Раскрытие героических характеров людей в произведениях Горького: сочинение

Сочинение на тему герои в ранних рассказах Максима Горького

ГЕРОИ РАННИХ РАССКАЗОВ М. ГОРЬКОГО

М. Горький входит в русскую литературу 90-х годов ХIХ века. Вхождение его было очень ярким, он сразу вызвал большой интерес у читателей. Современники с изумлением писали, что народ России, не знавший Достоевского, мало знающий Пушкина и Гоголя, не знающий Лермонтова, больше других, но только кусочками знающий Толстого, знает Максима Горького. Правда, в этом интересе был и некоторый налет сенсационности. Людей из низов привлекала сама мысль, что в литературу пришел писатель из их среды, не понаслышке знавший жизнь с самых мрачных и страшных ее сторон. Литераторов и читателей, принадлежавших к элитарному кругу, личность Горького привлекла, помимо таланта, своей экзотичностью: человек видел такие глубины «дна жизни», которые до него никто из писателей не знал изнутри, на личном опыте. Этот богатый личный опыт дал М. Горькому обильный материал для его ранних произведений. В эти же ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые позднее сопровождали писателя на протяжении всего творчества. Это, прежде всего, идея активной личности. М. Горький вырабатывает новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо формулы «среда заела», которая была во многом определяющей для литературы предшествующих лет, у писателя звучит мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. С самого начала произведения М. Горького распадаются на два типа: ранние романтические тексты и реалистические рассказы. Идеи же, высказываемые автором в них, во многом близки.

Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». В первом из них писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В рассказе «Макар Чудра» очевидна авторская установка на разрушение традиционных представлений о миропорядке, добре и зле. Созданная в начале рассказа вполне реалистическая картина постепенно трансформируется в антиподовые реальности. Макар Чудра из «старого цыгана» превращается в некое подобие языческого бога, которому известны иные истины. Форма вставленного рассказа о Лойко и Раде не случайно напоминает притчу — самый популярный жанр в Библии. Важную роль в раскрытии авторской позиции играет образ рассказчика: под впечатлением услышанного от Макара Чудры он воспринимает мир по-иному, слышит рокот с моря — гимн сильным и красивым людям, способным жить свободно, не повинуясь ничьей воле. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле.

Разрешается он гибелью героев, но эта гибель не воспринимается как трагедия, а скорее — как торжество жизни и воли. В рассказе «Старуха Изергиль» повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный для романтизма мотив двоемирия: герой-повествователь — носитель общественного сознания. Ему говорится: «…стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны». Ему противостоит мир романтических героев — красивых, сильных, смелых людей: «Они шли, пели и смеялись». В рассказе ставится проблема этической направленности романтической личности. Взаимоотношения романтического героя и окружающих его людей. Иначе говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда.

Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде. Это, очевидно, проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры, который открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан был вечным одиночеством. Ему противопоставлен герой Данко. Рассказ о нем построен как аллегория: путь людей к лучшей, справедливой жизни — из мрака к свету. В Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот написан по канонам романтической традиции. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками. «Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства».

Данко — герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не перестает быть одиночкой, у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности: «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видели, что еще почти пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Горьковская легенда о Данко была активно использована как материал для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания, позднее широко использовался официальной идеологией, усиленно внедрялся в сознание молодого поколения (были даже конфеты с названием «Данко» и с изображением на обертке горящего сердца).

Однако у Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы. В рассказе «Старуха Изергиль» явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства. Еще явственнее он в особом жанре — песнях («Песня о Соколе»; «Песня о Буревестнике»).

Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы и не раз давали материал для пародийного осмысления (так, в период эмиграции М. Горького появилась статья с названием «Бывший Главсокол, ныне Центроуж»).

Читайте также:
Особенности раннего творчества М. Горького: сочинение

Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в «Песне о Соколе», мне бы хотелось обратить внимание: проблема столкновения героической личности с миром обыденности, обывательским сознанием. Эта проблема развита М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода.

53. Одним из художественных открытий писателя стала тема человека «дна», опустившегося, нередко спившегося бродяги — в те годы их принято было называть босяками. М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение «певец босячества». В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели ХIХ века. Новизна была в авторской позиции. Если раньше такие герои вызывали прежде всего сострадание как жертвы жизни, то у М. Горького все иначе. Его босяки — это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько отвергающие.

Пример этого можно видеть в рассказе «Коновалов». Уже в самом начале произведения писатель подчеркивает, что у его героя была профессия, он «прекрасный пекарь, умелец», им дорожит хозяин пекарни. Коновалов представляет собой одаренную живым умом натуру. Это человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного существования: «Тоска оно, канитель: не живешь, а гниешь!» Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура. Он говорит о себе: «Не нашел я себе места!» Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни Коновалов чувствует себя ненужным и уходит от нее в конце концов, трагически погибая. Сродни ему и другой герой Горького из рассказа «Супруги Орловы ». Григорий Орлов — один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве М. Горького. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему кажется, что он его нашел — например, когда он работает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла и возвращается к своему естественному состоянию бунта, противостояния среде. Он способен многое сделать для людей, даже жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он говорит о себе: «А горит сердце большим огнем».

М. Горький относится к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием. Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем этапе подметил явление, которое стало одной из проблем российской жизни ХХ века: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола. Люди такого типа, как это предугадал писатель, могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении человеческой жизни.

Сегодня проблемы, поставленные писателем М. Горьким в его раннем творчестве, воспринимаются как актуальные и насущные для решения вопросов нашего времени.

Сочинение Человек в творчестве Горького

В громадном творчестве М. Горький человек, играет главную роль, он считал эту тему важной для себя и анализирует природу поступков человека, во всех своих произведениях, рассматривая каждого своего героя, а также место его жизни, среду обитания.

В самых ранних романтических рассказах, и более поздних, революционных, например как, «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Макар Чудра», герои, которых стремятся к свободе, ищут путь к преобразованию мира и, конечно же, личность, индивидуум со своими собственными мыслями являются основной его темой.

Автор противопоставляет юных Ларро и Данко, показывает, молодых сильных людей, выводит главную идею их бытия: нельзя живя в обществе и быть свободным от него. Невозможно, жить без свободы, так решили для себя Лойко и Рада, свободолюбивые, гордые люди, и погибли. Выбор есть у каждого человека, но, что делать каждый выберет себе сам. Жить и сдаться, или умереть, осветив путь другим своим сердцем.

На протяжении всего творчества человек у Горького меняется в зависимости от постоянного переосмысления своих поступков, своей жизни, ведь меняется время его существования, эпохи сменяют друг друга. В пьесе же «На дне» писатель показывает контраст между настоящей жизненной философией и гибельностью тупикового пути, по которому может пойти человек и не сбиться с пути. Противопоставляя Бубнова, Сатина и странника Луки, каждый из которых имеет свое понятие о человеке, свое представление о его месте в жизни.

Бубнов, вор и картежник, не раскаивается в своих поступках, пройдя тюрьмы и каторги, озлобляется, презирает людей, относится ко всем с ненавистью. У Луки другая философия, он никому не говорит страшную правду, находит для каждого доброе слово, пытается помочь. Это его позиция. Он ее не меняет. Сатин, образованный человек. Он много читает. Считает и говорит, что работа нужна человеку для души.

Вариант №2

Для Горького было интересным исследовать внутренний мир человека, поэтому во многих его рассказах присутствовало упоминание о человеческих мечтаниях, мыслях и чувствах. Все то, что находится внутри человека, очень ярко отражается в образах, созданных Горьким.

Если говорить о персонажах этого автора, то сложно сравнивать их с людьми настоящего времени. Все герои относятся к началу 20-го века, поэтому их жизнь как бы начинается с нового листа после различных переворотов и Мировой войны.

Читайте также:
Романтические произведения M. Горького.: сочинение

Чтобы стать Человеком, необходимо обрести свободу и достоинство. Чувство гордости – отличительная черта практически все героев Максима Горького. Так, в произведении «Макар Чудра», Лойко и Радда между жизней и смертью выбирают собственную кончину. Это связано с их характером и личным чувством гордости. Они сами свободны, поэтому не хотят жить в скованности. Но надо помнить о линии, за которую нельзя переходить. Слишком большая гордыня порождает в человеке умение быть свободным. Горький упоминает в произведении старухи Изергиль о Ларре, который был слишком горд, но через некоторое время он умер для многих и для начала именно для себя. Высказывание о том, что невозможно проживать в обществе и существовать отдельно от него, очень точно подходит к этому произведению.

Говоря о Данко, можно понять, что он – полная противоположность Ларре. Ради свободы всего племени, он идёт на жертву собственного сердца. Данко жил ради счастья других. В отличие от Ларры, о Данко будет помнить все население. Данко не вспоминал даже о себе, думая всегда лишь о других. Этот образ является идеалом для Максима Горького.

Человек – Вселенная, образ которой так точно отразил Горький. В человеке должна жить гордость, гордость которая поможет ему чувствовать себя уверенно и раскрепощено. Свобода мысли – основная составляющая личности. Вечное развитие всегда должно присутствовать в человеке, с самого его рождения. Во всем нашем мире, существует только лишь человек, все остальное создано его руками.

Человек в творчестве Горького сочинение

Максим Горький – великий писатель, оставивший огромное наследие отечественной литературе. В своих произведениях он всегда затрагивал наиболее важные социальные и нравственные темы, одной из которых является место человека в мире. Каждый человек для него – это неповторимая личность с индивидуальным характером. Но на разных этапах творчества Горького образ идеального человека менялся.

Например, “Старуха Изергиль”, одно из ранних произведений, повествует нам о двух противоположных образах героев: идеале и антиидеале. Главная героиня рассказывает о каждом легенду. Ларра (антиидеал), сын смертной женщины и орла, – очень гордый, высокомерный человек. Он не умеет сочувствовать людям, сопереживать им и в конечном итоге выбирает свободную от них жизнь. Но по нему течет и человеческая кровь, не только орлиная. Тем самым автор показывает, что человек непременно должен жить в обществе, помогать своим близким, быть рядом с ними. Нельзя выбирать свободную от обязательств жизнь, хотя она и полна различных соблазнов. Горький отмечает, что человек тем и отличается от птицы, что он несет ответственность за свои поступки. Идеал писателя – это Данко. Он самоотверженный, искренний и отзывчивый человек. Когда его люди попали в беду – заблудились в темных лесах – он не позволил погибнуть своему народу. Данко вырвал свое сердце, чтобы осветить его светом путь и не дать погибнуть людям страшной смертью. Горький считал, что цель существования человека – это помогать другим, а не жить ради себя.

На более позднем этапе творчества писателя представление о человеке изменяется. В пьесе “На дне” он изображает жизнь людей, которые когда-то потеряли все: работу, семью, близких. Бубнов, прошедший через тюрьмы, считает, что жить нужно в правде и не стоит ее бояться, надо глядеть ей в глаза. У Луки совершенно иные представления: он уверен, что ради спокойствия человека можно соврать, потому что правда зачастую может быть очень горькой. Девиз Сатина: “Человек – это гордо!”. Несмотря на самое “дно” жизни, он считает, что человек должен до последнего вздоха сохранять свое достоинство, и именно его позиции придерживается сам автор.

Таким образом, Горький уверен, что нельзя закрывать глаза на жестокую правду, как Лука, но и становиться черствым, как Бубнов, – не решение проблемы. Несмотря на то, что образ человека в творчестве писателя часто менялся, все равно во всех произведениях прослеживается единая мысль: счастье человека заключается в его душевной гармонии с собой и с миром. Он не должен становиться жестоким или лживым, он должен помогать своим близким, сохранять свою честь и никогда не опускаться до бессмысленного существования.

Человек в творчестве Горького

Русская литература по праву считается одной из величайших в мире. А также на ней лежит большая ответственность не только за культурное просвещение, но еще она является лицом государства. По некоторым произведениям можно составить представление

С самого начала необходимо понять, что роман был создан в то время, когда Россия стояла на пути изменения своего внутреннего строя. А именно отмена крепостного права а, следовательно, изменения экономики, политики и всего остального.

Искусство – это форма общественного сознания или сфера культуры, без которых нельзя представить жизнь человечества. Через искусство человек старается творчески отобразить свое мировоззрение, выразить чувства и мысли, а также познать, оценить мир,

События, происходящие в повести Горького «Детство», а также характеры и образы людей, описаны через призму детского восприятия автора, ведь рассказ ведется от лица Алеши Пешкова, впоследствии ставшим известным писателем Максимом Горьким.

Мой дом самый уютный на свете. В моем доме мне очень комфортно. Этот комфорт своими руками создает моя мама. Также комфортно у нас потому, что папа подобрал очень удобную мебель.

Гроза в одноименной пьесе Островского – центральный образ, несмотря на то, что это не человек, а природное явление. Она сопровождает все события, происходящие в произведении. И все происходящее можно соотнести с ней. Во всем слышны ее отголоски.

Читайте также:
Значение творчества М. Горького в мировой литературе: сочинение

Сочинение: Горький м. – Герои ранних произведений м. горького.

М. Горький вошел в русскую литературу в 90-х годах XIX века и сразу же вызвал большой интерес у читателей. Богатый личный опыт странствий по Руси дал писателю обильный материал для его произведений. Уже в ранние годы вырабатываются магистральные идеи и темы, которые сопровождали его творчество на всем протяжении. Это, прежде всего, идея активной личности, ведь Горького всегда интересовала жизнь в ее брожении. В произведениях вырабатывается новый тип взаимоотношений человека с окружающей средой. Вместо формулы “среда заела”, которая была во многом определяющей для литературы предшествовавших лет, у писателя звучит мысль о том, что человека создает сопротивление окружающей среде. Этой теме посвящены и романтические, и реалистические произведения начального периода.
Ранние романтические вещи Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны рассказы “Макар Чудра” и “Старуха Изергиль”. В первом из них писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей, Опираясь на традицию русской литературы, Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей. В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к свободе. Разрешается он гибелью героев, но эта гибель не воспринимается как трагедия, а скорее как торжество жизни и воли.
В рассказе “Старуха Изергиль” повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив двоемирия. Герой-повествователь – носитель общественного сознания реального мира. Ему противостоит мир романтических героев – опять же красивых, смелых, сильных людей: “Они шли, пели и смеялись”. В произведении ставится проблема этической направленности романтической личности. Романтический герой и другие люди – как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда. Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи противостоят среде. Это очевидно проявилось в образе Лар-ры, который открыто нарушил закон человеческой жизни и наказан вечным одиночеством. Ему противопоставлен Данко. Рассказ о нем построен как аллегория пути людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В Данко Горький воплотил образ вождя народных масс. Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, враждебен ей. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками. “Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они – как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства”. Данко – герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. Здесь писатель реализует, делает буквальной распространенную в языке метафору: огонь сердца. Подвиг героя перерождает людей, увлекает их за собой. Но от этого сам он не перестает быть одиночкой: у людей, им же увлеченных вперед, остается к нему не только чувство равнодушия, но и враждебности. “Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что еще пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой”.
Легенда о Данко была активно использована как материал для революционной пропаганды, образ героя приводился как пример для подражания, был широко привлекаем официальной идеологией. Однако у Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить подневольные комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы.
В рассказе “Старуха Изергиль” явственно ощущается присущий Горькому пафос учительства. Еще явственнее он в особом жанре – песнях (“Песня о Соколе”, “Песня о Буревестнике”). На одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в “Песне о Соколе”, мне бы хотелось обратить внимание. Это проблема столкновения героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием, во многом развитая и в реалистических рассказах раннего периода.
Одним из художественных открытий писателя стала тема человека “дна”, опустившегося, нередко спившегося бродяги – в те годы их принято было называть босяками. М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение “певец босячества”. В самой этой теме не было полной новизны, к ней обращались многие писатели XIX века. Новизна была в авторской позиции. Если ранее люди вызывали прежде всего сострадание как жертвы жизни, то у Горького все иначе. Его босяки – это не столько несчастные жертвы жизни, сколько бунтари, которые сами эту жизнь не принимают. Они не столько отверженные, сколько отвергающие. И отвергающие именно мир обывательской обыденности, пошлости. Пример этого можно видеть в рассказе “Коновалов”. Уже в начале писатель подчеркивает, что у его героя есть профессия, он прекрасный пекарь, им дорожит хозяин пекарни. Но Коновалов одарен живым умом и беспокойным сердцем, ему мало просто сытого существования. Это человек, который задумывается о жизни и не принимает в ней обыденного: “Не живешь, а гниешь!” Коновалов мечтает о героической ситуации, в которой могла бы проявиться его богатая натура. Его увлекают образы Стеньки Разина, Тараса Бульбы. В обыденной жизни герой чувствует себя ненужным и уходит от нее, в конце концов трагически погибая.
Сродни ему и другой горьковский герой из рассказа “Супруги Орловы”. Григорий – один из самых ярких и противоречивых характеров в раннем творчестве писателя. Это человек сильных страстей, горячий и порывистый. Он напряженно ищет смысл жизни. Временами ему кажется, что он его нашел – например, когда он работает санитаром в холерном бараке. Но затем Григорий видит иллюзорность этого смысла и возвращается к своему естественному состоянию бунта, противостояния среде. Он способен многое сделать для людей, даже жизнью своей для них пожертвовать, но жертва эта должна быть мгновенной и яркой, героической, вроде подвига Данко. Недаром он говорит о себе: “А горит сердце большим огнем”.
Горький относится к таким людям, как Коновалов, Орлов и им подобные, с пониманием. Однако, если вдуматься, можно увидеть, что писатель уже на раннем этапе творчества подметил явление, которое стало одной из проблем послереволюционной российской жизни: стремление человека к героическому деянию, к подвигу, самопожертвованию, порыву и неспособность к повседневному труду, к обыденной жизни, к ее будням, лишенным героического ореола. Люди такого типа могут оказаться великими в экстремальных ситуациях, в дни бедствий, войн, революций, но они чаще всего нежизнеспособны в нормальном течении человеческой жизни. Так судьбы и характеры героев молодого Горького актуальны по сей день.

Читайте также:
Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы: сочинение

Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького

Скачать сочинение

М. Горький сформировался как человек и как писатель в конце 19 века, одновременно с началом нового периода освободительного движения в России, что наложило определенный отпечаток на все творчество писателя, особенно на его ранние произведения – «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Челкаш», «Песня о Соколе» и другие.
Главное, что характеризует раннее творчество Горького, – это огромный, искренний жгучий интерес к человеку, горячий отклик на человеческие страдания и неповторимый, мелодичный горьковский литературный язык. И в то же время писатель говорит не только о страданиях человека, он верит в его созидательные силы, стремиться отыскать для каждого путь к счастью и свободе. Именно верой в силы России, силы русского народа, духом патриотизма романтические произведения Горького очень близки к романтической лирике А.С Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя.
В ранний период творчества А.М. Горький на страницах своих произведений знакомил читателя с людьми скитающимися по просторам Руси. Они либо поверяли писателю историю своей жизни, либо рассказывали легенды, хранящиеся в народной памяти. Поиск смысла жизни, свободы, правды – вот краеугольные камни ранних произведений автора.
Центральным звеном романтических произведений Горького становиться образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу. «В жизни всегда есть место подвигам», – говорит герой раннего произведения писателя старуха Изергиль. Основной смысл одноименного рассказа автора заключен в старинном афоризме, который Горький любил повторять: «Если я – не за себя, то кто же за меня? Но если я – только за себя, зачем я. ».
Главная героиня рассказа, старух Изергиль, очень эмоционально и красочно рассказывает читателю две легенды, в которых противопоставляются два образа – образ Данко и образ Ларры. Оба они – сильные духом люди, но у Ларры вся его сила – только для него, е него нет высокой цели, ради которой стоило бы жить. И конец его жизни бесславен и жалок. Этому эгоизму писатель противопоставляет прекрасную и чистую идею о человеке, который все свои силы отдает служению высокой и благородной цели и прежде всего – служению народу. Таким человеком становиться Данко. Чтобы вывести свой народ к счастью, Данко жертвует собой. Своим пылающим, как солнце, сердцем Данко осветил весь лес, указал соплеменникам дорогу к счастливой и свободной жизни
На протяжении всего рассказа мы наблюдаем за жизнью старухи Изергиль. Судьба старухи наглядно подтверждает, что в жизни человека всегда есть место борьбе двух начал: добра и зла, подлости и благородства, высокомерия и человеколюбия, Ларры и Данко. В душе Изергиль много той силы, которая вела к подвигу Данко. Но жизнь не давала ей славной цели, и она растратила свои силы только для себя, как Лара, – зачем он, в чем состоял смысл его жизни?
Идею подвига, возвышающего и облагораживающего, Горький положил в основу своей знаменитой «Песни о Соколе». Призыв к абсолютной свободе и есть призыв к подвигам во имя будущего счастья человечества. И этот призыв как нельзя громче в этом произведении писателя, воспевающим образ Сокола, рвущегося к «счастью битвы», свободного и смелого, и осуждающем трусливого и жалкого Ужа.
Уж, ни о чем не мечтая, определяет смысл своей жизни следующими словами: «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет». Совсем иное влечет Сокола. Гордый Сокол умирает, а Уж, вполне довольный своим беззаботным существованием, остается жить. В «Песне о Соколе» М. Горьким воспевает «безумство храбрых», но это не упоение боем ради боя, не безумная и бесцельная трата сил и времени. В «Песне о Соколе» автор продолжает ту же идею, что была воспета им в легенде о Данко с его горящим сердцем.
Рисуя образы героев в своих ранних произведениях, М. Горький обращался к мотивам народного творчества. Традиционный образ сокола, орла положен в основу «Песни о Соколе», образ Данко восходит к народному мифу о Прометее – дарителе огня. Автор при создании своих маленьких рассказов использует характерные только для народного творчества жанры – песню, легенду, сказку, придает ритмический характер. Все это ярко подтверждает неразрывную связь Горького с русским народом, народная мечта о герое – освободители нашла свое отражение в раннем творчестве писателя.

Читайте также:
Спор о человеке в драме М. Горького На дне: сочинение

26048 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Рекомендуем эксклюзивные работы по этой теме, которые скачиваются по принципу “одно сочинение в одну школу”:

/ Сочинения / Горький М. / Разное / Мечта о героическом и прекрасном в раннем творчестве М. Горького

Смотрите также по разным произведениям Горького:

Характеристика и образ Сатина в пьесе На дне Горького

Пьеса Максима Горького «На дне» богата действующими лицами. Одним из наиболее ярких персонажей данного произведения является Сатин.

Хоть мужчина и не любит рассказывать о себе, из истории жизни Сатина мы всё же узнаём, что это был хороший человек, работящий, весёлый, образованный, много читавший, даже талантливый, имел представление о чести, высоко ценил семью. Заступившись за честь своей сестры, Сатин по случайности убил человека, после чего попал в тюрьму, где научился игре в карты и жульничеству, и дальше пустил свою жизнь по наклонной. Он стал пьяницей, бездомным, и попал в ночлежку вместе с остальными героями произведения.

По отношению к другим людям мужчина довольно прямолинеен. Он говорит остальным обитателям ночлежки в лицо правду, не всегда приятную. Сатин не любитель жалости, он считает её бессмысленной, даже унизительной. Он считает, что человек сам волен творить свою судьбу, отсюда и его отношение к жалости: человек сам в ответе за все свои действия, да и для чего жалеть человека, столь прекрасное, гордое существо? Сатин считает, что человека стоит уважать, он горд быть человеком. Мужчина считает, что быть человеком – значит быть свободным. По его мнению, человек должен заниматься тем, что ему нравится, что приносит ему удовольствие, в ином случае человек лишается своей свободы и становится рабом нелюбимого труда.

Сатин привык к осуждению со стороны окружающих, повесивших на него клеймо закоренелого преступника. Именно поэтому мужчина уже не стремится исправить свою жизнь, он считает себя потерянным для общества, безнадёжным, мёртвым человеком. Потому он считает, что человеку вроде него уже вовсе не нужно к чему-то стремиться, достаточно просто жить на земле до тех пор, пока жизнь не оборвётся.

В образе Сатина во многом воплощает свои идеи сам Горький. Главное отличие Сатина от прочих персонажей пьесы состоит в том, что он считает человека прекрасным, гордым, свободным существом, способным самостоятельно строить свою жизнь, вершить свою судьбу. Устами Сатина автор призывает человека к активным действиям. При этом образ жизни Сатина совершенно противоположен его словам, ведь обустраивать и улучшать свою жизнь он сознательно отказывается. И тем не менее, именно Сатина автор вводит в роли «проповедника» правды в своей пьесе, так как из всех персонажей только он обладает достаточным внутренним стержнем для этого.

2 вариант

Пьеса Максима Горького «На дне» является социально – драматическим произведением и описывает жизнь людей, потерявших всякую надежду на светлое будущее. Их жизнь – это грязь, алкоголь и отсутствие какого-либо желания что-то изменить в себе, стать на правильный путь и стремиться к лучшему существованию.

Одним из центральных героев пьесы является Константин Сатин. В молодости он служил телеграфистом, а отсидев положенный срок в тюрьме, попал в ночлежку. Его осудили за убийство, но Константин объяснял свой поступок защитой чести родной сестры. На период жизни в ночлежке Сатину около 40 лет, он веселый, жизнерадостный, рассудительный и начитанный мужчина. Он не любит рассказывать о себе и своей прошлой жизни, но при каждом разговоре вставляет в текст какие-нибудь остроумные слова.

Константин карточный мошенник и шулер, не любит работать и считает, что любой труд должен приносить удовольствие себе, а не окружающим. Несмотря на такую позицию, Сатин постоянно указывает своим друзьям по несчастливой жизни на их возможности и достоинства. С одной стороны Сатин любит свою жизнь, относится к ней с оптимизмом, с другой – он потерял всякую надежду на лучшее будущее. Его привычка полагаться только на себя и свои силы так и не сблизила с жителями ночлежки. Константин категорически не признает ложь в любых ее проявлениях, он считает, что каждый человек должен знать правду, какая бы она не была.

Это ярко отражается в конфликте между ним и праведником Лукой. Лука считает, что можно обмануть человека во благо. Сатин, наоборот, встречал много загубленных жизней из-за такой дезинформации. С тех пор он дал себе зарок искренне выражать свои мысли и только правду.

Но есть у Константина и противоположная сторона характера. Несмотря на всю дерзость и возможно резкие правдивые высказывания, Сатин постоянно поддерживает других. Он не любит сочувствовать, но говорит, что только человек может сам себя спасти. Сатин с презрением относиться к людям, которые думают только о еде. Сатин будет работать только тогда, когда работа будет приносить не только деньги, но и удовольствие. Константин много пьет, алкоголь помогает забыть о действительности и опущенной жизни, он расслабляет мужчину, поднимает настроение и делает счастливым.

Образ и характеристика Сатина значительно отличается от других персонажей. Прошлое Константина, в отличие от других, было более перспективным и успешным. Только произошедший случай, когда его арестовали и посадили в тюрьму, подкосил мужчину, выбил из обычного ритма жизни. Именно с этого момента жизнь Сатина пошла по наклонной. На самом деле он умный человек, умеющий правильно рассуждать и анализировать, с собственной точкой зрения на многие вещи. Но люди не верят в него, считая мерзавцем, и это не дает ему никакого шанса на то, что жизнь может измениться к лучшему.

Читайте также:
Как соотносятся правда и ложь в пьесе Горького На дне?: сочинение

Характеристика 3

В пьесе “На дне” Максима Горького, были изображены те, кто потерял смысл жизни. В том числе Константин Сатин – обитатель “дна”.

В свою молодость Сатин был вполне приличным человеком, работал телеграфистом. Так же работал в театре, но защищая свою сестру, он совершил убийство. После чего его поймали, и он попал в тюрьму. Докатился до ночлежки, так называемого “дна”, он после выхода из тюрьмы, в которой провел четыре долгих года и семь месяцев. Он остался в ночлежке для бедняков, начал много пить. Хоть Сатин и умный, образованный человек – не смог вернуться в обычную жизнь и стал обитателем “дна”.

В ночлежке он играет в карты, жульничает – шулер. В общении Константин не любит затрагивать тему себя и своей жизни, избегает вопросов на эту тему. Когда в ночлежку попал странник Лука, который начинает всех жалеть. Все верят его обещаниям о лучшей жизни, но не Сатин. Константин все понимает и остается правым. Сатин так же сочувствует не меньше Луки, но он не видит смысла в обещаниях и простом утешении людей, только за истину будет сражаться такой герой. Говорил Луке, что не нужно унижать людей, тем, что жалеешь их, а следует уважать человека. Хотя Константин с появлением Луки, стал задумываться и о своей жизни. Когда-то Сатин был жизнерадостным человеком и любил веселить людей, но сейчас же он очень изменился и говорит, что не боится смерти. Относится ко всему скептически, стал насмехаться над всеми, кто его окружает, в том числе и над самим собой.

Сатин является полной противоположностью образа Луки, это продолжается до конца пьесы. Презирает работу, но стал бы работать там, где ему было бы по душе и комфортно, так говорил Константин. Герой отлично понимает и осознают, что нельзя продолжать жить на “дне”, в ночлежке, ведь это даже нельзя назвать жизнью. Те, кто попадут в ночлежку, останутся там, станут заложниками этих стен и угрюмой жизни.

Константин Сатин – интересный персонаж. При пребывании в ночлежке у него формируется своя точка зрения. Он своего мнения о людях, жалости и других вещах. Его поведение можно назвать жестоким, но это из-за того, что он осознал всю ту бессмысленность проживания в ночлежке для бедняков и смирился с этим.

Сочинение про Константина Сатина

Персонаж Горького из произведения “На дне” человек по имени Сатин, прекрасно раскрытый персонаж, который несёт в себе несколько проблем и идей, на которые хотел посмотреть и обсудить с читателем автор. В его характере и образе можно выделить несколько приоритетных позиций и черт.

Сатин – мужчина средних лет, совместно проживающий с героями произведения. Вместе они вынуждены жить на задворках общества, сожительствуя со своими товарищами по ситуации, и жить, кстати, в отвратительных условиях. Однако Сатин всегда был неприхотливым человеком, привыкшим к любым условиям, лишь бы была крыша над головой.

Сатин по характеру человек прямолинейный, который привык говорить с людьми жёстко, направляя всю свою целеустремлённость и уверенность на убеждение. Также в его характере также прослеживается безразличность к окружающим его людям, которое он объясняет тем, что каждый человек владелец своей судьбы, и он не имеет право в неё вмешиваться. В этом отношении к людям видно его мировоззрение.

Он считает, что всегда лучше сказать человеку неприятную, и даже может отвратительную, правду, чем утаить от него что-то и соврать, сказав такую приятную и сладкую ложь. Придерживаясь этой точки зрения, он проживает свою жизнь хоть и без друзей и близких, но зато с чистым сердцем. Такому же мировоззрению он учит людей, с которыми сожительствует. Заставляя человека смотреть на вещи рационально, он показывает насколько же прекрасны логика и здравомыслие. Его по праву можно назвать реалистом, который здраво смотрит на вещи, с холодным расчётом анализируя всё происходящее. Привыкнув жить так, он придерживается только этого мнения, он потерял всех близких людей, так как говорил им только правду в лицо, которую, они бы не хотели слышать.

Также через образ Сатина Горький пытается передать нам свою точку зрения и своё мнение, насчёт всего происходящего. Он считает, что жизненная позиция Сатина является наиболее верной и правильной. Он призывает своего читателя придерживаться догматов правды и чести, никогда не лгать во благо, говоря только правду, ведь только правда способна действительно помочь человеку. Я считаю, что именно это автор пытался передать через образ Сатина в своём произведении “На дне”, и что именно это ясно раскрывается в образе персонажа по ходу сюжета и прошествии сюжетных деталей, раскрывающих образ.

Также читают:

Картинка к сочинению Характеристика и образ Сатина в пьесе На дне

Популярные сегодня темы

Рассказ Чехова «Человек в футляре» впервые напечатан в журнале «Русская мысль» за 1898 год. Им открывается «маленькая трилогия», в которую писатель затем включил рассказы «Крыжовник» и «О любви»

На сегодняшний день в мире существуют такие виды транспорта: воздушный, сухопутный, железнодорожный и водяной. Воздушный – это различные самолёты, вертолёты, воздушные шары и многое другое.

Читайте также:
Я прочитал пьесу М. Горького «На дне»: сочинение

Когда из-под пера молодого и талантливого автора выходит шедевр, это всегда отдается резонансом мнений в современном литературном обществе. Также произошло и с поэмой Н.В. Гоголя Мертвые души.

Когда Даниэль Дефо начал писать роман «Робинзон Крузо», он еще не предполагал, что станет основоположником нового литературного жанра – заметки путешественника. Широкая публика увидела книгу в 1719 году.

У Тургенева существует огромное количество разных героев. Но самым проникновенным и жалостливым из всех является «Муму». Те, кто бы ни прочитал данное произведение

Сравнительная характеристика Луки и Сатина — героев пьесы М. Горького «На дне»

В пьесе «На дне» (1902 г.) Максим Горький показал социальные условия России рубежа 19–20 веков и их отражение в сознании людей, выброшенных на дно жизни. Автора интересует сознание обитателей ночлежки во всей его противоречивости. Появление странника Луки — завязка конфликта, этот человек с его жизненной философией сильно повлиял на сознание ночлежников. С взглядами Луки на жизнь и людей не все согласны. Особенно острое различие в философском взгляде на человека проявляется в действиях и словах Луки и в рассуждениях Сатина. Сравнительная характеристика Луки и Сатина позволяет выявить философскую проблематику пьесы.

Имя, возраст, социальное положение

В ночлежку Костылевых пришёл переночевать странник Лука. Это человек 60 лет, у него все атрибуты странника: за плечами котомка, за поясом чайник и котелок, в руках палка.

Цель его странствия — Украина. Он слышал, что «открыли там новую веру» и хочет узнать, что это за вера.

Константин Сатин — постоялец ночлежки Костылевых, ему лет 40. Это совершенно опустившийся бездомный человек, шулер. Он нигде не работает, деньги добывает, играя в карты; применяет при игре шулерские приёмы.

Речевая характеристика

Речь Луки характеризует его как умного и доброго человека из народа. В речи он использует русские народные пословицы и поговорки («Под лежачий камень вода не течёт» и другие). А его слова «старику — где тепло, там и родина» являются, вероятно, перефразированной поговоркой «где тепло, тут и добро». Разговаривает Лука с людьми спокойно и вежливо.

Речь Сатина грубовата, резка. Он любит произносить различные редкие слова, причём смысл некоторых из них он не понимает. Сатин говорит Бубнову, что все обыкновенные «человеческие слова» он слышал «наверное, тысячу раз» и они ему надоели.

Предыстория героев, как попали «на дно»

В пьесе довольно подробно рассказано о судьбе Сатина, о том, что привело его в ночлежку Костылевых. Исторюя своей жизни он поведал Луке (в 3-м действии).

Сатин раньше служил телеграфистом, был рубахой-парнем, весёлым, общительным, любил танцевать, играть на сцене. Преступление перевернуло всю его жизнь: в запальчивости он убил обидчика своей сестры. В тюрьме он научился шулерству. Выйдя на свободу через 4 года и 7 месяцев, Сатин решил, что «после тюрьмы — нет ходу», не захотел жить честным трудом, а стал прожигать свою жизнь, добывая деньги игрой в карты.

Об истории жизни Луки автор не сообщает ничего, кроме того факта, что он жил в Сибири и служил там сторожем на даче одного инженера. Сейчас он, пробираясь из Сибири на Украину, на одну ночь остановился в ночлежке у Костылевых.

Характер

Лука — любознательный человек, ему интересны люди, он хочет добраться до Украины, чтобы посмотреть, что за новая вера там появилась. Лука добр, участлив к людям, сопереживает и бескорыстно помогает им. Проповедь о том, что людей нужно жалеть, характеризует Луку как добросердечного человека.

Константин Сатин — человек грубоватый, весёлый, «бравый», как сказал о нём Лука. Он довольно умён и начитан.

Взгляд на жизнь и человека

Лука по натуре оптимист, он считает, что выход есть почти из любой сложной ситуации, что человек может найти в себе силы, чтобы подняться со дна жизни. Лука уверен, что нужно поддерживать в людях надежду на лучшую жизнь. Надежда, пусть и иллюзорная, лучше, чем безнадёжность, подавляющая стремление к лучшей жизни. Он утверждает, что для человека иногда утешительная ложь полезнее, чем правда. В 3-м действии Лука говорит Бубнову, что «не всегда правдой душу вылечишь». В подтверждение рассказал притчу о праведной земле: как один человек, веривший, что существует такая земля, разуверился в этом и удавился.

Стихотворение Беранже «Безумцы», которое вспомнил Актёр, характеризует Луку как благодетельного безумца, который людям, не нашедшим правду, навевает «сон золотой».

Пассивная идеология Луки нашла отклик в умонастроении Сатина. Его реакция на слова странника о жалости к человеку выражает иную жизненную позицию. В своём знаменитом монологе Сатин утверждает, что жалость унижает человека, что вместо того, чтобы жалеть, нужно уважать его. Но сам этот герой, так высокопарно рассуждающий о Человеке, уважения не достоин, ведь он живёт за счёт обмана и шулерства.

Отношение к другим персонажам

В момент первого своего появления в ночлежке Лука называет её обитателей «честным народом». В каждом из своих новых соседей он видит хорошие стороны его личности, находит подход к каждому из героев. Странник искренне желает ночлежникам добра и показывает им пути достижения лучшей жизни. Он не в силах сам вывести этих людей со дна жизни, а просто поддержал их слабую веру в то, что не всё ещё для них потеряно.

Сатин относится к своим соседям по ночлежке грубовато. Клещу, который горюет, что у него нет работы, он даёт совет: «…ничего не делай! Просто обременяй землю. » Актёру Константин безжалостно объявляет: «Наврал тебе старик… Ничего нет! Нет городов, нет людей… ничего нет!» Пеплу, убившему в драке Костылева, Сатин сочувствует и говорит, чтобы он звал его в свидетели.

Читайте также:
Ранние произведения М. Горького.: сочинение

Характеристика героев другими действующими лицами

После своего исчезновения Лука получает следующие характеристики от других героев:

  • Настя назвала его хорошим старичком.
  • Клещ отметил, что он был жалостливый и не любил правды, и добавил: «Верно — какая тут правда? И без неё — дышать нечем…»
  • Татарин заявил, что старик в душе имел закон: «Не обижай человека…»
  • Барон назвал странника шарлатаном.
  • Сатин возразил Барону: «Старик — не шарлатан! Он врал… но это от жалости к вам…» Сатин сказал, что Лука подействовал на него, «как кислота на старую и грязную монету», то есть Константин стал по-новому смотреть на жизнь и людей и окончательно понял, что «правда — бог свободного человека», а «ложь — религия рабов и хозяев».

Сатина Лука характеризует как весёлого, приятного, бравого, неглупого человека. «Легко ты жизнь переносишь!» — говорит он Константину.

Сравнительная характеристика Луки и Сатина (таблица)

Параметры сравнения Лука Сатин
Возраст, социальное положение 60 лет, странник. 40-летний обитатель ночлежки для бедных, безработный.
Речь Разговаривая, использует иногда простонародные слова, русские народные поговорки и пословицы. Часто говорит резко, грубовато, любит произносить редкие слова.
Предыстория Жил в Сибири, служил сторожем на даче под Томском. Служил телеграфистом, в юности был компанейским парнем, любил танцевать, играть на сцене, смешить людей.

Вывод

В пьесе «На дне» М. Горький показал две философские позиции: Луки, который считает, что «не всегда правдой душу вылечишь» и Сатина, провозгласившего в своём монологе, что «правда — бог свободного человека». Сравнительная характеристика Луки и Сатина показывает, что эти позиции, в общем-то, близки друг другу, ведь Лука говорил утешительные слова и старался вселить надежду на лучшее только тем, кто нуждался в этом: Анне, Насте, Актёру, Пеплу, Наташе. Такая утешительная помощь не нужна Клещу, Бубнову, Барону и Сатину, поэтому Лука с ними мало общался. Этот странник живёт по принципу: «Жалеть людей надо», а Сатин решил жить только для себя и «просто обременять землю», как он советует и Клещу, потерявшему работу.

Сочинение: Спор Луки и Сатина? (По пьесе М. Горького «На дне»)

Сюжет и главные герои пьесы Горького

Пьеса «На дне» была написана автором в начале прошлого века. Ее первая премьера, состоявшаяся в 1902 году в МХАТе, произвела огромное впечатление на зрителей.

Это было неудивительно, ведь молодой драматург смог создать не только трогающий за живое сюжет, но и блестящие образы главных героев.

Сюжетом стала жизнь обитателей ночлежки для бедных, людей, у которых нет ничего: ни денег, ни статуса, ни социального положения и даже простого хлеба. Судьба их трагична, они не видят смысла своего существования, их будущее – это только смерть и нищета.

Среди героев выделялись два антипода — Лука и Сатин, которые и донесли до зрителей основной смысл пьесы.

Образ Луки в пьесе «На дне»

На момент повествования Лука – шестидесятилетний странник, который оказался в ночлежке, где уже довольно долго проживают другие персонажи пьесы «На дне». О прошлой жизни Луки известно немного. Сам персонаж мало говорит о своем прошлом. Известно лишь, что он отбыл срок на каторге после совершения какого-то преступления.

Лука в рассказе о себе говорит о том, что он такой ласковый и мягкий, потому что «мяли много». Эта самохарактеристика позволяет говорить о том, что на жизненном пути Лука столкнулся с множеством трудностей, но сумел их преодолеть.

Лука придерживается взглядов, во многом отличающихся от мнения других обитателей ночлежки. Он считает, что уважения достоин каждый, несмотря ни на что. По его мнению, человек «всегда своей цены стоит». Поэтому старик ко всем относится с добротой и теплотой.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Лука и Сатин: антиподы или единомышленники? 420 руб.
  • Реферат Лука и Сатин: антиподы или единомышленники? 250 руб.
  • Контрольная работа Лука и Сатин: антиподы или единомышленники? 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость

Лука считает, что каждого человека нужно жалеть и к каждому относиться с добротой. Он опирается на учение Христа. При этом старик отмечает, что нужно жалеть не тех, кто уже умер, а живых. По мнению Луки, человека нужно вовремя пожалеть.

В пьесе образ странника занимает особое место. Лука – олицетворение «трех правд» в пьесе. Он считает, что правда не всегда приносит человеку добро. И поэтому старик использует ложь во спасение, тем самым давая обитателям ночлежки надежду на то, что когда-нибудь они смогут изменить свою жизнь к лучшему:

  • Анне Лука говорит о том, что после смерти она сможет наконец обрести покой;
  • Настю Лука поддерживает тем, что верит в ее рассказы о любви со студентом-французом;
  • Лука верит в рассказы Барона о том, что когда-то в прошлом он был влиятельным человеком, дворянином;
  • Лука поддерживает и Ваську Пепла, советуя ему уйти в Сибирь, отказаться от воровского пути и начать новую жизнь;
  • Наташе Лука советует уйти вместе с Пеплом;
  • Актеру Лука дает надежду на то, что он сможет излечиться от алкоголизма, рассказывая о существовании бесплатной лечебницы. Актер верит Луке, верит в то, что излечится и сможет вернуться на сцену.

Требуется вычитка, рецензия учебной работы? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Все намерения Луки добры, однако они приводят к настоящим трагедиям. И ложь во спасение, которую использует Лука, сначала дает человеку надежду на лучшее, но потом человек сам понимает, что не сможет ничего изменить. И это приносит разочарование.

М. Горький с помощью образа странника разоблачает теорию лжи во спасение.

Позиция Луки

Лука, старичок-странник лет 60, появляется в пьесе не сразу. Он приходит в ночлежку и по-своему пытается утешить тамошних обитателей.

Он обещает умирающей от болезни Анне райское блаженство за перенесенные на земле мучения, разбойнику Ваське – возможность начать новую жизнь в далекой и холодной Сибири, алкоголику – больницу, в которой его вылечат, проститутке – возможность найти настоящую любовь и т. д.

Некоторые обитатели этого заведения начинают верить доброму старику, однако часть из них отвергает его рассказы, считая (и заслуженно считая) их ложью.

Лука в произведении

Характер Луки кардинально отличается от характеристики Сатина. Это шестидесятилетний старик. Единственное, что у него есть — это палка, котомка, чайник и котёл. Внешность не столь привлекательна: лысый и невысокий. Говорит, что полысел из-за женщин.

Сбежал с каторги, в которую попал за преступление. Окружающие воспринимают старика по-разному. Для некоторых он очередной нищий человек, а для других — странный и умный. Бо́льшая часть положительных черт характера:

  • Отзывчив. Он уделил немного внимания каждому. Уверен, что у каждого есть своя цена и что нельзя никого бросать в беде.
  • Умён. Лука много читал, помнит каждого человека, с кем приходилось встречаться. Обладал цитатной памятью и мог сразу же вступить в диалог, вспомнив какую-либо цитату. Странник не просто рассказывает истории, а вынуждает задуматься.
  • Проницателен. Он видит то, что не замечают другие. Знает, что произойдёт дальше и помогает многим героям. Во время ссоры Васьки и Костылева как раз встаёт с печи и драка не переходит в убийство.
  • Добр. Старец поддерживает жителей, утешает и успокаивает их.

Говоря кратко: окружение считало, что Лука не особо любит правду. Правда оставляет горькое послевкусие, душа восстаёт, требуя поступков, а они не всегда хорошо заканчиваются. Лгать из жалости — правило, которого придерживается Лука.

Красивые истории успокаивают, отвлекают от ужасной реальности. Не зная всей правды, дышится тяжело, а с ней и вовсе жить спокойно не удастся. Лучше закрыть глаза и не замечать проблем, продолжая своё жалкое существование. Сочувствуя другим, Лука рассказывал им истории, уверял, что они правдивы, но ничего хорошего из этого не вышло.

Философия Луки

Фактически Лука предлагает своим слушателям примитивно понимаемую им христианскую философию жизни: человек должен все терпеть, потому что он греховен, он несет на земле заслуженное наказание, а после смерти будет награжден по своим делам.

Эта философия по сути оправдывает зло на земле, превращает Бога в могущественного и свирепого повелителя людей, который каждому воздает по заслугам.

Поэтому Лука и стремится обманывать несчастных людей, попавших в ночлежку, считая, что такой обман поможет им справиться с жизненными трудностями. Лука готов принять социальную несправедливость как данность, считая ее следствием несовершенства человеческой природы.

Спор Луки и Сатина: реакция современников

Пьеса Горького пользовалась огромным успехом у зрителей еще и потому, что автор смог почувствовать и передать в ней дух своего времени.

Общество жаждало перемен. Философия Луки не устраивала молодых людей, стремящихся преобразовать социум по новым лекалам. Им противостояла более консервативная часть старшего поколения, которые хотели сохранить государственный и социальный строй.

Лука и Сатин как раз выражали общественный раскол. Они явили собой две этих непримиримых позиции и жизненные философии.

К слову сказать, сам автор пьесы, безусловно, принадлежал к последним, он разделял позицию Сатина, для него этот герой воплощал то, о чем думал он сам. Всю жизнь Горький боролся с теми, кто пытался проповедовать терпимость и всепрощенчество, его ценностями была борьба и вера в великое будущее его страны.

Фактически самого Горького можно было бы назвать «революционером в русской литературе», который в своих произведениях живо и ярко передал атмосферу ожидания новой жизни частью прогрессивно настроенной молодежи.

Люди хотели отказаться от монархического устройства, хотели отказаться от власти капиталистов, верили в том, что они сами смогут построить новое и более справедливое государство.

В итоге правда Луки и Сатина оказалась неравноценной. В стране произошла революция, власть захватили большевики, которые, подобно Сатину, решили отказаться от религии как от лишнего социального звена.

Так что пьеса Горького по-настоящему оказалась пророческой. И в этом состоит гениальность этого произведения русской литературы.

Позиция Сатина

Сатин – это единственный персонаж ночлежки, который пытается сохранять свое человеческое достоинство в нечеловеческих условиях крайней нищеты.

Когда-то он был более значительным человеком (хотя и являлся шулером и картежником), однако потерял свой статус после того, как вступившись за честь сестры, был осужден на лишение свободы сроком на 5 лет.

Лука и Сатин – очень разные. Их различает не столько возраст, сколько убеждения.

Сатин – гуманист, в тяжелых условиях он не потерял веру в людей, он не хочет верить сладким речам Луки, считая, что каждый человек есть «кузнец своего счастья».

Характер Сатина

В характеристике Сатина идёт описание сорокалетнего мужчины, полное имя которого — Константин Сатин.

Он не особо любит рассказывать что-либо о своей жизни. Но из небольших диалогов с другими постояльцами можно узнать, что раньше он был хорошим человеком, работящим, весёлым, образованным, много читавшим, талантливым, ценившим свою семью и заботившимся о ней.

Но, пытаясь сохранить честь собственной сестрёнки, Константин случайно убивает человека. Вскоре попадает в тюрьму, где смог научиться игре в карты и мошенничеству. Из-за судимости никто не хотел брать его на работу, поэтому жизнь окончательно испортилась. Стал выпивать, потерял дом и очутился в ночлежке.

Относится к другим жителям ночлежки довольно прямолинейно. Всегда говорит им всю правду в лицо, пусть даже и неприятную. Мужчина не любит жалость, считает, что она бессмысленна и унизительна.

Думает, что человек сам создаёт судьбу, что он обязан отвечать за все свои поступки. Ведь люди прекрасны и горды, жалость лишь убивает их. Мужчина горд тем, что является человеком. По мнению Сатина быть человеком — означает быть свободным.

Уверен, что человек обязан работать на той работе, которая ему по душе, иначе человек будет несчастен и станет рабом своего нелюбимого труда.

Привык, что окружающие осуждают его, повесив на него ярлык преступника. Поэтому Сатин не хочет исправлять себя и свою жизнь, уверен, что потерян для общества, безнадёжен, мёртв глубоко внутри. Ни к чему не стремится, просто живёт на этой земле и ждёт смерть.

Осознаёт тот факт, что выбраться из этой ночлежки для бедных никому не получится. В характеристике Сатина «На дне» можно выделить и положительные черты:

  • Умеет видеть правду. Мужчина прекрасно понял, что Лука всех обманывает. Нет никакого города с лечебницей для алкоголиков. Это неправда, вымысел, сказочка для наивных.
  • Рассудительный. Сатин рассуждает о жизни, в которой отсутствуют эмоции.
  • Умён. Обитатели признаются, что он неглупый, ведь чтобы выиграть в карты, нужно просчитывать каждый шаг противника, а для этого нужен ум.
  • Весёлый. Мужчина не падает духом, относится ко всему с задором и юмором.
  • Образованный. Он не забыл всего того, что знал раньше. В юности читал много книжек о лжи из жалости. Пытается предупредить остальных о смерти Актёра и остановить Луку, но не получается.

Обитатели ночлежки называют Константина приятным, они не испытывают неприязни или жалости к этому человеку. Отрицательные черты, ярко выделенные в герое:

  • Обманывает. Окружение на улице не желает приближаться к мужчине. Снаружи выглядит как мошенник и шарлатан.
  • Бездельничает. Он не желает трудиться. Говорит, что обременяет эту землю, не делает ничего хорошего и полезного.
  • Бесчестный. Уверен, что честные люди всегда проигрывают, и он может привести людей к голоду и гибели.
  • Немногословен. Когда жители хотят узнать больше о его прошлой жизни — отмалчивается. Или говорит, но кратко, не вдаваясь в подробности. Не хочет ни с кем разговаривать, не успокаивает себя лживыми историями.

Философия Сатина

Спор Луки и Сатина начинается с того, что последний начинает противоречить словам старика. Нет, Сатину не нужно утешение, он ищет активной деятельности. Его правда – это не христианская философия. Сатину ближе позиция атеизма, полагающего, что все находится в руках самого человека, а не зависит от действия высших сил. Сатин не верит в бессмертие человеческой души, ему не нужен Бог, он считает, что оказался «на дне» не потому, что так сложилась его судьба, а потому что поступил благородно и честно и был наказан несправедливо.

«Правда – есть бог человека свободного!», — восклицает Сатин. Он стремится к тому, чтобы построить новое социально справедливое общество свободных людей, которые могли бы жить в гармонии с собой.

Характеристика Сатина и Луки показывает нам, что два эти человека демонстрируют своим примером две совершенно разные позиции, два разных отношения к жизни и пониманию места человека в этом мире.

Позиция Луки – сострадательная, но пассивная, позиция Сатина – активная, преобразовательная, деятельная. В пьесе фактическую победу в споре одержал Сатин, ведь именно Лука покинул ночлежку.

Отношение Константина Сатина к обитателям ночлежки

Сатин – человек прямолинейный. Он всегда говорит правду другим жителям ночлежки, даже если знает,что она им точно не понравится. Больше всего на свете он презирает жалость, как по отношению к себе, так и по отношению к другим. он считает, что каждый человек должен сам творить свою судьбу, быть кузнецом своего счастья.

Герой привык, что все его осуждают, не принимают за нормального человека. Поэтому он и сам поверил в то, что он никчемный и уже мертвый человек.

Сатин – герой, который больше всех остальных отражает позицию автора. Он часто спорит с обитателями ночлежки и о жалости, и о правде. В противовес страннику Луки, считающему, что к правде нужно стремиться, он считает, что правда – это факты, то, что уже произошло. В разговоре с Лукой, в его знаменитом монологе, раскрывается характер Сатина. Он, несмотря ни на что, в отличие от остальных верит в человека, в то, что человек – прекрасное создание, способное вершить самостоятельно свою судьбу. Его трагедия заключается в том, что сам он свою жизнь исправить не может, считает себя потерянным человеком. Однако из всех представленных в ночлежке жителей только он обладает внутренним стержнем.

Сатин часто спорит с другими обитателями ночлежки. Он с яростью стремится убедить своих оппонентов в своей правоте. Его речи всегда яркие, наполнены афоризмами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: