«Человеческие типы» в комедии А С Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

“В моей комедии двадцать пять глупцов на одного умного человека” А. С. Грибоедов (Человеческие типы в комедии А. С. Грибоедова -“Горе от ума”.)

Образ литературного героя, олицетворяющего собой или иной человеческий тип, создается автором литературного произведения сообразно целям и задачам, ставящимся перед его детищем. Чтобы правильно осветить проблему, обозначить возможные исходы ее разрешения, автору необходимо “оживить” не только главных героев, но и наиболее полно связать перипетии их судеб со второстепенными персонажами. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”, стоящая на рубеже классицизма и реализма и лаконично соединившая в себе черты обоих стилей, является

Related posts:

Чацкий – образ “нового человека” (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Чацкий начинает новый век И в этом все его значение и весь ум. И. А. Гончаров Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” сыграла выдающуюся роль в деле общественно-политического и нравственного воспитания нескольких поколений русских людей. Она вооружила их на борьбу с насилием и произволом, подлостью и невежеством во имя свободы и разума, во имя […].

Чацкий и Молчалин. (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) (2) Со времени появления комедии “Горе от ума” прошло более 170 лет, а она по-прежнему свежа и интересна для нас, сегодняшних читателей и зрителей. Интересна не только живым, афористичным языком, но и тем, что герои пьесы легко узнаваемы и в современной жизни. Если приглядеться, то и сейчас можно встретить честных, горячих людей, смело, без забрала выступающих […].

Софья и Лиза в комедии Грибоедова “Горе от ума” (1) Женские образы в комедии Грибоедова “Горе от ума” играют немаловажную роль в реализации актуальности и художественного своеобразия комедии. Софья и Лиза являются типичными амплуа классицистической комедии. Но эти образы неоднозначны. Они занимают промежуточное положение в системе персонажей. Лиза хитра, умна, сообразительна, т. е. ее характер отвечает требованиям классицистической комедии. Она субретка, участвует в любовной интриге, […].

Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. (3) Грибоедов вошел в русскую литературу как автор известной комедии “Горе от ума”. В ней затрагиваются очень важные вопросы: о воспитании, образовании, о преклонении перед всем иностранным, о крепостном праве. В комедии автор высмеивает и осуждает ряд образов: Фамусова, Скалозуба, Молчалина, Репетилова. Но всем этим героям противостоит главный герой комедии – Александр Андреевич Чацкий. Он получил […].

Смысл названия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Название любого произведения – ключ к его пониманию, поскольку оно почти всегда содержит указание – прямое или косвенное – на основную мысль, положенную в основу творения, на ряд проблем, осмысливаемых автором. Название комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” вносит в конфликт пьесы необычайно важную категорию, а именно категорию ума. Источник подобного заглавия, такого непривычного […].

Человеческие типы в комедии Н. В. Гоголя “Ревизор” Когда комедия “Ревизор” вышла в свет, критики с невероятной злостью накинулись на ее автора. Гоголь писал: “Чиновники пожилые и почтенные кричат, что для меня нет ничего святого, когда я дерзнул так говорить о служащих людях. Полицейские против меня, купцы против меня, литераторы против меня”. Гоголя обвиняли в грязной клевете на Россию, в том, что он […].

Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. (4) А. С. Грибоедов вошел в русскую литературу как автор произведения “Горе от ума”. В своей пьесе Грибоедов сумел показать, что люди одного и того же происхождения – дворянского – имеют разные интересы и мнения. И что самое интересное и удивительное, так это то, что борьба ведется между ними с большой разницей в возрасте. Это несовершенство […].

Идеи декабризма в комедии Грибоедова “Горе от ума” (1) В комедии Грибоедова “Горе от ума”, как в зеркале, отразились этические и эстетические воззрения декабристов. Эстетика декабристов возникла на стыке классицизма дворянского просвещения восемнадцатого века и романтизма и получила название “Гражданский романтизм”. Этика, то есть нравственные законы, обязывали героев произведений воспринимать общественное как свое личное, занимать, как мы сейчас говорим, активную гражданскую позицию. Таков, например, […].

Черты классицизма и реализма в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия “Горе от ума” создавалась в начале 20-х годов XIX века. Главный конфликт, на котором построена пьеса, – противостояние “века нынешнего” и “века минувшего”. Над литературой того времени еще имел власть классицизм эпохи Екатерины Великой. Но устаревающие каноны ограничивали свободу драматурга в описании реальной жизни, поэтому Грибоедов, взяв за основу классицистическую комедию, пренебрег, по мере […].

Женские образы в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (5) “Горе от ума” – выдающееся произведение русской литературы XIX века. В этой пьесе автору удалось показать все стороны жизни дворянства того времени. Особое место в комедии занимает мир женщин. Какими же автор показывает нам представительниц фамусовского общества? Прежде всего следует сказать о безграничной власти женщин в обществе московских дворян: Судьи всему, везде, над ними нет […].

Традиции и новаторство в комедии Грибоедова “Горе от ума” Комедия Грибоедова “Горе от ума” была написана в традициях эпохи, последовавшей за эпохой классицизма, поэтому в ней происходит переосмысление бывших ранее традиционными образов, идей, художественных средств. Грибоедов выступает истинным новатором, создавая произведение, в котором ставятся актуальные для того времени социально-политические проблемы, обогащаются и углубляются образы персонажей, изменяется сюжетная линия, возникает новый комедийный язык. В самом […].

Читайте также:
В ЧЕМ СМЫСЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”: сочинение

Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”(2) Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” является новаторским произведением. Первоначально она была задумана автором как классицистическое произведение, но Грибоедов сумел преодолеть рамки классицизма, и создал первую в русской литературе реалистическую пьесу. “Горе от ума” – социально-политическая комедия. В ней поставлены насущные проблемы, волновавшие общественность в 20-е годы XIX века. В произведении отражена правдивая картина […].

Чацкий и Молчалин. (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) (1) Комедия Александра Сергеевича Грибоедова “Горе от ума” стала событием в русской литературе начала XIX века, явилась редчайшим образцом обличительного, сатирического ее направления. И. А. Гончаров писал, что в комедии “главная роль, конечно, – роль Чацкого, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”. В образе Чацкого Грибоедов впервые в русской литературе […].

Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии “Горе от ума” Комедия “Горе от ума” создавалась на стыке трех литературных направлений и стилей: классицизма, романтизма и зарождающегося реализма. Грибоедов закончил работу над комедией накануне декабрьского восстания 1825 года, в 1824 году. Это определило многое в характерах главных героев пьесы и в идейной направленности самой комедии. Замысел автора требовал новых форм и их воплощения. Перед нами образец […].

Традиции и новаторство в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия А. С. Грибоедова принесла своему создателю огромную славу. Запрещенная цензурой, она переписывалась тайком и передавалась из дома в дом. Произведения такого рода еще не появлялись в русской литературе, поэтому эта комедия была своеобразным “лучом света”, озарившим мир читателя. Чем же так поразила современников эта комедия? В ней четко прослеживаются традиции классицизма, но в то […].

Новаторство и традиции в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (2) Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией “Горе от ума” положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно увлекается театром и литературой Вместе с другими передовыми студентами он хорошо изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. В нем рано пробуждаются чувство личного достоинства и неприязнь […].

Образ Софьи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (3) В основе сюжета комедии Грибоедова лежит конфликт человеке прогрессивных убеждений Александра Андреевича Чацкого с консервативным обществом Но эта сюжетная линия развивается в пьесе одновременно другой, ведь приезжает герой в Москву с единствен ной целью – после трехлетней разлуки встретиться с девушкой, которую он любит. Это дочь хозяина дома – Софья Павловна Фамусова. Зрители уже знают, […].

Идея декабризма в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (1) “Горе от ума” – социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской жизни после отечественной войны 1812 года. В комедии поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, крепостном праве, просвещении, воспитании, о рабском подражании дворян всему иностранному и презрении ко всему национальному, народному. Комедия Грибоедова показала причины возникновения декабризма, кроме того, поставленные […].

Проблема ума в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Проблема ума и безумия была актуальна во все времена. Умные, передовые люди своего времени часто оставались непонятыми современниками и объявлялись сумасшедшими. Так общество реагировало на идеи, шедшие вразрез с общепринятыми, идеи, которые проповедовали передовые люди своего времени. Не случайно и Грибоедов в своем произведении затрагивает эту проблему. Его комедия “Горе от ума”, написанная перед декабрьским […].

Чацкий и Молчалин как герои-антиподы. (По комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Комедия “Горе от ума” создавалась в те времена, когда молодые люди типа Чацкого А. А., главного героя произведения А. С. Грибоедова “Горе от ума”, несли в общество новые идеи, настроения. Свобода личности – вот мотив времени в комедии Грибоедова. В монологах Чацкого, в его поступках выразилось то, что важнее всего было для будущих декабристов : […].

Характер основного конфликта в комедии Грибоедова “Горе от ума” Александр Сергеевич Грибоедов был одним из умнейших людей своего времени. Он получил блестящее образование, знал несколько восточных языков, был тонкий политик и дипломат. Грибоедов погиб в 34 года мучительной смертью, растерзанный фанатиками, оставив потомкам два замечательных вальса и комедию “Горе от ума”. “Горе от ума” – социально-политическая комедия. Грибоедов дал в ней правдивую картину русской […].

Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. (6) “Горе от ума” является комедией высокого общественного содержания. Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о поклонении всему иностранному. Главным героем этой комедии является Чацкий, который испытывает ненависть к крепостничеству, горячий патриотизм и гордость за все русское, любовь к просвещению, наукам и искусству. После […].

Своеобразие конфликта в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”(2) Своеобразие конфликта в комедии “Горе от ума” состоит в том, что в произведении происходит взаимодействие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И. А. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой – это интрига любви, […].

Читайте также:
Два героя Чацкий и Репетилов: сочинение

Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. (5) И. А. Гончаров в своей статье “Мильон терзаний” так писал о главном герое бессмертной комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”: “Роль Чацкого – главная роль, без которой не было бы комедии, а была бы, пожалуй, картина нравов”. С этим мнением я полностью согласна. Александр Андреевич Чацкий – главный и самый яркий образ комедии. Он […].

Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Произведение “Горе от ума” было написано в 1824 году. В это время в России наблюдается бурное развитие общественной мысли и появление тайных политических обществ. Главный герой комедии – Чацкий – представитель новых идей, но, вместе с тем, в произведении перед нами предстает картина патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен. Именно с этой Москвой […].

Своеобразие конфликта в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”(3) Своеобразие конфликта в комедии “Горе от ума” состоит в том, что в произведении происходит взаимодействие социального и любовного планов. Конфликт как бы обретает двойственность. И. А. Гончаров в статье “Мильон терзаний” писал: “Две комедии как будто вложены одна в другую: одна, так сказать, частная, домашняя, между Чацким, Софьей, Молчалиным и Лизой – это интрига любви, […].

Образ Молчалина в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Персонажи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, в полном соответствии с правилами классицизма, наделены “говорящими” фамилиями. Однако здесь совпадение бывает чисто внешним: Молчалин, конечно, бессловесный (Чацкий: “Еще ли не сломил безмолвие печати. ”, “Вот он. На цыпочках и не богат словами”; Софья: “При батюшке три года служит, // Тот часто без толку сердит, // […].

Традиции и новаторство комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”(1) Комедия Грибоедова “Горе от ума”, несомненно, лучшее его творение. Можно даже сказать, что для потомков писатель навсегда остался автором одного произведения. Комедия стоит, по словам Гончарова, “каким-то особняком” среди произведений, составляющих репертуар русских театров. Своеобразие пьесы заключается в том, что эта “гениальнейшая русская драма” (Блок) явилась особым произведением на стыке “века минувшего” и “века нынешнего”, […].

Идея декабризма в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (2) В комедии “Горе от ума” писатель отражает столкновения двух лагерей: лагеря молодой России, представленного Чацким и лагеря жестоких крепостников, представленного Фамусовым, Скалозубом, Хлестовой, Молчалиным и другими. Этот конфликт – не художественная выдумка автора, он показывает в пьесе поколение будущих декабристов, которые проникнуты любовью к родине и к народу, они революционеры, которые борются с нравственным насилием […].

Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” “Горе от ума” – величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как “Недоросль” Фонвизина, “Ревизор” и “Женитьба” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова. В комедии отображена борьба двух веков: “века нынешнего” и “века минувшего”. Двумя яркими представителями “века минувшего” являются Фамусов и Молчалин. Неверно полагать, что персонажи комедии […].

Фамусов и Молчалин в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (1) В комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” нет ни одного бледного, слабого образа. Наоборот, все характеры резко очерчены, у каждого героя, даже самого второстепенного, – свой незабываемый облик. Фамусов и Молчалин в ряду персонажей занимают одно из центральных мест. Фамусов – единственный герой, который может встать с Чацким наравне. Насколько Чацкий противостоит московскому миру, […].

Изображение Москвы в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Образ Москвы в произведениях писателей русской литературы девятнадцатого века занимает весьма значительное место. С одной стороны, ее изображали как хранительницу “старины глубокой”, с ее патриархальностью и приверженностью русским традициям. С другой стороны, она вдруг делалась добровольной провинцией Франции, рабски подражая ее нравам и обычаям. Но наиболее часто прослеживается антитеза Москвы и Петербурга как противопоставление старой […].

Смысл названия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”(1) Название любого произведения является ключом к его пониманию, оно содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. Заглавие комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, пожалуй, позволяет увидеть в конфликте пьесы необычайно важную категорию, а именно – категорию ума. Источником подобного выражения, положенного в основу заглавия и первоначально звучавшего как “Горе уму”, […].

Сюжет и композиция комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Сюжет комедии Грибоедова сам по себе уже достаточно оригинален и необычен. Не могу согласиться с теми, кто считает его банальным. На первый взгляд может показаться, что основное в сюжете – история любви Чацкого к Софье. Действительно, эта история занимает в произведении большое место, придавая живость развитию действия. Но все же главное в комедии – общественная […].

Образ Чацкого в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”. (2) В моей комедии 25 глупцов на одного Здравомыслящего человека. И иногда Человек, разумеется, в противоречии С обществом, его окружающим, Его никто не понимает, никто простить Не хочет, зачем он немножко повыше других. А. С. Грибоедов В 1824 году Грибоедов создал бессмертную комедию “Горе от ума”. Главным героем этой комедии является Чацкий. Чацкий – это молодой […].

Читайте также:
Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Художественные особенности комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” “Горе от ума” – это благороднейшее создание гениального человека”, – сказал В. Г. Белинский. Действительно, это одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В комедии все представлено очень живо, психологически верно. Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее, Чацкий, не является комическим […].

Смысл названия комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”(2) Название любого произведения является ключом к его пониманию, оно содержит указание (прямое или косвенное) на основную мысль, проблему, поставленную автором. Заглавие комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”, пожалуй, позволяет увидеть в конфликте пьесы необычайно важную категорию, а именно – категорию ума. Источником подобного выражения, положенного в основу заглавия и первоначально звучавшего как “Горе уму”, […].

Чацкий и Репетилов – герой и пародия (по комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”) Судьба, проказница-шалунья, Определила так сама: Всем глупым – счастье от безумья, Всем умным – горе от ума. А. С. Грибоедов Первоначальное название комедии было “Горе уму”. На языке Грибоедова, Пушкина, декабристов “ум – это свободомыслие, независимость суждения, вольнодумство”. “Участь умных людей, мой милый, большую часть жизни проводить с дураками, а какая их бездна у нас!” […].

Своеобразие конфликта в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” явилась новаторским произведением в русской литературе первой четверти XIX века. В классической комедии герои делились на положительных и отрицательных, количество тех и других было примерно одинаковым. Положительные герои превозносились и в результате побеждали, отрицательные высмеивались и в конце, соответственно, оказывались поверженными. У Грибоедова мы находим совсем другое построение […].

Внесценические персонажи в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (2) Комедия “Горе от ума” – одно из величайших произведений русской литературы. Основной конфликт комедии – борьба двух лагерей, двух эпох русской жизни – “века нынешнего” и “века минувшего”. Грибоедов – новатор своего времени. Он отступает от канонов классицизма и вводит в комедию недопустимое для этого направления количество действующих лиц. “В моей комедии двадцать пять глупцов […].

«Человеческие типы» в комедии А С Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Комедия «Горе от ума» Грибоедова вызывает противоречивые взгляды у классицистов, романтистов. Классицисты не приняли комедию, считали (письмо Катенина к Грибоедову), что она не достаточно четко построена, но Грибоедов считал, что расстановка лиц четкая. Сцены связаны произвольно, а Грибоедов отстаивал преимущество естественной завязки. Катенин объявил, что характеры портретны, то есть индивидуализированы, в Грибоедов гордился этим качеством. У Грибоедова каждый характер отражает тип в обществе: «Карикатур ненавижу, в моей картине ни одного не найдено».

То есть отход от правил классицизма является осознанным: «Я как живу, так и пишу: свободно и свободно».

С точки зрения содержания комедия тоже подвергалась критике. Так Александр Писарев и Михаил Дмитриев в журнале «Вестник Европы» писали, что содержание пьесы не только не показывает русской жизни, но даже не затрагивает ее. Считали, что она является подражанием иностранным пьесам, а Чацкого обвиняли в брянчиливом патриотизме.

Декабристская критика была полностью не согласна с этим, они говорили, что комедия соответствует русской действительности. Александр Бестужев в статье: «Взгляд на русскую словесность» говорил: «Будущее оценит свою комедию и поставит ее в число первых творений народных» . Бестужев подчеркивал, что содержание комедии приводит к столкновению двух общественных сил, а это близко декабристам.

Романтистам близка ситуация, в которой оказался Чацкий, обличительный пафос комедии, язык: «Язык комедии русский, национальный» , хотя классицисты говорили: «Язык комедии неровный, жесткий» , они не принимали смешение жанров и стилей языка.

Неоднозначно и отношение к Чацкому. Консерваторы считали, что весь смысл комедии сводится к частной интриге, что Чацкий – сумасброд, что он умничает, смешон, как с цепи сорвался: «Мудрено ли, что от такого все разбежались» .

Декабристов привлекла в Чацком любовь к Родине, патриотизм и уважение к народу, ненависть к обществу, достойному только ненависти.
Пушкин оценил комедию с точки зрения перехода к реализму, он в стороне от спора. Пушкин признает право писателя самому избирать законы для своего общества, признал свободу творчества. Цель Грибоедова – считает Пушкин – создание характера и резкой картины нравов. Но отношение к Чацкому другое: Пушкину кажется, что ум заимствован и противоречит логике характера: «Он будто бы только набрался мыслей, остроты и сатирический замечаний у самого Грибоедова, с которым провел много времени». Бороться с феодальным обществом подобными выступлениями невозможно и бесполезно, а «Первый признак умного человека – с первого взгляда узнать с кем имеешь дело» . К тому же Пушкина удивляет, что Чацкий одинок.

Гончаров в критическом этюде «Мильон терзаний» взглянул на пьесу глазами другого времени, главный смысл видит он в раскрытии образа Чацкого, который выбивается из картины Московский нравов. Считает Чацкого умным, он «не только умнее прочих, но он и плюсом умен». «Чацкий начинает новый век – и в этом его значение и весь ум».

А «век минувший» это прежде всего Фамусов. Осторожен, может быть добродушным, заботливым отцом. Не выгоняет сразу Чацкого, а пытается научить его уму разуму, так как понимает, что его связи с министрами больше стоят, чем «золотой мешок» Скалозуба. Ненавидит образованную, интеллектуальную мысль, высказывается против ученья. «Ученье – вот чума, ученость – вот причина» ; «Собрать бы все книги и сжечь» , но Софье дает хорошее образование, чтоб повысить ее «стоимость» на ярмарке невест. К тому же Фамусов – ханжа, убежденный крепостник, в гневе готов наказать своих верных слуг. На первый взгляд это патриот, который выступает против иностранцев в домах русской знати: «Берем же, но бродяг, и в долг, и по билетам», но не высказывается критически против немцев, англичан, французов, занимающих главные посты в государстве, с восторгом слушает пустую болтовню французика из Бордо. Не любит работать, считает, что это удел тех, кто умом не вышел. Свой пост расценивает, как возможность обогреть (не бескорыстно) «сестриных, племянных чьих деток» , однако держит Молчалина, так как понимает, что необходимо создать хоть видимость работы. Служба и прислуживание для него одно и тоже, поэтому Фамусов превращается в льстеца.

Читайте также:
Взгляды Чацкого и Фамусова: сочинение

Рядом с Фамусовым стоит другая фигура – Скалозуб, типичный представитель армии времен Аракчеева. Свой быстрый рост этот «Золотой мешок» объясняет тем, что «счастлив в товарищах» . Он обладает солдафонским (грубым) гонором и сам смеется своим шуткам. Убийственную характеристику дает ему Чацкий: «хрипун, удавленных фагот, созвездие маневров и мазурки» .

Типичен и Молчалин. Этот образ становится нарицательным наименованием пошлости и лакейства. Он действует в соответствии с завещанием отца: «Во – первых, угождать всем людям без изьятья – хозяину, где доведется жить, начальнику, с кем буду я служить, слуге его, который чистит платья, швейцару, дворнику для избежанья зла, собаке дворника, чтоб ласкова была» . Именно поэтому он прикидывается влюбленным в Софью, даже не помышляя на ней жениться, зная, что ее отдадут за влиятельного человека и она сделает Алексею Петровичу протекцию через мужа. Но проглядывает образ наглого, чванливого Молчалина. Он груб и откровенен с Лизой и даже Чацкий высокомерен. Идеал чиновника для него – Фома Фомич, который умудрился сохранить место при трех начальниках. Молчалин сумеет достичь «степеней изьестных» , так как в нужный момент может быть «бессловесным» . На них держится Фамусовское общество, да еще на Репетиловых. Репетилов подделывается под идеи Чацкого и они становятся пустыми, то есть Репетиловы опошлили и переосмыслили, снизили декабристские идеи до собственного уровня.

В комедии мы сталкиваемся с Чацким, узнаем о нем впервые из уст Лизы и понимаем, что это оптимист, весельчак, остроумный человек. Это защитник свободы и независимости, рабство вызывает в нем резкий протест. Чацкий – патриот и утверждает, что русский народ должен развиваться самостоятельно и его культура никак не подчинена влиянию запада. Он глубоко и серьезно интересуется литературой, даже в Москве до Фамусова доходят слухи, что он «славно пишет, переводит» . Чацкий увлекается общественной деятельностью. Его связь с министрами заканчивается разрывом, так как Чацкий хочет служить Отечеству, делу, а не лицам: «Служить бы рад, прислуживаться тошно» и его патриотизм отличается от лжепатриотизма, фамусовского общества. Задыхается Чацкий в обществе, где «дома новы, а предрассудки стары» , где деньги и сплетни украшают досуг дворянства, забывшего о своем назначении гражданина, именно поэтому и открывает он галерею лишних людей.

«В моей комедии двадцать пять глупцов на одного умного человека.»А. С. Грибоедов (человеческие типы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума») Горе от ума Грибоедов А. С

«В моей комедии двадцать пять глупцов на одного умного человека.»А. С. Грибоедов (человеческие типы в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»)
Образ литературного героя, олицетворяющего собой или иной человеческий тип, создается автором литературного произведения сообразно целям и задачам, ставящимся перед его детищем. Чтобы правильно осветить проблему, обозначить возможные исходы ее разрешения, автору необходимо “оживить” не только главных героев, но и наиболее полно связать перипетии их судеб со второстепенными персонажами. Комедия А. С. Грибоедова “Горе от ума”, стоящая на рубеже классицизма и реализма и лаконично соединившая в себе черты обоих стилей, является уникальным образцом для подражания, ибо только Грибоедов сумел собрать вместе столько ярких, самостоятельных героев, в которых легко узнаются самые разнообразные человеческие типы.

Безусловно, центральной фигурой в комедии является “человек новой формации” Александр Андреевич Чацкий. Рыцарь без страха и упрека, он наделен Грибоедовым всеми положительными, по мнению автора, чертами. Чацкий молод, умен, европейски образован, честен, благороден, придерживается прогрессивных, либеральных взглядов. Он остер на язык и не упускает случая на протяжении всего действия комедии отпустить колкую шутку или упрек в адрес тех или иных героев:

Ну что ваш батюшка? все

Старинный, верный член до гроба?

Ваш батюшка отпрыгал ли свой век.

А тетушка? все девушкой,

Минервой? Все фрейлиной Екатерины

Первой? Воспитанниц и мосек полон дом.

Я странен, а не странен кто ж?

Тот, кто на всех глупцов похож;

Чацкий крайне отрицательно относится ко всем устоям и обычаям “фамусовского общества” и не скрывает этого. Напротив, он всячески пытается продемонстрировать свою неприязнь, не гнушаясь даже “метанием бисера перед свиньями”:

Что нового покажет мне Москва?

Вчера был бал, а завтра будет два.

Тот сватался — успел, а тот дал промах,

Читайте также:
Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий,а с ним и вся комедия»?: сочинение

Все тот же толк, и те ж стихи в альбомах.

Ах! к воспитанью перейдем.

Что нынче, также, как издревле,

Хлопочут набирать учителей полки,

Числом поболее, ценою подешевле.

. Здесь нынче тон таков

На съездах на больших, по праздникам приходским?

Господствует еще смешенье языков:

Французского с нижегородским?

При всей своей желчности Чацкий пылок и не лишен романтических настроений. Его чувства к Софье, несмотря на недружелюбно-повышенный тон всех бесед двух героев, на самом деле чисты и искренни:

Ах! голова горит, вся кровь моя в волненьи.

Явилась! Нет ее! Неужели в виденьи?

Не впрямь ли я сошел с ума.

Но основное назначение Чацкого — служить искрой, из которой возгорится пламя свободы. И. А. Гончаров определил подобный человеческий тип как “сеятель того, что пожинают другие”, “провозвестник новой зари”. Герой не понят решительно никем, он фактически жертвует собой, но эта жертва суть фундамент, на котором достойные сыны отечества возведут здание истинной справедливости.

Главный оппонент Чацкого, имя которого уже стало нарицательным, обозначая недалекость и косность, застой и гипертрофированный консерватизм, “самый знаменитый москвич всей русской литературы”, Павел Афанасьевич Фамусов, основной заботой считает всяческое укрепление своего статуса в социальных кругах Москвы. Для этого он наносит различные визиты вежливости:

К Прасковье Федоровне в дом

Во вторник зван я на форели.

В четверг я зван на погребенье.

. А может, в пятницу, а может, и в субботу

Я должен у вдовы, у докторши, крестить.

старается прослыть радушным и гостеприимным:

Ведь только здесь еще и дорожат дворянством.

Да это ли одно? возьмите вы хлеб-соль:

Кто хочет к нам пожаловать — изволь;

Дверь отперта для званых и незваных,

Особенно для иностранных;

Хоть честный человек, хоть нет,

Для всех ровнехонько, про всех готов обед.

дочь желает выдать замуж исключительно с материальной выгодой, даже вопреки ее собственному желанию:

Ах, матушка, не довершай удара!

Кто беден, тот тебе не пара.

Фамусов олицетворяет собой тот тип людей, которые ко всему подходят с эгоистическим расчетом. Они свято верят в то, что, подобно планетам, вращающимся вокруг Солнца, весь окружающий мир существует для них и из-за них. И подобное положение дел ни в коем случае не должно нарушаться. Всякие попытки привнести что-то новое воспринимаются негативно и подозрительно. В устоявшихся барских традициях Фамусов видит основу своей стабильности; угроза же ей, по мнению героя, исходит от учения и книг:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина.

. Уж коли зло пресечь: Забрать все книги бы да сжечь!

Дочь Фамусова Софья Павловна остается и по сей день наиболее спорной и неоднозначной фигурой в комедии. Она не менее умна, чем Чацкий, что и не удивительно, — ведь они росли и воспитывались вместе. Но Софья противостоит главному герою от начала и до конца. Она, конечно, принадлежит к “фамусовскому обществу”, но в ней нет той заразы, которая проникла в тела и души “страстных к чинам” обитателей Москвы. Софья хитра и изворотлива (достаточно вспомнить, как ловко она обвела вокруг пальца своего папашу, заставшего ее с Молчаливым), однако ее обморок, причиною которого послужил упавший с лошади Молчалин, был обескураживающе правдоподобным:

Ах! Боже мой! упал, убился!

а нахлынувшую горечь и обиду от предательства Молчалина она изливала яростно и смело:

Не подличайте, встаньте.

Ответа не хочу, я знаю ваш ответ,

Отстаньте, говорю, сейчас

Я криком разбужу всех в доме

И погублю себя и вас.

Софью Грибоедов наделил чертами настоящей женщины, совмещающей в себе несовместимое. Именно такие женщины способны принимать решения в моменты, по выражению Ю. Н. Тынянова, “мужского упадка” в общественной жизни. Олицетворением подлости и беспринципности в комедии является, без сомнения, Алексей Степанович Молчалин. Главные его качества — “умеренность и аккуратность” — суть лишь благовидное внешнее прикрытие. Истинная же начинка Молчалина — изворотливость, хитрость, умение найти ключ к каждому “нужному” человеку. Его ложная скромность крайне опасна. Он не довольствуется малым. За три года отсутствия Чацкого Молчалин, безвестный, безродный тверской мещанин, стал секретарем московского “туза”, получил три награждения, чин асессора, дающий право на потомственное дворянство, стал возлюбленным Софьи. Он незаменим в фамусовском доме, незаменим в “фамусовском обществе”:

Там моську вовремя погладит,

Тут в пору карточку вотрет.

Молчалин заимел подобные жизненные ценности неслучайно. За несколько мгновений до финального разоблачения он дает важное признание:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятъя:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Способным жертвовать собой во имя всеобщего блага и справедливости людям Грибоедов противопоставляет тип людей-карьеристов, для которых главная цель в жизни — забраться как можно выше по служебной лестнице. И эта цель, по мнению таких людей, оправдывает любые средства.

Второстепенные персонажи комедии ничуть не уступают главным героям в способности представлять разные человеческие типы. Скотодумство и тупая страсть к чинам соединились в образе полковника Сергея Сергеевича Скалозуба:

А форменные есть отлички:

В мундирах выпушки, погончики, петлички.

Я с восемьсот девятого служу;

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы,

Об них как истинный философ я сужу;

Мне только бы досталось в генералы.

Резкую перемену сильного телом, но слабого духом человека олицетворяет собой новоявленный “подкаблучник” Платон Михайлович Горич:

Читайте также:
«Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевана!» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»): сочинение

. Как видишь, брат:

Московский житель и женат.

На флейте я твержу дуэт

Теперь, брат, я не тот.

Пустота и бесполезность мыльного пузыря с радужной оболочкой нашли отражение в фигуре Репетилова, старающегося завоевать уважение нелепым самобичеванием:

Не любишь ты меня, естественное дело:

С другими я и так, и сяк,

С тобою говорю несмело,

Я жалок, я смешон, я неуч, я дурак.

Зови меня вандалом:

Я это имя заслужил.

Гости на балу — точнейший фотоснимок консервативного сборища лицемерных и алчных представителей высшего света.

Без сомнения, главная идея “Горя от ума” — противопоставление двух антагонистических мировоззрений, старого и нового, “глупого” и “умного”. Однако высказывание А. С. Грибоедова о собственном произведении можно трактовать по-разному. Многие из героев обладают умом, каждый— своим собственным, уникальным, характерным для данного человеческого типа. Они же совершают и глупые поступки. Ценность грибоедовской комедии заключается именно в противоречивости, в необходимости собственного переосмысления проблемы, поданной читателю под острым соусом социально-нравственного конфликта. Наверное, ближе всех к истине был А. С. Пушкин, написавший, что единственным умным героем, на которого приходится двадцать пять глупцов, в “Горе от ума” является сам А. С. Грибоедов.

Сочинение на 5.Ру

«Страстные к чинам» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сочинение на тему: «Страстные к чинам» в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Тысячу раз был прав А. И. Герцен, сказав однажды, что комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» «век не сойти со сцены». Острая, злободневная, саркастическая проблематика произведения не оставляет равно душным ни единого зрителя. Яркость образов и живость речи комедий заставляют ловить каждую фразу каждую реплику каждое слово героев. Но самый главный секрет «Горя от ума», в котором заключена и гениальность произведения, — вневременные человеческие типы. Да, действие происходит в первой четверти XIX столетия. Конечно, социальные и политические проблемы и течения того времени косвенно или прямо присутствуют в комедии. Однако великолепно выполненные зарисовки самых разных характеров и нравов без всякого усердия можно применить и к далекому прошлому и к нашему настоящему, и даже, как ни прискорбно это сознавать, к «светлому будущему». Здесь есть и трагический герой-одиночка, противостоящий во много раз превосходящему его по силе противнику; и загадочная и непостижимая женская душа; и низость и подлость, пробивающие себе дорогу в жизни, прикрываясь личиною умеренности и аккуратности. Есть здесь и извечная русская проблема чинопочитания, порождающая алчную страсть к получению высоких званий независимо от степени их заслуженности.

Наиболее очевидна и даже нарочито выпукла страсть к чинам у полковника Сергея Сергеевича Скалозуба. Фамусов характеризует его так:

Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал;

Не но летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал.

Тупость и солдафонство, скудоумие и узость интересов, неудержимое хвастовство без меры и приличий и вера в собственную неотразимость соединились в этом персонаже. Скалозуб суть собирательный образ большинства военных России всех времен. Он также будет символизировать и эпоху Николая I, это тридцатилетие «покорности и страна». Грибоедов, словно ясновидец, еще до прихода к власти тупицы и царского приспешника Аракчеева показал в комедии, кто будет купаться в лучах царского расположения. Незатейливость всех желаний Скалозуба автор озвучивает устами самого героя:

Я с восемьсот девятого служу;

Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу;

Мне только бы досталось в генералы.

В его же образе находит отражение и нехитрая мысль, освещенная еще гениальным Д. И. Фонвизиным в комедии «Недоросль»: «Не хочу учиться, хочу жениться». Скалозуб на предложение Фамусова речь завести о6 генеральше» с готовностью отвечает:

Жениться? Я ничуть не прочь…

Страстью к достижению чинов отличается и Алексей Степанович Молчалин. Однако, в отличие от Скалозуба, Молчалин умен. Ум его гибок и изворотлив. Словно гадюка, которую пригрел у себя на груди Фамусов, он поражает незримым ядом всех окружающих. Молчалин медленно, но верно движется к своей эгоистичной цели; точно следуя жизненным принципам, усвоенным им от отца еще в детстве:

Мне завещал отец:

Во-первых, угождать всем людям без изъятъя:

Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

Молчалин наверняка знает, что нынче в цене у «нужных», людей, а посему не стыдится прислуживать им. Он заставляет окружающих замечать в нем лишь «умеренность и аккуратность» , тщательно скрывая истинность своих стремлений. Как бы невзначай он стал секретарем уважаемого в светском московском обществе Фамусова, словно бы не нарочно получил чин асессора. В некотором смысле страстен к чинам и Павел Афанасьевич Фамусов. Нет, ему уже нет нужды, выбиваясь из сил, карабкаться вверх по служебной лестнице. Однако влияние в московском обществе, в том числе и политическое, стоит дорого. А посему Фамусов не чурается наносить всем и каждому визиты вежливости, не скупится на балы в своем доме и очень старается прослыть за гостеприимного человека.

Чета Тугоуковскик в потенциальных женихах для своих внучек, кроме денег, ценит еще и полученные за годы службы звания, а Наталья Дмитриевна выходит замуж за полковника в отставке Платона Михайловича Горича, показывал его гостям, словно домашнего питомца, и хвастаясь, что, «когда бы службу продолжал, конечно, был 6ы он московским комендантом».

Читайте также:
Герой и антигерой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

«Руси, куда ж несешься ты?» — восклицает Н. В. Гоголь в финале своей поэмы «Мертвые души». И глядя на нынешнюю нашу страну можно со скорбно отметить, что Русь, полная абсурда и самых невероятных человеческих пороков, сама не ведает, куда она держит свой тернистый и извилистый путь. А. С. Грибоедов почти двести лет назад пытался открыть глаза людям, обратить их взоры к собственным слабостям и порокам, вместе посмеяться над ними и постараться искоренить их. Однако, как показывает многолетний опыт, мы умеем смеяться над кем угодно, только не над собой.

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Читайте также:
Как Скалозуб стал полковником: сочинение

Образ и характеристика Фамусова в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение

В начале 19 века была написана одна из выдающихся комедий А. С. Грибоедова «Горе от ума». В этом сатирическом произведении показано столкновение старого и нового, века нынешнего и века минувшего. Новым поколением, в этой комедии, выступает Чацкий, а приверженцем старого – Фамусов.

Фамусов в комедии играет важную роль, ведь он олицетворяет всех дворянин начала 19 столетия. Он хорошо известен в знатных кругах общества и занимает высокую должность – управляющий в казенном доме. Фамилия у Фамусова говорит сама за себя. Она произошла от слова famus – известный, знаменитый. Это не удивительно, ведь Фамусов очень известен в высшем свете.

Грибоедов очень ярко и детально описывает Фамусова в своем произведении. Павел Афанасьевич приверженец старого строя, он защищает старые традиции и обычаи, считает что нужно уважать старину. Если рассматривать, как Фамусов относиться к образованию, то в комедии хорошо видно, что он категорически против образования. Для него учение сопоставимо чуме. Однако наперекор своим убеждением Фамусов нанимает для своей дочери, Софьи, иностранных учителей, потому что так делают все. Для него ценно общественное мнение и он всегда переживает, что о нем будут плохо говорить в обществе.

Павел Афанасьевич придает большое значение материальному положению и занимаемому место в обществе. Он уважает людей, который смогли подслужиться и согнуться в перегиб, чтобы получить высшие чины. Фамусов считает «гордецом» тех, кто не хочет следовать этим традициям, ведь так «делали отцы». Разговор он ведет с каждым персонажем по-разному. Все зависит от того, какого звание у собеседника. Если перед ним кто-то из высших чиновников, то он будет льстить, а если ниже рангом, то он будет груб, а на слуг вовсе может заорать.

Главной задачей Фамусова, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», была показать все устаревшие взгляды дворянин и как глубоко эти привычки засели в их разумах. Грибоедов реалистично показал нам всю суть помещиков-крепостников начала 19 века. Фамусов и ему подобные чиновники не должны стоять у власти. Они безнравственные, а безнравственная власть способна служить только самой себе.

2 вариант

Фамусов — вдовец, который воспитывает дочь Софью. Он богатый управляющий в Москве. Ему не нравятся просвещенные и умные люди. Свою дочь обвиняет в распущенности и считает, что она слишком увлечена чтением книг, которые только засоряют мозг и заставляют человека вольно мыслить. Образование, по его мнению, также бесполезное дело. Фамусов убежден в бесполезности учености для семейной жизни. Для него важнее всего мнение общества, а не то, каким он является на самом деле.

Дворянское общество в те времена жило по законам молвы и слухов. Для них мнение людей было важнее совершенного греха. Фамусов строго следует своим принципам. Для него важно иметь знакомства только с нужными людьми. Они помогут ему извлечь свою выгоду. Он свободный человек и больше не хочет жениться, так как прежняя жена была ветрена. Свободный и богатый человек, но очень прыткий и неугомонный. Может заигрывать с женским полом.

Разговор Фамусова – это чистая русская речь. Это подтверждает его принадлежность к дворянству. В его речи часто встречаются просторечия и деревенские выражения, которые он любит употреблять. Однако его язык нельзя назвать скудным. Он любит традиции своего народа, говорит грамотно и понятно на своем языке. Иностранные слова редко, но появляются в его речи. Некоторые черты его личности заслуживают внимания: добрый нрав и гостеприимность. После смерти отца Чацкого, Фамусов взял его к себе и воспитывал как родного сына. К знатным особам высказывает свое почтение и встречает как родных. Прошлые воспоминания ценит и бережет как зеницу ока.

Фамусов полагает, что ученость вовсе не нужна, однако для своей дочери учителей находит, потому что образование ценится в обществе.

Отрицательных черт в образе Фамусова куда больше, чем положительных. Любит брюзжать и напрасно злиться. Грубо обращается с прислугой. Может обозвать непристойными словам. Знатных и богатых почитает, льстит им, как может. Сумасбродная и властная личность, зацикленная на своей исключительности. Считает, что способность человека выслуживаться —хорошее качество, которое в дальнейшем может помочь завоевать авторитет и должность. К людям относится уважительно, только если они ему выгодны или имеют вес в обществе. Остальных не хочет удостоить своим вниманием, так как они бесполезны для него.

Фамусов боится и избегает любых изменений. Его жизненная позиция — постоянство и стабильность. На первый взгляд, Фамусов — бесчувственный человек. В этом есть доля правды.

Сочинение Фамусов в комедии Горе от ума

Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» показал проблемы, которые сформировались в начале 19 века. В комедии отражено противостояние двух политических точек зрения. Приверженность старым порядкам и традиционным ценностям автор отразил в образе Фамусова.

Читайте также:
Роль Софьи в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Фамусов – конкретный образ, который чётко сформулирован автором. Грибоедов отметил Фамусова в трёх видах: чиновник, помещик, отец. В образе этого человека сконцентрированы черты ярого защитника крепостного дворянства. В высшем свете таких людей было много. Поэтому с уверенностью отмечают, что сформированная характеристика Фамусова в произведении считают основной для представителей богатого сословия тех лет.

Какие черты отмечены у Фамусова?

В кратком сочинении отражается образ Фамусова, который предстаёт перед читателем в качестве представителя старой веры. В своём произведении Грибоедов сильно выделяет его. Его знают в высшем свете, но его считают родовитым дворянином, у которого дядя считался знаменитой личностью при дворе.

Описывая конкретного героя, обратитесь к содержанию образа, поэтому отмечаем, что он защитник старины и преданный хранитель законов. Он является защитником крепостного права, поэтому его должны окружать родные люди, которые обязаны его радовать. Разговаривает с богатыми людьми, а с остальными предпочитает не разговаривать. Служба для него – награды, медали, уважение, деньги. Он пытается угодить людям, которые занимают высокое положение в обществе.

Общается Фамусов с другими членами общества по-разному, учитывая его положение в обществе. Если перед ним человек равный ему по положению в обществе, то он будет разговаривать льстиво. Если он разговаривает с мелким чиновником, то он перейдёт на ты, а с прислугой он разговаривает грубыми фразами.

С дочерью он показывает разные стороны характера. Он может наказывать, ругать, упрекать, заботится и понимающе разговаривать. В молодых людях он видит будущее страны, поэтому не считает необходимым обучать дочь грамоте. Он уверен, что лучшим примером является он сам.

Если рассказывать о моральных критериях, то он убеждён, что жених для её дочери обязан иметь деньги. Если деньги есть, значит, жених хороший. В образе Фамусова, автор показал людей, которых ненавидели декабристы.

Искренне рекомендую использовать эти данные для написания сочинения на вышеуказанную тему.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Весной, сразу после зимы все растения постепенно начинают просыпаться, также как и звери.

А. И. Куприн написал рассказ Белый пудель, в котором главными действующими лицами выступают дедушка Мартын Лодыжкин, мальчик Сережа и собака по кличке Арто.

В произведении «Князь Серебряный» идет описание событий второй половины 16 века, где изображаются все характерные черты истории того периода.

Мама вместе с сыновьями Чуком и Геком живут в Москве. Отец работает начальником разведовательно – геологической станции. Чук полный мальчик, который любит собирать разную мелочь.

Честность, самоотверженность, доброта — лучшие качества человека. Такие люди делают мир капельку светлее и пытаются изменить общество. Путь хорошего человека — это очень сложный путь

Сочинение Фамусов в комедии Горе от ума (Образ и характеристика)

Благодаря этому персонажу появилось даже выражение «фамусовское общество». Там все такие, как он, живут по законам, которые он соблюдает, выражает и считает правильными: лесть, шутовство, трусость, приземленность… Если бы Павел Фамусов был совсем стар, хил, то можно было б оправдать его взгляды, но этот мужчина ещё бодр и весел. Да, у него седина, лишний вес, взрослая дочь!

С этой Софьей ему не так уж просто приходится, он даже восклицает в сердцах, что это «комиссия». Но всё-таки он её любит, воспитал её без супруги. И он желает Софье добра, но по-своему, конечно. Кто беден, тот ей не пара, по его мнению. Считает себя примером для неё, о чем с гордостью заявляет.

Павел Афанасьевич не строг к таким грехам, как глупость и даже пьянство, но терпеть не может учения. Он считает, что не обязательно и даже вредно учиться, ездить в другие страны, а достаточно примера старших. Под старшими он, кстати, имеет в виду себя. А для себя образцом считает предка, который при дворе заставил смеяться царицу своей глупостью. «Ученость» называет причиной всех бед, особенно мнений. От философии сходят с ума – в этом он уверен. Известно, что именно он хотел бы сжечь все книги. В общем, он самодоволен и глуп.

Фамусов многим завидует. Зовет гостей, но никого из них не любит, просто так надо. И еще от людей может быть какая-нибудь польза. Много надежд он возлагает на связи. Мечтает о наградах и должностях, а за них может «порадеть» знакомый человек. В работе он не слишком усерден, ведь документ подписал – и с плеч долой. Важнейшим умением считает поклоны. Достоинством – сам возраст преклонный, а то, что годы не равны мудрости он никогда бы не признал. Ко всем молодым он относится не просто с высока, а с презрением. Так же относится к женщинам, вообще. Почти в шутку просит избавить мир от женских шпилек, булавок… ведь они губят сердца и карманы.

К главному герою он относится даже с некоторой жалостью, пытается его образумить… Фамусов признает ум Чацкого, но тот слишком горд, чтобы принять его симпатию, слишком честен, чтобы воспользоваться такими советами. Павлу Афанасьевичу не нравится, когда Чацкий не соблюдает принятое в обществе. Например, он упрекает молодого человека, что тот несколько лет им ни строчки, а вдруг приехал. Чацкому следовало присылать им пустые письма в знак уважения, предупредить о приезде.

Фамусов и символизирует то общество, против которого Чацкий.

Читайте также:
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (7): сочинение

Сочинение 2

Написание А. С. Грибоедовым своей известной комедии «Горе от ума» пришлось на начало 19 века. Это сатирическое произведение описывает последствия столкновения людей прошлого и нынешнего поколения. В роли нового поколения мы видим Чацкого, а сторонником прошлого выступает Фамусов.

Фамусову принадлежит важная роль олицетворения всех дворян того периода. У него была должность управляющего казенного дома в Москве, поэтому он был знаком со знатными людьми в обществе. Автор умышленно дал ему говорящую фамилию. Слово famus означает известность или знаменитость.

В произведении присутствует яркое подробное описание Фамусова Грибоедовым. Он был властным человеком, уверенным в своей неповторимости. У Павла Афанасьевича устоявшееся мировоззрение. Он уважает и придерживается былых традиций и обычаев. Что касается образования, то наш герой испытывает неприязнь к умным и образованным личностям. Он сравнивает учение с чумой. Но, несмотря на свои взгляды, он находит иностранных учителей, которые должны будут обучать его дочь Софью. И только потому, что этого требует общество. Он ругал дочь за то, что она любит читать. Фамусов считал, что это отравляет мозг. Превыше всего он ценит мнение окружающих, поэтому каждый свой поступок сопоставляет с общественным мнением.

Главной жизненной целью Фамусова является материальное благополучие и занимаемое место в обществе. Люди, которые прогибаются под давлением общества, чтобы достигнуть каких-либо высот, вызывают у него уважение. Гордецы, которые пытаются проявлять чувство собственного достоинства, могут рассчитывать только на его презрение. Общение с персонажами произведения различается в зависимости от звания собеседника. С высшими чиновниками он будет лебезить и изгибаться. Фамусов не считал нужным водить дружбу с бедными. Люди без чинов и званий будут удостоены только грубости и криков.

Создавая образ Фамусова, Грибоедов преследовал только одну цель – показать насколько устарели взгляды дворян и как сильно они укоренились в их головах. В произведении во всей красе были показаны жизненные принципы и стиль жизни помещиков того периода. Автор акцентировал внимание на том, что такие, как Фамусов не должны иметь возможность прийти к власти. Они не обладают нравственными качествами и могут служить только самим себе.

Характеристика Фамусова

В своем великом произведении «Горе от ума» известный писатель девятнадцатого века А.С.Грибоедов сталкивает между собой двух представителей старых и новых взглядов на общественную жизнь. В те времена некоторые образованные молодые дворяне выступали за смену принципов воспитания, образования и культурного просвещения, в свою очередь уже зрелые представители все того же дворянства были против новшеств и придерживались старых норм и правил. Представителем старых нравов в комедии стал Павел Афанасьевич Фамусов, а люди, поддерживающие его, и вошедшие в круг его общения, назывались «фамусовским обществом».

Фамусов – не молодой мужчина, но, несмотря на это, он был свеж, бодр и полон сил. В обществе его очень уважали. Он имел почетную должность. Мужчина жил в Москве и, после смерти жены, воспитывал дочь Софью. Хоть Павел Афанасьевич был против образования, для дочери он нанимал учителей и гувернанток, потому что в его положении так было заведено. Он не был особо близок с Софьей, но любил ее, и искренне переживал за ее будущее. Для него было неприемлемо, чтобы девушка общалась с небогатыми людьми, поэтому сам подбирал ей жениха. Его выбор переходил то к полковнику Скалозубу, то к услужливому Молчалину.

Для Фамусова важнее всего в жизни было уважение в обществе, почетные должности, богатство и услужливость. Его идеалом был дядя, служивший у царей и получивший высокое положение в обществе с помощью лести и услужения высокопоставленным людям.

Сам Павел Афанасьевич в свое окружение принимал только тех людей, которые могут принести ему пользу. Чтобы о его семье не говорили плохо, он пристроил всех своих родственников на почетные должности. Внимания Фамусова можно было добиться лестью и умением распускать и передавать разные слухи. На этом и держалось все общество того времени. К образованию и нововведениям Фамусов и его круг общения относились с презрением.

Речь Павла Афанасьевича была грамотной и понятной. Он уважал русский язык и в своем общении часто использовал деревенский лексикон и просторечия. При общении с высокопоставленными людьми, такими как Скалозуб, использовал много лестных выражений, был почтителен и вежлив. Со слугами и простыми людьми предпочитал не разговаривать, а если и приходилось, то был груб и часто обзывал их.

Конфликт Фамусова и Чацкого, представленный в комедии, выражает мнение автора на противостояние старых и новых традиций и нравов. По мнению Грибоедова, фамусовское общество должно уступить дорогу молодому и более просвещенному поколению.

Фамусов в произведении Горе от ума

Популярные сочинения

Великий русский поэт XIX века Михаил Юрьевич Лермонтов. Он творил в век романтизма и поэтому его произведения насквозь пронизаны чувственностью и любовью.

В 1883 году замечательный художник Владимир Маковской написал картину и назвал ее «Свидание». В ней много горести, страдания и трагизма. Глядя на картину можно увидеть нищих людей

Как известно: «У природы нет дурной погоды!» Я полностью согласен с этой фразой. Я очень люблю все времена года. В каждом сезоне есть нечто неповторимое и прекрасное. Летом — журчание теплой

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: