Д. А. Гранин. Иду на грозу: сочинение

Д. А. Гранин. Иду на грозу: сочинение

Любовь Анатольевна Кожевникова
fond@vital.chel.su

Информационный фонд по развитию коллективов пока не накоплен. Довольно много примеров можно взять из художественной литературы. Это практически готовый информационный фонд, его только нужно обработать. Я недавно перечитала повесть Д.Гранина “Иду на грозу”. На мой взгляд, в ней интересно показан механизм создания и распада научных коллективов.

Молодой инженер с завода Крылов стремиться попасть в группу известного физика-теоретика Данкевича. Он готов на все, даже работать грузчиком в институте. Своим упорством он “сломал” Данкевича, по его рекомендации Крылова берут лаборантом в лабораторию Аникеева, физика-экспериментатора. Многие вещи ему пришлось осваивать с азов. Установка у Аникеева была жесткая: “Идей у меня самого девать некуда. Мне нужны люди, которые делают то, что мне надо”. Пока шел период ученичества, все было нормально. Но постепенно Крылов “начал испытывать угнетение от властной нетерпимости Аникеева. Сила ума Аникеева подавляла, связывала. Рядом с ним думать было невозможно. Все равно, думай, не думай, он заставит всех мыслить по-своему. Он насильно вколачивал свои соображения, их убедительность исключала всякие другие поиски”. Чтобы освободиться от этого “гнета” Крылов начал искать ошибки в работе Аникеева. Он доказал, что поправка, которой пренебрегал Аникеев, меняет на 40 процентов результаты измерений, и. вынужден был покинуть лабораторию. Приговор был жестким: “Мне такие прыткие лаборанты не нужны. Можете отправляться куда угодно”.

Схема конфликта обозначена довольно четко. Есть глава научного коллектива. У него есть идеи, гипотезы, которые ему нужно либо развить, либо проверить. Он четко видит путь исследования; если не видит, то верит в свои идеи. Ему нужны помощники и исполнители, но талантливые и работоспособные. Любые замечания, вопросы, непонимание с их стороны рассматривается главой коллектива как помеха в продвижении вперед.

Но Аникеев понимает право другого на другую истину, как он говорит: “для меня главное — ничему не научить”, т.е. не сломать человека, не заставлять его слепо следовать за собой. Аникеев добился, чтобы Крылова перевели в научные сотрудники и дали самостоятельную тему для исследований. На место ушедших придут другие, которые, ощутив свою силу, набравшись опыта, тоже будут стремиться к самостоятельности.

(Видимо, этот процесс взаимозаменяемости помощников естественен, его нужно воспринимать как данность и не пытаться удерживать силой тех, с кем начинал, около себя. Лучший вариант, если границы такого микроколлектива будут не жесткими, расплывчатыми и проницаемыми. Плотность будет увеличиваться к ядру. Эти расплывчатые границы могут переступать случайные люди, но они безболезненно уйдут, т.к. границы нежесткие. Попытка сделать эту границу жесткой с уходом даже одного человека может привести к поломке всего коллектива. В этой связи необходимо вспомнить, что руководимая Г.Альтшуллером “Общественная лаборатория теории изобретательства” (ОЛТИ) работала по принципу “эстафеты разработчиков” (см., например, в ЖСТЛ-3 “Размышления о “порче” школы”) — Л.К.)

Ситуация повторилась еще раз, но уже на более высоком уровне, когда Крылов перешел работать в группу Данкевича, который занимался новой теорией электрического поля. Данкевич был ученым-теоретиком. Поспевать за ходом мысли его было невозможно. Он двигался вперед огромными прыжками. Крылов изнемогал, пытаясь восстановить связь в его рассуждениях. Требования его не знали предела. Но это была “школа высшего пилотажа”. “В хаосе полученных нелепостей, из тысяч, миллионов возможностей он учил искать тот единственный решающий вопрос, который следовало поставить природе”.

Работы шли очень трудно. Экспериментально подтвердить положения теории не удавалось. Приходилось многократно начинать все сначала, потому что оказывалось, что исходные предпосылки неверны, формулы нелепы, теория абсурдна, налаженная аппаратура — хлам. Масштабы замыслов Данкевича пришли в трагическое несоответствие с возможностями и средствами лаборатории. Он спешил, из-за горячки порол глупости, участились неудачи. К тому же он считал своим долгом вступить в научную полемику с академиком Денисовым, обещавшим в самое ближайшее время победить грозу и принести огромные прибыли экономике страны.

И вновь Крылов также, как у Аникеева ощутил свою несвободу: “Я должен жить лишь его идеями. Он и знать не желает, что у меня появилось свое. Он захватил мой мозг, выжимает все, до последней капли, не опомниться, ни передохнуть, все тащит и тащит. У меня десятки всяких соображений, мелькнули и пропали. Я не хочу спешить. У меня есть своя идея, свой детеныш, какой бы он ни был. Я не могу отречься от нее”. Пользуясь данными теории поля, можно было рассчитать природу грозы. Он решил, что уйдет, потому что ему надоело верить, и он не мог делать то, чего не понимает. Свой уход он переживал очень болезненно.

Через год, вернувшись из плавания на научном корабле, он узнал, что Данкевич умер, а запуски спутников полностью оправдали его теорию. Пользуясь этой теорией, можно было конструировать новые аппараты для космических полетов. Неожиданно открылись новые возможности для борьбы с радиопомехами, новые методы расчетов в радиоэлектронике. Появился тот самый экономический эффект, за отсутствие которого Данкевича критиковали и били на разных уровнях.

Друг Данкевича Голицын привез Крылову пакет, который просил передать Данкевич. В нем были наброски плана работ, заметки о механизме грозы, о природе шаровой молнии, о центре грозы. Данкевич просил Голицына взять Крылова к себе в институт, потому что был уверен, что ничем другим, кроме этой темы Крылов заниматься не сможет.

Третий коллектив, в который попал Крылов, распался по-другому. Но основы распада были те же. В результате аварии самолета и катастрофы погиб один из сотрудников группы. Тему закрыли. Тулину — руководителю группы предложили работу по спутникам, и он уехал в Москву. Данкевич всегда говорил Крылову, что “надо делать то, что необходимо тебе самому, тогда не страшны никакие ошибки и неудачи”. Тулину же надо было успеть сделать себе имя, пока молодой. Он не стал бороться за свою идею. Он уехал. Его идею продолжил разрабатывать Крылов.

В конце Крылов, создавший теорию грозы, сам оказывается в положении руководителя научного коллектива, которому нужно набирать группу сотрудников для проверки своей идеи. Есть идея, своя идея, есть вера в нее. Нужно найти людей, которые поверят и пойдут вместе с ним. Будет ли он готов к возможному уходу своих коллег? Непонятно.

Д. А. Гранин. “Иду на грозу”

Таинственный, романтический мир физиков, мир дерзаний, поисков, открытий в романе Даниила Гранина это еще и поле битвы, на котором идет подлинная борьба между подлинными учеными, настоящими людьми, каким был Дан, каким является Крылов, и карьеристами, посредственностями, такими, как Денисов, Агатов или Лагунов. Неспособные к творчеству, всеми правдами и неправдами добивающиеся административной карьеры в науке, они едва не пустили под откос, ради своекорыстных устремлений, научный поиск Тулина и Крылова, ищущих эффективный метод разрушения грозы. Тем не менее, и в этом талант писателя, нерв произведения не в лобовой схватке добра и зла, а в сопоставлении характеров двух друзей, физиков Крылова и Тулина. В том внутреннем споре, который долгое время, не сознавая открыто, они ведут между собой

Читайте также:
Гранин Даниил Александрович: сочинение

С покровительственной нежностью относится Тулин к другу студенческих лет – неловкому, непрактичному, медлительному тугодуму Крылову. Видимо, такова уж его судьба – всю жизнь опекать этого рохлю, этого “лунатика”… А сам Тулин? “Куда бы Тулин ни шел, ветер всегда дул ему в спину, такси светили зелеными огоньками, девушки улыбались ему, а мужчины завидовали”. Крылов, естественно, влюблен в Тулина.

Но даже ради него не в силах поступиться принципами. “Раз у меня есть убеждения, я должен отстаивать их, а если я не сумел, то уж лучше тогда уйду, чем в сделку вступать”, – вот основа характера Крылова, нечто твердое, как металл, обо что ударяется Тулин. По мере развития романа все отчетливее выявляется принципиальное различие научных и жизненных позиций этих героев. Их отношения – это коллизия принципиальности и оппортунизма.

Она раскрывает нравственную основу научного подвига, которая всегда – в бескомпромиссном стремлении к истине. Дан был великим ученым потому, что “он был прежде всего человек”. Настоящий человек. “Стать человеком, прежде всего человеком” – к этому стремится Крылов. Его поведение становится мерилом для других героев романа. “Запустил я себя как личность”, – думает противник Крылова – генерал Южин, наблюдая, с каким самозабвением и мужеством отстаивает Крылов то, что считает истиной. В армии Южина всегда считали храбрецом.

Но тут он понял, что военная храбрость совсем не то, что гражданская, и что гражданскому мужеству ему, храброму генералу Южину, надо учиться у Крылова. Творчество Даниила Гранина всегда стояло несколько особняком на фоне литературы своего времени. Отчасти потому, что его героями были ученью, а отчасти из-за сходства этих героев с реальными людьми. (Так, Дан почти полностью списан с академика, нобелевского лауреата Ландау.) Героизм в произведениях Гранина проявляет себя в обстоятельствах повседневности, в ситуациях трудовых будней, он требует совершенно особого мужества – мужества гражданского, духовной зрелости, умения в любых обстоятельствах быть верным нравственным принципам.

Автор должен очень верить в человека, чтобы эта вера нашла отражение в его творчестве, в его героях. В прекрасном романе, где ученые сражаются не столько с грозой, сколько с “подонком” внутри себя, с тем предательством, на которое становится способен волшебник и маг Тулин, но никогда не сподобится Крылов, человек безукоризненного, рыцарского морального кодекса.

Твір на тему: Д. А. Гранин. “Иду на грозу”

Related posts:

Иду на грозу краткое содержание Гранин Д. А. Иду на грозу Спокойное течение рабочего утра в лаборатории № 2 нарушил внезапный приход шефа члена-корреспондента А. Н. Голицына. Он сделал разносы сотрудникам, а затем ворчливым голосом.

Человек и история в басне Крылова “Обоз” Я прочитал басню И. А. Крылова “Обоз”, касающуюся стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812 года. Автор обращается к истории и историческим персонажам, чтобы показать один из многих примеров.

Афористичность басен И. А. Крылова И. А. Крылов – мастер афоризма. Афоризм – это краткое выразительное изречение. Каждый слышал такие крылатые выражения, как: “А ларчик просто открывался”, “А Васька слушает да ест”, “Сильнее кошки зверя.

“А как же вы в афишке пропустили грозу?. Ведь она тоже действующее лицо” Смысл названия пьесы А. Островского “Гроза”. 10-й класс Мы не подберем названия – что это значит? Это значит, что идея пьесы не ясна; что сюжет не освещен как следует… что.

Як ми потрапили під грозу (твір-розповідь про випадок із життя) Як ми потрапили під грозу (твір-розповідь про випадок із життя) Якось теплим вересневим днем ми з друзями ходили до лісу. Припікало гаряче сонечко. Над нами світилося прозоре й чисте блакитне.

Басня И. А. Крылова “Обоз” Басня касается стратегии и тактики Кутузова в Отечественной войне 1812г. Полководец постоянно подвергался постоянным нападкам со стороны Александра I и военной молодежи из-за уклонений от решительных сражений под стенами Москвы.

“Когда в товарищах согласья нет, на лад их дело не пойдет” (по басням И. А. Крылова) Имя великого русского баснописца Ивана Андреевича Крылова известно всему миру. Басни И. А. Крылова, по словам Н. В. Гоголя, – “подлинная книга народной мудрости”. В своих баснях И. А. Крылов.

ИВАН КРЫЛОВ (1769-1844) – БАСНИ БАСНИ ИВАН КРЫЛОВ (1769-1844) Иван Андреевич Крылов родился в г. Москве. Родители видели одаренность сына, но из-за бедности не могли отдать его учиться. Некоторое время мальчик занимался вместе с детьми.

Осмеяние в баснях И. А. Крылова человеческих пороков и недостатков Иван Андреевич Крылов был одаренным человеком. Он сочинял пьесы для театра, писал стихи, переводил басни. Однажды он показал свои переводы известному баснописцу Ивану Ивановичу Дмитриеву. Дмитриев был в восторге от.

Крылов – баснописец Выдающийся Баснописец Крылов является одним из первых реалистов. Вместе с Ломоносовым, Державиным и Карамзиным он переходит из столетия в столетие, помнится, читается. И. А. Крылов – это человек XVIII века.

Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769-1844) “А ВОТ О ТОМ КАК В БАСНЯХ ГОВОРЯТ…” Иван Андреевич КРЫЛОВ (1769-1844) Его басни переживут века. Константин Батюшков, русский поэт XIX в. САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ РУССКИЙ БАСНОПИСЕЦ Еще вранем детстве вместе.

Биография И. А Крылова. Краткое изложение текста Крылов Иван Андреевич (02.02.1769 года (по другим данным, 1768 год), Москва – 09.11.1844 года, Петербург) – русский писатель, баснописец, журналист. Родился в семье армейского офицера, выслужившегося из солдат. Детские годы.

Биография И. А Крылова Крылов Иван Андреевич (02.02.1769 года (по другим данным, 1768 год), Москва – 09.11.1844 года, Петербург) – русский писатель, баснописец, журналист. Родился в семье армейского офицера, выслужившегося из солдат. Детские годы.

Читайте также:
Гранин Даниил Александрович: сочинение

Анализ басни Крылова Жанр басни зародился в глубоком прошлом. В этом жанре проявили себя такие великие мастера слова, как Эзоп, Федр, Лафонтен. Из их бессмертных творений черпал вдохновение для своих басен И. А.

Сочинение Иван Андреевич Крылов – мастер слова Иван Андреевич Крылов – мастер слова Иван Андреевич Крылов – замечательный писатель, сумев­ший дать басне высокий смысл и сатирическую остроту, акту­альность и многозначность. Краткость и образность языка Крылова поразительны. Он.

Эопов язык в баснях Кылова Когда перенимать с умом, тогда не чудо И пользу от того сыскать; А без ума перенимать – И боже сохрани как худо! И. Крылов Иван Андреевич Крылов – замечательный наш.

Что такое аллегория в литературе? Аллегория – это использование отвлеченных понятий, которые символически передают характеристики конкретного образа. Одно слово иллюстрируется с помощью другого. Аллегория включает в себя два важных компонента. Смысловой элемент аллегории – это.

Значение басен Крылова Забавой он людей исправил. Сметая с них пороков пыль; Он баснями себя прославил, И слава эта наша быль. И не. забудут этой были. Пока по-русски говорят: Ее давно мы затвердили.

Особенности жанра басни Басни И. А. Крылова Урок посвящен особенностям жанра басни и изучению басен И. Крылова. Школьники получают Предварительное домашнее задание : прочитать басни (можно по вариантам, по три-четыре) “Волк и Ягненок”.

Басня “Волк на псарне” Иван Андреевич Крылов – выдающийся русский писатель-баснописец. В своих произведениях он бичевал лжецов и мерзавцев, крепостников и властолюбцев. Жанр басни им выбран неслучайно. Идти в бой с открытым забралом было.

Дедушка Крылов А вы, друзья, как ни садитесь, Все в музыканты не годитесь. И. Крылов Наверное, высшая награда для писателя – полное принятие его сочинений народом. До такой степени, что его литературные.

Иван Андреевич Крылов Иван Андреевич Крылов родился 13 февраля 1769 года в Москве и происходил из “обер-офицерских детей”, отцы которых ценой тяжелой полевой службы добивались иногда дворянского звания. Его отец, Андрей Прохорович Крылов.

Сочинение о милосердии (по статье Д. Гранина) Тема статьи Д. Гранина нравственность, а точнее одна из ее составляющих – милосердие. Автор статьи поднимает интересную проблему: является ли чувство милосердия устаревшим? Свои рассуждения писатель начинает с тезиса, что.

Аллегория в сказках М. Е. Салтыкова-Щедрина и в баснях И. А. Крылова Аллегория является распространенным средством художественной изобразительности. Традиционно она используется как в фольклоре, так и в книжной литературе. Словарь литературных терминов дает такое определение аллегории: “Аллегория (иносказание) – изображение отвлеченного понятия.

Тамара Эйдельман. Иван Андреевич Крылов. Краткое изложение текста (1769-1844) Русский баснописец, писатель, драматург Родился в 1769 в Москве. Учился молодой Крылов мало и бессистемно. Ему шел десятый год, когда умер отец, Андрей Прохорович, бывший в тот момент мелким.

Урок виразного читання. Байка І. А. Крилова “Квартет” УСІ УРОКИ ЗАРУБІЖНОЇ ЛІТЕРАТУРИ 6 КЛАС І семестр БАЙКИ У СВІТОВІЙ ЛІТЕРАТУРІ УРОК № 18 Тема. Урок виразного читання. Байка І. А. Крилова “Квартет” Цель: познакомить с историей создания басни.

Мастерство Крылова-баснописца Басни Ивана Андреевича Крылова по праву считаются высшими образцами этого жанра на русском языке. В них нашли свое отражение опыт, сознание и нравственные идеалы нашею народа, особенности национального характера. Это.

Сочинение-рассуждение о сохранении чести по тексту Д. Гранина Задумывались ли вы когда-нибудь о том, что мы понимаем под словом честь? Об этом в своей публицистической статье рассуждает современный писатель Д. Гранин. Автор поднимает проблему сохранения чести и задается.

Анализ басен И. А. Крылова в 5-м классе Обучение школьников анализу художественных произведений начинается с 5-го класса. При этом учителю важно учитывать возрастные особенности учащихся и, избегая сложностей, вводить и повторять необходимые теоретико-литературные понятия. Анализ строится на основе.

Стихотворения и баллады русской литературы XIX века В 5-м классе мы изучали балладу Василия Андреевича Жуковского “Кубок”. Тема баллады – вопрос о праве человека, имеющего власть, распоряжаться жизнью подданных и честолюбивых желаниях молодых людей, которые жаждут получить.

Д. А. Гранин. “Иду на грозу”

Иду на грозу – краткое содержание романа Гранина

Произведение повествует о жизни молодых советских ученых в середине двадцатого столетия.

Главными персонажами романа являются два друга Сергей Крылов и Олег Тулин, познакомившиеся еще студентами института, представленные в образах молодых талантливых советских физиках, столкнувшихся в своей жизни с многочисленными препятствиями и потерями.

События романа начинаются со встречи давних приятелей в момент, когда Олег Тулин прибывает в столицу с целью продвижения исследований грозовых явлений. Сергей в этот период работает в научно-исследовательском институте под руководством именитого физика Голицына. Крылов проявляет себя в науке ответственным и талантливым ученым, полным идей и инициатив. Поэтому Голицын назначает Сергея начальником лаборатории. Однако коллектив принимает эту новость без энтузиазма, поскольку на должность руководителя лаборатории претендует перспективный карьерист Агатов.

Жизнь Крылова с самого начала отличается сложностями. Во время учебы в институте он оказывается отчисленным из-за спора с преподавателем. Затем с помощью Тулина он устраивается на завод в отдел контроля качества, заканчивая обучение на заочном отделении. Там его переводят в бюро главного конструктора, где он трудится в области электричества. Почувствовав интерес к данной работе, Крылов с трудом, но устраивается в институт физики, работая в должности старшего лаборанта, а в дальнейшем научного сотрудника, подтверждая свой профессионализм в качестве талантливого и успешного физика. После смерти руководителя лаборатории Крылов переводится в отделение Голицына.

В отличие от Крылова карьера Тулина с самого начала складывается удачно, поскольку физик обладает прозорливым умом. Приехав в Москву для согласования своих исследований, Тулин добивается приема у генерала Южина и заинтересовывает последнего в необходимости проведения экспериментов. Генерал советуется с Голицыным, поскольку физик может дать заключение о рисках и возможностях исследования при вхождении самолета в грозовую тучу. Однако при споре Крылова с Голицыным на данную тему присутствует Агатов, в результате чего Крылов оказывается уволенным из института.

В итоге Тулин устраивает Крылова в качестве члена собственной экспедиции, куда помимо друзей входят несколько исследователей, в числе которых Агатов и Ричард. Руководителем группы назначают Агатова, который тайно мешает удачному эксперименту, отключив датчик, фиксирующий поведение грозового облака, и в результате один из исследователей в лице Ричарда погибает, в последнюю минуту своей жизни вычислив предателя.

Читайте также:
Гранин Даниил Александрович: сочинение

Назначается комиссия для расследования инцидента и проведение экспериментов закрывается, поскольку констатируется реальная опасность опытов с грозой.

Однако Крылов продолжает работы на данную тему при поддержке Голицына и спустя время добивается возобновления научных испытаний.

Произведение демонстрирует отличительные черты истинного приверженца науки, идущего к своей цели, несмотря на препятствия и трудности, при этом не забывая оставаться настоящим порядочным человеком.

Также читают:

Рассказ Иду на грозу (читательский дневник)

Популярные сегодня пересказы

Замечательное произведение, в котором скрыт глубокий философский подтекст, называется «Прыжок в гроб». Написано это гениальное творение Юрием Мамлеевым. Краткое содержание данного произведения представлено в этой статье.

Главным героем сказки является Шиш Московский, непутевый и невезучий парень, который вечно оказывается в каких-то неурядицах и себе вредит и другим. История начинается с того как он берет лошадь у своего соседа купца

Жанровая направленность произведения позволяет отнести его к разряду исторического романа, основная тематика которого заключается в преодолении всех возникающих в жизни препятствий на пути к своей мечте.

Повесть, написанная в 1925 году, точно описывает современную автору реальность. Строительство социализма Булгаков считал огромным опасным экспериментом. Научная работа Преображенского по созданию человека

Бесплатные школьные сочинения

Блог «Лучшие школьные сочинения» – место, где можно бесплатно списать готовые школьные сочинения по русскому языку и литературе. Предлагаю ознакомится с сочинениями для 7, 8, 9, 10 класса по русской литературе.

Образец сочинения – Гранин. «Иду на грозу»

  • Получить ссылку
  • Facebook
  • Twitter
  • Pinterest
  • Электронная почта
  • Другие приложения

Таинственный, романтический мир физиков, мир дерзаний, поисков, открытий в романе Даниила Гранина это еще и поле битвы, на котором идет подлинная борьба между подлинными учеными, настоящими людьми, каким был Дан, каким является Крылов, и карьеристами, посредственностями, такими, как Денисов, Агатов или Лагунов. Неспособные к творчеству, всеми правдами и неправдами добивающиеся административной карьеры в науке, они едва не пустили под откос, ради своекорыстных устремлений, научный поиск Тулина и Крылова, ищущих эффективный метод разрушения грозы. Тем не менее, и в этом талант писателя, нерв произведения не в лобовой схватке добра и зла, а в сопоставлении характеров двух друзей, физиков Крылова и Тулина. В том внутреннем споре, который долгое время, не сознавая открыто, они ведут между собой С покровительственной нежностью относится Тулин к другустуденческих лет — неловкому, непрактичному, медлительному тугодуму Крылову. Видимо, такова уж его судьба — всю жизнь опекать этого рохлю, этого “лунатика”.

А сам Тулин? “Куда бы Тулин ни шел, ветер всегда дул ему в спину, такси светили зелеными огоньками, девушки улыбались ему, а мужчины завидовали”.
Крылов, естественно, влюблен в Тулина. Но даже ради него не в силах поступиться принципами. “Раз у меня есть убеждения, я должен отстаивать их, а если я не сумел, то уж лучше тогда уйду, чем в сделку вступать”, — вот основа характера Крылова, нечто твердое, как металл, обо что ударяется Тулин.

По мере развития романа все отчетливее выявляется принципиальное различие научных и жизненных позиций этих героев. Их отношения — это коллизия принципиальности и оппортунизма. Она раскрывает нравственную основу научного подвига, которая всегда — в бескомпромиссном стремлении к истине. Дан был великим ученым потому, что “он был прежде всего человек”.
Настоящий человек. “Стать человеком, прежде всего человеком” — к этому стремится Крылов. Его поведение становится мерилом для других героев романа. “Запустил я себя как личность”, — думает противник Крылова — генерал Южин, наблюдая, с каким самозабвением и мужеством отстаивает Крылов то, что считает истиной. В армии Южина всегда считали храбрецом. Но тут он понял, что военная храбрость совсем не то, что гражданская, и что гражданскому мужеству ему, храброму генералу Южину, надо учиться у Крылова.

Творчество Даниила Гранина всегда стояло несколько особняком на фоне литературы своего времени. Отчасти потому, что его героями были ученью, а отчасти из-за сходства этих героев с реальными людьми. (Так, Дан почти полностью списан с академика, нобелевского лауреата Ландау.)

Героизм в произведениях Гранина проявляет себя в обстоятельствах повседневности, в ситуациях трудовых будней, он требует совершенно особого мужества — мужества гражданского, духовной зрелости, умения в любых обстоятельствах быть верным нравственным принципам.

Автор должен очень верить в человека, чтобы эта вера нашла отражение в его творчестве, в его героях. В прекрасном романе, где ученые сражаются не столько с грозой, сколько с “подонком” внутри себя, с тем предательством, на которое становится способен волшебник и маг Тулин, но никогда не сподобится Крылов, человек безукоризненного, рыцарского морального кодекса.

Потому-то ответственность перед природой в современной литературе сливается с ответственностью перед всеми, кто творил жизнь на Земле, и перед всеми, кто будет жить после нас. Вот об этой ответственности говорит Гранин в своем романе «Картина».
Лосев, председатель Лыковского горисполкома, в московской командировке, заглянув между делом на выставку живописи, ощущает какой-то внутренний толчок от пейзажа, мимо которого прошел, скользнув взглядом. Картина заставляет вернуться к себе, вглядеться, взволноваться. Явление в выставочном зале в общем-то обычное. Однако последствие было далеко не обычное: слишком многому дал толчок «обыкновенный пейзаж с речкой, ивами и домами на берегу».

Искусство есть, кроме всего, узнавание. Оно тем и волнует, что каждый раз чем-то новым возвращает к духовному состоянию, пережитому ранее, пробуждает затихшие чувства. У Лосева — при каждой новой встрече с картиной — происходит как бы двойное узнавание: возвращается что-то испытанное в детстве и возвращаются сами картины детства, ибо пейзаж точно восстанавливает места, где он родился и вырос.

На картине все похоже на дом Кисловых, на Жмуркину заводь. Картина возвращает Лосева в «давние летние утра его мальчишеской жизни». То же происходит и с другими горожанами, когда Лосев привозит картину в Лыков. Каждая деталь этого пейзажа напоминает что-то особенное, близкое. Как для Лосева оживает каждая подробность: он «снова услыхал в утренней тени скрип флюгера», вспомнил, «как иод ивой, в корчаге, жили налимы, их надо было нащупать там и толкнуть вилкой», так и военком Глотов, пораженный, вдруг спрашивает: «Серега, ты помнишь, как мы тут на плотах лежали?» Картина художника обострила, высветила необыкновенную красоту той части города, которая знакома каждому и по-своему дорога каждому. Картина стала и укором, ибо подчеркивала сегодняшнюю запущенность, неблагоустроенность любимого всеми уголка.
Картина заставляет по-новому взглянуть на Жмуркину заводь. Жмуркина заводь — душа города, «сохраненная красота», заповедник детства и юности: ребята «там и первую рыбу вылавливали, и первый раз в реку входили», и «молодыми там вечерами песни пели», «и целоваться учились. ».

Читайте также:
Гранин Даниил Александрович: сочинение

Подробности детства и юности у каждого свои, но у каждого они так или иначе связаны с этим неброским уголком природы, не тронутым городскими застройками: «Здесь все то, что дорого сердцу земляков, истоки патриотизма, чувство родины». Жмур-кина заводь откладывается в душе человека так же естественно, неприметно, как материнская доброта, как надежная близость друга детства, как зарождающееся чувство любви. И художник Астахов в свое время писал этот пейзаж из любви и во имя любви. И Лосев будто слышит сейчас, глядя на картину, зовущий голос матери, который настигал его на этой тропке в дни далекого детства.

Картина обостряет не только чувство красоты, но и чувство ответственности, она становится для многих внутренним толчком к борьбе за Жмуркину заводь, которая уже несколько лет является «пятном застройки». Здесь должны вырасти производственные корпуса фирмы электровычислительных машин. Уже протянулись по берегу колышки. Уже помешала старая ива. Но каждый шаг «этой планировки» воспринимается лыковцами как шаг к разрушению. «Вы нас спросите, как нам лучше. Может, нам нужна эта красота?» — вступает в борьбу Таня Тучкова. Для нее душа, совесть, красота — самые существенные понятия. Без них «души зарастают» и человека нет.

Защита этого уголка природы становится делом совести Лосева. Предлагая новое место стройки, не боясь разрушить связи с вышестоящим начальством, он обретает силу настоящего хозяина своего города. Его собственная мечта становится как бы продолжением мечты лучших людей прошлого. А главное: Лосев начинает понимать, что сбереженная красота есть, помимо всего, дань памяти далекому и недавнему прошлому. Когда-то он не скупился на памятник партизанам-солдатам, отдавшим жизнь за сегодняшний день, но каменное сооружение в сквере не отразило чувств горожан. Монумент получился скучным, холодным. Лосев постепенно начинает понимать, что именно «заповедник детства», хранящий память о том, что было дорого людям, является подлинным памятником погибшим.

Да, природа остается «душой» людей. С ней связано становление личности, с нею связано искусство, в ней и история, и память. Она ценность эстетическая и нравственная.
Чувство природы — это самое богатое чувство. Оно делает человека настоящим хозяином земли. Стать на защиту природы — это значит стать на защиту человека.

Сочинение на тему: Трагедия Чадского в комедии «Горе от Ума»

«Трагедия Чацкого»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в первой половине 19 века. Это время контрастов, вобравшее в себя всё: и триумфы и поражения. Люди, носившие нищенские лохмотья, примеряли царские мантии. А скупые трактирщики, державшие прежде нож мясника получали маршальский жезл. Но триумфы сменились гибельным закатом, ликующие крики затмили горький плач, величественное сияние правды заглушил блеск медников. Произведение А. С. Грибоедова «Горе от ума» отражает проблемы, порожденные временем и обществом. Главная роль — роль Чацкого, без которой комедия, возможно, не состоялась, а представляла бы картину нравов большинства людей, принадлежавших к богатому классу тех времён. Грибоедов описывает Чацкого, как самого интеллектуального, честного, достойного героя произведения. Чацкий образованный человек, он много путешествовал, учился, читал, он думал и сопереживал. Характер его сложился, намерения и принципы оформились. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — точные, безапелляционные характеристики ситуациям и сложившимся отношениям, черта Чацкого. Мировоззренческая позиция Чацкого состоит в том, что система нравственных качеств окружающих его людей бессмысленно устарела, что она лишь заглушает новую жизнь, «жизнь свободную». Отчего же, не смотря на достигнутые интеллектуальные высоты, сам Чацкий не сделал блестящей карьеры чиновника, не построил военной. В чем же состоялся он сам? Возможно, он состоялся как Гражданин?! И нет, и да. Чацкий — это олицетворение «белой вороны». Он всю жизнь провёл среди пустой, праздной толпы «мучителей», «предателей», «зловещих старух», «вздорных стариков». Фамусов и Молчалин (яркие представители касты таких людей) это не люди, а говорящие мертвецы, жизнь их — это не жизнь, а беспросветное существование, их дом — это не дом, а широкий гроб для бессмысленного прозябания. Чацкий отвергает ценности, идеалы, устремления тех людей, частью которых является, и которые не могут послужить России так, как должны были бы Ей послужить. Общество признаёт Чацкого сумасшедшим, также считает его чуждым тем принципам и нравственным качествам, которые на их взгляд достойны подражания. «Да он властей не признаёт!» — говорит Фамусов. Причиной столь жесткой характеристики является несоответствие жизненных идеалов Чацкого и массового сознания. Так, может быть в этом и заслуга этого человека. Он один предложил отличную от других жизненную позицию, заставил других возмутиться, а значит задуматься. Он заронил в эту русскую почву зерно непокорного духа, общественного неповиновения. В этом его великая миссия. Он с таким же детским простодушием, с такой же мальчишеской задиристостью глупое называет глупым, нелепое — нелепым. И именно поэтому общество, основанное на лжи, притворстве, не может потерпеть среди «своих» честного и порядочного человека. «Чужой среди своих»… Возможно, в этом и трагедия Чацкого.

Сочинение на тему: Трагедия Чадского в комедии «Горе от Ума»

Сочинение. Трагедия Чадского в комедии «Горе от Ума»

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в первой половине 19 века. Это время контрастов, вобравшее в себя всё: и триумфы и поражения. Люди, носившие нищенские лохмотья, примеряли царские мантии. А скупые трактирщики, державшие прежде нож мясника получали маршальский жезл. Но триумфы сменились гибельным закатом, ликующие крики затмили горький плач, величественное сияние правды заглушил блеск медников. Произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума» отражает проблемы, порожденные временем и обществом. Главная роль — роль Чацкого, без которой комедия, возможно, не состоялась, а представляла бы картину нравов большинства людей, принадлежавших к богатому классу тех времён. Грибоедов описывает Чацкого, как самого интеллектуального, честного, достойного героя произведения. Чацкий образованный человек, он много путешествовал, учился, читал, он думал и сопереживал. Характер его сложился, намерения и принципы оформились. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — точные, безапелляционные характеристики ситуациям и сложившимся отношениям, черта Чацкого. Мировоззренческая позиция Чацкого состоит в том, что система нравственных качеств окружающих его людей бессмысленно устарела, что она лишь заглушает новую жизнь, «жизнь свободную». Отчего же, не смотря на достигнутые интеллектуальные высоты, сам Чацкий не сделал блестящей карьеры чиновника, не построил военной. В чем же состоялся он сам? Возможно, он состоялся как Гражданин?! И нет, и да. Чацкий – это олицетворение «белой вороны». Он всю жизнь провёл среди пустой, праздной толпы «мучителей», «предателей», «зловещих старух», «вздорных стариков». Фамусов и Молчалин (яркие представители касты таких людей) это не люди, а говорящие мертвецы, жизнь их – это не жизнь, а беспросветное существование, их дом – это не дом, а широкий гроб для бессмысленного прозябания. Чацкий отвергает ценности, идеалы, устремления тех людей, частью которых является, и которые не могут послужить России так, как должны были бы Ей послужить. Общество признаёт Чацкого сумасшедшим, также считает его чуждым тем принципам и нравственным качествам, которые на их взгляд достойны подражания. «Да он властей не признаёт!» — говорит Фамусов. Причиной столь жесткой характеристики является несоответствие жизненных идеалов Чацкого и массового сознания. Так, может быть в этом и заслуга этого человека. Он один предложил отличную от других жизненную позицию, заставил других возмутиться, а значит задуматься. Он заронил в эту русскую почву зерно непокорного духа, общественного неповиновения. В этом его великая миссия. Он с таким же детским простодушием, с такой же мальчишеской задиристостью глупое называет глупым, нелепое — нелепым. И именно поэтому общество, основанное на лжи, притворстве, не может потерпеть среди «своих» честного и порядочного человека. «Чужой среди своих»… Возможно, в этом и трагедия Чацкого.

Читайте также:
Гранин Даниил Александрович: сочинение

Конфликт Чацкого с фамусовским обществом

Свободомыслящий человек, либерал и вольнодумец, «проповедующий вольность», Чацкий не может быть понят в фамусовском обществе. Фамусов называет его «карбонарием», «якобинцем», «опасным человеком». Взгляды Чацкого пугают консервативного Фамусова: «Он вольность хочет проповедать. », «Да он властей не признает. » и т. д.

На пути преобразований, о которых мечтает Чацкий, плотной стеной стоит этот фамусовский мир с преобладанием тех нравов, против которых он всей душой восстаёт. К ним относятся: услужливость, подхалимство, кумовство, погоня за чинами, взяточничество, родственные связи при получении должности и т. д. Но отсутствовавший три года герой не понимает, что за это время появился новый тип людей — Молчалин и ему подобные. Чацкий видит пока только его ничтожность и не воспринимает человека такого типа как опасность для общества, хотя она реально существует.

Молчалин не только счастливый соперник Чацкого, но и личность безнравственная, беспринципная, хитрая, изворотливая. Он полностью противостоит идеям и идеалам Чацкого, расчётливо набирает силу и в дальнейшем не потерпит на своём пути таких людей, как Чацкий. В дальнейшем писатель М. Салтыков-Щедрин указывал на то, что укоренившиеся в русской жизни молчалины станут самыми страшными фигурами русской жизни.

Итак, Чацкий нигде не служит, т. к. не хочет «прислуживаться» и прогибаться перед начальством. А без этого сложно сделать карьеру. Но он считает, что можно найти себя в творчестве или науке. Его страстность, пылкость и чувствительность являются свидетельством творческой натуры и художественного вкуса. Он имеет собственное мнение обо всем и не читает глупых книг, которые пользуются успехом в обществе: «Я глупостей не чтец, //А пуще образцовых…»

Он возмущен тем, что русское дворянство перенимает все иностранное и что в дворянской среде принимаются только заграничные модные тенденции: «Воскреснем ли когда от чужевластья мод?»

Китайцы, по его мнению, поступают мудро, когда не увлекаются всем иностранным: «Ах! если рождены мы всё перенимать, //Хоть у китайцев бы нам несколько занять //Премудрого у них незнанья иноземцев».

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана в первой половине 19 века. Это время контрастов, вобравшее в себя всё: и триумфы и поражения. Люди, носившие нищенские лохмотья, примеряли царские мантии. А скупые трактирщики, державшие прежде нож мясника получали маршальский жезл. Но триумфы сменились гибельным закатом, ликующие крики затмили горький плач, величественное сияние правды заглушил блеск медников.

Произведение А.С. Грибоедова «Горе от ума» отражает проблемы, порожденные временем и обществом. Главная роль — роль Чацкого, без которой комедия, возможно, не состоялась, а представляла бы картину нравов большинства людей, принадлежавших к богатому классу тех времён. Грибоедов описывает Чацкого, как самого интеллектуального, честного, достойного героя произведения. Чацкий образованный человек, он много путешествовал, учился, читал, он думал и сопереживал. Характер его сложился, намерения и принципы оформились. «Служить бы рад, прислуживаться тошно» — точные, безапелляционные характеристики ситуациям и сложившимся отношениям, черта Чацкого. Мировоззренческая позиция Чацкого состоит в том, что система нравственных качеств окружающих его людей бессмысленно устарела, что она лишь заглушает новую жизнь, «жизнь свободную». Отчего же, не смотря на достигнутые интеллектуальные высоты, сам Чацкий не сделал блестящей карьеры чиновника, не построил военной. В чем же состоялся он сам? Возможно, он состоялся как Гражданин?! И нет, и да. Чацкий – это олицетворение «белой вороны». Он всю жизнь провёл среди пустой, праздной толпы «мучителей», «предателей», «зловещих старух», «вздорных стариков». Фамусов и Молчалин (яркие представители касты таких людей) это не люди, а говорящие мертвецы, жизнь их – это не жизнь, а беспросветное существование, их дом – это не дом, а широкий гроб для бессмысленного прозябания. Чацкий отвергает ценности, идеалы, устремления тех людей, частью которых является, и которые не могут послужить России так, как должны были бы Ей послужить. Общество признаёт Чацкого сумасшедшим, также считает его чуждым тем принципам и нравственным качествам, которые на их взгляд достойны подражания. «Да он властей не признаёт!» — говорит Фамусов. Причиной столь жесткой характеристики является несоответствие жизненных идеалов Чацкого и массового сознания. Так, может быть в этом и заслуга этого человека. Он один предложил отличную от других жизненную позицию, заставил других возмутиться, а значит задуматься. Он заронил в эту русскую почву зерно непокорного духа, общественного неповиновения. В этом его великая миссия. Он с таким же детским простодушием, с такой же мальчишеской задиристостью глупое называет глупым, нелепое — нелепым. И именно поэтому общество, основанное на лжи, притворстве, не может потерпеть среди «своих» честного и порядочного человека. «Чужой среди своих»… Возможно, в этом и трагедия Чацкого.

Читайте также:
Гранин Даниил Александрович: сочинение
Похожие материалы:
  • «Безумный по всему…» (Образ Чацкого) — .
  • «Миллион терзаний Чацкого» (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума») — .
  • «Мильон терзаний» Чацкого — .
  • Анализ эпизода «Диалог Чацкого и Фамусова » — .
  • Взгляды Чацкого и Фамусова — .

О «сумасшествии» Чацкого

В высшем свете Чацкого считают сумасшедшим из-за его вольнодумства и либеральных взглядов. Но первой эту мысль в общество вбросила Софья, а затем её подхватили другие. Слухи о сумасшествии героя быстро распространились среди гостей Фамусова, и через некоторое время все начали его сторониться и в его словах находить признаки безумия, предполагая разные причины этого, в том числе пьянство. Но Фамусов причиной сумасшествия Чацкого считает его образование: «Ученье — вот чума, учёность — вот причина, //Что нынче, пуще, чем когда, //Безумных развелось людей, и дел, и мнений».

Чацкий и фамусовское общество живут как будто в разных измерениях, они не совместимы. Представители старого московского дворянства считают себя вполне разумными и нормальными. Те же, кто им противостоит, не согласен с их жизненными установками, вполне подходят под определение сумасшедших. Поэтому все разговоры сторон можно назвать разговорами глухих — никто не слышит друг друга и не желает понимать.

Чацкий по-прежнему любит Софью и надеется на взаимность. Но он разочаровывается в ней, когда узнаёт, что она влюблена в Молчалина и что именно она распустила слух о его сумасшествии. Больше в Москве его уже ничего не держит: «Вон из Москвы! сюда я больше не ездок».

Кратко об истории создания произведения

Великая комедия в стихах появилась на свет в далеком 1825 году. Это время, когда она была впервые опубликована. Непосредственное же её написание пришлось на 1822–1824 год. Повод к созданию этого произведения, в стиле классицизма с добавлением элементов тогда ещё новых для литературы реализма и романтизма, оказался знаковым, и сегодня может быть отчетливо прослежен в сюжете.

Дело в том, что вернувшийся из-за границы в 1816 году в Петербург, Грибоедов был поражен преклонением русского общества перед французами. На одном из светских раутов Александр Сергеевич не выдержал и разразился пламенной обличительной речью, из-за чего прослыл сумасшедшим. Именно этот слух послужил импульсом для создания «Горя от ума», автор которого пожелал отомстить высшему свету.

Первоначально комедия называлась «Горе уму», в ней ещё не существовало сцены с объяснением Молчалина и Лизы, а также ряда других эпизодов. В 1825 году в альманахе «Русская Талия» был опубликован первый фрагмент – 7-10 действия I явления, которые подверглись цензуре. Основным текстом, оставшимся потомкам, является тот, что был оставлен Грибоедовым в 1828 году перед поездкой на Кавказ в Петербурге у друга Ф.В. Булгарина.

Значение образа Чацкого

Образ Чацкого с первых дней появления «Горя от ума» вызвал больше всего споров. Это новый тип человека в русском обществе. И его столкновение с миром фамусовых — не частное явление, это потребность в изменении общества.

Но в сложившейся ситуации он бессилен что-либо изменить, отсюда его раздражительность и некоторая несдержанность. Чацкий — первый «лишний человек» и в русской литературе, и в русском обществе. И дальнейшая его судьба непредсказуема: он или станет декабристом и выйдет на Сенатскую площадь в 1825 г., или разочаруется в «мерзостях русской жизни» и навсегда покинет Россию, став эмигрантом.

Характеристика образа Чацкого может пригодиться при написании сочинений и для подготовки урокам литературы.

Происхождение Чацкого и его предшествующая биография

Чацкий — дворянин, помещик. У него 300–400 душ крепостных крестьян. Он член Английского клуба, в который входили богатые и знатные дворяне. Чацкий не женат.

Отца и мать он потерял ещё в детстве и воспитывался в семье Фамусова, друга отца, и с детства дружил с Софьей Фамусовой. Именно Софья больше всех делает замечаний о его характере и особенностях личности.

Повзрослев, Чацкий стал жить отдельно. Три года он провёл в путешествиях.

Софья говорит о Чацком, что он умён и красноречив, а Фамусов при этом добавляет, что он «славно пишет, переводит» … Его остроумие не всегда воспринимают правильно даже те, кто знает молодого человека с детства. Например, Софья за эту способность называет его «змеёй», но сам он не соглашается с такой оценкой и удивляется: «… ужли слова мои все колки? И клонятся к чьему-нибудь вреду. ». Кроме того, Софья осуждает его за резкость в разговоре с людьми: «Да! грозный взгляд, и резкий тон, //И этих в вас особенностей бездна…»

А вот Лиза восхищается тем, что Чацкий «весел и остёр».

По словам той же Софьи, герой невоздержан на язык и слишком откровенно презирает людей. А Фамусов добавляет, что он слишком гордый, к тому же франт и сорванец.

Сюжет

Для того чтобы ответить на вопрос, кто же такой Чацкий, побежденный или победитель, необходимо вспомнить сюжет комедии, её действующих лиц и основные поворотные моменты. Краткое содержание четырех действий комедии таково: сначала читатель знакомится с домом Фамусова Павла Афанасьевича, чиновника, управляющего казенным местом. Здесь служанка Лиза, с которой Павел Афанасьевич заигрывает, дочь Фамусова Софья и Молчалин, его секретарь. Между двумя последними имеется связь, которой отец не одобряет: он велит секретарю знать свое место, гулять подальше от покоев молодой девушки и быть благодарным за предоставленное место и чин.

Обычное течение жизни нарушает приезд Александра Андреевича Чацкого – молодого мужчины, который раньше был влюблен в Софью, но потом уехал странствовать. Как оказалось, он все ещё испытывает чувства к дочери Фамусова и, не зная, что она влюблена в Молчалина, постоянно подтрунивает над последним. Этот любовный треугольник будет являться двигателем действия на протяжении всей комедии. Девушка окажется той, кто разнесет весть о сумасшествии Чацкого, и все примут это за чистую монету, потому что на протяжении всей комедии главный герой будет говорить людям правду в глаза, вскрывать пороки и разоблачать недостойное поведение светского общества.

Читайте также:
Гранин Даниил Александрович: сочинение

В результате Чацкий поймет, что Софья любит Молчалина — этого недостойного, готового на все ради продвижения по службе, негодяя. И это она, та, кого он любил, распространила о нем нелепый слух. Обманувшийся в своих ожиданиях и словно внезапно прозревший, Чацкий садится в карету и уносится прочь из лицемерного московского общества – на поиски такой части света, «где оскорбленному есть чувству уголок».

Мильон терзаний Чацкого – сочинение для 9 класса

Грибоедов написал огромное количество разных произведений и многие из них изучаются в школе. И одним из них является «Горе от ума». Именно на этом произведении выросло огромное количество поколений. Больше всего автор старался при помощи него показывает, что нужно бороться не только с насилием, но и с подлостью и безнравственностью. А вот без Чацкого это произведение не было бы таким поучительным и интересным.

Здесь он показан как передовой человек своего времени, а также у которого имеются разные идеи и мысли. Он всегда боролся на свободу, а также и новые формы жизни. Именно Чацкий относится к положительным героям. За всю свою жизнь ему пришлось побывать даже в другой стране, где он прожил очень долго. В другой стране ему пришлось учиться жить по новым законам и правилам.

А когда он возвращается домой, то больше всего ждет когда встретиться со своей любимой Софьей. Вот только она не совсем рада этой встрече. Из всего этого можно сделать вывод о том, что раньше у них уже были отношения, и они даже готовились к свадьбе, но что-то произошло, что навсегда развело их в разные стороны. И когда он видит, что девушка не рада его возвращению, то понимает, что жизнь устроена совсем не так как он думал все это время. Вот здесь и появляется корень миллион терзаний. Кроме этого сама любимая рассказывает ему о том, что уже давно любит другого человека. И этим человеком является Молчанин. А ведь у этого Молчанина совершенно нет своего мнения, и он всегда полагается на мнение других людей и соглашается с ними. Сейчас он работает секретарем. И это очень сильно раздражает нашего главного героя. Те, кто знал, что он много лет жил в другой стране считают его предателем, а ведь ему это совсем не нравится.

Когда он ведет разговор с Фамусовым, то выдает свое недовольство по отношению не только к нему, но и к другим людям, которые его предали. И выдает, что никому и никогда не собирается прислуживаться, ведь от этого ему тошно. Но в России существует огромное количество людей, которые ради своего блага будут прислуживать и делать все, что им прикажут.

А поскольку в таком обществе ему не так хочется жить, да и каждый день смотреть на таких людей, то он решает их просто покинуть навсегда.

Иногда в его разговоре можно встретить острые моменты, которые не всем нравятся, а некоторых даже обижают, но он не боится кого-то обидеть или унизить, он высказывает всем правду и молчать не собирается, поэтому поводу.

Но если немного подумать над всем произведением, то можно сказать, что оно не относится к жанру комедии. То что случилось с нашим главным героем является единичным случаем и с другими людьми это может не произойти. Общество старается хотя бы немного изменить мир, и уже даже подготовлены к этому изменению. Если одни люди уйдут, то в этот мир придут другие люди, которые будут жить практически также как и предыдущие люди, но жизнь у них немного измениться, а вот в лучшую сторону или нет, это уже будут решать они.

Сочинение 2

“Горе от ума” это известное произведение Александра Сергеевича Грибоедова. В нем присутствует как классицизм, так и романтизм. Комедия рассказывает про светское общество периода, когда было крепостное право. Действие происходит в 1822 году. Комедия “Горе от ума” до сих пор популярна как у молодежи, так и у более взрослого поколения.

В пьесе рассказан один день, происходящий в доме Фамусова. Писатель затрагивает множественные проблемы минувшего столетия. Он затрагивает темы воспитания, образования, любви к Отечеству и Родине. Так же затрагивается проблема, которая вызывала злость у всех это крепостное право.

В доме Фамусова все герои являются гадкими лжецами и лицемерами. Им не интересно ничего кроме ужинов и танцев. И вот в такой дом, наполненный ужасной ложью, вдруг приходит Чацкий. Грибоедов в образе Чацкого пытался показать юношу не похожего на всех. Он умнее и образованнее всех кто там собрался. У него много идей в голове, которые он хочет воплотить.

В пьесе описана любовная история. Чацкий специально приезжает в дом Фамусова, чтобы увидеть его дочку Софью. И ему становится настолько обидно, что она выбрала не особо образованного Молчалина. Ему обидно, что девушка, в которую он сильно влюблен, смогла изменить ему. Понятно, что дочка Фамусова полностью принадлежит его обществу. Она ни в каком случае не смогла бы выбрать Чацкого. Чацкого часто обижали и унижали, и Софья стала одной из таких девушек. Личная трагедия Чацкого перерастает в общественную проблему.

Чацкий не может спокойно жить, когда в обществе происходят ужасные проблемы. Он ужасно недоволен крепостным правом. Это ужасно когда людей заставляют делать все, чтобы удовлетворить потребности барина. Чацкий умный и понимает, что у власти стоят те, кому плевать на простой народ.

Конечно, в таком обществе многие девушки выберут именно Молчалина, а не Чацкого. Никому не нужен такой умный мужчина. Все считают, что с ним будет слишком сложно и трудно. Чацкий может быть навсегда выгнан из общества.

Чацкий это человек вообще другого мира. Ему не понятны правила и законы Москвы. Он по другому понимает службу отечества. Он считает, что люди должны служить не ради должности и денег, а потому что они хотят обезопасить граждан своей страны.

Читайте также:
Гранин Даниил Александрович: сочинение

Чацкий хочет высказать все, что копиться у него на душе. Чацкого постоянно осмеивают и считают ненормальным. Его душевные проблемы так и не нашли решение.

Вариант 3

У Грибоедова очень много интересных, жизненных произведений. «Горе от ума» – яркое тому подтверждение. Эта пьеса вырастила не одно поколение. Автор хотел показать необходимость борьбы с насилием, подлостью и испорченностью нравов. И, конечно, он не смог в произведении обойтись без такого героя, как молодой парень Чацкий.

В произведении этот герой выступает передовым человеком своей эпохи, идейным мыслителем. Он был борцом за свободу и внесение нового в скучное течение жизни. Автор относит его к положительным персонажам. В своей жизни он какое-то время жил за границей, где ему пришлось приспособиться к новым правилам местной самобытности.

Больше всего по возвращении он мечтал о встрече с Софьей, которую горячо любил. Но, к сожалению, это оказалось не взаимно. За время его отсутствия произошло нечто, что перевернуло ее взгляд на Чацкого. И тут начинаются его разочарования в жизни и людях. Любимая девушка говорит о том, что ее сердце теперь принадлежит другому человеку, Молчалину. Это человек безголосый и податливый, не имеющего своего мнения. Крайне злило и раздражало Чацкого, что ему предпочли такого необразованного болвана. К тому же люди, зная, что он некоторое время жил за границей, начинают считать его предателем, что не может пройти мимо нашего героя.

В разговоре с Фамусовым он сказал, что возмущен не только им, но и другими людьми, которые поступили как предатели. Еще, он говорит, что никому и никогда не будет прислуживать, ему это противно. Но Россия богата людьми, которые ради своей выгоды будут прислуживать, и выполнять любые указания преступников, подлецов и самодуров.

Чацкий принимает решение покинуть общество, в котором он не хотел оставаться больше ни на мгновение. Общество, которое принесло ему так много страданий не вызывало в нем ничего, кроме презрения и ненависти. Порой высказывания героя были колкими и острыми, но нельзя было упрекнуть его в неискренности. Он всегда говорил то, что думал. В образе Чацкого писатель хотел показать человека, не похожего на других, со своими мыслями, идеями, которые он желал воплотить в жизнь.

Если провести параллель с сегодняшним обществом, то можно наблюдать сходство. Сегодня также не любят умных, имеющих и не скрывающих свое мнение людей. А больше любят тех, кто напротив, будет глупо соглашаться с чужим мнением и выполнять нелепые указания вышестоящего начальства.

Также читают:

Картинка к сочинению Мильон терзаний Чацкого

Популярные сегодня темы

Центральными героями повествования предстают две очень яркие не похожие друг на друга личности – молодой повеса, скучающий в светском обществе – Евгений Онегин и его юный друг с чистой и благородной душой Владимир Ленский

В настоящее время существует огромное количество музыкальных жанров, которые, в свою очередь, дробятся на более узкие поджанры. В более юные годы я был скорее меломаном

Одним из самых известных произведений С.Я.Маршака является сказка «Двенадцать месяцев».

В произведении главный герой, который являлся любовником одной женщины, которая была замужем, он был противоположной стороной автора. Немного похожая история произошла и с ним именно это

Гринёв и Швабрин познакомились, когда Пётр прибыл на службу в Белогорскую крепость. Оба они выходцы из дворянских семей. И, учитывая, что им предстояло нести службу бок о бок

5 сочинений по комедии Грибоедова “Горе от ума”

­ Пример сочинения 1

Произведение Грибоедова «Горе от ума» это своего рода комедия, как говорится, но на самом деле почитав и разобрав рассказ – это трагедия того времени. Но не стоит удивляться тому, что в то время были такие герои и персонажи. В современном мире многое за это время не поменялось и такие же персонажи есть и по сей день.

Главные герои этого сатирического произведения отличаются характерами и обществом, которое они сами себе выбирают. Все они собрались в доме Фамусова Павла Афанасьевича.

В произведении есть классовое разделение – это Фамуское движение, где признают только высокие чины и заслуги. В этом обществе не признают ни науку, ни искусство. Для них важен чин, который ты занимаешь, даже не являясь образованным человеком. Чтобы простому человеку заработать хоть какое то место в Фамуском обществе, нужно услужить кому-то в окружении. Так в семейный круг Фамусова без всякого звания и чина попал Молчалин, трусливый и тихий человек, которому Фамусов приписал чин асессора. В него влюблена Софья, избалованная отцовской любовью дочь Павла Афанасьевича. Но отец не признает простых людей и поэтому хочет видеть в женихах Скалозуба, он является полковником и метит в генералы, хотя умом совсем не блещет, но при этом имеет хорошее состояние. Софья вовсе не хочет замуж за столь глупого человека и постоянно находит отговорки для отца.

Отличительным героем в сатире является Александр Чацкий, это друг детства Софьи. В детстве он был влюблен в нее, но детство закончилось, и Чацкий отправился путешествовать по стране на 3 года. Он не был приверженцем Фамуского общества, он был умным, красноречивым и не хотел подчиняться кому-то. Также не любил прислуживать, за это его не принимали в тех кругах, а он не разделял их взгляды и считал, что их нравы устарели и они прикрываются мундирами. Вернувшись из путешествий, его чувства вновь вспыхнули к дочке Павла Афанасьевича, и он обращается к нему с разговором о сватовстве, но Фамусов дает понять, что нужно услужить ему, чтобы попасть к ним в семью, с чем Чацкий не соглашается. Но ухаживать и добиваться Софьи не перестает.

Действия которые развернулись далее в доме Фамусова на балу показали, что Молчалин своей услужливостью хотел только остаться в доме, не имея чувств к дочке, а вовсе приударив за Лизой. Софья же ради Молчалина предала всю любовь Чацкого, которую он так бережно берег и хранил эти три года, спеша вернуться к Софье и признаться ей. Она пустила слух о сумасшествии Александра, не подозревая о предательстве Молчалина. Действия развернулись против нее, и отец грозил сослать ее к тетке в деревню. Чацкий, не нашедший себя в обществе Фамусова и разочарованный своим надеждам, покидает Москву навсегда, ведь он оказывается отвергнутым и не принятым обществом.

Читайте также:
Гранин Даниил Александрович: сочинение

В данном рассказе автор передает явные изменения в обществе, которые зарождались после войны. Это был раскол в дворянских кругах. Но и по сей день есть такие люди, как Чацкий, которые хотят донести миру свои убеждения, но его никто не слышит, так как он не является не того круга и имеет слишком маленькие полномочия.

Пример сочинения 2

Комедия Грибоедова «Горе от ума» – выдающееся произведение русской литературы. Оно содержит в себе беспощадную критику бездуховного и невежественного общества. Проблемы, поднятые писателем, актуальны в любую историческую эпоху. Именно поэтому многие фразы из комедии стали нарицательными и прочно вошли в состав русского языка. Несмотря на немалое литературное наследие, Грибоедов вошел в историю в качестве автора одного произведения.

Его остальные пьесы и стихотворения совершенно бледнеют перед «Горем от ума». Это даже дало повод для сомнений в том, что именно Грибоедов написал великую комедию. Однако серьезный анализ жизни и творчества писателя полностью подтверждает его авторство.

Главный герой произведения – А. А. Чацкий. Это умный и честный молодой человек, который возвращается в Москву после долгого отсутствия. Он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. Чацкий – единственный положительный персонаж на фоне других героев. П. А. Фамусов – чиновник, в доме которого разворачиваются все события. Это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.

Его секретарь, А. С. Молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. Он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.

Главный женский персонаж – Софья Павловна, дочь Фамусова. В юности она была близко знакома с Чацким и разделяла его взгляды на жизнь. Постепенно Софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. Прежние идеалы давно забыты. Девушка старается занять прочное общественное положение.

Парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума?) объясняется на примере Чацкого. Все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. В высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. В свете царят рабская покорность и чинопочитание.

Такие люди, как Чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. Безусловно умный Чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. Сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. Это вынуждает Чацкого в спешке покинуть Москву. Он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. Блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. Чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.

Проблема «Горя от ума» актуальна и в наше время. Любое человеческое общество в массе становится консервативным и инертным с устоявшимися взглядами и традициями. Человек, способный выбиться из общей массы, подвергается порицанию и осуждению. Это подобно своеобразному общественному инстинкту самосохранения. Чацкий олицетворяет собой передового общественного деятеля, который всю жизнь будет терпеть насмешки и лишь после смерти получит заслуженное признание и уважение.

Пример сочинения 3

Горе от ума-яркое литературное произведение первой половины девятнадцатого века, написанное Грибоедовым. Хотя произведение было известно в общественных кругах, цензура не разрешала его публиковать долгое время. И долгое время пьеса существовала в виде рукописей. Для русской литературы это произведение является первой реалистической комедией. События в нём происходят в доме Фамусовых и имею несколько сюжетных линий: любовная драма и общественное противоречие.

Социальный конфликт выражается в противоречии устоявшихся взглядов общества, которые представлял Фамусов. И взглядов нового поколения молодёжи, считающей своим призванием не службу (государственную или военную), а развитие личности, выраженное в обучении различным наукам, познании роли человека в общества. Конечно подобные взгляды расцениваются Фамусовым как якобинство. Человек глубокого ума не принимается обществом. Общество пытается его изгнать, что очень хорошо ощутил на себе Чацкий, когда его объявили сумашедшим. Ему неуютно в такой компании. Обществу пришлось бы меня свой жизненный уклад, если бы оно приняло взгляды Чацкого, а этого было им неудобно и потому ненужно. В противоречиях старого дворянского общества и представителя нового уклада поднимается много вопросов: уклад в семье, крепостное право, служение государству и другие.

Вместе с этим, персонажи комедии не имеют чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждая личность имеет разный набор характеристик, позволяющий увидеть героя и с положительной и с отрицательной стороны.

Самым сложным персонажем пьесы считается Софья. Она начитана и любит искусство, даже высказывает презрение, в разговоре с Молчалиным, к мнению света, что характерно для нового общества. В то же время она прекрасно лжёт, изворачивается и притворяется, как представители старого дворянства.
Противоречивым характером обладает и Чацкий. Он умный и смелый, и, одновременно, вспыльчивый и бесцеремонный. На протяжении всей пьесы Софья укоряет его за бесцеремонность и привычку высмеивать других людей. Действительно, тот его резкий и безжалостный по отношению к собеседнику. Стоит отметить, что такая грубость не имеет целью оскорбить собеседника. Она получается сомопроизвольно, как резкий всплеск в душе Чацкого на безнравственность общества.

Пример сочинения 4

«Горе от ума» входит в число самых популярных и выдающихся произведений в истории русской литературы. Грибоедов вложил в данную работу прямолинейную критику общества, которое было хамским и безбожным. Кстати, вопросы, которые раскрывал автор в произведении актуальны и в нынешнее время. Многие выражения Грибоедова обосновались в русском языке. Поэт хот и написал довольно много работ, но, по сути, в русской литературе считается автором одного произведения. Многие другие работы писателя неплохи и так же наполнены смыслом, но по сравнению с «Горе от ума» становятся бледными и голыми. Кстати, некоторые критики даже начали сомневаться в том, что именно Грибоедов является автором «Горе от ума». Но, проанализировав жизнь автора, творчество, характер, не остается никаких сомнений в его авторстве.

Центральным персонажем является Чацкий. Этот человек умен и молод, к тому же отличается честностью. Его некоторое время не было в Москве и теперь он возвращается. Молодой человек прямой и никогда никого не боится. Некий Фамусов является ярким примером дворянина, который по уши погряз во лжи, невежестве, как ему не доказывай он всегда прав, он всегда уверен, что только он прав. У Фамусова есть секретарь, который во всем его поддерживает – Молчалин. Этот человек покорный слуга и не спорит с властью и авторитетом хозяина, но и, с другой стороны, секретарь не забывает о себе, при чем жизнь свою делает лучше благодаря обману и лести. Главным женским героем является Софья Павловна, дочь Фамусова.

Читайте также:
Гранин Даниил Александрович: сочинение

Горе от ума, довольно странная фраза, но это факт. Чацкий умный, смелый, правдивый, но все что он делает разрушается об некую стену недопонимания. Все высшее общество существует не благодаря уму и честности, а наоборот благодаря лжи, приспособлению, лести. Главное — это чинопочитание. Чацкий это по просто разрушитель спокойствия высших чинов, где жизнь уже определена и идет своим чередом. Ум Чацкого приносит ему горе, общество смеется над ним и признает его сумасшедшим. Умственные способности в столице бессильны, они не приносят счастье, поэтому разочарованный в обществе герой покидает Москву.

Данная проблема, показанная в произведении актуальна и сегодня. Общество в наши дни имеет уже давно устоявшиеся традиции и правила жизни. Когда человек выделяется из общей массы и старается что-то изменить, кому то что-то доказать сразу же становится «белой вороной».

Пример сочинения 5

Комедия “Горе от ума” — одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно.

Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие “прошедшего житья подлейшие черты”, заглушают комедийное звучание произведения.

При написании произведения Грибоедов использовал элементы комедии. Это — наличие любовной интриги, саркастическое изображение персонажей, комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.

“Горе от ума” — политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному. Реализм “Горя от ума” выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи — характеры, верные правде жизни, яркие, не одномерные. Персонажи “Горя от ума” не карикатуры, а точные подобия живых людей.

Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого.

Более всего характеризует то общество, которое противостоит Чацкому, Фамусов. Недаром это общество мы называем “фамусовским”. Фамусов — типичный московский барин начала XIX века с характерной смесью самодурства и патриархальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновничество, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество.

Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова — тот, кто сделал выгодную карьеру; при этом для него неважно, какими средствами это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика. В Фамусове поражает откровенная безнравственность. Она особенно опасна тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его создал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь — и потому оно особенно пугает.

Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает измельчание, опошление военного человека. Его грубое солдафонство, презрение к культуре, невежество отталкивают читателя. Это удачливый карьерист, который характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его преступен. Он основан на военных потерях в армии: “Иные, смотришь, перебиты”. Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.

Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. “Молодые” либеральные идеи дают возможность этой части дворянства “возыметь” в клубе. Свою деятельность они прикрывают пустословием. С исключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное движение.

По всем качествам характера Молчалин тоже принадлежит к фамусовскому обществу. Читателю он кажется ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угодничает, не имеет собственного мнения, однако именно эти “качества” являются залогом его будущего успеха в фамусовском. мире.

Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это не только многие основные герои, но и второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова — важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Загорецкий — необходимый спутник всех фамусовых и хлестовых. “Лгунишка он, картежник, вор. /Я от него было и двери на запор; /Да мастер услужить. ” — говорит о нем Хлестова.

Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог “А судьи кто?” звучит как приговор политическому строю и моральным устоям фамусовского общества. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесчестье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостников. Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро и истину.

Чацкий — это тоже проблема. Проблема непонятой и высмеянной интеллигенции, проблема попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не, проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года.
Чацкий — это прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи.

Комедия “Горе от ума” произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее — вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин и еще многие другие русские писатели и читатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет “начинать новый век”.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: