Анализ эпизода Диалог Чацкого и Фамусова: сочинение

«А судьи кто?» – анализ и значение монолога Чацкого

Роль монолога в произведении

Монолог Чацкого «А судьи кто», анализом которого предстоит заняться, звучит в пятом явлении второго действия. В этот момент на сцене присутствует три сюжетно важных персонажа:

  • Павел Афанасьевич Фамусов, отец Софьи и глава влиятельного семейства.
  • Сергей Сергеевич Скалозуб, полковник, потенциальный жених для дочери Фамусова.
  • Александр Андреевич Чацкий, сын сослуживца и друга Фамусова, воспитывавшийся в его доме.

Чацкий до поры до времени лишь слушает малоинтересные разговоры, однако не может удержать себя порой от колкого слова. Представляя его Скалозубу, Фамусов отзывается о нём, как о «толковом малом», но тратящим свои таланты попусту, сокрушаясь, что тот оставил службу. «Нельзя ли пожалеть о ком-нибудь другом?», — холодно замечает Чацкий.

Фамусов отвечает, что не он один, а всё общество относится к его поступку с осуждением. Он желает прервать бессмысленный и опасный диалог. «А судьи кто?», — Чацкий резко отвечает на реплику Фамусова, в то же время вкладывая в эту фразу и собственный смысл. Его монолог является ответом не только Фамусову или Скалозубу, но и всем зрителям и читателям пьесы.

Чацкий является героев-резонёром, носителем авторского сознания и мировидения. В своей речи, полной нравоучительного и обличительного пафоса, Чацкий делится авторскими представлениями о необходимости перемен в России и обличает существующий строй.

Обличение фамусовского общества

Первый и главный вопрос, который ставит Чацкий в своём пламенном монологе: а судьи кто? Что представляют собой люди, которые позволяют себе оценивать степень успешности человека и его нравственные качества? Могут ли эти люди пользоваться уважением и послужить образцом для молодого поколения?

Ответ Чацкого отрицательный. Богатые и родовитые аристократы, представляющие собой верхушку социальной системы, не совершили ничего достойного и даже не прилагали усилий для того, чтобы играть главенствующие роли в обществе. В лучшем случае они получили своё состояние и титулы по наследству от собственных отцов и дедов и привыкли жить, руководствуясь всё теми же косными представлениями о мире вокруг. В худшем случае они «грабительством богаты», при этом защищены от справедливого суда родственными и дружескими связями.

Чацкий бросает таким людям обвинение в абсолютном невежестве и нежелании видеть что-то за пределами старых суждений. Консервативное московское дворянство доверяет лишь «своим» людям и принимает только то, что хорошо известно, не требует перемен и укладывается в привычный уклад жизни, который они сами построили. По мнению главного героя, такие люди просто недостойны того, чтобы считаться эталоном.

Борьба с крепостничеством

В своей речи Чацкий не ограничивается обличением отдельных лиц, он выступает против всей существующей структуры: системы чинов, «кумовства» и авторитетов. Но особенное ударение приходится на систему крепостного права. Поэтому важно проанализировать все кратко упоминаемые героем ситуации.

  • В своём монологе он вспоминает о дворянине, обменявшем неоднократно спасавших ему жизнь слуг на охотничьих собак.
  • Он также рассказывает другой случай: аристократ отобрал у родителей детей, чтобы создать крепостной балет, а после распродал всех поодиночке за долги.
  • Наконец, он говорит о том, как часто иностранцев, приехавших по делам в Москву, встречают великолепием светских обедов, балов с танцами и обходительным отношением, скрывая за всей этой показной мишурой невежество, бедность и угнетённость простого народа страны.

Чацкий понимает, что при существующем формальном праве обращаться с крепостными крестьянами как с вещью, которую возможно продать, обменять или изуродовать, такие люди всегда будут злоупотреблять своей властью, оставаясь безнаказанными. Более того, подобное поведение в высших кругах считается нормой и не будет подвергнуто осуждению.

И на «безлюдье» общественного горизонта ценителями и образцами выступают подобные люди. Но какой дорогой поведут они остальных, могут ли пользоваться такие люди уважением тех, кто обладает свободным мышлением и нравственностью?

Судьба молодого поколения

Следующая важная идея, содержащаяся в речи Чацкого, связана с положением в обществе молодого прогрессивного дворянства. Если бы консервативное поколение «отцов» лишь отрицало прогресс и равнодушно смотрело на все идейные искания несогласных, беды бы не было. Однако фамусовская среда стремится всячески задушить и уничтожить всё непохожее и отличающееся от неё.

Чацкий задаётся вопросом: что будет, если в обществе появится молодой человек, не стремящийся идти проложенным путём — делать карьеру, прислушиваться к авторитетам, использовать связи и деньги? Какова будет судьба того, кто свяжет себя с наукой или займётся высокими искусствами?

Ответ для героя очевиден: носитель подобного мышления будет тут же изгнан из общества. К нему немедленно приклеят ярлык «мечтателя» или «опасного» человека, который хочет разрушить существующие устои. Чацкий прямо говорит, что страх является главной причиной, по которой фамусовское общество отвергает новых людей.

Данный монолог перекликается с событиями пьесы. Так, брат Скалозуба, уехавший жить в деревню и читающий книги, кажется полковнику помешанным чудаком, подобный ярлык приклеен и к племяннику Тугоуховой князю Фёдору, занимающемуся химией и ботаникой.

Поклонение мундиру

За годы существующей системы в консервативной среде появился собственный идол, которому поклоняются аристократы — это мундир. Если прежде мундир ассоциировался с великими победами и дворянской честью, то сейчас это способ спрятать за расшитым костюмом собственное малодушие, глупость и незрелость. Раболепие перед мундиром от «отцов» передаётся их жёнам и детям. Замужество за человеком, который имеет высокий военный чин, считается ключом к счастливой семейной жизни.

Подобный персонаж, который воплощает в себе образ глупого солдафона, не знающего ничего, кроме военной муштры и желающего лишь удачно жениться и стать генералом, воплощён в невольном слушателе Чацкого полковнике Скалозубе.

Читайте также:
Анализ комедии Горе от ума: сочинение

Сюжетные и идейные параллели

Разбор текста монолога Чацкого «А судьи кто» не даст полной картине о его роли в сюжете пьесы без сопоставительного анализа фрагментов, поскольку этот эпизод тесно связан с другими ключевыми монологами пьесы, на уроках литературы этот фрагмент традиционно сопоставляется с отрывками из монологов Фамусова и Молчалина.

Фамусов в своём монологе о причинах возникновения конфликтов между аристократами и прогрессивными дворянами называет корнем зла учёность и чтение книг. По мнению Павла Афанасьевича, книги на самом деле не более чем опасная блажь, затуманивающая разум молодых людей опасными идеями. Продвижение по службе, счастливую семейную жизнь и положение в обществе аристократ связывает с наличием родственных связей и умением вовремя услужить высоким чинам.

В другом монологе Фамусов рассказывает о своём блестящем дяде Максиме Петровиче, добившимся положения при дворе, исполняя роль случайного шута при императрице. Для Фамусова Максим Петрович является образцом успешного человека и примером для подражания.

Монологу Чацкого в романе также противопоставляется небольшой монолог Молчалина о завете его отца. Незнатный и небогатый Молчалин быстро научился скрывать своё мнение и амбиции, «угождать всем людям», даже собаке дворника, быть терпеливым и обходительным со светскими дамами, потакать желаниям Фамусова. В результате этого Молчалин сумел добиться перевода в Москву, получить чин коллежского асессора и потомственное дворянство.

Втайне он испытывает чувство превосходства над Чацким, который не может вписаться в существующую систему общества и «развиваться» в ней. Он даже позволяет себе давать советы Чацкому: устроиться на службу в Москве, съездить на поклон к Татьяне Юрьевне, чтобы добиться продвижения. Однако у Чацкого такой образ жизни может вызвать только отвращение.

Идеологическая программа «нового дворянства»

Речь главного героя — идейно-эмоциональный стержень произведения, на который нанизывается группа острых по значению и пора не находящих разрешения вопросов. Если перевести каждую часть монолога на более высокий, абстрактный уровень, то в монологе героя проявляется несогласие с консервативной Москвой практически во всех сферах жизни.

  • общественно-политическая ситуация в стране;
  • национально-патриотическая позиция граждан;
  • нравственно-психологическое состояние молодёжи;
  • духовное и философское развитие нации.

Таким образом, монолог Чацкого содержит в себе все его взгляды на текущее положение в политике, социальном строе, общественном мнении и развитии науки и искусств. С опорой на текст монолога «А судьи кто» возможно обобщить и систематизировать на уроке природу общественного конфликта пьесы, а также используя цитаты из монолога, разработать план сочинения или характеристику персонажей.

Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Характеристика и значение диалога Фамусова и Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Литературное произведение — «сложный хорошо настроенный музыкальный инструмент». Драматическое произведение «живет» благодаря репликам, которые складываются в диалоги, в сцены и целые действия. Не убавить, не прибавить в готовое литературное произведение ничего нельзя.

Порой сцена или реплика становится ключом, открывающим идею произведения. Итак, диалог Фамусова с Чацким . На первый взгляд это явление ничем не примечательно.

На протяжении комедии Фамусов и Чацкий будут не раз разговаривать. Но вот, что интересно во втором действии очень много монологов. Герои делятся своими взглядами на жизнь, своеобразными программами. Перед эпизодом, который я анализирую — монолог Фамусова, он раздражен приездом Чацкого.

Раньше он называл его «сорванец», от него никогда не знаешь чего ждать. В предыдущем явлении Фамусов пытался упорядочить свою жизнь и как-то успокоить ее, перелистывая календарь, на страницах которого жизнь протекает между рождением, едой и смертью. Успокоив себя таким образом Фамусов встречает Чацкого даже гостеприимно «А! Александ Андреич, просим.

Садитесь-ка». Однако Чацкий чуткий и проницательный человек, он сразу чувствует настроение Фамусова «Вы что-то невеселый стали», — говорит он ему. Фамусов продолжает делать вид, что он гостеприимный хозяин и рад Чацкому. Фамусов успокаивается после реплики Чацкого о сватовстве «Пусть я посватаюсь, вы что бы мне сказали?».

Он понимает, что на сию секунду он хозяин положения и начинает наступать, назидая Чацкого. Фамусов чувствует, что имеет право учить Чацкого. «Сказал бы я во-первых: не блажи. Имением, брат, не управляй оплошно, а главное, подит-ка послужи».Фамусов не просто учит, а выдвигает два условия: «подит-ка послужи», «не будь гордецом». Монолог Фамусова — пример наступательной речи. Он не вспоминает «былое, доброе время».

Он навязывает Чацкому свой образ жизни. «Вот то-то, все вы гордецы! Спросили бы как делали отцы? Учились бы, на старших глядя». Предложения в монологе исключительно восклицательные и риторические вопросы, то есть Фамусов не ожидает ответа от своего собеседника.

Чацкий начинает обороняться, но достаточно спокойно, но при этом выражает, с точки зрения Фамусова, вредные революционные идеи. Он защищается от того образа жизни, который собой олицетворяет Фамусов. Он не желает «гнуть шею», «брать лбом», «плести лесть кружев», «надевать личину усердия к царю» и «жертвовать затылком», чацкий защищается от морали, которая ему навязана, он не проповедует революцию, и вообще не хочет быть в мире с Фамусовым: «Длить споры не мое желанье», Чацкий не собирается «оскорблять ушей» отца Софьи. В этом явлении тот Чацкий, которого не видят в комедии, его реплики это всего лишь следствие молодого и пылкого нрава. У него нет другого выхода, он просто не может молчать.

Читайте также:
Мировоззрение и настроения Грибоедова: сочинение

Чацкий пожил в другой обстановке, с другими людьми, с другими мыслями, он не наивный человек и прекрасно понимает, что Фамусова не переделать, он лишь дает понять, что имеет другие взгляды. Однако, это явление знакомит читателя с наивным Чацким, который считает, что «век минувший уже отжил», «нынче смех страшит…» Этот эпизод помогает читателю по-настоящему понять характер Чацкого и идею комедии.

Диалог Фамусова с Чацким

Всякая комедия, как вид драматического произведения, предназначена для постановки на сцене. Следовательно, чтобы понять комедию лучше, чтобы разобраться в ее ситуациях, характерах и идеях, мы должны при чтении комедии представить себе все лица, все диалоги и положения в соответствии с условиями сцены, в соответствии с развивающимся на сцене драматическим действием.

Читая комедию А. С. Грибоедова «Горе от ума», мы видим стройную систему развивающихся по единому внутреннему плану комических и не комических событий, в которых и через

которые выступают перед нами общественные нравы, общественная жизнь, господствующие идеи и самые разнообразные жизненные типы.

Чтобы понять, в чем заключается сущность конфликта между Чацким и Фамусовым, следует обратиться ко второму явлению второго действия. Именно здесь между Чацким и Фамусовым завязывается диалог, исполненный большого драматического напряжения. Сталкиваются герои, думающие о разном и по-разному. В начале разговора Чацкий говорит о Софье и только о Софье:

Уж Софье Павловне какой

Не приключилось ли печали?

У вас в лице, в движеньях суета.

Фамусов, имеющий свои

планы относительно Софьи и боящийся Чацкого как возможного претендента на ее руку, о Софье с Чацким как раз меньше всего желает говорить. Он старается увести от этой темы:

Ах! батюшка, нашел загадку,

Не весел я. В мои лета

Не можно же пускаться мне вприсядку!

Чацкий точно не понимает Фамусова или не хочет понять. Мысль о Софье у влюбленного Чацкого — навязчивая идея. Он снова ведет речь о ней:

Никто не приглашает вас;

Я только что спросил два слова

Об Софье Павловне: быть может, нездорова?

Упорство Чацкого в избранной им теме приводит Фамусова в сильнейшее раздражение и гнев:

Тьфу, господи прости! пять тысяч раз

Твердит одно и то же!

То Софьи Павловны на свете нет пригоже,

То Софья Павловна больна.

Скажи, тебе понравилась она?

Обрыскал свет; не хочешь ли жениться?

Постепенно диалог между Чацким и Фамусовым становится все более острым. Словесная дуэль вокруг Софьи перерастает в столкновение воззрений, идей, нравственных понятий. Столкновение на личной почве делается по своему характеру столкновением политическим и мировоззренческим. Но резкая печать личного остается на этом споре и тогда, когда он становится совсем не личным. Тема Софьи отнюдь не исчезает вовсе: она уходит только в глубочайший подтекст. Именно этим объясняется предельная горячность спора и крайняя запальчивость спорящих.

Споря с Чацким, защищая свой взгляд на вещи и свои идеалы, Фамусов еще больше, чем в сцене с Петрушкой, высказывает всю ретроградность и своих взглядов, и своих идеалов. Его рассказ о Максиме Петровиче, который «на золоте едал» и, когда было нужно, перед императрицей «отважно жертвовал затылком», открывает для Чацкого возможность страстной отповеди, позволяет ему проявить всю силу и остроту ума:

Свежо предание, а верится с трудом.

Чацкий открыто издевается над идеалами Фамусова:

Хоть есть охотники поподличать везде,

Да нынче смех страшит и держит стыд в узде…

Слова Чацкого о смехе Фамусов, должно быть, принимает особенно близко к сердцу. Смех действительно страшит его больше всего. Недаром, когда Чацкий начинает иронизировать над ним и над его идеалами, гнев и раздражение Фамусова переходят всякие границы. Все, что он теперь говорит, он говорит вне прямой зависимости от слов Чацкого:

Ах! боже мой! он карбонари!

Что говорит! и говорит, как пишет!

Он вольность хочет проповедать!

Да он властей не признает!

В кульминационный момент сцены Фамусов совсем уже перестает слушать что-либо. Грибоедов это оговаривает специальной ремаркой. Ремарка дается тогда, когда слуга объявляет о приходе Скалозуба, ведь это Скалозуба прочит Фамусов в женихи своей дочери, это его он поджидал с радостью и нетерпением. Но когда тот явился, он «ничего не видит и не слышит».

Важное место во втором явлении II действия занимает монолог Чацкого «И точно, начал свет глупеть…», в котором он сравнивает «век нынешний» и «век минувший». Это не упражнение в красноречии, не попытка «просветить» Фамусова, — это вынужденная и страстная защита тех начал жизни, которые ему дороги и от которых он отказаться не может. Конечно, Чацкий молод, горяч и увлекается тем, о чем говорит. Наивность Чацкого не в том, что он пространно объясняется с Фамусовым, пытаясь убедить его в верности своих мыслей, а прежде всего в том, что он считает «век минувший» отошедшим, верит, что «век нынешний» уже сделал свои завоевания и что это необратимо.

Как опровержение этой иллюзии Чацкого появляется Скалозуб. Он немногим старше Чацкого, но является ярым защитником «века минувшего». Чацкий, слыша, что его «жалеют» союзники в споре Фамусов и Скалозуб, не может сдержать негодования. Монолог «А судьи кто?…» рожден протестом Чацкого: его отдают на суд Скалозуба! Сдержанность оставляет героя, и он открыто вступает в конфронтацию с людьми, которые являются «столпами» общества, резко высказывается против милых сердцу Фамусова порядков екатерининского века, «века покорности и страха — века лести и спеси».

Читайте также:
Горе от ума - политическая комедия: сочинение

Если Фамусов, Молчалин и Скалозуб рассматривают службу как источник личных выгод, службу лицам, а не делу, то Чацкий разрывает связи с министрами, уходит со службы именно потому, что он желал бы служить родине, а не прислуживаться начальству: «Служить бы рад, прислуживаться тошно», — говорит он. Если фамусовское общество с пренебрежением относится ко всему народному, национальному, рабски подражает внешней культуре Запада, особенно Франции, даже пренебрегая своим родным языком, то Чацкий стоит за развитие национальной культуры, осваивающей лучшие, передовые достижения цивилизации. Он сам «искал ума» во время пребывания на Западе, но он против «пустого, рабского, слепого» подражанья иностранцам. Намекая на французов-иностранцев, живших в богатых дворянских домах, он говорит:

И где не воскресят клиенты-иностранцы

Прошедшего житья подлейшие черты.

Обрушиваясь на «отцов отечества», которых следует принять за образцы, Чацкий критикует крепостнические порядки, которые способствуют безнаказанности правящих кругов: обмен и продажу крепостных слуг, бесчеловечное отношение к крепостным детям. Отстаивая свободу мыслей и мнений, Чацкий признает за каждым человеком право иметь свои убеждения и открыто их высказывать.

Таким образом, вслушиваясь в диалог двух героев: Фамусова и Чацкого, мы видим конфликт двух поколений. Фамусову, твердо хранившему традиции «века минувшего», противопоставлен Александр Андреевич Чацкий, передовой человек «века нынешнего». Столкновение Чацкого — человека с волевым характером, умного, проницательного, с высокими идейными убеждениями, с фамусовским обществом было неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого, крушением его надежд на личное счастье. Оценивая роль Чацкого в комедии «Горе от ума», И. А. Гончаров в статье «Мильон терзаний» писал: «…Чацкий породил раскол, и если обманулся в своих личных целях, не нашел «прелести встреч, живого участия», то брызнул сам на заглохшую почву живой водой — увозя с собой «мильон терзаний», этот терновый венец Чацкого — терзаний от всего: от «ума», а еще более от «оскорбленного чувства».

Анализ 3 действия Горе от ума Грибоедова

В начале 3 действия комедии “Горе от ума” Чацкий пытается выяснить у Софьи, кого она любит. Девушка отвечает на вопросы старого друга уклончиво. Однако в разговоре выясняется, что Софье нравится Молчалин за его кроткий нрав, услужливость и скромность. Далее идет диалог Чацкого и Молчалина. Секретарь Фамусова говорит о чинах и умении прислуживать, чтобы сделать карьеру. Чацкий решает, что Софья его обманула. По его мнению, такая умная рассудительная девушка, как Фамусова, не может любить человека, чьи желания и средства их достижения столь низменны.

Наступает вечер. На балу в доме Фамусовых собираются знатные дворяне Москвы. Первыми приезжает чета Горичей. Платон Михайлович Горич является бывшим сослуживцем Чацкого. Следом появляются князь Тугоуховский с княгиней и шестью дочерьми, графини Хрюмины, Загорецкий, Хлестова – тетка Софьи и другие гости. Молчалин ведет себя услужливо и любезно с гостями Фамусова, что замечает Чацкий. Его едкое замечание Чацкого в сторону Молчалина слышит Софья. Влюбленная девушка решает отомстить старому другу. Она распускает слух о сумасшествии Чацкого.

Почему гости Фамусова поверили, что Чацкий не в своем уме? Вольные речи героя вызывают недоумение дворянства, принадлежащего к “веку минувшему”. Фамусов и его гости приверженцы старых традиций и устоев, в то время как Чацкий видит неминуемость общественных перемен. Социальный конфликт достигает своей кульминации в конце 3 действия. Становится очевидным не принятие идей “века настоящего” “веком минувшим”. Чацкий для дворянства Москвы является человеком лишним и даже опасным. Мнимое сумасшествие главного героя становится его оправданием в глазах фамусовского общества, которое не приемлет все то, что противоречит его идеалам.

Третье действие комедии заканчивается монологом Чацкого. Неприветливо встретила Москва молодого человека, он чувствует себя неуютно среди столичного дворянства. Чацкий рассказывает о случайной встречи на балу с французом, который приехав с Россию, боялся найти здесь варваров с суровыми обычаями. Но не встретил ни русских лиц, не русской речи. Чацкий осуждает моду на все иностранное, которая губит родную культуру. Произнося монолог, главный герой и не заметил, как от него все разошлись.

Рассуждение 2

Комедия «Горе от ума»- первое в русской литературе реалистическое произведение. Оно вышло из-под пера Грибоедова А.С. и произвело фурор в мире литературы. Сегодня, как и много лет назад комедия не утратила своей актуальности, так как писатель поднял проблемы, характерные для любой эпохи и времени.

III действие «Горе от Ума» является своего рода кульминацией всего произведения. Общество начала XIX века — люди, пытающиеся огородиться от реалий современного мира, на каждом, кто мыслит иначе, появляется клеймо безумца. Автор погружает читателя в конфликт между поколениями, благодаря которому образы героев раскрываются глубже.

Фамусовское общество. Присутствующие на танцевальном вечере люди — типичные представители высшего общества того времени:

– Скалозуб с его вечными плоскими шутками — военный, чьи мечты ограничиваются получением генеральского чина. Что занимательно, он и не думает заслужить чин, совершив подвиг. Мужчина надеется, получить звание, не подвергая себя опасности.

– Молчалин. Данный герой всячески потакает хозяину вечере и окружающим его людям, за что те закрывают глаза на незнатное происхождение.

– Князь Тугоуховский с семейством. Главная цель в жизни князя и его супруги — найти подходящую партию для своих шести дочерей. Они с легкостью закрывают двери своего дома перед людьми, не имеющими большого состояния.

Читайте также:
Грибоедовская Москва: сочинение

– Репетилов. Противоположность Чадского. Молодой человек придерживается либеральных идей, но не потому что они ему импонируют, а потому что это модно.

– Остальные гости. Их образы помогают читателю лучше проникнуться атмосферой вечера.

Бал в самом разгаре. Гости танцуют и общаются между собой. Но отнюдь не желание повеселиться собрало их всех под крышей дома Фамусова, людьми движет корысть. Кто-то старается обзавестись нужными знакомствами или найти покровителя, другие пришли сюда в надежде подыскать удачную партию.

Лицемерие и личная выгода выходят на первый план, тогда как искренность и бескорыстность приравнивается к безумию. Правда для всех этих людей — угроза для их привычной жизни и они всячески стараются, чтобы их спокойствие ничто не нарушило.

Чадский высмеивает нравы высшего общества, а в особенности стремление дворян подражать иностранцам. Но молодой человек еще не знает, что его принимают за умалишенного и все, что он говорит, окружающие пропускают мимо ушей. Никто не желает прислушиваться к мнению Чадского, куда важнее и интереснее вести беседу с «французиком из Бордо», ведь он умнее многих, потому что является иностранцем.

А.С. Грибоедов в своем произведении показывают все грани убогого внутреннего мира высшего общества. Он тонко высмеивает их страх перед переменами и желание жить по законам уходящей эпохи.

Анализ 3 действия Горе от ума

Популярные сочинения

Природа настолько бывает разной и контрастной, что можно вечно любоваться ее созданиями и творчеством. Безусловно одна бы она не справилась в своих творениях, одной из главных ее помощниц является погода.

Михаил Юрьевич Лермонтов даже спустя двести лит после своей смерти является русским писателем и поэтом со всемирно известным именем. И неспроста, ведь вклад, который он внес в развитие как русской

Что такое мечта? Мечта – это наши тайные желания, которые непременно должны стать реальностью. Мечта – это двигатель жизни, потому что ради нее мы становимся лучше, стараемся изменить не только себя

Алексей Сатори — Диалог. Фамусов-Чацкий | Текст песни и Перевод на русский

А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Монолог Чацкого «А судьи кто».

А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времён Очаковских и покоренья Крыма; Всегда готовые к журьбе, Поют всё песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже. Где? укажите нам, отечества отцы, Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве, И где не воскресят клиенты — иностранцы Прошедшего житья подлейшие черты. Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Не тот ли, вы к кому меня еще с пелён, Для замыслов каких-то непонятных, Детей возили на поклон? Тот Нестор негодяев знатных, Толпою окружённый слуг; Усердствуя, они, в часы вина и драки, И честь, и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменял борзые три собаки. Или — вон тот ещё, который для затей, На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! Сам погружён умом в зефирах и амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников не согласил к отсрочке: — Амуры и зефиры все Распроданы поодиночке. Вот те, которые дожили до седин! Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдётся: враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, Они тотчас: — разбой! пожар! И прослывёт у них мечтателем! опасным!! — Мундир! один мундир! Он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в жёнах, дочерях к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрёкся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть, Но кто б тогда за всеми не повлёкся? Когда из гвардии, иные от двора Сюда на время приезжали, Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!
(А.С. Грибоедов. «Горе от ума».

Монолог Чацкого).

Группа ВКонтакте
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Sanasar is a Free WordPress Theme designed for Blogs and Magazines. One of the most fastest theme ever built.

Источник статьи: https://literatura-ege.ru/%D0%B0-%D1%81-%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B5-%D0%BE%D1%82-%D1%83%D0%BC%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3-%D1%87%D0%B0/

А.С.Грибоедов. «Горе от ума». Монолог Чацкого:»А судь кто?»

А судьи кто? — За древностию лет К свободной жизни их вражда непримирима, Сужденья черпают из забытых газет Времен Очаковских и покоренья Крыма; Всегда готовые к журьбе, Поют все песнь одну и ту же, Не замечая об себе: Что старее, то хуже. Где, укажите нам, отечества отцы, * Которых мы должны принять за образцы? Не эти ли, грабительством богаты? Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве, И где не воскресят клиенты-иностранцы * Прошедшего житья подлейшие черты. Да и кому в Москве не зажимали рты Обеды, ужины и танцы? Не тот ли, вы к кому меня еще с пелен, Для замыслов каких-то непонятных, Дитей возили на поклон? Тот Нестор * негодяев знатных, Толпою окруженный слуг; Усердствуя, они в часы вина и драки И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг На них он выменил борзые три собаки. Или вон тот еще, который для затей На крепостной балет согнал на многих фурах От матерей, отцов отторженных детей?! Сам погружен умом в Зефирах и в Амурах, Заставил всю Москву дивиться их красе! Но должников * не согласил к отсрочке: Амуры и Зефиры все Распроданы поодиночке. Вот те, которые дожили до седин! Вот уважать кого должны мы на безлюдьи! Вот наши строгие ценители и судьи! Теперь пускай из нас один, Из молодых людей, найдется — враг исканий, Не требуя ни мест, ни повышенья в чин, В науки он вперит ум, алчущий познаний; Или в душе его сам Бог возбудит жар К искусствам творческим, высоким и прекрасным, — Они тотчас: разбой! пожар! И прослывет у них мечтателем! опасным!! — Мундир! один мундир! он в прежнем их быту Когда-то укрывал, расшитый и красивый, Их слабодушие, рассудка нищету; И нам за ними в путь счастливый! И в женах, дочерях — к мундиру та же страсть! Я сам к нему давно ль от нежности отрекся?! Теперь уж в это мне ребячество не впасть; Но кто б тогда за всеми не повлекся? Когда из гвардии, иные от двора Сюда на время приезжали, — Кричали женщины: ура! И в воздух чепчики бросали!

Читайте также:
Анализ заключительного эпизода комедии А. С. Грибоедова Горе от ума.: сочинение

(Действие 2, явление 5).

Группа ВКонтакте
ПОСЛЕДНИЕ ПУБЛИКАЦИИ

Sanasar is a Free WordPress Theme designed for Blogs and Magazines. One of the most fastest theme ever built.

Источник статьи: https://literatura-ege.ru/%D0%B0-%D1%81-%D0%B3%D1%80%D0%B8%D0%B1%D0%BE%D0%B5%D0%B4%D0%BE%D0%B2-%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B5-%D0%BE%D1%82-%D1%83%D0%BC%D0%B0-%D0%BC%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B3-%D1%87%D0%B0%D1%86%D0%BA-2/

Анализ эпизода «Диалог Чацкого и Фамусова»

Одним из наиболее важных эпизодов в «Горе от ума» является диалог Чацкого и Фамусова во втором явлении второго действия. Я бы назвала его «Конфликт Нового и Старого». Этот эпизод представляет собой экспозицию – часть произведения, где «запускается» сюжетный конфликт. В это эпизоде участвуют всего два главных героя: Павел Афанасьевич Фамусов и Александр Чацкий. Эпизод начинается с того, что Чацкий заходит к Фамусову, чтобы расспросить о Софье. В итоге безобидный диалог перерастает в конфликт, препирания. Заканчивается тем же – никто из спорщиков не уступил, Фамусов просто отказался слушать Чацкого. Основным предметов спора между двумя этими героями являются такие вопросы как: «Обязательно ли служить в армии?», «Стоит ли принижать свою гордость ради получения чинов?» и т.п.. Мини-конфликт данного эпизода образуется вокруг вечной проблемы непонимания между представителями различных поколений, как говориться у Грибоедова «века нынешнего» и «века минувшего». Фамусов является зачинщиком конфликта – именно его пространный монолог по поводу того, что он думает о молодом поколении заставил чацкого наступать в ответ. В лице Чацкого Фамусов видит «гордецов», «умников», готовых разрушить устоявшийся, удобный мирок «отцов». В этом монологе – вся сущность представителя «века минувшего». Его идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося: образец человека для Фамусова тот, кто сделал выгодную карьеру, неважно какими средствами. Речь Фамусова выдает в нем человека не очень образованного, неглупого, хитрого, властного барина, привыкшего считать себя непогрешимым. В этом эпизоде авторская ремарка присутствуют только у Фамусова — когда он ворчит на Чацкого скороговоркой, так как доводов у него уже не осталось. Изначально Чацкий не стремился к конфликту, но монолог Фамусова вынуждает его к страстной защитой тех начал жизни, которые ему дороги и от которых он отказаться не может. Чацкий – человек образованный, речь его литературна, логична, богата интонациями и образами, в ней отражается его чувства и мысли. Это представляет собой полную противоположность речи Фамусова. Авторские ремарки к Чацкому отсутствуют, отчасти потому, что все его чувства можно увидеть в эго ответах, полных восклицаний, жарком монологе. Препирательства оканчиваются ничем – каждый остается со своей точкой зрения. Экспозицией данного эпизода является начало расспросов Чацкого о Софье, резкие ответы Фамусова. Далее небольшой обмен препирательствами медленно достигает кульминации – монологов двух героев. Развязка же заключается в дальнейшем обмене резкими фразами между героями, отказе Фамусова слушать Чацкого. Автор старается не показывает своего отношения к данному событию, но в целом можно догадаться, что он на стороне Чацкого. В этом эпизоде Грибоедов показал начало конфликта между представителями «старого» и «нового», конфликта, который будет развиваться далее в комедии. Поэтому этот эпизод очень важен для понимания всего произведения.

Чацкий как герой своего времени (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В ней писатель отразил свое время, проблемы эпохи, показал свое отношение к ним.
«Горе от ума» показывает нам эпоху декабристов,1820-ые годы. В этом произведении в лице главного героя Александра Андреевича Чацкого изображен «новый человек». Он наполнен возвышенными идеями. Чацкий протестует против всех старых порядков, которые существовали тогда в Москве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. Это человек с другим складом ума и души, другим взглядом на мир и людей.
Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина – Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя ожидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.
Одна из самых значительных сцен в комедии – беседа Чацкого с Фамусовым. На поучения старика о том, как надо жить, герой отвечает знаменитой фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Для Фамусова и его знакомых самое главное в жизни – чин, служебное положение. Им абсолютно все равно, за что человек получает должность: за реальные дела, полезные для общества поступки или за лживое подлизывание и прислуживание, за родственные связи. Фамусов приводит яркий пример того, как надо «служить»:
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Старик заохал, голос хрипкой;
Был высочайшею пожалован улыбкой.
Чацкому это кажется невозможным, уму непостижимым. Он уверен, что в его время все изменилось:
Нет, нынче свет уж не таков.
Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.
Всё это герой говорит в таком пылу, что не замечает, как Фамусов уже давно его не слушает. Он просто заткнул себе уши. Это ярко рисует положение Чацких в современном им обществе. Доводы этих людей просто не слушают, так как им ничего не могут возразить.
Чацкий считает, что образование необходимо каждому человеку. Сам герой долгое время провел за границей, получил хорошее образование. Старое же общество во главе с Фамусовым считает, что ученость – причина всех бед. От образования человек может даже сойти с ума. Поэтому так легко фамусовское общество верит слуху о сумасшествии героя в конце комедии.
Александр Андреевич Чацкий – патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо» только лишь за то, что тот иностранец. У героя это вызвало волну возмущения. Он борется за все русское в русской стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, говорили на русском языке.
Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства. Чацкий борется за отмену крепостного права.
Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Его борьба трудна и упорна, но победа нового неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Авторитет Чацкого был известен и прежде, у него уже есть единомышленники. Скалозуб жалуется, что его брат оставил службу, не дождавшись чина, и стал книги читать. Одна из старух сетует на то, что ее племянник, князь Федор, занимается химией и ботаникой. Нужен был только взрыв, и между «старыми» и «новыми» людьми завязался бой. Он начался в один день, в одном доме, но последствия его отразятся на всей Москве и на всей России.
Чацкий начал раскол. Пусть он разочаровался в своих личных ожиданиях и не нашел «прелести встреч», «живого участия», но зато он «брызнул сам на засохшую почву живой водой», увозя с собой «мильон терзаний».
Чацкий – человек своего времени, потому что он отражает идеи и мысли, которые развивались в то время. Идеи декабристов, просвещения уже захватили Россию. Они существовали, несмотря на сопротивление многих людей. Именно эти мысли продвигали Россию, помогали ей развиваться. И Грибоедов своей комедией, своим героем Чацким ускорил изменение своей страны к лучшему.

Читайте также:
Герой времени в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

«Образ Чацкого» сочинение Горе от ума по литературе 9 класс

«Горе от ума» — комедия, написанная великим и знаменитым драматургом А.С. Грибоедовым, показывает то, как общество не готово принимать людей, которые способны выражать свое мнение.

К таким людям относится главный герой этого произведения Чацкий Александр Андреевич. Единственный положительный персонаж. Он очень образованный и умный человек, который борется с несправедливостью и обманом, что как видим, не приносит ему счастья и успехов в жизни. В Чацком автор пытается показать мудрость и ум людей, которые не бояться идти против устарелых порядков и устоев общества, эгоизма и лжи. Своим примером он пытается показать, что нужно не бояться своих взглядов и высказывать свое мнение, даже если общество думает в другом направлении.

Можно сказать, что Чацкий вступает в схватку с фамусовким обществом, которое слепо верит в какие-то идеалы, которое совершенно не стремится совершенствоваться и обучаться. Что же заставило вернуться его в такое общество? А вернулся он ради своей возлюбленной Софьи, которая по ночи напролет разговаривает с секретарем отца Молчалиным. Он полностью поддерживает взгляды и мировоззрение Фамусова, и путем обмана и лести пытается закрепиться или даже улучшить свое положение в фамусовском обществе. Он пытается угождать всем высокопоставленным людям. И за Софьей он ухаживает лишь для того, чтобы быть ближе к ее отцу, на самом деле Молчалин влюблен в служанку Елизавету.

До отъезда Софья дружила с Чацким и разделяла его взгляды на общество и жизнь. Но Софья, находясь в таком обществе, начала деградировать и стараться соответствовать обществу. Он не понимает, как она могла полюбить Молчалина и пытается открыть ей, своей возлюбленной, глаза на все происходящее, и на глупых людей, которые ее окружают, и на обман Молчалина. Но Софья слепа в своей любви и во взглядах на жизнь. Ведь это именно она распустила слух о его сумасшествии. Чацкий не боится высоких чинов, и говорит то, что думает и идет против общества. Именно поэтому про слух его не здоровом уме поверили все.

Читайте также:
Герой и антигерой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Проанализировав всех героем, получается, что глупцы живут счастливой и довольной жизнью, а умные люди несчастны. Ум приносит только непонимание со стороны общества, разочарование и страдания. Все действия, мысли, и поступки Чацкого разбиваются о стену непонимания и насмешек. Он понимает, что в обществе совершенно не ценится ум, благородство и честь. Цениться способность прислужить, покориться. Но сам жить по-таким правилам он не может и не хочет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Эта его фраза означает то, что он готов служить делу, но ни в коем случае не чиновникам и другим людям.

Полностью разочаровавшись в высшем обществе, в любви, он не желает более оставаться в Москве и в спешке уезжает. Его умственный способности и здравость мышления не принесли ему счастья. И скорее всего Чацкий обречен на одиночество.

Проблема, описанная в «Горе от ума» остается актуальна и в наше время. Человек, который пытается принести, что-то новое в массы, подвергается насмешкам и непониманию. И судя по многолетнему опыту человечества, признание такие гениальные люди, к сожалению, получают только после своей смерти.

Вариант 2

Произведение Грибоедова «Горе от ума» это своего рода комедия, как говорится, но на самом деле почитав и разобрав рассказ – это трагедия того времени. Но не стоит удивляться тому, что в то время были такие герои и персонажи. В современном мире многое за это время не поменялось и такие же персонажи есть и по сей день.

Главные герои этого сатирического произведения отличаются характерами и обществом, которое они сами себе выбирают. Все они собрались в доме Фамусова Павла Афанасьевича.

В произведении есть классовое разделение — это Фамуское движение, где признают только высокие чины и заслуги. В этом обществе не признают ни науку, ни искусство. Для них важен чин, который ты занимаешь, даже не являясь образованным человеком. Чтобы простому человеку заработать хоть какое то место в Фамуском обществе, нужно услужить кому-то в окружении. Так в семейный круг Фамусова без всякого звания и чина попал Молчалин, трусливый и тихий человек, которому Фамусов приписал чин асессора. В него влюблена Софья, избалованная отцовской любовью дочь Павла Афанасьевича. Но отец не признает простых людей и поэтому хочет видеть в женихах Скалозуба, он является полковником и метит в генералы, хотя умом совсем не блещет, но при этом имеет хорошее состояние. Софья вовсе не хочет замуж за столь глупого человека и постоянно находит отговорки для отца.

Отличительным героем в сатире является Александр Чацкий, это друг детства Софьи. В детстве он был влюблен в нее, но детство закончилось, и Чацкий отправился путешествовать по стране на 3 года. Он не был приверженцем Фамуского общества, он был умным, красноречивым и не хотел подчиняться кому-то. Также не любил прислуживать, за это его не принимали в тех кругах, а он не разделял их взгляды и считал, что их нравы устарели и они прикрываются мундирами. Вернувшись из путешествий, его чувства вновь вспыхнули к дочке Павла Афанасьевича, и он обращается к нему с разговором о сватовстве, но Фамусов дает понять, что нужно услужить ему, чтобы попасть к ним в семью, с чем Чацкий не соглашается. Но ухаживать и добиваться Софьи не перестает.

Действия которые развернулись далее в доме Фамусова на балу показали, что Молчалин своей услужливостью хотел только остаться в доме, не имея чувств к дочке, а вовсе приударив за Лизой. Софья же ради Молчалина предала всю любовь Чацкого, которую он так бережно берег и хранил эти три года, спеша вернуться к Софье и признаться ей. Она пустила слух о сумасшествии Александра, не подозревая о предательстве Молчалина. Действия развернулись против нее, и отец грозил сослать ее к тетке в деревню. Чацкий, не нашедший себя в обществе Фамусова и разочарованный своим надеждам, покидает Москву навсегда, ведь он оказывается отвергнутым и не принятым обществом.

В данном рассказе автор передает явные изменения в обществе, которые зарождались после войны. Это был раскол в дворянских кругах. Но и по сей день есть такие люди, как Чацкий, которые хотят донести миру свои убеждения, но его никто не слышит, так как он не является не того круга и имеет слишком маленькие полномочия.

Сочинения

Грибоедов был талантливым драматургом, работы которого сегодня изучают в школе. Среди них и бессмертная работа Грибоедова Горе от ума. Несмотря на то, что автор пишет ее в начале девятнадцатого века, даже сегодня Горе от ума не теряет своей актуальности. Давайте порассуждаем об этом в нашем сочинении по произведению Грибоедова в 9 классе.

Горе от ума сочинение

Работая над комедией, Грибоедов раскрыл пороки современного ему общества. Самое интересное, а может даже страшное, это то, что его персонажи живут и в наше с вами время.

Изучая работу Грибоедова Горе от ума, мы попадаем в дом к Фамусовым и здесь перед нами открывается то самое фамусовское общество, куда входит Фамусов, Молчалин и Скалозуб. Эти образы актуальны и сегодня. Так Фамусов — придерживается старых принципов, где важен страх и покорность. Он зависит от мнения других и считает, что дети должны учиться у своих отцов. В пример он приводит дядю-подхалима, который выслуживался перед императрицей, и прогибался, чтобы добиться высот в своей карьере. Получается что Фамусов, как и его дядя, считает движущей силой общества низкопоклонство, лесть и при этом приветствует протекционизм. Эти люди служат лишь для того, чтобы получать награды и повышения, чему и учит своих детей.

Читайте также:
Авторская позиция и средства ее выражения в комедии Горе от ума: сочинение

Ничуть не лучше Фамусова Скалозуб и Молчалин, для которых карьера и положение в обществе превыше всего. Чтобы красиво жить они готовы на подхалимство. Чацкий же представляет передовых людей того времени, которым противно невежество, жестокость, карьеризм и чинопочитание. В качестве своих жизненных приоритетов они берут гуманность, уважение ко всем, и прежде всего, к простому человеку. Эти люди знают, что за просвещением и наукой будущее. И без сомнения Чацкий выделяется среди фамусовсого общества. Он, как тот воин в поле, что один среди врагов. Другие его не принимают и даже не пытаются понять, ведь проще всего назвать его сумасшедшим. В наше время о таких людях говорят белая ворона, и разве их нет среди нас?

Перечитывая строки комедии, в который раз убеждаешься, что работа писателя с созданными в ней образами бессмертна. Мы ежедневно видим скалозубов, фамусовых и молчалиных. Как и прежде, представители прогрессивной молодежи, подобно Чацкому, вынуждены испытывать горе от ума. Нам же остается лишь верить и надеяться, что таких людей, как Чацкий станет со временем больше. А это значит, что фамусовское окружение быстрее потерпит поражение. Ну а пока Фамусовым живется неплохо, тогда как честные и совестливые люди страдают, пытаясь изменить существующее общество. В этом наверное и заключается настоящее бессмертие произведения Грибоедова горе от ума.

Сочинение Горе от ума Грибоедов

Сочинение Горе от ума

Горе от ума-яркое литературное произведение первой половины девятнадцатого века, написанное Грибоедовым. Хотя произведение было известно в общественных кругах, цензура не разрешала его публиковать долгое время. И долгое время пьеса существовала в виде рукописей. Для русской литературы это произведение является первой реалистической комедией. События в нём происходят в доме Фамусовых и имею несколько сюжетных линий: любовная драма и общественное противоречие.

Социальный конфликт выражается в противоречии устоявшихся взглядов общества, которые представлял Фамусов. И взглядов нового поколения молодёжи, считающей своим призванием не службу (государственную или военную), а развитие личности, выраженное в обучении различным наукам, познании роли человека в общества. Конечно подобные взгляды расцениваются Фамусовым как якобинство. Человек глубокого ума не принимается обществом. Общество пытается его изгнать, что очень хорошо ощутил на себе Чацкий, когда его объявили сумашедшим. Ему неуютно в такой компании. Обществу пришлось бы меня свой жизненный уклад, если бы оно приняло взгляды Чацкого, а этого было им неудобно и потому ненужно. В противоречиях старого дворянского общества и представителя нового уклада поднимается много вопросов: уклад в семье, крепостное право, служение государству и другие.

Вместе с этим, персонажи комедии не имеют чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждая личность имеет разный набор характеристик, позволяющий увидеть героя и с положительной и с отрицательной стороны.

Самым сложным персонажем пьесы считается Софья. Она начитана и любит искусство, даже высказывает презрение, в разговоре с Молчалиным, к мнению света, что характерно для нового общества. В то же время она прекрасно лжёт, изворачивается и притворяется, как представители старого дворянства.

Противоречивым характером обладает и Чацкий. Он умный и смелый, и, одновременно, вспыльчивый и бесцеремонный. На протяжении всей пьесы Софья укоряет его за бесцеремонность и привычку высмеивать других людей. Действительно, тот его резкий и безжалостный по отношению к собеседнику. Стоит отметить, что такая грубость не имеет целью оскорбить собеседника. Она получается сомопроизвольно, как резкий всплеск в душе Чацкого на безнравственность общества.

sochinyai.ru

Оцените сочинение: Рейтинг 4.31 [511 Голоса (ов)]

В начале позапрошлого века А. С. Грибоедовым была написана комедия «Горе от ума». Как ни странно, это произведение остается актуальным и по сей день. Читая «Горе от ума», можно встретить в нем сегодняшних героев. Автор вскрывает пороки российского общества.

Одним из главных персонажей комедии является московский барин Павел Афанасьевич Фамусов. Он в значительной степени зависит от общественного мнения и традиций, любит поучать молодежь, брать пример со старших. А в качестве примера для подражания у самого Павла Афанасьевича был его покойный дядюшка Максим Петрович – вельможа, не гнушавшийся лебезить и преклоняться, чтобы получить выгоду.

Фамусов занимает высокий пост и не скрывает того, что служит лишь для получения чинов и всяких благ, не вникая при этом в суть подписываемых бумаг. Он составляет протекцию родне, разводя на службе «кумовство» и бюрократию. А людей меряет по уровню доходов и учит этому свою дочь Софью.

Также мыслят Молчалин и Скалозуб. Их главной целью является достижение красивой жизни через подхалимство и низкопоклонство. Они выслуживаются перед начальством, получая карьерный рост и положение в обществе. Молчалин – циник без каких-либо нравственных ценностей, который пойдет «по головам». А Скалозуб – закостенелый, самовлюбленный невежа, он, как и остальные, гоняется за чинами.

Однако в противовес отрицательным героям Грибоедов создал образ Чацкого, который противится чинопочитанию, крепостному праву, карьеризму и жестокости. Этот герой стремится донести людям идеи служения делу, взаимного уважения, труда, процветания искусства и наук. Он выступает как человек неординарный, не вписывающийся в фамусовское общество. За это его считают сумасшедшим.

Читайте также:
Фамусовское общество (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума): сочинение

К сожалению, в наше время тоже достаточно таких людей, как Фамусов, Скалозуб и Молчалин. На них держится бюрократия и коррупция. Живется таким людям не в пример лучше, чем умным, честным и совестливым. Мне кажется, что пока у власти будут такие персонажи, построить по-настоящему демократическое общество не удастся.

Заказать сочинение Мы можем написать 100% уникальное сочинение под любые ваши требования всего за 24 часа!

Похожие сочинения на тему:

  • Сочинение «Бал в доме Фамусова»
  • Сочинение «Образ Чацкого в комедии Грибоедова «Горе от ума»
  • Сочинение «Образ Софьи Фамусовой» в комедии «Горе от ума»
  • Сочинение «Век нынешний и век минувший»

Популярные сочинения

  • Сочинение Любимый праздник (для мальчика, девочки)
    На самом деле у меня очень много любимых праздников. Каждый праздник – это отдельная сказка. В такие дни все члены семьи собираются вместе и весело проводят время.
  • Что такое Жизненный опыт сочинение
    Каждый из нас не раз слышал словосочетание «жизненный опыт», но задумывались ли мы о том, что оно означает? Практические навыки? Яркие воспоминания? Знания об окружающем мире?
  • Сочинение-описание по картине Пушкин на лицейском экзамене Репина (7 класс)
    На картине И.Е. Репина изображен совершенно реальный исторический случай – публичный экзамен для воспитанников лицея в Царском Селе, переходящих с первого на второй курс.

Для 9 класса

В великом творении отмечена тема: проблемы воспитания. Главный герой – замечательный человек, который имеет прекрасное образование. Как ему жить с навыками? Как ведёт себя Чадский с людьми? Почему он не может построить с ними взаимоотношения? Что желает делать Александр? Как относится Александр Чадский к любовному поражению? Как автор отразил картину произведения?

Чадский способен влюбиться в дочь владельца дома, но не может найти силы, чтобы разговаривать с её отцом. Его понимание мира, взгляды на жизнь не совпадают с идеями дома господина Фамусова. Он сильно любит дочь хозяина дома, но крайне ненавидит её отца, не может терпеть беспорядок, который творится в обществе. Такое понимание жизни не соответствует его идеалам: он предпочитает постоянно говорить правду, не скрывая своих эмоций. Он желает честно служить отечеству, но никто не понимает его усилий. В результате герой страдает.

У героя есть свои негативные черты. У него противоречивый и плохой характер. Он вспыльчивый человек, конфликтен в общении, высокомерен, а порой даже и вести себя грубо. Источником его недовольства является общество, в котором он живёт. Ему трудно сдерживать эмоции, он не скрывает возможности указывать людям на их недостатки. Ему трудно контролировать поступки. Он считается долгом сопротивляться плохому влиянию, которое постоянно наблюдает. Чацкий умён. Герою плохо в обществе, ему сложно постоянно находится с людьми. Автор точно подметил название произведение «Горе от ума».

Александр желает быть полезным Отечеству, но прислуживать другим людям он не желает. У него не возникает желания выполнять просьбы разных людей. Если он умный, воспитанный и порядочный человек, живущий по соображениям совести, оказывается недостаточным. Ему трудно отметить, что судьба не жалеет честных людей. Даже его возлюбленная предпочитает другого человека в отличие от образованного главного героя. В результате возникает настоящая трагедия.

Образ Александра представляет печальный вид. Его представления о жизни никто не поддерживает. Он оказался в меньшинстве. Ему приходится уехать из конкретного места. Он изменил представления о жизни? Нет. Он просто оставил неприятных людей.

Искренне рекомендую использовать эти данные для полного раскрытия образа Чадского в произведении: «Горе от ума», чтобы понять и отметить всю многогранность личности Чадского.

Образ и характеристика Чацкого

Центральный образом комедии является Александр Андреевич Чацкий — человек нового времени и новых убеждений. Но его идеи в доме Фамусова никто не разделяет. Чацкий в одиночестве противостоит собравшемуся обществу.

Он давний гость в доме Фамусова, знаком с Софьей с детства, однако, девушка не рада видеть его снова. Чем ей так не угодил Чацкий, зарекомендовавший себя как честный и умный человек? Софья не может оценить все его положительные качества и в них находит только плохое.

Чацкий, действительно, умён, но в доме Фамусова никто не может этого оценить. Хоть он сам рос в этом обществе, он осуждает образ жизни этих людей. В своих монологах Чацкий выступает против людей «века минувшего», ратует за новые идеи и взгляды. Так из его речей читатель узнаёт, что Чацкий отказался от службы, что неприемлемо для фамусовского общества.

Несмотря на различие во взглядах Чацкий влюблён в Софью. Ради неё он возвращается в дом Фамусова и с порога говорит ей о своих чувствах. Софье не интересно его слушать, ведь она создала для себя идеальный образ Молчалина и влюбилась в него. По отношению к Софье Чацкий проявляет вспыльчивость и несдержанность, так же он горячится во время своих монологов. Он раздосадован выбором Софьи и не понимает его, потому что видит Молчалина скучным и безыдейным. Чацкий замечает изменения в Софье и в себе, они стали чужды друг другу и выбрали разные пути. Софья теперь ближе становится к фамусовскому обществу, живёт мечтами и французскими романами и больше не заинтересована в Чацком.

Читайте также:
Творческие замыслы Грибоедова: сочинение

Из-за своих речей Чацкий подвергается нападкам со стороны фамусовского общества. Сначала его осуждают за неимение чина и положения в обществе. Пиком противостояние становится сцена, когда Чацкого объявляют сумасшедшим и все сразу этому верят.

В итоге Чацкий покидает Москву, где его никто не понимает и не принимает, оставаясь верным своим мыслям и убеждениям.

Чацкий как герой своего времени (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Скачать сочинение
Тип: Характеристика героев

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» принадлежит к лучшим произведениям русской литературы. В ней писатель отразил свое время, проблемы эпохи, показал свое отношение к ним.
«Горе от ума» показывает нам эпоху декабристов,1820-ые годы. В этом произведении в лице главного героя Александра Андреевича Чацкого изображен «новый человек». Он наполнен возвышенными идеями. Чацкий протестует против всех старых порядков, которые существовали тогда в Москве. Герой комедии борется за «новые» законы: свободу, ум, культуру, патриотизм. Это человек с другим складом ума и души, другим взглядом на мир и людей.
Прибыв в дом Фамусова, Чацкий мечтает о дочери этого богатого барина – Софье. Он влюблен в девушку и надеется, что Софья любит его. Но в доме старого друга его отца героя ожидают одни разочарования и удары. Во-первых, выясняется, что дочь Фамусова любит другого. Во-вторых, что люди в доме этого барина – чужие для героя. Он не может согласиться с их взглядами на жизнь.
Одна из самых значительных сцен в комедии – беседа Чацкого с Фамусовым. На поучения старика о том, как надо жить, герой отвечает знаменитой фразой: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Для Фамусова и его знакомых самое главное в жизни – чин, служебное положение. Им абсолютно все равно, за что человек получает должность: за реальные дела, полезные для общества поступки или за лживое подлизывание и прислуживание, за родственные связи. Фамусов приводит яркий пример того, как надо «служить»:
Когда же надо подслужиться,
И он сгибался вперегиб:
На куртаге ему случилось обступиться;
Упал, да так, что чуть затылка не пришиб;
Старик заохал, голос хрипкой;
Был высочайшею пожалован улыбкой.
Чацкому это кажется невозможным, уму непостижимым. Он уверен, что в его время все изменилось:
Нет, нынче свет уж не таков.
Вольнее всякий дышит
И не торопится вписаться в полк шутов.
Всё это герой говорит в таком пылу, что не замечает, как Фамусов уже давно его не слушает. Он просто заткнул себе уши. Это ярко рисует положение Чацких в современном им обществе. Доводы этих людей просто не слушают, так как им ничего не могут возразить.
Чацкий считает, что образование необходимо каждому человеку. Сам герой долгое время провел за границей, получил хорошее образование. Старое же общество во главе с Фамусовым считает, что ученость – причина всех бед. От образования человек может даже сойти с ума. Поэтому так легко фамусовское общество верит слуху о сумасшествии героя в конце комедии.
Александр Андреевич Чацкий – патриот России. На балу в доме Фамусова он увидел, как все гости пресмыкаются перед «французиком из Бордо» только лишь за то, что тот иностранец. У героя это вызвало волну возмущения. Он борется за все русское в русской стране. Чацкий мечтает, чтобы люди гордились своей отчизной, говорили на русском языке.
Герой не может понять, как его стране одни люди могут владеть другими. Он всей своей душой не принимает рабства. Чацкий борется за отмену крепостного права.
Одним словом, Александр Андреевич Чацкий хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Его борьба трудна и упорна, но победа нового неминуема. Слова Чацкого разнесутся, будут повторяться всюду и произведут свою бурю. Они уже имеют огромное значение среди «новых», прогрессивных людей. Авторитет Чацкого был известен и прежде, у него уже есть единомышленники. Скалозуб жалуется, что его брат оставил службу, не дождавшись чина, и стал книги читать. Одна из старух сетует на то, что ее племянник, князь Федор, занимается химией и ботаникой. Нужен был только взрыв, и между «старыми» и «новыми» людьми завязался бой. Он начался в один день, в одном доме, но последствия его отразятся на всей Москве и на всей России.
Чацкий начал раскол. Пусть он разочаровался в своих личных ожиданиях и не нашел «прелести встреч», «живого участия», но зато он «брызнул сам на засохшую почву живой водой», увозя с собой «мильон терзаний».
Чацкий – человек своего времени, потому что он отражает идеи и мысли, которые развивались в то время. Идеи декабристов, просвещения уже захватили Россию. Они существовали, несмотря на сопротивление многих людей. Именно эти мысли продвигали Россию, помогали ей развиваться. И Грибоедов своей комедией, своим героем Чацким ускорил изменение своей страны к лучшему.

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Чацкий как герой своего времени (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»).

Смотрите также по произведению “Горе от ума”:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: