Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы: сочинение

Романтический идеал Человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль».

Центральным образом романтических произведений М. Горького раннего периода является образ героического человека, готового к самоотверженному подвигу во имя блага народа. К этим произведениям относится рассказ “Старуха Изергиль”, которым писатель стремился пробудить в людях действенное отношение к жизни.

Сюжет построен на воспоминаниях старухи Изергиль о своей жизни и рассказанных его легендах о Лар-ре и Данко. В легенде повествуется о смелом и красивом юноше Данко. Он счастлив, что живет среди людей, так как любит их больше себя. Данко мужествен и бесстрашен, его влечет к подвигу благородная цель — быть полезным народу. Когда охваченное страхом, обессиленное странствованиями по непроходимому лесу племя уже хотело идти к врагу и принести ему в дар свою волю, появился Данко. В его глазах светились энергия и живой огонь, народ поверил в него и пошел за ним. Но утомленные трудным путем, люди опять пали духом, перестали верить Данко, и в тот момент, когда озлобленная толпа стала плотнее окружать его, чтобы убить, Данко вырвал сердце из своей груди. “Идем! — крикнул Данко и бросился вперед, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям. Они пошли за ним, очарованные. И Данко вывел их из темного леса на солнечную, свободную землю. Данко проникнут подлинной любовью к людям, готовностью к самопожертвованию. Образ Данко воплощает в себе идеал человека-гуманиста и личность большой духовной красоты.

Положительному образу Данко Горький противопоставляет негативный образ Ларры — образ себялюбца и эгоиста. Он считает себя первым на земле, а на других людей смотрит, как на жалких рабов. На вопрос, почему он убил девушку, Ларра отвечает: “Разве вы пользуетесь только своим? Я вижу, что каждый человек имеет только речь, руки и ноги, а владеет он животными, женщинами, землей и многим еще”. За совершенное им преступление племя осудило Ларру на вечное одиночество. Жизнь вне общества порождает в Ларре чувство невыразимой тоски. “В его глазах, — говорит Изергиль, — было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира”. Ларра был обречен на одиночество и счастьем считал для себя лишь смерть. Идейный смысл рассказа дополняется образом старухи Изергиль. Ее воспоминания о своем жизненном пути — тоже своеобразная легенда о смелой и гордой женщине. Старуха Изергиль выше всего ценит Свободу. Она с гордостью заявляет, что никогда не была рабой. Изергиль с восхищением говорит о любви к подвигу: “Когда человек любит подвиги, он всегда умеет их сделать и найдет, где это можно”. В рассказе “Старуха Изергиль” Горький рисует исключительные характеры, возвеличивает гордых и сильных духом людей, для которых свобода превыше всего.

2. Почему встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».)

И. С. Тургенев в своих произведениях подвергал героев двум проверкам: проверке любовью и проверке смертью. Почему он выбрал именно эти испытания?
Я думаю, потому что любовь — это самое чистое, самое высокое и красивое чувство, перед ним раскрываются душа и личность человека, показывая свои истинные качества, а смерть — это великий уравнитель, к ней как к неизбежному нужно быть готовым и уметь умереть достойно.
В сочинении я хочу решить, выдержал ли Евгений Базаров, главный герой романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”, первую проверку — проверку любовью.
В начале романа автор представляет нам своего героя как нигилиста, человека, “который не склоняется ни перед какими авторитетами, который не принимает ни одного принципа на веру”, для которого романтизм — это чушь и блажь: “Базаров признает только то, что можно ощупать руками, увидеть глазами, положить на язык, словом, только то, что можно освидетельствовать одним из пяти чувств”. Поэтому душевные страдания он считает недостойными настоящего мужчины, высокие стремления – надуманными и нелепыми. Таким образом, “. отвращение ко всему отрешенному от жизни и улетучивающемуся в звуках составляет коренное свойство” Базарова. И этот человек, отрицающий всё и вся, влюбляется в Анну Сергеевну Одинцову, богатую вдову, умную и загадочную женщину. Сначала главный герой гонит от себя это романтическое чувство, прикрываясь грубым цинизмом. В разговоре с Аркадием он спрашивает об Одинцовой: “Это что за фигура? На остальных баб не похожа”. Из высказывания видно, что она заинтересовала Базарова, но он всячески пытается опорочить ее в своих глазах, сравнивая с Кукшиной, вульгарной особой.
Одинцова приглашает обоих друзей к себе в гости, они соглашаются. Базаров замечает, что Аркадию нравится Анна Сергеевна, но пытаемся быть равнодушным. Он ведет себя очень развязно в ее присутствии, потом смущается, краснеет, и Одинцова замечает это. Аркадий в течение всего пребывания в гостях удивляется неестественному поведению Базарова, потому что тот не говорит с Анной Сергеевной “о своих убеждениях и воззрениях”, а толкует о медицине, о ботанике и т. п.
Во второй приезд в имение Одинцовой Базаров очень волнуется, но пытается сдержаться. Он все больше понимает, что испытывает какое-то чувство к Анне Сергеевне, но это не сходится с его убеждениями, ведь любовь для него — это “белиберда, непростительная дурь”, болезнь. В душе Базарова бушуют сомнения и злость, чувство к Одинцовой мучает и бесит его, но все-таки он мечтает об ответной любви. Герой с негодованием сознает романтика в самом себе. Анна Сергеевна пытается вызвать его на разговор о чувствах, и он с еще большими презрением и равнодушием высказывается обо всем романтическом.
Перед отъездом Одинцова приглашает Базарова к себе в комнату, говорит о том, что у нее нет цели и смысла в жизни, и хитростью вытягивает из него признание. Главный герой говорит, что любит ее “глупо, безумно”, по его виду понятно, что он готов на все ради нее и ничего не боится. Но для Одинцовой это лишь игра, ей нравится Базаров, но она не любит его. Главный герой в спешке покидает имение Одинцовой и едет к родителям. Там, помогая отцу в медицинских исследованиях, Базаров заражается тяжелой болезнью. Осознавая, что скоро умрет, он откидывает все сомнения и убеждения и посылает за Одинцовой. Перед смертью Базаров прощает Анну Сергеевну и просит позаботиться о его родителях.
В романе “Отцы и дети” главный герой выдерживает проверку любовью, в отличие от героев остальных произведений И. С. Тургенева. Базаров жертвует всем ради любви: своими убеждениями и воззрениями, — он готов к этому чувству и не боится ответственности. Но здесь ничего не зависит от него: он полностью отдается чувству, охватившему его, но ничего не получает взамен — Одинцова не готова к любви, поэтому отталкивает Базарова.
В романе “Отцы и дети” И. С. Тургенев находит героя, которого так долго искал, героя, выдержавшего проверку любовью и смертью.

Читайте также:
История написания и идея романа Мать: сочинение

. Билет № 4

1. Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого).

2. Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека в пьесе М. Горького «На дне».

Ответы:

1. Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого)

Наверное, в жизнь каждого человека рано или поздно приходит любовь. Кому-то она приносит радость и счастье, кому-то — горечь неразделенного чувства, а для кого-то становится источником страданий от невозможности удержать это чувство.

Не перечесть всех удивительных и тончайших оттенков любви.

Гениальный художник А. С. Пушкин имел удивительный талант — умение чувствовать любое движение сердца, передавать все оттенки чувств человека в своих стихах:

Могу ль на красоту взирать без умиленья,

Без робкой нежности и тайного волненья.

Через всю жизнь Пушкин пронес поклонение красоте, воплощением которой была для поэта Женщина. Наверное, именно поэтому так многообразна в пушкинской лирике тема любви.

В жизни поэта было немало увлечений: и мимолетных, и более глубоких, и таких, которые буквально переворачивали его жизнь. И каждое рождало в душе поэта стихи.

Гимном высокому и светлому чувству Любви стало стихотворение Пушкина “Я помню чудное мгновенье. “, посвященное А. П. Керн. Здесь, в Михайловском, Анна Петровна и Александр Пушкин увиделись спустя шесть лет после их первой встречи.

Стихотворение начинается с воспоминания о дорогом и прекрасном образе, о “мимолетном видении”, на всю жизнь вошедшем в сознание поэта. Это сокровенное воспоминание согрето таким трепетным и горячим чувством, что мы невольно приобщаемся к этому благоговейному преклонению перед святыней красоты. Всецело отдаваясь охватившему его чувству, поэт предает забвению мелкие житейские заботы, “тревоги шумной суеты”, считая их ничтожными, да и ненужными, когда речь идет о любви:

В томленьях грусти безнадежной,

В тревогах шумной суеты

Звучал мне долго голос нежный

И снились милые черты.

Поэт воссоздает иной настрой чувств и мыслей в период ссылки. В памяти его милые, небесные черты не стираются, а “голос нежный” все так же звучит, только, быть может, чуть более приглушенно:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

И вдруг, “душе настало пробужденье, и вот опять явилась ты. “. И дальше — внезапно воскресшее чувство, порыв чувств, захвативших все существо поэта.

Удивительно, что самые обычные, привычные, часто употребляемые нами слова в стихотворении Пушкина дают ощущение необыкновенного счастья, радости, любви.

Именно эту “песнь торжествующей любви” услышал в стихотворении Пушкина композитор М. И. Глинка, написавший на стихи поэта романс. Судьбе было угодно распорядиться так, чтобы романс был посвящен композитором дочери Анны Петровны Керн.

Так любовь соединила стихи и музыку, создав гимн чистому и высокому чувству.

Среди жемчужин любовной лирики Пушкина выделяется еще одно стихотворение — “Я вас любил”.

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем;

Но пусть она вас больше не тревожит;

Я не хочу печалить вас ничем.

Кому посвящены эти строки? Онегиной? Наталье Гончаровой? Это осталось тайной поэта. Безусловным остается одно: то высокое чувство, пережитое и переданное нам поэтом, было и остается воплощением истинного благородства и человеческого достоинства. Эти строки — пример уважения свободы чувств любимой, истинного мужества любящего человека отказаться от своего счастья во имя счастья любимой. А. С. Пушкин знакомится с семьей М. С. Воронцова. Блестящая графиня Елизавета Ксаверьевна Воронцова вводит поэта в свой салон, где он был принят просто, искренне, с любовью. Рядом с этой умной, красивой женщиной Пушкин был всегда оживлен, весел. Он любил и был любим!

Когда, любовию и негой упоенный,

Безмолвно пред тобой коленопреклоненный,

Я на тебя глядел и думал: ты моя, —

Ты знаешь, милая, желал ли славы я.

Любовь эта оставила глубокий след в лирике поэта и подарила миру прекрасные строки:

. Но я любим. Наедине со мною

Ты так нежна! Лобзания твои

Так пламенны! Слова твоей любви

Так искренно полны твоей душою!

Вскоре наступила развязка: по приказу царя Александр Пушкин уезжает на север, в имение родителей, под надзор местных властей. Во время одиноких прогулок Пушкин с грустью вспоминает прекрасную Элизу Воронцову, их встречи, последнее свидание.

Безмолвным свидетелем пережитого был подарок Воронцовой — таинственный перстень-талисман:

Храни меня, мой талисман,

Храни меня во дни гоненья,

Во дни раскаянья, волненья:

Ты в день печали был мне дан.

В последнем послании Елизавета Ксаверьевна просила Пушкина уничтожить все ее письма. Он исполнил ее просьбу: от писем остался только пепел и чудесные горькие стихи:

Прощай, письмо любви! прощай: она велела. Как долго медлил я! как долго не хотела Рука предать огню все радости мои. Но полно, час настал. Гори, письмо любви.

Мария Раевская, Елизавета Воронцова, Анна Керн, Екатерина Ушакова, Наталия Гончарова.

Благодаря им вспыхивало сердце поэта, благодаря им мы и сегодня можем с трепетом произносить стихи поэта. Всю гамму человеческих чувств отражают они: легкую, беспечную влюбленность, восторженную радость ответной любви, горечь неразделенной любви и угасающего чувства.

Любовная лирика Пушкина — это отражение его жизни. Это отражение того, что действительно было прочувствовано и пережито поэтом. Но каким бы ни было его чувство, оно обязательно несет на себе отсвет душевного благородства и нравственной чистоты.

Поэтому любовная лирика поэта пробуждала и еще будет пробуждать “чувства добрые” у многих поколений.

Белинский писал о Пушкине: “. читая его творения, можно превосходным образом воспитать в себе человека, и такое чтение особенно полезно для молодых людей обоего пола. Ни один из русских поэтов не может быть столько, как Пушкин, воспитателем юношества, образователем юного чувства”.

В заключение хотелось бы привести несколько строчек собственного сочинения, которые служили бы обобщением темы. Возможно, они не совсем совершенны, но идут от души, от сердца и посвящаются великому поэту Александру Пушкину:

Твоя любовь любому чувству может быть примером,

Хоть не всегда в любви ты постоянен был.

Но ангел в виде милой, чистой девы —

Всю жизнь тебя он бережно хранил!

Читайте также:
Характеристика образа Актера: сочинение

2. Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека в пьесе М. Горького «На дне».

В начале XX века Максим Горький создает свои первые пьесы – “Мещане”, “Дачники”, “Дети солнца”, среди них и пьеса “На дне”, которая была опубликована в 1902 году. Предметом изображения в драме становится сознание людей, выброшенных на “дно” жизни в результате глубинных социальных процессов в русском обществе на рубеже XIX и XX веков.

В самом названии пьесы уже заложен глубокий смысл: люди, которых изображает М. Горький, оказались на дне жизни, их существование в ночлежке Костылева ничтожно и чудовищно. Но читатель видит лишь результат общественных неурядиц, столь трагично отразившихся в жизни людей, но не сами эти столкновения, которые вынесены за пределы сцены и о которых мы узнаем лишь из диалогов горьковских персонажей. Каждый из героев пьесы в прошлом пережил свою неудачу, в результате которой и оказался в таком жалком положении. Так, например, из разговора Бубнова и Луки читателю становится известно, что в прошлом Бубнов был женат и как-то между супругами начался конфликт из-за того, что жена “связалась с мастером” и решила одолеть Бубнова. Дошла эта история до того, что сам Бубнов задумал убить свою супругу; но, по его словам, вовремя спохватился и ушел, таким образом спасшись от тюрьмы. И оказался он в ночлежке Костылева. Сейчас Бубнов – шулер, зарабатывает тем, что ворует и обманывает, о себе же честно говорит: “Как начну я заливать – весь пропьюсь, одна кожа останется. И еще -ленив я. Страсть как работать не люблю. “

О Сатине читатель узнает лишь то, что он отсидел в тюрьме четыре года и семь месяцев за убийство “подлеца в запальчивости и раздражении” из-за родной сестры. Сейчас, как почти все обитатели ночлежки, пьет, играет в карты, ворует.

О Бароне становится известно, что он выходец из довольно знатной дворянской семьи, что дед его, Густав Дебиль, занимал высокий пост при Николае I и был очень богат. Про себя же барон рассказывает следующее: “Учился – носил мундир дворянского института. Женился – одел Фрак, потом – халат. Прожил все, что было, – носил какой-то серыйпиджак и рыжие брюки. Служил в казенной палате. растратил казенные деньги,- надели на меня арестантский халат. потом- одел вот это. ” Именно условия “дна”, в которых оказались герои, уравнивают бывшего аристократа Барона с шулером Бубновым, с вором Васькой Пеплом, с падшей девушкой Настей и другими постояльцами ночлежки семьи Костылевых, члены которой и сами не так уж далеко в общественном плане ушли от своих обитателей.

М. Горький не приемлет то равнодушие, с которым герои его пьесы “На дне” относятся друг к другу и к самим себе, их озлобленность на весь мир и жестокость. Например, смерть исстрадавшейся за всю свою тяжелую жизнь Анны, жены слесаря Андрея Митрича Клеща, совершенно не тронула обитателей ночлежки, наоборот, Бубнов сказал, что она, наконец-то, не будет кашлять и мешать всем. Равнодушие к самим себе проявляется в том, что эти люди не хотят (или не могут?) ничего сделать, чтобы хоть немного улучшить свое положение, они смиряются со своим трагическим существованием на “дне” жизни. Из-за чудовищности социальных условий происходит нравственное оскудение героев пьесы. Даже такое возвышенное чувство, как любовь, ведет не к обогащению личности, а к смерти, увечью, каторге. Постепенно формируются общие для всех ночлежников черты сознания: неприятие действительности и в то же время пассивное отношение к ней.

Герои пьесы “На дне” слабы и не способны противостоять безжалостным жизненным обстоятельствам. Хотя М. Горький и показывает, что с появлением Луки, такого же нищего, “беспачпортного”, оказавшегося на “дне” жизни, как и все остальные, но доброго, способного пробудить в душах ночлежников что-то светлое, подарить надежду, происходит некоторое возрождение: Актер бросает пить, начинает собирать деньги, чтобы поехать лечиться от алкоголизма, а затем заняться актерским делом; Настя мечтает о настоящей, светлой любви; Васька Пепел хочет поехать с Наташей в Сибирь, чтобы начать жить заново. Но с исчезновением Луки вера в свои силы у героев пропадает, они остаются все в той же ночлежке Костылевых, продолжают играть в карты, пьянствовать, воровать. И именно за неспособность противопоставить свою волю сложившимся обстоятельствам автор адресует своим героям главные обвинения.

М. Горький в драме “На дне” продолжает сложившиеся традиции критического реализма. Это проявляется в его негативном отношении к социальным сторонам жизни и во многом к героям, в эту жизнь погруженным и поддавшимся ее давлению. Последний акт пьесы заканчивается смертью. Уход из жизни Актера – шаг человека, не выдержавшего правды. Но и оставшихся в ночлежке с трудом можно назвать живыми, прозябание босяков мало чем отличается от смерти.

Дата добавления: 2015-04-18 ; просмотров: 66 ; Нарушение авторских прав

Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенное понятие человеческого в личности. В рассказе противопоставлены два легендарных сюжета и герои с диаметрально противоположными жизненными позициями. Герой первой легенды — Ларра, сын женщины и орла. Он лишь внешне похож на человека, являясь при этом сеятелем смерти и противопоставляя себя жизни. Бездумное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, — все это обесценивает и гордость, и красоту, изначально было присущие Ларре. Ларра — воплощенная бездуховность: только себя он мнит совершенным и губит неугодных ему: «Я убил ее потому, мне кажется, — что она меня оттолкнула… А мне было нужно ее я один… я не поклонюсь никому в жизни… ибо первый в ней я!» Нарушив закон бытия: «за все, что человек берет, он платит собой: своим умом и силой, иногда — жизнью», Ларра лишается человеческой судьбы: он не умирает, а перестает быть. Попытка самоубийства неудачна: земля отстраняется от его ударов. Все, что осталось от него, — тень и имя «отверженный»: «он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает речи людей, ни их поступков — ничего». Судьбу Ларры определил суд человеческий. Суть наказания — отторжение от людей.

Герой второй легенды — Данко, сын человеческий. От глубокого сострадания к соплеменникам, жившим без солнца, в болотах, потерявшим волю и мужество, к их погибающим душам и зажегся в сердце Данко огонь любви к ним, а вспыхнувшая в них злоба к смелому юноше, когда он вел их к свету, стала причиной разгорания этой искры до яркого факела, осветившего им путь. Но не только боль за несчастных, темных людей превратила обычного человека в подвижника. Источник его подвига — глубокая вера в возможность пробуждения в соплеменниках человеческого начала. «Горящее сердце» символизирует заключительную фазу подвига Данко. Но начинается он с того, что трусливым мыслям о преимуществе рабского существования перед смертью герой противопоставляет идею преодоления несчастий активным действием. Уже тогда люди увидели, что «он лучший из всех, потому что в очах его светилось много силы и живого огня», — потому-то и пошли они за ним, что «верили в него». Писатель наделяет обычного человека почти божественной силой.

Читайте также:
Анализ 4 действия пьесы М. Горького «На дне»: сочинение

Смысл деяний Данко — установление нового порядка, новых законов бытия человека среди людей. Поэтому и ведет он свой народ из тьмы, холода и смерти — хаоса — к свету, солнцу, теплу — к гармонии. Но его подвиг по-настоящему не понят соплеменниками, забывшими о своем вожаке и спасителе. «Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца Данко, стараясь убить даже память о нем. Видимо, память о Данко, честном и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и нравственной низости. в) В обеих легендах люди племени воплощают ту самую «томительно бедную жизнь, лишенную благородных порывов, духовных взлетов». Им противопоставлены герои сильные и свободные, но эти герои противопоставлены и друг другу. Ларра использует свою силу во зло людям, и потому, даже обретая бессмертие, он страдает. Данко отдает свою жизнь во имя людей и, умирая, испытывает истинную радость. «Голубые искры в степи» и «бесплотное облачко» — эти явления наблюдают автор и старуха, и они явились поводом к рассказу двух легенд о славе Данко и бесславии Ларры.

Между двумя легендами в рассказе показана история жизни Изергили. Она тоже романтическая героиня, идеал ее — свобода. Она гордый человек, живет так, как ей хочется. Ради любимого человека она способна на подвиги самопожертвование. В этом она близка Данко. Вся жизнь ее — поиск любви, а по сути попытка найти в жизни личность яркую, способную на смелый поступок. Но реальный мир небогат такими людьми, и поиск оказался бесплодным.

Слабость, бесцветность окружающих людей иссушили эту некогда красивую женщину, но не убили ее мечту о гордом человеке.

«В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам», — делится Изергиль с рассказчиком своей сокровенной мыслью. Да и сам автор верит в это, изображая великолепные картины природы, окружающей героев, и гордые, красивые фигуры молдаван: «Они шли, пели и смеялись; мужчины — бронзовые, с пышными, черными усами и густыми кудрями до плеч… женщины и девушки — веселые, гибкие, с темно-синими глазами, тоже бронзовые». В ранних романтических произведениях Горького формируется концепция личности, которая получит свое развитие в более поздних произведениях писателя.

Сочинение по рассказу Старуха Изергиль Горького

Гениальное произведение под названием «Старуха Изергиль» написано русским и советским писателем Максимрм Горьким. Не мало смысла заложено в нем.

Но какова же основная идея и мысль произведения? В течении повествования Максим Горький уместил в две истории, из которых состоит произведение. Первая – это история о Ларре, вторая – о Данко. Каждая из них участвует в раскрытии авторской мысли.

Старуха лежит на горячем песочке и греет свои уставшие от жизни косточки. Тут она начинает рассказывать автору истории из своей молодости, тот в свою очередь, доносит их к читателю.

Повествование о Ларре начинается с того, что был гордый орел и он прилетел в деревню. Выбрал самую красивую девушку и сделал ее своей женой. Скоро она родила сына и через время вернулась в деревню уже со взрослым парнем. Это был гордый юнец, с красивым телом и глазами. У него отсутствовало уважение ко старшим людям, да и вообще он брал все, что хотел, даже если это было неправильно. Однажды он убил девушку, оттолкнувшую его. Такой поступок достоин жестокого наказания, и он получил его. Ларра за гордость был обречен на бессмертное одиночество. Чему учит эта история? Не быть гордецом, уважать старших, иначе можно обречься на страшную кару.

История о Данко иная. В ней отрицательные персонажи – глупые и неблагодарные люди. Люди жили на землях, но пришло другое племя, сильнейшее за них. Оно прогнало их. Те ушли в лес с ядовитыми газами и умирали постепенно. Многие начали подумывать, что лучше им вернуться и подчиниться. Тут из толпы возник прекрасный отважный юноша, Данко. Он вызывался вести люд на новые земли. Они шли через густые леса и умирали многие. Вскоре они начали винить юношу, что все это происходит из-за него. Они хотели сгруппироваться и лишить Данко жизни. Тут юноша поглядел на них, и ему стало настолько жалко этих несчастных существ, что внутри его что-то воспламенило. Это было сердце. Данко вырвал свое пламенное сердце из-за желания помочь этим неразумным существам. Умер. Но мир был освещен этим прекрасным пламенем. Вот о чем история о Данко.

Великий писатель Максим Горький дает ярчайшее словесное описание двух видов людей, их поступков и последствий. Необходимо после прочтения произведения делать определенные выводы. Особенно после прочтения книг великого творца слова Максима Горького.

2 вариант

Максим Горький большую часть жизни провел странствуя. Во время одного из таких поездок по южной Бессарабии ему пришла мысль написать рассказ «Старуха Изергиль».

Главными героями в рассказе у М. Горького выступают: Ларра, Данко и сама старуха Изергиль. В этом рассказе три повести: предание о Ларре, рассказ Изергиль о себе и придание, о Данко. В романе М.Горького «Старуха Изергиль» чувствуется тонкая нотка романтики. Сюжет этих легенд не связан друг с другом, но есть общая идея о ценности человеческой жизни.

Старуха Изергиль – цыганка, которая рассказывает истории о Данко и Ларре путнику.

Первый рассказ о Ларре – сыне орла и обычной женщины. Он своенравный, грубый, эгоистичный. Он считает себя лучше всех, презирая людские законы. Когда дочь старейшины отказала ему в любви он убивает её. За такой поступок его наказывают изгнанием и бессмертием. Но его это не пугает, он свободолюбив. В конце он иссыхает и превращается в тень.

Второй рассказ автобиографичен. Старуха Изергиль повествует путнику о своей молодости. В этом рассказе можно прочувствовать близость с первым рассказом. В молодости Изергиль была красива, беспечна и много путешествовала. Но за её красотой скрывалась легкомысленность. Она пользовалась чувствами людей. Множество мужчин были отвергнуты ею. Её ничто не могло остановить, когда она любила, а когда бросала, то бросала окончательно и бесповоротно. А когда Изергиль влюбилась, то была отвергнута. Она рисковала жизнью ради своего любимого, но он предложил ей свою любовь в качестве благодарности, ей этого было мало. Ей не нужна была любовь за благодарность.

Читайте также:
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века.: сочинение

Вся её жизнь, которая была легкомысленной и пустой, прошла так же быстро, как и молодость, но Изергиль уверенна, что провела жизнь не зря. Слушая этот рассказ задумываешься о том, что она провела эту жизнь как Ларра не найдя истинной любви.

Третий рассказ о Данко, он отважен и самоотвержен. Ценой своей жизни он спас племя. Вырвав сердце, он осветил дорогу людям. Но его подвига не оценили, и затоптали огоньки горящего сердца. Данко, в отличие от Ларра и Изергиль постиг смысл бытия. Он был действительно счастлив.

Произведение написано в жанре рассказ в рассказе. Читая произведение, понимаешь, что молодость не вечна и человека помнят по поступкам. И каждый выбирает как прожить свою жизнь.

Сочинение 3

Рассказ «Старуха Изергиль» состоит из трех разных историй – из двух легенд и одного рассказа.

В легенде о Ларри автор знакомит нас с нетипичным персонажем, с юношей, отцом которого является орел. Через его образ автор осуждает такие пороки как нарциссизм и эгоизм. Ларра считал себя настолько особенным, что не задумываясь лишил девушку жизни, только за то, что ее отказ оскорбил его, за то, что она отказалась выполнить его каприз.

Соплеменники были настолько возмущены случившимся, что решили немедленно наказать самовлюбленного юношу. Наказанием его стали одиночество и свобода. Выслушав свой приговор и не увидев в нем наказания он лишь рассмеялся. Позже он понял какая это ужасная кара тысячи лет жить в одиночестве и напрасно искать смерти. Тем самым Горький наводит читателей на мысль, что когда ты одинок свобода ничего не стоит, жизнь превращается в каторгу.

Персонаж следующей легенды антипод Ларры. Он готов пожертвовать собой ради других. Данко жил в лесной глуши среди племени. Он был красив собой и смел. Однажды он пообещал соплеменникам, что выведет их из топких болот и темных лесов к свету. Путь был долог, люди начали сомневаться, что смогут выбраться и начали ругать Данко за столь безответственное решение. И тогда, чтобы осветить путь Данко вырвал свое пылающее, как солнце, сердце. Несмотря на то, что он ценой своей жизни вывел соплеменников из болот они так и не смогли по достоинству оценить его поступок. Один из них «по неосторожности» даже наступил на тлеющие угольки его самоотверженного сердца, чтобы совсем ничего не напоминало о подвиге Данко. О нем очень быстро забыли, ведь если бы люди продолжали помнить о Данко им пришлось бы помнить и о собственном малодушии.

В перерыве между легендами автор повествует историю старухи Изергиль, которая всю свою жизнь провела в плену страстей. Многие мужчины любили ее, а многие из – за нее даже погибли. Но непонятно любила ли сама Изергиль хоть кого – то из них по – настоящему. Подобно Ларра она считала, что ей все должны потакать и использовала людей исключительно в своих интересах. Она не думала не о ком, кроме себя, ее не заботили чувства других. Но однажды настал ее черед платить за свои поступки. Она полюбила, но чувство это не было взаимно. Она оказалась на месте тех, кого использовала. Она поняла, что в жизни всегда должно быть место подвигу и что она может быть полноценной только если человек живет не ради удовлетворения собственных потребностей, а во имя близких людей.

Вариант 4

Максим Горький – русский и советский классик, чьи произведения до сих пор изучаются, читаются и цитируются. В чем причина? Она довольно очевидна. Волнующие сюжеты, интересные образы, индивидуальный стиль написания. Помимо этого, автор затрагивал некоторые эпические элементы в своих произведениях, в частности, в рассказе «Старуха Изергиль».

Структурное подразделение состоит из двух частей: о Ларре, и о Данко. Поучительных истории зачинает пожилая женщина.

Часть о Ларре начинается со следующих событий. В деревушку прилетает огромный орел с весьма тривиальной целью. Похитить одну из местных девиц и сделать ее своей женой. Плодом их связи стал молодой красавец, с которым «птичья жена» вернулась в свою обитель. Он выглядел как Аполлон, но вместе с красотой в нем умещалось много гордости. Как-то он умертвил девушку, отвергшую его. Наказание было суровым: Ларра был отлучен от цивилизации и обречен на вечное уединенное скитание.

Следующая часть посвящена некому Данко. В мире Данко люди невежественны и неблагодарны. Враждебное племя погнало его с занятых территорий. И тут является герой. Данко. Он предлагает двигаться на неизведанные земли, чтобы и дальше племя могло существовать. Путь был нелегок. Многие умирали в дороге. Рос ропот, направленный против юноши. Возникла идея убить молодого поводыря и вернуться на старые занятые территории. Данко был по-настоящему взбешен пассивностью окружающего общества и решил пойти на кардинальные меры; вырвать себе сердце и осветить дорогу идущим свои пламенным светом.

Часть о Ларре учит тому, что никогда нельзя отворачиваться от общества, нужно служить ему верой и правдой, отвергнув личные мотивы, продиктованные гордостью и эгоистичностью. В противном случае, индивид обречен на вечное одиночество.

Вторая часть о жертвенности. Она диктует то, что для общего блага нужно уметь пожертвовать собой. Личное не так важно, как общественное. Только общими жертвенными усилиями можно достигнуть больших результатов. Здесь стоит вспомнить и о героях войны, и героях труда, которые жертвовали личное время, здоровье, а порой жизнь ради общей победы.

Сочинение по произведению Старуха Изергиль

Не мало звезд блестит на небе русской литературы, и одна из них – это известный гениальный писатель по имени Максим Горький (Алеша Пешков). За свою достаточно долгую жизнь автор много событий исторических пережил и написал большое количество произведений, что почитаются и пользуются непритворным уважением даже у современных критиков.

Одним из знаменитых творений Горького, которое изучается в средних классах школы, является произведение под названием «Старуха Изергиль». Сочинение-рассуждение по этому творению представлено в данном тексте.

Что же это за произведение? Почему оно так называется? Какие мысли желал донести Максим Горький к своим верным читателям?

Повествование начинается с того, что автор лежит на берегу моря, отдыха от тяжелой работы. В этот момент он знакомится с женщиной по имени Изергиль. Она весьма стара, потому-то он имеет право назвать ее старухой. Благодаря своему возрасту, старуха имеет большой жизненный опыт и знает очень много интересных и поучительных историй.

Читайте также:
Пьеса На дне М. Горького как философская драма: сочинение

Она делится с автором двумя из них, каждая из которых может быть достаточно полезна и интересна его читателям. Каждая из них несет глубокий смыл и чему-то учит или подталкивает на размышления.

Герой одно из историй – это сын птицы и человеческой женщины, который вырос существом самодовольным, напыщенным, не привыкшим к отказам. Из-за этого он пострадал. Он убивает девушку, что не ответила юноше взаимной любовью. Местные старейшины решают не убивать и не закидывать камнями преступника на обречь его на бессмертное одиночество. Мне кажется, что это действительно более жесткое наказание, чем лишение жизни. И герой это понимает. Поучительность данной истории заключается в том, что за горделивость, самодовольство и неуважение к старшим можно быть справедливо наказанным. Также поднимаются проблемы здоровой гордости, чести и горделивости.

Вторая история повествует о юноше с горящем сердцем, что вырвал его из себя, дабы осветить путь другим людям. Жаль, что те в силу своей глупости не смогли того оценить и понять. Юношу звали Данко. Эта история учит тому, что иногда приходится жертвовать собой, своей жизнью на благо всего общества.

Также читают:

Картинка к сочинению По рассказу Старуха Изергиль

Популярные сегодня темы

Рассказ А.П.Чехова «Душечка» является одним из последних и одним из самых великий повествований автора. Главная героиня Ольга, Семеновна Племянникова, живет с родителями в домике неподалеку от сада «Тиволи»

Замечательное произведение, поразившее всех читателей до самой глубины души, которое называется «Слепой музыкант», написано знаменитым русским писателем Валентином Галактионовичем Короленко

Одним из главных героев поэмы является рыцарь Оливье, друг Роланда. Безрассудному характеру Роланда противопоставляется рациональный разум Оливье. Когда им угрожает опасность, Оливье несколько раз пытается

Когда думаешь над этим вопросом, так и хочется сказать, что одинаково важно и самому испытать любовь, и стать объектом чьей-то привязанности. Совсем идеальной была бы ситуация, при которой ты любишь того, кто любит тебя

Добрый человек, чтобы его так и называли, должен обладать кучей качеств. Заслужить такое «звание» не так-то просто! Ведь не может же добрый человек быть жадным, например. Мне кажется, что нет…

Сочинение: Романтизм в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Романтизм в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» принадлежит к одним из самых ярких произведений романтизма. Это направление в литературе, главным героем которого является необычный герой, не принятый обществом. Немалую роль в романтизме занимает природа. Она как будто бы оживает и становится еще одним персонажем произведения. Основная функция природы – отобразить чувства и настроения главного героя.

И все же эпоха романтизма достигла пика в первой половине XIX века, а рассказ Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1895 году, когда литературу полностью захватил критический реализм. Наверное, именно поэтому ранние романтические произведения Горького зазвучали в литературе по-новому и были восприняты, как что-то необычное.

Главными романтическими признаками рассказа «Старуха Изергиль» являются три образа: это сама старуха, Ларра и Данко. Это произведение состоит из трех частей. В первой старуха рассказывает легенду о Ларре, во второй – о своей жизни и в третьей – о прекрасном Данко. Все они не просто так размещены именно в этой последовательности. Рассмотрим ближе романтический образ Ларры.

Из текста нам известно, что он сын орла и красивой девушки. Ларра воспринимает себя как человека, стоящего гораздо выше других людей. Он необычайно горделив и эгоистичен, считает всех вокруг рабами и даже позволяет себе убить ни в чем не повинную девушку. Один из мудрецов наказывает его одиночеством. Сначала тот рад такой свободе, но потом Ларра жаждет только одного – смерти, но даже и убить его никто не хочет. Он так и остается блуждать грустной тенью одиночества на всю жизнь. Этот персонаж не совсем типичный для романтизма, ведь герой этого стиля обычно противостоит грозной толпе, которая не воспринимает его таким, каким он есть. Здесь же толпа более положительна, нежели сам Ларра.

Между историями о Ларре и Данко стоит рассказ старухи Изергиль о собственной жизни. Когда она была молода и полна сил, то умела любить и быть любимой. Иногда она эгоистически пользовалась страстным чувством мужчин, испытываемым к ней. Но бывало и так, что сама она безудержно влюблялась, и тогда уже именно Изергиль оказывалась тем любящим человеком, способным на все. Ее озорной и лучистый смех всегда был с ней по молодости. Изергиль побывала во многих странах и повидала немало людей. Сейчас, сидя у моря, вспоминая о своем прошлом, рассказывая интересные легенды, которых старуха знает немало, она является символом мудрости, жизненного опыта и спокойствия. Главный герой, смотря на нее, открывает для себя кладезь веков, уходящий в небытие.

Еще одна легенда о романтическом герое Данко звучит в последней главе. Данко – это типичный персонаж романтизма. Он смелый и красивый. Его главная любовь – это народ. Он абсолютно бескорыстный, альтруистический. Данко ведет за собой народ, уберегая его от тревоги и неизвестности ожиданий. В конце концов, люди, не видя просвета в темном лесу, перестают верить своему герою.

И тогда он делает невозможное: раскрывает свою грудину, вытаскивает сердце, и оно становится для них светильником в ночи. Данко таки выводит народ из мрака, но в конце, как и любой романтический герой, погибает. Мне он очень напоминает библейского Моисея, который сорок лет водил людей по пустыни, а когда привел к земле обетованной, то сам не ступил на нее, а только увидел.

Старуха Изергиль рассказывает о Данко с особой любовью. Недаром она поставила свою историю между двумя легендами об эгоисте Ларре и альтруисте Данко. В самой старухе объединяются качества этих персонажей. С одной стороны, она эгоистическая личность, которая не искала одобрения в глазах других, радовалась поклонению ее молодости и красоты и содействовала тому, чтобы все вокруг влюблялись в нее. Вспомним хотя бы, как она одним взглядом заставила турка забрать ее к себе во дворец, а потом извела его сына, который был младше Изергиль вполовину.

С другой стороны, в ней немало и от Данко. Она волевая, сильная, умеет искренне любить, отдавая этому чувству всю себя. Об этом свидетельствует красочный эпизод, где женщина отправляется на поиски любимого поляка. Она не сдается и идет до конца, пока он не вышел на свободу. Ей совсем неважно, какую цену придется заплатить за эту любовь, которая оказалась подделкой в красивой этикетке со стороны мужчины. Данко – это идеал старухи, к которому она шла всю жизнь, а Ларра – то, от чего она пыталась избавиться.

Читайте также:
Первая проблема пьесы На дне — философский спор о правде: сочинение

Естественно, как и в любом романтическом произведении, в рассказе Максима Горького особое место занимает пейзаж. В начале произведения перед нами постает прекрасное море, интересно, что время позднее – ночь. Это пора всегда была другом романтиков, она скрывала их слезы, укрывала темным одеялом и нашептывала истории о счастливом и прекрасном будущем. Здесь же старуха рассказывает о событиях, которые уже произошли. Их нельзя поменять, но важно помнить.

Ночь – все та же романтическая пора любви, поэтому у Горького молодые молдаванки танцуют и смеются у моря. То есть в рассказе звучат виталистические мотивы, призывающие к полному ощущению жизни и воли. И, конечно же, дополняет романтический образ девушек безудержное, рисковое, свободное море. В самых легендах природа также раскрывает характеры персонажей. Например, темный лес, из которого выводит Данко народ, символизирует их непросвещенность. Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» соединяет в себе художественные особенности двух стилей: романтизма и реализма. И все же это произведение основано именно на романтических началах, ведь герои обладают сильными и необычными характерами и поставленные в нетипичные ситуации, которые побеждают их.

Сочинение на тему «Романтический идеал человека в рассказе «Старуха Изергиль»

Рассказ «Старуха Изергиль» относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Писателя здесь интересует не проявление индивидуального характера героя, а обобщенные черты идеального человека. Итак, в рассказе представлены три героя, у каждого из которых своя жизненная философия: Ларра, сын женщины и орла, Данко, сын человеческий, и старуха Изергиль, современница повествователя.

Ларра – воплощенная бездуховность. Он мнит себя совершенным, поэтому губит неугодных ему: «Я один… я не поклоняюсь никому в жизни… ибо первый в ней я!» Бездумное следование инстинкту, стремление к достижению цели любой ценой, существование, лишенное прошлого и будущего, – все это обесценивает и гордость, и красоту, изначально присущие Ларре.

Внимание!

Если вам нужна помощь с академической работой, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 экспертов готовы помочь вам прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

Он не мог и не хотел идти на компромисс, не попробовал приспособить свои желания к законам общества. Эгоизм понимается им как проявление личной свободы, а свое право на любой поступок – от рождения право сильного. Он, несомненно, исключительная романтическая личность, идеальная по своему отрицательному бездуховному, безнравственному содержанию.

Данко – герой с диаметрально противоположными жизненными позициями, качественно иной тип романтического идеала человека. От глубокого сострадания к соплеменникам, потерявшим волю и мужество, к их погибающим душам зажегся в сердце Данко огонь любви. Вспыхнувшая в соплеменниках злоба к смелому юноше, когда он вел соплеменников к свету, стала причиной разгорания этой любви до яркого факела, осветившего им путь.

Источник подвига Данко – глубокая вера в возможность пробуждения в людях человеческого начала. Поэтому герой и ведет свой народ из тьмы, холода и смерти к свету, солнцу, теплу, гармонии. Но самопожертвование Данко, его любовь к людям не была оценена.

«Осторожный человек» незаметно растаптывает угольки от горящего сердца героя, стараясь убить даже память о нем. Видимо, память о Данко, честном и мужественном юноше, всегда заставляла бы людей вспоминать о собственной трусости и низости. Данко же отдает свою жизнь во имя людей и, умирая, испытывает истинную радость. Вот он – романтический идеал положительного героя, человека, способного на бескорыстный подвиг!

Между этими двумя легендами в рассказе показана история жизни старухи Изергиль. Она тоже романтическая героиня, ее идеал – свобода. Она гордый человек и живет так, как ей хочется. Но ради любимого человека Изергиль способна на подвиг и самопожертвование. В этом она близка Данко.

Нужна работа? Есть решение!

Более 70 000 экспертов: преподавателей и доцентов вузов готовы помочь вам в написании работы прямо сейчас.

Расчет стоимости Гарантии Отзывы

В том, как она бездумно бросала своих любимых, в эгоистическом желании любви и жажде наслаждений Изергиль походит на Ларру. Вся ее жизнь – поиск любви, а, по сути, попытка найти в жизни личность яркую, способную на смелый поступок. Но реальный мир небогат такими людьми, и поиск оказался бесплодным. Слабость, бесцветность окружающих людей иссушили эту некогда красивую женщину, но не убили ее мечту о гордом человеке.

Итак, Горький пытался показать три судьбы, три характера, три типа романтического идеала человека. Проблема лишь в том, что хотя «в жизни… всегда есть место подвигу», идеальные личности не воспринимаются людьми в обществе. Идеальный человек, по Горькому, обречен либо на изгнание, либо на смерть, либо на одиночество.

Доброта и жестокость в рассказе «Старуха Изергиль»

Доброта – это одно из главных духовных качеств человека, проявляющееся в его поступках и отношении к окружающим. Добрый человек всегда стремится заботиться о других, он готов самоотверженно бороться за их счастье даже ценой собственной жизни, несмотря ни на что.

Жестокость, в свою очередь, — это резко отрицательная черта характера, которую общество старается отвергнуть и искоренить.

Жестокий человек подобен животному, для которого не существует норм и правил, а есть лишь собственные потребности и нужды. Это качество служит лишь своему обладателю, а окружающим оно приносит только несчастье и беды. Чтобы доказать мою точку зрения, обратимся к рассказу Максима Горького “Старуха Изергиль”.

В произведении великого писателя главная героиня повествует нам о легенде о Данко. Молодой человек пожертвовал жизнью ради спасения племени.

Данко понял, что самые близкие ему люди обречены на смерть, что без него некому будет привести их в то место, где они смогут жить в безопасности. Поэтому он вырвал из своей груди горящее сердце и осветил им путь людям.

Я считаю, что этот пример является ярким доказательством того, как проявляется доброта в жизни. Она способна спасти жизнь, как это сделал Данко. Для доброго человека не существует собственных интересов, он всегда готов бескорыстно помочь в трудную минуту — именно это хотел показать нам автор.

Также в рассказе автор приводит нам ещё одну легенду – о Ларре. Главному герою, молодому и властному сыну человека и орла, понравилась девушка из племени людей, но та отказала ему. За это Ларра убил её, ударив и поставив ей ногу на грудь.

Читайте также:
Проблематика ранней прозы Максима Горького: сочинение

Ларра, вследствие своей чрезмерной гордости, проявил жестокость по отношению к другому человеку, считая, что тот должен делать всё, что ему скажут. Автор хотел донести до нас мысль о том, что жестокость — это худшее проявление человеческой сущности.

Жестокость всегда связана с личными желаниям, она чрезвычайно эгоистична, ей руководит злоба и ненависть. Итак, рассмотрев оба аргумента, мы убедились в том, что доброта и жестокость — противоположные по своему значению понятия.

Жестокости нет места в нашем мире, её природа дика и убивает в человеке самого человека. Это качество делает человека несчастным, разрушает его изнутри, не позволяет полюбить себя и других, полностью насладиться жизнью. В заключение хочется выразить надежду на то, что в мире будет больше добрых людей, всегда готовых помочь и подставить плечо окружающим.

Тема любви в «Старухе Изергиль»

Тема любви в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль» связана с различными проявлениями любви человека. В произведении звучат проблемы любви к жизни, любви к самому себе, любви к окружающим людям, любви к свободе.

В первую очередь, выделяется любовь Изергиль в молодости. Любовь была для главной героини определяющим компонентом жизни. Чувство любви мотивировало Изергиль на различные поступки.

Искренняя любвь могла сделать так, что гордая и свободолюбивая Изергиль ползла, словно змея, за своим возлюбленным. Ради любви, которая для героини была смыслом жизни, Изергиль могла пойти на все, даже на убийство.

Старуха ассоциирует себя с Данко, ведь ею движет любовь к другим. Однако чувство Изергиль было основано на собственных наслаждениях, а не на принесение пользы другим людям.

Все же главным для нее в молодости была любовь другого человека к ней. Любовь Изергиль была эгоистична: когда героиня больше ничего не чувствовала к человеку, она уходила от него и никогда больше не встречалась, так как гордость не позволяла ей этого делать.

В сорок лет Изергиль отказывается от бесконечных поисков любви, она понимает, что счастье заключено в служении людям. Поэтому она говорит рассказчику, что молодежь любит ее за то, что она многое рассказывает молодому поколению.

Тема любви также связана с любовью к жизни. Старуха Изергиль в разговоре с рассказчиком говорит о том, что она и проживающие рядом с ней люби безумно любят жизнь. Это проявляется в различных приключениях. Старуха осуждает повествователя за то, что он не ценит жизнь, не пользуется всеми ее возможностями, ведь потом уже будет поздно.

Ларра первоначально стремится к вечной жизни в мире, где ему все дозволено. Однако когда герой получает желаемое, ему надоедает такая жизнь. Он стремится умереть, однако Ларра не имеет на это права. М. Горький показывает, что эгоизм и жизнь без любви окружающих делает человека несчастным, стремящимся к настоящей гибели.

Данко любит жизнь, он стремится к тому, чтобы его народ обрел счастье, разрушив чары темных лесов. Однако жизнь других людей для Данко становится важнее собственной жизни. Любовь к людям становится главным двигателем поступков Данко, который совершает настоящий подвиг ради блага всего народа. Здесь поднимается другая проблема: любви к окружающим.

Если Ларра не владеет таким чувством, то для Данко оно является самым ценным. Любовь к себе, характерная для Ларры, противопоставлена любви к ближним, которая свойственна Данко. Сочетание этих двух форм любви наблюдается у старухи Изергиль.

Любовь к себе или любовь к другим – этой проблеме посвящен рассказ М. Горького «Старуха Изергиль». Писатель показывает, к чему приводит эгоизм и к чему приводит служение человека окружающим людям.

Любовь Данко к ближним оказывается сильнее смерти. Герой разрывает свою грудь, чтобы собственным сердцем осветить людям путь. Такая любовь не подвластна земным законам, она способна разрушить злые чары темных лесов и привести людей к свету и к счастью. Именно такая форма любви была авторским идеалом.

Это интересно: Характеристика Калашникова — сочинение.

Анализ романа «Мать» (М. Горький)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 08.05.2020 · Обновлено 08.05.2020

Читая работы Горького, нельзя игнорировать тот факт, что в его семье писателей или поэтов не было, но вот знакомство с литературой у него все-таки состоялось. Этому способствовала бабушка будущего писателя, о которой тот впоследствии говорил мало, но тепло. Он родился в небогатой семье столяра, но рано остался без родителей, и его воспитанием стали заниматься бабушка и дедушка. Однако жить семье было не на что, поэтому с малых лет Алексей Пешков знал, что такое тяжелая физическая работа, и был прекрасно осведомлен, что означает – зарабатывать на жизнь себе и семье. Об этом периоде его жизни повествует роман «Мать», анализ которого (по плану) подготовил Многомудрый Литрекон. Здесь автор изложил первые революционные впечатления юности.

История создания

Жизнь Максима Горького сложно назвать простой, да он о простом и не писал, хотя язык его произведений не сложен, скорее наоборот, ведь писал автор для крестьян, людей малограмотных и не избалованных хорошей литературой. Все в его текстах — переплетение реальной боли с бессознательным, а порой и бессмысленным, ожиданием счастья. И роман «Мать» — не исключение, скорее, подтверждение правила.

Роман написан в 1906 году, сразу после первой революции в России, частью которой и был Алексей Пешков, писавший уже тогда романы под псевдонимом Горький. Данную работу принято считать первой, написанной в духе социального реализма. Позже, на протяжении большого количества лет, это направление будет главенствующим в русской литературе, но тогда, в царской России, писать подобные произведения было опасно. Собственно, в конце концов, Горькому пришлось покинуть страну и уехать в Америку, как раз в 1906. Именно в США впервые выходит роман «Мать», хотя дописывал его Горький в Европе, куда перебрался после недолгого пребывания в Америке. В России роман вышел уже после революции, избежав, на этот раз, каких-либо правок, и только после возвращения самого Горького на родину.

Жанр, направление

Как уже упоминалось выше, произведение «Мать» написано в жанре социалистического реализма. Это означает, что в романе используется художественный метод, полностью построенный на социалистической концепции мира и человека.

Литература подобного типа зачастую являлась способом Коммунистической партии влиять на сознание людей, но это было уже позже. В то время, когда писал Горький, этот путь был уникален, потому что авторы, даже разделявшие некоторые идеи социализма, банально боялись идти против существующей власти, против царя и правящей буржуазии.

Читайте также:
Современность пьесы Горького «На дне»: сочинение

В своем романе Горький не только пытается показать свое видение социализма, но и рассказать, как на самом деле могут распространяться эти идеи. И, нельзя не отметить, исходя из истории, что шанс на реальность происходящих в романе событий очень велик, ведь, в конечном счете, большевики пришли к власти именно благодаря народной революции, а значит, народ выбрал их, а не монархию.

Смысл названия

Горький был человеком, который провел большую часть детства на улице, буквально вырос там, поэтому в его названии — та же прямота и простота, что и во всем произведении. «Мать» — о женщине, матери, которая вынуждена пересмотреть всю свою жизнь ради сына, бросившего вызов буржуазии и примкнувшего к социалистам.

Этот роман — не крик души, наоборот, тихий, спокойный и уверенный разговор. Горький уверен, что прав, и предпочитает не доказывать свою правду. Он говорит о ней, как о чем-то известном всеми и признанном, только не до конца понятом.

Пелагея Ниловна живет возле фабрики со своим сыном Павлом. Он работает на заводе, но глубоко не удовлетворен этим ремеслом, потому что условия работы рабские. Павел ведет образ жизни, отличный от классического распорядка рабочего люда: он много читает, ходит в город, собирает кружок единомышленников. К ним в дом переселяется друг Павла — Андрей. Они оба распространяют листовки и призывают народ к забастовке. Им помогают другие люди, среди них — дочка помещика, бросившая семью. Павел и Саша любят друг друга, но не женятся, чтобы служить идеям революции.

Пелагея гордится своим сыном. Всю жизнь она страдала от гнета бедности и от побоев мужа, поэтому призывы к свободе ей близки. Из-за митинга Павла арестовали, но мать продолжает его дело: она лично проносит листовки на фабрику, нанявшись помощницей в столовую. Сына выпускают, и после очередной демонстрации снова сажают в тюрьму, но мать в его отсутствие налаживает подпольную работу. Павла осудили на поселение, но его речь на суде было разрешено опубликовать. Пелагея везет листовки в другие деревни и села, но на вокзале ее уличают, как будто она воровка. В ответ возмущенная женщина раскидывает прокламации и кричит народу, что ее сына осудили. Жандарм сдавливает ей горло. Слышатся рыдания, а сюжет обрывается…

Главные герои и их характеристика

Но особенность романа «Мать» не только в социализме. Главный герой здесь — Пелагея Власова, но мы узнаем о ней только через призму ее общения с остальными героями. Она растет и эмоционально, и духовно, часто повторяя, что «только начинает жить». И даже завершение романа какое-то неоконченное, словно автор не был уверен, что заканчивает, будто хотел продолжить.

Начало всему положил муж Пелагеи, который и заставил сына Павла вырасти в самостоятельного, жесткого временами, но борющегося за справедливость. Они с матерью слишком часто видели несправедливость: от отца — дома, от начальства — на работе. Но только молодость и желание Павла помогло завертеться колесу и только с этого момента начинается роман. А до этого момента — лишь вступление автора, его мысли.

Героев в романе Горького «Мать» много, но только мать является главным, потому что даже ее сын — лишь часть ее, тот самый двигатель, что помогает ей идти вперед не только в буквальном смысле, но и в духовном. Она растет, благодаря своему ребенку, и в этом скрывается определенная гармония поколений — в детстве родители помогают ребенку стать личностью, а, повзрослев, именно дети начинают влиять на своих родителей.

Именно через Власову автор показывает первую русскую революцию, ее причину и глубоко спрятанные проблемы, которые так не хотели замечать ни буржуазия, ни монархия. Впервые в этом романе Горький демонстрирует личность крестьян, показывает их главными, делает центральными персонажами, ставит на одну ступень с теми, кто когда-то был поставлен ими управлять. Он демонстрирует крестьян ни лучше, ни хуже, а равными. И в этом — его личная революция. А также в этом — главная мысль романа «Мать».

Тематика романа «Мать» изложена Многомудрым Литреконом в сокращенном варианте:

  1. Материнская любовь. Пелагея любит своего сына так, что жертвует собой ради его идей. Она поддерживает его во всем, хоть и не понимает многого. Их разделяет образованность сына, который уже многое знает о социализме. Тем не менее, мать идет за сыном до конца и готова отдать свою жизнь ради того, что ему так дорого.
  2. Тема народа. Люди хотят перемен, но боятся их, поэтому первая революция не находит достаточного количества сторонников. Многие представители рабочего класса сдаются после первой же попытки, но среди них уже есть храбрецы и идеалисты, готовые отдать все ради общего блага.
  3. Отцы и дети. Автор подчеркивает роль родителей в жизни ребенка. Отец своими побоями лишь усилил желание сына переменить свою жизнь и не быть похожим на безграмотного слесаря. А поддержка матери убедила Павла, что его дело — правое. Она стала его правой рукой.
  4. Быт и нравы России. Автор показал русскую глубинку со всеми ее проблемами: монополия фабрик на труд, нищета, невежество, пьянство. Он не скрывал, какими дикими и беспомощными были те люди, которые, в конце концов, подняли красное знамя и сбросили рабское ярмо.

Проблемы

Проблематика романа «Мать» позволяет вглядеться в прошлое незамутненным взором и понять исторические события, потрясшие Россию:

  1. Основная проблема — конфликт народа и буржуазии. Он лежит в основе всего произведения, от первой и до последней строки. Но, надо отдать автору должное, он не делит весь мир на черное и белое, он видит разницу между людьми, способен отключиться от классовости, оценивая только личность. Возможно, именно поэтому в его романе герои — это не только выходцы из народа, но и люди, родившиеся в достатке и никогда не знавшие проблем, с которыми с детства сталкивался крестьянин.
  2. Невежество. Рабочие и крестьяне не восстают и не требуют законности, потому что ничего не знают и не читают. Автор показал ужасающий уровень безграмотности, который был нормой в народе того времени. Из-за незнания люди совершают ошибки и губят себя в бессмысленном пьянстве и разврате.
  3. Нищета и бесправие. Люди рождаются под бременем бедности и не могут сдвинуть его честным трудом. Сколько бы они ни работали, денег не хватает даже на самое необходимое. Фабриканты эксплуатируют их, ведь пойти рабочему больше некуда, и другой работы нет. Никто и не думает повышать уровень заработной платы, так как права простого человека не защищает даже государство.
  4. Женская доля. Пелагея прожила трудную жизнь, полную лишений и унижений. Ее бунт — это отражение отчаяния матери и жены, загнанной в кабалу нужды.
Читайте также:
Мое отношение к творчеству Горького: сочинение

Основная идея

Смысл романа «Мать» заключается в необходимости равноправия. Автор хотел видеть свою страну землей, где каждый — важен, каждый — личность, заслуживающая жить той жизнью, которую он выбрал сам, а не которая ему уготована социальной кастой.

Однако, что удивительно, Горький ничему не учит своего читателя, он пишет не для этого. Его роман — это рассказ, который должны услышать. Такие же, как он — брошенные, оставленные, потерянные и стоящие на распутье. Думающие, но ничего не способные сделать. Именно для таких людей автор говорил — можешь. Ты можешь, если действительно хочешь что-то изменить. Но для того, чтобы изменить мир, нужно сначала изменить себя, иначе нельзя. В этом заключается основная мысль книги «Мать».

Художественные особенности

Роман политизирован — это его главный минус, но в другое время он никогда бы не увидел свет, а был бы похоронен в столе или сожжен, в то время как сам Горький не ограничился отъездом в Америку, а затем в Европу. Автор писал для народа, отчасти, поэтому к своеобразной речи нужно подготовиться, ведь изначально диалоги отталкивают своей отрывочностью, незавершенностью. Будто Горький предлагает читателю самому закончить мысль, начатую героем.

«Мать» — не история одного человека, одной семьи или одного города. Это история страны, в которой было всего две революции, но каждая имела фатальные последствия, каждая стала началом конца. Этот роман — середина, как раз то, что происходило между первой, довольно кровавой революцией и что стало движущей силой второй, еще более кровавой, но успешной. А еще этот роман — точка зрения победившей стороны еще тогда, когда она понятия не имела, что победит, а лишь надеялась на то, что будет услышана.

Сочинение Анализ рассказа Мать Горького

Роман «Мать» создано совсем нелегкое время, когда навстречу старым взглядам и событиям приходили новые общественные течения, овладевавшие умами людей. Построение произведения показывает, как постепенно нарастает революционное движение и происходит рост персонажей, неразрывно связанных с массами.

Мы видим, как в первой главе идее повествование о страшной жизни в рабочей слободке при капитализме. Отчетливо видно, как растет возмущение и протест у рабочих. И для того, чтобы это чувство ненависти и возмущения превратилось в борьбу, необходимо было развить революционное сознание у рабочего класса. Под влиянием пропаганды революционеров-интеллигентов создается социал-демократический кружок. Писатель показывает, как передовая интеллигенция помогает рабочим понять теорию марксизма, как их этой среды выходят незаурядные люди, умеющие не только разобраться в происходящих исторических событиях, но и становятся руководителями движения.

Волна этих событий захватывает Павла и всех его друзей, перерождает личность Пелагеи Ниловны. Пропаганда ведется в городе и селе, привлекая в партийную работу все новых людей. Старый мир зря пытается остановить мощно подымающуюся волну революционного движения. Демонстрация 1 мая, сцена суда показывают всю эту силу. Последние моменты, когда незнакомые люди, случайно находящиеся на вокзале, с жадностью ловят слова Ниловны о новой правде, говорят о том, что революционная волна охватывает всю страну и ее остановить нельзя. Поэтому женщина произносит речь на вокзале, откуда люди направляются в разные стороны. Таким образом, вся правда дойдет до всей страны.

Художественные образы ярко показывают, как крестьянство тоже вливается в движение революционеров. Сложный путь внутреннего развития проходит Рыбин, постепенно вырастая и освобождаясь от индивидуалистических и анархических идей. Однако, есть люди, стремящиеся сделать жизнь лучше и они идут напролом к этой идее. И такое явление приобретает разрушительные формы. Стремление к высокой цели, доходя до фанатизма, подавляет любовь и уважение к близким людям. Таким представлен Павел, который, хотя и не по злому умыслу делает несчастными тех, кто его любит. Поэтому его путь трагичен. Но Ниловна со своей любовью удерживает его от фанатизма. Именно в образе матери показано объединение веры в высокую цель с богатейшим духовным миром. Возможно, поэтому Горький название произведению выбрал не случайно, ведь потому что мать символизирует человечность, любовь и счастье.

Сочинение по произведению Мать

В романе-повести русского и советского писателя Максима Горького «Мать» на поверхности лежит фундамент излагаемого, выпячивается изо всех щелей кричащий произвол царской буржуазии того времени по отношению к рядовым гражданам своей родины.

Главный герой Павел Власов – пламенный борец за справедливость и равноправие среди людей, ярый враг калечащего русский народ государственного аппарат, который веками высасывает жизненные соки. Будучи совсем юным, он наглядно смог оценить ужас происходящего – тяжелую и изнурительную работу своего отца на местном заводе, пьяную и агрессивную суматоху после окончания рабочего дня. Вся страна погрязла в бедности и безысходности. Люди постепенно превращались в роботов.

Осознав, что такая участь может настигнуть и его, Павел решает во что бы то ни стало найти способ изменить царящую вокруг катастрофическую действительность, полную бесправия и человеческих страданий, которая чревата вымиранию русского народа как нации. Путём решения этой проблемы главный герой считает массовую просветительную работу с целью оповестить народ о его геноциде со стороны государства с дальнейшим революционным исходом. На тропу войны вступает и его мать, принявшая дело сына как праведное и необходимое.

На протяжении всего романа действующее лицо преодолевает трудности, связанные с организацией плотно выстроенного социалистического кружка. Недремлющее око шпионов и жандармов всё же настигает Павла и он оказывается за решёткой. Его мать, Пелагея, которую по праву можно считать главным героем, перенимает все обязанности сына на свои хрупкие плечи, пытаясь продолжить начатое им. В произведении автор пытается донести до читателя идею борьбы и зарождения социалистической ячейки в обществе, пламенную преданность своим идеалам, готовность гореть и страдать за неё.

Вполне вероятно, что роман «Мать» – одно из лучших произведений социалистического реализма, которое и положило начало этому литературному направлению в русской литературе 20 века. Читая роман «Мать» не на шутку проникаешься историей России, появляется дикое желание знать всё о своём государстве – будь-то даже чёрные страницы и эпоха тотальных ошибок и страданий.

Также читают:

Картинка к сочинению Анализ рассказа Мать

Популярные сегодня темы

Писатель Марк Твен в своей повести «Приключения Тома Сойера» описывает увлекательные, забавные и иногда представляющие опасность приключения обычного неугомонного мальчишки Тома и его закадычного друга Гека Финна.

Самое известное произведение Чернышевского Николая Гавриловича – это, конечно же, «Что делать?». В этом романе, полном героев, событий, историй и воспоминаний заложена не только тема любви, описание разных женитьб

Читайте также:
Проблема сильной свободной личности в произведениях Горького рубежа веков (на примере анализа одного рассказа).: сочинение

Чтобы объяснить смысл названия произведения необходимо обратиться к сюжету и героям. «Заводной апельсин» – так озаглавливает свою книгу один из героев романа, писатель Ф. Александр. Он считает эту книгу делом всей жизни.

К дому Фамусова начинают съезжаться кареты, а слуга объявляет гостей. Чацкий тут же – общается почти со всеми, смотрит, действительно со стороны. Он-то видит, какие они лицемерные и глупые все.

Читатели знакомятся с неунывающийм бойцом Василием Теркиным. Автор рассуждает о том, как важны в тяжелых условиях войны хорошие шутки, которые поднимают боевой дух солдат и помогают им переносить тяготы фронтовой жизни.

Художественное своеобразие романа М. Горького Мать: сочинение

В истории мировой литературы можно найти немало примеров того, что новое время часто ставит художника перед необходимостью переосмысливать традиционные методы творчества. С подобной ситуацией мы сталкиваемся и при попытке проанализировать художественную структуру книги М. Горького “Мать”.

Начнем с того, что практически невозможно точно определить жанр этого произведения. Сам М. Горький жанр никак не обозначил, однако можно выделить некоторые черты, характеризующие книгу как роман. Во-первых, в произведении присутствует разветвленный сюжет с несколькими сюжетными линиями, которые, впрочем, сконцентрированы вокруг одного героя (Пелагеи Ниловны), чьим именем названа книга. Во-вторых, в произведении рассматривается проблема взаимоотношений личности и времени, дается широкий социальный контекст. Героев нельзя назвать неподвижными, их мировосприятие постоянно меняется. В-третьих, проводится анализ различных слоев населения: слободка, фабрика, деревня, город. И наконец, следуя традиции романов XVIII века, а также романов Н. Г. Чернышевского и Л. Н. Толстого, М. Горький являет в произведении нового положительного героя и представление о нравственной норме.

Однако, в отличие от традиционного русского романа, в произведении практически отсутствует любовный сюжет, весьма скромная роль отводится описаниям природы, и финал открыт. Как видно, произведение отчасти напоминает роман, но не вполне соответствует классическим образцам этого жанра.

Важной особенностью книги является ее агитационная направленность, прямая ориентация на читателя. К читателям обращена речь Павла на суде, слова Ниловны на вокзале. Именно это, как мне кажется, позволило в свое время большевикам назвать роман “очень своевременной книгой”.

Несмотря на то что позиция автора по отношению к героям четко определена, сам автор в произведении практически отсутствует, все дается глазами Ниловны. Если в начале книги авторских отступлений еще много, то в конце они практически полностью исчезают, словно кругозор героини настолько расширяется, что комментарий автора утрачивает смысл (“она слушала. ”, “оказалось. ”, “ей было сладко видеть. ”).

Горький постоянно использует в произведении опыт, накопленный ранними годами творчества. Налицо приметы романтизма. К примеру, Павла охватывает желание “бросить людям свое сердце, зажженное огнем мечты о правде”. Не напоминает ли это историю Данко? Как и в романтических произведениях, в книге “Мать” чрезвычайно развита символика, которая указывает на роль конкретного персонажа и отношение к нему автора. Возникает система контрастов: свет и тьма, знамя и стена, Павел и судьи, Рыбин и полицейские. Горький умело использует звук и цвет. Первый звук, описанный в произведении, — фабричный гудок, затем — живая, свободная человеческая речь, затем — воплощение народной правды в песне на первомайской демонстрации, затем — музыка Грига в исполнении Софьи. Позже музыка Софьи становится неотъемлемой частью души матери, с ней связано духовное возрождение Ниловны. И в финале романа мы слышим “крик, вой, свист” — звуки, которые должны слышать все.

Цвет в романе почти всегда символичен. Красный — это цвет крови, красного знамени, омытого кровью людей. Серый — это дымный воздух слободки, ее “маленькие серые дома”, “серые фигуры” полицейских. Горький подробно выписывает портреты своих персонажей. При этом портрет подчеркивает типизацию персонажа (глаза у Ниловны такие, “как у большинства женщин в слободке”), выражает характер человека (“Вся она была мягкая, печальная, покорная”), дает ссылку на прошлое человека (тело Ниловны “разбито долгой работой и побоями мужа”), показывает эволюцию его персонажа. Именно портрет сразу же дает нам возможность составить общее впечатление о человеке. Но по ходу развития сюжета портрет героя может быть дополнен. К примеру, после разговора Находки и Павла о Наташе Ниловна замечает, что “Андрей стал ниже ростом и еще милее, а сын, как всегда, худ, прям и молчалив”.

Основная значимая единица в произведении — человек.

Сущность персонажей раскрывается в их взаимодействии друг с другом. Вся книга — история духовного развития людей, а потому построена она как бы на движении. Все сюжетные линии посвящены описанию того, каков же путь человека в революцию. Постоянный мотив движения подчеркивает духовное обновление и развитие каждой отдельной личности. Жизнь людей сравнивается с рекой, которая “ровно и медленно текла куда-то мутным потоком годы и годы”. Дни складываются, как “ступени лестницы”.

Интересно проследить, как меняется художественное пространство произведения. Действие книги начинается в тесном мире слободки, в комнате дома Власовых. Потом в произведении появляются люди “из другого мира”, из города. После этого мы видим первомайскую демонстрацию, деревню, заседание суда. Финал книги — это сцена на вокзале, откуда рельсы уводят человека в большой мир. Так постепенно идея произведения приобретает вселенский масштаб.

И наконец, отдельно хочется сказать о роли в произведении слова. Слово у Горького афористично, оно выражает истину в самом широком смысле. Оно становится орудием агитации, ораторской речи, проповеди: “А Павел, выбросив из груди слово, в которое он привык вкладывать глубокий и важный смысл, почувствовал, что горло ему сжала спазма боевой радости. ” Наивысшей ступени слово, его смысловая нагрузка достигает во время вдохновенной речи Павла на суде.

Значения многих слов разные люди понимают по-своему, а потому и смысл, который вкладывается в различные понятия, меняется по мере того, как меняется человек. Например, семья для Ниловны в начале книги — это конкретно ее собственная семья. Постепенно значение этого слова расширяется, и в конце произведения “семейным” Ниловна назовет появление листовок, что свидетельствует о том, что весь народ для нее стал одной большой семьей.

Итак, из всего сказанного мы можем сделать вывод, что книга М. Горького “Мать” — произведение, в котором все художественные средства подчинены авторским задачам, те же, в свою очередь, были продиктованы духом нового времени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: