму, в которой главным является конфликт оказавшихся на дне жизни людей с окружающим миром. В одной из рукописных редакций пьеса так и называлась: «На дне жизни». Но вместе с тем эти люди находятся также и на дне чувств, мыслей, каждому из них приходится бороться с упадком в самом себе. Эти конфликты развиваются параллельно на протяжении всей пьесы.
В начале пьесы мы видим обитателей ночлежки, недовольных жизнью, собой, друг другом. Многие из них раньше жили лучше, а сюда попали из-за какого-то несчастья.

Так, Барон и Сатин оказались здесь после тюрьмы, Бубнов ушел от жены, оставив ей свою мастерскую, Актер спился. Некоторые же, например Настя, никогда и не видели другой жизни. Одни уже смирились с таким положением и понимают, что подняться со дна невозможно, другие же надеются, что все это происходит с ними временно. Так, Клещ думает, что после смерти жены он будет много работать и сумеет обеспечить себе лучшее существование. Он считает, что если жить «по чести», то можно всего добиться. Актер, наоборот, пытается найти успокоение в алкоголе, тем самым еще более усугубляя свое бедственное положение. Он уже не рассчитывает покинуть эту ночлежку и с горечью вспоминает свою прежнюю жизнь. И вот среди этих угнетенных людей появляется посторонний человек – Лука, странствующий беспаспортный старик. Полный сострадания ко всем людям, он приносит многим обитателям ночлежки надежду. Анна, жена Клеща, лежит при смерти и испытывает ужасные страдания. А этот старик облегчает ей последние часы. Ожидая после смерти такую же муку, она с надеждой слышит его слова: «Ничего не будет! Ничего! Ты – верь! Спокой и – больше ничего. » Актеру он говорит о существовании бесплатной лечебницы для алкоголиков, и тот даже в течение одного дня воздерживался от пьянства и работал, подметая улицу. Пеплу Лука советует уехать с Наташей в Сибирь и начать там новую жизнь. В обитателях ночлежки появляется уверенность, что они могут вырваться из плена тяжелой жизни на свободу. И тут автор поднимает глубоко философский вопрос: «А нужна ли этим людям ложь?» Ведь большая часть слов Луки – это ложь, произнесенная из жалости, с целью утешить, помочь.

Он же поддерживает Настю в ее рассказах о «настоящей любви», хотя совершенно очевидно, что ничего подобного с ней не происходило, что все это вычитано из книг. Ответ на этот вопрос звучит в словах Сатина: «Кто слаб душой. и кто живет чужими соками – тем ложь нужна. одних она поддерживает, другие -прикрываются ею. А кто – сам себе хозяин. кто независим и не жрет чужого – зачем тому ложь? Ложь – религия рабов и хозяев. Правда – бог свободного человека!» Ответом служит все развитие действия. Мы видим крушение всех надежд: умирает Анна, и инструменты Клеща распроданы на ее похороны – он остается без средств к существованию; Васька Пепел убивает в драке Костылева, что, по-видимому, приведет его в тюрьму; Татарин раздавил руку и лишился работы. Создается впечатление, что Лука привнес в их жизни только худшие перемены, так как после его ухода обстановка в ночлежке становится еще более плачевной, чем в начале пьесы. Эти босяки еще глубже погрузились на «дно», они проиграли еще одно столкновение со своей судьбой, окончательно потеряли веру в свои силы. Все это подчеркивается в конце пьесы. Актер, лишенный поддержки Луки и постоянно убеждаемый Сатиным, что все разговоры о бесплатной лечебнице для алкоголиков – ложь, кончает жизнь самоубийством. И, как иллюстрация безысходности положения ночлежников, звучат обыденные слова Сатина: «Эх. испортил песню. дуррак!»

Взяв за основу своей пьесы конфликт низов общества с их непростой жизнью, Горький сумел выполнить главную задачу – показать все грани существования этих людей, надолго или навсегда остающихся «на дне», все возможные проявления их характеров. Мы видим практическую невозможность каких-либо положительных изменений в их жизни, несмотря на все их старания и надежды, поскольку они не являются свободными людьми. Свободный человек, по Горькому, должен смело смотреть правде в глаза, а не находить утешение в красивой лжи, довольствуясь своим положением. И только когда человек станет свободным, он сможет преодолеть трудности и вырваться из пучины ночлежки. Только тогда можно осуществить надежды на лучшую жизнь не только для одного человека, но и для всего общества.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: