Революционный романтизм М. Горького: сочинение

Сочинение: Романтизм в творчестве Максима Горького

Сочинение: Романтизм в творчестве Максима Горького

(416 слов) Максим Горький известен читателям, прежде всего, как писатель-реалист. Герои его поздних рассказов и повестей — обычные люди, живущие в современной им России. Однако творческий путь литератора начался в 1890-е годы, и в этот период своего творчества Горький был уверен, что «настало время нужды в героическом», и поэтому его ранние работы относятся к романтическому направлению литературы.

Герои произведений этого периода – исключительные личности, которые оказались в нетипичных обстоятельствах; они смелые, решительные, готовы на самопожертвование ради других людей. Романтические персонажи – максималисты, их жизнь часто посвящена одному: любви или ненависти, служению людям или потаканию своим желаниям. Как правило, у каждого героя есть свой идеальный романтический мир, о котором он мечтает, но грёзы персонажа сталкиваются с реальностью, далёкой от его представлений. В романтизме Горького важную роль в повествовании играют пейзажи: они отражают душевное состояние героев.

Наиболее ярким романтическим произведением Максима Горького является рассказ «Старуха Изергиль». Здесь в большей мере «исключительными» являются образы Ларры и Данко. Первый из них, сын человека и орла, горделивый и не уважающий других людей, обречён на вечное одиночество из-за убийства девушки. Он становится тенью, этим Горький показывает, что жизнь ради свободы, но в одиночестве, лишена смысла, автор делает Ларру «антиидеалом» романтизма.

Данко же другой, у него горячее сердце, которое он в буквальном смысле вырывает из груди, освещая им тёмную дорогу из чащи леса. Он — мужественный человек, совершивший героический поступок. В основе его взаимоотношений с обществом лежит конфликт: его соплеменники потеряли веру в то, что он сумеет вывести их из леса. Но в юноше было столько духовной силы и желания помочь согражданам, что он без раздумий пожертвовал своей жизнью. Данко — романтический герой, который готов пойти на подвиги, но поступки которого не оценены по достоинству: это выделяет его среди толпы и противопоставляет остальным людям.

В другом рассказе Горького, который называется «Макар Чудра», главные герои сильно романтизированы. Лойко и Радда были молоды и горды, каждый хотел остаться свободным, но между ними проскочила искра любви. Цыганка сказала, что выйдет замуж за юношу, только если он при всех поклонится ей в ноги и поцелует руку; не было хуже унижения для цыгана, чем это. Но Лойко согласился. Когда пришло время, он молниеносно воткнул нож в сердце девушки, а потом и сам скончался от удара отца Радды. Так и умерли два свободолюбивых человека, которые пожертвовали любовью и жизнью только потому, что не хотели быть зависимы друг от друга.

В ранних произведениях Максима Горького явно присутствуют отличительные особенности романтического направления, автор показывает сильных духом героев, которые не поступаются своими принципами. Для них очень важно воплотить идеал в действительности, и ради этого они готовы пожертвовать своей жизнью.

Многомудрый Литрекон выявил романтические черты и признаки в рассказах Максима Горького «Старуха Изергиль» и «Макар Чудра». Но если Вам не понравилось его сочинение-рассуждение, напишите, почему?

Автор: Юлия Калугина

Ранние романтические рассказы М.Горького . Пигалёва Марина Ивановна

автор: Пигалёва Марина Ивановна

учитель русского языка и литературы КГБОУ «Алтайский краевой педагогический лицей»

Ранние романтические рассказы М.Горького

Романтизм М. Горького. Ранние романтические рассказы (материал расчитан на 2 урока)

Предметные:-

повторить и обобщить знания о романтизме как направлении литературы;

— раскрыть идейное содержание ранних романтических рассказов М.Горького, — выявить особенности романтических произведений М.ГорькогоЛичностные:

— способствовать воспитанию чувства патриотизма;— способствовать воспитанию чувства уважения к собеседнику, его мнению
;
— способствовать воспитанию интеллектуальной культуры личности.
Метапредметные:
— совершенствовать навыки аналитической работы с текстом, способности обобщать и делать выводы;— развивать навыки устной монологической речи;— развивать навыки ведения дискуссии, умения работать в группе.

  • Оргмомент
  • Целеполагание
  • Мотивация

Все вы слышали фразы: «В жизни всегда есть место подвигу», «Безумству храбрых поем мы песню…», «Человек — это звучит гордо». Но задавались ли вы вопросом, кому принадлежали эти слова, как появились эти выражения, почему стали стали афоризмами? (ВЫСЛУШАТЬ ответы)

Все эти фразы принадлежат Максиму Горькому, который как никто из русских писателей рано столкнулся с несовершенством человеческой природы. Грубость , невежество и прочие «свинцовые мерзости жизни», провинциального быта отравили душу будущего писателя еще до того, как она созрела. Но рядом с этими впечатлениями и как бы вопреки им в нем всегда жила святая вера в Человека и его возможности.

В раннем творчестве Горький отвергает христианское смирение перед миром и и «мудрости кротких» предпочитает «безумство храбрых», чем покоряет своих читателей, которые не хотят терять веру во всесилие человека

  • Давайте вспомним, какое литературное направление основывается на стремлении к идеалу, отказе от реальности?

Какова будет тема нашего сегодняшнего урока? (СЛАЙД 1)

запись темы в тетради

  • Целеполагание

Как вы думаете, почему Горький стоит в одном ряду именно с этими признанными классиками отечественной литературы? ( в разные периоды своего творчества все они обращались к романтизму)

Горький стал романтиком в то время, когда для романтизма, казалось бы, не было места. Дайте определение романтизму как литературному направлению

  • Запишите основные положения в виде схемы в тетрадь

СЛАЙД 3, 4, 5

(Романтизм – особый вид мировоззрения; одновременно – художественное направление.

Романтизм предполагает утверждение исключительной личности, выступающей с миром один на один, подходящей к действительности с позиций своего идеала, предъявляющей окружающим исключительные требования. Герой на голову выше других людей, которые оказываются рядом с ним, их общество он отвергает. Этим обусловлено столь типичное для романтика одиночество, которое чаще всего мыслится им как естественное состояние, ибо люди не понимают его и отвергают его идеал. Поэтому герой-романтик находит равное себе начало лишь в общении со стихией, с миром природы, океана, моря, гор, прибрежных скал.

Поэтому столь большое значение получает в романтических произведениях пейзаж, лишенный полутонов, основанный на ярких красках, выражающий самую неукротимую сущность стихии и ее красоту и исключительность. Пейзаж таким образом одушевляется и как бы выражает неординарность характера героя.)

Для романтического сознания соотнесенность характера с реальными жизненными обстоятельствами почти немыслима – так формируется важнейшая черта романтического художественного мира: принцип романтического двоемирия. Романтический, а потому идеальный мир героя противостоит миру реальному, противоречивому и далекому от романтического идеала. Противопоставление романтика и действительности, романтика и окружающего мира – коренная черта этого литературного направления.

  • Черты романтизма:
  • провозглашение человеческой личности, сложной, глубокой;
  • утверждение внутренней бесконечности человеческой индивидуальности;
  • взгляд на жизнь «сквозь призму сердца»;
  • интерес ко всему экзотическому, сильному, яркому, возвышенному;
  • тяготение к фантастике, условности форм, смешению низкого и высокого, комического и трагического, обыденного и необычного;
  • мучительное переживание разлада с действительностью;
  • отказ от обыденного;
  • стремление личности к абсолютной свободе, к духовному совершенству, недостижимому идеалу в сочетании с пониманием несовершенства мира.
Читайте также:
Ранний романтизм М. Горького (Второй вариант): сочинение

-Какова будет цель нашей работы? (определить черты романтизма в ранних рассказах Горького)

  • Каким должен быть романтический герой? (СЛАЙД 6) На основе данной опорной схемы составьте синквейн «Герой — романтик»

Поиски смысла жизни, характерные для героев Горького, неразрывны с раздумьями о праве сильного и красоте подвига, о морали рабов и господ, о смирении и гордости, и наконец ,о свободе личности. Именно эти проблемы он поднимает в ранних романтических рассказах.

  • Сделайте вывод, какой идеей будут объединены все 4 рассказа? (СЛАЙД 7)

Горький считал, что « есть только две формы жизни- гниение и горение. Трусливые и жадные изберут первую, мужественные и щедрые вторую» (СЛАЙД

  • Какова наша задача при работе с ранними романтическими рассказами? ( ответить на вопрос : какую форму жизни избирают герои Горького?)

Прослушайте «Песнь о Буревестнике» и ответьте на вопрос: Какие образы и с помощью чего создает автор? (СЛАЙД 9)

Каковы особенности романтического пейзажа?

Назовите эпитеты , используемые автором для описания Буревестника.

(СЛАЙД 10) Песня о Соколе

Что лежит в основе сюжета, прочитанной вами песни?

В основе сюжета — спор Сокола с Ужом. Диалог показывает несовместимость их жизненных позиций. Это идейный конфликт

Позиция Сокола Позиция Ужа
«…пал с неба Сокол с разбитой грудью…» «Уж испугался, отполз проворно…»
«Я славно пожил. Я знаю счастье. Я храбро бился. » «Летай иль ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет…»
«Безумство храбрых – вот мудрость жизни!» «Рожденный ползать – летать не может. »
  • Каковы черты романтизма в этих двух песнях?Скажите, почему героями песен становятся птицы ( символ свободы)

Чтобы понять, как далее реализует Горький тему свободы , обратимся к рассказу «Макар Чудра», опубликованному в 1892 г. (СЛАЙД 11)

  • Найдите в начале и конце рассказа черты романтического пейзажа.
  • В чем видит рассказчик Макар Чудра призвание человека, его роль на земле?

(Человек рождается , чтобы узнать , что такое воля. Эту идею иллюстрирует легенда о Лойко и Радде)

— какую роль в рассказе играет портретная характеристика героев? Найдите в тексте описание героев (Необычная, гордая, царственная красота выделяет их, привлекает к ним всеобщее внимание) (СЛАЙД 12, 13)

  • В чем конфликт легенды и как он разрешается? ( СЛАЙД 14) (Для Лойко Зобара истинной ценностью является свобода, открытость и доброта. Радда – высшее, исключительное проявление гордости, которую не может сломить даже любовь. Конфликт между чувством любви и чувством гордости, который переживают герои, может разрешиться лишь смертью обоих: романтик не может поступиться ни любовью, не знающей границ, ни абсолютной гордостью.)
  • — Каков смысл финала рассказа?

В конце произведения повествователь видит, как красавец Лойко Зобар и Радда, дочь старого солдата Данилы, «кружились во тьме ночи плавно и безмолвно, и никак не мог красавец Лойко поравняться с гордой Раддой». В словах повествователя проявляется авторская позиция – восхищение красотой героев и их бескомпромиссностью, силой их чувств, понимание невозможности для романтического сознания бесплодности такого исхода дела: ведь и после смерти Лойко в своей погоне не поравняется с гордой Раддой.

  • (ПРОМЕЖУТОЧНЫЙ ИТОГ 1-ого урока) итак, подведем итог : можем ли мы утверждать, что ранние рассказы Горького — это романтические произведения? Что вы можете сказать об их героях, отвечая на вопрос :какую форму жизни они выбирают?
  • Дом задание : прочитать рассказ «Старуха Изергиль», сделать сопоставительную характеристику героев. Подготовить сообщение о значении имен Данко, Ларра, Изергиль

Своих героев Горький называет гордыми. Гордость же в христианском представлении противостоит кротости , смирению. Еще Ф.М. Достоевский предостерегал:»Смирись, гордый человек!»., т. е. Это качество скорее оценивалось как негативное. Таким образом, Горький вступает в полемику с писателями , которые основывались на религиозной точке зрения. Он, в свою очередь, опирается на философию Фридриха Ницше, его теорию о «Сверхчеловеке», который может позволить себе все. Его герои — сильные личности с яркими страстями, способные на многое.

Носителем определенной жизненной философии является и героиня рассказа «Старуха Изергиль», написанного Горьким в 1895 г. (СЛАЙД 15)

  • чем необычна композиция рассказа? ( рассказ включает в себя 2 легенды с контрастными образами и историю жизни самой старухи. Все 3 истории рассказаны одной героиней)

Действие легенд, описанных в рассказе «Старуха Изергиль», происходит в хронологически неопределенной глубокой древности – это как бы время, предшествовавшее началу истории, эпоха первотворений. Однако в настоящем есть следы, прямо связанные с той эпохой, — это голубые огоньки, оставшиеся от сердца Данко, тень Ларры, которую видит Изергиль.

  • Легенда о Данко (СЛАЙД 16)
  • -Разумен ли поступок Данко?
  • Какой из афоризм, упомянутых нами в начале урока, определяет смысл легенды о Данко?
  • Можно ли назвать поступок героя подвигом?
  • — Какие чувства вызвал у вас подвиг Данко?
  • В какой момент Данко смог победить в себе Ларру?
  • — В легенде о Данко есть слова: «Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой». Чего испугался «осторожный человек»?
  • Легенда о Ларре.
  • — Чем мотивирован характер Ларры?
  • — Какое понимание свободы он воплощает?
  • — Как изображены люди в легенде?
  • — В чем смысл наказания Ларры?

Исключительный индивидуализм Ларры обусловлен тем, что он сын орла, воплощающего идеал силы и воли. Гордость и презрение к другим – вот два начала, которые несет в себе образ Ларры. Герой в гордом одиночестве противостоит людям и не боится их суда, потому что не принимает его и презирает судей. Его хотели приговорить к смерти, а приговорили к бессмертию: «И ушли, оставив его. Он лежал кверху лицом и видел – высоко в небе черными точками плавали могучие орлы. В его глазах было столько тоски, что можно было бы отравить ею всех людей мира. Так, с той поры остался он один. Свободный, ожидая смерти. И вот он ходит. Ходит повсюду… Видишь, он стал уже как тень и таким будет вечно! Он не понимает ни речи людей. Ни их поступков – ничего. И все ищет, ходит, ходит… ему нет жизни, и смерть не улыбается ему. И нет ему места среди людей… Вот как был поражен человек за гордость!»

  • В чем схожи и чем противопоставлены Данко и Ларра? Их образы выстроены на приеме антитезы. (СЛАЙД 18) Работа в тетради
  • Кому из героев близка старуха Изергиль? (СЛАЙД 19) Работа в группах
Читайте также:
Образ антигероя и средства его создания в одном из произведений русской литературы XX века.: сочинение

Что общего в композиции рассказов «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль»? (СЛАЙД 20)

  • итак, подведем итог : можем ли мы утверждать, что ранние рассказы Горького — это романтические произведения? Что вы можете сказать об их героях, отвечая на вопрос :какую форму жизни они выбирают?
  • Наш современник М. Дунаев, философ и литературовед, пишет: « Буревестник не может летать над заросшим прудом — ему не обойтись без»ревущего гневно моря». Почему Данко ведет людей через бурю, да еще в кромешной ночи да еще неизвестно куда? Почему было не дождаться тихого солнечного дня и не разведать дорогу? Потому что это романтизм. У него своя система условностей. Нелепо поэтому звучит недоумение Бунина: для чего это Уж заполз в горы? Так же нелепы упреки в неправдоподобии горьковских описаний: буревестники никогда не летают вдоль береговых утесов, а всегда в открытом море, а в утесах этих неоткуда взяться жирным пингвинам.

Эти научные уточнения бессмысленны, как бессмысленна попытка выяснять, каким образом Лебедь, Рак и Щука могли одновременно впрячься в воз и какая сбруя была на них надета.

Как иначе выразить неистовую сверхчеловеческую любовь Данко к людям, если не заставить его вырвать из груди собственное сердце? С медицинской точки зрения это , разумеется , несуразность.

Романтизм дает исключительные характеры в добре и зле, контрастно их сопоставляя: Данко — Ларра, Уж — Сокол, Буревестник — глупый пингвин… есть какая-то странная, все подчиняющая себе прельстительность в этих созданиях горьковской фантазии, она будоражит потаенные струны души,возбуждающе пьянит, возвышая воображение над обыденностью реального мира.»

  • Согласны ли вы с этим утверждением?

III Рефлексия

ДОМ.ЗАДАНИЕ: написать эссе»Какая философия жизни близка вам», опираясь на читательский и жизненный опыт

Позиция Сокола Позиция Ужа

Ранние романтические рассказы М.Горького . Пигалёва Марина Ивановна

Сочинение: Романтизм в творчестве Максима Горького

Сочинение: Романтизм в творчестве Максима Горького

(416 слов) Максим Горький известен читателям, прежде всего, как писатель-реалист. Герои его поздних рассказов и повестей — обычные люди, живущие в современной им России. Однако творческий путь литератора начался в 1890-е годы, и в этот период своего творчества Горький был уверен, что «настало время нужды в героическом», и поэтому его ранние работы относятся к романтическому направлению литературы.

Герои произведений этого периода – исключительные личности, которые оказались в нетипичных обстоятельствах; они смелые, решительные, готовы на самопожертвование ради других людей. Романтические персонажи – максималисты, их жизнь часто посвящена одному: любви или ненависти, служению людям или потаканию своим желаниям. Как правило, у каждого героя есть свой идеальный романтический мир, о котором он мечтает, но грёзы персонажа сталкиваются с реальностью, далёкой от его представлений. В романтизме Горького важную роль в повествовании играют пейзажи: они отражают душевное состояние героев.

Наиболее ярким романтическим произведением Максима Горького является рассказ «Старуха Изергиль». Здесь в большей мере «исключительными» являются образы Ларры и Данко. Первый из них, сын человека и орла, горделивый и не уважающий других людей, обречён на вечное одиночество из-за убийства девушки. Он становится тенью, этим Горький показывает, что жизнь ради свободы, но в одиночестве, лишена смысла, автор делает Ларру «антиидеалом» романтизма.

Данко же другой, у него горячее сердце, которое он в буквальном смысле вырывает из груди, освещая им тёмную дорогу из чащи леса. Он — мужественный человек, совершивший героический поступок. В основе его взаимоотношений с обществом лежит конфликт: его соплеменники потеряли веру в то, что он сумеет вывести их из леса. Но в юноше было столько духовной силы и желания помочь согражданам, что он без раздумий пожертвовал своей жизнью. Данко — романтический герой, который готов пойти на подвиги, но поступки которого не оценены по достоинству: это выделяет его среди толпы и противопоставляет остальным людям.

В другом рассказе Горького, который называется «Макар Чудра», главные герои сильно романтизированы. Лойко и Радда были молоды и горды, каждый хотел остаться свободным, но между ними проскочила искра любви. Цыганка сказала, что выйдет замуж за юношу, только если он при всех поклонится ей в ноги и поцелует руку; не было хуже унижения для цыгана, чем это. Но Лойко согласился. Когда пришло время, он молниеносно воткнул нож в сердце девушки, а потом и сам скончался от удара отца Радды. Так и умерли два свободолюбивых человека, которые пожертвовали любовью и жизнью только потому, что не хотели быть зависимы друг от друга.

В ранних произведениях Максима Горького явно присутствуют отличительные особенности романтического направления, автор показывает сильных духом героев, которые не поступаются своими принципами. Для них очень важно воплотить идеал в действительности, и ради этого они готовы пожертвовать своей жизнью.

Многомудрый Литрекон выявил романтические черты и признаки в рассказах Максима Горького «Старуха Изергиль» и «Макар Чудра». Но если Вам не понравилось его сочинение-рассуждение, напишите, почему?

Автор: Юлия Калугина

Реферат: Герои и проблематика романтической прозы Горького

Герои и проблематика романтической прозы Горького Ранние романтические произведения М. Горького многообразны по жанру: это рассказы, легенды, сказки, поэмы. Наиболее известны его ранние рассказы — «Макар Чудра», «Старуха Изергиль». В первом из них писатель по всем законам романтического направления рисует образы красивых, смелых и сильных людей. Опираясь на традицию русской литературы, М. Горький обращается к образам цыган, ставших символом воли и безудержных страстей.

В произведении возникает романтический конфликт между чувством любви и стремлением к воле. Разрешается он гибелью героев, но эта гибель воспринимается не как трагедия, а скорее как торжество жизни и воли.

В рассказе «Старуха Изергиль» повествование также строится по романтическим канонам. Уже в самом начале возникает характерный мотив: герою-повествователю говорят: «…стариками родитесь вы, русские. Мрачные все, как демоны». А противостоит ему мир романтических героев — красивых, смелых, сильных людей: «Они шли, пели и смеялись».

В рассказе ставится проблема этической направленности романтической личности. Есть романтический герой, и есть просто люди.

Как складываются их взаимоотношения? Иначе говоря, ставится традиционный вопрос: человек и среда.

Как и положено романтическим героям, горьковские персонажи конфликтуют со средой. Это ярко проявилось в образе сильного, красивого, свободного Ларры. Он открыто нарушил закон человеческой жизни, противопоставил себя людям и наказан вечным одиночеством.

Читайте также:
На дне: сочинение

Ему противоположен герой по имени Данко. Рассказ о его деяниях — аллегорическое описание пути людей к лучшей, справедливой жизни, из мрака к свету. В образе Данко М. Горький воплотил образ вождя народных масс. И образ этот выписан по канонам романтической традиции.

Данко так же, как и Ларра, противостоит среде, ею не понят. Столкнувшись с трудностями пути, люди ропщут на ведущего их, обвиняют его в своих бедах, при этом масса, как ей и положено в произведении романтическом, наделена отрицательными характеристиками.

«Данко смотрел на тех, ради которых он понес труд, и видел, что они — как звери. Много людей стояло вокруг него, но не было на лицах их благородства».

Данко — герой-одиночка, он убеждает людей силой своего личного самопожертвования. М. Горький реализует, овеществляет распространенную в русском языке метафору: огонь сердца, сердечный огонь. Подвиг героя перерождает людей, они устремляются вперед, к лучшему будущему, к «морю солнечного света и чистого воздуха, промытого дождем».

Но от этого сам Данко не перестает быть одиночкой, его смерти не замечают, а «смелое сердце» из осторожности, «боясь чего-то», топчут ногой и гасят.

Горьковская легенда о Данко широко использовалась в революционной пропаганде, образ героя служил примером для подражания, позднее широко привлекался официальной коммунистической идеологией, усиленно внедрялся в сознание советского молодого поколения.

Однако у М. Горького все не так просто и однозначно, как пытались это представить последующие комментаторы. Молодой писатель сумел ощутить в образе героя-одиночки и драматическую ноту непонятности и враждебности ему среды, массы.

В рассказе «Старуха Изергиль» явственно ощущается присущий М. Горькому пафос учительства. Еще явственнее это проповедничество в чисто горьковском жанре — песнях («Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике»).

Сегодня они воспринимаются скорее как забавная страница истории литературы. Но на одну важную для писателя в ранний период его творчества проблему, сформулированную в «Песне о Соколе», мне бы хотелось обратить внимание: речь идет о столкновении героической личности с миром обыденности, с обывательским сознанием.

Эта проблема во многих отношениях развивалась М. Горьким и в его реалистических рассказах раннего периода. Одним из художественных открытий писателя стала тема человека дна, опустившегося, нередко спившегося бродяги, — в те годы их принято было называть босяками.

М. Горький хорошо знал эту среду, проявлял к ней большой интерес и широко отразил ее в своих произведениях, заслужив определение «певец босячества».

В самой этой теме не было новизны, к ней обращались многие писатели XIX века. Новизна была в авторской позиции.

Если бедняки вызывали, прежде всего, сострадание как жертвы неблагоприятных жизненных обстоятельств, то у М. Горького все иначе. Его босяки — это не столько несчастные жертвы, сколько бунтари. Они не столько отверженные, сколько отвергающие.

М. Горький уже в начале писательского пути изумил своей самобытностью. И он не может не интересовать современного читателя.

Своеобразие романтических рассказов М. Горького

М. Горький в юности мечтал о красоте, о добре, хотел, чтобы мир был ярким, полным незаурядными личностями. Достаточно прочесть хотя бы один из его ранних рассказов, чтобы убедиться в этом. Девизом ранних произведений Горького можно было бы выбрать слова из его ранней поэмы: “Я в этот мир пришел, чтобы не соглашаться”.

Романтические произведения М. Горького имеют ряд особенностей. Наличие рассказчика и слушателя является одной из них. Во многих рассказах повествование ведется не самим автором, а одним из героев. Их именами нередко названы рассказы (“Емельян Пиляй”, “Старуха Изергиль”, “Макар Чудра”). Повествованию предшествует, как правило, какое-нибудь незначительное внешнее событие: тень или искры, как в “Старухе Изергиль”, или поведение Нонки в “Макаре Чудре”. Слушатель передает разговор с рассказчиком, описывает окружающую их природу, портреты действующих лиц. Слушатель помогает читателю представить ярче и полнее то, о чем повествует рассказчик. Но слушатель имеет и свою точку зрения, часто отличную от точки зрения рассказчика. Эта оценка не высказана’прямо. Например, в конце рассказа перед слушателем является видение — тени Радды и Лойко Зобара, которым море поет гимн, и “никак не может красавец Лойко поравняться с гордой Раддой”. Их появление в конце рассказа помогает понять авторскую позицию -как бы прекрасны ни были в своем стремлении к абсолютной свободе романтические герои, их жизнь бесплодна и призрачна, она может быть уподоблена тем самым теням, в которые и превратились Лойко и Радда.

Герои романтических рассказов Горького благородны, горды, нередко излишне горды. Поэтому конфликты рассказов очень напряженны, борьба героев бескомпромиссна. Герои легенд, рассказанных старухой Изергиль, — Данко и Ларра — противопоставляются друг другу. Тень Ларры и искры сердца Данко подобны двум полюсам: добру и злу, эгоизму и самоотверженности. Полуживотное происхождение Ларры становится источником эгоизма, а не самоотверженности и человеколюбия. Ларра не понимает людей. Он — тень, он бессмертен и отвержен. Бессмертие Данко другого рода. Данко мечтает освободить людей от злобы, ненависти и бессилия, научить их любить жизнь и помочь им выйти из дикого леса, в который они попали. Но не так-то просто преобразить человеческую душу, и потому нашелся этот самый “осторожный” человек, который наступил на горящее сердце Данко.

Многие рассказчики (Изергиль, Макар) восхищаются героями своих легенд и иногда сравнивают себя с ними, желая найти сходство или, наоборот, не желая этого. И с горечью замечают, что “красавцев становится все меньше”.

Еще одна отличительная черта ранних горьковских рассказов — яркий, многоцветный пейзаж. По мысли автора, сила и могущество природы бесконечны, и только она может помочь человеку окрепнуть духом, стать лучше, добрее, перестать быть мелочным и озлобленным. Море, ночь, луна, звезды, бескрайние степи — все это создает неповторимую атмосферу романтической возвышенности описываемого, помогает лучше раскрыть душу героев.

М. Горький постоянно пытался найти героическую личность не только в легендах, но и среди босяков и бродяг, за которыми наблюдал во время своих скитаний по Руси. Примером может стать герой рассказа “Челкаш”, которого трудно отнести к положительным или отрицательным героям. Но ведь герои легенд Изергиль и Макара Чудры тоже не были идеальны. Вспомнить хотя бы Лойко Зобара — он был конокрадом, но в то же время это была благородная и страстная личность. Нельзя однозначно судить и о Гавриле. Челкаш и Гаврила вместе мечтают о будущем, вспоминают минувшее, говорят о жизни. Однако Челкаш намного сложнее Гаврилы, потому что он выстрадал жизненные идеалы, которых придерживался. Гаврила же всего боится, боится Челкаша, боится моря, стихии. Свобода — понятие, ярко выраженное в ранней прозе Горького, тоже воспринимается ими по-разному. Для Гаврилы: “Пошел- куда хошь, делай — что хошь”. Для Челкаша все по-иному. Горький отмечает некое родство своего главного героя с морской стихией. Море не только символ человеческого бытия, таинственного и чудесного, но и соотносится с образом человеческой души — непостижимой и противоречивой.

Читайте также:
Раскрытие героических характеров людей в произведениях Горького: сочинение

По-моему, наиболее яркая и объединяющая все раннее творчество Горького черта — это мысль, что человек несовершенен, но в нем заложено стремление к гармонии, свободе и счастью.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта https://www.coolsoch.ru/

Информация о работе «Своеобразие романтических рассказов М. Горького»

Раздел: Литература и русский язык Количество знаков с пробелами: 4401 Количество таблиц: 0 Количество изображений: 0

Похожие работы

Романтизм в творчестве М. Горького

… поступки капитана Кувалды не могут развеять унылую атмосферу места действ. 3. Рассказы Горького «Макар Чудра» и «Старуха Изергиль» Творчество Горького на начальном этапе несет сильный отпечаток нового литературного течения – так называемого революционного романтизма. Философские идеи начинающего талантливого писателя, страстность, эмоциональность его прозы, новый подход к человеку резко …

Традиции русской литературы в творчестве раннего Максима Горького

… воздействие на становление Максима Горького. 2. Выделить традиции, которые Горький использует в своем раннем творчестве. 3. Проанализировать ранние произведения Максима Горького с учетом выявленных традиций русской литературы. Методы исследования: биографический, историко-функциональный. Практическая значимость: результаты полученных исследований по рассматриваемой теме можно использовать в …

Жанровое своеобразие рассказов А. Платонова 40-х годов

… от третьего лица и формы живой народной речи позволили писателю передать в адекватных формах сам ход и строй народной мысли, раскрывая содержание народного общественного идеала. Жанровое своеобразие рассказов А. Платонова проявляется и в способе построения образа героя и в организации повествовательного действия в них. Во многих рассказах А. Платонова кон­фликт основал на противопоставлении …

«Старуха Изергиль» Максима Горького

… Горький видит проявление народного характера рубежа веков, пытается исследовать его слабые и сильные стороны, выражая свою позицию не прямо, а косвенно, с помощью самых разных художественных средств. В “Старухе Изергиль” связь с традициями романтизма явственно ощущается в резком противопоставлении двух героев, в использовании романтических образов тьмы и света ( сопоставление теней Ларры и Данко …

Сочинение: Романтизм в творчестве Максима Горького

Ранние произведения (1892-1899) М. Горького овеяны романтическим настроением. Это «Макар Чудра», «Старуха Изергиль», «Песня о Соколе». Нельзя однозначно утверждать, что ранние рассказы автора создаются только в рамках романтизма: Горький в это же время создает и реалистические произведения – «Емельян Пиляй», «Мой спутник», «Коновалов», «Супруги Орловы», «Мальва» и др. Романтизм М. Горького – это прежде всего атмосфера – ночь, старинные предания и легенды, невероятные любовные истории и колоритные персонажи. Основными понятиями романтических произведений автора становятся «свобода», «независимость», «борьба», что отвечало революционному духу времени: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой» (Гёте).

Романтические рассказы рождаются из желания противопоставить усталой, размеренной, однообразной реальности с ее духовной нищетой и деградацией взлеты человеческой фантазии, подвига, стремления «к свободе, к свету», жажду реализации в мире, страсть признания. Горьковские герои стоят над бытом и обыденностью жизни. Они не довольствуются «средним», они стремятся к высокому, вечному.

Центром рассказа «Макар Чудра» становится столкновение двух сильных и независимых характеров – Радды и Лойко Зобара. Оба жаждут любви, но это иная любовь – любовь-страсть, любовь-огонь, любовь-красота и любовь-свобода, любовь-независимость одновременно. Жажда свободы доходит у героев до крайности: за неподвластность кому-то герои способны заплатить собственной жизнью. Свободолюбие и красота героев поэтизируются автором, возводятся до идеала. Трагическую легенду о Радде и Лойко рассказывает Макар Чудра, который противопоставляет их современному человеку: «Смешны они, те твои люди. Сбились в кучу и давят друг друга, а места на земле вон сколько».

От конфликта между героями М. Горький в рассказе «Старуха Изергиль» переходит к конфликту «герой-общество». Этот конфликт более глубокий, психологически и социально заостренный. Из многочисленных легенд и историй, рассказанных Старухой, рождаются образы Ларры – сына женщины и орла, Данко – «лучшего из всех» и др. Ларра за свой эгоизм и желание властвовать над людьми был наказан свободой и невозможностью закончить жизнь ранее, чем это предначертано: «Вот как был поражен человек за гордость!». Данко ценой жизни пытался привести своих соплеменников к свободе и свету: «Оно пылало так ярко. Как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям». Но жертва Данко была незамечена: из-за усталости люди отказались продолжать свой путь. История же самой Изергиль, служащая связующим звеном между двумя легендами, полна самоотверженности и подвига, чем автор и подчеркивает наличие героического в человеке.

Примечательно, что в своих рассказах Горький выводит частное на уровень глобального. Так, в «Макаре Чудра» гордые фигуры Радды и Лойко обратились в облака, где второе пытается, но никак не может настигнуть первое. В «Старухе Изергиль» искры сердца Данко превратились в «голубые искры степи, что появляются перед грозой».

«Песня о Соколе» рисует столкновение двух правд – правды Сокола, «счастье битвы», и правды Ужа: «Летай или ползай, конец известен: все в землю лягут, все прахом будет». Несмотря на размеренность и продуманность позиции Ужа, автор на стороне «борющегося» Сокола: «Безумство храбрых – вот мудрость жизни».

Вопреки использованию горьковских произведений в революционной пропаганде, их смысл более глубок: эти рассказы – это философское размышление автора о природе человеческого в человеке.

© blog.tutoronline.ru, при полном или частичном копировании материала ссылка на первоисточник обязательна.

М. Горький «На дне»: проблемы гуманизмаТема родины в поэзии С. Есенина

Остались вопросы?

Задайте свой вопрос и получите ответ от профессионального преподавателя.

Романтизм как направление в литературе возник в конце 18 — начале 19 века, наибольшее распространение в Европе получил в период с 1790 по 1830 годы. Основной идеей романтизма было утверждение творческой личности, а особенностью — бурное изображение эмоций. Основными представителями романтизма в России были Лермонтов, Пушкин и Горький.

Читайте также:
ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ”: сочинение

Романтизм ранних рассказов Горького

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.

Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.

Основные черты

Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.

Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.

Что такое революционный романтизм?

Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.

Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.

Старуха Изергиль

В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ. Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо. Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.

Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.

Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто. Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов. Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.

Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди. Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает. Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Челкаш

Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу. Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.

Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.

Также мы видим, как по ходу повествования меняется характер Гаврилы, и если вначале мы испытывали к нему жалость и сострадание, то в конце они превращаются в отвращение. Главной идеей рассказа является то, что неважно, как ты выглядишь и чем занимаешься, а важно то, что у тебя на душе, самое главное — всегда оставаться порядочным человеком в любом деле. Эта мысль сама по себе несет революционный посыл: как это неважно, чем занимается герой? Значит, и убийца сановной особы может быть порядочным человеком? Значит, и террорист может взрывать карету его превосходительства и сохранять при этом нравственную чистоту? Да, именно такую вольность сознательно допускает автор: не все порок, что осуждает общество. Революционер убивает, но при этом его мотив священен. Прямо сказать об этом писатель не мог, поэтому он выбрал отвлеченные примеры и образы.

Читайте также:
Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» 1: сочинение

Особенности романтизма Горького

Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.

Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.

Автор: Сергей Безруков

(416 слов) Максим Горький известен читателям, прежде всего, как писатель-реалист. Герои его поздних рассказов и повестей — обычные люди, живущие в современной им России. Однако творческий путь литератора начался в 1890-е годы, и в этот период своего творчества Горький был уверен, что «настало время нужды в героическом», и поэтому его ранние работы относятся к романтическому направлению литературы.

Герои произведений этого периода – исключительные личности, которые оказались в нетипичных обстоятельствах; они смелые, решительные, готовы на самопожертвование ради других людей. Романтические персонажи – максималисты, их жизнь часто посвящена одному: любви или ненависти, служению людям или потаканию своим желаниям. Как правило, у каждого героя есть свой идеальный романтический мир, о котором он мечтает, но грёзы персонажа сталкиваются с реальностью, далёкой от его представлений. В романтизме Горького важную роль в повествовании играют пейзажи: они отражают душевное состояние героев.

Наиболее ярким романтическим произведением Максима Горького является рассказ «Старуха Изергиль». Здесь в большей мере «исключительными» являются образы Ларры и Данко. Первый из них, сын человека и орла, горделивый и не уважающий других людей, обречён на вечное одиночество из-за убийства девушки. Он становится тенью, этим Горький показывает, что жизнь ради свободы, но в одиночестве, лишена смысла, автор делает Ларру «антиидеалом» романтизма.

Данко же другой, у него горячее сердце, которое он в буквальном смысле вырывает из груди, освещая им тёмную дорогу из чащи леса. Он — мужественный человек, совершивший героический поступок. В основе его взаимоотношений с обществом лежит конфликт: его соплеменники потеряли веру в то, что он сумеет вывести их из леса. Но в юноше было столько духовной силы и желания помочь согражданам, что он без раздумий пожертвовал своей жизнью. Данко — романтический герой, который готов пойти на подвиги, но поступки которого не оценены по достоинству: это выделяет его среди толпы и противопоставляет остальным людям.

В другом рассказе Горького, который называется «Макар Чудра», главные герои сильно романтизированы. Лойко и Радда были молоды и горды, каждый хотел остаться свободным, но между ними проскочила искра любви. Цыганка сказала, что выйдет замуж за юношу, только если он при всех поклонится ей в ноги и поцелует руку; не было хуже унижения для цыгана, чем это. Но Лойко согласился. Когда пришло время, он молниеносно воткнул нож в сердце девушки, а потом и сам скончался от удара отца Радды. Так и умерли два свободолюбивых человека, которые пожертвовали любовью и жизнью только потому, что не хотели быть зависимы друг от друга.

В ранних произведениях Максима Горького явно присутствуют отличительные особенности романтического направления, автор показывает сильных духом героев, которые не поступаются своими принципами. Для них очень важно воплотить идеал в действительности, и ради этого они готовы пожертвовать своей жизнью.

Многомудрый Литрекон выявил романтические черты и признаки в рассказах Максима Горького «Старуха Изергиль» и «Макар Чудра». Но если Вам не понравилось его сочинение-рассуждение, напишите, почему?

Романтизм в рассказах М. Горького 1890-х годов

Рубрика: Филология, лингвистика

Дата публикации: 18.11.2019 2019-11-18

Статья просмотрена: 377 раз

Библиографическое описание:

Могушкова, Т. С. Романтизм в рассказах М. Горького 1890-х годов / Т. С. Могушкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 405-407. — URL: https://moluch.ru/archive/284/64104/ (дата обращения: 19.10.2021).

Статья посвящена романтизму в рассказах М. Горького 1890-х годов. Рассмотрена связь между героем и пейзажем.

Ключевые слова: Горький, писатель, романтизм, свобода.

Произведения М. Горького были выпущены в свет в девяностых годах XIX века. Тогда уже начинались революционные настроения, стремления изменить мир, поменять устоявшиеся идеалы. В это время герои низвергались, прославлялись средние люди, презирались мелкие души и слишком высокомерные. Жизнь потеряла свой смысл, как что-то величественное.

Писатель М.Горткий стал тем человеком, который пытался выразить в литературе новый виток освободительных движений. Буржуазные настроения привели писателя к тому, что он не отрицал подвиг, а наоборот, заставляли его искать геройство в романтике.

Ранний Горький отрицал мещанство. Он был романтиком до тех пор, пока действительность не стала для него конкретной, а не сказочной. И. Горький любил жизнь, восхищался людьми, надеялся, что новый век принесёт с собой новую жизнь, полную романтики. [3, с. 450]

Первый рассказ «Макар Чудра» показывает, как писатель восхищался людьми, их умением любить. История любви Лойко Зобара и Рады показывает, как два абсолютно разных человека любят друг друга, при этом не забывая про своё стремление к свободе. Во имя свободы и воли герои не стали жалеть свои жизни, а наоборот, пожертвовали ими.

Горькому важно, чтобы у человека была сильная, могучая, естественная страсть. По-мнению Горького, люди заслуживают счастья, все они родились для свободы.

Читайте также:
Рассказ «Старуха Изергиль» — романтический идеал свободы: сочинение

В рассказе «Макар Чудра» цыганский табор представлен общиной, живущей по строгим законам. Но эти законы не унижают людей, а наоборот, прославляют их, подчёркивают устремлённость к воле. Тем самым автор подчеркнул свою ненависть к мещанам, у которых смысл жизни — это мелкие страсти.

Другое произведение, подходящее под романтические идеалы писателя, «Песнь о Соколе». Горький через спор между героем Соколом и мещанином Ужом передаёт своим читателям мысль, что подвиг необходим, даже если он не будет когда-либо оценён окружающими.

Писатель восхваляет безумцев, жертвующих собой, даже не ставя перед собой цели получить уважение и понимание со стороны общества. Такое поведение героев очень противоречиво для народов, живущих на Кавказе, которые своими действиями словно подстраиваются под мнение соседей или родственников. Такая мысль была созвучна эпохе, живущие в которой люди почти потеряли потребность в героическом. Горький искренне верит, что не бывает пустых жертв, если они необходимы для светлого будущего.

«Песня о буревестнике» — это настоящий призыв к революции, «буре». Писатель надеется, что жертвы, которые понесёт с собой революция, не будут напрасны. И всегда, чтобы что-то получить в будущем, необходимо прилагать усилия.

Стиль произведений М.Горького отличается от стилей других его современников. Писатель использует символику, гиперболу, противопоставления. Он уделяет много внимания пейзажу. Степи, горы и море — важная составляющая всех его работ.

Герои писателя также своеобразны. Они обладают великодушием, отвращением к малодушию. Их речь всегда взволнованна, патетична, не обыденная, а глубокая. Одна фраза, а сколько в ней смысла, силы, стремления к воли.

Сказочный стиль молодого писателя был создан с целью украсить обыденную жизнь. Вымыслы произведений должны были смотивировать людей на поступки, на революцию.

Спустя какое-то время, когда романтизм писатель немного спадает, он начинает понимать, как важно передать публике социальную и бытовую характеристику персонажей. Поэтому он наделяет их особенностями, которые характерны для людей низшего слоя, маргиналов, «обитателей дна».

У писателя появляется свой мир, где прослеживаются черты той России, в которой он жил. Однако художественная реальность М. Горького существует по собственным внутренним законам, которые сильно отличаются от законов, существовавших для реалистов XIX века. [1, с.100] Так, природа тесно связана с состоянием душ персонажей, что является главной чертой романтизма.

Море из «Челкаша», лес из «Данко», степи из «Деда Архипа и Леньки» меняются вместе с душевными переживаниями героев. В начале рассказов природа также спокойна, как и души героев. Но это продолжается до тех пор, пока они не сталкиваются с окружающей действительностью. Вот тут постепенно накаливаются эмоции персонажей, их переживания достигают кульминационного момента, и сама природа начинает бушевать, начинаются грозы и бури.

У природы двойственный образ. Она помогает, создавая все условия для вольной жизни, как это показано в «Старухе Изергиль», но также противостоит героям, которые вынуждены бороться со стихией. Сюда можно отнести портовый город, который «дышит мощными звуками страстного гимна Меркурию», или «живой» лес, возникший из-за страха людей перед природой. Здесь люди создали свою реальность, которая «поработила и обезличила их». И будет лучше, если она исчезнет в тот момент, когда персонажи смогут победить свои слабости и трусость.

Но настоящая природа всегда будет живой, которая воплощается в вечный закон жизни. Может быть, поэтому рассказы М. Горького заканчиваются описаниями природы, которая символизирует неподвластную мелким страстям красоту и гармонию окружающего мира.

Главные персонажи тесно связаны с пейзажем. Вокруг природы строится повествование. Например, Челкаш лишь в море чувствует себя вольным, а умирающий Ларра смотрит в небо. В лучших традициях романтизма выявляется связь между героем и природой.

Как и всегда, главный герой — изгой, он одинок. У него нет единомышленников. Через этих героев писатель воплощает свои идеи, хоть и не ставя героев в виде второго «я». [2, с.300]

Каждый герой идет рука об руку вместе с антагонистом, с которым вступает в конфликт, лежащий в основе сюжета. Интересно, что свободные герои всегда конфликтуют с теми героями, которые зависят от мнения окружающих. Это борьба двух свобод — свободы для всех и свободы для себя. Свободой для себя бредил Данко. Свободой для других жил Ларра.

Горький связывает своих свободных героев с птицами, олицетворяет их свободу с легкостью и парением птиц. И даже погибая из-за предательства других, они остаются победителями, сводобными в душе.

Романтизм Горького в какой-то мере воплощает в себе мысли свободолюбивых современников Горького, которые стремятся быть вольными; романтизм писателя заключён в желании жить.

  1. Балухатый С. А. М.Горький. 1868–1936 // Классики русской драмы. Л.-М.: Искусство, 2014. С.33–78.
  2. Горький М. Собрание сочинений в 30 тт. Т.6. Пьесы 1901–1906 гг. — М.: Государственное изд-во художественной литературы, 2014. — 562 с.
  3. Горький Максим. Избранное. — М.: Издательство АСТ. — 2014, 432 с.

Романтизм в ранних рассказах Горького сочинение

В рассказах Максима Горького романтизму уделяется много строк. Так, например, в рассказе «Макар Чудра» Горький пишет о цыганах и их любви, в его произведениях все люди честны как перед собой, так и перед обществом. Цыгане рассказывают о своей любви и о свободе, об этом рассказывает и Макар Чудра.

Макар Чудра рассказывает о том, что он не понимает, почему цыгане живут так тесно когда на земле много свободного места. Ведь можно выбрать из огромного количества степей и полей. Все люди тяжело работают на одном месте и все равно остаются бедными, а могли бы колесить по свету. Горький считает, что каждый человек может черпать силу от природы, как это делают цыгане.

Максим Горький обращается к образам природы и считает это романтической чертой. Описание природы завершает всю картину действий, что происходит с персонажами рассказов писателя. В описании бури, моря и ветра Горький находит романтические переживания. Наверное, поэтому рассказ «Макар Чудра» и заканчивается песней моря это своего рода гимн.

Во всех произведениях Горького он пишет о том, что человек природное существо, но город очень испортил понятия о любви и нежности. Горький, который пишет о босяка, считает их детьми природы, они конечно бедные, но имеют свою гордость и честь.

В рассказе «Девушка и Смерть» Максим Горький противопоставляет любовь и гибель. Горький в своих произведениях не уделяет внимание быту, в его рассказах босяки свободные люди и живут вольно по сердцу. Горький описывает своих героев так если человек злодей, то он без капли добра, а если добрый, то до последнего своего вздоха. Так Ларра является злодеем, а Данко добрый человек, который спасает людей и своим добрым сердцем освещает им жизнь.

Читайте также:
О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества: сочинение

Горький в своих произведениях всегда прославляет добро. Словно в русских народных сказках добро всегда должно побеждать зло. Ларра гордец он презирает всех людей, он полный эгоист. Его ничего не волнует кроме самого себя, в итоге цыгане его изгоняют. Данко, наоборот, в нем горит пожар любви и человеколюбие. Он готов ради других пожертвовать собой его считают героем.

Максим Горький создает героев, которыми хочется гордиться, в его рассказе «Песни о Соколе» его персонаж умирает не зря. Он пишет о героях, на которых может равняться читатель. Максиму Горькому нравится воспевать героев и стыдить злодеев. В его рассказах можно прочитать о чести, о доблести и как не стоит поступать в жизни.

Сочинение Романтизм в рассказах Горького

Алексей Пешков, он же писатель, прозаик и драматург Максим Горький, для русской и советской литературы фигура знаковая. По популярности своих произведений он мог сравниться с А.П. Чеховым и Л.Н. Толстым. Певец революции с философскими взглядами Ницше на человека и его природу. Рано осиротевший, с детства зарабатывающий себе на жизнь, Алексей Максимович познал вся тяготы жизни «на дне». Именно поэтому он выбрал себе псевдоним – Горький, который соответствовал его жизни. Позднее он напишет о своей юности, что никогда не ждал счастливого случая. Молодой Пешков рано осознал, что человека создает его сопротивление окружающей среде.

Большинство произведений автора отражают тяжелую судьбу низших социальных слоев. За что его однажды резко раскритиковал Л.Н. Толстой, у которого эта тема вызывала раздражение. Ранние же рассказы, отмеченные влиянием романтизма, резко отличаются от его зрелой прозы. Они объединены общей идеей и впоследствии были оформлены в единый сборник. Сюда относятся: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе», «Челкаш» и несколько других.

Признаки романтического направления в рассказах М. Горького:

  • живые образы природы, она не только фон, но и полноправная участница процесса;
  • рассуждения о добре и зле;
  • поиск смысла жизни;
  • форма притчи, легенды;
  • особенности композиции;
  • любовь героев к людям;
  • тема героизма и самопожертвования.

Окружение автора и литературные критики долго не принимали этих произведений. Когда М. Горький показал свой рассказ «Старуха Изергиль» В.Г. Короленко, тот был шокирован и воскликнул: «Дорогой мой, это же романтизм! А он давно скончался. Вы поете не своим голосом». И действительно, время романтизма, казалось бы, давно прошло.

Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Для него автор выбирает формую обрамления. Книга по своей композиции напоминает слоеный пирог: легенда о Ларре, факты из жизни самой героини, легенда о Данко. В таком соседстве история Изергиль тоже напоминает романтическую притчу. У трех «слоев» этого рассказа общая фабула – поиск смысла человеческой жизни и разные подходы к ней. Изергиль, как и Данко, всегда жила любовью к людям и способна на жертвенные поступки ради любви. Ларра противопоставлен Данко, первый герой гордый, эгоистичный, за что и был наказан.

Рассказ «Челкаш» повествует нам о судьбе «честного» и принципиального вора Григория. Честный вор, в принципе, понятие парадоксальное. М. Горького привлекали такие люди. Он всегда с интересом относился к ворам и карточным шулерам, считая их сродни актерам и художникам.

В рассказе «Песнь о Соколе» М. Горький восклицает: «Рожденный ползать, летать не сможет». Это становится своеобразным приговором для человечества. Алексей Максимович не верит в то, что люди могут измениться. Это не хорошо и не плохо. Он за последовательность поступков. Не должен злой пытаться совершать добро и наоборот. Эта же мысль звучит и в другом его рассказе, где вор, скрываясь от погони, находит младенца, подкидыша. Жертвуя собой, мужчина несет ребенка в полицейский участок, где оказывается, что малыш уже мертв. Пытаясь его согреть, вор задушил младенца.

При этом М. Горький верит в величие человека. Сразу в нескольких его произведениях звучит мысль: «Человек – это звучит гордо».

Цикл романтических рассказов занимает важное место в творческом наследии писателя.

Также читают:

Картинка к сочинению Романтизм в рассказах Горького

Популярные сегодня темы

Чудиком героя называла жена за то, что с ним часто что-нибудь случалось. Однажды он решил съездить к старшему брату на Урал. Они не виделись 12 лет. Чудик легко говорил всем о предстоящей дороге, как о чем-то обыкновенном.

Роман в стихах, несмотря на неопределенный конец, представляет собой произведение, обладающее продуманной структурой.

Бытие Михаила Юрьевича Лермонтова достаточно тесно переплетается с его творческой деятельностью, что не может заинтересовать читателя его произведений. О Лермонтове часто говорят с неким уважением и величием

Куприн Александр Иванович прекрасный русский переводчик и писатель. Он родился в краях Пензы. Эта личность, своими работами, наполнил сборник русской литературы. Данный человек, перенёс тяжёлые годы жизни, стал мигрантом

Лермонтов написал огромное количество разных произведений и одним из них является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Именно его и издал писатель еще до того как умер.

Романтизм в рассказе «Старуха Изергиль» (М. Горький)

Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» принадлежит к одним из самых ярких произведений романтизма. Это направление в литературе, главным героем которого является необычный герой, не принятый обществом. Немалую роль в романтизме занимает природа. Она как будто бы оживает и становится еще одним персонажем произведения. Основная функция природы – отобразить чувства и настроения главного героя.

И все же эпоха романтизма достигла пика в первой половине XIX века, а рассказ Горького «Старуха Изергиль» был написан в 1895 году, когда литературу полностью захватил критический реализм. Наверное, именно поэтому ранние романтические произведения Горького зазвучали в литературе по-новому и были восприняты, как что-то необычное.

Главными романтическими признаками рассказа «Старуха Изергиль» являются три образа: это сама старуха, Ларра и Данко. Это произведение состоит из трех частей. В первой старуха рассказывает легенду о Ларре, во второй – о своей жизни и в третьей – о прекрасном Данко. Все они не просто так размещены именно в этой последовательности. Рассмотрим ближе романтический образ Ларры.

Из текста нам известно, что он сын орла и красивой девушки. Ларра воспринимает себя как человека, стоящего гораздо выше других людей. Он необычайно горделив и эгоистичен, считает всех вокруг рабами и даже позволяет себе убить ни в чем не повинную девушку. Один из мудрецов наказывает его одиночеством. Сначала тот рад такой свободе, но потом Ларра жаждет только одного – смерти, но даже и убить его никто не хочет. Он так и остается блуждать грустной тенью одиночества на всю жизнь. Этот персонаж не совсем типичный для романтизма, ведь герой этого стиля обычно противостоит грозной толпе, которая не воспринимает его таким, каким он есть. Здесь же толпа более положительна, нежели сам Ларра.

Читайте также:
Изображение «дна»: сочинение

Между историями о Ларре и Данко стоит рассказ старухи Изергиль о собственной жизни. Когда она была молода и полна сил, то умела любить и быть любимой. Иногда она эгоистически пользовалась страстным чувством мужчин, испытываемым к ней. Но бывало и так, что сама она безудержно влюблялась, и тогда уже именно Изергиль оказывалась тем любящим человеком, способным на все. Ее озорной и лучистый смех всегда был с ней по молодости. Изергиль побывала во многих странах и повидала немало людей. Сейчас, сидя у моря, вспоминая о своем прошлом, рассказывая интересные легенды, которых старуха знает немало, она является символом мудрости, жизненного опыта и спокойствия. Главный герой, смотря на нее, открывает для себя кладезь веков, уходящий в небытие.

Еще одна легенда о романтическом герое Данко звучит в последней главе. Данко – это типичный персонаж романтизма. Он смелый и красивый. Его главная любовь – это народ. Он абсолютно бескорыстный, альтруистический. Данко ведет за собой народ, уберегая его от тревоги и неизвестности ожиданий. В конце концов, люди, не видя просвета в темном лесу, перестают верить своему герою.

И тогда он делает невозможное: раскрывает свою грудину, вытаскивает сердце, и оно становится для них светильником в ночи. Данко таки выводит народ из мрака, но в конце, как и любой романтический герой, погибает. Мне он очень напоминает библейского Моисея, который сорок лет водил людей по пустыни, а когда привел к земле обетованной, то сам не ступил на нее, а только увидел.

Старуха Изергиль рассказывает о Данко с особой любовью. Недаром она поставила свою историю между двумя легендами об эгоисте Ларре и альтруисте Данко. В самой старухе объединяются качества этих персонажей. С одной стороны, она эгоистическая личность, которая не искала одобрения в глазах других, радовалась поклонению ее молодости и красоты и содействовала тому, чтобы все вокруг влюблялись в нее. Вспомним хотя бы, как она одним взглядом заставила турка забрать ее к себе во дворец, а потом извела его сына, который был младше Изергиль вполовину.

С другой стороны, в ней немало и от Данко. Она волевая, сильная, умеет искренне любить, отдавая этому чувству всю себя. Об этом свидетельствует красочный эпизод, где женщина отправляется на поиски любимого поляка. Она не сдается и идет до конца, пока он не вышел на свободу. Ей совсем неважно, какую цену придется заплатить за эту любовь, которая оказалась подделкой в красивой этикетке со стороны мужчины. Данко – это идеал старухи, к которому она шла всю жизнь, а Ларра – то, от чего она пыталась избавиться.

Естественно, как и в любом романтическом произведении, в рассказе Максима Горького особое место занимает пейзаж. В начале произведения перед нами постает прекрасное море, интересно, что время позднее – ночь. Это пора всегда была другом романтиков, она скрывала их слезы, укрывала темным одеялом и нашептывала истории о счастливом и прекрасном будущем. Здесь же старуха рассказывает о событиях, которые уже произошли. Их нельзя поменять, но важно помнить.

Ночь – все та же романтическая пора любви, поэтому у Горького молодые молдаванки танцуют и смеются у моря. То есть в рассказе звучат виталистические мотивы, призывающие к полному ощущению жизни и воли. И, конечно же, дополняет романтический образ девушек безудержное, рисковое, свободное море. В самых легендах природа также раскрывает характеры персонажей. Например, темный лес, из которого выводит Данко народ, символизирует их непросвещенность. Рассказ Максима Горького «Старуха Изергиль» соединяет в себе художественные особенности двух стилей: романтизма и реализма. И все же это произведение основано именно на романтических началах, ведь герои обладают сильными и необычными характерами и поставленные в нетипичные ситуации, которые побеждают их.

Романтизм в творчестве Горького

Автор: Guru · 18.07.2017

Романтизм как направление в литературе возник в конце 18 — начале 19 века, наибольшее распространение в Европе получил в период с 1790 по 1830 годы. Основной идеей романтизма было утверждение творческой личности, а особенностью — бурное изображение эмоций. Основными представителями романтизма в России были Лермонтов, Пушкин и Горький.

Романтизм ранних рассказов Горького

К романтическим настроениям Горького подтолкнуло растущее в обществе недовольство и ожидание перемен. Именно благодаря протесту против “застоя” в голове у писателя стали рождаться образы героев, способных спасти народ, вывести их из темноты, указать им правильны путь. Но этот путь представлялся Горькому совсем другим, отличным от привычного существования, автор презирал быт и видел спасение лишь в свободе от общественных оков и условностей, что и было отражено в его ранних рассказах.

Исторически этот период творчества Горького совпал с расцветом революционных движений в России, взглядам которых автор явно сочувствовал. Он воспел образ бескорыстного и честного бунтовщика, объятого не алчными расчетами, а романтическими устремлениями изменить мир к лучшему и разрушить несправедливую систему. Так же в его произведениях той поры раскрылась тяга к свободе и несбыточным идеалам, ведь писатель еще не видел перемены, а лишь предчувствовал их. Когда мечты о новом социальном строе приобрели реальные очертания, его творчество преобразовалось в соцреализм.

Основные черты

Главной чертой романтизма в творчестве Горького является четкое разделение персонажей на плохих и хороших, то есть, нет никаких сложных личностей, человек обладает либо только хорошими качествами, либо только плохими. Такой прием помогает автору яснее показать свою симпатию, выделить тех людей, которым надо подражать.

Кроме того, во всех романтических произведениях Горького прослеживается любовь к природе. Природа всегда является одним из главных действующих персонажей, и все романтические настроения передаются через нее. Писатель любил использовать описания гор, лесов, морей, наделяя каждую частицу окружающего мира своим характером и своим поведением.

Что такое революционный романтизм?

Ранние романтические работы Жуковского и Батюшкова были основаны на идеях классицизма и, по сути, являлись прямым его продолжением, что не соответствовало настроениям прогрессивно и радикально мыслящих людей того периода. Их было немного, поэтому романтизм приобрел классические формы: конфликт личности и общества, лишний человек, томление по идеалу и т.д. Однако время шло, и революционно настроенных граждан становилось все больше.

Читайте также:
Пейзаж в рассказе Горького «Челкаш» 1: сочинение

Расхождение литературы и народных интересов привело к изменению романтизма, к появлению новых идей и приемов. Основными представителями нового революционного романтизма стали Пушкин, Горький и поэты-декабристы, которые, в первую очередь, продвигали прогрессивные взгляды на перспективы развития России. Основной темой стала народная самобытность — возможность самостоятельного существования крестьян, отсюда в последствии появился термин народности. Стали появляться новые образы, и основными среди них были гений-поэт и герой, способный в любой момент спасти общество от нависшей угрозы.

Старуха Изергиль

В данном рассказе есть противопоставление двух героев, двух типов поведения. Первый — это Данко — пример того самого героя, идеала, который должен спасти народ. Он чувствует себя свободным и счастливым только тогда, когда его племя свободно и счастливо. Юноша исполнен любовью к своему народу, жертвенной любовью, что олицетворяет дух декабристов, готовых погибнуть ради благосостояния общества.

Данко спасает свой народ, но при этом погибает сам. Трагичность этой легенды в том, что племя забывает своих героев, оно неблагодарное, но для предводителя это не важно, ведь главной наградой за подвиг является счастье людей, ради которых он был совершен.

Антагонист — это сын орла, Ларра, он презирал людей, презирал их быт и закон, он признавал лишь свободу, переходящую во вседозволенность. Он не умел любить и ограничивать свои желания, в итоге за попрание общественных устоев его изгнали из племени. Только тогда гордый юноша понял, что без народа он никто. Когда он один, никто не может восхищаться им, никому он не нужен. Показав двух этих антиподов, Горький подвел все к одному выводу: ценности и интерес народа всегда должны быть выше твоих ценностей и интересов. Свобода в том, чтобы освобождать людей испод гнета тирании духа, невежества, той темноты, которая скрылась за лесом, непригодным для жизни племени Данко.

Очевидно, что автор соблюдает канон романтизма: вот противостояние личности и общества, вот томление по идеалу, вот гордая свобода одиночества и лишние люди. Однако дилемма о свободе разрешилась не в пользу гордого и самовлюбленного одиночества Ларры, этот тип, воспетый Байроном (одним из основателей романтизма) и Лермонтовым, писатель презирает. Его идеальный романтический герой – это тот, кто, будучи выше общества, не отрекается от него, а помогает ему даже тогда, когда оно гонит спасителя. В этой особенности Горький очень близок христианскому понимаю свободы.

Макар Чудра

В рассказе “Макар Чудра” свобода также является основной ценностью для героев. Старый цыган Макар Чудра называет ее главным сокровищем человека, в ней он видит возможность сохранить свое “я”. Революционный романтизм красочно проявляется именно в этом понимании свободы: старик утверждает, что в условиях тирании не разовьется нравственный и одаренный индивид. Значит, ради независимости стоит пойти на риск, ведь без нее страна никогда не станет лучше.

Такой же посыл есть у Лойко и Радды. Они любят друг друга, но видят в браке лишь цепи и оковы, а не шанс обрести покой. В итоге любовь к свободе, которая предстает пока в виде честолюбия, так как герои не могут правильно распорядиться ею, приводит к смерти обоих действующих лиц. Горький ставит индивидуализм выше брачных уз, которые только усыпляют творческие и умственные способности человека бытовыми заботами и мелочными интересами. Он понимает, что одиночке легче пожертвовать жизнью ради свободы, легче обрести полную гармонию со своим внутренним миром. Ведь не может же в самом деле вырвать сердце женатый Данко.

Челкаш

Главными действующими лицами рассказа являются старый пьяница и вор Челкаш и молодой деревенский парень Гаврила. Один из них собирался идти на “дело”, но его напарник сломал ногу, и это могло осложнить всю операцию, тогда-то опытный плут и встретил Гаврилу. Во время их разговора Горький уделял огромное внимание личности Челкаша, подмечал все мелочи, описывал его малейшие движение, все чувства и мысли, которые возникали у него в голове. Утонченный психологизм образа – явное следование романтическому канону.

Особое место в этом произведении занимает и природа, так как у Челкаша была духовная связь с морем, и его душевное состояние зачастую зависело от моря. Выражение чувств и настроений через состояния окружающего мира – опять-таки романтическая черта.

Также мы видим, как по ходу повествования меняется характер Гаврилы, и если вначале мы испытывали к нему жалость и сострадание, то в конце они превращаются в отвращение. Главной идеей рассказа является то, что неважно, как ты выглядишь и чем занимаешься, а важно то, что у тебя на душе, самое главное — всегда оставаться порядочным человеком в любом деле. Эта мысль сама по себе несет революционный посыл: как это неважно, чем занимается герой? Значит, и убийца сановной особы может быть порядочным человеком? Значит, и террорист может взрывать карету его превосходительства и сохранять при этом нравственную чистоту? Да, именно такую вольность сознательно допускает автор: не все порок, что осуждает общество. Революционер убивает, но при этом его мотив священен. Прямо сказать об этом писатель не мог, поэтому он выбрал отвлеченные примеры и образы.

Особенности романтизма Горького

Главной особенностью романтизма Горького является образ героя, некий идеал, призванный спасти народ. Он не отрекается от народа, а наоборот хочет вывести его на правильный путь. Основные ценности, которые писатель возвышал в своих романтических рассказах, — это любовь, свобода, храбрость и самопожертвование. Их понимание зависит от революционных настроений автора, который пишет не только для мыслящей интеллигенции, но и для простого русского мужика, поэтому образы и сюжеты не витиеваты и просты. Они носят характер религиозной притчи и даже похожи на нее по стилистике. Например, автор очень четко показывает свое отношение к каждому персонажу, и всегда понятно, кто симпатичен автору, а кто — нет.

Природа у Горького также была действующим лицом и оказывала влияние на героев рассказов. Кроме того, отдельные ее части являются символами, которые необходимо воспринимать иносказательно.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: