Спор о человеке в драме М. Горького На дне: сочинение

Спор о человеке в пьесе «На дне» Горького

Горький вводит в литературную среду нового героя — босяка, вора, но рассказывает о нем по-новому. В каждой пьесе Горького особый мир, со своими событиями и судьбами, трагедиями и трагикомедиями. Одной из глубоких философских драм можно смело назвать «На дне»: пьесу, в которой изображены люди, выброшенные из жизни и находящиеся где-то в стороне от главного направления исторического процесса.

Ночлежка, ее быт и обители являются отражением социального зла. Все обитатели ночлежки в прошлом «бывшие». «Бывшие», которые лишившись благ жизни, не стремятся вновь достичь их. Герои предстают в образах вора, шулера, картежника, рабочего, падшей женщины — все они были лишены счастья и были выброшены судьбой на обочину жизни. Их объединяет истощенность, как физическая, так и духовная. Они оказываются лишними, выкинутыми на дно, в осадок бытия.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

«Ты везде лишняя…— говорит Бубнов Насте. — Да и все люди на земле лишние».

Все, что было в них хорошего, тихо, но верно было затоптано в этом жутком, грязном мире. Кажется, что герои не теряют надежды вырваться из этого мира нищеты: мечты о лучше жизни им не чужды. Они задавлены ощущением своего бессилия, что рождает в их сознании осознание безысходности своего положения.

«Что такое человек?», «Для чего живет человек?», «В чем правда жизни?»

— эти вопросы задает себе каждый обитатель ночлежки, но найти на них ответы пытаются немногие: Лука и Сатин.

Люди, попавшие на дно жизни, потеряли способность слушать, понимать чувства, горе окружающих. Эта отчужденность, неприемлемость этого мира выявляется в полилоге: они говорят, перебивая и не слушая друг друга. Они глухи в душе, хотя их объединяет общее горе. Каждый думает только о себе. Вместо сочувствия, понимания мы слышим — смех и издевательства. Рушат мечты других с поразительной легкостью. «Убивают» мечту Клеща на то, что после смерти жены он выберется из ночлежки с помощью честного труда,высмеивают надежду Насти на настоящую, чистую любовь. А Анне просто отказывают в покое.

С появлением Луки, старика-странника, споры о человеке, правде, лучшей жизни, которые уже почти утихают, разгораются с новой силой. Он всех утешает, обещает избавление от страданий и говорит:

Говорит он это не потому, что действительно ждет перемен в судьбах людей, а именно потому, что не ждет их. Парадокс заключается в том, что она не верит в способность людей изменить жизнь, но понимает, что они не смогут вынести всю правду своего бедственного положения. Поэтому он старается им дать надежду, покрывая один слой лжи другим.

«Он врал… Но это только из жалости к вам»…

Ложь во имя спасения, отраженная в одном из изречений Луки:

Но можно ли смягчить боль утешительной ложью?
Давайте разберем то, как помог Лука Анне.

До его появления она могла издавать лишь стоны («Душно!») и бросать иногда мольбы о тишине и покое:

«Каждый божий день… дайте хоть умереть спокойно!»

В разговорах с Лукой она впервые начинает жить как человек, одаренный мыслью и самосознанием, наконец-то, принимает жизнь, как высшее предназначение человека. Говоря с ним, она не только жалуется, но и размышляет о себе и своей прожитой жизни:

«Побои… обиды… ничего кроме — не видела я… ничего не видела! Всю жизнь мою дрожала… Мучилась… как бы больше другого не съесть… За что?»

Лука утешает ее, дает надежду на лучшую жизнь в раю после смерти.

Лука умен, хотя и не образован, он знает, как найти подход к людям: поэтому напоминает христианке про жизнь после смерти. После беседы с ним в Анне пробуждается желание жить:

Под формой религиозных мыслей в умирающем человеке пробуждается чувство собственного «я», устанавливается гармония с жизнью.

Но не все поняли Луку. Например, Васька Пепел оценивает правду Анны, как ложь. Но потом под воздействием Луки начинает задумываться о вольной, трудовой жизни в Сибири. Бросить воровскую жизнь ему все же не удалось. Причина кроется в его приверженности к «потомственности». Он мог, но не попытался, а поэтому грязь ночлежек, засорившая всю его душу, одержала вверх. Эта же грязь убивает и Актера, который обретя веру на миг, не вынес ее утраты:

«Пока верил человек — жил, а потом потерял веру – и удавился».

Лука только указывает путь, который может выбрать человек, но не обязывает идти по нему. Он хотел пробудить веру, надежду и не его вина, что все усилия попали в бесплодную почву, а те, которые начинали действовать туже были убиты безверием людей.

«Человек может добру научить», а следовательно, и добро может научить человека — вот на чем основывается вся философия Луки. Может все его слова обман, но что лучше «правда, когда она камнем ложится на крылья», или ложь, дающая надежду? Многие с ним были не согласны. И в первых рядах его противников стоит Сатин, хотя сам признается, что Лука подействовал на него, «как кислота на старую и грязную монету».

Читайте также:
Как думают и говорят «дети солнца» (по пьесе М. Горького «Дети солнца»): сочинение

Сатин пробуждается только благодаря появлению в ночлежке Луки, он благодарен ему, но считает, что «ложь — религия рабов и хозяев, а правда — бог свободного человека». Поэтому главный его кредо — всегда говори правду.

Многим кажется, что спор в пьесе идет лишь между Лукой и Сатиным, но, мне кажется, что в противоборстве активно участвует и сам автор. Автор выступает главным противником Луки, указывая на то, что ложь не спасает, а только дает надежду, а исход событий может зависеть только человека. Одновременно с этим он указывает, что горькая правда — не выход. Но как быть человеку, что сделать, чтобы быть счастливым? Ответ мы слышим из уст Сатина:

«Человек — вот правда. Все — в человеке, все для человека! Существует только человек, все же остальное — дело рук и его мозга».

Человек сможет добиться желаемого в жизни, если приложит к этому все свои усилия.

Сочинение: Философский спор о человеке в драме Горького На дне 2

Философский спор о человеке в драме Горького На дне

Пьеса М. Горького “На дне”, написанная в 1902 году, имела колоссальный успех и была поставлена на сценах не только российских, но и европейских театров. Интерес к ней объясняется в первую очередь тем, что писатель достоверно и подробно изобразил жизнь людей “дна”. Прежде на страницах русской классики рассуждали о жизни и смерти, о добре и зле в основном люди, принадлежавшие к высшему обществу.

Впервые реалистично и беспощадно была показана жизнь социальных низов в русской драматургии. Жизнь обитателей костылевской ночлежки страшна и беспросветна, заставляет читателей содрогаться. На “дне” происходит страшное — морально и физически гибнут люди, достойные лучшей доли. Невозможно представить положения более трагичного, чем то, в котором оказались герои пьесы. Они жертвы уродливых и жестоких порядков, царящих в обществе, жертвы социального зла. Неудачное стечение жизненных обстоятельств — и человеку не под силу справиться с судьбой, не подняться, и тогда одна дорога — на “дно”.

В центре пьесы не только человеческие судьбы, но и столкновение философских идей, спор о человеке, о смысле жизни. Ядром этого спора является проблема правды и лжи, восприятие жизни такой, какова она есть на самом деле, со всей ее безысходностью и правдой для персонажей — людей “дна”, или жизнь с иллюзиями, в каких бы разнообразных и причудливых формах они ни представали. Этот философский спор начинается задолго до появления в ночлежке Луки и продолжается после его ухода. Еще в начале пьесы Квашня тешит себя иллюзиями, что она — свободная женщина, а Настя — мечтами о великом чувстве любви, прочитав о нем в книге “Роковая любовь”. И с самого начала в этот мир иллюзий врывается роковая правда.

Герои пьесы разными путями попали в ночлежку, и судьба, страшная и неотвратимая, объединила их. Жизнь их мало чем отличается от смерти, недаром так много смертей в пьесе, а умный Сатин говорит: “Мертвецы не слышат!” Эти “живые мертвецы” — не самые худшие из людей. Многие из них мечтают о добре, красоте. Это Настя, Клещ, Анна. Другие смирились с существующим положением вещей, они равнодушны даже к преступлениям, однако умеют судить обо всем верно и бессознательно тоскуют о лучшем и достойном. И эти униженные, одинокие, глубоко несчастные, начисто отвергнутые обществом люди ведут бесконечные споры о категориях философских, таких, как правда, свобода, труд, равенство, счастье, гордость, честность, совесть, терпение, смерть. Все это интересует их в связи с еще более важной социальной и философской проблемой: что такое человек, для чего явился он на землю, в чем подлинный смысл его бытия?

Рассмотрим образы героев пьесы – обитателей ночлежки. Так Бубнов считает, что мир подлый и грязный, здесь нет добрых людей, все лишь притворяются, раскрашивают себя, но “снаружи, как себя ни раскрашивай, все сотрется”.

Клещ озлоблен на людей, жесток со своей женой Анной, но верит в то, что тяжелый, изнурительный, но честный труд может вернуть его в “настоящую” жизнь: “Я — рабочий человек… мне глядеть на них стыдно… Я с малых лет работаю… Ты думаешь, я не вырвусь отсюда? Вылезу… кожу сдеру, а вылезу”.

Спившийся и потерявший свое имя Актер надеется на то, что к нему вернется его дар: “…главное талант… А талант — это вера в себя, в свою силу”.

Читайте также:
Изображение «дна»: сочинение

Настя, женщина, продающая свое тело, мечтает о подлинной, возвышенной любви, которая в реальной жизни недостижима.

Сатин — шулер-философ — имеет мнение, противоположное принципам Клеща: “Работать? Для чего? Чтобы быть сытым?” Ему кажется бессмысленным всю жизнь вертеться в колесе: еда — работа. Сатину принадлежит заключительный монолог в пьесе, возвышающий человека: “Человек — свободен… он за все платит сам: за веру, за неверие, за любовь, за ум… Человек — вот правда!”

В пьесе мы сталкиваемся с людьми, которые являются в обществе никому не нужными изгоями, но именно их интересуют вопросы о месте человека в окружающем мире. Герои пьесы не похожи друг на друга ни взглядами, ни мыслями, ни жизненными принципами, ни самим образом жизни. Объединяет их лишь то, что они — лишние. И в то же время почти каждый из обитателей ночлежки является носителем определенной философской концепции, на которой они и стараются построить свою жизнь.

Пьеса Горького “На дне” около ста лет не сходит со сцен отечественных, а также крупнейших театров мира. И сегодня она волнует умы и сердца читателей и зрителей, до сегодняшнего дня возникают все новые и новые трактовки образов героев пьесы (особенно Луки). Все это говорит о том, что М. Горькому удалось не только свежим правдивым взглядом посмотреть на босяков — людей, опустившихся в самую грязь, “на дно” жизни, вычеркнутых из активной жизни общества, “бывших людей”, изгоев. Но одновременно с этим, драматург остро ставит и старается решить серьезные вопросы, которые волновали и будут волновать каждое новое мыслящее поколение: что такое человек? что такое правда и в каком виде она нужна людям? существует ли объективный мир или “во что веришь, то и есть”? и, самое главное, каков этот мир и можно ли его изменить?

Обитатели ночлежки слышат и понимают лишь себя, сведенные в тесное помещение, в начале пьесы просто равнодушны друг к другу, даже если разговаривают — все вместе. Но появление Луки сумело растревожить и разбудить это сонное царство. Серьезные изменения во внутреннем состоянии героев начинаются с появлением старца-странника, сумевшего утешить и ободрить многих, вселить или поддержать надежду, и, вместе с тем, явившегося причиной многих трагедий. Его главное желание: “Понять хочется дела человеческие”. И это ему удается — действительно, очень скоро он понимает всех обитателей ночлежки. С одной стороны Лука, бесконечно веря в человека, считает, что жизнь изменить очень сложно, проще измениться самому и приспособиться в этой жизни. А принцип “во что веришь, то и есть” заставляет человека смириться с нищетой, невежеством, несправедливостью и не бороться за лучшую жизнь. Проблемы, затронутые М. Горьким в пьесе “На дне”, актуальны во все времена, они возникали и возникают у людей различных эпох, возрастов, вероисповеданий. Потому-то пьеса и вызывает живейший интерес у наших современников и помогает им разобраться в себе, а также в проблемах своего времени.

Споры о человеке в пьесе Горького «На дне»

Пьеса М.Горького имеет много общего с философской драмой: на ее страницах ведутся споры о человеке, о человеческом достоинстве, о том, как надо относиться к людям. Мне хотелось бы остановить свое внимание на жизненной философии трех персонажей: Бубнова, Луки, Сатина.

Бубнов, картузник сорока пяти лет, крайне циничен. И этот цинизм бросается в глаза сразу, с первых же страниц пьесы. Умирающая несчастная Анна, будучи не в силах переносить скандал, умоляет: «Каждый божий день… Дайте хоть умереть спокойно!». Бубнов равнодушно отвечает: «Шум смерти не помеха…». Когда Сатин вспоминает, каким он был образованным человеком, Бубнов грубо обрывает его: «Слыхал…Сто раз! Ну и был… Эка важность?».

Актер поверил в праведную землю, где хорошо живется человеку. Бубнов откровенно смеется над словами актера: «Всё – выдумки. Тоже! Хо-хо! Праведная земля! Туда же!». Когда-то у него, скорняка Бубнова, дела шли в гору, но потом заведение его прогорело, он остался ни с чем, разочаровался в жизни. Вот и обозлился этот герой на весь мир. Философия его жизни бесчеловечна: все умрут рано или поздно, поэтому-то зачем жалеть людей? Счастья в мире нет. О людях, о человеке у Бубнова очень низкое мнение.

Бубнов считает, что говорить всем и всегда нужно только правду, какой бы она ни была. Герой горьковской драмы удивляется: «И почему люди врать любят… По-моему, вали всю правду, как она есть!». Вот и лезет он во все, не стесняясь, со своей правдой. А ведь как ни похвально такое человеческое качество, как честность, откровенность, есть ситуации, когда лучше о чем-то промолчать. Согласно Бубнову, жалеть не надо ни о чем и никогда. Но ведь жить, ни о чем не жалея, могут только равнодушные люди. Итак, согласно философии Бубнова, жизнь человека бессмысленна, одаривать кого-то душевным теплом – глупо.

Читайте также:
Идейное и художественное своеобразие ранних произведений М. Горького: сочинение

Другой персонаж пьесы – Сатин. По сравнению с другими обитателями ночлежки, он выглядит более начитанным и принципиальным в своих высказываниях. В противовес Бубнову, герой призывает относиться к человеку с уважением. По мнению Сатина, человека надо «не жалеть – уважать надо». Сатин утверждает, что «человек – выше сытости». Большое значение в жизни имеет труд, но только такой, который доставляет радость: «Когда труд – удовольствие, жизнь хороша, когда труд – обязанность, жизнь – рабство». Каждый может и должен заниматься любимым делом – вот мысль Сатина.

Но все-таки в самых «рискованных» ситуациях, когда Настя мечтает о любви или Лука рассказывает о праведной земле, автор уводит Сатина за сцену. Сатин против жалости, значит, он не смог бы, подобно Луке, поддержать Настю в ее беспочвенных мечтах, но и грубо ответить бы ей тоже не смог, очень уж он уважает человека. Сатин произносит монолог о величии человека, об уважении к нему, монолог страстный, восторженный. Он звучит странно в устах безграмотного, далекого от философских учений человека.

До сих пор не затихают споры вокруг образа Луки. Лука – старичок с пытливым характером, своего рода правдоискатель. Жизнь достаточно сурово распорядилась этим человеком. Опыт прожитой жизни сформировал его своеобразную философию сострадания к обиженным людям: он пытается помочь всем, кто нуждается в сострадании. И делает это при помощи доброго слова. Сложность характера Луки заключается в том, что чрезвычайно трудно узреть грань, на которой заканчивается сострадание и начинается обман. Утешения Луки основаны на вере в возможности человека: «Человек – всё может…лишь бы захотел».
Этот герой стремится утешить людей, сказать им при жизни добрые слова. Зная о доброте старичка, умирающая Анна просит: «Дедушка! Говори со мной, милый…Тошно мне». Ласковым голосом Лука успокаивает Анну, советует ей не бояться смерти, ибо смерть – избавление от мук мирских. С одной стороны, Лука где-то прав: вера в счастье, во что-то лучшее придаёт людям силы. Действительно, если бы не вера, надежда, человек раньше срока сгибался бы под тяжестью забот. Кроме того, Лука своей теорией не давит ни на кого, даёт возможность каждому решать, согласиться с его позицией или нет. Так, на вопрос «Есть ли Бог?» он отвечает неожиданно: «Коли веришь – есть; не веришь – нет».

И всё-таки доброта Луки носит поверхностный характер. Более действенного рецепта, чем утешительная ложь, красивые слова, у Луки нет. Он получает удовлетворение, видя благодарные взгляды тех, кому говорит добрые слова, и этого ему достаточно. Герою не важно, что будет после его ухода. А, между тем, красивая ложь Луки имела последствия: Актёр покончил жизнь самоубийством, Васька Пепел попал в тюрьму. Не оттого ли Лука долго не живёт на одном месте?

Как же сам Горький оценивал своего героя, Луку? Приговор автора суров: «Лука – жулик. Он, собственно, ни во что не верит. Но он видит, как страдают и мечутся люди. Ему жаль этих людей. Вот он и говорит разные слова для утешения».

Слабость философии Луки состоит ещё и в том, что он призывает любить и уважать всякого. Он говорит так: «Мне – всё равно. Я и жуликов уважаю, по-моему, ни одна блоха – не плоха: все чёрненькие, все прыгают…». Я считаю, гуманное начало, которое должно обязательно присутствовать в человеке, вовсе не включает обязательное уважение ко всем людям. Разве все достойны уважения ?

Кто же прав в рассуждениях о правде и лжи: Бубнов или Лука? Однозначно на этот вопрос ответить нельзя. И правда Бубнова (грубая, циничная, рождённая от зла), и ложь Луки (утешительная, добрая, красивая) унижают людей. И только страстный, пусть даже где-то пафосный, высокопарный монолог Сатина дышит верой и любовью к Человеку.

Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне»

сочинение по литературе 11 класса

Пьеса М. Горького «На дне» вызывает особый интерес, потому что автору удалось правдиво и детально изобразить жизнь тех, кто оказался на социальном дне. До этого в русской литературе о смысле жизни рассуждали только люди из высшего общества, теперь же слово было предоставлено тем, о ком обычно не принято упоминать.

Спор о человеке

Иллюстрация С. Гонкова

Главное место в философских беседах обитателей ночлежки занимает человек и его предназначение. Спор относительно этого вопроса возник между двумя противоборствующими силами: религиозной и бездуховной. Религиозное понимание человека, близкое всему народу, воплощено в образе Луки. По его мнению, человеку необходимо беспрекословно подчиниться воле Божьей, ведь именно от этой способности смиряться зависит личное счастье каждого. Лука считает, что совсем не обязательно верить в себя, для того чтобы добиться успеха в жизни. Прежде всего, нужно верить в Бога.

Читайте также:
Характеристика образа Сатина Константина: сочинение

Лука говорит о том, что есть обыкновенные люди, а есть «человеки». Он сравнивает людей с землёй, неудобной для посева, а «человеков» – с урожайной землёй. Все обитатели ночлежки, без сомнений, относились к числу обыкновенных людей, поэтому их счастье возможно было только на том свете, а до самой смерти они обречены на мучения.

Бездуховную сторону в споре о человеке занимает Сатин. Он считает, что судьба человека зависит только от него самого. Все люди свободны, поэтому могут добиться, чего хотят. Каждый, по его мнению, самостоятельно может обрести счастье в этом мире. А это значит, что людям вовсе не обязательно покорно ждать до самой своей смерти. Поэтому верить надо в самого себя, а не в высшие силы, и жалеть кого-либо нет смысла, потому что каждый сам виноват в своих бедах.

Разрешение спора

В пьесе «На дне» бездуховная сторона одержала победу над религиозной. В трудный момент Лука исчез, оставив тех, кому он подарил надежду с осознанием их обречённости. В это же время Актёр, разуверившийся в Божьей благодати, наложил на себя руки. Именно его смерть и означает победу бездуховного взгляда на человека. Сатин весьма спокойно реагирует на это ужасное событие, потому что считает, что Актёр, наконец, смог в себя поверить.

Спор о человеке в пьесе – это средство, при помощи которого писатель изображает первые шаги к новой жизни. Показав неизведанный мир обречённых людей, он призывает задуматься о действительно важных вещах, которые позволят изменить будущее.

Человек всегда стремится понять собственное предназначение и смысл жизни. Поэтому многие писатели пытались раскрыть вечные проблемы бытия. Но М. Горький отличается в своём виденье этого вопроса от предшественников, и несомненным доказательством этого является его пьеса «На дне».

Жизнь, изображённая в пьесе «На дне»

В пьесе «На дне» М. Горький показал мир нищих и отверженных. Подобной правды о жизни низших социальных слоёв мировая литература ещё не знала. В мрачной ночлежке, которая напоминает тюремную камеру, живут разные люди, у которых разные желания и мировоззрения. Бок о бок живут мужчины и женщины, молодые и старые, здоровые и больные, честные и мошенники.

Безысходность и беспросветная нищета порождают ненависть, ссоры, конфликты и даже преступления. Люди, обречённые на такое существование становятся дикими, теряют свой человеческий облик, забывают о стыде, совести и милосердии.

Судьба героев «На дне»

Сцена из спектакля «На дне». МХАТ, 1902

М. Горький не даёт детального описания жизненного пути всех персонажей, но их образ мышления и отдельные события, позволяют понять их судьбы. Сатин в молодости работал телеграфистом, но потом попал в тюрьму, защитив честь своей сестры. После отбытого срока его участь была предрешена. Актёр играл в театре, но пристрастие к выпивке лишило его всего. Из-за беспробудного пьянства его память стала стремительно ухудшаться, и со временем он не мог запомнить ни одного стихотворения. Актёр называет себя конченым человеком, он понимает, что алкоголизм сгубил всю его жизнь. Ещё одним значимым персонажем, обитающим в ночлежке, является Анна. Умирая, она рассказывает, что всегда недоедала, чтобы другие не голодали. А Васька Пепел вообще не помнит жизни вне дна, он всегда был по ту сторону закона.

Связывает всех этих людей одно – жизненные обстоятельства, вынудившие их оказаться в ночлежке для бедных, которую содержала семья Костылевых.

Спор о человеке и его предназначении

Спор о человеке и его предназначении ведётся между представителями социального дна на протяжении всей пьесы, но усиливается он после исчезновения Луки. Отношение к нему было у каждого из обитателей ночлежки разное. Лука считал, что людям, находящимся в безнадёжном положении, правда не нужна. Он хотел скрасить их существование обнадеживающей ложью. Старик не считал себя вруном, он обманывал обречённых ради их же блага. И многим его обман действительно придавал силы жить дальше и надеяться на лучшее будущее.

Но, поверив Луке, люди просто ждали, когда наступит их час, они перестали бороться, противостоять своей судьбе. Когда его обман раскрылся, пугающая реальность обрушилась на обитателей ночлежки с небывалой силой. Актёр не выдержал правды, и покончил с собой, Васька Пепел оказался в тюрьме, а Наташа впала в глубокое отчаяние.

Совершенно иного мнения о человеке и его предназначении был Костя Сатин, промышляющий картежным мошенничеством. Он считал человека всесильным, говорил, что спасение каждого находится только в его собственных руках. Для него человек был центром мироздания, а всё остальное – всего лишь результат людских мыслей и действий.

Читайте также:
О чем может думать человек, стоящий на низшей ступеньке общества: сочинение

Больше всего Сатин ценил в человеке его свободу. Именно поэтому он категорически был против спасительного обмана, считая ложь уделом рабов. Он считал, что жалость унижает человека, лишает его уважения. По его мнению, только вера в собственные силы и человеческое мужество способны изменить этот мир.

Тема человека

К.С. Станиславский в роли Сатина. Постановка МХАТ. 1902

М. Горький написал пьесу «На дне» в 1902 году. Она имела оглушительный успех как на российской, так и европейской сцене. Причина ее популярности проста – впервые рассуждать о смысле жизни, о месте человека в этом мире позволено не людям из высшего общества, а маргиналам, оказавшимся на обочине жизни, «бывшим людям».

В пьесе тема человека и его предназначения поднимается очень часто самими ночлежниками. Автор противопоставляет два основных взгляда на Человека – христианский и атеистический.

Религия

Религиозная позиция связана с образом путешествующего старца Луки. Он считает, что дело человека – следовать воле божьей. Герой сравнивает людей с почвой, «неудобной для посева» и «урожайной землей». Ночлежники относятся к «непригодным людям», поэтому умереть – это то единственное, что они могут сделать для себя в этой жизни.

И действительно, ночлежники не способны к жизни, они утратили силы жить. Поэтому Лука и жалеет их, пытаясь утешить и через утешение привести к единственной благодати, которой они достойны – к упокоению (смерти).

Атеизм

Жалость абсолютно не приемлет атеист Сатин. Он считает, что только человек отвечает за свою судьбу, никто другой не способен помочь ему в жизни. Но атеизм Сатина не исключает человечности в нем. Он сочувствует Анне, Наталье, однако считает недопустимым успокаивать их ложными надеждами. Жалость к себе или окружающим, по его мнению, бессмысленна. Он верит, что человек силен и способен осуществить собственную волю. А разве можно жалеть того, кто способен воплотить в жизнь задуманное?

В Библии сказано, что «блаженны нищие духом», для Сатина же блаженны те, кто силен духовно. М. Горький разделяет атеистические взгляды своего героя. Именно поэтому он «устраивает» исчезновение Луки в самый сложный момент жизни обитателей ночлежки. Религия явно проигрывает воспеванию самодостаточности человека. «Человек – это звучит гордо!» — восклицает автор вслед за Сатиным.

Неоднозначной по отношению к образу Сатина является его реакция на самоубийство Актера. Неужели он настолько черств, что единственное, что может сказать на известие о его смерти – «Песню испортил, дурак!»? А дело в том, что Сатин воспринял самоубийство соседа как проявление собственной воли и победу над христианскими воззрениями. Актер впервые решил взять свою судьбу в свои руки, обрел веру в себя.

Выбор Горького

В пьесе вера в Человека победила веру в Бога. Скорей всего это связано с новыми коммунистическими взглядами М. Горького, которые в полной мере раскрылись в романе «Мать». Именно социализм становится новой религией писателя, и спор о человеке в пьесе лишь отражает атеистическую позицию автора. О том, правильный ли выбор он сделал предстоит судить еще многим поколениям читателей.

Сочинение на тему: Алеша Пешков – главный герой повести «Детство»

Тип работы: Сочинение
Дата добавления: 03.01.2020

  • Данный тип работы не является научным трудом, не является готовой выпускной квалификационной работой!
  • Данный тип работы представляет собой готовый результат обработки, структурирования и форматирования собранной информации, предназначенной для использования в качестве источника материала для самостоятельной подготовки учебной работы.

Если вам тяжело разобраться в данной теме напишите мне в whatsapp разберём вашу тему, согласуем сроки и я вам помогу!

Если вы хотите научиться сами писать любые сочинения, то на странице “что такое сочинение и как его написать” я подробно написала.

Посмотрите похожие темы сочинений возможно они вам могут быть полезны:

Текст сочинения:

Повесть “Детство” – автобиографическое произведение М. Горького, главным героем которого является Алеша Пешков. После смерти отца мальчика он начал жить с бабушкой и дедушкой. В доме деда была темная атмосфера, которая сформировала характер Алеши. Хотя надо сказать, что это почти не повлияло на мировоззрение этого героя.

С первых же дней пребывания в доме деда Алеши было заметно, что его родственники были темными, жадными и самовлюбленными. Мальчик не сразу полюбил своего дедушку, который казался ему злым и даже немного жестоким. Алеше тоже не нравился его дядя. В доме деда жил слепой господин Григорий, он был уже стар. Часто дядя и сыновья смеялись над ним и насмехались над его слепотой. Ради шутки они могут навредить хозяину и смотреть, как он спокойно преодолевает боль и принимает ее. Алеша был не таким. Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих “свинцовых мерзостях”, он не принимал таких шуток. Мальчик иногда разговаривал с хозяином, хотя и не очень разговорчив.

Читайте также:
В жизни всегда есть место подвигам: сочинение

Алеша редко выходил на улицу, потому что там он встречал мальчиков, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находил повод посмеяться над мальчиком, поэтому он всегда с ними спорил. И в следующий раз они не выпустили его из ворот. До того, как Алеша начал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били. Но здесь сам мальчик стал принадлежать к тем, кто был избит за какое-то преступление. Таким образом, дедушка наказал всех детей в доме. Сначала мальчик сопротивлялся, пытался доказать, что его дедушка ошибался, но вскоре смирился с этим. После таких наказаний он несколько раз болел. Алеша также был очень оскорблен тем, что его дедушка ударил бабушку, когда подумал, что она делает что-то не так. Он не раз рассказывал об этом дедушке, но был еще злее.

Среди родственников Алеши был только один человек, который был ему близок, а любимым человеком была его бабушка. После смерти отца она заняла его место в душе Алеши, а когда мать ушла, она одна дала мальчику ту любовь и привязанность, которую он не получил в детстве от отца и матери. Бабушка всегда рассказывала мальчику разные истории, сказки и стихи, она давала ему хорошие советы, которые он всегда слушал.

Алеша был дружелюбным мальчиком. Он сочувствовал обиженным, обездоленным и среди нечестивых пытался найти доброе и искреннее. Мальчик протянул руку к людям и с неизвестным чувством понял, каким добрым и злым человеком он был. За время своей жизни с дедушкой и бабушкой Алеша встретил мало по-настоящему хороших, открытых людей. Те, к кому он был больше всего привязан, были цыганами и добрым делом. Он очень часто вспоминал этих двух людей. В представлении мальчика цыган был сказочным героем, а “Доброе дело” всегда давало ценные советы, которые впоследствии помогали Алеше. Он долго с ним разговаривал. Иногда они просто сидели, молчали и думали о чем-то своем. Хотя никто не любил Доброе Дело, и Алеше было запрещено с ним встречаться, их дружба продолжалась, и мальчик даже не подумал прервать ее. Алеша мог рассказать ему все в мире, поделиться своими секретами и чувствами, зная, что его всегда будут понимать. Так этот старик научил его в некоторой степени жить и понимать других людей.

Мне нравился этот мальчик, потому что у него было доброе и чувствительное сердце, потому что он выделялся из толпы темных, неживых людей. Алеша понимает, что значит любить ближнего, сочувствовать ближнему и нечасто встречаться с несчастным человеком. Но самое главное, что он нашел доброту и сочувствие среди большинства злых, жадных, самолюбивых людей, чтобы этот мальчик смог найти добро среди зла, которое царит повсюду.

Присылайте задания в любое время дня и ночи в ➔

Официальный сайт Брильёновой Натальи Валерьевны преподавателя кафедры информатики и электроники Екатеринбургского государственного института.

Все авторские права на размещённые материалы сохранены за правообладателями этих материалов. Любое коммерческое и/или иное использование кроме предварительного ознакомления материалов сайта natalibrilenova.ru запрещено. Публикация и распространение размещённых материалов не преследует за собой коммерческой и/или любой другой выгоды.

Сайт предназначен для облегчения образовательного путешествия студентам очникам и заочникам по вопросам обучения . Наталья Брильёнова не предлагает и не оказывает товары и услуги.

Образ и характеристика Алёши Пешкова из повести Детство Горького сочинение

В первой части своей автобиографической трилогии, Алексей Максимович Горький описывает своё детство. Алексей Пешков рано потерял отца, и детство будущего писателя прошло в семье его деда, Василия Васильевича Каширина.

Дед Алёши был жестким человеком, но справедливым. За каждую провинность, он строго наказывал своих домочадцев, не избежал этой участи и Алеша. Но, все-таки, к Алеше у него было несколько иное отношение, он учил внука грамоте, рассказывал ему о своей нелегкой жизни. В доме деде жило много разных людей, его дети, внуки, работники. У всех были разные характеры, разное отношение друг к другу. Наблюдая за их поведением, Алеша многому научился, извлекая для себя полезные уроки. Большое влияние на развитие ребенка оказала бабушка, Акулина Ивановна. Она была очень умной женщиной, умеющей сглаживать шероховатости жизни, улаживать семейные конфликты. Мягкосердечная и добродушная, порой она решительно брала бразды правления в свои руки, и все беспрекословно ей подчинялись, как, например, при пожаре. Алексей очень любил слушать рассказы Акулины Ивановны, она была для него самым близким другом.

С самого детства Алексею не нравились жестокость и несправедливость, он никогда не участвовал в мерзких издевательствах над беззащитными и беспомощными людьми, в которых преуспели его дядьки. Другом для него был и Цыганок, приемный сын бабушки и деда, и квартирант Хорошее Дело, и слепой мастер Григорий. Все эти люди, отличавшиеся от других, оказали большое воздействие на становление характера будущего писателя. От них Алексей узнавал много нового о несправедливости в жизни, у них учился правилам поведения. Сталкиваясь с негативными ситуациями в повседневной жизни, в Алеше шел процесс возмужания, вместе с ним росли его нравственные принципы. Ему была глубоко противна мещанская пошлость обывателей, и все больше возрастало стремление к другой жизни, где царит справедливость и демократизм, уважение и взаимопонимание. С ранних пор, Алексей был уверен, что в каждом человеке есть доброе начало, которое победит в нем всю мерзость и грязь мещанского бытия, и возродит в нем надежду на лучшую жизнь.

Читайте также:
Идея романа М. Горького «Мать»: сочинение

Повар Смурый научил Алексея читать и любить литературу, что тоже внесло ощутимый вклад в развитие особенных взглядов на мир, и на силу его новых убеждений. И то, что Пешков впитал в себя все хорошее, помогло ему стать настоящим человеком, и гениальным писателем.

Сочинение Характеристика и образ Алёши Пешкова

Повесть «Детство» А.М. Горького, изданная в 1913 году, открывает трилогию автобиографического повествования.

Автор рассказывает о том, как рано он остался без отца, умершего от холеры. Ему, маленькому мальчику, пришлось переехать с мамой и бабушкой в Нижний Новгород. Там, в семье его деда, Василия Каширина, ему предстояло жить и взрослеть. Мальчик был оставлен матерью на попечение бабушки Акулины Ивановны. Его мать вторично вышла замуж, но замужество было неудачным. Её муж был жестоким человеком. Вскоре мать Алёши умерла от чахотки. Маленький Пешков остался круглым сиротой.

В доме деда господствовали свирепые нравы. Семья была большой, но ни любви, ни уважения друг другу никто не испытывал. Пьяные дядья могли обидеть кого угодно ради развлечения. Дед бил нещадно Алёшу и его двоюродных братьев. Доставалось и бабушке, когда та вступалась за внука. Только бабушка была самым родным и близким человеком для Алёши Пешкова. Только она любила и жалела мальчика. Акулина Ивановна научила внука грамоте. Рассказывала ему много сказок и былин. Преподавала ему уроки простой житейской мудрости.

За пределами дома Алексею тоже трудно было найти взаимопонимание. Герой частенько дрался с соседскими мальчишками, которые использовали любой повод, чтобы поиздеваться над сиротой. Их насмешки досаждали Пешкову. Из-за этого он редко выходил гулять на улицу. Когда пришло время и Алёша поступил в школу, то он не нашёл себе друзей и за партой.

Но вместе с обучением в школе, жизнь преподносила свои уроки. Алексей интуитивно чувствовал хороших, добрых людей. И его непременно тянуло к ним. Он был очень привязан к Цыганку, считал его необыкновенным человеком. Среди друзей вне дома Пешкову был очень близок Хорошее Дело. Это был человек, которому Алёша мог доверить всё самое сокровенное.

Так или иначе, несмотря на свою нелёгкую жизнь круглого сироты, Алексей Пешков не очерствел душой, не стал жестоким человеком. Человечность стала главной чертой его характера.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Алёши Пешкова из повести Детство

Популярные сегодня темы

Рассказ К. Паустовского «Телеграмма» написан в 1946 году и относится к наиболее известным и популярным в читательской среде. Внимание он привлекает проблемами, которые писатель поднимает и выносит на обсуждение

Многие люди часто говорят о положительных качествах, но в действительности не каждый понимает суть таких качеств. К примеру, детей часто стараются приучить быть сострадательными, но, чем является сострадание, не особенно объясняют.

Бабель Исаак Эммануилович, родился 1894 году 30 июня. Его детство прошло в городе Николаеве недалеко от Одессы. Он обучался в училище имени Николая первого.

В произведении описана жизнь русской интеллигенции конца позапрошлого века. Разговоры героев, как и большинства представителей этой социальной прослойки, в то время вращаются вокруг нужд народа

Василь Быков известный белорусский писатель. Большинство его произведений отражают тяжелые военные и послевоенные времена, которые автор сам в молодости испытал на себе

Образ и характеристика Алеши Пешкова в повести Детство Горького сочинение

  • Образ и характеристика Алеши Пешкова в повести Детство Горького
  • Прекрасный и очень поучительный рассказ, который написал известный русский писатель Максим Горький, расскажет читателю одну очень интересную историю, которая является биографическим очерком и рассказывает про детство самого писателя. Алеша, который очень рано остался без родительской ласки и опеки, вынужден был воспитывался в семье дедушки, но это не очень то и радовало нашего героя, так как в этой семье, он постоянно был вынужден терпеть унижение и обиды.

    Читайте также:
    Образ Луки в пьесе М.Горького «На дне».: сочинение

    Все дело в том, что над парнем каждый раз издевались, но он очень мужественно и стойко переносил все эти лишения, которые в будущем и сделали его очень сильным человеком, которому все проблемы были по полечу. В этой семье, все были очень жестокие и самодовольные люди, которые не считались с мнением других, так как оно их просто не волновало. Только бабушка понимала и жалела нашего героя, а он в свою очередь очень сильно жалел и любил эту старую, добрую женщину, которая ему заменяла родную мать.

    Именно она, повлияла на характер парня, который только начинал формироваться. Все свое детство, писатель запомнил на всю свою жизнь, так как это были очень печальные, но довольно поучительные годы, которые сформировали его как личность.

    Сочинение Характеристика и образ Алёши Пешкова

    Повесть «Детство» А.М. Горького, изданная в 1913 году, открывает трилогию автобиографического повествования.

    Автор рассказывает о том, как рано он остался без отца, умершего от холеры. Ему, маленькому мальчику, пришлось переехать с мамой и бабушкой в Нижний Новгород. Там, в семье его деда, Василия Каширина, ему предстояло жить и взрослеть. Мальчик был оставлен матерью на попечение бабушки Акулины Ивановны. Его мать вторично вышла замуж, но замужество было неудачным. Её муж был жестоким человеком. Вскоре мать Алёши умерла от чахотки. Маленький Пешков остался круглым сиротой.

    В доме деда господствовали свирепые нравы. Семья была большой, но ни любви, ни уважения друг другу никто не испытывал. Пьяные дядья могли обидеть кого угодно ради развлечения. Дед бил нещадно Алёшу и его двоюродных братьев. Доставалось и бабушке, когда та вступалась за внука. Только бабушка была самым родным и близким человеком для Алёши Пешкова. Только она любила и жалела мальчика. Акулина Ивановна научила внука грамоте. Рассказывала ему много сказок и былин. Преподавала ему уроки простой житейской мудрости.

    За пределами дома Алексею тоже трудно было найти взаимопонимание. Герой частенько дрался с соседскими мальчишками, которые использовали любой повод, чтобы поиздеваться над сиротой. Их насмешки досаждали Пешкову. Из-за этого он редко выходил гулять на улицу. Когда пришло время и Алёша поступил в школу, то он не нашёл себе друзей и за партой.

    Но вместе с обучением в школе, жизнь преподносила свои уроки. Алексей интуитивно чувствовал хороших, добрых людей. И его непременно тянуло к ним. Он был очень привязан к Цыганку, считал его необыкновенным человеком. Среди друзей вне дома Пешкову был очень близок Хорошее Дело. Это был человек, которому Алёша мог доверить всё самое сокровенное.

    Так или иначе, несмотря на свою нелёгкую жизнь круглого сироты, Алексей Пешков не очерствел душой, не стал жестоким человеком. Человечность стала главной чертой его характера.

    До того как Алеша попала в дом своих родственников, он ничего не знал о насилии. Дед его – отец матери – был человеком не только жестоким, но и крайне несправедливым. В страхе он держал весь дом. Детей наказывали здесь за любую провинность. И даже если вина ребенка была не доказана, он подвергался жестокому избиению.

    В чем заключается характеристика Алеши из повести «Детство» Горького? Проанализировав поступки мальчика, можно сделать вывод, что от родственников он отличался стремлением к справедливости и состраданием к чужому горю. В доме деда атмосфера была бездуховной. Человек и его переживания не брались в расчет. У Алеши были все шансы стать похожим на одного из обитателей этого мрачного жилища. Однако несправедливость, с которой он столкнулся, вылилась в стремление бороться за свои права, способствовала развитию лучших человеческих качеств.

    Дед был откровенным самодуром. По любому поводу он приходил в ярость. А с годами стала все больше развиваться в нем жадность, принявшая в последние годы патологические формы. Человек в этом доме не имел никакой ценности. Материальные ценности были превыше всего. Но, несмотря на это, жизнь рядом с такими людьми стала для Алеши Пешкова хорошей школой жизни.

    Популярные сегодня темы

    • Другие
    • Сочинение Мцыри как романтический герой в поэме Лермонтова 8 класс
      Главный герой поэмы – это романтический герой. Ему свойственны мятежные порывы, он одинок в своих стремлениях, и никакие обстоятельства не способны его сломить
    • Сочинение по картине Утро на Куликовом поле Бубнова описание
      Историческое полотно было написано вскоре после победы над нацистской Германией. Однако замысел возник у художника еще в конце 1930-х годов.
    • Сочинение Образы помещиков в произведении Кому на Руси жить хорошо Некрасова
      Поэма «Кому на Руси жить хорошо» Николая Алексеевича Некрасова написана на пике его творчества, сюжет которой есть поиск счастья на Руси. Автор преследую цель рассказать обо всех моментах жизни русской деревни
    • Сравнительная характеристика Печорина и Максима Максимыча сочинение
      Двух героев романа, Григория Печорина и Максима Максимыча, судьба сводит на Кавказе, где они вместе служили около года.
    Читайте также:
    Роман «Дело Артамоновых»: сочинение

    Популярные сочинения

    • Тема любви в рассказах Чехова
      Тема любви в рассказах Антона Чехова раскрывается многогранно.
    • Сочинение-описание картины Конец зимы. Полдень Юона 3, 6, 7 класс
      Окончание зимы всегда приносит некоторый позитивный настрой. Начинает понемногу ласкать душу приближающаяся весна и в таком предвосхищении порой замираешь
    • Сочинение про Снегопад
      Не все любят снегопад. Автомобилисты, владельцы собственных домов, дворники, дорожные рабочие дружно восклицают, как только начинает идти снег: «Опять повалил!» Их можно понять, ведь снегопад для них – это лишние заботы и хлопоты:

    Алеша пешков — главный герой повести «Детство»

    Сочинения по литературе: Алеша пешков — главный герой повести «Детство» Повесть «Детство» — это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой — Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. В доме деда царила мрачная атмосфера, в которой и формировался характер Алеши. Хотя нужно сказать, что она почти не повлияла на мировоззрение этого героя. С первых дней в доме деда Алеша замечал, что его родственники угрюмые, жадные, самолюбивые. Мальчик сразу же не полюбил деда, который показался ему злым и даже немного жестоким. Также Алеше не понравились его дядья. В доме деда жил слепой мастер Григорий, он был уже старый.

    Часто дядья с сыновьями подшучивали над ним, насмехаясь над его слепотой. Они шутки ради могли обидеть мастера и спокойно смотреть, как он, превозмогая боль, смирялся с этим. Алеша был не таким. Он понимал Григория, жалел его и никогда не участвовал в этих «свинцовых мерзостях», он не принимал таких шуток. Мальчик иногда говорил с мастером, хотя тот был не очень разговорчив.

    Алеша редко выходил на улицу, потому что встречал там ребят, которые только и говорили о драках в его доме и всегда находили повод посмеяться над мальчиком, из-за чего он всегда с ними дрался. А в следующий раз его уже не пускали за ворота. До того как Алеша стал жить в доме деда, он никогда не видел, чтобы детей били. Но здесь сам мальчик стал относиться к числу тех, кого за любую провинность били. Дед наказывал таким способом всех детей в доме. Поначалу мальчик сопротивлялся, пытался доказывать деду, что тот не прав, но вскоре смирился и с этим. После таких наказаний он несколько раз болел. Очень обижало Алешу также и то, что дед бил бабушку, когда считал, что та лезет не в свое дело. Он не раз говорил своему деду об этом, но тот злился еще больше.

    Среди родных у Алеши остался только один близкий ему и любимый человек — это бабушка. После смерти отца она заняла в душе Алеши его место, а когда уехала мать, она одна давала мальчику ту любовь и ласку, которую в детстве он не получал от отца и матери. Бабушка всегда рассказывала мальчику разные истории, сказки и стихи, она давала ему хорошие советы, к которым тот всегда прислушивался. Алеша был добрым мальчиком. Он сочувствовал обиженным, обездоленным людям, а среди злых старался найти хороших и искренних.

    Мальчик тянулся к людям и каким-то неведомым чувством понимал, какой человек добрый, а какой злой. За время жизни с дедом и бабушкой Алеша повстречал только несколько по-настоящему добрых, открытых людей. Те, к кому он был больше всех привязан, — это Цыганок и Хорошее Дело. Этих двух людей он вспоминал очень часто. В представлении мальчика Цыганок был сказочным героем, а Хорошее Дело всегда давал ценные советы, которые впоследствии помогли Алеше. Он подолгу общался с ним.

    Иной раз они просто сидели и молчали, думая о чем-то своем. Хотя Хорошее Дело никто не любил и Алеше запрещали встречи с ним, их дружба продолжалась, а мальчик даже и не думал прерывать ее. Ведь Алеша спокойно мог все рассказать ему, поделиться своими тайнами, чувствами, зная, что его всегда поймут. Таким образом, этот старый человек в какой-то мере научил его жить и понимать других людей. Мне понравился этот мальчик, потому что у него доброе и чуткое сердце, потому что он выделяется из толпы мрачных, нежизнерадостных людей. Алеша понимает, что значит любить, сочувствовать ближнему и несчастному, что встретишь не часто. Но самое главное, что среди того большинства злых, жадных, самолюбивых людей он отыскал добрых и отзывчивых, что среди зла, которое царило повсюду, этот мальчик смог найти добро.

    «Образ Алёши Пешкова в «Детстве» М. Горького»

    «Детство» М. Горького — это не только исповедь собственнйо души писателя, но и первые впечатления о нелёгкой жизни, воспоминания о тех, кто находится рядом в период формирования его характера, это внутренний протест против жестоких нравов общества и предостережение, как нельзя жить, если ты — человек. Писатель правдиво рассказывает о собственной семье и дарит нам надежду на возрождение доброй, светлой, человеческой жизни. О ней мечтает на протяжении всего повествования Алёша Пешков. Ему повезло родиться в семье, где отец и мать жили в настоящей любви. Ведь самое главное в жизни ребёнка — жить в семье, в которой тебя не воспитывают, а по-настоящему любят. Не сладок был путь Алёши после потери родителей, но заряд большой любви, полученный в детстве, позволил мальчику не пропасть и не ожесточиться от человеческой дикости, чуждых ему родственников. Плохо, когда осознанная жизнь человека начинается со смерти любимого отца, ещё хуже, когда после неё живёшь в атмосфере ненависти, где люди путают уважение со страхом, когда самоутверждаются за счёт слабого и завидуют друг другу, когда начинают войну за отцовское добро. Автор не испытывает ненависти к тем, кто калечил его детство. Алёша понимал, что дядья несчастны в своём духовном убожестве. Было желание у мальчика уйти из дома с ослепшим мастером Григорием и скитаться, прося подаяние, лишь бы не видеть пьяниц дядьёв, деда-самодура и забитых двоюродных братьев. У него было развито чувство собственного достоинства, он не терпел никакого насилия ни по отношению к себе, ни к другим. Алёша всегда был готов заступиться за обиженного, не мог выносить, когда уличные мальчишки мучили животных, издевались над нищими. Примером доброты стала его любимая бабушка Акулина Ивановна, фактически ставшая Алёше матерью. С какой любовью рассказывает он о Цыганке, о верных друзьях детства, о нахлебнике Хорошее Дело. В восприятии Алёши Цыганок ассоциировался с героем русских народных сказок. Бабушка и Цыганок помогли ему научиться любить и жалеть людей, видеть зло и отличать его от добра. Оба добрые и ласковые, с распахнутой душой и добрым сердцем, они облегчили жизнь мальчика одним своим существованием. Бабушка, великая сказочница, приобщила внука к народному творчеству. Странная дружба завязалась между Алёшей и Хорошим Делом. Хорошее Дело давал Алёше советы, привил ему любовь к чтению книг. Его эксперименты будили в мальчике любопытство, общение с ним раздвигало для Алёши мир далеко за пределы дома и семьи. Помимо злых, алчных и несчастных людей, Алёша видел добрых и любящих его. Именно любовь спасла Алёшу в трудных жизненных ситуациях и заставила не прогибаться под сложный и жестокий мир.

    Читайте также:
    Рассказ Луки про праведную землю. (Анализ эпизода из III акта пьесы М.Горького На дне.): сочинение

    Акулина Ивановна

    Бабушку автор повести описывает «круглой, большеголовой, с большими глазами и смешным носом». Эта женщина почти заменила ему мать и стала человеком, благодаря доброте которого душа мальчика не очерствела. Акулина Ивановна была человеком малообразованным, но по-своему одаренным. Она много рассказывала сказок и историй своему внуку. Склонность к использованию мифологических сюжетов и романтических мотивов, которое просматривается в раннем творчестве Горького, быть может, было заложено еще в детстве писателя. К тому же эта женщина обладала необыкновенной артистичностью. «Она не плясала, а как будто рассказывала что-то» – вспоминает в своем произведении автор. Жизненные трудности преодолеть помогала ей вера в Бога. И главное – бабушка обладала бесстрашием и отвагой, о чем свидетельствует тот фрагмент в повести, в котором изображен пожар в доме деда.

    Алеша Пешков – личность, в формировании которой особую роль играла борьба добра и зла. Она не имела открытого характера. На жестокость и глупость деда жена его не отвечала подобным. Но мальчик, на примере своей бабушки, понимал, что зло побороть можно лишь любовью и добротой. Алеша Пешков на всю жизнь сохранил образ этой женщины в своем сердце.

    Григорий

    Характеристика Алеши из повести «Детство» Горького была бы неполной без описания его отношения к этому персонажу. В доме деда жил слепой мастер. И дядья, обладая чрезвычайно скудным интеллектом, регулярно потешались над ним. Насмешки над его слепотой веселили их. А сыновья их – двоюродные братья Алеши – быстро переняли у отцов подобный способ развлечения. Главный герой повести Горького не только не подражал взрослым в этом неприглядном деле, но уже с ранних лет стал понимать, насколько низко ведут себя его родные. К Григорию он испытывал сострадание. Характеристика Алеши из повести «Детство» Горького говорит о том, что герой этот обладал прекрасной благородной душой, которая не была искалечена даже в темном бездуховном мире.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: