Историко-литературное значение «Горя от ума»: сочинение

Анализ пьесы «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

Русская драматургия породила огромное количество шедевров не только русской, но и мировой литературы, и позволила реализовать себя многим замечательным русским писателям. Одним из таких деятелей был и Александр Грибоедов. Его пьеса «Горе от ума» обессмертила имя этого дипломата, прочно вошла в золотой фонд русской литературы и ныне известна почти каждому жителю России. Многомудрый Литрекон предлагает Вам оценить разбор произведения.

История создания

Творческая история «Горе от ума» началась за пределами России. Писатель начал создавать своё произведение в Тифлисе после дипломатической миссии в Персии. Первым материалом для комедии послужили беседы Грибоедова со своей знакомой Евгенией Греховой о жизни московских дворян. Замысел комедии долго не давал покоя дипломату, карьера которого уже сложилась. Работа продолжилась уже в Москве, где драматург мог писать пьесу, основываясь уже на личном опыте общения с дворянским сословием.

Интересные факты о создании пьесы «Горе от ума» дополнят ее историю:

  • При создании пьесы Грибоедов вдохновлялся творчеством французского драматурга Мольера, чьи пьесы обличали и высмеивали пороки французского общества.
  • Значение пьесы «Горе от ума» для русской литературы так велико, что многие писатели после смерти Грибоедова делали отсылки на его произведение. Например, Л.Н. Толстой в романе «Война и мир» ввел персонажа из комедии — вольнодумца князя Федора, которого так осуждало фамусовское общество. В романе именно к нему едет Пьер Безухов, который разделяет взгляды декабристов.
  • При жизни автора пьесу не поставил ни один театр, так как цензура не пропустила ее в печать.
  • После того, как комедию начали ставить на сцене, многие актрисы отказывались играть роль Софьи, так как считали ее неприличной. Ночное свидание с Молчалиным их очень смущало.
  • Первым слушателем пьесы был Иван Крылов. Он сказал, что в его время автора такой книги ожидала бы неминуемая ссылка.

Но самое интересное, что можно вспомнить о комедии, случилось с самим автором. На одном из московских вечером Грибоедов слушал возмутительные речи приглашенных и вскипел — выговорил очень много неприятного приглашенным в длинной речи обличения. Один из присутствующих воскликнул: «Да этот умник сошел с ума!». Эта весть мгновенно разнеслась по Москве, и на следующий день к дипломату приехали многие друзья, чтобы узнать о его положении. Он в негодовании отчеканил:

– Я им докажу, что я в своем уме, – продолжал Грибоедов, окончив свой рассказ. – Я в них пущу комедией, внесу в нее целиком этот вечер: им не поздоровится. Весь план у меня уже в голове, и я чувствую, что она будет хороша.

Таково было отношение Грибоедова к пьесе «Горе от ума».

Прототипы героев

Многомудрый Литрекон нашел прототипы героев «Горе от ума» и представил их в таблице для Вашего удобства.

2) судьба: царь признал философа сумасшедшим за его вольнодумный трактат «философические письма».

Направление, жанр и размер

Жанровое своеобразие «Горя от ума» заключается в том, что в этой комедии сочетаются элементы сразу трёх литературных направлений: классицизма, романтизма и реализма.

  • От классицизма пьеса получила единство действия, времени и места. Есть и говорящие фамилии.
  • От романтизма в пьесе присутствует одинокий главный герой, который превосходит окружающих его людей в моральном плане, но обладает гораздо меньшим влиянием. Он вступает в заведомо проигрышный конфликт с обществом и, терпя сокрушительное поражение, покидает людей, чтобы найти себе новое место в этом мире.
  • Элементы реализма в произведении представлены большем количеством, по сравнению с классицистической традицией, персонажей. Автор стремился детально отобразить реальный мир, созданные им образы достаточно органичны и типичны. Образы персонажей углублены, и их нельзя поделить на строго положительных и строго отрицательных.

Жанровая принадлежность книги тоже неоднозначна. Поэтому Многомудрый Литрекон перечислит признаки комедии в пьесе «Горе от ума» и художественные методы автора:

  1. Комические несоответствия. Например, Фамусов, который «монашеским известен поведением», волочится за служанкой, пока никто не видит. Он же о своей службе в казенном доме говорит: «Подписано и с плеч долой». Положение героев не соответствует их действиям и словам, чего они сами как будто не замечают.
  2. Язык комедии «Горе от ума» характерен для этого жанра: он легкий, народный, разговорный и наполнен крылатыми выражениями.
  3. Прием «разговор глухих». Например, беседа бабушки-графини с князем Тугоуховским.
  4. Комические амплуа героев, традиционные для театра того времени: хитрая служанка, герой-любовник, его неудачливый оппонент, обманутый отец и т.д.
Читайте также:
Проблема ума в комедии А. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Комедия нравов «Горе от ума» написана ямбом.

Смысл названия

Главный герой обладает умом, но получает от этого общепризнанного блага лишь страдания. Любимая женщина предпочитает глупого и покорного Молчалина, общество и вовсе признает его помешанным. Тот же ум не дает Чацкому найти свое место в обществе и на службе, что делает его одиноким. В этом и заключается смысл заглавия «Горе от ума».

Название венчает обличение двойных стандартов московского дворянства. Внешне люди стремятся создать впечатление ума, но внутренне они противятся разуму и считают его враждебной силой.

Композиция

Структура пьесы «Горе от ума» свойственна направлению классицизма. Сюжет делится на четыре действия.

  1. Первое действие отведено под экспозицию, представление и раскрытие основных действующих лиц.
  2. Во втором действии происходит завязка, когда противоречия начинают складываться осознанное противостояние между персонажами: любовный конфликт, спор отцов и детей и общественный конфликт консерваторов и реформаторов. Тут же происходит развитие конфликта.
  3. В третьем действии происходит кульминация, когда обозначенные ранее конфликты доходят до своей высшей точки и разрешаются в ту или иную сторону.
  4. Четвёртое действие – финал, подведение итогов произошедшего. Определение дальнейшей судьбы основных персонажей.

От классицизма «Горе от ума» получила и классический любовный треугольник, лежащий в основе конфликта.

Всего в пьесе присутствует два главных конфликта – любовный и социальный. Они взаимосвязаны друг с другом, развиваются и переплетаются между собой по мере развития сюжета. Главный конфликт — противостояние века нынешнего и века минувшего. Построение комедии «Горе от ума» позволяет читателю в полной мере проникнуть в позицию каждой из сторон.

Суть: о чем пьеса?

Молодой дворянин Александр Чацкий после долгого пребывания в Западной Европе возвращается в Россию. Герой посещает Москву и дом богатого московского дворянина Фамусова, где он провёл своё детство.

Практически сразу же прогрессивный Чацкий вступает в конфликт как с главой семейства – Павлом Афанасьевичем, так и с его дочерью – Софьей, на которой герой намеревался жениться. Однако Фамусов хочет выдать дочь за невежественного, но богатого офицера Скалозуба, а сама Софья увлечена чиновником-интриганом Молчалиным.

Противоречия между главным героем и окружающими приводят к тому, что во время бала в доме Фамусовых Чацкого с подачи Софьи клеймят сумасшедшим.

Уже после бала Софья разоблачает Молчалина, который намеревался использовать её привязанность к нему, чтобы сделать себе карьеру, а Александр и Павел Афанасьевич узнают об их романе. Оскорблённый и отвергнутый Чацкий уезжает из Москвы в расстроенных чувствах.

Главные герои и их характеристика

Система образов в пьесе «Горе от ума» состоит из 4 типажей героев:

  1. Главные герои: Чацкий, Софья, Фамусов, Молчалин. Их отношения — основа сюжета.
  2. Второстепенные герои: Лиза, Горичи, Скалозуб, Хлестова. Они дополняют действие и служат катализаторами для развития сюжета.
  3. Герои-маски образуют социально-политические декорации для пьесы, чтобы пояснить предмет и суть противостояния героев и реалии их существования. Например, княжны — они все на одно лицо и нужны лишь для того, чтобы продемонстрировать универсальный типаж московской барышни. Ту же функцию кривого зеркала имеют Репетилов, Зарецкий и Тугоуховский.
  4. Внесценические персонажи. О них упоминают вскользь, но на сцене они не появляются. Почти у каждого из них есть реальный прототип. Это нужно для погружения зрителя в атмосферу времени и места.

Образы главных героев в пьесе «Горе от ума» Многомудрый Литрекон описал кратко в таблице:

молодой и симпатичный дворянин. искренен и образован, но несколько наивен. одержим прогрессивными идеями о построении идеального общества. патриот, но из-за своего прямолинейного характера не хочет идти на государственную службу. пытается бороться с порочным дворянским обществом, но поигрывает. Подробнее…

секретарь фамусова. молод, небогат и незнатен. коварный карьерист и интриган. соблазнил софью, намереваясь с её помощью воздействовать на фамусова, однако был разоблачён и отвергнут.

полковник русской императорской армии, быстро сделавший себе карьеру, однако лишь за счёт того, что многие офицеры были убиты в бою. невежественный солдафон, которого всё равно терпят в обществе. был одним из кандидатов на руку софью.

Читайте также:
Век нынешний и век минувший в комедии: сочинение

Остальные говорящие фамилии связаны с мотивом недопонимания и трудностей общения между людьми: Тугоуховский (глухота), Хлестова (хлесткое выражение), Репетилов (от лат. «повторять»), Молчалин (молчание). Все герои не говорят, а создают видимость беседы, потому что не способны понять друг друга.

Темы и проблемы

Тематика и проблематика комедии «Горе от ума» многогранны и актуальны по сей день:

  1. Спор поколений – Грибоедов отобразил начало преображения русского дворянства. По его мнению, новое поколение русской аристократии совсем не похоже на своих родителей. Писатель считал, что новая элита, воспитанная в духе Просвещения и гуманизма, неизбежно вступит в жесточайшее противоречие с реакционерами. И хоть на данный момент Грибоедов и не видел каких-либо коренных изменений, он надеялся на победу прогрессивного лагеря в далёкой перспективе.
  2. Нравы дворянства – Драматург изображает аристократию в самом непримечательном свете. Он демонстрирует её лживость, пошлость и лицемерие. По его мнению, те дворяне, которые составляют доминирующее в России фамусовское общество, — не более чем эгоистичные паразиты, которые заняты лишь удовлетворением своих потребностей и амбиций.
  3. Тема лишнего человека – Чацкий представлен в пьесе как благородный изгой, который слишком хорош для Российской империи. Однако вместе с тем Грибоедов показывает, что его герой не одинок, а, главное, не разочаровался в своих идеях, а потому у него всегда есть шанс вернуться и победить закостенелое и порочное фамусовское общество.
  4. Тема семьи – Дворянская семья в комедии изображена как рассадник лжи и взаимной неприязни. Старый Фамусов совершенно равнодушен к своей дочери, думая лишь о том, как удачно выдать её замуж. Когда вскрывается роман Молчалина и Софьи, всё, что беспокоит Павла Афанасьевича – это урон его репутации. Сама Софья также совершенно равнодушна к отцу и старается максимально отдалится от него.
  5. Развитие страны – На протяжении всего повествования некоторые персонажи рассказывают о своих родственниках и знакомых, которые отвергли светскую жизнь и карьеру, посвятив свою жизнь науке и саморазвитию. Этим Грибоедов отобразил перемены, назревающие в обществе, которые уже не могут остановить ни Фамусов, ни Скалозуб и ни кто-либо другой.
  6. Тема мечты – По мнению Грибоедова, только очень искренние и открытые люди способны мечтать. Софья мечтала о настоящей любви, а Чацкий — построить новый лучший мир. Однако писатель показывает, что зачастую мечты, оторванные от реальности и не имеющие под собой личного опыта, ведут человека к провалу. Софья поддалась на обман мерзавца Молчалина, а Чацкий был публично посрамлён и отвергнут.
  7. Образование – Образованные люди представлены в комедии как объект для подражания и наделены лучшими человеческими качествами. В то время, как те, кто отвергают науку и образование, безжалостно высмеиваются.
  8. Судьба – Чацкий искренне верил, что его судьба – быть вместе с Софьей, но жизнь оказалась слишком сложной, и его идеалистические мечты пошли прахом.
  9. Традиции – Ярые традиционалисты и реакционеры в комедии изображены как нелепые и недалёкие люди. Традициями они лишь оправдывают свое нежелание двигаться вперед.
  10. Любовь – Писатель с призывает людей с большой осторожностью поддаваться чувству любви. Ведь, потеряв над собой контроль, можно с лёгкостью повторить ошибки Чацкого и Софьи.
  11. Крепостное право – На примере Лизы мы видим, как во времена крепостничества простых людей рассматривали лишь в качестве инструментов и игрушек для забавы. Чацкий в своем монологе обличает жестокость дворян и бесправие крестьян. Он показывает, что жизнь бедных людей является не более значимой для аристократии, чем участь животных. Они ценятся примерно на одном уровне.
  12. Идеалы декабристов – Пьеса воплощает в себе почти все идеалы тайного общества Декабристов, которые выступали за послабление или даже отмену крепостного права, а также демократизацию российского общества. В произведении Грибоедова высмеиваются дворяне-крепостники и традиционалисты, а идеализируется молодой человек-борец, заинтересованный в следовании своей страны по пути прогресса.
  13. Проблема языка – Мимолётно Грибоедов затронул и искажение русского языка, вызванного невежеством дворянского сословия. Люди стремились заменить родную речь «помесью французского с нижегородским».

Основная идея

Грибоедов чётко отобразил конфликт между старой Россией Фамусова, задыхающейся от самодурства, невежества, пошлости, грубости, эгоизма и лицемерия, и новой России Чацкого, где ценятся, ум, благородство, честность и открытость. Смысл пьесы «Горе от ума» — обличить пороки, ставшие нормой в российском обществе, и указать путь перемен.

Читайте также:
СЮЖЕТ ГОРЯ ОТ УМА А.С. ГРИБОЕДОВА: сочинение

Писатель подчеркнул трудность этой борьбы, однако в то же время показал, что у «Чацких» всё-таки есть надежда на победу, и гибель старого мира неизбежна. Главная мысль автора — необходимость прогресса и важность его отстаивания.

Речь Чацкого отражает авторскую позицию в пьесе «Горе от ума». Поэтому А.С. Пушкин и сказал, что умен в комедии только автор, который прописал подобные монологи.

Чему учит?

Автор в комедии «Горе от ума» превозносит разум и благородство и осуждает невежество и пошлость. Его вывод прост: от плохих традиций, тянущих страну в пропасть, нужно избавляться.

Она учит нас, что благородный человек обязан бороться за свои идеалы и никогда не сдаваться, несмотря на непонимание и трудности. Мораль пьесы «Горе от ума» очевидна: нужно твердо стоять на своей позиции, если она отвечает требованием морали и справедливости.

Критика

Пьеса была восторженно встречена в русском обществе, особенно в декабристской среде, чьи идеалы она и выражала. Однако многие знаменитые писатели высказали свои претензии к комедии.

А. С. Пушкин очень положительно отзывался об этой комедии, говоря, прежде всего, об образах фамусовского общества. Однако поэт остался недоволен образом Чацкого, посчитав его слишком плоским. Пушкин видел в Чацком не отдельного персонажа, а лишь продолжение самого Грибоедова в пьесе.

Уже Виссарион Белинский и вовсе считал образ Чацкого откровенно неудачным и вредным. Прежде всего, критика раздражала инфантильность и наивность Чацкого, за которой он не видел реальных знаний и действий. Герой Грибоедова в его глазах — такой же недалёкий самодовольный дворянин, как те, кто его окружают.

Персонажа защищал писатель И.А. Гончаров:

«Чацкого роль — роль страдательная…Чацкий сломлен количеством старой силы, нанеся ей, в свою очередь, смертельный удар качеством силы свежей. Он вечный обличитель лжи, запрятавшийся в пословицу: «один в поле не воин». Нет, воин, если он Чацкий, и притом победитель, но передовой воин, застрельщик и — всегда жертва…» И. А. Гончаров.

Отношение автора к пьесе можно понять по одной из его цитат:

Портреты и только портреты входят в состав комедии и трагедии, в них, однако, есть черты, свойственные многим другим лицам, а иные всему роду человеческому настолько, насколько каждый человек похож на всех своих двуногих собратий. Карикатур ненавижу, в моей картине ни одной не найдешь.»

Кроме образа главного героя, рецензенты отметили композицию и язык пьесы: кто-то хвалил их, но кому-то они сильно не понравились:

Не говорю уже о языке сего отрывка, жестком, неровном и неправильном! Во многих местах слог совсем не разговорный, а книжный; там между русскими стихами встречаются два целые стиха французские; тут к слову histoire рифма пожара лучше попросить автора не издавать ее [прим. — комедию], пока не переменит главного характера и не исправит слога. (М. А. Дмитриев в журнале «Вестник Европы», 1825 г.)

Беспристрастно судя, надобно бы пожелать больше гармонии и чистоты в стихах г-на Грибоедова. Выражения: глазом мигом не прищуря — кто ж радуется эдак — черномазенький — дом зеленью раскрашен — нету дела — слыли за дураков — опротивит — к прикмахеру и т.п. дерут уши.» (Н. А. Полевой в журнале «Московский телеграф», 1825 г.)

Человек с сердцем не прочтет ее не смеявшись, не тронувшись до слез. Люди говорят, что в ней нет завязки, что автор не по правилам нравится; но пусть они говорят что им угодно: предрассудки рассеются, и будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее в число первых творений народных…» (А. А. Бестужев-Марлинский в журнале «Полярная звезда», 1825 г.)

Что же касается до самой комедии, то, осуждая план, слог и недостаток цели, должно отдать справедливость некоторым удачно изображённым характерам, смешным сценам, едкости многих эпиграмм и вообще искусству рисовать миниатюры. Толпа читателей находит удовольствие при чтении этой комедии оттого, что всякую колкость хочет применять к лицам ей известным. Иной, не умея сам сказать эпиграмму, радуется, найдя в г-не Грибоедове множество готовых на всякие случаи. «Горе от ума» недостойно чрезмерных похвал одной половины литераторов и чрезмерных нападений другой половины. Впрочем, первые более виноваты: излишние похвалы их заставили строже разбирать пьесу; а верно и сам г-н Грибоедов признается, что его комедия не выдержит строгого разбора…» (А. И. Писарев, статья «Несколько слов о мыслях одного критика о комедии „Горе от ума»», журнал «Вестник Европы», 1825 г.)

Читайте также:
Идея декабризма в комедии А.С. Грибоедова Горе от ума.: сочинение

Ныне «Горе от ума» признана образцом комедии. Даже в наши дни она подвергается постоянному переосмыслению, практически каждый, кто прочтёт эту пьесу, имеет шанс составить своё собственное мнение, непохожее ни на чьё-либо.

Кратко об истории создания комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Сюжет произведения

Популярность рассказа о высшем обществе обусловлена живым и интересным сюжетом, в котором тесно переплетены судьбы главных героев. Чацкий, дворянин по происхождению, долгое время пробыл в провинции и спустя несколько лет возвращается в столицу. Он в первую очередь навещает свою возлюбленную Софью, но неожиданно для себя получил довольно холодный прием от невесты. Чацкий долгое время пытался понять причину такого холодного отношения. Оказалось, что девушка влюблена в секретаря Молчалина.

Главный герой постоянно посещал дом девушки, но поговорить с ней по душам у него долгое время не получалось. Раздосадованный таким отношением любимой, молодой дворянин произносит обличительные монологи в отношении многих действующих персонажей комедии. Софья, которую оскорбили язвительные колкости в сторону Молчалина, распустила слух, что Чацкий сошел с ума. Сплетни быстро распространились, после чего все общие знакомые стали считать главного героя сумасшедшим.

Тайна о связи Софии и Молчалина становится достоянием общественности. Отец девушки Фамусов переживал по поводу испорченной репутации его семьи. Софья вскоре узнает о предательстве возлюбленного и рвет с ним отношения.

Чацкий, которому стало известно о тайной связи своей невесты, решает уехать навсегда из Москвы. В итоге каждый персонаж этой комедии оказался вовлечён в неприятную историю. Судьба Чацкого неизвестна, а Софья осталась одна с испорченной репутацией.

История создания

Можно назвать интересной историю создания комедии «Горе от ума». Грибоедов задумал написать пьесу в 1816 году, у него появились замысел и тема, он коротко набросал отрывки произведения. Александр Сергеевич долгое время находился за границей. Вернувшись в Москву и придя на светский бал, он был удивлён преклонением перед всем иностранным.

Известный литератор произнес пламенную речь, обличающую возвеличивание всего западного, после чего многие заподозрили его в безумии. Писатель решил отомстить аристократическому обществу: он написал «Горе от ума» — произведение, которое обличало общество столицы. В последующем он часто бывал на светских вечерах и балах, собирая материал для комедии. Грибоедов написал ее, находясь под впечатлением от:

  • преклонения перед западным образом жизни;
  • невежества дворянства;
  • отличий в обществе столицы и глубинки.

Начало работы над «Горем от ума» относится к 1820 году. Грибоедов в это время служил в Тифлисе. В 1823 году автор перебирается в Москву. Будучи здесь в отпуске, он получил свежие впечатления от светских мероприятий, что позволило ему продолжить работу над пьесой, которая была уже наполовину написана в Грузии.

Считается, что основные работы были закончены летом 1823 г., после чего в имении литератора Бигичева Грибоедов прочитал знакомым поэтам краткий вариант комедии.

Работы по завершению комедии

Автор считал комедию незавершённой, поэтому в 1824 г. существенно изменил ее. В пьесе появились новые акты, отдельные монологи были полностью переписаны. Первоначально главного героя звали Чадским, однако затем его фамилия была изменена на Чацкий. Также комедия, которая изначально называлась «Горе уму», в середине 1824 г. получила своё окончательное название.

Дата завершения работы над произведением — 1824 год. После нескольких редакций и изменения монологов пьеса «Горе от ума» была завершена. Однако вскоре у нее появились проблемы с публикацией. В частности, цензоры не пропускали скандальное произведение, хотя автор и большинство литераторов не видели в нем каких-либо упреков действующему режиму. Вскоре появилось сразу несколько рукописных вариантов, которые несколько отличались друг от друга. Основные претензии цензоров касались:

  • смелых диалогов персонажей;
  • обличения столичного дворянского общества.

Лишь в конце 1824 года после нескольких изменений были напечатаны отрывки первой и третьей частей комедии. Публика и критики положительно отнеслись к произведению, но затем текст был смягчен и сокращён цензурой. Многие смелые высказывания главных героев были заменены на нейтральные и безвредные. Основные претензии, согласно Википедии, предъявлялись не к обличению действующей власти, а к критике устоявшихся традиций и норм поведения в обществе.

Читайте также:
Картина нравов в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

После появления полной версии в 1825 году комедия имела эффект разорвавшейся бомбы. По воспоминаниям Александра Сергеевича Пушкина, именно это произведение сделало Грибоедова ведущим поэтом того времени.

Через несколько десятков лет появились первоначальные авторские версии произведения, однако они не получили такого одобрения у читателей, как первоначально знакомый им ранний смягченный вариант.

Театральные постановки

«Горе от ума» — это злободневная и дерзкая пьеса, которая не единожды ставилась в театре. Известно, что впервые сыграли ее в 1827 году в Ереване. Исполняли пьесу актёры-любители кавказского корпуса, а на премьере присутствовал сам автор. Сообщение о нахождении в зале Грибоедова встретили громкими аплодисментами. Через несколько лет с многочисленными правками комедия была поставлена в Петербурге и Москве. Но без цензурных ограничений это сценическое произведение увидело свет лишь в 1860 году.

Даже по прошествии без малого двух веков это произведение всё так же интересно, актуально и популярно в театрах, как и раньше. Можно найти как классические постановки, так и авангардистские творческие решения, в которых главные герои переносятся в нынешнее время, а текст практически полностью переработан и адаптирован для современного зрителя.

Историко-литературное значение «Горя от ума»

Исключительно велико значение комедии Грибоедова в развитии русского театра. «Горе от ума» способствовало победе реализма на русской сцене. Сценическая история «Горя от ума» отразила основные этапы истории русского театра вплоть до нашего времени. В первых полных представлениях комедии в Москве и Петербурге в качестве исполнителей выступает Щепкин (Фамусов), Мо-чалов, Каратыгин (Чацкий), Живокини (Репетилов). Не сразу русская сцена раскрыла глубокое общественное и психологическое содержание «Горя от ума». Большинство актеров играло свои роли в стиле популярного тогда водевиля или пьес классицистического репертуара. Современник свидетельствует: «Привыкши представлять роли всегда одинокие, всегда отлитые в одну форму, они страшились отступить от принятых правил, не могли осмелиться играть новые лица. Г. Щепкин, играя Фамусова, никак не умел забыть Транжирина, г. Мочалов – Крутона и так далее. Например, актер, представлявший Платона Михайловича, думал, что это лицо есть обыкновенный муж под властию жены, между тем как Платон Михайлович совсем другое. Это добрый, умный и даже лихой рубака нашего времени, попавший в атмосферу гостиных, спален и детских и обленившийся там; бодрость духа в нем прежняя, но обстоятельства, окружающие его, переменились. Он не в повелениях у жены своей, а просто он обленился и снисходит во всем доброй своей половине, как-снисходят любимому ребенку. Так же оригинальны и все лица в комедии Грибоедова» ‘. Даже М. С. Щепкин лишь постепенно дал реалистическое сценическое воплощение одного из центральных персонажей комедии – Фамусова. «Горе от ума» помогло ему углубить свое мастерство, создать образ живой, как сама жизнь. Щепкин говорил о Грибоедове и Гоголе как о «двух великих комических писателях», которым он «обязан более всех». «Они меня силою своего могучего таланта, так сказать, поставили на видную ступень в искусстве»,2 – говорил М. С. Щепкин о Грибоедове и Гоголе.

Особенно трудной оказалась роль Чацкого, которую даже такие выдающиеся актеры, как В. Каратыгин и П. Мочалов, играли в псевдоромантическом или классицистическом стиле. Лишь в 40-е гг. на сцене Московского Малого театра замечательный русский актер И. В. Самарин дал образ Чацкого в соответствии с замыслом Грибоедова, как передового деятеля своего времени и вместе с тем как живого, страдающего человека. «Самарин понял и сыграл Чацкого так, как ни один из наших актеров не понимал и не играл его,- отмечал в 1846 г. театральный журнал «Репертуар и Пантеон».- Все прежние Чацкие, сколько мы их ни видали, с первого появления своего на сцену принимали вид чуть ли не трагических героев, ораторствовали и разглагольствовали со всей важностью проповедников. Самарин в первом акте был веселым, говорливым, простодушно насмешливым. Игра его, разговор были натуральны в высшей степени. Глубокое реалистическое проникновение в сущность образа Чацкого характеризовало игру Самарина, знаменовавшую новый этап в сценической истории «Горя от ума».

Читайте также:
Фамусов 2: сочинение

Образы комедии воплотили великие русские актеры А. П. Ленский, Г. Н. Федотова, М. Н. Ермолова, А. И. Южин, В. Н. Давыдов и многие другие, для которых «Горе от ума» явилось поучительной и плодотворной школой правдивого искусства. Особенно значительными в вековой сценической истории «Горя от ума» были постановки Московского Малого театра.

Грибоедовская комедия – одна из любимейших пьес советского театра. В трактовке комедии, ее образов советский театр отправлялся от лучших реалистических традиций русской сцены. От постановки к постановке все глубже и яснее раскрывалось общественное содержание «Горя от ума». Социально-политические мотивы отчетливо звучат, например, в постановке Московского Художественного театра 1925 г.

По свидетельству К. С. Станиславского, новый, выдвинутый революцией, массовый демократический зритель воспринимал «Горе от ума» Грибоедова, как и пьесы Чехова, Гоголя и Тургенева, «с восторгом, радостью и хорошим пониманием».

К. С. Станиславский отмечал, что для идейного и художественного развития Московского Художественного театра Грибоедов был одним из учителей, пьеса которого возбуждала творчество и окрыляла артиста. Он указывал на общественно-обличительную сторону пьесы, на национальное и вместе с тем общечеловеческое ее значение ‘.

В постановке МХАТ, осуществленной В. И. Немировичем-Данченко в 1938 г., подчеркивалась психологическая драма Чацкого, роль которого блестяще сыграл В. И. Качалов.

Не раз комедия была поставлена Московским Малым театром. Развивая традиции Щепкина, Малый театр подчеркнул обличительное содержание «Горе от ума».

«Для нас, нынешних,- говорил Л. Леонов,- Чацкий был прежде всего русским человеком, осознавшим не только свою национальную самостоятельность, но и ее высокие нравственные задачи. Это был молодой русский человек, как мы являемся сегодня, вне зависимости от возраста, молодыми советскими людьми: человеческий прогресс всегда был двигателем, горючим, которому служит молодость. «Горе» не было для России ни набатом, ни сигналом боевой трубы, по которому на богатырскую схватку с народной бедою встают исполины родной земли. Но кто решится потребовать большего от этих зачинателей и одиночек? Герцену было двенадцать, когда появилось «Горе». Чернышевский родится пять лет спустя, и почти астрономическое, в полвека расстояние отделяет эту эпоху от Ленина. «Горе от ума» было криком среди полной ночи,- криком, что гадко и подло жить в обществе, где людей меняют на собак и где стыдятся назвать себя русским из опасения смешаться с народом»2.

Далеко отстоит от нас время Грибоедова, но смелая борьба патриота-новатора Чацкого против всего отсталого, пошлого и низкого в человеке вызывает сочувствие и симпатию советского зрителя и читателя. Комедия Грибоедова помогает нашей борьбе против низкопоклонства перед всем иностранным, против таких пережитков прошлого, как карьеризм, подхалимство, бюрократизм, раболепие («не сметь свое суждение иметь») и тому подобные порождения старого крепостнического и буржуазного общества. «Горе от ума» способствует разоблачению и современных мракобесов, ненавистников просвещения, душителей свободы и прогресса, реакционеров любой масти, нынешних Фамусовых и любителей войн скалозубов, столь многочисленных в стане врагов мира, демократии и социального прогресса.

Комедия Грибоедова учит умению определить и драматургически блистательно воплотить существенные стороны действительности, основные ее противоречия и конфликты, ярко раскрыть образ положительного героя, новатора своего времени, показать личную жизнь человека в ее связях с общественно-политической действительностью. «Горе от ума» входит в золотой фонд классического наследства, которое мы бережно храним и изучаем.

Значение пьесы по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

«Горе от ума» для своего времени стала поистине исключительным, небывалым произведением в русской и западноевропейской драматургии с точки зрения формы, содержания и художественной составляющей. Значение этой комедии оценивается критиками и литературоведами необычайно высоко.

1. Данное произведение очень ценно в познавательном, историческом смысле. «Горе от ума» – это, прежде всего, реалистичное описание жизни всей России, которую можно было наблюдать после 1812 года, по окончании Отечественной войны.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Комедия показывает читателю целый ряд различных сценических и внесценических персонажей. Здесь автором представлен мир чиновников, сановное дворянство, помещики, а также приверженцы декабристских взглядов, передовые люди. В этом произведении подняты, выставлены на всеобщее обозрение остро стоящие общественные и политические вопросы того времени: о крепостном праве, просвещении, службе, дворянском воспитании. Автор затрагивает также спорные вопросы о суде присяжных, институтах, пансионах, цензуре. Эпоха того времени освещена со всех возможных сторон.

Читайте также:
Чацкий как герой своего времени (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума).: сочинение

2. Воспитательное значение произведения тоже нельзя недооценивать. Грибоедов критикует мир произвола, насилия, невежества, лицемерия. Он показывает читателю, что в мире подхалимства, где судьбы людей вершат Фамусовы и Молчалины, гибнут самые хорошие человеческие качества. Этой комедией автор хотел возбудить презрение, ненависть к фамусовскому обществу. Он осуждает холопство, так называемое молчалинство во всех проявлениях. Комедия проникнута духом сражения, борьбы за честного человека, его достоинство и русскую культуру. Именно Чацкий выступает здесь в образе положительного героя, настоящего революционера-декабриста. Поэтому «Горе от ума» декабристы использовали в своей революционной пропаганде, сражаясь против существующего самодержавного строя.

3. Особое место занимает данная комедия в развитии национальной русской драмы, что определяется реализмом произведения. В самом построении «Горя от ума» наблюдаются черты классицизма, к которым относятся соблюдение трёх единств, яркие, «говорящие» фамилии некоторых персонажей, большие монологи. Однако по содержанию комедия относится к реалистичным произведениям. Автор брал материал для своего произведения из реальной, существующей в ХIХ веке 20-х годов жизни московского дворянства. Он воспроизвёл все события как художник-реалист, обнажая особо острые противоречия того периода: борьбу революционно настроенных масс с защитниками самодержавия и крепостничества.

Грибоедов максимально полно, целостно обрисовал свои персонажи. Каждый из героев является носителем не одной характерной черты, порока либо добродетели, а выступает в образе живого человека, которому свойственны противоречивые качества. Грибоедову удалось показать человека в двух ипостасях: как личность, и как типичное лицо, сформированное под воздействием определённых общественных условий. Герои комедии являются одновременно индивидуальными и типичными, а потому их имена становятся нарицательными. Фамусовыми называют бездушных чиновников, подхалимов – Молчалиными, грубых, невежественных военных – Скалозубовыми, всех, кто беспрестанно гоняется за модой и пустословит, – Репетиловыми.

Талант Грибоедова проявился и в индивидуализации речи героев комедии. Эту важную для драматурга, писателя-реалиста задачу ему удалось выполнить особенно хорошо. Каждое действующее лицо излагает мысли живым разговорным языком, свойственным только ему. А ведь сделать это было достаточно трудно, если учитывать, что комедия написана в стихотворной форме. Грибоедов сумел придать разностопному ямбу характер непринуждённой, естественной беседы. Пушкин, после прочтения «Горя от ума», сказал, что половина этих стихов достойны того, чтобы стать пословицами. Эти слова быстро стали реальностью. В 1825 году, в мае, В. Ф. Одоевский писал, что многие фразы из комедии сделались пословицами. Он утверждал, что ему часто случалось слышать целые разговоры, диалоги, большая часть которых состояла из стихов Грибоедова.

Мастерство автора этого произведения, художественный реализм, смело показанные проблемы общества той эпохи во многом решили судьбу «Горя от ума». При жизни Грибоедова гениальное произведение не пропустила в свет цензура, но в рукописном варианте она стала известна тысячам, сыграла огромную роль в освободительном движении. Впервые «Горе от ума» люди увидели на сцене театра 26 января 1831 года в Петербурге. И с тех пор комедия не сходит со сценических подмостков.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id580

Чацкий и Софья – сочинение

В произведении «Горе от ума» можно увидеть переплетение многих судеб. Главный герой, Александр, провёл большую часть своей жизни за границей. Его взгляды, суждения и понимания во многом изменились. Но в сердце героя всегда оставалось светлое чувство любви в подруге детства. К своим чувствам Александр относится серьёзно, по возвращении он намерен жениться на Софье.

Александр стремится побыстрее вернуться в столицу, чтобы встретиться со своей любовью, но не подозревает, что она сильно изменилась. По возращении его взгляду предстала молодая и красивая девушка по имени Софья, которая произвела на него огромное впечатление. Он был восхищён. Герой очень наивен и думает, что Софья такая же невинная, как в детские годы. Наивно полагает, что девушку не испортило окружающее её общество.

Александр рад возможности снова общаться с подругой, при первой же возможности герой бежит к ней объясняться в своих чувствах с детской открытостью и наивностью, но натыкается на холодное безразличие. Видя такое отношение, Чацкий начинает подозревать, что Софья в его отсутствие полюбила кого-то другого. Он изучает каждого мужчину, находящегося в обществе. Понимает, что равного ему никого нет.

Читайте также:
Мировоззрение и настроения Грибоедова: сочинение

Позже Чацкий застаёт сцену между Молчалиным, Софьей и Лизой. Тогда он всё понимает, но очень удивлён, что Софья предпочла ему молчаливого Алексея. Ведь он не так прост, как кажется. Александр высказывает Софье всё, что думает о Молчалине. Что очень огорчает героиню, которая в свою очередь мстит Александру, распуская слух о том, что он сумасшедший.

Главный герой очень огорчён, он понимает, что фамусовское общество окончательно испортило девушку. Софья теперь не такая, как была раньше. Теперь чувства для неё ничего не значат, для неё важнее финансовое положение и покорный муж.

Слух о болезни Чацкого София пустила из злобы, ей мало было растоптать чувства Александра. Она оказалась слишком испорчена. Чацкий был вынужден покинуть Москву с огромным разочарованием на душе. Он не понимает, как мог так сильно ошибаться в возлюбленной. Софья только и умела, что играть чувствами друга детства, за что и была наказана изменой Молчалина.

Сочинение 2

Трагедия А.С.Грибоедова «Горе от ума» отражает совокупность двух конфликтов: социального и любовного. Любовная линия представлена образами Чацкого, Софьи и Молчалина.

Чацкий, после смерти родителей, воспитывался в доме Фамусовых. Выросшие вместе, Александр и Софья подружились. С возрастом дружба переросла в любовь.

Позже Чацкому пришлось уехать на целых три года. Разлука не охладила чувства Александра. Вернувшись домой ради любимой, он спешит поскорее увидеться с ней. Искренне радуясь встречи с Софьей, Чацкий поначалу не замечает изменений, происшедших с ней. Горячо влюбленный, он готов жениться, чтобы навсегда быть вместе.

Однако за время разлуки девушка сильно изменилась. Ее чувства к Александру остыли. Но, как и всякая молодая девушка, Софья мечтает о любви. Только вот героем своего романа она выбирает недостойного ее человека – Молчалина, наделив его качествами, которыми он на самом деле не обладает.

Кроме того, за три года, пока Чацкий был от нее далеко, Софья успела перенять мировоззрение фамусовского общества, в котором росла. Она научилась приспосабливаться, лгать и притворяться.

Поняв, что Софья не любит его, Чацкий пытается узнать, кто ее избранник. Поняв, что это Молчалин, он не может поверить в это. Чацкий прекрасно видит всю лживую и лицемерную суть Молчалина и не может понять, за какие такие качества Софья полюбила его. Любовь Софьи к Молчалину рушит все представления Чацкого о любимой. Ему тяжело признать, что за эти годы она стала такой же, как и все фамусовское общество.

Софью же пугает независимость и острый ум Чацкого, она считает его чужим, вышедшим из другого круга. Подхалим Молчалин, стремящийся всем угодить, ей гораздо ближе.

Ослепленная любовью девушка не замечает, что ее избранник обманывает ее. Молчалиным руководят только расчетливость и желание подняться в обществе за счет Софьи. А сердце свое он отдал служанке Лизе.

Нападки Александра на ее отца и родных задевают девушку. А когда Чацкий имел неосторожность насмешливо отозваться о Молчалине, бывший друг вовсе превратился для нее во врага. В отместку она распускает слух о его сумасшествии.

Обман Молчалина, вышедший наружу, превращается для Софьи в трагедию. Однако она не теряет достоинства и рвет с возлюбленным. Чацкий же, разочарованный выбором Софьи, чувствует себя оскорбленным и униженным. Он рвет все связывающие его нити с обществом Фамусова и уезжает из Москвы.

В своем произведении Грибоедов показал разницу между тремя типами людей: Чацким – благородным, искренним, любящим; Молчалиным – двуликим и лживым; и не знающей, что предпочесть, правду или ложь – Софьей.

Чацкий и Софья

Популярные сочинения

Все люди в нашей стране должны учиться в школе. Каждый человек, кому исполнилось 7 лет идет в первый класс. И там его встречает его первый учитель. От учителя очень многое зависит в дальнейшей школьной жизни ребенка

Все языки – подарок, можно сказать, наследство от прародителей потомкам, которое необходимо оберегать, любить и относиться надлежащим образом. Каждое новое поколение приносит в свой язык нечто новое

Читайте также:
МОЛЧАЛИН И СОФЬЯ. ЗНАЧЕНИЕ ОБРАЗОВ В КОМЕДИИ А. С. ГРИБОЕДОВА «ГОРЕ ОТ УМА»: сочинение

К большому сожалению, в современном обществе осталось совсем мало людей, которые способны на совершение добрых поступков. Человечество обесценилось и стало безразлично относиться

Сочинение на тему “чацкий и софья. история взаимоотношений”

u0427u0430u0446u043au0438u0439 u0438 u0421u043eu0444u044cu044f – u0433u0435u0440u043eu0438 u0438u0437u0432u0435u0441u0442u043du043eu0439 u043au043eu043cu0435u0434u0438u0438 u0410u043bu0435u043au0441u0430u043du0434u0440u0430 u0421u0435u0440u0433u0435u0435u0432u0438u0447u0430 u0413u0440u0438u0431u043eu0435u0434u043eu0432u0430 “u0413u043eu0440u0435 u043eu0442 u0443u043cu0430”. u041eu0434u043du0430 u0438u0437 u0434u0432u0443u0445 u0441u044eu0436u0435u0442u043du044bu0445 u043bu0438u043du0438u0439 u043au043eu043cu0435u0434u0438u0438 – u043bu044eu0431u043eu0432u043du0430u044f, u0438 u043eu043fu0438u0441u044bu0432u0430u0435u0442u0441u044f u0432 u043du0435u0439 u043bu044eu0431u043eu0432u043du044bu0439 u0442u0440u0435u0443u0433u043eu043bu044cu043du0438u043a, u0434u0432u0430 u0438u0437 “u0443u0433u043bu043eu0432” u043au043eu0442u043eu0440u043eu0433u043e – u0427u0430u0446u043au0438u0439 u0438 u0421u043eu0444u044cu044f.

u0423u0436u0435 u0432 u043fu0435u0440u0432u043eu043c u0434u0435u0439u0441u0442u0432u0438u0438 u0438u0437 u0434u0438u0430u043bu043eu0433u0430 u0421u043eu0444u044cu0438 u0438 u0441u043bu0443u0436u0430u043du043au0438 u041bu0438u0437u044b u043cu044b u0443u0437u043du0430u0435u043c u043e u0432u0437u0430u0438u043cu043eu043eu0442u043du043eu0448u0435u043du0438u044fu0445 u0421u043eu0444u044cu0438 u0438 u0427u0430u0446u043au043eu0433u043e u0434u043e u0435u0433u043e u043eu0442u044au0435u0437u0434u0430 u0432 u043fu0443u0442u0435u0448u0435u0441u0442u0432u0438u0435, u0432 u043au043eu0442u043eu0440u043eu043c u043eu043d u043fu0440u043eu0432u0435u043b u0442u0440u0438 u0433u043eu0434u0430. u0421u043eu0444u044cu044f u0438 u0410u043bu0435u043au0441u0430u043du0434u0440 u0427u0430u0446u043au0438u0439 u0440u043eu0441u043bu0438 u0432u043cu0435u0441u0442u0435. u0412 u0434u0435u0442u0441u0442u0432u0435 u043eu043du0438 u0434u0440u0443u0436u0438u043bu0438, u0438, u0441u0443u0434u044f u043fu043e “u0430 u043fu043eu043cu043du0438u0442u0441u044f. ” u041bu0438u0437u044b, u0441u043au043eu0440u0435u0435 u0432u0441u0435u0433u043e, u0431u044bu043bu0430 u0438 u0434u0435u0442u0441u043au0430u044f u0432u043bu044eu0431u043bu0435u043du043du043eu0441u0442u044c. “u0414u0435u0442u0441u043au0430u044f”, u043fu043eu0442u043eu043cu0443 u0447u0442u043e u043du0430 u043cu043eu043cu0435u043du0442 u043eu0442u044au0435u0437u0434u0430 u0427u0430u0446u043au043eu0433u043e u0421u043eu0444u044cu0435 u0431u044bu043bu043e u0432u0441u0435u0433u043e 14 u043bu0435u0442, u0442u0430u043a u0447u0442u043e u043eu0441u043eu0431u044bu0445 u0441u0442u0440u0430u0441u0442u0435u0439 u0442u0430u043c u0441u043au043eu0440u0435u0435 u0432u0441u0435u0433u043e u043du0435 u0431u044bu043bu043e.

u0418 u0432u043eu0442 u0427u0430u0446u043au0438u0439 u0432u043eu0437u0432u0440u0430u0449u0430u0435u0442u0441u044f. u0421u043eu0444u044cu0435 17. “u0412 u0441u0435u0434u043cu043du0430u0434u0446u0430u0442u044c u043bu0435u0442 u0432u044b u0440u0430u0441u0446u0432u0435u043bu0438 u043fu0440u0435u043bu0435u0441u0442u043du043e” – u043eu0442u043cu0435u0447u0430u0435u0442 u0427u0430u0446u043au0438u0439. u041eu043d u043fu0440u0438u0435u0437u0436u0430u0435u0442 u0432 u0434u043eu043c u0424u0430u043cu0443u0441u043eu0432u0430 u0440u0430u043du043du0438u043c u0443u0442u0440u043eu043c, u0441u043fu0435u0448u0430 u0443u0432u0438u0434u0435u0442u044c u0421u043eu0444u044cu044e, u0432 u043au043eu0442u043eu0440u0443u044e u0432u043bu044eu0431u043bu0435u043d. u041eu0434u043du0430u043au043e u0427u0430u0446u043au0438u0439 u043eu043fu043eu0437u0434u0430u043b. u0421u043eu0444u044cu044f u0443u0436u0435 u043bu044eu0431u0438u0442 u041cu043eu043bu0447u0430u043bu0438u043du0430, u0441 u043au043eu0442u043eu0440u044bu043c u043eu043du0438 u0432u0441u044e u043fu0440u0435u0434u044bu0434u0443u0449u0443u044e u043du043eu0447u044c u0440u0430u0437u0433u043eu0432u0430u0440u0438u0432u0430u043bu0438 u0438 u043cu0443u0437u0438u0446u0438u0440u043eu0432u0430u043bu0438 u0432 u0435u0435 u043au043eu043cu043du0430u0442u0435. u0427u0430u0446u043au0438u0439 u043eu0431 u044du0442u043eu043c u043du0435 u043fu043eu0434u043eu0437u0440u0435u0432u0430u0435u0442. u041eu043d u0440u0430u0434u0443u0435u0442u0441u044f u0432u0441u0442u0440u0435u0447u0435, u0431u043eu043bu0442u0430u0435u0442 u0431u0435u0437 u0443u043cu043eu043bu043au0443, u043du0435 u0437u0430u043cu0435u0447u0430u044f u0445u043eu043bu043eu0434u043du043eu0441u0442u0438 u0421u043eu0444u044cu0438, u043eu0441u0442u0440u0438u0442, u0437u0430u0434u0435u0432u0430u044f u0432 u0442u043eu043c u0447u0438u0441u043bu0435 u0438 u0435u0435 u043bu044eu0431u0438u043cu043eu0433u043e u041cu043eu043bu0447u0430u043bu0438u043du0430. u042du0442u043e u0432u044bu0437u044bu0432u0430u0435u0442 u0440u0430u0437u0434u0440u0430u0436u0435u043du0438u0435 u0434u0435u0432u0443u0448u043au0438, u0438 u0421u043eu0444u044cu044f u0432u044bu0434u0430u0435u0442 u0441u0430u0440u043au0430u0441u0442u0438u0447u0435u0441u043au0443u044e u0440u0435u043cu0430u0440u043au0443, u043au043eu0442u043eu0440u0443u044e u0427u0430u0446u043au0438u0439 u043fu0440u0430u043au0442u0438u0447u0435u0441u043au0438 u043fu0440u043eu043fu0443u0441u043au0430u0435u0442 u043cu0438u043cu043e u0443u0448u0435u0439. u041eu043d u0442u0443u0442 u0436u0435 u043fu0440u0438u0437u043du0430u0435u0442u0441u044f u0421u043eu0444u044cu0435 u0432 u043bu044eu0431u0432u0438, u0447u0435u043c u0441u043cu0443u0449u0430u0435u0442 u0434u0435u0432u0443u0448u043au0443.

u0421u043eu0444u044cu0435 u0427u0430u0446u043au0438u0439 u0443u0436u0435 u043du0435 u043eu0441u043eu0431u0435u043du043du043e u0441u0438u043cu043fu0430u0442u0438u0447u0435u043d, u0434u0435u0442u0441u043au0430u044f u043fu0440u0438u0432u044fu0437u0430u043du043du043eu0441u0442u044c u043eu0441u0442u0430u043bu0430u0441u044c u0432 u043fu0440u043eu0448u043bu043eu043c. u0422u043e, u0447u0442u043e u0436u0438u0432u043eu0439 u0438 u0438u0441u043au0440u0435u043du043du0438u0439 u0427u0430u0446u043au0438u0439 u043du0435 u0441u043au0440u044bu0432u0430u0435u0442 u0441u0432u043eu0438u0445 u0447u0443u0432u0441u0442u0432 u0438 u0433u043eu0432u043eu0440u0438u0442 u0442u043e, u0447u0442u043e u0434u0443u043cu0430u0435u0442, u0421u043eu0444u044cu0435 u043du0435 u043eu0441u043eu0431u0435u043du043du043e u043du0440u0430u0432u0438u0442u0441u044f. u0415u0439 u0431u043bu0438u0436u0435 u043du0435u043cu043du043eu0433u043eu0441u043bu043eu0432u043du044bu0439 “u0437u0430u0441u0442u0435u043du0447u0438u0432u044bu0439” u041cu043eu043bu0447u0430u043bu0438u043d. u041eu043du0430 u043du0435 u0432u0438u0434u0438u0442 u043bu0438u0446u0435u043cu0435u0440u0438u044f u0438 u043fu0440u0438u0442u0432u043eu0440u0441u0442u0432u0430 u041cu043eu043bu0447u0430u043bu0438u043du0430, u043du0435 u043fu043eu043du0438u043cu0430u0435u0442 u0435u0433u043e u043cu043eu0442u0438u0432u043eu0432. u0410 u0432u043eu0442 u0427u0430u0446u043au0438u0439 u0432u0441u0435 u044du0442u043e u0432u0438u0434u0438u0442 u0438 u043fu043eu043du0438u043cu0430u0435u0442, u043fu043eu044du0442u043eu043cu0443 u043du0435 u043cu043eu0436u0435u0442 u043fu043eu0432u0435u0440u0438u0442u044c, u0447u0442u043e u0421u043eu0444u044cu044f u043du0430 u0441u0430u043cu043eu043c u0434u0435u043bu0435 u043bu044eu0431u0438u0442 u044du0442u043eu0433u043e u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043au0430. u0422u0435u043c u0433u043eu0440u0448u0435 u0435u0433u043e u0440u0430u0437u043eu0447u0430u0440u043eu0432u0430u043du0438u0435, u043au043eu0433u0434u0430 u0427u0430u0446u043au0438u0439 u0443u0437u043du0430u0435u0442, u0432u043e-u043fu0435u0440u0432u044bu0445, u0447u0442u043e u0442u0430u043a u043eu043du043e u0438 u0435u0441u0442u044c, u0430 u0432u043e-u0432u0442u043eu0440u044bu0445, u0447u0442u043e u0435u0433u043e u043eu0441u043bu0430u0432u0438u043bu0438 u0441u0443u043cu0430u0441u0448u0435u0434u0448u0438u043c u0441 u043fu043eu0434u0430u0447u0438 u0421u043eu0444u044cu0438. u041eu0433u043eu0440u0447u0435u043du043du044bu0439 u0434u043e u0433u043bu0443u0431u0438u043du044b u0434u0443u0448u0438, u0427u0430u0446u043au0438u0439 u0443u0435u0437u0436u0430u0435u0442. “>]” data-test=”answer-box-list”>

Сочинение Чацкий, Софья и Молчалин в комедии Горе от ума Грибоедова

В пьесе «Горе от ума» А. С. Грибоедова выделяются два конфликта: социальный и любовный. Любовный конфликт, связанный с образами Софьи, Чацкого и Молчалина, открывает комедию. В произведении образовывается некий любовный треугольник. Рассмотрим подробнее его стороны.

В первом же явлении мы знакомимся с любовной линией Софьи и Молчалина. Софья действительно влюблена в Молчалина. Она ценит в нем покорность, которая ценилась в обществе. Героиня любила сентиментальные романы, благодаря которым у нее развилась чувствительность и мечтательность. Неудивительно, что она влюбляется именно в Молчалина, который напоминал героев тех книг.

Молчалин отвечает Софье взаимностью, хотя в тайне от нее любит служанку Лизу. Почему же он не признается Софье, что не любит ее? Расчетливость и желание выбиться в люди руководят поступками героя. У Молчалина к Софье любовь потребителя. Он живет и работает в доме девушки, которая способна поднять его авторитет в обществе.

Грибоедов показывает, что любовь, построенная на выгоде, существовать не может, поэтому раскрывает всю правду перед Софьей. Теперь ей понятно, что Молчалин никогда ее не любил. Софья становится жертвой того общества, в котором росла и воспитывалась.

Другая любовная линия в пьесе: история Софьи и Чацкого. Узнаем мы о нем также в первом явлении, когда служанка Лиза говорит о Чацком, с которым у Софьи были теплые отношения в юности. Это чувство началось с детской дружбы, которая потом превратилась в привязанность. Однако привязанность Софьи так и не превратилась в настоящую любовь.

Чацкий же искренне влюблен в героиню, в нем нет той фальши, которая характерна Молчалину. Он приезжает ради нее и спешит увидеться с любимой после долгих странствий. По отношению к браку Чацкий имеет серьезные намерения, он готов предложить ей руку и сердце. Но Софья, к сожалению, не может ответить взаимностью. Она зависит от общества, которое так чуждо Чацкому. Чацкого ослепляет неразделенное чувство, поэтому герой уезжает из Москвы. Его искренние чувства приносят только горе.

Читайте также:
История создания и анализ комедии Горе от ума Грибоедова А.С.: сочинение

Таким образом, А. С. Грибоедов показывает любовный треугольник, который можно рассмотреть как метафору трех видов людей того времени: Чацкий – честный, умный и искренне любящий; Мочалин – лицемерный и фальшивый. А Софья мечется между старым и новым, между истиной и ложью.

Вариант 2

Молчалин, Чацкий и Софья являются главными фигурами комедии А.С. Грибоедова.

Отношения между Чацким и Софьей зарождаются в детстве. По обстоятельствам смерти родителей, Фамусов берёт Александра Андреевича на воспитание к себе. Таким образом и происходит знакомство Чацкого и Софьи. Они вместе проводят много времени и влюбляются друг в друга. Позже секретарь Фамусова отправляется в путешествие, а дочка Фамусова о нем забывает. Молодая девушка выбирает простой путь – найти замену Чацкому, подавив в себе все чувства к нему. Зачем ждать, страдать, а вдруг он не вернётся? И у неё начинается роман с другим человеком.

Тихий, скромный, со своими принципами мужчина – Алексей появляется в жизни Софьи, и она быстро переключается на него. У неё есть выбор: ждать из путешествия Александра или завести роман с Молчалиным, девушка выбирает второй вариант.

Сюжет комедии разворачивается таким образом, что все трое героев встречаются вместе. Здесь переплетаются судьбы и чувства, прошлого и настоящего. Александр Андреевич приезжает к Софье, потому что у него остались чувства к девушке и, он по-прежнему в неё влюблён. Но он не знает о чувствах Софии к нему и не знает о романе девушки и Молчалина. София не знает, что Алексей с ней из-за денег. В этом переплетении прошлого и настоящего скрыто то сокровенное, о чем герои не догадываются.

Под конец произведения весь обман выходит на поверхность. Молчалин признается в любви к служанке Лизе. Это все слышит Софья Павловна и ругает Молчалина за обман. Девушка чувствует себя обманутой и разочарованной таким поступком своего возлюбленного. Также эту сцену наблюдает Чацкий, понимая, что у его любимой нет к нему чувств. Как говорится, тайное становится явным.

После сцены с разоблачением, Алексей убегает. Такой поступок раскрывает характер этого героя. Его фамилия от слова «молчаливый», чем он с ловкостью пользуется, обманув героев произведения. А Александр Андреевич получает запрет на общение с Софьей. Его это не огорчает, потому что он разочарован в своей избраннице. А Молчалин остается секретарём у Фамусова. Начальник не подозревает о лживости мужчины.

А.С. Грибоедов в своей комедии раскрывает потаённый замысел Молчалина и предоставляет нам наблюдать за картиной, где происходит любовь по расчёту, что очень актуально в наши дни. Писатель своим произведением показывает, к чему приводит обман в отношениях и, что любовь на обмане не построить. Возможно, судьбы героев сложились иначе, если бы Софья изначально сделала правильный выбор, в пользу Чацкого.

Также читают:

Картинка к сочинению Чацкий, Софья и Молчалин

Популярные сегодня темы

Произведение повествует о сложных взаимоотношениях людей. Главными героями являются три человека. Это молодой человек Саня Григорьев, Катя Татаринова и Николай Антонови

Нередко можно услышать от дедушек, бабушек и даже от родителей известную поговорку – «Слово делом крепи». Что она означает? То, что человек всегда должен исполнять данные им обещания и никогда не говорить просто так.

Среди сочинений писателя Михаила Лермонтова я выделю поэму «Мцыри». Стихотворное произведение о короткой жизни юноши написано поэтом в 1838 году, когда его творчество было известно читателям.

С самого рождения большинство моих дней проходят в городе. Только редко мне удавалось выезжать на каникулах в другие страны или куда-то, как говорится, на природу.

В жизни у каждого человека есть и хорошие, и плохие моменты. Мы все замечаем, что они, похоже, чередуются. В несчастье человек склонен к жалости к себе. Хуже всего то, что чувства и настроения ставят отпечатки на наше мировоззрение

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: