БЫТ И НРАВЫ БАРСКОЙ МОСКВЫ: сочинение

Сочинение на тему Быт и нравы барской Москвы

Работа добавлена на сайт bukvasha.ru: 2015-06-27

А.С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь (1794-1829) и деятельность проходили под влиянием героической борьбы русского народа против Наполеона и революционного движения декабристов. Грибоедов восхищался отвагой и талантом русского народа. Высокообразованный и вое-питанный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был офицером, талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тонко понимал русский характер, душевную красоту и живой ум русского человека. Грибоедов очень любил Россию. Эта любовь к Родине вызывала в его душе ненависть к рабству и угнетению. Он презирал пошлый и варварский мир крепостников-помещиков, чиновников, взяточников.

Эти черты характера и мировоззрения Грибоедова отразились в комедии “Горе от ума”. В ней Грибоедов возмущается против самодержавно-крепостнического строя. Образом Александра Андреевича Чацкого Грибоедов показал взбунтовавшегося человека, презирающего реакционное общество, защищающего свободу, гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и человеческие отношения.

Чацкий – молодой, культурный, высокообразованный человек, недавно вернувшийся из заграничного путешествия. Он принадлежит к небогатой семье дворян. Детство Чацкого прошло в Москве, затем он служил в Петербурге, был “с министром знаком”, но бросил службу, не желая прислуживаться. Он гневно протестует против крепостного права. Но таких людей, как Чацкий, в то время было еще немного. В комедии “Горе от ума” Чацкий показан во враждебном окружении. Вокруг него царит мир Фамусовых, Скалозубов, Молчаливых и Загорецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями. Грибоедов обнажает и подвергает критике все основные недостатки тогдашней России: безнравственный облик крепостников, паразитизм дворянства, его отсталость и консерватизм. В комедии много действующих лиц, представляющих московское дворянское общество. Дополняют их также внесценические персонажи: Максим Петрович, Татьяна. Юрьевна, Мария Алексевна и другие. Это позволило включить в пьесу и придворные, круги. Поэтому “Горе от ума” дает широчайшую картину жизни русских людей начала XIX века.

Во взаимоотношениях Чацкого и Фамусова раскрываются и высмеиваются фамусовские взгляды на карьеру, на службу. Сам Фамусов – богатый крепостник, защитник самодержавно-крепостнического строя, типичный представитель барской Москвы. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Иначе говоря, презирает их. Чацкого возмущает барская Москва ценит в людях лишь чины и богатство. “Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара”, – говорит Фамусов. А далее он добавляет:

Вот, например, у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь:

Будь плохонъкий, да если наберется

Душ тысяч две родовых,

К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, “на старших глядя”, “подставить стул, поднять платок”. На что Чацкий возражает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, он считает, что нужно служить “делу, а не лицам”. Чацкий уважает таких молодых людей, которые “не торопятся записаться в полки шутов”. Ярким примером такого “шута” является подхалим Молчалин, который в комедии показан низким и пошлым, привыкшем угождать “всем людям без изъятья”. Еще отец учил его угождать всем:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была!

Все в Молчалине: поведение, слова – подчеркивают малодушие человека, стремящегося сделать себе карьеру, “не разбираясь в

средствах”. Он коварен в отношениях с Софьей, которую любит “по должности”. Чацкий с горечью говорит: “Молчалины блаженствуют на свете!”. Его возмущает их поведение. Он выступает против тех, кто к службе относится формально, бюрократически. .Если Фамусов считает: “подписано, так с плеч долой”, то Чацкий говорит: “Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа.” Грибоедов смело выступает против палочной муштры, аракчеевщины в армии. При встрече со Скалозубом, полковникам царской армии, Чацкий видит, насколько тот глуп. Скалозуба интересуют только чины и награды. Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о том, что его

Довольно счастлив и в товарищах моих –

Вакансии как раз открыты!

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Скалозуб заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. “Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки”, – так характеризует его Грибоедов. Скалозуб-враг просвещения и науки. “Ученостью меня не. обморочишь”, – говорит он, приветствуя проект, по которому в школе будут учить только шагистике, “а книги сохранят так: для больших оказий”. Но не только один Скалозуб выступает против просвещения, знаний, науки. Все фамусовское общество не любит просвещенных людей. “Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений”, – говорит Фамусов. А.богатая старуха Хлестова, говоря об образовании, заявляет:

И впрямь, с ума сойдешь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев.

Образы Грибоедова глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещении и прогресса, мысли которых устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое.

Мы видим, как это общество преклоняется перед иностранным. Чацкий осуждает это “пустое, рабское, слепое подражанье”. Его возмущает, когда какой-то французик из Бордо, приехав в Россию, чувствует себя как дома. Чацкий призывает сильных душой людей: Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш парод. Хотя по языку пас не считал за немцев!

Этими словами автор подчеркивает любовь к русскому народу. Это призыв к борьбе за национальное достоинство. Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское общество Софью, умную, красивую и мечтательную девушку. Воспитание у француженок-гувернанток привило Софье много отрицательного, сделало ее представительницей общепринятых в барской Москве взглядов, приучило ее ко лжи и лицемерию. Все ее хорошие черты и природные данные не могли получить в фамусовском обществе своего правильного развития. Поэтому она, вместо Чацкого – полюбила Молчалина, хотя и увидела его в настоящем свете. Чацкий же любит Софью. “Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног”, – говорит он. Но Софья отталкивает его, и тогда Чацкий с болью в сердце произносит:

Читайте также:
Комическое и трагическое в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Другой найдется, благонравный,

Низкопоклонник и делец,

Он будущему тестю равный.

В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, она, не виновата. Виновато общество, в котором ока родилась и жила, “она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха” (Гончаров “Мильон терзаний”). Софье, по заключению Гончарова, “тяжелее даже Чацкого”.

Главный герой комедии противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе “А судьи кто?” он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-крепостных, спасавших “и честь, и жизнь. не раз” на “борзые три собаки”. Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он мечтает избавить русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого. Он призывал к борьбе с насилием, произволом, невежеством. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он отстаивает свои взгляды в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии “Горе от ума”, направляя на это все свое остроумие, зло, веселость, вспыльчивость нежность и решительность. Речь Чацкого богата и разнообразна. Он ценит национальную культуру, часто использует простонародные выражения.

Резкая, обличительная сатира Грибоедова попала в цель и вызвала бурю протестов в дворянской среде. Передовые люди того времени, наоборот, горячо приветствовали появление комедии “Горе от ума”. В. Г. Белинский писал: “Какая убийственная сила сарказма, какая едкость иронии, какой пафос в лирических излияниях раздраженного чувства. Какие типические характеры; какой язык, какой стих – энергический, сжатый, молниеносный, чисто русский! Удивительно ли, что стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разносились между образованными людьми по всем концам земли русской!”

Комедия “Горе от ума” и сейчас имеет большое значение. Ее показывают на сценах театров. Вместе с Грибоедовым мы смеемся и негодуем. Комедия борется против всего косного и ничтожного, завес передовое и благородное. Нам ценна горячая вера Грибоедова в Россию, в свою Родину, которая сейчас совсем не похожа на барскую Москву времен Грибоедова.

Быт и нравы барской Москвы

Быт и нравы барской Москвы

А.С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь (1794-1829) и деятельность проходили под влиянием героической борьбы русского народа против Наполеона и революционного движения декабристов. Грибоедов восхищался отвагой и талантом русского народа. Высокообразованный и вое-питанный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был офицером, талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тонко понимал русский характер, душевную красоту и живой ум русского человека. Грибоедов очень любил Россию. Эта любовь к Родине вызывала в его душе ненависть к рабству и угнетению. Он презирал пошлый и варварский мир крепостников-помещиков, чиновников, взяточников.

Эти черты характера и мировоззрения Грибоедова отразились в комедии “Горе от ума”. В ней Грибоедов возмущается против самодержавно-крепостнического строя. Образом Александра Андреевича Чацкого Грибоедов показал взбунтовавшегося человека, презирающего реакционное общество, защищающего свободу, гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и человеческие отношения.

Чацкий – молодой, культурный, высокообразованный человек, недавно вернувшийся из заграничного путешествия. Он принадлежит к небогатой семье дворян. Детство Чацкого прошло в Москве, затем он служил в Петербурге, был “с министром знаком”, но бросил службу, не желая прислуживаться. Он гневно протестует против крепостного права. Но таких людей, как Чацкий, в то время было еще немного. В комедии “Горе от ума” Чацкий показан во враждебном окружении. Вокруг него царит мир Фамусовых, Скалозубов, Молчаливых и Загорецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями. Грибоедов обнажает и подвергает критике все основные недостатки тогдашней России: безнравственный облик крепостников, паразитизм дворянства, его отсталость и консерватизм. В комедии много действующих лиц, представляющих московское дворянское общество. Дополняют их также внесценические персонажи: Максим Петрович, Татьяна. Юрьевна, Мария Алексевна и другие. Это позволило включить в пьесу и придворные, круги. Поэтому “Горе от ума” дает широчайшую картину жизни русских людей начала XIX века.

Во взаимоотношениях Чацкого и Фамусова раскрываются и высмеиваются фамусовские взгляды на карьеру, на службу. Сам Фамусов – богатый крепостник, защитник самодержавно-крепостнического строя, типичный представитель барской Москвы. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Иначе говоря, презирает их. Чацкого возмущает барская Москва ценит в людях лишь чины и богатство. “Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара”, – говорит Фамусов. А далее он добавляет:

Вот, например, у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь:

Будь плохонъкий, да если наберется

Душ тысяч две родовых,

К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, “на старших глядя”, “подставить стул, поднять платок”. На что Чацкий возражает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, он считает, что нужно служить “делу, а не лицам”. Чацкий уважает таких молодых людей, которые “не торопятся записаться в полки шутов”. Ярким примером такого “шута” является подхалим Молчалин, который в комедии показан низким и пошлым, привыкшем угождать “всем людям без изъятья”. Еще отец учил его угождать всем:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была!

Все в Молчалине: поведение, слова – подчеркивают малодушие человека, стремящегося сделать себе карьеру, “не разбираясь в

средствах”. Он коварен в отношениях с Софьей, которую любит “по должности”. Чацкий с горечью говорит: “Молчалины блаженствуют на свете!”. Его возмущает их поведение. Он выступает против тех, кто к службе относится формально, бюрократически. .Если Фамусов считает: “подписано, так с плеч долой”, то Чацкий говорит: “Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа.” Грибоедов смело выступает против палочной муштры, аракчеевщины в армии. При встрече со Скалозубом, полковникам царской армии, Чацкий видит, насколько тот глуп. Скалозуба интересуют только чины и награды. Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о том, что его

Читайте также:
Особенности конфликта в комедии Горе от ума: сочинение

Довольно счастлив и в товарищах моих –

Вакансии как раз открыты!

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Скалозуб заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. “Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки”, – так характеризует его Грибоедов. Скалозуб-враг просвещения и науки. “Ученостью меня не. обморочишь”, – говорит он, приветствуя проект, по которому в школе будут учить только шагистике, “а книги сохранят так: для больших оказий”. Но не только один Скалозуб выступает против просвещения, знаний, науки. Все фамусовское общество не любит просвещенных людей. “Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений”, – говорит Фамусов. А.богатая старуха Хлестова, говоря об образовании, заявляет:

И впрямь, с ума сойдешь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев.

Образы Грибоедова глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещении и прогресса, мысли которых устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое.

Мы видим, как это общество преклоняется перед иностранным. Чацкий осуждает это “пустое, рабское, слепое подражанье”. Его возмущает, когда какой-то французик из Бордо, приехав в Россию, чувствует себя как дома. Чацкий призывает сильных душой людей: Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш парод. Хотя по языку пас не считал за немцев!

Этими словами автор подчеркивает любовь к русскому народу. Это призыв к борьбе за национальное достоинство. Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское общество Софью, умную, красивую и мечтательную девушку. Воспитание у француженок-гувернанток привило Софье много отрицательного, сделало ее представительницей общепринятых в барской Москве взглядов, приучило ее ко лжи и лицемерию. Все ее хорошие черты и природные данные не могли получить в фамусовском обществе своего правильного развития. Поэтому она, вместо Чацкого – полюбила Молчалина, хотя и увидела его в настоящем свете. Чацкий же любит Софью. “Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног”, – говорит он. Но Софья отталкивает его, и тогда Чацкий с болью в сердце произносит:

Другой найдется, благонравный,

Низкопоклонник и делец,

Он будущему тестю равный.

В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, она, не виновата. Виновато общество, в котором ока родилась и жила, “она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха” (Гончаров “Мильон терзаний”). Софье, по заключению Гончарова, “тяжелее даже Чацкого”.

Главный герой комедии противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе “А судьи кто?” он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-крепостных, спасавших “и честь, и жизнь. не раз” на “борзые три собаки”. Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он мечтает избавить русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого. Он призывал к борьбе с насилием, произволом, невежеством. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он отстаивает свои взгляды в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии “Горе от ума”, направляя на это все свое остроумие, зло, веселость, вспыльчивость нежность и решительность. Речь Чацкого богата и разнообразна. Он ценит национальную культуру, часто использует простонародные выражения.

Резкая, обличительная сатира Грибоедова попала в цель и вызвала бурю протестов в дворянской среде. Передовые люди того времени, наоборот, горячо приветствовали появление комедии “Горе от ума”. В. Г. Белинский писал: “Какая убийственная сила сарказма, какая едкость иронии, какой пафос в лирических излияниях раздраженного чувства. Какие типические характеры; какой язык, какой стих – энергический, сжатый, молниеносный, чисто русский! Удивительно ли, что стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разносились между образованными людьми по всем концам земли русской!”

Комедия “Горе от ума” и сейчас имеет большое значение. Ее показывают на сценах театров. Вместе с Грибоедовым мы смеемся и негодуем. Комедия борется против всего косного и ничтожного, завес передовое и благородное. Нам ценна горячая вера Грибоедова в Россию, в свою Родину, которая сейчас совсем не похожа на барскую Москву времен Грибоедова.

БЫТ И НРАВЫ БАРСКОЙ МОСКВЫ: сочинение

Есть чему поучиться!
  • Главная
  • Цены
  • Заказать
  • Статьи
  • О проекте
  • Главная
  • Сочинение
  • Литература
  • Быт и нравы барской Москвы

Быт и нравы барской Москвы

Быт и нравы барской Москвы

А.С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь (1794-1829) и деятельность проходили под влиянием героической борьбы русского народа против Наполеона и революционного движения декабристов. Грибоедов восхищался отвагой и талантом русского народа. Высокообразованный и вое-питанный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был офицером, талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тонко понимал русский характер, душевную красоту и живой ум русского человека. Грибоедов очень любил Россию. Эта любовь к Родине вызывала в его душе ненависть к рабству и угнетению. Он презирал пошлый и варварский мир крепостников-помещиков, чиновников, взяточников.

Эти черты характера и мировоззрения Грибоедова отразились в комедии “Горе от ума”. В ней Грибоедов возмущается против самодержавно-крепостнического строя. Образом Александра Андреевича Чацкого Грибоедов показал взбунтовавшегося человека, презирающего реакционное общество, защищающего свободу, гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и человеческие отношения.

Чацкий – молодой, культурный, высокообразованный человек, недавно вернувшийся из заграничного путешествия. Он принадлежит к небогатой семье дворян. Детство Чацкого прошло в Москве, затем он служил в Петербурге, был “с министром знаком”, но бросил службу, не желая прислуживаться. Он гневно протестует против крепостного права. Но таких людей, как Чацкий, в то время было еще немного. В комедии “Горе от ума” Чацкий показан во враждебном окружении. Вокруг него царит мир Фамусовых, Скалозубов, Молчаливых и Загорецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями. Грибоедов обнажает и подвергает критике все основные недостатки тогдашней России: безнравственный облик крепостников, паразитизм дворянства, его отсталость и консерватизм. В комедии много действующих лиц, представляющих московское дворянское общество. Дополняют их также внесценические персонажи: Максим Петрович, Татьяна. Юрьевна, Мария Алексевна и другие. Это позволило включить в пьесу и придворные, круги. Поэтому “Горе от ума” дает широчайшую картину жизни русских людей начала XIX века.

Читайте также:
Мировоззрение и настроения Грибоедова: сочинение

Во взаимоотношениях Чацкого и Фамусова раскрываются и высмеиваются фамусовские взгляды на карьеру, на службу. Сам Фамусов – богатый крепостник, защитник самодержавно-крепостнического строя, типичный представитель барской Москвы. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Иначе говоря, презирает их. Чацкого возмущает барская Москва ценит в людях лишь чины и богатство. “Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара”, – говорит Фамусов. А далее он добавляет:

Вот, например, у нас уж исстари ведется,

Что по отцу и сыну честь:

Будь плохонъкий, да если наберется

Душ тысяч две родовых,

К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, “на старших глядя”, “подставить стул, поднять платок”. На что Чацкий возражает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, он считает, что нужно служить “делу, а не лицам”. Чацкий уважает таких молодых людей, которые “не торопятся записаться в полки шутов”. Ярким примером такого “шута” является подхалим Молчалин, который в комедии показан низким и пошлым, привыкшем угождать “всем людям без изъятья”. Еще отец учил его угождать всем:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платье,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была!

Все в Молчалине: поведение, слова – подчеркивают малодушие человека, стремящегося сделать себе карьеру, “не разбираясь в

средствах”. Он коварен в отношениях с Софьей, которую любит “по должности”. Чацкий с горечью говорит: “Молчалины блаженствуют на свете!”. Его возмущает их поведение. Он выступает против тех, кто к службе относится формально, бюрократически. .Если Фамусов считает: “подписано, так с плеч долой”, то Чацкий говорит: “Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа.” Грибоедов смело выступает против палочной муштры, аракчеевщины в армии. При встрече со Скалозубом, полковникам царской армии, Чацкий видит, насколько тот глуп. Скалозуба интересуют только чины и награды. Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о том, что его

Довольно счастлив и в товарищах моих –

Вакансии как раз открыты!

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Скалозуб заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. “Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки”, – так характеризует его Грибоедов. Скалозуб-враг просвещения и науки. “Ученостью меня не. обморочишь”, – говорит он, приветствуя проект, по которому в школе будут учить только шагистике, “а книги сохранят так: для больших оказий”. Но не только один Скалозуб выступает против просвещения, знаний, науки. Все фамусовское общество не любит просвещенных людей. “Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений”, – говорит Фамусов. А.богатая старуха Хлестова, говоря об образовании, заявляет:

И впрямь, с ума сойдешь от этих, от одних

От пансионов, школ, лицеев.

Образы Грибоедова глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещении и прогресса, мысли которых устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое.

Мы видим, как это общество преклоняется перед иностранным. Чацкий осуждает это “пустое, рабское, слепое подражанье”. Его возмущает, когда какой-то французик из Бордо, приехав в Россию, чувствует себя как дома. Чацкий призывает сильных душой людей: Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш парод. Хотя по языку пас не считал за немцев!

Этими словами автор подчеркивает любовь к русскому народу. Это призыв к борьбе за национальное достоинство. Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское общество Софью, умную, красивую и мечтательную девушку. Воспитание у француженок-гувернанток привило Софье много отрицательного, сделало ее представительницей общепринятых в барской Москве взглядов, приучило ее ко лжи и лицемерию. Все ее хорошие черты и природные данные не могли получить в фамусовском обществе своего правильного развития. Поэтому она, вместо Чацкого – полюбила Молчалина, хотя и увидела его в настоящем свете. Чацкий же любит Софью. “Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног”, – говорит он. Но Софья отталкивает его, и тогда Чацкий с болью в сердце произносит:

Другой найдется, благонравный,

Низкопоклонник и делец,

Он будущему тестю равный.

В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, она, не виновата. Виновато общество, в котором ока родилась и жила, “она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха” (Гончаров “Мильон терзаний”). Софье, по заключению Гончарова, “тяжелее даже Чацкого”.

Главный герой комедии противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе “А судьи кто?” он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-крепостных, спасавших “и честь, и жизнь. не раз” на “борзые три собаки”. Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он мечтает избавить русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого. Он призывал к борьбе с насилием, произволом, невежеством. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он отстаивает свои взгляды в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии “Горе от ума”, направляя на это все свое остроумие, зло, веселость, вспыльчивость нежность и решительность. Речь Чацкого богата и разнообразна. Он ценит национальную культуру, часто использует простонародные выражения.

Читайте также:
Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века.: сочинение

Резкая, обличительная сатира Грибоедова попала в цель и вызвала бурю протестов в дворянской среде. Передовые люди того времени, наоборот, горячо приветствовали появление комедии “Горе от ума”. В. Г. Белинский писал: “Какая убийственная сила сарказма, какая едкость иронии, какой пафос в лирических излияниях раздраженного чувства. Какие типические характеры; какой язык, какой стих – энергический, сжатый, молниеносный, чисто русский! Удивительно ли, что стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разносились между образованными людьми по всем концам земли русской!”

Комедия “Горе от ума” и сейчас имеет большое значение. Ее показывают на сценах театров. Вместе с Грибоедовым мы смеемся и негодуем. Комедия борется против всего косного и ничтожного, завес передовое и благородное. Нам ценна горячая вера Грибоедова в Россию, в свою Родину, которая сейчас совсем не похожа на барскую Москву времен Грибоедова.

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.bobych.spb.ru/

Репетиторство

Наши специалисты проконсультируют или окажут репетиторские услуги по интересующей вас тематике.
Отправь заявку с указанием темы прямо сейчас, чтобы узнать о возможности получения консультации.

Быт и нравы барской Москвы (по Грибоедову)

А.С. Грибоедов родился в дворянской семье. Его жизнь (1794-1829) и деятельность проходили под влиянием героической борьбы русского народа против Наполеона и революционного движения декабристов. Грибоедов восхищался отвагой и талантом русского народа.

Высокообразованный и воcпитанный человек, он владел многими иностранными языками, писал музыку, был офицером, талантливым государственным деятелем, одним из лучших дипломатов своего времени. Грибоедов тонко понимал русский характер, душевную красоту и живой ум русского человека. Грибоедов очень любил Россию. Эта любовь к Родине вызывала в его душе ненависть к рабству и угнетению. Он презирал пошлый и варварский мир крепостников-помещиков, чиновников, взяточников.

Эти черты характера и мировоззрения Грибоедова отразились в комедии “Горе от ума”. В ней Грибоедов возмущается против самодержавно-крепостнического строя. Образом Александра Андреевича Чацкого Грибоедов показал взбунтовавшегося человека, презирающего реакционное общество, защищающего свободу, гуманность, культуру, имеющего свой взгляд на мир и человеческие отношения.

Чацкий – молодой, культурный, высокообразованный человек, недавно вернувшийся из заграничного путешествия. Он принадлежит к небогатой семье дворян. Детство Чацкого прошло в Москве, затем он служил в Петербурге, был “с министром знаком”, но бросил службу, не желая прислуживаться. Он гневно протестует против крепостного права. Но таких людей, как Чацкий, в то время было еще немного. В комедии “Горе от ума” Чацкий показан во враждебном окружении. Вокруг него царит мир Фамусовых, Скалозубов, Молчаливых и Загорецких, с их мелкими целями и низкими стремлениями. Грибоедов обнажает и подвергает критике все основные недостатки тогдашней России: безнравственный облик крепостников, паразитизм дворянства, его отсталость и консерватизм. В комедии много действующих лиц, представляющих московское дворянское общество. Дополняют их также внесценические персонажи: Максим Петрович, Татьяна. Юрьевна, Мария Алексевна и другие. Это позволило включить в пьесу и придворные, круги. Поэтому “Горе от ума” дает широчайшую картину жизни русских людей начала XIX века.

Во взаимоотношениях Чацкого и Фамусова раскрываются и высмеиваются фамусовские взгляды на карьеру, на службу. Сам Фамусов – богатый крепостник, защитник самодержавно- крепостнического строя, типичный представитель барской Москвы. Своих слуг он не считает за людей, обращается с ними грубо, может продать, сослать на каторгу. Ругает их ослами, чурбанами, зовет Петрушками, Фильками, Фомками. Иначе говоря, презирает их. Чацкого возмущает барская Москва ценит в людях лишь чины и богатство. “Ах! Матушка, не довершай удара! Кто беден, тот тебе не пара”, – говорит Фамусов. А далее он добавляет: Вот, например, у нас уж исстари ведется, Что по отцу и сыну честь: Будь плохонъкий, да если наберется Душ тысяч две родовых, Тот и жених.

К себе на службу Фамусов берет только родных и близких. Уважает лесть и низкопоклонство. Он хочет убедить Чацкого служить, “на старших глядя”, “подставить стул, поднять платок”. На что Чацкий возражает: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”, он считает, что нужно служить “делу, а не лицам”.

Чацкий уважает таких молодых людей, которые “не торопятся записаться в полки шутов”. Ярким примером такого “шута” является подхалим Молчалин, который в комедии показан низким и пошлым, привыкшем угождать “всем людям без изъятья”. Еще отец учил его угождать всем: Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платье, Швейцару, дворнику, для избежанъя зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была!

Все в Молчалине: поведение, слова – подчеркивают малодушие человека, стремящегося сделать себе карьеру, “не разбираясь в средствах”. Он коварен в отношениях с Софьей, которую любит “по должности”. Чацкий с горечью говорит: “Молчалины блаженствуют на свете!”. Его возмущает их поведение. Он выступает против тех, кто к службе относится формально, бюрократически. .Если Фамусов считает: “подписано, так с плеч долой”, то Чацкий говорит: “Когда в делах – я от веселий прячусь, когда дурачиться – дурачусь, а смешивать два этих ремесла есть тьма искусников, я не из их числа.”

Грибоедов смело выступает против палочной муштры, аракчеевщины в армии. При встрече со Скалозубом, полковникам царской армии, Чацкий видит, насколько тот глуп. Скалозуба интересуют только чины и награды. Он мечтает о чине генерала, радуется, читая о том, что его товарищи погибли: Довольно счастлив и в товарищах моих – Вакансии как раз открыты! То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты.

Скалозуб заключил в себе типичные черты реакционера аракчеевского времени. “Хрипун, удавленник, фагот. Созвездие маневров и мазурки”, – так характеризует его Грибоедов. Скалозуб-враг просвещения и науки. “Ученостью меня не. обморочишь”, – говорит он, приветствуя проект, по которому в школе будут учить только шагистике, “а книги сохранят так: для больших оказий”. Но не только один Скалозуб выступает против просвещения, знаний, науки. Все фамусовское общество не любит просвещенных людей. “Ученье – вот чума, ученость – вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений”, – говорит Фамусов. А.богатая старуха Хлестова, говоря об образовании, заявляет: И впрямь, с ума сойдешь от этих, от одних От пансионов, школ, лицеев.

Читайте также:
Москва в изображении Л. С. Грибоедова: сочинение

Образы Грибоедова глубоко реалистичны. Фамусов, Скалозуб, Молчалин, Хлестова, плут Загорецкий и все прочие являются отображением действительности. Эти люди, глупые и корыстные, боящиеся просвещении и прогресса, мысли которых устремлены лишь на приобретение почестей и титулов, богатства и нарядов, составляют единый лагерь реакции, попирающей все живое.

Мы видим, как это общество преклоняется перед иностранным. Чацкий осуждает это “пустое, рабское, слепое подражанье”. Его возмущает, когда какой-то французик из Бордо, приехав в Россию, чувствует себя как дома. Чацкий призывает сильных душой людей: Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш парод. Хотя по языку пас не считал за немцев!

Этими словами автор подчеркивает любовь к русскому народу. Это призыв к борьбе за национальное достоинство.

Грибоедов показывает, как искалечило фамусовское общество Софью, умную, красивую и мечтательную девушку. Воспитание у француженок- гувернанток привило Софье много отрицательного, сделало ее представительницей общепринятых в барской Москве взглядов, приучило ее ко лжи и лицемерию. Все ее хорошие черты и природные данные не могли получить в фамусовском обществе своего правильного развития. Поэтому она, вместо Чацкого – полюбила Молчалина, хотя и увидела его в настоящем свете. Чацкий же любит Софью. “Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног”, – говорит он. Но Софья отталкивает его, и тогда Чацкий с болью в сердце произносит: Другой найдется, благонравный, Низкопоклонник и делец, Достоинствами, наконец, Он будущему тестю равный.

В том, что Софья стала типичной барышней фамусовского общества, она, не виновата. Виновато общество, в котором ока родилась и жила, “она загублена в духоте, куда не проникал ни один луч света, ни одна струя свежего воздуха” (Гончаров “Мильон терзаний”). Софье, по заключению Гончарова, “тяжелее даже Чацкого”.

Главный герой комедии противостоит обществу невежд и крепостников. Он борется против знатных негодяев и подхалимов, мошенников, плутов и доносчиков. В своем знаменитом монологе “А судьи кто?” он сорвал маску с подлого и пошлого фамусовского мира, в котором русский народ превратился в предмет купли и продажи, где помещики меняли людей-крепостных, спасавших “и честь, и жизнь. не раз” на “борзые три собаки”. Чацкий защищает настоящего человека, гуманность и честность, ум и культуру. Он мечтает избавить русский народ, свою Россию от плохого, косного и отсталого^ Он призывал к борьбе с насилием, произволом, невежеством. Чацкий хочет видеть Россию грамотной, культурной. Он отстаивает свои взгляды в спорах, разговорах со всеми действующими лицами комедии “Горе от ума”, направляя на это все свое остроумие, зло, веселость, вспыльчивость нежность и решительность. Речь Чацкого богата и разнообразна. Он ценит национальную культуру, часто использует простонародные выражения.

Резкая, обличительная сатира Грибоедова попала в цель и вызвала бурю протестов в дворянской среде. Передовые люди того времени, наоборот, горячо приветствовали появление комедии “Горе от ума”. В. Г. Белинский писал: “Какая убийственная сила сарказма, какая едкость иронии, какой пафос в лирических излияниях раздраженного чувства. Какие типические характеры; какой язык, какой стих – энергический, сжатый, молниеносный, чисто русский! Удивительно ли, что стихи Грибоедова обратились в поговорки и пословицы и разносились между образованными людьми по всем концам земли русской!”

Комедия “Горе от ума” и сейчас имеет большое значение. Ее показывают на сценах театров. Вместе с Грибоедовым мы смеемся и негодуем. Комедия борется против всего косного и ничтожного, завес передовое и благородное. Нам ценна горячая вера Грибоедова в Россию, в свою Родину, которая сейчас совсем не похожа на барскую Москву времен Грибоедова.

Сочинение: Любовь в пьесе «Гроза» (А. Н. Островский)

Краткое сочинение на тему «Любовь в пьесе А. Н. Островского «Гроза» обнажает проблемы семьи и общества в целом, любовный конфликт разрешается так, что оказывает влияние на общественные нравы.

Пьеса «Гроза» написана Островским в 1859 году после поездки по Волге. Драматург показывает быт и нравы небольшого города Калинова на примере жизни двух богатых семей. Он касается в произведении разных тем. Тема любви проходит через всю пьесу, определяя важные стороны человеческой жизни и личности.

Главная героиня Катерина Кабанова – молодая замужняя женщина. Она вместе с мужем Тихоном живет в доме свекрови. С первых сцен становится понятно, что она несчастна в замужестве. Мужа ей выбрали родители, и она так и не смогла его полюбить. Тихон находится под властью матери и не уделяет жене внимания, как она того хотела. Он любит Катерину, но стремится убежать из дома на свободу, где мать не будет контролировать каждый его шаг. Когда свекровь отчитывает Катерину, он не считает нужным вступиться за нее. Женщину удручает такое отношение мужа.

Катерина случайно встречает на улице Бориса, племянника Дикого. Между ними появляется взаимная симпатия, которая перерастает в любовь со стороны Катерины. Борис выделяется среди калиновских жителей манерами, благородством, внешностью. Катерина не говорила с ним, не знала его душевных качеств, она полюбила образ, который создала сама. Влюбившись, она испытывает душевный подъем. «Знаешь, мне иногда кажется, что я птица», — говорит она Варваре. Домашняя атмосфера кажется ей душной, она мечтает убежать.

Складывается любовный треугольник. Тихон любит Катерину, но она испытывает к нему только чувство жалости. Она влюблена в Бориса, любовь которого к ней слишком скоротечна. Отрицательное отношение к Борису появляется уже из-за того, что его не заботит судьба Катерины. Ему просто скучно, он решил поразвлечься с красивой женщиной, которая влюблена в него. Он очень хорошо понимает, чем обернется для нее эта связь, если станет известно. Об этом его предупреждает Кудряш, хорошо знающий нравы родного города.

Катерина ради него нарушает клятву, данную мужу в церкви. Она верующая женщина, поэтому все, что касается церковных ритуалов, для нее очень серьезно. Она делится с Варварой, сестрой Тихона, своими воспоминаниями о том, как она ходила в церковь до замужества. Она настолько проникалась религиозной атмосферой, что видела ангелов в храме. Да и грозы она боится не потому, что ее может убить молнией. Ей страшно предстать перед богом, не покаявшись в грехах. Именно поэтому она и признается мужу в измене во время грозы.

Читайте также:
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».): сочинение

Только очень сильное чувство могло заставить ее изменить клятве. Она и сама понимает свой грех и готова расплачиваться за него до конца жизни. Изменив мужу, Катерина совершает еще один поступок, который с точки зрения христианской религии считается большим грехом. Она сводит счеты с жизнью, бросившись в Волгу. Она отказывается от прохождения жизненных испытаний, которые помогли бы ей очистить душу от греха, искупить вину. Она слишком легко расстается с великим божьим даром, жизнью. Даже Борис считает, что смерть для нее сейчас лучший выход. Словно услышав его слова, Катерина уходит из жизни.

Только в конце пьесы становится понятно, насколько сильно Тихон любит жену. Он простил ей измену и не попрекает ее. Ему даже жаль Катерину, потому что свекровь ее теперь со свету сживает. Он видит, как жена страдает, но сделать ничего не может, слишком слаб он для протеста и самостоятельной жизни.

У Катерины решительный характер, она может и хочет бороться за свою любовь. Женщина приходит к Борису и предлагает ему вместе уехать от Кабановых и Диких, стать свободными и счастливыми. Она устала от попреков и нравоучений Марфы Игнатьевны, да и Борис изнывает под гнетом дядюшки. Катерина не учла одного: Борис ничем не лучше Тихона. Он такой же безвольный, изнеженный, ни на что не способный человек. На мой взгляд, Тихон даже лучше, чем Борис, в нем больше чувства и жизни. Отношения с Катериной не изменили Бориса, любовь не окрылила его. Он остается меркантильным и вялым.

Борис не хочет рисковать своим призрачным благополучием, боится, что дядя воспользуется случаем и лишит его наследства. Вслух он говорит Катерине, что уезжает в командировку, не может взять ее с собой, а в душе желает ей смерти, считая это лучшим выходом для нее. На самом деле, я считаю, это лучший выход для него. Он освобождается, таким образом, от всех моральных обязательств по отношению к Катерине. И она оправдывает его надежды.

Трагическая любовь Катерины к Борису становится вызовом нравам Калинова, где люди привыкли скрывать свои чувства и поступки. Об этом Катерине говорит золовка: «Делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Об этом рассказывает Кулигин: «Ивсе шито да крыто – никто ничего не видит и не знает, видит только один бог!» Катерине не повезло дважды. Она не любила мужа и не нашла в нем смелого, сильного спутника жизни. Любовник и вовсе предал ее.

В пьесе есть еще одна любовная история. Сестра Тихона Варвара тайком от матери встречается с Ваней Кудряшом, конторщиком Дикого. Кудряш решительный и сильный молодой человек. Он сам зарабатывает на жизнь, ни от кого не зависит. Говоря о Диком, он сожалеет, что «мало у нас парней-то на мою стать», а то бы они его хорошенько поучили. Кудряш не боится Дикого, он «свою голову дешево» не продаст. Дикой понимает это и не позволяет себе обращаться с ним так же вольно, как с другими. Варвара такая же отчаянная, как и ее избранник.

После того, как открылась измена Катерины, Кабаниха стала строже следить за дочерью. Варвара, понимая, что мать не разрешит ей выйти замуж за Кудряша, сама решает свою судьбу и сбегает с ним. Они проявляют решительность и доказывают, что ради любви готовы на все.

Островский на их примере показывает, как могли бы поступить Тихон или Борис с Катериной. Ни тот ни другой не пожелали взять ответственность за свою жизнь и судьбу на себя. Они всю жизнь будут оглядываться на тех, кто им дает денег, потому что сами не хотят зарабатывать.

Несмотря на то, что в центре изображения любовная история, произведение имеет глубокий общественный смысл. Поступок Катерины всколыхнул жизнь в Калинове. Автор говорит о том, что яркая личность, имеющая достоинство, способная на протест, в состоянии пошатнуть устои, на которых держится «темное царство». Не случайно Н. А. Добролюбов называет Катерину «лучом света». Бегство Варвары с Кудряшом говорит о том, что жизнь в Калинове уже не будет прежней. Грядут большие перемены.

Тема любви в пьесе «Гроза»

сочинение по литературе 10 класса

А.Н. Островский поднимает в своих произведениях множество вопросов, имеющих отношение к его современности. В первую очередь, это вопросы, касающиеся несовершенства патриархального строя, власти, человеческого предназначения и любви. Именно любовь всегда оказывает непосредственное влияние на развитие и разрешение остальных проблем.

В пьесе «Гроза» три любовные линии. Каждая из них раскрывается отдельно, но все они тесно связаны между собой.

Катерина и Тихон

Кадр из фильма «Гроза». 1933

Главная героиня пьесы – жена Тихона Кабанова. Автор уделяет особое внимание взаимоотношениям супругов. Их брак был заключён по сговору, поэтому об искренних чувствах даже и речи не было. Но, несмотря на то, что Катерина так и не смогла полюбить своего мужа, относилась она к нему уважительно.

Катерина хотела полюбить Тихона, но видела, что ему эта любовь не нужна. Она старалась быть верной и заботливой женой, во всём его поддерживала, старалась всегда быть рядом. Когда Тихону нужно было уехать из дома, она просится поехать с ним, для того чтобы сохранить их брак. Но он не идёт ей навстречу, а покорно исполняет указания своей матушки, которая считает, что жена должна бояться своего мужа и не более того.

Тихон тоже уважал Катерину, но у него не хватало храбрости защитить её от своей матери. Он смирился с тем, что Кабаниха издевается над его молодой женой, и просто молча наблюдал, как Катерина мучается в его доме. Единственное, что он может ей посоветовать, так это покориться матушкиной воле, тогда, возможно, станет легче.

Именно безволие Тихона, и отсутствие теплых чувств между супругами подтолкнули Катерину к измене. Она не смогла устоять перед тем, кто смог подарить ей долгожданную любовь.

Катерина и Борис

Отношения Катерины и Бориса – одна из ведущих линий в пьесе. Впервые становится известно о том, что Катерина влюблена в Бориса из её разговора с Варварой, которая сама определила, кто не даёт покоя жене её брата. Катерина понимала, чем ей грозит эта связь, она долго противилась своим чувствам и отказывалась видеться с Борисом. Однако спустя некоторое время любовь всё-таки победила разум, и встреча влюблённых состоялась.

Читайте также:
Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии Горе от ума: сочинение

Кадр из фильма «Гроза». 1933

О чувствах Бориса становится известно во время его разговора с Кудряшом. Он признаётся, что полюбил замужнюю женщину, и не в силах с собой справиться. Кудряш пытается отговорить его, но Борис отвечает, что не может забыть Катерину. Вначале, действительно, кажется, что он по-настоящему влюбился, и ради своих чувств способен пожертвовать, чем угодно. Но первое впечатление оказалось обманчивым. Только Катерина была способна пожертвовать всем, ради своего счастья, ради возможности быть рядом с любимым человеком. Даже людская молва, которой она так страшилась, теперь не имела для неё никакого значения. Она, наконец, поняла, что значит любить и быть любимой, поэтому старалась не думать о том, что будет дальше, а просто наслаждаться этим временем.

Влюблённые виделись тайно, вплоть до самого приезда Тихона. Об их встречах было известно только Варваре и Кудряшу. Когда Борис узнаёт о возвращении мужа своей возлюбленной, он не думает о её участи, а начинает бояться только того, что правда раскроется. И даже после того, как Катерина сама всем во всём призналась, он продолжает беспокоиться только о самом себе, поэтому отказывается от своих чувств и уезжает из города.

Выходит, что Борис никогда не любил Катерину. И, если бы было возможно повернуть время вспять, то никогда бы и не вступил в связь, которая принесёт впоследствии столько хлопот. А Катерина остаётся одна против всего мира, потому что полюбила человека, который этого не заслуживал.

Варвара и Кудряш

Иллюстрация С. Герасимова

Ещё одной любовной линией в сюжете «Грозы» является история Варвары, родной дочери купчихи Кабановой, и её возлюбленного Кудряша.

Варвара была хитрой девушкой, поэтому приспособилась жить в условиях патриархального мира так, как ей хотелось. Она не противостояла матери открыто, слушала её, соглашалась, но поступала всё равно по-своему.

Кроме того, Варвара не обладала особой нравственностью. В отличие от Катерины она не задумывалась над темой греха, и жила одним днём, поэтому считала эти страхи смешными и нелепыми. Варвара была уверена в том, что если все вокруг живут обманом, значит и ей без него не выжить.

Кудряшу тоже ничего не мешает жить. Он беззаботный и весёлый парень, занимающий должность конторщика у Дикого. Ваня гордится тем, что не молчит в ответ, когда его начальник ругается. Он искренне верит, что Дикий без него не обойдётся, так как он человек грамотный. Поэтому чувствует себя нужным человеком, а не подневольным.

Любовь Варвары и Кудряша отличается от любви Катерины и Бориса, она не такая безрассудная и горячая. Иногда создаётся впечатление, что у них и вовсе нет чувств друг к другу. Но на самом деле они просто умеют приспосабливаться к сложившимся обстоятельствам, и не любят драматизировать. Именно поэтому этой паре удаётся не попасть под грозу, влюблённые вовремя сбегают из города.

В мире, описанном Островским, очень трудно встретить чистую и искреннюю любовь. Само понятие любви искажено здесь до неузнаваемости. Катерина смогла полюбить искренне и мечтала быть счастливой, но эта любовь привела её к гибели. Среди лжи и притворства не оказалось места для настоящих чувств.

Тема любви в пьесе «Гроза» раскрывается на примере взаимоотношений Катерины и Бориса. Их любовь смогла зародиться среди лжи и обмана, но в итоге привела к настоящей трагедии.

Значение любви для Катерины

Для Катерины любовь значила очень много, потому что она выросла в обстановке, где семейные взаимоотношения основывались на любви, заботе и ласке. То же главная героиня хотела найти и в своей собственной семье после замужества. Но Тихон не вызывает у неё никаких чувств, кроме жалости, поэтому она никак не может его полюбить.

Со временем Катерина влюбляется в другого человека, и вначале пытается избавиться от греховных мыслей, потому что не хочет нарушать данную в церкви клятву верности и разрушать свои семейные узы. Но чувства берут над ней верх, поэтому, воспользовавшись отсутствием мужа, Катерина бросается в омут любви с головой. Она знает, чего это может ей стоить, но всё же решается любить и быть любимой.

Любовь и свобода

Желание любви в Катерине тесно переплетается с желанием свободы. Она мечтает освободиться от гнёта своей свекрови и от безвольного мужа, неспособного защитить её даже перед своей матерью. Борис показался ей полной противоположностью этим людям. Он был воспитанным, образованным, учтивым. Но на самом деле от жителей Калинова Борис отличался только внешне. Внутри он был таким же потерянным человеком, как и все остальные.

Борис не может противостоять своему дяде, потому что боится лишиться обещанного наследства. Он оказывается целиком зависимым от денег Дикого, как и Тихон зависит от власти своей матери. Выходит, что свобода нужна была только Катерине, а остальных устраивала их жизнь такой, какой она и была.

Трагедия

Любовь Катерины привела к настоящей трагедии. После публичного признания в измене, ей не было больше места не только в доме Кабановых, но и во всём Калинове. Общество не смогло простить ей такой грех, такое самовольное нарушение местных законов и традиций. В отчаянии Катерина попыталась найти помощи у своего возлюбленного, но Борис отказался от своих чувств. Он оказался трусливым, безвольным, малодушным человеком, для которого имеет значение только собственная участь. Именно в этот момент проявляется его полнейшая бесхарактерность, неспособность противостоять окружающему миру. Он предаёт любимую женщину, ради денег, и уезжает из города по приказанию своего дяди.

После этого предательства Катерина окончательно разочаровалась в жизни. Теперь ей не для чего было жить на этом свете, поэтому единственным возможным выходом из сложившейся ситуации стала смерть. В бурлящих водах Волги Катерина обрела долгожданную свободу, больше никто не сможет унижать её и подчинять своей воле. Она погибла, но её душа, наконец, освободилась от оков жестокого и лицемерного мира.

Пьеса А.Н. Островского «Гроза» раскрывает множество тем – тема отцов и детей, тема нравственного выбора, тема религиозности, тема внутренней борьбы с собой, тема свободы и многие другие. Но все они раскрываются на примере самой главной линии в пьесе – теме любви.

Читайте также:
Патриотические идеи Чацкого в комедии «Горе от ума»: сочинение
Любовь как свобода

Именно любовь является для героини синонимом внутренней свободы, возможностью изменения привычного жизненного уклада. Воспитанная на молитвах, сказаниях богомолок и любовании природой, Катерина знала, что такое настоящая любовь на примере родительского тепла и заботы.

До замужества она жила свободной, как птичка, ее холили и лелеяли. Воспитывала Катерина себя сама, наблюдая за ростом цветов и полетом бабочек. Душа ее, сильная и свободная, так и горела божественным светом.

Кабаниха

Привыкшая к воле, девушка после свадьбы попадает в дом к деспотичной Марфе Кабановой. Их семья привыкла жить по-другому: все делается из-под палки, атмосфера наполнена страхами и унижениями. Мечты Катерины об идеальной семье не сбылись.

Она всеми силами пыталась полюбить Тихона, своего мужа. Однако влияние Кабанихи на сына было столь сильно, что отношения у них при взаимной симпатии никак не получались. Мать настолько замучила Кабанова, что единственной его мечтой было поскорее сбежать из дома и напиться.

Тихон

Когда Катерине становится совсем сложно, а ее мужу предстоит долгая поездка по делам, она практически умоляет его взять ее с собой. Она будто предчувствует надвигающуюся беду, готова на коленях упрашивать супруга. Но он не слышит ее мольбы, не чувствует ее душевной боли. Ему поскорее хочется вырваться на свободу из этого патриархального ада, а проблемы жены оказываются для него на второстепенном плане.

Катерина видит и понимает слабость своего мужа и не может поэтому его уважать. Хотя продолжает по-человечески любить его. Без уважения и свободы настоящая любовь для Катерины невозможна.

Новая любовь

Во время отъезда Тихона Катерина влюбилась в приезжего Бориса – племянника Дикого. Они начали встречаться, и любовь с Борисом для героини явилась шансом на новую счастливую жизнь. Для Катерины Борис – человек, непохожий ни на кого вокруг. Он начитан, образован, интеллигентен. Ей казалось, что именно он способен переломить ход событий в ее жизни и спасти от неудержимой безысходности, которой наполнена ее судьба. Однако Борис оказался совсем не таким, каким вообразила его девушка. Он оказался не сильнее Тихона, он предпочел притворяться ради получения наследства.

Из-за невозможности любить открыто, наслаждаться каждой минутой, проведенной рядом с любимым, чувства вины перед мужем внутри у Катерины возникают жесточайшие противоречия, которые вырываются наружу как раз во время грозы – она признается в своей связи мужу и свекрови.

Эпилог

Нависшая над ней тяжесть общественного мнения не позволяет ей успокоиться. Она бежит прочь от людей и бросается в Волгу, которая с детства олицетворяла для нее свободу.

Я думаю, что Катерина – единственный человек в Калинове, способный на искреннюю и всепоглощающую любовь. К сожалению, рядом с ней не оказалось никого, кто смог бы протянуть ей сильную руку помощи.

Сочинение на тему: Любовь в рассказах Бунина

«Любовь в рассказах Бунина» − сочинение

Вариант 1

Любовь – вечная тема, которая привлекала писателей и поэтов всех эпох. Устоять перед этим чувством невозможно, как невозможно не воспеть его в стихах и прозе.

Настоящим певцом любви, психологом и экспертом людских душ и сердец является И. А. Бунин. Ни одно его произведение не оставляет читателя равнодушным. Читая небольшие, но наполненные невероятным смыслом рассказы Бунина, понимаешь, что любовь не так проста, как кажется на первый взгляд.

В большинстве своих произведений автор показывает любовь как могучую силу, которая в один момент может либо возвысить человека, либо уничтожить. Герои произведений Бунина погибают, расстаются, переживают безответную любовь и остаются несчастными. Автор подчеркивает, что настоящая любовь приходит внезапно, когда ее не ищешь и не ждешь, и остается в сердце навсегда. Несмотря на всю трагичность и боль, которую чаще всего приносит любовь героям произведений Бунина, они воспринимают ее как самое прекрасное и неповторимое чувство.

Все произведения Бунина уникальны и не похожи друг на друга. В рассказе «Солнечный удар» герой, затевая интрижку с привлекательной попутчицей, находит настоящую любовь и страдания на всю жизнь. Из-за давления общества персонаж рассказа «Темные аллеи» Николай Алексеевич бросает Надежду, за что после расплачивается и остается несчастным. Произведение «Холодная осень» и прощание с убитым на войне женихом не оставит равнодушным ни одного читателя.

Неразделенная любовь в повести «Чистый понедельник» и трагическая история Оли Ме­щерской, героини рассказа «Легкое дыхание», еще раз доказывают, что любовь вечна. Ничто не может разлучить влюбленных людей по-настоящему, ни расстояния в тысячи километров, ни смерть. И, несмотря на то, что любовь приносит героям много страданий, в те моменты, когда они окрылены этим чувством, они являются самыми счастливыми.

Вариант 2

Во все времена тема любви являлась основной, многие писатели воспевали отношения между мужчиной и женщиной. Иван Алексеевич не стал исключением, во многих рассказах пишет о любви. Любовь является самым чистым и светлым чувством в мире. Тема любви является вечной в любую эпоху.

В произведениях Бунина писатель описывает сокровенное и тайное что происходит между двумя людьми. Творчество Ивана Алексеевича можно разделить на периоды. Так сборник «Темные аллеи» написанный во времена мировой войны посвящён полностью любви. В сборнике собрано столько любви и теплых чувств, он просто наполнен любовью.

Бунин считает, что любовь — это великое чувство, даже если эта любовь является неразделенной. Писатель считает, что любая любовь имеет право на жизнь. Так же прочитав рассказы Ивана Алексеевича можно увидеть, что любовь в его произведениях идет рядом со смертью. Он как бы проводит черту, что за большим светлым чувством может стоять смерть.

В некоторых своих рассказах Бунин пишет о том, что любовь — это не всегда красиво и солнечно, а может и закончится история любви и трагично. Так, например, в рассказе «Солнечный удар» его герои встречаются на пароходе, где между ними вспыхивает замечательное чувство. Влюбленная девушка говорит поручику о том, что чувство, которое их посетило, словно солнечный удар, который затмил им разум. Она говорит, что никогда не испытывала ничего подобного и вряд ли когда-нибудь испытает. К сожалению, поручик очень поздно понимает, насколько он влюбился в девушку, ведь он даже не узнал ее имени фамилии и где она живет.

Читайте также:
Анализ комедии Горе от ума: сочинение

Поручик готов был умереть ради еще одного дня, проведенного с девушкой, которую он так сильно полюбил. Его переполняли чувства, но они были большими и светлыми.

В другом рассказе Бунин описывает неразделенную любовь молодого парня к девушке, которая не обращает на него никакого внимания. Девушку ничего не радует и не делает счастливой даже любовь парня. В конце новеллы она уходит в монастырь, где как ей кажется, она приобретет счастье.

Еще в одном рассказе Иван Алексеевич пишет о треугольнике, в котором парень не может выбрать между страстью и любовью. Весь рассказ он метается между девушками и все заканчивается трагично.

В произведениях Бунина, где он пишет про любовь, описаны все стороны этого чувства. Ведь любовь — это не только радость и счастье, но и страдание и горе. Любовь великое чувство, за которое часто приходится бороться.

Популярные сочинения

  • Сочинение Мое отношение к Печорину (9 класс из Героя нашего времени)
    В романе «Герой нашего времени» Михаил Юрьевич Лермонтов рассказывает нам об одном из главных героев, Печорине. Михаил Юрьевич, показывает его с различных сторон
  • Сочинение Красота вокруг нас 6 класс
    Каждый день мы занимаемся разными делами. Идем в школу, занимаемся в разных секциях, делаем уроки, общаемся с друзьями, гуляем. Все это кажется совершенно обычным, и, как говорят родители, повседневным.
  • Сочинение Существительное — моя любимая часть речи
    Существительное – это самая важная часть русского языка. Именно благодаря ей люди могут полноценно общаться и использовать письменность. Но люди не совсем понимают всю важность этой части речи.

Тема любви в творчестве Бунина

Тема любви в рассказе И. А. Бунина «Тёмные аллеи»

Судьба Ивана Алексеевича Бунина была и счастливой, и трагичной. Он достиг непревзойдённых высот в своём искусстве, первый среди русских писателей получил Нобелевскую премию, был признан выдающимся мастером слова. Но тридцать лет Бунин прожил на чужбине, с неутолённой тоской по Родине и постоянной душевной близостью с ней.

От этих переживаний родился величайший по своей художественной ценности цикл рассказов «Тёмные аллеи» Бунина, который вышел в 1943 году в Нью-Йорке в урезанном составе. Следующее издание этого цикла состоялось в Париже в 1946 году. Оно включало в себя тридцать восемь рассказов. Этот сборник отличался от освещения любви в советской литературе.

Сборник назван по заглавию одного из рассказов, входящих в него. Бунин вспоминал о том, как был написан этот рассказ: «Перечитывал стихи Огарёва и остановился на известном стихотворении:

Была чудесная весна!

Они на берегу сидели,

Во цвете лет была она,

Его усы едва чернели…

Кругом шиповник алый цвёл,

Стояла тёмных лип аллея…

Потом почему-то представилось то, чем начинается этот рассказ, — осень, ненастье, большая дорога, тарантас, в нём старый военный. Остальное всё как-то само собой сложилось». Так появился и замысел, и название произведения.

Герой рассказа «Тёмные аллеи», ещё будучи молодым помещиком, соблазнил крестьянку Надежду. А затем его жизнь пошла своим чередом. И вот по прошествии многих лет он, будучи уже военным в больших чинах, проездом оказывается в тех местах, где любил в молодости. В хозяйке заезжей избы он узнаёт Надежду, постаревшую, как и он сам, но всё ещё красивую женщину.

Встреча бывших влюблённых и составляет сюжетную канву произведения. Бунин показывает себя настоящим знатоком человеческой души, он тонко передаёт внутренние переживания героев. Их краткий разговор содержит в себе больше эмоциональной, чем фактической информации.

Интересно различие в поведении героев. Николай Алексеевич — старик-военный, ему уже под шестьдесят, а он краснеет, как провинившийся юноша, перед этой женщиной: «Он покраснел до слёз». А Надежда? Она спокойна и мрачна, каждое её слово отдаёт горечью и болью, она как бы выносит приговор своему давнишнему обидчику: «Что кому бог даёт, Николай Алексеевич. Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело», «Всё проходит, да не всё забывается».

Хотя, как выясняется позже, жизнь уже наказала старика: он никогда не был счастлив в жизни после того, как бросил Надежду… И имя-то у неё какое – Надежда!

Интересно то, что эта женщина до сих пор любит своего бывшего барина: «Сколько не проходило времени, всё одним жила. Знала, что давно вас нет прежнего, что для вас словно ничего и не было, а вот…» А он не верит ей, потому, что сам не любит, да и вряд ли любил.

И всё же, героем рассказа Бунина владеет чувственная память о том, что некогда ощущалось, осязалось. Он вспоминает молодость, неповторимые минуты счастья. Героиня пронесла любовь к нему через всю жизнь, не вышла замуж и не смогла простить, что ее любимый пренебрёг ею, она так и осталась несчастной.

И герой тоже был несчастлив. Вот что Николай Алексеевич говорит в своё оправдание перед Надеждой: «Никогда я не был счастлив в жизни, не думай, пожалуйста. Извини, что, может быть, задеваю твоё самолюбие, но скажу откровенно,- жену я без памяти любил. А изменила, бросила меня ещё оскорбительнее, чем я тебя». И вот героиня отомщена…

Таким образом, любовь у Бунина не переходит в семейное русло, не разрешается счастливым браком. Бунин лишает своих героев вечного счастья, лишает потому, что к нему привыкают, а привычка приводит к потере страсти. Любовь по привычке не может быть лучше, чем любовь молниеносная, но искренняя.

Так у героя рассказа «Тёмные аллеи», несмотря на кратковременность, испытанные чувства остаются вечными: они вечны в памяти героя именно потому, что мимолётна жизнь. И если б не эта случайная встреча на постоялом дворе на закате дня и молодости, давнишняя любовь к своей бывшей крепостной не была бы омрачена ничем и сияла бы дивной лампадой. Именно поэтому с такой горечью старик произносит слова: «Будь здорова, милый друг. Думаю, что и я потерял в тебе самое дорогое, что имел в жизни».

Тема любви у Бунина является сквозным мотивом, который пронизывает всё творчество, связывая, таким образом, российский и эмигрантский период. Она позволяет ему соотнести глубокие душевные переживания с явлениями внешней жизни, а также проникать в тайны человеческой души, исходя из влияния на человека объективной действительности.

Читайте также:
Бал в доме Фамусова (по комедии А.С. Грибоедова Горе от ума): сочинение

Тема любви в рассказах И.А. Бунина «Солнечный удар»

Признанный мастер художественного слова Иван Алексеевич Бунин в произведениях о любви предстает перед нами как психолог, умеющий удивительно тонко передать состояние раненной этим прекрасным чувством души. Обладающий редким талантом, способностью любить, писатель в своем творчестве исповедует собственную философию любви.

Читая рассказы И.А. Бунина, мы замечаем, что у автора любовь существует не в браке и семье и его не привлекает тихое семейное счастье. Для него важна не столько долгая и безоблачная любовь, сколько кратковременная, как зарница, вспыхнувшая в темноте и погасшая, но оставившая в душе свой глубокий след. Любовь в рассказах писателя – трагедия, сумасшествие, катастрофа, огромное чувство, способное возвысить или уничтожить человека. Внезапная «вспышка» любви может случиться с каждым человеком и в любой момент.

Любовь – это страсть. К такому выводу мы приходим после знакомства с рассказом «Солнечный удар», героев которого вдруг настигла любовь. Любовь, у которой нет прошлого и будущего — есть только настоящее, только «сейчас». Женщина и мужчина не имеют даже имен – просто Она и Он. Для автора (да и читателя) это совсем не важно.

Не рассказывая о переживаниях героини после отъезда, писатель подробно описывает душевное состояние героя. Случайная встреча с «прелестным, легким, маленьким созданием», неожиданное сильное чувство, нелепое расставание… А потом непонимание и душевная мука… «… совсем новое чувство…, которого совсем не было, когда они были вместе», появилось в душе поручика после этого, как он сначала думал, «забавного знакомства». То, что некоторые люди познают за годы, ему довелось пережить за одни сутки.

Возможно, этот день оказался одним из самых трудных в жизни главного героя. Огромная сила любви, словно солнечный удар, внезапно «сразила» его. Уезжает поручик из города словно другим человеком. В душе уже нет ни страсти, ни ненависти, ни любви, но, испытав смятение, ужас, отчаяние, он чувствует себя теперь «постаревшим на десять лет».

«Истинно волшебные» минуты жизни дарит человеку любовь, согревает душу светлыми воспоминаниями. Но есть в любви и свои «темные аллеи», поэтому она часто обрекает героев Бунина на страдания, не приводит их к счастью.

Не состоялось счастье главной героини новеллы «Темные аллеи». Безграничная любовь Надежды к своему барину навсегда сделала ее одинокой. Сохранившая еще и сейчас былую красоту женщина помнит о прошлом, живет воспоминаниями о нем. Не погасла за долгие годы любовь в ее душе. «Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело», — признается она равнодушно оставившему ее тридцать лет назад Николаю Алексеевичу. «Не было…ничего дороже…на свете в ту пору, так и потом» для Надежды, поэтому «никогда не могла» простить она своего обидчика.

Несмотря на то что нерешительному и тщеславному, склонному к сословным предрассудкам Николаю Алексеевичу трудно представить Надежду, содержательницу постоялой горницы, своей женой, грустно становится на его душе после неожиданной встречи с ней. Шестидесятилетний военный понимает: лучшие мгновения жизни подарила ему эта когда-то стройная юная красавица. Вероятно, впервые он задумался о счастье, об ответственности за совершенные поступки. Жизнь, от которой Николай Алексеевич давно отказался, останется теперь у него только в воспоминаниях.

Любовь у И.А. Бунина – то призрачное счастье, к которому человек стремится, но, к сожалению, очень часто упускает. В ней, как и в жизни, всегда противостоят светлые и темные начала. Но автор, подаривший нам замечательные произведения о любви, был убежден: «Всякая любовь – великое счастье, даже если она не разделена».

Любовь в рассказе Бунина «Кавказ»

«Кавказ» входит в цикл рассказов «Тёмные аллеи», в котором И. А. Бунин с присущим ему писательским мастерством в краткой форме описывает движения человеческих душ, тяготы и индивидуальные стремления, концентрируя внимание на самом загадочном и прекрасном чувстве — любви.

Главный герой рассказа «Кавказ» приезжает в Москву и живёт от свидания к свиданию с объектом своего обожания. Он ценит каждый момент её появления, тонкий набросок портрета героини говорит о многом — она бледна, взволнованна и прекрасна. Бунин сосредотачивает внимание на чувствах и переживаниях героев, не давая развернутого описания внешности. Влюбленных объединяет взаимное чувство и рискованный план — покинуть Москву и сбежать на Кавказ.

Замужество героини обременяет и тревожит сердца молодых людей. Любовный треугольник — частая тема в художественной литературе. Такие ситуации наглядно показывают, как сильные чувства вырывают человека из привычной ему жизни, неся непоправимые последствия. Муж героини — честолюбивый офицер, он ревнует жену и следит за каждым её шагом. Автор не уделяет внимания внутреннему миру военного, но человеческая трагедия зарождается сразу — супруг в ревности и подозрительности выражает ту же любовь, которая приобрела болезненный и разрушающий характер.

Сильные чувства невозможно загнать в рамки, их нельзя нормировать, соблюдая какие-либо правила. Любовь проявляется в человеке как необузданное стремление, сравнимое с тягой к жизни. Любовь совершает революцию в сердцах людей, она заставляет человека выйти за рамки обыденного, что и делают главные герои произведения. Невзирая на риск и опасность, они всё же уезжают из столицы на юг.

Счастье одного — несчастье другого. Офицер ищет свою жену в Геленджике, в Сочи, в Гаграх. Он понимает, что его возлюбленная пропала для него навеки. Он не может принять это, он находит единственный выход из положения — самоубийство.

Любовь непредсказуема и неукротима. Бунин в своём произведении наглядно показывает желание людей к претворению в жизнь своих душевных стремлений. Для одних это счастье и обретенная гармония, для других это трагедия и конец существования. Бунин не показывает дальнейшую судьбу главных героев, их чувства могут пройти, кто-то из них может оказаться на месте погибшего офицера. Но такова загадочная природа любви, одного из самых сильных чувств человека.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: