Грибоедовская Москва: сочинение

Грибоедовская Москва

Москва… Для каждого жителя России это слово имеет свое, особое значение. Как сказал Пушкин:
Москва! Как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось…
А. Грибоедов в комедии “Горе от ума”, помимо основных сюжетных линий, показывает “свою Москву” – город, в котором поэт живет и творит. Через своих героев автор выражает отношение к Москве разных социальных групп людей. Первая – “лишние люди”.

Самый яркий их представитель в пьесе – Чацкий, резонер автора, житель Москвы “века

Фамусов и ему подобные видят ценности жизни в богатстве и высоких чинах. Этих вершин москвичи “века минувшего” достигают любыми способами: они прислуживают тем, кто выше их по званию, презирают младших по чину, берут и дают взятки. Эти люди считают, что без протекции и лжи им ничего не добиться в жизни. И они по-своему правы: ведь, по сути, они никому не нужны.

Представители “фамусовского общества” пытаются держаться друг за друга, они служат

Related posts:

Сочинение на тему: Москва – сердце РодиныМосква – сердце Родины Москва – сердце нашей Родины. С этим согласны все, даже большинство петербурж­цев, часто относящихся с определенной рев­ностью к ее столичному статусу. Москва разнообразна и разнолика – так же, как сама Россия. Здесь и шумный пеше­ходный Арбат с его артистами, художника­ми и продавцами сувениров. Это и огромный, шумный проспект Мира с его […].

Фамусовская Москва в комедии “Горе от ума”Интересно, что еще в 1818 году, то есть до появления пьесы, Грибоедов писал С. Н. Бегичеву: “В Москве все не по мне. Праздность, роскошь, не сопряженные ни с малейшим чувством к чему-нибудь хорошему”. Для создания проблемной ситуации возможно обсуждение трех цитат, проясняющих три взгляда на Москву: “Что нового покажет мне Москва?” (Чацкий). “Едва/Другая сыщется столица, […].

Москва как много В ЭТОМ СЛОВЕ ДЛЯ СЕРДЦА РУССКОГО (СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ НА ТЕМУ УРБАНИЗАЦИИ)(СОЧИНЕНИЕ-ЭССЕ НА ТЕМУ УРБАНИЗАЦИИ) Владимир Гиляровский в таких словах признавался в любви к древней русской столице: “Я – москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вклады­вая в него себя. Я – москвич!”. “Москва, России дочь любима…” слышала много при­знаний в любви, но точнее и выразительнее Гиляровско­го, по-моему, не скажешь. Кто лучше Гиляровского мог […].

Москва – сердце РодиныМосква – сердце Родины Москва – сердце нашей Родины. С этим согласны все, даже большинство петербуржцев, часто относящихся с определенной ревностью к ее столичному статусу. Москва разнообразна и разнолика – так же, как сама Россия. Здесь и шумный пешеходный Арбат с его артистами, художниками и продавцами сувениров. Это и огромный, шумный проспект Мира с его […].

Москва в творчестве А. С. Грибоедова и А. С. ПушкинаАлександр Грибоедов так же, как и Пушкин, родился и вырос в Москве. В комедии “Горе от ума” Грибоедов отразил быт и нравы московского барства, которое хорошо изучил, вращаясь в этих кругах. Еще в давние времена народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, тем страшнее представить […].

“На всех московских есть особый отпечаток” (старая Москва в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”)А. С. Грибоедов был человеком, много сделавшим для своего Отечества. Отважный военный, талантливый дипломат, он вошел также и в литературу как создатель поистине гениального произведения – комедии “Горе от ума”. Произведение было настолько “легко”, что разлетелось на крылатые выражения, четверостишия, фразы. И в наши дни можно нередко услышать строки из комедии: “Чуть свет уж на […].

Москва в изображении Л. С. ГрибоедоваКомедия А. С. Грибоедова “Горе от ума” была написана в 1824 году. С позиций декабристов автор высмеивает социально-политическое устройство России того времени, показывая пороки дворянского общества, их закоснелось, отсталость, приверженность застойным традициям. Написанная в традициях классицизма, пьеса, тем не менее, реалистически отображает действительность того времени. Перед нами предстали живые образы русских людей, со всеми их […].

Москва А. С. ГрибоедоваМосква дала России Грибоедова и Пушкина. Это их родина, и нестранно, что жизнь героев их произведений связано с Москвой. Сегодня вам покажут дом Фамусова, что сохранился в центре города, и сегодня можно проехать по столице за маршрутом, которым когда-то везли по Москве любимую героиню Пушкина Татьяну. Но не географическое, не столичное расположение интересовало художников слова. […].

Булгаковская МоскваТонкий психолог – Булгаков, переплетая в своем произведении “Мастер и Маргарита” реалистическое и фантастическое, добился возможности сатирически изобразить Москву 30-х годов. Все события романа развиваются в трех временных планах: настоящее – это сатирическое изображение Москвы и ее нравов; фантастическое – похо ждения Воланда и его свиты в современной Москве; историческое – библейская новозаветная история. Все […].

Москва – столица России1. Дайте характеристику экономик-географического положения, населения и хозяйства Москвы. Какие вам потребуются для этого источники информации? Напомним, что экономико-географическое положение (ЭГП) – это положение объекта по отношению к другим объектам, имеющим экономическое значение: к другим странам, городам, транспортным путям, месторождениям полезных ископаемых, т. е. положение объекта на экономической карте. Поэтому для характеристики ЭГП Москвы вам […].

Москва в творчестве М. Ю. ЛермонтоваДревняя столица России издревле пленяла воображение замечательных русских художников, писателей, поэтов. Даже строгая красота Петербурга, Северной Пальмиры, как нередко называли его, не могла затмить то очарование, которым всегда обладала Москва. Казалось бы, М. Ю. Лермонтов – человек, большую часть жизни проведший на Кавказе, влюбленный в бурный Терек и южную природу, не должен был восхищаться севером. […].

Москва – как много в этом слове для сердца русского (сочинение на тему урбанизации)Владимир Гиляровский в таких словах признавался в любви к древней русской столице: “Я – москвич! Сколь счастлив тот, кто может произнести это слово, вкладывая в него себя. Я – москвич!”. “Москва, России дочь любима…” слышала много признаний в любви, но точнее и выразительнее Гиляровского, по-моему, не скажешь. Кто лучше Гиляровского мог знать царские и княжеские […].

Москва в лицах в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”Комедия Грибоедова является первым реалистическим произведением в русской литературе. И хотя в пьесе немало элементов классицизма, таких как сохранение системы амплуа, говорящие фамилии, единство времени, места и действия, мы по праву можем назвать “Горе от ума” новаторской комедией, в которой представлены типичные образы типичных русских людей того времени, то есть первой четверти XIX века. Грибоедов, […].

Москва А. С. Грибоедова и А. С. ПушкинаА, батюшка, признайтесь, что едва Где сыщется столица, как Москва. А. С. Грибоедов Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось! А. С. Пушкин Москва дала России Грибоедова и Пушкина. Это их малая родина, и неудивительно, что жизнь героев их произведений связана с Москвой. Сегодня вам покажут дом […].

Читайте также:
Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума): сочинение

Москва в комедии Грибоедова “Горе от ума”В конце зимы 1824 г. по Москве распространился слух, будто появилась пьеса, в которой высмеяно московское высшее общество, изображенное зло и карикатурно. Автором этой пьесы был Александр Сергеевич Грибоедов. Талантливый русский дипломат и писатель не случайно избирает местом действия своей пьесы московские гостиные. Колыбелью автора была аристократическая Москва. Москва просвещенная и вольномыслящая воспитала его ум […].

Москва ПастернакаА. Ю. Сергеева-Клятис, В. Г. Смолицкий. МОСКВА ПАСТЕРНАКА. М.: Совпадение, 2009. 527 с. (Научный совет РАН “История мировой культуры”. Пастернаковская комиссия). В мире литературы одна из самых проблемных сфер – литературное краеведение. Будучи, по сути, естественнейшей формой нашего познания окружающего мира, приближения к культурному наследию родины и человечества, на деле оно непрестанно смыкается с несносной […].

Москва в пьесе А. Грибоедова “Горе от ума” и в романе Л. Толстого “Война и мир”“Кто был в Москве, тот знает Россию”, – сказал Карамзин. Еще в давние времена русский народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, тем сложнее представить себе, какой была Москва два столетия назад, какие нравственные устои одухотворяли ее облик. Литература оставила этот след, воспев столицу в […].

Чацкий и фамусовское общество. (8)В комедии “Горе от ума” все действующие лица делятся на положительных – Чацкого – и отрицательных – Фамусов и фамусовское общество. Грибоедов называл Чацкого передовым человеком, то есть человеком, образ которого будет жить вечно, а фамусовское общество – лицом всех дворян того века (“века минувшего”). В комедии фамусовское общество противостоит Чацкому. Ведь в этом обществе […].

Москва и Петербург в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”Когда Толстому шел девятый год, отец в первый раз повез его в Москву. Толстой так рассказывает об этом в “Воспоминаниях”: “Был хороший день, и я помню свое восхищение при виде московских церквей и домов, восхищение, вызванное тем тоном гордости, с которым отец показывал мне Москву”. Отец Толстого был участником Отечественной войны 1812 года, и его […].

Москва в произведениях А. С. Грибоедова и Л. Н. ТолстогоИздавна русский народ говорил о Москве, что это не город, а целый мир. Чем стремительнее становится бег нашего времени, тем сложнее представить себе, какой была Москва столетие назад, какие идеи сменяли друг друга, какие нравственные устои одухотворяли ее облик. Искусство запечатлело историю, воспев ее в произведениях Грибоедова и Пушкина, Толстого и Чехова, Репина и Сурикова, […].

Панорама Москвы. По тексту М. Ю. Лермонтова Москва не есть обыкновенный большой город, каких тысяча (ЕГЭ по русскому)Русский поэт – масштабная фигура в литературе – М. Лермонтов озадачивается вопросом, касающимся причин, по которым Москва не может быть названа обыкновенным городом. В своих размышлениях, автор повествует о Москве, как о городе со своей уникальной историей и душой. М. Лермонтов отвел себе в собственном произведении роль экскурсовода, показывающего читателю знаменитые места, такие, например, как […].

Москва ЦветаевойМосква! Какой огромный Страиноприимный дом! Всяк на Руси – бездомный Мы все к тебе придем. М. Цветаева не зря так подробно описывает московские дома и фрагменты жизни их бывших обитателей. В каждом четверостишии “Домиков старой Москвы” перед нами всплывают почти забытые образы и реликвии. Кудри, склоненные к пяльцам, Взгляды портретов в упор… Странно постукивать пальцем […].

Анализ стихотворения Ф. Н. Глинки “Москва”Федор Николаевич Глинка (1786 – 1880) – выдающийся человек своего времени. Военный и литератор, он пользовался большой известностью в Москве, да и во всей России. Близкий идеям декабризма, Глинка всю свою жизнь проповедовал идеи Добра, Справедливости, Нравственности, Веры. Будучи человеком военным, Глинка прошел почти все воины, выпавшие на долю его поколения. В них закалялся его […].

Грибоедовская ХмелитаНа литературной карте России Хмелита, расположенная в Смоленской области, под Вязьмой, занимает особое место. Усадьба Хмелита – родовое гнездо Грибоедовых, устроенное дедом драматурга, освященное памятью предков, семейными традициями и преданиями, сохранившее ландшафт и архитектуру времен жизни писателя. История становления, процветания, забвения и гибели ее насчитывает два столетия (1750-1950-е). С 1747 года усадьбой владел дед драматурга […].

Москва в творчестве Марины ЦветаевойМарина Ивановна Цветаева родилась в 1892 году в Москве. Пожалуй, нет ни одного поэта, который бы столь сильно любил этот древний город. Куда бы ни заносила судьба великую русскую поэтессу, Цветаева рвалась в Москву, которая была для нее воплощением русского духа, непокорного и самобытного. Первые строки, посвященные исчезающим “домикам старой Москвы”, написаны Цветаевой еще в […].

Москва строитсяВ окрестностях Москвы есть леса и рощи, где совсем не чувствуется соседство города, только большие самолеты проходят по своим трассам высоко в небе… Узкие лесные тропинки сходятся к большим дорогам. Дороги подходят к окраинам города. Новые кварталы появляются между тонких белых берез, между серых стволов осин. Без этих строящихся районов старые города кажутся семьями без […].

МОСКВА МАРИНЫ ЦВЕТАЕВОЙВ своих стихотворениях о Москве Мари- на Цветаева обращается к родному городу не просто как к отчему дому, где находит себе приют любой “бездомный”, живущий на Ру- си, но и как будто к кому-то живому и в то же время невидимому и далекому. Москва! Какой огромный Странноприимный дом! Всяк на Руси – бездомный, Мы все […].

Москва и Петербург на страницах романа А. С. Пушкина “Евгений Онегин”В своем удивительном романе в стихах “Евгений Онегин” Пушкин полно и красочно отобразил свою современность. Большое место он уделил описанию двух столиц России – Москвы и Петербурга. Начинается роман с описания жизни Евгения Онегина, представителя петербургского высшего света. Онегин родился и вырос в Петербурге, вел образ жизни, присущий столичной дворянской молодежи. Высший свет Петербурга совершенно […].

Барская Москва в изображении А. С. ГрибоедоваА. С. Грибоедов написал комедию “Горе от ума” в 1824 году. В это время в России было крепостное право. Грибоедову была тяжела мысль, что народ находится в рабстве. Среди лучших дворян зрела мысль о необходимости освобождения народа от тяжкого бремени. В двадцатых годах образовались тайные общества, люди, входящие в эти общества, впоследствии стали называться декабристами […].

Сочинение по роману “Евгений Онегин” на тему: “Москва – как много в этом звуке!”Москва для ПушкинА – не просто вторая столица и один из крупнейших культурных центров России, где он любил проводить время. С этим городом у Александра Сергеевича особые, полные искренней симпатии и теплоты, отношения. Самые лучшие воспоминания поэта связаны с Москвой: безоблачное детство, начало творческого пути, женитьба на Наталье ГончаровОй. В романе “Евгений Онегин” описанию Москвы […].

Читайте также:
Изображение дворянства в литературе первой половины XIX века.: сочинение

Фамусовская Москва в изображении А. С. Грибоедова“Горе от ума” – величайшее произведение русской и мировой литературы, которое занимает видное место в отечественной драматургии наряду с такими произведениями, как “Недоросль” Фонвизина, “Ревизор” и “Женитьба” Гоголя, “Маскарад” Лермонтова. Уже современники оценили всю мощь и значимость этого произведения. Наибольшую популярность комедия имела в кругах декабристов, которые использовали ее в пропагандистских и просветительских целях. Произведение […].

МОСКВА В ИСТОРИИ РОССИИМосква… Как много в этом звуке для сердца Русского слилось, Как много В Нем Отозвалось… История Москвы уходит корнями в седую даль веков, к началу XI века. Образование Москвы началось с Кремля. Это ее духовный и исторический центр. Краснокирпичные стены, мощью, величием и красотой которых мы восхищаемся сегодня, далеко не первые на Кремлевском склоне. Им […].

Сочинение на тему Мой любимый город – МоскваГород Москва основан в 1147 году. Находится в центре европейской части и является столицей России. Один из самых густонаселенных городов. Своей красотой притягивает множество гостей и туристов. Имеет многовековую линию метро, насчитывает множество вокзалов. В городе расположено множество музеев и исторических памятников, странных храмов. Побывав в Москве хочется вернуться еще и еще раз. В Москве […].

План сочинения на тему: Москва и Петербург в романе А. С. Пушкина “Евгений Онегин”Дополнительные темы сочинений “Люблю тебя, Петра творенье…” А. С. Пушкин ” Медный всадник “ “Москва… как много в этом звуке Для сердца русского слилось” А. С. Пушкин ” Евгений Онегин “ План. I пространственный мир романа. II Царство строгих правил благопристойного лицемера. образ Петербурга – Маскарад. А) хранить молчание в важном споре (1 гл, 5 […].

МОСКВА В ИСТОРИИ РОССИИ (На историческом материале) (1 вариант)В 1147 году сын Владимира Мономаха суздальский князь Юрий, прозванный Долгоруким, возвращаясь из похода на Новго­род, пригласил к себе на пир своего союзника и родственника кня­зя Святослава Ольговича: “Приди ко мне, брате, в Москов”. Так впервые в 1147 году в летописи упоминается о Москве. Эту дату принято считать официальной датой основания древнего города. Расположение Москвы […].

Сочинение на тему: МоскваМосква О столице нашей Родины – Москве можно писать целые произведения. Этот разноликий и разнообразный, как­ собственно и вся стран Россия город, очень старый, но в то же время современный. Люблю ходить по Арбату, воспетому Булатом Окуджавой, с его художниками, рисующими портреты, артистами, играющими на разных музыкальных инструментах, с продавцами различных столичных сувениров туристам и […].

Противоположность воззрений Чацкого фамусовской Москве (по комедии “Горе от ума” А. С. Грибоедова)Столкновение Чацкого с фамусовским обществом было неизбежно. Оно принимает все более ожесточенный характер и осложняется личной драмой Чацкого – крушением надежд на личное счастье. Его выпады становятся все более резкими. Он вступает в борьбу, и в его речах со всей отчетливостью выступает противоположность его воззрений взглядам фамусовской Москвы: Если Фамусов – защитник старого века, времени […].

Фамусовская Москва в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” (Второй вариант)Вы правы: из огня тот выйдет невредим, Кто с вами день пробыть успеет, Подышит воздухом одним, И в нем рассудок уцелеет. А. С. Грибоедов “Кто из грамотных россиян не знает ее наизусть, несмотря на то, что она до сих пор не напечатана и на сцене не была выставлена вполне!” – так писал “Московский телеграф” о […].

Москва 20-ых годов в рассказах М. ЗощенкоМоскву 20-ых годов 20 века запечатлели в своих произведениях многие русские писатели. Среди них – М. Булгаков и его “Мастер и Маргарита”, И. Ильф и Е. Петров с их гениальными “Двенадцатью стульями” и “Золотым теленком”. В одном ряду с этими произведениями стоят рассказы М. Зощенко. Про них можно сказать, что это “смех сквозь слезы”. Несомненно, […].

Сочинение на тему: МОСКВА В РОМАНЕ М. А БУЛГАКОВА “МАСТЕР И МАРГАРИТА”. Часть 2Когда читаешь описание бала, то почему-то кажет­ся, что Москва была бы очень рада, если бы этот пра­здник не прятался в загадочном пятом измерении, а проходил прямо на улицах. Тогда живые могли бы видеть судьбы мертвых, когда-то бывших неправед­ными. Может быть, тогда у них появился бы хороший повод призадуматься, представить себя в роли визите­ров бала и, […].

База знаний студента. Реферат, курсовая, контрольная, диплом на заказ

Грибоедовская Москва — Литература и русский язык

Для многих русских писателей и поэтов Москва была почти святыней, Отчизной. Грибоедов тоже любил Москву, так как родился, вырос здесь, окончил Московский университет.

Но Грибоедовская Москва кардинально отличалась от того города, в котором живем мы (то есть многие памятники архитектуры, например, остались прежними, но вот нравы и порядки изменились кардинально). Прежде всего потому, что в то время она не была столицей, а считалась почти провинциальным городом, особенно зимой (по слова Белинского “Москва впадала в спячку”). Здесь обитали люди, никогда не служившие при дворе, или же те, которые уехали доживать свои дни. В. Г. Белинский даже называл Москву “столицей отставников”.

Грибоедов посвятил “Горе от ума” московским нравам, московскому светскому обществу. Автор говорит о нем иногда с усмешкой, иногда со злой иронией, но всегда с горечью (он любит свой город, но презирает московское дворянство, светские салоны и беспощадно высмеивае6т пороки общества).

Главный герой комедии – Чацкий, молодой человек, принадлежащий к отряду передовой дворянской молодежи. Он попадает в Москву после трехлетнего отсутствия (не раз Чацкий пожалеет о своем отсутствии, ведь любимая девушка успела его разлюбить). Но к его удивлению, ничто здесь не изменилось, нравы в Москве царят на редкость консервативные, люди так и остались полностью удовлетворены тем порядком, который существует, довольны собой и окружающими.

Московские старики – это знатные тузы, свято хранящие традиции старины, пусть даже эти догмы абсурдны и жестоки (и до тех пор, пока эти люди будут живы, и будут занимать высокие посты ничего не изменится). Но в этом обществе есть и молодые. Это либо военные, как Скалозуб, которые, делают все для того, чтобы добиться чинов любыми путями, не за счет ума и заслуг, а другими способами. Либо такие, как Загорецкий и Молчалин, которые ублажают богатых дураков, чтобы через какое–то время самим стать такими же.

Есть еще и такие как Репетилов – жалкое подобие декабриста (на него даже смотреть смешно – пародия, да и только). Чацкий пытается расшевелить это болото, но он одинок. Каковы же нравы людей, в чьей памяти еще живы порядки Екатерины второй? Они глупы, потому как ярые противники любого образования. “Ученье – вот чума, ученость – вот причина”, – их кредо. “Собрать бы книги все, да сжечь!” – их мечта (это за место современного “Ученье – свет”).

Читайте также:
Своеобразие конфликта в комедии Грибоедова Горе от ума: сочинение

Представители московского дворянства лишены каких–либо патриотических чувств и чужды общественных мыслей. Цель и смысл жизни для них – обогащение, личная выгода (здесь можно провести параллель с настоящим временем). Типичным представителем этого круга является Скалозуб. Ему дают такую характеристику: “И золотой мешок, и метит в генералы”. В его возрасте честным путем невозможно достичь всего того, к тому же, он и не скрывает, как все это достигалось. И этот человек считается завидным женихом (он богат, все остальное – неважно). Здесь распространено кумовство, семейственность: Ну как не порадеть родному человечку?

Москва – “ярмарка невест”. Провинциальная, патриархальная. Вспомнить хотя бы князя и княгиню Тугоуховских с шестерью дочерьми. Единственная цель родителей – поскорей выдать их замуж за богатых мужей (неважно какой человек – любой, главное, чтобы был обеспечен). Московское общество – жалкая пародия на французское. Монолог Чацкого о французике из Бордо прекрасное тому подтверждение: Приехал – и нашел, что ласкам нет конца; Ни звука русского, ни русского лица Не встретил: будто бы в отечестве с друзьями…

Список литературы

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.coolsoch.ru/

Для многих русских писателей и поэтов Москва была почти святыней, Отчизной. Грибоедов тоже любил Москву, так как родился, вырос здесь, окончил Московский университет. Но Грибоедовская Москва кардинально отличалась от того города, в котором жи

Фамусовская Москва в комедии Горе от ума Грибоедова 9 класс сочинение

В комедии описано время, когда в обществе только проявляются зачатки декабризма, будущее революционеры вступают в споры со старым обществом в лице Фамусова.

В своём произведении Грибоедов показал Москву как город, который пытается оправиться после битвы с французами.

Москва консервативна, она не собирается принимать никаких нововведений, в нёй господствует только то, что осталось от прошлых времен. Единственное, что беспокоит ее жителей — это слухи и разговоры о них же самих. Фамусов же говорит, что хуже сплетен ничего нет.

Идеальный житель Москвы в представлении Фамусова-это человек с деньгами и властью. Таков был его дядя, который смог добиться расположения Екатерин, используя свою лесть. В то время была престижно быть. Но это касалось не всех людей, а только тех, кто мог принести взамен какую-то выгоду. Например, Загорецкий и Молчалин. Они и не имели знаменитого рода, они не были дворянами, но благодаря своей уступчивости и лести они добиваются не только продвижения по службе, но и уважения в свете.

В Москве того времени как никогда престижно было иметь хороших знакомых и связи.

Как правило, люди в этом обществе не задумывались об образовании, а уж обсуждение данного вопроса приводило всех в негодование, людей волновали лишь танцы и развлечения, а не изучение истории, которое считалось глупым занятием.

Общество всеми силами открещивается от традиций России и ее культуры. Общество восторгается лишь Францией, даже французский язык становится более популярным среди господ.

Мало-помалу культура запада просачивается во все сферы деятельности Москвы. Девушки начинают увлекаться французскими книгами, говорят про себя «мадам» вместо «барыня».

Фамусовское общество выступает за крепостное право, так как бедные крестьяне трудились на господ, вторым это было очень выгодное, они не хотели ничего менять, относясь к людям как рабочему скоту к рабочему скоту.

Также в этом обществе царствуют женщины, а мужчины лишь выступают в роли прислуги. Все друг друга обсуждают и говорят за спиной.

Грибоедов дал героем своей книги говорящие фамилии, чтобы подчеркнуть весь ужас того общества. Например, Молчалин не имел своего мнения и был молчалив. Фамусов же боялся каких-либо рассказов о себе. Стоит ли говорить о таких фамилиях как Хлестова, Хрюмин и Скалозуб?

Единственный человек, который действительно был порядочным в этом произведении — это Чацкий. Он пытался открыть людям глаза на то, что происходит на проблемы, в которых они погрязли. Однако общество не принимало его и считало каким-то сумасбродом.

В заключение хочется сказать, что автор произведения изобразил Москву как место, в котором пережитки прошлого борются с настоящим, не признают ничего нового и настолько консервативны, что тем самым разрушают все вокруг, не замечая этого.

Сочинение Фамусовская Москва

Горе от ума — название самой популярной комедии в стихах А.С. Грибоедова. Комедией это произведение прозвали неспроста. Безусловно, в характеристике жанровая постановка играет более значимый смысл, нежели сам сюжет, но все-таки… Прочитав эту комедию, Вы можете столкнуться с чувством недопонимание и отвращения. Все это будет связано с мерзким обществом Фамусова.

Фамусов — типичный представитель глупого населения. Несмотря на свой социальный статус, он не обладает должным уровнем образования. Павел Афанасьевич сторонится науки, не любит изучать, ровным счетом, ничего. Он алчен, богат и продажен. Такой человек ищет себе подобных.

Со временем у него появляется свой круг общения – именуемый Фамусовским обществом. Несложно догадаться, что все эти люди такие же мерзкие, как он. Их волнуют деньги, наряды, жизнь других людей.

Частенько они устраивали балы, на которых им доводилось показать свои образы, похвастаться материальным положением. Это общество возносило деньги, славу, роскошь: все, кроме человеческих чувств. Образованность неприсуща никому из них.

Общество Фамусова ненавидит умных. Они словно презирают тех, кто отличается от них.

Я думаю, самое отвратительное заключается не в их неадекватности, а в том, что такие люди буквально поработили всю Москву.

Термин Фамусовское общество со временем перешел в более обширный — Фамусовская Москва, и держалась она на трех принципах: заискивание, прислуживание и лесть. Люди этого круга ждали восторгов в свой адрес, надеялись на одобрение их выбора и их стиля жизни. Но они позабыли о самом главном. В погоне за роскошью они утратили способность мыслить, рассуждать и думать. Глупо, наверное, быть богатым, но необразованным. Невозможно удержать свой статус, не имея ничего за душой. Каждый человек, стремящийся к прогрессу, обязан развиваться всесторонне, а общество Фамусова совсем не хотело меняться. Их устраивала аморальность их жизни и ни о каком развитии не может быть и речи.

Фамусов и его сторонники научили меня одному – нужно быть верным своим принципам и в любой ситуации оставаться человеком, иначе наступит хаос.

Вариант 3

А.С.Грибоедов начинал как писатель — классицист. В своей знаменитой комедии он соблюдал каноны классицизма. Все действие происходит в течение одних суток в доме знатного московского вельможи Павла Афанасьевича Фамусова. Вот большой чиновник пристает к служанке и в то же время поучает дочь, которая всю ночь провела в компании Молчалина. Не надобно другого образца, когда в глазах пример отца – монашеским известен поведеньем. Фальшь, лицемерие, ханжество в словах Фамусова. Это первое впечатление. Софья Павловна тоже решает поинтриговать, говорит о своем возможном замужестве. Который же из двух? Молчалин или Чацкий? — мучается Фамусов. Он свято убежден: «Кто беден, тот тебе не пара». Свою задачу родителя он видит в том, чтобы найти выгодную партии для дочери.

Читайте также:
Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий,а с ним и вся комедия»?: сочинение

А вот уже реальный жених – полковник Скалозуб. «И золотой мешок. И метит в генералы». Скалозуб примитивен в своих суждениях, его мечты о карьерном росте базирутся на циничном – «другие, смотришь, перебиты». Речь его бедна, в ней преобладают солдатские слова и выражения – солдафон . Вот идеал мужа.

Падение Молчалина с лошади и обморок Софьи заставляют Чацкого сомневаться: Молчалин прежде был так глуп. Ужели он ей мил? Взгляды Молчалина окончательно убеждают Чацкого в невозможности любви Софьи. Фамусов подбирает своих людей в служащие – как не порадеть родному человечку. Секретарь Фамусова хорошо усвоил, что надобно угождать , как учил отец, вышестоящим, ездить на поклон к власть имущим. Самые лучшие деловые качества, по его мнению, — умеренность и аккуратность. Он готов на подлость — притворяется влюбленным в угоду дочери такого человека.

И наконец, кульминация – бал в доме Фамусова. Фамусовское общество в сборе. Их объединяют общие взгляды:

— самодержавно-крепостнические воззрения ( Чацкий в одном из монологов обвиняет чиновникf в том, что тот собрал на крепостной балет от матерей оторванных детей, а затем распродал крепостных по одиночке).

— для фамусовской Москвы идеалом является Кузьма Петрович, который был с ключом, т.е. имел высокую придворную должность камергера, и сыну ключ умел доставить – сумел хорошо пристроить сына.

— отношение к службе халатное – «подписано, так с плеч долой». Главное, подслужиться нужному человеку, как Максим Петрович-«когда же надо подслужиться, и он сгибался вперегиб» . Зато не то на серебре – на золоте едал.

— столпы общества не читают. Их познания из старых газет. Они выступают против образования, они невежественны.

— женщины в обществе играют важную роль: они выносят суждения, продвигают по службе.

Особенно популярны у них военные.

— преклоняются перед всем иностранным.

В сцене бала Грибоедов использует прием калейдоскопа: мелькают лица, но они не сливаются, каждый персонализирован, у каждого подчеркнуто определенное качество.

Вот в доме Фамусова появляются Горичи — некогда бравый вояка Платон Михайлович превратился в подкаблучника – « муж-мальчик, муж-слуга из жениных пажей…».

Далее прибывают Хрюмины бабушка и внучка. Высокомерные зазнайки, которые плохо говорят на языке своем родном. Князь и княгиня Тугоуховские с шестью дочерьми посещают балы с одной целью – найти жениха. Наконец, старуха Хлестова с арапкой девкой и собачкой – именно так помещики относятся к крепостным. Нужны здесь и господа Д И Н., Загорецкие, готовые услужить важным лицам, Молчалин, который дойдет до степеней известных, Софья, истинная дочь своего отца, скорая на расправу.

Вот они, наши судьи, столпы общества.

Единым фронтом выступают они против свежих мыслей, ума, бесстрашия – охотно признают Чацкого сумасшедшим. Однако Чацкий способен противостоять крепостникам и ретроградам, он разоблачает косные взгляды столпов общества. Однако он один против всех и потому сломлен количеством старой силы. Вон из Москвы, сюда я больше не ездок – герой бежит из удушающей атмосферы древней столицы.

помогите найти изложение Грибоедовская Москва

РАЗВИТИЕ РЕЧИ. ИЗЛОЖЕНИЕ «ГРИБОЕДОВСКАЯ МОСКВА» — СЛОЖНОПОДЧИНЕННЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Данную работу целесообразно проводить после урока литературы, на котором учащиеся знакомятся с биографией А. С. Грибоедова, перед изучением комедии «Горе от ума», что поможет девятиклассникам лучше понять содержание, идею произведения.

После чтения текста коллективно составляется план, который затем записывается на доске, записываются и выделенные в тексте слова.

Возможный вариант плана.

1. Москва после ухода французов.

2. «С нами совершаются чудеса божественные…» (А. Мерзляков.)

3. «Дома новы, но предрассудки стары».

4. Раскол в лагере дворян.

Москва, по свидетельству современников, после ухода французов в 1812 году представляла собой пепелище. Из 9158 домов, деревянных и каменных, сгорело 6532. А сколько погибло культурных ценностей! Сгорело собрание Мусина-Пушкина и в нем подлинная рукопись «Слова о полку Игореве». Была уничтожена научная коллекция Московского университета, библиотека Бутурлина в 40 тысяч томов и многие другие невосполнимые ценности.

Многие москвичи не верили в восстановление Москвы и считали, что с Москвой надо навсегда проститься. Но в сожженную, ограбленную, разоренную Москву понемногу возвращаются беженцы. Начинается восстановление почти полностью испепеленного города.

Уже в 1813 году поэт А. Мерзляков пишет: «С нами совершаются чудеса божественные… Москва, разрушенная, опустошенная,— уже лучший город в России. Топор стучит в тысячах рук, кровли наводятся; целые опустошенные переулки становятся по-прежнему застроенными; народу тьма…»

Москва становится еще краше. Сносятся укрепления Китай-города, воздвигнутые еще при Петре I, и на их месте прокладываются Театральный и Китайский проезды. Была осушена топь на Театральной площади, а река Неглинная, протекавшая в открытом канале, была взята в трубы и засыпана землей. У стен Кремля были посажены сады, а на Моховой построено здание Манежа для ученья и смотра войск.

Москва отстраивалась и хорошела, но за новыми фасадами домов потекла старая, беззаботная, привольная дворянская жизнь. В Москве восстанавливается старый дворянский уклад XVIII века.

«Тузы» и дворяне среднего достатка держали многочисленную дворню. Каждый из слуг имел свои обязанности: кто убирал комнаты, кто следил за топкой печей, кто обязан был греть перед печкой газеты, прежде чем подать их барину. Считалось неприличным самому встать с места и взять нужную тебе вещь — это должен был делать слуга.

Жили в богатых дворянских семьях и приживалы-нахлебники. К их числу принадлежал, например, известный всей Москве грек Метакса. («А жив он, турок или грек?» — спросит о нем Чацкий.)

В Москве доживали свой век отставные вельможи, те, кто был в силе при Екатерине и при Павле. Они пользовались теперь призрачной славой, хвастаясь прежними «заслугами», знаками отличия, орденами. Такой вельможа целый день зевает у камина, а вокруг него всё в движении: суетится челядь, гремит на хорах музыка. Он окружен иностранцами, шарлатанами, людьми, которых он презирает, но без которых не может обойтись. К московским тузам, разливавшимся «в пирах и мотовстве», принадлежал, например, князь Голицын, промотавший за несколько лет состояние в 22 тысячи крепостных душ и в несколько сот тысяч рублей.

Развлекались дворяне по-разному. Богатые помещики устраивали домашние театры. Во время приемов некоторые «театралы» прятали за ширмой кого-нибудь из крепостных актеров, искусно подражавших пению птиц.

Читайте также:
А.С.ГРИБОЕДОВ ГОРЕ ОТ УМА. КОHФЛИКТ ЧАЦКОГО И СОФЬИ.: сочинение

Большое место в жизни столицы занимал Английский клуб, насчитывавший около 600 человек. В него допускались лишь представители московской знати, женщинам туда доступ был закрыт. Уверенные в своем всеведении, многие из членов клуба с важностью рассуждали там о вещах, совершенно им чуждых, не боясь при этом высказать свое невежество. Были среди членов клуба и неглупые люди, но они чаще всего просиживали вечера в газетной комнате.

Выезжали в свет обычно цугом — на шестерке запряженных лошадей с 2—3 лакеями на запятках.

В программу домашнего воспитания дворян включалось прежде всего обучение пению, танцам и французскому языку. Занятие наукой и искусством считалось делом, недостойным дворян. Так, графу Федору Толстому, избравшему путь художника, говорили, что он бесчестит свою фамилию.

Французская речь стала очень модной. Оставшиеся в России пленные приглашались в дом московских дворян в качестве учителей. В редком доме не было своего пленного француза.

Но дворянская Москва еще до 1812 года разбивается на два лагеря. С одной стороны — дворяне-крепостники, московские тузы, защитники дедовских заветов, с другой — горячая, увлекающаяся передовыми идеями дворянская молодежь, резко критикующая крепостной строй, считающая его большим злом для России. Эти люди мечтали об изменении государственного строя. Из их среды выйдут первые русские революционеры-декабристы.

Рекомендуется записать в ученический словарь слова, в которых, как показывает опыт, допускаются ошибки при написании сочинения по комедии Грибоедова.

Чацкий, преданья старины, галломания, изображать, противопоставление, гостиная, канцелярия, свояченица, секретарь, проект, бессловесный, вакансии, вельможа, галерея, ветреник, карьерист, фельдфебель, календарь, сановник, сумасшедший, крепостник, учреждение, классицизм, карбонарий, клиенты-иностранцы, мошенник, низкопоклонник, свободомыслие, персонаж, конфликт, общественно-политический, декабристский, жизненные идеалы, просвещение.

Значение слов выясняется как при их записи, так и на уроках литературы при чтении и комментировании комедии.

Отработка правильного написания слов ведется рассредоточенно на последующих уроках; данные слова включаются в контрольный словарный диктант (см. урок 29).

Домашнее задание: подготовиться к пересказу текста по составленному в классе плану. Проверка выполнения данного задания может быть полной, а может быть рассредоточена по пунктам плана на последующих уроках как русского языка, так и литературы.

Грибоедовская Москва

Москва… Для каждого жителя России это слово имеет свое, особое значение. Как сказал Пушкин: Москва! Как много в этом звуке Для сердца русского слилось! Как много в нем отозвалось… А. Грибоедов в комедии «Горе от ума», помимо основных сюжетных линий, показывает «свою Москву» — город, в котором поэт живет и творит. Через своих героев автор выражает отношение к Москве разных социальных групп людей. Первая – «лишние люди». Самый яркий их представитель в пьесе – Чацкий, резонер автора, житель Москвы «века нынешнего». Но более распространен другой тип москвичей – так называемое «фамусовское общество». Эти люди заняты балами и обсуждением знакомых. Фамусов и ему подобные видят ценности жизни в богатстве и высоких чинах. Этих вершин москвичи «века минувшего» достигают любыми способами: они прислуживают тем, кто выше их по званию, презирают младших по чину, берут и дают взятки. Эти люди считают, что без протекции и лжи им ничего не добиться в жизни. И они по-своему правы: ведь, по сути, они никому не нужны. Представители «фамусовского общества» пытаются держаться друг за друга, они служат не делу, а лицам. Лицам, которые могут помочь им возвысится – получить очередной чин. Такие людишки и являются жителями грибоедовской Москвы. Как говорит Фамусов, столица России еще не шагнула в «век нынешний» и помнит только то, что происходило раньше. и прежний порядок, когда не было таких, как Чацкий, нравится им намного больше: Тогда – не то, что ныне: При государыне служил Екатерине! «Фамусовское общество» в грош не ставит новое поколение с прогрессивными взглядами, поучает Чацкого и других «вольнодумцев», ставя им в пример какого-то льстеца Максима Петровича. В уста Чацкого автор вкладывает свое мнение о Москве и ее жителях: Что нового покажет мне Москва? Сегодня бал, а завтра будет два. Тот сватался – успел, а тот дал промах. Все тот же толк и те ж стихи в альбомах. Но «фамусовское общество» довольно тем, что в столице можно не менять своих взглядов. Оно гордится «своей» Москвой: Едва ли в мире сыщется столица Такая, как Москва… Но Фамусов боится, что Москва станет городом «века нынешнего»: «Он карбонарий, опасный человек» — говорят о Чацком. Итак, грибоедовская Москва в «Горе от ума» — копия Москвы настоящей. Чецкий и ему подобные – поэты, писатели, художники, … одним словом, интеллигенция нового времени. «Фамусовское общество» — пережиток «века минувшего», который господствует в Москве, но обязательно должен исчезнуть.

Сочинение по литературе. Грибоедовская москва

Для многих русских писателей и поэтов Москва была почти святыней, Отчизной. Грибоедов тоже любил Москву, так как родился, вырос здесь, окончил Московский университет. Но Грибоедовская Москва кардинально отличалась от того города, в котором живем мы (то есть многие памятники архитектуры, например, остались прежними, но вот нравы и порядки изменились кардинально). Прежде всего потому, что в то время она не была столицей, а считалась почти провинциальным городом, особенно зимой (по слова Белинского «Москва впадала в спячку»). Здесь обитали люди, никогда не служившие при дворе, или же те, которые уехали доживать свои дни. В. Г. Белинский даже называл Москву «столицей отставников».

Грибоедов посвятил «Горе от ума» московским нравам, московскому светскому обществу. Автор говорит о нем иногда с усмешкой, иногда со злой иронией, но всегда с горечью (он любит свой город, но презирает московское дворянство, светские салоны и беспощадно высмеивае6т пороки общества).

Главный герой комедии – Чацкий, молодой человек, принадлежащий к отряду передовой дворянской молодежи. Он попадает в Москву после трехлетнего отсутствия (не раз Чацкий пожалеет о своем отсутствии, ведь любимая девушка успела его разлюбить). Но к его удивлению, ничто здесь не изменилось, нравы в Москве царят на редкость консервативные, люди так и остались полностью удовлетворены тем порядком, который существует, довольны собой и окружающими. Московские старики – это знатные тузы, свято хранящие традиции старины, пусть даже эти догмы абсурдны и жестоки (и до тех пор, пока эти люди будут живы, и будут занимать высокие посты ничего не изменится).

Но в этом обществе есть и молодые. Это либо военные, как Скалозуб, которые, делают все для того, чтобы добиться чинов любыми путями, не за счет ума и заслуг, а другими способами. Либо такие, как Загорецкий и Молчалин, которые ублажают богатых дураков, чтобы через какое–то время самим стать такими же. Есть еще и такие как Репетилов – жалкое подобие декабриста (на него даже смотреть смешно – пародия, да и только). Чацкий пытается расшевелить это болото, но он одинок.

Читайте также:
Старая Москва в комедии «Горе от ума»: сочинение

Каковы же нравы людей, в чьей памяти еще живы порядки Екатерины второй?

Они глупы, потому как ярые противники любого образования. «Ученье – вот чума, ученость – вот причина», — их кредо. «Собрать бы книги все, да сжечь!» – их мечта (это за место современного «Ученье – свет»).

Представители московского дворянства лишены каких–либо патриотических чувств и чужды общественных мыслей. Цель и смысл жизни для них – обогащение, личная выгода (здесь можно провести параллель с настоящим временем). Типичным представителем этого круга является Скалозуб. Ему дают такую характеристику: «И золотой мешок, и метит в генералы». В его возрасте честным путем невозможно достичь всего того, к тому же, он и не скрывает, как все это достигалось. И этот человек считается завидным женихом (он богат, все остальное – неважно).

Здесь распространено кумовство, семейственность:

Ну как не порадеть родному человечку?

Москва – «ярмарка невест». Провинциальная, патриархальная. Вспомнить хотя бы князя и княгиню Тугоуховских с шестерью дочерьми. Единственная цель родителей – поскорей выдать их замуж за богатых мужей (неважно какой человек – любой, главное, чтобы был обеспечен).

Московское общество – жалкая пародия на французское. Монолог Чацкого о французике из Бордо прекрасное тому подтверждение:

Приехал – и нашел, что ласкам нет конца;

Ни звука русского, ни русского лица

Не встретил: будто бы в отечестве с друзьями…

Усадьба Барышникова, Мясницкая, 42

Здание сохранилось почти в том же виде, в котором его застал Грибоедов в 1820-е годы. Усадьба построена после Отечественной войны Иваном Барышниковым, купцом, заслужившим дворянство; архитектор усадьбы – Матвей Казаков. В 1823-м усадьба стала приданным дочери Барышникова Анны, которая вышла замуж за подполковника Степана Бегичева, близкого друга Грибоедова. По приглашению Бегичева Грибоедов гостил в этом доме около года; здесь у него был свой кабинет, в котором он работал над комедией «Горе от ума». Грибоедов также посещал балы, которые устраивали Бегичевы – хотя обычно сторонился светских мероприятий, и впервые читал здесь своё произведение. По воспоминаниям Бегичева, поэт просил его дать оценку написанному и сильно переработал начало после критики.

Служить не рад? Почему Грибоедов не ценил дипломатическую работу Сейчас в этом доме находится редакция еженедельника «Аргументы и факты». Издание взяло на себя миссию по восстановлению особняка и успешно ее выполнило: проведенные работы позволили не только сохранить и восстановить уникальный памятник допожарной Москвы, но и придать фасадам и парадным залам тот вид, который они имели после постройки. Ремонтно-реставрационные работы фасада усадьбы с воссозданием утраченных белокаменных элементов карниза, лепного декора стен и фронтона портика, а также ограды, проведенные в 1997 году, отмечены Дипломом Правительства Москвы. В особняке проводятся мероприятия, посвященных памяти Грибоедова: «АиФ» организовывает литературно-музыкальные вечера, Грибоедовские чтения, проводит выставки афиш спектакля «Горе от ума» от разных театров России за два с лишним века. Главной целью мероприятий, является сохранение и популяризация историко-культурного и литературного наследия России и одного из ее выдающихся представителей.

«Фамусов и Скалозуб как представители «минувшего века»»

Фамусов – убежденный крепостник, готовый из-за любого пустяка сослать в Сибирь «на поселенье» своих крепостных слуг, яростный ненавистник просвещения, «низкопоклонник, льстец», человек, лишенный подлинного достоинства и чести, пресмыкающийся перед высшими для получения чинов и богатства. В Фамусове запечатлены также черты реакционно настроенного чиновничества, оплота царского самодержавия. О Фамусове Гоголь замечает: «Тип Фамусова так же глубоко постигнут… как хвастается Простакова своим невежеством, он хвастается полупросвещением, как собственным, так и всего того сословия, к которому принадлежит: хвастается тем, что московские девицы верхние выводят нотки, словечка два не скажут, все с ужимкой; что дверь у него отперта для всех, как званых, так и незваных, особенно для иностранных; что канцелярия у него набита ничего не делающей родней. Он и благопристойный степенный человек, и волокита, и читает мораль, и мастер так пообедать, что в три дни не сварится. Он даже вольнодумец, если соберется с подобными себе стариками, и в то же время готов не допустить на выстрел к столицам молодых вольнодумцев, именем которых честит всех, кто не подчинился принятым светским обычаям их общества».

Облик Фамусова, типичного представителя реакционного московского барства, воплощен не только в «Горе от ума». Фамусовские черты отмечает в своих стихотворных характеристиках барской среды той эпохи молодой Пушкин. О них пишут и говорят многие современники Грибоедова, его друзья декабристы.

Примечательно, что в августе 1819 г. в речи на заседании Библейского общества в Киеве декабрист М. Ф. Орлов ярко нарисовал напоминающий Фамусова облик реакционера-крепостника, «любителя… не добродетелей, но только обычаев отцов наших, хулителя всех новых изобретений, врага света и стража тьмы», мечтающего о том, чтобы повергнуть Россию «к прежнему невежеству и оградить непроницаемой стеной от набегов наук и художеств».

Все это свидетельствовало о типичности и жизненной конкретности образа Фамусова.

Рядом с Фамусовым в комедии стоит Скалозуб – «И золотой мешок и метит в генералы». Полковник Скалозуб типичный представитель аракчеевской армейской среды. В его облике нет ничего карикатурного: исторически он вполне правдив. Как и Фамусов, полковник Скалозуб руководствуется в своей жизни «философией» и идеалом «века минувшего», только в еще более грубой и откровенной форме. Цель своей службы он видит не в защите отечества от посягательства врага, а в достижении богатства и знатности, которые для военного, по его мнению, доступнее. Чацкий характеризует его так:

* Хрипун, удавленник, фагот,
* Созвездие маневров и мазурки!

По словам Софьи, Скалозуб только и говорит, что «о фрунте и рядах». Источник «военной мудрости» Скалозуба – это прусско-павловская школа в русской армии, столь ненавистная свободомыслящим офицерам того времени, воспитанным на заветах Суворова и Кутузова. В одной из ранних редакций комедии в разговоре с Репетиловым Скалозуб прямо заявляет:

* Я школы Фридриха, в команде – гренадеры,
* Фельдфебеля – мои Вольтеры.

Свою карьеру Скалозуб начал делать с того момента, когда герои 1812 года стали заменяться тупыми и рабски преданными самодержавию солдафонами во главе с Аракчеевым. Тогда «на каждом шагу встречались скалозубы не только в армии, но и в гвардии, для которых было непонятно, что из русского человека возможно выправить годного солдата, не изломав на его спине несколько возов палок» ,- отмечает декабрист Якушкин. Именно люди типа Скалозуба менее чем через год после окончания «Горя от ума» расстреляли из пушек декабристов на Сенатской площади в Петербурге. Образ его имел большое политическое значение для разоблачения военно-крепостнической реакции того времени.
Характерно, что Скалозубу Грибоедов противопоставляет его двоюродного брата, представителя другой среды в русской армии, той вольнолюбивой части офицерства, из которой вышли многие декабристы-военные. После окончания войны 1812-1814 гг. двоюродный брат Скалозуба, подав в отставку, уехал в деревню «читать книги». О правдивости этого образа свидетельствует декабрист П. Каховский. «У нас молодые люди при всех скудных средствах занимаются более, чем где-нибудь,- пишет он,- многие из них вышли в отставку и в укромных своих сельских домиках учатся и устраивают благоденствие и просвещение земледельцев, судьбою их попечению вверенных… Сколько встретишь теперь семнадцатилетних молодых людей, о которых смело можно сказать, что они читали старые книги».

Читайте также:
МОЛЧАЛИН И СОФЬЯ. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»: сочинение

Уход в отставку многих передовых офицеров, отличившихся в войнах 1812-1814 гг., был связан также с усилением в армии аракчеевского режима – преследованием всякого свободомыслия, насаждением тупой военной муштры и холопского подчинения. Именно этим объясняет свою отставку в 1817 г. декабрист В. Раевский: «Влияние Аракчеева сделалось уже ощутимо. Служба стала тяжела и оскорбительна. Требовалось не службы благородной, а холопской подчиненности. Многие офицеры вышли в отставку». Такова была одна из форм протеста против реакции. И недаром на неслужащих молодых дворян Фамусовы смотрели очень косо («А главное, поди-тка, послужи…»). Мир Фамусовых состоит не только из крепостников-тузов типа Фамусова и Скалозуба, но и из прислуживающих им, подхалимствующих чиновников – молчалиных.

В изображении барской Москвы «первые места, по всей справедливости, принадлежат Фамусову и Скалозубу, которые дают читателю ключ к пониманию целого исторического периода и которые своими типическими и резко обозначенными физиономиями объясняют нам и низкопоклонство Молчалина, и глупую сентиментальность Софьи, и бесплодное красноречие Чацкого. Грибоедов в своем анализе русской жизни дошел до той крайней границы, дальше которой поэт не может идти, не переставая быть поэтом и не превращаясь в ученого-исследователя». Такую оценку комедии дал Д. И. Писарев.

Разоблачая реакционность крепостнического общества, Грибоедов хотел показать, куда ведет русскую жизнь господство Фамусовых. Непримиримая вражда фамусовского лагеря к культуре и просвещению означала решительный отказ большинства дворянства от социального и духовного прогресса.

С поразительной исторической точностью и конкретностью гри-боедовская сатира отражает широкий круг явлений, связанных с усилением крепостнической реакции в России 20-х гг. Многое из того, о чем говорят действующие лица комедии, остро напоминало современникам о фактах и событиях, происходивших на их глазах. Так, к негодующим словам старухи Хлёстовой:

* И впрямь с ума сойдешь от этих, от одних
* От пансионов, школ, лицеев, как бишь их,
* Да от Лапкартачпых взаимных обучений…

можно привести вполне точный, реальный комментарий. Пансионы и лицей – это, конечно, пансион при Московском университете, воспитанником которого был Грибоедов, и Царскосельский лицей, где учился Пушкин,- учебные заведения, пользовавшиеся «дурной» в глазах московского барского общества славой рассадников политического вольнодумства, своеволия и того духа непокорства и независимости, который Хлёстова заметила в Чацком. Неприязнь реакционной дворянской среды вызывали и так называемые ланкастерские школы взаимного обучения для народа, возникшие в Петербурге в 1821-1822 гг. Школы эти, высоко ценимые декабристами, организовывались передовыми офицерами для обучения солдат. «Первый декабрист» 2. В. Ф. Раевский был арестован за пропаганду среди солдат именно на уроках в ланкастерской школе, заведенной в дивизии декабриста генерала М. Ф. Орлова. Реплика княгини Тугоуховской:

* Нет, в Петербурге Институт Пе-да-го-гический, так, кажется, зовут:
* Там упражняются в расколах и в безверьи Профессору!!

напоминала современникам об обвиненных в 1821 г. профессорах института Галиче, Арсеньеве и других в «открытом отвержении истин священного писания и христианства, соединяющемся всегда с покушением ниспровергнуть и законные власти». Гасителем просвещения был и Ученый комитет, упоминаемый в комедии.

Сочинение Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума Грибоедова

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана автором в эпоху смены взглядов и отражает события того времени, когда часть людей все ещё продолжала жить по старым законам, в то время как другая уже начала испытывать жажду перемен.

В произведении олицетворением «века минувшего» является Фамусов и его окружение, которых полностью устраивала жизнь по давно устоявшимся традициям.

«Век нынешний» же представлен молодым человеком по фамилии Чацкий. Прожив несколько лет за границей, общаясь с иностранцами и декабристами, он вернулся в Россию с совершенно новыми взглядами на жизнь, которые шли вразрез с общепринятыми.

С этого момента берёт начало конфликт взглядов двух сторон. Чацкий подвергает критике образ жизни дворянства, их отношение ко многим привычным вещам.

Так, первое столкновение их взглядов пришлось на тему воинской службы. Если приверженцы взглядов Фамусова считают, что главное в службе – имение высокого звания, притом, совершенно неважно, каким способом полученного, то Чацкий настаивает на том, что служба должна быть исключительно во благо народу, а любое прислуживание вышестоящим лицам ради получения высокого чина унизительно.

Чацкий подвергает остракизму и отсутствие у дворянства желания получать образование, интеллектуально развиваться, читать литературу.

Обсуждение вопроса о крепостном праве также вызвало волну негодования со стороны обеих сторон. Дворяне «минувшего века» не считали крепостных крестьян за людей, для них они приравнивались по статусу к собакам. Сам же помещик мог считаться уважаемым и обеспеченным человеком только в том случае, если у него во владении имеется достаточное количество крепостных. Чацкого возмущает столь бесчеловечное отношение к людям, он борется за то, что каждый должен иметь свободу.

Фамусовский круг общения отличает также восхищение всем иностранным и пренебрежение российским, тогда как Чацкий настаивает на необходимости гордости за российскую культуру и её постоянного совершенствования.

Все эти споры приводят к тому, что Чацкого отказываются принимать в светском обществе и начинают считать сумасшедшим только по причине того, что он на порядок умнее всех окружающих, честен и не боится в открытую высказывать своё мнение.

Таким образом, данное произведение носит сатирический характер и ставит перед собой цель высмеивания порочной жизни дворянства того времени, а также демонстрирует острую необходимость перехода к новым порядкам.

Вариант 2

Великий писатель, Александр Сергеевич Грибоедов, завершил написание «Горе от ума» в 1824 году. Когда он создавал ее, одно мировоззрение менялось на другие взгляды. Когда этот поток перемен завершился, произошло декабристское восстание. Соревнование двух эпох стало главной поднятой проблемой в произведение.

Фамусов и все те, кто его поддерживал, были приверженцами старого века. Их жизнь основывалась на поддержании устойчивых обычаев. Чацкий был представителем нынешнего времени. Старался всегда говорить людям в лицо то, что о них думает и всегда был готов к новым переменам. Когда Чацкий вернулся в столицу России к женщине своего сердца Софии, он увидел, как она изменилась, когда начала выступать на стороне своего отца. Ее папа являлся его противником. На приеме у Фамусовых начинается борьба с Чацким в первый раз. Гости завязывают диалог, в результате которого обмениваются своим мировоззрением по поводу жизни. Чацкий высказывает свое мнение по поводу Фамусова и ему подобным. Так начинается борьба веков в рассказе. Первой проблемой, которую они подымают это служба. Мнение Фамусова заключается в том, что служба и чин в ней являются главным приоритетом, при этом не важно каким образом достигнута цель. Это означает, что для достижения богатства, необходимо всю жизнь прислуживать людям более высоким, чем ты сам. Чацкий, категорически, против выступает против прислуживания. Его противники считали, что он сумасшедший. Сумасшествием они считали образованность и просвещенность Чацкого.

Читайте также:
Дух времени в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Чацкий пытается всячески осудить крепостное право, необразованность людей старого века, их нежелание к переменам и типичные устои. Было такое, что Хлестова, при случае, умудрилась попытаться опозорить Чацкого перед всеми окружающими. Он выступает против нынешней системы образование молодого поколения и категорически осуждает учителей из других стран. Выращивание детей в стиле ненависти к народу, к культуре своего народа, к родному языку вызывают у него недовольстве. Крик своей души он объясняет тем, что вокруг царит глупое и пустое воображение кому-либо”.

Когда мы читаем комедию, мы наблюдаем, что речью Чацкого писатель выявляет существующие недостатки дворянского рода. Можно сделать вывод, что все, что думает Чацкий, является мыслями автора.

Сочинение 3

Смена эпох всегда отображается для людей, большими трудностями. В произведении “Горе от ума” Александра Грибоедова, этот период показывается как отображение противостояния между старым поколением и молодым. Прошлое, а точнее старое, поколение, продолжало жить тем временем, в котором оно осталось, для них не произошло никаких значимых перемен, которые тем или иным способом могли бы изменить их жизнь. Чего нельзя было сказать про молодое поколение. Они старались идти в ногу со временем, быть современными, но самое главное они считали, что люди прожившие много лет на этом свете, ничего не знают и не понимают в жизни.

Для них уехать и забыть там где они родились, казалось легким приключением, начать свою жизнь с чистого листа и пойти дальше чем твои родители. Именно эта идея положена в произведении. Она является главной проблемой. Главным представителем прошлого поколения предстает Фамусов, который никогда даже не собирался думать о том, чтобы изменить свое видение мира. Для него стабильность была прежде всего. Те традиции, которые были до него, с его точки зрения были самыми правильными и отражали истину и смысл жизни.

Молодое поколение прежде всего пытается показать себя уже взрослыми людьми, повидавшими мир и готовыми к серьезной жизни. Главарем же данной категории людей был, молодой юноша по фамилии Чацкий. Он долгое время отсутствовал в России и совсем недавно вернулся на свою родину. Прожив несколько лет вдали от своей родины, он изучил нравы и быт иностранцев. Он углубился в их культуру и считал правильным их образ мыслей. По его мнению жизнь в России была далека от идеала и, для того чтобы улучшить жизнь местного населения, от крестьян до дворян им необходимо измениться прежде всего самим.

С момента их встречи начинают происходить различные неловкие ситуации, в которых тот или иной оказываются виновными. Старое поколение во главе с Фамусовым, придерживаются мнения относительно того, что воинское звание важно доверять людям имеющим высокое положение в обществе, при всем этом, совершенно не важно, чем занимается человек и каким образом он достиг своего высокого назначения. В тот самый момент, Чацкий, имеет полностью противоположное мнение, согласно которому, важно не только иметь высокое положение, но и служить на благо обществу, важно не только иметь, но и уметь исполнять свои обязанности. Именно мнение Чацкого и приводит его к тому, что его начинают считать сумасшедшим.

Также читают:

Картинка к сочинению Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Наводнение – это стихийное бедствие, когда со всех сторон наступает вода. Происходит оно после разлива рек весной, иногда бывает и осенью

Жанровая направленность произведения представляет собой детские рассказы, основной тематикой которого является проявление человеком дружеских качеств.

Первый русский психологический роман последовательно раскрывает становление Печорина как героя времени. Для Лермонтова исследование души человека интереснее истории государства.

В рассказе «История болезни» Михаила Зощенко, повествуется о порядках в медицинских учреждениях и нравах персонала. Автор от своего лица описывает, как он бы пациентом одной из городских больниц, поступившие туда с высокой температурой и брюшным тифом.

Первый раз рассказ был напечатан в 1973 году. Он автобиографичен. Распутин рассказывает одну из историй из своей жизни. Дело было сразу после войны. В его родном посёлке была только начальная школа, и поэтому

Сочинение Век нынешний и век минувший в комедии Горе от ума Грибоедова

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана автором в эпоху смены взглядов и отражает события того времени, когда часть людей все ещё продолжала жить по старым законам, в то время как другая уже начала испытывать жажду перемен.

В произведении олицетворением «века минувшего» является Фамусов и его окружение, которых полностью устраивала жизнь по давно устоявшимся традициям.

«Век нынешний» же представлен молодым человеком по фамилии Чацкий. Прожив несколько лет за границей, общаясь с иностранцами и декабристами, он вернулся в Россию с совершенно новыми взглядами на жизнь, которые шли вразрез с общепринятыми.

С этого момента берёт начало конфликт взглядов двух сторон. Чацкий подвергает критике образ жизни дворянства, их отношение ко многим привычным вещам.

Так, первое столкновение их взглядов пришлось на тему воинской службы. Если приверженцы взглядов Фамусова считают, что главное в службе – имение высокого звания, притом, совершенно неважно, каким способом полученного, то Чацкий настаивает на том, что служба должна быть исключительно во благо народу, а любое прислуживание вышестоящим лицам ради получения высокого чина унизительно.

Чацкий подвергает остракизму и отсутствие у дворянства желания получать образование, интеллектуально развиваться, читать литературу.

Обсуждение вопроса о крепостном праве также вызвало волну негодования со стороны обеих сторон. Дворяне «минувшего века» не считали крепостных крестьян за людей, для них они приравнивались по статусу к собакам. Сам же помещик мог считаться уважаемым и обеспеченным человеком только в том случае, если у него во владении имеется достаточное количество крепостных. Чацкого возмущает столь бесчеловечное отношение к людям, он борется за то, что каждый должен иметь свободу.

Фамусовский круг общения отличает также восхищение всем иностранным и пренебрежение российским, тогда как Чацкий настаивает на необходимости гордости за российскую культуру и её постоянного совершенствования.

Все эти споры приводят к тому, что Чацкого отказываются принимать в светском обществе и начинают считать сумасшедшим только по причине того, что он на порядок умнее всех окружающих, честен и не боится в открытую высказывать своё мнение.

Читайте также:
За что и против чего борется Чацкий: сочинение

Таким образом, данное произведение носит сатирический характер и ставит перед собой цель высмеивания порочной жизни дворянства того времени, а также демонстрирует острую необходимость перехода к новым порядкам.

Вариант 2

Великий писатель, Александр Сергеевич Грибоедов, завершил написание «Горе от ума» в 1824 году. Когда он создавал ее, одно мировоззрение менялось на другие взгляды. Когда этот поток перемен завершился, произошло декабристское восстание. Соревнование двух эпох стало главной поднятой проблемой в произведение.

Фамусов и все те, кто его поддерживал, были приверженцами старого века. Их жизнь основывалась на поддержании устойчивых обычаев. Чацкий был представителем нынешнего времени. Старался всегда говорить людям в лицо то, что о них думает и всегда был готов к новым переменам. Когда Чацкий вернулся в столицу России к женщине своего сердца Софии, он увидел, как она изменилась, когда начала выступать на стороне своего отца. Ее папа являлся его противником. На приеме у Фамусовых начинается борьба с Чацким в первый раз. Гости завязывают диалог, в результате которого обмениваются своим мировоззрением по поводу жизни. Чацкий высказывает свое мнение по поводу Фамусова и ему подобным. Так начинается борьба веков в рассказе. Первой проблемой, которую они подымают это служба. Мнение Фамусова заключается в том, что служба и чин в ней являются главным приоритетом, при этом не важно каким образом достигнута цель. Это означает, что для достижения богатства, необходимо всю жизнь прислуживать людям более высоким, чем ты сам. Чацкий, категорически, против выступает против прислуживания. Его противники считали, что он сумасшедший. Сумасшествием они считали образованность и просвещенность Чацкого.

Чацкий пытается всячески осудить крепостное право, необразованность людей старого века, их нежелание к переменам и типичные устои. Было такое, что Хлестова, при случае, умудрилась попытаться опозорить Чацкого перед всеми окружающими. Он выступает против нынешней системы образование молодого поколения и категорически осуждает учителей из других стран. Выращивание детей в стиле ненависти к народу, к культуре своего народа, к родному языку вызывают у него недовольстве. Крик своей души он объясняет тем, что вокруг царит глупое и пустое воображение кому-либо».

Когда мы читаем комедию, мы наблюдаем, что речью Чацкого писатель выявляет существующие недостатки дворянского рода. Можно сделать вывод, что все, что думает Чацкий, является мыслями автора.

Молодое поколение в обществе консервативного дворянства. Образ Молчалина.

Конфликт «века нынешнего» и «века минувшего» не определяется и не ограничивается в комедии «Горе от ума» темой отцов и детей. Например, Молчалин, принадлежа по возрасту к молодому поколению, придерживается взглядов «века минувшего». В первых явлениях он предстает перед читателем в качестве скромного возлюбленного Софьи. Но он, как и Фамусов, очень опасается, как бы о нем не сложилось дурного мнения в обществе: «Злые языки страшнее пистолета». По мере развития действия пьесы раскрывается истинное лицо Молчалина. Оказывается, что с Софьей он «по должности», то есть для того, чтобы угодить ее отцу. На самом деле он больше увлечен служанкой Лизой, с которой ведет себя куда раскованнее, чем с дочерью Фамусова. Под немногословностью Молчалина скрывается его двуличие. Он не упускает возможности на званом вечере проявить свою услужливость перед влиятельными гостями, ведь «надобно ж зависеть от других». Этот молодой человек живет согласно правилам «века минувшего», а потому «Молчалины блаженствуют на свете».

Сочинение 3

Смена эпох всегда отображается для людей, большими трудностями. В произведении “Горе от ума” Александра Грибоедова, этот период показывается как отображение противостояния между старым поколением и молодым. Прошлое, а точнее старое, поколение, продолжало жить тем временем, в котором оно осталось, для них не произошло никаких значимых перемен, которые тем или иным способом могли бы изменить их жизнь. Чего нельзя было сказать про молодое поколение. Они старались идти в ногу со временем, быть современными, но самое главное они считали, что люди прожившие много лет на этом свете, ничего не знают и не понимают в жизни.

Для них уехать и забыть там где они родились, казалось легким приключением, начать свою жизнь с чистого листа и пойти дальше чем твои родители. Именно эта идея положена в произведении. Она является главной проблемой. Главным представителем прошлого поколения предстает Фамусов, который никогда даже не собирался думать о том, чтобы изменить свое видение мира. Для него стабильность была прежде всего. Те традиции, которые были до него, с его точки зрения были самыми правильными и отражали истину и смысл жизни.

Молодое поколение прежде всего пытается показать себя уже взрослыми людьми, повидавшими мир и готовыми к серьезной жизни. Главарем же данной категории людей был, молодой юноша по фамилии Чацкий. Он долгое время отсутствовал в России и совсем недавно вернулся на свою родину. Прожив несколько лет вдали от своей родины, он изучил нравы и быт иностранцев. Он углубился в их культуру и считал правильным их образ мыслей. По его мнению жизнь в России была далека от идеала и, для того чтобы улучшить жизнь местного населения, от крестьян до дворян им необходимо измениться прежде всего самим.

С момента их встречи начинают происходить различные неловкие ситуации, в которых тот или иной оказываются виновными. Старое поколение во главе с Фамусовым, придерживаются мнения относительно того, что воинское звание важно доверять людям имеющим высокое положение в обществе, при всем этом, совершенно не важно, чем занимается человек и каким образом он достиг своего высокого назначения. В тот самый момент, Чацкий, имеет полностью противоположное мнение, согласно которому, важно не только иметь высокое положение, но и служить на благо обществу, важно не только иметь, но и уметь исполнять свои обязанности. Именно мнение Чацкого и приводит его к тому, что его начинают считать сумасшедшим.

«Век нынешний» в пьесе «Горе от ума». Образ Чацкого.

Единственным защитником иных взглядов на затрагиваемые в произведении проблемы, представителем «века нынешнего», является Чацкий. Он воспитывался вместе с Софьей, между ними была юношеская любовь, которую герой и в момент событий пьесы хранит в своем сердце. Чацкий три года не был в доме Фамусова, т.к. странствовал по свету. Теперь он вернулся с надеждами на взаимную любовь Софьи. Но здесь все переменилось. Возлюбленная встречает его холодно, а его взгляды в корне расходятся со взглядами фамусовского общества.

На призыв Фамусова «поди-тка послужи!» Чацкий отвечает, что служить-то он готов, но только «делу, а не лицам», а вот «прислуживаться» ему вообще «тошно». В «веке минувшем» Чацкий не видит свободы для человеческой личности. Он не желает быть шутом для общества, где «тот и славился, чья чаще гнулась шея», где человека оценивают не по личным качествам, а по тем материальным благам, которыми он обладает. И вправду, как можно судить о человеке лишь по его чинам, если «чины людьми даются, а люди могут обмануться»? Чацкий видит в фамусовском обществе врагов свободной жизни и не находит в нем образцов для подражания. Главный герой в своих обличительных монологах в адрес Фамусова и его сторонников выступает против крепостного права, против рабской любви русских людей ко всему иностранному, против чинопоклонничиства и карьеризма. Чацкий – сторонник просвещения, творческого и ищущего ума, способного действовать в согласии с совестью.

Читайте также:
Роль Софьи в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

«Век нынешний» уступает в пьесе «веку минувшему» по численности. Только поэтому Чацкий обречен на поражение в этой битве. Просто пока не наступило время чацких. Раскол в дворянской среде лишь наметился, но в дальнейшем прогрессивные взгляды главного героя комедии «Горе от ума» дадут пышные всходы. Сейчас же Чацкий объявлен сумасшедшим, ведь обличительные речи безумного не страшны. Консервативное дворянство, поддержав слух о безумии Чацкого, лишь на время оградили себя от перемен, которых они так боятся, но которые неизбежны.

Выводы

Таким образом, в комедии «Горе от ума» проблема поколений не является основной и отнюдь не раскрывает всей глубины конфликта между «веком нынешним» и «веком минувшим». Противоречия двух лагерей кроются в разнице их восприятии жизни и устройства общества, в разных способах взаимодействия с этим обществом. Этот конфликт нельзя решить словесными баталиями. Только время и череда исторических событий естественным образом сменит старое на новое.

Проведенный сравнительный анализ двух поколений поможет учащимся 9 классов описать конфликт «века нынешнего» с «веком минувшим» в своём сочинении на тему ««Век нынешний» и «век минувший» в комедии «Горе от ума» Грибоедова»

Тест по произведению

СПАДИЛО.РУ

Главное произведение А.С. Грибоедова написано в мирное, но непростое время. Давно отшумела война. И французы в России чувствуют себя лучше, чем дома. А московская знать радуется тому, как обновилась столица после сожжения. Вот только: «дома новы, но предрассудки стары». Время застоя и надвигающихся перемен, к которым мало кто готов. Основной конфликт пьесы состоит в противоборстве «века нынешнего» с «веком минувшим». Консервативные дворяне, коих большинство, сталкиваются с новыми идеями, людьми иных взглядов на жизнь.

Первый раз в истории отечественной драматургии был выписан не единичный порок социума, а все в комплексе: крепостничество, прогрессирующий бюрократизм, карьеризм, лакейство, угодничество, лесть, солдафонство, чинопочитание, низкий уровень образования и культуры, преклонение перед иностранщиной, неприязнь к науке, ценность не человека как личности, а «душ тысячки две родовых», должность, богатство.

Проблема ума

В одном из своих писем драматург отмечал, что в его работе на двадцать пять глупцов лишь один умный. Но это утверждение спорно. Да, Чацкий лучше образован, обладает живым мышлением, знаниями, опытом жизни в других странах. Не стесняется своих идей, не боится открыто выражать мнение. А «фамусовская Москва» держится за традиции, устои. Но так ли они глупы на самом деле? Фамусов шокирован высказываниями молодого гостя. Говорит ему, что он глупец, гордец, сумасшедший. Но при этом думает лишь о том, как бы не пришлось отвечать за крамольные идеи юноши перед обществом. Поэтому легко хватается за спасительную соломинку. Которая выражается в идеи безумности молодого человека. Ведь так проще прикрыть его «преступные» мысли. И не придется за них нести ответственность.

Понимает Павел Афанасьевич и то, что в качестве учителей своим детям они нанимают проходимцев. Но так заведено: неважно кто, лишь бы иностранец. Управляющий казенным домом лишь следует традициям. Тем более, что сам он к образованию относится резко отрицательно. Мечтает сжечь все книги, считает их злом.

Не такие уж глупцы и остальные дворяне. Но каждый преследует свою цель. Кому-то выдавать замуж шесть дочерей, кто-то спешит разнести сплетню, привлечь внимание, другие думают лишь о наживе. Но всем не хочется терять свой статус, уважение, деньги, чины. На этом «век минувший» и держится.

Взгляды на культуру и образование

Происходит засилье всего иностранного: мода, одежда, язык, манера поведения, романы. Мудрые люди понимают, что смешение «французского с нижегородским» выглядит нелепо. Но сделать ничего не в силах.

Любой француз, пусть воришка или плут, всегда желанный гость в домах русской знати. Рады ему будут и в качестве педагога для барских детишек. Уже само рождение в Германии или Франции делало человека историком, географом. Чацкий высмеивает эту тенденцию, чем вызывает недоумение толпы.

Крепостничество

Весь цвет столичной аристократии – крепостники. Для них человеческая жизнь не является ценностью. А если точнее, то крестьянин вовсе не человек. А всего лишь собственность, как любая другая вещь. Его можно продать, обменять, проиграть в карты, истязать, лишить семьи, заставить играть любую роль, даже убить.

В своем знаменитом монологе: «а судьи кто», Чацкий приводит несколько ярких примеров. Многие помещики создавали из крепостных театры на забаву себе, да публике. Один такой барин скупил детей, оторвав их от родителей. Собрал театр. А после распродал актеров по одиночке за долги. А другой верных слуг, не раз спасавших ему жизнь, обменял на трех борзых щенков. Александра Андреевича возмущает такое отношение к людям. Поэтому многие современники автора узрели в пьесе идеи декабристов.

Не менее красноречиво поведение Хлестовой на званом вечере. Она взяла с собой шпица и девушку «арапку». Эти двое для нее равны, существуют лишь для забавы. Девочку она готова демонстрировать всем, ведь это весело. Рассказывая при этом, как Загорецкий ее приобрел. И что африканцев выводят «как скот» на показ для представления.

Ценности семьи и брака

Свадьбы играют лишь по договоренности. Любви здесь не место, только расчет. Пусть жених будет «плохенький», но у него будет не менее двух тысяч душ в родовом поместье. А того, кто умен, красив, но не богат, «в семью не включат». Поэтому Фамусов не видит пару Софье ни в Чацком, ни в Молчалине. Он восклицает: «Кто беден, тот тебе не пара!»

Служить бы рад …

На службе происходит то же самое. Пособничество, блат процветают: «при мне чужие редки, все сестрины, свояченицы детки». В почете те, кто «сгибается» перед вышестоящими чинами.

Чацкий же не готов прислуживаться лицам, он хочет служить делу, Отечеству. К сожалению, кроме него больше нет способных противостоять мощи отживающих порядков. Вся молодежь заражена. Девушки жеманничают, вешаясь на иностранцев и военных. А юноши, либо глупы, либо слабы. Кто-то, как Репетилов состоит в тайной клубе, где лишь шумят и пишут фельетоны. А другие, как Молчалин, играют по заданным стариками правилам.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: