А.С.ГРИБОЕДОВ ГОРЕ ОТ УМА. КОHФЛИКТ ЧАЦКОГО И СОФЬИ.: сочинение

Сочинение: А.С.ГРИБОЕДОВ “Образы Чацкого и Софьи в комедии “Горе от ума”

В своей неувядающей комедии “Горе от ума” Грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и типичных характеров, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд.

И Софья, и Чацкий несут в себе те качества, которыми не обладают большинство представителей фамусовского общества. Их отличает сила воли, способность переживать “живые страсти”, самоотверженность, умение делать собственные выводы.

Софья и Чацкий росли и воспитывались вместе в доме Фамусова:

Привычка вместе быть день каждый неразлучно

За время, проведенное вместе, Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полюбил ее за эти качества. Когда он, повзрослевший, набравшийся ума, многое повидавший, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувств “ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест”. Он счастлив видеть удивительно похорошевшую за время разлуки Софью и искренне радуется встрече.

Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Начитавшись французских сен­тиментальных романов, Софья жаждет любви и хочет быть любимой, но Чацкий далеко, поэтому она избирает для выражения своих чувств человека, уж никак не достойного ее любви. Льстец и лицемер, “жалчайшее созданье” Молчалин лишь использует отношения с Софьей в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по служебное лестнице. Но Софья, обуреваемая чувствами, не в силах разглядеть истинного лица под маской, и поэтому направляет искреннюю, нежную, готовую на жертвы любовь на труса и низкопоклонника.

Чацкий довольно скоро понимает, что Софья не разделяет его чувств, и хочет знать, кто же ее избранник — его соперник. Многое говорит о том, что этот счастливчик — Молчалин, но Чацкий никак не хочет и не может этому верить, видя как на ладони истинную сущность низкого подхалима.

Но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость та,

Любовью ускорялось к вам?

Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полю­бить! Однако он стремится познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находит их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась критически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представи­тельницу фамусовского общества.

Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защи­тить свою любовь. Она испытывает глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, поэтому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою любовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близкому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумасшествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он “не свой”, из другого круга:

Да этакий ли ум семейство осчастливит?

А Чацкий тем временем все ищет определения чув­ствам Софьи и обманывается, потому что все то, что презираемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродете­ли. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Со­фьи, и поэтому в который раз списывает Молчалина со счетов:

С такими чувствами, с такой душою

Любим. Обманщица смеялась надо мною!

Но вот трагический миг разгадки! Этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. Что же вынесли из этого урока наши герои?

Чацкий настолько потрясен простотой разгадки, что рвет не только нити, связывающие его с фамусовским обще­ством, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорблен­ный и униженный выбором ее до глубины души:

Вот я пожертвован кому!

Глядел, и видел, и не верил!

Он не может сдержать своих эмоций, своего разочарования, негодования, обиды, и во всем винит Софью. Теряя самообладание, он упрекает девушку в обмане, хотя имен­но во взаимоотношениях с Чацким Софья была хоть жес­тока, но честна. Теперь же девушка действительно в неза­видном положении, но у нее хватает силы воли и чувства собственного достоинства порвать отношения с Молчалиным и признаться себе в своих иллюзиях и ошибках:

Я с этих пор вас будто не знавала.

Во всем случившемся Софья винит “себя кругом”. Её положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и оставшись с разгневанным отцом, она опять одна. Некому будет помочь ей пережить горе и унижение, поддержать ее. Но мне хочется верить, что она справится со всем, и что Чацкий, говоря: “Вы помиритесь с ним, по размышленьи зрелом”, — неправ.

Комедия Грибоедова еще раз напомнила мне, что в ис­токах поступков людей лежат неоднозначные, зачастую противоречивые мотивы, и для того, чтобы правильно раз­гадать их, нужно обладать не только ясным умом, но и интуицией, широким сердцем, открытой душой.[/sms]

Читайте также:
Два героя Чацкий и Репетилов: сочинение

Образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии “Горе от ума”: отношения, любовь, история взаимоотношений

Фамусов и Петрушка.
Художник М. Башилов

Чацкий, Софья и Молчалин являются центральными персонажами комедии “Горе от ума” Грибоедова.

В этой статье представлены образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии “Горе от ума”, описание отношений героев, истории любви и взаимоотношений Чацкого и Софьи, Молчалина и Софьи.

Смотрите:
– Краткое содержание комедии
– Все материалы по комедии “Горе от ума”

Образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии “Горе от ума”: отношения, любовь, история взаимоотношений

“. В седьмнадцать лет вы расцвели прелестно. “

“. Вот-с – Чацкого, мне друга, / Андрея Ильича покойного сынок. “

“. Мне завещал отец: // Во первых, угождать всем людям без изъятья. “

Отношения Чацкого, Молчалина и Софьи в комедии “Горе от ума”

“. Как человеку вы, который с вами взрос, / Как другу вашему, как брату. “

“. Да, с Чацким, правда, мы воспитаны, росли; / Привычка вместе быть день каждый неразлучно / Связала детскою нас дружбой. “

“. где возраст тот невинный, / Когда, бывало, в вечер длинный / Мы с вами явимся, исчезнем тут и там, / Играем и шумим по стульям и столам. “

“. Любила Чацкого когда-то, // Меня разлюбит, как его. “

“. Молчалин! как во мне рассудок цел остался! / Ведь знаете, как жизнь мне ваша дорога. “

“. И всё‑таки я вас без памяти люблю. “

“. Тех чувств, в обоих нас движений сердца тех, // Которые во мне ни даль не охладила, // Ни развлечения, ни перемена мест. // Дышал, и ими жил, был занят беспрерывно. “

“. Кого люблю я, не таков: // Молчалин за других себя забыть готов. “

“. Конечно, вам расстаться тяжело? // До света запершись, и кажется всё мало. “

“. И вот любовника я принимаю вид. “

“. Я в Софье Павловне не вижу ничего / Завидного. “

“. Молчалин прежде был так глуп. // Жалчайшее созданье! // Уж разве поумнел. “

“. К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам. “

“. Ужасный человек! себя я, стен стыжусь. “

“Зачем меня надеждой завлекли? // Зачем мне прямо не сказали, // Что всё прошедшее вы обратили в смех. “

“. За двери прячется, боится быть в ответе. “

“. Не быть тебе в Москве, не жить тебе с людьми; // Подалее от этих хватов, // В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов, // Там будешь горе горевать. “

“. А вас, сударь, прошу я толком // Туда не жаловать ни прямо, ни проселком; // И ваша такова последняя черта, // Что, чай, ко всякому дверь будет заперта. “

“. Довольно. с вами я горжусь моим разрывом. “

“. Я сватаньем моим не угрожаю вам. “

“. Желаю вам дремать в неведеньи счастливом. ” (Чацкий о неведении Фамусова)

Это были цитатные образы Чацкого, Софьи и Молчалина в комедии “Горе от ума” Грибоедова, описание отношений героев, история любви и взаимоотношений Чацкого и Софьи, отношений Молчалина и Софьи.

Сочинение: Как меняется отношение Чацкого к Софье в ходе действия комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»?

Чувства Софьи к Чацкому

Дочь Фамусова за годы отсутствия своего давнего друга влюбляется в Молчалина. Поэтому Чацкого она встречает холодно и даже враждебно. Девушка расценивает их прошлые отношения как юношескую влюбленность.

Софья упрекает Чацкого за то, что он любит пошутить над другими людьми. Она называет его бесчувственным и равнодушным к окружающим, все слова Чацкого, по мнению героини, колки. Про себя Софья называет Чацкого змеей. Она не готова отвечать на чувства главного героя взаимностью, потому что все ее устремления направлены на будущее с Молчалиным.

Софья становится раздражительной, так как Чацкий догадывается о ее отношениях с Молчалиным. Для нее приезд старого друга – несчастье. Взаимоотношения Софьи и Чацкого были обречены на провал. Героиня искренна с Чацким, она высказывает ему все, что думает о его характере и манере поведения. Девушка не может вынести презрительных слов Чацкого относительно Молчалина. Его резкие и колкие, по мнению Софьи, слова, адресованные всему обществу, вызывают у Софьи только гнев. В результате героиня в разговоре с одним из гостей рассказывает о том, что Чацкий – сумасшедший.

Популярные сочинения

  • Письмо самому себе в будущее — сочинение для 5 класса
    Привет мой друг. Ты сейчас читаешь это сообщение (письмо), да и вообще странно самому себе писать, но всё же. Меня зовут Вадим, мне пятнадцать лет, на часах семь часов вечера
  • Сочинение Конфликт разума и чувств
    Как говорил знаменитый русский писатель М. Пришвин, есть чувства, которые восполняют и затемняют разум, также есть и разум, который способен охладить даже самые искренние чувства.
  • Сочинение на тему Ложь
    В жизни редко бывают ситуации, которые можно было бы оценить однозначно. Случаются моменты, когда приходится говорить неправду.
Читайте также:
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (7): сочинение

Чувства Чацкого к Софье

Александр Андреевич Чацкий относится ко всему фамусовскому обществу негативно, истинной причиной его появления в доме Фамусова стала ближайшая возможность увидеть свою возлюбленную. Пока герой «Горе от ума» находился за границей, его мировоззрение полностью изменилось, однако любовь к Софье не только оставалась прежней, но и возросла.

Чацкий искренне рад встрече с Софьей, но он и искренне не понимает, почему его возлюбленная относится к нему равнодушно. Чацкий пытается в разговорах с Софьей вспомнить их былые отношения, однако его попытки оказываются тщетными. Главный герой комедии догадывается о том, что Софья влюблена в другого. Видя то, как девушка отреагировала на падение Молчалина, он хочет убедиться в ее симпатии к нему. Поэтому Чацкий начинает серьезный разговор, в ходе которого Софья говорит о том, что ей милее весь свет, кроме него. Чацкий пытается доказать возлюбленной истинность своего чувства. Главный герой отмечает, что для него весь мир является прахом и суетой по сравнению с тем, кем для него является Софья. Чацкий говорит о том, что все его мысли и желания направлены на одну только Софью. Главный герой пытается показать, что Молчалин – не пара Софье, однако девушка остается верна своим принципам.

Так, приехавший к Софье Чацкий оказывается оклеветанным собственной возлюбленной. Главный герой узнает о том, что именно Софья распустила слух о том, что он сумасшедший. Он в растерянности говорит о том, что ехал в дом Фамусова, потому что думал, что его счастье совсем близко. Чацкий называет себя слепцом и обращается к Софье. Он упрекает ее в том, что она забыла все то, что было между ними прежде, что она обратила эту память в шутку и отдала предпочтение недостойному ее человеку. Чацкий порицает Софью за то, что она не сказала ему правду о том, что все его поступки ей противны. Главный герой комедии разрывает все отношения с бывшей возлюбленной и уезжает из Москвы.

Данная статья, которая поможет написать сочинение «Любовь Чацкого и Софьи», рассмотрит чувства героев, участвующих в любовном конфликте.

Встреча после разлуки

Однажды дверь дома Фамусовых распахнулась, и это стало точкой отсчёта новой цепочки событий.

На пороге стоял Чацкий. Он мчался в Москву, мечтая о встрече с Софьей.

Все годы он лелеял в душе образы прошлого, а сердце билось чаще от воспоминаний.

Порывистый и открытый Александр обрушивает на растерявшуюся девушку шквал эмоций:

  • восхищение внешностью любимой;
  • радость от встречи.

Но девушка испытывает несколько иные чувства. Теперь любовь в понимании Софьи и Чацкого настолько разная, что барышня не желает предаваться бессмысленному копанию в прошлом, её раздражает манера поведения Александра:

  • колкости и шутки, которые извергаются бесконечным потоком и настигают любого, кто окажется объектом внимания Чацкого;
  • ядовитые замечания и реплики, которыми изобилует описание любого представителя дворянского общества.

Полезные ссылки

Посмотрите, что у нас есть еще:

  • для самых рациональных — Краткое содержание «Горе от ума»
  • для самых нетерпеливых — Очень краткое содержание «Горе от ума»
  • для самых компанейских — Главные герои «Горе от ума»
  • для самых занятых — Читательский дневник «Горе от ума»
  • для самых любопытных — Анализ «Горе от ума» Грибоедов
  • для самых крутых — Читать «Горе от ума» полностью

Тест по произведению

  1. Вопрос 1 из 15

Детали сюжетных коллизий

Кто такие Чацкий и Софья? Ему — двадцать один, ей — семнадцать. Расстались три года

назад. Чацкий уехал, как только достиг совершеннолетия, оставил дом опекуна и вернулся в родовое имение. Не приезжал, не писал. Просто взял и исчез. По каким причинам — не так уж важно. Но что должна чувствовать влюбленная четырнадцатилетняя девушка, когда человек, которого она считает своим возлюбленным, своим будущим женихом, вот так просто берет и уезжает? Не на неделю, не на месяц. На три года. Даже в тридцать это — большой срок. А уж в четырнадцать — вечность. Что он делал все это время? О ком думал? Она может быть уверена в том, что любовь еще жива?

В четырнадцать-то лет, с подростковым максимализмом, с подростковой эмоциональностью. Критики предъявляют к девочке требования, которым не каждая взрослая женщина соответствует. А ведь отношение Чацкого к Софье — далеко не очевидный момент. Достаточно представить ситуацию глазами девочки, а не всеведущего читателя, которому Грибоедов все-все рассказал. Не логичнее ли поинтересоваться: а должна ли вообще Софья сохранить хоть какие-то чувства к Чацкому? И если да — то почему? Он ей не муж, не жених. Он — романтический воздыхатель, в один прекрасный момент упорхнувший, как мотылек с поляны, на целых три года. Порыв души у него был. Чувства. Оскорбленное достоинство. А у нее? Она не должна была в такой ситуации чувствовать обиду, недоумение, гнев? Разочарование, наконец? Пенелопа, конечно, ждала Одиссея много дольше — но ситуация была совсем другая. Чацкий — далеко не Одиссей.

Читайте также:
Драма Чадского в комедии «Горе от ума»: сочинение

Сочинение на тему чацкий и софья в комедии горе от ума

Образы Чацкого и Софьи В своей неувядающей комедии “Горе от ума” Грибоедов сумел создать целую галерею правдивых и типичных характеров, узнаваемых и сегодня. Образы Чацкого и Софьи для меня наиболее интересны, ведь их отношения далеко не так просты, как может показаться на первый взгляд. И Софья, и Чацкий несут в себе те качества, которыми не обладают большинство представителей фамусовского общества. Их отличает сила воли, способность переживать “живые страсти”, самоотверженность, умение делать собственные выводы. Софья и Чацкий росли и воспитывались вместе в доме Фамусова: Привычка вместе быть день каждый неразлучно Связала детскою нас дружбой… За время, проведенное вместе, Чацкий успел узнать в Софье умную, незаурядную, решительную девушку и полюбил ее за эти качества. Когда он, повзрослевший, набравшийся ума, многое повидавший, возвращается на родину, мы понимаем, что его чувств “ни даль не охладила, ни развлечения, ни перемена мест”. Он счастлив видеть удивительно похорошевшую за время разлуки Софью и искренне радуется встрече. Чацкий никак не может понять, что за три года, пока его не было, фамусовское общество наложило на девушку свой уродливый отпечаток. Начитавшись французских сентиментальных романов, Софья жаждет любви и хочет быть любимой, но Чацкий далеко, поэтому она избирает для выражения своих чувств человека, уж никак не достойного ее любви. Льстец и лицемер, “жалчайшее созданье” Мол- чалин лишь использует отношения с Софьей в корыстных целях, надеясь на дальнейшее продвижение по служебной лестнице. Но Софья, обуреваемая чувствами, не в силах разглядеть истинного лица под маской, и поэтому направляет искреннюю, нежную, готовую на жертвы любовь на труса и низкопоклонника. Чацкий довольно скоро понимает, что Софья не разделяет его чувств, и хочет знать, кто же ее избранник — его соперник. Многое говорит о том, что этот счастливчик — Молчалин, но Чацкий никак не хочет и не может этому поверить, видя как на ладони истинную сущность низкого Но есть ли в нем та страсть, то чувство, пылкость та. Чтоб кроме вас ему мир целый Казался прах и суета? Чтоб сердца каждое биенье Любовью ускорялось к вам? Принимая холодность Софьи, Чацкий не требует от нее ответных чувств, ведь невозможно заставить сердце полюбить! Однако он стремится познать логику ее поступков, выбора, он хочет знать те достоинства Молчалина, которые заставили девушку выбрать его, однако никак не находит их. Поверить в то, что Софья и Молчалин близки, для Чацкого означает разрушение его веры и представлений, признание того, что Софья не только не выросла духовно за время разлуки, не научилась критически осмысливать происходящее, но и превратилась в обычную представительницу фамусовского общества. Софья действительно прошла хорошую школу в доме отца, она научилась притворяться, лгать, изворачиваться, но делает это не из корыстных интересов, а пытаясь защитить свою любовь. Она испытывает глубокую неприязнь к людям, нелицеприятно отзывающимся о ее избраннике, поэтому Чацкий, с его пылкостью, остротами и выпадами, превращается для девушки во врага. Защищая свою любовь, Софья готова даже коварно отомстить старому близкому другу, безумно любящему ее: пускает слух о сумасшествии Чацкого. Мы видим, что Софья отвергает Чацкого не только из женского самолюбия, но и по тем же мотивам, по каким его не приемлет фамусовская Москва: его независимый и насмешливый ум пугает Софью, он “не свой”, из другого круга: Да этакий ли ум семейство осчастливит? А Чацкий тем временем все ищет определения чувствам Софьи и обманывается, потому что все то, что презираемо им, в дворянской Москве возведено в ранг добродетели. Чацкий все надеется на ясность разума и чувств Софьи, и поэтому в который раз списывает Молчалина со счетов: С такими чувствами, с такой душою Любим. Обманщица смеялась надо мною! Но вот трагический миг разгадки! Этот миг на самом деле жесток и трагичен, поскольку пострадали от него все. Что же вынесли из этого урока наши герои? Чацкий настолько потрясен простотой разгадки, что рвет не только нити, связывающие его с фамусовским обществом, он разрывает свои отношения с Софьей, оскорбленный и униженный выбором ее до глубины души: Вот я пожертвован кому! Не знаю, как в себе я бешенство умерил! Глядел, и видел, и не верил! Он не может сдержать своих эмоций, своего разочарования, негодования, обиды, и во всем винит Софью. Теряя самообладание, он упрекает девушку в обмане, хотя именно во взаимоотношениях с Чацким Софья была хоть жестока, но честна. Теперь же девушка действительно в незавидном положении, но у нее хватает силы воли и чувства собственного достоинства порвать отношения с Молчалиным и признаться себе в своих иллюзиях и ошибках: Я с этих пор вас будто не знавала. Упреков, жалоб, слез моих Не смейте ожидать, не стоите вы их, Но чтобы в доме здесь заря вас не застала, Чтоб никогда об вас я больше не слыхала. Во всем случившемся Софья винит “себя кругом”. Ее положение кажется безвыходным, поскольку, отвергнув Молчалина, лишившись преданного друга Чацкого и оставшись с разгневанным отцом, она опять одна. Некому будет помочь ей пережить горе и унижение, поддержать ее. Но мне хочется верить, что она справится со всем, и что Чацкий, говоря: “Вы помиритесь с ним, по размышлении зрелом”, — неправ. Комедия Грибоедова еще раз напомнила мне, что в истоках поступков людей лежат неоднозначные, зачастую противоречивые мотивы, и для того, чтобы правильно разгадать их, нужно обладать не только ясным умом, но и интуицией, широким сердцем, открытой душой.

Читайте также:
«Горе от ума» первая в истории русской литературы реалистическая комедия: сочинение

читать похожие:

Личная драма Софьи и ее причины (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Образы Чацкого и Молчалина в комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова ОБРАЗЫ ЧАЦКОГО И МОЛЧАЛИНА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА» А. С. ГРИБОЕДОВА Образ Софьи Фамусовой в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Что общего и различного в отношении Софьи и Чацкого к фамусовскому обществу?

Комедия «Горе от ума» была написана Александром Сергеевичем Грибоедовым в начале девятнадцатого века. Это выдающееся произведение русской литературы, говорящее о жизни русских людей того времени, показывающее вечную борьбу нового со старым и раскрывающее пороки человека и общества в целом.

Софья и Чацкий — главные герои комедии, примерно одинакового возраста, но принадлежащие к разным социальным группам.

Они росли и воспитывались вместе, но их идеалы, мысли, а также отношение к обществу различны, хотя и имеют черты сходства.

Александр Сергеевич Чацкий – образованный молодой человек двадцати лет, яркий представитель «века нынешнего». Он за просвещение страны и за развитие наук. Чацкий против унижений, подхалимства, лжи и раболепства для достижения высших чинов и получения новых наград, что является одной из основ фамусовского общества. Он «служит делу, а не лицам».

Софья Павловна – девушка «недюжинной натуры, живого ума, страстности и женской мягкости». Она образованна и хорошо воспитана, остроумна и сообразительна. Софья является частью московского общества, но имеет и другие качества, выделяющие ее среди других представителей фамусовского круга. Поступаете в 2019 году? Наша команда поможет с экономить Ваше время и нервы: подберем направления и вузы (по Вашим предпочтениям и рекомендациям экспертов);оформим заявления (Вам останется только подписать);подадим заявления в вузы России (онлайн, электронной почтой, курьером);мониторим конкурсные списки (автоматизируем отслеживание и анализ Ваших позиций);подскажем когда и куда подать оригинал (оценим шансы и определим оптимальный вариант).Доверьте рутину профессионалам – подробнее.

Например, героиня презирает грубость и невежество Скалозуба, ей неприятно его стремление только к богатству. («Мне все равно, что за него, что в воду»).

Оба героя не зависят от общественного мнения. Софья пренебрежительно относится к разговорам и сплетням. Ее любовь к Молчалину, «человеку удобному: мягкому, тихому, безропотному», сильна и искренна. Софья не боится осуждения общества: «Что мне молва? Кто хочет, так и судит…» Сам Чацкий же открыто критикует консервативное московское общество, судит о его членах по личным качествам, а не по размеру кошелька или количеству наград. Он не боится возмущения и отторжения в фамусовском круге, продолжая выявлять его пороки и отстаивать свои мысли.

Увидев и посетив другие страны, Чацкий совершенно не мог признать устоев московского общества. В нем зародились новые идеи и мысли. По приезду в Москву, он стал говорить о свободе личности и слова, что было не понятно дворянам того времени. Софья Павловна прожила всю свою жизнь в Москве и не видела другого мира, что отразилось на ее характере. Она научилась лгать, хоть и для «благих» целей. Во многом она была согласна с московскими правилами и законами. Подтверждением этому является то, что именно она первая пустила слух о сумасшествии Чацкого. Значит, она способна совершить низкий и безнравственный поступок, свойственный исключительно фамусовскому миру.

После прочтения комедии «Горе от ума» А.С.Грибоедова мы понимаем, что абсолютно не обязательно молодым жить по старым устоям и правилам. Ведь всегда в обществе будут появляться такие, как Чацкий, которые будут бороться с «веком минувшим» и противостоять его идеям и идеалам, принося в мир новые мысли.

Полезный материал по теме:

  1. В чём сходство и различие в отношении Чацкого и Софьи к фамусовскому обществу?
  2. Взаимоотношения Софьи и Чацкого
  3. Образ Софьи
  4. Образ и характер характеристика Софьи
  5. Функциональная значимость сна Софьи

«А судьи кто?!» (Чацкий глазами Фамусова, Софьи и других героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

Скачать сочинение

Сей риторический вопрос, озвученный главным героем комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Александром Андреевичем Чацким, давно уже покинул пределы литературного произведения и по нынешний день существует самостоятельно. Этим вопросом задается каждый без исключения, ибо сущность человеческого бытия заключена в единстве и борьбе противоположных взглядов и мнений. Еще великий Аристотель говорил: “Человек — существо социальное”. И оценивается человек по делам его не каким-либо Вселенским Разумом, а другими людьми, имеющими свои добродетели и пороки. Гений Грибоедова состоит в том, что его комедия максимально приближена к реальной человеческой жизни. Автор не просто своим велением противопоставляет “двадцать пять глупцов одному умному человеку”, но и дает уникальную возможность взглянуть на Чацкого глазами других героев комедии.
Первой свое отношение к главному герою высказывает служанка Лиза в беседе с Софьей Павловной о “делах сердечных” и свадебных перспективах последней. Ее оценка явно женская: Лиза говорит о тех качествах Чацкого, которые первыми замечают в нем именно женщины:

Читайте также:
Москва А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина: сочинение

Кто так чувствителен, и весел, и остер,
Как Александр Андреич Чацкий.

При этом именно Лиза выступает в роли первой союзницы Чацкого, оправдывая его отъезд из Москвы серостью и тоскливостью здешней затхлой барской жизни:

Где носится ? в каких краях?
Лечился, говорят, на кислых он водах,
Не от болезни, чай, от скуки.

Софья сразу настроена к озвученным Лизой достоинствам Чацкого более скептично:

. Он славно
Пересмеять умеет всех;
Болтает, шутит, мне забавно;
Делить со всяким можно смех.

Она на протяжении всего действия комедии намеренно дистанцируется от главного героя, созерцая его сквозь призму живой и беспристрастной иронии, в которой все достоинства Чацкого, дарованные ему Грибоедовым, искажаются, принимая причудливые и комичные формы. В первой беседе двух героев Софья своими словно невзначай оброненными фразами будто бы намеренно провоцирует Чацкого изливать желчь на Москву и ее обитателей:

Гоненье на Москву.
Что значит видеть свет.
Вот вас бы с тетушкою свестъ,
Чтоб всех знакомых перечесть.

Софья не оставляет никаких недомолвок между ней и Чацким; она пряма и искренна, решительно высказывает все упреки:

Веселость ваша не скромна,
У вас тотчас уж острота готова.
. грозный взгляд и резкий тон,
И этих в вас особенностей бездна;
А над собой гроза куда не бесполезна.

Именно Софья, сразу же определив главного героя как “Не человек, змея!”, дает и старт стремительной развязки:

Он не в своем уме.

Павел Афанасьевич Фамусов принимает возвратившегося из путешествия Чацкого с видимым радушием. Будучи озадаченным вопросом замужества своей взрослой дочери и терзаемый размышлениями “Который же из двух?”, помещая на разные чаши весов Молчалина и Чацкого, Фамусов пытается оценить главного героя на предмет практичности. Впрочем, как и в случае с Софьей, позиция в отношении Чацкого формируется в первом же их масштабном диалоге, где Фамусов на свои предложения “. имением не управлять оплошно, а главное, пойти-ка послужить” получает порцию радикальной критики устоев общества в сравнении “века нынешнего и века минувшего”. Подобный поворот в беседе

Ах! Боже мой! он карбонарий.
Опасный человек.
Что говорит! и говорит, как пишет.
Он вольность хочет проповедать.
Да он властей не признает.

Раздосадованный неумением Чацкого держать язык за зубами в присутствии “солидного, известного человека” Сергея Сергеевича Скалозуба, который “знаков тьму отличья нахватал”, Фамусов укрепляется в своем мнении окончательно и бесповоротно. На некоторое время покидая сцену, он возвращается в самый разгар жаркого обсуждения сумасшествия главного героя, внося свою посильную лепту в укреплении и раздувании нелепого слуха:

Я первый, я открыл!
Давно дивлюсь я, как никто его не свяжет.
По матери пошел, по Анне Алексевне;
Покойница сума сходила восемь раз.

Отношение к Чацкому второстепенных персонажей целиком и полностью основывается на озвученном кем-либо мнении, обнажая неспособность к самостоятельному анализу и оценке. Скалозуб, которому Фамусов отрекомендовал Чацкого как “делового, малого с головой, славно пишущего и переводящего”, остается при этом мнении даже после монолога главного героя “А судьи кто?!”, где речь идет об алчной страсти к чинам и мундирам. Тугоуховские обмеряют Чацкого шкалой знатности и состоятельности, опираясь на слова Натальи Дмитриевны Горич. Репетилов занимается пред Чацким самобичеванием, самоуничижением, выражает ему всю преданность, уважение, едва ли представляя даже, кто есть главный герой на самом деле. Каждый из участников комедии кривит зеркало, в котором отражен Чацкий, на свое собственное усмотрение.
“Не суди да несудим будешь” — гласит древняя народная мудрость. Истинность ее неоспорима, и именно она стоит гербовой печатью на всей комедии “Горе от ума”. Будучи беспощадным судьей нравов и обычаев московского общества, Чацкий сам попадает под суд, в котором у него нет адвоката, зато есть множество самых разных обвинителей. Задавая свой риторический вопрос, главный герой не получает на него однозначного ответа, ибо риторический вопрос такового ответа не имеет, по определению.

33102 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / «А судьи кто?!» (Чацкий глазами Фамусова, Софьи и других героев комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума».)

Смотрите также по произведению “Горе от ума”:

Идея, суть и смысл комедии Грибоедова Горе от ума

Произведение «Горе от ума» является величайшим богатством русской классики 19 века, оно было написано в период смены веков.

Смысл комедии Грибоедова заключается в описании столкновения двух миров – старого аристократического, представителем которого является Фамусов, и нового прогрессивного – в лице Чацкого. На всем протяжении повествования Чацкий – личность образованная, ведет борьбу с отсталым крепостническим обществом. Столкновение этих людей, олицетворяющих собой два совершенно разных типа общества предсказуемо и неизбежно, т. к. представители старого времени придерживаются старого уклада жизни, не принимают перемен, им комфортно и сытно и до других нет дела. Общество нового поколения стремится к новой жизни, к развитию себя и своего государства.

Читайте также:
Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Идея комедии «Горе от ума» состоит в том, что новые взгляды и помыслы Чацкого не вписываются в старые аристократические устои и окружающее общество считает его безумным. Считать человека безумным намного проще, чем вносить в свою привычную жизнь новые перемены, ведь они не оставят без изменений ни одну из сфер человеческой жизни.

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» в то время вдохновляло общество на борьбу с произволом и подлостью, с насилием и невежеством. Автор выразил с помощью своего героя Чацкого отвращение к зажиревшему аристократическому окружению, к лености и праздности. Монологи этого мужчины остроумны и пугающе смелы. Чацкий точно знает, чего хочет. Но данная комедия не лишена трагизма. Трагедией данной пьесы является то, что умный и смелый Чацкий влюбляется в девушку из ненавистного ему общества, но его любовь остается безответной и не понятой. Это приводит к тому, что Чацкий уезжает из Москвы.

Название комедии говорит само за себя. Проблема ума всегда была актуальна. Во все времена умные, разносторонне развитые, образованные люди своего времени считались безумными. Их идеи, идущие наперекор общепринятым правилам, подвергались гонению и жесточайшей критики. Вот и обвинение Чацкого в сумасшествии было выгодно обществу, потому что это дает возможность аристократам старого мировоззрения оправдать свой образ жизни.

Сегодня, как и в прошедшие годы, комедия «Горе от ума» побуждает к борьбе с себялюбием, рабовладением и другими отрицательными социальными явлениями.

Вариант 2

Александр Грибоедов – один из самых талантливых и умных людей среди современников. Из-под его пера вышло три великих произведения, которые остались в истории. Одно из них «Горе от ума». Автор смог точно описать возникший между двумя поколениями конфликт, век грядущий с веком будущим сталкивается, нравы и взгляды становятся причиной конфликта, который быстро разразился и привел к настоящему противостоянию героев.

Главным героем является Чацкий, который представляет поколение будущее. Все остальные герои являются для него противостоянием. Автор подчеркивает эту мысль в названии, на одного Чацкого, который обладал живым умом, тянущимся к знаниям, фактически гениальным, приходится человек 25, которые не обладают особым умом.

Противопоставлением для него является Фамусов, который является типичным аристократом, живущим на территории Москвы. Ему присущи разные изъяны духа, которые имеются и у других бывших крепостных. Он привык проводить время на службе, которую считает весьма приятным времяпровождением. За этот он также получает продвижение по службе, а имеющийся опыт позволяет ему быстро продвигаться по карьерной лестнице.

Именно Грибоедов стал основоположником понятия «Фамусовское общество», которое полностью описывает состояние молодежи того поколения. Оно является достаточно традиционным. Каждый из них привык служить более высокому начальству, фактически поклоняться ему и следовать каждому указанию. Самое главное для них обрести настоящее богатство и понять происходящее, в этом весь смысл жизни молодых людей того времени, эпохи, в которой живет сам Грибоедов.

На противопоставлении с Чацким он показывает, что и в том обществе есть люди, которым не важны чины и продвижение по службе, большое богатство. Он старается донести данное мнение окружающим людям, но они считают его простым изгоем, которого нужно скорее искоренить из окружающего общества.

Таковых людей очень мало, окружающие не признают его гениальность, возможность размышлять. Таких людей единицы в окружающем обществе, их привыкли считать настоящими изгоями.

Автор показывает, что гениальный человек не может жить в бытовых условиях в окружении подобного общества. Он не находит людей, который могли бы его поддержать, пойти на революцию, обрести настоящую свободу слова и жить так, как главный герой решает сам, не смотря на окружающее его общество.

Также читают:

Картинка к сочинению Идея, суть и смысл комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Все мы сегодняшние являемся частью событий, происходивших вчера, а также фрагментом всего того, что будет составлять наше завтра. Как листочки огромного дерева, которые много лет подряд распускаются

Главный персонаж подрастал в наследственной усадьбе Обломовке, великолепной и тихой местности. Весь окружающий мир вслед за тем жил будто бы согласно плану, а общество веровало в народные сказания и злобных домовых.

В фарфоровом дворце Китая жил император. При дворе далеко тянулся сад, из которого можно было попасть в чудесный лес. В саду росли цветы с привязанными колокольчиками из серебра.

Актер еще один персонаж из пьесы Максима Горького «На дне» мужчина живет в ночлежке, в которой помимо него проживают еще много людей. У каждого из этих людей свои проблемы и свои жизненные устои.

Главные герои – Сэм и Билли. Два взрослых человека решили провернуть серьёзное дело: их цель – провести спекуляции на земельных участках. Чтобы осуществить задуманную авантюру им необходима некоторая сумма денег

Сочинение Смысл названия произведения Горе от ума

Название произведения… Оно имеет огромное значение для понимания текста. Через название автор может указать как на основную мысль, так и на проблематику произведения. Тоже самое касается и пьесы А.С. Грибоедова «Горе от ума». В таком случае, каков смысл названия данного произведения?

Читайте также:
Как Скалозуб стал полковником: сочинение

Грибоедов через название подчёркивает наличие в конфликте пьесы такой важной проблемы, как проблема ума. Первоначально комедия называлась «Горе уму», что отсылает нас к русской пословице, в которой дурак всегда побеждал умного. Умным в данной пьесе всегда считали Чацкого, потому что сам Грибоедов назвал его таковым, и многие литераторы поддержали его в этом. Однако Пушкин не смог согласиться с этим, он на пост умного человека выдвинул самого Грибоедова, потому что Чацкий, по его мнению, всего лишь повторял мысли автора комедии, потому что долгое время находился рядом с ним.

Также стоит отметить, что в произведении «Горе от ума» нет глупых людей, просто у всех ум отличается. Понимание и стандарты ума разные, поэтому предшественники Грибоедова назвали бы умным Молчалина, потому что его ум ему, безусловно, помогает, в отличие от Чацкого. Несмотря на свои корни, уходящие к русской пословице, дела обстоят именно так. Ум Чацкого, хоть возвышенный, но странный для его окружения.

Грибоедов, представляя такое количество героев, как бы спрашивает читателя, что такое ум? Почти все персонажи рассуждают на эту тему. У всех есть свое представление и стандарты, по которым они определяют ум. Из-за этого нет какого-то эталона ума в комедии Грибоедова нет, поэтому нет тех, кто прав или победил. Хотя Чацкий страдает больше других.

Несмотря на то, что главная проблема комедии — ум, немаловажное значение в ней имеют и чувства. Именно из- за их противоречивости и несопоставимости страдает Чацкий по его же словам: «ум с сердцем не в ладу». Многие считают, что главный герой ушел, чтобы «не повредить» свой ум, однако это не совсем так. Он удалился, потому что его чувство не могло перенести нанесённого оскорбления, как от света в общем, так и от выбора Софьи в частности.

Таким образом, у названия комедии несколько смыслов. Первый заключается в том, что из-за различия умов люди не способны понять друг друга, почему и страдают. Вторым можно считать несопоставимость ума и чувств, где также причиной горя выступает ум. Также название помогает автору обратить внимание читателя именно на проблему ума.

Рассуждение 2

В романе «Горе от ума» А.С. Грибоедов сталкивает людей с совершенно противоположными взглядами. Они будто из разных миров. Речь идет о главных героях произведения – Чацком и Фамусове.

Фамусов, и все его окружение, находятся во власти постоянной лжи и глупости. Им чуждо желание постигать новое, они отторгают образование и не видят в этом что-то плохое. В них множество недостатков и противоречий, но им на это плевать. Даже видя, что его единственная дочь София желает учиться, Фамусов осуждает ее, мол, зачем, у тебя же и так все есть!

В одном из эпизодов Фамусов рассказывает историю о том, как его родственник добился высокого статуса и расположения царицы. Дело оказалось нехитрым: он, будучи уже немолодым человеком, всего-то падал лбом об пол, тем самым вызывая у господ смех над собой. И Фамусов не видит в это ничего такого. Для него не так важны средства, главное это лишь цель.

Обратим внимание на главного героя комедии. Чацкий это молодой человек, с достойным образованием и манерами, который только недавно вернулся из долгого путешествия. Но на родине его будто бы никто и не ждал. Придя к объекту своей любви, к Софии, он не находит нужного отклика, девушка холодна и отстраненна. Также в своих мечтах Чацкий желает образумить свой народ, научить его чему-то новому, рассказать им о невиданных вещах, свидетелем которых он был. Но в реальности все оборачивается совсем не так, как он того хотел. Никто не желает слушать его россказни, он сталкивается с непреодолимой стеной из непонимания и упреков. Совершенно никто не хочет что-то менять. Чацкий ошарашен поведением Софии. Она не только оттолкнула его от себя, не приняв его чувства, так еще и распустила слух о том, что Чацкий якобы является сумасшедшим, выжившим из ума, человеком.

Чацкий – человек чести. Он не желает видеть в своей стране все те пороки, из-за которых его государство разлагается и гниет. Людям плевать на это, также им плевать и на себя, моральные нравы и традиции давно выкинуты за борт без какого-то сожаления. Общество сплотилось вокруг подхалимажа, обмана и раболепства. Чины не даются за ум и подвиги, их раздают налево и направо любимчикам и тем, кто громче всех хвалит своих господ. Всюду упадок и грязь, и выхода из этой ситуации будто бы и нет. Высший свет занят лишь танцами, балами и застольями, ни одного образованного человека, желающего привнести в этот мир что-то полезное, не сыскать.

В конечном итоге, Чацкий разочаровывается и уезжает обратно заграницу. Он хочет учиться, бороться за свободу слова. И ему не место среди фамусовского общества.

Читайте также:
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ ГОРЕ ОТ УМА ТРАГЕДИЯ ЧАЦКОГО: сочинение

Почему же Грибоедов назвал свою комедию именно так? А все потому, что только горе получил Чацкий за свое образование и ум. Будь он как все, никто бы и слова ему не сказал и не стал выгонять из дома. Но Чацкий не желает становиться частью такого общества, он не хочет быть зависимым от глупцов и негодяев.

Смысл названия произведения Горе от ума

Популярные сочинения

Когда наступают холода, природа замирает и больше не существует будто движения и живность куда-то исчезает. Наступает сон, который идет естественным ходом как противоположность активности лета.

Салтыков-Щедрин – великий писатель, подаривший России множество сказок и романов, обличающих действительность. Одним из таких произведений является «История одного города»

Война есть процесс ресурсозатратный и разрушительный. Всяческими способами человечество пыталось избегать её (не все и только на словах, к сожалению). Целью государства в послевоенный период является акцентирование

Смысл, идея и суть комедии Грибоедова Горе от ума

Произведение «Горе от ума» является величайшим богатством русской классики 19 века, оно было написано в период смены веков.

Смысл комедии Грибоедова заключается в описании столкновения двух миров – старого аристократического, представителем которого является Фамусов, и нового прогрессивного — в лице Чацкого. На всем протяжении повествования Чацкий – личность образованная, ведет борьбу с отсталым крепостническим обществом. Столкновение этих людей, олицетворяющих собой два совершенно разных типа общества предсказуемо и неизбежно, т. к. представители старого времени придерживаются старого уклада жизни, не принимают перемен, им комфортно и сытно и до других нет дела. Общество нового поколения стремится к новой жизни, к развитию себя и своего государства.

Идея комедии «Горе от ума» состоит в том, что новые взгляды и помыслы Чацкого не вписываются в старые аристократические устои и окружающее общество считает его безумным. Считать человека безумным намного проще, чем вносить в свою привычную жизнь новые перемены, ведь они не оставят без изменений ни одну из сфер человеческой жизни.

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» в то время вдохновляло общество на борьбу с произволом и подлостью, с насилием и невежеством. Автор выразил с помощью своего героя Чацкого отвращение к зажиревшему аристократическому окружению, к лености и праздности. Монологи этого мужчины остроумны и пугающе смелы. Чацкий точно знает, чего хочет. Но данная комедия не лишена трагизма. Трагедией данной пьесы является то, что умный и смелый Чацкий влюбляется в девушку из ненавистного ему общества, но его любовь остается безответной и не понятой. Это приводит к тому, что Чацкий уезжает из Москвы.

Название комедии говорит само за себя. Проблема ума всегда была актуальна. Во все времена умные, разносторонне развитые, образованные люди своего времени считались безумными. Их идеи, идущие наперекор общепринятым правилам, подвергались гонению и жесточайшей критики. Вот и обвинение Чацкого в сумасшествии было выгодно обществу, потому что это дает возможность аристократам старого мировоззрения оправдать свой образ жизни.

Сегодня, как и в прошедшие годы, комедия «Горе от ума» побуждает к борьбе с себялюбием, рабовладением и другими отрицательными социальными явлениями.

Вариант 2

Александр Грибоедов – один из самых талантливых и умных людей среди современников. Из-под его пера вышло три великих произведения, которые остались в истории. Одно из них «Горе от ума». Автор смог точно описать возникший между двумя поколениями конфликт, век грядущий с веком будущим сталкивается, нравы и взгляды становятся причиной конфликта, который быстро разразился и привел к настоящему противостоянию героев.

Главным героем является Чацкий, который представляет поколение будущее. Все остальные герои являются для него противостоянием. Автор подчеркивает эту мысль в названии, на одного Чацкого, который обладал живым умом, тянущимся к знаниям, фактически гениальным, приходится человек 25, которые не обладают особым умом.

Противопоставлением для него является Фамусов, который является типичным аристократом, живущим на территории Москвы. Ему присущи разные изъяны духа, которые имеются и у других бывших крепостных. Он привык проводить время на службе, которую считает весьма приятным времяпровождением. За этот он также получает продвижение по службе, а имеющийся опыт позволяет ему быстро продвигаться по карьерной лестнице.

Именно Грибоедов стал основоположником понятия «Фамусовское общество», которое полностью описывает состояние молодежи того поколения. Оно является достаточно традиционным. Каждый из них привык служить более высокому начальству, фактически поклоняться ему и следовать каждому указанию. Самое главное для них обрести настоящее богатство и понять происходящее, в этом весь смысл жизни молодых людей того времени, эпохи, в которой живет сам Грибоедов.

На противопоставлении с Чацким он показывает, что и в том обществе есть люди, которым не важны чины и продвижение по службе, большое богатство. Он старается донести данное мнение окружающим людям, но они считают его простым изгоем, которого нужно скорее искоренить из окружающего общества.

Таковых людей очень мало, окружающие не признают его гениальность, возможность размышлять. Таких людей единицы в окружающем обществе, их привыкли считать настоящими изгоями.

Автор показывает, что гениальный человек не может жить в бытовых условиях в окружении подобного общества. Он не находит людей, который могли бы его поддержать, пойти на революцию, обрести настоящую свободу слова и жить так, как главный герой решает сам, не смотря на окружающее его общество.

Читайте также:
«Горе от ума» – это благороднейшее создание гениального человека: сочинение

Идея, суть и смысл комедии Грибоедова Горе от ума

Произведение «Горе от ума» является величайшим богатством русской классики 19 века, оно было написано в период смены веков.
Смысл комедии Грибоедова заключается в описании столкновения двух миров – старого аристократического, представителем которого является Фамусов, и нового прогрессивного — в лице Чацкого. На всем протяжении повествования Чацкий – личность образованная, ведет борьбу с отсталым крепостническим обществом. Столкновение этих людей, олицетворяющих собой два совершенно разных типа общества предсказуемо и неизбежно, т. к. представители старого времени придерживаются старого уклада жизни, не принимают перемен, им комфортно и сытно и до других нет дела. Общество нового поколения стремится к новой жизни, к развитию себя и своего государства.

Идея комедии «Горе от ума» состоит в том, что новые взгляды и помыслы Чацкого не вписываются в старые аристократические устои и окружающее общество считает его безумным. Считать человека безумным намного проще, чем вносить в свою привычную жизнь новые перемены, ведь они не оставят без изменений ни одну из сфер человеческой жизни.

Пьеса Грибоедова «Горе от ума» в то время вдохновляло общество на борьбу с произволом и подлостью, с насилием и невежеством. Автор выразил с помощью своего героя Чацкого отвращение к зажиревшему аристократическому окружению, к лености и праздности. Монологи этого мужчины остроумны и пугающе смелы. Чацкий точно знает, чего хочет. Но данная комедия не лишена трагизма. Трагедией данной пьесы является то, что умный и смелый Чацкий влюбляется в девушку из ненавистного ему общества, но его любовь остается безответной и не понятой. Это приводит к тому, что Чацкий уезжает из Москвы.

Название комедии говорит само за себя. Проблема ума всегда была актуальна. Во все времена умные, разносторонне развитые, образованные люди своего времени считались безумными. Их идеи, идущие наперекор общепринятым правилам, подвергались гонению и жесточайшей критики. Вот и обвинение Чацкого в сумасшествии было выгодно обществу, потому что это дает возможность аристократам старого мировоззрения оправдать свой образ жизни.

Сегодня, как и в прошедшие годы, комедия «Горе от ума» побуждает к борьбе с себялюбием, рабовладением и другими отрицательными социальными явлениями.

Композиция и сюжетные линии комедии «Горе от ума»

При написании комедии «Горе от ума» Грибоедов использовал характерный для данного жанра прием. Здесь мы можем увидеть классический сюжет, где на руку одной девушки претендуют сразу двое мужчин. Образы их тоже классические: один скромный и почтительный, второй — образованный, горделивый и уверенный в собственном превосходстве. Правда, в пьесе Грибоедов немного по-другому расставил акценты в характере героев, сделав симпатичным для того общества, именно Молчалина, а не Чацкого.

В течение нескольких глав пьесы идет фоновое описание жизни в доме Фамусовых и только в седьмом явлении начинается завязка любовного сюжета. Достаточно подробное длительное описание в ходе пьесы повествует всего лишь об одном дне. Длительного развития событий здесь не описывается. Сюжетных линий в комедии две. Это конфликты: любовный и социальный.

Каждый из образов, описанных Грибоедовым, многогранен. Интересен даже Молчалин, к которому, уже у читателя, возникает неприятное отношение, но явного отвращения он не вызывает. За ним интересно наблюдать в различных эпизодах.

В пьесе, несмотря на взятие основополагающих конструкций, для построения сюжета имеются определенные отступления, и явно прослеживается, что комедия была написано на стыке сразу трех литературных эпох: процветающего романтизма, зарождающегося реализма и отмирающего классицизма.

Комедия Грибоедова «Горе от ума» получила свою популярность не только за использование классических приемов построения сюжета в нестандартных для них рамках, в ней были отражены явные изменения в обществе, которые тогда только зарождались и пускали свои первые ростки.

Интересно произведение еще и тем, что оно разительно отличается от всех других трудов, написанных Грибоедовым.

Особенности сюжета, композиции произведения

За основу сюжета автор берет один день пребывания в доме Фамусова – московского помещика из дворянского сословия. Именно в этот респектабельный дом неожиданно утром приезжает Чацкий – молодой человек, пылко влюбленный в дочь Фамусова Софью. Он проводит весь день в доме Фамусова.

Нужен совет преподавателя по схожей теме? Задай вопрос преподавателю и получи ответ через 15 минут! Задать вопрос

Жанром произведения считается комедия, причем, реалистическая: все действия происходят в конкретной обстановке. Присутствуют выраженные атрибуты тогдашнего времени: борьба карбонариев за свободу в Италии, ученый комитет, ланкастерское взаимное обучение. Прототипы героев взяты Грибоедовым из жизни.

Композиция «Горя от ума» уникальна, в ней – две сюжетные линии: социальная и любовная. Вначале любовная линия выходит на первый план. И построена она на обычном любовном треугольнике: есть героиня романа и два претендента на ее руку и сердце. Но потом яркая социальная линия оттесняет любовную, которая становится своеобразным обрамлением серьезного противостояния Чацкого и общества.

Смысл, идея и суть комедии Грибоедова Горе от ума

Главная идея, которую вложил Александр Грибоедов в свою комедию — показать быт, нравы современного ему общества, современной ему Москвы. В произведении сталкиваются два лагеря, два мировоззрения — старые консервативные конформисты-аристократы поклоняющиеся чинам, богатству, всеми силами старающиеся сохранить существующий привычный уклад жизни и передовые люди, стремящиеся к переменам, желающие о лучшей жизни, чем у них есть.

Читайте также:
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».): сочинение

В произведении наблюдается противостояние Чацкого и Фамусова, и столкновение это совершенно предсказуемо. Этот конфликт должен был быть, ибо старые обыватели как Фамусов, привыкшие заботиться лишь о личном благе, и равнодушные к чаяниям окружающих, терпеть не могут таких как Чацкий, «сеющих смуту», нарушающих всем прижившийся порядок, стремящихся к установлению справедливости. В таких как Чацкий, Фамусов видит настоящего врага, угрозу своему высокому положению, своей безбедной праздно-отупляющей жизни. Дух горделивости и высокомерия царит на балах у Фамусова. Чацкий попав на один из балов впал в непосильную скуку из-за того сонма обитающего там (от скуки его не спасла даже влюбленность, настолько всё было удручающе). А все потому что интересы их ограничиваются лишь ассигнациями и званиями. К тому же все гости насторожены по отношению друг к другу, среди них витает атмосфера неприязни, высокомерия.

Что хотел сказать нам Грибоедов этим произведением? В чем же спрашивается смысл комедии? Он заключается в верности Чацкого своим убеждениям, несмотря на душевные терзания и множественные неудачи. В гнусном доме Фамусова он играет роль обличителя невежественных обывателей, ретроградов прилагающих все усилия свои на удержание существующего порядка, не стремящихся к более честной и справедливой жизни, думающих о себе. Такие субъекты тормозят наше время, развитие мира, а подобные Чацкому заставляют нашу планету вертеться и прогрессировать. Такие как он стараются освободить простой люд от непосильного гнёта.

В пьесе Горе от ума суть заключается в конфликте между одаренной, прогрессивной личностью (склонной к декабризму) и фамусовским обществом (почитание денег, чинов, тщеславие и лицемерие) который предстает как борьба за права и достоинства человека. Устами Чацкого была выражена позиция автора по отношению к современному ему социуму. Очень много образов из произведения стали нарицательными, а отдельные отрывки афоризмами.

Проблематика, идея, тема произведения

Главная проблема произведения – проблема ума и глупости, что отражено в названии. Спорят «век нынешний и век минувший»: у каждого – свой взгляд на культуру и ценности, честь и совесть. И эти взгляды оказываются диаметрально противоположными. Все окружение Чацкого считает, что главное в жизни – материальный достаток, устойчивое положение в обществе и хорошая репутация. Главное – это то, что будут говорить о вас в свете. И жить нужно, как живет большинство: вовремя «подслужиться», подсуетиться, угодить, получить должный чин, награду и хорошее жалование.

Готовые работы на аналогичную тему

  • Курсовая работа Грибоедов А.С. «Горе от ума», краткий анализ 490 руб.
  • Реферат Грибоедов А.С. «Горе от ума», краткий анализ 280 руб.
  • Контрольная работа Грибоедов А.С. «Горе от ума», краткий анализ 220 руб.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Узнать стоимость
А иметь собственное мнение не обязательно, да оно и не требуется:

В мои года не должно сметь свое суждение иметь.

И Чацкий, желающий «служить делу, а не лицам», выглядит странно со своими оригинальными суждениями, он не понятен остальным, да и опасен, в каком-то роде. Поэтому, легче объявить Чацкого сумасшедшим – какой спрос с умалишенного? А, чтобы не мешал и не раздражал – изгнать неугодного: «с глаз долой – из сердца вон».

В своей комедии Грибоедов ярко и глубоко отобразил борьбу двух традиций, двух лагерей русского общества XIX века: духа рабского, слепого подражания всему иноземному и духа гордого свободы и независимости людей возвышенных, идейных.

История написания комедии «Горе от ума»

Идея написания комедии «Горе от ума» посетила Грибоедова во время пребывания в Петербурге. В 1816 году он вернулся в город из-за границы и оказался на одном из светских приемов. Глубокое внутреннее возмущение у него вызвала тяга русских людей к иностранному, после того, как он заметил, что знать города преклоняется перед одним из заграничных гостей. Писатель себя не сдержал и выказал свое негативное отношение. Тем временем, кто-то из приглашенных, не разделивших его убеждений, парировал, что Грибоедов сумасшедший.

События того вечера легли в основу комедии, а сам Грибоедов стал прототипом главного героя Чацкого. Работу над произведением писатель начал в 1821 году. Трудился он над комедией в Тифлисе, где проходил службу при генерале Ермолове, и в Москве.

В 1823 году работа над пьесой была закончена, и писатель стал зачитывать ее в московских литературных кругах, попутно получая восторженные отзывы. Комедия с успехом расходилась в виде списков среди читающего населения, но впервые она была опубликована только в 1833 году, после прошения министра Уварова к царю. Самого писателя к тому времени в живых уже не было.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: