Анализ эпизода Бал в доме Фамусовых из комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Анализ эпизода Бал в доме Фамусовых из комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» произвела много шума в отечественной драматургии. Это – замечательное произведение с острым, афористичным языком. В своей пьесе Грибоедов затронул много вопросов и проблем русского общества 20-х годов 19 века. Главной же проблемой произведения можно назвать противостояние «века нынешнего» и «века минувшего». Особенно ярко, на мой взгляд, это раскрылось в 3 действии комедии, в сцене бала.

Чацкий – явный представитель поколения будущего, он жаждет видеть перемены в стране, у него активная социальная и политическая позиция. Он открыто противопоставлен Фамусову. Но Фамусов, безусловно, не единственный представитель приверженцев старых традиций. Все фамусовское общество – это консерваторы, боящиеся всего нового, неизведанного. Это общество во всей его полноте мы видим именно в 3 действии, в сцене бала. В этом эпизоде особенно четко видны разногласия между Чацким и фамусовской Москвой.

До этого эпизода мы видели, можно сказать, только двух представителей лагеря консерваторов – это Фамусов и Скалозуб. Но тут на сцену выходят и другие персонажи – московская знать. Все эти люди объединены общими взглядами, позицией, но, тем не менее, автор коротко, но ярко описывает нам каждого из них. Загорецкий – доносчик и картежный шулер, Хрюмины вздорны и брюзгливы, двуличны. Мы видим, что Тугоуховские признают в людях только знатность, богатство и чины, как и многие в этом обществе. Поэтому все так почтительны с властной, грубой, деспотичной Хлестовой. Вызывает неприязнь слабохарактерность Платона Михайловича Горича, которого при всех отчитывает жена. Господа N и D – заядлые сплетники, именно они с большим злорадством будут распространять слух о сумасшествии Чацкого.

Но не вся дворянская Москва появляется перед нашими глазами. Есть еще масса людей, оставшихся где-то там, за сценой. О них мы узнаем из разговоров. Это Кузьма Петрович, Фома Фомич, Татьяна Юрьевна, Марья Алексеевна и другие. Все гости во главе с хозяином дома – само воплощение ханжества, нравственного уродства, пошлости. Об этих людях Чацкий говорит:

В любви предателей, вражде неутомимых,

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков,

Дряхлеющих над выдумками, вздором.

Такое общество не прощает ума, свободомыслия, высказывания собственных идей. Чацкий независим, он нравственно превосходит эту толпу. Такого здесь не могут простить. Фамусовское общество с особой ненавистью преследует героя. А слух о сумасшествии Чацкого все подхватывают с большой готовностью. Примечательно то, что эту сплетню распускает именно Софья. Тем самым она предает героя. Если до этого момента читатель мог колебаться, к какому лагерю причислить девушку, то после этого поступка она стала полноправным членом фамусовского общества. После такой подлости Софья перестала отличаться от толпы ханжей, подлецов и дураков.

Но Чацкий несгибаем. Он презирает невежество, косность, пресмыкание. Здесь хочется вспомнить его знаменитый монолог о «французике из Бордо», где герой обличает «пустое, рабское, слепое подражанье» всему иностранному:

Приехал – и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве, с друзьями;

Так же в этом монологе Чацкий негодует по поводу «чужевластья мод», ведет борьбу за достоинство русского народа:

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Этот эпизод примечателен еще и тем, что мы понимаем: Чацкий не одинок. В стране есть похожие на него люди. Это, например, двоюродный брат Скалозуба, который из-за каких-то «новых правил»: «…службу вдруг оставил, В деревне книги стал читать». Это и племянник княгини Тугоуховской – «химик и ботаник». Это и профессора Педагогического института, о которых княгиня Тугоуховская с негодованием говорит, что они «упражняются в расколах и в безверье».

Чацкий не угоден фамусовскому окружению, поэтому слух о его сумасшествии распространяется с такой скоростью и обрастает самыми невероятными подробностями. Кто-то вдруг сообщает, что герою прострелили голову, а в конце вообще оказывается, что молодой человек – беглый преступник. Причину сумасшествия все московское общество видит в науке, в просвещении. Фамусов говорит об этот так:

Ученье – вот чума, ученость – вот причина,

Что нынче пуще, чем тогда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

На самом деле, нет ничего странного в рождении этого слуха. Ведь для фамусовского общества Чацкий и есть сумасшедший, безумный человек, отважившийся свободно высказывать свое мнение, позволяющий себе не чтить чины и светскую знатность.

Таким образом, данный эпизод имеет большое значение для всего произведения. Здесь особо ярко подчеркивается противостояние Чацкого и фамусовского общества. Кроме того, именно в третьем действии распускается слух о сумасшествии Чацкого, из-за которого герой вынужден бежать из Москвы.

Сочинение: Сцена бала в пьесе «Горе от ума» (А. С. Грибоедов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.12.2019 · Обновлено 17.12.2019

(659 слов) Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» является ярким и одним и наиболее цитируемых произведений русской литературы. Писателю удалось создать объемную и реалистичную картину современного ему общества, вывести и обличить его основные пороки.

Ключевой сценой пьесы становится эпизод бала в доме Павла Афанасьевича Фамусова, куда приезжает после трехлетнего отсутствия Чацкий. Гости собираются на вечер с намерением потанцевать, поиграть в карты, завести полезные знакомства и посплетничать. Именно бал позволяет как будто под увеличительным стеклом рассмотреть нравы, взгляды и поведение московского общества начала XIX века. Анализ сцены бала в пьесе «Горе от ума» поможет нам лучше узнать фамусовское общество.

Среди гостей одним из самых желанных оказывается полковник Скалозуб. Фамусов видит в нем потенциального жениха для дочери, ведь Скалозуб богат и достиг высокого звания.

Именно в надежде найти выгодную партию для своих дочерей приезжает в дом Фамусовых семейство князя Тугоуховского. Одним из кандидатов они видят Чацкого, но сразу отказываются от знакомства, как только княгиня узнает, что тот небогат.

На балу Чацкий встречает своего старого товарища Платона Михайловича Горича, но замечает, что тот сильно изменился. После женитьбы на Наталье Дмитриевне Горич становится подкаблучником, полностью подчиняется воле супруги, бросает службу и начинает участвовать в жизни московского высшего общества.

Графиня Хрюмина приезжает на бал вместе со своей наполовину глухой бабушкой. Графиня озлоблена на общество и всем недовольна, она по-прежнему находится в поисках суженого, поэтому возмущается, что из гостей Фамусова не с кем поговорить и потанцевать. Согласно моде московских салонов, она отдает предпочтение всему иностранному и использует французские выражения.

Свояченица Фамусова, старуха Хлестова – одна из немногих на этом собрании, кто имеет свое мнение. От скуки она берет с собой «арапку-девку да собачку» и принимается их расхваливать. Хлестова – типичный представитель старого московского дворянства, взгляды которого предельно консервативны и далеки от новшеств и модных веяний.

Читайте также:
Как Скалозуб стал полковником: сочинение

Еще один интересный персонаж – Антон Антонович Загорецкий. «Лгунишка он, картежник, вор. Я от него было и двери на запор; да мастер услужить», — говорит о нем Хлестова. С пренебрежением обращаются к Загорецкому и остальные гости, однако этот человек приглашается на бал именно благодаря своей способности услужить и быть полезным: достать билет на спектакль, девку-арапку или что-либо еще.

Другой тип жалкого, пустого человека представляет приехавший на бал последним Репетилов. Он сам признается, что вел распутный образ жизни, много кутил, играл в карты и женился только из расчета, что с помощью тестя сможет получить выгодное место. С гордостью он заявляет, что теперь изменился и посещает собрания клуба, где вместе с другими обсуждает важные общественные вопросы, но за их рассуждениями не следует никаких действий. Чацкий метко замечает о таких людях: «Шумите вы и только».

Сцена бала становится кульминацией сразу двух основных конфликтов пьесы: общественного и любовного. Московское общество, которое собралось в доме Фамусова, демонстрирует приверженность своим традициям и отрицание любых новшеств. В общем споре гости дружно ругают книги, просвещение и науки. Закономерно, что Чацкий, который открыто смеется над их глупостью и косностью, вызывает недоверие, очень быстро сменяющееся злостью и непониманием.

Интересно, что у Чацкого оказываются своеобразные союзники в лице внесценических персонажей, о которых заходит речь на балу. Это двоюродный брат Скалозуба, что внезапно оставил службу и начал читать книги, и племянник княгини Тугоуховской, князь Федор («Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник»). Общество не понимает этих людей, считает их странными и отказывается принимать, но через эти образы Грибоедов демонстрирует, что Чацкий не одинок.

Чацкий был влюблен в дочь Фамусова и Софью и искал с ней встречи. До бала он мог надеяться на ответные чувства, хоть эта надежда и становилась все слабее, однако на вечере именно Софья запускает слух о сумасшествии Чацкого, показывая свое настоящее к нему отношение. Возможно, девушка мстит другу детства за колкие слова в адрес ее возлюбленного Молчалина, но делает это вполне осознанно.

Распространение слуха о сумасшествии Чацкого наглядно демонстрирует принципы этого общества. Обороненная кем-то фраза в среде, где привыкли и любят сплетничать, очень быстро обрастает подробностями и становится общественным мнением, не следовать которому для большинства из гостей считается зазорным. К тому же, гостям бала оказывается намного легче и выгоднее объявить обличающего их Чацкого сумасшедшим, чем задуматься над его словами и попытаться принять новое.

Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова» в комедии А.С.Грибоедова «Горе от ума»

  • Грибоедов
  • В произведение Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» множество значительных эпизодов. Одним из таких эпизодов является сцена бала в доме Фамусова. В этой сцене мы наблюдаем кульминацию между противостоянием Чацкого и фамусовского общества. Со временем на балу становится все больше и больше представителей светского общества. Фамусов полностью поддерживает его и считает лучшим. Каждый человек, который присутствует в этом обществе является противником нового. Они не приветствуют изменения и хотят оставить все так как было на протяжении нескольких лет.

    Первыми на бал заходят супруги Горочи, Наталья и Платон. Главной в этой семье является жена, а муж для нее как маленький ребенок. Но до свадьбы Платон был совершенно другим, Чацкий знал его и сейчас находится в сильном удивление.

    Затем появляется семья подобная первой, где правит матриархат, жена стоит во главе семейства. Она мечтает выдать своих дочерей замуж, они же в свою очередь глупы по детски, без собственного мнения. В Чайком княгиня видит потенциального жениха для своих дочерей и отправляет мужа познакомиться с ним. Но как только она узнает, что Чацкий не имеет высокого чина и вовсе не богат, то ее мнение про него сразу же меняется и она отзывает мужа обратно. Следом мы наблюдаем ещё одного персонажа Антона Антоновича Загорецкого. Мнения о нем ходят не очень лестные. Говорят, что она мастер услужить. Этот герой пытается завоевать внимание Софьи. Он сообщает Софьи, что достал билеты и говорит, что это было сложно. Тетка Софьи пользуется большим успехом. Она заслужила уважение Фамусова. Фамусов представляет Скалозуба, как будущего мужа для Софьи.

    Чацкий не разделяет интересов людей, присутствующих на этом балу, он чувствует себя одиноким. Все что он делает это посмеивается над недостатками этих людей.

    Общество, в котором сейчас находится Чацкий, сразу же узнает слух о том, что он не в себе и сошёл с ума. С помощью собственной фантазии и мышления они приходят к выводу о том, что Чацкий стал такими от пьянства и унаследовал это у предков. И конечно виной всему образование, которое они так яростно отрицают, именно оно нанесло вред психическому здоровью Чацкого.

    Так же автор добавляет некоторых персонажей в свое произведение, для взаимодействия с Чацким, он изображает их с разных сторон. Софья, под влиянием фамусовского общества, говорит Чацкому, что считает его сумасшедшим.

    Чем важен этот эпизод? Именно из-за всего происходящего на балу Чацкий вскоре уезжает из Москвы.

    Рассуждение 2

    Сцена бала в доме Фамусова очень важна в раскрытии сюжета произведения. Именно в этот период развития событий конфликт Чацкого и фамусовского общества достигает своего пика. Друг за другом в действие входят все представители общества Фамусова, которые отвергают все новое, приветствуя старое, и предпочитают богатство и влиятельность.

    Сначала происходит появление Платона и Натальи Горичей. Супруга опекает и лелеет своего мужа, как малое дитя. Чацкий знал Платона Михайловича еще до вступления в брак, и был крайне неприятно удивлен подобному преображению.

    Далее появляется семейство Тугоуховских. Там, также, доминирует жена. Она озабоченна лишь удачным замужеством дочерей, которые, стоит заметить, не слыли умницами и красавицами. Княгиню привлек Чацкий, она уже примеряла его в роли зятя. Но, узнав, что он не богат и не имеет никакого чина, тут же теряет всяческий интерес к его персоне.

    Следом наступает очередь Антона Антоныча Загорецкого, который не может похвастаться дружбой с этим обществом. За глаза в его адрес звучит много плохого. Это услужливый, скользкий человек. Он хочет заслужить расположение Софьи, предложив ей достать билет на спектакль.

    Читайте также:
    Авторская позиция и средства ее выражения в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

    Тетя Софьи, Хлестова, пользуется уважением. Даже Фамусов прислушивается к ней, и при знакомстве ее со Скалозубом, говорит, что это его будущий зять.

    У Чацкого нет друзей на этом балу. Он не может даже найти себе собеседника. Чацкий позволяет себе язвительные шутки и высмеивание недостатков присутствующих, но не находит единомышленников. Скалозубу приходит на ум вспомнить своего родственника, который бросил службу и предпочел обучение всяким наукам. Княгиня Тугоухова тоже вспомнила своего племянника, который любил учиться.

    В этом же обществе не нашлось ни одного человека, который не встал на защиту Чацкого и не опроверг то, что он сумасшедший. Все члены общества единогласно решают, что причина слабоумия в пьянстве и наследственности. Мало того, еще и образованность сыграла немало важную роль.

    Автору удается описать каждого персонажа в общении с Чацким и другими членами общества для того, чтобы показать, насколько люди боялись новизны, и были зависимы от мнения других. Общество отвергало то, что может разрушить привычный жизненный уклад. Это стало причиной того, что вместе со всем новым был отвергнут и Чацкий. Он покинул Москву.

    Другие темы: ← Письмо Чацкому из 21 века↑ ГрибоедовДостойна ли Софья любви Чацкого? →

    Конспект урока на тему: «Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Обучающее сочинение»

    Учитель: Пасева А.Д.

    Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова». Обучающее сочинение.

    составление плана анализа эпизода.

    1. Образовательные: научить писать сочинение – анализ эпизода.
    2. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к мыслям и высказываниям другого человека, читательскую культуру .
    3. Развивающие: развивать логическое мышление(умение анализировать, делать выводы), устную связную речь (правильно строить предложения), произвольное внимание.

    Оборудование урока:

    Но всех в гостиной занимает Такой бессвязный, пошлый вздор, Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно…

    1. Организация начала урока.
    1. Приветствие.
    • Здравствуйте, ребята, садитесь.
    1. Настрой на урок.
    • Нам предстоит на уроке большая работа. Проверьте готовность к уроку. У вас на партах должны лежать: дневник, пенал, учебник и тетрадь по литературе. Настраиваемся на рабочий лад. Все вместе мы преодолеем любые трудности.
    1. Актуализация ранее изученного.
    1. Проверка домашнего задания.
    • Дома вам нужно было выучить наизусть монолог Чацкого и заполнить таблицу. (3-4 учеников читаю наизусть, собираю таблицы). Слушайте внимательно своих товарищей и приготовьтесь анализировать чтение ребят.
    1. Микроитог.
    2. Сообщение темы и целей урока.

    Сегодня, анализируя одну из центральных сцен комедии — бал в доме Фамусова, — мы сразу будем систематизировать материал в виде основных тезисов. Результатом нашего урока станет обучающее сочинение. Для более эффективной работы предлагается консультация.

    (У каждого ученика раздаточный материал)

    Как писать сочинение-анализ эпизода

    Анализ эпизода — разновидность школьного сочинения в жанре литературно-критической статьи. Кроме того, элементы анализа эпизода — обязательная составная часть любого школьного сочинения. Эпизод — основной структурный элемент в сюжете эпического, лиро-эпического и драматического произведения. Будучи, с одной стороны, некоторым законченным целым, в котором воплощено какое-либо событие, он в то же время является звеном в общей событийной цепи художественного произведения, где все эпизоды связаны друг с другом (причинно-следственными или причинно-временными связями). Любое сочинение-анализ эпизода может строиться по следующему общему плану: Анализ эпизода. План: I. Место и роль данного эпизода в произведении, его связь с основной идеей и проблематикой (насколько важен этот эпизод в понимании смысла всего произведения). II. Основные герои. 1. Что нового дает нам наблюдение за этими героями в данном эпизоде для понимания их взглядов на жизнь, характеров, поступков? 2. Какие средства использует автор для раскрытия внутреннего мира героев, смысла их действий? а) Способы создания образа. б) Художественные особенности языка, их значение. III. Какое значение имеет данный эпизод для дальнейшего развития событий? Помните: анализ эпизода не должен быть его пересказом!

    1. Составление плана.

    — Я предлагаю вам простой план анализа эпизода «Бал в доме Фамусова».

    I. Почему Чацкий — нежеланный гость в доме Фамусова? II. Вечер в доме Фамусова. 1. Предчувствие разрыва Чацкого с обществом. 2. Гости Фамусова (выставка нарядов и поиски женихов). 3. Дерзкий смех Чацкого. 4. Слух о сумасшествии. 5. Раздражение и злорадство, злость и страх фамусовского общества. 6. Одиночество Чацкого. III. Поединок благородства и низости.

    — Давайте попробуем вместе составить цитатный план.

    ЦИТАТНЫЙ ПЛАН I. Почему Чацкий — нежеланный гость в доме Фамусова? II. «Мильон терзаний…» 1. «С такими чувствами, с такой душой — любим!» 2. «Ну бал! Ну Фамусов! умел гостей назвать!» 3. «Завистлив, горд и зол!» 4. «С ума сошел!» 5. «Ученье — вот чума, ученость — вот причина…» 6. «Душа здесь у меня каким-то горем сжата…» III. Поединок благородства и низости.

    — Анализируя эпизод, раскрывая какие-либо стороны характера персонажа, его мировоззрение, следует помнить о существующих приемах раскрытия характера в драматическом произведении: — поступки; — взаимные характеристики героев; самохарактеристика; — взаимоотношения с другими персонажами; — речь; — ремарки (манера поведения); — «говорящие» фамилии.

    1. Постановка проблемы.
    • Перед нами тема. С чего начать работу над ней? Пожалуй, прежде всего предстоит определить, какой вопрос мы будем решать на материале третьего действия комедии «Горе от ума». Его выбор очень важен. Вопрос должен быть емкий, проблемный. Подчинение всего материала решению этого вопроса придаст нашей работе цельность и сосредоточенность.
    • Что представляет собой барская Москва, каковы ее нравы? Чем объяснить предательство Софии по отношению к Чацкому? Над чем мы смеемся в сцене бала и почему он все же трагичен, как катастрофа? Эти и множество других вопросов возникают у нас, когда мы размышляем над третьим действием комедии.
    • Но постараемся определить: на чем строит автор развитие действия? Что самое существенное для комедии в происходящем на наших глазах «собрании московских бар»?

    П/О: В сцене бала конфликт Чацкого со всей фамусовской Москвой становится очевидным и неизбежным. И острее всего этот конфликт выражен в слухе о «сумасшествии» Чацкого.

    • Как рождается этот слух, почему он распространяется так быстро, кто в этом заинтересован? Именно эти вопросы оказываются центральными при анализе данного эпизода.
    1. Выбор эпиграфа сочинения.
    • Эпиграф — это своего рода концентрированное и образное решение темы сочинения, подчеркивающее его основную мысль.
    • Выбор эпиграфа зависит от аспекта предложенной темы, который в данном случае может быть комическим (сатирическая характеристика гостей Фамусова) или трагедийным (драматический поединок Чацкого с фамусовской Москвой).
    • Рассмотрим трагедийный аспект темы. Прочитаем эпиграф к уроку. Эти строки взяты из «Евгения Онегина» и относятся к герою пушкинского романа, но в них найден ключ к теме сочинения: конфликт Чацкого с фамусовской Москвой, его резкое обнаружение, неизбежность и причины.
    1. Коллективная работа над содержанием сочинения в соответствии с приведенным выше планом(основные тезисы учащиеся записывают в тетради):
    Читайте также:
    АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ ГОРЕ ОТ УМА ТРАГЕДИЯ ЧАЦКОГО: сочинение

    I. Почему Чацкий нежеланный гость в доме Фамусова?

    П/О: Самому хозяину не нравится в нем то, что молодой человек слишком вольнодумен, не стремится к низкопоклонничеству, выслугам в чины или хотя бы продвижению по военной карьерной лестнице. Он резок, дерзок, имеет свое собственное мнение, не боится его выражать, да еще и напрашивается в зятья. Чем мешает отцу Софьи реализовать планы касательно «генеральши Скалозуб», ведь Фамусов хочет выдать дочь за ныне полковника. Так же в лице Чацкого и Фамусова описано противостояние прогрессивной молодежи и закостеневшего московского общества. Софья этому лишь усмехается: «Гоненья на Москву! Что значит видеть свет!»

    Софья Павловна отчасти мстительна за то, что Чацкий уехал «повидать свет» на целых три года и «не писал трёх слов». Она не долго хранила место в сердце для Александра Андреича и отдала его Молчалину. Отчасти она злится за отношение Чацкого к Алексею Степановичу. Чацкий не уважает и высмеивает Молчалина за чинопочитание и прислужничесвто. Софья не внемлет голосу разума, она лишь слышит, как кто-то критикует ее возлюбленного.

    Ну а Молчалин видит в Чацком отрицание всего своего мировоззрения. Они — полная противоположность друг другу. У них нет ни одной точки соприкосновения, чтобы плюс притянулся к минусу. Возможно, Молчалин где-то в глубине души и хотел бы иметь вольнодумство Александра Андреевича, но он настолько труслив, что ему проще ненавидеть недостижимое, нежели становиться похожим на него.

    II. Вечер в доме Фамусова.
    1. Предчувствие разрыва.
    Как связаны 1—3 явления с общественным конфликтом комедии?

    2. Гости Фамусова

    (выставка нарядов и поиски женихов). П/О: В сцене бала проявилось новаторство Грибоедова: впервые в русской литературе создана галерея человеческих типов дворянской Москвы. В соединении с внесценическими персонажами, о которых много говорили и Чацкий, и Фамусов, и София, и Скалозуб, эпизодические персонажи комедии впервые представляют собой не фон личной драмы героев, но прямых ее участников. И все, о чем спорили Чацкий и Фамусов в первых действиях комедии, теперь предстает перед читателями зримо и открыто. Попытаемся представить себе, как выглядит каждый из гостей, зачем приехал на вечер к Фамусовым, чем занят и озабочен. а) Портретные зарисовки гостей Фамусова. б) Почему Фамусов собрал на бал именно такое общество?

    П/О: Вероятно, вечер назначен ради Софии и Скалозуба (вспомним, как ждал его Фамусов, а Скалозуб, как и положено главному гостю, запоздал: он хорошо знает себе цену!). Днем уже шла речь о сватовстве, и теперь Фамусов хотел закрепить свои позиции, чтобы Скалозуб убедился в том, что София — хорошая партия для него. Именно поэтому Фамусов спешит представить Скалозуба — вероятного жениха Софии — своей влиятельной свояченице. Выбор гостей Фамусова не случаен. Есть ли среди них соперницы для Софии? Нет! Наталья Дмитревна с мужем, графиня Хрюмина-внучка — злая старая дева, княжны Тугоуховские не выдерживают сравнения с Софией: их приданое значительно меньше (ведь в семье шесть девиц на выданье!). Это наблюдение уточняет и характеристику Фамусова — он хороший отец, заботящийся о будущем дочери, и дальновидный человек. 3. Дерзкий смех Чацкого.

    а) Как ведет себя Чацкий с гостями Фамусова?

    б) А действительно ли Чацкий «отсоветовал» Молчалину служить в Москве, в Архивах?

    П/О: В тексте этого нет: Молчалин солгал. Зачем? Чтобы причислить себя к клану неприятелей Чацкого и внести свою лепту в его «гонения». 4. Слух о сумасшествии.

    а) Почему не происходит прямого столкновения между Чацким и гостями Фамусова? б) Как развивается сплетня о сумасшествии Чацкого?

    в) Что так рассердило Софию, настроило ее против Чацкого?

    П/О: Его меткая характеристика Молчалина. Софией руководит злость и женское самолюбие. Она сознательно объявляет Чацкого сумасшедшим. г) Почему слух о сумасшествии Чацкого так быстро распространяется?

    П/О: В этом заинтересованы все: не нужно придавать значение словам, если они исходят от человека, сошедшего с ума. д) Кто пытается «спасти» Чацкого и почему это ему не удается?

    5. Раздражение и злорадство, злость и страх фамусовского общества.

    а) Как дальше развивается общественное мнение?

    П/О: Мнение о сумасшествии Чацкого единодушно. Теперь начинается поиск причин этого «прискорбного явления».

    • Спор гостей о причинах сумасшествия Чацкого доведен до абсурда. В этом эпизоде автор использует сразу несколько литературных приемов: гротеск и градацию.

    Спор гостей — важная сцена в пьесе. При всей внешней ее комичности Грибоедов показывает здесь процесс формирования общественного мнения и его истинную цену: абсурдные домыслы становятся для гостей Фамусова, готовых поверить любой небылице, истиной в последней инстанции. Может быть, это относится не только к героям комедии.

    Раздражение против Чацкого возрастает. И вот среди причин сумасшествия Чацкого названо просвещение.

    Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

    Что нынче, пуще, чем когда,

    Безумных развелось людей, и дел, и мнений, — восклицает Фамусов. В этих словах заключена откровенная позиция яростных защитников «века минувшего». У каждого из гостей оказывается враг, который как-то объединился в их представлении с Чацким: лицеи и гимназии, педагогический институт и князь Федор, химия и басни, профессоры и, главное, книги. Многочисленность этих врагов вызывает у фамусовского общества уже не раздражение, а злость, не злорадство, а страх. Дело, оказывается, не только в Чацком, которого лицемерно можно и пожалеть. «Был острый человек, имел душ сотни три» — это последнее замечание вызывает сочувствие Хлестовой. Тревожит новое и непонятное направление жизни, и уже рождаются проекты пресечения зла. Скалозуб спешит обрадовать всех: в школах «будут лишь учить по-нашему: раз, два!» Фамусов мечтает о большем: «Собрать все книги бы да сжечь». При всей комичности этой сцены, она зловещая: эти проекты в разное время истории (и не только нашей страны) были осуществлены. Вот это уже поистине трагедия! в) Как «потрясшая» всех весть о сумасшествии Чацкого связана с названием комедии?

    П/О: Горе от ума»— так объясняют гости Фамусова сумасшествие Чацкого. Для фамусовского общества существует два понимания «ума»: «ум по-нашему» и «ум по-вашему». Последний приносит только горе. 6. Одиночество Чацкого.

    а) Чтение монолога Чацкого «В той комнате незначащая встреча…» (стр. 131).

    • В чем смысл этого монолога?

    П/О: Чацкий возмущен всеобщим поклонением иностранному, чужому. Этот монолог главного героя – единственная во время бала речь, где говорится о вещах высоких и значительных: об обманутых надеждах на любовь и потере веры в изменение русского общества… Чацкий настолько занят этими важными мыслями, что и не замечает, как его объявили сумасшедшим. Но одиночество свое он чувствует все время — еще до того, как все оставили его из страха, как бы не затеял «драться он».

    Читайте также:
    Тема любви в пьесе: сочинение

    Чацкий обращает свой монолог к Софии, при этом вовсе не замечает ее насмешливости в вопросе, обращенном к нему. И опять в пьесе — сочетание комической ситуации и драматического состояния героя.

    1. Поединок благородства и низости.

    Сочинение можно закончить рассуждением о том, кто же оказывается победителем в этом поединке искреннего и возвышенного героя с ничтожной толпой или связать заключительные сцены бала с финалом комедии. Желательно высказать и свое отношение к происходящему. III. Домашнее задание.

    Написать сочинение по теме «Анализ эпизода «Бал в доме Фамусова».

    Бал в доме Фамусова — сочинение

    Мы подготовили для Вас несколько сочинений про бал в доме Фамусова. Используйте наши примеры для написания своего сочинения на данную тему.

    Сочинение №1

    В произведении Грибоедва «Горе от ума» эпизод «Бал в доме Фамусова» является главной частью комедии, ведь именно в этой сцене главный герой Чацкий показывает истинное лицо Фамусова и его общества.

    Чацкий — свободный и вольнодумный персонаж, ему противны все нравы, которым Фамусов старался как можно больше соответствовать. Он не боится высказывать свою точку зрения, отличающейся от Павла Афанасьевича. К тому же, сам Александр Андреевич был без чинов и небогат, а это значит, что он был не только плохой партией для дочери Фамусова, Софьи, но и нежеланным гостем в доме Павла Афанасьевича.

    Уже в начале комедии было понятно, что разрыв Чацкого с обществом был неизбежен. Во время своей поездки, Александр Андреевич отвык от московских нравов. Увидев Фамусова, заискивающего перед Скалозубом, Чацкий не может удержаться от резких слов. Для него мерзко чинопочитание и лицемерие, которые уже давно стали обыденными вещами для общества Фамусова.
    Но как и Павел Афанасьевич, так и его люди — обычные жители Москвы того времени. На балах собираются те люди, у которых устаревшие взгляды на жизнь. Своих детей они выдают за таких же, как и они, хвастаются они очередными платьями. Конечно, Чацкий со свей правдой тут не к месту.

    Так и Александр Андреевич не пришелся по душе дочери Фамусова. Обиженная Софья, как бы невзначай обронив фразу «он не в своем уме», разорвала до конца все отношения с Чацким. Слух о нем распространился очень быстро, каждый хотел передать другому эту новость. Они не могли простить колкостей со стороны Александра Андреевича. А так как гости читали себя верхом общества, то проще было бы сказать, что Чацкий — сумасшедший или беглый преступник.

    Даже после всего, что произошло за время бала между Чацким и обществом Фамусова, приглашенные продолжали вальсировать, а сам Александр Андреевич остался наедине со своими терзаниями. Пожалуй, это проигрыш в довольно долгом поединке между благородством и низостью.

    Сочинение №2

    Комедия в стихах Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» описывает светское общество 19 века. Также она раскрывает конфликт, сложившийся в начале столетия между «веком нынешним», представителями которого оказались прогрессивно мыслящие молодые люди, и «веком минувшим», приверженцев старых традиций и идеалов.

    Как и, пожалуй, любое литературное произведение, комедия в стихах имеет экспозицию, постороженную на трех основных элементах: завязке, кульминации и развязке. Сцена бала занимает важное место в произведении Грибоедова. Она является его кульминацией, той вершиной событий, в сторону которой действие развивалось с самого начала. После бала напряженность сюжета идет на убыль, приближается развязка.

    К сцене бала писатель подготавливает заранее. Он предвосхищает действия, которые впоследствии произойдут на балу, монологами Фамусова и Чадского. В их речах противопоставлены идеалы «века минувшего» и «века нынешнего». Постепенно складывается неприятие и у светского общества прогрессивных мыслей и идеей Чацкого.

    На балу в доме Фамусовых собралось дворянское общество Москвы. Большинство из представителей московского света в комедии Грибоедова обладают говорящими фамилиями: это властная грубая Хлестова, недовольная и злая Хрюмина, шулер Загорецкий и другие герои. Их разговоры сведены к двум основным темам: беседы о чинах и званиях и сплетни. Гости Фамуса олицетворяют собой «век минувший», московский свет отрицательно настроен в отношении саморазвития и обучения. Главным в их жизни является чинопочитание, высокий социальный статус и власть – вот основные цели фамусовского общества.

    Смелые прогрессивные идеи Чадского не остаются незамеченными гостями бала. Фамусовкое общество не может простить свободу мысли, независимости мнений и нравственного превосходства Чацкого. Поэтому свет охотно верит в слух о сумасшествии героя. И действительно для большинства приглашенных на бал, речи Чацкого настолько противоречат их собственным убеждениям, что кажется, молодой дворянин и в правду лишился рассудка.

    Чадский безуспешно отстаивает свое мнение. Не найдя поддержки и потерпев поражение, герой в последствии покидает Москву.

    Однако в этом же эпизоде Грибоедов сообщает читателю, что Чацкий далеко не одинок в своих суждениях. Есть и другая Россия. В светской Москве существуют прогрессивно мыслящие люди: это и племянник княгине Тугоуховской, изучающий естественные науки, и профессор Педагогического института, и брат Сколозуба, оставивший службу и занявшийся самообразованием. Эти люди, так же как и главный герой, не угодны фамусовскому обществу, они видят в их идеях угрозу сложившемуся в стране социальному устройству.

    Сочинение №3

    В произведении «Горе от ума» огромную роль играет эпизод, в котором описан бал у Фамусова в доме. На протяжении всей комедии идет противостояние между одним Чацким и всем фамусовским обществом. Апогея данный спор достигает во время бала. На балу присутствовали представители высшего общества. Все они приверженцы старого устоя жизни и консерваторы. Они не стремятся к новому. Единственное, что интересно этому обществу это получение чина и деньги.

    На бал одними из первых пришли Платон и Наталья Горичи. Это семейная пара, в которой жена проявляет чрезмерную заботу к своему мужу и относится к нему будто к маленькому ребенку. Затем приехала семья Тугоуховских со своими дочерями. В этом семействе супруга мечтает быстрее выдать свих дочерей удачно замуж. Но, молодые княжны Тугоуховские не сильно сообразительные и не имеют своего мнения.

    Мать этой семьи сразу же заприметила Чацкого. Она рассматривала его как перспективного жениха для своей дочери. Женщина сразу же отправила своего мужа, знакомится с Чацким. Но, когда она узнала, что парень не богат и не имеет звания, у нее сразу же пропал к нему интерес.

    Читайте также:
    МОЛЧАЛИН И СОФЬЯ. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»: сочинение

    На балу присутствовал Антон Антоныч Загорецкий, его в обществе не сильно любили и за его спиной плохо о нем отзывались. С ним общаются потому, что он может достать все, что угодно. Загорецкий старался обратить на себя внимание Софьи.

    Огромным авторитетом в обществе пользуется Хлестова. С ней Фамусов всегда советуется и ценит ее мнение.

    На балу Чацкий чувствует себя не в своей тарелке. Ему одиноко. Ему не интересно это общество. Чацкому с ними не о чем разговаривать, он язвит и шутит над всеми пороками фамусовского общества. Парень обладает особенным складом ума, у него особое мышление. Все гости высмеивают его за его ум.

    На балу София распространила слух о том, что Чацкий сошел с ума. Все гости с удовольствием стали обсуждать эту новость. Представители фамусовского общества решили, что причина сумасшествия Чацкого скрывается в его алкоголизме и плохой генетике. Так же весь коллектив решил, что образование не приносит пользы, а только вредит человеку. В их понимании Чацкий был наглядным примером.

    На балу все представители фамусовского общества показали себя не с лучшей стороны. Все эти люди не имеют собственного мнения, у них нет целей, ни не хотят развиваться и двигаться в перед. Им интересны только деньги и статусы. Чацкий сильно отличается от них. И именно поэтому не вливается в коллектив. Бал представляет жуткое зрелище и сбор глупых и необразованных людей.

    5 сочинений по комедии Грибоедова “Горе от ума”

    ­ Пример сочинения 1

    Произведение Грибоедова «Горе от ума» это своего рода комедия, как говорится, но на самом деле почитав и разобрав рассказ – это трагедия того времени. Но не стоит удивляться тому, что в то время были такие герои и персонажи. В современном мире многое за это время не поменялось и такие же персонажи есть и по сей день.

    Главные герои этого сатирического произведения отличаются характерами и обществом, которое они сами себе выбирают. Все они собрались в доме Фамусова Павла Афанасьевича.

    В произведении есть классовое разделение – это Фамуское движение, где признают только высокие чины и заслуги. В этом обществе не признают ни науку, ни искусство. Для них важен чин, который ты занимаешь, даже не являясь образованным человеком. Чтобы простому человеку заработать хоть какое то место в Фамуском обществе, нужно услужить кому-то в окружении. Так в семейный круг Фамусова без всякого звания и чина попал Молчалин, трусливый и тихий человек, которому Фамусов приписал чин асессора. В него влюблена Софья, избалованная отцовской любовью дочь Павла Афанасьевича. Но отец не признает простых людей и поэтому хочет видеть в женихах Скалозуба, он является полковником и метит в генералы, хотя умом совсем не блещет, но при этом имеет хорошее состояние. Софья вовсе не хочет замуж за столь глупого человека и постоянно находит отговорки для отца.

    Отличительным героем в сатире является Александр Чацкий, это друг детства Софьи. В детстве он был влюблен в нее, но детство закончилось, и Чацкий отправился путешествовать по стране на 3 года. Он не был приверженцем Фамуского общества, он был умным, красноречивым и не хотел подчиняться кому-то. Также не любил прислуживать, за это его не принимали в тех кругах, а он не разделял их взгляды и считал, что их нравы устарели и они прикрываются мундирами. Вернувшись из путешествий, его чувства вновь вспыхнули к дочке Павла Афанасьевича, и он обращается к нему с разговором о сватовстве, но Фамусов дает понять, что нужно услужить ему, чтобы попасть к ним в семью, с чем Чацкий не соглашается. Но ухаживать и добиваться Софьи не перестает.

    Действия которые развернулись далее в доме Фамусова на балу показали, что Молчалин своей услужливостью хотел только остаться в доме, не имея чувств к дочке, а вовсе приударив за Лизой. Софья же ради Молчалина предала всю любовь Чацкого, которую он так бережно берег и хранил эти три года, спеша вернуться к Софье и признаться ей. Она пустила слух о сумасшествии Александра, не подозревая о предательстве Молчалина. Действия развернулись против нее, и отец грозил сослать ее к тетке в деревню. Чацкий, не нашедший себя в обществе Фамусова и разочарованный своим надеждам, покидает Москву навсегда, ведь он оказывается отвергнутым и не принятым обществом.

    В данном рассказе автор передает явные изменения в обществе, которые зарождались после войны. Это был раскол в дворянских кругах. Но и по сей день есть такие люди, как Чацкий, которые хотят донести миру свои убеждения, но его никто не слышит, так как он не является не того круга и имеет слишком маленькие полномочия.

    Пример сочинения 2

    Комедия Грибоедова «Горе от ума» – выдающееся произведение русской литературы. Оно содержит в себе беспощадную критику бездуховного и невежественного общества. Проблемы, поднятые писателем, актуальны в любую историческую эпоху. Именно поэтому многие фразы из комедии стали нарицательными и прочно вошли в состав русского языка. Несмотря на немалое литературное наследие, Грибоедов вошел в историю в качестве автора одного произведения.

    Его остальные пьесы и стихотворения совершенно бледнеют перед «Горем от ума». Это даже дало повод для сомнений в том, что именно Грибоедов написал великую комедию. Однако серьезный анализ жизни и творчества писателя полностью подтверждает его авторство.

    Главный герой произведения – А. А. Чацкий. Это умный и честный молодой человек, который возвращается в Москву после долгого отсутствия. Он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. Чацкий – единственный положительный персонаж на фоне других героев. П. А. Фамусов – чиновник, в доме которого разворачиваются все события. Это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.

    Его секретарь, А. С. Молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. Он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.

    Главный женский персонаж – Софья Павловна, дочь Фамусова. В юности она была близко знакома с Чацким и разделяла его взгляды на жизнь. Постепенно Софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. Прежние идеалы давно забыты. Девушка старается занять прочное общественное положение.

    Парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума?) объясняется на примере Чацкого. Все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. В высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. В свете царят рабская покорность и чинопочитание.

    Читайте также:
    «Человеческие типы» в комедии А С Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

    Такие люди, как Чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. Безусловно умный Чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. Сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. Это вынуждает Чацкого в спешке покинуть Москву. Он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. Блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. Чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.

    Проблема «Горя от ума» актуальна и в наше время. Любое человеческое общество в массе становится консервативным и инертным с устоявшимися взглядами и традициями. Человек, способный выбиться из общей массы, подвергается порицанию и осуждению. Это подобно своеобразному общественному инстинкту самосохранения. Чацкий олицетворяет собой передового общественного деятеля, который всю жизнь будет терпеть насмешки и лишь после смерти получит заслуженное признание и уважение.

    Пример сочинения 3

    Горе от ума-яркое литературное произведение первой половины девятнадцатого века, написанное Грибоедовым. Хотя произведение было известно в общественных кругах, цензура не разрешала его публиковать долгое время. И долгое время пьеса существовала в виде рукописей. Для русской литературы это произведение является первой реалистической комедией. События в нём происходят в доме Фамусовых и имею несколько сюжетных линий: любовная драма и общественное противоречие.

    Социальный конфликт выражается в противоречии устоявшихся взглядов общества, которые представлял Фамусов. И взглядов нового поколения молодёжи, считающей своим призванием не службу (государственную или военную), а развитие личности, выраженное в обучении различным наукам, познании роли человека в общества. Конечно подобные взгляды расцениваются Фамусовым как якобинство. Человек глубокого ума не принимается обществом. Общество пытается его изгнать, что очень хорошо ощутил на себе Чацкий, когда его объявили сумашедшим. Ему неуютно в такой компании. Обществу пришлось бы меня свой жизненный уклад, если бы оно приняло взгляды Чацкого, а этого было им неудобно и потому ненужно. В противоречиях старого дворянского общества и представителя нового уклада поднимается много вопросов: уклад в семье, крепостное право, служение государству и другие.

    Вместе с этим, персонажи комедии не имеют чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждая личность имеет разный набор характеристик, позволяющий увидеть героя и с положительной и с отрицательной стороны.

    Самым сложным персонажем пьесы считается Софья. Она начитана и любит искусство, даже высказывает презрение, в разговоре с Молчалиным, к мнению света, что характерно для нового общества. В то же время она прекрасно лжёт, изворачивается и притворяется, как представители старого дворянства.
    Противоречивым характером обладает и Чацкий. Он умный и смелый, и, одновременно, вспыльчивый и бесцеремонный. На протяжении всей пьесы Софья укоряет его за бесцеремонность и привычку высмеивать других людей. Действительно, тот его резкий и безжалостный по отношению к собеседнику. Стоит отметить, что такая грубость не имеет целью оскорбить собеседника. Она получается сомопроизвольно, как резкий всплеск в душе Чацкого на безнравственность общества.

    Пример сочинения 4

    «Горе от ума» входит в число самых популярных и выдающихся произведений в истории русской литературы. Грибоедов вложил в данную работу прямолинейную критику общества, которое было хамским и безбожным. Кстати, вопросы, которые раскрывал автор в произведении актуальны и в нынешнее время. Многие выражения Грибоедова обосновались в русском языке. Поэт хот и написал довольно много работ, но, по сути, в русской литературе считается автором одного произведения. Многие другие работы писателя неплохи и так же наполнены смыслом, но по сравнению с «Горе от ума» становятся бледными и голыми. Кстати, некоторые критики даже начали сомневаться в том, что именно Грибоедов является автором «Горе от ума». Но, проанализировав жизнь автора, творчество, характер, не остается никаких сомнений в его авторстве.

    Центральным персонажем является Чацкий. Этот человек умен и молод, к тому же отличается честностью. Его некоторое время не было в Москве и теперь он возвращается. Молодой человек прямой и никогда никого не боится. Некий Фамусов является ярким примером дворянина, который по уши погряз во лжи, невежестве, как ему не доказывай он всегда прав, он всегда уверен, что только он прав. У Фамусова есть секретарь, который во всем его поддерживает – Молчалин. Этот человек покорный слуга и не спорит с властью и авторитетом хозяина, но и, с другой стороны, секретарь не забывает о себе, при чем жизнь свою делает лучше благодаря обману и лести. Главным женским героем является Софья Павловна, дочь Фамусова.

    Горе от ума, довольно странная фраза, но это факт. Чацкий умный, смелый, правдивый, но все что он делает разрушается об некую стену недопонимания. Все высшее общество существует не благодаря уму и честности, а наоборот благодаря лжи, приспособлению, лести. Главное — это чинопочитание. Чацкий это по просто разрушитель спокойствия высших чинов, где жизнь уже определена и идет своим чередом. Ум Чацкого приносит ему горе, общество смеется над ним и признает его сумасшедшим. Умственные способности в столице бессильны, они не приносят счастье, поэтому разочарованный в обществе герой покидает Москву.

    Данная проблема, показанная в произведении актуальна и сегодня. Общество в наши дни имеет уже давно устоявшиеся традиции и правила жизни. Когда человек выделяется из общей массы и старается что-то изменить, кому то что-то доказать сразу же становится «белой вороной».

    Пример сочинения 5

    Комедия “Горе от ума” — одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно.

    Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие “прошедшего житья подлейшие черты”, заглушают комедийное звучание произведения.

    При написании произведения Грибоедов использовал элементы комедии. Это — наличие любовной интриги, саркастическое изображение персонажей, комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.

    “Горе от ума” — политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному. Реализм “Горя от ума” выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи — характеры, верные правде жизни, яркие, не одномерные. Персонажи “Горя от ума” не карикатуры, а точные подобия живых людей.

    Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого.

    Читайте также:
    Век нынешний и век минувший: сочинение

    Более всего характеризует то общество, которое противостоит Чацкому, Фамусов. Недаром это общество мы называем “фамусовским”. Фамусов — типичный московский барин начала XIX века с характерной смесью самодурства и патриархальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновничество, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество.

    Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова — тот, кто сделал выгодную карьеру; при этом для него неважно, какими средствами это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика. В Фамусове поражает откровенная безнравственность. Она особенно опасна тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его создал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь — и потому оно особенно пугает.

    Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает измельчание, опошление военного человека. Его грубое солдафонство, презрение к культуре, невежество отталкивают читателя. Это удачливый карьерист, который характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его преступен. Он основан на военных потерях в армии: “Иные, смотришь, перебиты”. Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.

    Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. “Молодые” либеральные идеи дают возможность этой части дворянства “возыметь” в клубе. Свою деятельность они прикрывают пустословием. С исключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное движение.

    По всем качествам характера Молчалин тоже принадлежит к фамусовскому обществу. Читателю он кажется ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угодничает, не имеет собственного мнения, однако именно эти “качества” являются залогом его будущего успеха в фамусовском. мире.

    Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это не только многие основные герои, но и второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова — важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Загорецкий — необходимый спутник всех фамусовых и хлестовых. “Лгунишка он, картежник, вор. /Я от него было и двери на запор; /Да мастер услужить. ” — говорит о нем Хлестова.

    Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог “А судьи кто?” звучит как приговор политическому строю и моральным устоям фамусовского общества. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесчестье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостников. Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро и истину.

    Чацкий — это тоже проблема. Проблема непонятой и высмеянной интеллигенции, проблема попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не, проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года.
    Чацкий — это прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи.

    Комедия “Горе от ума” произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее — вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин и еще многие другие русские писатели и читатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет “начинать новый век”.

    Темы и проблемы комедии Горе от ума Грибоедова (проблематика произведения)

    В актуальной по сей день пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедов поставил множество проблем современной ему действительности. Автор затрагивает не только общечеловеческие темы, как любовь, семья, нравственные ценности, но и злободневные для того периода проблемы: крепостное право, чинопочитание, воспитание и образование. Он смог описать эпоху конца 1810-х – начала 1820-х годов.

    Основная проблема произведения, заявленная в названии, — проблема ума. Автор называет свое произведение историей про «25 глупцов и одного умного человека». Умные люди, коим являлся Чацкий, всегда вызывали и будут вызывать ненависть у «царей» общества. Фамусовское общество изгоняет Чацкого, называя безумцев, хотя сами не блестят умом. Именно ум, соединяясь с искренностью и честностью, становится причиной его непонимания другими. Отсюда и горе от ума.

    С проблемой ума тесно связана проблема воспитания и образования. Образование для «века минувшего» не только ненужно, но даже опасно.

    Поднимается в произведении также проблема чести. Чацкого, человека чести, изгоняют из общества, а такие как Молчалин, лжецы и льстецы, продолжают в нем существовать.

    Проблема жизненных ценностей – еще одна проблема, раскрывающаяся в произведении. Чацкий видит смысл жизни в служении высоким общественным идеалам, а Молчалин – в том, чтобы «награжденья брать и весело пожить».

    С образом Молчалина тесно связана и другая проблема – чинопочитания. В юном возрасте отец дал ему наставление: для продвижения по карьерной лестнице нужно всегда угождать. Поэтому герой так и живет, используя Софью для корыстных целей. Такой карьеризм, связанный с лицемерием, не дает честным людям наподобие Чацкого, не принимающего прислуживания, занимать высокие места, а таких, как Софья, просто губит.

    Грибоедов также затрагивает проблему развития национальной культуры. Фамусовское общество во всем пытаются подражать зарубежью. Чацкий же, побывав за границей, возвращается на Родину для того, что все самое лучшее из зарубежью применить для развития своей страны.

    Несмотря на попытку подражать всему иностранному, фамусовское общество живет по старым традициям. Так поднимается проблема крепостного права. Минувший век привык ни во что не ставить крестьян и обменивать их на борзых собак.

    Таким образом, А. С. Грибоедов в произведении «Горе от ума» поднимает самые разные проблемы, связанные не только с тем временем, но и с нашей современностью.

    Вариант 2

    Как писал о своей комедии сам А.С. Грибоедов: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Главная поднимаемая проблема в комедии — противостояние глупости и ума. Об этом напрямую нам заявляет и название сатирического произведения. Его нельзя оставлять без внимания. Эта проблема довольно глубока, поэтому оставить ее без должного внимания и детального разбора нельзя.

    Первоначальное название комедии «Горе уму». Чуть позже оно было изменено на более звучное «Горе от ума». Почему автор изменил название?

    Читайте также:
    Изображение дворянства в литературе первой половины XIX века.: сочинение

    Это было сделано потому, что первоначальное название напрямую заявляло о том, что в 19 веке любому умного человеку придется терпеть упреки и непонимание.

    Грибоедов хотел передать названием немного другую смысловую нагрузку. Он хотел подчеркнуть, что воодушевленный и умный человек может нанести себе вред от общества. Полностью суть пьесы в большей мере отображает название «Горе от ума».

    Конфликт, на котором строится вся сатира берет основу у противостояния старого и нового века. Чацкий много общается с старомосковским обществом. В разговорах он вырисовывает свои системы взглядов, культурное наследие, мнение о образовании, семье, чести и совести.

    Фамусов и все фамусовское общество является представителем старого века. В их мировоззрении успешный человек должен быть при деньгах и на высокой должности. Они предпочитают услужливость и поклонение правителям. Таким образом они пробиваются по карьерной лестнице и заслуживают хорошую репутацию. Такие действия были многократно совершены Фамусовым и представителями его общества. Их больше волнует мнение других людей о себе, хорошая репутация, чем простое человеческое счастье.

    Молчалин является представителем более молодого поколения. Но его взгляды ничем не отличаются от фамусовского общества. Он придерживается идеала старого времени помещика-крепостника. Для них иметь свое мнение и пытаться отстоять его просто недозволенно. Так он потеряет свою хорошую репутацию. В обществе он считается отличным учеником Фамусова. Он флиртует и влюбляет в себя дочь хозяина дома. Сам он никаких чувств к ней не испытывает, а лишь пытается за счет этого удержаться на своей «престижной» должности.

    Всех героев «Горе от ума», исключая Чацкого, можно характеризовать следующими качествами: любовь к деньгам и чинам, приоритетное чужое мнение. Главный герой не понимает их менталитета. Его девиз: «служить делу, а не лицам».

    Софья, дочь хозяина дома, безответно влюблена в Мочалина. Он очень подло поступает к ней, ластясь на более высокую должность. Чацкий, как друг детства, к ней тоже не равнодушен. Но его она упрекает и недолюбливает. Это яркий пример того, как пагубно влияет такой стиль жизни на чувства и жизни многих.


    Мнение большинства

    Проблемы «Горе от ума» — это проблемы общественного мнения, согласно которому приспособленчество считается проявлением здравого смысла. В понимании большинства действительно Молчалин ведет себя гораздо дальновиднее своего соперника, когда ищет среди авторитетных людей, в том числе женщин, покровительства, поскольку хочет «весело пожить» и получить награды. Он скромен, вежлив, услужлив и непременно «дойдет до степеней» в этом обществе, так как не высказывает умных мыслей, что позволяет его знакомым ощущать превосходство над мелким служащим.

    Сочинение Темы и проблемы комедии Горе от ума

    В комедии «Горе от ума» Александра Сергеевича Грибоедова присутствует очень много тем и проблем характерных для того времени. Именно из-за таких тем произведение запретили к печати, и не разрешалось ставить его в театре.

    В произведении довольно много проблем. Грибоедов не боялся цензуры и рассмотрел все проблемы того общества. Нужно рассмотреть каждую тему и проблему отдельно. Для начала огромной проблемой того времени было крепостное право и то что помещики очень жестоко обращались с крестьянами. Ни один нормальный человек не мог спокойно терпеть крепостное право. Так же Грибоедову не понравилось воспитание, и как учат образованию дворян. Не должно быть то, что если у человека есть деньги, то он получит самое лучшее образование, а если денег нет, то образование будет плохое.

    Так же проблемой того общество было то что военные вообще не хотели сражаться за свою страну и сохранять здоровье и спокойствие граждан. Они хотели только получать самые высокие звания и чины. Так же каждый военный хотел получить много наград и иметь много денег.

    Можно сделать вывод что произведение «Горе от ума» связано с декабристами. Эта комедия полностью описывала восстание декабристов.

    Автор затрагивает не только такие социальные темы, но он пишет и про любовь, брак и семью. Конечно почти самая важная тема это драма Чацкого. Он любит Софью, а она отказывает ему во взаимности. Ведь Софья никуда не сможет уйти от фамусовского общества. Она никак не сможет полюбить и быть вместе с Чацким.

    Грибоедов затронул в произведение «Горе от ума» важную проблему это то, что старое общество никак не может принять людей из нового света. Это такие люди у которых свое мировоззрение непохожее на остальных людей того общества. Они живут свободной жизни и никак не зависят от мнения других людей. Им нравится их жизнь, и они не будут подстраиваться под других, чтобы их уважали и не унижали.

    И одна из самых серьезных проблем, которая прослеживается в комедии это проблема ума. Сам автор иногда называл свое произведение про большое количество глупцов и одного по-настоящему умного человека. Умных людей, таких как Чацкий, в таком обществе вызывали ненависть у остального населения. Фамусовское общество пытается выгнать Чацкого, называя его безумным, хотя они сами вообще не являются умными людьми. Чацкий слишком умный для таких людей и поэтому ему нет места в таком обществе.

    Другие сочинения: ← Фамусов и Чацкий в произведении Горе от ума↑ ГрибоедовОтношение Чацкого к крепостному праву в комедии Горе от ума →

    Софья Фамусова

    Проблемы ума в «Горе от ума» рассматриваются также через призму восприятия Софьи. Это дочь Фамусова, в которую влюблен наш герой. Девушка также считает, что ум Чацкого бесполезен, даже вреден для окружающих. Ей не нравится критика Александром Андреевичем всего, что дорого ей самой. В его поведении и речах девушка видит озлобленность, желчность, недовольство всем. Она понимает, что с этим раздраженным человеком нелегко быть рядом, постоянно выслушивать его, хотя и считает ум Чацкого гениальным, блестящим. Но для семейной жизни более подходящим является «ум» Молчалина, то есть умение приспосабливаться к обстоятельствам и находить выгоду во всем. Чацкий вынужден согласиться с этим. Такие люди, по его словам, «блаженствуют на свете».

    Логика Чацкого

    Ум для Чацкого заключался не в тех же ценностях, что и для Фамусова. Юноша считает, что нельзя безмерно пользоваться подаренными судьбой привилегиями. Образование хотя и является обязательным условием ума, но и его недостаточно. Гораздо важнее свободно выказывать свои взгляды и мысли, стараться менять мир под себя.

    Он крайне недоволен тем, что глава ученого комитета требует, чтобы грамоту никто не знал. На такой должности с подобными взглядами долго продержаться не получится. Высмеивал Чацкий и слуг Фамусова, которые старались спасти его жизнь и честь. Пользоваться предоставленными благами самостоятельно он не рекомендует, ведь нужно как-то поощрить умный народ, избавивший монархию от нападок Наполеона.

    Читайте также:
    Творческие замыслы Грибоедова: сочинение

    Молодой человек говорит, что нельзя удержаться при дворе, если вести себя, как родственник Фамусова. Уже не хватает просто угождать и выказывать преданность властям, нужно заниматься своими делами и тщательно выполнять обязанности. Все это знакомит читателя с точкой зрения самого автора: приспосабливающийся к жизненным условиям человек мыслит шаблонами.

    Грибоедов показывает отличия не просто между разными поколениями. Ведь у Чацкого и Молчалина небольшая разница в возрасте. Хотя последний сделал карьеру и занял определенное место в обществе, образованному юноше не нравится поведение его соперника.

    Чацкий говорит, что умный человек может хотя бы кратко выразить свои мысли, он не должен зависеть от окружающих.

    Согласно его мнению, аристократическое общество уже не соответствует требованиям времени. Большинству дворян нужно поменяться, но многие из них не могут или просто не хотят этого делать. Вместо этого Фамусовское общество продолжает бороться с позицией Чацкого. Аристократы просто объявили своего оппонента сумасшедшим. Его изгнали из общества, после чего Фамусов стал чувствовать себя спокойнее. Но долго это не продлилось, ведь Чацкий не единственный в своем роде.

    Много чему учит комедия «Горе от ума». Сочинение фамусовским обществом небылиц об образованном юноше показывает, как дворяне цепляются за свои устаревшие ценности.

    И любой, кто вступает в борьбу с уже устоявшей системой принципов, станет изгоем.

    Уже в самом названии комедии «Горе от ума» (1822 — 1824) отражается знаменательное противоречие. Для просветительской философии ум и счастье воспринимались как синонимы. Основу убеждений просветителей составляла вера в то, что просвещенный ум является вершителем судеб человечества. Это нашло яркое выражение в пушкинской «Вакхической песне» (1829): «Так ложная мудрость мерцает и тлеет // Пред солнцем бессмертным ума». Но в 20-е годы XIX в. в условиях серьезных общественных противоречий наиболее проницательные мыслители начинали понимать, что силам разума предстоят тяжелые испытания. Так происходит в комедии Грибоедова.

    Далеко не случайно темы ума (учения, знания) касаются почти все действующие лица комедии. И сразу же намечается резкий контраст. Для Чацкого высшая ценность — «ум, алчущий познанья», для Фамусова — «Ученье — вот чума…». Репетилов убежден, что «умный человек не может быть не плутом». Скалозуб презрительно бросает: «Ученостью меня не обморочишь…». И Софья уже со своих позиций спрашивает (заранее зная ответ): «Зачем ума искать?» и «Да эдакий ли ум семейство осчастливит?», что определяет ее место в системе образов. Чацкий, свято верящий в силу ума, с ужасом замечает, что его никто не понимает — и понимать не хочет, что ум приносит ему не радость, не счастье, а горе. Этот спор об уме принципиально важен в комедии, ибо затрагивает вопрос, приобретавший общественно-политическое значение. Так с самого начала проявляется резкое разделение: косное фамусовское общество, думающее прежде всего о привычных ценностях: деньгах, карьере, положении в свете, и Чацкий, являющийся выражением идеалов декабристов, просветителей по своим коренным убеждениям. Конфликт этот намечен сразу же, он объединяет две сюжетные линии в пьесе: личную, психологическую, связанную с любовью Чацкого к Софье, и общественно-политическую.

    Чацкий приезжает рано утром в дом Фамусова вовсе не для того, чтобы вступить в бой с отжившими взглядами, произносить громкие монологи. Он спешит повидать любимую девушку. Но оказывается, что любовь героя обречена на неудачу — и не просто потому, что Софья не отвечает взаимностью Чацкому, а еще и по иной причине: нет ничего общего, что связывало бы героя с ее миром. По-разному мыслят, говорят, поступают Чацкий и представители фамусовского круга (не исключая и Софью). Во II действии Чацкий разговаривает с Фамусовым о Софье. Речь идет о сватовстве, то есть о вещах, казалось бы, сугубо семейного, бытового характера. Но этот разговор мгновенно переходит в открытый спор о жизни, экономике, мировоззрении, о политике, наконец. Таким образом, различие человеческих характеров, психологии определяется у Грибоедова принципиально противоположными жизненными позициями, прямым антагонизмом в ценностных ориентирах.

    В «Горе от ума» происходит постоянная, прямая и ожесточенная борьба двух лагерей. Казалось бы, Чацкий в этой борьбе одинок. Однако, если внимательно вчитаться в текст, выясняется, что у него есть и единомышленники, люди близкие ему по взглядам.

    Это, например, двоюродный брат Скалозуба, который вдруг оставил службу, хотя вот-вот должен был получить очередной чин. Он же «крепко набрался каких-то новых правил», «в деревне книги стал читать». В этом же ряду и племянник княгини Тугоуховской князь Федор, который «чинов не хочет знать», а занимается наукой. Акад. М. В. Нечкина, много внимания уделившая проблеме лагеря Чацкого, обратила внимание на слова Софьи о герое комедии: «В друзьях особенно счастлив». Следовательно, есть у него друзья, есть свой лагерь, от имени которого он выступает здесь, в доме Фамусова: «Теперь пускай из нас один, из молодых людей найдется…» Множественное число здесь далеко не случайно. Чацкий явно говорит не только от своего имени: «Где, укажите нам, отечества отцы, // Которых мы должны принять за образцы» — и т. д. И Фамусов, в свою очередь, не только одного Чацкого имеет в виду, когда восклицает, рассказав о низкопоклонстве Максима Петровича: «А? как по-вашему? по-нашему — смышлен».

    Показательно, что представители фамусовского мира очень быстро находят соответствующую политическую терминологию, определяющую позицию Чацкого в общественной борьбе эпохи. Они сопоставляют его с деятелями европейского освободительного движения. С точки зрения Фамусова, он карбонарий, по млению княгини Тугоуховской — якобинец. И даже глухая графиня-бабушка сразу нашла соответствующий термин: «Ах окаянный вольтерьянец».

    Конфликт проявляется во всем: и в определении ценности человеческой личности, и по отношению к народу, и в понимании патриотизма. Для Чацкого главная ценность человека заключается в его гражданском служении Родине. Для Фамусова, Скалозуба, Молчалина идеи блага Отечества просто не существуют. Достаточно вспомнить, с каким вкусом и удовольствием рассуждают они о наградах, чипах, знаках отличия — о чем угодно, только не о деле: «А у меня что дело, что не дело, // Обычай мой такой: // Подписано, так с плеч долой». Конфликт носит идейный, сознательный характер. Чацкий проповедует свои идеи, но и Фамусов старательно стремится внушить собеседнику свой взгляд на ьещи, увлечь его на свою сторону: «Учились бы, на старших глядя…» И даже Молчалин пытается поучать Чацкого: «К Татьяне Юрьевне хоть раз бы съездить вам…»

    Система образов. В центре системы образов комедии, конечно, Чацкий. Его взгляды, мысли, поступки, характер раскрываются не только в монологах, но и в отношении к Софье, Фамусову, Скалозубу, Молчалину. И они, в свою очередь, проявляют себя в контактах и с Чацким, и друг с другом. Так, для полноты представления о Фамусове необходимо учитывать и его самохарактеристики, и взаимоотношения с иными действующими лицами. В результате возникает представление о живом многогранном человеческом характере. Фамусов показан и как отец, и как важный московский барин-краснобай, и как гостеприимный хозяин. Но есть у него главная черта, придающая его образу необходимую цельность и единство. Он находит опору в незыблемых устоях, освященных стариной. Фамусов — консерватор по убеждению, по натуре, по привычкам, наконец. Все, что грозит этому строю, грозит лично ему. Поэтому Фамусов страстно, убежденно защищает не просто быт и нравы, но и идеи старого мира, отстаивая и его непременные атрибуты: карьеризм, низкопоклонство, раболепие, беспринципность, безнравственность.

    Читайте также:
    МОЛЧАЛИН И СОФЬЯ. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»: сочинение

    Где найти прибежище герою?

    Существовало ли такое место в нашей стране, где герои, подобные Чацкому, могли найти прибежище, чтобы залечить свои раны? Наверное, Александру Андреевичу следовало ехать туда, где уже начинали создаваться тайные общества декабристов, в которых ценили таких людей и находили применение их силе и знаниям для преобразований, назревающих в России. Ум, как представляли его передовые дворяне, должен быть вольным, свободным. Вольнодумство для декабристов было не определением опасного недуга, порока или ругательным словом, а наоборот, очень ценилось.

    Какие «умы» нужны старому московскому дворянству?

    Молчалин точно знает, как нужно действовать «с умом» для того, чтобы использовать свое положение на службе в личных целях. В этом он сближается со Скалозубом, который также глуповат, но «счастлив в товарищах». Этот человек готов достичь желаемого любыми средствами — он метит в генералы.

    Именно такие «умы» и требовались московскому дворянству, а главный герой с его отличным от других, критическим отношением к миру не вписывался в эту среду, хотя Фамусов и рекомендовал Чацкого гостям как человека «с головой». Отдавая должное образованности главного героя, он считает, что данным приобретением следует пользоваться осторожно, умело и лишь для достижения в обществе высокого положения либо обогащения. Иначе ум может навредить Чацкому, что и происходит с ним в итоге.

    Сочинение: Жизненные идеалы фамусовского общества (по пьесе Грибоедова «Горе от ума»)

    (585 слов) Александр Сергеевич Грибоедов создал свое выдающееся произведение «Горе от ума» в первой половине девятнадцатого столетия. Этот период ознаменовался усилением гражданской инициативы и восстанием декабристов. Тогда общество в буквальном смысле этого слова оказалось поделенным на дворянство, придерживающееся традиционных ценностей и консервативных взглядов, а также на новых людей, представителей «века нынешнего», которые желают внести передовые идеи в массовое сознание.

    Не секрет, что сам писатель относился ко второй группе людей. Свои взгляды и убеждения Александр Грибоедов воплотил в образе главного героя — Александра Чацкого. Писатель поддерживает данного персонажа и критикует установившееся мировоззрение богатых дворян. Рассмотрим, каких жизненных принципов и идеалов придерживались представители фамусовского общества.

    Типичным представителем московских дворян-помещиков является Павел Афанасьевич Фамусов. Именно благодаря этому персонажу уже более двух веков существует такое выражение, как «фамусовское общество». Кто в него входит? Безусловно, речь идет о выходцах из богатых и знатных семей. Представители «фамусовского общества» с презрением относятся к людям, которые являются беднее их. Крепостных они и вовсе за людей не считают и называют их «петрушки», «фомки», «чурбаны». Обращаясь к собственным работникам, Фамусов заявляет:

    «В работу вас! На поселенье вас!».

    Но сами помещики не делают абсолютно ничего полезного для государства, при этом кичатся своим патриотизмом. За Фамусова на службе трудится Молчалин, а Павел Афанасьевич числится лишь формально. Как можно заметить, все свои звания и чины он и ему подобные заслужили только лишь благодаря своим связям, а не упорным трудом.

    Представители «фамусовского общества» преклоняются перед всем иностранным. Так, эти помещики произносят имена на французский манер, одеваются по образцам зарубежной моды, предпочитают французскую литературу, а также любят петь французское песни. Чацкий осуждает чрезмерное преклонение дворян перед всем иностранным. Главный герой обвиняет их в лже-патриотизме.

    Также жизненным ориентиром представителей «фамусовского общества» является безразличное отношение к учению и службе. По мнению дворян, люди, которые увлекаются творчеством и наукой, не несут никакой практической пользы для общества.

    «Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче, пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений», — именно эти слова произносит Фамусов по поводу сумасшествия Чацкого. Все гости поддерживают его точку зрения.

    В произведении «Горе от ума» Александр Грибоедов показал «век минувший» в образе нескольких персонажей. Так, к ним относятся семейства Горичей, Тугоуховских, Хрюминых, а также госпожа Хлестова, Загорецкий, Скалозуб и Репетилов.

    Так, Тугоуховские посещают бал, чтобы подобрать подходящих женихов для своих дочерей. Они тоже высматривают власть и деньги для образования семейных связей. Горич знаком с Чацким давно, но писатель показывает, как Наталья Горич подчинила своего супруга и превратила его в безвольное существо. Читатель видит, с каким презрением относится Чацкий к графине-внучке Хрюминой. Герою она не нравится поклонение перед французскими модистками и пустота ее речей.

    Особое значение Александр Грибоедов отвёл Репетилову, Загорецкому и Скалозубу. Так, Скалозуба Фамусов выбрал в качестве жениха для своей дочери. Герой по своей натуре является грубым, необразованным, неотесанным, однако у него прекрасное материальное положение, он занимает важный пост. В образе Загорецкого автор изобразил бывшего мошенника, вора и картежника, преуспевшего в светском обществе. А в образе Репетилова перед читателем предстаёт болтун, которому в качестве жены судьба подарила дочь богатого чиновника. Можно утверждать, что всех приверженцев фамусовского общества объединяют одни и те же взгляды. Так, к ним относятся полное отсутствие стремления к учению, новым знаниям и службе, преклонение перед иностранной культурой, культ невежества и алчности, чинопочитание. А также представители данного общества безразличны к судьбе России и отстаивают лишь личные интересы.

    Безусловно, произведение Грибоедова остаётся очень актуальным и в наше время. Конечно, фамусовское общество претерпело изменения, однако некоторые его черты, несомненно, остались. Представители фамусовского общества боятся перемен, прежде всего, потому что они могут испортить их положение в обществе. У них есть два главных жизненных кредо: консерватизм и необразованность.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: