Анализ комедии Горе от ума: сочинение

Анализ пьесы «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

Русская драматургия породила огромное количество шедевров не только русской, но и мировой литературы, и позволила реализовать себя многим замечательным русским писателям. Одним из таких деятелей был и Александр Грибоедов. Его пьеса «Горе от ума» обессмертила имя этого дипломата, прочно вошла в золотой фонд русской литературы и ныне известна почти каждому жителю России. Многомудрый Литрекон предлагает Вам оценить разбор произведения.

История создания

Творческая история «Горе от ума» началась за пределами России. Писатель начал создавать своё произведение в Тифлисе после дипломатической миссии в Персии. Первым материалом для комедии послужили беседы Грибоедова со своей знакомой Евгенией Греховой о жизни московских дворян. Замысел комедии долго не давал покоя дипломату, карьера которого уже сложилась. Работа продолжилась уже в Москве, где драматург мог писать пьесу, основываясь уже на личном опыте общения с дворянским сословием.

Интересные факты о создании пьесы «Горе от ума» дополнят ее историю:

  • При создании пьесы Грибоедов вдохновлялся творчеством французского драматурга Мольера, чьи пьесы обличали и высмеивали пороки французского общества.
  • Значение пьесы «Горе от ума» для русской литературы так велико, что многие писатели после смерти Грибоедова делали отсылки на его произведение. Например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» ввел персонажа из комедии — вольнодумца князя Федора, которого так осуждало фамусовское общество. В романе именно к нему едет Пьер Безухов, который разделяет взгляды декабристов.
  • При жизни автора пьесу не поставил ни один театр, так как цензура не пропустила ее в печать.
  • После того, как комедию начали ставить на сцене, многие актрисы отказывались играть роль Софьи, так как считали ее неприличной. Ночное свидание с Молчалиным их очень смущало.
  • Первым слушателем пьесы был Иван Крылов. Он сказал, что в его время автора такой книги ожидала бы неминуемая ссылка.

Но самое интересное, что можно вспомнить о комедии, случилось с самим автором. На одном из московских вечером Грибоедов слушал возмутительные речи приглашенных и вскипел — выговорил очень много неприятного приглашенным в длинной речи обличения. Один из присутствующих воскликнул: «Да этот умник сошел с ума!». Эта весть мгновенно разнеслась по Москве, и на следующий день к дипломату приехали многие друзья, чтобы узнать о его положении. Он в негодовании отчеканил:

– Я им докажу, что я в своем уме, – продолжал Грибоедов, окончив свой рассказ. – Я в них пущу комедией, внесу в нее целиком этот вечер: им не поздоровится. Весь план у меня уже в голове, и я чувствую, что она будет хороша.

Таково было отношение Грибоедова к пьесе «Горе от ума».

Прототипы героев

Многомудрый Литрекон нашел прототипы героев «Горе от ума» и представил их в таблице для Вашего удобства.

2) судьба: царь признал философа сумасшедшим за его вольнодумный трактат «философические письма».

Направление, жанр и размер

Жанровое своеобразие «Горя от ума» заключается в том, что в этой комедии сочетаются элементы сразу трёх литературных направлений: классицизма, романтизма и реализма.

  • От классицизма пьеса получила единство действия, времени и места. Есть и говорящие фамилии.
  • От романтизма в пьесе присутствует одинокий главный герой, который превосходит окружающих его людей в моральном плане, но обладает гораздо меньшим влиянием. Он вступает в заведомо проигрышный конфликт с обществом и, терпя сокрушительное поражение, покидает людей, чтобы найти себе новое место в этом мире.
  • Элементы реализма в произведении представлены большем количеством, по сравнению с классицистической традицией, персонажей. Автор стремился детально отобразить реальный мир, созданные им образы достаточно органичны и типичны. Образы персонажей углублены, и их нельзя поделить на строго положительных и строго отрицательных.

Жанровая принадлежность книги тоже неоднозначна. Поэтому Многомудрый Литрекон перечислит признаки комедии в пьесе «Горе от ума» и художественные методы автора:

  1. Комические несоответствия. Например, Фамусов, который «монашеским известен поведением», волочится за служанкой, пока никто не видит. Он же о своей службе в казенном доме говорит: «Подписано и с плеч долой». Положение героев не соответствует их действиям и словам, чего они сами как будто не замечают.
  2. Язык комедии «Горе от ума» характерен для этого жанра: он легкий, народный, разговорный и наполнен крылатыми выражениями.
  3. Прием «разговор глухих». Например, беседа бабушки-графини с князем Тугоуховским.
  4. Комические амплуа героев, традиционные для театра того времени: хитрая служанка, герой-любовник, его неудачливый оппонент, обманутый отец и т.д.

Комедия нравов «Горе от ума» написана ямбом.

Смысл названия

Главный герой обладает умом, но получает от этого общепризнанного блага лишь страдания. Любимая женщина предпочитает глупого и покорного Молчалина, общество и вовсе признает его помешанным. Тот же ум не дает Чацкому найти свое место в обществе и на службе, что делает его одиноким. В этом и заключается смысл заглавия «Горе от ума».

Название венчает обличение двойных стандартов московского дворянства. Внешне люди стремятся создать впечатление ума, но внутренне они противятся разуму и считают его враждебной силой.

Композиция

Структура пьесы «Горе от ума» свойственна направлению классицизма. Сюжет делится на четыре действия.

  1. Первое действие отведено под экспозицию, представление и раскрытие основных действующих лиц.
  2. Во втором действии происходит завязка, когда противоречия начинают складываться осознанное противостояние между персонажами: любовный конфликт, спор отцов и детей и общественный конфликт консерваторов и реформаторов. Тут же происходит развитие конфликта.
  3. В третьем действии происходит кульминация, когда обозначенные ранее конфликты доходят до своей высшей точки и разрешаются в ту или иную сторону.
  4. Четвёртое действие – финал, подведение итогов произошедшего. Определение дальнейшей судьбы основных персонажей.

От классицизма «Горе от ума» получила и классический любовный треугольник, лежащий в основе конфликта.

Всего в пьесе присутствует два главных конфликта – любовный и социальный. Они взаимосвязаны друг с другом, развиваются и переплетаются между собой по мере развития сюжета. Главный конфликт — противостояние века нынешнего и века минувшего. Построение комедии «Горе от ума» позволяет читателю в полной мере проникнуть в позицию каждой из сторон.

Суть: о чем пьеса?

Молодой дворянин Александр Чацкий после долгого пребывания в Западной Европе возвращается в Россию. Герой посещает Москву и дом богатого московского дворянина Фамусова, где он провёл своё детство.

Практически сразу же прогрессивный Чацкий вступает в конфликт как с главой семейства – Павлом Афанасьевичем, так и с его дочерью – Софьей, на которой герой намеревался жениться. Однако Фамусов хочет выдать дочь за невежественного, но богатого офицера Скалозуба, а сама Софья увлечена чиновником-интриганом Молчалиным.

Читайте также:
В ЧЕМ СМЫСЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”: сочинение

Противоречия между главным героем и окружающими приводят к тому, что во время бала в доме Фамусовых Чацкого с подачи Софьи клеймят сумасшедшим.

Уже после бала Софья разоблачает Молчалина, который намеревался использовать её привязанность к нему, чтобы сделать себе карьеру, а Александр и Павел Афанасьевич узнают об их романе. Оскорблённый и отвергнутый Чацкий уезжает из Москвы в расстроенных чувствах.

Главные герои и их характеристика

Система образов в пьесе «Горе от ума» состоит из 4 типажей героев:

  1. Главные герои: Чацкий, Софья, Фамусов, Молчалин. Их отношения — основа сюжета.
  2. Второстепенные герои: Лиза, Горичи, Скалозуб, Хлестова. Они дополняют действие и служат катализаторами для развития сюжета.
  3. Герои-маски образуют социально-политические декорации для пьесы, чтобы пояснить предмет и суть противостояния героев и реалии их существования. Например, княжны — они все на одно лицо и нужны лишь для того, чтобы продемонстрировать универсальный типаж московской барышни. Ту же функцию кривого зеркала имеют Репетилов, Зарецкий и Тугоуховский.
  4. Внесценические персонажи. О них упоминают вскользь, но на сцене они не появляются. Почти у каждого из них есть реальный прототип. Это нужно для погружения зрителя в атмосферу времени и места.

Образы главных героев в пьесе «Горе от ума» Многомудрый Литрекон описал кратко в таблице:

молодой и симпатичный дворянин. искренен и образован, но несколько наивен. одержим прогрессивными идеями о построении идеального общества. патриот, но из-за своего прямолинейного характера не хочет идти на государственную службу. пытается бороться с порочным дворянским обществом, но поигрывает. Подробнее…

секретарь фамусова. молод, небогат и незнатен. коварный карьерист и интриган. соблазнил софью, намереваясь с её помощью воздействовать на фамусова, однако был разоблачён и отвергнут.

полковник русской императорской армии, быстро сделавший себе карьеру, однако лишь за счёт того, что многие офицеры были убиты в бою. невежественный солдафон, которого всё равно терпят в обществе. был одним из кандидатов на руку софью.

Остальные говорящие фамилии связаны с мотивом недопонимания и трудностей общения между людьми: Тугоуховский (глухота), Хлестова (хлесткое выражение), Репетилов (от лат. «повторять»), Молчалин (молчание). Все герои не говорят, а создают видимость беседы, потому что не способны понять друг друга.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика комедии «Горе от ума» многогранны и актуальны по сей день:

  1. Спор поколений – Грибоедов отобразил начало преображения русского дворянства. По его мнению, новое поколение русской аристократии совсем не похоже на своих родителей. Писатель считал, что новая элита, воспитанная в духе Просвещения и гуманизма, неизбежно вступит в жесточайшее противоречие с реакционерами. И хоть на данный момент Грибоедов и не видел каких-либо коренных изменений, он надеялся на победу прогрессивного лагеря в далёкой перспективе.
  2. Нравы дворянства – Драматург изображает аристократию в самом непримечательном свете. Он демонстрирует её лживость, пошлость и лицемерие. По его мнению, те дворяне, которые составляют доминирующее в России фамусовское общество, — не более чем эгоистичные паразиты, которые заняты лишь удовлетворением своих потребностей и амбиций.
  3. Тема лишнего человека – Чацкий представлен в пьесе как благородный изгой, который слишком хорош для Российской империи. Однако вместе с тем Грибоедов показывает, что его герой не одинок, а, главное, не разочаровался в своих идеях, а потому у него всегда есть шанс вернуться и победить закостенелое и порочное фамусовское общество.
  4. Тема семьи – Дворянская семья в комедии изображена как рассадник лжи и взаимной неприязни. Старый Фамусов совершенно равнодушен к своей дочери, думая лишь о том, как удачно выдать её замуж. Когда вскрывается роман Молчалина и Софьи, всё, что беспокоит Павла Афанасьевича – это урон его репутации. Сама Софья также совершенно равнодушна к отцу и старается максимально отдалится от него.
  5. Развитие страны – На протяжении всего повествования некоторые персонажи рассказывают о своих родственниках и знакомых, которые отвергли светскую жизнь и карьеру, посвятив свою жизнь науке и саморазвитию. Этим Грибоедов отобразил перемены, назревающие в обществе, которые уже не могут остановить ни Фамусов, ни Скалозуб и ни кто-либо другой.
  6. Тема мечты – По мнению Грибоедова, только очень искренние и открытые люди способны мечтать. Софья мечтала о настоящей любви, а Чацкий — построить новый лучший мир. Однако писатель показывает, что зачастую мечты, оторванные от реальности и не имеющие под собой личного опыта, ведут человека к провалу. Софья поддалась на обман мерзавца Молчалина, а Чацкий был публично посрамлён и отвергнут.
  7. Образование – Образованные люди представлены в комедии как объект для подражания и наделены лучшими человеческими качествами. В то время, как те, кто отвергают науку и образование, безжалостно высмеиваются.
  8. Судьба – Чацкий искренне верил, что его судьба – быть вместе с Софьей, но жизнь оказалась слишком сложной, и его идеалистические мечты пошли прахом.
  9. Традиции – Ярые традиционалисты и реакционеры в комедии изображены как нелепые и недалёкие люди. Традициями они лишь оправдывают свое нежелание двигаться вперед.
  10. Любовь – Писатель с призывает людей с большой осторожностью поддаваться чувству любви. Ведь, потеряв над собой контроль, можно с лёгкостью повторить ошибки Чацкого и Софьи.
  11. Крепостное право – На примере Лизы мы видим, как во времена крепостничества простых людей рассматривали лишь в качестве инструментов и игрушек для забавы. Чацкий в своем монологе обличает жестокость дворян и бесправие крестьян. Он показывает, что жизнь бедных людей является не более значимой для аристократии, чем участь животных. Они ценятся примерно на одном уровне.
  12. Идеалы декабристов – Пьеса воплощает в себе почти все идеалы тайного общества Декабристов, которые выступали за послабление или даже отмену крепостного права, а также демократизацию российского общества. В произведении Грибоедова высмеиваются дворяне-крепостники и традиционалисты, а идеализируется молодой человек-борец, заинтересованный в следовании своей страны по пути прогресса.
  13. Проблема языка – Мимолётно Грибоедов затронул и искажение русского языка, вызванного невежеством дворянского сословия. Люди стремились заменить родную речь «помесью французского с нижегородским».

Основная идея

Грибоедов чётко отобразил конфликт между старой Россией Фамусова, задыхающейся от самодурства, невежества, пошлости, грубости, эгоизма и лицемерия, и новой России Чацкого, где ценятся, ум, благородство, честность и открытость. Смысл пьесы «Горе от ума» — обличить пороки, ставшие нормой в российском обществе, и указать путь перемен.

Писатель подчеркнул трудность этой борьбы, однако в то же время показал, что у «Чацких» всё-таки есть надежда на победу, и гибель старого мира неизбежна. Главная мысль автора — необходимость прогресса и важность его отстаивания.

Речь Чацкого отражает авторскую позицию в пьесе «Горе от ума». Поэтому А.С. Пушкин и сказал, что умен в комедии только автор, который прописал подобные монологи.

Читайте также:
Идея декабризма в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума.: сочинение

Чему учит?

Автор в комедии «Горе от ума» превозносит разум и благородство и осуждает невежество и пошлость. Его вывод прост: от плохих традиций, тянущих страну в пропасть, нужно избавляться.

Она учит нас, что благородный человек обязан бороться за свои идеалы и никогда не сдаваться, несмотря на непонимание и трудности. Мораль пьесы «Горе от ума» очевидна: нужно твердо стоять на своей позиции, если она отвечает требованием морали и справедливости.

Критика

Пьеса была восторженно встречена в русском обществе, особенно в декабристской среде, чьи идеалы она и выражала. Однако многие знаменитые писатели высказали свои претензии к комедии.

А. С. Пушкин очень положительно отзывался об этой комедии, говоря, прежде всего, об образах фамусовского общества. Однако поэт остался недоволен образом Чацкого, посчитав его слишком плоским. Пушкин видел в Чацком не отдельного персонажа, а лишь продолжение самого Грибоедова в пьесе.

Уже Виссарион Белинский и вовсе считал образ Чацкого откровенно неудачным и вредным. Прежде всего, критика раздражала инфантильность и наивность Чацкого, за которой он не видел реальных знаний и действий. Герой Грибоедова в его глазах — такой же недалёкий самодовольный дворянин, как те, кто его окружают.

Персонажа защищал писатель И.А. Гончаров:

«Чацкого роль — роль страдательная…Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва…» И. А. Гончаров.

Отношение автора к пьесе можно понять по одной из его цитат:

Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь.»

Кроме образа главного героя, рецензенты отметили композицию и язык пьесы: кто-то хвалил их, но кому-то они сильно не понравились:

Не говорю уже о языке сего отрывка, жестком, неровном и неправильном! Во многих местах слог совсем не разговорный, а книжный; там между русскими стихами встречаются два целые стиха французские; тут к слову histoire рифма пожара лучше попросить автора не издавать ее [прим. — комедию], пока не переменит главного характера и не исправит слога. (М. А. Дмитриев в журнале «Вестник Европы», 1825 г.)

Беспристрастно судя, надобно бы пожелать больше гармонии и чистоты в стихах г-на Грибоедова. Выражения: глазом мигом не прищуря — кто ж радуется эдак — черномазенький — дом зеленью раскрашен — нету дела — слыли за дураков — опротивит — к прикмахеру и т.п. дерут уши.» (Н. А. Полевой в журнале «Московский телеграф», 1825 г.)

Человек с сердцем не прочтет ее не смеявшись, не тронувшись до слез. Люди говорят, что в ней нет завязки, что автор не по правилам нравится; но пусть они говорят что им угодно: предрассудки рассеются, и будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в число первых творений народных…» (А. А. Бестужев-Марлинский в журнале «Полярная звезда», 1825 г.)

Что же касается до самой комедии, то, осуждая план, слог и недостаток цели, должно отдать справедливость некоторым удачно изображённым характерам, смешным сценам, едкости многих эпиграмм и вообще искусству рисовать миниатюры. Толпа читателей находит удовольствие при чтении этой комедии оттого, что всякую колкость хочет применять к лицам ей известным. Иной, не умея сам сказать эпиграмму, радуется, найдя в г-не Грибоедове множество готовых на всякие случаи. «Горе от ума» недостойно чрезмерных похвал одной половины литераторов и чрезмерных нападений другой половины. Впрочем, первые более виноваты: излишние похвалы их заставили строже разбирать пьесу; а верно и сам г-н Грибоедов признается, что его комедия не выдержит строгого разбора…» (А. И. Писарев, статья «Несколько слов о мыслях одного критика о комедии „Горе от ума»», журнал «Вестник Европы», 1825 г.)

Ныне «Горе от ума» признана образцом комедии. Даже в наши дни она подвергается постоянному переосмыслению, практически каждый, кто прочтёт эту пьесу, имеет шанс составить своё собственное мнение, непохожее ни на чьё-либо.

Анализ комедии «Горе от ума» Грибоедов (9 класс)

Жанровая направленность произведения представляется сочетанием элементов нескольких литературных стилей: классицизм, романтизм и реализм.

Классицизм заключается в единстве действия, места и времени с использованием говорящих фамилий. Романтизм проявляется в наличии в комедии одинокого главного героя, превосходящего окружающее общество с точки зрения моральных принципов, но имеющего меньшее влияние, соответственно, вступающего в конфликт с людьми и терпящего сокрушительное поражение. Реализм заключается во включении в повествовательное действие значительное количество персонажей, являющихся достаточно органичными и типичными.

Комедия отличается использованием автором своеобразных художественных методов, представленных в форме комических несоответствий, легкого, народного, разговорного языка, наполненного крылатыми выражениями, комическими амплуа персонажей.

Стихотворным размером произведения автор выбирает ямб.

Смысловое значение комедии заключается в явном обладании главного героя умственными способностями, однако последствиями данного факта становятся не общественное признание Чацкого, а его нравственные страдания из-за причисления его к сумасшедшим. Соответственно, название комедии является обличением двойных стандартов московского дворянского общества.

Композиционная структура произведения является проявлением классицизма, поскольку сюжетная линия состоит из четырех действий, первое из которых представляется экспозицией и знакомством с действующими лицами, второе – завязку конфликта пьесы, третье – кульминацию, а четвертое – финальное завершение в виде изображение дальнейшей судьбы персонажей.

Главным конфликтом пьесы, помимо любовного, является социальное противостояние нынешнего века и минувшего.

Ключевыми персонажами комедии являются Чацкий, Фамусов, Молчалин и Софья, отношения которых лежат в основе сюжетной линии.

В произведении раскрывается много актуальных и в настоящее время тем, ключевыми из которых являются взаимоотношения поколений, дворянские нравы, любовь в жизни лишнего человека, искажение русского языка и традиций, дальнейшее развитие страны.

Основной смысл пьесы заключается в авторском осуждении невежества и пошлости, в необходимости борьбы за собственные идеалы, моральные принципы и преодоления жизненных трудностей.

Анализ 2

Комедия “Горе от ума” держится каким-то особняком в литературе. Она как столетний старик, около которого все, отжив по очереди свою пору, умирают и валятся, а он ходит, бодрый и свежий, между могилами старых и колыбелями новых людей. И никому в голову не приходит, что настанет когда-нибудь и его черед. Отчего же это, и что такое вообще это “Горе от ума”? 1

Читайте также:
Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий,а с ним и вся комедия»?: сочинение

Как появился замысел пьесы, достоверно неизвестно. Однако существует версия, согласно которой замысел возник в городе Таври́з где-то к концу первого десятилетия XIX века (1818-1820). К созданию комедии Грибоедов приступил в 1822 году. Тогда он находился на Кавказе, в Тифлисе, по службе и был в роли дипломата при генерале Алексее Петровиче Ермолове. Пьеса была готова к осени 1824 года в Петербурге, но из-за цензуры вышла в печать не в полном виде в альманахе “Русская Талия на 1825 год”. Полностью она была опубликована в 1862 году, хотя и до этого была широко известна благодаря её первой постановке в 1831 году: рукописи расходились тысячами по всей России.

“Горе от ума” сочетает в себе два диаметрально противоположных жанра. Грибоедов назвал пьесу комедией, но ничего такого, что могло бы вызвать смех или улыбку, в ней нет. Напротив, её конец трагический, и в ней в целом много драматических моментов. С современной точки зрения это драма, но тогда в связи с отсутствием данного понятия она называлась “высокой” комедией, что было равноценно трагедии.

Главные герои пьесы:

  • Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казённом доме
  • Софья Павловна Фамусова, его дочь
  • Лиза, служанка в доме Фамусова
  • Алексей Степанович Молчалин, секретарь, живёт в доме Фамусова
  • Александр Андреевич Чацкий, молодой дворянин
  • Сергей Сергеевич Скалозуб, полковник
  • Наталья Дмитриевна и Платон Михайлович Горичи, супруги
  • Тухоуховские, семья князей: супруги и шесть дочерей
  • Хрюмины: бабушка и внучка – графини
  • Антон Антонович Загорецкий
  • Репетилов

Второстепенные герои пьесы:

  • Господа N и D
  • Слуги
  • Гости, лакеи
  • Официанты Фамусова

Герои делятся на два лагеря: фамусовский (все герои во главе с Фамусовым) и лагерь Чацкого (сам Чацкий и упоминаемые лица: племянник Тугоуховской, двоюрный брат Скалозуба)

Чацкий Александр Андреевич среди всех героев – единственный положительный герой. Он остёр, умён, искренен. Его взгляды противопоставлены с принятыми общественными взглядами – на этом конфликте и держится вся комедия вплоть до последнего действия. Стоит отметить, что изначальный вариант его фамилии – “Чадский”, от слова “чад, чадо” – “дитя, ребёнок”. Это отсылка указывает на некую оторванность Чацкого от реальности, его романтизм, который как раз и раскрывается в последнем действии.

Фамусов Павел Афанасьевич – главный оппонент Чацкого, лицемер, льстец, хранитель старых традиций. В человеке ему нужны лишь положение в обществе, успехи в жизни, карьера. Его главная черта – зависимость от общественного мнения, что показывается в его фамилии: Фамусов от латинского “fama” – “молва”. Даже в конце, после финального монолога Чацкого, его волнует всё то же:

Ах! Боже мой! Что станет говорить
Княгиня Марья Алексевна!

Софья – личность, далеко не однозначная. Воспитанная в фамусовской и, можно сказать, французской среде романов и нанимаемых учителей, она в то же время не боится общественного мнения и может выразить своё. Она наблюдательна, осторожна, но злопамятна, иронична. Однако всё же она выбирает Молчалина, а не Чацкого, свою давнюю любовь, и именно она пустила слух о его психическом нездоровии; фамусовское начало в ней преобладает над её личным. Это иронично отражается в её имени, обозначающем “мудрость”.

Молчалин – лживый, послушный, низкий человек. Он не имеет своих собственных взглядов и, более того, уверен, что этого он не должен “сметь” делать. Вся жизнь его заключена в подчинении, зависимости от других ради своего продвижения. Он не может жить самостоятельно и давно уже приноровился “угождать всем людям без изъятья”. Но, увы, именно такой вариант более выигрышный; “Молчалины блаженствуют на свете!” – горько замечает Чацкий.

Стоит ли говорить о других героях? Вернее, услышим ли мы о них что-нибудь новое? Все их черты и характеры уже раскрыты здесь, в трёх главных героях. Скалозуб, Горичи, Тугоуховские – все они такие же пустые, безнравственные, душевно бедные люди, как и Фамусов, и Молчалин. Говоря об одном герое, мы одновременно говорим о них всех.

Сюжет “Горя от ума” имеет линейную структуру.

Первое действие

Просыпается Лиза. Её сон был не очень хороший: Софья ждала Молчалина, а ей было поручено сделать так, чтобы никто не узнал об их встрече. Лиза, постучавшись, предупреждает девушку, что уже утро. Чтобы разбудить их быстрее, она переводит часы; они играют. Фамусов замечает Лизу и заигрывает с ней. Но их прерывает Софья; Фамусов ретируется. Лиза выговаривает Софью в неосторожности, Софья и Молчалин расходятся. Фамусов выходит снова и спрашивает, почему Молчалин тут в столь раннее время. Молчалин отвечает, что только закончил утренний моцион и зашёл к Софье, но Фамусов, несмотря на это, отчитывает дочь за то, что увидел ее, девушку, ещё совсем невинную, с мужчиной. Лиза советует Софье держать ухо востро и остерегаться сплетен, но Софью они не пугают. Лиза думает, что её роман с Молчалиным не получат дальнейшего развития: Фамусов любыми средствами воспрепятствует её браку на человеке без состояния. Для отца единственный хороший вариант – полковник Скалозуба: “И золотой мешок, и метит в генералы”. Софья лучше бы покончила с собой, чем вышла бы замуж за глупого Скалозуба. Лиза вспоминает её бывшую любовь – весёлого, задорного и умного юношу Чацкого. Но для Софьи это дружба и совпадение – не более. К этому времени как раз прибывает Чацкий. Он замечает, как равнодушно встречает его Софья, но девушка утверждает обратное. Чацкий погружается в воспоминания о прошлом, Софья говорит, что всё это “ребячество”. Чацкий видит, как стеснена Софья, и расспрашивает, не полюбила ли она другого. Девушка говорит, что растеряна из-за него самого. Возвращается Фамусов, и Чацкий заводит беседу с ним. Он восторгается Софьей, признаётся, что тех, кто мог сравняться с ней, просто нет. Фамусов задумывается, не попросится ли он к Софье, и после его ухода продолжает размышлять, кто именно: Чацкий или Молчалин – любим ей.

Второе действие

Фамусов указывает слуге письменный распорядок недели и после снова заговаривает с вернувшимся Чацким. Юноша спрашивает, как Павел Афанасьевич отреагировал на его брак с Софьей. Фамусов говорит, в первую очередь дал бы наставление посвятить себя государству и продвинуться в обществ. “Служить бы рад, прислуживаться тошно” – отвечает Чацкий. Для Фамусова это слова гордеца; он вспоминает своего дядю Максима Петровича, умевшего подслуживаться; в этом он видит главное в мужчине. Чацкий сопоставляет прошедшие и настоящие времена и критикует фамусовское поколение за то, что они формируют мнение о человеке, смотря на его состояние. Тем временем слуга Фамусова сообщает о прибытии Скалозуба. Павел Афанасьевич просит Чацкого не вольнодумствовать и уходит принимать генерала. Мужчины разговаривают о двоюрном брате Скалозуба, благодаря ему далеко продвинувшимся по службе, но незадолго до высокого чина уехавшего в деревню Фамусов восхищен Скалозубом – точнее, его успехами. Но Скалозуб хочет “достать” звание генерала. В диалог врывается Чацкий, Фамусов осуждает вольность его мыслей и отказ от службы. Чацкий отвечает, что не Фамусову его судить: в его среде нет идеалов для следования за ними, есть ненависть свободы и ветхие нравы, не принимаемые им. Чацкого возмущает, что в дворянском обществе сторонятся тех, которые отдаёт себя образованию, искусству, а не званиям, и от неприкрытой порочности их спасает лишь мундир. Внезапно картина меняется. Софья, напуганная падением Молчалина, теряет сознание. Лиза старается помочь ей придти в себя – Чацкий видит, что Молчалин вовсе не пострадал, и понимает, что Софья зря тревожится о нём. Девушка, очнувшись, спрашивает о Молчалине. Чацкий спокойно отвечает, что с тем ничего серьёзного не случилось; Софья обвиняет его в равнодушии. Это даёт понять Чацкому, кому отдана девушка. Пришедший Молчалин упрекает Софью за её чрезмерную искренность и пугается слухов; Софье же мнение людей безразлично. Лиза советует Софье поиграться с Чацким, чтобы опровергнуть его подозрения. Когда Софья уходит, юноша заигрывает с Лизой.

Читайте также:
Фамусов и Скалозуб как представители «минувшего века»: сочинение

Третье действие

Чацкий пытается выдавить у Софьи, кто поселился в её сердце: Молчалин или Скалозуб. Софья отклоняется от ответа. Чацкий признаётся, что из-за своей любви теряет рассудок. В диалоге узнаётся, что Софья ценит в Молчалине тихий характер и робкость, но вновь не говорит прямо о своих чувствах к нему. Чацкий остаётся без ответа. Идут подготовки к балу, все съезжаются гости: семья Тугоуховских, Хромины, Антон Антонович Загорецкий, свояченница Фамусова Хлёстова. Молчалин расхваливает её питомца. Чацкий, заметивший это, смеётся. Софья думает о высокомерии и злобе Чацкого. С ней заговаривает господин N; Софья сообщает ему, что Чацкий психически болен. Это быстро становится известным на балу. А самого Чацкого, прибывшего в дом Фамусова, все избегают его; сам Фамусов видит в нём явные симптомы сумашествия. Чацкий мучится “миллионом терзаний груди от дружеских тисков”; ему некомфортно в такой обстановке, он недоволен иностранной Москвой. Его озадачила встреча в соседней комнате с “французиком из Бордо”. Он боялся, что попадёт в одичалую страну, но его приняли радушно, и ничего русского не увидел, будто вернулся во Францию. От этого ему противно, но к концу монолога он оказался один; вокруг танцевали и играли в карты.

Четвёртое действие

Бал окончен, гости уезжают; среди них и Чацкий. Его надежды развеялись. Он не понимает, почему все видят в нём умалишённого, кто начал эту сплетню, знает ли об этом Софья, не понимая что именно она и пустила его. Но в этот момент появляется Софья, и Чацкий, спрятавшись за колонну, случайно подслушивает разговор Молчалина и Лизы. В Софье юношу интересует лишь то, что она дочь Фамусова, содержащего его, а Лиза нравится ему намного больше. Но Софья всё слышит. Молчалин извиняется, Софья требует оставить дом утром – в противном случае она донесёт отцу. Вышедший Чацкий укоряет Софью в её бессмысленной измене. Но девушка сама не видела настоящего Молчалина. Прибегают разбуженные Фамусов со слугами и находят пару. Увиденное потрясает отца: Софья сама рассказала всем о безумии Чацкого и сейчас снова сошлась с ним. В замешательстве он грозится отправить Лизу “в избу”, а Софью – “в Саратов”. Чацкий понимает, кто всё это начал. Его надежды разрушены. Он желал счастья с Софьей, “летел” к ней одной, но мечты оказались ложными: детская любовь для Софьи, которой “дышал и жил” Чацкий, – ничто. Но теперь всё ясно, он не сожалеет о разрыве, осознаёт, что в её окружении он лишний и покидает дом. Фамусов обеспокоен одним: “Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!”.

Собственно, в последнем действии и заложена идея произведения. Пьеса держится на конфликте старых и новых нравов, идеалов, мнений. Именно Грибоедов стоит в ряду зачинателей типа лишнего человека в литературе – представителя светского общества, отрицающего его нормы и правила, живущего по правильным, чуждым им идеалам. И именно эта комедия определила судьбу лишнего человека в обществе:

Судьба, проказница-шалунья,
Определила так сама:
Всем глупым – счастье от безумья,
Всем умным – горе от ума 2

1 И.А.Гончаров. Мильон терзаний. Критический этюд
2 Эпиграф к комедии. Авторство не установлено, но точно известно, что он написан не Грибоедовым

«Горе от ума» анализ произведения Грибоедова

История создания комедии

Комедия «Горе от ума» – главный и наиболее ценный результат творчества А.С. Грибоедова. При изучении комедии «Горе от ума» анализу следует подвергнуть, в первую очередь, условия, в которых писалась пьеса. Она затрагивает вопрос назревающего противостояния прогрессивного и консервативного дворянства. Грибоедов высмеивает нравы светского общества начала 19 века. В связи с этим создание такого произведения было довольно смелым шагом в тот период развития русской истории.

Известен случай, когда Грибоедов, вернувшись из-за границы, оказался на одном из аристократических приемов в Петербурге. Там его возмутило подобострастное отношение общества к одному иностранному гостю. Прогрессивные взгляды Грибоедова подтолкнули его к высказыванию своего резко отрицательного мнения по этому поводу. Гости сочли молодого человека сумасшедшим, и весть об этом быстро распространилась в обществе. Именно этот случай подтолкнул писателя к созданию комедии.

Тематика и проблематика пьесы

Анализ комедии «Горе от ума» целесообразно начинать с обращения к ее названию. В нем отражена идея пьесы. Горе от своего здравомыслия испытывает главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий, который отвергнут обществом только из-за того, что он умнее окружающих его людей. Отсюда же вытекает и другая проблема: если общество отвергает человека незаурядного ума, то как это характеризует само общество? Чацкий чувствует себя неуютно среди людей, считающих его безумным. Это рождает многочисленные речевые столкновения главного героя с представителями ненавистного ему общества. В этих разговорах каждая из сторон считает себя умнее собеседника. Только ум консервативного дворянства заключается в умении подстраиваться под существующие обстоятельства для получения максимальной материальной выгоды. Тот, кто не гонится за чинами и деньгами для них безумец.

Принятие взглядов Чацкого для консервативного дворянства означает начать менять свою жизнь в соответствии с требованиями времени. Это никому не кажется удобным. Проще объявить Чацкого сумасшедшим, ведь тогда на его обличительные речи можно просто не обращать внимания.

Читайте также:
А.С.ГРИБОЕДОВ ГОРЕ ОТ УМА. КОHФЛИКТ ЧАЦКОГО И СОФЬИ.: сочинение

В столкновении Чацкого с представителями аристократического общества автор поднимает ряд философских, нравственных, национально-культурных и бытовых вопросов. В рамках этих тем обсуждаются проблемы крепостного права, служения государству, образования, семейного уклада. Все эти проблемы раскрываются в комедии через призму понимания ума.

Конфликт драматического произведения и его своеобразие

Своеобразие конфликта пьесы «Горе от ума» заключается в том, что их два: любовный и социальный. Социальное противоречие заключается в столкновении интересов и взглядов представителей «века нынешнего» в лице Чацкого и «века минувшего» в лице Фамусова и его сторонников. Оба конфликта тесно связаны друг с другом.

Любовные переживания заставляют Чацкого прийти в дом Фамусова, где он не был уже три года. Свою возлюбленную Софью он застает в растерянном состоянии, она очень холодно принимает его. Чацкий не догадывается, что прибыл не вовремя. Софья занята переживаниями любовной истории с Молчалиным, секретарем своего отца, живущим в их доме. Бесконечные размышления о причинах охлаждения чувств Софьи заставляют Чацкого задавать вопросы возлюбленной, ее отцу, Молчалину. В ходе диалогов выясняется, что у Чацкого расходятся взгляды с каждым из собеседников. Они спорят о службе, об идеалах, о нравах светского общества, об образовании, о семье. Взгляды Чацкого пугают представителей «века минувшего», потому что они угрожают привычному укладу жизни фамусовского общества. Консервативные дворяне не готовы к переменам, поэтому в обществе мгновенно разносится слух о сумасшествии Чацкого, невзначай пущенный Софьей. Возлюбленная главного героя является источником неприятной сплетни потому, что он мешает ее личному счастью. И в этом снова усматривается переплетение любовного и социального конфликтов.

Система действующих лиц комедии

В изображении персонажей Грибоедов не придерживает четкого разделения их на положительных и отрицательных, что было обязательным для классицизма. Все герои имеют как положительные, так и отрицательные черты. Например, Чацкий умен, честен, смел, независим, но он также вспыльчив, бесцеремонен. Фамусов сын своего века, но при этом он прекрасный отец. Софья, безжалостная по отношению к Чацкому, умна, смела и решительна.

А вот использование «говорящих» фамилий в пьесе – прямое наследие классицизма. В фамилию героя Грибоедов старается вложить ведущую черту его личности. Например, фамилия Фамусов произведена от латинского fama, что означает «молва». Следовательно, Фамусов – человек, которого больше всего волнует общественное мнение. Достаточно вспомнить его финальную реплику, чтобы в этом убедиться: «…Что станет говорить княгиня Марья Алексевна!». Чацкий первоначально был Чадским. Эта фамилия намекает на то, что герой находится в чаду своей борьбы с нравами аристократического общества. Интересен в этом отношении и герой Репетилов. Его фамилия связана с французским словом repeto – повторяю. Этот персонаж – карикатурный двойник Чацкого. Он не имеет собственного мнения, а только повторяет чужие слова, в том числе и слова Чацкого.

Важно обратить внимание и на расстановку персонажей. Социальный конфликт происходит в основном между Чацким и Фамусовым. Любовное противостояние выстраивается между Чацким, Софьей и Молчалиным. Это главные действующие лица. Объединяет любовный и общественный конфликт фигура Чацкого.

Самым сложным в комедии «Горе от ума» считается образ Софьи. Ее сложно отнести к лицам, придерживающимся взглядов «века минувшего». В отношениях с Молчалиным она презирает мнение общества. Софья много читает, любит искусства. Ей противен глупый Скалозуб. Но и сторонницей Чацкого ее не назовешь, ведь в разговорах с ним она корит его за язвительность, беспощадность в словах. Именно ее слово о безумии Чацкого стало решающим в судьбе главного героя.

Важны в пьесе и второстепенные и эпизодические персонажи. Например, Лиза, Скалозуб непосредственно участвуют в развитии любовного конфликта, усложняя и углубляя его. Эпизодические персонажи, появляющиеся в гостях у Фамусова (Тугоуховские,Хрюмины, Загорецкий), полнее раскрывают нравы фамусовского общества.

Развитие драматического действия

Анализ действий «Горя от ума» позволит выявить композиционные особенности произведения и особенности развития драматического действия.

Экспозицией комедии можно считать все явления первого действия до приезда Чацкого. Здесь читатель знакомится с местом действия и узнает не только о любовной связи Софьи и Молчалина, но и о том, что раньше Софья питала нежные чувства к Чацкому, уехавшему странствовать по свету. Появление Чацкого в седьмом явлении первого действия – завязка. Далее следует параллельное развитие социального и любовного конфликтов. Конфликт Чацкого с фамусовским обществом достигает своего пика на балу – это кульминация действия. Четвертое действие, 14 явление комедии (заключительный монолог Чацкого) представляет собой развязку как общественной, так и любовной линии.

В развязке Чацкий вынужден отступить перед фамусовским обществом, потому что он в меньшинстве. Но его едва ли можно считать побежденным. Просто время Чацкого еще не пришло, раскол в дворянской среде только наметился.

Своеобразие пьесы

Исследование и анализ произведения «Горе от ума» позволит обнаружить его яркое своеобразие. Традиционно «Горе от ума» принято считать первой русской реалистической пьесой. Несмотря на это в ней сохранились черты, присущие классицизму: «говорящие» фамилии, единство времени (события комедии происходят в течение одного дня), единство места (действие пьесы разворачивается в доме Фамусова). Однако Грибоедов отказывается от единства действия: в комедии параллельно развиваются сразу два конфликта, что противоречит традициям классицизма. В образе главного героя также четко просматривается формула романтизма: исключительный герой (Чацкий) в необычных обстоятельствах.

Таким образом, актуальность проблематики пьесы, ее безусловное новаторство, афористичность языка комедии имеют не только огромное значение в истории русской литературы и драматургии, но также способствуют популярности комедии у современных читателей.

Краткий анализ произведения Грибоедова «Горе от ума»

В своих произведениях Александр Сергеевич Грибоедов часто поднимал проблемы и темы, которые остаются актуальными и для современного общества. Одной из самых значимых книг в творчестве автора стала пьеса «Горе от ума». Анализ произведения кратко даёт понять читателю основную мысль, которую заложил в него автор, а также поможет при написании сочинения по литературе в 9 классе.

  1. История создания
  2. Значение названия
  3. Суть пьесы
  4. Тематика комедии
  5. Проблематика произведения
  6. Основная идея
  7. Композиционные особенности
  8. Жанр и направление

История создания

История написания комедии «Горе от ума» начинается за пределами России. Тогда Грибоедов пребывал в Тифлисе после дипломатической миссии. Сначала писатель основывался на разговоре со своей давней знакомой, которая рассказала ему о жизни дворян в Москве. Однако замысел пьесы никак не давал покоя Александру Сергеевичу. Он продолжил писать произведение в России на основе личных бесед с представителями русского дворянства.

Грибоедов высмеял дворян XIX века в своей комедии. На тот момент это стало вызовом, поэтому произведение неоднозначно было воспринято обществом. Интересен тот факт, что из-за образа Софьи и негативного подтекста в адрес дворян пьеса ни разу не была поставлена при жизни автора.

Читайте также:
Анализ эпизода Бал в доме Фамусовых из комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Александра Сергеевича на написание комедии подтолкнул один случай, который произошёл с ним по приезде в Петербург. Когда писатель находился на аристократической встрече, его до глубины души возмутили высказывания присутствующих в адрес одного иностранного гостя. Грибоедов выразил свое возмущение окружающим, за что они посчитали его сумасшедшим.

Этот слух настолько быстро распространился по городу, что на следующий день знакомые писателя приехали навестить его и узнать о самочувствии.

Значение названия

Чтобы понять, почему произведение получило такое заглавие, необходимо разобрать жизненный путь Александра Чацкого. Главный герой обладает умом, который мешает ему жить и лишает всех общепринятых благ. Чацкий любит Софью, но она предпочитает строить отношения с глупым и самодовольным Молчалиным.

Кроме того, главный герой не может продвинуться по карьерной лестнице, поскольку не хочет идти против своего мировоззрения. У него не такие стремления и мысли, как у окружающих. В этом и заключается смысл названия комедии «Горе от ума».

Также при помощи названия автор хотел отобразить две стороны русского дворянства. Дворяне хотели казаться умными, но в то же время отрицали науку и искусство.

Они думали только о материальном состоянии, а не о собственном развитии.

Суть пьесы

Молодой дворянин Александр Чацкий долгое время жил за границей. Однако давняя любовь заставляет его вернуться на Родину. Герой решил навестить дом Фамусовых, где он жил в детстве.

После приезда Чацкий вступает в конфликт со всем окружением Фамусова. Александр говорит Павлу Афанасьевичу о том, что хочет жениться на его дочери Софье. Фамусов выступает против и считает, что его дочь может выйти замуж только за состоятельного человека, который достоин называться дворянином. Но Софья уже нашла себе избранника Молчалина, которого интересовало только материальное положение её отца.

Когда Чацкий своим поведением надоедает Софье, то в доме Фамусовых его провозглашают сумасшедшим. Слух об этом быстро разлетелся по городу.

После бала девушка разоблачает Молчалина, а Чацкий, оскорблённый и униженный, уезжает подальше от того места, где рос и воспитывался.

Тематика комедии

Особое внимание стоит уделить многообразию тем в произведении «Горе от ума». Тематика книги застрагивает аспекты, которые остаются актуальными по сей день:

  1. Тема лишнего человека является ключевой в комедии. Образ Чацкого становится отражением людей, которые были слишком хороши для Российской империи. Взгляды главного героя не были приняты представителями дворянства. Когда он попытался их донести в массы, его охарактеризовали как сумасшедшего. Но Александр не разочаровался в себе, поэтому всегда может вернуться в родные края и победить фамусовское общество.
  2. Тема семьи. Автор показывает дворянскую семью как рассадник лжи и взаимной ненависти. Павел Фамусов не думает о мнении своей дочери, для него главная цель состоит в том, чтобы удачно выдать её замуж. Когда старый Фамусов узнаёт о романе Софьи и Молчалина, то переживает только за свою репутацию. Но девушка особо не интересуется жизнью отца и старается отдалиться от него.
  3. Тема мечты. Грибоедов считал, что только искренние люди способны мечтать. Софья мечтала о взаимной любви, а Чацкий желал исправить этот мир к лучшему. Но все их мечтания были оторваны от реальности, поэтому оба героя потерпели крах. Софья повелась на обман Молчалина, а Чацкий, оскорблённый и отвергнутый, сбежал из дома Фамусовых в другой город.

Проблематика произведения

При анализе стоит разобрать проблематику произведения.

Автор поднял проблемы, которые до сих пор волнуют общество:

  1. Спор поколений. Грибоедов пытался показать, как отличается старое дворянство от нового. Он надеялся, что молодое поколение сможет преобразить мир, который погряз в жестокости и лжи.
  2. Нравы дворянства. Писатель демонстрирует дворянское общество с худшей его стороны. Автор считал, что фамусовское общество полностью состоит из разврата, лжи и жестокости. Люди, которые составляют бо́льшую часть дворянства, являются паразитами, удовлетворяющими только свои низменные потребности.
  3. Развитие страны. На протяжении произведения некоторые герои рассказывают о своих знакомых, которым не нужна светская жизнь, поскольку они решили посвятить себя науке и искусству. Такое преображение в стране даёт понять, что ни Фамусов, ни Скалозуб уже ничего не смогут поделать с переменами.
  4. Образование. Автор положительно относится к людям, которые занимаются образованием и хотят открывать для себя что-то новое. Дворянство, высмеивающее людей науки, он отвергает.
  5. Судьба. Главный герой надеялся, что сможет жениться на Софье и прожить с ней счастливую жизнь. Однако его планам не суждено сбыться.
  6. Любовь. Грибоедов учит читателей, что нельзя слепо отдаваться любви. Если, не думая, идти на поводу у чувств, то можно повторить ошибки Чацкого и Софьи.
  7. Идеалы декабристов. В произведении представлены традиции декабристов, выступавших за отмену крепостного права и демократизацию российского общества. Автор высмеивал дворян и поощрял мировоззрение и цели Чацкого, который выступал за прогресс в стране.

Основная идея

В комедии Грибоедов показывает новую Россию Чацкого, в которой ценятся ум, благородство, честность и доброта́.

Она приходит на смену России Фамусова, где царят ложь, пошлость, лицемерие и жестокость. Смысл комедии «Горе от ума» заключается в обличении пороков, которые стали приемлемыми для старого дворянства.

Писатель понимал, насколько нелегко будет свергнуть Россию Фамусова, но надеялся, что ум и честность наконец-то станут выше низменных человеческих черт.

Главная цель автора — направить читателей на путь прогресса и показать его важность для страны и народа.

Композиционные особенности

Композиция произведения «Горе от ума» соответствует стандартам классицизма. Комедию можно разделить на 4 смысловые части, каждая из которых связана с последующей по смыслу:

  1. В первой части читателям открываются все действующие лица.
  2. Вторая часть отведена завязке. Здесь зарождаются основные конфликты: любовный треугольник, спор отцов и детей, противостояние консерваторов и реформаторов.
  3. Третья часть является кульминацией. В ней конфликты доходят до высшей точки.
  4. В заключительной части решаются судьбы героев, подводятся итоги произошедшего.

Жанр и направление

Пьеса относится к комедийному жанру. Своеобразие произведения заключается в том, что оно вобрало в себя особенности сразу трёх литературных направлений — классицизма, реализма и романтизма. Стоит разобрать их по отдельности:

  1. От классицизма комедия получила единство действий, времени и места.
  2. От романтизма произведению достался одинокий герой, который остаётся наедине со своими чувствами и пытается противостоять всему миру. Однако он заведомо знает, что проигрыш неизбежен.
  3. Элементы реализма прослеживаются в том, что автор пытался в подробностях передать устои дворянского общества своей эпохи.
Читайте также:
Историко-литературное значение «Горя от ума»: сочинение

Краткий анализ поможет понять смысл произведения «Горе от ума». Грибоедов попытался показать сущность дворянского общества, которое не хотело развиваться и думало только об удовлетворении своих потребностей.

Александр Чацкий одержал поражение, но есть шанс, что благодаря молодому поколению фамусовское общество будет свергнуто. Автор ценил только тех людей, для которых наука и искусство что-то значат в жизни.

Еще материалы по теме:

Комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума». Злободневность звучания комедии в XIX веке и в наше время. Человеческие типы

II. Основная часть

3) Современна ли комедия А.С. Грибоедова “Горе от ума”

«Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший. ».
(А.С.Грибоедов)

Есть гениальные произведения литературы. И есть гениальные названия гениальных произведений. Такие, в которых составляющие их слова как бы сливаются в одно понятие. Потому что перед нами не просто заглавие литературного сочинения, а имя некоторого явления. Таких названий, таких произведений даже в великой литературе наберется едва ли более десятка. Грибоедовская комедия – одно из них.
Александру Сергеевичу Грибоедову исполнилось двести лет. Из неокончательно установленных дат его чудесного рождения выбрана одна, и вот – отмечаем! Фамусовы – в ложах, Скалозубам досталось в генералы, Софьи с Лизами радуют взоры в рядах общественного движения “Женщин России”, Молчалины блаженствуют в министерствах и комитетах. А судьи кто? .
Нет пьесы живее и современнее, чем “Горе от ума”. Так было, так есть, так будет.
Истинно великое произведение, каким является “Горе от ума”, сопротивляется переоценкам. Никуда не уйти от факта, что Грибоедов был кровно связан с декабристами. Другое дело, что наше понимание декабризма как общественного движения с годами уточняется. Мы яснее осознаем некоторые трагические особенности российской общественной жизни, особенно вековые традиции тоталитаризма. Этим объясняется многое в отечественной истории, вплоть до наших дней. Для нас важно, что “Горе от ума” – это не “черно-белая” сатира на общественный строй. Писателя занимали не “строй”, не “система”, а социальная психология. А она вовсе не “черно-белая”. Вслушайтесь: Фамусов и Чацкий зачастую говорят об одном и том же. “А все Кузнецкий мост, и вечные французы!” – ворчит Фамусов. И Чацкий озабочен тем, “чтоб умный, бодрый наш народ хотя по языку нас не считал за немцев”. Оба они безусловные патриоты, оба до глубины души русские люди, многое их разделяет, но многое и роднит, в том-то и трагизм этой комедии, оттого-то и “мильон терзаний”. А “строй”, “система” – что ж, они могут меняться, но Фамусов, Репетилов, Молчалин, Скалозуб – вечны. И Чацкий вечен.
Когда мы в последний раз видели живого Чацкого? Это был академик Сахаров. Другое время, возраст, внешность, язык, а суть одна и та же: Чацкий! Тот самый, которого снисходительно упрекал Пушкин, утверждая, что в “Горе от ума” один умный человек – сам Грибоедов, а Чацкий – добрый малый, проведший некоторое время в его обществе и произносящий с его голоса умные речи – перед кем? Перед Скалозубами и Тугоуховскими? Но в том-то и дело, что Пушкин не вполне прав: говорить надо. Перед теми, с кем свела тебя история. Даже не рассчитывая на понимание. Сказанное не пропадет. В этом убеждал Грибоедов. В этом убеждал Сахаров. Что общего между этими двумя русскими людьми, кроме того, что они русские? Ум. И тот, и другой являли собой выдающиеся умы своего времени.
Неисчерпаемость “Горя от ума” открывается в недопонятом Чацком и неразгаданном Репетилове.
Как посравнить да посмотреть
Век нынешний и век минувший.
Кому из россиян свой век не казался самым невероятным? Кажется, и Пушкину, и Грибоедову не раз приходилось слышать привычные жалобы на время, иначе их столь разные герои, как Фамусов и Герцог, не сокрушались бы так единодушно: «Ужасный век! Не знаешь, что начать…», – говорит Фамусов. И Герцог вторит ему: «Ужасный век, ужасные сердца!»
«Горе от ума» давно уже стало всенародным достоянием. Еще в начале семидесятых годов девятнадцатого века И.А.Гончаров, отметивший, что комедия «отличается моложавостью, свежестью и более крепкой живучестью от других произведений слова», предрекал ей «нетленную жизнь», утверждал, что она «переживет и еще много эпох, и все не утратит своей жизненности». Это пророчество полностью оправдалось.
Великая комедия и сейчас остается моложавой и свежей. Она сохранила свое общественное значение, свою сатирическую соль, свое художественное очарование. Она продолжает свое триумфальное шествие по сценам театров. Ее изучают в школах.
Миллионы людей смеются и негодуют вместе с Грибоедовым. Гнев сатирика-облечителя близок и понятен русскому народу, потому что и ныне он воодушевляет на борьбу против всего косного, ничтожного и подлого, за все передовое, великое и благородное. Борьба нового со старым есть закон нашей русской жизни. Созданные Грибоедовым образы, его меткие, разящие изречения, живущие в народной речи, способны и ныне служить острым оружием сатиры.
Так, например, если Молчалин, Фамусов, Скалозуб видят смысл жизни в своем благополучии, то Чацкий мечтает принести пользу народу, который он уважает и считает “умным и бодрым”. В то же время он презирает угодничество, карьеризм. Он “служить бы рад”, да “прислуживаться тошно”. Резко критикует Чацкий это общество, погрязшее в лицемерии, разврате:
Где, укажите нам, отечества отцы,
Которых мы должны принять за образцы?
Не эти ли, грабительством богаты?
Защиту от судьбы в друзьях нашли, в родстве,
Великолепные соорудя палаты,
Где разливаются в пирах и мотовстве.
Кажется, что эти строки будто сейчас написаны! А мы еще спорим, современна ли комедия. Несмотря на исторический трагизм русской жизни, Грибоедов живет в нас своей комедией “Горе от ума”. Он возвращается к нам, как свет счастья.

Тест по литературе «Творчество А.С. Грибоедова (по пьесе «Горе от ума»)

Сочинения

Комедия «Горе от ума» Грибоедова занимает особое место в русской литературе. Она сочетает черты классицизма и новых направлений того времени – романтизма и реализма.

При написании сочинения по системе образов в «Горе от ума» нельзя этого не коснуться.

Признаки классического канона в этом произведении: композиционная строгость – действие происходит в течение суток, любовный конфликт сочетается с общественным конфликтом, в центре произведения традиционный для классической литературы любовный треугольник.

Произведение носит общественный пафос, что свойственно романтизму. «Горе от ума» описывает противостояние Чацкого фамусовскому обществу.

Признаки реализма – это сложная система образов. Герои комедии с противоречивыми характерами и функциями. Так, Чацкий, не только отвергнутый любовник. Он еще и высказывает идеи близкие автору. То же касается и других. Новаторство системы образов в их неоднозначности. Каждый герой индивидуален.

Читайте также:
«Горе от ума» первая в истории русской литературы реалистическая комедия: сочинение

Горе от ума: система образов

Любовный конфликт происходит между Чацким, Софьей и Молчалиным. Общественный – между Чацким и Фамусовым.

Второстепенные герои Лиза, Скалозуб, Горич, Репетилов – участвуют как в любовном, так и в общественном конфликте.

Персонажи из эпизодов представляют картину московского общества. Это гости на балу у Фамусова.

Для раскрытия системы образов в «Горе от ума» играют роль внесценические персонажи. Они делают характеры героев более развернутыми. Это буфетчик Петруша, брат Скалозуба, Марья Алексеевна и так далее.

Образная система организована по принципу противопоставления. Герои «века нынешнего» противостоят героям «века минувшего». У них различное отношения ко всему.

Всего действующих лиц более 20. Нельзя четко разделить их на положительных и отрицательных.

Чацкий

Именно ум является той чертой, которая выделяет Чацкого среди других. Об этом еще до его появления говорит служанка Лиза.

Но в то же время герою свойственен сарказм, вспыльчивость, бестактность. Софья укоряет его за сарказм. Оправдание Чацкого в том, что он искренне возмущается обществом, в котором оказался.

Образ героя выражает позицию самого Грибоедова. Чацкий не принимает рабского преклонения перед всем иностранным. Он также ненавидит чинопочитание и желание везде заводить полезные знакомства.

Герой переживает личную драму. Его надежды на любовь Софьи не оправдались.

Софья

Это противоречивый образ. С одной стороны она близка Чацкому по духу, с другой – отвергает его.

Софья образована. Но именно поэтому увлечение Молчалиным закономерно, так как на неё большое влияние оказали французские романы. Она увидела в Молчалине скромного человека вместо двуличного, которым он является на самом деле.

Но в то же время, она часть фамусовского общества, где дорожат только должностями и богатством. Софья, желая доминировать над супругом, выбрала Молчалина.

Молчалин

Этот персонаж нравится фамусовскому обществу тем, что стремится услужить. Небогатый дворянин, он гордится успехами по службе и хвалится ими. Его идеалы полностью совпадают с идеалами московского дворянства. Но Софья будет им обманута, так как он ухаживает за ней «из выгоды».

Фамусов

Этот герой – главный проповедник «века минувшего». Он занимает влиятельный пост в Москве, принадлежит к консервативных дворянам, которые не хотят перемен.

Мнение Фамусова – это мнение московского дворянства. Он считает, что книги опасны, а образованность ни к чему. Фамусов заботится лишь о том, какое впечатление он произведет в свете. Он презирает тех, кто не обладает властью и деньгами.

В произведении «Горе от ума» Грибоедов стоит у истоков новой русской драматургии. В комедии сочетаются черты разных направлений, чтобы передать основную идею – конфликт старого и нового века.

Система образов «Горе от ума» в комедии Грибоедова

Сочинение: Система образов комедии. Проблема прототипов (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

  • Грибоедов, Александр Сергеевич — Горе от ума
Система образов комедии. Проблема прототипов (А.С. Грибоедов «Горе от ума»)

Героев комедии можно разделить на несколько групп: главные герои, второстепенные, герои-маски и внесценические персонажи. Все они, помимо отведенной им в комедии роли, важны и как типы, отражающие те или иные характерные черты русского общества начала XIX века.

К главным героям пьесы можно отнести Чацкого, Молчалина, Софью и Фамусова. Сюжет комедии строится на их взаимоотношениях. Взаимодействие этих персонажей друг с другом и движет ход пьесы.

Второстепенные герои — Лиза, Скалозуб, Хлестова, Горичи и другие — тоже участвуют в развитии действия, но прямого отношения к сюжету не имеют.

Образы героев-масок предельно обобщены. Автору не интересна их психология, они занимают его лишь как важные «приметы времени» или как вечные человеческие типы. Их роль особая, ибо они создают социально-политический фон для развития сюжета, подчеркивают и разъясняют что-то в главных героях. Их участие в комедии основано на приеме «кривого зеркала». К героям-маскам можно отнести Репетилова, Загорецкого, господ N и D, семейство Тугоуховских. Автора не интересует личность каждой из шести княжон, они важны в комедии лишь как социальный тип «московской барышни». Это воистину маски: все они на одно лицо, мы не отличим реплику первой княжны от высказывания второй или пятой:

3-я. Какой эшарп cousin мне подарил!

4-я. Ах! да, барежевый!

Эти барышни смешны Чацкому, автору, читателям. Но вовсе не кажутся смешными Софье. Ибо при всех ее достоинствах, при всех сложностях ее натуры, она из их мира, в чем-то Софья и «стрекочущие» княжны очень и очень близки. В их обществе Софья воспринимается естественно — и мы видим героиню уже в несколько ином свете.

В отличие от княжон, которых Грибоедов лишь пронумеровал, даже не сочтя нужным дать им имена в афише, их отец имеет и имя, и отчество: князь Петр Ильич Тугоуховский. Но и он безлик, и он маска. Ничего, кроме «э-хм», «а-хм» и «у-хм» не произносит, ничего не слышит, ничем не интересуется, собственного мнения начисто лишен… В нем доведены до абсурда, до нелепости черты «мужа-мальчика, мужа-слуги», составляющие «высокий идеал московских всех мужей». Князь Тугоуховский — вот будущее приятеля Чацкого, Платона. Михайловича Горича. На балу сплетню о безумии Чацкого разносят господа N и D. Вновь ни имен, ни лиц. Олицетворение сплетни, ожившая сплетня. В этих персонажах сфокусированы все низменные черты фамусовского общества: безразличие к истине, равнодушие к личности, страсть «перемывать косточки», ханжество, лицемерие… Это не просто маска, это, скорее, маска-символ.

Герои-маски играют роль зеркала, поставленного напротив «высшего света». И здесь важно подчеркнуть, что одной из главных задач автора было не просто отразить в комедии черты современного общества, но заставить общество себя в зеркале узнать.

Задаче этой способствуют внесценические персонажи, то есть те, чьи имена называются, но сами герои на сцене не появляются и участия в действии не принимают. И если основные герои «Горя от ума» не имеют каких-то определенных прототипов (кроме Чацкого), то в образах некоторых второстепенных героев и внесценических персонажей вполне узнаются черты реальных современников автора. Так, Репетилов описывает Чацкому одного из тех, кто «шумит» в Английском клубе:

Не надо называть, узнаешь по портрету:

Ночной разбойник, дуэлист,

В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,

И крепко на руку нечист.

И не только Чацкий, но и большинство читателей «узнавали по портрету» колоритную фигуру того времени: Федора Толстого — Американца. Занятно, к слову, что сам Толстой, прочитав в списке «Горе от ума», себя узнал и при встрече с Грибоедовым попросил изменить последнюю строчку следующим образом: «В картишках на руку нечист». Он собственноручно переправил так строку и приписал пояснение: «Для верности портрета сия поправка необходима, чтобы не подумали, что ворует табакерки со стола».

Читайте также:
«Человеческие типы» в комедии А С Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

В сборнике научных трудов «А. С. Грибоедов. Материалы к биографии» помещена статья Н. В. Гурова «Тот черномазенький…» («Индийский князь» Визапур в комедии «Горе от ума»)». Помните, при первой встрече с Софьей Чацкий, стараясь возродить атмосферу былой непринужденности, перебирает давних общих знакомых, над которыми оба они три года назад потешались. В частности, поминает он и некоего «черномазенького»:

А этот, как его, он турок или грек?

Тот черномазенький, на ножках журавлиных,

Не знаю, как его зовут,

Куда ни сунься: тут как тут,

В столовых и гостиных.

Так вот, в заметке Гурова говорится о прототипе этого «проходного» внесценического персонажа. Оказывается, удалось установить, что был во времена Грибоедова некий Александр Иванович Порюс-Визапурский, вполне подходящий к описанию Чацкого.

Зачем потребовалось искать прототип «черномазенького»? Не слишком ли мелкая он фигура для литературоведения? Оказывается — не слишком. Для нас, спустя полтора века после издания «Горя от ума», безразлично, был ли «черномазенький» или Грибоедов его выдумал. Но современный читатель (в идеале — зритель) комедии немедленно понимал, о ком идет речь: «узнавал по портрету». И исчезала пропасть между сценой и зрительным залом, вымышленные герои говорили о лицах, известных публике, у зрителя и персонажа оказывались «общие знакомые» — и довольно много. Таким образом, Грибоедову удалось создать удивительный эффект: он стирал грань между реальной жизнью и сценической действительностью. И что особенно важно, комедия при этом обретая напряженное публицистическое звучание, ни на йоту не теряла в художественном отношении.

Проблема прототипа главного героя комедии требует особого разговора. Прежде всего потому, что о прототипе Чацкого нельзя сказать с той же определенностью, однозначностью, что о прототипах внесценических персонажей. Образ Чацкого — меньше всего портрет того или иного реального человека; это собирательный образ, социальный тип эпохи, своеобразный «герой времени». И все же в нем есть черты двух выдающихся современников Грибоедова — П.Я. Чаадаева (1796-1856) и В.К. Кюхельбекера (1797-1846). Особый смысл скрыт в имени главного героя. Фамилия «Чацкий», несомненно, несет в себе зашифрованный намек на имя одного из интереснейших людей той эпохи: Петра Яковлевича Чаадаева. Дело в том, что в черновых вариантах «Горя от ума» Грибоедов писал имя героя иначе, чем в окончательном: «Чадский». Фамилию же Чаадаева тоже нередко произносили и писали с одним «а»: «Чадаев». Именно так, к примеру, обращался к нему Пушкин в стихотворении «С морского берега Тавриды…»: «Чадаев, помнишь ли былое. »

Чаадаев участвовал в Отечественной войне 1812 года, в заграничном антинаполеоновском походе. В 1814 году он вступил в масонскую ложу, а в 1821-м внезапно прервал блестящую военную карьеру и дал согласие вступить в тайное общество. С 1823 по 1826 год Чаадаев путешествовал по Европе, постигал новейшие философские учения, познакомился с Шеллингом и другими мыслителями. После возвращения в Россию в 1828-1830 годах написал и издал историко-философский трактат: «Философические письма». Взгляды, идеи, суждения — словом, сама система мировоззрения тридцатишестилетнего философа оказалась настолько неприемлема для николаевской России, что автора «Философических писем» постигло небывалое и страшное наказание: высочайшим (то есть лично императорским) указом он был объявлен сумасшедшим. Так случилось, что литературный персонаж не повторил судьбу своего прототипа, а предсказал ее.

Список литературы

Монахова О.П., Малхазова М.В. Русская литература XIX века. Ч.1. — М.-1994

««Человеческие типы» в комедии А С Грибоедова «Горе от ума»»

Великий русский писатель А.С. Пушкин говорил, что цель комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» — изображение характеров и нравов. И действительно, в этом произведении читатель может увидеть целую галерею лиц и «человеческих типов». У каждого персонажа свой нрав, но почти у всех одинаковые цели — богатство, чин, положение в обществе. И хотя комедия была написана почти двести лет назад, она осталась актуальной и по сей день, «живы» до сих пор и ее герои. Ведь люди, для которых самое важное — деньги и почет, всегда существовали и будут существовать. Определенным «человеческим типом» является Молчалин — представитель фамусовского общества. Принцип его жизни — «угождать всем людям без изъятья». Таким способом можно продвинуться по служебной лестнице, заслужить уважение. Также, по его мнению, хорошее средство для достижения высокого положения в свете — это выгодный брак. Именно поэтому он «влюблен» в Софью «в угодность дочери такого человека», как Фамусов, который «кормит и поит, а иногда и чином подарит». Молчалин лишь умело притворяется, что любит Софью, хотя, по его собственному признанию, не находит в ней «ничего завидного».

Отношения с Софьей целиком определяются жизненной позицией Молчалина: с подобострастием он держится со всеми без исключения людьми, не зря своими талантами он называет «умеренность и аккуратность». Он хорошо знает требования московского дворянства («ведь нынче любят бессловесных») и добился того, что становится «нужным» человеком, правой рукой Фамусова. Молчалин — хитрый, лицемерный, льстивый, двуличный, его представление о счастье связано только с удачной карьерой, богатством, а во имя своей выгоды он продаст кого угодно. Ярким характером обладает и Фамусов — хозяин дома, в котором происходит действие, один из почтенных московских дворян. Для него служебный вопрос — самый важный. Истинная цель службы, полагает он, — достигнуть высокой ступени. Фамусов с одобрением относится только к тем людям, которым удается сделать карьеру, например к Скалозубу («Не нынче завтра генерал»), или к тем, кто, как Молчалин, стремится к этому. Фамусов не видит порока в пренебрежении служебными обязанностями:
А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.
Даже злоупотребление служебным положением он возводит в правило:
Как станешь представлять к крестишку ли,к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку!
Павел Афанасьевич Фамусов хочет выдать свою дочь Софью за Скалозуба, потому что он «и золотой мешок, и метит в генералы».
Жених оценивается по его материальному и социальному положению:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячки две родовых —
Тот и жених!
«Опомнитесь, вы старики!» — а про себя герой говорит, что «монашеским известен поведеньем». Помимо основных персонажей (Фамусов, Молчалин, Софья, Чацкий) в комедии есть множество второстепенных персонажей, таких как Хлестова, Загорецкий, Репетилов. Каждый из них выступает в своем комическом амплуа. Например, Хлестова — колоритный типаж: это властная барыня-крепостница Екатерининской эпохи. Она от скуки возит с собой «арапку-девку да собачку», любит, когда ей угождают, поэтому благосклонно относится к Молчалину. Хлестова, как и большинство гостей Фамусова, не скрывает своего враждебного отношения к образованию: И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев. Хлестова, казалось бы, не вносит ничего нового в развитие сюжета, но на самом деле этот персонаж важен для понимания читателями характеров героев комедии. Так же как и Хлестова, Загорецкий является второстепенным персонажем, но он имеет в произведении немаловажное значение, ведь отношение к этому герою характеризует нравы фамусовского общества. Все презирают Загорецкого, не стесняясь бранить его в лицо. Хлестова, например, о нем говорит: «Лгунишка он, картежник, вор». Но тем не менее его везде принимают, потому что он умеет услужить.

Читайте также:
Центральные проблемы изучения творчества Грибоедова: сочинение

Репетилов, как Загорецкий и Хлестова, не изменяет ход действия пьесы, но он представляет еще один «человеческий тип». Репетилов — нелепый человек. Такой вывод читатель может сделать уже из сцены его появления: он приезжает к концу бала, вбегает и тут же падает. Он с одинаковым радушием встречает Чацкого и Скалозуба, и читателю становится ясно, что Репетилову просто безразлично, с кем любезничать, кому что-либо рассказывать. Он человек пустой, ничтожный, но в то же время у него есть положительные качества, такие, как искренность, увлеченность. Характеризуя себя, он говорит, что очень изменился, так как раньше «людьми пустыми дорожил», «об детях забывал», «обманывал жену». Он вел жизнь обычного гуляки, а теперь он, по его мнению, «с умнейшими» знается людьми, так как стал членом Английского клуба. На самом деле он просто занялся другим пустым занятием. «Человеческими типами» являются и внесценические персонажи — герои, о которых упоминается в комедии, но которые не принимают участия в действии. Они играют важную роль в развитии сюжета, помогают автору сатирически изобразить картину общества. Условно все внесценические персонажи делятся на три типа. Первый — герои, которые разделяют позицию фамусовского общества. А.С. Грибоедов вводит их для того, чтобы показать, что такие люди, как Молчалин и Фамусов, для которых богатство, чин — главная цель жизни, есть не только в Москве, но и в других городах России. Например, Фамусов рассказывает о своем дяде Максиме Петровиче, который сумел угодить императрице, «был высочайшею пожалован улыбкой» и чин получил не за деловые качества, а за то, что вовремя умел «подслужиться». Или, например, расписывая свои дела на неделю, Фамусов вспоминает о Кузьме Петровиче, к которому он «зван на погребенье». Фамусов говорит, что тот был «богат и на богатой был женат», «С ключом, и сыну ключ умел доставить». Фамусов им восхищается: «Что за тузы в Москве живут и умирают!» Множество других персонажей, о которых упоминается в комедии, по своим убеждениям также относятся к миру фамусовской Москвы. Например, Чацкий перечисляет завсегдатаев балов, тем самым А.С. Грибоедов подчеркивает, что общество составляют не личности, а человеческие типы («тот черномазенький на ножках журавлиных», «трое из бульварных лиц», «а тот чахоточный»).

Второй тип людей составляют герои, вселяющие надежду на то, что в этом мире еще может что-то измениться. Они отличаются от фамусовского общества своими взглядами и целями в жизни, они поступают ему наперекор. Благодаря им появляются свежие идеи, новые веяния. К таким персонажам относится мать Чацкого. Фамусов про нее говорит: «Покойница с ума сходила восемь раз». Из этих слов становится понятно, что мать Чацкого была не похожа на всех остальных. Или, например, племянник княгини Тугоуховской князь Федор. Он учился в Петербурге в Педагогическом институте, а теперь «от женщин бегает», «чинов е хочет знать». По мнению фамусовского общества, «ученость» — вот причина столь непонятного поведения. Что-то изменить в своей жизни пытается еще один герой — двоюродный брат Скалозуба:
Но крепко набрался каких-то новых правил.
Чин следовал ему: он службу вдруг оставил,
В деревне книги стал читать.

По мнению фамусовского общества, променять службу на чтение книг — неблагоразумный поступок. Благодаря таким персонажам, как князь Федор, мать Чацкого, двоюродный брат Скалозуба, Грибоедов показывает, что есть еще люди, видящие несовершенство мира и пытающиеся его изменить. Третий тип людей представляет московская молодежь, о которой рассказывает Репетилов. Рассказывая о «тайном обществе», автор создает более полную картину города, так как оно характеризует общественную жизнь Москвы, ведь в то время большинство молодых людей входило в различные кружки, в которых обсуждались проблемы России. Репетилов как раз рассказывает о тех, кто входит в одну из таких организаций, которая собирается в Английском клубе. Например, он говорит о князе Григории: «Чудак единственный! Нас со смеху морит!» Князь Григорий — «век с англичанами, вся английская складка», но при этом он рассуждает о проблемах России! Возникает ситуация абсурда. Репетилов рассказывает о Воркулове Евдокиме, как хорошо он поет во время их встреч; о двух братьях — Левоне и Бориньке («об них не знаешь, что сказать») — и об Удушьеве Ипполите Маркелыче, который, по мнению Репетилова, — гений, так как он пишет «обо всем», в журналах можно отыскать «его отрывок, взгляд и нечто». Также Репетилов говорит о человеке, которого не называет по имени, так как думает, что его должна знать вся Москва:
Ночной разбойник, дуэлист,
В Камчатку сослан был, вернулся алеутом,
И крепко на руку нечист.

И этот человек является самым почитаемым среди своих «соратников». Из всего сказанного Репетиловым становится понятно, что этот «секретнейший союз» — просто сборище молодежи, а все новое, что несут характеризуемые герои, заключается в одной фразе: «Шумим, братец, шумим. » Все то, что они обсуждают и чем занимаются на своих собраниях, не имеет никакого отношения к судьбам России. А.С. Грибоедов в произведении «Горе от ума» показал множество лиц и характеров. Все они — «человеческие типы». Безнравственность тех идеалов, которым поклоняются герои комедии: богатство, положение в обществе, чин, — напоминает о том, что пороки человеческой натуры неистребимы. Молчалины, фамусовы, репетиловы, загорецкие будут жить до тех пор, пока не исчезнут такие понятия, как карьеризм, чинопочитание, сплетни, пока основными ценностями будут нажива, жизнь за счет других, пока будут находиться охотники угождать и прислуживаться.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: