Главный конфликт пьесы «Горе от ума» Чацкий фамусовские идеалы и принципы: сочинение

Чацкий и Фамусов в комедии «Горе от ума» их отношения и спор – характеристка для сочинения по теме конфликта

Комедия «Горе от ума» отражает назревающий раскол в дворянском обществе. Смена одного столетия другим, завершившаяся война 1812 года требовала от помещиков переоценки ценностей и изменения взгляда на общественную жизнь. В связи с этим появляются дворяне, желающие улучшить положение России за счет повышения ценности человеческой личности и гражданского самосознания. Борьба между двумя группами дворян обозначена в пьесе как столкновение «века нынешнего» с «веком минувшим». В комедии «Горе от ума» Чацкий и Фамусов являются главными противниками.

Проблема ума в комедии

А.С. Грибоедов писал о своем произведении: «В моей комедии 25 глупцов на одного здравомыслящего человека». Под «здравомыслящим человеком» Грибоедов подразумевает главного героя комедии – Александра Андреевича Чацкого. Но в процессе анализа произведения становится понятно, что и Фамусова нельзя назвать глупцом. Так как в образ Чацкого Грибоедов вложил свои собственные мысли и идеалы, то автор оказывается полностью на стороне главного героя. Однако и у Чацкого, и у Фамусова своя собственная правда, которую каждый из героев защищает. И у каждого из них свой ум, просто ум Чацкого и ум Фамусова различаются по качеству.

Ум дворянина, придерживающегося консервативных взглядов и идеалов, направлен на то, чтобы защитить свой комфорт, свое тепленькое местечко от всего нового. Новое враждебно для старого уклада жизни помещиков-крепостников, потому что угрожает его существованию. Таких взглядов придерживается Фамусов.

Чацкий же – обладатель действенного, гибкого ума, направленного на построение нового мира, в котором будут главными ценностями честь и достоинство человека, его личность, а не деньги и положение в обществе.

Ценности и идеалы Чацкого и Фамусова

Взгляды Чацкого и Фамусова резко расходятся по всем вопросами, касающимся уклада жизни дворянина. Чацкий – сторонник образования, просвещения, сам «остер, умен, красноречив», «славно пишет, переводит». Фамусов и его общество, напротив, считают излишнюю «ученость» вредной для общества и очень опасаются появления в их среде таких людей, как Чацкий. Чацкие угрожают фамусовской Москве потерей привычного для нее комфорта и возможности проводить жизнь «в пирах и в мотовстве».

Спор Чацкого и Фамусова разгорается также вокруг отношения дворян к службе. Чацкий «не служит, то есть в том… пользы не находит». Главный герой комедии объясняет это так: «Служить бы рад – прислуживаться тошно». Но консервативное дворянское общество устроено таким образом, что без «прислуживания» здесь невозможно ничего добиться. Чацкий хочет служить «делу, а не лицам».

Но у Фамусова и его сторонников совсем другой взгляд на вопрос службы.

Идеал Фамусова – его покойный дядя Максим Петрович. Он заслужил уважение самой императрицы тем, что однажды на приеме повел себя как шут. Оступившись и упав, он решил обернуть эту неловкую ситуацию в свою пользу: упал еще несколько раз специально, чтобы посмешить публику и императрицу Екатерину. Такое умение «подслужиться» принесло Максиму Петровичу огромное богатство и вес в обществе.

Чацкий же не приемлет таких идеалов, для него это унижение. Он называет это время веком «покорности и страха», зажимающим человеческую свободу. Сравнение героем «века нынешнего» и «века минувшего» оборачивается не в пользу последнего, ведь сейчас «вольнее всякий дышит и не торопится вписаться в полк шутов».

Семейные ценности Чацкого и Фамусова

Столкновение Фамусова и Чацкого происходит и по поводу расхождения их взглядов на семейные ценности. Фамусов считает, что при создании семьи наличие любви совершенно не важно. «Кто беден, тот тебе не пара», – говорит он дочери. Как в обществе, так и в семье во главу угла ставятся деньги. Богатство для фамусовского общества – то же самое, что счастье. Личные качества не имеют значения ни в свете, ни в семье: «Будь плохенький, да если наберется душ тысячки две родовых, – тот и жених».

Чацкий же – сторонник живого чувства, тем и страшный для фамусовской Москвы. Этот герой ставит любовь выше денег, образованность выше положения в обществе. Поэтому и разгорается конфликт Чацкого и Фамусова.

Выводы

Сравнительная характеристика Чацкого и Фамусова выявляет всю подлость и безнравственность Фамусова и его сторонников. Но время Чацкого в том обществе, которое описывается в комедии «Горе от ума», еще не пришло. Главного героя изгоняют из этой среды, объявив его сумасшедшим. Чацкий вынужден отступить из-за численного превосходства «века минувшего». Но он уезжает из Москвы не проигравшим, а победителем. Его речей испугалась светская Москва. Его правда страшна для них, она угрожает их личному комфорту. Его правда одержит победу, так смена старого новым исторически закономерна.

Читайте также:
Взгляды Чацкого и Фамусова: сочинение

Столкновение Фамусова и Чацкого – это спор двух поколений, двух разных миров. Аргументы и причины конфликта, описанные в данной статье, могут быть использованы учениками 9 классов во время написания сочинения на тему «Характеристика Чацкого и Фамусова в комедии «Горе от ума»»

Сочинение на тему: “Чацкий и фамусовское общество – конфликт двух эпох” в пьесе “Горе от Ума” А.С. Грибоедова, 9 класс

Пример готового сочинения на тему «Чацкий и фамусовское общество – конфликт двух эпох» в комедии “Горе от Ума” А.С. Грибоедова

  • Произведение: “Горе от Ума”
  • Автор: А.С. Грибоедов
  • Класс: 9 класс
  • 9 класс
  • Горе от Ума
  • Грибоедов А.С.
  • Русские писатели и поэты
  • Сочинения по русскому языку

Пример 1

Александр Сергеевич Грибоедов в своем произведении “Горе от ума” рассматривает общественный конфликт. Это произведение считалось новаторским для 19 века. Автор говорит с презрением о дворянском обществе, осуждает его.

Центральным конфликтом является противостояние Александра Андреевича Чацкого и фамусовского общества. Действие пьесы происходит в доме Петра Афанасьевича Фамусова, являющимся управляющим казенного дома. Он занимает определенное положение в Москве. Соответственно и круг общения он выбирает, опираясь лишь на собственные интересы и выгоду. К обществу Фамусова мы можем отнести его секретаря Молчалина и полковника Скалозуба. Их можно с уверенностью отнести к людям века минувшего. Они являются сторонниками всего укоренившегося. Это общество совершенно недовольно веяниями всего нового. Им не нравится мода на иностранное, однако их недовольство выражается лишь в раздражении. Действовать они не готовы, для них важна лишь репутация, и главное, чтобы никто ничего дурного при них не сказал.

У Чацкого же совершенно противоположное мнение. Когда он возвращается на родину после трех лет странствий, то очень опечален тем, что город совершенно не изменился. Все осталось так, как было, лишь немного сменилась обстановка, но нравы у общества все те же. Юноша не против службы, но Чацкому не нравится прислуживать другим. Он считает это унизительным. О чем говорит его знаменитая фраза: ” Служить бы рад, прислуживаться тошно.”

Сам конфликт зарождается, когда Чацкий приезжает домой. Он видит, что Софья влюблена в кого-то, но пока не понимает в кого. В итоге любовные прения выливаются в социальный конфликт, в котором Чацкий противостоит в одиночку обществу Фамусова. Он не смог раскусить Молчалина. В итоге с легкой руки Софьи, разнесшей слухи, он еще становится и сумасшедшим. Общество приписывает ему диагноз. А Фамусов отказывает ему от дома.

А.С. Грибоедов в своем произведении показывает дворян, которые боятся каких-либо перемен. Общество и не принимает Чацкого, он видит их пороки и смело на них указывает. Чацкий любит свободу и дорожит ей. А вот эти люди засели в клетках, из которых бояться высунуть носы. Юноша считает, что перемены необходимы, а общество отвергает эти новаторские идеи. В этом и заключен конфликт поколений. В итоге Чацкий проигрывает обществу, поскольку он один и последователей у него нет. Но это пока. Все меняется, время идет.

Пример 2

К трагичным событиям 1825 года Россия идёт долго. Становятся популярными тайные общества и течения. В умах молодых и прогрессивных рождаются мечты о переменах. Обычно, это люди, побывавшие за границей в длительных путешествиях или на обучении. Они вырываются из оков российского дворянства, остановившегося в своём развитии, и теперь умеют мыслить по-другому.

Чацкий — один из таких людей. Он три года не был в Москве. Вернулся и спешит в дом, где часто бывал в юношестве, там любимая София. То, что раньше казалось привычным, теперь ужасает главного героя и даже вызывает отвращение.

Надо сразу сказать, что единомышленников Чацкого на страницах комедии нет, он один противопоставлен целому обществу.

Что же человек нового поколения вменяет «веку минувшему»?

  • Чинопочитание. Фамусов рассказывает историю о дяде Максиме Петровиче, который при дворе оступился в день приема и упал. Государыня одарила его улыбкой, и он еще три раза нарочно падал, чтобы веселить почтенных господ. «Сурьезный взгляд, надменный нрав. Когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб». По мнению Фамусова, учиться нужно такому, а не быть гордецами.
  • Страх. «Прямой был век покорности и страха,/ Всё под личиною усердия к царю».
  • раки по расчету. «Будь плохенький, да если наберется/ Душ тысячки две родовых, — Тот и жених».
  • Отсутствие своих суждений. «А, впрочем, он дойдет до степеней известных, ведь нынче любят бессловесных».
  • Неповоротливость, лень. Чацкий встречает в доме Фамусова своего полкового товарища, который когда-то был резвым офицером, а сейчас женился, живет в скуке и мнимых болезнях.
  • Сплетничество. Вскользь высказанная мысль о том, что Чацкий не в своем уме, разносится по гостиной с изысканно выдуманными подробностями. Кто-то даже вспомнил, как его матушка восемь раз с ума сходила.
Читайте также:
Философские проблемы в пьесе А С Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Главный герой понимает, что гости Фамусова — типичные представители московского дворянства. Даже София, к которой он так спешил, успела впитать в себя все прелести фамусовского воспитания. Для нее лицемерный тихоня Молчалин — достойный человек.

Чацкий дерзок и несдержан. Его речь пестрит изобличительными репликами, которые в скором времени разойдутся на цитаты. «Горе от ума» входит в список самых узнаваемых произведений русской литературы, настолько емко и умно сумел Грибоедов противопоставить взгляды своего героя закостенелому аристократичному обществу. «Служить бы рад, прислуживаться тошно». «А судьи кто?» «Дома новы, а предрассудки стары».

Сочинение на тему Чацкий и Фамусовское общество (9 класс)

В произведении «Горе от ума» Грибоедов описывает события, которые происходят в России после разгрома наполеоновской армии. В эту эпоху взаимоотношения представителей дворянства, которые придерживаются вековых устоев, и прогрессивной молодежью напряжены. Общество здесь представлено Фамусовым, и ему идеологически противостоит Чацкий.

Чацкий олицетворяет собой прогрессивного человека того времени. Его совсем не беспокоит, какое количество людей верит ему и поддерживает, он просто верит в искренность своих слов, а значит никто и ничто не смогут его переубедить. Его непохожесть на других представителей фамусовского общества, как протестанта и мечтателя, призывает прислушаться местных обывателей к его убеждениям. Речь его пряма, горяча и страстна и ею Чацкий приносит огромный ущерб фамусовскому обществу.

Чацкий осознает отверженность от фамусовского общества, превосходно понимает свою экстраординарность. Ведь представитель фамусовского мира не должен иметь собственного мнения, оно руководствуется только мнением общества. С негодованием обвиняет Чацкий крепостников в жестоких нравах и произволе. Его идеал – это самостоятельная, свободная, просвещенная личность.

В фамусовском обществе не ценятся человеческие достоинства, здесь силу имеют власть и богатство, здесь вовсю стремятся к деньгам, званиям, положению в обществе. Угодничество, фальшь, открыто превозносят как добродетель. Человек здесь может достигнуть успеха разными путями, уничижительными и святотатственными, недозволительными для нравственного и благородного человека.

Всю объективную оценку фамусовских «друзей» и «близких» можно дать на балу, там они показывают свое отношение к друг к другу. Читатель видит мелкоту душ тупоголовых злословников, кичливых и болтливых бездельников. Чацкий видит в них «мучителей толпу».

Противники образования не умеющие мыслить самостоятельно, придерживаются лишь публичных понятий, их сплачивает только бескомпромиссная ненавистная вражда к людям с прогрессивным суждением, неподвластности мнений, интеллектуальности Чацкого.

Тщеславясь привязанностью к Москве и Отчизне, эти патриоты» силятся показать, как чуждо и постыло им засилье чужеземщины в родном городе.

Но что в действительности видит читатель? «Тоску и охаянье, и стон» по Франции, чтение – французские романы, песнопения – французские романсы. Учителя – французские гувернеры.

Подводя итог, можно сказать, что произведение затрагивает «вечные» тематики проблем, актуальные и по нынешний день. Избирая комичные и многозначительные фамилии действующим лицам, Грибоедов предлагает не только высмеять их, а также призадуматься над их обличием.

Сочинение 2

Автор сатирической комедийной пьесы «Горе от ума» рассматривает проблемы взаимодействия двух поколений, разницы в убеждениях, принципах и взглядах их представителей. Фамусовское общество является воплощением светского общества Москвы девятнадцатого века. Прогрессивная молодежь нашла свое отражение лишь в единственном герое произведения – Александре Чацком.

Чацкий долгое время жил за границей, получал образование и успел отвыкнуть от России. Вернувшись назад, он сталкивается с непониманием со стороны большинства населения страны, которое в произведении представлено Фамусовским обществом.

Чацкий обладал чувством собственного достоинства, стремился к свободе, был честным, принципиальным молодым человеком, с либеральными взглядами.

Фамусов и люди, окружавшие его, наоборот, были приверженцами устарелых принципов и норм поведения. Прежде всего, они стремились к собственному комфорту, безопасности. Светское общество Москвы девятнадцатого века отличалось лицемерием, чинопочитанием; стремлением к престижным должностям, не видя преград в виде, например, взяточничества для достижения их корыстных целей. Так и Павел Афанасьевич представлял собой типичного чиновника, бюрократа, который видел во всех задачах лишь материальную выгоду. В отличие от него, Александр был действительно патриотом, противником закрепощения крестьян, сторонником равноправия.

Речи Александра, наполненные желанием перемен и стремлением к свободе, ужасали представителей светского общества. Они были не готовы распрощаться с комфортной жизнью и с легкостью ликвидировали раздражавшего их Чацкого, назвав его умственно-отсталым и перестав уделять ему должное внимание.

Читайте также:
Фамусов и Скалозуб как представители «минувшего века»: сочинение

Александр был огорчен мировоззрением жителей Москвы и был вынужден снова покинуть страну. Не найдя поддержки своих идей со стороны населения России, Чацкий не смог достучаться до умов, которые даже не хотели воспринимать информацию о возможных переменах. Герой искренне не понимал, почему люди не хотят жить в интеллигентном обществе, менять жизнь к лучшему. Ответ крылся в том, что общество было не готово к настолько кардинальным переменам, но, не смотря на это, спустя какое-то время в России все равно стал меняться государственный строй.

Чацкий проигрывает спор с обществом Фамусова, но из спора выходит победителем с моральной стороны. У него становится больше последователей, лишенных стереотипов и обладающих такими же внутренними устоями, как и сам Александр.

Грибоедов иронично высмеивал светское общество России два столетия назад, однако, описанные им пороки и в наши дни всё ещё не перестали существовать.

Рассуждение

Знаменитая комедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» написана более двухсот лет назад. В ней очень чётко виден конфликт между поколениями, а также между представителями двух непримиримых сторон. Они показаны в пьесе как век нынешний и век минувший. Вспомним, что такое конфликт в литературном произведении. Это, прежде всего, острое столкновение двух противоположных взглядов на общество, между которыми невозможно примирение или компромисс. Конфликт не может быть разрешён мирно, побеждённые герои покидают место действия.

Работая над своей пьесой, гениальный писатель и дипломат, конечно, понимал, что подобного столкновения не смогут избежать и его главные участники: Чацкий и фамусовское общество. Рассмотрим сначала точку зрения Чацкого. Он, как представитель молодого и прогрессивного поколения, утверждал, что каждый должен на службе заниматься своими прямыми обязанностями, относиться к ним с ответственностью. «Когда в делах, я от веселий прячусь», – отвечает герой Молчалину. Традиции «века минувшего», где процветали ложь, подхалимство, лесть, рабство и раболепие Чацкий считает утратившими свою актуальность в современном обществе, глупыми и унизительными. «Хоть есть охотники поподличать везде, да нынче смех страшит и держит стыд в узде; недаром жалуют их скупо государи», – полагает главный герой.

Однако, как мы видим по развернувшемуся противостоянию, это далеко не так. Людей с похожими взглядами совсем немного. В отличие от них фамусовское общество представлено многочисленными персонажами. Это Фамусов – хозяин дома, управляющий департаментом, его гости: Тугоуховские, Хрюмина, Горичи, Софья, Молчалин, Скалозуб. Все они, независимо от возраста и рода занятий считают, что традиции московского общества незыблемы, и их необходимо оберегать от таких, как Чацкий. В их среде принято не иметь своего мнения, а считаться с взглядами вышестоящих, можно считаться приличным человеком, но с домашними и людьми ниже рангом обращаться пренебрежительно, неблагородно. Понятие чести у них распространяется не на всех, а только на властных и богатых. Поэтому сначала отец Софьи, а затем и другие вступают в открытый конфликт с молодым героем, они считают его взгляды революционными, то есть преступными. Одни отмахиваются от него, другие злобно нападают. Но самый сильный удар наносит девушка, которую он любит. Софья пускает сплетню, о том, что Чацкий сумасшедший. Это обезоруживает молодого человека, он понимает, что быть среди таких людей, ему подобно смерти. «Вы правы: из огня тот выйдет невредим, кто с вами день пробыть успеет», – в отчаянии восклицает герой.

Таким образом, мы видим, как фамусовское общество вступает в конфликт с Чацким, и здесь не может быть победителей. Герой покидает негостеприимный дом и уезжает из Москвы.

Чацкий и Фамусовское общество

Популярные сочинения

Суть нашего мира в том, что его центральное ядро – это та часть, которую мы знаем лучше всего, где мы чувствуем себя защищенными, где нет необходимости выяснять, где какие-либо ожидания уже были или будут выполнены

В произведении «Война и мир» очень много различный героев, одним из них является капитан по имени Прохор Тимохин, неизвестно был ли он чьим-то прототипом или же реальным персонажем.

Образ Ивана Васильевича Грозного, на портрете написанным великим художником Васнецовым, получился весьма величественным и могущим. Художник очень точно описывал в своих картинах исторические моменты

Фамусов и Чацкий в комедии “Горе от ума”: столкновение, конфликт взглядов, Чацкий и фамусовское общество

Фамусов и Чацкий.
Художник М. Башилов

Фамусов и Чацкий являются центральными персонажами комедии “Горе от ума”.

Читайте также:
Традиционное и новаторское в одном из произведений русской литературы XIX века.: сочинение

Фамусов и Чацкий в комедии “Горе от ума”, столкновение, конфликт взглядов Чацкого и фамусовского общества

“. между Чацким и остальными лицами, изображенными в пьесе, существует полная противоположность взглядов, понятий и убеждений.

Фамусов и его кружок олицетворяют собой людей плоти, которые только по наружности кажутся образованными, а на самом деле считают целью жизни одни лишь материальные интересы.

Чацкий, напротив, человек духа. Это высокая нравственная сила, стремящаяся внести свет в общество людей порочных. Нося в душу своей лучшие идеалы и веруя в из моральное значение, Чацкий вступает в борьбу, неизбежно влекущую для него. ряд душевных волнений и мук, которые достаются на долю каждого, преводящего в жизнь новые принципы. Изображение этой борьбы в художественных типах и составляет главную идею комедии “Горе от ума”.

По своему общественному положению Фамусов – богатый чиновник, занимающий видное место в Москве. Он – представитель минувшего века, то есть второй половины царствования Екатерины II, когда большинство людей смотрело на службу, как на источник личного возвышения и обогащения, и совершенно оставляло в стороне заботу о нравственном долге, об общественном благе и т.п. Также смотрел на службу Фамусов.

Служебные занятия мало интересуют Фамусова: с большей любовью и вниманием он следит за тем, где и когда ему придется быть на званом обеде с форелями или на крестинах.

В службе Фамусова на первом плане ставит служение не делу, а лицам, которые выше его по положению и от которых зависит возвышение его собственной чиновничьей карьеры; лесть и низкопоклонничество, унижение перед сильными – вот те средства, которые он совершенно искренне рекомендует каждому молодому человек, желающему служить.

Как Фамусов и его кружок олицетворяют собою черты “минувшего века”, так Чацкий является представителем молодого поколения, развитие которого совершалось под непосредственным влиянием общественного и умственного движения, возникшего в первой половине царствования императора Александра I.

В противоположность Фамусову и всем другим представителям московского общества Чацкий является человеком истинно образованным. Он только что вернулся из-за границы, куда ездил не ради простого развлечения, а . для приобретения тех знаний, которых он не мог бы найти в своем отечестве.

Истинное образование делает человека гуманным, развивает в нем любовь к правде, воспитывает в нем сознание великого значения нравственного долго и ставит его в правильные отношения к родине и окружающим людям.

Таким и представлен Чацкий в комедии Грибоедова. Взгляд его на службу совершенно иной, чем у Фамусова: он требует служению не лицам, а делу; . он. целью службы ставит заботу от общем благе, а не личные материальные интересы. Идеи гуманности и независимости находят в Чацком ярого поборника. Он питает непримиримую вражду к крепостному праву.

Хотя Чацкий и не отказывается служить, но вообще его не прельщает обычай молодых дворян посвящать себя непременно служебной карьере, военной или статской. . он думает, что для образованного русского человека не должно быть чужды и благородные занятия наукой и литературой.

Такие мысли были не только новостью, но просто казались чем-то диким для той косной среды, куда попадает Чацкий. Чацкий, как европейски образованный человек, восстает против тех порядков, какие замечает среди соотечественников по возвращении из-за границы, тем не менее он любит свою родину и является патриотом в самом благородном значении этого слова.

Правда, обличая русское общество в подражании всему иностранному, Чацкий впадает в преувеличение. В сущности же обличительная мысль Чацкого против пустого и рабского подражания русских иностранцам совершенно справедлива.

Борьба Чацкого с фамусовским обществом выражает, как известно, в обличительных речах и монологах. Это подало повод некоторым смотреть на него, как на болтуна-фразера, который будто бы только ораторствует, а ничего в сущности не делает. Но такое обвинение несправедливо.

Речи Чацкого выливаются из души; они проникнуты горячностью и силой глубокого убеждения и потому обличают в нем не фразера, а благородного энтузиаста. В этом случает прямую противоположность олицетворяет собой Репетилов, выведенный автором с намерением посмеяться над теми людьми, которые хотят казаться либералами, а на самом деле либеральные идеи у них только на языке.”

(из книги С. Бураковского “«Горе от ума» А. С. Грибоедова. Разбор комедии для учащихся”, 1891 г.)

***

“Сопоставление Чацкого и барской Москвы. Это — столкновение дряхлеющего крепостнического мира с новыми людьми. Наряду с индивидуальными образами, драматург создает . коллективный образ барского общества.

В «Горе от ума» воссоздана . Москва, социальная, барская, крепостническая, воинствующая и нисколько не комическая.

Читайте также:
Чацкий как герой своего времени (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума).: сочинение

Павел Афанасьевич Фамусов,— яркий образец барской крепостнической Москвы, вырастающий до уровня предводителя большой и властной социальной группы.

В той борьбе двух миров, какая раскрывается в третьем действии, Фамусов выявляет себя воинствующим представителем старого мира, вожаком косного барства. А Чацкий осмысляет столкновение как борьбу двух миров: того, где «покорность и страх», и того, в котором «вольнее всякий дышит».

Столкновение этих двух общественных групп на балу у Фамусова изображено Грибоедовым с замечательной силой реализма.

Противостояние Чацкого и Москвы — это не контраст высокой личности и скудной бытовой среды, а столкновение дряхлеющего, но еще сильного крепостнического барского мира с новыми людьми и новым, идущим на смену миром, который мы назовем демократическим.

В «Горе от ума», как в социальной драме, воссоздано борение социальных сил в русском обществе перед 14 декабря. При этом борьба раскрывалась и осмыслялась Грибоедовым не только как политическая борьба реакционного правительства с оппозиционными кругами, а как борьба социальная, внутри самого общества — между косным крепостническим обществом и группой демократически настроенных людей.

Драматург-реалист . предвидел ближайшее будущее. : на ближайшем этапе борьбы Чацкие будут сломлены Фамусовыми и Скалозубами.”

(Н. К. Пиксанов, статья в книге “А. С. Грибоедов. «Горе от ума»” под ред. Н. К. Пиксанова, серия “Литературные Памятник”, изд-во «Наука», М. 1969 г.)

5 сочинений по комедии Грибоедова “Горе от ума”

­ Пример сочинения 1

Произведение Грибоедова «Горе от ума» это своего рода комедия, как говорится, но на самом деле почитав и разобрав рассказ – это трагедия того времени. Но не стоит удивляться тому, что в то время были такие герои и персонажи. В современном мире многое за это время не поменялось и такие же персонажи есть и по сей день.

Главные герои этого сатирического произведения отличаются характерами и обществом, которое они сами себе выбирают. Все они собрались в доме Фамусова Павла Афанасьевича.

В произведении есть классовое разделение – это Фамуское движение, где признают только высокие чины и заслуги. В этом обществе не признают ни науку, ни искусство. Для них важен чин, который ты занимаешь, даже не являясь образованным человеком. Чтобы простому человеку заработать хоть какое то место в Фамуском обществе, нужно услужить кому-то в окружении. Так в семейный круг Фамусова без всякого звания и чина попал Молчалин, трусливый и тихий человек, которому Фамусов приписал чин асессора. В него влюблена Софья, избалованная отцовской любовью дочь Павла Афанасьевича. Но отец не признает простых людей и поэтому хочет видеть в женихах Скалозуба, он является полковником и метит в генералы, хотя умом совсем не блещет, но при этом имеет хорошее состояние. Софья вовсе не хочет замуж за столь глупого человека и постоянно находит отговорки для отца.

Отличительным героем в сатире является Александр Чацкий, это друг детства Софьи. В детстве он был влюблен в нее, но детство закончилось, и Чацкий отправился путешествовать по стране на 3 года. Он не был приверженцем Фамуского общества, он был умным, красноречивым и не хотел подчиняться кому-то. Также не любил прислуживать, за это его не принимали в тех кругах, а он не разделял их взгляды и считал, что их нравы устарели и они прикрываются мундирами. Вернувшись из путешествий, его чувства вновь вспыхнули к дочке Павла Афанасьевича, и он обращается к нему с разговором о сватовстве, но Фамусов дает понять, что нужно услужить ему, чтобы попасть к ним в семью, с чем Чацкий не соглашается. Но ухаживать и добиваться Софьи не перестает.

Действия которые развернулись далее в доме Фамусова на балу показали, что Молчалин своей услужливостью хотел только остаться в доме, не имея чувств к дочке, а вовсе приударив за Лизой. Софья же ради Молчалина предала всю любовь Чацкого, которую он так бережно берег и хранил эти три года, спеша вернуться к Софье и признаться ей. Она пустила слух о сумасшествии Александра, не подозревая о предательстве Молчалина. Действия развернулись против нее, и отец грозил сослать ее к тетке в деревню. Чацкий, не нашедший себя в обществе Фамусова и разочарованный своим надеждам, покидает Москву навсегда, ведь он оказывается отвергнутым и не принятым обществом.

В данном рассказе автор передает явные изменения в обществе, которые зарождались после войны. Это был раскол в дворянских кругах. Но и по сей день есть такие люди, как Чацкий, которые хотят донести миру свои убеждения, но его никто не слышит, так как он не является не того круга и имеет слишком маленькие полномочия.

Читайте также:
Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Пример сочинения 2

Комедия Грибоедова «Горе от ума» – выдающееся произведение русской литературы. Оно содержит в себе беспощадную критику бездуховного и невежественного общества. Проблемы, поднятые писателем, актуальны в любую историческую эпоху. Именно поэтому многие фразы из комедии стали нарицательными и прочно вошли в состав русского языка. Несмотря на немалое литературное наследие, Грибоедов вошел в историю в качестве автора одного произведения.

Его остальные пьесы и стихотворения совершенно бледнеют перед «Горем от ума». Это даже дало повод для сомнений в том, что именно Грибоедов написал великую комедию. Однако серьезный анализ жизни и творчества писателя полностью подтверждает его авторство.

Главный герой произведения – А. А. Чацкий. Это умный и честный молодой человек, который возвращается в Москву после долгого отсутствия. Он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. Чацкий – единственный положительный персонаж на фоне других героев. П. А. Фамусов – чиновник, в доме которого разворачиваются все события. Это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.

Его секретарь, А. С. Молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. Он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.

Главный женский персонаж – Софья Павловна, дочь Фамусова. В юности она была близко знакома с Чацким и разделяла его взгляды на жизнь. Постепенно Софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. Прежние идеалы давно забыты. Девушка старается занять прочное общественное положение.

Парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума?) объясняется на примере Чацкого. Все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. В высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. В свете царят рабская покорность и чинопочитание.

Такие люди, как Чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. Безусловно умный Чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. Сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. Это вынуждает Чацкого в спешке покинуть Москву. Он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. Блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. Чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.

Проблема «Горя от ума» актуальна и в наше время. Любое человеческое общество в массе становится консервативным и инертным с устоявшимися взглядами и традициями. Человек, способный выбиться из общей массы, подвергается порицанию и осуждению. Это подобно своеобразному общественному инстинкту самосохранения. Чацкий олицетворяет собой передового общественного деятеля, который всю жизнь будет терпеть насмешки и лишь после смерти получит заслуженное признание и уважение.

Пример сочинения 3

Горе от ума-яркое литературное произведение первой половины девятнадцатого века, написанное Грибоедовым. Хотя произведение было известно в общественных кругах, цензура не разрешала его публиковать долгое время. И долгое время пьеса существовала в виде рукописей. Для русской литературы это произведение является первой реалистической комедией. События в нём происходят в доме Фамусовых и имею несколько сюжетных линий: любовная драма и общественное противоречие.

Социальный конфликт выражается в противоречии устоявшихся взглядов общества, которые представлял Фамусов. И взглядов нового поколения молодёжи, считающей своим призванием не службу (государственную или военную), а развитие личности, выраженное в обучении различным наукам, познании роли человека в общества. Конечно подобные взгляды расцениваются Фамусовым как якобинство. Человек глубокого ума не принимается обществом. Общество пытается его изгнать, что очень хорошо ощутил на себе Чацкий, когда его объявили сумашедшим. Ему неуютно в такой компании. Обществу пришлось бы меня свой жизненный уклад, если бы оно приняло взгляды Чацкого, а этого было им неудобно и потому ненужно. В противоречиях старого дворянского общества и представителя нового уклада поднимается много вопросов: уклад в семье, крепостное право, служение государству и другие.

Вместе с этим, персонажи комедии не имеют чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждая личность имеет разный набор характеристик, позволяющий увидеть героя и с положительной и с отрицательной стороны.

Самым сложным персонажем пьесы считается Софья. Она начитана и любит искусство, даже высказывает презрение, в разговоре с Молчалиным, к мнению света, что характерно для нового общества. В то же время она прекрасно лжёт, изворачивается и притворяется, как представители старого дворянства.
Противоречивым характером обладает и Чацкий. Он умный и смелый, и, одновременно, вспыльчивый и бесцеремонный. На протяжении всей пьесы Софья укоряет его за бесцеремонность и привычку высмеивать других людей. Действительно, тот его резкий и безжалостный по отношению к собеседнику. Стоит отметить, что такая грубость не имеет целью оскорбить собеседника. Она получается сомопроизвольно, как резкий всплеск в душе Чацкого на безнравственность общества.

Читайте также:
Творческие замыслы Грибоедова: сочинение

Пример сочинения 4

«Горе от ума» входит в число самых популярных и выдающихся произведений в истории русской литературы. Грибоедов вложил в данную работу прямолинейную критику общества, которое было хамским и безбожным. Кстати, вопросы, которые раскрывал автор в произведении актуальны и в нынешнее время. Многие выражения Грибоедова обосновались в русском языке. Поэт хот и написал довольно много работ, но, по сути, в русской литературе считается автором одного произведения. Многие другие работы писателя неплохи и так же наполнены смыслом, но по сравнению с «Горе от ума» становятся бледными и голыми. Кстати, некоторые критики даже начали сомневаться в том, что именно Грибоедов является автором «Горе от ума». Но, проанализировав жизнь автора, творчество, характер, не остается никаких сомнений в его авторстве.

Центральным персонажем является Чацкий. Этот человек умен и молод, к тому же отличается честностью. Его некоторое время не было в Москве и теперь он возвращается. Молодой человек прямой и никогда никого не боится. Некий Фамусов является ярким примером дворянина, который по уши погряз во лжи, невежестве, как ему не доказывай он всегда прав, он всегда уверен, что только он прав. У Фамусова есть секретарь, который во всем его поддерживает – Молчалин. Этот человек покорный слуга и не спорит с властью и авторитетом хозяина, но и, с другой стороны, секретарь не забывает о себе, при чем жизнь свою делает лучше благодаря обману и лести. Главным женским героем является Софья Павловна, дочь Фамусова.

Горе от ума, довольно странная фраза, но это факт. Чацкий умный, смелый, правдивый, но все что он делает разрушается об некую стену недопонимания. Все высшее общество существует не благодаря уму и честности, а наоборот благодаря лжи, приспособлению, лести. Главное — это чинопочитание. Чацкий это по просто разрушитель спокойствия высших чинов, где жизнь уже определена и идет своим чередом. Ум Чацкого приносит ему горе, общество смеется над ним и признает его сумасшедшим. Умственные способности в столице бессильны, они не приносят счастье, поэтому разочарованный в обществе герой покидает Москву.

Данная проблема, показанная в произведении актуальна и сегодня. Общество в наши дни имеет уже давно устоявшиеся традиции и правила жизни. Когда человек выделяется из общей массы и старается что-то изменить, кому то что-то доказать сразу же становится «белой вороной».

Пример сочинения 5

Комедия “Горе от ума” — одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно.

Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие “прошедшего житья подлейшие черты”, заглушают комедийное звучание произведения.

При написании произведения Грибоедов использовал элементы комедии. Это — наличие любовной интриги, саркастическое изображение персонажей, комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.

“Горе от ума” — политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному. Реализм “Горя от ума” выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи — характеры, верные правде жизни, яркие, не одномерные. Персонажи “Горя от ума” не карикатуры, а точные подобия живых людей.

Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого.

Более всего характеризует то общество, которое противостоит Чацкому, Фамусов. Недаром это общество мы называем “фамусовским”. Фамусов — типичный московский барин начала XIX века с характерной смесью самодурства и патриархальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновничество, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество.

Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова — тот, кто сделал выгодную карьеру; при этом для него неважно, какими средствами это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика. В Фамусове поражает откровенная безнравственность. Она особенно опасна тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его создал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь — и потому оно особенно пугает.

Читайте также:
История создания и анализ комедии Горе от ума Грибоедова А.С.: сочинение

Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает измельчание, опошление военного человека. Его грубое солдафонство, презрение к культуре, невежество отталкивают читателя. Это удачливый карьерист, который характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его преступен. Он основан на военных потерях в армии: “Иные, смотришь, перебиты”. Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.

Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. “Молодые” либеральные идеи дают возможность этой части дворянства “возыметь” в клубе. Свою деятельность они прикрывают пустословием. С исключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное движение.

По всем качествам характера Молчалин тоже принадлежит к фамусовскому обществу. Читателю он кажется ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угодничает, не имеет собственного мнения, однако именно эти “качества” являются залогом его будущего успеха в фамусовском. мире.

Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это не только многие основные герои, но и второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова — важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Загорецкий — необходимый спутник всех фамусовых и хлестовых. “Лгунишка он, картежник, вор. /Я от него было и двери на запор; /Да мастер услужить. ” — говорит о нем Хлестова.

Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог “А судьи кто?” звучит как приговор политическому строю и моральным устоям фамусовского общества. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесчестье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостников. Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро и истину.

Чацкий — это тоже проблема. Проблема непонятой и высмеянной интеллигенции, проблема попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не, проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года.
Чацкий — это прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи.

Комедия “Горе от ума” произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее — вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин и еще многие другие русские писатели и читатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет “начинать новый век”.

««Горе от ума» – это благороднейшее создание гениального человека»

А И. А. Гончаров в своей статье «Мильон терзаний» писал: «Горе от ума» – есть и картина нравов, и галерея живых типов, вечно острая жгучая сатира, и вместе с тем комедия.» . И, видимо, поэтому комедия Грибоедова до сих пор интересна читателям, она не сходит со сцен многих театров. Это поистине бессмертное произведение.

В пьесе, где изображён всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затронул наиболее важные вопросы: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и преклонении перед всем иностранным. Он показал борьбу «века нынешнего» с «веком минувшим» , Чацкого и фамусовского общества.

В доме Фамусова отношения между людьми построены на лжи и лицемерии. Их основные занятия – «обеды, ужины и танцы» . И вот в этот дом, где все пороки прикрыты показной добродетельностью, вихрем врывается Чацкий. В образе Чацкого Грибоедов показал человека нового склада ума и души, воодушевлённого новыми идеями, ищущего новые, более современные формы жизни.

В основе пьесы лежит любовная драма, под которой скрываются социальный и идеологический конфликты. В этих конфликтах и раскрываются все терзания Чацкого, его трагедия. Чацкий приезжает в дом Фамусова к девушке, которую любит, но эта девушка изменила ему. Чацкий страдает оттого, что Софья предпочла ему недалёкого и услужливого Молчалина, у которого-то и есть всего два таланта: «умеренность» и «аккуратность» . При всех своих душевных задатках она целиком принадлежит фамусовскому обществу. Она не может полюбить Чацкого, потому что он складом своего ума и души полностью противостоит этому обществу. Софья оказывается среди «мучителей» , оскорбивших светлый ум и пламенное чувство Чацкого. Поэтому личная драма Чацкого перерастает в общественную и определяет его судьбу как одинокого мечтателя в фамусовском мире.

Читайте также:
Фамусов 2: сочинение

Чацкого мучают общественные проблемы, он понимает весь ужас крепостного права, при котором обречены на гонения всякая независимая мысль, всякое искреннее чувство, когда «от матерей, отцов отторженных детей» сгоняют «на крепостной балет» , чтобы удовлетворить желание барина, когда людей меняют на «борзые три собаки» . Чацкий видит, что у власти стоят люди, которых не волнуют проблемы народа и государства, они лишь:

Защиту от суда в друзьях нашли, в родстве, Великолепные соорудя палаты, Где разливаются в пирах и мотовстве.

И, конечно, в таком обществе блаженствуют не Чацкие с их умом, а Молчалины, умеющие «там моську вовремя погладить, там в пору карточку втереть» . И такой человек как Чацкий, который в науки «вперит ум, алчущий познаний, или в душе его сам бог возбудит жар к искусствам творческим, высоким и прекрасным» навсегда будет изгнан из такого общества.

Чацкий – это человек нового мира. Он не принимает законов жизни старой Москвы. У него своё представление о служении отечеству. По его мнению, надо служить честно, «не требуя ни мест, ни повышенья в чин» . Чацкий выступает против людей, которые ценят лишь богатства и чины, боятся правды и просвещения. Прогресс общества он связывает с расцветом личности, развитием наук и просвещения, что чуждо фамусовскому обществу. Человек, получивший хорошее образование, обладающий блестящим умом, не желает принимать за образцы таких как «дядюшка Максим Петрович» , потому что не видит в них никаких нравственных достоинств и может заявить об этом во всеуслышанье. Чацкий ставит под сомнение моральный авторитет отцов, говоря о «подлейших чертах прошедшего житья» и сравнивая новый век с веком минувшим, отнюдь не в пользу минувшего. Чацкий не только обличитель лжи, он ещё и борец. Борец за дело, за идею, за правду. На все советы Фамусова перестать блажить и брать пример с отцов, он отвечает: «Служить бы рад – прислуживаться тошно» .

В обществе Фамусова идеи Чацкого, его речи и страдания остаются непонятыми. Ему хочется высказать всё, что накопилось у него на душе. На балу в доме Фамусова он восстанавливает против себя всех собравшихся, потому что сосуществование его с «московскими» невозможно. Общество, почувствовав это, повергло его и осмеяло. Чацкого объявили сумасшедшим за его инакомыслие. Его терзания так и остались неразрешёнными.

Комедия Грибоедова говорит о горе человека, проистекающем от его ума. Именно ум Чацкого ставит его вне круга Фамусова. Лучшие человеческие свойства делают его для окружающих «чудаком» , «странным человеком» , а потом – просто безумцем. Чацкий рвётся к «свободной жизни» , «к занятиям наукой и искусством» и требует «службы делу, а не лицам» . Трагедия Чацкого – это трагедия «ума, алчущего познаний» . Комедия даёт Чацкому только «мильон терзаний» . Он находится среди людей, которые не живут, а играют свою роль. Чацкий поражён тем, что не находит в них ничего человеческого. Он не может, да и не хочет более оставаться среди них и уезжает. Такая игра для него противоестественна и неприемлема: Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.

Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету, Где оскоблённому есть чувству уголок.

Карету мне, карету!

По словам И. А. Гончарова, «Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Чацкий начинает новый век – и в этом всё его значение и весь ум.»

Сочинение: Художественные особенности комедии Грибоедова Горе от ума

“Горе от ума” — это благороднейшее создание гениального человека”, — сказал В.Г. Белинский. Действительно, это одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В комедии все представлено очень живо, психологически верно. Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее, Чацкий, не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие “прошедшего житья подлейшие черты”, заглушают комедийное звучание произведения.

Наличие любовной интриги, саркастическое изображение персонажей, комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги — обнаруживают в пьесе элементы комедии. “Горе от ума” — комедия политическая, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному. Реализм “Горя от ума” выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи — характеры, верные правде жизни, яркие, неодномерные. Персонажи “Горя от ума” не карикатуры, а точные подобия живых людей. Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого.

Читайте также:
Авторская позиция и средства ее выражения в комедии Александра Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Фамусов наиболее ярко характеризует то общество, которое противостоит Чацкому. Недаром это общество мы называем “фамусовским”. Фамусов — типичный московский барин начала XIX века с характерной смесью самодурства и патриархальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновничество, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество. Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами.

Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. В Фамусове поражает откровенная безнравственность; она особенно опасна тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Идеал человека для Фамусова — тот, кто сделал выгодную карьеру: при этом для него неважно, какими средствами это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

Фамусов, каким его создал Грибоедов, — зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь — и потому оно особенно пугает.

В образе полковника Скалозуба отражается измельчание, опошление военного человека. Его грубое солдафонство, презрение к культуре, невежество отталкивают читателя. Для него и Москва — “дистанция огромного размера”. Это удачливый карьерист, который характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его преступен. Он основан на военных потерях в армии: “Иные, смотришь, перебиты”. Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.

С исключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное движение, особенно это раскрывается в образе Репетилова.

Молчалин тоже принадлежит к фамусовскому обществу. Читателю он кажется ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угодничает, не имеет собственного мнения.

Молчалин за других себя забыть готов,

Враг дерзости, — всегда застенчиво, несмело…

Ночь целую с кем можно так провесть.

— говорит о нем Софья Павловна. Однако именно эти качества являются залогом его будущего успеха в фамусовском мире.

Широко и многообразно представлено в комедии фамусовское общество. Это не только основные герои, но и второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова — важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Загорецкий — необходимый спутник всех фамусовых и хлестовых.

Монолог Чацкого “А судьи кто?” звучит как приговор политическому строю и моральным устоям фамусовского общества. Поскольку Чацкий является обличителем всех пороков общества, более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесчестье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостников. Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро и истину.

Чацкий — это прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи. В комедии Грибоедов поднимает проблему непонятой и высмеянной интеллигенции, попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже целый комплекс проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года.

Образ Чацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие. Этот образ всегда будет “начинать новый век”. Комедия “Горе от ума” произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала на последующие поколения. Ею восхищались Н. В. Гоголь, Ф. М. Достоевский, М. Е. Салтыков-Щедрин и многие другие русские писатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: