История создания и анализ комедии Горе от ума Грибоедова А.С.: сочинение

5 сочинений по комедии Грибоедова “Горе от ума”

­ Пример сочинения 1

Произведение Грибоедова «Горе от ума» это своего рода комедия, как говорится, но на самом деле почитав и разобрав рассказ – это трагедия того времени. Но не стоит удивляться тому, что в то время были такие герои и персонажи. В современном мире многое за это время не поменялось и такие же персонажи есть и по сей день.

Главные герои этого сатирического произведения отличаются характерами и обществом, которое они сами себе выбирают. Все они собрались в доме Фамусова Павла Афанасьевича.

В произведении есть классовое разделение – это Фамуское движение, где признают только высокие чины и заслуги. В этом обществе не признают ни науку, ни искусство. Для них важен чин, который ты занимаешь, даже не являясь образованным человеком. Чтобы простому человеку заработать хоть какое то место в Фамуском обществе, нужно услужить кому-то в окружении. Так в семейный круг Фамусова без всякого звания и чина попал Молчалин, трусливый и тихий человек, которому Фамусов приписал чин асессора. В него влюблена Софья, избалованная отцовской любовью дочь Павла Афанасьевича. Но отец не признает простых людей и поэтому хочет видеть в женихах Скалозуба, он является полковником и метит в генералы, хотя умом совсем не блещет, но при этом имеет хорошее состояние. Софья вовсе не хочет замуж за столь глупого человека и постоянно находит отговорки для отца.

Отличительным героем в сатире является Александр Чацкий, это друг детства Софьи. В детстве он был влюблен в нее, но детство закончилось, и Чацкий отправился путешествовать по стране на 3 года. Он не был приверженцем Фамуского общества, он был умным, красноречивым и не хотел подчиняться кому-то. Также не любил прислуживать, за это его не принимали в тех кругах, а он не разделял их взгляды и считал, что их нравы устарели и они прикрываются мундирами. Вернувшись из путешествий, его чувства вновь вспыхнули к дочке Павла Афанасьевича, и он обращается к нему с разговором о сватовстве, но Фамусов дает понять, что нужно услужить ему, чтобы попасть к ним в семью, с чем Чацкий не соглашается. Но ухаживать и добиваться Софьи не перестает.

Действия которые развернулись далее в доме Фамусова на балу показали, что Молчалин своей услужливостью хотел только остаться в доме, не имея чувств к дочке, а вовсе приударив за Лизой. Софья же ради Молчалина предала всю любовь Чацкого, которую он так бережно берег и хранил эти три года, спеша вернуться к Софье и признаться ей. Она пустила слух о сумасшествии Александра, не подозревая о предательстве Молчалина. Действия развернулись против нее, и отец грозил сослать ее к тетке в деревню. Чацкий, не нашедший себя в обществе Фамусова и разочарованный своим надеждам, покидает Москву навсегда, ведь он оказывается отвергнутым и не принятым обществом.

В данном рассказе автор передает явные изменения в обществе, которые зарождались после войны. Это был раскол в дворянских кругах. Но и по сей день есть такие люди, как Чацкий, которые хотят донести миру свои убеждения, но его никто не слышит, так как он не является не того круга и имеет слишком маленькие полномочия.

Пример сочинения 2

Комедия Грибоедова «Горе от ума» – выдающееся произведение русской литературы. Оно содержит в себе беспощадную критику бездуховного и невежественного общества. Проблемы, поднятые писателем, актуальны в любую историческую эпоху. Именно поэтому многие фразы из комедии стали нарицательными и прочно вошли в состав русского языка. Несмотря на немалое литературное наследие, Грибоедов вошел в историю в качестве автора одного произведения.

Его остальные пьесы и стихотворения совершенно бледнеют перед «Горем от ума». Это даже дало повод для сомнений в том, что именно Грибоедов написал великую комедию. Однако серьезный анализ жизни и творчества писателя полностью подтверждает его авторство.

Главный герой произведения – А. А. Чацкий. Это умный и честный молодой человек, который возвращается в Москву после долгого отсутствия. Он никого не боится и прямо высказывает свои взгляды. Чацкий – единственный положительный персонаж на фоне других героев. П. А. Фамусов – чиновник, в доме которого разворачиваются все события. Это типичный представитель крепостнического дворянства, закореневший в своем невежестве и убежденный в своей правоте.

Читайте также:
Историко-литературное значение «Горя от ума»: сочинение

Его секретарь, А. С. Молчалин, полностью разделяет взгляды своего хозяина. Он признает безграничную власть и авторитет над собой, но втайне стремится поскорее улучшить свое положение путем лести и обмана.

Главный женский персонаж – Софья Павловна, дочь Фамусова. В юности она была близко знакома с Чацким и разделяла его взгляды на жизнь. Постепенно Софья стала прекрасно разбираться и приспосабливаться к требованиям общества. Прежние идеалы давно забыты. Девушка старается занять прочное общественное положение.

Парадоксальное заявление (какое может быть горе от ума?) объясняется на примере Чацкого. Все его слова и поступки исключительно умны и правдивы, но наталкиваются на глухую стену неприятия. В высшем обществе ценится отнюдь не ум и благородство, а умение приспособиться и услужить. В свете царят рабская покорность и чинопочитание.

Такие люди, как Чацкий, представляются возмутителями спокойствия и революционерами. Безусловно умный Чацкий является пресловутым пророком, которому нет места в своем отечестве. Сопротивление всеобщей глупости приводит лишь к тому, что его признают сумасшедшим. Это вынуждает Чацкого в спешке покинуть Москву. Он разочаровывается не только в высшем обществе, но и в своей любви. Блестящие умственные дарования не могут принести ему счастья. Чацкий оказывается одиноким непризнанным гением.

Проблема «Горя от ума» актуальна и в наше время. Любое человеческое общество в массе становится консервативным и инертным с устоявшимися взглядами и традициями. Человек, способный выбиться из общей массы, подвергается порицанию и осуждению. Это подобно своеобразному общественному инстинкту самосохранения. Чацкий олицетворяет собой передового общественного деятеля, который всю жизнь будет терпеть насмешки и лишь после смерти получит заслуженное признание и уважение.

Пример сочинения 3

Горе от ума-яркое литературное произведение первой половины девятнадцатого века, написанное Грибоедовым. Хотя произведение было известно в общественных кругах, цензура не разрешала его публиковать долгое время. И долгое время пьеса существовала в виде рукописей. Для русской литературы это произведение является первой реалистической комедией. События в нём происходят в доме Фамусовых и имею несколько сюжетных линий: любовная драма и общественное противоречие.

Социальный конфликт выражается в противоречии устоявшихся взглядов общества, которые представлял Фамусов. И взглядов нового поколения молодёжи, считающей своим призванием не службу (государственную или военную), а развитие личности, выраженное в обучении различным наукам, познании роли человека в общества. Конечно подобные взгляды расцениваются Фамусовым как якобинство. Человек глубокого ума не принимается обществом. Общество пытается его изгнать, что очень хорошо ощутил на себе Чацкий, когда его объявили сумашедшим. Ему неуютно в такой компании. Обществу пришлось бы меня свой жизненный уклад, если бы оно приняло взгляды Чацкого, а этого было им неудобно и потому ненужно. В противоречиях старого дворянского общества и представителя нового уклада поднимается много вопросов: уклад в семье, крепостное право, служение государству и другие.

Вместе с этим, персонажи комедии не имеют чёткого разделения на положительных и отрицательных героев. Каждая личность имеет разный набор характеристик, позволяющий увидеть героя и с положительной и с отрицательной стороны.

Самым сложным персонажем пьесы считается Софья. Она начитана и любит искусство, даже высказывает презрение, в разговоре с Молчалиным, к мнению света, что характерно для нового общества. В то же время она прекрасно лжёт, изворачивается и притворяется, как представители старого дворянства.
Противоречивым характером обладает и Чацкий. Он умный и смелый, и, одновременно, вспыльчивый и бесцеремонный. На протяжении всей пьесы Софья укоряет его за бесцеремонность и привычку высмеивать других людей. Действительно, тот его резкий и безжалостный по отношению к собеседнику. Стоит отметить, что такая грубость не имеет целью оскорбить собеседника. Она получается сомопроизвольно, как резкий всплеск в душе Чацкого на безнравственность общества.

Пример сочинения 4

«Горе от ума» входит в число самых популярных и выдающихся произведений в истории русской литературы. Грибоедов вложил в данную работу прямолинейную критику общества, которое было хамским и безбожным. Кстати, вопросы, которые раскрывал автор в произведении актуальны и в нынешнее время. Многие выражения Грибоедова обосновались в русском языке. Поэт хот и написал довольно много работ, но, по сути, в русской литературе считается автором одного произведения. Многие другие работы писателя неплохи и так же наполнены смыслом, но по сравнению с «Горе от ума» становятся бледными и голыми. Кстати, некоторые критики даже начали сомневаться в том, что именно Грибоедов является автором «Горе от ума». Но, проанализировав жизнь автора, творчество, характер, не остается никаких сомнений в его авторстве.

Читайте также:
Молчалин - антипод Чацкого (по комедии Горе от ума Грибоедова А.С.): сочинение

Центральным персонажем является Чацкий. Этот человек умен и молод, к тому же отличается честностью. Его некоторое время не было в Москве и теперь он возвращается. Молодой человек прямой и никогда никого не боится. Некий Фамусов является ярким примером дворянина, который по уши погряз во лжи, невежестве, как ему не доказывай он всегда прав, он всегда уверен, что только он прав. У Фамусова есть секретарь, который во всем его поддерживает – Молчалин. Этот человек покорный слуга и не спорит с властью и авторитетом хозяина, но и, с другой стороны, секретарь не забывает о себе, при чем жизнь свою делает лучше благодаря обману и лести. Главным женским героем является Софья Павловна, дочь Фамусова.

Горе от ума, довольно странная фраза, но это факт. Чацкий умный, смелый, правдивый, но все что он делает разрушается об некую стену недопонимания. Все высшее общество существует не благодаря уму и честности, а наоборот благодаря лжи, приспособлению, лести. Главное — это чинопочитание. Чацкий это по просто разрушитель спокойствия высших чинов, где жизнь уже определена и идет своим чередом. Ум Чацкого приносит ему горе, общество смеется над ним и признает его сумасшедшим. Умственные способности в столице бессильны, они не приносят счастье, поэтому разочарованный в обществе герой покидает Москву.

Данная проблема, показанная в произведении актуальна и сегодня. Общество в наши дни имеет уже давно устоявшиеся традиции и правила жизни. Когда человек выделяется из общей массы и старается что-то изменить, кому то что-то доказать сразу же становится «белой вороной».

Пример сочинения 5

Комедия “Горе от ума” — одна из подлинно реалистических комедий в русской литературе. В тексте комедии все представлено очень живо, незабываемо, психологически верно.

Но современный читатель “Горя от ума” с трудом воспринимает произведение как комедию. Объясняется это тем, что главный герой ее Чацкий не является комическим персонажем. Причины его разногласий с фамусовским обществом слишком серьезны, и монологи Чацкого, обличающие “прошедшего житья подлейшие черты”, заглушают комедийное звучание произведения.

При написании произведения Грибоедов использовал элементы комедии. Это — наличие любовной интриги, саркастическое изображение персонажей, комизм положения Чацкого в доме Фамусова, диалоги персонажей.

“Горе от ума” — политическая комедия, потому что в ней поставлены злободневные общественные вопросы того времени: о государственной службе, о крепостном праве, о просвещении, о воспитании, о рабском подражании всему иностранному. Реализм “Горя от ума” выявляется и в принципах изображения персонажей. У Грибоедова все персонажи — характеры, верные правде жизни, яркие, не одномерные. Персонажи “Горя от ума” не карикатуры, а точные подобия живых людей.

Грибоедов с горькой иронией раскрывает в диалогах и монологах персонажей бедственное положение народа и страны, где угодливость Молчалина, карьеризм и глупость Скалозуба, бюрократизм и чванство Фамусова, пустословие Репетилова предпочтительнее ума и здравомыслия Чацкого.

Более всего характеризует то общество, которое противостоит Чацкому, Фамусов. Недаром это общество мы называем “фамусовским”. Фамусов — типичный московский барин начала XIX века с характерной смесью самодурства и патриархальности. В образе Фамусова высмеяно высшее чиновничество, его бездеятельность на службе, чванство, взяточничество.

Ярким примером безделья является составление Фамусовым расписания на неделю, где все дни заняты зваными обедами и ужинами. Идеал человека для Фамусова — тот, кто сделал выгодную карьеру; при этом для него неважно, какими средствами это достигнуто. Его политические идеалы сводятся к прославлению всего старого, устоявшегося, ему хорошо живется, и он не хочет никаких перемен. Чацкого он боится и не любит, потому что видит в нем ниспровергателя устоев, бунтовщика. В Фамусове поражает откровенная безнравственность. Она особенно опасна тем, что Фамусов, как знатный барин, имеет большую власть над людьми. Безнравственность власти не может не быть страшной и опасной. Фамусов, каким его создал Грибоедов, зло не отвлеченное, а конкретное, живое. В его реальность веришь — и потому оно особенно пугает.

Это справедливо и в отношении Скалозуба. Полковник Скалозуб отображает измельчание, опошление военного человека. Его грубое солдафонство, презрение к культуре, невежество отталкивают читателя. Это удачливый карьерист, который характеризуется самой фамилией. Но карьеризм его преступен. Он основан на военных потерях в армии: “Иные, смотришь, перебиты”. Автор высмеивает Скалозуба как тупого и бездумного офицера аракчеевской поры, противника свободы и просвещения.

Читайте также:
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».): сочинение

Псевдолиберализм раскрыт в образе Репетилова. “Молодые” либеральные идеи дают возможность этой части дворянства “возыметь” в клубе. Свою деятельность они прикрывают пустословием. С исключительной сатирической силой разоблачена в комедии пустая и пошлая возня, шумиха и крик, дискредитирующие и тормозящие либеральное движение.

По всем качествам характера Молчалин тоже принадлежит к фамусовскому обществу. Читателю он кажется ничтожеством: боится произнести лишнее слово, угодничает, не имеет собственного мнения, однако именно эти “качества” являются залогом его будущего успеха в фамусовском. мире.

Фамусовское общество представлено в комедии широко и многообразно. Это не только многие основные герои, но и второстепенные, эпизодические. Например, Хлестова — важная московская барыня, грубоватая, властная, привыкшая не сдерживаться в словах. Загорецкий — необходимый спутник всех фамусовых и хлестовых. “Лгунишка он, картежник, вор. /Я от него было и двери на запор; /Да мастер услужить. ” — говорит о нем Хлестова.

Чацкий является обличителем всех пороков общества. Его монолог “А судьи кто?” звучит как приговор политическому строю и моральным устоям фамусовского общества. Более всего ему ненавистны деспотизм и рабство, глупость и бесчестье, умственная и нравственная глухота. Он бичует подлость крепостников. Он не может молчать, оттого что ему больно и мучительно видеть вокруг зло и несправедливость, он ненавидит все дурное, потому что любит добро и истину.

Чацкий — это тоже проблема. Проблема непонятой и высмеянной интеллигенции, проблема попранного патриотизма и притесненной культуры. Это даже не, проблема, а целый аспект проблем, не увиденных равнодушным обществом и в результате вылившихся в восстание декабристов 1825 года.
Чацкий — это прообраз декабристов, ниспровергателей старой эпохи.

Комедия “Горе от ума” произвела большое впечатление на современников и не менее сильно воздействовала и позднее — вплоть до нашего времени. Ею восхищались Н.В.Гоголь и Ф.М.Достоевский, М.Е.Салтыков-Щедрин и еще многие другие русские писатели и читатели. Комедия не утратила своей злободневности и сегодня. Образ Чацкого будет жить до тех пор, пока на смену одной эпохе будут приходить другие, и он всегда будет “начинать новый век”.

Анализ комедии «Горе от ума» Грибоедова

Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума» затронула важные проблемы российского общества, подвергнув дворянство жесткой критике. Пьеса была идейно близка к взглядам декабристов и стала революционным произведением.

Краткий и полный анализ помогают выявить новаторские идеи и важные художественные решения в комедии.

Годы написания — 1822-1824, год публикации – 1825.
История создания — Грибоедов отчасти подражал комедии Мольера «Мизантроп», герой которой беспощадно высмеивал пороки общества.
Жанр — комедия в стихах, комедия.
Направление — реализм с элементами классицизма и романтизма.
Основная идея — Российскому обществу нужны перемены, об этом говорит социальный раскол, который обозначился уже внутри дворянского сословия.
Тема — Борьба прогрессивно настроенного дворянства против фамусовского общества, которое охраняет традиционный уклад и устаревшие ценности.
Проблема — Таких людей, как Чацкий, очень мало, поэтому его протест тонет в сплетнях и клевете. Все прогрессивное объявляется сумасшедшим.
Композиция: завязка приезд Чацкого в Москву и дом Фамусова;
развитие сюжета Чацкий пытается выяснить, кто является предметом интереса Софьи, критикует фамусовское общество;
кульминация Чацкий объявлен сумасшедшим;
развязка Чацкий и Софья узнают всю правду о Молчалине, Чацкий уезжает.

  1. п.1. Тематика и проблематика
  2. п.2. Идея и пафос
  3. п.3. Основные герои
  4. п.4. Литературные приёмы
  5. п.5. Конфликт произведения

п.1. Тематика и проблематика

1. Тема: Стремление дворянства к титулам, наградам и богатству.

Проблема: Даже служба воспринимается дворянством местом получения выгоды, а не служения отечеству. Чинопочитание и финансовое состояние становятся мерилом человеческой личности.

2. Тема: Деспотическое отношение дворян к слугам.

Проблема: Отношение к низшим сословиям было не лучше, чем отношение к скоту или ресурсам. Дворяне не видели в слугах людей, поэтому загоняли их в чудовищные условия жизни.

3. Тема: Ум приносит горе, то есть понимание ужасающих пороков общества.

Проблема: Консервативно настроенное дворянство не в состоянии даже оценить масштаб социальных проблем в обществе. Власть сосредоточена в руках глупых, невежественных людей.

Читайте также:
Горе от ума - политическая комедия: сочинение

п.2. Идея и пафос (идейно-эмоциональная оценка)

Грибоедов выразил основную идею в названии пьесы. Горе Чацкого – в том, что он достаточно умен, чтобы осознать, как много проблем назрело в обществе. Ему видны социальное неравенство, политически неверные решения, ущемление просвещения и русской культуры. В своих монологах он также поднимает вопросы о нравственности, чести, лжи и лицемерии людей. Но он остается одиноким в своих прозрениях, а общество его объявляет безумным.

п.3. Основные герои

Чацкий Александр Андреевич — молодой человек, влюбленный в Софью Фамусову, с которой рос с детства. Вернулся из долгого заграничного путешествия, поэтому ему бросаются в глаза все изъяны московского дворянства. Критикующий, насмешливый, проницательный человек. Объявлен сумасшедшим из-за прогрессивных взглядов, которые не в состоянии понять общество.
«Фамусовское общество» — старшие представители московского дворянства, консерваторы. Их отличает неприятие просвещения и честной службы, показной патриотизм, деспотизм к слугам и низшим сословиям (Фамусов, Хрюмины, Тугоуховские, Скалозуб и др.).
Фамусов Павел Афанасьевич — носитель старых устоев и идей. Человек, оправдывающий чинопочитание и раболепное служение, стремление к чинам и богатству. Выступает против образования, отмены крепостного права, прогрессивных идей. Главный антагонист Чацкого.
Софья — дочь Фамусова, впитавшая отцовские принципы.
Когда-то была близка с Чацким, но теперь воспринимает его как злого насмешливого человека. Переоценила секретаря Молчалина, которым и была обманута.
Молчалин Алексей Степанович — секретарь, занимающийся документами Фамусова. Живет в доме хозяина и постоянно выслуживается. Встречается с Софьей, потому что выучен угождать, на самом деле ему нравится Лиза. Антагонист Чацкого внутри любовного треугольника и в плане несовпадения ценностей.
Лизанька — служанка Софьи. Держится с барышней вольно и даже дает советы. Молчалин в нее влюблен, а Фамусов с ней заигрывает.
Сама Лиза влюблена в буфетчика Петра.
Репетилов — давний знакомый Чацкого. Пародируюет образ главного героя. Выдает прогрессивные мысли и «правильные» взгляды, но не верит в них, а просто повторяет за умными людьми. Его цель – добиться веса в обществе. В этом смысле он недалеко ушел от вечно угождающего Загорецкого или Молчалина.

п.4. Литературные приёмы

✓Герой в обществе, но изолирован: Чацкий не может найти общий язык ни с кем, даже с Софьей, которая ему дорога. Он не замечает, как над ним посмеиваются, иронизируют, не принимают всерьез. Он умный человек, но страдает от клеветы глупых людей о его сумасшествии.
✓Пародийные параллельные ситуации
– Репетилов пародирует образ Чацкого, создавая контраст и возвышая главного героя, но и комически снижая его;
– разговор глухой графини с глухим князем: оба не слышат, но делают выводы (подчеркивается, что не обязательно слышать, чтоб осудить);
– Чацкий падает, но романтично («чуть свет – и я у ваших ног»), падает и Молчалин («тьфу, оплошал»).
✓Приемы комедии положений и водевиля
– герой попадает не туда (Молчалин «шел в комнату – попал в другую»);
– подслушивание, только благодаря которому становится известна правда (Чацкий нечаянно подслушивает разговоры уезжающих гостей; Софья случайно, а Чацкий специально – разговор Молчалина и Лизы).
✓Речевая характеристика героев (длинные монологи Чацкого, армейский грубый юмор Скалозуба, французские слова вперемешку с русскими в речи дворян, предвзятое отношение Софьи к Чацкому и т.д.)

п.5. Конфликт произведения

В пьесе «Горе от ума» два конфликта.

1. Общественно-политический: Чацкий противостоит обществу Фамусова. Этот конфликт не может быть улажен из-за непримиримых противоречий, приведших к расколу даже внутри дворянства.

2. Любовный: Чацкий влюблен в Софью, а та заинтересована в Молчалине. Этот треугольник разрушается, когда Чацкий понимает, кого выбрала девушка.

Оба конфликта объединены элементом сумасшествия главного героя.

История создания комедии «Горе от ума» Грибоедова

Александр Грибоедов вошел в русскую классику как создатель комедий, драм, трагедий и опер. Все его тексты были нацелены на показ в театре.

История создания комедии «Горе от ума», произведения, знакомого со школы, удивительна и неповторима.

Замысел и начало работы

Задумки комедии появились в 1816 году. Это произошло после посещения Грибоедовым аристократического приема в Петербурге. Писатель увидел, как перед иностранным гостем теряла свой патриотизм русская молодежь. Он возмутился и попытался высказать свое мнение. Его гневный монолог был воспринят как сумасшествие. Весть разошлась легко, радости недоброжелателей не было предела. Грибоедову захотелось донести до людей, высмеявших его свои идеи, самому посмеяться над пороками общества. По мнению литературоведов, сам писатель стал прототипом главного героя комедии – Чацкого. В голове писателя возник замысел сатирической комедии, которая принесла писателю известность.

Читайте также:
Творческие замыслы Грибоедова: сочинение

Начало написания теста проходило в Тифлисе в 1821-1822гг. Писатель изучал жизнь дворянского общества, он изучал среду, посещая балы и светские приемы. Делал записки о случаях на балах, создавал портреты, помечал главные черты характера. Записи помогли передать ситуацию так реалистично, что многие персонажи стали жить уже вне литературного текста.

Рукописные списки

Первое знакомство с текстом началось уже в Москве еще до ее завершения. Грибоедов читал отрывки друзьям. Завершилась работа над комедией в Тифлисе. Цензура неоднократно приложила свои руки к тексту. Но комедия уже ходила в списках по образованной части общества. Списков рукописи было несколько сотен. Уже это количество подтверждает интерес, который вызвала комедия. Писатель поддерживал распространение списков, он понимал, что так текст быстрее дойдет до читателя. Первое название рукописи – «Горе уму». Есть факты о том, что при переписывании рукописи переписчики добавляли свои мысли. Инородные (не Грибоедовские) фрагменты остались в рукописях.

Грибоедов знал об интересе к комедии. Он писал: « «Все просят у меня манускрипт и надоедают».

Рукопись была передана автором Ф.В. Булгарину с надписью: «Горе мое поручаю. ». Писатель ждал помощи в опубликовании пьесы. Но комедия увидела свет только после смерти автора. Текст, который находился у Булгарина, стал основой первой напечатанной версии «Горе от ума». Другие списки до сих пор изучаются, ведется их поиск и передача литературоведам.

Особенности различных редакций

В Тифлисе в 1820 году были написаны 2 акта пьесы. Отличий от итогового текста немного. Суть замысла не претерпела изменений. Обличительная сатира и показ пороков общества. В имении С.Н.Бегичева Грибоедов написал 3 и 4 акты, но в то время он не считал, что работа над текстом завершена. Пьеса претерпела изменения:

    название «Горе уму» по смыслу стало другим: «Горе от ума»;

корень фамилии главного персонажа Чадский (чад) стал Чацким;

монолог главного героя в первом акте;

диалог служанки с Софией;

сон хозяйской дочери.

Изменялся текст, все более насыщаясь фразами, ставшими крылатыми. Есть правки А.Пушкина, В.Булгарина.

Интересно, что некоторые диалоги оставались низменными сразу после первой редакции, например, монолог «А судьи кто?».

Рукописи менялись в зависимости от того, для какой публики они читались. Резкие суждения автора пытались смягчить, чем нарушали их смысл. Но изменить суть пьесы не удавалась. Ее сравнивали с бомбой, которая взорвала умы целого поколения.

Основные даты истории создания комедии

    1816 г. – появление идеи будущего сюжета

1823 г. – чтение отрывков пьесы

1825 г. – текст прочитан А.Пушкиным

1829 г. – гибель А.Грибоедова

1831 г. – печатная версия на немецком языке.

1833 г. – появление печатного русскоязычного теста пьесы

1862 г. – выход полной авторской версии

1875 г. – публикация текста без цензурных правок

Театральная пьеса стала больше, чем произведение для сцены в обычном понимании. Текст стал манифестом, призывом. Он поднимал вопросы нравственности и политики. Это пьеса о любви и одиночестве, глупости и уме, превосходстве и низости. Длинная, интересная история написания, переписывания и восприятия текста дала жизнь всему произведению и его отдельным фразам, воспринимаемым как народные истины, уроки истории.

«Горе от ума» анализ комедии Грибоедова

Грибоедов завершил свою работу над пьесой Горе от ума в далеком 1824 году, и она и по сей день не теряет своей актуальности и пользуется успехом у читателей. Эта комедия стала в один ряд с лучшими произведениями русской литературы, и пожалуй, была единственным творением автора, которое стало известно во всем мире. В школьной программе это произведение занимает не последнее место, поэтому придется поработать над анализом Грибоедовской комедии Горе от ума по эпизодам.

Конфликт и проблематика Горе от ума

Горе от ума — это яркое произведение, относящееся к русской классической литературе 19 века. Оно переносит читателей в дом Фамусова, где царит атмосфера лжи и притворства. И вот среди всего этого обмана появляется Чацкий, который еще три года назад убежал от скуки в поисках ума за границу. Вернуться назад его заставляет любовь к Софье и любовь к Родине. Вернувшись домой, Чацкий не заметил никаких изменений за время своего отсутствия, единственное, он теперь сильно отличается от фамусовского общества и уже не вписывается в него. Он теперь лишний, и Чацкого сумасшедшим.

Читайте также:
Характеристика образа Молчалина в комедии «Горе от ума»: сочинение

Комедия горе от ума богата по своему содержанию, где каждый монолог и реплика имеет свое значение, помогая раскрывать поднятые конфликты и проблематику произведения.

Говоря о конфликте, то уже в названии комедии читатель видит противоречие. Ведь по сути, от ума не может быть горя, но не в 19 веке, не в фамусовском обществе. Если для просветителей вершителем судеб был ум, то для фамусовского общества это чума. И здесь Чацкий понимает, что от его ума будет только горе.

В пьесе мы видим два конфликтующих лагеря, поэтому вся комедия — это извечный конфликт, где у героев даже общечеловеческие ценности разные и разное отношение к народу и стране. Так, если для Чацкого смысл жизни служить своей Родине, то для противоположного лагеря государственные идеи не важны, им бы чин получить, да звания.

В своей пьесе Грибоедов поднимает проблемы жестокости, карьеризма, невежества и чинопочитания. А теперь давайте сделаем анализ комедии Горе от ума по действиям.

Анализ комедии Горе от ума по действиям

Рассматривая анализ отдельных эпизодов Горе от ума, мы сможем более подробно изучить пьесу Грибоедова с ее проблемами, актуальными темами, идеями, где налицо несовершенство государственного аппарата, проблема воспитания, несправедливость крепостного права. Комедия состоит из четырех действий, их мы и рассмотрим.

Анализ 1 действия

В первом действии комедии все события происходят в доме Фамусова и мы отправляемся в дом Павла Афанасьевича. Служанка Лиза прикрывает Софью, у которой свидание с Молчалиным. Мужчина должен был незаметно уйти, но его все же застает Фамусов, которому говорят, что тот оказался в доме проездом. Лиза с Софьей обсуждают Молчалина, и служанка говорит, что с этим человеком у нее нет будущего, так как отец девушки не одобрит брак. Лучшим выбором Софьи станет Скалозуб, у которого и чин, и деньги. А по мнению Фамусова этого достаточно для счастья дочери. Рассуждая об уме, Лиза вспомнила Чацкого и юную любовь барышни. В этот момент и появляется Чацкий, который спешил к Софье, и которого Софья встретила очень холодно. Чацкий подозревает, что девушка влюблена в кого-то еще.

В целом, здесь происходят первые знакомства читателя с героями, по разговорам которых мы начинаем понимать, что для кого важно и находится в приоритете.

Анализ 2 действия

Переходя к анализу 2 действия пьесы Грибоедова, мы наблюдаем первые конфликты, что возникают между героями. Еще вначале, когда Чацкий спрашивает Фамусова по поводу того, какой бы ответ он получил, если бы попросил руки Софьи, мы видим, что для Фамусова важен чин и положение будущего зятя. При этом все можно получить без заслуг, достаточно подслужиться, как это сделал в свое время его дядя, который за умение прислуживать императрице достиг высокого положения. Такое отношение было чуждо Чацкому, который обвиняет век минувший, то есть поколение Фамусова, в том, что они судят людей по размеру их кошелька и готовы быть шутами. Чацкий же предпочитал служить делу, а не отдельным личностям. Мы видим богатого Скалозуба, поставившего себе цель стать генералом, но это звание он хочет не заслужить, а достать. Вот Скалозуб был бы хорошей партией для Софьи. И здесь проявляется конфликт свободомыслия, где Фамусов начинает обвинять Чацкого за его смелые мысли и высказывания. А Чацкий не приемлет того, что в фамусовском обществе сторонятся людей науки, тех, кто занимается искусством и не гоняется за чинами.

Анализируя второе действие, мы видим что для Фамусова тот жених, у кого чины и имение. Во втором действии также становится известно истинное отношение Софьи к Молчалину. Чацкий теперь понимает к кому неравнодушна девушка.

Анализ 3 действия

Далее мы переносимся в комнату, где состоялся разговор Софьи и Чацкого. Мужчина хотел понять, кто мил сердцу девушки, то ли это Молчалин, то ли Скалозуб. Но она уходила от ответа, в то время как Чацкий признается Софье, что он от нее без ума. Эту фразу в дальнейшем и применит героиня против Чацкого, назвав его безумцем на званом вечере. Известие о безумии на балу, где были приглашены только влиятельные люди столицы, быстро распространилось. Самому же Чацкому было неуютно среди этого общества, он был недоволен столицей, где не было ничего русского. На каждом шагу чувствовалось веяние иностранного. Очень много было французского. Настолько много, что француз чувствовал себя в России, как дома. Это было ужасно и не приемлемо для Чацкого, но для фамусовского общества было привычно и они с удовольствием преклонялись перед Францией.

Читайте также:
Главный конфликт пьесы «Горе от ума» Чацкий фамусовские идеалы и принципы: сочинение

Анализ 3 действия затрагивает тему зависимости общества от другого мнения, где стоило бросить фразу, как тут же все ее принимали, не утруждая себя поиском правды и лжи. Мы видим стадность толпы, которая из-за шутки Софьи сделала Чацкого безумцем. Мы видим, насколько здесь верят авторитетам. И сам автор пишет, что если это говорят князья, значит так оно и есть. На самом же деле это тоже была одна из проблем, которую поднял Грибоедов.

Анализ 4 действия

Продолжая анализ 4 действия комедии, мы видим ее завершающий этап. Это конец бала, все гости разъезжаются. В 4 действии мы видим истинное лицо Молчалина, который вовсе не любит Софью, а просто выслуживается перед Фамусовым. Это слышит Софья, которая прогоняет Молчалина. Тот же пытается заслужить прощение, бросаясь Софье в ноги. О чувстве собственного достоинства вспоминает и Чацкий. Он надеялся разбудить у девушки любовь, а она лишь посмеялась над ним, назвав Чацкого сумасшедшим. Она предала их дружбу, предала их чувства. Чацкий обвиняет героиню в том, что она подарила три года назад надежду, не сказав правду о своем к нему равнодушии. А ведь он все три года думал лишь о ней. Чацкому становится плохо в этом фамусовском обществе. Ему душно, ему противна сонная столица. Не потеряв достоинство, Чацкий высказывает свое мнение и покидает теперь такой чужой дом Фамусова.

В 4 действии комедии мы видим проблему человеческого достоинства, которое должно быть в каждом. Но, для фамусовского общества это чуждо.

Закончив анализ эпизодов произведения Грибоедова, мы еще раз убедились, насколько оно актуально. Ведь и в наше время многие крылатые фразы используются в быту. Пьесу наполняют яркие образы и сравнения. Здесь очень много остроумных высказываний, а язык насколько понятен, что по праву делает произведение великим и народным. Главная же его ценность в том, что в отличие от других писателей 18-19 вв, которые обличали пороки отдельных людей, Грибоедов обрушился с сатирой на весь жизненный уклад, который полностью погряз в пороках. В этом и была сила комедии, что стала достоянием русской литературы и с удовольствием читается в наши дни.

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Читайте также:
Век нынешний и век минувший: сочинение

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Дух времени в “Горе от ума”

Дух времени в “Горе от ума”

Образованный человек своего времени, АС Грибоедов еще в молодости увлекался историей мировой комедии. Он изучил и творчески переработал лучшие художественные достижения русских и западноевропейских литераторов. В это же время он общался с передовыми людьми России, многие из которых потом стали декабристами.

Грибоедов не одобрял тактики тайного заговора декабристов, но ему были близки их идеи и убеждения. В комедии “Горе от ума” отразились талант и политические пристрастия молодого писателя. АС Грибоедов в своей пьесе показал процесс отрыва передовой, мыслящей части дворянства и косного общества. Главный герой Александр Андреевич Чацкий выражает вольнолюбивые тенденции прогрессивной части дворянства.

Читайте также:
Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Чацкий – это единственный герой в пьесе, который говорит обо всех недостатках русского общества, ужасаясь и высмеивая его, что было свойственно передовым людям того времени. Поэтому Чацкий и отражает в пьесе “дух времени”, правду жизни, цель которой – свобода. Главному герою комедии свойственны черты декабристов 1816-1819 годов. Передовые люди того времени не стремились свергнуть монархию, но хотели либеральных перемен в стране. Хотели самоотверженно служить Отечеству, принося ему пользу.

Но, оказывается, государству не требуются преданные люди. Чацкий говорит: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Итак, главным героем комедии является Чацкий, биография которого напоминает биографию многих декабристов и даже самого автора. По рождению и воспитанию Чацкий принадлежит к тем самым людям, образ жизни и мысли которых он категорически отвергает. Отец Чацкого был другом Павла Афанасьевича Фамусова, рано умер, поэтому Александр Андреич воспитывался в доме последнего. Достигнув определенного возраста, Чацкий, как и многие дворяне того времени, служил в армии, а затем пробовал свои силы на государственной службе в Петербурге. Его ждала блестящая карьера, но Александр Андреич неожиданно вышел в отставку и уехал за границу.

Причина в том, что он захотел служить своей стране, “делу, а не лицам”, а это оказалось невозможным. За границей Чацкий провел несколько лет и вернулся в Москву зрелым человеком, имеющим свои взгляды и убеждения. Стоит отметить, что на Родину его привело не желание ссориться с дворянством, а мечта о любви и счастье. За годы странствий Александр Андреич не забыл о своей юношеской привязанности к Софье, дочери Фамусова, и хотел посвататься. Здесь Чацкого ждет полное разочарование. Винить же можно только его самого.

Он расстался с Софьей, когда ей было четырнадцать лет, “три года не писал двух слов”, а затем “чуть свет” Чацкий появляется в доме Фамусова, уверенный в том, что его ждут и любят. Но Софья встретила его холодно, что явилось для него неожиданностью и причиной раздражения. А поскольку взгляды Чацкого на жизнь во многом расходятся с взглядами Фамусова, поводов для раздражения у Александра Андреича оказалось достаточно.

Чацкий считает крепостное право пережитком прошлого, а для фамусовского общества оно является одним из устоев русской государственности. Александр Андреич называет помещика, обменявшего своих слуг на собак, “Нестором негодяев знатных”. Со злой иронией и негодованием говорит Чацкий и о другом помещике, для выплаты долгов распродавшего “от матерей, отцов отторженных детей” из своего театра. Он не согласен “принять за образцы” и считать “отечество отцами” таких людей, как Максим Петрович, который был готов унизиться и стать шутом, лишь бы получить “высочайшую улыбку”.

Чацкий хочет, чтобы людей уважали за их личные достоинства, а не за чины или количество крепостных. Александр Андреич много времени провел за границей, но не перестал любить свою Родину, народ, ему “и дым Отечества . сладок и приятен”. Его национальную гордость оскорбляет то, что какой-то “французик из Бордо” рад тому, что “ни звука русского, ни русского лица” не встретил в высшем московском обществе. Этот человек, ничего не представляющий из себя во Франции, здесь пользуется уважением только потому, что он иностранец.

Негодование Чацкого будет особенно понятно, если мы вспомним, что действие комедии разворачивается вскоре после победы над Наполеоном, ведь Франция всегда была законодательницей мод. Но сейчас русским есть чем гордиться, а они по-прежнему подражают ей. Чацкий сам говорит, что у него “ум с сердцем не в ладу”. Умом он понимает недостатки русской жизни, а сердцем продолжает любить Россию. То же можно сказать и об отношениях с Софьей. Чацкому ясно, что она его больше не любит, но сердце отказывается этому верить. Именно в этих душевных страданиях героя, в противоречии между разумом и чувствами заключается смысл названия комедии. Итак, в своей комедии Грибоедов отразил вольнолюбивые тенденции русского общества и основной конфликт эпохи: “век нынешний” и “век минувший”. Старое не сдает свои позиции, а новое активно вторгается в жизнь. Грибоедов выразил основные идеи передовых людей своего времени, которые хотели приблизить “век нынешний”. И можно смело сказать, что в Чацком выразился дух времени.

Сочинение: Герой и эпоха в комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(590 слов) А. С. Грибоедов в комедии “Горе от ума” (1824 г.) описал общественные тенденции, характерные для эпохи 1812-1825 года. В этот период в Российской империи, победившей великую армию Наполеона и прославившейся на мировой арене, начался подъем новых патриотических настроений. Поколению победителей хотелось коренных перемен в российской действительности. Вокруг сценариев развития страны стали образовываться тайные общества и кружки, которые учреждали и посещали люди вроде Чацкого или его высмеянного двойника в кривом зеркале — Репетилова. Но все они имели небольшое влияние на положение в государстве, потому что все еще была сильна консервативная часть дворянства — то самое «фамусовское общество», которое не было заинтересовано в переменах. Автор столкнул «век нынешний» и «век минувший», чтобы достоверно показать социальный конфликт, в котором на кону стояло будущее России.

Читайте также:
В ЧЕМ СМЫСЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”: сочинение

Главный герой комедии Грибоедова — Александр Андреевич Чацкий. Это герой-пропагандист, яркий представитель прогрессивной дворянской молодежи 10-20 годов 19 века. В его страстных обличающих монологах представлены все актуальные проблемы его времени, которые герою не терпится решить. Он выражает протест против крепостного права на основании его аморальности и несоответствия современным реалиям. Он осуждает невежество дворянства и его тягу ко всему иностранному. В его речах отводится особое место карьеризму, блату, «прислуживанию», которые вытесняют реальный труд и способствуют деградации социальных институтов. К сожалению, это не просто брошенные на ветер упреки. Каждому слову Чацкого, осуждающего свою эпоху, находится подтверждение в тексте. Так, Скалозуб и Фамусов винят просвещение во всех своих бедах и мечтают сжечь книги. Павел Афанасьевич в качестве назидания рассказывает Чацкому историю успеха Максима Петровича: тот пару раз специально поскользнулся и упал, чтобы развеселить царицу и заслужить выгодные должности. Этот же бесчестный путь Фамусов без тени сомнений рекомендует своему гостю. Именно за такого «ловкого» человека он готов отдать свою дочь. А сама Софья подтверждает слова Александра о слепом потакали иностранной моде. Увлечение французскими романами делает ее уязвимой и предсказуемой для карьериста Молчалина, который завоевывает ее сердце умением сыграть героя французской любовной прозы. Однако все эти особенности консервативная часть общества не замечает: косность и праздность ума вытеснили все способности к рефлексии и самокритике. Это основная проблема фамусовского окружения — они могут увидеть и признать свои же собственные недостатки и живут в счастливом неведении, в то время как Чацкий получает лишь горе от своего ума. Он-то видит, что такими темпами Россия превратится в отсталую рабовладельческую страну, где у светлых начинаний не будет возможности для реализации.

Некоторые критики (например, А.С, Пушкин) отказывали Чацкому в наличии ума, раз он не видит, что его слова ни к чему не приведут. Однако его попытку вразумить фамусовское общество можно трактовать по-другому. Он только что вернулся из-за границы и не знал, в каком состоянии пребывает дворянство. Александр хотел разобраться и смог сделать это, показав нам особенности своей эпохи. На сознательность и ясность мыслей Чацкого указывает то, что он не спешит впадать в другую крайность — огульное осуждение всего и вся. Он прерывает болтовню Репетилова, увлеченного неизвестным, далеким идеалом и бессмысленно отрицающим “законы, совесть, веру”: “Послушай, ври, да знай же меру!” Чацкий требует службы “делу, а не лицам”: “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. Он не смешивает веселья или дурачества с делом, как Молчалин. Чацкий тяготится среди пустой, праздной толпы “мучителей, предателей, зловещих старух, вздорных стариков”. Он отказывается преклоняться перед их авторитетами, которые “пред всеми знали почет”, в “чины выводили и пенсии давали”, но “когда же надо было подслужиться”, и они “сгибались вперегиб”. Таким образом, у него есть конкретные идеалы, цели и претензии, а абстрактные жалобы на то, что все плохо.

Таким образом, эпоха начала 19 столетия в России описана А.С. Грибоедовым ярко и образно через диалоги и монологи героя — Чацкого. Именно он стал нашим гидом в «фамусовском обществе» и пролил свет на истинное отношение консервативной части дворянства к важнейшим вопросам того времени.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: