Фамусов в моем представлении: сочинение

Нужно средненькое сочинение про Фамусова из “Горе от ума”

u0424u0430u043cu0443u0441u043eu0432 – u043au043eu043du0441u0435u0440u0432u0430u0442u043eu0440 u0434u043e u043cu043eu0437u0433u0430 u043au043eu0441u0442u0435u0439. u0412 u043au043du0438u0433u0430u0445 u0432u0438u0434u0438u0442 u0438u0441u0442u043eu0447u043du0438u043a u0432u043eu043bu044cu043du043eu0434u0443u043cu0441u0442u0432u0430 (“u0443u0436 u043au043eu043bu0438 u0437u043bu043e u043fu0440u0435u0441u0435u0447u044c, u0441u043eu0431u0440u0430u0442u044c u0431u044b u043au043du0438u0433u0438 u0432u0441u0435 u0434u0430 u0441u0436u0435u0447u044c”). u041eu043d – u0443u0431u0435u0436u0434u0435u043du043du044bu0439 u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043du0438u043a u043du043eu0432u044bu0445 u043fu0440u043eu0433u0440u0435u0441u0441u0438u0432u043du044bu0445 u0438u0434u0435u0439, u0438u0434u0435u0430u043bu0438u0437u0438u0440u0443u0435u0442 u043fu0440u043eu0448u043bu043eu0435.n

u0424u0430u043cu0443u0441u043eu0432 – u0432u0434u043eu0432u0435u0446, u0435u0433u043e u0434u043eu0447u0435u0440u0438 u0421u043eu0444u044cu0435 17 u043bu0435u0442. u0414u043eu0447u044c u043eu043d u043bu044eu0431u0438u0442. u0425u043eu0442u044f u043eu043d u043du0435 u043eu0434u043eu0431u0440u044fu0435u0442 u0443u0432u043bu0435u0447u0435u043du0438u044f u0434u043eu0447u0435u0440u0438 u0447u0442u0435u043du0438u0435u043c u0438 u0432u043eu043eu0431u0449u0435 u0441u0442u0430u0432u0438u0442 u043au043du0438u0433u0438 u0432 u043eu0434u0438u043d u0440u044fu0434 u0441 u043bu0435u043du0442u0430u043cu0438 u0438 u043fu0438u0440u043eu0436u043du044bu043cu0438 (“u041au043eu0433u0434u0430 u0438u0437u0431u0430u0432u0438u0442 u043du0430u0441 u0442u0432u043eu0440u0435u0446 u041eu0442 u0448u043bu044fu043fu043eu043a u0438u0445! u0447u0435u043fu0446u043eu0432! u0438 u0448u043fu0438u043bu0435u043a! u0438 u0431u0443u043bu0430u0432u043eu043a! u0418 u043au043du0438u0436u043du044bu0445 u0438 u0431u0438u0441u043au0432u0438u0442u043du044bu0445 u043bu0430u0432u043eu043a!”), u0444u0440u0430u043du0446u0443u0437u0441u043au0438u0435 u043au043du0438u0433u0438 u043eu043d u0435u0439 u043fu043eu043au0443u043fu0430u0435u0442. “u0415u0439 u0441u043du0430 u043du0435u0442 u043eu0442 u0444u0440u0430u043du0446u0443u0437u0441u043au0438u0445 u043au043du0438u0433, u0430 u043cu043du0435 u043eu0442 u0440u0443u0441u0441u043au0438u0445 u0431u043eu043bu044cu043du043e u0441u043fu0438u0442u0441u044f” – u0433u043eu0432u043eu0440u0438u0442 u0424u0430u043cu0443u0441u043eu0432. u041eu043d u043du0430u043du0438u043cu0430u0435u0442 u0434u043eu0447u0435u0440u0438 u0443u0447u0438u0442u0435u043bu0435u0439. u0424u0430u043cu0443u0441u043eu0432 u0436u0435u043bu0430u0435u0442 u0441u0447u0430u0441u0442u044cu044f u0438 u0434u043eu0431u0440u0430 u0441u0432u043eu0435u0439 u0434u043eu0447u0435u0440u0438 – u0440u0430u0437u0443u043cu0435u0435u0442u0441u044f, u0442u0430u043a, u043au0430u043a u043eu043d u044du0442u043e u0441u0447u0430u0441u0442u044cu0435 u0438 u0434u043eu0431u0440u043e u043fu043eu043du0438u043cu0430u0435u0442. u041eu043d u0441u0447u0438u0442u0430u0435u0442 u043bu044eu0431u043eu0432u044c u0433u043bu0443u043fu043eu0441u0442u044cu044e u0438 u043fu043eu043bu0430u0433u0430u0435u0442, u0447u0442u043e u0434u043eu0447u044c u043du0443u0436u043du043e u0432u044bu0434u0430u0442u044c u0437u0430u043cu0443u0436 u043eu0431u044fu0437u0430u0442u0435u043bu044cu043du043e u0437u0430 u0431u043eu0433u0430u0442u043eu0433u043e u0438 u0437u043du0430u0442u043du043eu0433u043e u0436u0435u043du0438u0445u0430. “>]” data-test=”answer-box-list”>

Образ Фамусова из пьесы «Горе от ума»

Комедия «Горе от ума» была написана Грибоедовым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10–20‑х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми «века нынешнего» и крепостниками, представителями «века минувшего», такими как П. Фамусов.

  1. Краткая характеристика П. Фамусова
  2. Образ и характеристика Фамусова
  3. Сочинение о фамусовском обществе
  4. Павел Фамусов в пьесе Горе от ума
  5. Описание образа с цитатами

Краткая характеристика П. Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов является воспитателем Александра Чацкого. На момент повествования – он управляющий государственного учреждения. Жена его давно умерла, оставив ему дочь Софью.

Образ Фамусова очень противоречивый, с одной стороны – это человек, который не лишен положительных качеств характера – так, например, он берет на воспитание Александра после смерти его родителей и относится к нему, как к своему сыну. С другой же стороны, он бесчестный и лицемерный человек.

Основным мерилом успешности и порядочности человека для него есть финансовая обеспеченность и высокая должность. Фамусов – взяточник и обманщик, поэтому у него и происходит конфликт со своим воспитанником.

Образ и характеристика Фамусова

В начале 19 века была написана одна из выдающихся комедий А. С. Грибоедова «Горе от ума». В этом сатирическом произведении показано столкновение старого и нового, века нынешнего и века минувшего. Новым поколением, в этой комедии, выступает Чацкий, а приверженцем старого – Фамусов.

Фамусов — вдовец, который воспитывает дочь Софью. Он богатый управляющий в Москве. Ему не нравятся просвещенные и умные люди. Свою дочь обвиняет в распущенности и считает, что она слишком увлечена чтением книг, которые только засоряют мозг и заставляют человека вольно мыслить.

Образование, по его мнению, также бесполезное дело. Фамусов убежден в бесполезности учености для семейной жизни. Для него важнее всего мнение общества, а не то, каким он является на самом деле.

Дворянское общество в те времена жило по законам молвы и слухов. Для них мнение людей было важнее совершенного греха. Фамусов строго следует своим принципам. Для него важно иметь знакомства только с нужными людьми. Они помогут ему извлечь свою выгоду.

Он свободный человек и больше не хочет жениться, так как прежняя жена была ветрена. Свободный и богатый человек, но очень прыткий и неугомонный. Может заигрывать с женским полом.

Разговор Фамусова – это чистая русская речь. Это подтверждает его принадлежность к дворянству. В его речи часто встречаются просторечия и деревенские выражения, которые он любит употреблять. Однако его язык нельзя назвать скудным. Он любит традиции своего народа, говорит грамотно и понятно на своем языке.

Иностранные слова редко, но появляются в его речи. Некоторые черты его личности заслуживают внимания: добрый нрав и гостеприимность. После смерти отца Чацкого, Фамусов взял его к себе и воспитывал как родного сына. К знатным особам высказывает свое почтение и встречает как родных. Прошлые воспоминания ценит и бережет как зеницу ока.

Фамусов полагает, что ученость вовсе не нужна, однако для своей дочери учителей находит, потому что образование ценится в обществе.

Отрицательных черт в образе Фамусова куда больше, чем положительных. Любит брюзжать и напрасно злиться. Грубо обращается с прислугой. Может обозвать непристойными словам. Знатных и богатых почитает, льстит им, как может. Сумасбродная и властная личность, зацикленная на своей исключительности.

Считает, что способность человека выслуживаться —хорошее качество, которое в дальнейшем может помочь завоевать авторитет и должность. К людям относится уважительно, только если они ему выгодны или имеют вес в обществе. Остальных не хочет удостоить своим вниманием, так как они бесполезны для него.

Фамусов боится и избегает любых изменений. Его жизненная позиция — постоянство и стабильность. На первый взгляд, Фамусов — бесчувственный человек. В этом есть доля правды.

Фамусов – конкретный образ, который чётко сформулирован автором. Грибоедов отметил Фамусова в трёх видах: чиновник, помещик, отец. В образе этого человека сконцентрированы черты ярого защитника крепостного дворянства.

В высшем свете таких людей было много. Поэтому с уверенностью отмечают, что сформированная характеристика Фамусова в произведении считают основной для представителей богатого сословия тех лет.

Сочинение о фамусовском обществе

А.С. Грибоедов показывает широкую картину жизни 10—20 годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативной массой дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество.

Люди этого круга — убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. В знаменитой “оде лакейству” Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который “не то на серебре, на золоте едал”. Он добился почета, славы, накопил богатство, проявляя подобострастие, угодничество. Именно это ставит ему в заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания.

Читайте также:
Комическое и трагическое в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Представители фамусовского общества живут прошлым, свои “суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”. Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам.

Фамусов говорит: “…у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”. Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат.

Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих верных слуг, не раз спасавших “и честь и жизнь его”, обменял на “борзые три собаки”.

А приехавшая на бал знатная барыня Хлёстова “от скуки взяла арапку — девку да собачку”. Она не делает между ними никакого различия и просит Софью: “Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли подачку”.

Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу спустя рукава: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”.

Тепленькое местечко приберегает для своих родственников и способствует продвижению их по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, лишь “только бы досталось в генералы”.

Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество — все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, “делового человека”, который благодаря “услужливости”, “бессловесности” “три награжденья получил”.

Следует отметить, что Фамусов и его гости являются яркими врагами просвещения, так как считают, что все зло идет от него. Фамусов утверждает:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина.

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений…

Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлёстова, княгиня Тугоуховская.

Консервативное общество дворян-помещиков, изображенное А.С. Грибоедовым, боится прогресса, который угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником “безумных дел и мнений”.

Павел Фамусов в пьесе Горе от ума

Фамусов в комедии играет важную роль, ведь он олицетворяет всех дворянин начала 19 столетия. Он хорошо известен в знатных кругах общества и занимает высокую должность – управляющий в казенном доме. Фамилия у Фамусова говорит сама за себя. Она произошла от слова famus – известный, знаменитый. Это не удивительно, ведь Фамусов очень известен в высшем свете.

Грибоедов очень ярко и детально описывает Фамусова в своем произведении. Павел Афанасьевич приверженец старого строя, он защищает старые традиции и обычаи, считает, что нужно уважать старину. Если рассматривать, как Фамусов относиться к образованию, то в комедии хорошо видно, что он категорически против образования.

Для него учение сопоставимо чуме. Однако наперекор своим убеждением Фамусов нанимает для своей дочери, Софьи, иностранных учителей, потому что так делают все. Для него ценно общественное мнение и он всегда переживает, что о нем будут плохо говорить в обществе.

Павел Афанасьевич придает большое значение материальному положению и занимаемому место в обществе. Он уважает людей, который смогли подслужиться и согнуться в перегиб, чтобы получить высшие чины.

Фамусов считает «гордецом» тех, кто не хочет следовать этим традициям, ведь так «делали отцы». Разговор он ведет с каждым персонажем по-разному. Все зависит от того, какого звание у собеседника. Если перед ним кто-то из высших чиновников, то он будет льстить, а если ниже рангом, то он будет груб, а на слуг вовсе может заорать.

Главной задачей Фамусова, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», была показать все устаревшие взгляды дворянин и как глубоко эти привычки засели в их разумах. Грибоедов реалистично показал нам всю суть помещиков-крепостников начала 19 века. Фамусов и ему подобные чиновники не должны стоять у власти. Они безнравственные, а безнравственная власть способна служить только самой себе.

Описание образа с цитатами

Полное имя героя — Павел Афанасьевич Фамусов, вдовец, воспитывает дочь Софью:

“…Мать умерла: умел я принанять / В мадам Розье вторую мать…”

“…Дай бог терпение, – ведь сам я был женат…”

“…Свободен, вдов, себе я господин…”

Господин Фамусов — мужчина в возрасте, но при этом он бодр и свеж:

“…Опомнитесь, вы старики…”

“…В мои лета / Не можно же пускаться мне вприсядку. ”

“…Смотри ты на меня: не хвастаю сложеньем, / Однако бодр и свеж, и дожил до седин…”

Живет в Москве, где служит управляющим в государственном учреждении:

“…Как все московские, ваш батюшка таков…”

“…управляющий в казенном месте…”

Господин Фамусов пользуется служебным положением и раздает своим родственникам награды и повышения:

“…Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, / Ну как не порадеть родному человечку. ”

Он устроил к себе на службу всю родню. Среди его подчиненных почти нет чужих людей:

“…Нет! я перед родней, где встретится, ползком; / Сыщу ее на дне морском. / При мне служа́щие чужие очень редки; / Всё больше сестрины, свояченицы детки…”

Судя по всему, Фамусов — небедный человек, но, вероятно, у него много долгов, из-за чего он ищет для своей дочери Софьи богатого жениха. Такой брак поможет Фамусову поправить положение:

“…Кто беден, тот тебе не пара…”

“…Желал бы зятя он с звездами, да с чинами…”

Господин Фамусов является членом Английского клуба, престижного заведения для дворянской элиты:

“…Ну что ваш батюшка? всё А́нглийского клоба / Старинный, верный член до гроба. ”

Фамусов был другом отца Чацкого. Когда родители Чацкого умерли, господин Фамусов воспитывал мальчика у себя в доме:

Читайте также:
В ЧЕМ СМЫСЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”: сочинение

“…Вот‑с – Чацкого, мне друга, // Андрея Ильича покойного сынок…”

Господин — баловник, ветреный мужчина. Он пристает к служанке Лизе:

“…Вы баловник, к лицу ль вам эти лица. ”

“…Пустите, ветреники сами, / Опомнитесь, вы старики…”

“…Жмется к ней и заигрывает…”

Фамусов — суетливый, прыткий и неугомонный человек:

“…Как суетится! что за прыть. ”

Он является брюзгливым человеком и часто сердится без толку:

“…Брюзглив, неугомонен, скор, / Таков всегда…”

“…Вот попрекать мне станут, / Что без толку всегда журю…”

“…часто бе́з толку сердит…”

Герой любит ругаться на своих слуг:

“…Ослы! сто раз вам повторять. ”

“…Ты, Филька, ты прямой чурбан, / В швейцары произвел ленивую тетерю…”

У господина Фамусова громкий голос:

“…Творец мой! оглушил звончее всяких труб. ”

Он является полоумным, сумасбродным человеком, по мнению его родственницы Хлестовой:

“…Ведь полоумный твой отец…”

Фамусов называет себя гостеприимным человеком:

“…Ко мне он жалует частенько; / Я всякому, ты знаешь, рад…”

Он умеет льстить и угождать нужным людям, например, Скалозубу:

“…Неужто для друзей не делать мне ни шагу, / Сергей Сергеич, дорогой. ”

Господин питает страсть к чинами:

“…А вы, сударь отец, вы, страстные к чинам…”

Он — “делец”, добивающийся своего любыми средствами:

“…Низкопоклонник и делец, // Достоинствами наконец // Он будущему тестю равный…”

Его волнует общественное мнение. Ему важно, что о нем говорят люди:

“…Ах! боже мой! что станет говорить / Княгиня Марья Алексевна. ”

Господин Фамусов считает образование “чумой”, то есть вредным явлением:

“…Ученье – вот чума, ученость – вот причина…”

“…Уж коли зло пресечь: / Забрать все книги бы да сжечь.…”

“…И в чтеньи прок-от не велик…”

Такова цитатная характеристика Фамусова в комедии “Горе от ума” Грибоедова, описание характера и личности героя, его взглядов и положения в обществе, а также отзывы критиков о персонаже.

Читайте также: Слово делом крепи – сочинения для 5–8 классов.

В образе Фамусова, автор показал людей, которых ненавидели декабристы. Рекомендуем использовать эти данные для написания сочинения на вышеуказанную тему.

Сочинение на тему: ОБРАЗ ФАМУСОВА В КОМЕДИИ ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»

Комедия «Горе от ума» была написана Грибоедовым в 1824 году. Она дает общую картину всей русской жизни 10–20‑х годов XIX века, воспроизводит извечную борьбу старого и нового, между двумя лагерями: передовыми, декабристски настроенными людьми «века нынешнего» и крепостниками, представителями «века минувшего», такими как П. Фамусов.

Краткая характеристика П. Фамусова

Павел Афанасьевич Фамусов является воспитателем Александра Чацкого. На момент повествования – он управляющий государственного учреждения. Жена его давно умерла, оставив ему дочь Софью.

Образ Фамусова очень противоречивый, с одной стороны – это человек, который не лишен положительных качеств характера – так, например, он берет на воспитание Александра после смерти его родителей и относится к нему, как к своему сыну. С другой же стороны, он бесчестный и лицемерный человек.

Основным мерилом успешности и порядочности человека для него есть финансовая обеспеченность и высокая должность. Фамусов – взяточник и обманщик, поэтому у него и происходит конфликт со своим воспитанником.

Образ и характеристика Фамусова

В начале 19 века была написана одна из выдающихся комедий А. С. Грибоедова «Горе от ума». В этом сатирическом произведении показано столкновение старого и нового, века нынешнего и века минувшего. Новым поколением, в этой комедии, выступает Чацкий, а приверженцем старого – Фамусов.

Фамусов — вдовец, который воспитывает дочь Софью. Он богатый управляющий в Москве. Ему не нравятся просвещенные и умные люди. Свою дочь обвиняет в распущенности и считает, что она слишком увлечена чтением книг, которые только засоряют мозг и заставляют человека вольно мыслить.

Образование, по его мнению, также бесполезное дело. Фамусов убежден в бесполезности учености для семейной жизни. Для него важнее всего мнение общества, а не то, каким он является на самом деле.

Дворянское общество в те времена жило по законам молвы и слухов. Для них мнение людей было важнее совершенного греха. Фамусов строго следует своим принципам. Для него важно иметь знакомства только с нужными людьми. Они помогут ему извлечь свою выгоду.

Он свободный человек и больше не хочет жениться, так как прежняя жена была ветрена. Свободный и богатый человек, но очень прыткий и неугомонный. Может заигрывать с женским полом.

Разговор Фамусова – это чистая русская речь. Это подтверждает его принадлежность к дворянству. В его речи часто встречаются просторечия и деревенские выражения, которые он любит употреблять. Однако его язык нельзя назвать скудным. Он любит традиции своего народа, говорит грамотно и понятно на своем языке.

Иностранные слова редко, но появляются в его речи. Некоторые черты его личности заслуживают внимания: добрый нрав и гостеприимность. После смерти отца Чацкого, Фамусов взял его к себе и воспитывал как родного сына. К знатным особам высказывает свое почтение и встречает как родных. Прошлые воспоминания ценит и бережет как зеницу ока.

Фамусов полагает, что ученость вовсе не нужна, однако для своей дочери учителей находит, потому что образование ценится в обществе.

Отрицательных черт в образе Фамусова куда больше, чем положительных. Любит брюзжать и напрасно злиться. Грубо обращается с прислугой. Может обозвать непристойными словам. Знатных и богатых почитает, льстит им, как может. Сумасбродная и властная личность, зацикленная на своей исключительности.

Считает, что способность человека выслуживаться —хорошее качество, которое в дальнейшем может помочь завоевать авторитет и должность. К людям относится уважительно, только если они ему выгодны или имеют вес в обществе. Остальных не хочет удостоить своим вниманием, так как они бесполезны для него.

Фамусов боится и избегает любых изменений. Его жизненная позиция — постоянство и стабильность. На первый взгляд, Фамусов — бесчувственный человек. В этом есть доля правды.

Читайте также:
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (7): сочинение

Фамусов – конкретный образ, который чётко сформулирован автором. Грибоедов отметил Фамусова в трёх видах: чиновник, помещик, отец. В образе этого человека сконцентрированы черты ярого защитника крепостного дворянства.

В высшем свете таких людей было много. Поэтому с уверенностью отмечают, что сформированная характеристика Фамусова в произведении считают основной для представителей богатого сословия тех лет.

Сочинение о фамусовском обществе

А.С. Грибоедов показывает широкую картину жизни 10—20 годов XIX века, воспроизводя общественную борьбу, развернувшуюся между передовыми, декабристски настроенными людьми; и консервативной массой дворянства. Эта группа дворян и составляет фамусовское общество.

Люди этого круга — убежденные сторонники самодержавно-крепостнического строя. Им дорог век Екатерины II, когда особенно сильна была власть дворян-помещиков. В знаменитой “оде лакейству” Фамусов восхищается вельможей Максимом Петровичем, который “не то на серебре, на золоте едал”. Он добился почета, славы, накопил богатство, проявляя подобострастие, угодничество. Именно это ставит ему в заслугу Фамусов и считает его образцом для подражания.

Представители фамусовского общества живут прошлым, свои “суждения черпают из забытых газет времен Очаковских и покоренья Крыма”. Они свято защищают свои корыстные интересы, ценят человека по его происхождению, чинам, богатству, а не по деловым качествам.

Фамусов говорит: “…у нас уж исстари ведется, что по отцу и сыну честь”. Графиня Тугоуховская теряет интерес к Чацкому, как только узнает, что он не камер-юнкер и не богат.

Фамусов и его единомышленники жестоко относятся к своим крепостным, не считают их за людей, распоряжаются их судьбами по своему усмотрению. Так, например, Чацкий возмущается помещиком, который своих верных слуг, не раз спасавших “и честь и жизнь его”, обменял на “борзые три собаки”.

А приехавшая на бал знатная барыня Хлёстова “от скуки взяла арапку — девку да собачку”. Она не делает между ними никакого различия и просит Софью: “Вели их накормить, дружочек мой, от ужина сошли подачку”.

Автор комедии отмечает, что для Фамусова и его друзей служба является источником дохода, средством достижения чинов и почестей. Сам Фамусов относится к своему делу спустя рукава: “Обычай мой такой: подписано, так с плеч долой”.

Тепленькое местечко приберегает для своих родственников и способствует продвижению их по служебной лестнице. Полковник Скалозуб тоже преследует личные, а не государственные интересы. Для него все средства хороши, лишь “только бы досталось в генералы”.

Карьеризм, низкопоклонство, подхалимство, угодничество — все эти качества присущи чиновникам, изображенным в комедии. Наиболее ярко они проявляются в образе Молчалина, секретаря Фамусова, “делового человека”, который благодаря “услужливости”, “бессловесности” “три награжденья получил”.

Следует отметить, что Фамусов и его гости являются яркими врагами просвещения, так как считают, что все зло идет от него. Фамусов утверждает:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина.

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений…

Такого же мнения придерживаются Скалозуб, Хлёстова, княгиня Тугоуховская.

Консервативное общество дворян-помещиков, изображенное А.С. Грибоедовым, боится прогресса, который угрожает его господствующему положению. Вот почему они так единодушно осуждают Чацкого и его взгляды, считают его проводником “безумных дел и мнений”.

сочинение по теме Жизненная философия Фамусова

Наверное, ни одна русская комедия 19 в. не становилась столь популярной, как комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума». Уже при первых же постановках она произвела фурор, и ее тотчас растаскали по фразам.

В самом деле, кто из нас хотя бы раз в жизни не произносил: «Счастливые часов не наблюдают», «Герой не моего романа», «Ну как не порадеть родному человечку» и так далее и тому подобное. И порой мы даже не отдаем себе отчета в том, что цитируем знаменитую комедию «Горе от ума».

Весьма странное название — «Горе от ума». Разве ум может принести горе? Грибоедов считает, что может, и мы склонны согласиться с ним, т.е., познакомившись с комедией, мы понимаем, какой смысл вложен в эти слова.

Да, ум (а под ним мы понимаем не только собственно образованность, эрудированность, но и хорошо развитое мышление, способность рассуждать, анализировать события, т.е. здраво смотреть на вещи) может принести несчастье своему носителю в определенных конкретно-исторических условиях.

Как раз таковыми можно считать ту московскую среду, в которую попал главный герой пьесы Александр Андреевич Чацкий.

Что мы знаем о нем? Немногое. Несмотря на то, что он главный герой, появляется он на сцене не сразу. О нем говорит Софья, упоминает ее отец — Павел Афанасьевич Фамусов, и все отзывы о нем достаточно положительные. Но его появление сразу же вносит смуту в мирный круг московских гостиных.

В пьесе налицо две коллизии, две интриги. Одна из них связана со взаимоотношениями Чацкого и Софьи, другая — это его постоянные стычки с ее отцом и с теми, кого сам Фамусов величает «тузами», «отцами». И, хотя внешне все строится вокруг первой, любовной коллизии, на поверку на идейном содержании больше сказалась именно вторая.

Нас же в данном случае интересует позиция Фамусова и его общества в его споре с Чацким, ибо именно в этих прениях и раскрывается личность главного героя.

Грибоедов умелый художник. Его мастерством восхищался другой известный русский писатель Гончаров, который положительно отозвался о Чацком. О Фамусове же и его круге он сказал, что «это не сочинено, а так целиком взято из московских гостиных и перенесено в книгу и на сцену, со всей теплотой и во всем «особым отпечатком Москвы». Без них картина была бы неполной, т.к. это целая эпоха в жизни русского дворянства со своей идеологией, со своими убеждениями. Мечты Фамусова ограничены этими убеждениями. Предел его желаний — быть «тузом», т.е. «есть на серебре и видеть детей богатыми, в чинах, в орденах», и так без конца, и все это только за то, что он подписывает бумаги, не читая, и боясь одного — «чтоб множество не накопилось их». Но давайте задумаемся, так ли уж плоха мечта Фамусова? Кто из нас не хотел бы обеспеченности в жизни, стабильности, может быть, даже почета и славы? Кто из нас не пожелал бы этого своим детям? А в том, что он хочет всего этого быстро, сразу и за просто так, нет ничего удивительного. Выражаясь современным сленгом, это нечто иное, как всеобщая мечта о «халяве», т.е. об исполнении всех желаний просто так, за здорово живешь. Конечно,мы понимаем, что это не правильно, что такого просто не бывает, мы знаем также, что достаток, богатство, не заработанное своими силами, все же не смогут принести удовлетворения. Награда радует нас тем сильнее, чем сложнее было добиться ее.

Читайте также:
Чацкий 2: сочинение

А Фамусов в данном случае похож на ребенка, который до сих пор верит в сказку про Емелю и щуку. Кроме того, мечты Фамусова о легкой, праздной жизни изобличают в нем человека недалекого. Но ведь это далеко не единственная сторона его суждений, остальные же отнюдь не так безобидны.

Фамусов, а с ним и завсегдатаи московских гостиных, встречают и оценивают человека по его состоянию, чинам, связям, а не по его моральным качествам, как личность.

Посмотрите, как нелеп и до смешного жалок князь Тугоуховский, действующий по указке жены, которая велит сначала пригласить Чацкого в гости, но узнав, что он вовсе не так богат, как ей думалось, уже не сдерживаясь, кричит мужу, отменяя приказание. Да, эпизод нелеп, но он еще и оскорбителен, т.к. оскорбляет чувство собственного достоинства любого человека, которого оценивают только по мундиру да по состоянию.

Фамусов также придерживается этой позиции. Его дом славится гостеприимством, но открыт он только для тех, у кого наберется «душ тысячки две родовых».

Особое отношение у московских «тузов» и к службе. Это слово они понимают буквально, приравнивая службу к угодничеству ради чинов и званий. Чацкий весьма остроумно отозвался на это «Служить бы рад, прислуживаться тошно». В ответ же Фамусов разразился гневной тирадой и привел настолько пошлый пример подхалимства, что мы полностью соглашаемся с позицией Чацкого.

Но жизнь в Москве мало изменилась. И хотя прежних «тузов» уже нет, их принципы, их жизненная философия жива. Ведь она весьма проста: живи только ради себя, не гнушайся любых способов достижения цели, и тогда тебя ждет успех. А не напоминают ли эти заповеди современные законы рынка?

Павел Фамусов в пьесе Горе от ума

Фамусов в комедии играет важную роль, ведь он олицетворяет всех дворянин начала 19 столетия. Он хорошо известен в знатных кругах общества и занимает высокую должность – управляющий в казенном доме. Фамилия у Фамусова говорит сама за себя. Она произошла от слова famus – известный, знаменитый. Это не удивительно, ведь Фамусов очень известен в высшем свете.

Грибоедов очень ярко и детально описывает Фамусова в своем произведении. Павел Афанасьевич приверженец старого строя, он защищает старые традиции и обычаи, считает, что нужно уважать старину. Если рассматривать, как Фамусов относиться к образованию, то в комедии хорошо видно, что он категорически против образования.

Для него учение сопоставимо чуме. Однако наперекор своим убеждением Фамусов нанимает для своей дочери, Софьи, иностранных учителей, потому что так делают все. Для него ценно общественное мнение и он всегда переживает, что о нем будут плохо говорить в обществе.

Павел Афанасьевич придает большое значение материальному положению и занимаемому место в обществе. Он уважает людей, который смогли подслужиться и согнуться в перегиб, чтобы получить высшие чины.

Фамусов считает «гордецом» тех, кто не хочет следовать этим традициям, ведь так «делали отцы». Разговор он ведет с каждым персонажем по-разному. Все зависит от того, какого звание у собеседника. Если перед ним кто-то из высших чиновников, то он будет льстить, а если ниже рангом, то он будет груб, а на слуг вовсе может заорать.

Главной задачей Фамусова, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», была показать все устаревшие взгляды дворянин и как глубоко эти привычки засели в их разумах. Грибоедов реалистично показал нам всю суть помещиков-крепостников начала 19 века. Фамусов и ему подобные чиновники не должны стоять у власти. Они безнравственные, а безнравственная власть способна служить только самой себе.

Значение образа Фамусова

Изображая Фамусова и его гостей, Грибоедов стремился не только отразить палитру устаревших взглядов помещиков-крепостников, не только показать их несостоятельность, но и продемонстрировать читателю, насколько крепко их привычки засели в их сознании. В этом и заключается значение роли Фамусова в комедии «Горе от ума». Лагерь «века минувшего» в тот период, который описан в «Горе от ума», еще очень силен и превосходит по численности представителей передового дворянства. Противоречия только назревают среди аристократов. Но в конечном итоге смена старого новым неизбежна.

В статье описан образ героя Фамусова, его характеристика и взгляды на жизнь – эта информация пригодится 9 классам при подготовке сочинения на тему «Образ Фамусова в комедии «Горе от ума»»

5 сочинений по комедии Грибоедова “Горе от ума”

­ Пример сочинения 1

Произведение Грибоедова «Горе от ума» это своего рода комедия, как говорится, но на самом деле почитав и разобрав рассказ – это трагедия того времени. Но не стоит удивляться тому, что в то время были такие герои и персонажи. В современном мире многое за это время не поменялось и такие же персонажи есть и по сей день.

Читайте также:
Мировоззрение и настроения Грибоедова: сочинение

Главные герои этого сатирического произведения отличаются характерами и обществом, которое они сами себе выбирают. Все они собрались в доме Фамусова Павла Афанасьевича.

В произведении есть классовое разделение – это Фамуское движение, где признают только высокие чины и заслуги. В этом обществе не признают ни науку, ни искусство. Для них важен чин, который ты занимаешь, даже не являясь образованным человеком. Чтобы простому человеку заработать хоть какое то место в Фамуском обществе, нужно услужить кому-то в окружении. Так в семейный круг Фамусова без всякого звания и чина попал Молчалин, трусливый и тихий человек, которому Фамусов приписал чин асессора. В него влюблена Софья, избалованная отцовской любовью дочь Павла Афанасьевича. Но отец не признает простых людей и поэтому хочет видеть в женихах Скалозуба, он является полковником и метит в генералы, хотя умом совсем не блещет, но при этом имеет хорошее состояние. Софья вовсе не хочет замуж за столь глупого человека и постоянно находит отговорки для отца.

Отличительным героем в сатире является Александр Чацкий, это друг детства Софьи. В детстве он был влюблен в нее, но детство закончилось, и Чацкий отправился путешествовать по стране на 3 года. Он не был приверженцем Фамуского общества, он был умным, красноречивым и не хотел подчиняться кому-то. Также не любил прислуживать, за это его не принимали в тех кругах, а он не разделял их взгляды и считал, что их нравы устарели и они прикрываются мундирами. Вернувшись из путешествий, его чувства вновь вспыхнули к дочке Павла Афанасьевича, и он обращается к нему с разговором о сватовстве, но Фамусов дает понять, что нужно услужить ему, чтобы попасть к ним в семью, с чем Чацкий не соглашается. Но ухаживать и добиваться Софьи не перестает.

Действия которые развернулись далее в доме Фамусова на балу показали, что Молчалин своей услужливостью хотел только остаться в доме, не имея чувств к дочке, а вовсе приударив за Лизой. Софья же ради Молчалина предала всю любовь Чацкого, которую он так бережно берег и хранил эти три года, спеша вернуться к Софье и признаться ей. Она пустила слух о сумасшествии Александра, не подозревая о предательстве Молчалина. Действия развернулись против нее, и отец грозил сослать ее к тетке в деревню. Чацкий, не нашедший себя в обществе Фамусова и разочарованный своим надеждам, покидает Москву навсегда, ведь он оказывается отвергнутым и не принятым обществом.

В данном рассказе автор передает явные изменения в обществе, которые зарождались после войны. Это был раскол в дворянских кругах. Но и по сей день есть такие люди, как Чацкий, которые хотят донести миру свои убеждения, но его никто не слышит, так как он не является не того круга и имеет слишком маленькие полномочия.

Пример сочинения 2

Комедия Грибоедова «Горе от ума» – выдающееся произведение русской литературы. Оно содержит в себе беспощадную критику бездуховного и невежественного общества. Проблемы, поднятые писателем, актуальны в любую историческую эпоху. Именно поэтому многие фразы из комедии стали нарицательными и прочно вошли в состав русского языка. Несмотря на немалое литературное наследие, Грибоедов вошел в историю в качестве автора одного произведения.

Его остальные пьесы и стихотворения совершенно бледнеют перед «Горем от ума». Это даже дало повод для сомнений в том, что именно Грибоедов написал великую комедию. Однако серьезный анализ жизни и творчества писателя полностью подтверждает его авторство.

Главный герой произведения – А. А. Чацкий. Это умный и честный молодой человек, который возвращается в Москву после долгого отсутствия. Он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. Чацкий – единственный положительный персонаж на фоне других героев. П. А. Фамусов – чиновник, в доме которого разворачиваются все события. Это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.

Его секретарь, А. С. Молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. Он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.

Главный женский персонаж – Софья Павловна, дочь Фамусова. В юности она была близко знакома с Чацким и разделяла его взгляды на жизнь. Постепенно Софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. Прежние идеалы давно забыты. Девушка старается занять прочное общественное положение.

Парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума?) объясняется на примере Чацкого. Все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. В высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. В свете царят рабская покорность и чинопочитание.

Такие люди, как Чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. Безусловно умный Чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. Сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. Это вынуждает Чацкого в спешке покинуть Москву. Он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. Блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. Чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.

Проблема «Горя от ума» актуальна и в наше время. Любое человеческое общество в массе становится консервативным и инертным с устоявшимися взглядами и традициями. Человек, способный выбиться из общей массы, подвергается порицанию и осуждению. Это подобно своеобразному общественному инстинкту самосохранения. Чацкий олицетворяет собой передового общественного деятеля, который всю жизнь будет терпеть насмешки и лишь после смерти получит заслуженное признание и уважение.

Пример сочинения 3

Горе от ума-яркое литературное произведение первой половины девятнадцатого века, написанное Грибоедовым. Хотя произведение было известно в общественных кругах, цензура не разрешала его публиковать долгое время. И долгое время пьеса существовала в виде рукописей. Для русской литературы это произведение является первой реалистической комедией. События в нём происходят в доме Фамусовых и имею несколько сюжетных линий: любовная драма и общественное противоречие.

Читайте также:
Век нынешний и век минувший в комедии: сочинение

Социальный конфликт выражается в противоречии устоявшихся взглядов общества, которые представлял Фамусов. И взглядов нового поколения молодёжи, считающей своим призванием не службу (государственную или военную), а развитие личности, выраженное в обучении различным наукам, познании роли человека в общества. Конечно подобные взгляды расцениваются Фамусовым как якобинство. Человек глубокого ума не принимается обществом. Общество пытается его изгнать, что очень хорошо ощутил на себе Чацкий, когда его объявили сумашедшим. Ему неуютно в такой компании. Обществу пришлось бы меня свой жизненный уклад, если бы оно приняло взгляды Чацкого, а этого было им неудобно и потому ненужно. В противоречиях старого дворянского общества и представителя нового уклада поднимается много вопросов: уклад в семье, крепостное право, служение государству и другие.

Вместе с этим, персонажи комедии не имеют чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждая личность имеет разный набор характеристик, позволяющий увидеть героя и с положительной и с отрицательной стороны.

Самым сложным персонажем пьесы считается Софья. Она начитана и любит искусство, даже высказывает презрение, в разговоре с Молчалиным, к мнению света, что характерно для нового общества. В то же время она прекрасно лжёт, изворачивается и притворяется, как представители старого дворянства.
Противоречивым характером обладает и Чацкий. Он умный и смелый, и, одновременно, вспыльчивый и бесцеремонный. На протяжении всей пьесы Софья укоряет его за бесцеремонность и привычку высмеивать других людей. Действительно, тот его резкий и безжалостный по отношению к собеседнику. Стоит отметить, что такая грубость не имеет целью оскорбить собеседника. Она получается сомопроизвольно, как резкий всплеск в душе Чацкого на безнравственность общества.

Пример сочинения 4

«Горе от ума» входит в число самых популярных и выдающихся произведений в истории русской литературы. Грибоедов вложил в данную работу прямолинейную критику общества, которое было хамским и безбожным. Кстати, вопросы, которые раскрывал автор в произведении актуальны и в нынешнее время. Многие выражения Грибоедова обосновались в русском языке. Поэт хот и написал довольно много работ, но, по сути, в русской литературе считается автором одного произведения. Многие другие работы писателя неплохи и так же наполнены смыслом, но по сравнению с «Горе от ума» становятся бледными и голыми. Кстати, некоторые критики даже начали сомневаться в том, что именно Грибоедов является автором «Горе от ума». Но, проанализировав жизнь автора, творчество, характер, не остается никаких сомнений в его авторстве.

Центральным персонажем является Чацкий. Этот человек умен и молод, к тому же отличается честностью. Его некоторое время не было в Москве и теперь он возвращается. Молодой человек прямой и никогда никого не боится. Некий Фамусов является ярким примером дворянина, который по уши погряз во лжи, невежестве, как ему не доказывай он всегда прав, он всегда уверен, что только он прав. У Фамусова есть секретарь, который во всем его поддерживает – Молчалин. Этот человек покорный слуга и не спорит с властью и авторитетом хозяина, но и, с другой стороны, секретарь не забывает о себе, при чем жизнь свою делает лучше благодаря обману и лести. Главным женским героем является Софья Павловна, дочь Фамусова.

Горе от ума, довольно странная фраза, но это факт. Чацкий умный, смелый, правдивый, но все что он делает разрушается об некую стену недопонимания. Все высшее общество существует не благодаря уму и честности, а наоборот благодаря лжи, приспособлению, лести. Главное — это чинопочитание. Чацкий это по просто разрушитель спокойствия высших чинов, где жизнь уже определена и идет своим чередом. Ум Чацкого приносит ему горе, общество смеется над ним и признает его сумасшедшим. Умственные способности в столице бессильны, они не приносят счастье, поэтому разочарованный в обществе герой покидает Москву.

Данная проблема, показанная в произведении актуальна и сегодня. Общество в наши дни имеет уже давно устоявшиеся традиции и правила жизни. Когда человек выделяется из общей массы и старается что-то изменить, кому то что-то доказать сразу же становится «белой вороной».

Пример сочинения 5

Комедия “Горе от ума” — одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно.

Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие “прошедшего житья подлейшие черты”, заглушают комедийное звучание произведения.

При написании произведения Грибоедов использовал элементы комедии. Это — наличие любовной интриги, саркастическое изображение персонажей, комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.

“Горе от ума” — политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному. Реализм “Горя от ума” выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи — характеры, верные правде жизни, яркие, не одномерные. Персонажи “Горя от ума” не карикатуры, а точные подобия живых людей.

Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого.

Более всего характеризует то общество, которое противостоит Чацкому, Фамусов. Недаром это общество мы называем “фамусовским”. Фамусов — типичный московский барин начала XIX века с характерной смесью самодурства и патриархальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновничество, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество.

Читайте также:
Главный конфликт пьесы «Горе от ума» Чацкий фамусовские идеалы и принципы: сочинение

Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова — тот, кто сделал выгодную карьеру; при этом для него неважно, какими средствами это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика. В Фамусове поражает откровенная безнравственность. Она особенно опасна тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его создал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь — и потому оно особенно пугает.

Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает измельчание, опошление военного человека. Его грубое солдафонство, презрение к культуре, невежество отталкивают читателя. Это удачливый карьерист, который характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его преступен. Он основан на военных потерях в армии: “Иные, смотришь, перебиты”. Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.

Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. “Молодые” либеральные идеи дают возможность этой части дворянства “возыметь” в клубе. Свою деятельность они прикрывают пустословием. С исключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное движение.

По всем качествам характера Молчалин тоже принадлежит к фамусовскому обществу. Читателю он кажется ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угодничает, не имеет собственного мнения, однако именно эти “качества” являются залогом его будущего успеха в фамусовском. мире.

Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это не только многие основные герои, но и второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова — важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Загорецкий — необходимый спутник всех фамусовых и хлестовых. “Лгунишка он, картежник, вор. /Я от него было и двери на запор; /Да мастер услужить. ” — говорит о нем Хлестова.

Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог “А судьи кто?” звучит как приговор политическому строю и моральным устоям фамусовского общества. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесчестье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостников. Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро и истину.

Чацкий — это тоже проблема. Проблема непонятой и высмеянной интеллигенции, проблема попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не, проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года.
Чацкий — это прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи.

Комедия “Горе от ума” произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее — вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин и еще многие другие русские писатели и читатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет “начинать новый век”.

Герои-двойники в «Горе от ума» (А. С. Грибоедов)

Герои-двойники в «Горе от ума» (А.С. Грибоедов): пародия или продолжение личности главного героя? Какова их основная функция в комедии, и сколько их? Кто они такие?

Отвечая на эти вопросы, сначала нужно сказать о том, что двойники в литературе представляют собой художественный прием, помогающий раскрывать личность героя, его внутренний мир, стремления и душевные порывы.

Александр Андреевич Чацкий – главный герой комедии Грибоедова. Это дворянин, молодой образованный человек с широкими взглядами, вольнодумец. Он вырос в доме Фамусова вместе с его дочерью Софьей, и возвращается в этот дом только ради девушки, к которой питал нежные чувства, некогда взаимные. Но приехав, понимает, что все в доме сильно изменилось за время его отсутствия. Да и сам Чацкий уже другой.

Непринятый обществом, он и сам понимает, что ему не место среди этой лживой и лицемерной фамусовщины. А честность и открытость не позволяют ему притворяться.

Для полноты раскрытия образа Чацкого Грибоедов вводит в пьесу двойников.

Платон Михайлович Горич – давний приятель Чацкого, относится к другу с уважением и симпатией. Он не усомнился в здравом уме друга, когда Софья объявила главного героя сумасшедшим. Горич — добрый человек, и, скорее всего, его тяготит роль мужа. Их с Чацким многое объединяло, однако теперь между ними пропасть. Главный герой пытается донести до приятеля, что необходимо заниматься делом: идти на военную службу или уединится для работы и ведения хозяйства в деревне. Но такие занятия не вызывали доверия в московском обществе времен Фамусовых. Обычно такой род деятельности выбирался людьми мыслящими, но общество их не принимало, считая чудаками и опасными, неблагонадежными людьми. Поэтому и Чацкий со своими прогрессивными идеями вызывает недоверие и опасение у супруги Горича. И это неудивительно, ведь он внес смуту в устоявшуюся, размеренную жизнь светского общества. Наталья Дмитриевна с легкостью принимает идею о сумасшествии главного героя, как когда-то считали сумасшедшими умнейших людей.

Платона Михайловича Чацкий называет «Муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей…». Он бы, возможно, и попытался изменить что-то в жизни, но был в полной власти своей жены, и потому обречен на вечную скуку. Не такой Чацкий. Это человек действия и твердых убеждений. Он знает, чего хочет, и остается верен самому себе.

Читайте также:
Особенности конфликта в комедии Горе от ума: сочинение

Этот двойник говорит читателю о том, каким может быть будущее Чацкого, ведь когда-то, когда еще Горич не был женат, они с главным героем были очень близки по духу и взглядам.

Пожалуй, более явный и яркий двойник Чацкого — Репетилов, которого можно считать пародией на главного героя. Уже его фамилия говорит сама за себя и обозначает в переводе с французского «повторять». Но не так проста на самом деле пародийность его образа.

Репетилов появляется внезапно в доме Фамусова почти под конец пьесы. Чацкий с первой встречи видит в нежданном госте самого себя. Появление его — пародия на появление Чацкого в доме, где его никто не ждал. Чацкий восклицает, появившись перед Софьей: «Чуть свет – уж на ногах! И я у ваших ног…». Репетилов, падая со всех ног при входе, произносит: «Тьфу! Оплошал. – Ах, мой создатель! Дай протереть глаза; откудова? Приятель. »

Как Чацкий в порыве высказать свои мысли не обращает внимания на то, что его не слушают, так и Репетилову все равно кто перед ним в качестве собеседника. Как Скалозуб свел монолог Чацкого к мундиру, так и Чацкий сводит речи Репетилова к водевилю. Репетилов, как кривое зеркало, опошляет и отражает в искаженном виде идеи и мысли главного героя. Чацкий в беседе со своим двойником принимает роль Софьи, охлаждая жаркие речи Репетилова колкими замечаниями.

Но задача Репетилова – это не простая пародия на Чацкого. Это возвышало бы главного героя в глазах читателей. Репетилов –напоминание Чацкому о его ненужности обществу Фамусова, о том, что он лишний человек не только в этом доме, а и вообще в стране. Репетилов упрощает образ Чацкого, меняя трагичность на водевильность, о чем говорят и последние сцены комедии.

Репетилов нужен для того, чтобы напомнить Чацкому, каким он может стать, если и дальше будет находиться в обществе Фамусова.

Есть у Чацкого и третий двойник. Но Молчалин, скорее, антипод главного героя. Казалось бы, между ними совершенно нет ничего общего. И в целом это действительно так. Их сходство проявляется в интересе к Софье. Но интерес имеет разную основу. Чувства Чацкого к девушке искренние, настоящие. Молчалину же важно только высокое положение Софьи, женитьба на ней может стать выгодной партией и способствовать его продвижению по службе. И Чацкий, и Молчалин прекрасно знают, как устроено общество, но если Чацкий рвется открыть глаза людям, то Молчалин молчит. Чацкий обличает ложные ценности, Молчалин использует их в своих корыстных целях.

Все три двойника характеризуют главного героя Грибоедова с разных сторон. Но нельзя сказать однозначно, что они выполняют какую-то одну функцию. Горич – это всего лишь возможное будущее Чацкого, от которого, сама того не подозревая, своим отказом спасла его Софья. Молчалин схож с Чацким только лишь пониманием положения, но совершенно противоположен ему в своих целях. Репетилов, хоть и пошлое, все же отражение идей Александра Андреевича, помогающее раскрыть трагизм образа главного героя через комическое. Таким образом, все три двойника в разной степени и пародируют, и продолжают личность Чацкого.

Характеристика Репетилова в комедии «Горе от ума»

Историческая основа комедии «Горе от ума»

А.С. Грибоедов изобразил в комедии «Горе от ума» нравы московского дворянства начала 19 века. В то время в аристократическом обществе наметился раскол между дворянами, придерживающимися консервативных взглядов, и теми, кто принял идеи декабризма и проповедует идеалы истинной гражданственности и патриотизма. В комедии этот раскол назван борьбой «века нынешнего» с «веком минувшим». Многие особенности исторической реальности того времени нашли отражение в пьесе «Горе от ума». Известно, что главный герой комедии Александр Андреевич Чацкий, как и сам автор, выражает идеи декабристов, а именно стремление к справедливости, уважение к народу, к свободе человеческой личности. Однако были в изображенном Грибоедовым обществе и те, для кого эти идеи – дань моде, а не осознанное стремление сердца. В этом отношении необходимо рассмотреть характеристику Репетилова в комедии «Горе от ума».

Как образ Репетилова помогает в раскрытии образа Чацкого?

По-настоящему понять значение образа Репетилова в комедии «Горе от ума» невозможно без обращения к образу Чацкого.
Чацкий выступает в пьесе против «века минувшего» и его идей: против вседозволенности помещиков-крепостников, которые могут разлучить по своей прихоти детей крестьян с родителями, обменять крепостных на борзых собак; против безнравственности московского дворянства, которое привыкло оценивать людей по чинам и деньгам. Причем выступает Чацкий против этого многочисленного лагеря в одиночку. Он убежден, что деньги и положение в обществе не могут быть мерилами человеческой личности. Чацкий считает, что честь и достоинство должны являться главными ценностями в дворянском обществе. Он выражает свои взгляды бесстрашно, но вытеснен из этой среды, оклеветанный, названный сумасшедшим. Время Чацких еще не пришло. Но одиноким он оказался лишь в доме Фамусова. За его пределами у Чацкого есть единомышленники, и победа «века нынешнего» придет позже, но обязательно.

Чтобы более полно и со всех сторон отразить особенности исторического периода, представленного в комедии, Грибоедов вводит в пьесу «Горе от ума» Репетилова. Этот герой появляется на сцене в последнем действии, но он значительно расширяет уже сложившееся у читателя представление о политической обстановке в России того времени. Репетилов – это карикатурный двойник Чацкого, который способен только повторять его слова, но не может осознать их. Задача Репетилова – завоевать вес в аристократическом обществе. Задача Чацкого – это общество обличить и исправить.
Значение образа Репетилова в комедии «Горе от ума»

Как принято в традиции классицизма, героям комедии «Горе от ума» Грибоедов дал говорящие фамилии. Репетилов не исключение. Его фамилия образована от французского слова repeto, что означает «повторяю». Репетилов способен только повторять идеи декабристов, не вникая в них.

Читайте также:
БЫТ И НРАВЫ БАРСКОЙ МОСКВЫ: сочинение

Появляясь на балу у Фамусова в тот момент, когда гости уже разъезжаются, Репетилов не знает о том, что в обществе уже распущен слух о сумасшествии Чацкого. Сначала может даже показаться, что Репетилов станет единственным союзником Чацкого в доме Фамусова, ведь он никому не верит, что Чацкий безумен. Репетилов зазывает Чацкого на собрание тайного общества. По его словам, там обсуждаются многие политические вопросы, связанные с идеями декабризма. Становится понятно, что Репетилов состоит в революционном кружке. Но является ли в комедии «Горе от ума» образ Репетилова образом истинного декабриста?

Репетилов изображается Грибоедовым как пустой человек, произносящий пустые, ничего не значащие для него слова. Не случайно поехать с ним Репетилов предлагает сначала Чацкому, а после его отказа Скалозубу. Этому герою все равно, на чьей стороне быть: «века нынешнего» или «века минувшего». Ему все равно, где проводить свое время: на балу или на тайном собрании. Главное для него – быть своим в светском обществе. К тому же сам Репетилов говорит, что он понимает далеко не все из того, что обсуждается на встречах этого кружка.
Репетилов не декабрист. Это карикатура на декабриста, карикатура на Чацкого. В пьесе «Горе от ума» характеристика Репетилова имеет значение только в сопоставлении с Чацким. Репетилов – отражение Чацкого и его идей в кривом зеркале.

Между Репетиловым и такими людьми, как Чацкий, огромная пропасть. Репетиловы выражают либеральные идеи только потому, что это модно в дворянском обществе. Это могло помочь ему в карьере, а удачная карьера – высшая ценность в фамусовском обществе.

Таким образом, Репетилов – это герой, который бездумно повторяет чужие слова, слова Чацкого и слова, которые он слышит на собраниях тайного общества, в котором состоит, не понимая их смысла и значения. Пустой Репетилов противопоставлен в комедии идеологу Чацкому.

Литература языковедение : Сочинение: Диалог Чацкого с Репетиловым

Диалог Чацкого с Репетиловым

“Горе от ума” – одно из самых злободневных произведений русской драматургии, блестящий пример тесной связи литературы и общественной жизни. Проблемы, поставленные в “Горе от ума”, продолжали волновать русскую общественную мысль и русскую литературу много лет спустя. Комедия “Горе от ума” – плод патриотических раздумий Грибоедова о судьбах России, о путях обновления, переустройства ее жизни. С этой высокой точки зрения и освещены в произведении важнейшие политические, моральные, культурные проблемы эпохи: вопрос о крепостном праве, о борьбе с крепостнической реакцией, о взаимоотношении народа и дворянской интеллигенции, о воспитании дворянской молодежи, о просвещении и русской национальной культуре, о роли разума и идей в общественной жизни, о деятельности тайных политических обществ, проблемы долга, чести и достоинства человека. Как подлинно великий художник, Грибоедов отразил в “Горе от ума” существенные стороны действительности своего времени, целой большой эпохи всемирно-исторического масштаба и значения. Срывая всякие маски, с огромной обличительной силой Грибоедов рисует действительный облик дворянско-крепостнического общества. Колорит времени, который все же отличался от последующего, николаевского, показан в сценах с Репетиловым и имеет очень большое значение для понимания идейного замысла комедии и уяснения политической обстановки, сложившейся в период формирования идей декабристов.

Репетилов появляется в комедии в четвертом действии в качестве гостя на балу у Фамусова. Грибоедов в “Горе от ума” дает говорящие фамилии многим персонажам, и Репетилов не является исключением, так как в переводе с французского его фамилия означает “повторять”. Тем самым автор подчеркивает, что Репетилов способен лишь повторять на словах высокие идеи декабристов, не вникая в их истинный смысл. Он становится центральной фигурой четвертого действия, задавая тон в значительнй части явлений. Около него останавливаются разъезжающиеся с бала гости, начиная с Чацкого, и из разговоров гостей с Репетиловым до Чацкого доходит сплетня о сумашествии. Ни один из героев “Горе от ума” не высказывается так

полно, как Репетилов.

Едва появившись на сцене, Репетилов тотчас же громогласно представляется участником “секретнейшего союза”, перечисляя темы, которые служат в этом “союзе” материалом для споров. Это действительно темы важные, за каждой из них – программные положения декабристов: о камере, то есть о парламенте, о палатах народных представителей, которые являются первейшими признаками конституционного правления; о присяжных – о приводившихся к присяге лицах, заседавших в суде, то есть о демократической форме судебных заседаний; о государственном деле – из контекста явствует, что речь идет о революционном перевороте. Значит, Репетилов и его приятели представляют в комедии декабристов? Однако Грибоедовым Репетилов показан шутом и пустым прощелыгой. Разве мог автор, глубоко убежденный в правильности идей декабристов,

изобразить людей, искренне желавших духовного возрождения России, плутами и пустомелями? Конечно же, нет. Иначе это была бы злая ирония на декабритов, да и на самого Грибоедова! Но тогда для чего же введен в комедию этоп персонаж?

На самом деле образ Репетилова в сопоставлении с образом Чачкого свидетельствует о глубоком понимании писателем того различия, которое существовало между действительно передовыми, свободомыслящими людьми русского общества его времени и тем либерализмом и политическим приспособленчеством, ярким выражением которого является Репетилов. В эпоху Александра I многие сочувствовали либеральному движению не в силу своих идейных убеждений и благородных стремлений, а

потому, что в дворянском обществе царила мода на либерализм. Используя это, многие “либералы” делали неплохую служебную карьеру.

Как известно, Александр I не решался начать явное преследование декабристских организаций и считал вполне “в духе времени” разные кружки, заводившиеся в обстановке клубов. В этих много и туманно рассуждали на “либеральные” темы, подобно тому, как это изобразил в своем рассказе Репетилов.

Читайте также:
МОЛЧАЛИН И СОФЬЯ. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»: сочинение

Вместе с Репетиловым в комедию врывается тьма людей, – так колоритно описаны Репетиловым его знакомые: от князя Григория до барона фон Клоца. Свой рассказ о членах “секретнейшего общества” Репетилов начинает с князя Григория. Князь был одним из тех оригиналов-англофилов, которые заметно выделялись в обществе в эпоху всеобщей приверженности к французским модам: “… век с англичанами, вся английская складка, и так же он сквозь зубы говорит, и так же коротко обстрижен для порядка…”

“Другой – Варкуев Евдоким.”, – говорит далее Репетилов. Личнсть этого персонажа характеризукт его любимая ария: “А! Нон лашьяр ми, но, но, но” Эта ария из оперы Галуппи, которая не пользовалась широким успехом у серьезных ценителей музыки уже в середине XVIII века. А к 1820-ым годам она тем более устарела. И упоминание этойарии как любимой вносит комический оттенок в образ “либерального” героя, “прогрессиста” каким его представляет Чацкому в своем рассказе Репетилов.

В своем монологе Репетилов упоминает о двух братьях, тоже являющихся членами “секретнейшего союза”: “Левон и Боринька, чуднейшие ребята! О них не знаешь, что сказать”, – он не может сказать большего потому, что таких людей, обывателей, которые неприметны в обществе, много. Но для самодержавия, для крепостного строя эти люди на вес золота. Они никогда не скажут нового слова, никогда не сделают поступка, заставившего бы усомниться в нравственных ценностях общества. Удушьев занимает в речи Репетилова центральное место. Рассказчик рекомендует его как “гения”. Удушьев пишет какие-то “сочинения” и печатает их в журнале. Но его статьи, пожалуй, кроме лжи и легкомыслия, ничего не содержат. Комическое впечатление о нем составляет неловко употребленная Репетиловым пословица: “Мы его на черный день пасем”, – тем самым он предрекает приятелю роль жертвы. Каламбурное использование пословиц вообще нередкий прием “Горе от ума”. В образе Ипполита Маркелыча собраны основные качества членов “секретнейшего союза”. Он и “ночной разбойник”, и “крепко на руку не чист”.

Таким образом, все чнены этого “союза”, обсуждающие, пусть и невсерьез, проблемы переустройства общества, полагают, что “умный человек не может быть не плутом”. Конечно же, эти убеждения резко отличались от убеждений декабристов. Декабристы свои таланты оддали на благо родине, а не растратили их в погоне за наградами, за чинами, за личным благополучием.

В рассказе о членах клуба, своих приятелях, Репетилов не забыл упомянуть и о себе. Как обычно для поэтики “Горя от ума”, в речи Репетилова сатирически оттеняется яркое противоречие между тем, что рассказно, и тем, как рассказано. Если первое – колоритная картина жизни, то второе – материал для характеристики персонажа. Репетилов рассказывает о своей службе:

По штатской я служил тогда,

Барон фон Клоц в министры метил,

Внесценический персонаж барон фон Клоц – типичная фигура высшей российской бюрократии, вербовавшейся зачастую из иностранцевв. Они были чужды стране, иногда даже не понимали ее языка, своеобразия Русской культуры. Грибоедов в воем произведении дает характеристику большинству иностранцев, состоявших на службе у императора. “Клощ” в переводе с

немецкого означает “дубина, чурбан”. И такие люди становились министрами, проводили свою жизнь в праздности, жили за

счет русского народа! Это было особенно больно видеть декабристам и Грибоедову.

Репетилов также хотел стать министром, продвигаться по службе с помощью своего тестя, но прогорел: “приданого взял – шиш, по службе – ничего”. В разговоре промелькнула характерная черта того времени. Он признается, что много денег проиграл в карты, скорее всего, специально, своей будущей родне. А дворяне проигрывали не только деньги, но и крепостные семьи, людей. Репетилов говорит о построенном им доме на Фонтанке. В 1820-ые годы Фонтанка действительно застраивалась домами знатных богатых дворян. Однако повествование в полной мере обнажает природу его либерализма: он буквально поставил на карту все, что имел, чтобы вылезти в чины, и не преуспел в этом. Именно поэтому он и не доволен, не прочь покритиковать государственную власть. Репетилов замечает, что секретати барона фон Клоца “все хамы, все продыжны”. Тем

самым он намекает на взяточничество и казнокрадство, которые царили в то время. Это приносило огромный ущерб всей государственной системе.

В образе Репетилова пародийно отражены судьба и характер Чацкого, вплоть до отдельных деталей. И появление, и исчезновение Репетилова со сцены пародийно соответствуют тому, как врывается на сцену и покидает ее Чацкий. Таким образом, автор вводио в “Горе от ума” трагикомическое противостояние героя – идеолога и его шутливой копии.

Репетиловщина, бывшая вполне в духе времени, являясь, по существу, лишь посрамлением идей в устах никчемного крикуна, каков был сам Репетилов, все же представляет “свободу слова”. В таком виде она была вполне терпима правительством и даже служила лицемерной вывеской, прикрывавшей духовную пустоту и палочный режим. В комедии с достаточной яркостью и силой показано то глубокое отвращение, какое вызывала эта клубная болтовня у мыслящего вольнодумца Чацкого. Репетиловщина – это показной либерализм, пустое фразерство, столь ярко выраженное в знаменитых словах Репетилова: “Шумим, братец, шумим…”, – на что Чацкий отвечает: “Шумите, да и только?” В пьесе Грибоедов заглянул далеко за горизонты своей эпохи. Русская реалистическая литература всегда обращалась к коренным вопросам жизни. И первой в этом ряду классических произведений стоит комедия “Горе от ума”. В ней ярко воплощены существенные стороны действительности, основные ее противоречия и конфликты, раскрыт образ положительного героя, новатора своего времени, показана личная жизнь человека в ее связях с общественно-политической действительностью.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: