Бал в доме Фамусова (по комедии А.С. Грибоедова Горе от ума): сочинение

Бал в доме Фамусова — сочинение

Мы подготовили для Вас несколько сочинений про бал в доме Фамусова. Используйте наши примеры для написания своего сочинения на данную тему.

Сочинение №1

В произведении Грибоедва «Горе от ума» эпизод «Бал в доме Фамусова» является главной частью комедии, ведь именно в этой сцене главный герой Чацкий показывает истинное лицо Фамусова и его общества.

Чацкий — свободный и вольнодумный персонаж, ему противны все нравы, которым Фамусов старался как можно больше соответствовать. Он не боится высказывать свою точку зрения, отличающейся от Павла Афанасьевича. К тому же, сам Александр Андреевич был без чинов и небогат, а это значит, что он был не только плохой партией для дочери Фамусова, Софьи, но и нежеланным гостем в доме Павла Афанасьевича.

Уже в начале комедии было понятно, что разрыв Чацкого с обществом был неизбежен. Во время своей поездки, Александр Андреевич отвык от московских нравов. Увидев Фамусова, заискивающего перед Скалозубом, Чацкий не может удержаться от резких слов. Для него мерзко чинопочитание и лицемерие, которые уже давно стали обыденными вещами для общества Фамусова.
Но как и Павел Афанасьевич, так и его люди — обычные жители Москвы того времени. На балах собираются те люди, у которых устаревшие взгляды на жизнь. Своих детей они выдают за таких же, как и они, хвастаются они очередными платьями. Конечно, Чацкий со свей правдой тут не к месту.

Так и Александр Андреевич не пришелся по душе дочери Фамусова. Обиженная Софья, как бы невзначай обронив фразу «он не в своем уме», разорвала до конца все отношения с Чацким. Слух о нем распространился очень быстро, каждый хотел передать другому эту новость. Они не могли простить колкостей со стороны Александра Андреевича. А так как гости читали себя верхом общества, то проще было бы сказать, что Чацкий — сумасшедший или беглый преступник.

Даже после всего, что произошло за время бала между Чацким и обществом Фамусова, приглашенные продолжали вальсировать, а сам Александр Андреевич остался наедине со своими терзаниями. Пожалуй, это проигрыш в довольно долгом поединке между благородством и низостью.

Сочинение №2

Комедия в стихах Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума» описывает светское общество 19 века. Также она раскрывает конфликт, сложившийся в начале столетия между «веком нынешним», представителями которого оказались прогрессивно мыслящие молодые люди, и «веком минувшим», приверженцев старых традиций и идеалов.

Как и, пожалуй, любое литературное произведение, комедия в стихах имеет экспозицию, постороженную на трех основных элементах: завязке, кульминации и развязке. Сцена бала занимает важное место в произведении Грибоедова. Она является его кульминацией, той вершиной событий, в сторону которой действие развивалось с самого начала. После бала напряженность сюжета идет на убыль, приближается развязка.

К сцене бала писатель подготавливает заранее. Он предвосхищает действия, которые впоследствии произойдут на балу, монологами Фамусова и Чадского. В их речах противопоставлены идеалы «века минувшего» и «века нынешнего». Постепенно складывается неприятие и у светского общества прогрессивных мыслей и идеей Чацкого.

На балу в доме Фамусовых собралось дворянское общество Москвы. Большинство из представителей московского света в комедии Грибоедова обладают говорящими фамилиями: это властная грубая Хлестова, недовольная и злая Хрюмина, шулер Загорецкий и другие герои. Их разговоры сведены к двум основным темам: беседы о чинах и званиях и сплетни. Гости Фамуса олицетворяют собой «век минувший», московский свет отрицательно настроен в отношении саморазвития и обучения. Главным в их жизни является чинопочитание, высокий социальный статус и власть – вот основные цели фамусовского общества.

Смелые прогрессивные идеи Чадского не остаются незамеченными гостями бала. Фамусовкое общество не может простить свободу мысли, независимости мнений и нравственного превосходства Чацкого. Поэтому свет охотно верит в слух о сумасшествии героя. И действительно для большинства приглашенных на бал, речи Чацкого настолько противоречат их собственным убеждениям, что кажется, молодой дворянин и в правду лишился рассудка.

Читайте также:
Драма Чадского в комедии «Горе от ума»: сочинение

Чадский безуспешно отстаивает свое мнение. Не найдя поддержки и потерпев поражение, герой в последствии покидает Москву.

Однако в этом же эпизоде Грибоедов сообщает читателю, что Чацкий далеко не одинок в своих суждениях. Есть и другая Россия. В светской Москве существуют прогрессивно мыслящие люди: это и племянник княгине Тугоуховской, изучающий естественные науки, и профессор Педагогического института, и брат Сколозуба, оставивший службу и занявшийся самообразованием. Эти люди, так же как и главный герой, не угодны фамусовскому обществу, они видят в их идеях угрозу сложившемуся в стране социальному устройству.

Сочинение №3

В произведении «Горе от ума» огромную роль играет эпизод, в котором описан бал у Фамусова в доме. На протяжении всей комедии идет противостояние между одним Чацким и всем фамусовским обществом. Апогея данный спор достигает во время бала. На балу присутствовали представители высшего общества. Все они приверженцы старого устоя жизни и консерваторы. Они не стремятся к новому. Единственное, что интересно этому обществу это получение чина и деньги.

На бал одними из первых пришли Платон и Наталья Горичи. Это семейная пара, в которой жена проявляет чрезмерную заботу к своему мужу и относится к нему будто к маленькому ребенку. Затем приехала семья Тугоуховских со своими дочерями. В этом семействе супруга мечтает быстрее выдать свих дочерей удачно замуж. Но, молодые княжны Тугоуховские не сильно сообразительные и не имеют своего мнения.

Мать этой семьи сразу же заприметила Чацкого. Она рассматривала его как перспективного жениха для своей дочери. Женщина сразу же отправила своего мужа, знакомится с Чацким. Но, когда она узнала, что парень не богат и не имеет звания, у нее сразу же пропал к нему интерес.

На балу присутствовал Антон Антоныч Загорецкий, его в обществе не сильно любили и за его спиной плохо о нем отзывались. С ним общаются потому, что он может достать все, что угодно. Загорецкий старался обратить на себя внимание Софьи.

Огромным авторитетом в обществе пользуется Хлестова. С ней Фамусов всегда советуется и ценит ее мнение.

На балу Чацкий чувствует себя не в своей тарелке. Ему одиноко. Ему не интересно это общество. Чацкому с ними не о чем разговаривать, он язвит и шутит над всеми пороками фамусовского общества. Парень обладает особенным складом ума, у него особое мышление. Все гости высмеивают его за его ум.

На балу София распространила слух о том, что Чацкий сошел с ума. Все гости с удовольствием стали обсуждать эту новость. Представители фамусовского общества решили, что причина сумасшествия Чацкого скрывается в его алкоголизме и плохой генетике. Так же весь коллектив решил, что образование не приносит пользы, а только вредит человеку. В их понимании Чацкий был наглядным примером.

На балу все представители фамусовского общества показали себя не с лучшей стороны. Все эти люди не имеют собственного мнения, у них нет целей, ни не хотят развиваться и двигаться в перед. Им интересны только деньги и статусы. Чацкий сильно отличается от них. И именно поэтому не вливается в коллектив. Бал представляет жуткое зрелище и сбор глупых и необразованных людей.

Сочинение Бал в доме Фамусова (анализ эпизода)

В произведение Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” множество значительных эпизодов. Одним из таких эпизодов является сцена бала в доме Фамусова. В этой сцене мы наблюдаем кульминацию между противостоянием Чацкого и фамусовского общества. Со временем на балу становится все больше и больше представителей светского общества. Фамусов полностью поддерживает его и считает лучшим. Каждый человек, который присутствует в этом обществе является противником нового. Они не приветствуют изменения и хотят оставить все так как было на протяжении нескольких лет.

Читайте также:
Дух времени в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Первыми на бал заходят супруги Горочи, Наталья и Платон. Главной в этой семье является жена, а муж для нее как маленький ребенок. Но до свадьбы Платон был совершенно другим, Чацкий знал его и сейчас находится в сильном удивление.

Затем появляется семья подобная первой, где правит матриархат, жена стоит во главе семейства. Она мечтает выдать своих дочерей замуж, они же в свою очередь глупы по детски, без собственного мнения. В Чайком княгиня видит потенциального жениха для своих дочерей и отправляет мужа познакомиться с ним. Но как только она узнает, что Чацкий не имеет высокого чина и вовсе не богат, то ее мнение про него сразу же меняется и она отзывает мужа обратно. Следом мы наблюдаем ещё одного персонажа Антона Антоновича Загорецкого. Мнения о нем ходят не очень лестные. Говорят, что она мастер услужить. Этот герой пытается завоевать внимание Софьи. Он сообщает Софьи, что достал билеты и говорит, что это было сложно. Тетка Софьи пользуется большим успехом. Она заслужила уважение Фамусова. Фамусов представляет Скалозуба, как будущего мужа для Софьи.

Чацкий не разделяет интересов людей, присутствующих на этом балу, он чувствует себя одиноким. Все что он делает это посмеивается над недостатками этих людей.

Общество, в котором сейчас находится Чацкий, сразу же узнает слух о том, что он не в себе и сошёл с ума. С помощью собственной фантазии и мышления они приходят к выводу о том, что Чацкий стал такими от пьянства и унаследовал это у предков. И конечно виной всему образование, которое они так яростно отрицают, именно оно нанесло вред психическому здоровью Чацкого.

Так же автор добавляет некоторых персонажей в свое произведение, для взаимодействия с Чацким, он изображает их с разных сторон. Софья, под влиянием фамусовского общества, говорит Чацкому, что считает его сумасшедшим.

Чем важен этот эпизод? Именно из-за всего происходящего на балу Чацкий вскоре уезжает из Москвы.

Рассуждение 2

Сцена бала в доме Фамусова очень важна в раскрытии сюжета произведения. Именно в этот период развития событий конфликт Чацкого и фамусовского общества достигает своего пика. Друг за другом в действие входят все представители общества Фамусова, которые отвергают все новое, приветствуя старое, и предпочитают богатство и влиятельность.

Сначала происходит появление Платона и Натальи Горичей. Супруга опекает и лелеет своего мужа, как малое дитя. Чацкий знал Платона Михайловича еще до вступления в брак, и был крайне неприятно удивлен подобному преображению.

Далее появляется семейство Тугоуховских. Там, также, доминирует жена. Она озабоченна лишь удачным замужеством дочерей, которые, стоит заметить, не слыли умницами и красавицами. Княгиню привлек Чацкий, она уже примеряла его в роли зятя. Но, узнав, что он не богат и не имеет никакого чина, тут же теряет всяческий интерес к его персоне.

Следом наступает очередь Антона Антоныча Загорецкого, который не может похвастаться дружбой с этим обществом. За глаза в его адрес звучит много плохого. Это услужливый, скользкий человек. Он хочет заслужить расположение Софьи, предложив ей достать билет на спектакль.

Тетя Софьи, Хлестова, пользуется уважением. Даже Фамусов прислушивается к ней, и при знакомстве ее со Скалозубом, говорит, что это его будущий зять.

У Чацкого нет друзей на этом балу. Он не может даже найти себе собеседника. Чацкий позволяет себе язвительные шутки и высмеивание недостатков присутствующих, но не находит единомышленников. Скалозубу приходит на ум вспомнить своего родственника, который бросил службу и предпочел обучение всяким наукам. Княгиня Тугоухова тоже вспомнила своего племянника, который любил учиться.

Читайте также:
Смысл названия комедии Горе от ума: сочинение

В этом же обществе не нашлось ни одного человека, который не встал на защиту Чацкого и не опроверг то, что он сумасшедший. Все члены общества единогласно решают, что причина слабоумия в пьянстве и наследственности. Мало того, еще и образованность сыграла немало важную роль.

Автору удается описать каждого персонажа в общении с Чацким и другими членами общества для того, чтобы показать, насколько люди боялись новизны, и были зависимы от мнения других. Общество отвергало то, что может разрушить привычный жизненный уклад. Это стало причиной того, что вместе со всем новым был отвергнут и Чацкий. Он покинул Москву.

Бал в доме Фамусова (анализ эпизода)

Популярные сочинения

Коровьев – персонаж романа М.А.Булгакова Мастер и Маргарита. Второе его имя – Фагот, так его величают в свите Воланда, где герой представлен правой рукой Воланда, главным его помощником.

Сказки Пушкина любят с детства еще не зная, что их написал великий русский писатель и поэт Александр Сергеевич. Он так писал, что сказки сами по себе

В образе этого персонажа комедии автор изобразил тип классического российского бюрократа. Сквозник-Дмухановский почти всю свою сознательную жизнь провел на государственной службе

Сочинение: Сцена бала в пьесе «Горе от ума» (А. С. Грибоедов)

Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.12.2019 · Обновлено 17.12.2019

(659 слов) Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» является ярким и одним и наиболее цитируемых произведений русской литературы. Писателю удалось создать объемную и реалистичную картину современного ему общества, вывести и обличить его основные пороки.

Ключевой сценой пьесы становится эпизод бала в доме Павла Афанасьевича Фамусова, куда приезжает после трехлетнего отсутствия Чацкий. Гости собираются на вечер с намерением потанцевать, поиграть в карты, завести полезные знакомства и посплетничать. Именно бал позволяет как будто под увеличительным стеклом рассмотреть нравы, взгляды и поведение московского общества начала XIX века. Анализ сцены бала в пьесе «Горе от ума» поможет нам лучше узнать фамусовское общество.

Среди гостей одним из самых желанных оказывается полковник Скалозуб. Фамусов видит в нем потенциального жениха для дочери, ведь Скалозуб богат и достиг высокого звания.

Именно в надежде найти выгодную партию для своих дочерей приезжает в дом Фамусовых семейство князя Тугоуховского. Одним из кандидатов они видят Чацкого, но сразу отказываются от знакомства, как только княгиня узнает, что тот небогат.

На балу Чацкий встречает своего старого товарища Платона Михайловича Горича, но замечает, что тот сильно изменился. После женитьбы на Наталье Дмитриевне Горич становится подкаблучником, полностью подчиняется воле супруги, бросает службу и начинает участвовать в жизни московского высшего общества.

Графиня Хрюмина приезжает на бал вместе со своей наполовину глухой бабушкой. Графиня озлоблена на общество и всем недовольна, она по-прежнему находится в поисках суженого, поэтому возмущается, что из гостей Фамусова не с кем поговорить и потанцевать. Согласно моде московских салонов, она отдает предпочтение всему иностранному и использует французские выражения.

Свояченица Фамусова, старуха Хлестова – одна из немногих на этом собрании, кто имеет свое мнение. От скуки она берет с собой «арапку-девку да собачку» и принимается их расхваливать. Хлестова – типичный представитель старого московского дворянства, взгляды которого предельно консервативны и далеки от новшеств и модных веяний.

Еще один интересный персонаж – Антон Антонович Загорецкий. «Лгунишка он, картежник, вор. Я от него было и двери на запор; да мастер услужить», — говорит о нем Хлестова. С пренебрежением обращаются к Загорецкому и остальные гости, однако этот человек приглашается на бал именно благодаря своей способности услужить и быть полезным: достать билет на спектакль, девку-арапку или что-либо еще.

Другой тип жалкого, пустого человека представляет приехавший на бал последним Репетилов. Он сам признается, что вел распутный образ жизни, много кутил, играл в карты и женился только из расчета, что с помощью тестя сможет получить выгодное место. С гордостью он заявляет, что теперь изменился и посещает собрания клуба, где вместе с другими обсуждает важные общественные вопросы, но за их рассуждениями не следует никаких действий. Чацкий метко замечает о таких людях: «Шумите вы и только».

Читайте также:
Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века.: сочинение

Сцена бала становится кульминацией сразу двух основных конфликтов пьесы: общественного и любовного. Московское общество, которое собралось в доме Фамусова, демонстрирует приверженность своим традициям и отрицание любых новшеств. В общем споре гости дружно ругают книги, просвещение и науки. Закономерно, что Чацкий, который открыто смеется над их глупостью и косностью, вызывает недоверие, очень быстро сменяющееся злостью и непониманием.

Интересно, что у Чацкого оказываются своеобразные союзники в лице внесценических персонажей, о которых заходит речь на балу. Это двоюродный брат Скалозуба, что внезапно оставил службу и начал читать книги, и племянник княгини Тугоуховской, князь Федор («Чинов не хочет знать! Он химик, он ботаник»). Общество не понимает этих людей, считает их странными и отказывается принимать, но через эти образы Грибоедов демонстрирует, что Чацкий не одинок.

Чацкий был влюблен в дочь Фамусова и Софью и искал с ней встречи. До бала он мог надеяться на ответные чувства, хоть эта надежда и становилась все слабее, однако на вечере именно Софья запускает слух о сумасшествии Чацкого, показывая свое настоящее к нему отношение. Возможно, девушка мстит другу детства за колкие слова в адрес ее возлюбленного Молчалина, но делает это вполне осознанно.

Распространение слуха о сумасшествии Чацкого наглядно демонстрирует принципы этого общества. Обороненная кем-то фраза в среде, где привыкли и любят сплетничать, очень быстро обрастает подробностями и становится общественным мнением, не следовать которому для большинства из гостей считается зазорным. К тому же, гостям бала оказывается намного легче и выгоднее объявить обличающего их Чацкого сумасшедшим, чем задуматься над его словами и попытаться принять новое.

Как писать сочинение «Бал в доме Фамусова». учебно-методический материал по литературе (9 класс) по теме

Бал в доме фамусова

Сочинение Бал в доме Фамусова 9 класс

1. Общая характеристика

2.Галерея бездушных образов

3.Сумасшествие главного героя

Бал в доме Фамусова – кульминация всей комедии «Горе от ума». Это не случайно. В то время балы являлись наиболее важными общественными мероприятиями, на которых решались многие серьезные вопросы и судьбы людей. На бал собирались все сливки общества, имевшие самый большой авторитет. От их суждений зависело очень много. Но главное значение бала заключалось в том, что утвержденное на нем мнение становилось своеобразным неписаным законом для всего общества. Объявление Чацкого сумасшедшим становится неоспоримым фактом, который уже никто не посмеет подвергнуть сомнению. Фактически на бале в доме Фамусова была окончательно подорвана репутация Чацкого в высшем свете.

На бал собираются лучшие представители московского общества. По крайней мере, такая о них идет слава. Но в описании поведения и разговоров каждого нового гостя видна огромная духовная пустота и глупость. Чацкий с сожалением видит, что его давний приятель Горич совершенно опустился и пресмыкается перед своей молодой женой.

Физический недуг супругов Тугоуховских символизирует собой общественную глухоту к справедливым и честным мыслям. Их многочисленные дочери – абсолютно пустые и недалекие девушки, главное призвание которых – составить себе удачную партию.

Графини Хрюмины – пример крайнего проявления дворянского высокомерия. Они даже не замечают людей, которых считают ниже себя по происхождению. Все эти персонажи даже друг к другу не испытывают никаких положительных чувств. Все их похвалы являются грубой лестью и косвенным образом направлены только на самих себя. Показаться в свете в лучшем виде, посплетничать – вот их главная забота.

Читайте также:
Век нынешний и век минувший: сочинение

Слух о сумасшествии Чацкого осознанно пущен Софьей. Она прекрасно знает, что это ложь. Но, вырвавшись на свободу, эта нелепая сплетня начинает жить своей жизнью и становится главной темой вечера. Никаких сомнений нет в том, что уже на следующий день об этом будет трезвонить вся Москва. Каждый будет утверждать, что это – абсолютно достоверное сведение. Небольшой круг самодовольных и ограниченных лиц в непродолжительное время сумел навсегда опорочить репутацию Чацкого.

Таким образом, бал в доме Фамусова стал знаковым событием всей комедии, что было характерно для эпохи Грибоедова. Не реальные заслуги человека определяли его положение в обществе, а то мнение, которое составляли о нем на внешне безобидном развлекательном вечере. Причем вынесенное суждение было уже практически невозможно изменить в лучшую сторону. В то же время именно этот бал показал, насколько позиция и убеждения образованного и честного человека расходятся с мнением невежественного общества. В целом на вечере у Фамусова в полной мере проявился главный конфликт комедии.

  • Автор: А. С. Грибоедов
  • Произведение: Горе от ума
  • Это сочинение списано 68 135 раз

В произведении Грибоедва «Горе от ума» эпизод «Бал в доме Фамусова» является главной частью комедии, ведь именно в этой сцене главный герой Чацкий показывает истинное лицо Фамусова и его общества.

Чацкий — свободный и вольнодумный персонаж, ему противны все нравы, которым Фамусов старался как можно больше соответствовать. Он не боится высказывать свою точку зрения, отличающейся от Павла Афанасьевича. К тому же, сам Александр Андреевич был без чинов и небогат, а это значит, что он был не только плохой партией для дочери Фамусова, Софьи, но и нежеланным гостем в доме Павла Афанасьеввича.

Уже в начале комедии было понятно, что разрыв Чацкого с обществом был неизбежен. Во время своей поездки, Александр Андреевич отвык от московских нравов. Увидев Фамусова, заискивающего перед Скалозубом, Чацкий не может удержаться от резких слов. Для него мерзко чинопочитание и лицемерие, которые уже давно стали обыденными вещами для общества Фамусова. Но как и Павел Афанасьевич, так и его люди — обычные жители Москвы того времени. На балах собираются те люди, у которых устаревшие взгляды на жизнь. Своих детей они выдают за таких же, как и они, хвастаются они очередными платьями. Конечно, Чацкий со свей правдой тут не к месту.

Так и Александр Андреевич не пришелся по душе дочери Фамусова. Обиженная Софья, как бы невзначай обронив фразу «он не в своем уме», разорвала до конца все отношения с Чацким. Слух о нем распространился очень быстро, каждый хотел передать другому эту новость. Они не могли простить колкостей со стороны Александра Андреевича. А так как гости читали себя верхом общества, то проще было бы сказать, что Чацкий — сумасшедший или беглый преступник.

Даже после всего, что произошло за время бала между Чацким и обществом Фамусова, приглашенные продолжали вальсировать, а сам Александр Андреевич остался наедине со своими терзаниями. Пожалуй, это проигрыш в довольно долгом поединке между благородством и низостью.

Идеи декабризма в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Скачать сочинение

Комедия “Горе от ума” была написана накануне декабрьского восстания 1825 года. Грибоедова связывали с декабристами и политические взгляды, и дружеские узы. Одно мнение было у них о самодержавии, необходимости отмены крепостного права, изменения политического строя России. Однако формально он не состоял членом ни одного тайного общества. Грибоедов не разделял взглядов своих друзей на методы ведения борьбы, не верил в успех ими задуманного. Он говорил, что “сто прапорщиков не в силах изменить государственный строй России”. Но он так тесно был связан с тайными обществами, что поражение их грозило и ему. Друзья понимали это, и решено было в случае неуспеха двух Александров (Грибоедова и Пушкина) не выдавать.
Тонкий дипломат, человек, превосходно разбирающийся в военном деле, прекрасный музыкант, композитор, Грибоедов прежде всего был гражданином своего Отечества. И он не мог не отразить в своем произведении тех пороков, что царили в крепостнической Российской империи. Комедия явилась острой и гневной сатирой на быт и нравы дворянской России, она как бы не впрямую, но очень угадываемо показала борьбу между консерватизмом помещиков-крепостников, отсталостью самодержавия и новыми настроениями, царившими среди прогрессивной дворянской молодежи.
Представителем этой молодежи в комедии является Александр Андреевич Чацкий. Чацкий — выразитель идей декабризма. Герцен писал, что если и отразился сколько-нибудь в русской литературе тип декабриста — то это в Чацком.
Биография Чацкого характерна для декабристов. Человек знатной дворянской фамилии, он воспитывался в доме друга отца, Павла Афанасьевича Фамусова, важного московского чиновника. Потом он “съехал” от них. Имел триста (или четыреста) душ крестьян. Служил в Петербурге. Молчалин говорит ему, что они слышали “с министрами про вашу связь, потом разрыв. ”. Как и многие передовые люди, Чацкий бросил службу. “Кто путешествует, в деревне кто живет. ” — рассказывает он о своих друзьях. Следовательно, есть друзья, Чацкий не одинок. Недаром он так часто произносит пугающее Фамусова “мы”: “где, укажите нам, Отечества отцы?”, “теперь пускай из нас один, из молодых людей. ” За каждым его словом сила нового поколения молодых людей, не требующих “ни мест, ни повышенья в чин”, а служащих делу своей Родины.
Декабристы прежде всего боролись за отмену крепостного права, раскрывали всю его паразитическую сущность.
Все гости Фамусова — помещики-крепостники.
Крепостного они не считают за человека, это их собственность, их вещь. Можно заставить его петь соловьем, пока танцуют и веселятся гости, можно выслать на поселение, отправить человека, выросшего в городском доме, в деревню “за птицею ходить”, как обещает Фамусов Лизе. Чацкий гневно обличает самодурство, “барство дикое” в монологе “А судьи кто?”. Вот перед нами

Читайте также:
СЮЖЕТ ГОРЯ ОТ УМА А.С. ГРИБОЕДОВА: сочинение

Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженных слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки.

Были в ходу еще и’ крепостные театры. Но любители-помещики, державшие их, никогда не задумывались о тех трагедиях, что разыгрывались в жизни, а не на сцене, когда крепостных актеров, воспитанных в иных условиях, грамотных, образованных, знающих даже иностранные языки, отправляли обратно в деревню или продавали. Да и в самих театрах чаще царила плетка, чем муза. И таких “любителей” обличает Чацкий. Он восстает против самодурства и беззакония тех, кто, “великолепные соорудя палаты” и заимев друзей в суде, преспокойно живет себе “не видя слез, не внемля стону” (Пушкин).
Крепостничество неразрывно связано с бюрократизмом чиновничества. “Не служит, то есть в том он пользы не находит”, — осуждает Фамусов Чацкого. Для самого Фамусова служба — это не польза родине, до которой ему дела нет, а польза себе, средство укрепить свое положение и положение своих родственников: “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”.
Против такого отношения к службе и выступали декабристы. В знак протеста они бросали ее, уходили в отставку, уезжали в деревни.
Идеал Фамусова — Максим Петрович, который все чины добывал, “сгибаясь вперегиб”. Для единомышленников же Чацкого это уже предание. Идеал их — человек, который не торопится “вписаться в полк шутов”, “кто служит делу, а не лицам”, о чем, не скрываясь, говорит Чацкий. Эти слова вызывают у Фамусова бурю негодования: “Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам”. Мы-то знаем, как относится к делу Фамусов: “А у меня что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано — так с плеч долой”. И то, что Чацкий, как все передовые люди, не скрываясь, говорит о своем презрении к “низкопоклонникам и дельцам”, порождает у Фамусова неодолимое желание избавиться от таких людей, как Чацкий. “Не слушаю! Под суд!” — кричит он. В этом споре проявляется гражданственность Чацкого. “Я не поэт, я — гражданин”, — говорил поэт-декабрист Рылеев. Долг гражданина — служить на благо Отечества. И здесь мы видим связь Чацкого с декабристами.
Гражданственность Чацкого мы видим и в его борьбе против галломании, преклонения перед Западом. “Как с детских лет привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья”, — с сожалением говорил он. Его обличительный монолог о встрече с французиком из Бордо — один из самых страстных. Передовые люди России, многие из которых вышли на Сенатскую площадь, боролись за национальную самобытность русского народа, против слепого подражания Западу. Горькая ирония звучит в словах Чацкого:

Читайте также:
Особенности конфликта в комедии Горе от ума: сочинение

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя б по языку нас не считал за немцев.

Декабристы были сторонниками всеобщего обучения. Они считали, что ученье должно охватывать всех и учить надо тому, что пригодится для служения Отчизне. Военные вводят систему ланкастерских обучений для солдат и солдатских детей.
Это отражено и в комедии. С негодованием рассказывает княгиня о педагогическом институте в Петербурге.

. С ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкарточных взаимных обучений, —

слышится со всех сторон. И не зря нападают на ученье гости Фамусова: они чувствуют в этом опасность для себя. “Ученье — вот чума!” — восклицает Фамусов. Ему вторит Скалозуб. В этой их ненависти чувствуется сила того, что они ненавидят: сила ученья, живого слова.
Чацкий — представитель передовой молодежи. “Это — декабрист!” — писал Герцен, Чацкий близок к декабристам не только по своим идеям и воззрениям, но и по страстности убеждения, вере в правоту своих идей и справедливость своего дела. Грибоедова часто обвиняли в том, что Чацкий высказывает свои самые заветные мысли перед Фамусовым и ему подобными, что он “мечет бисер перед свиньями”. Но это не так. Во-первых, как и большинство декабристов, он верил, что если указать человеку недостатки его, то он исправится. Кроме того, Фамусов своей хвалебной “одой” Максиму Петровичу как бы бросил вызов Чацкому. “Вы, нынешние, ну-тка?” И Чацкий, беззаветно верящий в правоту своих слов и идеалов, не может не принять вызов. Софья? Чацкий борется за нее. Каждое его слово обращено к ней. И он уезжает, лишь поняв, что его усилия прошли даром.
Чацкий не уезжает, а бежит из Москвы. Он терпит поражение. Это как бы предчувствие поражения декабристов. Но как к Чацкому, так и ко всем декабристам можно отнести слова Гончарова, что Чацкий и декабристы сломлены количеством силы старой, но они нанесли ей смертельный удар качеством силы свежей. Декабристы были первыми. “. Передовой воин, застрельщик и всегда — жертва”, — продолжает Гончаров.
“Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя!” — писал из Сибири поэт-декабрист Одоевский. И ко всем им, декабристам, равно как и к Чацкому, можно отнести слова Пушкина:

Товарищ! Верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья.
Россия вспрянет ото сна
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

12081 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Читайте также:
Чацкий 3: сочинение

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Идеи декабризма в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Смотрите также по произведению “Горе от ума”:

Идеи декабристов в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Великий и талантливый писатель, основоположник русского реализма, Александр Сергеевич Грибоедов, жил и творил в тяжелый период русской истории.

Над своей комедией «Горе от ума» Грибоедов работал в конце 10 — начале 20 годов XIX столетия. Это были знаменательные годы в истории России. Только что закончилась победой Отечественная война 1812 года. Я думаю, эта победа подтвердила волю русского народа к свободе и независимости, его горячую любовь к Родине. Люди ненавидели самодержавие и крепостничество, которое мешало экономическому и культурному развитию страны.

После Отечественной войны в России стали появляться тайные политические общества, членами которых являлись революционно настроенные дворяне, готовые вести борьбу с тиранией и деспотизмом. В Москве и Петербурге зарождались будущие декабристские общества, политический настрой дворянской молодежи, к которой относился и Грибоедов, несомненно повлиял на его мировоззрение и направление его творчества.

Но столь передовые мысли овладели не всяким, и большинство населения Москвы все еще придерживались старых устоев крепостного строя. Против этого большинства и выступали молодые дворяне — революционеры. Вот такую историческую обстановку в стране и отразил Грибоедов в своей острой и меткой комедии «Горе от ума».

В образе Чацкого воплощены черты, роднящие его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, желание служить делу, «а не лицам», высоко развитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливыми общественными устоями. Этим обусловлено его решительное и неизбежное столкновение с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным, олицесворяк5щими крепостничество, корыстный мир барской Москвы.

В конфликте. Чацкого с лагерем Фамусовых Грибоедов показал борьбу двух противоположных общественных сил: дворянских революционеров и дворян-крепостников, верных устоям старого общества, где действуют «знатные негодяи», мошенники, и подхалимы, доносчики и «зловещие старухи». Они не хотят и не могут мириться с пришедшей новой эпохой. Для них Чацкий, который вольность хочет проповедать» и «властей не признает», — «опасный человек», «безумный по всему и одержимый».

Нужно заметить, что сама биография Чацкого — биография передового гражданина декабристской эпохи.

Чацкий имел свое именье. В детстве он был взят на воспитание в дом Фамусовых. Но вскоре сонная тишина фамусовского дома, где все было построено на притворстве и обмане, очень наскучили ему, и молодой Чацкий отправился в путешествие «ума искать», искать светлые стороны жизни.

Вернувшись, Чацкий видит, что московское общество сильно изменилось по сравнению с тем временем, когда он покинул его три года назад. Теперь фамусовский мир уже не потерпит «вольнодумцев» и «якобинцев», не позволит открыто обличать свои пороки в московских гостиных.

Наблюдая за лживой жизнью этого мира, Чацкий не принимает в ней ни малейшего участия. Ни в одном действии и явлении мы не встретим его танцующим или играющим в карты. Везде он горячий деятель, энтузиаст, стремящийся победить непримиримую вражду к свободной жизни, старающийся доказать необходимость наук и культурных знаний. «Он верный обличитель лжи», «он требует места и свободы своему веку», «клеймит позором низкопоклонство и шутовство». Он тяготится среди пустой, праздной толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков», отказываясь преклоняться перед их моралью, перед их порядками. Многие декабристы имели такую жизнь, так же мыслили и так же были отвергнуты реакционным обществом.

Фамусовский мир противопоставляет Чацкому клевету, ложь, а тот борется открыто и прямо; в его пылких и ярких монологах явно звучит вызов грязному миру «низкопоклонников» и «дельцов».

В них широко раскрываются общественные интересы Чацкого: государственная служба, крепостное право, воспитание гражданина, истинное просвещение. Такие речи, наверняка, произносились на заседаниях тайных политических обществ будущих декабристов. И идеи Чацкого совпадают с их идеями и взглядами.

Читайте также:
«Горе от ума» первая в истории русской литературы реалистическая комедия: сочинение

Также в обличительных речах героя нетрудно угадать настроение и самого автора, его авторскую позицию.

Грибоедов непосредственно общался с декабристами при жизни и, как известно, одобрял их цели и идеи. И поэтому, в своем политическом злободневном для того времени произведении он не смог ни отразить историческое движение русского народа вперед, в будущее (что он показал через борьбу Чацкого, нового героя, с миром Фамусовых).

Неизбежность столкновения Чацкого с обществом Фамусова, Скалозуба и Молчалина, конечно же, обусловленна его взглядами, идеями и стремлениями.

Грибоедов, горячо разделяя идеи дворян-декабристов, наделил своего главного героя чертами, роднящими его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, истинная культура и просвещенность, глубокий патриотизм и готовность к борьбе за правду — вот те качества, определяющие яркий образ Чацкого, главного героя бессмертной комедии великого писателя .

ИДЕИ ДЕКАБРИСТОВ В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» — сочинение для 9 класса

Как мы знаем, Грибоедову были близки идеи декабристов, поэтому проявились они и в его комедии «Горе от ума».

Текст сочинения ИДЕИ ДЕКАБРИСТОВ В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Над своей комедией «Горе от ума» А.С. Грибоедов работал в конце 10 — начале 20 годов XIX столетия. Это были знаменательные годы в истории России. После войны 1812 года у многих просвещенных людей России появились надежды на перемены в различных областях жизни русского общества. В первую очередь такие надежды были связаны с отменой крепостного права. В этот период среди молодых дворян под влиянием идеи французского просвещения, русских «вольнодумцев» (Радищева, Новикова и некоторых других), также духа «вольномыслия», господствовавшего тогда в Московском университете и Царскосельском лицее, начинает формироваться идеология, названная впоследствии «декабристской». Мощным катализатором послужили также война 1812 года и заграничные походы русской армии. Война 1812 года показала всю мощь и самобытность русского народа, а заграничные походы дали возможность будущим декабристам, а их участвовало в этих походах около 115 человек, познакомиться с жизнью народов Западной Европы.

Проблема крепостного права в России именно в это время стояла очень остро, и дело было не столько в экономической необходимости его отмены, хотя она уже появилась, сколько в моральной стороне этой проблемы.

Близкими друзьями многих декабристов были великие русские писатели XIX века — А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, Они не являлись членами декабристских обществ, но оказали огромное влияние на становление и формирование их идеологии.

Но столь передовые мысли овладели не всяким, и большинство населения Москвы все еще придерживались старых устоев крепостного строя. Против этого большинства и выступали молодые дворяне — революционеры. Вот такую историческую обстановку в стране и отразил Грибоедов в своей острой и меткой комедии «Горе от ума».

В образе Чацкого воплощены черты, роднящие его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, желание “служить делу, а не лицам», большое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливыми общественными устоями. Этим обусловлено его решительное и неизбежное столкновение с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным, олицетворявшими крепостничество, корыстный мир барской Москвы. Грибоедов показывает саму суть отношений в российском обществе. Речь идет не о дворянском обществе, а о народе в целом. Действительно, в обществе одни люди управляют другими по- дикому, не считаясь с законом, установленным не властителями, а самой Природой. Но властители нарушили этот закон и обрекли тем самым весь народ на страшную участь: одним быть рабами, а другим носить позорное клеймо рабовладельца.

Но, может, народ не готов к свободе? Может, помещик сумеет лучше крестьян распорядиться их жизнью? Но если судить по литературным свидетельствам наших классиков, помещики представляют порой куда более жалкое зрелище, чем их холопы.

Читайте также:
Старая Москва в комедии «Горе от ума»: сочинение

Фамусов — типичный помещик-крепостник того времени. Он безжалостен с дворовыми и подчиненными, подобострастен с начальством и людьми более богатыми, всеми своими поступками Фамусов больше напоминают зверя, чем человека. Не зря Гоголь впоследствии назвал помещиков «мертвыми душами». Невежество, глупость, жадность помещиков и беспомощность народа возмущали и тревожили души Грибоедова, это возмущение, эта обеспокоенность и вдохновляли на сочинение столь прекрасных творений.

В конфликте Чацкого с лагерем Фамусовых Грибоедов показал борьбу двух противоположных общественных сил: дворянских революционеров и дворян-крепостников, верных устоям старого общества, где действуют «знатные негодяи», мошенники и подхалимы, доносчики и «зловещие старухи». Они не хотят и не могут мириться с пришедшей новой эпохой. Для них Чацкий, который «вольность хочет проповедать» и «властей не признает», — «опасный человек», «безумный по всему и одержимый».

Нужно заметить, что сама биография Чацкого — биография передового гражданина декабристской эпохи. Чацкий имел свое поместье. В детстве он был взят на воспитание в дом Фамусовых. Но вскоре сонная тишина фамусовского дома, где все было построено г на притворстве и обмане, очень наскучили ему, и молодой Чацкий отправился в путешествие «ума искать», искать светлые стороны жизни.

Вернувшись, Чацкий видит, что московское общество сильно изменилось по сравнению с тем временем, когда он покинул его три года назад. Теперь фамусовский мир уже не потерпит «вольнодумцев» и «якобинцев», не позволит открыто обличать свои пороки в московских гостиных.

Наблюдая за лживой жизнью этого мира, Чацкий не принимает в ней ни малейшего участия. Ни в одном действии и явлении мы не встретим его танцующим или играющим в карты. Везде он горячий деятель, энтузиаст, стремящийся победить непримиримую вражду к свободной жизни, старающийся доказать необходимость наук и культурных знаний. «Он верный обличитель лжи», «он требует места и свободы своему веку», «клеймит позором низкопоклонство и шутовство». Он тяготится среди пустой, праздной толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков», отказываясь преклоняться перед их моралью, перед их порядками. Многие декабристы имели такую жизнь, так же мыслили и так же были отвергнуты реакционным обществом.

Фамусовский мир противопоставляет Чацкому клевету, ложь, а тот борется открыто и прямо; в его пылких и ярких монологах явно звучит вызов грязному миру «низкопоклонников» и «дельцов».

В них широко раскрываются общественные интересы Чацкого: государственная служба, крепостное право, воспитание гражданина, истинное просвещение. Такие речи, наверняка, произносились на заседаниях тайных политических обществ будущих декабристов. И идеи Чацкого совпадают с их идеями и взглядами.

Также в обличительных речах героя нетрудно угадать настроение и самого автора, его авторскую позицию.

Грибоедов непосредственно общался с декабристами при жизни и, как известно, одобрял их цели и идеи. И поэтому, в своем политическом злободневном для того времени произведении он не смог не отразить историческое движение русского народа вперед, в будущее (что он показал через борьбу Чацкого, нового героя, с миром Фамусовых).

Неизбежность столкновения Чацкого с обществом Фамусова, Скалозуба и Молчалина, конечно же, обусловленна его взглядами, идеями и стремлениями.

Грибоедов, горячо разделяя идеи дворян-декабрисгов, наделил своего главного героя чертами, роднящими его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, истинная культура и просвещенность, глубокий патриотизм и готовность к борьбе за правду — вот те качества, определяющие яркий образ Чацкого, главного героя бессмертной комедии великого писателя.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: