Достойна ли Софья любви Чацкого: сочинение

Достойна ли Софья любви Чацкого? (по комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»)

Софья Фамусова – основной женский персонаж в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Она занимает особое место в произведении – любовный конфликт с Софией вовлек Чацкого в конфликт со всем обществом, послужил, по словам Гончарова, «мотивом, поводом к мильону терзаний» героя.
В этом общественном конфликте Софья не принимает сторону Чацкого, но не принадлежит и к единомышленникам Фамусова, хотя жила и воспитывалась в его доме.
В характере Софьи есть качества, резко выделяющие ее среди людей фамусовского круга. Это, прежде всего, независимость суждений, которая выражается в ее пренебрежительном отношении к пересудам и сплетням («Что мне молва? Кто хочет, так и судит. »). Тем не менее, героиня знает «законы» фамусовского общества и не прочь воспользоваться ими. Например, она ловко подключает «общественное мненье», чтобы отомстить Чацкому.
В характере Софьи есть не только положительные, но и отрицательные черты. «Смесь хороших инстинктов с ложью» увидел в ней Гончаров. Своеволие, упрямство, капризность, дополненные размытыми представлениями о морали, делают ее одинаково способной и на хорошие, и на дурные поступки. Ведь, оклеветав Чацкого, Софья поступила безнравственно, хотя и осталась, единственная среди собравшихся, убежденной в том, что Чацкий – совершенно «нормальный» человек. Он же окончательно разочаровался в Софии именно тогда, когда узнал, что ей обязан «этим вымыслом».
Софья умна, наблюдательна, рациональна в своих поступках, но любовь к Молчалину, одновременно эгоистическая и безрассудная, ставит ее в нелепое, комическое положение. В разговоре с Чацким София до небес превозносит душевные качества Молчалина, но настолько ослеплена своим чувством, что не замечает, «как портрет выходит пошл» (Гончаров). Ее похвалы Молчалину («Целый день играет!», «Молчит, когда его бранят!») дают совершенно противоположный эффект: Чацкий отказывается понимать все сказанное Софьей буквально и приходит к выводу, что «она его не уважает».
Софья, любительница французских романов, очень мечтательна. Вероятно, она мечтает о «Грандисоне», но вместо «гвардии сержанта» находит другой «совершенства образец» — воплощение «умеренности и аккуратности». Софья идеализирует Молчалина, даже не пытаясь узнать, каков он на самом деле, не замечая его «пошлости и притворства».
«Бог нас свел» — этой романтической формулой исчерпывается смысл любви Софьи к Алексею Степановичу. Он сумел понравиться ей, наверное, тем, что ведет себя как живая иллюстрация к прочитанному роману: «Возьмет он руку, к сердцу жмет, / Из глубины души вздохнет. ».
Отношение Софьи к Чацкому совершенно иное: ведь она не любит его, поэтому не желает выслушать, избегает объяснений. Девушка несправедлива к герою, считая его черствым и бессердечным («Не человек, змея!»), приписывая ему злое желание «унизить и кольнуть» всякого. Она даже не пытается скрыть свое безразличие к Чацкому: «На что вы мне?»
В отношения с Александром Андреевичем героиня столь же «слепа» и «глуха», как и в отношениях с Молчалиным: ее представление о бывшем возлюбленном далеко от реальности.
Софья, главная виновница душевных терзаний Чацкого, сама вызывает сочувствие. По-своему искренняя и страстная, она полностью отдается любви, не замечая, что Молчалин лицемерит. Даже забвение приличий (ночные свидания, неумение скрывать от окружающих свою любовь) – свидетельство силы ее чувства. Любовь к «безродному» секретарю отца выводит Софью за пределы фамусовского круга, ведь она сознательно рискует своей репутацией. При всей книжности и очевидном комизме эта любовь – своеобразный вызов героини отцу, который озабочен тем, чтобы приискать ей богатого жениха-карьериста, и обществу, которое извиняет только открытый, ничем не камуфлированный разврат.
Высота чувств, не свойственная фамусовцам, делает Софью внутренне свободной. Она настолько счастлива своей любовью, что не боится разоблачения и возможного наказания: «Счастливые часов не наблюдают». Неслучайно Гончаров сравнил Софью с пушкинской Татьяной: «. Она в любви своей точно так же готова выдать себя, как Татьяна: обе, как в лунатизме, бродят в увлечении с детской простотой. И София, как Татьяна же, сама начинает роман, не находя в этом ничего предосудительного».
В финале комедии героиня прозревает, понимая, что была несправедлива к Чацкому и любила человека, недостойного ее любви. Любовь сменяется презрением к Молчалину: «Упреков, жалоб, слез моих / Не смейте ожидать, не стоите вы их. ».
Софья осознает свой самообман, винит только себя и искренне раскаивается: «Я виню себя кругом». Здесь судьба героини неожиданно сближается с трагической судьбой отвергнутого ею Чацкого. Действительно, как тонко заметил И.А.Гончаров, в финале комедии ей приходится «тяжелее всех, тяжелее даже Чацкого, и ей достается «мильон терзаний».
Именно поэтому, а также благодаря силе своего характера и степени незаурядности Софья приближается к масштабу фигуры Чацкого. А значит, на мой взгляд, она достойна любви этого героя. Беда Софьи в том, что она не смогла вовремя разглядеть и понять искреннее чувство Чацкого, его богатую натуру.

Читайте также:
Анализ заключительного эпизода комедии А. С. Грибоедова Горе от ума.: сочинение

Сочинение на тему Достойна ли Софья любви Чацкого? (9 класс)

Любовь – это чувство, которое по истине можно назвать великим. Оно раскрывает скрытые стороны человека и грани характера, которые раньше не было видно. Писатели используют это чувство, чтобы раскрыть внутренний мир героев, показать их внутреннюю сущность. А.С. Грибоедов не является исключение в данном случае.

Его известная комедия, получившая название «Горе от ума», выводит на сцену Александра Чацкого. Достаточно образованный молодой человек, который обладает живым и прогрессивным умом. Он на протяжении долгого времени находился в поместье Фамусова, где он быстро влюбляется в очаровательную девушку по имени Софья, а та отвечает на его чувства взаимностью.

Когда Чацкий уезжает получать образование, то ситуация полностью меняется. Он возвращается в родной дом и понимает, что его здесь не ждут, чувства Софии остыли, а люди, которые являлись для него близкими в один момент отворачиваются от него.

Да и сама София является достаточно неоднозначным персонажем. Про нее можно сказать, что она обладает достаточным умом и пытается быть независимой. В ее окружении отсутствуют яркие и талантливые люди, скорее всего именно поэтому она выбирает Молчалина, обладающего достаточно скользким характером, вместо прогрессивного и умного Чацкого. При этом стоит отметить серьезность чувств молодой особы, в разговоре она фактически превозносит имеющиеся у него душевные качества.

Не ужели девушка не видит его настоящую сущность? Ее глаза затмевает любовь, которая есть в ее жизни. Это заметно особенно по тому, как София переживает о падении Молчалина с лошади, она даже теряет сознание от волнения. Даже маленькая трагедия превращается в ее глазах в настоящую драму.

Да и сама София фактически идеализирует Молчалина, она видит в нем героя своих романов, которые она с упоением читает. Кроме того, можно сказать, что Чацкий тоже идеализирует Софию, он не видит ее отрицательных сторон и малодушия, о которых говорит ее выбор.

Спорный вопрос, достойна ли София любви Чацкого. Любой человек заслуживает любовь и хорошее отношение. Герои достаточно умны и образованы, они способны анализировать происходящее, но при этом закрывают глаза на достаточно важные вещи. При этом в Софии осталось достаточно прошлого, она не может побороть в себе пережитки Фамусовского общества, которое устанавливает свои порядки.

Я думаю, что она не достойна любви Чацкого, уровень ее эмоционального и духовного развития намного ниже, чем у молодого человека. Именно поэтому они не могут построить отношения, а получают множество терзаний, каждый свои, один от глупой влюбленности, а второй от неразделенной любви.

2 вариант

Все мы знакомы с таким произведение классической литературы, как «Горе от ума», которое написал талантливый писатель А. С. Грибоедов. И это произведение тоже очень сильно затрагивает тему любви – такого сложного чувства, которые испытывали не только настоящие люди, но и герои литературных произведений. В данном произведении закручивается настоящий треугольный треугольник между двумя юношами – Чацким и Молчалиным, и девушкой Софьей. Они встречаются с несчастной и даже, безответной любовью. Именно благодаря этим знакомствам, читатель лучше узнаёт героев.

Следя за сюжетом, между Чацким и Софьей пробежала некая искра, когда он получал образование в доме Фамусова. Но потом он уехал получать образование. Проходит несколько лет и Александр Андреевич решает вернуться в родной дом, где его воспитали, где он впервые полюбил. Но он не только собирается приехать и вспомнить родные края, он принимает для себя решение – сделать предложение руки и сердца своей возлюбленной. Чацкий – живой и прогрессивный молодой человек, именно поэтому он разочаровался в стольких людях, и даже в Соне, которая предпочла ему лицемерного Молчалина. Софья довольно непростая и ветренная личность, она увидела в Молчалине столько достоинств, которых он не заслуживает, это скорее всего из-за её чрезмерной романтичности. Она чуть ли не боготворит его, ценит в нём его «спокойствие» и «аккуратность».

Читайте также:
Герой времени в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Чацкий сразу же видит насквозь притворца Молчалина и в любой хороший момент старается как-то словесно нападать на Алексея Степановича. Не то, чтобы Чацкий был таким человеком, его просто охватила небывалая обида и разочарование в любви. По поводу Чацкого тоже можно сказать, что он создал себе идеал в лице Софьи, как она это сделала в образе Молчалина. Может именно поэтому их любовный опыт не закончился успехом?

На вопрос достойна ли Софья любви и внимания Александра Андреевича довольно трудно ответить только из-за того, что оба они обладают практически одинаковым умом, но духовный уровень Софьи ниже Чацкого и это очевидно, поэтому скорее не достойна. Полагаю, что в Софье проросли корни русского общества, или Фамусовского. Из-за этого она и предпочла себе в мужья именно Молчалина. Да и ведь Чацкий даже за границей оставался верен лишь Софье, но она этого не оценила должным способом. Но тем не менее, каждый из героев получил свою порцию душевных травм.

Сочинение на тему Достойна ли Софья любви Чацкого? (9 класс)

Любовь – это чувство, которое по истине можно назвать великим. Оно раскрывает скрытые стороны человека и грани характера, которые раньше не было видно. Писатели используют это чувство, чтобы раскрыть внутренний мир героев, показать их внутреннюю сущность. А.С. Грибоедов не является исключение в данном случае.

Его известная комедия, получившая название «Горе от ума», выводит на сцену Александра Чацкого. Достаточно образованный молодой человек, который обладает живым и прогрессивным умом. Он на протяжении долгого времени находился в поместье Фамусова, где он быстро влюбляется в очаровательную девушку по имени Софья, а та отвечает на его чувства взаимностью.

Когда Чацкий уезжает получать образование, то ситуация полностью меняется. Он возвращается в родной дом и понимает, что его здесь не ждут, чувства Софии остыли, а люди, которые являлись для него близкими в один момент отворачиваются от него.

Да и сама София является достаточно неоднозначным персонажем. Про нее можно сказать, что она обладает достаточным умом и пытается быть независимой. В ее окружении отсутствуют яркие и талантливые люди, скорее всего именно поэтому она выбирает Молчалина, обладающего достаточно скользким характером, вместо прогрессивного и умного Чацкого. При этом стоит отметить серьезность чувств молодой особы, в разговоре она фактически превозносит имеющиеся у него душевные качества.

Не ужели девушка не видит его настоящую сущность? Ее глаза затмевает любовь, которая есть в ее жизни. Это заметно особенно по тому, как София переживает о падении Молчалина с лошади, она даже теряет сознание от волнения. Даже маленькая трагедия превращается в ее глазах в настоящую драму.

Да и сама София фактически идеализирует Молчалина, она видит в нем героя своих романов, которые она с упоением читает. Кроме того, можно сказать, что Чацкий тоже идеализирует Софию, он не видит ее отрицательных сторон и малодушия, о которых говорит ее выбор.

Спорный вопрос, достойна ли София любви Чацкого. Любой человек заслуживает любовь и хорошее отношение. Герои достаточно умны и образованы, они способны анализировать происходящее, но при этом закрывают глаза на достаточно важные вещи. При этом в Софии осталось достаточно прошлого, она не может побороть в себе пережитки Фамусовского общества, которое устанавливает свои порядки.

Я думаю, что она не достойна любви Чацкого, уровень ее эмоционального и духовного развития намного ниже, чем у молодого человека. Именно поэтому они не могут построить отношения, а получают множество терзаний, каждый свои, один от глупой влюбленности, а второй от неразделенной любви.

Любовный треугольник

Бессмертная комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума», которую изучают в 9 классе, вскрывает некоторые социальные проблемы общества первой половины XIX в. Как ни странно, все эти вопросы не решены и вполне актуальны и на сегодняшний день.

Любовные отношения в произведении не являются основной линией, они описаны довольно кратко. Но рассуждения на тему любви в понимании Чацкого и Софии для многих гораздо интереснее, чем консервативно настроенное московское фамусовское общество.

Читайте также:
Переводческое и музыкальное творчество Грибоедова: сочинение

Чацкий и Софья

Чацкий когда-то был очень дружен с Софией, дочерью Фамусова. Они воспитывались в одной семье и много времени проводили вместе. Но в дальнейшем главный герой уезжает за границу, почему — неизвестно, но он проводит там долгих 3 года. За это время меняются и его суждения, и взгляды, и менталитет. Единственное, что остается неизменным, — это светлое и где-то даже восторженное чувство к подруге детства.

Чацкий стремится как можно быстрей вернуться в Москву, чтобы встретиться со своей любовью и жениться. Но когда он уезжал, Софье было всего лишь 14 лет, а вернулся он уже к взрослой девушке, сильно изменившейся, имеющей свое, отличное от его, мировоззрение.

Софья красива и вызывает восхищение. В ней больше нет той детской наивности. Девушка жила в определенном окружении, которое и оказало свое воспитательное воздействие на нее. Представителями фамусовского общества оказались люди не совсем высоких моральных качеств:

  1. Фамусов. Вершиной в системе ценностей считает карьеру и положение в обществе любой ценой.
  2. Скалозуб. Солдафон, грубый и невежественный до тупости, с довольно высоким самомнением. Он богат, поэтому отец Софьи желает видеть его своим зятем. Скалозуб считает, что военная муштра должна стать основой воспитания, а чтение книг — лишнее и даже вредное занятие.
  3. Хлестова. Колоритнейший персонаж екатерининской эпохи. Властная и вздорная женщина с манерами барыни-крепостницы. Она с отвращением относится к образованию и просвещению в целом. В ее фаворитах услужливые и лицемерные молодые люди. Не признает личных заслуг, значение имеет только богатство.
  4. Репетилов. Грибоедов относит таких людей к идеологическим «пустоплясам». С одной стороны, он выступает за просвещение, говорит, что признания нужно добиваться, строя карьеру, а с другой — не желает ни обучаться, ни работать, ведет праздный образ жизни. Но фамусовское общество не видит в этом ничего постыдного.
  5. Загорецкий. Лгун, вор, картежник, в любом другом месте был бы презираемым человеком. Но он «мастер услужить», а это главная черта характера для московского дворянства тех времен, поэтому без него не могут обойтись.

Такова краткая характеристика фамусовского общества. Оно пестро и разнообразно, но самолюбиво и абсолютно неразумно. Но именно оно оказало влияние на формирование характера Софьи, на ее мировоззрение и восприятие мира.

Чацкий, встретившись со своей любовью и наткнувшись на холодный и безразличный прием, начинает понимать, что девушка симпатизирует совсем другому мужчине. Но оглянувшись вокруг, увидев глупость, невежество, лицемерие и преклонение перед материальным, он не видит себе соперников.

В дальнейшем, застав сцену между Софьей, Молчалиным и Лизой, герой понимает, кого выбрала его любимая. Он безмерно удивлен и высказывает свое мнение о Молчалине. Софья после этого объявляет Чацкого сумасшедшим.

Если внимательно рассмотреть историю отношений между главными героями, становится интересно, возможен ли союз Чацкого и Софьи, мог бы он стать счастливым в сложившихся обстоятельствах, ведь разлука изменила обоих.

Многие читатели считают, что Софья, став такой же пустой и никчемной, как окружающее ее общество, недостойна любви умного и благородного Чацкого. Но это не совсем так. Если приглядеться к ситуации объективно, то разве смог бы главный герой сделать счастливой девушку?

Чацкий долгое время жил за границей, он умен и образован, но это и есть все его достоинства. В свой 21 год он нигде не служит, ничем не занимается. Известная цитата, показывающая его отношение к работе и труду: «служить бы рад, прислуживаться тошно». Он ищет подходящую для своего уровня должность, а ее никак ему не предлагают.

Живет же он на средства, которые приносит ему имение, то есть крепостные составляют его единственный источник дохода. И это притом, что Чацкий позиционирует себя как либерал, категорически отрицающий крепостное право, считающий его варварством и дикостью. Вот такой парадокс.

В процессе прочтения пьесы приходится задуматься, а достоин ли сам герой любви, любит ли Чацкий Софью, ведь не так уж и сильно он отдалился от фамусовского общества. Карьеры никакой ему уже не сделать. Для военного дела он не годится, поскольку не считает себя тупым солдафоном, а на политическом поприще нужно прогибаться, предавая свои идеалы.

Служба не для него. Чацкий такой же «пустозвон», как и все общество того времени.

Отношения девушки с Молчалиным

Любовную сцену между Софьей и Молчалиным автор помещает в первое действие пьесы. Героиня ценит в своем избраннике молчаливость и покорность. Девушка воспитывалась на сентиментальных романах, поэтому в ее характере в большей степени присутствует мечтательность. Молчалин, отлично умеющий лицемерить и притворяться, видится ей героем любимых книг.

Читайте также:
Чацкий как герой своего времени (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума).: сочинение

Общая характеристика героя определяется его фамилией — Молчалин. Если говорить подробнее, то его основными чертами являются:

  • угодливость;
  • лицемерие и лживость;
  • ничтожность и беспринципность;
  • двуличность и мелочность;
  • подхалимство, покорность.

При этом молодой секретарь вовсе не глуп. Его манера вести себя четко выверена и продумана. Только так человек, не обладающий богатством, титулами и связями, может сделать карьеру. Выбиться в люди и заслужить высокий чин — именно это Молчалин вкладывает в понятие успешная карьера. Он идет по своей дороге, не сворачивая с нее, не обращая внимания на чувства, люди ему безразличны.

Так же, как и к остальным, он равнодушно относится к Софье. Для Молчалина девушка всего лишь дочь начальника, ступенька на служебной лестнице. Она заблуждается в отношении своего нового возлюбленного, видит в нем книжного героя, а он потакает ей в этом. Чтобы понравиться, Алексей Степанович отказывается от мещанского говора, готов учить язык жестов и безмолвных взглядов, все ночи напролет читать с Софьей ее сентиментальные романы. Но он не любит эту «плачевную кралю», относится к ней с легким презрением.

Полностью отрицательный герой открывается только перед служанкой Лизой. Ей он показывает истинное свое лицо: лживое, трусливое, подлое. В конце произведения Молчалин признается в своих чувствах Лизе. Это слышит Софья, обман раскрыт.

Вариант 2

В произведении «Горе от ума» нашему вниманию предстают Александр Чацкий, Софья Фамусова и Молчалин. Все эти герои по-своему интересны. Александр и Софья – друзья детства, до того, как Чацкий уехал, у них были отношения, но всё куда-то ушло. Пока Александр путешествовал, Софья нашла себе Молчалина.

Александр всегда участвовал в активной жизни дома, но пока он был в поездке, все как-то охладели. Его приезду не были особо рады. Мировоззрения Александра во многом изменились, но любовь к Софье он очень бережно хранил и очень долго ждал эту встречу. Чацкий сразу как вернулся начал объясняться Софье в любви, его любовь была такой же горячей, как и раньше. Но Софья, увы, охладела. Этот факт ранил Александра, но на этом история не заканчивается.

Софья, сама по себе, очень интересный персонаж. Она имеет хорошее образование, богатого отца и прекрасный дом. С Александром они на одном уровне. Но своим поведением Софья очень удивляет, она предпочитает Молчалина, этого лицемера и угодника. Софья рисует себе идеал в лице этого подлеца. Он же, в свою очередь, во всём ищет выгоду, и в этот дом, поближе к Фамусову, он неспроста пристроился. Алексей всегда заискивал перед Софьей, и тут же, за углом заигрывал с Елизаветой. Этот человек никогда никому не говорил поперёк, он не имел своего мнения.

Софья ради Алексея нарушает все нормы приличия, ей абсолютно безразличны чувства Александра. Общение с ним для неё в прошлом. Чацкий очень удивлён, что его возлюбленная не видит недостатков Молчалина. Для него он глуп и беспросветен. Софья продолжает нахваливать Молчалина и при разговоре с Александром, ей абсолютно безразлично то, что этими действиями она причиняет ему боль. Александр не собирается сдаваться. В свою очередь он постоянно дразнит и задирает Алексея.

В конечном итоге, Софья поступает очень подло, она распускает слух о сумасшествии Александра. Этот факт шокирует Чацкого, поначалу он не знал, кто всё это устроил. В итоге, наш герой уезжает из этого дома. Его мечты полностью разбиты.

За своё поведение Софья еще поплатится, она узнает истинное лицо своё нынешнего возлюбленного, Молчалина. Узнаёт всю правду, что на самом деле он о ней думает. Оказывается, он только использовал Софию для достижения своих целей, она не была ему интересна.

Софья не заслуживает любви Чацкого, он очень жестоко поступила со своим другом детства. Её поведение можно сравнить с ударом в спину, которого он никак не ожидал, тем более, от своей возлюбленной.

Александр имел возвышенные чувства, он хранил свою любовь, несмотря ни на что. Теперь его чувства растоптаны и любовь разбита. Неизвестно, как сложилась его жизнь потом. Ради Софьи он был готов на всё, она могла бы поступить с ним мягче. Даже если не хотела принимать его чувства, она могла бы спокойно объяснить, что полюбила другого.

Читайте также:
Историко-литературное значение «Горя от ума»: сочинение

Поступок Софьи раскрывает её подлость и истинные мотивы. Ей мало было сделать больно, она ещё и добивает своего друга. Софья, однозначно, не заслуживает любви Александра, а предательство Алексея заслуженное наказание.

Другие сочинения: ← Мильон терзаний Чацкого↑ ГрибоедовОбраз и характеристика Лизы в комедии Горе от ума →

2454. Сочинение Достойна ли Софья любви Чацкого? 9 класс Русский язык

Сочинение — Достойна ли Софья любви Чацкого?. Русский язык и литература

«Горе от ума» живет и поныне в наше время. Почему? Потому что написать сочинение на заданную тему, это как ответить на вопрос: достойны ли любви вообще люди. Как можно поделить любовь между юношей и девушкой? Как в принципе можно в его двадцать один, и в ее четырнадцать понять, кто достойный, а кто не очень?

Если спускаться по пьесе, то ожидать молодого человека, внезапно исчезнувшего, не объяснившего плана своего поступка, смысла нет. Кому хочется потратить лучшие годы своей жизни в ожидании не понятно чего?

Чацкий – один из воздыхателей Софии, который внезапно исчезает. Была ли любовь? А если и была, то у кого? У Чацкого, который не посчитался с чувствами молоденькой девушки, внезапно исчезает? Или у Софии, которая, возможно, и любила. Но при этом можно так же чувствовать обиду и гнев за то, что тебя бросили, не объяснив своего поступка.

Через три года, вернувшись, Чацкий понимает, что момент упущен. Любовь всей его жизни принадлежит другому. Да, он не так хорош, у него отрицательные черты характера, и самое печальное, что девушку он не любит. Хоть и боится в этом признаться.

А София? Выросшая без матери, которая могла бы много объяснить и показать своей дочери, могла ли она понять, что выбор ее неверен? Отцы не говорят о любви, не расспрашивают, не дают советов. Софии пришлось слепо следовать дамским романам, которые окружали ее, и откуда она черпала свое понимание мира. И все, что она может понять про Чацкого, что ничего в будущем его не ждет. Ни карьерного роста, ни политического поприща. Все так и будут избегать его общества с его отношением к крепостному праву, которым он так безапелляционно в итоге пользуется.

Нагнетающее раздражение, разочарование в своей первой любви, — вот что предстало перед Софией. И пусть даже любовь главного героя при этом пылает сильнее огня, можно было бы назвать пару счастливой, если бы она в итоге сложилась?

И отвечая на вопрос: достойна ли София любви Чацкого, хочется ответить – да, достойна. Как любой человек достоин и удостоен любви. Мы любим просто потому, что так устроены. Потому что мир без любви, это война. Война полов, миров, планет. Любой человек чувствует прилив сил, энергии, чувствуя любовь. Взаимная любовь, проходящая через годы, откроет множество дверей, шансов, вариантов для пары. Она будет множиться, и распространяться на окружающее. Поэтому, да, София достойна. Как достоин любви Чацкий, как достоин ее и Молчалин.

Вариант 2

В произведении «Горе от ума» нашему вниманию предстают Александр Чацкий, Софья Фамусова и Молчалин. Все эти герои по-своему интересны. Александр и Софья – друзья детства, до того, как Чацкий уехал, у них были отношения, но всё куда-то ушло. Пока Александр путешествовал, Софья нашла себе Молчалина.

Александр всегда участвовал в активной жизни дома, но пока он был в поездке, все как-то охладели. Его приезду не были особо рады. Мировоззрения Александра во многом изменились, но любовь к Софье он очень бережно хранил и очень долго ждал эту встречу. Чацкий сразу как вернулся начал объясняться Софье в любви, его любовь была такой же горячей, как и раньше. Но Софья, увы, охладела. Этот факт ранил Александра, но на этом история не заканчивается.

Софья, сама по себе, очень интересный персонаж. Она имеет хорошее образование, богатого отца и прекрасный дом. С Александром они на одном уровне. Но своим поведением Софья очень удивляет, она предпочитает Молчалина, этого лицемера и угодника. Софья рисует себе идеал в лице этого подлеца. Он же, в свою очередь, во всём ищет выгоду, и в этот дом, поближе к Фамусову, он неспроста пристроился. Алексей всегда заискивал перед Софьей, и тут же, за углом заигрывал с Елизаветой. Этот человек никогда никому не говорил поперёк, он не имел своего мнения.

Читайте также:
Что же представляет собой Фамусов: сочинение

Софья ради Алексея нарушает все нормы приличия, ей абсолютно безразличны чувства Александра. Общение с ним для неё в прошлом. Чацкий очень удивлён, что его возлюбленная не видит недостатков Молчалина. Для него он глуп и беспросветен. Софья продолжает нахваливать Молчалина и при разговоре с Александром, ей абсолютно безразлично то, что этими действиями она причиняет ему боль. Александр не собирается сдаваться. В свою очередь он постоянно дразнит и задирает Алексея.

В конечном итоге, Софья поступает очень подло, она распускает слух о сумасшествии Александра. Этот факт шокирует Чацкого, поначалу он не знал, кто всё это устроил. В итоге, наш герой уезжает из этого дома. Его мечты полностью разбиты.

За своё поведение Софья еще поплатится, она узнает истинное лицо своё нынешнего возлюбленного, Молчалина. Узнаёт всю правду, что на самом деле он о ней думает. Оказывается, он только использовал Софию для достижения своих целей, она не была ему интересна.

Софья не заслуживает любви Чацкого, он очень жестоко поступила со своим другом детства. Её поведение можно сравнить с ударом в спину, которого он никак не ожидал, тем более, от своей возлюбленной.

Александр имел возвышенные чувства, он хранил свою любовь, несмотря ни на что. Теперь его чувства растоптаны и любовь разбита. Неизвестно, как сложилась его жизнь потом. Ради Софьи он был готов на всё, она могла бы поступить с ним мягче. Даже если не хотела принимать его чувства, она могла бы спокойно объяснить, что полюбила другого.

Поступок Софьи раскрывает её подлость и истинные мотивы. Ей мало было сделать больно, она ещё и добивает своего друга. Софья, однозначно, не заслуживает любви Александра, а предательство Алексея заслуженное наказание.

ИДЕИ ДЕКАБРИСТОВ В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА» — сочинение для 9 класса

Как мы знаем, Грибоедову были близки идеи декабристов, поэтому проявились они и в его комедии «Горе от ума».

Текст сочинения ИДЕИ ДЕКАБРИСТОВ В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Над своей комедией «Горе от ума» А.С. Грибоедов работал в конце 10 — начале 20 годов XIX столетия. Это были знаменательные годы в истории России. После войны 1812 года у многих просвещенных людей России появились надежды на перемены в различных областях жизни русского общества. В первую очередь такие надежды были связаны с отменой крепостного права. В этот период среди молодых дворян под влиянием идеи французского просвещения, русских «вольнодумцев» (Радищева, Новикова и некоторых других), также духа «вольномыслия», господствовавшего тогда в Московском университете и Царскосельском лицее, начинает формироваться идеология, названная впоследствии «декабристской». Мощным катализатором послужили также война 1812 года и заграничные походы русской армии. Война 1812 года показала всю мощь и самобытность русского народа, а заграничные походы дали возможность будущим декабристам, а их участвовало в этих походах около 115 человек, познакомиться с жизнью народов Западной Европы.

Проблема крепостного права в России именно в это время стояла очень остро, и дело было не столько в экономической необходимости его отмены, хотя она уже появилась, сколько в моральной стороне этой проблемы.

Близкими друзьями многих декабристов были великие русские писатели XIX века — А. С. Грибоедов и А. С. Пушкин, Они не являлись членами декабристских обществ, но оказали огромное влияние на становление и формирование их идеологии.

Но столь передовые мысли овладели не всяким, и большинство населения Москвы все еще придерживались старых устоев крепостного строя. Против этого большинства и выступали молодые дворяне — революционеры. Вот такую историческую обстановку в стране и отразил Грибоедов в своей острой и меткой комедии «Горе от ума».

В образе Чацкого воплощены черты, роднящие его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, желание “служить делу, а не лицам», большое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливыми общественными устоями. Этим обусловлено его решительное и неизбежное столкновение с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным, олицетворявшими крепостничество, корыстный мир барской Москвы. Грибоедов показывает саму суть отношений в российском обществе. Речь идет не о дворянском обществе, а о народе в целом. Действительно, в обществе одни люди управляют другими по- дикому, не считаясь с законом, установленным не властителями, а самой Природой. Но властители нарушили этот закон и обрекли тем самым весь народ на страшную участь: одним быть рабами, а другим носить позорное клеймо рабовладельца.

Читайте также:
Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий,а с ним и вся комедия»?: сочинение

Но, может, народ не готов к свободе? Может, помещик сумеет лучше крестьян распорядиться их жизнью? Но если судить по литературным свидетельствам наших классиков, помещики представляют порой куда более жалкое зрелище, чем их холопы.

Фамусов — типичный помещик-крепостник того времени. Он безжалостен с дворовыми и подчиненными, подобострастен с начальством и людьми более богатыми, всеми своими поступками Фамусов больше напоминают зверя, чем человека. Не зря Гоголь впоследствии назвал помещиков «мертвыми душами». Невежество, глупость, жадность помещиков и беспомощность народа возмущали и тревожили души Грибоедова, это возмущение, эта обеспокоенность и вдохновляли на сочинение столь прекрасных творений.

В конфликте Чацкого с лагерем Фамусовых Грибоедов показал борьбу двух противоположных общественных сил: дворянских революционеров и дворян-крепостников, верных устоям старого общества, где действуют «знатные негодяи», мошенники и подхалимы, доносчики и «зловещие старухи». Они не хотят и не могут мириться с пришедшей новой эпохой. Для них Чацкий, который «вольность хочет проповедать» и «властей не признает», — «опасный человек», «безумный по всему и одержимый».

Нужно заметить, что сама биография Чацкого — биография передового гражданина декабристской эпохи. Чацкий имел свое поместье. В детстве он был взят на воспитание в дом Фамусовых. Но вскоре сонная тишина фамусовского дома, где все было построено г на притворстве и обмане, очень наскучили ему, и молодой Чацкий отправился в путешествие «ума искать», искать светлые стороны жизни.

Вернувшись, Чацкий видит, что московское общество сильно изменилось по сравнению с тем временем, когда он покинул его три года назад. Теперь фамусовский мир уже не потерпит «вольнодумцев» и «якобинцев», не позволит открыто обличать свои пороки в московских гостиных.

Наблюдая за лживой жизнью этого мира, Чацкий не принимает в ней ни малейшего участия. Ни в одном действии и явлении мы не встретим его танцующим или играющим в карты. Везде он горячий деятель, энтузиаст, стремящийся победить непримиримую вражду к свободной жизни, старающийся доказать необходимость наук и культурных знаний. «Он верный обличитель лжи», «он требует места и свободы своему веку», «клеймит позором низкопоклонство и шутовство». Он тяготится среди пустой, праздной толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков», отказываясь преклоняться перед их моралью, перед их порядками. Многие декабристы имели такую жизнь, так же мыслили и так же были отвергнуты реакционным обществом.

Фамусовский мир противопоставляет Чацкому клевету, ложь, а тот борется открыто и прямо; в его пылких и ярких монологах явно звучит вызов грязному миру «низкопоклонников» и «дельцов».

В них широко раскрываются общественные интересы Чацкого: государственная служба, крепостное право, воспитание гражданина, истинное просвещение. Такие речи, наверняка, произносились на заседаниях тайных политических обществ будущих декабристов. И идеи Чацкого совпадают с их идеями и взглядами.

Также в обличительных речах героя нетрудно угадать настроение и самого автора, его авторскую позицию.

Грибоедов непосредственно общался с декабристами при жизни и, как известно, одобрял их цели и идеи. И поэтому, в своем политическом злободневном для того времени произведении он не смог не отразить историческое движение русского народа вперед, в будущее (что он показал через борьбу Чацкого, нового героя, с миром Фамусовых).

Неизбежность столкновения Чацкого с обществом Фамусова, Скалозуба и Молчалина, конечно же, обусловленна его взглядами, идеями и стремлениями.

Грибоедов, горячо разделяя идеи дворян-декабрисгов, наделил своего главного героя чертами, роднящими его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, истинная культура и просвещенность, глубокий патриотизм и готовность к борьбе за правду — вот те качества, определяющие яркий образ Чацкого, главного героя бессмертной комедии великого писателя.

Идеи декабристов в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Великий и талантливый писатель, основоположник русского реализма, Александр Сергеевич Грибоедов, жил и творил в тяжелый период русской истории.

Читайте также:
Сочинение на тему Горе от ума: сочинение

Над своей комедией «Горе от ума» Грибоедов работал в конце 10 — начале 20 годов XIX столетия. Это были знаменательные годы в истории России. Только что закончилась победой Отечественная война 1812 года. Я думаю, эта победа подтвердила волю русского народа к свободе и независимости, его горячую любовь к Родине. Люди ненавидели самодержавие и крепостничество, которое мешало экономическому и культурному развитию страны.

После Отечественной войны в России стали появляться тайные политические общества, членами которых являлись революционно настроенные дворяне, готовые вести борьбу с тиранией и деспотизмом. В Москве и Петербурге зарождались будущие декабристские общества, политический настрой дворянской молодежи, к которой относился и Грибоедов, несомненно повлиял на его мировоззрение и направление его творчества.

Но столь передовые мысли овладели не всяким, и большинство населения Москвы все еще придерживались старых устоев крепостного строя. Против этого большинства и выступали молодые дворяне — революционеры. Вот такую историческую обстановку в стране и отразил Грибоедов в своей острой и меткой комедии «Горе от ума».

В образе Чацкого воплощены черты, роднящие его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, желание служить делу, «а не лицам», высоко развитое чувство собственного достоинства, истинная культура и просвещенность, нежелание мириться с несправедливыми общественными устоями. Этим обусловлено его решительное и неизбежное столкновение с Фамусовым, Скалозубом, Молчалиным, олицесворяк5щими крепостничество, корыстный мир барской Москвы.

В конфликте. Чацкого с лагерем Фамусовых Грибоедов показал борьбу двух противоположных общественных сил: дворянских революционеров и дворян-крепостников, верных устоям старого общества, где действуют «знатные негодяи», мошенники, и подхалимы, доносчики и «зловещие старухи». Они не хотят и не могут мириться с пришедшей новой эпохой. Для них Чацкий, который вольность хочет проповедать» и «властей не признает», — «опасный человек», «безумный по всему и одержимый».

Нужно заметить, что сама биография Чацкого — биография передового гражданина декабристской эпохи.

Чацкий имел свое именье. В детстве он был взят на воспитание в дом Фамусовых. Но вскоре сонная тишина фамусовского дома, где все было построено на притворстве и обмане, очень наскучили ему, и молодой Чацкий отправился в путешествие «ума искать», искать светлые стороны жизни.

Вернувшись, Чацкий видит, что московское общество сильно изменилось по сравнению с тем временем, когда он покинул его три года назад. Теперь фамусовский мир уже не потерпит «вольнодумцев» и «якобинцев», не позволит открыто обличать свои пороки в московских гостиных.

Наблюдая за лживой жизнью этого мира, Чацкий не принимает в ней ни малейшего участия. Ни в одном действии и явлении мы не встретим его танцующим или играющим в карты. Везде он горячий деятель, энтузиаст, стремящийся победить непримиримую вражду к свободной жизни, старающийся доказать необходимость наук и культурных знаний. «Он верный обличитель лжи», «он требует места и свободы своему веку», «клеймит позором низкопоклонство и шутовство». Он тяготится среди пустой, праздной толпы «мучителей, зловещих старух, вздорных стариков», отказываясь преклоняться перед их моралью, перед их порядками. Многие декабристы имели такую жизнь, так же мыслили и так же были отвергнуты реакционным обществом.

Фамусовский мир противопоставляет Чацкому клевету, ложь, а тот борется открыто и прямо; в его пылких и ярких монологах явно звучит вызов грязному миру «низкопоклонников» и «дельцов».

В них широко раскрываются общественные интересы Чацкого: государственная служба, крепостное право, воспитание гражданина, истинное просвещение. Такие речи, наверняка, произносились на заседаниях тайных политических обществ будущих декабристов. И идеи Чацкого совпадают с их идеями и взглядами.

Также в обличительных речах героя нетрудно угадать настроение и самого автора, его авторскую позицию.

Грибоедов непосредственно общался с декабристами при жизни и, как известно, одобрял их цели и идеи. И поэтому, в своем политическом злободневном для того времени произведении он не смог ни отразить историческое движение русского народа вперед, в будущее (что он показал через борьбу Чацкого, нового героя, с миром Фамусовых).

Неизбежность столкновения Чацкого с обществом Фамусова, Скалозуба и Молчалина, конечно же, обусловленна его взглядами, идеями и стремлениями.

Грибоедов, горячо разделяя идеи дворян-декабристов, наделил своего главного героя чертами, роднящими его с декабристами: глубокая любовь к русскому народу, ненависть к крепостничеству, истинная культура и просвещенность, глубокий патриотизм и готовность к борьбе за правду — вот те качества, определяющие яркий образ Чацкого, главного героя бессмертной комедии великого писателя .

Читайте также:
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (7): сочинение

Идеи декабризма в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Скачать сочинение

Комедия “Горе от ума” была написана накануне декабрьского восстания 1825 года. Грибоедова связывали с декабристами и политические взгляды, и дружеские узы. Одно мнение было у них о самодержавии, необходимости отмены крепостного права, изменения политического строя России. Однако формально он не состоял членом ни одного тайного общества. Грибоедов не разделял взглядов своих друзей на методы ведения борьбы, не верил в успех ими задуманного. Он говорил, что “сто прапорщиков не в силах изменить государственный строй России”. Но он так тесно был связан с тайными обществами, что поражение их грозило и ему. Друзья понимали это, и решено было в случае неуспеха двух Александров (Грибоедова и Пушкина) не выдавать.
Тонкий дипломат, человек, превосходно разбирающийся в военном деле, прекрасный музыкант, композитор, Грибоедов прежде всего был гражданином своего Отечества. И он не мог не отразить в своем произведении тех пороков, что царили в крепостнической Российской империи. Комедия явилась острой и гневной сатирой на быт и нравы дворянской России, она как бы не впрямую, но очень угадываемо показала борьбу между консерватизмом помещиков-крепостников, отсталостью самодержавия и новыми настроениями, царившими среди прогрессивной дворянской молодежи.
Представителем этой молодежи в комедии является Александр Андреевич Чацкий. Чацкий — выразитель идей декабризма. Герцен писал, что если и отразился сколько-нибудь в русской литературе тип декабриста — то это в Чацком.
Биография Чацкого характерна для декабристов. Человек знатной дворянской фамилии, он воспитывался в доме друга отца, Павла Афанасьевича Фамусова, важного московского чиновника. Потом он “съехал” от них. Имел триста (или четыреста) душ крестьян. Служил в Петербурге. Молчалин говорит ему, что они слышали “с министрами про вашу связь, потом разрыв. ”. Как и многие передовые люди, Чацкий бросил службу. “Кто путешествует, в деревне кто живет. ” — рассказывает он о своих друзьях. Следовательно, есть друзья, Чацкий не одинок. Недаром он так часто произносит пугающее Фамусова “мы”: “где, укажите нам, Отечества отцы?”, “теперь пускай из нас один, из молодых людей. ” За каждым его словом сила нового поколения молодых людей, не требующих “ни мест, ни повышенья в чин”, а служащих делу своей Родины.
Декабристы прежде всего боролись за отмену крепостного права, раскрывали всю его паразитическую сущность.
Все гости Фамусова — помещики-крепостники.
Крепостного они не считают за человека, это их собственность, их вещь. Можно заставить его петь соловьем, пока танцуют и веселятся гости, можно выслать на поселение, отправить человека, выросшего в городском доме, в деревню “за птицею ходить”, как обещает Фамусов Лизе. Чацкий гневно обличает самодурство, “барство дикое” в монологе “А судьи кто?”. Вот перед нами

Нестор негодяев знатных,
Толпою окруженных слуг;
Усердствуя, они в часы вина и драки
И честь и жизнь его не раз спасали: вдруг
На них он выменял борзые три собаки.

Были в ходу еще и’ крепостные театры. Но любители-помещики, державшие их, никогда не задумывались о тех трагедиях, что разыгрывались в жизни, а не на сцене, когда крепостных актеров, воспитанных в иных условиях, грамотных, образованных, знающих даже иностранные языки, отправляли обратно в деревню или продавали. Да и в самих театрах чаще царила плетка, чем муза. И таких “любителей” обличает Чацкий. Он восстает против самодурства и беззакония тех, кто, “великолепные соорудя палаты” и заимев друзей в суде, преспокойно живет себе “не видя слез, не внемля стону” (Пушкин).
Крепостничество неразрывно связано с бюрократизмом чиновничества. “Не служит, то есть в том он пользы не находит”, — осуждает Фамусов Чацкого. Для самого Фамусова служба — это не польза родине, до которой ему дела нет, а польза себе, средство укрепить свое положение и положение своих родственников: “При мне служащие чужие очень редки, все больше сестрины, свояченицы детки”.
Против такого отношения к службе и выступали декабристы. В знак протеста они бросали ее, уходили в отставку, уезжали в деревни.
Идеал Фамусова — Максим Петрович, который все чины добывал, “сгибаясь вперегиб”. Для единомышленников же Чацкого это уже предание. Идеал их — человек, который не торопится “вписаться в полк шутов”, “кто служит делу, а не лицам”, о чем, не скрываясь, говорит Чацкий. Эти слова вызывают у Фамусова бурю негодования: “Строжайше б запретил я этим господам на выстрел подъезжать к столицам”. Мы-то знаем, как относится к делу Фамусов: “А у меня что дело, что не дело, обычай мой такой: подписано — так с плеч долой”. И то, что Чацкий, как все передовые люди, не скрываясь, говорит о своем презрении к “низкопоклонникам и дельцам”, порождает у Фамусова неодолимое желание избавиться от таких людей, как Чацкий. “Не слушаю! Под суд!” — кричит он. В этом споре проявляется гражданственность Чацкого. “Я не поэт, я — гражданин”, — говорил поэт-декабрист Рылеев. Долг гражданина — служить на благо Отечества. И здесь мы видим связь Чацкого с декабристами.
Гражданственность Чацкого мы видим и в его борьбе против галломании, преклонения перед Западом. “Как с детских лет привыкли верить мы, что нам без немцев нет спасенья”, — с сожалением говорил он. Его обличительный монолог о встрече с французиком из Бордо — один из самых страстных. Передовые люди России, многие из которых вышли на Сенатскую площадь, боролись за национальную самобытность русского народа, против слепого подражания Западу. Горькая ирония звучит в словах Чацкого:

Читайте также:
Смысл названия комедии Горе от ума: сочинение

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя б по языку нас не считал за немцев.

Декабристы были сторонниками всеобщего обучения. Они считали, что ученье должно охватывать всех и учить надо тому, что пригодится для служения Отчизне. Военные вводят систему ланкастерских обучений для солдат и солдатских детей.
Это отражено и в комедии. С негодованием рассказывает княгиня о педагогическом институте в Петербурге.

. С ума сойдешь от этих, от одних
От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
Да от ланкарточных взаимных обучений, —

слышится со всех сторон. И не зря нападают на ученье гости Фамусова: они чувствуют в этом опасность для себя. “Ученье — вот чума!” — восклицает Фамусов. Ему вторит Скалозуб. В этой их ненависти чувствуется сила того, что они ненавидят: сила ученья, живого слова.
Чацкий — представитель передовой молодежи. “Это — декабрист!” — писал Герцен, Чацкий близок к декабристам не только по своим идеям и воззрениям, но и по страстности убеждения, вере в правоту своих идей и справедливость своего дела. Грибоедова часто обвиняли в том, что Чацкий высказывает свои самые заветные мысли перед Фамусовым и ему подобными, что он “мечет бисер перед свиньями”. Но это не так. Во-первых, как и большинство декабристов, он верил, что если указать человеку недостатки его, то он исправится. Кроме того, Фамусов своей хвалебной “одой” Максиму Петровичу как бы бросил вызов Чацкому. “Вы, нынешние, ну-тка?” И Чацкий, беззаветно верящий в правоту своих слов и идеалов, не может не принять вызов. Софья? Чацкий борется за нее. Каждое его слово обращено к ней. И он уезжает, лишь поняв, что его усилия прошли даром.
Чацкий не уезжает, а бежит из Москвы. Он терпит поражение. Это как бы предчувствие поражения декабристов. Но как к Чацкому, так и ко всем декабристам можно отнести слова Гончарова, что Чацкий и декабристы сломлены количеством силы старой, но они нанесли ей смертельный удар качеством силы свежей. Декабристы были первыми. “. Передовой воин, застрельщик и всегда — жертва”, — продолжает Гончаров.
“Наш скорбный труд не пропадет, из искры возгорится пламя!” — писал из Сибири поэт-декабрист Одоевский. И ко всем им, декабристам, равно как и к Чацкому, можно отнести слова Пушкина:

Товарищ! Верь, взойдет она,
Звезда пленительного счастья.
Россия вспрянет ото сна
И на обломках самовластья
Напишут наши имена!

12081 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Грибоедов А.С. / Горе от ума / Идеи декабризма в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Смотрите также по произведению “Горе от ума”:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: