ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ”: сочинение

Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе М. Горького “На дне”

В пьесе М. Горького “На дне” обнаруживаются все пороки современного общества. Автор описывает жизнь людей, попавших на дно общества. Эти люди, однажды оступились в жизни или разорились и оказались в ночлежке, где все равны, и нет надежды выбраться.

Рубрика Литература
Вид сочинение
Язык русский
Дата добавления 24.02.2008
Размер файла 11,3 K
  • посмотреть текст работы
  • скачать работу можно здесь
  • полная информация о работе
  • весь список подобных работ

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Горький М.

Проблема истинного и ложного гуманизма в пьесе «На дне»

В произведении М.Горького «На дне» обнаруживаются все пороки современного общества. Автор описывает жизнь и быт людей, попавших на дно общества. Эти люди, разные по социальному происхождению, воспитанию и образованию, однажды оступились в жизни или просто разорились и оказались в ночлежке, где все равны, и нет надежды выбраться. В пьесе идет спор о том, что лучше: правда, какая она есть на самом деле, или жалость, сострадание и ложь. Обитатели ночлежки не довольны своей жизнью, все они хотят жить иначе, так, чтобы “сами они себя уважать могли”. Но они не могут найти работы, все в долгах, много пьют, и о лучшей жизни им остается только мечтать.

М. Горький обращает внимание читателей на героев в своём произведении Луку и Сатина. Лука всегда говорит каждому что-нибудь успокаивающее, вселяющее веру, но все его слова — неправда. Сатин же говорит правду, всю правду, какой бы горькой она ни была, говорит человеку всё то, чего он не замечает или замечает, но не желает менять из-за своей лени. Что же лучше, что нужнее человеку: жалость и ложь Луки или правда Сатина?

Лука — добрый старичок, к каждому нашел подход, каждому сказал доброе слово. Сам он ни во что не верит, но всем говорит, что то, во что они верят, есть и на самом деле. Да, Лука жалеет людей, успокаивает их, но не лучше ли им было бы без его жалости и лжи? Речи Луки уводят далеко от окружающей действительности, заставляют верить в то, чего на самом деле нет, и это не приносит пользы. Результат говорит за себя. Так всегда ли нужна правда?

Сатин — образованный человек, в молодости работал телеграфистом, читал много книг. Он говорит, что человек — это и есть правда. Человек должен быть выше сытости, и Сатин презирает людей, трудящихся ради сытости. Он говорит, что работа должна быть для человека, для души, должна приносить радость, а вокруг себя он видит один лишь рабский труд. “Человека нужно уважать, а не жалеть и не унижать его жалостью”, — говорит он, но в то же время и не осуждает ложь Луки, считает, что жалость и сострадание нужны тем, кто “слаб душой, кто живет чужими соками”, а тем, кто “сам себе хозяин. кто независим и не жрет чужого”, тем ложь не нужна. “Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!” Сатин своей правдой открывает глаза людям, не дает ложных обещаний и не вселяет надежды, но помогает понять окружающую действительность.

Анализируя главный вопрос автора, я согласен с Сатиным, потому что для тех, у кого нет цели, желаний, возможности сделать в своей жизни лучшее, тем и нужно сострадание, ложь, но которая не должна вселять в человека веру в то, чего на самом деле нет. Она нужна лишившимся надежды и веры, упавшим на дно и поникшим. А тем, у кого есть возможность изменить жизнь к лучшему, нужно лишь открыть глаза на правду, творившуюся в его жизни, чтоб человек сам понял свои ошибки, проанализировал их и внёс изменения, попытался хоть что-нибудь сделать, чтоб жизнь его стала слаще. «Все в человеке – все для человека. Существует только человек, все же остальное – дело его рук, его мозга. Человек! Это звучит гордо!»

Читайте также:
В жизни всегда есть место подвигам: сочинение

Подобные документы

Ознакомление с творчеством М. Горького. Рассмотрение особенностей описания беспощадной правды о жизни социальных низов в пьесе “На дне”. Изучение проблемы добра, сострадания, социальной справедливости. Философский взгляд автора на ложь во спасение.

реферат [27,2 K], добавлен 26.10.2015

Анализ мировоззрения Луки, дарящего сострадание и утешение обитателям ночлежки. Разделение жителей подвала на два лагеря: “мечтателей” и “скептиков”. Значение имени “Лука”. Отношение критиков к образу пожилого странника, изображенного в пьесе М. Горького.

презентация [123,9 K], добавлен 11.10.2013

Изучение русской реалистической литературы конца XIX-начала XX в. Значение творчества писателя, публициста и общественного деятеля М. Горького в литературе эпохи реализма. Определение особенностей проблематики и жанрового своеобразия пьесы “На дне”.

курсовая работа [38,7 K], добавлен 11.03.2011

Этой пьесой Горький продолжает, переосмысливает и завершает тему босячества, но в то же время автор ищет ответы и на философские вопросы, главный из которых является вопрос: “Что лучше: сострадание или истина? Что нужнее” .

сочинение [8,5 K], добавлен 23.11.2002

Изучение творческого пути Горького, включающее выяснение причин становления его как писателя, как революционера и как народного любимца. Взаимоотношения Горького с Львом Толстым. Отношение Горького к книге как к великому чуду, созданному человечеством.

презентация [367,1 K], добавлен 16.11.2010

Рассуждения относительно ложной и истинной доброты одного из персонажей пьесы Горького “На дне”, Луки. Губительность для обитателей ночлежки его притворного сострадания и лжи “во благо”. Ценность истинного милосердия, преодолевающего несправедливость.

сочинение [13,9 K], добавлен 20.10.2013

Современная интерпретация творческого наследия М. Горького. Начало литературной деятельности писателя. Традиции и новаторство Горького-драматурга. Традиции и новаторство поэтических произведений Горького. Анализ “Песни о Соколе” и “Песни о Буревестнике”.

курсовая работа [105,6 K], добавлен 16.12.2012

Сочинение: Проблема гуманизма в пьесе М.Горького”На дне” с планом

u041cu0440u0430u0447u043du044bu0439 u0431u044bu0442 u043au043eu0441u0442u044bu043bu0435u0432u0441u043au043eu0439 u043du043eu0447u043bu0435u0436u043au0438 u0438u0437u043eu0431u0440u0430u0436u0435u043d u0413u043eu0440u044cu043au0438u043c u043au0430u043a u0432u043eu043fu043bu043eu0449u0435u043du0438u0435 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du043eu0433u043e u0437u043bu0430. u0421u0443u0434u044cu0431u0430 u043eu0431u0438u0442u0430u0442u0435u043bu0435u0439u201d u0434u043du0430u201d u2013 u0433u0440u043eu0437u043du044bu0439 u043eu0431u0432u0438u043du0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu0439 u0430u043au0442 u043fu0440u043eu0442u0438u0432 u043du0435u0441u043fu0440u0430u0432u0435u0434u043bu0438u0432u043eu0433u043e u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0435u043du043du043eu0433u043e u0441u0442u0440u043eu044f. u041bu044eu0434u0438, u0436u0438u0432u0443u0449u0438u0435 u0432 u044du0442u043eu043c u043fu043eu0434u0432u0430u043bu0435, u043fu043eu0445u043eu0436u0435u043c u043du0430 u043fu0435u0449u0435u0440u0443, u2013 u0436u0435u0440u0442u0432u044b u0443u0440u043eu0434u043bu0438u0432u044bu0445 u0438 u0436u0435u0441u0442u043eu043au0438u0445 u043fu043eu0440u044fu0434u043au043eu0432, u043fu0440u0438 u043au043eu0442u043eu0440u044bu0445 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a u043fu0435u0440u0435u0441u0442u0430u0435u0442 u0431u044bu0442u044c u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au043eu043c, u043fu0440u0435u0432u0440u0430u0442u0438u0432u0448u0438u0441u044c u0432 u0431u0435u0441u043fu0440u0430u0432u043du043eu0435 u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u043e, u043eu0431u0440u0435u0447u0435u043du043du043eu0435 u0432u043bu0430u0447u0438u0442u044c u0436u0430u043bu043au043eu0435 u0441u0443u0449u0435u0441u0442u0432u043eu0432u0430u043du0438u0435. u041eu0431u0438u0442u0430u0442u0435u043bu0438u201d u0434u043du0430u201d u0432u044bu0431u0440u043eu0448u0435u043du044b u0438u0437 u043du043eu0440u043cu0430u043bu044cu043du043eu0439 u0436u0438u0437u043du0438 u0432 u0441u0438u043bu0443 u0432u043eu043bu0447u044cu0438u0445 u0437u0430u043au043eu043du043eu0432, u0446u0430u0440u044fu0449u0438u0445 u0432 u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u0435. u0427u0435u043bu043eu0432u0435u043a u043fu0440u0435u0434u043eu0441u0442u0430u0432u043bu0435u043d u0441u0430u043cu043eu043cu0443 u0441u0435u0431u0435. u0415u0441u043bu0438 u043eu043d u0441u043fu043eu0442u043au043du0443u043bu0441u044f, u0432u044bu0431u0438u043bu0441u044f u0438u0437 u043au043eu043bu0435u0438, u0442u043e u0435u043cu0443 u0433u0440u043eu0437u0438u0442 u043du0435u043cu0438u043du0443u0435u043cu0430u044f u043du0440u0430u0432u0441u0442u0432u0435u043du043du0430u044f, u0430 u043du0435u0440u0435u0434u043au043e u0438 u0444u0438u0437u0438u0447u0435u0441u043au0430u044f u0433u0438u0431u0435u043bu044c. u041du0435u0432u0435u0440u0438u0435 u0432 u043fu0440u0430u0432u043eu0441u0443u0434u0438u0435 u0437u0430u0441u0442u0430u0432u0438u043bu043e u0421u0430u0442u0438u043du0430 u0441u0430u043cu043eu043cu0443 u043eu0442u043eu043cu0441u0442u0438u0442u044c u043du0435u0433u043eu0434u044fu044e u0443 u043fu043eu0433u0443u0431u0438u0432u0448u0435u043cu0443 u0435u0433u043e u0441u0435u0441u0442u0440u0443. u042du0442u0430 u043cu0435u0441u0442u044c u043fu0440u0438u0432u0435u043bu0430 u0435u0433u043e u0432 u0442u044eu0440u044cu043cu0443, u043au043eu0442u043eu0440u0430u044f u0438 u043eu043fu0440u0435u0434u0435u043bu0438u043bu0430 u0435u0433u043e u0434u0430u043bu044cu043du0435u0439u0448u0443u044e u0441u0443u0434u044cu0431u0443.
u0411u0443u0431u043du043eu0432 u0432u044bu043du0443u0436u0434u0435u043d u0443u0439u0442u0438 u0438u0437 u0434u043eu043cu0430, u043eu0441u0442u0430u0432u0438u0432 u043cu0430u0441u0442u0435u0440u0441u043au0443u044e u0436u0435u043du0435 u0438 u0435u0435 u043bu044eu0431u043eu0432u043du0438u043au0443, u0442u0430u043a u043au0430u043a u043du0435 u043du0430u0434u0435u044fu043bu0441u044f u043du0430 u0437u0430u0449u0438u0442u0443 u0441u043e u0441u0442u043eu0440u043eu043du044b u043fu0440u0435u0434u0441u0442u0430u0432u0438u0442u0435u043bu0435u0439 u0437u0430u043au043eu043du0430. u041au043eu043du0435u0447u043du043e, u043bu044eu0434u0438, u043eu043au0430u0437u0430u0432u0448u0438u0435u0441u044f u0432 u041au043eu0441u0442u044bu043bu0435u0432u0441u043au043eu0439 u043du043eu0447u043bu0435u0436u043au0435, u0432u043eu0432u0441u0435 u043du0435 u0438u0434u0435u0430u043bu044cu043du044b. u041eu043du0438 u0441u043eu0432u0435u0440u0448u0430u044eu0442 u043eu0448u0438u0431u043au0438, u0434u0435u043bu0430u044eu0442 u0433u043bu0443u043fu043eu0441u0442u0438, u043du043e u043du0435 u0437u0430u0441u043bu0443u0436u0438u0432u0430u044eu0442 u0442u043eu0433u043e, u0447u0442u043eu0431u044b u043eu0431u0449u0435u0441u0442u0432u043e u0432u044bu0431u0440u043eu0441u0438u043bu043e u0438u0445 u043du0430u201d u0434u043du043eu201d u0436u0438u0437u043du0438, u043du0435 u043eu043au0430u0437u0430u0432 u043du0438u043au0430u043au043eu0439 u043fu043eu0434u0434u0435u0440u0436u043au0438. u0412u0430u0441u044cu043au0430 u041fu0435u043fu0435u043b, u0441u044bu043d u0432u043eu0440u0430, u0440u043eu0434u0438u0432u0448u0438u0439u0441u044f u0432 u0442u044eu0440u044cu043cu0435, u043eu0431u0440u0435u0447u0435u043d u0438u0434u0442u0438 u043fu043e u0441u0442u043eu043fu0430u043c u0441u0432u043eu0435u0433u043e u0440u043eu0434u0438u0442u0435u043bu044f, u0438u0431u043e u0438u043du043eu0439 u043fu0443u0442u044c u0434u043bu044f u043du0435u0433u043e u0437u0430u043au0430u0437u0430u043d. u0422u0440u0443u0434u043eu043bu044eu0431u0438u0435 u0438 u0443u043fu043eu0440u0441u0442u0432u043e u041au043bu0435u0449u0430, u043du0435 u0436u0435u043bu0430u044eu0449u0435u0433u043e u0441u043cu0438u0440u0438u0442u044cu0441u044f u0441 u0443u0447u0430u0441u0442u044cu044e u043du043eu0447u043bu0435u0436u043du0438u043au0430, u043du0435 u043fu043eu043cu043eu0433u043bu0438 u0435u043cu0443 u043fu043eu0434u043du044fu0442u044cu0441u044f u0441 u0436u0438u0437u043du0435u043du043du043eu0433u043eu201d u0434u043du0430u201d.
u041eu0431u0440u0430u0442u0438u0432u0448u0438u0441u044c u043a u0438u0437u043eu0431u0440u0430u0436u0435u043du0438u044e u0436u0438u0437u043du0438 u0433u043eu0440u043eu0434u0441u043au0438u0445 u043du0438u0437u043eu0432, u0434u0440u0430u043cu0430u0442u0443u0440u0433 u0437u0430u0442u0440u043eu043du0443u043b u0430u043au0442u0443u0430u043bu044cu043du0443u044e u043fu0440u043eu0431u043bu0435u043cu0443 u0441u043eu0432u0440u0435u043cu0435u043du043du043eu0441u0442u0438: u041au0430u043au043eu0432 u0432u044bu0445u043eu0434 u0438u0437 u0441u043eu0437u0434u0430u0432u0448u0435u0433u043eu0441u044f u043fu043eu043bu043eu0436u0435u043du0438u044f, u0432 u0447u0435u043c u0441u043fu0430u0441u0435u043du0438u0435 u043bu044eu0434u0435u0439u201d u0434u043du0430u201d? u041fu043e u043fu0440u0438u0437u043du0430u043du0438u044e u0441u0430u043cu043eu0433u043e u0413u043eu0440u044cu043au043eu0433u043e, u043eu0441u043du043eu0432u043du043eu0439 u0432u043eu043fu0440u043eu0441 u043fu044cu0435u0441u044b u2013 u0447u0442u043e u043bu0443u0447u0448u0435: u0438u0441u0442u0438u043du0430 u0438u043bu0438 u0441u043eu0441u0442u0440u0430u0434u0430u043du0438u0435?
“>]” data-test=”answer-box-list”>

Читайте также:
Об Особенностях Мировоззрения Горького: сочинение

Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького” На дне”. Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с прославлением Человека и его правды. Перед глазами публики впервые предстал не виданный до сих пор мир воров, босяков, шулеров, то есть людей, опустившихся на” дно” жизни. И в нем, как в опрокинутом зеркале, отразился тот мир, откуда были низвергнуты эти люди. Пьеса Горького была проникнута протестом против социальных порядков капиталистического общества и страстным призывом к справедливой и спокойной жизни.” Свобода во что бы то ни стало – вот ёе духовная сущность”, – так определил идею пьесы К. С. Станиславский, поставивший ее на сцене МХАТа.

Мрачный быт костылевской ночлежки изображен Горьким как воплощение социального зла. Судьба обитателей” дна” – грозный обвинительный акт против несправедливого общественного строя. Люди, живущие в этом подвале, похожем на пещеру, – жертвы уродливых и жестоких порядков, при которых человек перестает быть человеком, превратившись в бесправное существо, обреченное влачить жалкое существование. Обитатели” дна” выброшены из нормальной жизни в силу волчьих законов, царящих в обществе. Человек предоставлен самому себе. Если он споткнулся, выбился из колеи, то ему грозит неминуемая нравственная, а нередко и физическая гибель. Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю у погубившему его сестру. Эта месть привела его в тюрьму, которая и определила его дальнейшую судьбу.
Бубнов вынужден уйти из дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику, так как не надеялся на защиту со стороны представителей закона. Конечно, люди, оказавшиеся в Костылевской ночлежке, вовсе не идеальны. Они совершают ошибки, делают глупости, но не заслуживают того, чтобы общество выбросило их на” дно” жизни, не оказав никакой поддержки. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, обречен идти по стопам своего родителя, ибо иной путь для него заказан. Трудолюбие и упорство Клеща, не желающего смириться с участью ночлежника, не помогли ему подняться с жизненного” дна”.
Обратившись к изображению жизни городских низов, драматург затронул актуальную проблему современности: Каков выход из создавшегося положения, в чем спасение людей” дна”? По признанию самого Горького, основной вопрос пьесы – что лучше: истина или сострадание?

Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»

Одной из основных тем творчества Максима Горького стала тема стремления к новой жизни, к свободе личности человека. Пьеса Горького «На дне» — не исключение. «Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность», сказал об этом драматическом произведении К. С. Станиславский, поставивший пьесу на сцене МХАТа. Пьеса «На дне» не случайно стала заметным явлением русской литературы начала XX века. В ней Горький реалистично изобразил жизнь и нравы людей, опустившихся на самое социальное днище основание, и вместе с тем прославил Человека.

Читайте также:
Спор о человеке в драме М. Горького На дне: сочинение

Основная тема пьесы — проблема гуманизма. Изобразив жизнь обитателей «дна», Горький выступил с обвинением против социальной несправедливости, против тех общественных устоев, которые приводят людей к убогому существованию. Обитатели костылевской ночлежки обречены. Однажды оступившись, они уже никогда не смогут вернуться к нормальной жизни.

Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Это привело его в тюрьму и определило в дальнейшем всю его судьбу. Бубнов тоже не верит в справедливость закона, поэтому уходит из своего дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, идет по стопам своего родителя — другие пути для него закрыты. Трудолюбие Клеща, который не мог смириться со своей участью ночлежника, не помогает ему вырваться из социального дна.

Конечно, персонажи пьесы не идеальны. Все они совершали в жизни какие-либо ошибки. Но заслужили ли они такого жестокого наказания? Общество не оказало этим людям никакой поддержки, люди отвернулись от них. Так в чем же спасение обитателей ночлежки? По словам самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Действительно ли спасительна ложь? Такой персонаж пьесы, как странник Лука, является попыткой драматурга ответить на эти вопросы.

Появившись в ночлежке, Лука сразу же заявляет о том, что для него все люди равны («Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все прыгают»). Видя бедственное существование людей «дна», Лука утешает их, дарит им надежду. Он сидит возле Анны, дни которой сочтены, выводит ее на свежий воздух, сочувственно выслушивает ее. Он также стремится удержать Пепла от убийства Костылева и впоследствии советует ему и Наташе уйти из костылевского дома. Лука уговаривает Актера бросить пить и вернуться к нормальной жизни.

Гуманизм Луки, хотя его часто называют антигуманизмом, состоит в том, чтобы подарить человеку надежду, закрыв его глаза на правду. Обращаясь к Пеплу, Лука говорит: «…чего тебе правда больно нужна… подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя». Но согласен ли с Лукой сам Горький? Мне кажется, что нет. Иначе навряд ли он показал бы, к чему привела утешительная ложь Луки. Актер, узнав о том, что старик солгал о лечебнице, теряет последнюю надежду на будущее и решается на самоубийство. Васька Пепел за убийство Костылева попадает на каторгу.

Судя по другому персонажу пьесы — Сатину, Горький является сторонником не лжи, а правды во имя спасения. Сатин говорит, что «ложь — религия рабов и хозяев», а «правда — бог свободного человека». Автор утверждает при помощи этого персонажа, что истинная любовь к человеку, настоящий гуманизм состоят в вере в его способность выдержать правду, какой бы суровой она ни была. «Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит… гордо!» Эти известные горьковские строки стали гимном человеку.

Как видим, проблема гуманизма в пьесе Максима

Горького «На дне» состоит в том вечном вопросе, которым задавалось не одно поколение людей. Что действительно может помочь человеку: утешительная ложь или горькая правда? Горький решает проблему гуманизма путем утверждения глубокой веры в человека и в его силы вынести даже самые тяжелые жизненные испытания. Этот писатель известен нам как певец свободы, в том числе внутренней свободы человека. Поэтому для него неприемлема ложь — она нужна только слабым. Устами Сатина Горький говорит: «Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна… Одних она поддерживает, другие прикрываются ею… А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?»

Читайте также:
Роман «Дело Артамоновых»: сочинение

Мы можем соглашаться с Горьким, либо спорить с ним, очевидно одно — стремление автора помочь людям, оказавшимся на социальном «дне». Сам факт появления в 1902 году такого произведения уже был актом гуманизма со стороны Горького, потому что условия существования низшего социального слоя общества, его «дна» до этих пор никто не отражал в такой полноте.

Сочинение по произведению на тему: Проблема гуманизма в пьесе М. Горького «На дне»

Одной из основных тем творчества Максима Горького стала тема стремления к новой жизни, к свободе личности человека. Пьеса Горького “На дне” — не исключение. “Свобода во что бы то ни стало — вот ее духовная сущность”, сказал об этом драматическом произведении К. С. Станиславский, поставивший пьесу на сцене МХАТа. Пьеса “На дне” не случайно стала заметным явлением русской литературы начала XX века. В ней Горький реалистично изобразил жизнь и нравы людей, опустившихся на самое социальное дно, и вместе с тем прославил Человека.
Основная тема пьесы — проблема гуманизма. Изобразив жизнь обитателей “дна”, Горький выступил с обвинением против социальной несправедливости, против тех общественных устоев, которые приводят людей к убогому существованию. Обитатели костылевской ночлежки обречены. Однажды оступившись, они уже никогда не смогут вернуться к нормальной жизни.
Неверие в правосудие заставило Сатина самому отомстить негодяю, погубившему его сестру. Это привело его в тюрьму и определило в дальнейшем всю его судьбу. Бубнов тоже не верит в справедливость закона, поэтому уходит из своего дома, оставив мастерскую жене и ее любовнику. Васька Пепел, сын вора, родившийся в тюрьме, идет по стопам своего родителя — другие пути для него закрыты. Трудолюбие Клеща, который не мог смириться со своей участью ночлежника, не помогает ему вырваться из социального дна.
Конечно, персонажи пьесы не идеальны. Все они совершали в жизни какие-либо ошибки. Но заслужили ли они такого жестокого наказания? Общество не оказало этим людям никакой поддержки, люди отвернулись от них. Так в чем же спасение обитателей ночлежки? По словам самого Горького, основной вопрос пьесы — что лучше: истина или сострадание? Действительно ли спасительна ложь? Такой персонаж пьесы, как странник Лука, является попыткой драматурга ответить на эти вопросы.
Появившись в ночлежке, Лука сразу же заявляет о том, что для него все люди равны (“Мне все равно! Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха — не плоха: все черненькие, все прыгают”). Видя бедственное существование людей “дна”, Лука утешает их, дарит им надежду. Он сидит возле Анны, дни которой сочтены, выводит ее на свежий воздух, сочувственно выслушивает ее. Он также стремится удержать Пепла от убийства Костылева и впоследствии советует ему и Наташе уйти из костылевского дома. Лука уговаривает Актера бросить пить и вернуться к нормальной жизни.
Гуманизм Луки, хотя его часто называют антигуманизмом, состоит в том, чтобы подарить человеку надежду, закрыв его глаза на правду. Обращаясь к Пеплу, Лука говорит: “. чего тебе правда больно нужна. подумай-ка, правда-то, может, обух для тебя”. Но согласен ли с Лукой сам Горький? Мне кажется, что нет. Иначе навряд ли он показал бы, к чему привела утешительная ложь Луки. Актер, узнав о том, что старик солгал о лечебнице, теряет последнюю надежду на будущее и решается на самоубийство. Васька Пепел за убийство Костылева попадает на каторгу.
Судя по другому персонажу пьесы — Сатину, Горький является сторонником не лжи, а правды во имя спасения. Сатин говорит, что “ложь — религия рабов и хозяев”, а “правда — бог свободного человека”. Автор утверждает при помощи этого персонажа, что истинная любовь к человеку, настоящий гуманизм состоят в вере в его способность выдержать правду, какой бы суровой она ни была. “Человек — вот это правда! Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело его рук и его мозга! Человек! Это великолепно! Это звучит. гордо!” Эти известные горьковские строки стали гимном человеку.
Как видим, проблема гуманизма в пьесе Максима
Горького “На дне” состоит в том вечном вопросе, которым задавалось не одно поколение людей. Что действительно может помочь человеку: утешительная ложь или горькая правда? Горький решает проблему гуманизма путем утверждения глубокой веры в человека и в его силы вынести даже самые тяжелые жизненные испытания. Этот писатель известен нам как певец свободы, в том числе внутренней свободы человека. Поэтому для него неприемлема ложь — она нужна только слабым. Устами Сатина Горький говорит: “Кто слаб душою и кто живет чужими соками, — тем ложь нужна. Одних она поддерживает, другие прикрываются ею. А кто сам себе хозяин, кто независим и не берет чужого — зачем тому ложь?”
Мы можем соглашаться с Горьким, либо спорить с ним, очевидно одно — стремление автора помочь людям, оказавшимся на социальном “дне”. Сам факт появления в 1902 году такого произведения уже был актом гуманизма со стороны Горького, потому что условия существования низшего социального слоя общества, его “дна” до этих пор никто не отражал в такой полноте.

Читайте также:
Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы: сочинение

«Роман «Дело Артамоновых»»

Роман «Дело Артамоновых» был издан в 1925 году. Но задуман он был еще до революции, в начале. 900-х годов. Это засвидетельствовано самим Горьким. В воспоминаниях о Льве Толстом писатель приводит следующий разговор с Толстым, относящийся к 1902 году:
«Я рассказал ему историю трех поколений знакомой мне купеческой семьи,— историю, где закон вырождения действовал особенно безжалостно; тогда он стал возбужденно дергать меня за рукав, уговаривая:
— Вот это — правда! Это я знаю, в Туле есть две такие семьи. И это надо написать. Кратко написать большой роман, понимаете? Непременно!
А глаза его сверкали жадно.
— …Это очень серьезно. Тот, который идет в монахи молиться за свою семью, — это чудесно! Это — настоящее: вы — грешите, а я пойду отмаливать грехи ваши, И другой — скучающий, стяжатель-строитель, — тоже правда! И что он пьет, и зверь, распутник, и любит все, а вдруг—убил,— ах, это хорошо!»
«История трех поколений», где «закон вырождения» действовал особенно безжалостно», «тот, который идет в монахи молиться за свою семью», «скучающий», «стяжатель-строитель» — все это элементы сюжета и первоначальные наброски персонажей «Дела Артамоновых».
Позднее Горький в беседе с В. И. Лениным рассказал и ему о своих замыслах. «Отличная тема, — ответил Горькому Ленин,— конечно, трудная, потребует массу времени, я думаю, что Вы бы с ней сладили, но не вижу: чем Вы ее кончите? Конца-то действительность не дает. Нет, это надо писать после революции».
Толстой увидел в сюжете, рассказанном Горьким, главным образом религиозно-философскую проблематику. Центр повествования для него — образ. Никиты: «Вы —грешите, а я пойду отмаливать грехи ваши». Это для Толстого «настоящее». Ленин увидел в жизненном материале, заинтересовавшем Горького, глубокий и поучительный социально-исторический смысл. Ленин подчеркнул, что только революция в состоянии разрешить противоречия буржуазно-помещичьей России. Именно поэтому он советовал Горькому осуществить свой замысел после революции, когда сама действительность подскажет решение.
Горький так и поступил. «Дело Артамоновых» он написал в те годы, когда история решила судьбу буржуазии.
Хронологические рамки романа определены писателем очень точно. Действие в «Деле Артамоновых» начинается, как указывает Горький, «года через два после воли», иными словами, в 1863 году. Последние сцены романа относятся к 1917 году.
На протяжении этого времени писатель развертывает историю трех поколений семьи купцов и фабрикантов Артамоновых.
В чрезвычайно лаконичной форме, с поразительным мастерством Горький рисует представителей дома Артамоновых — от его возвышения и расцвета до его распада и гибели.
Глава семьи и зачинатель «дела» — Илья Артамонов. В романе ему отведено сравнительно мало места. Его характеристика служит как бы введением в повествование.
Бывший крепостной, Илья Артамонов одарен от природы энергией и предприимчивостью и еще при крепостном праве становится приказчиком. После реформы, хорошо награжденный, он приезжает в городок Дремов «свое дело ставить» — текстильную фабрику. В Илье выражены специфические черты русской буржуазии раннего периода ее развития. В нем есть сила, трудолюбие, железная энергия, еще до конца не разорванная связь е народом, из недр которого он вышел, и вместе с тем он жесток и безжалостен к людям.
Энергично вторгается Илья Артамонов в жизнь Дремова, само название которого символизирует сонную жизнь тихого и застойного захолустья. Но при всей могучей целостности его натуры и ХИЩНОЙ хватке в сознании Ильи Артамонова начинает брез-жить мысль об ущербности и даже обреченности своего дела.

Читайте также:
Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Первый вариант): сочинение

Во втором поколении Артамоновых — в сыновьях Ильи, Петре и Никите и в племяннике его Алексее — процесс внутреннего распада, вырождения и гибели развернут в полной мере.
После смерти отца «хозяином дела» становится Петр. Постепенно и неотвратимо он превращается из простого парня в собственника—в алчное, преступное, пьяное и распутное чудовище. Заключительные сцены романа, рисующие Петра, потерявшего человеческий облик, приобретают символический характер.
Второй сын Ильи Артамонова — горбун Никита — выражает иные черты в историческом бытии русской буржуазии. Стремясь вырваться из окружающей его в семье грязи и подлости, Никита уходит в монастырь. Но Никита уходит в монастырь, не веря в бога. Это жест отчаяния, бегство от страшной жизни Артамоновых, свидетельство нравственного банкротства Никиты.
Алексей, племянник Ильи Артамонова, в отличие от Петра ловок, удачлив, красив. Голос совести не мучает его. Он безоглядно жесток, и жалость ему незнакома. В нем Горький дает черты представителей новой буржуазии, которая хочет сделать всю Россию своей вотчиной, подчинить все и вся интересам капиталистической наживы.
В России историческая обстановка сложилась так, что буржуазия начала развивать свою деятельность и предъявлять свои -требования в ту пору, когда дни капитализма были сочтены.
Бот почему стремление Алексея Артамонова играть роль политического вождя не приводит к сколько-нибудь серьезным результатам, и энергия его в конце концов тоже вырождается в пустословие и бесплодную суету.
Так на людях второго поколения семьи Артамоновых мы видим, как слабеет и угасает жизненная энергия «хозяев жизни», как роковым я неотвратимым образом вырождается буржуазия. Этот процесс достигает своего предельного выражения в третьем поколении Артамоновых.
Сын Петра Яков живет бездумной, паразитической, растительной жизнью. Главное, чем он одержим, — это стремление к покою, сытому, уютному мещанскому покою, без тревог и волнений. Окружающий мир враждебен ему, он хотел бы укрыться от него в тихую обитель мещанского благополучия.
Илья Артамонов ходил по земле как хозяин, Петр — раб «дела». Яков чувствует себя гостем на фабрике, гостем докучным и ненужным, от которого вот-вот избавятся подлинные хозяева земли.
Смерть Якова — логический финал этой пустой и ничтожной жизни.
Распад буржуазии проявляется не только в угасании творческой энергии класса, но и в том, что наиболее честные, жизнеспособные и дальновидные выходцы из буржуазии, по выражению Горького, «выламываются» из своего класса и либо гибнут, либо уходят в революцию и становится деятельными ее участниками.
Таким человеком изображен Илья — второй сын Петра. Не в пример своему брагу Якову он с детских лет наделен живым, самостоятельным умом, прямодушием и честностью.
Осознав в полной мере неправду и зло буржуазного мира, Илья Артамонов порвал с ним и обрел подлинную правду в революции.
Параллельно истории распада и вырождения семьи Артамоновых Горький рисует историю роста рабочей семьи ткачей Морозовых. Здесь тоже фигурируют три поколения. На их судьбе Горький прослеживает формирование и развитие политического сознания русского рабочего класса.
Представитель первого поколения — старый ткач Борис Морозов. Ему чуждо понимание классовых интересов, политических целей пролетариата. К Артамонову он относится с восторженной покорностью. Недалеко ушел от Бориса Морозова и представитель второго поколения — Иван Морозов, хотя у него уже нет того слепого преклонения перед хозяевами, которое было у его отца. Новые черты революционного пролетариата со всей отчетливостью проявились у сына Ивана — Захара Морозова. Он вступает в активную революционную борьбу против мира Артамоновых. Он сознает себя хозяином жизни. Во время Октябрьской революции он в первых рядах борцов за новый мир,
Так раскрывается идея романа — идея исторической закономерности, необходимости и неизбежности пролетарской революции, обусловленной, с одной стороны, процессом разложения и распада господствующего класса, а с другой — ростом политической активности, сознательности и организованности пролетариата, возглавляющего широкие народные массы.

Читайте также:
Какое понимание жизни и человека утверждает: сочинение

Анализ произведения Дело Артамоновых Горького

Жанровая направленность произведения представляет собой реалистическую прозу, ключевая тематика которой определяется в виде изображения жизни нескольких поколений одной семьи в период угасания капиталистического строя.

Главным персонажем романа является Илья Артамонов, представленный в образе основателя династии, отличающегося энергичностью, деловой хваткой, познавший радость собственного труда, который приносит ему неплохой доход.

В качестве сыновей Артамонова писатель изображает Петра, Алексея и Никиту, являющихся полной противоположностью друг другу.

Петр представляется в образе слабовольного человека, у которого отсутствует напористость, трудовой задор отца, а также любовь к семейному бизнесу, которого он страшится, ненавидя рабочих.

Алексей является деловым и энергичным человеком, порой отличающимся ненасытной жадностью к семейному бизнесу, а иногда проявляющим неприятную робость по отношению к нему.

Никита представляется молодым мужчиной, пытающимся оторваться от реальной действительности, отправляющимся в монастырь с целью отмаливания грехов близких родственников, чувствующим себя глубоко несчастным человеком, который сам не верит в свои проповеди.

Отличительная особенность романа представляется в виде лаконичного изображения автором характеристик героев, описания их внешности, при этом произведение изобилует многочисленным фольклором в виде частушек, пословиц, народных песен, поговорок, описания русского свадебного обряда.

Своеобразием романа является композиционная структура, состоящая из трех частей, в первой из которой повествование ведется от лица автора, вторая часть представляет сюжетную линию в виде пересечения авторской позиции и точки зрения Петра Артамонова, а в третьей част повествование осуществляется Петром, Яковом и самим автором.

Средствами художественной выразительности в романе являются внутренние монологи, а также диалоги, которые заканчиваются речью героев. Кроме того, автором применяется литературный прием в виде психологического времени, заключающегося в растягивании одних впечатлений во временном промежутке.

2 вариант

В данной статье речь пойдет о романе М.Горького «Дело Артамоновых». У автора произведения давно зрел замысел истории поколений. Максим Горький писал роман в течение 25 лет. Осуществить он его смог в 1925 году в Италии, в момент длительного периода лечения за границей. Изначально роман имел название «Атамановы», после чего автор поменял фамилию главного героя, и основным акцентом в заглавии решил сделать слово «дело». Герои романа были изображены как хозяева дела (хозяева торгового предприятия).

Читайте также:
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне (3): сочинение

Жанром произведения выступает реалистическая проза, в тематике которой изображены несколько поколений из одной семьи.

Основной темой романа стало угасание русского капитализма. Казалось бы, такую огромную тему М.Горький смог раскрыть на истории семьи трех поколений рода Артамоновых. Автор показывает как из «хозяев жизни» люди превращаются в рабов «дела», а также как статус хозяев «дела» губит и уродует людей.

Сюжет произведения – подъем дела Артамоновых.

Главные герои. Основателем дела был, знающий толк в деле, энергичен Илья Артамонов. Что не скажешь о его сыне Петре, у которого не было напористости, деловитости, жизненного и делового задора. Как только «дело» касалось Петра, им одолевал страх, и он даже боялся рабочих. В итоге он остался лишним в «деле» артамоновых, можно сказать – зрителем.

Алексей – среднее поколение артамоновского «дела», абсолютная противоположность Петра. В отличие от него, Алексей энергичен и деловит. Но у него были другие негативные качества, которые привели «дело» к угасанию, это его жадность и торопливость в работе.

Младшим сыном Ильи Артамонова был Никита. Он добр, немного неуклюж, и всегда мечтал услышать слово похвалы от отца. Никита казался молодым мужчиной, который пытался оторваться от реальности жизни. Преследуя цель вымолить за грехи близких, он отправился в монастырь, но в то же время чувствовал себя несчастным человеком, и абсолютно не верил в свои проповеди.

Композиция романа состоит из трёх частей. Первая часть излагается от лица автора, после чего во второй части сменяется внутренними монологами Петра Артамонова. В третьей части ведутся монологи автора, Петра и Якова. Роман наполнен жизненными впечатлениями, действиями, событиями. Произведение получилось довольно таки емкое.

М.Горький избегает развернутого описания внешности и характера героев. Портретная характеристика является неотъемлемой составляющей любого произведения. Через описание внешности героев раскрываются их характер, особенности и различия. Горький не описывает персонажей с ног до головы, он подчеркивает детали каждого из них. Ведь, читатель, который наблюдал за манерами, движениями, эмоциями героев романа, сможет в целом оценить персонажа и его поступки.

Читайте также:
Три правды и их трагическое столкновение (по пьесе М. Горького «На дне»): сочинение

Автор поразил богатством использования песен, частушек, поговорок. Начало романа содержит практически полное описание свадебных обрядов. Кроме богатства фольклора, М.Горький использует в романе психологическое время. Одни события растягиваются на значительное время, а другие будто исчезают.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ произведения Дело Артамоновых

Популярные сегодня темы

Одежда, конечно, важный элемент нашего образа, а также, просто очень полезная вещь – для тепла, гигиены… Я просто, всё-таки, не понимаю, зачем такое значение ей придаётся.

Для каждого человека дом – это особое и очень важное место. Здесь можно отдохнуть, прийти в себя, быть самим собой. В своем доме каждый должен чувствовать себя защищено и уверенно.

Свой рассказ «Усомнившийся Макар» Платонов написал в 1929 году. Произведение является сатирическим высмеиванием общества и коммунистических затей. Некоторые образы и замысел сближают рассказ с сатирическими творениями Салтыкова – Щедрина и Гоголя.

В рассказе А.П. Чехова «Хамелеон» идет речь о нравственном явлении, которое принято называть «хамелеонством». Автор пытается привлечь внимание читателя к проблеме чинопочитания.

Сейчас люди очень зациклены на моде. Стиль каждого человека – неповторимый и уникальный. Давайте более подробно поговорим об этом.

Мнимые и подлинные хозяева жизни в изображении М. Горького в романе «Дело Артамоновых»

В октябре после утверждения нового социального строя Горький создал произведение, задуманное им около четверти века назад.
10 апреля 1926 года впечатлениями о-произведении “Дело Артамоновых” с Горьким поделился М. М. Пришвин. Пришвин сказал, что начало произведения очень хорошее и до середины отлично, но конец неудовлетворителен. К. А. Федин писал, что роман “несоразмерен” в частях, что с течением событий они освещаются все менее широко. В центре романа стоит одна фигура — фигура Петра Артамонова. Она на первом плане именно потому, что с наибольшей полнотой воплощает процесс утраты хозяином власти над делом.
Уже Игнат Гордеев в первом эпическом произведении Горького, “задумываясь и выходя из обычной колеи, чувствовал,что он не хозяин своего дела, а низкий раб его”. Миллионер Н.А. Бугров говорит в горьковском очерке: “Все мы — рабы дела нашего”. Вот это превращение хозяина “дела” в раба его — превращение, в котором выразилась самая суть капиталистического строя жизни и выразился его убыстряющийся упадок, составляет главное содержание характера и судьбы Петра Артамонова.
Касаясь истории падения артамоновского “рода”, критики замечают начало упадка обычно во втором поколении Артамоновых и резко противопоставляют представителей этого поколения родоначальнику “дела”. Илья-старший был натурой сильной и целеустремленной. Когда через поколение появится новый Илья, похожий характером на деда, он уже не сможет остаться в среде Артамоновых, так как к этому времени их “дело” утратит всякое историческое оправдание. Нельзя забывать, что свое прогрессивное дело Илья-старший осуществляет как буржуа, как стяжатель, оставаясь даже для своих детей не столько отцом, сколько “строгим хозяином” (таким вспомнит отца Петр, и в этом будет много правды). Уже у Артамонова-старшего возникает тревога за будущее “дела”, и эта тревога начинает подтачивать его веру в себя. Строительный размах приобретал у него показной характер, Илья “становился все более хвастливо криклив”, и сама его гибель дала основание Тихону Вялову сказать, что сила хозяина “хвастовством изошла”. Это не сразу видно, это не лежит на поверхности, но это факт, и очень важный факт: упадок артамоновского “рода” начинается с его родоначальника.
Слова Толстого о “скучающем” стяжателе помогают увидеть, в чем “неистовый” Илья предвосхищает своего вялого и раздвоенного сына Петра. В сущности, эти слова равно относятся к ним обоим — к двум, казалось бы, столь резко различным натурам. Оба они — “скучающие”, хотя их скука имеет разную остроту и разный характер, — не могут быть захвачены этим делом целиком. Каждый из них “вдруг — убил”, один — защищая свою жизнь, другой — в припадке злобы против жалкого беспомощного существа (потом он пытается убедить себя в том, что спасал сына от дурного влияния). Оба, хотя опять-таки по-разному, хотят заглушить “скуку” разгулом (в “кошмаре кутежа” на ярмарке Петр “почти уверенно” думал: “Отец, пожалуй, так же бы колобродил”).
Стяжательские, хищнические, “разбойничьи”
черты Ильи-старшего готовят и хитрую, азартную “игру с делом” Алексея, и раздвоенность Петра (боязнь своего двойника-врага и растущее осознание себя лишь “невольным зрителем” жизни — все это получит развитие в итоговой эпопее Горького, в образе буржуазного интеллигента Самгина, пытавшегося спрятаться от бурного хода истории в своем маленьком “я”). А эти черты готовят, в свою очередь, окончательный духовный крах, полное моральное банкротство последних Артамоновых.
О Петре не раз говорится, что у него маленькие “медвежьи” глаза, но при этом речь идет не о силе его и напористости, а о прямо противоположных качествах: о том, с каким недоверием и затаенным страхом вглядывается он во все и всех. Чем большую тревогу внушает ему “дело”, тем больше оно кажется ему зверем, и он признается: “Это неправильно говорится: “Дело не медведь, в лес не уйдет”. Дело и есть медведь; уходить ему незачем, оно облапило и держит”.
Фигура Тихона Вялова, сначала крестьянина, потом землекопа, потом дворника Артамоновых, — самая сложная в романе,.
Проходящий через все повествование Тихон Вялов является самым неприятным и ненавистным человекам для Петра Артамонова.
Критики утверждали, что в Тихоне Горький действительно изобразил вою крестьянскую массу, но изобразил ее неверно, с тем скептицизмом, который был пережитком, его ошибкой 1917—1918 годов.
Наконец, был высказан и такой взгляд на Тихона, что он не только не является представителем массы, но прямо враждебен ей: “доносит” хозяину на рабочих и т. д. Но Тихон ни на кого не “доносит”, поведение его все время отличается как раз исключительной прямотой, и нельзя не чувствовать, какой глубокий и подлинно народный характер имеет растущий в нем гнев против мира Артамоновых.
В “Деле Артамоновых” приведены в столкновение люди двух типов, прежде всего — Илья Артамонов-старший и Тихон Вялов. Горький заметил в одном из писем, что Вялов — “видоизмененный тип Платона Каратаева”.
Платон Каратаев перестает быть Платоном Каратаевым: Тихон Вялов утрачивает черты покорности, испытывая все больший гнев против тех, кто строит свое благополучие на угнетении миллионов людей.
Тихон еще не согласен с “затеями” революционеров, он еще далек от коллективизма передовых рабочих, ему пока присуща психология “единоличника” и пока присуще стремление к “упрощению” жизни.
Мог ли думать Лев Толстой, обсуждая,с Горьким замысел его будущего романа, что в романе этом, ярко свидетельствующем о непреходящем значении великой школы толстовского реализма, будет, помимо всего прочего, показан конец “толстовщины”, конец самой почвы, из которой росли такие учения?

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: