Изображение дворянства в литературе первой половины XIX века.: сочинение

Проект «БЫТ И НРАВЫ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»

Права, обязанности и привилегии дворян

Дворянство, как привилегированный класс, имело свои права, обязанности и привилегии. Эти данные представлены в таблице.

Популярные сочинения

  • Поколение отцов в романе Отцы и дети Тургенева
    В начале 1860-ых годов Иван Тургенев трудился над своим произведением под названием «Отцы и Дети», которое по сей день является одним из самых грандиозных произведений в русской классической литературе.
  • Сочинение Я хочу стать пограничником и почему
    Рано или поздно в жизни человека наступает момент, когда он должен выбрать будущую профессию. Это очень важный и сложный выбор, ведь от этого зависит как, сложится будущая жизнь.
  • Анализ 3 действия Горе от ума Грибоедова
    Комедия «Горе от ума»- первое в русской литературе реалистическое произведение. Оно вышло из-под пера Грибоедова А.С. и произвело фурор в мире литературы.

Сочинение на тему дворянство в первой половине 19 века дубровский

Дворянское общество в повести “Дубровский” представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие — менее подробно (князь Верейский), о третьих вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова). Одним из главных героев повести является Кирила Петрович Троекуров. Изображение быта и нравов провинциального дворянства связано в первую очередь с его образом. В Троекурове автор отобразил самую прочно стоящую на ногах часть дворянства, владык мира, ярых сторонников крепостного права. Именно эта часть дворянства в начале восемнадцатого века диктовала свои условия стране и чувствовала себя привольно, особенно в глубинке России. Изображение Троекурова — это изображение типического характера в типических обстоятельствах. Получая огромные доходы от эксплуатации подвластных им крестьян, помещики не утруждали себя никакими делами, праздно и разгульно проводя время. Они не желали никаких демократических преобразований в стране, так как подобные мероприятия угрожали их безраздельному владычеству и благосостоянию. Что касается Кирилы Петровича Троекурова, то “его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирила Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань; дом его всегда был полон гостями, готовыми тешить его барскую праздность… Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское”. Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал. Автор с явной иронией и осуждением говорит, что “Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного”. А так как физических сил у Троекурова было хоть отбавляй, то он часто устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал “полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума”. Одной из затей, предназначенных для увеселения гостей, а более всего — для него самого, была затея с медведем, которого Троекуров специально содержал в поместье, чтобы при случае подшутить над гостем. Почти каждый из гостей избалованного донельзя помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья. Но жаловаться на Кирилу Петровича никто не решался — слишком уж безграничной была его власть в округе. Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками, он готовился к ней заранее и тщательно. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех его участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро. Чтобы читатель получил полное представление об избалованности и самодурстве Кирилы Петровича, автор вводит в повесть эпизод, подробно описывающий псарню помещика, предмет его гордости и восхищения. В псарне этой “… более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле, прославляя щедрость Кирилы Петровича на своем собачьем языке. Тут же находился и лазарет для больных собак, под присмотром штаб-лекаря Тимошки, и отделение, где благородные суки ощенялись и кормили своих щенят”. Какая забота о животных, какое благородство — не правда ли? Да, все это выглядело бы именно так, если бы крепостные люди этого барина, на которых держалось его благосостояние, жили лучше собак или по крайней мере хотя бы так же. Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле деспота и самодура :— значит стать его заклятым врагом. И уж тогда Кирила Петрович не остановится ни перед чем, лишь бы продемонстрировать свое превосходство. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским. Дочь свою он “любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением”. Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать. Конечно, это можно списать на его чрезмерную заботу о судьбе дочери, но счастлива ли от этого Маша, выпадет ли на ее долю счастье узнать, что такое взаимная любовь? Почти с уверенностью можно сказать — нет! Маша, как и онегинская Татьяна, воспитана на принципе: “Но я другому отдана; я буду век ему верна”. Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульную жизнь, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры. Совсем иным предстает перед нами образ другого поместного дворянина — Андрея Гавриловича Дубровского. В нем реализм в изображении барства сочетается с идеализацией старинного дворянства. “Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково…”, имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: “. ..псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам”. Так же любя, как и Троекуров, охоту, Дубровский, однако, относился к праздным, разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость. Ни в первые годы своей жизни в поместье, ни потом Андрей Гаврилович не соглашался воспользоваться дарами, которые предлагал ему Троекуров. Более того, в отличие от остальных помещиков, Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем: кошельке, но и о вверенных, ему крестьянах. Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.

Читайте также:
Характеристика образа Полковника Скалозуба в комедии «Горе от ума»: сочинение

Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 века

19 век – век небывалого расцвета русской классической литературы. Писатели этой эпохи, богатой великими событиями, оставили огромное творческое наследие. По словам Белинского, “Горе от ума” А. С. Грибоедова и “Евгений Онегин” А. С. Пушкина положили основание последующей литературе.
Описывая Россию того времени, ее различные слои населения, конечно же, как Грибоедов, так и Пушкин уделили немалую долю внимания роли дворянства в российском обществе. После Отечественной войны 1812 года вопрос об отмене крепостного права в России стоял очень остро. Эта проблема нашла свое отражение в сатирическом изображении помещиков-крепостников у писателей того времени. В “Горе от ума” московское барство – это общество закоснелых крепостников, куда не проникает свет науки, где все панически боятся новизны, а “к свободной жизни их вражда непримирима”. Не зря Пушкин взял для эпиграфа к седьмой главе “Евгения Онегина” именно грибоедовские строки. Этим он хотел подчеркнуть, что с тех пор московское дворянство ничуть не изменилось:

Все то же лжет Любовь Петровна,
Иван Петрович так же глуп…

Пушкин и Грибоедов в своих произведениях показали, что в то время в России было неважно, каково качество образования, в моде было все иностранное, люди же из “высшего общества” чуждались национальной культуры (“нам без немцев нет спасенья”, “мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…”).
И в “Горе от ума”, и в “Евгении Онегине”, и в “Войне и мире” подчеркнута безликость, статичность “сильных мира сего”. У них нет никакой индивидуальности, все фальшиво, а общественное мнение – это для них самой главное. Все стремятся к какой-то общепринятой мерке, боятся заявить о своих чувствах, мыслях. А скрывать истинное лицо под маской уже прочно вошло в привычку. Грибоедов даже не дал имен княжнам Тухоухиным, пронумеровав их.

«Недоросль» – самая известная комедия XVII в., сделавшая своего автора Д. И. Фонвизина, бессмертным.
Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в своей комедии, – проблема воспитания, подготовки новых поколений просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. Вся его жизнь заранее ограничена скотным двором, где люди воспринимаются как свиньи, а свинки – как часть некоего культа, которому поклоняются хозяева.
Крепостничество привело русское дворянство к деградации, оно оказалось под угрозой саморазрушения. Фонвизин в своей пьесе показывает это с двух сторон, он как бы проводит аналогию между глухим дворянским поместьем и высшим светом.
Простакова – персонаж, потрясающий своей многогранностью, а если быть еще точнее, то многообразием переплетенных в ней пороков. Это и глупость, и лицемерие, и деспотизм, и неприятие иных точек зрения, кроме своей собственной, и так далее до бесконечности. Литературные критики, анализируя «Недоросля», подмечали ту особенность, что положительные герои пьесы очень уж идеальны и все как будто на одно лицо. Зато, какая палитра отрицательных персонажей, какими яркими красками они набросаны, какие живые образы!
На протяжении всей комедии характер Простаковой раскрывается все с новых неприятных сторон. Согласно жанру комедии в Простаковой, как в отрицательном персонаже, собраны многочисленные пороки, не разбавленные ни единым достоинством. Она беспощадна и жестока со слугами, и в то же время лебезит перед Стародумом, пытаясь показать и себя, и своего сына с выгодной стороны. Даже манера ее речи меняется в зависимости от того, с кем она разговаривает. Эту особенность русского человека подмечал еще Гоголь в «Мертвых душах». Чиновник средне руки будет подобен маленькому тирану среди своих подчиненных и поведет себя подобострастно и льстиво перед вышестоящими. Так и Простакова, говоря со слугами, всячески унижает и поносит их (и «собачья дочь», и «бестия», и «скверная харя»), а когда она пытается расположить к себе Стародума, в ее голосе появляются даже светские нотки.
Другой персонаж «Недоросля» – господин Простаков, муж-подкаблучник, выполняющий беспрекословно любую волю жены, любое ее безумное желание. Причем он не просто подчиняется ей, более того – он видит жизнь ее глазами.
Еще один помещик – Скотинин. Фамилия – главная характеристика этого героя. Уже читая список действующих лиц, можно легко представить себе, что же за герой скрывается за столь красноречивым обозначением. У Скотинина действительно скотская сущность. Его главная и единственная страсть – свиньи. Не то что любовь, даже деньги ему не нужны как таковые, а только как способ приобрести побольше свиней. Это лицемер, недалекий человек, поведением своим напоминающий своих любимцев. Правда, у Скотинина есть небольшой плюс – это его незлобивость и спокойствие. Но может ли это перевесить все его отрицательные качества? Конечно, нет.
Такого это семейство: глупые, необразованные люди, без моральных принципов, без чести и совести, своим поведением больше напоминающие животных.

Читайте также:
Творческие замыслы Грибоедова: сочинение

Пушкин «Евгений Онегин»

Поместное дворянство весьма широко представлено в романе: дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий.
В провинциальном обществе есть и свои характерные типы: «Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», «уездный франтик Петушков», «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут», «остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике». Если изображая столичное общество, Пушкин выводил в качестве героев реальных исторических лиц (Каверин, Вяземский), то в провинциальном обществе появляются литературные герои литературных произведений других авторов (Скотинины, Буянов).
Мир поместного дворянства далек от совершенства:

Никто не слушает, кричат,
Смеются, спорят и пищат.

Разговор их не отличается ни умом, ни оригинальностью (‘о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне’).

Поместные дворяне живут жизнью, распорядок которой заведен раз и навсегда много лет назад. В покоях своего дяди Онегин находит «календарь осьмого года», ибо “старик, имея много дел, в иные книги не глядел”. В их жизни ничего не происходит, один день похож на другой. Отличается от других помещиков, пожалуй, лишь Ленский, «с душою прямо геттингенской», да и то потому, что образование Владимир получает в Германии. Впрочем, Пушкин предвидит, что, не погибни Ленский на дуэли, он мог бы через двадцать лет повторить жизнь старого Ларина или дяди Онегина. С иронией Пушкин описывает и светское деревенское общество, собравшееся в доме Лариных. Не случайно некоторых гостей автор наделяет фамилиями персонажей пьес Фонвизина. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их жизненных интересов. Деревенская жизнь располагает, по мнению Пушкина, к тому, чтобы из мира романтических грез перейти в мир будничных забот. Но неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина — Татьяна Ларина, в воспитании и образовании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры. Именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения.

Гоголь «Мертвые души»

Совершенно иную картину жизни помещичьего дворянства мы видим в «мёртвых душах» Гоголя. Всех помещиков объединяет низкий культурный уровень, безличие и жестокость по отношению к крепостным «душам», вверенным им, и убогая, замкнутая на себе, жизнь в усадьбах. Каждый из помещиков, которых посещает Чичиков, демонстрирую перед читателем яркую черту, развившуюся под действием паразитического образа жизни и мысли. Манилов – это беспочвенный мечтатель, Коробочка – тупой хозяйственник, Ноздрев – жизнелюбец и излучатель неуёмной и буйной энергии, Собакевич – цепкий, грубый искатель и преследователь своей выгоды, Плюшкин – бессмысленный стяжатель и накопитель. Герои Гоголя предстают перед читателем в определенной последовательности. Писатель показывает постепенную деградацию души, вызванную и бесцельностью существования поместного дворянства, и бесконтрольным владением «душами», богатством, землей. Процесс духовного распада типичных представителей помещичьих усадеб середины девятнадцатого века Гоголь показывает через «родство» людей, животных, предметов обихода. Все они несут отпечаток личности хозяина усадьбы. «И я тоже Собакевич!» – заявляет «каждый предмет» в доме этого героя. Гоголь видит главную опасность для человека в пошлости, в омертвении души, в моральном одичании. Всё в жизни – и государственной, и частной – зависит от духовного состояния общества, от нравственных качеств людей, образующих это общество. «Гибнет земля наша… от нас самих», – сокрушается писатель. Вопрос о будущем России волновал и Пушкина, этот же вопрос стоит и в поэме «Мертвые души» Гоголя. «Русь, куда же несешься ты?» – обращается Гоголь к «птице – тройке» – русской душе, символу национального характера, которая сбилась с пути и трясётся по «бездорожью». Но писатель верит в великое будущее страны, в финале показывая преображенную «птицу – тройку», летящую без преград. В «Евгении Онегине» Пушкин дает полную картину жизни России двадцатых годов девятнадцатого столетия. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». Поэма «Мёртвые души» – вершина творчества Гоголя. Сам Гоголь признавался, что поэма – это долг перед памятью Пушкина. «Мертвые души» – это исследование русской жизни второй четверти девятнадцатого века. В обоих произведениях прослеживается сходство типичных представителей поместного дворянства. Кто знает, не погибни Ленский на дуэли, не превратился бы он в обходительного, с приятными чертами лица Манилова? Как предсказал сам Пушкин:

Читайте также:
Анализ эпизода Диалог Чацкого и Фамусова: сочинение

Расстался б с музами, женился,
В деревне, счастлив и рогат,
Носил бы стеганый халат…

Суетливая и хозяйственная Коробочка напоминает постаревшую мать Татьяны Лариной, которая «солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы…» Катил Ноздрева вполне можно представить в буяновском «картузе с козырьком». Очень похожи хозяйственный Плюшкин и «владелец нищих мужиков» Гвоздин.
И все же, на фоне безрадостной действительности, порожденной деятельностью человека, сама Родина для Гоголя – прекрасна, как «птица тройка». И поэтому для Гоголя с ее коробочками, ноздревыми, чичиковыми и плюшкиными остается хоть и несчастной, но ‘вдохновенной’ Богом страной.

Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.

Скачать сочинение

19 век – век небывалого расцвета русской классической литературы. Писатели этой эпохи, богатой великими событиями, оставили огромное творческое наследие. По словам Белинского, “Горе от ума” А. С. Грибоедова и “Евгений Онегин” А. С. Пушкина положили основание последующей литературе.

Описывая Россию того времени, ее различные слои населения, конечно же, как Грибоедов, так и Пушкин уделили немалую долю внимания роли дворянства в российском обществе. После Отечественной войны 1812 года вопрос об отмене крепостного права в России стоял очень остро. Эта проблема нашла свое отражение в сатирическом изображении помещиков-крепостников у писателей того времени. В “Горе от ума” московское барство – это общество закоснелых крепостников, куда не проникает свет науки, где все панически боятся новизны, а “к свободной жизни их вражда непримирима”. Не зря Пушкин взял для эпиграфа к седьмой главе “Евгения Онегина” именно грибоедовские строки. Этим он хотел подчеркнуть, что с тех пор московское дворянство ничуть не изменилось:

Все то же лжет Любовь Петровна,

Иван Петрович так же глуп…

Пушкин и Грибоедов в своих произведениях показали, что в то время в России было неважно, каково качество образования, в моде было все иностранное, люди же из “высшего общества” чуждались национальной культуры (“нам без немцев нет спасенья”, “мы все учились понемногу, чему-нибудь и как-нибудь…”).

И в “Горе от ума”, и в “Евгении Онегине”, и в “Войне и мире” подчеркнута безликость, статичность “сильных мира сего”. У них нет никакой индивидуальности, все фальшиво, а общественное мнение – это для них самой главное. Все стремятся к какой-то общепринятой мерке, боятся заявить о своих чувствах, мыслях. А скрывать истинное лицо под маской уже прочно вошло в привычку. Грибоедов даже не дал имен княжнам Тухоухиным, пронумеровав их.

«Недоросль» – самая известная комедия XVII в., сделавшая своего автора Д. И. Фонвизина, бессмертным.

Основная проблема, которую Фонвизин поднимает в своей комедии, – проблема воспитания, подготовки новых поколений просвещенных передовых людей. Дворянин, будущий гражданин страны, который должен творить дела на благо отечества, с рождения воспитывается в атмосфере безнравственности, самодовольства и самодостаточности. Такая жизнь и воспитание сразу отобрали у него цель и смысл жизни. И учителя не смогут помочь (это дань моде со стороны госпожи Простаковой); у Митрофана и не возникало иных желаний, кроме как поесть, побегать на голубятне да жениться. Вся его жизнь заранее ограничена скотным двором, где люди воспринимаются как свиньи, а свинки – как часть некоего культа, которому поклоняются хозяева.

Крепостничество привело русское дворянство к деградации, оно оказалось под угрозой саморазрушения. Фонвизин в своей пьесе показывает это с двух сторон, он как бы проводит аналогию между глухим дворянским поместьем и высшим светом.

Простакова – персонаж, потрясающий своей многогранностью, а если быть еще точнее, то многообразием переплетенных в ней пороков. Это и глупость, и лицемерие, и деспотизм, и неприятие иных точек зрения, кроме своей собственной, и так далее до бесконечности. Литературные критики, анализируя «Недоросля», подмечали ту особенность, что положительные герои пьесы очень уж идеальны и все как будто на одно лицо. Зато, какая палитра отрицательных персонажей, какими яркими красками они набросаны, какие живые образы!

На протяжении всей комедии характер Простаковой раскрывается все с новых неприятных сторон. Согласно жанру комедии в Простаковой, как в отрицательном персонаже, собраны многочисленные пороки, не разбавленные ни единым достоинством. Она беспощадна и жестока со слугами, и в то же время лебезит перед Стародумом, пытаясь показать и себя, и своего сына с выгодной стороны. Даже манера ее речи меняется в зависимости от того, с кем она разговаривает. Эту особенность русского человека подмечал еще Гоголь в «Мертвых душах». Чиновник средне руки будет подобен маленькому тирану среди своих подчиненных и поведет себя подобострастно и льстиво перед вышестоящими. Так и Простакова, говоря со слугами, всячески унижает и поносит их (и «собачья дочь», и «бестия», и «скверная харя»), а когда она пытается расположить к себе Стародума, в ее голосе появляются даже светские нотки.

Читайте также:
Горе от ума - политическая комедия: сочинение

Другой персонаж «Недоросля» – господин Простаков, муж-подкаблучник, выполняющий беспрекословно любую волю жены, любое ее безумное желание. Причем он не просто подчиняется ей, более того – он видит жизнь ее глазами.

Еще один помещик – Скотинин. Фамилия – главная характеристика этого героя. Уже читая список действующих лиц, можно легко представить себе, что же за герой скрывается за столь красноречивым обозначением. У Скотинина действительно скотская сущность. Его главная и единственная страсть – свиньи. Не то что любовь, даже деньги ему не нужны как таковые, а только как способ приобрести побольше свиней. Это лицемер, недалекий человек, поведением своим напоминающий своих любимцев. Правда, у Скотинина есть небольшой плюс – это его незлобивость и спокойствие. Но может ли это перевесить все его отрицательные качества? Конечно, нет.

Такого это семейство: глупые, необразованные люди, без моральных принципов, без чести и совести, своим поведением больше напоминающие животных.

Пушкин «Евгений Онегин»

Поместное дворянство весьма широко представлено в романе: дядя Онегина, семейство Лариных, гости на именинах Татьяны, Зарецкий.

В провинциальном обществе есть и свои характерные типы: «Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков», «уездный франтик Петушков», «отставной советник Флянов, тяжелый сплетник, старый плут, обжора, взяточник и шут», «остряк, недавно из Тамбова, в очках и в рыжем парике». Если изображая столичное общество, Пушкин выводил в качестве героев реальных исторических лиц (Каверин, Вяземский), то в провинциальном обществе появляются литературные герои литературных произведений других авторов (Скотинины, Буянов).

Мир поместного дворянства далек от совершенства:

Никто не слушает, кричат,

Смеются, спорят и пищат.

Разговор их не отличается ни умом, ни оригинальностью (‘о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне’).

Поместные дворяне живут жизнью, распорядок которой заведен раз и навсегда много лет назад. В покоях своего дяди Онегин находит «календарь осьмого года», ибо “старик, имея много дел, в иные книги не глядел”. В их жизни ничего не происходит, один день похож на другой. Отличается от других помещиков, пожалуй, лишь Ленский, «с душою прямо геттингенской», да и то потому, что образование Владимир получает в Германии. Впрочем, Пушкин предвидит, что, не погибни Ленский на дуэли, он мог бы через двадцать лет повторить жизнь старого Ларина или дяди Онегина. С иронией Пушкин описывает и светское деревенское общество, собравшееся в доме Лариных. Не случайно некоторых гостей автор наделяет фамилиями персонажей пьес Фонвизина. Провинциальное дворянство во многом смешно, смешон и жалок и круг их жизненных интересов. Деревенская жизнь располагает, по мнению Пушкина, к тому, чтобы из мира романтических грез перейти в мир будничных забот. Но неслучайно именно в среде поместного дворянства появляется «милый идеал» Пушкина — Татьяна Ларина, в воспитании и образовании которой совмещены традиции высокой образованности и народной культуры. Именно поместное дворянство живет в непосредственной близости к народу, а потому в нем, вероятно, заложена идея возрождения.

Гоголь «Мертвые души»

Совершенно иную картину жизни помещичьего дворянства мы видим в «мёртвых душах» Гоголя. Всех помещиков объединяет низкий культурный уровень, безличие и жестокость по отношению к крепостным «душам», вверенным им, и убогая, замкнутая на себе, жизнь в усадьбах. Каждый из помещиков, которых посещает Чичиков, демонстрирую перед читателем яркую черту, развившуюся под действием паразитического образа жизни и мысли. Манилов – это беспочвенный мечтатель, Коробочка – тупой хозяйственник, Ноздрев – жизнелюбец и излучатель неуёмной и буйной энергии, Собакевич – цепкий, грубый искатель и преследователь своей выгоды, Плюшкин – бессмысленный стяжатель и накопитель. Герои Гоголя предстают перед читателем в определенной последовательности. Писатель показывает постепенную деградацию души, вызванную и бесцельностью существования поместного дворянства, и бесконтрольным владением «душами», богатством, землей. Процесс духовного распада типичных представителей помещичьих усадеб середины девятнадцатого века Гоголь показывает через «родство» людей, животных, предметов обихода. Все они несут отпечаток личности хозяина усадьбы. «И я тоже Собакевич!» – заявляет «каждый предмет» в доме этого героя. Гоголь видит главную опасность для человека в пошлости, в омертвении души, в моральном одичании. Всё в жизни – и государственной, и частной – зависит от духовного состояния общества, от нравственных качеств людей, образующих это общество. «Гибнет земля наша… от нас самих», – сокрушается писатель. Вопрос о будущем России волновал и Пушкина, этот же вопрос стоит и в поэме «Мертвые души» Гоголя. «Русь, куда же несешься ты?» – обращается Гоголь к «птице – тройке» – русской душе, символу национального характера, которая сбилась с пути и трясётся по «бездорожью». Но писатель верит в великое будущее страны, в финале показывая преображенную «птицу – тройку», летящую без преград. В «Евгении Онегине» Пушкин дает полную картину жизни России двадцатых годов девятнадцатого столетия. Белинский назвал роман «энциклопедией русской жизни». Поэма «Мёртвые души» – вершина творчества Гоголя. Сам Гоголь признавался, что поэма – это долг перед памятью Пушкина. «Мертвые души» – это исследование русской жизни второй четверти девятнадцатого века. В обоих произведениях прослеживается сходство типичных представителей поместного дворянства. Кто знает, не погибни Ленский на дуэли, не превратился бы он в обходительного, с приятными чертами лица Манилова? Как предсказал сам Пушкин:

Читайте также:
Что же представляет собой Фамусов: сочинение

Расстался б с музами, женился,

В деревне, счастлив и рогат,

Носил бы стеганый халат…

Суетливая и хозяйственная Коробочка напоминает постаревшую мать Татьяны Лариной, которая «солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы…» Катил Ноздрева вполне можно представить в буяновском «картузе с козырьком». Очень похожи хозяйственный Плюшкин и «владелец нищих мужиков» Гвоздин.

И все же, на фоне безрадостной действительности, порожденной деятельностью человека, сама Родина для Гоголя – прекрасна, как «птица тройка». И поэтому для Гоголя с ее коробочками, ноздревыми, чичиковыми и плюшкиными остается хоть и несчастной, но ‘вдохновенной’ Богом страной.

25852 человека просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Разное / 19 век / Изображение мелкопоместного дворянства в русской литературе 19 в.

Смотрите также по произведению “19 век”:

Проект “БЫТ И НРАВЫ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»

Актуальность исследования: порой мы забываем об истории своей страны, ее культуре. Писатели в своих произведениях поднимают серьезные социальные и общественные проблемы, которые и сейчас имеют для нас большое значение. Поэтому русская классика и сегодня остается такой же актуальной.

Объект исследования: повесть А.С.Пушкина «Дубровский»

Предмет исследования: быт и нравы дворян в повести «Дубровский»

Работа над данным проектом позволила нам окунуться в мир Пушкина, прочувствовать, понять атмосферу того далекого от нас времени.

Целью работы является рассмотрение быта и нравов русского дворянства в первой половине XIX века.

Скачать:

Вложение Размер
proekt.rar 2.73 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа №1» города Велижа

БЫТ И НРАВЫ РУССКОГО ДВОРЯНСТВА XIX ВЕКА НА ПРИМЕРЕ ПОВЕСТИ А.С.ПУШКИНА «ДУБРОВСКИЙ»

Автор работы: Бояринова Ольга, 6 «А» класс

Руководитель: Демидова Оксана Владимировна,

учитель русского языка и литературы

  1. Что такое дворянство. 6
  2. Дворянская усадьба первой половины XIX века………………….6-7
  3. Устройство дворянской усадьбы………………………………………7
  4. Прототипы усадеб в повести А.С.Пушкина «Дубровский»… …8-10
  5. Нравы провинциального дворянства………………………… . 11-13

Список используемых источников………………………………………….15

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины…

XIX век… Каждый из нас хотя бы раз мечтает побывать в этом времени. Золотой век русской истории, русской культуры и русской литературы.

Балы, красавицы, лакеи, юнкера

И вальсы Шуберта, и вкус французской булки…

Александр Сергеевич Пушкин – гениальный поэт, творец современного русского литературного языка. Его имя известно не только в России, но и во всем мире. Произведения Александра Сергеевича читают люди любого возраста.

Благодаря Пушкину, русская литература стала одной из величайших литератур мира. Язык Пушкина прост, ясен и всем понятен. Но за этой простотой и понятностью – удивительная глубина, великая мудрость.

Все мы еще в детстве впервые знакомимся с творчеством А.С.Пушкина. В старших классах мы познакомились с более серьезными произведениями поэта, с его прозой, с жизнью самого поэта. Прозаические произведения «Дубровский», «Повести Белкина» познакомили нас с историей нашей страны, научили высокой нравственности. Положительные герои его произведений учат смелости, учат бороться со злом, за светлые идеалы добра.

Актуальность исследования: порой мы забываем об истории своей страны, ее культуре. Писатели в своих произведениях поднимают серьезные социальные и общественные проблемы, которые и сейчас имеют для нас большое значение. Поэтому русская классика и сегодня остается такой же актуальной.

Тема «Быт и нравы русского дворянства XIXвека» очень обширна, но и интересна. Чтобы вникнуть во все это, нам пришлось обратиться к дополнительной критической литературе.

Русские дворяне… Кто они? Как и где они жили? О чем думали, мечтали, к чему стремились? Обо всем этом нам захотелось узнать более подробно, познакомившись с жизнью и творчеством Александра Сергеевича Пушкина.

Гипотеза: если мы перенесемся в прошлое и сможем взглянуть на произведение глазами автора, то мы сможем его глубже понять.

Объект исследования : повесть А.С.Пушкина «Дубровский»

Предмет исследования : быт и нравы дворян в повести «Дубровский»

Работа над данным проектом позволила нам окунуться в мир Пушкина, прочувствовать, понять атмосферу того далекого от нас времени.

Целью работы является рассмотрение быта и нравов русского дворянства в первой половине XIX века.

Для достижения данной цели перед собой мы поставили следующие задачи :

  • изучить литературу по проблеме исследования;
  • на основе теоретического анализа изучения проблемы систематизировать знания о дворянах;
  • познакомиться с бытом, традициями и культурой дворянства первой половины XIX века;
  • понять, что представляла собой дворянская усадьба, и какое значение она имела в жизни дворян;
  • сопоставить исторические реалии с повестью А.С. Пушкина «Дубровский»;
  • выяснить, что значит быть настоящим русским дворянином, по мнению автора.

Для раскрытия поставленной темы была определена следующая структура : работа состоит из введения, основной части и заключения. Название части отображает их содержание.

  1. Что такое дворянство?

Дворянство в России возникло в XII веке как низшая часть военно-служилого сословия, составлявшая двор князя или крупного боярина.

А. С. Пушкин: «Потомственное сословие народа высшее, то есть награжденное большими преимуществами касательно собственности и частной свободы».

Слово «дворянин» буквально означает «человек с княжеского двора» или «придворный». Дворяне брались на службу князем для выполнения различных административных, судебных и иных поручений. С XIV века дворяне стали получать за службу землю: появился класс землевладельцев — помещиков. Позже им была разрешена покупка земли. В первой половине XIX в. дворянство оставалось господствующим привилегированным сословием, которое обладало рядом личных и корпоративных прав, имело сословные органы управления.

  1. Дворянская усадьба первой половины XIX века

Дворянская усадьба – это замечательное явление истории и культуры нашего государства. Усадебная культура сложилась в России в конце XVIII века. Дворяне могли либо служить, либо удалиться в деревню. Помещики в силу своего достатка и образования преображали старые деревенские дома родителей, возводили в саду новые беседки и павильоны. Но прежде всего, усадьба – это мир детства русских дворян, который на всю жизнь оставил в памяти привольные луга, игры со сверстниками, наблюдения за живой природой.

Многое зависело от того, для чего усадьба предназначалась. Большинство использовались для постоянного проживания. Другие служили хозяевам для увеселения.

Любой состоятельный помещик стремился иметь в Москве, Петербурге или другом крупном городе собственный дом-особняк. Но на лето все помещичьи семьи переезжали из города в деревню, в родную усадьбу.

  1. Увеселительные.
    2) Доходные.
  1. Устройство дворянской усадьбы

Как правило, усадьба строилась в живописном месте.

Центральное место занимал барский дом, который обычно находился в центре усадьбы. От дороги к нему вела тенистая липовая аллея. Перед домом устраивали окруженный оградой или колоннадами парадный двор.

К барскому дому примыкали флигеля – одноэтажные постройки, в которых размещались хозяйственные службы (кухни, кладовые) и комнаты прислуги. В отдалении от жилья располагались конюшни, псарни, скотные дворы, погреба, мастерские.

Обязательной принадлежностью дворянской усадьбы был парк. В первой половине XVIII века парки строились по типу Версаля – строгий порядок, симметрия в дорожках и клумбах. Такие парки получили название регулярные. Регулярный парк разбивался на ровном месте перед домом. В 70-е годы XVIII века регулярный французский парк сменился английским, пейзажным. Вместо прямых дорожек появились извилистые тропинки, упорядоченную посадку деревьев заменила свободная. Усадебный парк чаще всего был пейзажным, в нем устраивались пруды, строились беседки и другие парковые сооружения. В крупных усадьбах имелась собственная церковь.

  1. Прототипы усадеб в повести А.С.Пушкина «Дубровский»

При создании романа на А.С.Пушкина повлияли Болдинские впечатления. Действие романа происходит в Поволжье, о чем свидетельствует вид на Волгу из окон имения князя Верейского (Поволжье славилось крестьянскими бунтами). Пушкину также было известно судебное дело нижегородского помещика Дубровского, у которого в 1802 году незаконно было отнято имение. Кистеневкой называлось сельцо неподалеку от Болдина, полученное поэтом от отца, а Троекуров – фамилия нижегородского землевладельца.

Однако прототипами описанных в романе поместий стали поместья псковщины и подмосковья, которые были больше знакомы Пушкину. В Кистеневке мы можем узнать черты Михайловского, в Покровском – Петровского, в Арбатове – Архангельского.

В романе изображены три дворянских усадьбы, и каждая из них дополняет образ своего хозяина. Диапазон их масштабов огромен: от 70 душ у Дубровского, до 3000 у Верейского.

Познакомимся поближе с каждой из них. Попробуем разобраться в устройстве имений героев повести «Дубровский» и их прототипами. Проследим устройство усадеб на основе их сопоставления и попытаемся узнать какое значение усадьба имела в жизни дворян.

Имение Михайловское расположено в Псковской области – это родовое имение матери А.С. Пушкина. Для Пушкина оно стало поэтической родиной, местом духовного становления. Обратим внимание на красоту простого русского пейзажа и отсутствие роскоши в усадьбе. (Приложение1)

Усадьба Андрея Гавриловича Дубровского Кистенёвка. «Дорога шла берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами…» ; «березовая роща и влево на открытом месте серенький домик с красною кровлею» гл.4; «Дубровский владел семьюдесятью душами и вынужден был поселиться в остальной своей деревне…»; «Его состояние позволяло ему держать двух гончих и одну свору борзых…».

Более богато выглядит имение двоюродного дяди Пушкина – Петровское. Усадьба расположена на восточном берегу озера Кучане. Регулярный парк, разбитый на склоне пологого холма, выходит непосредственно к пологому берегу озера. Центр его планировочной композиции – круглый дерновый партер, от которого расходятся четыре аллеи. (приложение 2)

Усадьба Кирилы Петровича Троекурова Покровское «… озеро, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зеленая кровля и бельведер огромного каменного дома, на другом пятиглавая церковь и старинная колокольня; около разбросаны были деревенские избы с их огородами и колодезями». Гл.4; «…псарный двор, где более пятисот гончих и борзых жили в довольстве и тепле… тут же находился и лазарет для больных собак, и отделение, где их благородные суки ощенялись и кормили своих щенят…»

Подмосковное Архангельское . С ее владельцем, князем Николаем Борисовичем Юсуповым, Пушкин был знаком с детства, между ними сложились дружеские отношения.

Усадьба Юсупова похожа на царскую резиденцию и построена по европейскому образцу. Современники называли ее «подмосковным Версалем». Князь любил празднества и утонченные наслаждения, собрал в имении обширную библиотеку.

Рассмотрим фотографии дома и парка. Парк состоит из трех частей, разных по стилю. Первая – итальянский парк. Далее лестница ведет во французский регулярный парк. При Юсупове там были также расположены оранжереи, в которых выращивали апельсины, лимоны, другие экзотические растения. Во французской части парка мы видим небольшие зеленые коридорчики «берсо», в которых гости могли укрыться от солнца.

Третий парк – английский пейзажный. Он начинается за небольшой аркой, названной «Руинной». Всякого рода романтические руины, гроты, беседки и мавзолеи были обязательной принадлежностью английского парка.

Имение князя Верейского Арбатово. Любителем английских садов в повести является князь Верейский «чистые веселые избы крестьян и каменным господским домом, выстроены во вкусе английских замков. Перед домом расстилается густо-зеленый луг, на коем паслись швейцарские коровы, звеня своими колокольчиками. Пространный парк окружал дом со всех сторон…. Они вошли в великолепную залу. Князь подвел гостей к окну, и им открылся прелестный вид. Волга протекала перед окнами, по ней шли нагруженные барки под натянутыми парусами и мелькали рыбачьи лодки…. За рекою тянулись холмы и поля, несколько деревень оживляли окрестность». Гл.13

Таким образом, на основе сопоставления усадеб мы выяснили, что быт дворян зависел от их материального и социального положения. В Кистеневке царит простая патриархальная семейная жизнь, живут бедно крестьяне преданы своему барину, не терпят несправедливости. В Покровском – изобилие роскоши, вся жизнь протекает вокруг грубых увеселений, пиров, охоты, крестьяне боятся барина, но чувствуют себя под его защитой безнаказанными по отношению к другим. В Арбатово протекает тихая, спокойная жизнь, похожая на жизнь высокопоставленных вельмож. Хозяин увлекается утонченными наслаждениями, искусством. Вокруг чистые веселые избы крестьян.

  1. Нравы провинциального дворянства.

Дворянское общество в повести «Дубровский» представлено рядом персонажей, одни из которых изображены всесторонне и полно (Троекуров, Дубровский), другие — менее подробно (князь Верейский), о третьих вспоминается вскользь (Анна Савишна и другие гости Троекурова).
В своей работе мы решили остановиться на самых ярких персонажах – Троекурове и Дубровском.

Одним из главных персонажей повести является Кирила Петрович Троекуров. Кирила Петрович является ярким представителем «барства дикого», его образ типичен для провинциального дворянства того времени.

«Его богатство, знатный род и связи давали ему большой вес в губерниях, где находилось его имение. Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Никто не дерзал отказываться от его приглашения или в известные дни не являться с должным почтением в село Покровское». Науками этот своенравный русский барин себя не утруждал: «Кирила Петрович выказывал все пороки человека необразованного». Он часто устраивал в своем поместье всевозможные увеселительные мероприятия и давал «полную волю всем порывам пылкого своего нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». Одной из затей, предназначенных для увеселения гостей, а более всего — для него самого, была затея с медведем. Почти каждый из гостей помещика побывал в комнате с медведем и не только испытал нечеловеческий страх, но и получил физические увечья. Но жаловаться на Кирилу Петровича никто не решался — слишком уж безграничной была его власть в округе.
Больше других развлечений Кирила Петрович любил охоту с собаками. После охоты обычно в поместье барина устраивалась длительная попойка всех его участников. Очень часто друзья хлебосольного хозяина разъезжались по домам только под утро.
Ничего не стоит Троекурову унизить человека, даже того, к кому он питает уважение. А не подчиниться воле барина— значит стать его заклятым врагом. Именно так он поступил с Андреем Гавриловичем Дубровским.
Дочь свою он «любил до безумия, но обходился с нею со свойственным ему своенравием, то стараясь угождать малейшим ее прихотям, то пугая ее суровым, а иногда и жестоким обращением». Отношения с Машей, как, впрочем, и со всеми остальными, он строил на требовании полного ее подчинения своей персоне. Никакие слова-просьбы Маши об отмене свадьбы с нелюбимым человеком Кирила Петрович не удосужился даже выслушать.

Итак, в образе Троекурова автор показал далекую от реформаторских идей часть поместного дворянства, ведущую разгульную жизнь, праздный образ жизни. Отличительные черты этих дворян — необразованность, примитивность, алчность и самолюбие. Прочно стоящая на ногах, эта часть поместного дворянства яростно защищает старинный уклад жизни, основанный на порабощении человека человеком, и для обеспечения своего господства готова на самые жестокие меры.

В противовес представителям «барства дикого», порочащим понятие дворянства, Пушкин изображает старинное дворянство в идеализированных образах Дубровских, Владимира и Андрея Гавриловича. Для них такие слова, как честь, достоинство, мораль, любовь и забота – не пустой звук. Андрей Гаврилович Дубровский – представитель старинного дворянства. «Будучи ровесниками, рожденные в одном сословии, воспитанные одинаково. », имея похожие характеры и наклонности, Троекуров и Дубровский-старший по-разному смотрели на крестьянина и на смысл жизни. Крестьян своих кистеневский барин не притеснял, поэтому и они относились к нему с любовью и уважением. Отношение Троекурова к крепостным крестьянам Андрей Гаврилович осуждал, потому и сказал своему другу: «. псарня чудная, вряд людям вашим житье такое ж, как вашим собакам». Дубровский, так же как и Троекуров любил охоту, однако к праздным, разгульным попойкам соседа неблагосклонно и с неохотой посещал их. Сильно развиты у этого человека чувство собственного достоинства и гордость.
Дубровский никогда не боялся высказать в присутствии Кирилы Петровича свои мысли. Заискивать перед богатым соседом было не в его правилах. Образ Андрея Гавриловича Дубровского — образ благородного дворянина, заботящегося не только о своем: кошельке, но и о вверенных, ему крестьянах. Именно такие дворяне, при положительном стечении обстоятельств, были бы сторонниками демократических преобразований в России.

Работая над темой данного проекта, мы мысленно смогли перенестись в эпоху А.С.Пушкина и его произведения. Знакомство с бытом и нравом дворян помогло нам лучше понять само произведение, поведение главных героев.

При исследовании данного вопроса мы пришли к следующим выводам:

  • Усадьбы и герои повести имеют реальные прототипы;
  • Быт и нравы дворян, описанные в повести характерны для первой половины XIX века;
  • Дворянство в творчестве А.С.Пушкина показано разносторонне;
  • Писатель отражает как положительные, так и отрицательные черты дворянского сословия, на которое он возлагает свои надежды, связанные с будущим России;
  • Усадьба и крестьяне оказываются во многом зависимы от облика того помещика, которому они принадлежат;
  • Изучение истории и культуры помогает глубже понять произведение.

Данные, собранные нами в ходе работы над проектом могут помочь при дальнейшем изучении произведений русской литературы. Материал, представленный в работе, может быть полезен как ученикам, так и учителям предметникам.

Сочинение Традиции и новаторство в комедии Горе от ума Грибоедова

Комедия “Горе от ума” А.С. Грибоедова является необычным и новаторским произведением своего времени. Первоначально она задумывалась в рамках классицизма, но в результате работы над ней автор преодолевает эти рамки. В русской литературе эта комедия считается первой реалистичной пьесой. В ней Грибоедов освещает насущные вопросы общества того времени, социально-политические проблемы русской жизни.

Одним из главных новаторских прорывов стало изменение классического любовного конфликта в произведении. На первый план в комедии выходят разногласия людей и мнений, общественный конфликт, любовная линия переплетается с ним, но не является главной темой. Также данное произведение можно назвать сатирой на московское дворянство начала 19 века. Для детального изображения такого общества автор использовал множество внесценических персонажей, что тоже по праву можно считать одним из новаторских приемов. Это позволяло сделать все происходящее в рамках комедии более реальным и обобщенным, расширяя рамки повествования.

Большое внимание стоит обратить на характер действующих лиц. Он сильно отличает их от традиционных персонажей классицизма. Герои Грибоедова неоднозначны, многогранны, он отказывается от привычного очевидного деления на хороших и плохих, делая персонажей живыми и интересными. В пример можно привести Чацкого: главный герой умен, в нем находят воплощение самые передовые и новаторские идеи общества, но он также может быть груб или резок, что оскорбляет других людей. Автор создает не шаблонные образы в рамках своей комедии, а реалистичных героев, отходя от канонов создания персонажей в классицизме.

Произведение Грибоедова написал вольным ямбом. Данный стихотворный размер является нетипичным, но его использование также влечет за собой «оживление» действия. Диалогам персонажей придается динамичность, определенная интонация реального разговора.

Несмотря на большое количество новаторских приемов, некоторые черты классицизма в произведении Грибоедов также сохранил. Стоит обратить внимание на соблюдение трех единств: действие происходит на протяжении одного дня, связь действия с любовным конфликтом, наличие говорящих фамилий. Отметить можно и то, что, несмотря на отход от четкого деления персонажей на плохих и хороших, их стандартизированные и стереотипные образы от части сохраняются.

Сочетание всех этих новаторских черт с устоявшимися традициями делает произведение уникальным и особенно интересным для читателя. Оно проверено временем: множество афоризмов и цитат из диалогов персонажей бытует в русском языке по сей день, а это непременно значит, что комедия по-прежнему актуальна и достойна внимания публики.

Вариант 2

Комедия Грибоедова “Горе от ума” является потрясающим произведением, которое может послужить отличным примером написания драматургической комедии, исходя из похвал критиков тех времён. Комедия привносила в русское общество мысль о том, что не каждый человек является таким, каким он хочет казаться, и то, что нельзя разделять всё вокруг только на добро и зло.

Грибоедов был новатором в своём роде. Он написал комедию в стихах, что уже не характерно для того времени, и в ней же создал стилистических персонажей, которые олицетворяли тот или иной порок. Он пытался донести до зрителя мысль, что не всё является таким, каким мы его видим. Он говорит о том, что порой под маской скрываются отвратительные вещи. Он ярко показывает это в своём произведении на основе нескольких перс ножей, делая акцент на их отрицательных сторонах, однако даже они не обделены хорошими. Из этого автор хочет подвести нас к выводу что мы попросту не можем называть того или иного человека плохим, потому что просто увидели его плохую сторону, или же наоборот не можем назвать человека добрым, если мы полностью его не узнали. О данной проблеме выбора нам и рассказывает произведение “Горе от ума”.

Также в произведении присутствует проблема конфликта поколений. Это проблема присутствовала, и всегда будет присутствовать в нашей жизни, и в жизни будущих поколений. Одно поколение просто не может ужиться на все сто с другим. Это априори невозможно, и будет это происходить так, как описано в произведении. Один человек из поколения прошлого, скорее всего не поймёт человека из поколения нового, ввиду их чрезвычайного отличия воспитания, среды взросления, и ещё огромного количества факторов влияющих на развитие личного мнения и прочих вещей. Поэтому Грибоедов и говорит о данной проблеме в своём произведении, дабы люди обратили на неё внимание и постарались её хоть как ни – будь исправить. Так или иначе Грибоедов описал общество того времени таким, какое оно было, даже не стараясь его идеализировать. Он отмёл все идеалы, дабы показать простому народу всё как есть, в этом от части и заключается его новаторство. В его искренности. Данное мнение является субъективным, из-за чего не претендует на истинную верность.

Традиции и новаторство комедии Грибоедова Горе от ума

Одно из выдающихся и передовых произведений русской литературы – это пьеса А.С. Грибоедова «Горе от ума». Пьеса уникальна тем, что в ней прекрасно гармонируют как черты классицизма, так и черты реализма.

Комедия Грибоедова – это насмешка над московским дворянством того времени. Несмотря на то что произведение больше тяготеет к реализму, оно содержит в себе многочисленные новаторские приемы, но при этом автору удалось успешно вписать некоторые классические каноны.

Обилие классических черт, использованных в пьесе, можно объяснить тем, что драма является достаточно консервативным родом литературы, и какие-либо радикальные изменения воспринимались бы читателем с трудом.

В пьесе мы наблюдаем классический прием, а именно: соблюдение трех единств. Грибоедов помещает все действие своей комедии в дом Фамусова, в течение одних суток разворачиваются все события пьесы, а действия главного героя вытекают из любовного конфликта.

Описывая своих персонажей, Грибоедов отдает предпочтение использованию приема – говорящих фамилий: Молчалин, Репетилов, Тугоуховские и др. Фамилия главного героя выбрана также не случайно, в ней угадывается намек на Чаадаева. Кроме всего прочего, большинство героев обрисовываются в стандартных ролях, но не у всех они выражены так четко: так Чацкий – не только неудавшийся жених, но и герой-резонер, Скалозуб – зажиточный жених, Лиза – не только служанка, но и резонер ( Лиза участвует в любовных делах своей барышни, но при этом в конце пьесы Лиза находится под угрозой ссылки в деревню), а Фамусов – неразумный отец.

Также в пьесе мы наблюдаем два любовных треугольника, это тоже дань классицизму. Первый треугольник – это Чацкий – Софья – Молчалин, а второй – это Молчалин – Лиза – Петруша.

Грибоедов создал произведение на века, оно никогда не потеряет своей актуальности и злободневности, оно уже прошло испытание временем.

Автору блестяще удалось соединить традиционно классические методы и добавить свои новаторские приемы, именно поэтому «Горе от ума» – это исключительное произведение, не похожее на другие.

Также читают:

Картинка к сочинению Традиции и новаторство в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

На картине Васнецова «После побоища Игоря Святославича с половцами» изображено пропитанное смертью и кровью поле битвы.

Я начала заниматься футболом, когда мне было десять лет. Возможно, для девочки это странное увлечение, но я ничего не могла с собой поделать. Мама долго уговаривала меня заняться танцами или музыкой, но мне всегда был интересен только футбол.

Зачастую, произнося слово «семья», мы незаметно для себя подбираем в голове синонимы к нему – счастливая, дружная, любящая… Но что значит настоящая семья? Какой она должна быть и далека ли от идеальной?

Всю свою жизнь я жил в большом городе, ни на шаг не отходя от цивилизации. За все эти годы я ни разу не был даже в деревне у бабушки, не то что в лесу или в горах.

Произведение «Царь-рыба» достаточно современное. В рассказе поднимается вопрос о жестоком обращении человека с природой. Вроде бы нет голода, но многие относятся к живой природе, так как будто ее ресурсы никогда не иссякнут

Сочинение: Традиции и новаторство в комедии «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

(627 слов) Комедия «Горе от ума» является одним из самых выдающихся произведений отечественной литературы, став уникальным и новаторским произведением своего времени. Изначально автор планировал создать книгу в направлении «классицизм». Однако он все же преодолел привычные рамки и представил читателю новую литературную тенденцию — реализм. «Горе от ума» — первая пьеса, находящаяся на распутье между двумя направлениями. В ней Грибоедов отразил реальные социально-политические проблемы жизни русских людей. А в чем же еще заключается новаторство в произведении «Горе от ума»? И каких традиций придерживался автор, создавая свою комедию?

Первая новаторская черта состоит в изменении времени действия. Если в классицизме было принято переносить действие во времена античности или средневековья, то Грибоедов описал современную (для него) Москву. Соответственно, проблемы и темы книги стали злободневными.

Вторая новаторская черта состоит в создании внесценических персонажей. Произведение «Горе от ума» смело можно назвать сатирой на московское дворянство начала девятнадцатого столетия. Чтобы подробно и детально изобразить общество, писатель использовал немало внесценических персонажей. Этот приём поистине можно считать новаторским. Он позволил писателю показать все происходящие события в произведении более реально и обобщенно. Автор расширил рамки своего повествования.

Третья новаторская черта — остросоциальное содержание пьесы. Писатель стремился донести мысль, что, на самом деле, не всё является таким, как кажется. Автор утверждает, что под маской благонамеренности порою прячутся отвратительные и нелепые явления. Он впервые открыто осудил такие традиционные явления русской жизни, как крепостное право, подражание иностранной культуре, блат в высших политических сферах, казнокрадство.

Особое внимание нужно обратить на характер персонажей известного произведения. Герои данной комедии значительно отличаются от типичных персонажей классицизма. Александр Грибоедов создал очень многогранных и неоднозначных персонажей, ведь автор отказался от привычного для классицизма деления на положительных и отрицательных героев. Писатель показал своих персонажей интересными и живыми, со своими слабостями и сильными сторонами. В качестве примера можно рассмотреть образ Чацкого. Так, главный герой отличается умом и сообразительностью. Он является олицетворением новаторских и передовых идей общества. Но тот же Чацкий бывает грубым и резким. Герой может оскорбить других людей в их же собственном доме.

Интересной новаторской чертой является и изображение «простых» героев, которые не относятся к знати. В классицизме было совсем не принято изображать простолюдинов в серьезных ролях. Их описывали лишь в комедиях и то на заднем плане. А Грибоедов изобразил только одну положительную героиню — это служанка Лиза. Кстати, новаторской является и жанровая природа произведения. Это не легкомысленная комедия традиционного классицизма. «Горе от ума» — это, скорее, трагикомедия, ведь в ней затронуты серьезные проблемы, которые так и нашли решения ни в пьесе, ни в жизни.

Александр Грибоедов оказался настоящим новатором в своём роде еще и потому, что создал комедию в стихотворной форме. Для России это было открытием. Свою комедию Александр Грибоедов написал в размере вольного ямба. Известно, что этот стихотворный размер также не типичен. Его автор использовал неспроста. Благодаря данному размеру писатель хотел «оживить» происходящие события. Грибоедов придал диалогам героев динамичность, а также интонацию реального разговора.

Однако, несмотря на такое обилие новаторских приёмов, использованных в произведении, Александр Грибоедов все же сохранил некоторые традиционные признаки классицизма. Так, автор не забыл соблюсти одно из важных правил классицизма — правило трёх единств. Оно выражается в том, что действие происходит в течение одного дня, в одном месте, а сюжетная линия одна. На классицизм в пьесе указывает и присутствие говорящих фамилий. Также это направление подразумевает любовный конфликт.

В своём произведении автор поднял традиционную проблему конфликта поколений. Безусловно, этот конфликт будет существовать в любое время, ведь всегда возникают разногласия между младшим и старшим поколением. Александр Грибоедов поднимает эту проблему в своём произведении, надеясь на то, что люди задумаются над ней и всеми силами постараются ее исправить хоть в какой-то мере.

Можно утверждать, что мастерски сочетая новаторские черты с традиционными, Александр Грибоедов создал уникальное произведение, которое отображает насущные проблемы того периода. Актуальность данной комедии подтверждается тем, что люди до сих пор вспоминают цитаты и афоризмы из диалогов персонажей, которые глубоко укоренились в русском языке. Произведение «Горе от ума» поистине достойно внимания читателя.

20+10 б сочинение “традиционное и новаторское в комедии А.С Грибоедова “горе от ума” “

u041fu0435u0440u0432u043eu043du0430u0447u0430u043bu044cu043du043e u043eu043du0430 u0431u044bu043bu0430 u0437u0430u0434u0443u043cu0430u043du0430 u043au0430u043a u043au043bu0430u0441u0441u0438u0446u0438u0441u0442u0438u0447u0435u0441u043au043eu0435 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0435, u0438 u0432 u043du0435u0439 u043fu0440u043eu0441u043bu0435u0436u0438u0432u0430u044eu0442u0441u044f u0447u0435u0440u0442u044b u00a0nu043au043bu0430u0441u0441u0438u0446u0438u0437u043cu0430 – u043du0430u043fu0440u0438u043cu0435u0440, u0441u043eu0431u043bu044eu0434u0435u043du043e u043fu0440u0430u0432u0438u043bu043e u0442u0440u0435u0445 u0435u0434u0438u043du0441u0442u0432: u0432u0440u0435u043cu0435u043du0438, u043cu0435u0441u0442u0430 u0438 u0434u0435u0439u0441u0442u0432u0438u044f. u041eu0434u043du0430u043au043e u0413u0440u0438u0431u043eu0435u0434u043eu0432 u00a0nu0434u0430u043bu0435u043au043e u0432u044bu0448u0435u043b u0437u0430 u0440u0430u043cu043au0438 u043au043bu0430u0441u0441u0438u0446u0438u0437u043cu0430, u0438 u0432 u043fu044cu0435u0441u0435 u043du0435u043cu0430u043bu043e u0447u0435u0440u0442 u0440u0435u0430u043bu0438u0437u043cu0430, u043au043eu0442u043eu0440u044bu0439 u0432 u0442u043e u0432u0440u0435u043cu044f u0432 u0440u0443u0441u0441u043au043eu0439 u0434u0440u0430u043cu0430u0442u0443u0440u0433u0438u0438 u00a0nu0431u044bu043b u0432u043du043eu0432u0435. u0412 u043fu044cu0435u0441u0435 u0441u043eu0446u0438u0430u043bu044cu043du044bu0439 u043au043eu043du0444u043bu0438u043au0442 u043fu0435u0440u0435u043fu043bu0435u0442u0430u0435u0442u0441u044f u0441 u043bu044eu0431u043eu0432u043du044bu043c, u0447u0442u043e u0442u0430u043au0436u0435 u0431u044bu043bu043e u043du043eu0432u0430u0442u043eu0440u0441u043au0438u043c. u00a0

u0425u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440u044b u043fu0435u0440u0441u043eu043du0430u0436u0435u0439 u0432 “u0413u043eu0440u0435 u043eu0442 u0443u043cu0430” u0442u043eu0436u0435 u0441u0432u043eu0435u043eu0431u0440u0430u0437u043du044b. u0414u043bu044f u043au043bu0430u0441u0441u0438u0446u0438u0437u043cu0430 u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440u043du043e u0441u0440u0430u0432u043du0438u0442u0435u043bu044cu043du043e u0441u0445u0435u043cu0430u0442u0438u0447u043du044bu0435 u0433u0435u0440u043eu0438 – u043au0430u043a u043fu0440u0430u0432u0438u043bu043e, u0433u0435u0440u043eu0439 u044fu0432u043bu044fu0435u0442u0441u044f u043du043eu0441u0438u0442u0435u043bu0435u043c u043au0430u043au043eu0439-u0442u043e u043eu0434u043du043eu0439 u044fu0432u043du043e u0432u044bu0440u0430u0436u0435u043du043du043eu0439 u0447u0435u0440u0442u044b. u0423 u0413u0440u0438u0431u043eu0435u0434u043eu0432u0430 u0436u0435 u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440u044b “u0436u0438u0432u044bu0435” u0438 u043du0435 u0441u0442u043eu043bu044c u043eu0434u043du043eu0437u043du0430u0447u043du044bu0435. u041du0430u043fu0440u0438u043cu0435u0440, u0427u0430u0446u043au0438u0439 u043fu043e u0432u0441u0435u043c u043fu0440u0430u0432u0438u043bu0430u043c u2014 u043fu043eu043bu043eu0436u0438u0442u0435u043bu044cu043du044bu0439 u0433u0435u0440u043eu0439, u043du043eu0441u0438u0442u0435u043bu044c u043fu0435u0440u0435u0434u043eu0432u044bu0445 u0438u0434u0435u0439. u041eu0434u043du0430u043au043e u0443 u043du0435u0433u043e u0435u0441u0442u044c u0438 u043du0435u0434u043eu0441u0442u0430u0442u043au0438: u043eu043d u043du0435u0432u043eu0437u0434u0435u0440u0436u0430u043d u0432 u043eu0446u0435u043du043au0430u0445 u043bu044eu0434u0435u0439, u0440u0435u0437u043eu043a, u0432u043fu043bu043eu0442u044c u0434u043e u043eu0441u043au043eu0440u0431u043bu0435u043du0438u0439. u0424u0430u043cu0443u0441u043eu0432 u2014 u00a0u043au043eu043du0441u0435u0440u0432u0430u0442u043eu0440, u043fu0440u0435u0434u0441u0442u0430u0432u0438u0442u0435u043bu044c “u0432u0435u043au0430 u043cu0438u043du0443u0432u0448u0435u0433u043e”. u041eu043d u043eu0441u0443u0436u0434u0430u0435u0442 u0427u0430u0446u043au043eu0433u043e, u043du043e u0432u0441u0435 u0436u0435 u043fu044bu0442u0430u0435u0442u0441u044f u0431u044bu0442u044c u0442u0435u0440u043fu0438u043cu044bu043c. u041a u0442u043eu043cu0443 u0436u0435 u043eu043d u0437u0430u0431u043eu0442u043bu0438u0432u044bu0439 u043eu0442u0435u0446, u0440u0430u0434u0443u0448u043du044bu0439 u0445u043eu0437u044fu0438u043d u00a0nu0438 u0432 u043eu0431u0449u0435u043c-u0442u043e u043du0435u0437u043bu043eu0431u0438u0432u044bu0439 u0447u0435u043bu043eu0432u0435u043a. u0421u043eu0444u044cu044f u043eu0442u0432u0435u0440u0433u0430u0435u0442 u0432u043bu044eu0431u043bu0435u043du043du043eu0433u043e u0427u0430u0446u043au043eu0433u043e, u043du043e u0442u0430u043au0436u0435 u043du0435 u0432u044bu0437u044bu0432u0430u0435u0442 u0443 u0437u0440u0438u0442u0435u043bu044f u0431u0435u0437u043eu0433u043eu0432u043eu0440u043eu0447u043du043eu0433u043e u043eu0441u0443u0436u0434u0435u043du0438u044f. u0415u0435 u043fu043eu0441u0442u0443u043fu043au0438 u0432u043fu043eu043bu043du0435 u043eu0431u044au044fu0441u043du0438u043cu044b u043eu0431u0438u0434u043eu0439 u0438 u043du0430 u0440u0435u0437u043au0438u0435 u0441u043bu043eu0432u0430 u0427u0430u0446u043au043eu0433u043e, u0438 u043du0430 u0442u043e, u0447u0442u043e u0443u0435u0445u0430u043b u043du0430u0434u043eu043bu0433u043e, u043eu0441u0442u0430u0432u0438u0432 u0435u0435 u043eu0434u043du0443, u0438 u043du0435 u043fu0438u0441u0430u043b u043fu0438u0441u0435u043c. u0422u0430u043au043eu0439 u043du0435u043eu0434u043du043eu0437u043du0430u0447u043du044bu0439 u043fu043eu0434u0445u043eu0434 u043a u043fu0435u0440u0441u043eu043du0430u0436u0430u043c u0445u0430u0440u0430u043au0442u0435u0440u0435u043d u0434u043bu044f u0440u0435u0430u043bu0438u0441u0442u0438u0447u0435u0441u043au0438u0445 u043fu0440u043eu0438u0437u0432u0435u0434u0435u043du0438u0439.n

u0415u0449u0435 u043eu0434u043du0438u043c u043du043eu0432u0430u0442u043eu0440u0441u0442u0432u043eu043c u0441u0442u0430u043bu043e u0442u043e, u0447u0442u043e u0413u0440u0438u0431u043eu0435u0434u043eu0432 u0438u0441u043fu043eu043bu044cu0437u043eu0432u0430u043b u0432 u043au043eu043cu0435u0434u0438u0438 u0432u043eu043bu044cu043du044bu0439 u044fu043cu0431, u0438u043bu0438, u043au0430u043a u0435u0433u043e u0435u0449u0435 u043du0430u0437u044bu0432u0430u044eu0442, u00a0u0431u0430u0441u0435u043du043du044bu0439 u0441u0442u0438u0445. u042du0442u043e u043fu043eu0437u0432u043eu043bu0438u043bu043e u0430u0432u0442u043eu0440u0443 u043fu0435u0440u0435u0434u0430u0442u044c u0438u043du0442u043eu043du0430u0446u0438u0438 u0440u0430u0437u0433u043eu0432u043eu0440u043du043eu0439 u0440u0435u0447u0438, u0447u0442u043e u043eu0436u0438u0432u043bu044fu043bu043e u0434u0435u0439u0441u0442u0432u0438u0435. u00a0n

u0421u0442u043eu0438u0442 u0442u0430u043au0436u0435 u043eu0442u043cu0435u0442u0438u0442u044c u043cu0435u0442u043au0438u0439, u0442u043eu0447u043du044bu0439, u0430u0444u043eu0440u0438u0441u0442u0438u0447u043du044bu0439 u044fu0437u044bu043a u043au043eu043cu0435u0434u0438u0438. u041cu043du043eu0433u0438u0435 u0444u0440u0430u0437u044b u0438u0437 u043du0435u0435 u043fu0440u0435u0432u0440u0430u0442u0438u043bu0438u0441u044c u0432 u043fu043eu0433u043eu0432u043eu0440u043au0438 u0438 u0430u0444u043eu0440u0438u0437u043cu044b. “>]” data-test=”answer-box-list”>

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: