Характеристика образа Полковника Скалозуба в комедии «Горе от ума»: сочинение

Скалозуб – характеристика полковника в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Внешний вид

Появление Скалозуба в доме Фамусовых было ожидаемо — полковник относится к тому типу людей, которых ценил хозяин. Он хотел отдать за военного свою дочь Софью, чтобы она была обеспечена и ни в чем не нуждалась. Это богатый мужчина, настоящий «золотой мешок». Он всю жизнь строил карьеру и не знал ничего, кроме службы.

Сергей Сергеевич Скалозуб носит чин полковника, но метит в генералы. Это мужчина среднего возраста, ему еще далеко до старика. Он высокий, его внешность приметна. Его речь и лицо соответствуют его воинскому чину: полковник говорит так, словно он герой сражений.

Скалозуб большое внимание уделяет своей одежде. Он носит модные наряды с узкими воротниками, любит красивую форму, следит за осанкой. Даже тембр своего голоса полковник подстраивает под моду: он говорит хриплым басом.

Поведение персонажа

Скалозуба можно характеризовать как надменного и изворотливого человека. Хотя ему достался высокий чин, автор намекает, что он его не заслужил: «давно полковники, а служите недавно» (цитата из комедии).

Сделать карьеру военному помогло правильное поведение. Он умеет вовремя польстить, сказать приятное слово, смирно стоять при начальстве, отчитываться и рассказывать о своих подвигах, которых он совершил не так и много. Хотя награды у него имеются, ведь его 45-ый егерский полк бывал в горячих точках — горных местностях. Там полковник вместе с товарищами выполняли опасные операции.

Ему не жалко своих товарищей — он говорит, что они то перебиты, то уволены со службы из-за тяжелых ранений, и это его не заботит. Он понимает, что и сам в любой момент может пополнить ряды убитых. Скалозуб почитаем в обществе за свое состояние. За короткий срок службы он смог получить звание полковника и стать богатым.

Военный понимает, что получить генерала он сможет. Но он его добьется не благодаря своим подвигам и исправной службе. У него есть большие связи в правительстве, много знакомых старших чинов. Благодаря лести и умению себя преподнести полковник рассчитывает получить повышение.

И такое поведение не пугает общество Фамусова. Ведь здесь каждый уважает таких, как Скалозуб. Льстецы, наглецы и непросвещенные люди в почете, так как своими недостатками они добились высокого социального положения и богатства.

Характер полковника

Хотя полковник с самого детства мечтал стать военным, он практически не образован. Скалозуб привык жить в казармах, переносить лишения. Но это повлияло и на его характер, выработались определенные качества:

  • ограниченность;
  • амбициозность;
  • прямолинейность;
  • нетерпимость к вольнодумству;
  • нетактичность.

Скалозуб может вести себя так, чтобы нравиться обществу. Но при этом доказать свою образованность он не в силах. Это довольно ограниченный человек. Он может рассказывать только о своей службе, наградах и планах. Как и его брат, Скалозуб, всю жизнь посвятил службе.

Но полковник очень амбициозен. Он знаком со многими чинами, пытается получить звание генерала. И благодаря связям полковник сможет этого добиться. Его амбиции распространяются только на карьеру, ему не интересно получить образование или совершенствоваться духовно.

Полковник прямо высказывает свои мысли, дает речевые портреты каждому знакомому. Он может кратко охарактеризовать всех, кого знает. Ему легко выговорить все, что он думает, прямо в лицо собеседнику. Скалозуб не боится быть непонятым или обидеть общество, хотя вышестоящим он пытается понравиться.

Хотя сам он не терпит вольнодумства. Полковник считает, что нельзя ставить себя выше тех, кто занимает высокие должности. Ему не нравятся образованные люди, читающие много книг. Он сроду не любил науки, поэтому нельзя назвать его умным.

За своими высказываниями Скалозуб не следит. Он бывает нетактичным и грубым, не стесняется неприемлемо обращаться с младшим поколением и выказывать свое недовольство ровесникам. Каково им выслушивать подобные речи, он не думает.

В характеристике Скалозуба большую роль играет его фамилия. Так могут звать только того человека, кто умеет подстраиваться под окружающее его общество. Где это необходимо, он польстит и притворится скромным. А в других ситуациях выкажет равнодушное или презрительное отношение.

Карьера Скалозуба

В характеристике Скалозуба из комедии «Горе от ума» стоит упомянуть и о его карьере, ведь для самого полковника служба — главное в жизни. Но высоких чинов он пытается достичь не ради отечества, а для обогащения, новых связей и уважения со стороны общественного строя.

Служить Скалозуб начал в 1809 году. Не трудно посчитать, сколько всего он находится в воинских чинах: так как действия комедии происходят в конце 1820-х, то в армии полковник чуть больше десяти лет.

Свою карьеру он начал с мушкетерского полка, а в 1813 ему довелось принять участие в походе против Наполеона, организованном за границей. На момент действия комедии Скалозуб служил в 15 дивизии.

Происхождение полковника украинское, об этом говорит его звучная фамилия. Хотя он довольно богат, свое состояние Сергей Сергеевич нажил недавно. На службу он попал лет в 15−16, с тех пор ему приходилось много суетиться, чтобы добиться звания полковника.

Читайте также:
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».): сочинение

Автор в тексте указал, что у Скалозуба только одна награда — за третье августа. Но в тот день не было боевых действий. Наступление на французские войска стало отвлекающим маневром между битвой при Красном и в районе Смоленска. Это указывает на безынициативность полковника. Он не трус, но в сравнении с другими солдатами старается не попадать в серьезные сражения.

Егерский полк, в котором служил Скалозуб, был направлен на Кавказ, где легко можно сделать карьеру. Но полковнику пришлось остаться в России, так как ему не хотелось встречать генерала Ермолова. Последний ценил решительных и храбрых людей, а не любителей стоять в стороне.

Скалозуб не любит тех гвардейцев, которые добились многого. Ему чуждо просвещение и образованность. Начитанностью, умением говорить на французском языке и танцевать военные привлекают таких барышень, как Софья. Скалозуб был лишен всех этих достоинств, поэтому его радует падение с лошади Молчалина. Ведь именно в него влюблена дочь Фамусова.

Отношения с окружающими

Впервые о Скалозубе упоминают в предыстории комедии — во время разговора Софьи и ее служанки Лизы. Девушка говорит о нем, как о подходящей партии для дочери Фамусова. Но у полковника выстраиваются отношения и с другими персонажами произведения:

  • хозяин дома;
  • Молчалин;
  • Чацкий;
  • Репетилов;
  • Хлестова.

Фамусов почитает Скалозуба, и это взаимно. У них общие взгляды на мир, они понимают, зачем нужно богатство и какой толк оно может принести человеку и его окружающим. Хозяин дома мечтает выдать за полковника свою дочь, чтобы тот полностью ее обеспечивал.

Молчалин — соперник Фамусова, ведь в него влюблена Софья. Девушка уже давно испытывает к секретарю любовь, но скрывает это ото всех. Но описание характера Молчалина и полковника совпадает. Как и все в фамусовском обществе, они считают, что подхалимством и лестью можно многого добиться. Не нужно обнаруживать свое истинное мнение, отношение к окружающим. Достаточно молчать и служить своим покровителям.

Чацкого все в обществе Фамусова посчитали сумасшедшим. А проблема заключалась только в различных взглядах на мир. Сам молодой человек ревновал Софью к Скалозубу, ведь его прочили ей в женихи. И даже после отказа девушки Чацкий продолжал мучится. Хотя и сам до конца не понимал, почему до сих пор в нее влюблен.

Репетилов — старинный приятель Скалозуба. Он появился на балу и пригласил товарища посетить прием князя Григория. Там должны были собраться просвещенные умы, ученые, философы, любители поговорить и поспорить. Но полковник ответил резким отказом — он не стремится получать новые знания. Ему нравится только поучать молодое поколение и рассказывать о своей службе.

Свояченица Скалозуба Хлестова — одна из немногочисленных персонажей, которые отзываются о нем холодно. Она дает Софье совет избегать его общества и не выходить за него замуж. Ей неприятно общаться со своим родственником.

Образ в произведении

Образ Скалозуба в комедии помог Грибоедову выразить нравы и взгляды дворянского общества XIX века. Аристократам не нравилась прогрессивная молодежь, они предпочитали жить по старым традициям и порядкам. Скалозуб олицетворяет сразу несколько проблемных качеств дворян:

  • меркантильность;
  • глупость;
  • консервативность;
  • недальновидность.

Краткий психологический портрет персонажа читатель может составить, исходя из его размышлений. Полковник предпочитает лесть трудолюбию, деньги образованности, выгоду настоящим чувствам. Это натура с неглубоким содержанием.

Высмеивает Грибоедов через Скалозуба и офицеров того времени. Они стремились получить состояние и чин, а не преданно служить родине. А в противовес ему автор вводит другого героя — его брата. Молодой человек тоже был на службе, но не смог выдержать напора начальства и уехал в деревню. Там он занялся своим образованием — читал книги.

Скалозуб — противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Хотя полковник быстро добился богатства, почета и высокого социального положения, он остался необразованным и консервативным. Его устаревшие взгляды и ценности высмеиваются автором.

Характеристика Скалозуба

Сергей Сергеевич Скалозуб — один из ключевых героев комедии в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума». Богатый и всеми уважаемый, но при этом глупый и ограниченный полковник, он олицетворяет собой образ классического солдафона, ценящего прежде всего муштру и порядок. Автор вводит в произведение данного героя, чтобы продемонстрировать в полной мере «фамусовское» общество, в котором царят сомнительные ценности: равнодушие к просвещению, страсть к богатству и чинам, лицемерие, угодливость. Характеристика Скалозуба ещё более подчёркивает несостоятельность и убогость подобных жизненных ценностей.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.

Полное имя — Скалозуб Сергей Сергеевич.

Возраст — не указан, достаточно молодой мужчина.

Род занятий — военный, полковник.

Семья — не женат.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянского семейства, принадлежит к высшей столичной знати.

Воспитание — традиционное для дворянских семейств.

Образование — традиционное для дворянских семейств.

Внешность — достаточно молодой мужчина, статный, с военной выправкой, говорит густым басом.

Читайте также:
Историко-литературное значение «Горя от ума»: сочинение

Характер — прямолинейный, ограниченный, превыше всего ценящий дисциплину и военную муштру, на всё готов ради получения высокого чина, консерватор.

Положительные черты — готов защищать близких людей, целеустремлённый, настойчивый.

Отрицательные черты — карьерист, не ценит просвещение, интересуется только армией, ярый противник всего нового и прогрессивного.

Произведение — «Горе от ума».

Автор — Александр Сергеевич Грибоедов.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет Скалозуба основан на том, что он является военным в чине полковника.

Источник: Из описания действующих лиц

«Давно полковники, а служите недавно…»

Источник: Действие II, явление 5

Скалозуб — дворянин, богатый и знатный человек.

«И золотой мешок…»

Источник: Действие I, явление 5

«Известный человек, солидный…»

Источник: Действие II, явление 3

Скалозуб — холостой мужчина, но совсем не прочь связать себя узами брака.

«Жениться? Я ничуть не прочь…»

Источник: Действие II, явление 5

Внешность

Скалозуб обладает военной выправкой и держится очень прямо, уверенно.

«И прямизною стана…»

Источник: Действие III, явление 1

Внешний вид Скалозуба, его манера держаться выдаёт в нём военного человека. Голос его отличается громкостью и густотой, говорит басом.

«Лицом и голосом герой…»

Источник: Действие III, явление 1

«Скалозуб (густым басом)».

Источник: Действие II, явление 5

Источник: Действие III, явление 12

Скалозуб — молодой ещё мужчина, который смог очень быстро получить высокий военный чин.

«Не по летам и чин завидный…»

Одежда полковника Скалозуба модная, щегольская. Он носит тугой воротник по моде тех лет, который Чацкий насмешливо называет «удавленником». Густой бас Скалозуба Чацкий сравнивает с фаготом и называет его хрипуном.

«Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие манёвров и мазурки. »

Источник: Действие III, явление 1

Черты характера и поступки

Скалозуб — амбициозный человек, который уверенно продвигается вверх по карьерной лестнице. Он мечтает стать генералом.

«Давно полковники, а служите недавно…»

Источник: Действие II, явление 5

«…и метит в генералы…»

Источник: Действие I, явление 5

«И знаков тьму отличья нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал…»

Источник: Действие II, явление 3

Для Скалозуба самым важным в жизни является военная карьера. Даже товарищей по службе он рассматривает сквозь призму возможного повышения.

«Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты…»

Источник: Действие II, явление 5

Скалозуб не любит походную жизнь военного и досадует на то, что вынужденно провёл два года в полку.

«Не жалуюсь, не обходили,

Однако за полком два года поводили…»

Источник: Действие II, явление 5

Скалозуб числится на военной службе с 1809 года.

«Нет-с, старее меня по корпусу найдутся,

Я с восемьсот девятого служу…»

Источник: Действие II, явление 5

Скалозуб служит в мушкетёрском, то есть в пехотном полку, в котором солдаты вооружены мушкетами — тяжёлыми ружьями крупного калибра.

«Вы прежде были здесь… в полку… в том… в гренадёрском?

В его высочества, хотите вы сказать,

Не мастерица я полки-та различать.

А форменные есть отлички:

В мундирах выпушки, погончики, петлички…»

Источник: Действие III, явление 12

Чтобы стать генералом, Скалозуб готов использовать самые разные методы.

«Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы…»

Источник: Действие II, явление 5

Полковник Скалозуб — человек небольшого ума, который не отличается красноречием. Единственная тема, которая его интересует, — война и всё, что с ней связано.

«Он слова умного не выговорил сроду…»

Источник: Действие I, явление 5

«Выслушивать о фрунте и рядах…»

Источник: «фрунт» — устаревш. «фронт», Действие I, явление 5

«…так сказать речист, а больно не хитёр…»

Источник: Действие I, явление 5

«Всё служба на уме. »

Источник: Действие IV, явление 5

«За армию стоит горой…»

Источник: Действие III, явление 1

Скалозуб откровенно глуп и при упоминании имени дальней родственницы говорит, что не знает её, так как вместе не служили.

«Как вам доводится Настасья Николавна?

He знаю-с, виноват;

Мы с нею вместе не служили…»

Источник: Действие II, явление 5

Будучи военным человеком, Скалозуб имеет представление о чести.

«Мне совестно, как честный офицер…»

Источник: Действие II, явление 5

После окончания войны с Наполеоном был награждён символическим орденом.

«В тринадцатом году мы отличались с братом

В тридцатом егерском, а после в сорок пятом…»

Источник: Действие II, явление 5

«Имеет, кажется, в петличке орденок?

За третье августа…»

Источник: Действие II, явление 5

Скалозуб не отличается чувством жалости и милосердия по отношению к близким. Узнав о падении Молчалина с лошади, он лишь равнодушно интересуется, каким местом тот упал.

«Поводья затянул, ну, жалкий же ездок.

Взглянуть, как треснулся он — грудью или в бок. »

Источник: Действие II, явление 5

Скалозуб выступает против просвещения, в котором не видит никакого смысла.

«Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий;

Читайте также:
Своеобразие конфликта в комедии Грибоедова Горе от ума: сочинение

Там будут лишь учить по нашему: раз, два;

А книги сохранят так: для больших оказий».

Источник: Действие III, явление 21

«Избавь. Ученостью меня не обморочишь…»

Источник: Действие IV, явление 5

Характеристика Скалозуба другими героями

Чацкий

Чацкий переживает, что Скалозуб является претендентом на руку Софьи. Он замечает, как Фамусов восхищается этим человеком, и этот факт очень задевает Чацкого.

«Кто этот Скалозуб? отец им сильно бредит,

А может быть, не только что отец…»

Источник: Действие II, явление 4

Для Чацкого важно узнать, влюблена Софья в Скалозуба или нет. Он намеренно восхваляет его качества, чтобы узнать правду.

«Но Скалозуб? вот загляденье;

За армию стоит горой,

И прямизною стана,

Лицом и голосом герой…

Не моего романа…»

Источник: Действие III, явление 1

Чацкий считает Скалозуба бездушным человеком и готов всячески высмеивать это.

«Потом, подумайте, член Английского клуба,

Я там дни целые пожертвую молве

Про ум Молчалина, про душу Скалозуба…»

Источник: Действие III, явление 2

Софья

Софья пренебрежительно относится к Скалозубу, способному думать лишь о военной дисциплине.

«Куда как мил! и весело мне страх

Выслушивать о фрунте и рядах;

Он слова умного не выговорил сроду, –

Мне всё равно, что за него, что в воду».

Источник: Действие I, явление 5

Софья не считает Скалозуба подходящим на роль её жениха.

Но Скалозуб? вот загляденье;

За армию стоит горой,

И прямизною стана,

Лицом и голосом герой…

Не моего романа…»

Источник: Действие III, явление 1

Фамусов

Фамусов считает Скалозуба завидным женихом (высокий военный чин, богат) и всячески заискивает перед ним, демонстрирует своё расположение.

Полковник Скалозуб. Прикажете принять?

Ослы! сто раз вам повторять?

Принять его, позвать, просить, сказать, что дома,

Что очень рад. Пошёл же, торопись…»

Источник: Действие II, явление 3

«И славно судите, дай Бог здоровья вам

И генеральский чин; а там

Зачем откладывать бы дальше

Речь завести об генеральше. »

Источник: Действие II, явление 5

Превыше всего ценя высокие чины, богатство и высокое положение в обществе, Фамусов требует от Чацкого вести себя скромно при Скалозубе, чтобы ненароком не оскорбить «высокого» гостя.

«Пожало-ста, сударь, при нем остерегись:

Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал.

Пожало-ста при нем веди себя скромненько…»

Источник: Действие II, явление 3

Фамусов не прочь, чтобы Скалозуб породнился с ним, взяв в жёны его дочь Софью.

«Ко мне он жалует частенько;

Я всякому, ты знаешь, рад,

В Москве прибавят вечно втрое:

Вот будто женится на Сонюшке. Пустое!

Он, может быть, и рад бы был душой,

Да надобности сам не вижу я большой

Дочь выдавать ни завтра, ни сегодня;

Ведь Софья молода. А впрочем, власть Господня…»

Источник: Действие II, явление 3

Скалозуб является для Фамусова почётным гостем, и он всячески проявляет заботу о нём.

«Сергей Сергеич, к нам сюда-с.

Прошу покорно, здесь теплее;

Прозябли вы, согреем вас;

Отдушничек отвернём поскорее…»

Источник: Действие II, явление 5

«Неужто для друзей не делать мне ни шагу,

Сергей Сергеич дорогой! Кладите шляпу, сденьте шпагу;

Вот вам софа, раскиньтесь на покой…»

Источник: Действие II, явление 5

«Сергей Сергеич, запоздали;

А мы вас ждали, ждали, ждали…»

Источник: Действие III, явление 12

Фамусов, желая близко сойтись со Скалозубом, с трудом отыскивает общего дальнего родственника.

«Позвольте нам своими счесться,

Хоть дальними, — наследства не делить…»

Источник: Действие II, явление 5

Фамусов выстилается перед Скалозубом, всячески восхваляя его достоинства.

«Да, счастье, у кого есть эдакий сынок!

Имеет, кажется, в петличке орденок. »

Источник: Действие II, явление 5

«Вы повели себя исправно:

Давно полковники, а служите недавно…»

Источник: Действие I, явление 5

Фамусов считает Скалозуба видным человеком.

«…Он человек заметный –

Сергей Сергеич Скалозуб…»

Источник: Действие III, явление 11

Даже служанка Лиза считает полковника Скалозуба глупым человеком.

«Да-с, так сказать речист, а больно не хитёр…»

Источник: Действие I, явление 5

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Скалозуба вместе!

Биография

Сергей Сергеевич Скалозуб — молодой ещё мужчина, богатый дворянин. Смог сделать блестящую военную карьеру, получив в молодом возрасте чин полковника.

Скалозуб поступил на службу в 1809 году и в самом начале своей военной карьеры служил в мушкетёрском полку. В 1813 году вместе с братом участвовал в походе против Наполеона в составе 30-го и 45-го егерских полков, отдав два года походной полковой жизни. На момент описываемых событий Скалозуб служит в 15-й дивизии. Его военная карьера длится чуть более 10 лет.

Достигнув определённых вершин, Скалозуб не собирается останавливаться на достигнутом: всеми способами он намерен получить чин генерала. Будучи богатым и всеми уважаемым человеком, не прочь жениться и создать семью.

Читайте также:
Чацкий не только умен, но и положительно умен: сочинение

Образ Скалозуба

Полковник Скалозуб — олицетворение типичного столичного военного: надменного, самовлюблённого, раздутого от чувства собственной значимости. Обладая ограниченным кругозором, интересуется лишь армией и войной, хотя на деле совсем не приспособлен к тяготам военной жизни.

Настойчивый и целеустремлённый, но направляет свои усилия лишь на получение очередного воинского звания. Не видит особого смысла в образовании и в просвещении видит одни проблемы. Ярый противник свободомыслия и стремления к новому. Высокое положение в обществе и расположение сильных мира сего — всё, что нужно Скалозубу.

Достигнув определённого статуса, Скалозуб не прочь жениться. Но ему по большому счёту всё равно, кто станет его супругой. Семейная жизнь не особенно интересует героя, и жена нужна ему только по той причине, что так принято в обществе.

Сочинение: Характеристика Скалозуба в комедии «Горе от ума» (+ таблица с цитатами)

(558 слов) Известная комедия «Горе от ума» принесла Александру Сергеевичу Грибоедову небывалую славу. В своем знаменитом произведении писатель показал мировоззрение и ментальность общества дворян девятнадцатого столетия. Данная комедия наглядно демонстрирует читателю ту ситуацию, когда вдруг в привычном традиционном обществе стали появляться люди с совсем иными убеждениями и взглядами на жизнь. Таким образом, главную тему данного произведения можно сформулировать, как противостояние и борьба старых и новых идеалов. Что отразить его, Александр Сергеевич описал множество ярких и многогранных персонажей. Одним из самых интересных героев произведения «Горе от ума» является Скалозуб. Рассмотрим подробнее характеристику этого персонажа.

В образе Скалозуба писатель изобразил состоявшегося человека, который имеет высокий чин. Автор показывает, что герой является эталоном среди московского дворянства. Он богат, влиятелен, недурен собой, но на его невежество и грубость никто не обращает внимания. Подобно Фамусову, Скалозуб является приверженцем старого уклада жизни и традиционных ценностей. Главный персонаж не желает менять свои убеждения. Старый мир для Скалозуба является твёрдой опорой, на которую он сможет положиться в нужный момент. Ведь герой попросту не разбирается в революциях и инновациях, он слишком примитивен для этого. В связи с этим, Александр Сергеевич даёт Скалозубу не такую сильную характеристику, как Фамусову. Скалозуб — яркий представитель консервативного общества, как и Фамусов, но он в прямом смысле не ведает, что творит. Его представления о мире ограничены служебными и военными терминами, а в остальном он ничего не понимает, так как крайне глуп. В абсолютном невежестве выражен один из важных аспектов личности Скалозуба. Однако существует ещё один не менее важный аспект, который является более существенным и мрачным. Методы, предложения и взгляды этого героя значительно радикальнее и жёстче, чем у Фамусова. Типичный солдафон Скалозуб считает, книги надобно сжечь, а всех недовольных — заставить замолчать. «Собрать бы книги все, да сжечь»— вот что предлагает Скалозуб. Читатель замечает, что Фамусов тормозит прогресс, но его влияние на него ограничивается личным невмешательством в служебные дела и гражданской пассивности. А вот Скалозуб всей душой ненавидит тех инакомыслящих людей, которые стремятся привнести в этот мир что-то новое. Герой принижает и на свой манер высмеивает их. Персонаж воспринимает любые намеки на инновации как явный признак того, что изменения, которых он так не хочет, уже идут полным ходом. А Скалозуб не желает мириться с данным фактом. Он — цепной пес консервативного общества, который может в любой момент взять шашку и разогнать недовольных. Таким образом, автор в образе Скалозуба показывает читателю человека, который состоялся в фамусовском обществе, добился успеха, но не состоялся как личность. Ведь он умеет приспосабливаться к сложившейся обстановке и принимать ее как должное, но мыслить глобально и анализировать ситуацию он не в силах.

Также писатель наглядно демонстрирует читателю, каково отношение Скалозуба к простым жизненным вещам. Так, например, к чувству любви персонаж относится довольно скептически. По его мнению, не стоит обращать особого внимания на эти категории, потому что в них нельзя найти никакой пользы. Брак для него — взаимовыгодное соглашение ради приобретения влияния. Также не вызывает одобрения и отношение Скалозуба к окружающим людям. Главный герой полагает, что лишь успешные люди являются полезными. А остальных он в упор не видит.

Можно утверждать, что в образе Скалозуба Александр Сергеевич Грибоедов показал читателю невежественного и жестокого человека, которого высоко поставили связи и деньги. Для фамусовского общества этого вполне достаточно, чтобы стать эталоном. Скалозуба волнует только лишь успешное продвижение по службе, как и всех, кто его уважает. Образ Скалозуба олицетворяет типичного представителя русской армии, который получил медали не за свои прямые обязанности, а за влияние и умение дружить с нужными людьми.

Скалозуб происхождение и положение в обществе. Образ Скалозуба в комедии Грибоедова «Горе от ума

История персонажа

Александр Сергеевич Грибоедов написал комедию «Горе от ума» в 1824 году. Произведение призвано обличить привычки и взгляды дворян девятнадцатого столетия. События, описанные в пьесе, происходят после войны с французами в 1812 году.

Читайте также:
Бал в доме Фамусова (по комедии А.С. Грибоедова Горе от ума): сочинение


Александр Грибоедов

Этот период был для России сложным, так как в обществе стали популярны прогрессивные идеи. Противостояние старых и новых взглядов, традиций прошлого и нынешнего времени описано в произведении посредством ярких персонажей и образов. Скалозуб – персонаж, с помощью которого автор передает специфику возникшей полемики.

Характеристика Скалозуба в комедии «Горе от ума»: внешность, характер, карьера полковника

«. полковник Скалозуб: / И золотой мешок, и метит в генералы. «

«. И прямизною стана, Лицом и голосом герой. «

«. Дался ему трех сажень удалец. » (сажень = 2,1 метра)

«. Нет, кажется, что нет. – Он человек заметный. «

«. Хрипун*, удавленник**, фагот, / Созвездие манёвров и мазурки. «

*хрипун — это щеголеватый армейский офицер, который говорит хриплым басом;

**удавленник — насмешка над узким воротником армейского мундира Скалозуба.

«. Хрипун, удавленник, фагот. » (у фагота хрипловато-гнусавый тембр)

«. Но Скалозуб? вот загляденье: / За армию стоит горой. «

«. и весело мне страх / Выслушивать о фрунте и рядах. «

«. Вы повели себя исправно, / Давно полковники, а служите недавно. «

«. Довольно счастлив я в товарищах моих, / Вакансии как раз открыты; / То старших выключат иных, / Другие, смотришь, перебиты. «

«. Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; / Об них как истинный философ я сужу: / Мне только бы досталось в генералы. «

«. И знаков тьму отличья нахватал; / Не по летам и чин завидный, / Не нынче завтра генерал. «

«. Ему дан с бантом, мне на шею*. «
(*судя по всему, это орден Анны II степени. До этого Скалозуб, вероятно, также получил орден Владимира IV степени, предшествующий «Анне»)

«. Я вас обрадую.. книги сохранят так: для больших оказий. «

..Про ум Молчалина, про душу Скалозуба. » (Чацкий о том, что у Молчалина мало ума, а у Скалозуба — мало души)

«. Жениться? Я ничуть не прочь. » (Скалозуб о себе)

Карьера Скалозуба в комедии «Горе от ума»

«. Я с восемьсот девятого служу. » (действие комедии происходит в начале 1820-х годов)

«. В его высочества, хотите вы сказать, / Ново-зомлянском мушкетерском. «

«. В тринадцатом году мы отличались с братом / В тридцатом егерском, а после в сорок пятом. «

История персонажа

Образ полковника Сергея Сергеевича Скалозуба типичен. Существуют документальные подтверждения тому, что в период создания произведения для героя нашлось немало прототипов. В качестве персон, вдохновивших Грибоедова, называли имена композитора Римского-Корсакова, полковника Фролова и генерала Скобелева.


Иван Паскевич, Алексей Аракчеев, Николай I — прототипы Скалозуба

Характеристика персонажа позволяла предположить, что он похож на Паскевича, Аракчеева и императора Николая Первого. Скалозуб представляет собой обычного москвича, пытающегося жениться. Образование и воспитание не его конек, зато герой располагает накоплениями и уверенностью в себе. После войны Скалозуба наградили символическим орденом, позволившим ему преувеличивать собственную значимость в глазах других.

Значение имени героя очевидно. Закрепленное за ним амплуа хвастливого воина и самовлюбленной натуры объясняет происхождение фамилии. Скалозуб пользуется уважением других персонажей и преференциями со стороны отца Софьи, сватающего дочь за полковника. Описание достоинств жениха примитивно: он богат и претендует на генеральский чин.


Сергей Сергеевич Скалозуб

Цель жизни Скалозуба – хорошее положение в обществе и расположение сильных мира сего. Он выступает против свободомыслия и ратует за беспрекословное подчинение. Такая позиция была распространенной в российской армии послевоенных лет. Награды и положение Скалозуба свидетельствуют о том, что его отношение к службе верно, перспективы полковника велики.

Цитаты Скалозуба позволяют предположить, что его отношение к семье основано на желании соответствовать нормам, принятым в обществе. Он пренебрегает чувствами и симпатиями. Его суждения основаны на традиционных взглядах, не изменившихся с приходом новой эпохи. Поэтому отношение героя к крепостному праву не отличается свежими идеями.


Александр Андреевич Чацкий

Он выступает приверженцем идеи о распоряжении крестьянами. Скалозуба волнует исключительно пополнение своих ресурсов и бюджета, а также социальный статус. Полковник умело апеллирует к имеющимся связям, пренебрегает трудом, участием в военных делах и государственной деятельности.

Типичный солдафон, поведение которого предсказуемо – неуместный и неловкий образ в обществе, которое создают молодые люди, подобные Чацкому. Даже его отношение к любви кажется устаревшим. Ключевую роль в мировоззрении героя играет не возраст, а социальная обстановка, которую высмеивает Грибоедов.

Характеристика Скалозуба

В армию Скалозуб вступил как и было принято, в 15 лет. С военным делом он связал свою карьеру и жизнь. За десять лет дослужился до звания полковника. Несмотря на большие возможности для карьерного роста в военные годы, особой инициативы не проявлял, из-за чего и был удостоен всего одной награды. Начальство отметило Скалозуба на за подвиги, а по случаю военных торжеств.

Внешне полковник высокий и заметный мужчина с хрипловатым голосом. Не молодой и не старый, он неприхотлив в быту и подумывает о женитьбе. Наличие денежных средств позволяет ему вести светский образ жизни, играть в карты и появляться на балах.

Читайте также:
Художественные особенности комедии «Горе от ума» А.С. Грибоедова: сочинение

Сергей Сергеевич щепетильно относится к своему внешнему виду. Перетягивается ремнями, чтобы подчеркнуть грудь, но вещи при этом носит простые. Явное недовольство он выказывает по отношению к гвардейцам в расшитых золотом мундирах. Негативные чувства в нем пробуждает не столько одежда, сколько грамотность и свободомыслие представителей гвардии. Именно к таким молодым людям тяготеют юные барышни того времени.

Необразованный Скалозуб презрительно относится к грамотным и начитанным, открыто насмехается над своим родственником, увлекающимся книгами. Много рассуждая и разглагольствуя о военном деле и радуясь перспективе организации учебных заведений по принципу казарм, он не является явным защитником своей Родины. Ярким свидетельством тому является служба в мушкетерском полку, который к передовым не относился.

Довольный собой, но не сообразительный и медлительный Скалозуб приходится дочери Фамусова не по нраву.

Сюжет

«Горе от ума» входит в список литературы, изучаемой в средней школе. История противостояния «века нынешнего» и «века минувшего» знакома всем. Юная Софья влюблена в Молчалина, секретаря Фамусова. Внезапно в доме появляется знакомый семьи, молодой человек по фамилии Чацкий, который в своих речах нелестно отзывается о Молчалине, чей положительный образ по нраву домочадцам.


Павел Афанасьевич Фамусов

Гость расспрашивает у Фамусова подробности о Софье, в связи с чем последний делает предположение: Чацкий метит в женихи. Единственным подходящим кандидатом на роль зятя Фамусов считает полковника Скалозуба, чей статус и положение в обществе соответствуют предпочтениям почтенного отца. Чацкий и Фамусов не сходятся в суждениях и взглядах. Между ними возникает конфронтация.

Падение Молчалина с лошади становится коллизией, после которой Чацкий задумывается над чрезмерным волнением Софьи о здоровье секретаря. Он приходит к выводу, что девушка влюблена, но личность Молчалина кажется Чацкому недостойной возвышенных чувств. На приеме, устроенном вечером в доме Фамусова, Чацкий иронизирует и высмеивает конкурента.


Алексей Степанович Молчалин

Случайно узнав, что Молчалин поддерживает связь с Софьей только ради положения семьи и втайне влюблен в служанку Лизу, герой изобличает секретаря. Опороченная девушка выгоняет Молчалина из дома. Сбежавшиеся гости во главе с Фамусовым становятся свидетелями саркастичного монолога Чацкого, высмеивающего пороки современного общества. Молодой человек уезжает из дома Фамусовых.

Экранизации

Пьеса, вышедшая из-под пера Грибоедова, пополнила перечень классических драматургических произведений. Она не вдохновляет режиссеров на экранизации, так как стихотворный стиль не востребован у телевизионной аудитории. Зато телеспектакли пользуются интересом интеллигентной публики.


Роман Филиппов в роли Скалозуба

В 1952 году артисты Малого театра СССР предстали перед зрителями в образе героев «Горе от ума» на телеэкранах. Роль Скалозуба исполнил Анатолий Ржанов. В телепостановке 1977 года публика вновь наблюдала актеров Малого театра. В образе полковника предстал Роман Филиппов. Телевизионный спектакль 2002 года позволил познакомиться со Скалозубом в исполнении Виктора Низового.

Цитаты

Александр Сергеевич Грибоедов описал классическую ситуацию, неоднократно встречающуюся в обществе. Смысл пьесы сохраняет актуальность вне зависимости от эпохи, поэтому крылатые выражения и афоризмы, черпаемые из нее, остаются уместными из года в год. Недостатки персонажа, обличаемые автором, озвучиваются устами героя.

«Как истинный философ я сужу: мне только бы досталось в генералы», — говорит Скалозуб.

Он не имеет возможности претендовать на хорошее образование, и его «философские» высказывания глупы и демонстрируют узость мировоззрения. Скалозуб далек от современных веяний и не стремится ознакомиться с ними, ведь считает ученье пустой тратой времени. По его мнению, перспективы есть только во вложении в неокрепшие умы истины, диктуемой отцами:

«Я вас обрадую: всеобщая молва, Что есть проект насчет лицеев, школ, гимназий; Там будут лишь учить по-нашему: раз, два, А книги сохранят так: для больших оказий».

Скалозуб обязан положению в обществе и на службе связям. Он не отличается стремлением к изменению мира, а свободные вакансии, помогающие в продвижении по карьерной лестнице, открываются сами собой:

«Довольно счастлив я в товарищах моих, Вакансии как раз открыты: То старших выключат иных, Другие, смотришь, перебиты».

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Человек и природа в сказке Кладовая солнца
    Еще с начала возникновения людей на планете, человек близко контактировал с окружающим миром. Ведь благодаря ней, человек всегда сыт и доволен, чист и согрет. Позже она открыла все свои природные ресурсы, создавая пригодные условия для жизни людей
  • Характеристика и образ Гаева в пьесе Вишнёвый сад Чехова сочинение
    Одним из основных персонажей произведения является Гаев Леонид Андреевич, родной брат главной герои владелицы поместья Раневской.

Когда дождик тихо стучит по крыше, то он действует на меня убаюкивающее, я могу даже уснуть.

  • Сочинение по картине Левитана Свежий ветер. Волга
    Картина «Свежий ветер. Волга» была написана знаменитым русским живописцем И.И. Левитаном в 1895 году. Данная картина является одной из лучших работ художника, несмотря на то, что ее создание давалось Левитану нелегко.
  • Сочинение по поэме Мертвые души Гоголя
    «Мертвые души» является одним из самых гениальнейших творений писателя. Сюжет произведения был подсказан Пушкиным. Николай Васильевич вначале задумывал написать роман
  • Читайте также:
    Взгляды Чацкого и Фамусова: сочинение

    Характеристика Скалозуба из комедии » Горе от ума»

      Скалозуб 1 вариант
      Скалозуб Сергей Сергеич в его образе выведен идеальный московский жених грубый, необразованный, не слишком сообразительный, но богатый и довольный собой. Фамусов прочит С. в мужья своей дочери, но та считает его героем не своего романа. В момент своего первого приезда в дом Фамусова С. рассказывает о себе. Он участвовал в войне 1812 года, но орден на шею получил не за боевые подвиги, а по случаю военных торжеств. С. метит в генералы. Герой презирает книжную мудрость. Он уничижительно отзывается о своем двоюродном брате, читающем книги в деревне. С. пытается внешне и внутренне приукрасить себя. Он одевается по армейской моде, перетягиваясь ремнями, чтобы грудь была колесом. Ничего не поняв в обличительных монологах Чацкого, он, тем не менее, присоединяется к его мнению, говоря всякие глупости и вздор. ******* Скалозуб 2 вариант

    Скалозуб — персонаж комедии А. С. Грибоедова Горе от ума (1824). Если искать в характерах пьесы классицистические, а через них и античные прообразы, то С. соответствует хвастливый воин, популярная маска римских комедий, воплощенная в знаменитом башнеградопобедителе Пиргополини-ке, герое Плавта. Воин-забияка традиционно изображался не только хвастуном, но и персоной самовлюбленной. С. , если изъять его из поэтического контекста, чем-то похож на своего далекого предка. Следует отметить, что комедийные маски носят многие персонажи произведения Грибоедова, но масочность лишь верхний слой объемного ее сюжета. В ходе действия С. преображается в индивидуальный комедийный характер. Полковник Сергей Сергеевич С. в самом центре событий пьесы. Уже в первом акте Лиза упоминает его как почти официального жениха Софьи (и золотой мешок и метит в генералы) в контрасте с нежеланным Чацким и тайным Молчалиным. Может быть, ради С. , чтобы ввести его в круг родственников, Фамусов затевает бал, где представляет С. Хлесто-вой, которой тот не нравится из-за недостатка подобострастия и слишком высокого роста. Все факты биографии С. в глазах Фамусова выгодно отличают его от Чацкого. С. богат, военный, быстро и продуманно делающий карьеру, мало спорящий, высказывающийся прямолинейно и лапидарно. Манера С. не подстраиваться под тон светской любезности не вредит ему во мнении окружающих (как Чацкому) , потому что в главном С. фамусов-ский, свой: ученостью меня не обморочишь! . На чем основана его военная карьера выясняется довольно скоро: тут старших выключат иных, другие, смотришь, перебиты. Было бы ошибкой недооценивать влияние С. в московской среде: он признан и поддержан обществом. В кульминационный момент дискуссии о вреде, приносимом книгами и образованием, С. объявляет радостную для всех весть, что лицеи, школы и гимназии решено реформировать по казарменному образцу: Там будут лишь учить по-нашему: раз, два; А книги сохранят так: для больших оказий. (Что, однако, еще не совсем устраивает Фамусова, знающего более верный способ наведения порядка: забрать все книги бы, да сжечь.) С. это собирательный характер, в котором современники Грибоедова узнавали многих: от дивизионного полковника Фролова до великого князя Николая Павловича, будущего императора Николая I. В обширной сценической истории Горя от ума до сих пор не найдено такого решения этого образа, которое было бы свободно от масочности, одинаково подчеркиваемой актерами при самых разных по стилю режиссерских решениях. В основе образа С. лежит прием гротеска, но не шаржа и не карикатуры. Такой образ требует истолкования, родственного поэтике пьесы в целом, которую Грибоедов назвал поэтикой превосходного стихотворения.

    В роли Скалозуба

    Полковник Серге́й Серге́евич Скалозу́б

    — один из персонажей комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» .

    Следует отметить, что он поступил на службу лишь в 1809 году, но при этом он не доволен, что его «за полком два года поводили»; более того, он уже метит в генералы: Я с восемьсот девятого служу; // Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы; // Об них как истинный философ я сужу: // Мне только бы досталось в генералы

    . Немаловажно, что свой орден он получил не за военные заслуги — в упомянутый день, 3 (15) августа , боевые действия не велись, стороны сели за стол переговоров . В честь этого события многим солдатам и были розданы медали. Фраза
    Ему дан с бантом, мне на шею
    даёт основание предположить, что брат Скалозуба получил орден Святого Владимира IV стенени «с бантом», а сам он, вероятно, орден Святого Владимира 3 степени или орден Святой Анны II степени «на шею» .

    Он хвастлив, по службе продвигается за счёт своих товарищей: Довольно счастлив я в товарищах моих, // Вакансии как раз открыты; // То старших выключат иных, // Другие, смотришь, перебиты

    . Скалозуб по-военному прямолинеен, что, впрочем, не вредит ему в обществе. Так, например, когда в третьем действии княгиня Тугоуховская жалуется ему на то, что её племянник Фёдор, учившийся в Педагогическом институте,
    чинов не хочет знать
    , полковник с откровенной радостью сообщает собеседникам:
    Я вас обрадую: всеобщая молва, // Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий; // Там будут лишь учить по нашему: раз, два; // А книги сохранят так: для больших оказий
    . Фамусов же ещё более нетерпим к вольнодумству:
    Сергей Сергеич, нет! Уж коли зло пресечь: // Забрать все книги бы да сжечь
    .

    Читайте также:
    «Горе от ума» – это благороднейшее создание гениального человека: сочинение

    ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА». Сочинение для 9 класса.

    Прежде чем писать сочинение на тему «ТРАДИЦИИ И НОВАТОРСТВО КОМЕДИИ А.С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА», давайте систематизируем, в чем же заключаются традиции и новаторство Грибоедова.

    Текст сочинения.

    Знаменитая комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» создавалась в первой четверти XIX столетия. Литературная жизнь этого периода определялась явными признаками кризиса самодержавно- крепостнической системы и созреванием идей дворянской революционности. Совершался процесс постепенного перехода от идей классицизма, с его пристрастием к высоким жанрам, к романтизму и реализму. Одним из ярких представителей и родоначальников критического реализма и стал А.С. Грибоедов. В комедии «Горе от ума» Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы своего времени: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о поклонении перед всем иностранным. Автор освещает самые важные явления своего времени: борьбу двух жизненных укладов, столкновение «веса нынешнего» с «веком минувшим».

    В соответствии с традициями классицизма. Грибоедов выдерживает три единства в комедии: действия, времени и места. Но эта традиционная форма наполнена совершенно новым содержанием. Кроме того, комедия имеет и черты романтизма, ведь в центре ее — сильная, яркая, незаурядная личность Чацкого. Его монологи наполнены сильным чувством, высоким обличительным пафосом. Но в отличии от романтика, писатель-реалист отделяется от своего героя и изображает его объективно, как порождение реальной действительности.

    Личная драма героя, страстность заставляют его с негодованием выступать против московских «тузов», которые живут «на старших глядя», ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. Тем и привлекает нас Чацкий, что он не вздыхает, подобно Горичу, не болтает, как Репетилов, а смело бросается в бой за новое с отжившим, старым. И хотя ему приходится идти «искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок», не жалость, а восхищение вызывает у меня герой Грибоедова.

    По-новаторски показывая воздействие общественных условий на человеческие судьбы, влияние социальных обстоятельств на нравы и духовный мир людей. Грибоедов раскрывает нам фабулу своего произведения, которая состоит не в тривиальном конфликте между положительным и отрицательный героем, а представлена в виде злободневного конфликта эпохи, когда представитель передовой дворянской интеллигенции не находит ни признания, ни применения в консервативной барско-чиновничьей среде.

    Окончательный разрыв главного героя с этой средой еще раз подчеркивается в финале пьесы. Интересно и необычно заканчивает Грибоедов комедию: неизвестно, что же произойдет с героями после скандала в доме Фамусова.

    Не акцентируя внимания на житейских перипетиях героев автор переносит внимание читателя на социально- политический аспект: важно, что мыслящий и деятельный Чацкий выбирает иной путь нежели Молчалины, Фамусовы и прочие.

    «Горе от ума” представляет собой синтез традиций и новаторства и в отношении жанра и в изображении героев. В жанровом своеобразии произведения Грибоедова мы видим слияние и сатирической комедии, и лирико-психологической драмы. В своей статье «Миллион терзаний” Гончаров пишет, что в “Горе от ума” дана и картина нравов фамусовской Москвы, и галерея живых типов, и есть жгучая сатира на человеческие пороки, но все же критик видит в произведении «…истинную комедию, комедию положений и одновременно комедию характеров». Так Грибоедову удается небывалое: он раздвигает границы многих других жанров.

    По-новому изображены и герои комедии. Используя приемы реализма, драматург показывает своих героев в тесной связи с той средой, в которой они выросли и жили, которая положила на них свой отпечаток. Каждый из героев изображен Грибоедовым полно и всесторонне, каждый из них — это не воплощение какого-либо человеческого порока или добродетели, а живой человек, который обладает всеми гранями человеческого характера. Не принимая одни, А.С.Грибоедов удачно использует другие достижения сатирической литературы XVIII в. Он применяет для своих персонажей «говорящие» фамилии, указывая тем самым на определенные отличительные качества своих героев.

    Еще одно главное и бесспорное достоинство комедии — это ее язык. А. С. Пушкин один из первых выразил восхищение по поводу неординарности стихов комедии. Они полны естественности и непринужденности, лаконизма и в то же время смысловой насыщенности. «Половина (их) — должны войти в пословицу» — это пророчество Пушкина сбылось полностью. Чуть не половина стихов комедии превратилась в крылатые выражения, которые и по сей день служат украшением русской речи.

    По богатству своего содержания и художественности форм «Горе от ума» явилось комедией замечательной и исключительной. В ней реалистически описаны и общественная жизнь России того времени, и все социально-политические вопросы, поднятые эпохой. Грибоедов дал образец новой русской комедии, нового литературного языка и стихотворного слога. Он вместе с Пушкиным стоял у истоков нового реалистического направления, принесшего русской литературе мировую известность.

    Читайте также:
    АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ГРИБОЕДОВ ГОРЕ ОТ УМА ТРАГЕДИЯ ЧАЦКОГО: сочинение

    Сочинение: Традиции и новаторство в комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

    (627 слов) Комедия «Горе от ума» является одним из самых выдающихся произведений отечественной литературы, став уникальным и новаторским произведением своего времени. Изначально автор планировал создать книгу в направлении «классицизм». Однако он все же преодолел привычные рамки и представил читателю новую литературную тенденцию — реализм. «Горе от ума» — первая пьеса, находящаяся на распутье между двумя направлениями. В ней Грибоедов отразил реальные социально-политические проблемы жизни русских людей. А в чем же еще заключается новаторство в произведении «Горе от ума»? И каких традиций придерживался автор, создавая свою комедию?

    Первая новаторская черта состоит в изменении времени действия. Если в классицизме было принято переносить действие во времена античности или средневековья, то Грибоедов описал современную (для него) Москву. Соответственно, проблемы и темы книги стали злободневными.

    Вторая новаторская черта состоит в создании внесценических персонажей. Произведение «Горе от ума» смело можно назвать сатирой на московское дворянство начала девятнадцатого столетия. Чтобы подробно и детально изобразить общество, писатель использовал немало внесценических персонажей. Этот приём поистине можно считать новаторским. Он позволил писателю показать все происходящие события в произведении более реально и обобщенно. Автор расширил рамки своего повествования.

    Третья новаторская черта — остросоциальное содержание пьесы. Писатель стремился донести мысль, что, на самом деле, не всё является таким, как кажется. Автор утверждает, что под маской благонамеренности порою прячутся отвратительные и нелепые явления. Он впервые открыто осудил такие традиционные явления русской жизни, как крепостное право, подражание иностранной культуре, блат в высших политических сферах, казнокрадство.

    Особое внимание нужно обратить на характер персонажей известного произведения. Герои данной комедии значительно отличаются от типичных персонажей классицизма. Александр Грибоедов создал очень многогранных и неоднозначных персонажей, ведь автор отказался от привычного для классицизма деления на положительных и отрицательных героев. Писатель показал своих персонажей интересными и живыми, со своими слабостями и сильными сторонами. В качестве примера можно рассмотреть образ Чацкого. Так, главный герой отличается умом и сообразительностью. Он является олицетворением новаторских и передовых идей общества. Но тот же Чацкий бывает грубым и резким. Герой может оскорбить других людей в их же собственном доме.

    Интересной новаторской чертой является и изображение «простых» героев, которые не относятся к знати. В классицизме было совсем не принято изображать простолюдинов в серьезных ролях. Их описывали лишь в комедиях и то на заднем плане. А Грибоедов изобразил только одну положительную героиню — это служанка Лиза. Кстати, новаторской является и жанровая природа произведения. Это не легкомысленная комедия традиционного классицизма. «Горе от ума» — это, скорее, трагикомедия, ведь в ней затронуты серьезные проблемы, которые так и нашли решения ни в пьесе, ни в жизни.

    Александр Грибоедов оказался настоящим новатором в своём роде еще и потому, что создал комедию в стихотворной форме. Для России это было открытием. Свою комедию Александр Грибоедов написал в размере вольного ямба. Известно, что этот стихотворный размер также не типичен. Его автор использовал неспроста. Благодаря данному размеру писатель хотел «оживить» происходящие события. Грибоедов придал диалогам героев динамичность, а также интонацию реального разговора.

    Однако, несмотря на такое обилие новаторских приёмов, использованных в произведении, Александр Грибоедов все же сохранил некоторые традиционные признаки классицизма. Так, автор не забыл соблюсти одно из важных правил классицизма — правило трёх единств. Оно выражается в том, что действие происходит в течение одного дня, в одном месте, а сюжетная линия одна. На классицизм в пьесе указывает и присутствие говорящих фамилий. Также это направление подразумевает любовный конфликт.

    В своём произведении автор поднял традиционную проблему конфликта поколений. Безусловно, этот конфликт будет существовать в любое время, ведь всегда возникают разногласия между младшим и старшим поколением. Александр Грибоедов поднимает эту проблему в своём произведении, надеясь на то, что люди задумаются над ней и всеми силами постараются ее исправить хоть в какой-то мере.

    Можно утверждать, что мастерски сочетая новаторские черты с традиционными, Александр Грибоедов создал уникальное произведение, которое отображает насущные проблемы того периода. Актуальность данной комедии подтверждается тем, что люди до сих пор вспоминают цитаты и афоризмы из диалогов персонажей, которые глубоко укоренились в русском языке. Произведение «Горе от ума» поистине достойно внимания читателя.

    “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

    Школьное сочинение

    Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

    Читайте также:
    Характеристика образа Молчалина в комедии «Горе от ума»: сочинение

    Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

    В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

    Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

    В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

    Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

    Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

    Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

    Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

    Рейтинг
    ( Пока оценок нет )
    Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
    Добавить комментарий

    ;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: