Ранние произведения М. Горького.: сочинение

Сочинение. Идейное своеобразие ранних произведений М. Горького

На рубеже XIX—XX веков имя Горького называлось не только в России, но и за рубежом в одном ряду с Короленко, Чеховым, Толстым. Совершенно очевидно, что широкое признание писателя нельзя объяснить только соответствием пафоса его творчества революционной борьбе пролетариата. Взгляд читателей, критиков, писателей обращался к философско-этическим проблемам, отраженным в ранних произведениях Горького.

Истоки глубинного постижения жизни берут начало в странствиях Алексея Пешкова по Руси, в его тяге к самообразованию. Будущий писатель, окончивший всего два класса в нижегородской школе, упорно осваивал наследие древних мудрецов (Платона, Аристотеля), философию Канта, Шопенгауэра, Ницше, в 1890-х годах вел даже “философский дневник”. “Лет двадцати, — вспоминал впоследствии Горький, — я начал понимать, что видел, пережил, слышал много такого, о чем следует и даже необходимо рассказать людям”.

Эпоха перехода человечества из одного века в другой — это период осознания новой роли человеческой личности. Опираясь на общественно-демократические принципы, Горький осуществляет “поиск Человека”, поэтому ведущими темами его ранних произведений становятся соотношения добра и зла, свободы и необходимости, силы и слабости.

Произведения начального периода творчества Максима Горького проникнуты героическим пафосом. Именно лоэтому тема сопротивления среде является для писателя ведущей. Эта тема реализуется в образах героев, не подчиняющихся общим правилам бытия, стремящихся к свободе и независимости. Такими предстают перед нами сильные и красивые люди в рассказах “Макар Чудра” (1892 г.) и “Старуха Изергиль” (1895 г.).

В рассказе “Макар Чудра” мотив силы соединяется с мотивом красоты и подается в возвышенно-романтическом ореоле. Эстетическое восприятие подавляет этическую проблематику. Убийство Радды, совершенное Лойко Зобаром, не вызывает в нас ужаса и осуждения, не устрашает, а даже восхищает — величием красоты чувств.

В “Старухе Изергиль” постановка проблемы усложняется. Ларре, гордому сыну орла и земной женщины, уже не прощается убийство девушки. Люди изгоняют преступника из своего общества. Выясняется, что свобода за счет несчастья других становится преступлением, а одиночество, к которому она ведет, — самая страшная кара: “Сначала юноша смеялся вслед людям. смеялся, оставаясь один, свободный, как отец его. Но отец его — не был человеком. А этот — был человек”.

Проявление сильной личности, ее волевых начал мы находим в образах Данко (“Старуха Изергиль”), Сокола (“Песня о Соколе”, 1895 г.), Буревестника (“Песня о Буревестнике”, 1901 г.). Деятельное начало (“Безумству храбрых поем мы песню”), стремление к подвигу, жертве (Данко “вырвал свое . сердце и высоко поднял его над головой. Оно полыхало так ярко, как солнце”) определяет их характеры.

А. В. Луначарский отмечал два начала в мировосприятии Горького — стремление к жестокой правде о жизни и желание отвлечься от нее в сторону спасительной романтической мечты. Эта нравственная дилемма отражается в столкновении противоположных характеров, действия которых построены на антитезе (Ларра — Данко, Уж — Сокол, Гаврила — Челкаш). В связи с этим есть основание утверждать, что ведущим художественным приемом можно считать не монолог, сводящийся к утверждению абсолютной истины, а диалог, раскрывающий противоречивость мира.

Поиск истины непрост, писатель, с одной стороны, исповедует необходимость полной правды о жизни, с другой — чувствует непереносимость ее для множества людей. Потому в пьесе “На дне” (1903 г.) трудно найти героя — носителя истины, она складывается из полифонических голосов ряда действующих лиц (Сатин, Лука, Клещ, Пепел).

Обостренный интерес вызывает у Горького тема “бывших людей”, брошенных на дно жизни: “Босяки явились для меня “необыкновенными людьми”. Я видел, что хотя они живут хуже “обыкновенных людей”, но чувствуют и сознают себя лучше их, и это потому, что они не жадны, не душат друг друга, не копят денег”. Таков Челкаш из одноименного рассказа (1895 г.) — независимый, отличающийся широтой души, человечностью. Его презрение к Гавриле выражает взгляд Горького на людей, одержимых собственнической психологией.

Читайте также:
Смысл истории трех поколений русской семьи в повести М. Горького Дело Артамоновых: сочинение

Создание сильных, волевых характеров, “выламывающихся” из общего строя жизни, требовало экспрессивности письма, эмоциональной напряженности. Особую смысловую роль в ранних произведениях Горького играет пейзаж. Все рассказы сопровождает “плеск волн и шелест прибрежных кустов, шум ветра, шорох листьев”. Обилие эпитетов позволяет показать мир во всем его многоцветий, а героев — особенно прекрасными: “веселые, гибкие бронзовые девушки” — “странные и сказочные”. Мы слышим “стеклянный стрекот кузнечиков”, видим “золотые крапинки звезд”. Сравнения, метафоры также создают особый колорит произведения: “ее сухой голос звучал странно, он хрустел, точно старуха говорила костями”, “живая, как солнечный луч”, “закипела, как смола”, “с его языка горячий мед тек”.

Создавая свои произведения, писатель использует форму сказки, легенды, притчи. Язык рассказов также наполнен народными выражениями, фольклорными образами, пословицами: “Добрый молодец кличет девицу”, “Кабы орлица к ворону в гнездо по своей воле пошла, кем бы она стала?”. Язык горьковских произведений тяготеет к афоризмам: “Нет такого коня, на котором от себя ускакать можно”, “Здоровье — тоже золото”, “За все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью”.

В раннем творчестве М. Горького трудно уловить границу между реальностью и вымыслом. Писатель создает свой особый художественный мир, наполненный романтическими символами. Перед читателями возникают образы стихии (бушующее море, дремучий лес, отвесные скалы); птиц, олицетворяющих свободолюбивых людей (буревестник, сокол); героических людей, действующих в исключительных обстоятельствах (Данко в “Старухе Изергиль”).

Произведения Горького рубежа веков носили новаторский характер. Его творчество отразило потребность в сильной, волевой личности, возникающую в эпоху социальных перемен. “Человека, человека сильного ждет земля, весь земной шар” (М. Пришвин).

Ранние произведения М. Горького

Жизнь А. М. Горького была разнообразна и противоречива. Детство было нелегкое, рано умерла мать, разорился дед, и начинается его «жизнь в людях». От невзгод и ударов тяжелой жизни его спасет любовь к чтению и стремление стать писателем, описывать увиденное. Литература сыграла огромную роль в жизни Горького. Она помогла ему подняться над буднями быта, показав, как широка, трудна и в то же время прекрасна жизнь человека.
Первый рассказ М. Горького — «Макар Чуд-ра» — был овеян восторженным преклонением перед образом цыганки Радды,

ценой своей жизни испытавшей могучее сердце Лойки Зобара. Написание этого рассказа положило начало дальнейшему его творчеству в духе героического романтизма, поскольку сам писатель искал пути к решению вечных проблем человечества, стремлению к лучшей жизни. А изменить эту жизнь в лучшую сторону, как он понимал, могли люди глубоко одухотворенные, бескорыстные, порядочные и целеустремленные, ни на минуту не задумывающиеся о своем личном благополучии, видящие в жизни ее прекрасные стороны, ее духовные ценности.
Такими героями в произведениях Горького являются Данко, Буревестник, Сокол, Челкаш

«Челкаш» Горького в кратком содержании «Потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно В порту царит суета и неразбериха. Люди в этом шуме кажутся ничтожными. Созданное ими поработило и обезличило.

Краткое содержание Челкаш Максим Горький Максим Горький Челкаш «Потемневшее от пыли голубое южное небо — мутно; жаркое солнце смотрит в зеленоватое море, точно сквозь тонкую серую вуаль; оно почти не.

Данко — «лучший из всех» М. Горький написал романтическое произведение «Старуха Изергиль», в котором главная героиня — старая, умудренная жизнью женщина — рассказывает легенды о двух сильных личностях: Ларра и.

Читайте также:
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века (по пьесе Горького «На дне»): сочинение

Тема поиска смысла жизни, проблемы гордости и свободы Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная.

Два мира — два мировоззрения в рассказе Максима Горького «Челкаш» Максим Горький имел большой опыт скитальческой жизни и в ранних романтических рассказах выражал свое отношение к жизни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих.

Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш». (1) М. Горький был писателем-реалистом, но все его ранние рассказы пронизаны духом романтизма. В них главные герои обычно тесно связаны с природой. Горький отождествляет человека и.

А. М. Горький в воспоминаниях Берберовой М. Горький — фигура в русской и советской литературе яркая и видная. До недавнего времени говорили, что Горький писатель и общественный деятель, активный участник революционного.

Анализ легенды о Данко из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль» Время, в которое создавались ранние романтические произведения Горького, было тяжелым и неопределенным: над страной сгущались революционные тучи, были обострены до предела все социальные противоречия. Лучшие.

Идейно-художественное своеобразие рассказа Горького «Старуха Изергиль» Рассказ «Старуха Изергиль» (1895 г.) занимает важное место в раннем творчестве Максима Горького. В произведении явственно ощущаются черты революционного романтизма. Оригинально композиционное построение рассказа: реалистическое.

Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш». (6) В 1894 году великий русский писатель М. Горький пишет свой рассказ «Челкаш». Уже в 1895 году «Челкаш» был напечатан в журнале «Русское богатство». Этот рассказ.

КОНФЛИКТ ДВУХ МИРОВОЗЗРЕНИЙ В РАССКАЗЕ М. ГОРЬКОГО «ЧЕЛКАШ» В ранних романтических рассказах Мак- сим Горький выразил свое отношение к жиз- ни и людям, свой взгляд на эпоху. Герои многих из этих рассказов —.

Романтические герои Горького Максим Горький известен нам как классик пролетарской литературы. В его творчестве нашли отражение реальные события начала XX столетия, потрясшие Россию и весь мир. Певец революции.

Герои ранних рассказов М. Горького (На примере одного из рассказов) М. Горький входит в русскую литературу в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал большой интерес у читателей. Современники.

ГЕРОИ РАННИХ РАССКАЗОВ М. ГОРЬКОГО Максим Горький входит в русскую лите- ратуру в 90-х годах XIX века. Вхождение его было очень ярким, он сразу же вызвал боль- шой интерес у.

Идея подвига во имя общего счастья в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Рассказ «Старуха Изергиль» относится к ранним произведениям Максима Горького. Он написан в 1895 году, когда автор писал романтические произведения. Для романтических произведений характерны идеи раздвоения.

В чем смысл жизни? Литературная критика из всех ранних произведений Максима Горького выделила рассказ «Старуха Изергиль» как самый романтический и поэтичный. Его герои — смелые, сильные духом люди. На.

РОМАНТИЧЕСКИЕ ГЕРОИ М. ГОРЬКОГО Максим Горький известен нам как клас- сик пролетарской литературы. В его творче- стве нашли отражение реальные события на- чала XX столетия, потрясшие Россию и весь.

Ранний романтизм М. Горького «Мечтать — это не значит жить. Нужны подвиги, подвиги!» М. Горький Революционный романтизм в раннем творчестве Максима Горького был вызван жизнью и творческими поисками молодого.

В ЧЕМ СМЫСЛ ЖИЗНИ? (по рассказу М. Горького «Старуха Изергиль») На мой взгляд, из всех ранних произве- дений Максима Горького рассказ «Старуха Изергиль» самый романтический и поэтич- ный. Его герои — смелые, сильные духом люди.

Сюжеты и герои ранней романтической прозы Горького Богатый жизненный опыт дал М. Горькому обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее сопровождали.

Читайте также:
Значение творчества М. Горького в мировой литературе: сочинение

Краткое содержание Старуха Изергиль Максим Горький Старуха Изергиль Рассказчик слушал эти истории в Бессарабии, на морском берегу. Он тогда работал с группой молдаван. Они вечером ушли к морю, а.

Нравственные проблемы свободных людей в ранних рассказах М. Горького Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его.

Проблематика ранней прозы Максима Горького Мировоззренческая позиция Максима Горького на протяжении всей жизни писателя тяготела к революционному романтизму, предполагающему необходимость и неизбежность исправления мирового порядка путем внешнего воздействия. Общеизвестно, что.

Герои ранних произведений М. Горького М. Горький вошел в русскую литературу в 90-х годах XIX века и сразу же вызвал большой интерес у читателей. Богатый личный опыт странствий по Руси.

Образ героического человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ.

Своеобразие романтических рассказов М. Горького М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних.

Идейный смысл и художественное разнообразие ранних романтических произведений М. Горького Писателя должно лихорадить от волнения и восторга. Р. Брэдбери Глубина и нежность молдавской ночи, темнота леса, где жарким огнем вспыхнуло сердце Данко, жуткие аккорды разбушевавшейся.

Голубые искры народной памяти Большое место в русской литературе занимают произведения известного писателя-Максима Горького. Читая его рассказы и повести, понимаешь насколько писатель был близок к народу, как много можно.

Гордость и беззаветная любовь к людям (Ларра и Данко в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль») Героями ранних произведений Горького становятся люди гордые, сильные, смелые, которые в одиночку вступают в борьбу с темными силами. Одно из таких произведений — рассказ «Старуха.

Ранний романтизм Горького Романтические произведения А М. Горького увидели свет в 90е годы XIX века Это было время равнодушия к идеалам и смелым устремлениям. Те исторические пути, которыми.

«Босяки» и «бывшие люди» в ранних рассказах Горького Великому русскому писателю Льву Николаевичу Толстому принадлежат слова о том, что Максим Горький был настоящим «человеком из народа». Действительно, пролетарский писатель отлично знал жизнь низов.

Краткое содержание «Старуха Изергиль» Романтический рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Композиция произведения — «рассказ в рассказе». Повествование ведется от лица автора и героини рассказа.

Раннее романтическое творчество Максима Горького Время написания ранних романтических рассказов Горького — начало 90-х годов XIX века, время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистичной правдивостью изображают этот период в своих.

«Гордый человек» М. Горького Человек — вот правда! М. Горький «Челкаш» — один из ранних романтических рассказов М. Горького. Он принадлежит к циклу произведений писателя о босяках-оборванцах и уголовниках.

Челкаш и Гаврила в рассказе М. Горького «Челкаш». (7) Рассказ «Челкаш», написанный в 1894 году, принес автору широкую известность. Рассказ начинается с описания гавани: «Звон якорных цепей, глухой стук дерева, дребезжание извоз-чих телег…» Далее.

«Старуха Изергиль» Горького в кратком содержании Рассказчик услышал эти истории на морском берегу в Бессарабии, от старухи Изергиль. Взошла луна, и по степи пошли тени от пробегающих облаков. Старуха сказала, что.

Читайте также:
Как думают и говорят «дети солнца» (по пьесе М. Горького «Дети солнца»): сочинение

Раннее романтическое творчество М. Горького Начало 90-х годов XIX века — время тяжелое и неопределенное. С предельной реалистической правдивостью изображают этот период в своих произведениях Чехов и Бунин, старшие современники.

Любовь и свобода в жизни героев ранних романтических произведений М. Горького Рубеж XIX-XX вв. — это время значительных перемен в российской истории, время острейших противоречий и споров о судьбах отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в.

Ранний романтизм Максима Горького Имя провинциала Алексея Пешкова мало кому было известно в конце 90-х годов XIX века, но читатель был поражен появлением трех томов «Очерков и рассказов» нового.

Значение творчества М. Горького в мировой литературе Величие и мировое значение творчества Горького заключается в том, что, выступив в эпоху начинающегося крушения капитализма, художник выразил в своем искусстве идеи, чувства и стремление.

Сочинение на тему: Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве А. М. Горького

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве А. М. Горького

М. Горький сформировался как человек и как писатель в конце 19 века, одновременно с началом нового периода освободительного движения в России, что наложило определенный отпечаток на все творчество писателя, особенно на его ранние произведения – «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе» и другие. Главное, что характеризует раннее творчество Горького, — это огромный, искренний жгучий интерес к человеку, горячий отклик на человеческие страдания и неповторимый, мелодичный горьковский литературный язык. И в то же время писатель говорит не только о страданиях человека, он верит в его созидательные силы, стремиться отыскать для каждого путь к счастью и свободе. Именно верой в силы России, силы русского народа, духом патриотизма романтические произведения Горького очень близки к романтической лирике А.С Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя. В ранний период творчества А.М. Горький на страницах своих произведений знакомил читателя с людьми скитающимися по просторам Руси. Они либо поверяли писателю историю своей жизни, либо рассказывали легенды, хранящиеся в народной памяти. Поиск смысла жизни, свободы, правды – вот краеугольные камни ранних произведений автора. Центральным звеном романтических произведений Горького становиться образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу. «В жизни всегда есть место подвигам», — говорит герой раннего произведения писателя старуха Изергиль. Основной смысл одноименного рассказа автора заключен в старинном афоризме, который Горький любил повторять: «Если я – не за себя, то кто же за меня? Но если я – только за себя, зачем я. ». Главная героиня рассказа, старух Изергиль, очень эмоционально и красочно рассказывает читателю две легенды, в которых противопоставляются два образа – образ Данко и образ Ларры. Оба они – сильные духом люди, но у Ларры вся его сила – только для него, е него нет высокой цели, ради которой стоило бы жить. И конец его жизни бесславен и жалок. Этому эгоизму писатель противопоставляет прекрасную и чистую идею о человеке, который все свои силы отдает служению высокой и благородной цели и прежде всего – служению народу. Таким человеком становиться Данко. Чтобы вывести свой народ к счастью, Данко жертвует собой. Своим пылающим, как солнце, сердцем Данко осветил весь лес, указал соплеменникам дорогу к счастливой и свободной жизни На протяжении всего рассказа мы наблюдаем за жизнью старухи Изергиль. Судьба старухи наглядно подтверждает, что в жизни человека всегда есть место борьбе двух начал: добра и зла, подлости и благородства, высокомерия и человеколюбия, Ларры и Данко. В душе Изергиль много той силы, которая вела к подвигу Данко. Но жизнь не давала ей славной цели, и она растратила свои силы только для себя, как Лара, — зачем он, в чем состоял смысл его жизни? Идею подвига, возвышающего и облагораживающего, Горький положил в основу своей знаменитой «Песни о Соколе». Призыв к абсолютной свободе и есть призыв к подвигам во имя будущего счастья человечества. И этот призыв как нельзя громче в этом произведении писателя, воспевающим образ Сокола, рвущегося к «счастью битвы», свободного и смелого, и осуждающем трусливого и жалкого Ужа. Уж, ни о чем не мечтая, определяет смысл своей жизни следующими словами: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет». Совсем иное влечет Сокола. Гордый Сокол умирает, а Уж, вполне довольный своим беззаботным существованием, остается жить. В «Песне о Соколе» М. Горьким воспевает «безумство храбрых», но это не упоение боем ради боя, не безумная и бесцельная трата сил и времени. В «Песне о Соколе» автор продолжает ту же идею, что была воспета им в легенде о Данко с его горящим сердцем.
Рисуя образы героев в своих ранних произведениях, М. Горький обращался к мотивам народного творчества. Традиционный образ сокола, орла положен в основу «Песни о Соколе», образ Данко восходит к народному мифу о Прометее – дарителе огня. Автор при создании своих маленьких рассказов использует характерные только для народного творчества жанры – песню, легенду, сказку, придает ритмический характер. Все это ярко подтверждает неразрывную связь Горького с русским народом, народная мечта о герое – освободители нашла свое отражение в раннем творчестве писателя.
.

Читайте также:
Мир иллюзий и мир страданий в пьесе Максима Горького «На дне» (Первый вариант): сочинение

Сочинение: Горький м. – Герои ранних произведений м. горького.

М. Горький вошел в русскую литературу в 90-х годах XIX века и сразу же вызвал большой интерес у читателей. Богатый личный опыт странствий по Руси дал писателю обильный материал для его произведений. Уже в ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые сопровождали его творчество на всем протяжении. Это, прежде всего, идея активной личности, ведь Горького всегда интересовала жизнь в ее брожении. В произведениях вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо формулы “среда заела”, которая была во многом определяющей для литературы предшествовавших лет, у писателя звучит мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. Этой теме посвящены и романтические, и реалистические произведения начального периода.
Ранние романтические вещи Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны рассказы “Макар Чудра” и “Старуха Изергиль”. В первом из них писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей, Опираясь на традицию русской литературы, Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к свободе. Разрешается он гибелью героев, но эта гибель не воспринимается как трагедия, а скорее как торжество жизни и воли.
В рассказе “Старуха Изергиль” повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия. Герой-повествователь – носитель общественного сознания реального мира. Ему противостоит мир романтических героев – опять же красивых, смелых, сильных людей: “Они шли, пели и смеялись”. В произведении ставится проблема этической направленности романтической личности. Романтический герой и другие люди – как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде. Это очевидно проявилось в образе Лар-ры, который открыто нарушил закон человеческой жизни и наказан вечным одиночеством. Ему противопоставлен Данко. Рассказ о нем построен как аллегория пути людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В Данко Горький воплотил образ вождя народных масс. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками. “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства”. Данко – герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. Здесь писатель реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не перестает быть одиночкой: у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности. “Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой”.
Легенда о Данко была активно использована как материал для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания, был широко привлекаем официальной идеологией. Однако у Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы.
В рассказе “Старуха Изергиль” явственно ощущается присущий Горькому пафос учительства. Еще явственнее он в особом жанре – песнях (“Песня о Соколе”, “Песня о Буревестнике”). На одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в “Песне о Соколе”, мне бы хотелось обратить внимание. Это проблема столкновения героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием, во многом развитая и в реалистических рассказах раннего периода.
Одним из художественных открытий писателя стала тема человека “дна”, опустившегося, нередко спившегося бродяги – в те годы их принято было называть босяками. М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение “певец босячества”. В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX века. Новизна была в авторской позиции. Если ранее люди вызывали прежде всего сострадание как жертвы жизни, то у Горького все иначе. Его босяки – это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько отвергающие. И отвергающие именно мир обывательской обыденности, пошлости. Пример этого можно видеть в рассказе “Коновалов”. Уже в начале писатель подчеркивает, что у его героя есть профессия, он прекрасный пекарь, им дорожит хозяин пекарни. Но Коновалов одарен живым умом и беспокойным сердцем, ему мало просто сытого существования. Это человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного: “Не живешь, а гниешь!” Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура. Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни герой чувствует себя ненужным и уходит от нее, в конце концов трагически погибая.
Сродни ему и другой горьковский герой из рассказа “Супруги Орловы”. Григорий – один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве писателя. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему кажется, что он его нашел – например, когда он работает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла и возвращается к своему естественному состоянию бунта, противостояния среде. Он способен многое сделать для людей, даже жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он говорит о себе: “А горит сердце большим огнем”.
Горький относится к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием. Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем этапе творчества подметил явление, которое стало одной из проблем послереволюционной российской жизни: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола. Люди такого типа могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении человеческой жизни. Так судьбы и характеры героев молодого Горького актуальны по сей день.

Читайте также:
Драма пустой души по роману-эпопее М. Горького Жизнь Клима Самгина.: сочинение

Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа).

Скачать сочинение
Тип: Проблемно-тематический анализ произведения

Рубеж XIX—XX вв. — время перелома, распада устоявшейся системы, в том числе и литературной. Это время острейших противоречий и споров о судьбах отечества. Одним из главных вопросов, занимавших в то время умы и сердца людей мыслящих – вопрос о свободе и равенстве. Эта тема нашла свое отражение во многих произведениях литературы того времени, нашла отклик у многих писателей, в том числе и у Максима Горького.
Ранние рассказы Горького принято относить к романтическим произведениям. Во-первых, потому, что в них писатель несколько идеализирует своих героев, наделяя их исключительными качествами. Во-вторых, главной темой ранних рассказов М. Горького является тема свободы и любви. Уже в одном из первых своих рассказов Горький высказывает собственную точку зрения на эти проблемы, дает свое определение понятиям любви и свободы, четко формулируя мысль: “Свобода для человека — главнее всего на свете”.
Герои произведений Горького – разные люди, страстные и противоречивые, как и он сам. Но всех их объединяет общая черта – любовь и стремление к свободе. Каждый герой по-своему распоряжается со своей свободой, по-своему воспринимает ее, и по-своему же за нее расплачивается. Одни становятся жертвой собственного свободолюбия и предпочитают смерть сковывающим их чувствам, другие остаются в полном одиночестве, скитаясь по свету. На мой взгляд, это и есть проблема абсолютной свободы, к которой стремятся герои Горького – расплата за нее.
Приведу в пример произведение, наиболее близкое мне – Челкаш. Челкаш – босяк, типичный для Горького персонаж его реалистичных произведений. “Старый травленый волк, заядлый пьяница и ловкий, смелый вор”. “Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством со степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лёт той хищной птицы, которую он напоминал”. Желая точнее передать сущность своих героев, Горький нередко сравнивал их с хищными, свободными птицами – Орел, Сокол, Ястреб – эти сравнения ассоциативно напоминают бескрайнее небо, волю и отрешенность от суеты жизни на земле. Пейзаж – море, просторное и сильное, бескрайние степи и высокое небо – так же указывает на любовь к свободе героев Горького. Челкаш представлен читателю в портовом городке, на берегу моря. Он горд, кажется, что он полностью доволен своим существованием. Независимый ни от кого и ни от чего, без дома, без семьи, для него не существует законов и обязательств. Люди боятся и уважают его. Заработанные деньги он пропивает, и кажется, все бы хорошо..но для чего ему свобода? Для чего он живет? Этот стойкий человек, имеющий свое представление о жизни и о правде, смелый и даже справедливый, Челкаш сам понимает, что в этой жизни он совершенно лишний. Слова Гаврилы, «Пропащий ведь ты. Нет тебе пути. » задевают Челкаша: как может этот теленок так говорить ему, видавшему виды «степному волку»? И не только самолюбие задело Челкаша, но еще и понимание того, что Гаврила, в ,общем-то, прав. Что делать с этой абсолютной свободой, со своей полужизнью – полусуществованием? Челкаш лишен понимания смысла собственной свободы и жизни.
Я считаю, что проблема свободной личности Челкаша – в бесполезности того, к чему он стремился. Это и есть его расплата за свободу. Так же как одиночество и скитания Ларры, смерть Коновалова и рабство свободолюбия Лойко и Радды.

Читайте также:
Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне».: сочинение

12216 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Горький М. / Челкаш / Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа).

Смотрите также по произведению “Челкаш”:

Человек в творчестве Горького – сочинение (11 класс)

Горький как автор всегда старался поговорить с читателем о различных темах, но они все, так или иначе, касались человека или человеческой личности. Он говорил о том, что быть человеком довольно непростая задача, выполнить которую под силу далеко не каждому, ведь под человеком он подразумевал гораздо большее, чем просто человеческое существо. В то интересное время, в которое он жил, он мог почерпнуть достаточно большое количество вдохновения из окружающей обстановки, ведь именно в его время как раз нахватало настоящих людей, которым присущи самые лучшие и хороши черты характера из всех возможных. Примером послужит его творчество и то, как он описывает человека в своём творчестве.

В его творчестве человек для него скорее как нечто возвышенное и доведённое до идеала постоянной работой над собой, и постоянной работой над своей личностью, которая и создаёт из ещё неокрепшей личности настоящего человека, который с уверенностью может причислить себя к людям, но не к людям которые таковы от рождения, а к людям, которые подкрепило своё право называть людьми действиями, а не просто разговорами. Для автора человек это скорее нечто более возвышенное, некий идеал, и потому отнюдь не каждый человек имеет право называть себя таковым, ведь настоящего человека отличает скромность и упорство, которых многим в то время недоставало, впрочем, как и сейчас.

Горький называл своё время настоящим кризисом правильных людей, ведь в его время практически не наблюдалось людей, которые бы подходили под его строгие требования к человеческой личности, и потому он начал создавать эти самые образы в своих произведениях, дабы донести до общества правильную модель поведения, и дать понять людям, к чему всё-таки необходимо стремиться и почему. Через его произведения читатели могли научиться настоящей человечности, которой никак нельзя купить или получить за что-то, лишь упорный труд позволить научиться искусству бытья человеком. Именно данную мысль выражает автор во множестве своих произведений. На протяжении всего своего творчества он пытается донести данную мысль до своих читателей, что у него в итоге и получается, потому как многие люди, прочитавшие его произведения, всё-таки меняют своё мировоззрение.

Читайте также:
Пьеса На дне М. Горького как философская драма: сочинение

Таким образом, мы видим, что человек в творчестве Горького, это некий идеал личности, к которому необходимо стремиться.

2 вариант

Множество авторов в своих произведениях, так или иначе, задевали темы человеческой личности, и сосуществования этой личности со всем окружающим её миром. Таким образом, автор выстраивает некое произведение рассуждение, в котором и, собственно, рассуждает над темой человека. Одним из таких авторов и был Горький. Горький как автор всегда старался обсудить со своим читателем те проблемы, которые являлись для того общество, и для нашего общества некоторыми моментами актуальными. Таким образом, автор был довольно востребован у масс, так как произведения подобного рода всегда пользовались популярностью и востребованностью. И, конечно же, центральной темой в произведениях Горького являлся человек.

Человек в произведениях представал перед читателем как некий центр всеобщего познания и исследования. То есть, Горький представлял человека как некий субъект познания, который должен постоянно совершенствовать своё я, и искать новые объекты познания. Изучения окружения было для Горького одним из важнейших качеств, которые, по его мнению, должны присутствовать в настоящем человеке. Человек, по его мнению, существо которое в своём ДНК имеет тягу к познанию, тягу к изучению, которую он постоянно должен утолять, или же это приведёт его к довольно неприятным последствиям, одним из которых является моральное разложение личности и деградация.

Конечно же, для Горького человек также имел немалое количество других смыслов, которые так или иначе играли огромное значение в формировании его картины восприятия мира, которую он также описывал во множестве своих, не без доли философской лирики, размышлений. В его произведениях читатель может ознакомиться с его уникальным видением мира, и тем самым определить для себя, близка ли ему философия, которую ему предлагает Горький, или интересна ли ему эта точка зрения. Дав своему читателю пищу для размышлений, автор в произведении оставляет несколько места для создания некоего рассуждения читателя, дабы он мог поразмыслить над тезисом который ему предлагает автор, и, конечно же, подчеркнуть для себя интересные и полезные моменты, из которых он мог бы почерпнуть много нового.

Читайте также:
Как можно понять Горького «слышать и видеть язык»: сочинение

Именно такие произведения писал Горький, и именно таким человек представал в его картине мира, которую автор сам для себя определил, и которой автор сам придерживался.

Человек в творчестве Горького

Популярные сочинения

Из повести «Станционный смотритель», вошедшей в сборник «Повести Белкина»

Семья имеет первостепенное значение в определении характера и будущего ребенка. Именно в семье закладываются те базовые вещи, которые будут способствовать дальнейшему ходу событий в жизни ребенка

Русский народ много мудрого сказал через пословицы и поговорки. Одна с них говорит, что можно прожить без брата, а без соседа ˗ нет. Это и есть истинна.

Сочинение: Проблематика рассказа «Старуха Изергиль» (М. Горький)

(614 слов) Одним из самых значительных произведений Максима Горького является рассказ «Старуха Изергиль». Горький вложил глубокий смысл в свое произведение. Чтобы понять его, нужно подробнее рассмотреть проблематику знаменитого рассказа Максима Горького. Трехступенчатая композиция произведения выводит его за рамки традиционного жанра. Автор построил свой рассказ на двух сюжетных линиях, изолированных друг от друга. Писатель объединил три сюжета типом сильной личности и темами свободы, подвига, счастья, нравственного выбора. Рассказ еще уникален и тем, что в нем присутствуют два рассказчика. Автор-повествователь в произведении выступает со своими размышлениями. А Старуха Изергиль рассказывает легенды о Ларре и Данко, а также историю собственной жизни.

Основной проблемой, поднятой в произведении, является поиск смысла жизни. У каждого героя был свой смысл жизни. Данко считал своим предназначением спасти людей. Для героя превыше всего было счастье и благополучие соплеменников. Он жертвует своей жизнью ради спасения племени. Человеческая беззащитность вызывает у персонажа жалость и стремление любой ценой помочь тем, кто в этом нуждается.

Для Ларры важнее всего было удовлетворение своей гордыни. На первое место он поставил личные желания и потребности. Герой лишает людей свободы и жизни ради собственной прихоти. Человеческая жалость и беспомощность у героя вызывают лишь презрение и отвращение к людям. Данко и Ларра являются абсолютным антиподами, поскольку Данко совершает великий подвиг, а Ларра — преступление. Несмотря на то, что эти герои совершенно разные по своим взглядам и ценностям, у них есть и общие черты. Так данные персонажи — сильные личности, которые ценят свободу и которые при этом одиноки. Жизненный путь обоих героев заканчивается на трагической ноте. Можно сказать, что это две неординарные личности, которые различаются представлениями о счастье и смысле жизни.

Читайте также:
Анализ 4 действия пьесы М. Горького «На дне»: сочинение

Также в рассказе автор поднимает проблему эгоизма. Ларра является ярким представителем самовлюбленной натуры. Из-за своих отрицательных качеств персонаж не смог найти себе места в обществе. Ведь оно не позволит изменить свои принципы и законы.

Одной из главных проблем рассказа Горького «Старуха Изергиль» является вопрос о сильной личности. Автор задумывается над тем, каким должен быть сильный человек? Какими качествами он должен обладать? Образ Ларры является олицетворением абсолютного зла. У него нет никаких жизненных ценностей, кроме себялюбия. За убийство он расплачивается вечным изгнанием. А в образе Данко Горький воплотил все самые лучшие качества сильного человека. Герой понимает цену людям. Он осознаёт, что они слабы и беззащитны физически и духовно. Несмотря на это, люди обвинили во всем Данко, когда испугались, что не смогут выйти из болота, он отступился от своих идеалов. Писатель искренне восхищается своим персонажем. Ведь Данко обладает волевым характером и душевной стойкостью. Герой жил ради людей своего племени. Горький изначально наделил Ларру красотой и гордостью. Однако эти бесценные качества теряются под воздействием стремления героя к достижению своих целей любыми путями. Горький лишил персонажа человеческой судьбы. Ведь Ларра не может даже умереть.

Проблема смысла жизни раскрывается и в образе Старухи Изергиль. Героиня имела довольно противоречивый характер. Только к старости ей удалось понять, как на самом деле нужно было жить. Она пытается предостеречь молодых от ее собственных ошибок. Ведь героиня прожила бесполезную и пустую жизнь, лишенную всякой цели. Самым благоприятным поступком в жизни Изергиль считает подвиг, если он совершается во имя людей. Если человек готов к этому подвигу, то он сумеет его совершить, где угодно.

В своём произведении Горький также ставит проблему старости. Старуха Изергиль дожила до преклонных лет, и теперь она лишь с грустью вспоминает о прожитых годах. Героиня осознает, что у нее уже нет былой красоты, силы и женственности. Она поняла, что прожила бесполезную жизнь.

Можно утверждать, что основная мысль произведения заключается в том, что необходимо чувствовать единство с людьми и искать свое предназначение в общественно полезных делах. Живя по законам эгоизма, человек никогда не получит духовного удовлетворения от жизни. Но если он выйдет за рамки своих мелких целей и нужд и осветит людям путь к лучшему миру, то его миссия на этой земле будет источником счастья.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: