Сочинение по рассказу Горького Челкаш: сочинение

Образ Челкаша из рассказа Горького

Рассказ «Челкаш» Горького был написан в 1894 году. Литературные критики относят произведение к позднему романтизму с элементами реализма. В произведении автор затрагивает темы свободы, смысла жизни; противопоставляет бродяжничество и крестьянство, но не приходит к точному выводу, какой путь лучше.

Гришка Челкаш – «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор», «длинный, костлявый, немного сутулый» с горбатым, хищным носом и «холодными серыми глазами».

  1. Краткая характеристика Г. Челкаша
  2. Образ и характеристика Челкаша
  3. Сочинение про Челкаша
  4. Челкаш и Гаврила в рассказе Горького
  5. Описание образа с цитатами

Краткая характеристика Г. Челкаша

В рассказе писатель исследует проблему личной свободы человека, которая озвучена уже в экспозиции рассказа.

В толпе грузчиков, уже к полудню изможденных каторжным трудом, появляется Гришка Челкаш, который мгновенно острым взглядом холодных серых глаз оценивает происходящее. Худой, костлявый, с черными с проседью волосами и с длинными ловкими пальцами. Его руки не рабочие.

Он опытный вор, спящий до обеда, не утруждающий себя подневольным трудом за гроши, и без сожаления пропивающий все наворованные деньги. Но, как не странно, его в порту уважают, и побаиваются даже таможенники. Он не раб, он хозяин своей жизни.

Случайно он знакомится с Гаврилой, крестьянским парнем, который все лето работал на сенокосах, и предлагает ему легкую добычу как напарнику. Но его удивляет, что этот жадный до денег крестьянин может рассуждать о свободе.

Для Гаврилы свобода – быть хозяином, иметь свою землю. Все это было у Челкаша: дом в деревне, семья, военная служба. Но он считал эти привязанности зависимостью, ему захотелось быть свободным, и он избавился от этого, стал вором. А Гаврила не понимает такую свободу, ведь такой человек не нужен никому.

Почему же образ Челкаша привлекателен? Ведь он вор и пьяница. Для него не существует никаких устоев морали м закона. Но он способен чувствовать и ценить красоту окружающего мира. Челкаш забывается, когда они плывут на «дело», любуясь красотой ночного моря. У него возвышенная и тонко чувствующая душа.

Гаврила же от страха прижимается к днищу лодки, он не понимает красоту мира, потому что он слишком приземлен, и это делает его рабом, жертвой. Он из-за денег готов унижаться, валяться в ногах, даже помышляет об убийстве.

Гришка же сохранил в себе чувство достоинства, он может с презрением швырнуть эти бумажки жирному рабу. Но в финале возникает чувство тревожности за будущее героя. Ведь он одинок, никому не нужен, никто его искать не будет.

Такая свобода делает духовно богаче, но чем она может обернуться, если отказаться от всего, чем живо человечество: от закона, морали, привязанностей к своей земле, близким людям и родному дому?

Образ и характеристика Челкаша

Главным героем романа Максима Горького является мужчина по фамилии Челкаш. От местных жителей он отличается своим внешним видом и поведением. Челкаш одет всегда неопрятно, ходит на босу ногу, любитель выпить, и слывет воришкой. Несмотря на то, что он является человеком преклонного возраста, все свои дела он проворачивает ловко и успешно.

Челкаш – это человек с необычной судьбой и характером. Его на протяжении всего жизненного пути влечет невиданная, величественная красота. Ярче всего это выливается в любовь к морю, водной стихии. В своем романе автор описывает судьбу военного отставного офицера, скатившегося до самого дна, поставив личность человека на низшую ступень социального уровня.

Особенностью образа Челкаша является его полярные, отличительные черты характера, ярко выраженные в тяжелой жизненной ситуации.

Горький показывает истинные качества человеческой души в сложных стрессовых обстоятельствах, ведь именно в этот момент человеческая сущность раскрывается полностью – добродетель или пороки, убеждения или истинные намерения.

Для каждого героя произведения воровство является определенной целью – удовлетворить собственные желания и потребности. Челкаш ворует для того, чтобы снова напиться, Гаврила, который является его помощником, в своих мечтах видит большое хозяйство, семью и свой дом. Переступив через собственное самолюбие, он идет на преступление.

Горький ставит читателя перед выбором, какому персонажу отдать предпочтение, кого назвать «хорошим», а кого «плохим». На самом деле у каждого человека есть положительные и отрицательные стороны характера.

Также и Челкаш со своим помощником Гаврилой обладают сложными и противоречивыми чертами характера. Для таких людей характерно совершать как добрые, так и негативные поступки.

На самом деле Челкаш был бедным и одиноким, носил грязную и рваную одежду. Он жил сегодняшним днем, не задумывался о том, что будет с ним дальше, куда приведет его судьба. Он нигде не работал, так как из-за его нечистой репутации его не брали в работники.

Но при всем при этом, Челкаш не желал признавать себя опустившимся человеком, и чтобы об этом не думать, он много пил. Избавиться от наводящих и ненужных для него мыслей помогало море, которым он постоянно любовался.

Но тяжелая и скверная жизнь никак не изменила истинных черт характера Челкаша, таких как справедливость и гуманность.

Сочинение про Челкаша

Челкаш в одноимённом рассказе М. Горького натура колоритная. Он уже не молод, но ещё силён и ловок. Свой хлеб добывает трудом неправедным. Он босяк и вор, промышляет кражами в морской гавани, где чувствует себя, как рыба в воде. Деньги ему достаются легко, но так же легко он их теряет, потому что живёт одним днём и сильно пьёт.

Когда-то давно он жил в деревне, у него была семья, родители, славная жена. Затем ему выпала гвардейская служба. Но всё это было очень давно и лишь иногда всплывает в памяти.

Что заставило бывшего крестьянина пуститься во все тяжкие, автор умалчивает. Обнищавшие крестьяне часто уходили искать работу в город, да не всем улыбалась судьба.

Читатель уже видит Гришку Челкаша сложившимся удачливым вором, находчивым и сметливым. Он привык к такой жизни и не мыслит для себя иного существования. Он считает, что ни от кого не зависит, ему дорога эта свобода.

Читайте также:
Революционный романтизм М. Горького: сочинение

Но при всём том этому маргиналу и бездомному пьянице не чуждо чувство красоты. Он любит море, оно успокаивает его душу, позволяет мечтать. Вор осознаёт, что он пропащий человек, но на море он кажется себе лучше, чем он есть на самом деле.

Этот никому не нужный человек в какой-то мере романтик, у него есть душа, он ценит волю.

Он нищий, в начале рассказа читатель видит, что на нём изодранная одежда, нет обуви. По-видимому, у него нет постоянного жилья, не всегда есть еда. Однако, он кормит в трактире голодного Гаврилу, хотя мог бы этого не делать, у него не было денег, и еду он брал в долг.

В нём нет алчности, Челкаш не способен, как Гаврила, из-за денег погубить человека. Он сочувствует беде Гаврилы и хочет отдать ему всё добытое кражей. Ему даже в голову не приходит обмануть этого молодого крестьянского парня, попавшего в бедственное положение.

Челкаш не раб денег, он не может зависеть от них, ему неприятно, когда Гаврила унижается перед ним, вымаливая, чтобы Челкаш отдал ему всё.

Несмотря на то, что Гаврила хотел убить его, вор прощает своего напарника, отдаёт ему эти злосчастные деньги.

Горький, сам прошедший тяжёлую школу жизни, не отказывает главному герою в человечности. Этот “травленый волк” несёт в душе больше доброты и сочувствия, чем молодой деревенский парень.

Даже сильно злясь на Гаврилу, он не хочет вредить ему, а тот едва не убивает Гришку, бросив ему в голову тяжёлый камень. И хуже камня ранят Челкаша слова Гаврилы о том, что он, Челкаш никчемный, никому не нужный человек, которого никто не хватится, если его убьют. Конечно, это горькая правда, и Гришке от этого очень больно.

Бенжамин Франклин когда-то сказал: ” Бедному человеку трудно оставаться порядочным, пустой мешок не стоит, а падает”. И Челкаш, и Гаврила были бедны одинаково. Но Гришка оказался нравственно намного выше деревенского искателя лучшей жизни.

Челкаш и Гаврила в рассказе Горького

Максим Горький очень точно описывает портреты героев своих произведений. Приводит читателю примеры из их жизни, трудностей и мыслей, сформировавших или повлиявших на характер главных героев. Не составил исключения в этом плане и рассказ «Челкаш».

Главными героями данного рассказа являются контрабандист в преклонных годах Челкаш и молодой сельский парень Гаврила. Рассказ начинается с описания порта, в который пришел Челкаш для своей незаконной работы. Обнаружив, что его напарник не сможет прийти, он обращается к Гавриле, пытающимся наняться на работы.

Обманным путем он убеждает молодого парня поплыть с ним на лодке, наврав что будут ловить рыбу. Когда парень понял, во что ввязался, мужчина отбирает у него паспорт, чтобы тот не слинял и ждал его. Через некоторое время Челкаш появляется с добычей, за которую им платят неплохую цену.

Ослепленный корыстью и жаждой денег Гаврила то умоляет, то угрожает отдать деньги ему, ведь они ему нужнее. В ходе небольшой перепалки Гаврила ранит Челкаша камнем и убегает. Вернувшись через некоторое время проверить жив ли мужчина, получает всё заработанное с дела. Челкаш добровольно кинул деньги Гавриле в ноги.

Автор описывает главного героя мужчину – контрабандиста немолодым, оборванным и грязным, представляя его читателю типичным представителем низшего общества. Челкаш зарабатывает тем, что ворует и перевозит через реку запрещенные вещи.

Стоит сказать, что получается у него довольно неплохо и он даже известен в специализированных кругах, где его уважают. Несмотря на хороший куш, Челкаш человек – пьяница, потерянный по жизни. Все заработанные деньги он спускает на выпивку и развлечения.

Будучи ещё молодым, он служил офицером в армии, у него была жена и ребёнок. К сожалению, он не смог оценить такую жизнь и потерял родных, опустившись на самое дно общества. Со временем, поняв, как много он потерял, стал пить и заниматься противозаконными вещами, чтобы были деньги на свое жалкое существование.

Описание образа с цитатами

Гришка Челкаш является опытным, ловким и смелым воров, а также заядлым пьяницей:

“…он — вор, гуляка, оторванный от всего родного…”

Челкаш — мужчина средних лет, уже не молодой человек:

“…старый травленый волк…”

“По всклокоченным черным с проседью волосам…”

О внешности Гришки известно следующее:

“Он был бос, в старых, вытертых плисовых штанах, без шапки, в грязной ситцевой рубахе с разорванным воротом, открывавшим его сухие и угловатые кости, обтянутые коричневой кожей. По всклокоченным черным с проседью волосам и смятому, острому, хищному лицу было видно, что он только что проснулся. В одном буром усе у него торчала соломина…”

“Длинный, костлявый, немного сутулый, он медленно шагал по камням и, поводя своим горбатым, хищным носом, кидал вокруг себя острые взгляды, поблескивая холодными серыми глазами и высматривая кого-то среди грузчиков. Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота, а заложенные за спину руки потирали одна другую, нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами.”

“…пытался вырвать свою руку из крепкой руки Челкаша.”

“…сжал в твердый, жилистый кулак и заблестел глазами.”

“Челкаш спокойно посматривал на него из-под своих густых бровей…”

“…воткнув свои холодные глаза в бледное лицо Гаврилы.”

“…вытянулась длинная фигура Челкаша…”

“…забрасывая весла своими длинными руками.”

“…спокойно зашагал длинными ногами назад к воротам гавани.”

“Ты, — не шути, дьявол костлявый!” (о Челкаше)

“…скрадывая его костлявость…”

“Его бурые усы, густые и длинные, то и дело вздрагивали, как у кота…”

“…тихо дергая свой бурый ус…”

“…его усы нервно прыгали на угловатом, остром лице.”

“Изогнувшийся, наклоняясь вперед, он походил на кошку, готовую прыгнуть. Слышно было злое скрипение зубов и робкое пощелкивание какими-то костяшками.”

“Челкаш молчал и по-волчьи скалил зубы.”

Также Челкаш внешне напоминает хищную птицу, степного ястреба. У Челкаша хищная худоба, а также горбатый, хищный нос и прицеливающаяся, зоркая походка:

Читайте также:
Человек в пьесе М.Горького На дне: сочинение

“Даже и здесь, среди сотен таких же, как он, резких босяцких фигур, он сразу обращал на себя внимание своим сходством с степным ястребом, своей хищной худобой и этой прицеливающейся походкой, плавной и покойной с виду, но внутренне возбужденной и зоркой, как лёт той хищной птицы, которую он напоминал.”

“…поводя своим горбатым, хищным носом…”

“А тот, сухой, длинный, нагнувшийся вперед и похожий на птицу, готовую лететь куда-то, смотрел во тьму вперед лодки ястребиными очами и, поводя хищным, горбатым носом, одной рукой цепко держал ручку руля, а другой теребил ус, вздрагивавший от улыбок, которые кривили его тонкие губы.”

“Челкаш, прямой, сухой, хищный, зло оскалив зубы, смеялся дробным, едким смехом, и его усы нервно прыгали на угловатом, остром лице.”

У Челкаша длинные, кривые, цепкие пальцы:

“…нервно перекручиваясь длинными, кривыми и цепкими пальцами.”

“…продолжал Челкаш, не выпуская из своих цепких пальцев руки Семеныча…”

Гришка Челкаш — босяк, жулик и оборванец. Своим воровским ремеслом он зарабатывает довольно крупные суммы, но эти деньги у него, судя по всему, не задерживаются:

“…поняв, что оборванец врет…”

“Оборванец не обращал больше на него внимания.”

“…несмотря на свой вид жулика…”

“…таких же, как он, резких босяцких фигур…”

Гришка — веселый и едкий человек. Он любит отпускать колкие смешки и шутки:

“Но он, всегда веселый и едкий, был сегодня, очевидно, не в духе и отвечал на расспросы отрывисто и резко.”

“…засунув руки в карманы штанов, шел медленно, отпуская направо и налево колкие смешки и шутки.”

Гришка Челкаш пользуется известностью и доверием в определенных кругах. Так, когда у вора не оказывается денег, он без проблем обедает в долг в трактире:

“…к своему хозяину, который, несмотря на свой вид жулика, пользуется такой известностью и доверием.”

У Челкаша кипучая нервная натура, жадная на впечатления. Нервы Челкаша привыкли к потрясениями:

“Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления…”

“А Челкаш торжествовал. Его привычные к потрясениям нервы уже успокоились.”

Гришка — бесшабашный удалец:

“…его самолюбие — самолюбие бесшабашного удальца — бывало задето кем-либо…”

Челкаш любит море. Он никогда не устает наблюдать за бескрайним ночным морем, которое помогает ему очиститься от житейской скверны:

“Он, вор, любил море. Его кипучая нервная натура, жадная на впечатления, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широты, бескрайной, свободной и мощной.”

“На море в нем всегда поднималось широкое, теплое чувство, — охватывая всю его душу, оно немного очищало ее от житейской скверны. Он ценил это и любил видеть себя лучшим тут, среди воды и воздуха, где думы о жизни и сама жизнь всегда теряют — первые — остроту, вторая — цену.”

Гришка Челкаш родился в семье состоятельного крестьянина:

“Было когда-то свое гнездо… Отец-то был из первых богатеев в селе…”

“…солидные речи истового крестьянина-отца…” (об отце Челкаша)

В молодости Челкаш служил гвардейским солдатом и был женат на девушке Анфисе. Вот уже 11 лет он ведет босяцкую жизнь. Теперь он чувствует себя навсегда оторванным от крестьянской жизни, в которой он давно разочаровался:

“…о радостях крестьянской жизни, в которых сам давно разочаровался…”

“А перед Челкашом быстро неслись картины прошлого, далекого прошлого, отделенного от настоящего целой стеной из одиннадцати лет босяцкой жизни.”

“Он чувствовал себя одиноким, вырванным и выброшенным навсегда из того порядка жизни, в котором выработалась та кровь, что течет в его жилах.”

Судя по всему, Челкаш работает или ранее работал в морском порту, где теперь по ночам занимается контрабандой (действие рассказа происходит в южном портовом городе Российской Империи):

“— Рыжего, с которым я прошлый раз работал на «Костроме», — стоял на своем Челкаш.

— С которым воруешь вместе, вот как скажи!”

По словам Гаврилы, Челкаш — пропащий человек, которому в жизни “нет пути”:

“Пропащий ведь ты… Нет тебе пути…”

Несмотря на свое преступное ремесло, Челкаш оказывается способен на жалость и сочувствие к людям. Так например, он испытывает отеческую жалость к юному Гавриле:

“И все чувства в конце концов слились у Челкаша в одно — нечто отеческое и хозяйственное. Малого было жалко, и малый был нужен.”

“Он смотрел, как старался Гаврила, и ему стало жалко, захотелось ободрить его.”

Будучи вором и пьяницей, Челкаш имеет свое собственное представление о морали. Так например, он не любит жадных людей, готовых унижаться ради денег:

“…чувствовал, что он — вор, гуляка, оторванный от всего родного — никогда не будет таким жадным, низким…”

Челкаш не питает иллюзий на счет своей воровской жизни. Он понимает, что общество не любит таких людей, как он.

Несмотря на свой аморальный образ жизни, он оказывается способен на благородные поступки. Так, он жертвует Гавриле почти весь заработок за ночь, чтобы молодой человек мог устроить жизнь в деревне:

“Челкаш сунул руку в карман своей куртки, вытащил пачку денег, одну радужную бумажку положил обратно в карман, а все остальные кинул Гавриле.

— Не возьму, брат… Не могу! Прости!

— Бери, говорю. — взревел Челкаш, страшно вращая глазами.”

Таков цитатный образ и характеристика Челкаша в рассказе “Челкаш” Горького: описание внешности и характера героя.

Читайте также: Образы и характеристика чиновников в Ревизоре Гоголя.

Несмотря на все жизненные тяготы, испорченное окружение, дрянной характер и специфику его занятий, автор даёт нам понять, что Челкаш – ещё не совсем потерянный человек. Он добровольно отдаёт деньги разгоряченному жаждой наживы парню, оказавшись выше алчности и своего напарника.

Анализ рассказа «Челкаш» (М. Горький)

Рассказ «Челкаш» относится к раннему творчеству Максима Горького. В нем автор рассказывает историю, приключившуюся с одним босяком по имени Гришка Челкаш. Несмотря на то, что этот герой был далеко не идеален, занимался воровством и пьянствовал, но именно в нем писатель увидел подлинную человеческую душу. Многомудрый Литрекон предлагает Вам детальный разбор рассказа «Челкаш», в котором подробно и ясно разъясняются темы, проблемы и идеи, раскрытые Горьким в произведении.

Читайте также:
«Мать» роман о воскрешении человеческой души: сочинение

История создания

Творческая история рассказа «Челкаш» весьма необычна и включает в себя интересные факты из жизни молодого Максима Горького. В 1891 году тогда еще Алексей Пешков отправился в путешествие по Руси. В селе Кандыбино Николаевской области Украины писатель стал свидетелем истязания толпой неверной мужу жены. Будущий писатель решился заступиться за женщину, за что был очень сильно избит, после вывезен далеко за пределы села и выброшен в грязь. Ехавший с сельской ярмарки шарманщик подобрал его и отвез в больницу города Николаев. Там его соседом по палате оказался босяк. Горький позже вспоминал:

«…Изумлен был я беззлобной насмешливостью одесского босяка, рассказавшего мне случай, описанный мною в рассказе “Челкаш”».

Три года спустя писатель В. Г. Короленко побудил Горького создать рассказ:

«…вы хорошо рассказываете… попробуйте вы написать что-либо покрупнее, для журнала… Напечатают вас в журнале, — и, надеюсь, вы станете относиться к себе более серьезно!».

Начинающий автор, вдохновившись похвалой уважаемого публициста, написал свое первое произведение «Челкаш» всего за два дня. Короленко, прочитав черновики, был очень впечатлен рассказом. При его поддержке «Челкаш» был впервые опубликован в 6 номере журнала «Русское богатство» 1895 года.

Жанр и направление

Жанр «Челкаша» — рассказ. Об этом нам говорит небольшой объем произведения, одна сюжетная линия, построенная вокруг эпизода из жизни главного героя, малое количество действующих лиц.

В рассказе между собой смешиваются два литературных направления. Такие признаки, как обыденная, повседневная жизнь героев, ярко выраженные социальные проблемы и язык, приближенный к живой речи, явно указывают на реализм. Но присутствуют также и черты романтизма, а именно индивидуализм главного героя и эффектные и живые описания природы, в особенности моря. Исходя из этого, можно смело сказать, что литературное направление рассказа – романтический реализм.

Композиция и конфликт

Рассказ состоит из пролога и трех частей.

  • В прологе нам представлена экспозиция – описание места, где будут разворачиваться все последующие события рассказа. Зеленоватое море, тесная гавань, гиганты-пароходы, громкий грохот, свист, крики, люди и их рабский труд – такую картину рисует нам автор.
  • Первая часть рассказа представляет нам главного героя – Гришку Челкаша. Здесь же происходит и завязка, а именно встреча героя с Гаврилой и их уговор о «ночной рыбалке».
  • Развитие действий мы можем увидеть во второй части. Челкаш и Гаврила отправляются на лодке в море. Здесь автор все больше раскрывает читателю душевный мир, нутро обоих героев.
  • Третья часть включает в себя кульминацию – нападение Гаврилы на Челкаша, и развязку – Челкаш с брезгливостью швыряет деньги Гавриле, и они расходятся. Характеры героев теперь полностью раскрыты. Заканчивается рассказ описанием морских волн, смывших все следы недавнего конфликта.

По ходу произведения раскрывается центральный конфликт – конфликт двух разных мировоззрений. Челкашу – босяку, который полностью свободен, не привязан ни к дому, ни к семье, ни к работе, противопоставляется Гаврила – обычный крестьянин, который нуждается в средствах, чтобы обеспечить себе и будущей семье достойное существование. Через развитие конфликта нам показываются сущности, характеры, разное отношение к свободе, деньгам и жизни героев, что позволяет читателю понять мотивацию их поступков, их мысли и чувства, и принять сторону одного из персонажей.

Суть: о чем рассказ?

В порту во время обеденного перерыва появляется Гришка Челкаш – заядлый вор. Он явно кого-то ищет. Спросив у сторожа Мишки о своем напарнике, он узнает, что тому отдавило ногу, и сейчас он в больнице. Челкаш, думая, что без напарника не справиться ночью с делом, видит молодого крепкого парня и решает с ним заговорить. Из диалога он узнает, что парня зовут Гаврила. Он жалуется Челкашу на то, что косил траву, но получил за свою работу сущие гроши. Главный герой, в свою очередь, говорит, что он рыбак и предлагает парню помочь ему ночью на рыбалке. Тот, хоть и подозревает, что отправятся они далеко не за тем, чтобы ловить рыбу, все-таки соглашается.

Тем же вечером герои отправляются на дело. Гаврила пронизан страхом, жалеет, что согласился помочь Челкашу. Вор же угрожает молодому парню, что без зазрения совести избавится от него, если их заметят. Герои прибывают в место назначения – к огромной темной стене. Челкаш отнимает у юноши котомку с паспортом и весла, чтобы тот не смог никуда уплыть, и поднимается по стене. Спустя какое-то время он опускает Гавриле тяжелые грузы, спускается сам, и они отплывают.

Когда мимо них проплывала таможенный крейсер, Гаврила до того испугался, что упал на дно лодки, закрыл глаза и не хотел подниматься. Главный герой снова пригрозил юноше, что убьет его, если из-за него их арестуют. Опасность миновала. Челкашу стало жаль парня, он принялся успокаивать его, говоря, что тот хорошо заработал и может много чего купить на эти деньги.

Вскоре они приплыли к кораблю, где их встретили знакомые Челкашу матросы. Они поднимаются на борт, отдают грузы и идут спать в каюту. Наутро главный герой получает деньги, и они с Гаврилой отправляются назад на берег. Из заработанных 540 рублей вор отдает Гавриле 40, остальное оставляя себе.

Приплыв обратно на берег Гаврила бросается к Челкашу и начинает молить его отдать всю заработанную сумму. Он утверждает, что эти деньги ему нужнее и полезнее, а такой вор и пьяница, как Челкаш, спустит их за один день. Главному герою становится противна алчность и жадность парня, он с презрением бросает ему деньги. Гаврила, забрав деньги, сознается, что еще в лодке у него возникла мысль ударить веслом главного героя, забрать у него выручку и выбросить за борт, уверяя, что его бы никто и не хватился. Челкаша разозлило это, он отнимает деньги у напарника и собирается уходить. Тот же, не собираясь сдаваться, бросает в Челкаша камень и, испугавшись, убегает. Но, одумавшись, он возвращается обратно и начинает слёзно умолять главного героя простить его. Челкаш испытывает презрение к корыстолюбивому парню, с отвращением он сует ему всю выручку, не желая быть таким же жадным до денег. Гаврила поначалу сопротивляется, но вскоре забирает деньги, и персонажи расходятся по разным сторонам.

Читайте также:
О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества: сочинение

Главные герои и их характеристика

  • Челкаш – «заядлый пьяница и ловкий, смелый вор», мужчина средних лет, босяк, жулик и оборванец. Имеет неопрятный внешний вид, что оправдывается его бродяжничеством. Родился в состоятельной крестьянской семье, в молодости служил в гвардии, был женат на девушке Анфисе. На момент событий, рассказанных в произведении, персонаж уже 11 лет ведет босяцкий образ жизни. Челкаш — поистине романтический герой. У него есть свои моральные ценности. Он не любит жадных и алчных людей, как Гаврила. Несмотря на внешнюю суровость, герой может испытывать жалость и сочувствие. Его жизненная философия строится на свободе, из толпы он выделяется своей независимостью. Челкаш не привязан ни к чему, живет одним днем, не думая наперед. Такое же отношение у него и к деньгам, он не привязан к ним, в нем отсутствует меркантильность, поэтому он с легкостью отдает всю выручку напарнику. Любит герой любоваться природой, больше всего его привлекает море. Именно широкое, бескрайнее и мощное море ассоциируется у него с настоящей свободой. Отношение к Гавриле меняется у главного героя на протяжении всего рассказа. Сначала он видит в нем молодого парня, «жизнь которого попала в его волчьи лапы». Ему по-отечески жаль его. Во время их плавания Челкаш начинает понимать, что из себя представляет юноша, ему начинает не нравиться его трусость. В конце же произведения, когда наружу вырывается вся жадность и подлость Гаврилы, главный герой испытывает к нему только лишь отвращение и брезгливость.
  • Гаврила – молодой бедный крестьянин. Он очень доверчив, добродушен и наивен, но при этом таит в себе и темную сторону. Герой вынужден был приехать на заработки, чтобы обеспечить себя и престарелую мать, но добыть достаточно денег не получается. Единственным выходом для него остается жениться на богатой невесте и всю оставшуюся жизнь работать на тестя, и такая перспектива не радует юношу. Он мечтает заработать достаточно средств, чтобы жениться на возлюбленной и не зависеть от ее отца. Помогая Челкашу, герой показывает свою трусость, пугается фонаря, плачет, просит отпустить его. В отличие от главного героя, отношение Гаврилы к морю иное, оно представляет для него только опасность, наводит на него страх. Но зато его отношение к деньгам иное: герой очень любит деньги, да настолько, что готов дважды убить Челкаша, только бы заполучить всю вырученную сумму. Показывает он свою робость и тогда, когда, кинув в Челкаша камень, убегает. Но все-таки в нем есть человечность, он возвращается и просит прощения у главного героя, и сначала даже отказывается брать деньги, но, в конце концов, его алчность вырывается наружу, и он забирает большую часть заработанного ими обоими.

Тематика рассказа «Челкаш» характерна для романтизма Горького:

  • Пейзаж. В рассказе огромную роль играет пейзаж. Природа является олицетворением истинной свободы и независимости. Пейзаж создает настроение и придает определенный окрас произведению, настроения героев передаются также при помощи описания погоды. Автор, хоть и сравнивает состояния персонажей и природы, но все же возвышает ее над человеческими чувствами, делает ее сильнее, мощнее и властнее по сравнению с мелкими и ничтожными людскими страстями.
  • Свобода — основная тема рассказа. Для каждого она своя. Для Челкаша свобода – это быть независимым ни от чего, жить одним днем, не заботясь о том, что будет завтра. В такой жизни кроется его моральное удовлетворение и успокоение. Для Гаврилы же свобода – иметь достаточно денег, чтобы обеспечить себя, свою мать и будущую жену. Оба героя борются за свою свободу. В конце рассказа каждый из них по сути оказывается в условиях своей свободы: Челкаш остается без большого заработка, не обремененный никакими заботами, а Гаврила получает достаточно денег, чтобы в ближайшее время не заботиться ни о чем.
  • Судьба. Из темы свободы плавно вытекает тема судьбы. Челкаш бродяжничает много лет, он по-настоящему одинок. Когда его напарник признается, что хотел убить его и выкинуть в море, не переживая, что кто-то его будет искать, он, скорее всего, оказывается прав. В самом конце рассказа, когда оба героя расходятся, судьба Челкаша остается нам неизвестной, кто знает, дошел ли он туда, куда хотел, или же умер в лесу от потери крови. Судьбу же Гаврилы можно предугадать. По всей видимости, он вернулся в свою деревню, женится на своей возлюбленной и живет относительно безбедной жизнью.

Проблемы

Проблематика рассказа «Челкаш» интересна и насыщенна.

  1. Рабство. Важная социальная проблема рабства была поднята Горьким в его рассказе. Рабами сначала изображаются рабочие в порту, трудящиеся в ужасных и опасных условиях. После своеобразным «рабом» Челкаша становится Гаврила, во время их плавания он исполняет все приказы главного героя. Для Челкаша крестьянская жизнь в общем является рабством, так как она всегда предполагает зависимость от земли, семьи и работы. Гаврила оказывается не только «рабом» Челкаша, но и рабом своих желаний. Именно ради средств, которыми он так грезит, он соглашается помогать вору, а после сам думает о краже и убийстве.
  2. Алчность. Проблема алчности — основная в произведении. Она ярче всего раскрывается персонажем Гаврилы. Ради денег он готов на многое, даже на убийство. С постепенным нарастанием проявления жадности в герое, раскрываются и другие его отрицательные черты: бездуховность, эгоизм, жестокость, подлость. После этого на фоне его предстает в лучшем свете даже вор-контрабандист Челкаш, который хоть и занимается незаконным делом, но имеет нравственные ценности.
  3. Счастье. Кто из двух героев по-настоящему счастлив? Хоть на протяжении всего рассказа нам и показывается главный герой, который наслаждается полной свободой и независимостью, но счастлив ли он? Челкаш одинок, никому не нужен. Он с грустью вспоминает отца, мать и жену, свою прежнюю жизнь, от которой отказался в пользу бродяжничества. Гаврилу же в начале произведения мы видим опечаленным из-за сложившейся в его жизни ситуации, но в конце, когда он получил, что хотел, мы можем предугадать его дальнейшую, скорее всего, счастливую судьбу.
Читайте также:
Рассказ Луки про праведную землю. (Анализ эпизода из III акта пьесы М.Горького На дне.): сочинение

Основная идея

Горькому всегда была близка тема жизни босяков. Главная мысль рассказа «Челкаш», которую автор хотел донести до читателей, что такие люди, как Челкаш, не хуже простых крестьянских работяг, а иногда даже наоборот, являются по сравнению с ними более нравственными и добросовестными людьми. Писатель сравнивает вольнолюбца, вора и пьяницу с молодым работящим крестьянином и доказывает, что не всегда первое впечатление бывает правильным. В начале рассказа читателю больше симпатизирует Гаврила, но с раскрытием персонажей и их характеров, все встает на свои места, и к концу благородным и великодушным перед нами предстает уже Челкаш. Проявляется авторская позиция, Горький явно на стороне Челкаша, ему также противны такие люди, как Гаврила, и импонируют свободолюбивые босяки.

Смысл рассказа «Челкаш» и в том, чтобы показать разные жизненные ценности и то, к чему они приводят. Челкаш не нуждается буквально ни в чем, выделяется среди других высокими духовными качествами, но от этого он не становится самым счастливым на земле. Гаврила же придерживается устоев, на которых держится общество, он привязан к семье и дому, что делает его зависимым и толкает его на ужасные поступки, но зато, в конце концов, он оказывается по-своему счастлив.

Чему учит?

Максим Горький в своем рассказе «Челкаш» преподал нравственные уроки читателям. Он показал, что не нужно судить о внутренних качествах человека по его внешнему облику или социальному статусу, что необходимо всегда оставаться честным, бескорыстным и благородным, что нельзя позволять себе становиться настолько меркантильным и алчным, чтобы не опускаться до самых ужасных и низменных поступков.

Главным выводом в рассказе «Челкаш» является мысль о том, что деньги хоть и дают какую-то свободу, но также обременяют человека обязанностями и ответственностью, а совершенная свобода не является гарантом безграничного счастья.

О чем же заставляет задуматься автор? Писатель хотел донести до читателей, что, несмотря на какие-либо жизненные ситуации, необходимо всегда оставаться человеком, быть щедрой, доброй и достойной личностью, не проявлять плохих и отвратительных качеств, как жадность, жестокость, безнравственность. Такова мораль произведения «Челкаш».

Художественные детали

В «Челкаше» важную роль играет пейзаж. Он создает своеобразное обрамление событий, происходящих в произведении. В самом начале мы видим индустриальный пейзаж: гавань, замутненное от пыли небо, жаркое солнце, зеленоватая вода, скованные гранитом волны моря. Еще больший эффект погруженности создают описываемые звуки: звон цепей, грохот вагонов, «металлический вопль железных листов», свистки и крики. Вся эта мрачная картина наталкивает читателей на мысли о том, что впереди их ждет далеко не веселая и беззаботная история.

Самой главной художественной деталью произведения является образ моря. Оно позволяет еще глубже передать настроение и характеры героев. Можно сказать, что море олицетворяет главного героя. Челкаш, как и оно, свободен и независим, живет «по течению». Герой любит море, оно, по его мнению, «вливает в душу человека спокойствие». Его напарник Гаврила, напротив, по отношению к морю испытывает только страх. Его необузданность и бескрайность пугает его. Море подчеркивает и усиливает различие между героями рассказа.

Заканчивает произведение также описанием моря и погоды, которые после конфликта персонажей взбунтовались и бесследно смыли все остатки их размолвки. Тем самым автор показал, что, в отличие от людей и их отношений, природа бесконечна, мощна и величественна.

Критика

Современники тепло и положительно восприняли рассказ начинающего писателя. Его стали уважать, в кругах литераторов к нему стали серьезно относиться.

Писатель и государственный деятель А. В. Луначарский отмечал босяцкую направленность рассказа Горького, говоря, что писателю

«удалось создать совершенно оригинальные и незабвенные картины и симфонии, в которых отдельные элементы правды почти сливались с коренной неправдой, то есть с романтическим взлетом к выправленному человеку, к свободной индивидуальности».

Говорили о глубине, силе, чистосердечности и значительности рассказа писательница А. М. Аничкова, критик В. Л. Львов-Рогаческий и публицист М. В. Гельрот. Восхищались также «Челкашом» поэт и журналист А. А. Коринфский и публицист и критик А. И. Богданович. Они отмечали, что главный герой является сильной, откровенной и свободной натурой.

Критика А. М. Скабичесвкого поразило произведение юного автора, он назвал рассказ

«одним из лучших перлов русской литературы по своей поэтической прелести, драматизму и глубокому содержанию».

Проблема положительного героя в рассказе Горького «Челкаш»

Интересен и своеобразен сюжет горьковского рассказа «Челкаш», где автор показывает двух главных героев, которые противоположны по своему характеру, внешнему облику и образу жизни. Первый герой — это Гришка Челкаш. О нем известно немного: пьяница и вор. Противопоставлен ему второй образ горьковского рассказа — это Гаврила. Он вырос в деревни, привык к работе, но у него есть мечта — стать богаче, чтобы не думать о том, где взять кусок хлеба. Поэтому он вынужден приехать в город и попытаться устроиться на работу. Ему кажется, что самым удобным местом для этого является порт, куда он сразу же и отправляется.

Но есть и кое-что, что связывает этих двух людей — это бедность. И Челкаш, и Гаврила — они бедняки, и нужда толкает их в разные жизненные ситуации, позволяя делать свой нравственный выбор. Стоит лишь только посмотреть на то, какое описание автор дает своим героям, и сразу же можно будет понять, кому он симпатизирует. Например, Челкаш выглядит так, словно он заядлый пьяница.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Читайте также:
В жизни всегда есть место подвигам: сочинение

Связаться с нами:

В его описании автор отмечает оборванную одежду, тело, словно кости, обтянутые кожей, которая от палящего солнца превратила ее в коричневую. Взгляд у него особенный, автор указывает на его хищность. Об этом же говорит его походка, которая очень похожа на полёт хищника. Это описание не вызывает у читателя положительных эмоций, оно, наоборот, вызывает отвращение и неприязнь.

Явная противоположность ему по описанию деревенский парень Гаврила. Читатель сразу улавливает, что автор симпатизирует ему. Посмотрим, как Горький его описывает: он с широкими плечами, загорелый, но кожа не обгоревшая. О своем герое из деревни Горький говорит, употребляя выражения «коренастый», «добродушный». А какие у него глаза! Доверчивость этого молодого человека можно прочитать в его глазах, которые широко смотрят на мир. Глаза у Гаврилы большие и голубые. Может быть, он немного и простоват, где-то наивен, но от этого горьковский герой не перестает быть положительным.

Автор специально сводит этих двух героев, которые ярко противоположны друг другу так, чтобы читатель мог увидеть существенную разницу между ними. Эти совершено разные люди по описанию, по характеру и по внешнему виду. В ходе повествования не только знакомятся, но и вскоре идут вместе на общее дело. Их начинает связывать воровство. Но только они по-разному к нему относятся.

Челкаш конкретно знает, куда и зачем он идет и втягивает в это дело простого деревенского парня, который до последней минуты, пока не будет украдено и мешок не окажется на дне лодки, не подозревал даже куда идут. А после этого его мучают сомнения. И на фоне такого поведения Гаврилы Челкаш — это отрицательный персонаж, который негативно влияет на судьбу и характер молодого парня из деревни.

Но можно эту же ситуацию рассматривать и по-другому. Когда Гаврила узнает, что он пошел с Челкашом на воровство, то струсил, и в своем поведении он не видит смелым или мужественным парнем. Автор показывает читателю, что деревенский парень вдруг начинает всхлипывать, а потом и вообще плачет. И это отталкивает читателя от Гаврилы. В этой кульминации рассказа происходит некая смена ролей: Челкаш вдруг совсем неожиданно из отрицательного горьковского персонажа превращается в положительного. А Гаврила теперь заслуживает лишь только негативную оценку своим поведением.

Челкаш открывается для читателя по-новому. Ведь можно увидеть, что у героя есть чувства, он переживает и страдает. Автор показывает, как ему, вору, было вдруг обидно врать мальчику, наивному и деревенскому. По ходу повествования выясняется, что у него есть не только чувства, как и у любого человека, но, несмотря на то, что он вор, он любит и восхищается морем, его неудержимой стихией, его свободой и независимостью.

Именно море помогало ему пережить все трудности в жизни, в нем он находил не только утешение, но мог часами смотреть на него, размышляя обо всем, даже о том, для чего он живет на этом свете. Море как бы помогает очиститься главному герою нравственно, стать лучше.

Другое дело Гаврила, который к морю был совершенно равнодушен. Оно совсем не волновало его душу. Он любил совсем другую жизнь: землю, крестьян, которые с утра до вечера работали. Но и Челкаш связан с этой крестьянской жизнью, с землей. Его предки тоже некогда были крестьянами, поэтому все детские воспоминания связаны у героя с устоями и бытом крестьянской жизнью. Может быть, поэтому и было так жалко Челкашу Гаврилу, сам он стыдился своего чувства, иногда даже сердился на себя из-за этого.

Проблема Челкаша состоит в том, что он обладает нравственными качествами. Для вора он слишком добрый, так как он легко отдает Гавриле практически все деньги. Другой бы вор на месте главного героя мог бы и половины не отдать, обманув наивного и простодушного деревенского парня. А Челкаш отдает все заработанные деньги, хотя и нечестным путем. Но ведь из-за них он рисковал жизнью и своей свободой.

В этом он немного благороден. Да, Гаврила смог задеть самолюбие старого морского волка. Стоит только вспомнить, как в горьковском рассказе деревенский парень называет Челкаша, какие слова для этого использует: ненужный человек, ничтожный. У вора, несмотря на его профессию, сильно развито самолюбие, поэтому слова его напарника очень сильно задевают его.

Но ведь получается, что Челкаш сделал добро для Гаврилы, а благодарности, кроме оскорблений, он от этого парня не получил никаких. Это значит, что Гаврила совсем не умеет ценить то добро, которое ему сделал напарник, он его не уважает. В конце рассказа в сцене драки читатель видит, как Гаврила дерется из-за денег, и он даже готов, если это нужно, убить Челкаша. Из-за денег он готов на многое. Челкаш другой даже в этом.

Несмотря на то, что он вор, любит вести разгульный образ жизни, не имеет родственных связей, но из-за копейки он не будет убивать человека, он более разумный человек, чем его напарник. У Челкаша есть совесть. И он сам рад, что деньги не имеют над ним сильной власти, не делают его жадным и из-за них он не сможет пасть низко или поступить подло. Главный идеал для этого горьковского героя — это свобода, которую автор сравнивает с морем. Она широка, мощная и бескрайняя. И к ней так сильно стремится главный герой рассказа «Челкаш».

Сочинение по рассказу Максима Горького «Челкаш».

«Челкаш»

Рассказ «Челкаш» написан М. Горьким летом 1894 года и опубликован в №6 журнала «Русское богатство» за 1895 год. В основу произведения легла история, рассказанная писателю соседом по больничной палате в городе Николаеве.

Рассказ открывается детализированным описанием порта, в котором автор подчеркивает противоречие между размахом различных работ и смешными и жалкими фигурками людей, живущих в рабском труде. Горький сравнивает шум порта со звуками «страстного гимна Меркурию» и показывает, как этот шум и каторжный труд подавляет людей, не только иссушая их души, но и изнуряя тела.

Читайте также:
Как думают и говорят «дети солнца» (по пьесе М. Горького «Дети солнца»): сочинение

Развернутый портрет главного героя произведения мы ви­дим уже в первой части. В нем М. Горький особенно ярко под­черкивает такие черты, как холодные серые глаза и горбатый хищный нос. К жизни Челкаш относится легко, не скрывая от людей своего воровского промысла. Едко высмеивает он сто­рожа, который не пускает его в гавань и корит в воровстве. Вместо заболевшего подельника Челкаш приглашает себе в по­мощники случайного знакомого — молодого добродушного парня с большими голубыми глазами. Сопоставляя портреты двух героев (Челкаша, похожего на хищную птицу, и доверчивого Гаврилы), читатель первоначально думает, что молодой крестьянский парень стал по доверчивости жертвой вероломно­го мошенника. Гаврила мечтает подработать, чтобы жить своим хозяйством, а не идти к тестю в дом. Из разговора мы узнаем, что парень верит в бога, кажется доверчивым и беззлобным, и Челкаш даже начинает испытывать к нему отеческие чувства.

Своеобразным индикатором отношения героев к жизни являются их мысли о море. Челкаш любит его, а Гаврила бо­ится. Для Челкаша море олицетворяет собой жизненную силу и свободу: «Его кипучая нервная натура, жадная на впечатле­ния, никогда не пресыщалась созерцанием этой темной широ­ты, бескрайной, свободной и мощной».

Гаврила с самого начала понимает, что ночная рыбалка, на которую приглашает его Челкаш, может оказаться недобрым делом. Впоследствии убеждаясь в этом, герой дрожит от стра­ха, начинает молиться, плакать и просит отпустить его.

После совершения Челкашом кражи настроение Гаврилы несколько меняется. Он даже дает зарок отслужить молебен Николаю Чудотворцу, как вдруг видит перед собой огромный огненно-голубой меч-символ возмездия. Переживания Гаври­лы достигают кульминации. Однако Челкаш объясняет ему, что это всего лишь фонарь таможенного крейсера.

Важную роль в рассказе играет пейзаж, который Гаврила воссоздает при помощи олицетворения («…Тучи были непод­вижны и точно думали какую-то серую, скучную думу», «Мо­ре проснулось. Оно играло маленькими волнами, рождая их, украшая бахромой пены, сталкивая друг с другом и разбивая в мелкую пыль», «Пена, тая, шипела и вздыхала»),

Умертвляющему голосу порта противостоит живительная сила музыкального шума морской стихии. И на фоне этой жи­вотворящей стихии разворачивается отвратительная человече­ская драма. И причиной этой трагедии становится элементар­ная жадность Гаврилы.

М. Горький намеренно ставит читателя в известность о том, что герой планировал заработать на Кубани двести рублей. Челкаш дает ему сорок за одну ночную поездку. Но тому эта сумма показалась слишком маленькой, и он на коленях умоляет отдать ему все деньги. Челкаш с омерзением отдает их, но вдруг узнает, что Гаврила, который еще несколько часов назад трясся во время ночной поездки как осиновый лист, хотел убить его, считая никчемным, никому не нужным человеком. В гневе Челкаш отбирает деньги и жестоко избивает Гаврилу, желая проучить. В отместку же тот бросает в него камень, потом, оче­видно, вспоминая о душе и о Боге, начинает просить прощения. Раненый Челкаш отдает ему почти все деньги и, пошатываясь, уходит. Гаврила же прячет деньги за пазуху и идет в другую сторону широкими, твердыми шагами: ценой унижений, а по­том и силой он, наконец, получил ту желанную свободу, о ко­торой так мечтал. Море смыло следы кровавой драки на песке, но не сможет смыть той грязи, которая клокочет в душе бого­боязненного Гаврилы. Эгоистическое стремление обнажает всю ничтожность его натуры. Не случайно, когда Челкаш перед де­лежкой денег спрашивает, пошел бы он еще раз на преступле­ние за двести рублей, Гаврила выражает свою готовность сде­лать это, хотя чуть раньше искренне раскаивался в том, что согласился. Таким образом, М. Горький-психолог показывает в этом рассказе, насколько обманчиво первое впечатление о че­ловеке и как низко при определенных обстоятельствах людская натура может пасть, ослепленная жаждой наживы.

Романтизм в ранних рассказах Горького сочинение

В рассказах Максима Горького романтизму уделяется много строк. Так, например, в рассказе «Макар Чудра» Горький пишет о цыганах и их любви, в его произведениях все люди честны как перед собой, так и перед обществом. Цыгане рассказывают о своей любви и о свободе, об этом рассказывает и Макар Чудра.

Макар Чудра рассказывает о том, что он не понимает, почему цыгане живут так тесно когда на земле много свободного места. Ведь можно выбрать из огромного количества степей и полей. Все люди тяжело работают на одном месте и все равно остаются бедными, а могли бы колесить по свету. Горький считает, что каждый человек может черпать силу от природы, как это делают цыгане.

Максим Горький обращается к образам природы и считает это романтической чертой. Описание природы завершает всю картину действий, что происходит с персонажами рассказов писателя. В описании бури, моря и ветра Горький находит романтические переживания. Наверное, поэтому рассказ «Макар Чудра» и заканчивается песней моря это своего рода гимн.

Во всех произведениях Горького он пишет о том, что человек природное существо, но город очень испортил понятия о любви и нежности. Горький, который пишет о босяка, считает их детьми природы, они конечно бедные, но имеют свою гордость и честь.

В рассказе «Девушка и Смерть» Максим Горький противопоставляет любовь и гибель. Горький в своих произведениях не уделяет внимание быту, в его рассказах босяки свободные люди и живут вольно по сердцу. Горький описывает своих героев так если человек злодей, то он без капли добра, а если добрый, то до последнего своего вздоха. Так Ларра является злодеем, а Данко добрый человек, который спасает людей и своим добрым сердцем освещает им жизнь.

Горький в своих произведениях всегда прославляет добро. Словно в русских народных сказках добро всегда должно побеждать зло. Ларра гордец он презирает всех людей, он полный эгоист. Его ничего не волнует кроме самого себя, в итоге цыгане его изгоняют. Данко, наоборот, в нем горит пожар любви и человеколюбие. Он готов ради других пожертвовать собой его считают героем.

Читайте также:
Идея романа М. Горького «Мать»: сочинение

Максим Горький создает героев, которыми хочется гордиться, в его рассказе «Песни о Соколе» его персонаж умирает не зря. Он пишет о героях, на которых может равняться читатель. Максиму Горькому нравится воспевать героев и стыдить злодеев. В его рассказах можно прочитать о чести, о доблести и как не стоит поступать в жизни.

Сочинение Романтизм в рассказах Горького

Алексей Пешков, он же писатель, прозаик и драматург Максим Горький, для русской и советской литературы фигура знаковая. По популярности своих произведений он мог сравниться с А.П. Чеховым и Л.Н. Толстым. Певец революции с философскими взглядами Ницше на человека и его природу. Рано осиротевший, с детства зарабатывающий себе на жизнь, Алексей Максимович познал вся тяготы жизни «на дне». Именно поэтому он выбрал себе псевдоним – Горький, который соответствовал его жизни. Позднее он напишет о своей юности, что никогда не ждал счастливого случая. Молодой Пешков рано осознал, что человека создает его сопротивление окружающей среде.

Большинство произведений автора отражают тяжелую судьбу низших социальных слоев. За что его однажды резко раскритиковал Л.Н. Толстой, у которого эта тема вызывала раздражение. Ранние же рассказы, отмеченные влиянием романтизма, резко отличаются от его зрелой прозы. Они объединены общей идеей и впоследствии были оформлены в единый сборник. Сюда относятся: «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе», «Челкаш» и несколько других.

Признаки романтического направления в рассказах М. Горького:

  • живые образы природы, она не только фон, но и полноправная участница процесса;
  • рассуждения о добре и зле;
  • поиск смысла жизни;
  • форма притчи, легенды;
  • особенности композиции;
  • любовь героев к людям;
  • тема героизма и самопожертвования.

Окружение автора и литературные критики долго не принимали этих произведений. Когда М. Горький показал свой рассказ «Старуха Изергиль» В.Г. Короленко, тот был шокирован и воскликнул: «Дорогой мой, это же романтизм! А он давно скончался. Вы поете не своим голосом». И действительно, время романтизма, казалось бы, давно прошло.

Рассказ «Старуха Изергиль» был написан в 1894 году. Для него автор выбирает формую обрамления. Книга по своей композиции напоминает слоеный пирог: легенда о Ларре, факты из жизни самой героини, легенда о Данко. В таком соседстве история Изергиль тоже напоминает романтическую притчу. У трех «слоев» этого рассказа общая фабула – поиск смысла человеческой жизни и разные подходы к ней. Изергиль, как и Данко, всегда жила любовью к людям и способна на жертвенные поступки ради любви. Ларра противопоставлен Данко, первый герой гордый, эгоистичный, за что и был наказан.

Рассказ «Челкаш» повествует нам о судьбе «честного» и принципиального вора Григория. Честный вор, в принципе, понятие парадоксальное. М. Горького привлекали такие люди. Он всегда с интересом относился к ворам и карточным шулерам, считая их сродни актерам и художникам.

В рассказе «Песнь о Соколе» М. Горький восклицает: «Рожденный ползать, летать не сможет». Это становится своеобразным приговором для человечества. Алексей Максимович не верит в то, что люди могут измениться. Это не хорошо и не плохо. Он за последовательность поступков. Не должен злой пытаться совершать добро и наоборот. Эта же мысль звучит и в другом его рассказе, где вор, скрываясь от погони, находит младенца, подкидыша. Жертвуя собой, мужчина несет ребенка в полицейский участок, где оказывается, что малыш уже мертв. Пытаясь его согреть, вор задушил младенца.

При этом М. Горький верит в величие человека. Сразу в нескольких его произведениях звучит мысль: «Человек – это звучит гордо».

Цикл романтических рассказов занимает важное место в творческом наследии писателя.

Также читают:

Картинка к сочинению Романтизм в рассказах Горького

Популярные сегодня темы

Чудиком героя называла жена за то, что с ним часто что-нибудь случалось. Однажды он решил съездить к старшему брату на Урал. Они не виделись 12 лет. Чудик легко говорил всем о предстоящей дороге, как о чем-то обыкновенном.

Роман в стихах, несмотря на неопределенный конец, представляет собой произведение, обладающее продуманной структурой.

Бытие Михаила Юрьевича Лермонтова достаточно тесно переплетается с его творческой деятельностью, что не может заинтересовать читателя его произведений. О Лермонтове часто говорят с неким уважением и величием

Куприн Александр Иванович прекрасный русский переводчик и писатель. Он родился в краях Пензы. Эта личность, своими работами, наполнил сборник русской литературы. Данный человек, перенёс тяжёлые годы жизни, стал мигрантом

Лермонтов написал огромное количество разных произведений и одним из них является «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова». Именно его и издал писатель еще до того как умер.

Романтические герои Горького

Алексей Максимович Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Он является представителем бесконечно талантливого русского народа.

В своих произведениях Максим Горький отразил эпоху, в которой жил. Писатель говорил, что главный источник его творчества — это наблюдение за окружающей жизнью. Чтобы лучше понять людей, молодой Горький исходил всю Россию. Он сменил множество профессий: рыбак на промыслах, ночной сторож, грузчик… Выполняя различные работы, будущий писатель пропускает через себя полученные впечатления, размышляет. Его волнует вопрос, почему в мире так много бессмысленной жестокости. Юноша, будучи неравнодушным человеком, пытается разобраться в этой круговерти жизни.

Первым ярким произведением, с которым Алексей Максимович Горький вошел в литературу, был «Макар Чудра». Рассуждения старого цыгана поражают глубиной и простотой одновременно: «Разве ты сам — не жизнь? Другие люди живут без тебя и проживут без тебя. Разве ты думаешь, что ты кому-то нужен? Ты не хлеб, не палка, и не нужно тебя никому…» «Единственная ценность на земле — свобода, ради нее стоит жить и умереть», — так считают герои этого рассказа. Здесь пока только намечен автором прекрасный романтический порыв человека к свободе. Она является самоцелью, герои не знают, что с ней делать, на что употребить. Это скорее индивидуализм, гордая прихоть каждого, чем достоинство характера.

Читайте также:
Мое отношение к творчеству Горького: сочинение

Молодой Горький «размахнулся», показал красоту и силу свободного человека, но еще не знал, куда ее применить, чтобы не погибла она бессмысленно. А именно так, красиво и зря, гибнут эти герои: Радда и Лойко, мечтающие о любви и видящие в ней только путы и цепи, а не возможность обрести счастье и покой. «Никогда я никого не любила, Лойко, а тебя люблю. А еще я люблю волю! Волю-то, Лойко, я люблю больше, чем тебя. А без тебя мне не жить, как не жить и тебе без меня…» Здесь каждый из героев хочет доказать свое превосходство, право на первенство и главенство. Здесь нет любви, а скорее игра честолюбий, которая заканчивается по всем законам романтизма: герои гибнут прекрасными, молодыми и несломленными.

Алексей Максимович Горький продолжил работу в этом жанре, и романтический мотив прекрасного свободного человека получил новый и глубокий смысл в легендах старухи Изергиль.

Сначала рассказывается о гордом и самолюбивом сыне орла и женщины — Ларре. Осуждается его эгоизм и индивидуализм. «Он презирал людей и думал, что может обойтись без них». В наказание за жестокость его обрекли на одиночество и бессмертие. Жизнь Ларры вне общества становится бессмысленной. Тысячу лет он мыкается неприкаянной тенью, напоминая людям о ценности человеческого общения, товарищества, дружбы.

Свободолюбивая и независимая, старуха Изергиль жила для себя, наслаждаясь молодостью и красотой. Она любила и была любима, свое сердце она отдавала только благородным и отважным борцам. Изергиль никогда не мирилась с людскими недостатками и слабостями. «В жизни, знаешь ли ты, всегда есть место подвигам, — говорит она. — И те, которые не находят их для себя, те просто лентяи или трусы, или не понимают жизни, потому что кабы люди понимали жизнь, каждый захотел бы оставить после себя свою тень в ней».

В служении людям — подлинный смысл человеческого существования; отдать свою жизнь за других — вот величайшее счастье, доступное человеку. Эту мысль подтверждает легенда о Данко. «Что сделаю я для людей?! — сильнее грома крикнул Данко.

И вдруг он разорвал руками себе грудь и вырвал из нее свое сердце и высоко поднял его над головой.

Оно пылало так ярко, как солнце, и ярче солнца, и весь лес замолчал, освещенный этим факелом великой любви к людям…»

Он сильный и самоотверженный герой, способный пожертвовать собой, не ожидая никакой ответной благодарности.

Тяжесть жизни и борьба за существование уродуют психику людей, порождают в них злобу, жестокость, хитрость. Но в произведениях Алексея Максимовича Горького появились и персонажи, которые высоко ценят человеческое достоинство, протестуют против унижения, лжи и несправедливости.

Яркий пример калечащего влияния мира капитала на душу человека дан Горьким в рассказе «Челкаш».

Сильный, трудолюбивый и, в общем-то, неплохой парень Гаврила вынужден податься на заработки в город. После тяжелой деревенской жизни Гавриле кажется, что городским все достается легко. Встретившись с бродягой, вором и пьяницей Челкашом, он обретает в его лице помощника, покровителя, «учителя жизни».

Челкаш удивлен низостью, до которой может упасть человек. «Разве из-за денег можно так истязать себя. За пятак себя продаете!»

Этот бродяга отличается благородством и чувством собственного достоинства, но он не герой и не избранник судьбы, а скорее такая же жертва этого бездушного и алчного мира, как Гаврила.

Романтические рассказы Алексея Максимовича Горького зовут к подвигам и великим свершениям, они воспитывают в людях самоотверженность и любовь к окружающим — в этом их главная ценность и неувядаемая свежесть.

Романтизм в творчестве Максима Горького

Уважаемые читатели Литероведа, в разделе «Сочинения по литературе» опубликовано новое сочинение на тему «Романтизм в творчестве Максима Горького», в котором авторы интернет-журнала расскажут об основных особенностях романтических произведений писателя.

Имя Максима Горького, знаменитого русского писателя, впервые стало известно в 1892 году, когда появился в печати его первый рассказ «Макар Чудра». О таланте писателя заговорили и читатели, и литературные критики, и коллеги по цеху. Вслед за «Макаром Чудрой», первым романтическим рассказом, появляются и другие: «Челкаш», «Старуха Изергиль», а затем – «Песня о Соколе», «Песня о Буревестнике». Начало 90-х годов XIX века, когда были написаны выше названные романтические рассказы М. Горького, было временем тяжелым и неопределенным. Этот непростой период с беспощадной, реалистичной правдивостью изображали в своих произведениях А.П. Чехов и И.А. Бунин. Однако М. Горький заявлял о необходимости найти новые пути отражения действительности в литературе. Он считал, что задача литературы заключается в изображении красками, звуками, формами, словами всего того, что есть прекрасного, благородного, честного в человеке. Свою личную задачу писатель видел в пробуждении в человеке гордости за самого себя, во внушении каждому мысли о том, что он сам – самое лучшее, самое святое и в мире, кроме него, нет ничего достойного внимания. М. Горький отлично понимал, что в реальной жизни человек угнетен и бесправен, поэтому и утверждал, что настало время романтического.

Действительно, в ранних рассказах писателя преобладают черты романтизма. Как мы помним, романтизм – это художественное направление в литературе и искусстве, характеризующееся страстной борьбой особенного, идеального героя с косным консервативным обществом. Романтизм Максима Горького имеет свои особенности. Для романтических произведений писателя характерны яркие краски, величественные и прекрасные пейзажи, острые идейные конфликты, герои произведений – люди мужественные и бесстрашные, наделенные всеми качествами в превосходной степени.

В центре многих романтических рассказов писателя – исключительный герой, яркий, гордый, свободный, красивый, способный противостоять обществу. Те правила и традиции, по которым живет большинство людей, не подходят для горьковских героев, так как загоняют их в строгие рамки, ограничивают их свободу. Такими персонажами являются Данко и Ларра из рассказа «Старуха Изергиль», Лойко Зобар и цыганка Радда из «Макара Чудры», ловкий вор Челкаш и крестьянин Гаврила – герои рассказа «Челкаш», а также Сокол и Буревестник из произведений «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике». Герои романтических рассказов четко поделены на положительных и отрицательных.

Читайте также:
История написания и идея романа Мать: сочинение

Смелый, красивый, благородный Данко вырвал свое сердце из груди и, освещая им дорогу, словно горящим факелом, вывел из темного леса и смрадных болот своих соплеменников, загнанных туда врагами, на ясную солнечную поляну. Пожертвовав своей жизнью, юноша спас племя от мучительной смерти в зловонных и темных болотах. Ему противопоставлен гордый, эгоистичный, себялюбивый Ларра, сын орла и простой девушки. Юноша на глазах всего племени убивает красивую девушку, дочь старейшины только за то, что она осмелилась оттолкнуть героя от себя. Ларра не способен, как Данко, жертвовать собой, растрачивать себя по крупицам ради других. Он привык брать от жизни все, что ему хочется, презирая любую мораль и традиции.

Пассивного Ужа из «Песни о Соколе» устраивает существующий порядок вещей, ему уютно и комфортно, «темно и сыро» в том мире, в котором он живет, поэтому ничего не хочет менять. Смелого, гордого, вольнолюбивого Сокола не удовлетворяет пассивное существование Ужа. Он мечтает о полете, о высоком небе. Собрав все силы, свободолюбивая птица взмыла в небо и, последний раз насладившись его безграничной ширью, упала на камни и разбилась.

Над опытным, ловким вором Челкашом не имеют власти ни деньги, ни другие богатства. Он, пьяница и гуляка, аморальный человек, глубоко презирает жадных, меркантильных людей, способных унижаться ради копейки. Герой готов на благородные поступки: отдает все деньги, заработанные за ночь, молодому крестьянину Гавриле, чтобы тот поправил свою жизнь в деревне. Героя не страшит ни сильный ветер, ни высокие волны. В страшном шторме он чувствует понятную и прекрасную стихию и радуется ей. А крестьянин Гаврила, несмотря на внешнюю красоту, оказался некрасивым внутренне: им овладела страшная жадность, и он ради денег чуть не убил Челкаша, ударил его камнем. Юноша боится морской стихии, опасности не вызывают в нем восторга, а пугают.

Так же, как и Гаврила, пугаются бури чайки и гагары из «Песни о Буревестнике». Они готовы схоронить свой ужас в морской пучине. Глупый пингвин прячется в утесах, спасаясь от грозы. Им «недоступно наслажденье битвой жизни», удары грома приводят этих птиц в ужас. И только гордый Буревестник не пугается морского шторма, он наслаждается буйством стихии, жаждет бури, призывает ее.

Восхищают читателей герои рассказа «Макар Чудра»: Лойко Зобар, цыганка Радда. Это гордые, свободолюбивые, волевые, сильные духом натуры, именно поэтому они и остались в народной памяти как яркие, идеальные личности, которые не смогли променять свою волю на узы даже великой любви, а предпочли смерть. Сам Макар Чудра чем-то похож на своих героев: так же любит свободу, волю, такой же волевой и сильный человек, похожий на древний дуб, который не гнется ни под какой бурей.

Кроме всего сказанного, в романтических произведениях М. Горький использует элементы фольклора, фольклорных жанров. В рассказе «Старуха Изергиль» героиня рассказывает две легенды своему преданному слушателю. Одна легенда о смелом и великодушном Данко, который ценой своей жизни спас людей. В другой легенде повествуется о гордом и эгоистичном Ларре, который заботится только о себе, своем благополучии и комфорте. Герои этих двух историй противопоставляются друг другу, антитеза помогает читателю лучше понять внутренние переживания персонажей, их поступки. В рассказе «Макар Чудра» история любви и смерти Лойко Зобара и Радды, рассказанная старым цыганом, тоже похожа на легенду, которую передают из поколения к поколению. Произведения «Песня о Соколе» и «Песня о Буревестнике» очень похожи на народные песни о героических личностях, которые во всем времена почитались народом.

В романтических рассказах писатель часто не просто описывает природу, но и одушевляет ее. С описания пейзажа начинается и завершается «Песня о Соколе». Перед читателем появляются великолепные картины: величественное, прекрасное, безмятежное, облитое голубым сиянием луны море; высокие, задумчивые, поросшие деревьями горы и любопытная волна, которая все стремилась к костру, чтобы подслушать разговор Рагима с собеседником. Кругом тихая, звездная ночь, в которой только слышится голос старого чабана, рассказывающего песню о храбром Соколе. В «Песне о Буревестнике» события также разворачиваются на фоне завораживающих пейзажных зарисовок: седое от пены море, шторм, стрелы молний, похожие на огненных змей; вой ветра, грохот грома, — все сливается в единую картину, центральное место на которой занимает Буревестник, радующийся свободной стихии. Волны поют, рвутся навстречу грому, спорят с ветром. Ветер охватывает их крепкими объятиями и с размаху, со злобой бросает их на утесы, где волны разбиваются в пыль и брызги. Описание пейзажа есть и в рассказе «Старуха Изергиль». С самых первых строчек произведение погружает читателей в атмосферу теплого южного вечера. Все вокруг почти сказочное: воздух, пропитанный невероятно свежим запахом моря и испарений земли, смоченной дождем; пышные и необыкновенно красочные обрывки туч; резкие обломки скал, а также кроваво-красный диск луны и кружевные тени листвы. Кажется, сама природа располагает рассказчиков к воспоминаниям о необыкновенных героях, а слушателей настраивает внимать этим воспоминаниям. В рассказе «Макар Чудра» автор не изменяет своей творческой традиции и начинает произведение с описания пейзажа. Перед глазами читателей открывается широкая степь, по которой разносится мелодия плеска морской волны. Влажный ветер приносит желтые листья и бросает их в пламя костра, около которого сидят два героя. Создается впечатление, что читатель сам сидит рядом с этими героями и внимательное слушает их рассказы.

Таким образом, романтические произведения Максима Горького отличаются яркими, необыкновенными героями, которые конфликтуют друг с другом; волшебными, завораживающими пейзажами, фольклорными элементами. К таким произведениями хочется возвращаться вновь и вновь, чтобы окунуться в мир необыкновенных героев.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: