Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа).: сочинение

Проблематика произведения «На дне»: основные проблемы и главный вопрос

Содержание:

В девятисотых годах Россия столкнулась с глобальным экономическим кризисом. Неурожай, закрытие фабрик, заводов, вынуждало тысячи обедневших граждан бродить по стране, искать источники дохода любыми путями. Крестьяне теряли жилье, заработок. Экономическая угнетенность привела к появлению множества босяков.

Босяк – человек, потерявший семью, работу. Он сдается перед сложностями, опускается на дно. Для владельцев подвальных помещений этот период стал прибыльным. Они сдавали свои темные трущобы обнищавшим гражданам. Такие помещения называли ночлежками. Этот вариант становился единственным выходом для воров, бродяг, нищих, безработных. Ночлежка стоила небольших денег, люди могли позволить себе оплатить кров над головой.

Основной вопрос пьесы «На дне» – что лучше для обреченного, сломленного жизненными обстоятельствами человека? Горький предлагает два ответа на вопрос. Он использует слова Сатина, противопоставляет им взгляд Луки. Основная проблематика пьесы «На дне» проявляется не в действиях, а в диалогах героев. Они спорят о сущности правды, ее значении. Пьеса полностью пронизана разговорами на эту философскую тему.

Проблематика произведения «На дне»

Главный вопрос пьесы «На дне» – выбор между правдой и ложью. Персонажи произведения Горького – люди, погрязшие в обманах, нищете, воровстве. Им остается бессмысленно доживать свой век в темной пещере. Основные аспекты проблематики:

  • Лука верует в силу иллюзорного мира, позволяющего уходить от реальных проблем. После появления героя в пристанище, жители воспрянули духом. Странник внушал надежду на завтрашний день, перемены, лучшее будущее. Барон, Сатин относились к нему скептически. Актер, Анна, Настя почувствовали себя лучше, поверили Луке. Цель персонажа – утешить умирающих, поддержать сдавшихся, помочь ослабшим. Он старается в ночлежниках пробудить человечность;
  • Светлый мир Луки кажется правильным. Он рекомендует не думать о плохом, идти вперед, стремиться изменить свою жизнь. Актер, Пепел, Анна поверили страннику. Они были обнадежены, готовы добиваться цели. Но Лука пропадает в самый неподходящий момент. Основа проблемы в пьесе «На дне» заключается в неспособности героев самостоятельно бороться с внешним миром;
  • Взгляды Сатина противоположны мировоззрению Луки. Он полностью отказывается от человеческой жалости, боясь быть уязвимым. Верит в то, что человек сам творец своего счастья. Только сам герой ничего не делает, влачит жалкое существование в ночлежке. Следовательно, не признающий ЛОЖЬ Сатин врет сам себе.

Жители пристанища не смогли справиться со своими внутренними ограничениями, страхами. Они прислушивались к Луке, Сатину, но лишь на короткое время, продолжая оставаться собой.

Главная проблема пьесы «На дне» – Максим Горький

Проблематика рассказа «На дне» намного глубже, чем кажется на первый взгляд. Новаторство произведения в обличении буржуазного, собственнического мира. Горький показал миниатюрную копию всего российского общества в период кризиса. Основные проблемы пьесы «На дне» символизируют сложности, горести, с которыми сталкиваются люди. Суть драмы заключается в рассмотрении следующих моментов:

  • Жизнь босяков, их социальная психология, судьба, понятия;
  • Мощная сила духа обездоленных людей. Они из последних сил противостоят ужасным условиям;
  • Поиск истины, простого человеческого счастья;
  • Сравнение значимости сострадания и горькой правды.

Все персонажи, проживающие в ночлежке, имеют кардинально противоположные характеры, судьбы. Они по-разному относятся к жизни, своему нынешнему положению. Васька готов бороться за лучшее будущее, Сатин предпочитает ничего не делать, Настя верит в любовь.

В произведении ответ на главный вопрос противоречивый. По сей день продолжаются споры о том, что такое правда. По мнению автора, лучше беспощадно бороться за свою жизнь, не сдаваться, чем жить в иллюзорном мире.

Примеры итоговых сочинений

5 готовых сочинений по новым направлениям 2021/22 учебного года.

1. Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная).

Что лучше: тернистый путь или проторённая дорога?

Существуют люди, которые довольствуются малым и предпочитают оставаться на одном месте, потому что так комфортнее и удобнее. О таких личностях говорят, что они следуют проторённой дорогой, то есть всегда и во всём используют привычные, хорошо известные способы. Однако есть и такие люди, которые находятся в постоянном поиске. Они готовы к изменениям и риску, пытаясь достичь высот. На мой взгляд, подобный тернистый путь, полный сомнений и трудностей, намного лучше проторённой дороги. Чтобы доказать свою позицию, обращусь к произведениям художественной литературы.

Человек должен стремиться к нравственному совершенствованию и духовному развитию. Однако герой сатирической сказки М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь» больше всего на свете боится смерти и поэтому всю свою жизнь проводит в норе. Одиночество не слишком тревожит героя, ведь любое живое существо может представлять для него опасность. Он не живёт, а большую часть времени дрожит от всепоглощающего страха, не пытаясь найти друзей и обрести семейное счастье. В конечном счёте герой понимает, что если бы все пескари следовали его примеру, то вывелся бы весь его род. Само название сказки иронично: слово «премудрый» приобретает противоположное значение. Салтыков-Щедрин размышляет о людях, которые привыкли жить точно так же, как и его герой. Их существование никому не приносит пользы, потому что они лишают себя права на полноценную жизнь. Такие люди боятся тернистого пути и всегда выбирают проторённую дорогу.

Читайте также:
«Несвоевременные мысли» М. Горького: сочинение

Любимые герои Л.Н. Толстого, наоборот, находятся в постоянном движении, стремясь к духовному обогащению. Автор романа-эпопеи «Война и мир» проводит персонажей через множество тяжёлых испытаний, ведь только так можно стать настоящей личностью, заслуживающей достойной жизни. В начале произведения Андрей Болконский находится в состоянии смятения и, желая найти свой путь, уходит на войну. Изначально князь Андрей, не лишённый тщеславия, мечтает пойти по стопам своего кумира Наполеона и жаждет стать таким же авторитетным и влиятельным человеком. Однако во время Аустерлицкого сражения герой разочаровывается в своих честолюбивых помыслах и понимает, насколько мелочными были его прежние стремления. Ещё одним испытанием на тернистом пути Болконского можно считать его знакомство с Наташей Ростовой. Сначала ему кажется, что он никогда не сможет простить девушку за её симпатию к Анатолю Курагину. Однако перед лицом смерти князь Андрей испытывает совершенно необыкновенное чувство: «сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам». Он видит страдание человека, которого больше всего на свете презирал, и прощает его. Именно тернистый путь учит человека душевности и гуманности.

В заключение хочется отметить, что следовать проторённой дорогой – это значит останавливаться в своём развитии. Испытания закаляют человека и дают ему силы двигаться вперёд. Иногда приходится рискнуть всем, чтобы пройти путь через тернии к звёздам, бросить жребий и перейти Рубикон. Разве не в постоянной борьбе и преодолении трудностей заключается смысл человеческого существования?

2. Цивилизация и технологии – спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные).

Могут ли технологические новшества окончательно вытеснить духовные ценности?

Мир не стоит на месте и постоянно изменяется: появляются новые технологии, изобретения, совершаются открытия, которые значительно облегчают нашу жизнь. Конечно, прогресс – это замечательно, но во всём нужно знать меру и стараться

придерживаться золотой середины. В конце концов может возникнуть опасность вытеснения духовных ценностей технологическими новшествами. В этом случае люди перестанут прислушиваться друг к другу, будут конфликтовать, проявлять жестокость и забудут о гуманности. Чтобы доказать эту точку зрения, обращусь к произведениям художественной литературы.

Проблема столкновения материального и духовного поднимается в произведении XIX века – романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». Автор создаёт характер разночинца-нигилиста, увлечённого медициной. Он отрицает красоту природы, считая её не храмом, а мастерской, умаляет роль искусства – поэзии и музыки. Ему кажется, что играть на виолончели или читать Пушкина – это пережиток прошлого, поэтому герой считает поведение поэтичного Николая Петровича нелепым и глупым. По мнению Базарова, не подлежат сомнению только абсолютные истины – то есть те теории и факты, которые доказаны наукой. Евгений хочет выглядеть смелым и независимым, однако два главных испытания – смерть и любовь – подвергают его нигилизм серьёзной критике. Наука не может занять в сердце человека такое же место, как чувство привязанности и любви к близким. Так, автор подчёркивает, что пренебрежение духовными ценностями – это путь в пустоту, ведь без душевности невозможно выжить.

Такая же проблема продолжает волновать писателей и в XX веке. Герой повести М.А. Булгакова «Собачье сердце» пытается узнать секрет омоложения человеческого организма и решает провести антигуманный эксперимент. Профессор Преображенский пересаживает гипофиз человека бездомной собаке, не задумываясь о последствиях. Так, обычный пёс Шарик постепенно превращается в невежественного, грубого, безнравственного Полиграфа Шарикова. Новоиспечённый гражданин употребляет алкоголь, ругается, ворует вещи, а однажды даже пишет донос на самого профессора. Всё выходит из-под контроля, и Преображенский осознаёт, какую страшную ошибку совершил. Шариков становится человеком, лишённым каких-либо моральных устоев. Именно такое будущее грозит людям, перестающим заботиться о своём духовном развитии. Так, писатель подчёркивает, что не все плоды научно-технического прогресса идут на пользу человечеству. Каждый учёный должен нести ответственность за свою деятельность. Народ, который обесценивает нравственность, обречён на вырождение.

В заключение хочется отметить, что в настоящее время ускоренное развитие науки заставляет опасаться за судьбу вечных ценностей: любви и доброты, сострадания и взаимоподдержки. Новые научные достижения упрощают жизнь и помогают сэкономить время, но они не должны становиться важнее моральных норм. В конце концов стремление к духовному обогащению – это именно то, что отличает человека от животного.

3. Преступление и наказание – вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).

Почему люди становятся преступниками?

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Читайте также:
Анализ 4 действия пьесы М. Горького «На дне»: сочинение

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог

воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

4. Книга (музыка, спектакль, фильм) – про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для одиннадцатиклассника).

Какого героя литературного произведения или фильма вы бы могли назвать родственной душой?

Есть ли будущее у мира, в котором нет места искусству? На мой взгляд, это приведёт к деградации и вырождению человечества. Именно произведения искусства делают нас более гуманными, милосердными, учат нас сопереживать другим людям. Например, книги называют «детьми разума», потому что они действительно возвышают человека и очищают его душу. Особенно приятно читать литературное произведение, на героя которого хочется равняться. Каких персонажей я могла бы назвать родственной душой?

В романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир» одна из главных героинь – Марья Болконская, честная и душевная девушка, которая восхищает своей природной чистотой и естественностью. Княжна Марья не отличается внешней красотой, скорее, наоборот, автор постоянно акцентирует внимание на её недостатках. Лицо девушки было «некрасивым и болезненным», отец не раз называет её «дурной» или «неловкой», а Анатоль Курагин отзывается о ней следующим образом: «Бедняга! Чертовски дурна!» Почему же эта героиня вызывает у читателей такую симпатию? У княжны Марьи большие, лучистые глаза, которые, как известно, являются зеркалом человеческой души. Действительно, эта робкая девушка обладает богатым внутренним миром, она всегда доброжелательна, искренне переживает за своих близких и умеет по-настоящему любить. Марья Болконская религиозна, живёт по христианским заповедям, согласно которым все люди равны и никому не следует желать зла. Героиня Толстого помогает «божьим людям», даёт образок брату,

провожая его на войну, и отличается поразительным смирением и кротостью. Я думаю, что княжна Марья – идеал женщины, она заботлива и милосердна.

Ещё одной родственной душой я бы назвала заглавную героиню романа Ш. Бронте «Джен Эйр». Так же, как и княжна Марья, Джен некрасива и на первый взгляд кажется абсолютно посредственной и ничем не примечательной девушкой. Однако на самом деле героиня Бронте оказывается сильной, решительной личностью, всегда готовой постоять за себя и свои права. Её независимость, сила воли и чувство собственного достоинства не могут не вызывать восхищения. С детства Джен приходилось противостоять грубой и властной тёте, а затем выживать в тяжёлых условиях пансиона для сирот. Героиня преодолевает все препятствия и с честью выдерживает выпавшие на её долю испытания. При этом она сохраняет лучшие человеческие качества: способность к сочувствию, кристальную честность, искренность и бесстрашие. Так, она, не опасаясь за собственную жизнь, проводит последние минуты рядом с умирающей от чахотки подруги. Джен – достаточно гордая девушка, но эта гордость не имеет ничего общего с гордыней или эгоизмом. Она возвращается к любимому человеку, когда ему требуется её помощь и поддержка, заботится о нём до конца своих дней.

Действительно, герои художественных произведений могут стать для читателя лучшими друзьями и родственными душами. Сила духа, целеустремлённость, милосердие и внутренняя красота – вот те качества, которые позволяют мне назвать героинь Л.Н. Толстого и Ш. Бронте примерами для подражания. Конечно, у каждого читателя может появиться свой идеал. Те люди, которые ничего не читают, многое упускают и лишают себя эстетического наслаждения.

Читайте также:
Путь духовного возрождения человека в трилогии М. Горького “Детство”, “В людях”, “Мои университеты”: сочинение

5. Кому на Руси жить хорошо? – вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства).

Каким должен быть человек с активной гражданской позицией?

Гражданин – это достойный сын своего Отечества. Таких людей называют патриотами, потому что они готовы пожертвовать самым ценным, что у них есть, ради общего блага. Человек с активной гражданской позицией не может быть равнодушен к судьбе своего народа и в трудную минуту будет его защищать, потому что считает это своим долгом. Ещё Н.А. Некрасов отмечал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан». Настоящий гражданин всегда чувствует себя ответственным за всё происходящее на его Родине. Обратимся к произведениям художественной литературы, героев которых можно назвать людьми с активной гражданской позицией.

Патриот – это волевой и решительный человек, умеющий вдохновить и объединить других людей в тяжёлое для Отечества время. Именно таким является заглавный герой повести Н.В. Гоголя «Тарас Бульба». Бульба – старый козак, который с глубокой преданностью защищает Запорожскую Сечь, рискуя собственной жизнью. Он упрям, горд и бесстрашен, отличается удивительной силой воли и превыше всего ставит интересы козачества. Товарищи с уважением относятся к Тарасу Бульбе, считают его одним из самых авторитетных людей, всегда прислушиваются к его мнению. Именно Тарас сумел воодушевить козаков перед битвой, не позволил им опускать руки и падать духом. Он призывает товарищей объединиться и защищать родную землю до последней капли крови. Бульба не боится смерти, трусость ему вообще не свойственна: по его мнению, даже умирать надо уметь с честью и достоинством. Таким образом, героя Н.В. Гоголя действительно можно назвать человеком с активной гражданской позицией. Это прирождённый лидер, готовый делать всё возможное ради спасения своего народа и сохранения его традиций.

Патриотом можно назвать человека, который в первую очередь живёт не для себя, а для других. Так, например, герой поэмы Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо?» Григорий Добросклонов – настоящий альтруист и народный заступник. Своё

предназначение он видит в совершении добрых поступков, способных изменить жизни людей к лучшему. Он становится на защиту нуждающихся, выступает против угнетателей, а в своих песнях прославляет русский народ и Родину. Гриша Добросклонов мечтает о светлом будущем освобождённых от крепостничества крестьян, называя их ратью, в которой скрывается несокрушимая сила. Н.А. Некрасов, не успевший закончить поэму, именно в этом герое видел того самого счастливого человека, которого так долго искали крестьяне. Поэт подчёркивал взаимосвязь личного и народного счастья, а для Гриши Добросклонова смысл жизни и заключается в служении Отечеству.

Таким образом, человек с активной гражданской позицией – это патриот, вдохновитель, который никогда не останется в стороне, если его народ нуждается в защите и помощи. Это смелый, мужественный человек, который не боится пойти на риск. В трудное для всей страны время он может воодушевить и повести за собой других людей.

Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа).: сочинение

Для выполнения задания выберите только ОДНУ из четырёх предложенных тем сочинений (12.1—12.4). Напишите сочинение на эту тему в объёме не менее 200 слов (при объёме менее 150 слов сочинение оценивается 0 баллов).

Раскрывайте тему сочинения полно и многоаспектно.

Аргументируйте свои тезисы анализом элементов текста произведения (в сочинении по лирике необходимо проанализировать не менее трёх стихотворений).

Выявляйте роль художественных средств, важную для раскрытия темы сочинения.

Продумывайте композицию сочинения.

Избегайте фактических, логических, речевых ошибок.

Сочинение пишите чётко и разборчиво, соблюдая нормы письменной речи.

12.1. Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

12.2. Как раскрывается в произведении тема «Человек и война» (произведение выбирается учащимся)?

12.3. Как вы понимаете слова А. П. Чехова: «Какое наслаждение — уважать людей»? (По 1-2 рассказам А. П. Чехова.)

12.4. Проблема взаимоотношений человека и природы в современной отечественной литературе. (На примере одного из произведений.)

Комментарии к сочинениям

12.1. Почему именно повесть «Фаталист» завершает роман М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»?

Роман «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова – это произведение социально – психологической направленности, состоящее из пяти глав. Они являются отдельными повестями и расположены не сюжетно, а по фабуле. Этот прием позволяет автору наиболее полно изобразить психологический портрет главного героя – Григория Александровича Печорина, а читателю максимально объективно представить его характер.

Глава «Фаталист» является завершающей в произведении.

Во–первых, это обусловлено своеобразным «композиционным кольцом». Действие романа завершается в той же крепости на Кавказе, где и происходит действие повести «Бэла».

Во–вторых, Печорин на протяжении всего романа ищет сущность бытия и размышляет, с какой целью он существует в этом мире. В «Фаталисте» офицер Вулич утверждает, что все в жизни подчинено закону предопределения и в тот же день это подтверждается его гибелью. Она происходит не от намеренной попытки застрелиться, а от руки пьяного казака, случайно встретившегося ему, на пути домой. Под влиянием этого события Печорин приходит к выводу, что, возможно, существует предопределение, но вопреки божественной воле человек сам определяет, следовать ли этому закону или нет. По признанию Печорина, «вся жизнь его была цепью сплошных противоречий уму и сердцу», поэтому и в этой ситуации он самостоятельно назначает себе печальную участь – разрушать судьбы и счастье других людей.

Читайте также:
Характеристика образа Актера: сочинение

Таким образом, Лермонтов «подобно врачу ставит диагноз больному веку», но «не указывает на способ излечения этой болезни». Он заставляет читателей задуматься над глубоким философским смыслом главы и оставляет их в этом состоянии…

12.2. Как раскрывается в произведении тема «Человек и война» (произведение выбирается учащимся)?

Тема может быть раскрыта на примере произведений о Великой Отечественной войне: «Судьба человека» М. Шолохова, «А зори здесь тихие…» Б. Васильева и др. Борис Васильев сам воевал, защищая родину в годы Великой Отечественной войны. Он был свидетелем всех её ужасов, и смог правдоподобно и детально воссоздать страшные моменты того времени в своих книгах. Одна из них – это гениальное произведение «А зори здесь тихие…». В повести рассказывается о подвиге советских женщин в годы войны. У каждой из девушек – героинь повести «А зори здесь тихие…» — своя довоенная судьба, свои радости и трагедии. И хоть «война – не женское дело», они отважно сражаются за Родину во имя будущего. Все девушки трагически погибают от рук вероломных захватчиков – фашистов. Борис Васильев в своей повести создал образ настоящих героев страшного и жестокого времени.

12.3. Как вы понимаете слова А. П. Чехова: «Какое наслаждение — уважать людей»? (По 1-2 рассказам А. П. Чехова.)

90-е годы — мелиховский период в жизни А.П.Чехова, который дает писателю возможность наблюдать жизнь. Он много думает о человеке, о судьбе русского народа «Очень, очень русский», — скажет о нем Лев Толстой. Наблюдая людей, со всеми их достоинствами и недостатками, людей, способных противостоять пошлости, жизненным трудностям, способных стать выше этого, Чехов делает их героями своих рассказов.

В рассказе «Дама с собачкой» герои оказались способны на настоящую любовь, которая помогла им увидеть мир, окружающий их: «какая-то куцая, бескрылая жизнь, какая-то чепуха, и уйти, и бежать нельзя, точно сидишь в сумасшедшем доме или в арестантских ротах». По Чехову, можно уважать людей за способность любить.

Другой пример – рассказ «Попрыгунья». Его герой – Дымов, простой врач, человек добрый, порядочный, смог оказаться выше мира пошлости. Как не уважать человека за его подвижнический труд и высокую нравственную силу?

«Какое наслаждение — уважать людей», – говорит Чехов и доказывает это на примере героев своих рассказов.

12.4. Проблема взаимоотношений человека и природы в современной отечественной литературе. (На примере одного из произведений.)

Проблема взаимоотношений природы и человека затрагивается постоянно, и она никогда не потеряет своей актуальности. О проблемах культуры взаимосвязи природы и человека говорили многие писатели прошлых веков и современности.

Валентин Распутин обращается к проблеме общения человека с природой во многих произведениях. Например, в «Прощании с Матерой» — книге о том, что взаимоотношения человека и земли — проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова Родина, народ, родник, природа — одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матера — это и остров, и древняя деревенька с таким же названием; Матера должна быть стерта с лица земли. Должно исчезнуть все: дома, огороды, луга, кладбище — вся земля уйдет под воду навечно. Кто дал человеку право распоряжаться всем так бездумно?

Не нами начинается жизнь на свете и не нашим уходом она заканчивается. Как мы относимся к предкам, так и к нам будут относиться потомки, беря пример с нас. Распутин, размышляя об этом, показывает несколько поколений. Получается, что чем дальше, тем связи становятся слабее. Вот старуха Дарья свято чтит память об ушедших. Сын её, Павел, понимает мать, но то, что её волнует, для него не самое главное. А внук Андрей и вовсе не понимает о чем речь. Для него не представляет сложности принять решение устроиться на строительство плотины, из-за которой и будет затоплен остров. И вообще он уверен, что память — это плохо, без нее лучше. Повесть Распутина воспринимается как предупреждение. Такие, как Андрей, будут созидать, разрушая и, когда задумаются чего же в этом процессе больше, будет уже поздно: надорванные сердца не излечиваются. «Кто мы на этой земле — хозяева или временные пришельцы: пришли, побыли, ни прошлого нам не нужно, ни будущего у нас нет?» — такие размышления вызывает повесть В. Распутина.

Читайте также:
На дне: сочинение
1. Соответствие сочинения теме и её раскрытие Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, многосторонне 3 Сочинение написано на заданную тему, тема раскрыта глубоко, но односторонне 2 Сочинение написано на заданную тему, но тема раскрыта поверхностно 1 Тема не раскрыта 2. Привлечение текста произведения для аргументации Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, фактические ошибки отсутствуют 3 Для аргументации текст привлекается на уровне анализа важных для выполнения задания фрагментов, образов, микротем, деталей и т. п., авторская позиция не искажена, допущены одна-две фактические ошибки 2

ИЛИ аргументация подменяется пересказом текста, авторская позиция не искажена

ИЛИ при аргументации (с любым уровнем привлечения текста произведения(-ий)) допущены четыре или более фактические ошибки

3. Опора на теоретико-литературные понятия Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, два и более из них использованы для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 3 Теоретико-литературные понятия включены в сочинение, одно из них использовано для анализа текста произведения(-ий) в целях раскрытия темы сочинения, ошибки в использовании понятий отсутствуют 2 4. Композиционная цельность и логичность Сочинение характеризуется композиционной цельностью, его смысловые части логически связаны, внутри смысловых частей нет нарушений последовательности и необоснованных повторов 3

есть нарушения композиционной связи между смысловыми частями

Примеры сочинений по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Собираем самые различные примеры сочинений, которые можно использовать при подготовке по направлению «Преступление и наказание – вечная тема» к итоговому сочинению в 2021-2022 учебном году.

Все примеры имеют статус “ЗАЧТЕНО” и могут использоваться как образцы. В конце каждого сочинения приведены рекомендации от эксперта – что можно улучшить.

Все работы написаны и проверены в рамках проекта https://vk.com/ege100ballov рубрика ИТОГ ЭКСПЕРТА https://vk.com/topic-10175642_47983604

  • Примеры по другим направлениям 2021-2022
  • Литература, примерные темы и как раскрыть «Преступление и наказание – вечная тема» + всё остальное здесь

Примеры по направлению «Преступление и наказание – вечная тема»

Сочинение №1

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление «Преступление и наказание»

Автор сочинения – Бутрова Юлия Сергеевна

Всем людям свойственно совершать ошибки, это неотъемлемая часть человеческой жизни. Ошибки дают нам опыт, на них человек учится. Они могут быть мелкими и незначительными, как например, неверно решенная задача по математике, а могут быть и роковыми. К роковым ошибкам можно отнести преступление. Будь то мелкая кража или покушение на человеческую жизнь, это обязательно отразится на будущем преступника. С точки зрения ошибки, такое деяние будет считаться нарушением моральных норм и повлечёт за собой угрызения совести и социальные санкции, в виде неодобрения обществом данного поступка, а с точки зрения преступления, за любое правонарушение предусмотрена юридическая ответственность – ответственность перед законом. Не все ошибки являются преступлениями, но многие преступления совершаются по ошибке. За доказательствами обратимся к художественной литературе.

Одним из наиболее ярких примеров служит психологический роман Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». Главный герой – Родион Раскольников совершает преступление, убивает старуху-процентщицу. Главной причиной этого убийства стала теория, которую выдвигал Раскольников. Всех людей он делил на два разряда: обыкновенные, они же «твари дрожащие», и необыкновенные – «право имеющие». Главным предназначением обыкновенных было продолжение человеческого рода, а необыкновенным была уготована особая роль, они могли управлять миром, и им разрешалось преступать закон. Раскольников ошибочно отнес себя к разряду «право имеющих» и совершил преступление, за которое ему были уготованы и муки совести, и ответственность перед законом. Эта ошибка стала для него роковой, к прежней жизни он вряд ли уже вернулся, ведь теперь всю жизнь его преследовали мысли о содеянном. В этом произведении мы видим яркий пример того, как человек по ошибке совершил преступление, которое очень сильно повлияло на его будущее.

В произведении А.С. Грибоедова «Горе от ума» говорится о том, как легко можно совершить ошибку. Молодая и наивная Софья Фамусова впервые влюбилась, ее чувства настолько сильны, что ничего вокруг она не замечала. Не замечала и того, что Молчалин, ее избранник, лишь использовал девушку для корыстных целей. Софья была дочкой дворянина, семья Фамусовых богатая и хорошо известная в высшем свете. Молчалин за счет брака с Софьей хотел продвинуться по служебной лестнице, вот только девушка этого не замечала, искренне верила в его любовь. В это время за ней ухаживал Чацкий, который по-настоящему был влюблен, но Софья предпочла ему другого, в котором очень сильно ошибалась. Молчалин не любил ее, он любил Лизу, работавшую в доме Фамусовых служанкой. Софья до последнего верила любимому и любовь закрывала ей глаза, но в конце всё же девушка поняла, что совершила огромную ошибку. Но эта ошибка научила Софью слепо не доверять людям, и послужила опытом, который обязательно пригодится в дальнейшей жизни.

Таким образом, можно сказать, что ошибки оказывают на человека больше положительное влияние, благодаря внутреннему контролю человека – совести, ошибки после всех переживаний и раздумий становятся лишь опытом, человек учится на них, и в дальнейшем в подобной ситуации знает как правильно поступить. Преступления положительного влияния не оказывают никогда, ведь преступление это всегда вред, нанесенный кому-либо, моральный, физический или материальный. Преступление на всю жизнь останется тяжким грузом лежать на душе человека, его невозможно взять и забыть.

Читайте также:
Алеша Пешков - главный герой повести: сочинение

ИТОГ: зачет

Рекомендации

Юля, умница! Обратите внимание на пунктуационные недочёты: на экзамене по русскому языку они могут дорогого стоить. В целом же могу посоветовать следующее:

  • Если тема сформулирована назывным предложением (как в нашем случае), то лучше самостоятельно формулировать вопрос по теме и давать на него чёткий ответ. Тогда тема будет раскрыта на 100%. Здесь Вы это делаете не вопросом, а общими рассуждениями.
  • Старайтесь перед примерами-аргументами писать чёткий тезис (ответ на поставленный вопрос), а затем приводить пример.
  • Примеры, которые Вы подобрали, хорошие, удачные. Содержание неплохое, обратите внимание вынесенные ошибки, на речевые недочёты и фактические неточности.

Желаю удачи! Практикуйтесь, всё обязательно получится!

Видеоурок по аргументам и темам по этому направдению

Сочинение №2

В чем различие между ошибкой и преступлением? Направление : Преступление и наказание

(Автор сочинения – Тульская Диана Владимировна)

В чём различие между ошибкой и преступлением? Каждый из нас хотя бы раз в жизни совершал ошибку, потому что без промахов, неверных выборов , проступков прожить довольно сложно. Все люди ошибаются, кто-то – чаще, кто-то – реже, но ошибки в отличие от преступлений можно исправить, с их помощью можно получить опыт, чему-то научиться. Преступления, в свою очередь, неисправимы, необратимы и ужасны, они совершаются намеренно и несут опасность для общества.

Обращусь к произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», главный герой которого совершил преступление. Родион Раскольников, бедный студент, живущий в Санкт-Петербурге. В его голове создаётся целая теория , в которой он делит людей на «право имеющих» и «тварей дрожащих». Суть теории в том, что есть люди, которые имею право совершать преступления во имя великих целей, ведь именно они и меняют этот мир. Другая же категория людей – те кто должны подчиняться. Главный герой хочет проверить, к какой части общества он относится, поэтому идёт на преступление и убивает старушку -процентщицу, к убийству которой он основательно готовится. Раскольников также убивает свидетеля его злодеяния, сестру старухи. Данное преступление нельзя никак оправдать. Его нельзя приравнять к ошибке, так как оно забрало жизни двух людей. И, несмотря на то, что главный герой раскаивается на каторге, ничего уже не исправить. В этом и отличие преступления от ошибки.

Другой пример можно привести из произведения А.С. Пушкина «Капитанская дочка». Пётр Гринёв, юноша, которого отец отправляет на службу, для того, чтобы тот повзрослел и получил опыт. Местом службы Петра была Белогорская крепость, дорога туда предстояла не близкая. Во время поездки Пётр напился и проиграл очень большую сумму денег. Позже он осознал свою ошибку, его отношение к жизни поменялось. Примером ещё одной ошибки является доверие Гринёва к сослуживцу, с которым он познакомился в крепости. Поначалу Алексей показался ему довольно хорошим человеком, но впоследствии Швабрин начал высмеивать Гринёва, устроил дуэль, потому что хотел убрать его с пути завоевания Маши. Таким образом, главный герой совершил ошибку, и не одну. Но они не привели к каким-то критическим последствиям. Пётр смог извлечь из них жизненные уроки и измениться.

Так в чём же разница между ошибкой и преступлением? Преступление – это плохой поступок, совершенный намеренно, который несёт за собой большие последствия, приносящие людям и самому преступник вред. Ошибки – это проступки, маленькие оплошности, которые можно попытаться исправить, из них можно извлечь жизненный опыт.

ИТОГ: зачтено

Рекомендации

По всем критериям получен зачёт. Сочинение написано на достойном уровне.

Рекомендую не торопиться и внимательнее вычитывать черновик. Следует обращать внимание на логику в тезисе, микровыводах и выводе. На экзамене нужно быть особенно внимательной: там Вас не исправит редактор Ворда)

Благодарю за ответственность в самоподготовке. Удачи на экзамене!

Сочинение №3

Почему некоторые люди переступают моральные нормы и совершают преступления? Иногда человек верит, что любое деяние можно оправдать благой целью. Он находится в плену распространённого заблуждения, согласно которому для достижения цели хороши любые средства. Некоторые люди совершают преступления непреднамеренно, не вполне отдавая себе отчёт в том, что они делают. Конечно, всегда случаются ситуации, когда человек сознательно становится отступником и даже не испытывает угрызений совести. Причин может быть достаточно много. Рассмотрим некоторые из них на примере произведений художественной литературы.

Главный герой романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» желает ценой одной жизни сделать как можно больше благородных дел. На самом деле Родион Раскольников обманывает самого себя: после совершения преступления он так и не смог воспользоваться деньгами старухи-процентщицы. В первую очередь герой хотел проверить собственную теорию, позволяющую делить людей на «тварей дрожащих» и «право имеющих». Раскольников считал, что сильным личностям позволено распоряжаться чужими судьбами. Однако ни одно преступление не должно оставаться безнаказанным, и герой начинает понимать, как сильно заблуждался. Его теория не проходит проверку реальностью, и в эпилоге романа мы видим человека, готового вступить на новый путь. Раскольников осознаёт, как важно брать на себя ответственность за каждый сделанный выбор.

Читайте также:
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века (по пьесе Горького «На дне»): сочинение

Порой человеком управляют чувства, и он перестаёт себя контролировать. Так, главный герой повести Л.Н. Толстого «Крейцерова соната» в порыве ревности убивает свою жену. После свадьбы надежды Позднышева на семейное счастье не оправдались, а свою избранницу он едва ли мог назвать родственной душой. Герой всё чаще замечал на лице жены выражение какой-то враждебности и даже презрения. Рождение детей не сблизило супругов, они постоянно ссорились и в конечном счёте отдалились друг от друга так, что стали разговаривать лишь о бытовых проблемах. Нельзя сказать, что Позднышев испытывал к этой женщине какую-либо симпатию, но, узнав об измене, не смог совладать со своими чувствами. Им руководили ненависть и досада, разочарование из-за разрушенных надежд. Герой с хладнокровием совершает преступление, но впоследствии не может избавиться от угрызений совести. Есть поступки, которые легче предупредить, чем исправить. Отняв у другого жизнь, человек теряет себя и уже никогда не сможет ничего изменить.

Таким образом, люди, совершающие противоправные деяния, забывают о христианских заповедях и теряют самое важное, человеческое, чем наделён каждый из нас от рождения. Есть множество причин, которые толкают людей на преступление, но всё же ни один такой поступок нельзя оправдать. Именно поэтому так важно задумываться о последствиях, контролировать свои эмоции и знать, что всегда есть такая грань, которую ни в коем случае не следует переступать.

Проблема мировоззрения. По М.Горькому

Сочинение написано учеником общеобразовательной школы. В тексте могут присутствовать разного рода ошибки.

Текст Максима Горького:

(l)B дни зимних вьюг, когда вся земля, всё на земле – дома, деревья – тряслось, выло, плакало, скука вливалась в мастерскую волною, тяжкой, как свинец, давила людей. умерщвляя в них всё живое.
(2)Трезвый, Капендюхин неутомимо издевался над Ситановым, высмеивая его страсть к стихам и его несчастный роман, безуспешно возбуждая ревность. (3)Ситанов слушал издёвки казака молча, безобидно, а иногда даже сам смеялся вместе с Капендюхиным.
(4)Спали они рядом и по ночам долго шёпотом беседовали о чём-то.
(5)Эти беседы не давали мне покоя: хотелось знать, о чём могут по-дружески говорить люди, так непохожие один на другого. (6)Но, когда я подходил к ним, казак ворчал:
– Тебе чего надо?
(7)А Ситанов точно не видел меня.
(8)Но однажды они позвали меня, и казак спросил:
– Максимыч, ежели бы ты был богат, что бы сделал?
– (9)Книг купил бы.
– (10)A ещё?
– (11)He знаю.
– (12)Эх, – с досадой отвернулся от меня Капендюхин, а Ситанов спокойно сказал:
– Видишь – никто не знает, ни старый, ни малый! (13)Я тебе говорю: и богатство само по себе – ни к чему! (l4)Всё требует какого-нибудь приложения .
(15)Я спросил:
– О чём вы говорите?
– (16)Спать неохота, вот и говорим, – ответил казак.
(17)Позднее, прислушавшись к их беседам, я узнал, что они говорят по ночам о том же, о чём люди любят говорить и днём: о Боге, правде, счастье, о глупости и хитрости женщин, о жадности богатых и о том, что вся жизнь запутанна, непонятнa.
(18)Я всегда слушал эти разговоры с жадностью, они меня волновали, мне нравилось, что почти все люди говорят одинаково: жизнь плоха, надо жить лучше! (19) Ho я видел, что желание жить лучше ни к чему не обязывает, ничего не изменяет в жизни мастерской, в отношениях мастеров друг к другу. (20) Все эти речи, освещая предо мною жизнь, открывали за нею какую-то унылую пустоту, и в этой пустоте, точно соринки в воде пруда при ветре, бестолково и раздражённо плавают люди, те самые, которые говорят,
что такая толкотня бессмысленна и обижает их.
(21) Рассуждая много и охотно, всегда кого-нибудь судили, каялись, хвастались и, возбуждая злые ссоры из-за пустяков, крепко обижали друг друга. (22)Пытались догадаться о том, что будет с ними после смерти, а у порога мастерской, где стоял ушат для помоев, прогнила половица, из-под пола в эту сырую, гнилую, мокрую дыру несло холодом, запахом прокисшей земли, от этого мерзли ноги; мы с Павлом затыкали эту дыру сеном и тряпками. (23)Часто говорили о том, что надо переменить половицу, а дыра
становилась всё шире, во дни вьюг из неё садило, как из трубы, люди простужались, кашляли. (24)Жестяной вертун форточки отвратительно визжал, его похабно ругали, а когда я его смазал маслом, Жихарёв, при слушавшись, сказал:
– Не визжит форточка, и – стало скушней .
(25)Приходя из бани, ложились в пыльные и грязные постели – грязь и скверные запахи вообще никого не возмущали. (26)Было множество дрянных мелочей, которые мешали жить, их можно было легко извести, но никто не делал этого.
(27)Часто говорили:
– Никто людей не жалеет, ни Бог, ни сами себя .
(28)Но когда мы, я и Павел, вымыли изъеденного грязью и насекомыми, умирающего Давидова, нас подняли на смех, снимали с себя рубахи, предлагая нам обыскать их, называли банщиками и вообще издевались так, как будто мы сделали что-то позорное и очень смешное.
(По М. Горькому)

Сочинение по тексту:

Максим Горький – знаменитый русский писатель, в своем произведении размышляет над проблемой мировоззрения.

Читайте также:
МОЕ ЛЮБИМОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ ПЕСНЯ О СОКОЛЕ М.ГОРЬКОГО: сочинение

Автор, от первого лица пишет о человеке, мировоззрение которого не совпадало с мировоззрением «толпы». Когда он сказал, что купил бы книги, будучи богатым, Капендюхин с досадой отвернулся от него. Люди хотели перемен, но никто ничего не предпринимал, а если они и случались, то обязательно находились недовольные.

Автор считает, что люди не способны положительно оценивать непривычные для них поступки, даже благие. В качестве примера, можно рассмотреть поступок совершенный главным героем и его другом Павлом. Друзья, отмывшие умирающего Давыдова, были подняты на смех, будто совершили что-то зазорное.

Я не могу не согласиться с автором, ведь современное общество подобно стаду. Если в нем появляется инакомыслящий, то все остальные не понимают его, а из этого выходит более плачевный результат. Если человек не понимает, он будет считать это неверным.

Обратимся к произведению «Доктор Кто», которое написано по одноименному сериалу множеством авторов. Главный герой книги настолько умен, что его стали боятся и хотели запереть в пандорику(магический ящик, который невозможно открыть), несмотря на то, что он делал только добро.

В реальной жизни мировоззрения тоже у многих расходятся. Ярчайшим примером может служить атеизм. Люди, которые отрицают существование Бога, вызывают недоумение у верующих, несмотря на то, что никто не знает правды. Кто-то верит, кто-то нет, не стоит делать из этого конфликты.

В заключение стоит отметить то, что не стоит равняться на толпу, нужно здраво оценивать действия каждого члена общества.

Человек в творчестве Горького – сочинение (11 класс)

Горький как автор всегда старался поговорить с читателем о различных темах, но они все, так или иначе, касались человека или человеческой личности. Он говорил о том, что быть человеком довольно непростая задача, выполнить которую под силу далеко не каждому, ведь под человеком он подразумевал гораздо большее, чем просто человеческое существо. В то интересное время, в которое он жил, он мог почерпнуть достаточно большое количество вдохновения из окружающей обстановки, ведь именно в его время как раз нахватало настоящих людей, которым присущи самые лучшие и хороши черты характера из всех возможных. Примером послужит его творчество и то, как он описывает человека в своём творчестве.

В его творчестве человек для него скорее как нечто возвышенное и доведённое до идеала постоянной работой над собой, и постоянной работой над своей личностью, которая и создаёт из ещё неокрепшей личности настоящего человека, который с уверенностью может причислить себя к людям, но не к людям которые таковы от рождения, а к людям, которые подкрепило своё право называть людьми действиями, а не просто разговорами. Для автора человек это скорее нечто более возвышенное, некий идеал, и потому отнюдь не каждый человек имеет право называть себя таковым, ведь настоящего человека отличает скромность и упорство, которых многим в то время недоставало, впрочем, как и сейчас.

Горький называл своё время настоящим кризисом правильных людей, ведь в его время практически не наблюдалось людей, которые бы подходили под его строгие требования к человеческой личности, и потому он начал создавать эти самые образы в своих произведениях, дабы донести до общества правильную модель поведения, и дать понять людям, к чему всё-таки необходимо стремиться и почему. Через его произведения читатели могли научиться настоящей человечности, которой никак нельзя купить или получить за что-то, лишь упорный труд позволить научиться искусству бытья человеком. Именно данную мысль выражает автор во множестве своих произведений. На протяжении всего своего творчества он пытается донести данную мысль до своих читателей, что у него в итоге и получается, потому как многие люди, прочитавшие его произведения, всё-таки меняют своё мировоззрение.

Таким образом, мы видим, что человек в творчестве Горького, это некий идеал личности, к которому необходимо стремиться.

2 вариант

Множество авторов в своих произведениях, так или иначе, задевали темы человеческой личности, и сосуществования этой личности со всем окружающим её миром. Таким образом, автор выстраивает некое произведение рассуждение, в котором и, собственно, рассуждает над темой человека. Одним из таких авторов и был Горький. Горький как автор всегда старался обсудить со своим читателем те проблемы, которые являлись для того общество, и для нашего общества некоторыми моментами актуальными. Таким образом, автор был довольно востребован у масс, так как произведения подобного рода всегда пользовались популярностью и востребованностью. И, конечно же, центральной темой в произведениях Горького являлся человек.

Читайте также:
«Мать» роман о воскрешении человеческой души: сочинение

Человек в произведениях представал перед читателем как некий центр всеобщего познания и исследования. То есть, Горький представлял человека как некий субъект познания, который должен постоянно совершенствовать своё я, и искать новые объекты познания. Изучения окружения было для Горького одним из важнейших качеств, которые, по его мнению, должны присутствовать в настоящем человеке. Человек, по его мнению, существо которое в своём ДНК имеет тягу к познанию, тягу к изучению, которую он постоянно должен утолять, или же это приведёт его к довольно неприятным последствиям, одним из которых является моральное разложение личности и деградация.

Конечно же, для Горького человек также имел немалое количество других смыслов, которые так или иначе играли огромное значение в формировании его картины восприятия мира, которую он также описывал во множестве своих, не без доли философской лирики, размышлений. В его произведениях читатель может ознакомиться с его уникальным видением мира, и тем самым определить для себя, близка ли ему философия, которую ему предлагает Горький, или интересна ли ему эта точка зрения. Дав своему читателю пищу для размышлений, автор в произведении оставляет несколько места для создания некоего рассуждения читателя, дабы он мог поразмыслить над тезисом который ему предлагает автор, и, конечно же, подчеркнуть для себя интересные и полезные моменты, из которых он мог бы почерпнуть много нового.

Именно такие произведения писал Горький, и именно таким человек представал в его картине мира, которую автор сам для себя определил, и которой автор сам придерживался.

Человек в творчестве Горького

Популярные сочинения

Из повести «Станционный смотритель», вошедшей в сборник «Повести Белкина»

Семья имеет первостепенное значение в определении характера и будущего ребенка. Именно в семье закладываются те базовые вещи, которые будут способствовать дальнейшему ходу событий в жизни ребенка

Русский народ много мудрого сказал через пословицы и поговорки. Одна с них говорит, что можно прожить без брата, а без соседа ˗ нет. Это и есть истинна.

Сочинение Человек в творчестве Горького

В громадном творчестве М. Горький человек, играет главную роль, он считал эту тему важной для себя и анализирует природу поступков человека, во всех своих произведениях, рассматривая каждого своего героя, а также место его жизни, среду обитания.

В самых ранних романтических рассказах, и более поздних, революционных, например как, «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра», герои, которых стремятся к свободе, ищут путь к преобразованию мира и, конечно же, личность, индивидуум со своими собственными мыслями являются основной его темой.

Автор противопоставляет юных Ларро и Данко, показывает, молодых сильных людей, выводит главную идею их бытия: нельзя живя в обществе и быть свободным от него. Невозможно, жить без свободы, так решили для себя Лойко и Рада, свободолюбивые, гордые люди, и погибли. Выбор есть у каждого человека, но, что делать каждый выберет себе сам. Жить и сдаться, или умереть, осветив путь другим своим сердцем.

На протяжении всего творчества человек у Горького меняется в зависимости от постоянного переосмысления своих поступков, своей жизни, ведь меняется время его существования, эпохи сменяют друг друга. В пьесе же «На дне» писатель показывает контраст между настоящей жизненной философией и гибельностью тупикового пути, по которому может пойти человек и не сбиться с пути. Противопоставляя Бубнова, Сатина и странника Луки, каждый из которых имеет свое понятие о человеке, свое представление о его месте в жизни.

Бубнов, вор и картежник, не раскаивается в своих поступках, пройдя тюрьмы и каторги, озлобляется, презирает людей, относится ко всем с ненавистью. У Луки другая философия, он никому не говорит страшную правду, находит для каждого доброе слово, пытается помочь. Это его позиция. Он ее не меняет. Сатин, образованный человек. Он много читает. Считает и говорит, что работа нужна человеку для души.

Вариант №2

Для Горького было интересным исследовать внутренний мир человека, поэтому во многих его рассказах присутствовало упоминание о человеческих мечтаниях, мыслях и чувствах. Все то, что находится внутри человека, очень ярко отражается в образах, созданных Горьким.

Если говорить о персонажах этого автора, то сложно сравнивать их с людьми настоящего времени. Все герои относятся к началу 20-го века, поэтому их жизнь как бы начинается с нового листа после различных переворотов и Мировой войны.

Чтобы стать Человеком, необходимо обрести свободу и достоинство. Чувство гордости – отличительная черта практически все героев Максима Горького. Так, в произведении «Макар Чудра», Лойко и Радда между жизней и смертью выбирают собственную кончину. Это связано с их характером и личным чувством гордости. Они сами свободны, поэтому не хотят жить в скованности. Но надо помнить о линии, за которую нельзя переходить. Слишком большая гордыня порождает в человеке умение быть свободным. Горький упоминает в произведении старухи Изергиль о Ларре, который был слишком горд, но через некоторое время он умер для многих и для начала именно для себя. Высказывание о том, что невозможно проживать в обществе и существовать отдельно от него, очень точно подходит к этому произведению.

Читайте также:
Особенности раннего творчества М. Горького: сочинение

Говоря о Данко, можно понять, что он – полная противоположность Ларре. Ради свободы всего племени, он идёт на жертву собственного сердца. Данко жил ради счастья других. В отличие от Ларры, о Данко будет помнить все население. Данко не вспоминал даже о себе, думая всегда лишь о других. Этот образ является идеалом для Максима Горького.

Человек – Вселенная, образ которой так точно отразил Горький. В человеке должна жить гордость, гордость которая поможет ему чувствовать себя уверенно и раскрепощено. Свобода мысли – основная составляющая личности. Вечное развитие всегда должно присутствовать в человеке, с самого его рождения. Во всем нашем мире, существует только лишь человек, все остальное создано его руками.

Человек в творчестве Горького сочинение

Максим Горький – великий писатель, оставивший огромное наследие отечественной литературе. В своих произведениях он всегда затрагивал наиболее важные социальные и нравственные темы, одной из которых является место человека в мире. Каждый человек для него – это неповторимая личность с индивидуальным характером. Но на разных этапах творчества Горького образ идеального человека менялся.

Например, “Старуха Изергиль”, одно из ранних произведений, повествует нам о двух противоположных образах героев: идеале и антиидеале. Главная героиня рассказывает о каждом легенду. Ларра (антиидеал), сын смертной женщины и орла, – очень гордый, высокомерный человек. Он не умеет сочувствовать людям, сопереживать им и в конечном итоге выбирает свободную от них жизнь. Но по нему течет и человеческая кровь, не только орлиная. Тем самым автор показывает, что человек непременно должен жить в обществе, помогать своим близким, быть рядом с ними. Нельзя выбирать свободную от обязательств жизнь, хотя она и полна различных соблазнов. Горький отмечает, что человек тем и отличается от птицы, что он несет ответственность за свои поступки. Идеал писателя – это Данко. Он самоотверженный, искренний и отзывчивый человек. Когда его люди попали в беду – заблудились в темных лесах – он не позволил погибнуть своему народу. Данко вырвал свое сердце, чтобы осветить его светом путь и не дать погибнуть людям страшной смертью. Горький считал, что цель существования человека – это помогать другим, а не жить ради себя.

На более позднем этапе творчества писателя представление о человеке изменяется. В пьесе “На дне” он изображает жизнь людей, которые когда-то потеряли все: работу, семью, близких. Бубнов, прошедший через тюрьмы, считает, что жить нужно в правде и не стоит ее бояться, надо глядеть ей в глаза. У Луки совершенно иные представления: он уверен, что ради спокойствия человека можно соврать, потому что правда зачастую может быть очень горькой. Девиз Сатина: “Человек – это гордо!”. Несмотря на самое “дно” жизни, он считает, что человек должен до последнего вздоха сохранять свое достоинство, и именно его позиции придерживается сам автор.

Таким образом, Горький уверен, что нельзя закрывать глаза на жестокую правду, как Лука, но и становиться черствым, как Бубнов, – не решение проблемы. Несмотря на то, что образ человека в творчестве писателя часто менялся, все равно во всех произведениях прослеживается единая мысль: счастье человека заключается в его душевной гармонии с собой и с миром. Он не должен становиться жестоким или лживым, он должен помогать своим близким, сохранять свою честь и никогда не опускаться до бессмысленного существования.

Человек в творчестве Горького

Русская литература по праву считается одной из величайших в мире. А также на ней лежит большая ответственность не только за культурное просвещение, но еще она является лицом государства. По некоторым произведениям можно составить представление

С самого начала необходимо понять, что роман был создан в то время, когда Россия стояла на пути изменения своего внутреннего строя. А именно отмена крепостного права а, следовательно, изменения экономики, политики и всего остального.

Искусство – это форма общественного сознания или сфера культуры, без которых нельзя представить жизнь человечества. Через искусство человек старается творчески отобразить свое мировоззрение, выразить чувства и мысли, а также познать, оценить мир,

События, происходящие в повести Горького «Детство», а также характеры и образы людей, описаны через призму детского восприятия автора, ведь рассказ ведется от лица Алеши Пешкова, впоследствии ставшим известным писателем Максимом Горьким.

Мой дом самый уютный на свете. В моем доме мне очень комфортно. Этот комфорт своими руками создает моя мама. Также комфортно у нас потому, что папа подобрал очень удобную мебель.

Гроза в одноименной пьесе Островского – центральный образ, несмотря на то, что это не человек, а природное явление. Она сопровождает все события, происходящие в произведении. И все происходящее можно соотнести с ней. Во всем слышны ее отголоски.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: