Дух времени в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

«Дух времени в комедии А.С. Грибоедова “Горе от ума”»

Герой и эпоха. Образованный человек своего времени, АС Г-дов еще в молодости увлекался историей миро-вой комедии. Он изучил и творчески переработал лучшие художествен-ные достижения русских и западноевро-пейских литераторов. В это же время он общался с передовыми людьми России, многие из которых потом ста-ли декабристами. Гд-ов не одоб-рял тактики тайного заговора декаб-ристов, но ему были близки их идеи и убеждения. В комедии “Гоу” отразились талант и политические пристрастия молодого писателя. АС Г-дов в своей пьесе показал процесс отрыва передо-вой, мыслящей части дворянства и косного общества. Главный герой Александр Андреевич Чацкий выражает вольнолюби-вые тенденции прогрессивной части дворянства. Чацкий – это единственный герой в пьесе, который говорит обо всех недостатках русского общества, ужасаясь и высмеивая его, что было свойственно передовым людям того времени. Поэтому Чацкий и отражает в пьесе “дух времени”, правду жизни, цель которой – свобода. Главному герою коме-дии свойственны черты декабристов 1816-1819 годов. Передовые люди то-го времени не стремились свергнуть монархию, но хотели либеральных перемен в стране. Хотели самоотвер-женно служить Отечеству, принося ему пользу. Но, оказывается, государ-ству не требу-ются преданные люди. Чацкий говорит: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Итак, главным героем коме-дии является Чацкий, биография которого напоминает биографию многих декабристов и даже самого автора. По рождению и воспитанию Чацкий принадлежит к тем самым людям, образ жизни и мысли которых он категорически от-вергает. Отец Чацкого был другом Павла Афанасьевича Фамусова, рано умер, поэтому Александр Андреич воспиты-вался в доме последнего. Достигнув определенного возраста, Чацкий, как и многие дворяне того времени, служил в армии, а затем пробовал свои силы на государствен-ной службе в Петербурге. Его ждала блестящая карьера, но Александр Андреич неожиданно вышел в отставку и уехал за границу. Причина в том, что он захотел служить своей стране, “делу, а не лицам”, а это ока-залось невозмож-ным. За границей Чацкий провел несколько лет и вер-нулся в Москву зрелым человеком, имеющим свои взгляды и убеждения. Стоит отметить, что на Родину его привело не желание ссориться с дворянством, а мечта о любви и счастье. За годы странствий Александр Андреич не забыл о своей юношеской привязан-но-сти к Софье, дочери Фамусова, и хо-тел посвататься. Здесь Чацкого ждет полное разочарование. Винить же можно только его самого. Он расстался с Софьей, когда ей было четырнадцать лет, “три года не писал двух слов”, а затем “чуть свет” Чацкий появляется в доме Фамусова, уверен-ный в том, что его ждут и любят. Но Софья встретила его холодно, что явилось для него неожиданностью и причиной раздражения. А поскольку взгляды Чацкого на жизнь во многом расходятся с взглядами Фамусова, поводов для раздражения у Александра Андреича оказалось достаточно. Чацкий считает крепо-стное право пережитком прошлого, а для фамусовского общества оно является одним из устоев русской госу-дарственности. Александр Андреич называет помещика, обменявшего своих слуг на собак, “Нестором негодяев знатных”. Со злой иронией и негодованием го-ворит Чацкий и о другом помещике, для выплаты долгов распродавшего “от матерей, отцов отторженных де-тей” из своего театра. Он не согласен “принять за образцы” и считать “оте-чество отцами” таких людей, как Максим Петрович, который был готов унизиться и стать шутом, лишь бы получить “высочайшую улыбку”. Чацкий хочет, чтобы людей уважали за их личные достоинства, а не за чины или количество крепостных. Александр Андреич много времени провел за границей, но не перестал любить свою Родину, народ, ему “и дым Отечества . сладок и приятен”. Его национальную гордость оскорбляет то, что какой-то “французик из Бордо” рад тому, что “ни звука русского, ни русского лица” не встре-тил в высшем московском обществе. Этот человек, ничего не представ-ляющий из себя во Франции, здесь пользуется уваже-нием только потому, что он иностранец. Негодование Чацкого будет особенно понятно, если мы вспомним, что действие комедии разворачивается вско-ре после победы над Наполеоном, ведь Франция всегда была законодатель-ницей мод. Но сейчас русским есть чем гордиться, а они по-прежнему подражают ей. Чацкий сам говорит, что у него “ум с сердцем не в ладу”. Умом он понимает недостатки русской жизни, а сердцем продолжает любить Россию. То же можно сказать и об отношениях с Софьей. Чацкому ясно, что она его больше не любит, но сердце отказывается этому верить. Именно в этих душевных страданиях героя, в противоречии между разумом и чувствами заключается смысл названия комедии. Итак, в своей комедии Г-дов отразил вольнолюбивые тенденции русского общества и ос-новной конфликт эпохи: “век нынеш-ний” и “век минувший”. Старое не сда-ет свои позиции, а новое активно вторгается в жизнь. Г-дов выра-зил основные идеи передовых людей своего времени, которые хотели приблизить “век нынешний”. И можно смело сказать, что в Чацком выразил-ся дух времени.

Сочинение Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума Грибоедова

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана автором в эпоху смены взглядов и отражает события того времени, когда часть людей все ещё продолжала жить по старым законам, в то время как другая уже начала испытывать жажду перемен.

В произведении олицетворением «века минувшего» является Фамусов и его окружение, которых полностью устраивала жизнь по давно устоявшимся традициям.

«Век нынешний» же представлен молодым человеком по фамилии Чацкий. Прожив несколько лет за границей, общаясь с иностранцами и декабристами, он вернулся в Россию с совершенно новыми взглядами на жизнь, которые шли вразрез с общепринятыми.

Читайте также:
Комическое и трагическое в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

С этого момента берёт начало конфликт взглядов двух сторон. Чацкий подвергает критике образ жизни дворянства, их отношение ко многим привычным вещам.

Так, первое столкновение их взглядов пришлось на тему воинской службы. Если приверженцы взглядов Фамусова считают, что главное в службе – имение высокого звания, притом, совершенно неважно, каким способом полученного, то Чацкий настаивает на том, что служба должна быть исключительно во благо народу, а любое прислуживание вышестоящим лицам ради получения высокого чина унизительно.

Чацкий подвергает остракизму и отсутствие у дворянства желания получать образование, интеллектуально развиваться, читать литературу.

Обсуждение вопроса о крепостном праве также вызвало волну негодования со стороны обеих сторон. Дворяне «минувшего века» не считали крепостных крестьян за людей, для них они приравнивались по статусу к собакам. Сам же помещик мог считаться уважаемым и обеспеченным человеком только в том случае, если у него во владении имеется достаточное количество крепостных. Чацкого возмущает столь бесчеловечное отношение к людям, он борется за то, что каждый должен иметь свободу.

Фамусовский круг общения отличает также восхищение всем иностранным и пренебрежение российским, тогда как Чацкий настаивает на необходимости гордости за российскую культуру и её постоянного совершенствования.

Все эти споры приводят к тому, что Чацкого отказываются принимать в светском обществе и начинают считать сумасшедшим только по причине того, что он на порядок умнее всех окружающих, честен и не боится в открытую высказывать своё мнение.

Таким образом, данное произведение носит сатирический характер и ставит перед собой цель высмеивания порочной жизни дворянства того времени, а также демонстрирует острую необходимость перехода к новым порядкам.

Вариант 2

Великий писатель, Александр Сергеевич Грибоедов, завершил написание «Горе от ума» в 1824 году. Когда он создавал ее, одно мировоззрение менялось на другие взгляды. Когда этот поток перемен завершился, произошло декабристское восстание. Соревнование двух эпох стало главной поднятой проблемой в произведение.

Фамусов и все те, кто его поддерживал, были приверженцами старого века. Их жизнь основывалась на поддержании устойчивых обычаев. Чацкий был представителем нынешнего времени. Старался всегда говорить людям в лицо то, что о них думает и всегда был готов к новым переменам. Когда Чацкий вернулся в столицу России к женщине своего сердца Софии, он увидел, как она изменилась, когда начала выступать на стороне своего отца. Ее папа являлся его противником. На приеме у Фамусовых начинается борьба с Чацким в первый раз. Гости завязывают диалог, в результате которого обмениваются своим мировоззрением по поводу жизни. Чацкий высказывает свое мнение по поводу Фамусова и ему подобным. Так начинается борьба веков в рассказе. Первой проблемой, которую они подымают это служба. Мнение Фамусова заключается в том, что служба и чин в ней являются главным приоритетом, при этом не важно каким образом достигнута цель. Это означает, что для достижения богатства, необходимо всю жизнь прислуживать людям более высоким, чем ты сам. Чацкий, категорически, против выступает против прислуживания. Его противники считали, что он сумасшедший. Сумасшествием они считали образованность и просвещенность Чацкого.

Чацкий пытается всячески осудить крепостное право, необразованность людей старого века, их нежелание к переменам и типичные устои. Было такое, что Хлестова, при случае, умудрилась попытаться опозорить Чацкого перед всеми окружающими. Он выступает против нынешней системы образование молодого поколения и категорически осуждает учителей из других стран. Выращивание детей в стиле ненависти к народу, к культуре своего народа, к родному языку вызывают у него недовольстве. Крик своей души он объясняет тем, что вокруг царит глупое и пустое воображение кому-либо”.

Когда мы читаем комедию, мы наблюдаем, что речью Чацкого писатель выявляет существующие недостатки дворянского рода. Можно сделать вывод, что все, что думает Чацкий, является мыслями автора.

Сочинение 3

Смена эпох всегда отображается для людей, большими трудностями. В произведении “Горе от ума” Александра Грибоедова, этот период показывается как отображение противостояния между старым поколением и молодым. Прошлое, а точнее старое, поколение, продолжало жить тем временем, в котором оно осталось, для них не произошло никаких значимых перемен, которые тем или иным способом могли бы изменить их жизнь. Чего нельзя было сказать про молодое поколение. Они старались идти в ногу со временем, быть современными, но самое главное они считали, что люди прожившие много лет на этом свете, ничего не знают и не понимают в жизни.

Для них уехать и забыть там где они родились, казалось легким приключением, начать свою жизнь с чистого листа и пойти дальше чем твои родители. Именно эта идея положена в произведении. Она является главной проблемой. Главным представителем прошлого поколения предстает Фамусов, который никогда даже не собирался думать о том, чтобы изменить свое видение мира. Для него стабильность была прежде всего. Те традиции, которые были до него, с его точки зрения были самыми правильными и отражали истину и смысл жизни.

Молодое поколение прежде всего пытается показать себя уже взрослыми людьми, повидавшими мир и готовыми к серьезной жизни. Главарем же данной категории людей был, молодой юноша по фамилии Чацкий. Он долгое время отсутствовал в России и совсем недавно вернулся на свою родину. Прожив несколько лет вдали от своей родины, он изучил нравы и быт иностранцев. Он углубился в их культуру и считал правильным их образ мыслей. По его мнению жизнь в России была далека от идеала и, для того чтобы улучшить жизнь местного населения, от крестьян до дворян им необходимо измениться прежде всего самим.

Читайте также:
Характеристика образа Полковника Скалозуба в комедии «Горе от ума»: сочинение

С момента их встречи начинают происходить различные неловкие ситуации, в которых тот или иной оказываются виновными. Старое поколение во главе с Фамусовым, придерживаются мнения относительно того, что воинское звание важно доверять людям имеющим высокое положение в обществе, при всем этом, совершенно не важно, чем занимается человек и каким образом он достиг своего высокого назначения. В тот самый момент, Чацкий, имеет полностью противоположное мнение, согласно которому, важно не только иметь высокое положение, но и служить на благо обществу, важно не только иметь, но и уметь исполнять свои обязанности. Именно мнение Чацкого и приводит его к тому, что его начинают считать сумасшедшим.

Также читают:

Картинка к сочинению Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Наводнение – это стихийное бедствие, когда со всех сторон наступает вода. Происходит оно после разлива рек весной, иногда бывает и осенью

Жанровая направленность произведения представляет собой детские рассказы, основной тематикой которого является проявление человеком дружеских качеств.

Первый русский психологический роман последовательно раскрывает становление Печорина как героя времени. Для Лермонтова исследование души человека интереснее истории государства.

В рассказе «История болезни» Михаила Зощенко, повествуется о порядках в медицинских учреждениях и нравах персонала. Автор от своего лица описывает, как он бы пациентом одной из городских больниц, поступившие туда с высокой температурой и брюшным тифом.

Первый раз рассказ был напечатан в 1973 году. Он автобиографичен. Распутин рассказывает одну из историй из своей жизни. Дело было сразу после войны. В его родном посёлке была только начальная школа, и поэтому

5 сочинений по комедии Грибоедова “Горе от ума”

­ Пример сочинения 1

Произведение Грибоедова «Горе от ума» это своего рода комедия, как говорится, но на самом деле почитав и разобрав рассказ – это трагедия того времени. Но не стоит удивляться тому, что в то время были такие герои и персонажи. В современном мире многое за это время не поменялось и такие же персонажи есть и по сей день.

Главные герои этого сатирического произведения отличаются характерами и обществом, которое они сами себе выбирают. Все они собрались в доме Фамусова Павла Афанасьевича.

В произведении есть классовое разделение – это Фамуское движение, где признают только высокие чины и заслуги. В этом обществе не признают ни науку, ни искусство. Для них важен чин, который ты занимаешь, даже не являясь образованным человеком. Чтобы простому человеку заработать хоть какое то место в Фамуском обществе, нужно услужить кому-то в окружении. Так в семейный круг Фамусова без всякого звания и чина попал Молчалин, трусливый и тихий человек, которому Фамусов приписал чин асессора. В него влюблена Софья, избалованная отцовской любовью дочь Павла Афанасьевича. Но отец не признает простых людей и поэтому хочет видеть в женихах Скалозуба, он является полковником и метит в генералы, хотя умом совсем не блещет, но при этом имеет хорошее состояние. Софья вовсе не хочет замуж за столь глупого человека и постоянно находит отговорки для отца.

Отличительным героем в сатире является Александр Чацкий, это друг детства Софьи. В детстве он был влюблен в нее, но детство закончилось, и Чацкий отправился путешествовать по стране на 3 года. Он не был приверженцем Фамуского общества, он был умным, красноречивым и не хотел подчиняться кому-то. Также не любил прислуживать, за это его не принимали в тех кругах, а он не разделял их взгляды и считал, что их нравы устарели и они прикрываются мундирами. Вернувшись из путешествий, его чувства вновь вспыхнули к дочке Павла Афанасьевича, и он обращается к нему с разговором о сватовстве, но Фамусов дает понять, что нужно услужить ему, чтобы попасть к ним в семью, с чем Чацкий не соглашается. Но ухаживать и добиваться Софьи не перестает.

Действия которые развернулись далее в доме Фамусова на балу показали, что Молчалин своей услужливостью хотел только остаться в доме, не имея чувств к дочке, а вовсе приударив за Лизой. Софья же ради Молчалина предала всю любовь Чацкого, которую он так бережно берег и хранил эти три года, спеша вернуться к Софье и признаться ей. Она пустила слух о сумасшествии Александра, не подозревая о предательстве Молчалина. Действия развернулись против нее, и отец грозил сослать ее к тетке в деревню. Чацкий, не нашедший себя в обществе Фамусова и разочарованный своим надеждам, покидает Москву навсегда, ведь он оказывается отвергнутым и не принятым обществом.

В данном рассказе автор передает явные изменения в обществе, которые зарождались после войны. Это был раскол в дворянских кругах. Но и по сей день есть такие люди, как Чацкий, которые хотят донести миру свои убеждения, но его никто не слышит, так как он не является не того круга и имеет слишком маленькие полномочия.

Пример сочинения 2

Комедия Грибоедова «Горе от ума» – выдающееся произведение русской литературы. Оно содержит в себе беспощадную критику бездуховного и невежественного общества. Проблемы, поднятые писателем, актуальны в любую историческую эпоху. Именно поэтому многие фразы из комедии стали нарицательными и прочно вошли в состав русского языка. Несмотря на немалое литературное наследие, Грибоедов вошел в историю в качестве автора одного произведения.

Читайте также:
Фамусов и Скалозуб как представители «минувшего века»: сочинение

Его остальные пьесы и стихотворения совершенно бледнеют перед «Горем от ума». Это даже дало повод для сомнений в том, что именно Грибоедов написал великую комедию. Однако серьезный анализ жизни и творчества писателя полностью подтверждает его авторство.

Главный герой произведения – А. А. Чацкий. Это умный и честный молодой человек, который возвращается в Москву после долгого отсутствия. Он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. Чацкий – единственный положительный персонаж на фоне других героев. П. А. Фамусов – чиновник, в доме которого разворачиваются все события. Это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.

Его секретарь, А. С. Молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. Он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.

Главный женский персонаж – Софья Павловна, дочь Фамусова. В юности она была близко знакома с Чацким и разделяла его взгляды на жизнь. Постепенно Софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. Прежние идеалы давно забыты. Девушка старается занять прочное общественное положение.

Парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума?) объясняется на примере Чацкого. Все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. В высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. В свете царят рабская покорность и чинопочитание.

Такие люди, как Чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. Безусловно умный Чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. Сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. Это вынуждает Чацкого в спешке покинуть Москву. Он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. Блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. Чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.

Проблема «Горя от ума» актуальна и в наше время. Любое человеческое общество в массе становится консервативным и инертным с устоявшимися взглядами и традициями. Человек, способный выбиться из общей массы, подвергается порицанию и осуждению. Это подобно своеобразному общественному инстинкту самосохранения. Чацкий олицетворяет собой передового общественного деятеля, который всю жизнь будет терпеть насмешки и лишь после смерти получит заслуженное признание и уважение.

Пример сочинения 3

Горе от ума-яркое литературное произведение первой половины девятнадцатого века, написанное Грибоедовым. Хотя произведение было известно в общественных кругах, цензура не разрешала его публиковать долгое время. И долгое время пьеса существовала в виде рукописей. Для русской литературы это произведение является первой реалистической комедией. События в нём происходят в доме Фамусовых и имею несколько сюжетных линий: любовная драма и общественное противоречие.

Социальный конфликт выражается в противоречии устоявшихся взглядов общества, которые представлял Фамусов. И взглядов нового поколения молодёжи, считающей своим призванием не службу (государственную или военную), а развитие личности, выраженное в обучении различным наукам, познании роли человека в общества. Конечно подобные взгляды расцениваются Фамусовым как якобинство. Человек глубокого ума не принимается обществом. Общество пытается его изгнать, что очень хорошо ощутил на себе Чацкий, когда его объявили сумашедшим. Ему неуютно в такой компании. Обществу пришлось бы меня свой жизненный уклад, если бы оно приняло взгляды Чацкого, а этого было им неудобно и потому ненужно. В противоречиях старого дворянского общества и представителя нового уклада поднимается много вопросов: уклад в семье, крепостное право, служение государству и другие.

Вместе с этим, персонажи комедии не имеют чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждая личность имеет разный набор характеристик, позволяющий увидеть героя и с положительной и с отрицательной стороны.

Самым сложным персонажем пьесы считается Софья. Она начитана и любит искусство, даже высказывает презрение, в разговоре с Молчалиным, к мнению света, что характерно для нового общества. В то же время она прекрасно лжёт, изворачивается и притворяется, как представители старого дворянства.
Противоречивым характером обладает и Чацкий. Он умный и смелый, и, одновременно, вспыльчивый и бесцеремонный. На протяжении всей пьесы Софья укоряет его за бесцеремонность и привычку высмеивать других людей. Действительно, тот его резкий и безжалостный по отношению к собеседнику. Стоит отметить, что такая грубость не имеет целью оскорбить собеседника. Она получается сомопроизвольно, как резкий всплеск в душе Чацкого на безнравственность общества.

Пример сочинения 4

«Горе от ума» входит в число самых популярных и выдающихся произведений в истории русской литературы. Грибоедов вложил в данную работу прямолинейную критику общества, которое было хамским и безбожным. Кстати, вопросы, которые раскрывал автор в произведении актуальны и в нынешнее время. Многие выражения Грибоедова обосновались в русском языке. Поэт хот и написал довольно много работ, но, по сути, в русской литературе считается автором одного произведения. Многие другие работы писателя неплохи и так же наполнены смыслом, но по сравнению с «Горе от ума» становятся бледными и голыми. Кстати, некоторые критики даже начали сомневаться в том, что именно Грибоедов является автором «Горе от ума». Но, проанализировав жизнь автора, творчество, характер, не остается никаких сомнений в его авторстве.

Центральным персонажем является Чацкий. Этот человек умен и молод, к тому же отличается честностью. Его некоторое время не было в Москве и теперь он возвращается. Молодой человек прямой и никогда никого не боится. Некий Фамусов является ярким примером дворянина, который по уши погряз во лжи, невежестве, как ему не доказывай он всегда прав, он всегда уверен, что только он прав. У Фамусова есть секретарь, который во всем его поддерживает – Молчалин. Этот человек покорный слуга и не спорит с властью и авторитетом хозяина, но и, с другой стороны, секретарь не забывает о себе, при чем жизнь свою делает лучше благодаря обману и лести. Главным женским героем является Софья Павловна, дочь Фамусова.

Читайте также:
«Горе от ума» – это благороднейшее создание гениального человека: сочинение

Горе от ума, довольно странная фраза, но это факт. Чацкий умный, смелый, правдивый, но все что он делает разрушается об некую стену недопонимания. Все высшее общество существует не благодаря уму и честности, а наоборот благодаря лжи, приспособлению, лести. Главное — это чинопочитание. Чацкий это по просто разрушитель спокойствия высших чинов, где жизнь уже определена и идет своим чередом. Ум Чацкого приносит ему горе, общество смеется над ним и признает его сумасшедшим. Умственные способности в столице бессильны, они не приносят счастье, поэтому разочарованный в обществе герой покидает Москву.

Данная проблема, показанная в произведении актуальна и сегодня. Общество в наши дни имеет уже давно устоявшиеся традиции и правила жизни. Когда человек выделяется из общей массы и старается что-то изменить, кому то что-то доказать сразу же становится «белой вороной».

Пример сочинения 5

Комедия “Горе от ума” — одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно.

Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие “прошедшего житья подлейшие черты”, заглушают комедийное звучание произведения.

При написании произведения Грибоедов использовал элементы комедии. Это — наличие любовной интриги, саркастическое изображение персонажей, комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.

“Горе от ума” — политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному. Реализм “Горя от ума” выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи — характеры, верные правде жизни, яркие, не одномерные. Персонажи “Горя от ума” не карикатуры, а точные подобия живых людей.

Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого.

Более всего характеризует то общество, которое противостоит Чацкому, Фамусов. Недаром это общество мы называем “фамусовским”. Фамусов — типичный московский барин начала XIX века с характерной смесью самодурства и патриархальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновничество, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество.

Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова — тот, кто сделал выгодную карьеру; при этом для него неважно, какими средствами это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика. В Фамусове поражает откровенная безнравственность. Она особенно опасна тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его создал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь — и потому оно особенно пугает.

Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает измельчание, опошление военного человека. Его грубое солдафонство, презрение к культуре, невежество отталкивают читателя. Это удачливый карьерист, который характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его преступен. Он основан на военных потерях в армии: “Иные, смотришь, перебиты”. Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.

Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. “Молодые” либеральные идеи дают возможность этой части дворянства “возыметь” в клубе. Свою деятельность они прикрывают пустословием. С исключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное движение.

По всем качествам характера Молчалин тоже принадлежит к фамусовскому обществу. Читателю он кажется ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угодничает, не имеет собственного мнения, однако именно эти “качества” являются залогом его будущего успеха в фамусовском. мире.

Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это не только многие основные герои, но и второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова — важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Загорецкий — необходимый спутник всех фамусовых и хлестовых. “Лгунишка он, картежник, вор. /Я от него было и двери на запор; /Да мастер услужить. ” — говорит о нем Хлестова.

Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог “А судьи кто?” звучит как приговор политическому строю и моральным устоям фамусовского общества. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесчестье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостников. Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро и истину.

Читайте также:
Москва А. С. Грибоедова и А. С. Пушкина: сочинение

Чацкий — это тоже проблема. Проблема непонятой и высмеянной интеллигенции, проблема попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не, проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года.
Чацкий — это прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи.

Комедия “Горе от ума” произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее — вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин и еще многие другие русские писатели и читатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет “начинать новый век”.

Сочинение на тему: Дух времени в комедии Грибоедова «Горе от ума»

_________________________________________________________________________________________________
Сочинение.
Дух времени в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Образованный человек своего времени, АС Г-дов еще в молодости увлекался историей миро-вой комедии. Он изучил и творчески переработал лучшие художествен-ные достижения русских и западноевро-пейских литераторов. В это же время он общался с передовыми людьми России, многие из которых потом ста-ли декабристами. Гд-ов не одоб-рял тактики тайного заговора декаб-ристов, но ему были близки их идеи и убеждения. В комедии «Гоу» отразились талант и политические пристрастия молодого писателя.
АС Г-дов в своей пьесе показал процесс отрыва передо-вой, мыслящей части дворянства и косного общества. Главный герой Александр Андреевич Чацкий выражает вольнолюби-вые тенденции прогрессивной части дворянства. Чацкий — это единственный герой в пьесе, который говорит обо всех недостатках русского общества, ужасаясь и высмеивая его, что было свойственно передовым людям того времени. Поэтому Чацкий и отражает в пьесе «дух времени», правду жизни, цель которой — свобода.
Главному герою коме-дии свойственны черты декабристов 1816-1819 годов. Передовые люди то-го времени не стремились свергнуть монархию, но хотели либеральных перемен в стране. Хотели самоотвер-женно служить Отечеству, принося ему пользу. Но, оказывается, государ-ству не требу-ются преданные люди. Чацкий говорит: «Служить бы рад, прислуживаться тошно».
Итак, главным героем коме-дии является Чацкий, биография которого напоминает биографию многих декабристов и даже самого автора. По рождению и воспитанию Чацкий принадлежит к тем самым людям, образ жизни и мысли которых он категорически от-вергает. Отец Чацкого был другом Павла Афанасьевича Фамусова, рано умер, поэтому Александр Андреич воспиты-вался в доме последнего. Достигнув определенного возраста, Чацкий, как и многие дворяне того времени, служил в армии, а затем пробовал свои силы на государствен-ной службе в Петербурге. Его ждала блестящая карьера, но Александр Андреич неожиданно вышел в отставку и уехал за границу. Причина в том, что он захотел служить своей стране, «делу, а не лицам», а это ока-залось невозмож-ным. За границей Чацкий провел несколько лет и вер-нулся в Москву зрелым человеком, имеющим свои взгляды и убеждения. Стоит отметить, что на Родину его привело не желание ссориться с дворянством, а мечта о любви и счастье. За годы странствий Александр Андреич не забыл о своей юношеской привязан-но-сти к Софье, дочери Фамусова, и хо-тел посвататься. Здесь Чацкого ждет полное разочарование. Винить же можно только его самого. Он расстался с Софьей, когда ей было четырнадцать лет, «три года не писал двух слов», а затем «чуть свет» Чацкий появляется в доме Фамусова, уверен-ный в том, что его ждут и любят. Но Софья встретила его холодно, что явилось для него неожиданностью и причиной раздражения. А поскольку взгляды Чацкого на жизнь во многом расходятся с взглядами Фамусова, поводов для раздражения у Александра Андреича оказалось достаточно.
Чацкий считает крепо-стное право пережитком прошлого, а для фамусовского общества оно является одним из устоев русской госу-дарственности. Александр Андреич называет помещика, обменявшего своих слуг на собак, «Нестором негодяев знатных». Со злой иронией и негодованием го-ворит Чацкий и о другом помещике, для выплаты долгов распродавшего «от матерей, отцов отторженных де-тей» из своего театра. Он не согласен «принять за образцы» и считать «оте-чество отцами» таких людей, как Максим Петрович, который был готов унизиться и стать шутом, лишь бы получить «высочайшую улыбку».
Чацкий хочет, чтобы людей уважали за их личные достоинства, а не за чины или количество крепостных. Александр Андреич много времени провел за границей, но не перестал любить свою Родину, народ, ему «и дым Отечества … сладок и приятен». Его национальную гордость оскорбляет то, что какой-то «французик из Бордо» рад тому, что «ни звука русского, ни русского лица» не встре-тил в высшем московском обществе. Этот человек, ничего не представ-ляющий из себя во Франции, здесь пользуется уваже-нием только потому, что он иностранец.
Негодование Чацкого будет особенно понятно, если мы вспомним, что действие комедии разворачивается вско-ре после победы над Наполеоном, ведь Франция всегда была законодатель-ницей мод. Но сейчас русским есть чем гордиться, а они по-прежнему подражают ей. Чацкий сам говорит, что у него «ум с сердцем не в ладу». Умом он понимает недостатки русской жизни, а сердцем продолжает любить Россию. То же можно сказать и об отношениях с Софьей. Чацкому ясно, что она его больше не любит, но сердце отказывается этому верить. Именно в этих душевных страданиях героя, в противоречии между разумом и чувствами заключается смысл названия комедии.
Итак, в своей комедии Г-дов отразил вольнолюбивые тенденции русского общества и ос-новной конфликт эпохи: «век нынеш-ний» и «век минувший». Старое не сда-ет свои позиции, а новое активно вторгается в жизнь. Г-дов выра-зил основные идеи передовых людей своего времени, которые хотели приблизить «век нынешний». И можно смело сказать, что в Чацком выразил-ся дух времени.
.

Читайте также:
Герой времени в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума Грибоедова сочинение

Образы Фамусова и Молчалина среди остальных участников комедии занимают одно из основных мест наряду с главным героем Чацким.

Персонажи Фамусова и Молчалина, несмотря на внешние различия, разницу в возрасте, общественное положение, имеют внутреннее глубокое сходство, поскольку имеют одинаковые жизненные принципы и мировоззрение.

Павел Афанасьевич Фамусов, мужчина преклонных лет дворянского происхождения, обожающий свою дочь, имеющий высокое служебное положение и являющийся управляющим в казенном доме. Фамусов твердо придерживается консервативных жизненных убеждений и враждебно относится ко всякому, кто не разделяет его взгляды. Он ревностно охраняет мораль «века минувшего» и считает правильным жить так, как это делали в прошлом предки. Являясь любящим отцом, он мечтает, что его семнадцатилетняя дочь сделает хорошую партию, и он увидит в зятьях человека со звездами и чинами.

Алексей Степанович Молчалин, молодой провинциал из Твери, подчиненный Фамусова, которого последний осчастливил должность секретаря. Алексей тоже придерживается консервативных взглядов и свято исполняет отцовский наказ – угождать всем людям и следовать закону зависимости от других. Молчалин четко усвоил, что в жизни необходимо иметь близких покровителей, даже если приходится всецело зависеть от их воли. Самое главное, это не потерять расположение покровителя. Этому он готов даже на унижение перед сильными мира сего, лишь бы его принимали в свете, ведь он не имеет высокого чина и поэтому не может иметь своего суждения.

Оба героя – посредственные, недалекие личности и в умственном отношении, и по способностям, и по жизненным идеалам. Главный их талант – умение приспособиться к определенной ситуации и к нужным людям, достигнуть очередной ступеньки в карьерной лестнице, невзирая на откровенное злоупотребление служебным положением. Оба считают, что основная жизненная цель – это отличная репутация в светском обществе.

Двуличие Молчалина, которое так высоко ценит фамусовское общество, играют с Фамусовым злую шутку. Его дочь оказывается обманутой смышлёным Молчалиным, который решает влюбить в себя девушку в угоду начальнику, одновременно крутя роман с ее горничной.

Разница в героях совсем небольшая и состоит в том, что Фамусов уже достиг определенного положения в обществе, а Молчалин только на пути к достижению желаемой цели. Но и тот, и другой – представители века минувшего, презирающие обездоленных и уважающие лишь себе подобных, которых неукротимо влекут чины и безграничная власть денег. Молчалин и Фамусов существуют по законам лицемерия, подобострастия, лжи, низости и не считают порочными пьянство, разврат.

Таким образом, можно утверждать, что два человека, разных по возрасту, являются представителями одной культуры. Поэтому их разрыв, из-за возникшего в конце комедии недоверия Фамусова к Молчалину, по мнению Чацкого, будет временным и недолгим.

Сочинение Фамусов и Молчалин сравнительная характеристика

Произведение Грибоедова “Горе от ума” наполнено различными яркими образами, метафорами, персонажами, и прочими вещами, которые делают произведение более интересным для читателя, а главное, помогают донести до него его смысл.

Комедия “Горе от ума” является отличным примером донесения своей мысли до людской массы. С помощью сатиры автор передаёт нам очень тяжёлую проблему прошлого, настоящего, и будущего времён. Эта проблема – конфликт различных поколений. Суть произведения состоит в том, что старое поколение никогда не сможет примириться с новым, а новое, соответственно, со старым. Так было, есть, и будет всегда, что нам и пытается донести Грибоедов.

В произведении присутствует множество персонажей, которые представляют ту или иную эпоху, но интереснее всего из них Фамусов, Молчанин и Чацкий. Если Чацкий является поколением новым, старающимся преодолеть пережитки прошлых лет, то Фамусов и Молчанин являются обитателями прошлого поколения, которые живут в консервации, не пуская в свой мир ничего нового. Оба они придерживаются мнения, что главное в жизни это твоя репутация, и не важно как ты её заслужил, главное чтобы она была хорошая. Ни один, ни другой не побрезгуют унижениями ради своей репутации. За это один уважает другого.

Но есть в них пара тройка различий. Они находятся на разных личностных ступенях, так как Фамусов уже отслужившийся, отстоявший мужчина, а Молчанин же не имеющий чинов молодой человек, работающий у того же Фамусова. По данной причине Фамусов относится к Молчанину с пренебрежением, однако уважает того за его взгляды и убеждения.

В их отношениях явно проглядывается лёгкая нотка взаимного недопонимания, но если Фамусов и может что-то сказать Молчанину, то же, как аллегорично в его фамилии выразил его позицию Грибоедов, не говорит ни слова, из чего мы можем сделать вывод, что Молчанин привык подчиняться и выполнять приказы, нежели делать по своему, впрочем, как и Фамусов.

Грибоедову отлично удалось показать их характеры, а через них соответственно, и донести мысль произведения, раскрыв главную его проблему, которая была описана выше.

Вариант 3

«Горе от ума» является величайшем произведением и стоит на одном уровне комедий таких как «Ревизор», «Недоросль» и многих других. Александр Сергеевич Грибоедов разделил персонажей своей комедии на людей минувшего века и нынешнего. По взглядам на жизнь Фамусова и Молчалина можно отнести к персонажам минувшего века.

Читайте также:
Достойна ли Софья любви Чацкого: сочинение

Фамусов уже не молодой мужчина, который заигрывает со служанкой Лизой. Жена Фамусова умерла и он остается с дочкой и говорит о том, что наймет ей вторую маму, но не понимает что это невозможно. Однако глядя на отца Софья все же учится у него притворяться, что даже Чацкий не заподозрил ее обмана.

Фамусов неординарный человек он то в одну минуту ругает, то в другую уже хвалит, не каждый может его понять и принять. Павел Афанасьевич всегда рад принимать у себя в доме гостей, он приветлив и любит веселиться. Все действия данного произведения происходят у него в доме. Фамусов ненавидит книги и говорит, если бы он смог собрать их все он бы их сжег без сожаления.

Павел Афанасьевич больше человек материальный, чем душевный и ему очень бы хотелось быть богатым и независимым. Фамусов хочет выдать свою дочь за богатого жениха и постоянно об этом ей говорит и неважно будет Софья его любить или нет. Фамусов не уважает своих слуг и не считает их за людей, для него они кто угодно, но только не люди. Ему нравится, когда ему прислуживают и постоянно перед ним лебезят, он считает что лишь так можно чего-то добиться.

Помощником Павла Афанасьевича Фамусова является Молчалин Алексей Степанович. Молчалин спокойный услужливый человек, которому проще склонить голову, чем отстоять свою честь и достоинство. Главной целью для него является карьера и положение в обществе, ради этого он готов на многое, даже ухаживать за дочкой Фамусова.

Алексей Степанович имея корыстные цели, убеждает Софью в том, что влюблен в нее, но на самом деле в его сердце живет любовь к служанке Лизе. Даже когда его план раскрывают, он никак не отреагировал на это и собирается продолжить службу, когда Фамусов отправит Софью в другой город. Молчалин потихоньку обзаводится знакомствами и связями именно поэтому он и терпит унижения со стороны гостей Фамусова. Он готов прислужить каждому из гостивших в доме лишь бы его заметили и обратили на него внимание. Алексей Степанович постоянно пытается угодить и говорит приятные вещи людям с высшего света.

Молчалин оказался лицемерным человеком, который ради своей карьеры и благосостояния готов обманывать и изворачиваться. Алексей Степанович являлся неким звеном в фамусовской цепи рабского молчания. В те времена хотели заставить всю Россию молчать и сделать рабами всех ее жителей. Грибоедов в своем произведении раскрыл много проблем, которые стоит искоренять. Ведь выбор для каждого человека свой, кто-то хочет прислуживать и готов идти по головам к благополучию, а кто-то добивается всего честным путем.

Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума

Несколько интересных сочинений

Пьеса А. Островского «Бедность не порок» была написана в 1853 году. На ее создание у писателя ушло полгода. Изначально автор планировал назвать это произведение

Как говорят современные ученые, для мозга не существует практически никакой принципиальной разницы между переживаниями, которые происходят только в пространстве собственного ума или такими переживаниями

Лев Николаевич Толстой – это величайший мировой писатель, который мог своими работами, открыть сущность Руси, быт её жизни и полностью открыть свои чувства ко всему происходящему на тот момент.

Любовь – это нежное чувство, которое не может обойти ни одного человека даже с самым черствым сердцем. Любовная лирика представлена во многих стихотворениях русских поэтов, и в них она раскрывает огромную палитру человеческих чувств

В романе Гончарова «Обыкновенная история» одними из главных героев являются Петр Иванович Адуев и его племянник Александр Адуев.

Сочинение Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума Грибоедова

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» – это иллюстрация жизни, которая существовала много лет назад и по сути существует до сих пор. Здесь мы видим два общества, которые противостоят друг другу – это Чацкий (человек, который мыслит иначе, который требует перемен и стремится к прогрессу) и все остальные герои – все московское светское общество. Возглавляет вторых Фамусов, владелец дома, где и происходят все сцены комедии. Один из самых его главных единомышленников – это Молчалин.

Фамусов очень важный человек и занимает высокий пост, он обожает свою дочь Софью. Этот герой крайне зависим от всего светского общества и именно эта зависимость ставит его в противостояние с Чацким.

Между Фамусовым и Молчалиным очень много общего. Пускай даже первый гораздо старше другого и является его руководителем. Павел Афанасьевич очень чтим другими людьми из-за того, что управляет в казенном доме, а, следовательно, он напрямую влияет на благосостояние большого круга людей. Молчалин же больше похож на прислугу: помогает носить чужую собачку, чистит сукно и т.д. Фамусов громкий, а Молчалин тихий.

Несмотря на кажущиеся внешние различия, герои имеют одинаковые ценности и мировоззрение. Оба они крайне враждебно относятся к новизне в любых ее проявлениях. Фамусов консерватор, который любит возмущенно говорить, что сейчас все «не то, что ныне». По его мнению правильный путь – это путь, по которому шли предки («на старших глядя»). Также и Молчалин неукоснительно следует отцовскому совету – «угождать всем людям без изъятья». Чужое мнение для обоих героев – закон, они чуть ли не поклоняются зависимости в различных проявлениях. Молчалин даже за Софьей ухаживает только по той причине, что не может не угождать любимой дочке «такого человека» как Фамусов. При этом он не видит «ничего завидного» в ней в качестве невесты и вовсе не собирается предлагать ей замужество, более того заигрывает со служанкой Лизой. А Фамусов в это время опасается того, что небогатый провинциал придет свататься в их известную семью.

Читайте также:
Традиции и новаторство А. С. Грибоедова в комедии Горе от ума: сочинение

При этом главная ценность у обоих – служба. По их мнению, только так можно достичь успехов, но для этого нужно развлечь «нужных людей», тогда и возможно будет «достигнуть степеней известных». Нет никаких сомнений в том, что Молчалин, достигнув высокого поста (а в этом мы не сомневаемся), станет копией Фамусова, полностью повторит его карьерный путь.

Оба героя представители «века минувшего». У них одинаковые жизненные идеалы – безграничная вера в деньги и власть, заискивание перед более высокопоставленными, «нужными» людьми. Только Фамусов уже достиг всего, что хотел, и теперь просто старается не понижать планку, а Молчалин же еще только стремится к чинам.

И несмотря на то, что комедия «Горе от ума» была написана достаточно давно, проблематика, затронутая в ней, актуальна до сих пор. К сожалению, в нашей жизни встречаются такие «фамусовы», которые не ценят ничего кроме денег и власти, и презирают всех, кто ниже по статусу. И такие «молчалины» («страстные к чинам»), которые ничем не брезгуют для достижения своих целей.

Сочинение 2

Комедия «Горе от ума» Грибоедова рассказывает о непростом противостоянии прогрессивной молодежи начала 19 века и консервативного дворянства. «Век нынешний», стремление к самообразованию и свободе личности, к прогрессу науки связаны в комедии только с главным героем, Александром Чацким. Ему приходится выступить против всего московского дворянства, желающего сохранить все устаревшие традиции и олицетворяющего «век минувший». Во главе противодействующего Чацкому светского общества стоит Фамусов. Павел Афанасьевич вместе со своим единомышленником Молчалиным выступают за сохранение общественных ценностей, основанных на лжи и чинопочитании.

Фамусов в силу занимаемого им высокого поста уважаем в обществе и достаточно богат. Он вдовец, в одиночку воспитывающий дочь Софью, поэтому изначально принимает Молчалина с подозрением, так как тому Софья нравится. К тому же Молчалин ‒ всего лишь безродный дворянин, получивший чин секретаря при Фамусове только благодаря своему умению услужить.

Несмотря на разное положение в обществе, Фамусов и Молчалин очень схожи между собой. Самым важным в жизни Фамусов считает репутацию в обществе, причем не имеет значение то, как именно она приобретается. Он не считает чинопочитание и подобострастное отношение к вышестоящим унижением, а лишь ловким умением устраиваться. А Молчалин следует этому убеждению. На балу можно увидеть, как он старательно выслуживается перед гостями. Молчалин уверен, что в его возрасте рано жить собственным умом, как это делает Чичиков, а важно лишь слушать старших и угождать им.

Подражая Фамусову, Молчалин также с гордостью говорит и собственных карьерных достижениях. Не удивительно ли, получил уже три награждения! Не упускает Молчалин и возможности похвастаться своими связями со знаменитыми в светском обществе людьми.

Тем не менее, Молчалин не так прост, как кажется на первый взгляд. Он неплохой актер, ведь его романтическая связь с Софьей ‒ просто игра на публику. В угоду Фамусову он притворяется заинтересованным в его дочери, но сам не видит в возможной женитьбе никаких перспектив. И Фамусов оказывается обманут, ведь таковы условия мира высшего света, которые он сам поддерживает.

Молчалин и Фамусов в комедии ‒ яркие представители «века минувшего», похожие друг на друга. Они одинаково любят деньги и чины. Различие лишь в том, что Фамусов уже смог занять значительное положение в обществе, а Молчалину это только предстоит. Проблемы, поднятые в комедии, актуальны и в настоящее время. Даже сейчас существуют и Фамусовы, что полагаются на власть денег и уважают только подобных себе. И Молчалины, готовые ни перед чем не останавливаться для достижения целей.

Фамусов и Молчалин в комедии Грибоедова Горе от ума

Комедийная пьеса в стихах «Горе от ума» создана Грибоедовым А.С. в 1823 году. Произведение повествует о быте и нравах московского высшего общества. Описываемые события происходят в период крепостного права. Сам автор указывает на то, что действие происходит через десять лет после окончания Отечественной войны 1812 года.

На примере Чацкого и Фамусова Грибоедов показывает столкновение всего старого и отжившего с новым, передовым, пришедшим на смену застою. Лицом нового мышления в комедии является Чацкий А.А. Всё старое и закостенелое олицетворяет собой светское общество Москвы того времени. Предводительствует в этом обществе Фамусов П.А, в доме которого разворачивается действие пьесы.

Павел Афанасьевич Фамусов, знатный и богатый чиновник, имел непререкаемый авторитет среди московского дворянства. Всю свою жизнь он посвятил карьере, ради которой ничем не гнушался. Ради чинов и богатства, он был готов «прогнуться» под высокое начальство. Все интересы Фамусова заключаются в материальном благе. Примером для подражания он считает своего дядю Максима Петровича. Тот не стеснялся выглядеть смешным и жалким ради того, чтобы добиться расположения монаршей особы. Образование и просветительство ему чуждо. В его жизни нет места ничему прогрессивному. Обходительный и внимательный в кругу своих друзей, он груб и беспощаден к слугам.

Павел Афанасьевич – вдовец, имеющий на иждивении семнадцатилетнюю дочь. Ради того, чтобы выдать Софью удачно замуж, отец устраивает балы в своём доме. Ему непременно хочется, чтобы жених был богат и в чинах. Таким образом, даже в делах душевных, у него присутствует только сухой финансовый расчёт. Всё остальное – любовь, уважение, чувства – не в счёт. В мире, где правят деньги и чинопочитание, нет места настоящим чувствам.

Читайте также:
Старая Москва в комедии «Горе от ума»: сочинение

Вокруг влиятельных людей всегда вращаются те, кто готов им быть полезным в услужении. Одним из таких «прихвостней» являлся Молчалин Алексей Степанович. Молчалин – дворянин из провинции, бедный и никому неизвестный. Он был готов верой и правдой служить Фамусову и разделять его взгляды. Безмолвный и услужливый внешне, внутри хитёр и расчётлив. Пытаясь подняться в обществе повыше, Молчалин пытается завести роман с Софьей Фамусовой. Он не испытывает к ней любовных чувств. Эта интрижка должна, по его мнению, дать возможность подняться в обществе за счёт удачной женитьбы. Но Фамусов, заставший свою дочь в комнате, наедине со своим секретарём, приходит в бешенство. Хоть Павел Афанасьевич и дал Алексею Степановичу место секретаря при своей особе, видеть его своим зятем он категорически не желает. Молчалина же он ценит за его готовность услужить и всячески угодить своему начальнику.

Два разных героя. Разного возраста и разного социального статуса. Фамусов, добившийся в жизни богатства и почёта и Молчалин, подбирающий крохи с барского стола. Но они оба имеют одинаковые взгляды на жизнь. Один уже поднялся по карьерной лестнице. Второму только предстояло её преодолеть. Но методы, которые они применяли для достижения своих целей, одинаковые. Это качество объединяет их.

Вариант 4

Горе от ума» великая комедия А.С. Грибоедова, которая стала знаменитой в сложный период России. И спустя такое время, в нашем веке до сих пор известная и популярна в школах всей страны. Она запомнилась всем именно своими цитатами, и хорошо знакомой всеми темой отцы и дети.

Фамусов является тем типом человека, который прошлого века, так как он придерживается к традициям и не хочет что-то менять. А вот Чацкий относиться к тому типу, который живет новым днем, и желает изменениям. Секретарь Фамусов – Молчалин, взрослый мужчина, как и Александр Андреевич, но больше по душе ему Фамусов.

Павел Афанасьевич вдовец, который воспитывает свою дочь Софью сам. И благодаря его воспитанию, она сформулировала свой характер под отца. Среди его слуг, нет чужих, потому что он взял всех своих родственников. Как известно, фамусовское общество взято именно с этой комедии. Эти люди не хотят заниматься своим хозяйством и желают передать это кому-то другому. Молчалин положительно относится к этому обществу, так как считает, что именно оно поможет ему в будущем. То же богатство, является для него смыслом жизни, репутация среди светского общества, так же главное для него.

Вспомним, как Фамусов рассказывал про своего дядю, который ради того, чтобы подняться по службе, готов был падать перед императрицей. Именно этим он хочет сказать, что в нужные моменты стоит унижаться, если кто-то чего-то хочет добиться. Например, когда Молчалин заводит роман с дочерью Фамусова, то он это делать только для своей выгоды. Ведь он думает, что если отец ее не согласиться на брак, то может Софья скажет словечко за него. И снова эта выгода, которой и учит Фамусов своих последующих учеников. Ведь это и проявляется в его лицемерии перед светским обществом, чтобы им понравится.

Одним из главных героев является Александр Андреевич Чацкий, который относится к новому поколению, те люди хотят изменений и убрать устаревшие традиции. Он полное противоречие Фамуса и Молчалина. Несмотря на то, что его родители были друзьями с Павлом Афанасьевичем, он с ненавистью относится к нему. Это проявилось тогда, когда Чацкий просил руки Софьи, но ее отец отказал. Тогда же и пошло полное противоречие против Фамусова. И когда его просили свои мысли и идеи оставить при себе, он отказывался и шел «на пролом». И, следовательно, Чацкий был и против Молчалина.

Я считаю, что Фамусов и Молчалин относится к одному веку и различия почти не видно. Но Алексей Степанович превосходит своего учителя, что будут и молчалины. В этой комедии разделяются на несколько обществ, что и доказывает нам, что во все времена есть они.

Также читают:

Картинка к сочинению Фамусов и Молчалин в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Вере отведена одна из второстепенных ролей в рассказе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».

Данная картина была написана знаменитым художником Репиным в 1876 году. Изначально картина была представлена во Франции, но, увы, успеха не было, а вот на родине наоборот работы была принята с восторгом

Семья – очень важная часть в жизни каждого человека. Именно дома можно поделиться своими проблемами, получить поддержку.

Еще в прошлом веке родственные семьи жили недалеко или же непосредственно вместе друг с другом. Наши бабушки и дедушки не имели возможности получить или купить отдельное жилье и вынуждены были жить вместе

Я вижу перед собой очень красочную картину, здесь много разных персонажей, всё очень красиво. Понятно, что это лето. Довольно много зелени – ветки деревьев. Кроме того, героини не сильно одеты.

Фамусов и Молчалин в комедии Грибоедова «Горе от ума»

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» – это сатира на нравы дворянского общества начала 19 века. Обличение консервативных взглядов аристократов происходит в процессе столкновения «века минувшего» с «веком нынешним». Прогрессивно настроенные дворяне, мыслящие по-новому, представлены в пьесе всего одним героем – Александром Андреевичем Чацким. Ему противостоит все московское светское общество того времени, во главе которого стоит Павел Афанасьевич Фамусов, в доме которого происходят события комедии. За этим влиятельным дворянином стоит множество приспешников, одним из которых является Молчалин. В комедии «Горе от ума» Фамусов и Молчалин являются единомышленниками, людьми, объединенными общими взглядами и ценностями.

Читайте также:
«Ах, Боже мой! Что станет говорить княгиня Марья Алексеевана!» (по комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»): сочинение

За что Фамусов ценит Молчалина?

Павел Афанасьевич Фамусов занимает высокий пост в Москве. Он управляющий в казенном доме. Вдовец, воспитывает семнадцатилетнюю дочь Софью. Как любящий отец, он желает для своей дочери наилучшего будущего. Поэтому он так возмущен, застав Софью в комнате наедине с Молчалиным.

Молчалин – безродный дворянин из Твери, которому Фамусов «дал чин асессора и взял в секретари». Конечно, по мнению Фамусова, он не годится в мужья Софье. Фамусов, как и все московские дворяне, предпочитает видеть в зятьях человека «с звездами и чинами». Однако он ценит деловые качества Молчалина, его способность «услужить».

Несмотря на то, что в дворянском обществе принято брать на хорошие места своих родственников, Молчалину все же удалось стать секретарем Фамусова, который в разговоре со Скалозубом признается: «При мне служащие чужие очень редки: все больше сестрины, свояченицы детки; один Молчалин мне не свой, и то затем, что деловой».

Взгляды Фамусова и Молчалина на поведение дворянина в обществе

Фамусов считает, что самое главное – хорошая репутация в свете. И не важно, какой ценой она завоевана. Он с восхищением вспоминает своего дядю Максима Петровича, который нарочно падал на приеме у императрицы, чтобы ее развеселить. Фамусов не считает это унижением, а, наоборот, называет «смышленостью».

Своими взглядами на то, как должен вести себя дворянин в свете, образы Фамусова и Молчалина в комедии «Горе от ума» очень схожи. На балу в доме Фамусова Молчалин старается выслужиться перед всеми гостями. Он гладит и расхваливает шерстку собаки Хлёстовой, которая взамен жалует его своим расположением: «Спасибо, мой дружок!» Это выглядит унизительно, но Молчалина это не смущает. Он не имеет высокого чина, а значит, ему «надобно зависеть от других». «В мои лета не должно сметь свое суждение иметь», – вот принцип, по которому живет и действует этот герой.

Как и Фамусов, Молчалин гордится своими карьерными достижениями, хоть они и представлены у него в более мелком масштабе: «По мере я трудов и сил, с тех пор, как числюсь по архивам, три награжденья получил». Гордится он и связями с известными московскими людьми, например, с княгиней Татьяной Юрьевной, которая «балы дает нельзя богаче».

Чем опасен Молчалин для фамусовского общества?

Фамусов и Молчалин в комедии «Горе от ума» имеют совершенно одинаковые взгляды на карьеру и способы ее построения, на поведение дворянина в свете, у них идентичные жизненные ценности. Однако услужливость Молчалина, его двуличие сыграют злую шутку с Фамусовым – его дочь окажется обманутой этим человеком.

Заигрывая со служанкой Лизой, Молчалин ведет себя совсем не так, как с Софьей. Лиза говорит ему: «Вы с барышней скромны, а с горничной повесы». Молчалин совсем не так прост, как кажется на первый взгляд.

Вся его романтическая история с Софьей – актерская игра с его стороны. Спектакль этот разыгрывается им для Фамусова. Отец молодой девушки напрасно опасается, что Молчалин, будучи небогатым и не имея высокого чина, попросит руки его дочери. Он и не собирается этого делать. Любовником Софьи он притворяется «в угоду дочери такого человека». А для женитьбы Молчалин не видит в дочери Фамусова «ничего завидного». Еще бы, ведь в отличие от Молчалина Софья не боится ни своих чувств, ни мнения света. Молчалин же опасается выдать чем-нибудь свои отношения с Софьей, ведь «злые языки страшнее пистолета».

Таким образом, московские дворяне, создав для себя мир с такими правилами игры, сами же становятся жертвами этих правил. Молчалин всего лишь выполняет завет своего отца – «угождать всем людям без изъятья – хозяину, где доведется жить, начальнику…»

Выводы

Очевидно, что характеристики Фамусова и Молчалина лишь незначительно отличаются друг от друга. Они оба представители «века минувшего», «страстные к чинам» и деньгам. Разница только в том, что Фамусов уже обладает желаемым весом в обществе, теперь ему остается просто держаться на плаву. Молчалин же только идет к этому. Но пути достижения целей у них одинаковые, ведь они люди одного круга, одних идеалов. Недаром Чацкий говорит о Молчалине, что он «дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».

И в наши дни актуальна проблема, затронутая Грибоедовым в комедии «Горе от ума», когда «Молчалины блаженствуют на свете». Ведь сейчас, как и во все времена, есть Фамусовы, которые убеждены в безграничной власти денег, которые уважают лишь себе подобных, а обездоленных презирают. И есть Молчалины, которые, чтобы дотянуться, дорасти до уровня Фамусовых, ни перед чем не останавливаются и ничем не брезгуют. Пьеса Грибоедова будет находить живой отклик в сердцах современных читателей, пока будут возводиться в ранг высших ценностей карьера и богатство, а не любовь, дружба, гражданственность, честь и совесть.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: