Роман «Дело Артамоновых»: сочинение

Сочинение: Горький м. – Сюжет и композиция романа м. горького дело артамоновых

Роман “Дело Артамоновых” – это история русского капитализма, история угасающего рода, показа того, как положение “хозяев жизни” уродует и духовно губит людей, превращает их из хозяев “дела” в его рабов.
Основой сюжета романа служит развитие дела Артамоновых.
Илья Артамонов – основатель дела. Он энергичен, деловит, знает радость труда. У его сына Петра нет ни сильной воли, ни напористости, ни трудового задора, отличавшего отца. Он не любил “дела”. “Дело” не только не подчиняется ему, но становится его повелителем, в душе появляется страх. Петр боится и ненавидит рабочих, Тихона, с остервенением ухватывающегося за Илью-младшего, ищет забвение в пьянстве, скандалах, окружает себя утешителями. В конце концов в большом артамоновском “деле” он оказывается “почти лишним, как бы зрителем”.
Другое артамоновское “среднее поколение” – Алексей. В отличие от Петра деловит, энергичен. Но история неумолимо клонит артамоновское “дело”, как и весь капитализм, к закату, и его “ненасытная жадность” к игре делом, “неприятная то ропливость” не могли остановить исторические процессы.
Пытается уйти от социальной действительности другой брат Петра Артамонова – Никита.
Когда Горький рассказывает о замысле романа Льву Толстому, тот увидел в Артамонове, ушедшем в монастырь отмаливать грехи родных, воплощение нравственного величия. Но в романе Никита Артамонов не величествен, а несчастен. Он и сам не верит в свою проповедь и не может кого-либо уловить в сети утешительных иллюзий, отвлечь от борьбы за изменение жизни, потому что “терпеть надоело всем”, потому что народ идет к революции, а не к религиозному утешению.
В романе описывается исключительная конденсация жизненных впечатлений, событий, действий, психологии. Опыт, приобретенный Горьким в работе над предыдущими книгами, позволял создать необычайно емкое произведение. Менее двухсот пятидесяти страниц среднего формата потребовалось писателю для того, чтобы рассказать о пятидесяти четырех годах русской жизни. Автор лаконичен в характерах героев, описании их внешности, избегает развернутого комментария. Роман поражает богатством использованного в нем фольклора: частушек, песен, пословиц, поговорок, в начале романа дано почти полное описание русских свадебных обрядов.
Наряду со многими традиционными приемами и формами художественного творчества в “Деле Артамоновых” используются и новые. В первой части автор ведет повествование от своего имени, как бы подчеркивая, что нет особенной разницы в видении мира между ним и его героями. Во второй части мир все чаще показывается через пересечение точек зрения автора и Петра Артамонова, а в третьей – Петра, Якова и авторской.
Авторские характеристики сменяются внутренними монологами и диалогами, заканчивающимися речью персонажа (сцена после объяснения Петра с сыном под дубом). При описании купеческого разгула на ярмарке, так же, как последнего периода жизни Петра Артамонова, Горький прибегал к тому, что в литературоведении иногда называют психологическим временем (когда одни впечатления как бы растягиваются во времени, а другие как бы вместе со временем исчезают в каких-то провалах, словно их и не существовало). Таковы, например, три недели, проведенные Петром на ярмарке.
В центре романа стоит одна фигура – фигура Петра Артамонова. Она на первом плане именно потому, что происходит утрата “хозяином” власти над “делом”.
Как ни ярок, ни замечателен образ Ильи Артамонова-старшего, он не стал и не мог стать главным героем в романе. Безвременная смерть основателя “дела” пришлась как раз вовремя, чтобы закончить пролог – рассказ о возникновении “дела”, где главную роль играет Илья-старший, и начать основное повествование – рассказ о росте “дела” и об упадке его хозяев, выдвигающее на первый план фигуру Петра. В романе есть и свой эпилог, когда Петр, отойдя в сторону от “дела”, передает ведение его Мирону и Якову, но время отдает последнему и роль “стержнрвого” образа. Но сразу же обнаруживается, что отдает ее на время, чтобы снова выйти на первый план в самом финале и сказать последнее слово в истории падения, краха, гибели Артамоновых.

Сочинение по роману «Дело Артамоновых»

В двадцатые. годы Алексей Максимович Горький интенсивно работает. В этот период создан один из лучших романов писателя «Дело Артамоновых». В нем Алексей Максимович воскрешает годы своей молодости. Но это не было уходом от проблем настоящего. Для писателя «вчера» и «сегодня» неразрывно связаны: чтобы строить будущее, нужно знать свое прошлое.

Описывая историю семьи промышленника Артамонова, Горький исследует причину распада капитализма в России. На примере трех поколений Артамоновых писатель показывает зарождение и гибель «дела».

Илья Артамонов появился в городе Дремове «года через два после воли». Он полон решимости построить фабрику для изготовления льняных полотен. Энергия этого человека вызывает уважение. Он живет в полную силу: умеет работать, веселиться, любить.

Совершенно иное второе поколение: сыновья Петр, Никита и племянник Алеша. Петр – молчаливый тугодум, ему скучно жить и работать. Если Илья Артамонов относится к делу с азартом, то Петр как бы «несет огромную, непосильную ношу». Никита-горбун, обижен судьбой изначально. Он любит разводить сады, даже на песчаной почве Никита вырастил прекрасный сад. Но «делу» он не хозяин и братьям не помощник. Он предпочитает уйти от проблем жизни в монастырь: «Вот у нас в семье свой молитвенник о грехах наших будет. » – радуется Петр.

Но и в монастыре не находит Никита покоя. Он не верит в Бога, не находит себе дела и занятия по душе.

Читайте также:
Образ бабушки (По повести Горького «Детство»): сочинение

Алексей, племянник Артамонова, служит делу азартно, как Илья. Но Петра пугает ум брата, и он думает, что Алексей «жулик, без совести. Может по миру пустить меня и сам этого не заметит и не из жадности разорит, а просто – заиграется».

«Дело», начатое отцом, продолжается его детьми, но, видя их отношение друг к другу, невольно вспоминаешь известную басню: «Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не пойдет. »

Третье же поколение Артамоновых еще более разобщено, не чувствует «плеча родного».

Илья, старший и любимый сын Петра, не хочет заниматься фабрикой. Он осуждает «старших» за эксплуатацию рабочих. На горькую фразу отца: «Ради тебя я человека убил. может быть», сын оглушительно сказал: «Не одного убили вы, вон там целое кладбище убитых фабрикой».

Мирон, сын Алексея, выучившись на инженера, занимается «делом» без задора, по необходимости. Он больше любит порассуждать о путях развития России.

Яков, сын Петра, так же скучает, как и отец. Он чувствует себя пленником семьи и дела. Не видит пользы от своей безрадостной деятельности и так же бездарно гибнет, как и жил. Один за другим Артамоновы уходят в мир иной, незаметно, легко или мучаясь и страдая.

Развал «дела» довершает революция: «. фабрика перестала работать, молодежь, засучивая рукава рубах, бросилась в город. Фабрика опустела, обезлюдела и точно сморщилась под ветром. »

Горький увидел и гениально сумел показать, как на протяжении короткого времени усилиями энергичных и волевых людей складывались состояния, укреплялась промышленность, и как легко ее было развалить, взяв в немощные и неумелые руки, выполняя работу без азарта и любви.

Алексей Максимович Горький в романе «Дело Артамоновых» показал нарастание демократического движения в России. На примере семьи Артамоновых писатель показал, как в недрах капитализма формируется интеллигенция, которая поведет за собой рабочих на борьбу за свои права.

В спорах Мирона Артамонова с Горицветовым показаны две политические линии, на которые хотели поставить Россию противоборствующие силы: западный путь развития и свой особый, ни на кого не похожий, который в конце концов возобладал.

Парадоксально, но разваливают капиталистический стройв России выходцы из его недр. Илья Артамонов, внук и сын владельцев фабрики, не желает заниматься «делом». Он уходит с головой в учебу, чтение книг. Мирон, сын Алексея, говорит о брате: «Илья – один из тех людей, которые смотрят на жизнь сквозь книгу и не умеют отличить корову от лошади». Но это лишь домыслы брата. Илья же гораздо ближе к реальной жизни, чем это хочется признать Артамонову. Он – социалист. Один из тех, кто активно и последовательно раскачивал основы государственного строя России, кто привел ее к революции.

Мирон Артамонов – прозападник. Он мечтает, что Россия будет развиваться по западному пути, а его оппонент Горицветов «стоит» за самостоятельный, особый путь развития. В молодом поколении нет единодушия. Они еще сильнее разобщены, чем их предшественники – отцы.

Яков, младший сын Петра Артамонова, осуждает всех. Ему смешны политические претензии брата Мирона, он не одобряет Илью. Они смешны и непонятны ему. «Лучше не думать о тревожном»,- его философия. Ему кажется, что он, «хозяин, живет в гостях у людей, которые работают на него, давно живет и надоел им, они, скучно помалкивая, смотрят на него так, точно хотят сказать: «Что ж ты не уходишь? Пора». Погиб он так же нелепо, как и жил (ограбленного, его выкинули из идущего поезда). Мне кажется, что это почти символично. Его выбросили не из поезда, а из быстро двигающейся вперед жизни, для которой Яков оказался ненужным, «лишним».

Горький показывает, что крепко сплоченным, организованным революционным силам в России противостояли разглагольствующие, немощные и ленивые демократы. Поэтому при первом же натиске существующий строй рухнул.

Из слов Тихона Вялова ясно, что Илья – среди нерядовых разрушителей строя. Петру Артамонову на вопрос об Илье бывший дворник отвечает: «Слышно – с этими. Надо быть, потому ты и жив, что он – с ними, а то. »

Но Петру уже не понять этой страшной арифметики, когда его собственный сын, надежда и любимец, разрушил «дело жизни» отца.

Таким образом Горький показал закономерность и неизбежность падения капиталистического строя, основанного на эксплуатации и унижении человеческой личности. Вывел почти закономерность, что, изживая себя, строй растит своих могильщиков.

Проблематика и художественное своеобразие романа Горького «Дело Артамоновых» — Лекции. Русская литература XX века.

Автор с первых страниц романа знакомит нас с главой семьи Артамоновых — Ильей, который приехал в город с целью построить завод по производству полотна. Когда-то давно мужчина трудился у богатых господ приказчиком, где, впоследствии отличной службы его отпустили и наградили весомой суммой денег.

У Ильи три наследника, которые совсем не похожи характерами друг на друга. Старший сын Петр постоянно ходит в думах, Лешка, наоборот, сумеет любого развеселить, да и работа у него ладится, младшенький же был инвалидом с детства, но очень любил ухаживать за растениями.

Артамонов — старший наведывается к старосте и разговаривает с ним о том, что неплохо бы его дочь Наталью выдать замуж за Петра. Но, Евсей Митрич, отказывает ему. Не нравился он ему, да и жители деревни недовольны им. Мало того, что слишком умен, он еще что-то собирается возводить, нарушать покой их тихой жизни.

Читайте также:
ПРОБЛЕМА ГУМАНИЗМА В ПЬЕСЕ М. ГОРЬКОГО “НА ДНЕ”: сочинение

В скором времени Баймаков скончался, и перед смертью сказал своей супруге, что дает благословение на брак своей дочери с Петром. Так как Илья был мужчиной обаятельным, и любил женщин, то он начинает оказывать знаки внимания жене покойного старосты. Ульяна не могла отказать Артамонову — старшему, и некоторое время они вступили в интимную связь. Но односельчане быстро узнали про это дело, и стали осуждать Ульяну. Но, женщина никого не слушала, так как была влюблена.

Строительство предприятия шло своим ходом. У Петра рождаются две дочери, а чуть позже сын, которого назвали в честь дедушки Ильей. А Артамонов – старший умирает от разрыва сосуда в голове, и Петр продолжает дело отца. Однако, отношения у него со своим сыном, не ладились. Позже семейство Натальи и Петра прибавляется. И вроде жизнь у них идет мирно и дружно, но, вдруг, все узнают, что его младший брат Никита влюблен в Наталью. Он даже от безысходности собирается покончить жизнь самоубийством, но его спасают. И тогда он решает принять постриг.

Вдруг Петр понимает, что ему совсем не по душе заниматься делами отца. Алексей тоже был его напарником, но у него вскоре появляется девушка, на которой он женится, и он постепенно отходит от управления фабрикой. А вскоре он умирает, и его сын Мирон сочетается законным браком на богатой городской барышне.

Вслед за средним братом отходит в мир иной и Никита. Петр ведет бестолковую жизнь. Он отвергает своего первенца, приближает Якова, совершенно глупого и хитрого. Но и из него толку не выходит. Он отбывает в Москву, и по дороге погибает.

На заводе становится неспокойно, рабочие отказываются выполнять свои обязанности. Петр Артамонов становится банкротом, и вскоре он умирает.

Роман учит, что только совместно с определенной целью можно достичь больших высот в своем деле. Разобщенность, зависть и несерьезное отношение может развалить созданный годами ваш бизнес.

Можете использовать этот текст для читательского дневника

Художественный анализ «Дело Артамоновых»

«Дело Артамоновых», как и другие эпические полотна М. Горького, именуется в печати то «повестью», то «романом». Сам писатель называл все эти произведения, от «Фомы Гордеова» до четырехтомной «Жизни Клима Самгина», повестями. Он исходил не из объема этих произведений, а из той их особенности, что в основе каждого из нпх лежит повествование о судьбе одного человека, «хроника» одной жизни. Сказывалась в таком обозначении и скромность великого художника, не считавшего себя мастером многоплановой композиции и сложного сюжетного развития. (Данный материал поможет грамотно написать и по теме Роман повесть Дело Артамоновых. Краткое содержание не дает понять весь смысл произведения, поэтому этот материал будет полезен для глубокого осмысления творчества писателей и поэтов, а так же их романов, повестей, рассказов, пьес, стихотворений.) По этой же причине он называл многие свои рассказы «очерками», а пьесы — «сценами».

Замысел повести «Дело Артамоновых» 1 относится, видимо, еще к концу 90-х — началу 900-х годов. Вспоминая в книге «Лев Толстой» о своей встрече с Львом Николаевичем в Крыму в конце 1901 — начале 1902 года, М. Горький писал: «Я рассказал ему историю трех поколений знакомой мне купеческой семьи,— историю, где закон вырождения действовал особенно безжалостно». Л. Н. Толстого очень заинтересовал этот замысел, он сказал: «Вот это —правда! Это я знаю, в Туле есть две таких семьи. И это надо написать. Кратко написать большой роман, понимаете? Непременно!» Его заинтересовали и отдельные персонажи задуманного произведения: «Это очень серьезно. Тот, который идет в монахи молиться за всю семью,— это чудесно! Это — настоящее: вы — грешите, а я пойду отмаливать грехи ваши. И другой — скучающий стяжатель-строитель,— тоже правда! И что он пьет, и зверь, распутник, и любит всех, а — вдруг — убил,— ах, это хорошо! Вот это надо написать».

Сейчас уже трудно установить, что в этих словах отражало особенности раннего замысла М. Горького, а что шло от особенностей толстовского восприятия, может быть — от желания Л. Н. Толстого подсказать молодому писателю определенный поворот темы. Важно, что в произведении, явившемся воплощением этого замысла, тема получила существенно иной поворот. И важно, что замысел отличался с самого начала широким социально-историческим размахом. Ведь картину смены поколений буржуазной семьи М. Горький уже дал в конце прошлого века в повести «Фома Гордеев», а она не исчерпала захватившей его темы. Не исчерпали ее и многие позднее написанные произведения, даже превосходившая «Дело Артамоновых» по объему «Жизнь Матвея Кожемякина». О каком же охвате событий думал М. Горький, говоря о «законе вырождения» буржуазии — вырождения (следует подчеркнуть это) не биологического, а социального?

Свет на этот вопрос проливают его воспоминания об одной из встреч с В. И. Лениным на Капри (Владимир Ильич был на Капри дважды — в 1908 и 1910 гг.— речь, очевидно, идет не о первой, кратковременной и проходившей в присутствии многих людей, а о второй, когда писатель общался с В. И. Лениным в течение двух недель и когда они долгие часы оставались наедине друг с другом). М. Горький писал в 1930 году Н. К. Крупской: «Беседуя со мной на Капри о литературе тех лет, замечательно метко характеризуя писателей моего поколения, беспощадно и легко обнажая их сущность, он указал и мое на некоторые существенные недостатки моих рассказов, а затем упрекнул: «Напрасно дробите опыт ваш на мелкие рассказы, вам пора уложить его в одну книгу, в какой-нибудь большой роман». Я сказал, что у меня мечта написать историю одной семьи на протяжении ста лет, с 1813 г., с момента, когда отстраивалась Москва, и до наших дней. Родоначальник семьи — крестьянин, бурмистр, отпущенный на волю помещиком за его партизанские подвиги в 12 году, из этой семьи выходят: чиновники, попы, фабриканты, петрашевцы, печаевцы, семи — и восьмидесятники. Он очень внимательно слушал, выспрашивал, потом сказал: «Отличная тема, конечно,— трудная, потребует массу времени, я думаю, что Вы с ней сладите, но — не вижу: чем Вы ее кончите? Конца-то действительность не дает. Нет, это надо писать после революции, а теперь что-нибудь вроде «Матери» надо бы». Конца книги я, разумеется, и сам не видел». И М. Горький заметил в этой связи: «Вот так всегда он был на удивительно прямой линии к правде, всегда все предвидел, предчувствовал» .

Читайте также:
Правда о человеке Горького включает в себя правду Луки и правду Сатина (по пьесе М. Горького На дне): сочинение

Часть исследователей, ссылаясь на эти воспоминания М. Горького, связывает с замыслом «истории одной семьи» повесть «Дело Артамоновых», другие (поскольку писатель собирался показать в задуманной книге несколько поколений интеллигенции) — эпопею «Жизнь Клима Самгина». Ясно, однако, что произведение, контуры которого очертил М. Горький в разговоре с В. И. Лениным, должно было отличаться от обоих названных произведений — отличаться и гораздо более широкими историческими рамками (с 1813 года до современности), и гораздо более широким кругом героев. Словом, это был другой замысел — замысел исторического романа, который не был написан, так же как не были осуществлены и все другие горьковские творческие замыслы, требовавшие обращения к далекому прошлому. Но какая-то связь между всеми этими замыслами была, и, несомненно, ко всем им имели прямое отношение слова В. И. Ленина, что «конец» для задуманного М. Горьким произведения должна дать сама действительность, что таким «концом» должна стать социалистическая революция. Справедливость этого замечания показала работа М. Горького над «Делом Артамоновых». Он попытался начать повесть еще до революции. В № 11 «Летописи» за 1916 год было помещено объявление о том, что в течение 1917 года в журнале будет напечатана повесть М. Горького «Атамановы» (таким было первоначальное название «Дела Артамоновых»). Но дальше черновых набросков работа тогда не продвинулась. Повесть была написана в 1924—1925 годах, и концом ее явились картины революции — все развитие повествования с железной логикой ведет именно к такому финалу.

Из всего сказанного следует, что М. Горьким была задумана не просто повесть о судьбе одной буржуазной семьи и даже не просто повесть о судьбе буржуазного класса, а художественная история русского капитализма, пусть и сконцентрированная в истории одной семьи и сосредоточенная на истории одного класса. «Сладил» ли писатель с этой огромной темой, «кратко» написав, как советовал ему Л. Н. Толстой, «большой роман»? 27 марта 1926 года К. А. Федин поделился в письме к М. Горькому своими впечатлениями от «Дела Артамоновых»: «Совершение изумительно начало романа. Илья Артамонов — старик поражает, подавляет своей жизненностью… Не знаю, была ли это ваша композиционная задача: строить первые части романа на «людях», вторую — на «деле». Это совпадает с темой (я понимаю ее так: дело, движимое вначале волею человека, постепенно ускользает из-под его влияния, начинает жить само собою, своею волей, более мощной и непреоборимой, пока — в революцию — окончательно не освобождается от человека). Но такое построение романа привело к тому, что он стал несоразмерен в частях… Мне думается, этот композиционный недочет заметно повлиял на эффект конца: книга под конец схематичнее и суше. С этим обстоятельством совпадает другое. Характеры артамоиовских внучат мельче и случайнее, чем — деда, отцов. Это так и должно быть, так и есть (к несчастью). Но это усугубляет разряжение конца романа». О «Деле Артамоновых» написал М. Горькому 10 апреля 1926 года и М. М. Пришвин: «Хорошо начало, свадьба — прекрасно! и до середины отлично нарастает волнение — ярмарка превосходна! Потом как будто вам надоело, все пошло прыжками, и кончаешь неудовлетворенный… Я думаю, что вы по своей широте задумали во время писания этого романа какой-то другой, самый большой, и это стало вам неинтересно».

Хотя автор «Дела Артамоновых» в ответном письмо к К. А. Феди чу признал справедливыми его замечания и указания М. М. Пришвина «на недостатки конструкции» повести и хотя последний сумел угадать, что М. Горький задумал другой роман, «самый большой» (действительно, уже была начата работа над «Жизнью Клима Самгина»),— этот вопрос нуждается в прояснении. «Несоразмерность» частей в самом деле присуща повести М. Горького, по она во многом объясняется именно тем, о чем ярко и точно написал К. А. Федин: постепенным выходом «дела» из-под контроля Артамоновых — выходом, свидетельствующим об их неспособности к сознательному историческому творчеству и обрекающим их на постепенное человеческое измельчание, на неизбежную социальную гибель. Уже в повести «Фома Гордеев» родоначальник купеческого рода, отец Фомы — Игнат, задумываясь о жизни и выходя из обычной колеи, «чувствовал, что он не хозяин своего дела, а низкий раб его». Миллионер Бугров, как вспоминал в посвященном ему очерке М. Горький, признавался: «Все мы — рабы дела нашего». Но это были лишь временно приходившие к буржуазным «хозяевам жизни» настроения, лишь предчувствия грядущей катастрофы. В «Деле Артамоновых» рассказано о том, как эта катастрофа совершилась, и здесь главной фигурой не случайно становится прошедший путь от начала «дела» до его конца Петр Артамонов. Как ни ярок образ Ильи Артамонова-старшего, он не стал и не мог стать главной фигурой повести. Безвременная смерть основателя «дела» пришла как раз вовремя, чтобы закончился пролог — о возникновении «дела» — и началась история его упадка и краха.

Читайте также:
Хозяева: сочинение

Сочинение по роману «Дело Артамоновых»

В двадцатые. годы Алексей Максимович Горький интенсивно работает. В этот период создан один из лучших романов писателя «Дело Артамоновых». В нем Алексей Максимович воскрешает годы своей молодости. Но это не было уходом от проблем настоящего. Для писателя «вчера» и «сегодня» неразрывно связаны: чтобы строить будущее, нужно знать свое прошлое.

Описывая историю семьи промышленника Артамонова, Горький исследует причину распада капитализма в России. На примере трех поколений Артамоновых писатель показывает зарождение и гибель «дела».

Илья Артамонов появился в городе Дремове «года через два после воли». Он полон решимости построить фабрику для изготовления льняных полотен. Энергия этого человека вызывает уважение. Он живет в полную силу: умеет работать, веселиться, любить.

Совершенно иное второе поколение: сыновья Петр, Никита и племянник Алеша. Петр – молчаливый тугодум, ему скучно жить и работать. Если Илья Артамонов относится к делу с азартом, то Петр как бы «несет огромную, непосильную ношу». Никита-горбун, обижен судьбой изначально. Он любит разводить сады, даже на песчаной почве Никита вырастил прекрасный сад. Но «делу» он не хозяин и братьям не помощник. Он предпочитает уйти от проблем жизни в монастырь: «Вот у нас в семье свой молитвенник о грехах наших будет. » – радуется Петр.

Но и в монастыре не находит Никита покоя. Он не верит в Бога, не находит себе дела и занятия по душе.

Алексей, племянник Артамонова, служит делу азартно, как Илья. Но Петра пугает ум брата, и он думает, что Алексей «жулик, без совести. Может по миру пустить меня и сам этого не заметит и не из жадности разорит, а просто – заиграется».

«Дело», начатое отцом, продолжается его детьми, но, видя их отношение друг к другу, невольно вспоминаешь известную басню: «Когда в друзьях согласья нет, на лад их дело не пойдет. »

Третье же поколение Артамоновых еще более разобщено, не чувствует «плеча родного».

Илья, старший и любимый сын Петра, не хочет заниматься фабрикой. Он осуждает «старших» за эксплуатацию рабочих. На горькую фразу отца: «Ради тебя я человека убил. может быть», сын оглушительно сказал: «Не одного убили вы, вон там целое кладбище убитых фабрикой».

Мирон, сын Алексея, выучившись на инженера, занимается «делом» без задора, по необходимости. Он больше любит порассуждать о путях развития России.

Яков, сын Петра, так же скучает, как и отец. Он чувствует себя пленником семьи и дела. Не видит пользы от своей безрадостной деятельности и так же бездарно гибнет, как и жил. Один за другим Артамоновы уходят в мир иной, незаметно, легко или мучаясь и страдая.

Развал «дела» довершает революция: «. фабрика перестала работать, молодежь, засучивая рукава рубах, бросилась в город. Фабрика опустела, обезлюдела и точно сморщилась под ветром. »

Горький увидел и гениально сумел показать, как на протяжении короткого времени усилиями энергичных и волевых людей складывались состояния, укреплялась промышленность, и как легко ее было развалить, взяв в немощные и неумелые руки, выполняя работу без азарта и любви.

Алексей Максимович Горький в романе «Дело Артамоновых» показал нарастание демократического движения в России. На примере семьи Артамоновых писатель показал, как в недрах капитализма формируется интеллигенция, которая поведет за собой рабочих на борьбу за свои права.

В спорах Мирона Артамонова с Горицветовым показаны две политические линии, на которые хотели поставить Россию противоборствующие силы: западный путь развития и свой особый, ни на кого не похожий, который в конце концов возобладал.

Парадоксально, но разваливают капиталистический стройв России выходцы из его недр. Илья Артамонов, внук и сын владельцев фабрики, не желает заниматься «делом». Он уходит с головой в учебу, чтение книг. Мирон, сын Алексея, говорит о брате: «Илья – один из тех людей, которые смотрят на жизнь сквозь книгу и не умеют отличить корову от лошади». Но это лишь домыслы брата. Илья же гораздо ближе к реальной жизни, чем это хочется признать Артамонову. Он – социалист. Один из тех, кто активно и последовательно раскачивал основы государственного строя России, кто привел ее к революции.

Мирон Артамонов – прозападник. Он мечтает, что Россия будет развиваться по западному пути, а его оппонент Горицветов «стоит» за самостоятельный, особый путь развития. В молодом поколении нет единодушия. Они еще сильнее разобщены, чем их предшественники – отцы.

Читайте также:
Общечеловеческие ценности в пьесе М. Горького На дне: сочинение

Яков, младший сын Петра Артамонова, осуждает всех. Ему смешны политические претензии брата Мирона, он не одобряет Илью. Они смешны и непонятны ему. «Лучше не думать о тревожном»,- его философия. Ему кажется, что он, «хозяин, живет в гостях у людей, которые работают на него, давно живет и надоел им, они, скучно помалкивая, смотрят на него так, точно хотят сказать: «Что ж ты не уходишь? Пора». Погиб он так же нелепо, как и жил (ограбленного, его выкинули из идущего поезда). Мне кажется, что это почти символично. Его выбросили не из поезда, а из быстро двигающейся вперед жизни, для которой Яков оказался ненужным, «лишним».

Горький показывает, что крепко сплоченным, организованным революционным силам в России противостояли разглагольствующие, немощные и ленивые демократы. Поэтому при первом же натиске существующий строй рухнул.

Из слов Тихона Вялова ясно, что Илья – среди нерядовых разрушителей строя. Петру Артамонову на вопрос об Илье бывший дворник отвечает: «Слышно – с этими. Надо быть, потому ты и жив, что он – с ними, а то. »

Но Петру уже не понять этой страшной арифметики, когда его собственный сын, надежда и любимец, разрушил «дело жизни» отца.

Таким образом Горький показал закономерность и неизбежность падения капиталистического строя, основанного на эксплуатации и унижении человеческой личности. Вывел почти закономерность, что, изживая себя, строй растит своих могильщиков.

Сочинение по пьесе На дне Горького 11 класс

Еще в годы существования Российской империи Горький прославился как народный писатель, выразитель чаяний простых людей огромной страны.

Герои его произведений – зачастую обычные персонажи, присущие тем годам. Но в их душе тлеет огонек протеста против существующей действительности и нужно лишь немного духовного «угля», чтобы костер запылал уже в полную силу. Часто в них есть и душевный надлом, полученный в прошлые года, и они всячески пытаются нивелировать его последствия. Перечисленному выше описанию отчасти, хоть и в меньшей степени, подходят герои легендарной пьесы «На дне». На театральных подмостках ее визуализировал сам К. Станиславский на сцене МХТ. Это тоже показатель уровня произведения. Эксклюзивности добавляло и то, что пьеса имела ограниченное распространение из-за остросоциальной тематики.

Название не случайно, ведь все персонажи действительно находятся на дне жизни. Они раздавлены, их социальный статус оставляет желать лучшего. Здесь и бывшие актеры, и воры, и разорившиеся дворяне. Во главе ночлежки стоят такие же «опустившиеся» люди, только с наличием некоторого достатка и постоянной работой.

Удивительно, как нищета и бедность придавливает героев, не оставляя место жалости и состраданию. В одном помещении умирает женщина Анна, но ее мужу и всем остальным плевать, потому что в такой среде смерть – дело обычное. Это скорее освобождение от проблем, чем трагедия.

Общество давно не считает их за людей, но они сохранили остатки гордости. Друг друга герои презирают, считая, что положение каждого из них еще хуже, чем у него самого. Герои перестали бороться за свой статус: психическое ли это отклонение или просто ночлежное общество им ближе – непонятно.

Некую частицу веры в себя им возвращает одинокий странник Лука, всячески поддерживающий местных обитателей словом и делом. Особенно примечателен его постулат о том, что ложь на благое дело не так уж и предосудительна.

В грязи сырой ночлежки персонажи находят время, чтобы пофилосовствовать и подумать о смысле бытия. Это показатель того, что в любых условиях человек задумывается о своем предназначении.

2 вариант

Гениальнейший русский и советский писатель под псевдонимом Максим Горький создал широкое множество прекрасных, поучительных, учащих нравственности произведений. К числу таких горьковских творений можно отнести пьесу «На дне». По школьной программе она изучается учащимися 10 класса. И неспроста, ведь данное произведение можно назвать максимально глубокомысленным, красивым с точки зрения стилистики языка, но, к огромному сожалению, правдивым и печальным, так как в нем описаны реалии жизни.

Главными героями произведения являются люди, оказавшиеся на социальном дне общества. к их числу относятся бомжи, проститутки, бедняки и другие. Они обитают в ночлежке, которую содержит местный относительно состоятельный человек. Но как получилось так, что все персонажи оказались здесь? Каким образом судьба завернула их так? Это грустно и печально. Ответы на эти вопросы Горький дает в своем произведении четкие и ясные.

У каждого свой путь жизненный.

Мне кажется, что Максим Горький хотел донести к читателю мысль, что несколько пороков могут полностью сломать жизнь человека. Сменить ее полюс с положительного на отрицательный. И тотально. К таким человеческим слабостям и недостаткам, а также порокам относятся алкоголизм, чревоугодие, проституция, лень, отсутствие силы воли и мягкотелость.

Печальный пример Клеща. Но если по правде сказать, то он заслужил такое отношение жизни к себе. Он был злым, жадным и потому оказался в ночлежке. Клещ – это такой тип людей, который извечно чем-то недоволен, портит настроение окружающим, думает лишь о себе. Таких людей должно быть поменьше.

К примеру Настя. Она натура тонкая, душевная. Но живет в грязи и разврате. Ее не уважает никто, даже соседи в обиталище. Девушка занимается выдумкой романтических историй о своем молодом человеке, мечтает о любви, но при этом с нее все смеются. Жизнь ее треплет.

Читайте также:
Как думают и говорят «дети солнца» (по пьесе М. Горького «Дети солнца»): сочинение

Думаю, что одна из основных идей произведения состоит в том, что человек сам летит на дно и сам сможет подняться, если этого захочет. Это и перспектива, и опасность.

Каждый из обитателей ночлежки губил и губит себя самостоятельно. И тут им ничто извне не сможет оказать помощь.

Великий писатель Максим Горький дает иллюстрированное и словесное объяснение таким гнусным поступков. Надо стремиться к саморазвитию и прийти от саморазрушения к нормальной жизни.

Сочинение по пьесе На дне

Максим Горький жил необычной жизнью. Всю свою жизнь он отдал творчеству. Все его произведения пронизаны глубоким смыслом. Самой главной в его жизни стала пьеса «На дне», которую он написал в 1902 году.

Горький писал о своей пьесе: «Это будет страшно». Он проводил свое время в размышлении над названием пьесы, учитывая все тонкости, меняя названия: «Без солнца», «Ночлежка», «Дно». Само произведение выступает как спор о правде. Абсолютно у всех действующих лиц свое мировоззрение.

Мнение Сатина является важным. Он придерживается правил, что обман является религией рабов, а правда – богом свободных людей. Он утверждал, что человека не нужно жалеть, а нужно почитать. И вообще, по его мнению, каждый должен рассчитывать только на себя.

Лука, еще один герой пьесы, который является полной противоположностью Сатина, уверен, что ложь во благо. Своей ложью он пытается обнадежить человека. Он добр и отзывчив, но его методы всего лишь иллюзия, которую он рисует окружающим.

Нужно понимать, что всё зависит от человека, от того, что он выберет силу или слабость. Ведь постоянная ложь ничему хорошему не приводит. В центре оказались люди, которые находятся в низах общества. Эти люди не могут решать все вопросы самостоятельно.

И что же является самым печальным в произведении? Самым печальным является то, что персонажи недовольны реальностью, которая окружает их. Они не принимают мир, который их окружает, и не принимают, что их жизнь – дно, и хуже уже некуда.

Максим Горький своим произведение пытался донести, что сила в истине, и каждый человек кузнец своего счастья. Не нужно выстраивать перед собой иллюзии, и если человек опустился на дно из-за каких-либо обстоятельств нужно брать себя в руки, а не плыть по течению. Автор в своей пьесе изобразил безвольных, слабых людей, которые не могут противостоять горести, а только пытаются вызвать сострадание. Горький призывал людей задуматься, как не оказаться на «социальном дне», что не стоит спускать все на тормозах, нужно верить в себя и стараться всё изменить. Ведь всё происходящее в произведении, и сейчас может произойти, не нужно опускать руки.

4 вариант

Многие писатели в своих произведениях описывали противоборство реальности и мечты. Максим Горький не стал исключением. В 1902 году прозаик написал одну из самых знаменитых своих пьес «На дне». Произведение не только «разошлось на цитаты», но и было показано на многих мировых театральных площадках.

Действие пьесы разворачивается в ночлежке, которой владеет Михаил Костылев. Постояльцы этого заведения в основном люди без постоянного дохода, пьяницы и воры. Горький показывает читателю «дно» жизни, но многие обитатели этого заведения все еще не потеряли надежду, которая и дает им силы жить дальше. Но писатель дает понять, что во многом реальность преобладает над мечтой.

Максим Горький описывает острые и актуальные социальные проблемы того времени. Одна из героинь произведения мечтает о любви, но реальность для двадцатичетырехлетней Насти – это книга «Роковая любовь» и непристойная работа. Еще один персонаж – Васька Пепел. Молодой человек, в свои 28 лет, уже был заядлым вором и «отсидел» несколько сроков. Но все же герой мечтал о нормальной жизни, постоянной работе и семье с Наташей. Для того чтобы избавиться от воровского прошлого, Ваське надо уехать в Сибирь. Но по воле обстоятельств он вновь попадает в тюрьму за убийство хозяина ночлежки – Михаила Костылева. Жестокая действительность «давит» на Василия, а Наталья не верит в искренность его чувств. С трагизмом реальности сталкивается и Андрей Митрич, по прозвищу Клещ. Всю жизнь он проработал слесарем, но смерть жены усугубляет его положения, и для того чтобы хоть как-то существовать, Клещ продает свои рабочие инструменты и обрекает себя на еще большую нищету. Так Андрей Митрич стал полноправным жителем ночлежки, с таким же социальным статусом, как и все ее обитатели.

Многим персонажам автор намеренно не дает имен. Например, Горький рисует образ бывшего Актера, ни разу не называя его по имени, а из собственных воспоминаний актера читатель узнает, что на афишах его фамилия звучала как Сверчков-Задунайский. Благодаря одному из жителей ночлежки, страннику Луке, у актера появляется мечта – излечиться от пьянства. Но и здесь в жизнь актера «вмешивается» суровая реальность – бесплатных больниц для алкоголиков не существовало.

Максим Горький, на примере персонажей пьесы «На дне», описывает нищую и жестокую реальность, показывает читателю конфликт действительности и мечты. Автор дает понять, что человек может оказаться на «дне» даже из-за собственной слабости, а эта проблема актуальна и сегодня.

Также читают:

Картинка к сочинению По произведению На дне

Популярные сегодня темы

Перу русского писателя двадцатого века, Борису Васильеву, принадлежит ряд прозаических произведений о Великой Отечественной войне. К таким произведениям относится повесть «А зори здесь тихие…»

Читайте также:
Ранние произведения М. Горького.: сочинение

Многих мучает вопрос, отличник – это хорошо или плохо. У этого вопроса, как и у многих других, есть две стороны медали. Если говорить о положительных моментах, то у отличников всегда хорошая репутация

Сколько в мире зла и несправедливости, но доброта сердец способна все-таки убрать плохое. Чем больше будут совершаться бескорыстных добрых дел, тем лучше станет окружающий мир

Что означает цвета на георгиевской ленте? В России они обозначают императорские символы: черный цвет обозначает двуглавого орла, а желтый цвет обозначает государственный герб

Произведение является одним из ранних рассказов писателя, повествующим об истории двух влюбленных, являющихся типичными представителями нелепого, тихого, обывательского мира.

Сочинение по пьесе Горького На дне 11 класс

Пьеса максима горького «На дне», пожалуй, самое остросоциальное произведение писателя. Пьеса актуальна и для нынешнего общества нашей страны. Главные герои пьесы — это люди, которые сломлены и растоптаны жизнью. Они живу в городской ночлежке, которую писатель сравнивает с пещерой. Вокруг грязь и нищета. А свет, светящий с верху, еще сильнее подчеркивает, что обитатели действительно находятся на «дне».

Горький в своей пьесе поднимает острые социальные и бытовые проблемы. Жизнь обитателей этой ночлежки полна драматизма и тяжелых испытаний. У людей вынужденных жить в таких ужасных и опасных условиях нет ничего за душой, жизнь будто выкинула их за борт. Что сказывается на их поведении и отношении к окружающим. Они не обращают внимания на проблемы друг друга, не говорят по душам, не выражают сочувствие. Никто уже не обращает внимание на умирающую Анну. Никому не дела до ее страданий, даже ее мужу Клещу. Он ждет ее кончины, так как для него Анна обуза. Никому нет дела что Василиса избивает Наташу. Василиса, замужем за жестоким Костылевым, но является любовницей вор и карманника Пепла. Все знают об этом, и не обращают на это внимания.

Жители ночлежки понимают свое ничтожное и жалкое существование, но не предпринимают никаких действий для этого, чтобы выбраться из него. Они смирились и считают, что не в силах уже что-то изменить. Для них жизнь уже кончена. Единственное чувство, которое остро развито у них к друг другу – это презрение. Каждый считает себя выше и лучше другого.

Помимо социальных в пьесе подняты и философские темы. Жители ночлежки, выброшенные на «дно», поднимают темы о смысле жизни и ее ценностях. Спорят на разные философские темы. Одна из таких тем это, что лучше утешительная ложь или правда реальной жизни. Это вопрос наиболее сильнее всего задел главных персонажей пьесы, и вызвал большой спор среди них. Актер Лука, искренне считает, что утешительная ложь способна хоть немного вылечить и успокоить страдающую и искалеченную душу человека. Он пытается вселить в этих людей веру и надежду. Лука считает, что только доброе отношение способно его изменить.

Сатин, наоборот, считает, что только правда главнее и важнее всего для человека. Он высказывает мнение, что человек не должен никого жалеть. Жалеть – это значит унижать его достоинство. Он считает, что «вымышленная» правда способна погубить человека.

В пьесе нет положительных героев, однако вопросы и проблемы, которые они поднимают в своих разговорах, показывает, что эти люди, несмотря на те ужасные обстоятельства, в которых они оказались, духовно не потеряны для общества. И через столько много времени пьеса остаются актуальной. Она помогает сделать переоценку своих ценностей, посмотреть под другим углом на мир. Через все произведение проходит невидимая нить в призыве изменить этот мир. Сделать каждому, прочитавшему ее маленькую «революцию души и отношения к окружающим людям».

2 образец

Драма «На дне» – это одно из самых ярких и известных произведений русского писателя Максима Горького. Она повествует о жильцах одной бедной Костылевской ночлежки. Там живут люди, которые не смогли или не захотели добиться в жизни чего-то большего, чем жалкое прозябание в нищете. На протяжении всей пьесы они ссорятся, мирятся, имитируют деловое общение и просто проживают каждый день, как последний, без надежды на светлое будущее. Их мир – это безнадежность, отчаяние и потеря веры в светлое будущее.

В этой пьесе раскрывается проблема социальных и философских изысканий. По мере прочтения произведения, перед читателем встает вопрос: «Что лучше – истина или сострадание?»

Главные герои этого непростого повествования – босяки, разные по своим идеалам, прошлому, убеждениям. Но, несмотря на внешние и внутренние различия, они все вместе и каждый по отдельности пытаются решить дилемму сострадания и истины.

Сатин потерял веру ко всему в этой жизни, романтичная Настя мечтает о любви, зачитываясь соответствующими книгами, Клещ рвется на свободу, мечтая жить без ограничений. Каждый из них как может, пытается найти ответы на извечный вопрос человечества: «Что есть истина?»

Один из героев пьесы – странник Лука. Каждому он находит слово утешения и сострадания. Его желание помочь людям понятно, ведь он сам из народа, и очень хорошо знает проблемы простых обывателей. Но все, им сказанное, на самом деле оказывается ложью. Его обещания ничего не стоят, они, как пустой звук. И, что хуже всего, он потерял веру в себя. И он не скрывая этого, сам признается: «Правда-то не всегда по недугу человеку… не всегда правдой душу вылечишь». И поясняет, что помочь человеку подняться может только сострадание..

Читайте также:
Проблема истинного и ложного гуманизма по пьесе Горького На дне: сочинение

Антагонистом Луки является Сатин, еще один «положительный» герой данного произведения. Он разбивает шаткую философию Луки одной фразой: «Ложь — религия рабов и хозяев. Правда — бог свободного человека!» Но его положительность не в этом, а в том, что он безошибочно разбирается в вопросах правды и лжи. Понимая всю бессмысленность мира и мильон терзаний каждой рожденной в этот мир души, Сатин задает присутствующим вопрос: «Что такое правда?», и сразу же отвечает на него: «Человек – вот правда!».

В финале пьесы вопрос сострадания и истины повис в воздухе. Драматическая развязка показывает, что никто из ее героев так и не смог ответить на этот вопрос, оставив его на рассмотрение своим будущим читателям. Проповедь сострадания оказалась бессильной перед реальностью жизни. Актер кончает жизнь самоубийством, Пепел оказывается в тюрьме.

Истина или сострадание? И можно ли после познания истины прийти затем к пониманию смысла сострадания ближним? Пока человек жив, пока его душа откликается на эти вопросы, и пытается найти на них ответ, он должен учиться сострадать и искать истину.

Вариант сочинения 3

Максим Горький – это поистине великий писатель, создавший множество произведений, которые вошли в классику мировой литературы. Пьеса «На дне» до сих пор остаётся одним из наиболее глубоких и сильных произведений, заставляя задуматься над многими вещами.

На написание этого произведения Горького вдохновила жизнь в России в 20-е годы. В это время в стране был переломный момент, бушевал кризис. По улице бродили обнищавшие крестьяне, нищие, бродяги и воры в писках еды или ночлега. Так и было создано произведение «На дне», характеризующее жизнь большинства людей.

Сюжет пьесы построен на конфликте между героями. Горький плавно вводит читателя в жизнь людей, «опустившихся на дно». К этим людям относится барон, актер, картузник и вор. Каждый из них желает в душе снова вернуться в мир «настоящих» людей.

Название пьесы «На дне» имеет несколько значений: предельный уровень жизни, в котором находятся все герои. Название уже имеет огромное значение. Люди, попавшие на дно, уже никогда не смогут подняться к свету, и вернуться к старой жизни. Они уже смирились со своим состоянием, и измениться они уже не смогут.

Данное произведение несёт в себе глубокую социально-экономическую мысль. У каждого из героев пьесы есть своя история, каждый несёт определенный посыл. Они все имеют разные судьбы, но есть то, что сближает их всех. Это их нищета, горе. Горький в одном произведении собрал вместе множество разнообразных лиц. Каждый из героев обладает какими-либо определенными качествами. .

Пьеса относится к философскому жанру, так как все герои рассуждают на глубокие и социальные темы, выдвигают философские теории и умозаключения. Однако больше всех выделился Сатин, бывший телеграфный служащий, у которого появился истинный талант к философствованию. Он рассуждает о добре и зле, о предназначении человека. Большинство его фраз стали крылатыми. Он проповедует презрение ко многим нравственным ценностям.

Главная идея пьесы – конфликт между идеализмом и материализмом. Один из главных героев, Лука, идеалист, истинно верующий человек. А Сатин наоборот материалист, который возвышает человека и человеческое превосходство.

Он лжет не ради собственной выгоды, а чтобы дать обитателям дома надежду и веру. Лука как человек «лжет во спасение». Сатин, в отличие от Луки, возвышает человека, воспевает все человечество в целом: «Все – в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное – дело его рук и его мозга! Чело-век! Это – великолепно! Это звучит. гордо! Чело-век!». Лука всех утешает и вселяет веру: «Ты надейся!» «Ты поверь!».

Таким образом, данное произведение является нравственным путеводителем для людей. Эта пьеса рассказывает о нелегкой жизни и участи героев и одновременно учит моральным ценностям.

Образец 4

Люди различаются на сильных и слабых. Одни объективно оценивают свои возможности и способности, зная то, к чему они стремятся, и что их может ожидать, если они применят свои умения и старания. А другие не могут существовать в сложившихся реалиях, они хотят уйти в свой собственный мир, где они думают, что смогут стать более счастливыми, отказываясь делать что-либо в определенный момент времени, так как они убеждены в том, что в будущем все будет намного лучше. Однако, именно вторых можно назвать духовно сильными, так как они противоречат понятиям, которые принято считать нормальными и стандартными. Они способны строить собственное счастье, ставя приоритеты в том направлении, которое подходит именно им. Они верят в то, что лишь один случай способен изменить всю их жизнь. Можно также сказать, что их мечты очень сильно отличаются от желаний обычных людей, которые стремятся обогатиться материально и отрицают некоторые духовные ценности.

Такие персонажи присутствуют в произведении «На дне», написанным замечательным писателем М. Горьким, который сумел отразить всю их сущность. Среди очень тяжелых условий проживания, где в основном присутствуют опустившиеся люди, в лице нищих, пьяниц и криминалитета, они не сдались, и продолжают верить в свою мечту. К таким персонажам относится и Настя, которая по определению со стороны общества является «падшей женщиной». Однако, несмотря на это, она продолжает жить полной жизнью, мечтать о настоящей любви и человеке, который сможет быть опорой и поддержкой ей во всем. Она считает, что ее реальная жизнь является сном, и когда она проснется, то очутится в мире, полном счастья и радости.

Читайте также:
«Мать» роман о воскрешении человеческой души: сочинение

Говоря про Луку, который появился в ночлежке, можно сказать, что это человек, который изменил привычный уклад и видение жизни многих обитателей того заведения. Лука говорил этим людям о том, чтобы они не отчаивались и не падали духом, ведь, по его мнению, если человек не может создать свою жизнь в имеющемся мире, необходимо создать свой собственный, в котором все будет именно так, как хочет человек. Поверила в это утверждение и Анна, которая, умирая, поверила в то, что все ее муки закончатся после ее смерти, и она, непременно, окажется в раю. Лука убедил ее в том, что в «следующей жизни» не будет подобных страданий и терзаний со стороны судьбы, потому что «там» будет все прекрасно и справедливо. Даже несмотря на то, что Лука точно этого не знал, и большую часть сказанного сочинил, можно сказать, что он облегчал боль девушки и хотел, чтобы она поверила в лучшее, и была счастливой хоть на недолгий период времени.

По произведению На дне

Несколько интересных сочинений

Я маленькая капелька. Я зародилась глубоко в недрах земли. Здесь, под землей нас миллионы. Мы собираемся и образуем подземные ручейки или даже большие реки. Вот и я присоединилась к одному такому ручью и понеслась в его потоке

В комедии Николая Васильевича Гоголя «Ревизор» Анна Андреевна является женой городничего Антона Антоновича Сквозник-Дмухановского. Анна Андреевна является не очень умной женщиной и ей все равно как пройдет ревизия

В подвале дома одного местного купца проживала семья. Муж и жена Орловы. Григорий муж занимался ремонтом сапог. Он был мастером своего дела

На данный момент состояние окружающей среды оставляет желать лучшего. К числу серьезных проблем, определяющих сложившуюся ситуацию

А. Куприн, автор повести «Поединок», в точку подобрал название к своему произведению. В этой повести описана жизнь простых солдатов, которая была похожа на кровавый поединок за каждый вдох.

Сочинение по пьесе На дне Горького

Пьеса «На дне» была написана М. Горьким в 1902 году. В этот период развиваются капиталистические отношения, что приводит к массовому разорению трудящихся. Тысячи людей остались без средств к существованию, поэтому многие из них оказались на «дне» жизни. Горький показывает условия жизни, что толкают на ее «дно».

Действие происходит в мрачном подвале, похожем на пещеру. Мы видим убогую обстановку, грязь, болезни, пьянство, озлобление. Люди, которые здесь обитают, никому не нужны. Все они попали сюда по разным причинам, но раньше все они чем-то занимались. Среди них есть те, кто сохранил свою работу – слесарь Клещ, картузник Бубнов, торговка Квашня. Хозяева их жизни – держатели ночлежки Костылевы.

Клещ, например, считает, что он здесь временный человек, хочет много, упорно и честно работать, чтобы выбраться отсюда. У него есть надежда, которой он живет. Сатин – бывший телеграфист, интеллигент, а сейчас превратился в пьяницу. Актер, которого все так и называют, – спившийся актер. Как мы видим, эти люди пьют, чтобы как-то скрасить свою безрадостную жизнь. Ведь им больше ничего не остается делать. Есть в этой ночлежке и другие обитатели: Настя, Барон, жена Клеща Анна, Пепел. В душе все эти люди друг друга ненавидят, они все озлоблены, но пытаются приладиться друг к другу.

С появлением странника Луки начинают развиваться события. Этот старик перевидал многое в своей жизни. Он понял, что нельзя прожить без сострадания, жалости к ближнему. И поэтому утешает всех, как может. Лука вселяет в души ночлежников новые мечты, иллюзии, которые, по его мнению, сглаживают их тяжелую жизнь. Он единственный, кто подходит к умирающей Анне и утешает ее в последние часы перед смертью. Он рисует перед Васькой Пеплом картины счастливой жизни в Сибири. Актера старик подбадривает рассказами о больницах, в которых лечат от алкоголизма. Почти для всех Лука находит доброе слово утешения и участия.

С исчезновением Луки жизнь обитателей ночлежки становится еще тяжелее. Разбередил Лука ночлежников, но их жизнь не в силах изменить ни «правда» Сатина, ни «сказки» старика. Васька Пепел арестован. Актер покончил с собой… Все возвращается на круги своя. Как жить? Во что верить?

Образом Луки Горький показывает, что путь примирения с действительностью несостоятелен. Другой путь – это борьба, и к этой борьбе призывает Сатин. Он осуждает ложь Луки и считает ее религией рабов и хозяев. Основная идея пьесы – вера в человека.

На дне. Сочинение 2

Произведения Максима Горького всегда были написаны с каких то реальных случаев или событий из жизни. Отличались они тем, что в них описывалась вся правда той жизни, которая окружала писателя. Это могли быть как интеллигентные люди, честно зарабатывающие свой кусок хлеба, так и бездомные скитающиеся от ночлежки к ночлежке и побирающиеся случайными подработками.

Пьеса «На дне» была создана М. Горьким в 1902 году. В ней были настолько красочно и реалистично отражены проблемы того времени, настолько актуальны, что произведение практически моментально получило широкую признательность публики. В пьесе автор показал проблему пьянства во всей неприглядности, окружающую нищету и жестокие условия существования людей, кто махнул на свою жизнь рукой и просто плывет по течению. До этого тема босячества, жизни на самом дне общества не поднималась и была для всех в новинку. Другие авторы освещали различную тематику жизни русского народа, но этот аспект обходили стороной.

Читайте также:
Первая проблема пьесы На дне — философский спор о правде: сочинение

Именно интерес М.Горького к людям живущих на дне общества превратил пьесу в настоящую психологическую драму. Герои произведения высказывают свои мысли о том каким должно быть добро, справедливость, счастье. Почему они несчастны, а жизнь к ним несправедлива. Например, в рассуждениях Сатина о роли человека в обществе, предназначении в жизни, о совести, добре и зле, есть фраза – «Человек звучит гордо». Фраза со временем стала крылатой и широко используется и в наши дни.

Сатин является поборником горькой правды, презирает нравственность, и во всю доказывает что не стоит и пытаться что-то делать, для того чтобы изменить свою жизнь или себя. Лука же, мечтатель, и считает что жителям ночлежек нужно дать мечту. Вранье для блага по его мнению имеет право на существование. На поверку он оказался пустозвоном, человеком который не умеет держать свое слово. Он сбежал из ночлежки, как только почувствовал что его вранье, которое он называл мечтой, может раскрыться. Горькая правда Сатина оказалась тоже не совсем тем, что нужно было людям с обочины жизни. Клещ из-за него лишился уверенности в себе, прекратил все попытки изменить себя и вернутся к нормальной жизни.

В пьесе М.Горький дает понять, что в мире могут выжить только сильные личности, которые умеет крепко стоять на ногах, несмотря на жизненные невзгоды. Слабым и беззащитным, лучше уйти с их пути, опуститься на дно. Однако смысл пьесы не естественный отбор. Идея – показать, что те кто оказались на дне, сами опустили руки, и даже не хотят попытаться что то сделать, чтобы подняться оттуда. И нужно понимать, никогда нельзя сдаваться в борьбе за свое существование, даже если на пути могут встретиться очень большие преграды.

Сочинение Мечта в произведении На дне

Мечта – это важный механизм, который заставляет человека жить и двигаться вперед. Многие русские писатели в своих произведениях делали акцент на теме грез. Максим Горький в своей пьесе «На дне» показывает, как потеря мечты может изменить человеческое существование. Несмотря на то, что книга написана в 1902 году, проблемы, которые автор озвучивает в произведении, актуальны и сегодня.

Главные герои драматической пьесы «На дне» – это низшие слои населения, которые живут в съемных квартирах. Хозяин ночлежки – Михаил Костылев и его жена Василиса Карповна. Этих персонажей нельзя отнести к положительным героям, но все же и у них есть мечта. Содержание ночлежки преследует собой корыстные цели. Обогащение – это предел грез Костылевых. Но в ночлежки, которая принадлежит семейной паре, живут люди, которые мечтают изменить свою жизнь.

Тема мечты больше всего раскрывается в эпизодах с участием Актера. Это бывший работник театра, который из-за болезни потерял доступ к сцене и стал много пить. В грезах он снова возвращается к своей театральной карьере. Благодаря страннику Луке актер верит в свое чудесное исцеление и возвращение к актерской деятельности. Но, когда Лука исчезает, актер не может самостоятельно завершить свой путь к мечте, ему не хватает силы.

Еще один мечтатель, живущий в ночлежке, вор Васька Пепел. Этот человек мечтает забыть свое воровское прошлое и начать новую жизнь с Натальей, где-нибудь в Сибири. Васька пример того, что если не работать над поставленной целью, то мечта так и не станет реальностью. В этом пристанище для нищих и обездоленных живет юная Настя, которая мечтает обрести любовь, о которой пишут книги. Но ее мечтам противоречит ее профессия падшей женщины. Анастасия не в силах бросить ночлежку и начать новую жизнь.

Такая же судьба ожидает и остальных обитателей костылевской ночлежки. Мечтой Клеща, старого слесаря, было обрести свободу и благополучие. Но после смерти жены его жизнь стала еще хуже, ему пришлось продать свои инструменты, и он потерял последний способ заработка.

Максим Горький, в своем произведении, рисует не радужную картину: все герои пьесы не могут обрести желаемое и исполнить собственные мечты. Именно мечта является объединяющим ключом всего произведения. Постоянные неудачи и жизнь на «дне» социальной лестницы убивает мечты жителей ночлежки. Текст произведения дает понять, что жизнь без мечты теряет истинный смысл.

По пьесе На дне

Популярные сочинения

Иван Алексеевич Бунин в своем произведении «Легкое дыхание» раскрывает одну из основных тем своего творчества: тему любви и смерти. Он представляет перед читателями жизнь гимназистки Оли Мещерской

А. С. Пушкин – величайший русский поэт. Он стал не только основоположником современного литературного языка, но прославился многочисленными рукописными шедеврами. Все известны его уникальные поэмы

Мечты – одни из самых важных вещей в жизни человека, которые определяют его дальнейший жизненный путь и помогают формировать характер. Мечтая, люди окунаются в мир фантазий

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: