Как Скалозуб стал полковником: сочинение

Характеристика Скалозуба

Сергей Сергеевич Скалозуб — один из ключевых героев комедии в стихах А. С. Грибоедова «Горе от ума». Богатый и всеми уважаемый, но при этом глупый и ограниченный полковник, он олицетворяет собой образ классического солдафона, ценящего прежде всего муштру и порядок. Автор вводит в произведение данного героя, чтобы продемонстрировать в полной мере «фамусовское» общество, в котором царят сомнительные ценности: равнодушие к просвещению, страсть к богатству и чинам, лицемерие, угодливость. Характеристика Скалозуба ещё более подчёркивает несостоятельность и убогость подобных жизненных ценностей.

Краткая характеристика

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Горе от ума.

Полное имя — Скалозуб Сергей Сергеевич.

Возраст — не указан, достаточно молодой мужчина.

Род занятий — военный, полковник.

Семья — не женат.

Социальное положение — дворянин.

Происхождение — родом из дворянского семейства, принадлежит к высшей столичной знати.

Воспитание — традиционное для дворянских семейств.

Образование — традиционное для дворянских семейств.

Внешность — достаточно молодой мужчина, статный, с военной выправкой, говорит густым басом.

Характер — прямолинейный, ограниченный, превыше всего ценящий дисциплину и военную муштру, на всё готов ради получения высокого чина, консерватор.

Положительные черты — готов защищать близких людей, целеустремлённый, настойчивый.

Отрицательные черты — карьерист, не ценит просвещение, интересуется только армией, ярый противник всего нового и прогрессивного.

Произведение — «Горе от ума».

Автор — Александр Сергеевич Грибоедов.

Цитатная характеристика

Описание героя с цитатами позволит раскрыть его образ, продемонстрировать не только внешность, но и черты характера, особенности поведения, отношение к жизни.

Портрет

Художественный портрет Скалозуба основан на том, что он является военным в чине полковника.

Источник: Из описания действующих лиц

«Давно полковники, а служите недавно…»

Источник: Действие II, явление 5

Скалозуб — дворянин, богатый и знатный человек.

«И золотой мешок…»

Источник: Действие I, явление 5

«Известный человек, солидный…»

Источник: Действие II, явление 3

Скалозуб — холостой мужчина, но совсем не прочь связать себя узами брака.

«Жениться? Я ничуть не прочь…»

Источник: Действие II, явление 5

Внешность

Скалозуб обладает военной выправкой и держится очень прямо, уверенно.

«И прямизною стана…»

Источник: Действие III, явление 1

Внешний вид Скалозуба, его манера держаться выдаёт в нём военного человека. Голос его отличается громкостью и густотой, говорит басом.

«Лицом и голосом герой…»

Источник: Действие III, явление 1

«Скалозуб (густым басом)».

Источник: Действие II, явление 5

Источник: Действие III, явление 12

Скалозуб — молодой ещё мужчина, который смог очень быстро получить высокий военный чин.

«Не по летам и чин завидный…»

Одежда полковника Скалозуба модная, щегольская. Он носит тугой воротник по моде тех лет, который Чацкий насмешливо называет «удавленником». Густой бас Скалозуба Чацкий сравнивает с фаготом и называет его хрипуном.

«Хрипун, удавленник, фагот,

Созвездие манёвров и мазурки. »

Источник: Действие III, явление 1

Черты характера и поступки

Скалозуб — амбициозный человек, который уверенно продвигается вверх по карьерной лестнице. Он мечтает стать генералом.

«Давно полковники, а служите недавно…»

Источник: Действие II, явление 5

«…и метит в генералы…»

Источник: Действие I, явление 5

«И знаков тьму отличья нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал…»

Источник: Действие II, явление 3

Для Скалозуба самым важным в жизни является военная карьера. Даже товарищей по службе он рассматривает сквозь призму возможного повышения.

«Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты…»

Источник: Действие II, явление 5

Скалозуб не любит походную жизнь военного и досадует на то, что вынужденно провёл два года в полку.

«Не жалуюсь, не обходили,

Однако за полком два года поводили…»

Источник: Действие II, явление 5

Скалозуб числится на военной службе с 1809 года.

«Нет-с, старее меня по корпусу найдутся,

Я с восемьсот девятого служу…»

Источник: Действие II, явление 5

Скалозуб служит в мушкетёрском, то есть в пехотном полку, в котором солдаты вооружены мушкетами — тяжёлыми ружьями крупного калибра.

«Вы прежде были здесь… в полку… в том… в гренадёрском?

В его высочества, хотите вы сказать,

Не мастерица я полки-та различать.

А форменные есть отлички:

В мундирах выпушки, погончики, петлички…»

Источник: Действие III, явление 12

Чтобы стать генералом, Скалозуб готов использовать самые разные методы.

«Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы…»

Источник: Действие II, явление 5

Полковник Скалозуб — человек небольшого ума, который не отличается красноречием. Единственная тема, которая его интересует, — война и всё, что с ней связано.

Читайте также:
Новаторство Грибоедова: сочинение

«Он слова умного не выговорил сроду…»

Источник: Действие I, явление 5

«Выслушивать о фрунте и рядах…»

Источник: «фрунт» — устаревш. «фронт», Действие I, явление 5

«…так сказать речист, а больно не хитёр…»

Источник: Действие I, явление 5

«Всё служба на уме. »

Источник: Действие IV, явление 5

«За армию стоит горой…»

Источник: Действие III, явление 1

Скалозуб откровенно глуп и при упоминании имени дальней родственницы говорит, что не знает её, так как вместе не служили.

«Как вам доводится Настасья Николавна?

He знаю-с, виноват;

Мы с нею вместе не служили…»

Источник: Действие II, явление 5

Будучи военным человеком, Скалозуб имеет представление о чести.

«Мне совестно, как честный офицер…»

Источник: Действие II, явление 5

После окончания войны с Наполеоном был награждён символическим орденом.

«В тринадцатом году мы отличались с братом

В тридцатом егерском, а после в сорок пятом…»

Источник: Действие II, явление 5

«Имеет, кажется, в петличке орденок?

За третье августа…»

Источник: Действие II, явление 5

Скалозуб не отличается чувством жалости и милосердия по отношению к близким. Узнав о падении Молчалина с лошади, он лишь равнодушно интересуется, каким местом тот упал.

«Поводья затянул, ну, жалкий же ездок.

Взглянуть, как треснулся он — грудью или в бок. »

Источник: Действие II, явление 5

Скалозуб выступает против просвещения, в котором не видит никакого смысла.

«Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по нашему: раз, два;

А книги сохранят так: для больших оказий».

Источник: Действие III, явление 21

«Избавь. Ученостью меня не обморочишь…»

Источник: Действие IV, явление 5

Характеристика Скалозуба другими героями

Чацкий

Чацкий переживает, что Скалозуб является претендентом на руку Софьи. Он замечает, как Фамусов восхищается этим человеком, и этот факт очень задевает Чацкого.

«Кто этот Скалозуб? отец им сильно бредит,

А может быть, не только что отец…»

Источник: Действие II, явление 4

Для Чацкого важно узнать, влюблена Софья в Скалозуба или нет. Он намеренно восхваляет его качества, чтобы узнать правду.

«Но Скалозуб? вот загляденье;

За армию стоит горой,

И прямизною стана,

Лицом и голосом герой…

Не моего романа…»

Источник: Действие III, явление 1

Чацкий считает Скалозуба бездушным человеком и готов всячески высмеивать это.

«Потом, подумайте, член Английского клуба,

Я там дни целые пожертвую молве

Про ум Молчалина, про душу Скалозуба…»

Источник: Действие III, явление 2

Софья

Софья пренебрежительно относится к Скалозубу, способному думать лишь о военной дисциплине.

«Куда как мил! и весело мне страх

Выслушивать о фрунте и рядах;

Он слова умного не выговорил сроду, –

Мне всё равно, что за него, что в воду».

Источник: Действие I, явление 5

Софья не считает Скалозуба подходящим на роль её жениха.

Но Скалозуб? вот загляденье;

За армию стоит горой,

И прямизною стана,

Лицом и голосом герой…

Не моего романа…»

Источник: Действие III, явление 1

Фамусов

Фамусов считает Скалозуба завидным женихом (высокий военный чин, богат) и всячески заискивает перед ним, демонстрирует своё расположение.

Полковник Скалозуб. Прикажете принять?

Ослы! сто раз вам повторять?

Принять его, позвать, просить, сказать, что дома,

Что очень рад. Пошёл же, торопись…»

Источник: Действие II, явление 3

«И славно судите, дай Бог здоровья вам

И генеральский чин; а там

Зачем откладывать бы дальше

Речь завести об генеральше. »

Источник: Действие II, явление 5

Превыше всего ценя высокие чины, богатство и высокое положение в обществе, Фамусов требует от Чацкого вести себя скромно при Скалозубе, чтобы ненароком не оскорбить «высокого» гостя.

«Пожало-ста, сударь, при нем остерегись:

Известный человек, солидный,

И знаков тьму отличья нахватал;

Не по летам и чин завидный,

Не нынче завтра генерал.

Пожало-ста при нем веди себя скромненько…»

Источник: Действие II, явление 3

Фамусов не прочь, чтобы Скалозуб породнился с ним, взяв в жёны его дочь Софью.

«Ко мне он жалует частенько;

Я всякому, ты знаешь, рад,

В Москве прибавят вечно втрое:

Вот будто женится на Сонюшке. Пустое!

Он, может быть, и рад бы был душой,

Да надобности сам не вижу я большой

Дочь выдавать ни завтра, ни сегодня;

Ведь Софья молода. А впрочем, власть Господня…»

Источник: Действие II, явление 3

Скалозуб является для Фамусова почётным гостем, и он всячески проявляет заботу о нём.

«Сергей Сергеич, к нам сюда-с.

Читайте также:
Прием антитезы в одном из произведений русской литературы XIX века. (А.С.Грибоедов. «Горе от ума».): сочинение

Прошу покорно, здесь теплее;

Прозябли вы, согреем вас;

Отдушничек отвернём поскорее…»

Источник: Действие II, явление 5

«Неужто для друзей не делать мне ни шагу,

Сергей Сергеич дорогой! Кладите шляпу, сденьте шпагу;

Вот вам софа, раскиньтесь на покой…»

Источник: Действие II, явление 5

«Сергей Сергеич, запоздали;

А мы вас ждали, ждали, ждали…»

Источник: Действие III, явление 12

Фамусов, желая близко сойтись со Скалозубом, с трудом отыскивает общего дальнего родственника.

«Позвольте нам своими счесться,

Хоть дальними, — наследства не делить…»

Источник: Действие II, явление 5

Фамусов выстилается перед Скалозубом, всячески восхваляя его достоинства.

«Да, счастье, у кого есть эдакий сынок!

Имеет, кажется, в петличке орденок. »

Источник: Действие II, явление 5

«Вы повели себя исправно:

Давно полковники, а служите недавно…»

Источник: Действие I, явление 5

Фамусов считает Скалозуба видным человеком.

«…Он человек заметный –

Сергей Сергеич Скалозуб…»

Источник: Действие III, явление 11

Даже служанка Лиза считает полковника Скалозуба глупым человеком.

«Да-с, так сказать речист, а больно не хитёр…»

Источник: Действие I, явление 5

Народная характеристика

Мы постарались составить для вас максимально полный анализ персонажа. Возможно, мы пропустили какой-то интересный или важный фрагмент этой мозаики. Будем рады услышать ваши предложения.

Все подошедшие рекомендации мы опубликуем, а вы получите промокод на бесплатную грамоту.

Давайте создадим самую подробную характеристику Скалозуба вместе!

Биография

Сергей Сергеевич Скалозуб — молодой ещё мужчина, богатый дворянин. Смог сделать блестящую военную карьеру, получив в молодом возрасте чин полковника.

Скалозуб поступил на службу в 1809 году и в самом начале своей военной карьеры служил в мушкетёрском полку. В 1813 году вместе с братом участвовал в походе против Наполеона в составе 30-го и 45-го егерских полков, отдав два года походной полковой жизни. На момент описываемых событий Скалозуб служит в 15-й дивизии. Его военная карьера длится чуть более 10 лет.

Достигнув определённых вершин, Скалозуб не собирается останавливаться на достигнутом: всеми способами он намерен получить чин генерала. Будучи богатым и всеми уважаемым человеком, не прочь жениться и создать семью.

Образ Скалозуба

Полковник Скалозуб — олицетворение типичного столичного военного: надменного, самовлюблённого, раздутого от чувства собственной значимости. Обладая ограниченным кругозором, интересуется лишь армией и войной, хотя на деле совсем не приспособлен к тяготам военной жизни.

Настойчивый и целеустремлённый, но направляет свои усилия лишь на получение очередного воинского звания. Не видит особого смысла в образовании и в просвещении видит одни проблемы. Ярый противник свободомыслия и стремления к новому. Высокое положение в обществе и расположение сильных мира сего — всё, что нужно Скалозубу.

Достигнув определённого статуса, Скалозуб не прочь жениться. Но ему по большому счёту всё равно, кто станет его супругой. Семейная жизнь не особенно интересует героя, и жена нужна ему только по той причине, что так принято в обществе.

Как Скалозуб стал полковником

И действительно Скалозуб стал полковником не воюя, а просто так. Служить Скалозуб начал с 1809 года – мирного года. А когда Скалозуб говорит:

«В тринадцатом году мы отличились с братом

В тринадцатом егерском, а после в сорок пятом».

Хотя тринадцатый и сорок пятый егерские полки в никаких боях участие не принимали. Следовательно Скалозуб с его братом «отличились» только на бумаге.

А когда Фамусов спрашивает у Скалозуба про орден, Скалозуб отвечает:

« За третье августа, засели мы в траншею:

Ему дан с бантом, мне на шею».

По свидетельству же историков 13 августа 1813 года было объявлено перемирие, и никаких боев не происходило. И снова орден Владимира и орден Анны дали Скалозубу с братом просто так. Скалозуб продвигается по службе за счет товарищей, сам предпочитая «теплые» места:

«. То старших выключат иных,

Другие смотришь, перебиты».

Скалозуб довольно молод, но метит уже в генералы. Он знает много путей получения чинов, и об этом не стесняется говорить:

«Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы

Об них как истинный философ я сужу. »

Скалозуб говорит, что судит «как философ» где – бы и за что – бы получить чины. То есть Скалозуб даже признается, что чины достались ему просто так.

По – моему, Скалозуб – хитрая, пусть и ограниченная, личность. Скалозуб способен к любому «подмазыванию» что бы лишь ему дали чин. Скалозуб слишком любит себя. Скалозуб только и хочет продвижения по службе. Если честно, ему больше ничего не нужно в этой жизни.

Читайте также:
Чацкий 3: сочинение

Самое страшное, что со времен Грибоедова ничего не изменилось. Теперь таких же «Скалозубов», еще более циничных и тупых, развелось очень много.

Один из важнейших пороков фамусовского общества, против которого восстает Чацкий, – крепостное право. Это ужасающая социальная несправедливость, когда «арапка-девка» да собачка значат приблизительно одно и то же, когда людей, которые не раз спасали и честь, и жизнь хозяина, меняют «на борзые три собаки», когда детей отрывают от родителей для участия в крепостном балете, а потом распродают за долги. Крестьяне абсолютно бесправны по отношению к своим владельцам: их могут продать, проиграть в карты, подарить. Дворяне же имеют власть, соответствующую их богатству, и могут творить все, что угодно, безнаказанно, потому что «защиту от суда в друзьях нашли, в родстве». Они «грабительством богаты», ведь фактически они наживаются за счет своих крестьян, ничего не делая, разве что «разливаются в пирах и мотовстве».

Служба для представителей фамусовского общества – это неприятная обуза, с помощью которой можно нажиться. Они служат не для блага России, а для пополнения кошелька и приобретения полезных знакомств. Обычай их такой: «подписано, так с плеч долой». К тому же, на службу поступают не благодаря личным качествам, а благодаря семейному родству («При мне служащие чужие очень редки», – заявляет Фамусов).

Члены фамусовского общества не признают книг: «Ив чтеньи прок-от невелик». Собственно говоря, они и не понимают смысла книг (пример тому – отзыв Загорецкого о баснях). Они считают ученость причиной появления огромного числа безумных. К числу их относятся: племянник княгини Тугоуховской, который «чинов не хочет знать», двоюродный брат Скалозуба («Чин следовал ему: он службу вдруг оставил, в деревне книги стал читать») и, конечно, Чацкий. Некоторые члены фамусовского общества даже пытаются требовать присяг, «чтоб грамоте никто не знал и не учился». А учителей презрительно называют «побродягами». Они боятся просвещения, так как оно внесло бы изменения в застойную жизнь.

Зато фамусовское общество слепо подражает французской культуре, перенимая его поверхностные атрибуты. Так, французик из Бордо, приехав в Россию, «ни звука русского, ни русского лица не встретил». Россия как будто стала провинцией Франции: «такой же толк у дам, такие же наряды». Даже говорить стали в основном на французском языке, забывая свой родной.

Фамусовское общество чем-то напоминает паука, который затягивает в свои сети людей и вынуждает жить по своим законам. Так, например, Платон Михайлович еще в недавнем прошлом служил в полку, носился на борзом коне, не боясь ветра, теперь «здоровьем очень слаб», как считает его жена. Единственное его занятие – твердить дуэт на флейте, в одиночестве. Он даже не может по своему желанию уехать в деревню: его жена слишком любит балы и приемы. Он как будто живет в неволе. Старшие с детства учат, как надо жить. Пример тому – заветы отца Молчалина. Молодое поколение начинает смотреть на мир так же, как и старшие: «Не то, чтоб новизны вводили, – никогда». Члены фамусовского общества не могут иметь собственное мнение: «Можно ль против всех!» Так Репетилов, узнав, «что это слишком гласно», соглашается с тем, что Чацкий сошел с ума. Да и волнует всех только то, «что станет говорить княгиня Марья Алексевна». Друг к другу же они бесчувственны. Узнав о падении Молчалина с лошади, Скалозуб интересуется только тем, «как треснулся он, грудью или в бок».

Комедия написана в 1824 году, за год до восстания декабристов. Пороки общества, показанные в комедии, отражают его состояние накануне восстания и проливают свет на причины последнего. Косное общество «века минувшего» не желает признать изменения, происходящие в мире, оно непримиримо к свободной жизни. Столкновение неизбежно.

Характеристика Скалозуба, образ, описание, внешность, характер, карьера | “Горе от ума”

Полковник Скалозуб
в исполнении актера
В. Ершова. 1938 г.

Полковник Скалозуб является одним из самых ярких персонажей знаменитой комедии “Горе от ума” Грибоедова.

Характеристика Скалозуба в комедии “Горе от ума”, образ, внешность, характер, карьера

“. Скалозуб, Сергей Сергеевич. ” (из описания действующих лиц)

“. полковник Скалозуб. ” (из описания действующих лиц)

И золотой мешок, и метит в генералы. “ (Лиза о нем, действие I явление 5)

“Не по летам и чин завидный. “ (слова Фамусова, действие II явление 3)

“Давно полковники, а служите недавно. “ (слова Фамусова, действие II явление 5)

Лицом и голосом герой. “ (Чацкий о нем, действие III явление 1)

“Дался ему трех сажень удалец. ” (Хлестова о нем, действие III явление 12) (*сажень = 2,1 метра)

“. Он человек заметный. “ (Фамусов о внешности Скалозуба, действие III явление 11)

Вот вам софа, раскиньтесь на покой.” (слова Фамусова, действие II явление 5)

Созвездие манёвров и мазурки. “ (Чацкий о нем, действие III явление 1)

(*хрипун — это щеголеватый армейский офицер, который говорит хриплым басом;

**удавленник — насмешка над узким воротником армейского мундира Скалозуба.)

“. Скалозуб (густым басом). “ (описание к реплике Скалозуба, действие II явление 5)

“Хрипун, удавленник, фагот. ” (Чацкий о голосе Скалозуба, действие III явление 1)

(*у музыкального инструмента фагот хрипловато-гнусавый тембр)

“Известный человек, солидный. “ (Фамусов о нем, действие II явление 3)

“Всё служба на уме. “ (Репетилов о нем, действие IV явление 5)

За армию стоит горой. “ (Чацкий о нем, действие III явление 1)

Куда как мил! и весело мне страх

Выслушивать о фрунте и рядах. “ (София с сарказмом отзывается о Скалозубе и его любимых темах для разговора, действие I явление 5)

“Он слова умного не выговорил сроду. “ (София о нем, действие I явление 5)

Давно полковники, а служите недавно. “ (Фамусов о нем, действие II явление 5)

Скалозуб с радостью признается, что часть его коллег ушла на пенсию, а часть — погибла на войне, благодаря чему ему удается легко получать повышение по службе:

“Довольно счастлив я в товарищах моих,

Другие, смотришь, перебиты. “ (Скалозуб о себе, действие II явление 5)

“Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы;

Об них как истинный философ я сужу:

Мне только бы досталось в генералы. “ (действие II явление 5)

И золотой мешок, и метит в генералы.” (действие I явление 5)

“И знаков тьму отличья нахватал;

Не нынче завтра генерал. “ (Фамусов о нем, действие II явление 3)

Имеет, кажется, в петличке орденок. “ (Фамусов о нем, действие II явление 5)

“. Ему дан с бантом, мне на шею. “ (Скалозуб о себе, действие II явление 5)

Господин Скалозуб называет себя честным офицером:

“. Мне совестно, как честный офицер. “ (Скалозуб о себе, действие II явление 5)

Я вас обрадую: всеобщая молва,

Что есть проект насчёт лицеев, школ, гимназий;

Там будут лишь учить по-нашему: раз, два;

А книги сохранят так: для больших оказий.” (слова Скалозуба о книгах, действие III явление 21)

..Про ум Молчалина, про душу Скалозуба. ” (Чацкий с иронией о душе Скалозуба, действие III явление 2)

Речь завести об генеральше. “ (Фамусов о нем, действие II явление 5)

“. Жениться? Я ничуть не прочь. ” (Скалозуб о себе, действие II явление 5)

О дальнейшей судьбе Скалозуба ничего не известно. Возможно, он женится на Софье Фамусовой или же выбирает другую невесту.

Читайте также:
Герой и антигерой комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Карьера Скалозуба в комедии “Горе от ума”

“. Я с восемьсот девятого служу. ” (Скалозуб о себе, действие II явление 5)

“. В его высочества, хотите вы сказать,

Ново-зомлянском мушкетерском. “ (Скалозуб о себе, действие III явление 12)

“. В тринадцатом году мы отличались с братом

В тридцатом егерском, а после в сорок пятом. “ (Скалозуб о себе, действие II явление 5)

“. У нас в пятнадцатой дивизии, не дале. “ (Скалозуб о себе, действие II явление 5)

Критика о Скалозубе

“Биография полковника Скалозуба выписана досконально: он выходец из Малороссии, куда явно отсылает его фамилия, и «золотой мешок», но род и состояние его новые. Большинство дворян служило если не в гвардейских полках, то в кавалерийских, на худой конец — в конно-егерских, на крайний случай — в артиллерии. Скалозуб же всю жизнь служил в мушкетёрах или егерях и сделал не такую уж хорошую карьеру.

Он вступил в армию в 1809 году, видимо, лет пятнадцати или шестнадцати, как было принято; к 1823 году стал полковником и метил в генералы. Такую выслугу могли бы счесть вполне приличной, если бы не война: в кампанию 1812—1814 годов продвижение офицеров шло гораздо быстрее. Скалозуб отличился на войне очень мало: в окончательном варианте Грибоедов оставил ему только одну награду — «за третье августа». . 3 августа 1812 года боевых действий не было, после сражения при Красном 2 августа русская армия передислоцировалась в район Смоленска до 4 августа. Наступление 3 августа было просто отвлекающим маневром, и то, что Скалозуб отличился в этот день, а не в дни великих битв Бородина, Кульма, Лейпцига, свидетельствовало не то чтобы об отсутствии у него храбрости (едва ли Грибоедов хотел изобразить труса, слишком нетипичного в его кругу), но об отсутствии инициативности — в более важных сражениях его отодвигали на задний план быстро думающие и действующие офицеры.

Зато исполнительность и безынициативность полковника пришлись кстати в аракчеевские времена с их бессмысленной муштрой и мучением солдат в военных поселениях. Грибоедов это старательно подчеркнул. Скалозуб служил в сорок пятом егерском полку, который существовал в действительности, и в 1819 году был направлен в Кавказскую армию. Истинный карьерист был бы рад такой удаче: на Кавказе чины шли быстро. Но полковник Скалозуб понимал, что главнокомандующий Кавказской армией знаменитый генерал А. П. Ермолов его не оценит, предпочитая решительность и быстроту мышления. Неудивительно, что Скалозуб остался в России, в пятнадцатой дивизии, в мушкетёрском, отнюдь не первостепенном, полку.

По данным исследования. в егерских полках периода Отечественной войны 67,5% офицеров умели только читать и писать! Странно ли, что Скалозуб, одетый в простой, без всяких украшений, пехотный мундир, питает неприязнь, замешанную на зависти, «к любимцам, к гвардии, к гвардейцам, к гвардионцам». Их шитые золотом мундиры, конечно, привлекали барышень, но не менее привлекали их некоторая начитанность, умение хоть несколько говорить по-французски и танцевать. Как пехотинец, Скалозуб, видимо, едва умеет ездить верхом, недаром с такой радостью он приветствует падение с лошади Молчалина.

Впрочем, полковник получит своё генеральское звание как награду за преданность казарме и фрунту. Но, как и Молчалин, Скалозуб не поднимется слишком высоко.”(Е. Цимбаева, статья «В чём смысл “Горя от ума”?» (Семь не школьных сочинений), журнал “Наука и жизнь”, №4, 2013)

Это был цитатный образ и характеристика Скалозуба в комедии “Горе от ума” Грибоедова, описание характера, внешности и карьеры полковника Скалозуба.

Читайте также:
Горе от ума - политическая комедия: сочинение

Скалозуб – характеристика полковника в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума»

Внешний вид

Появление Скалозуба в доме Фамусовых было ожидаемо — полковник относится к тому типу людей, которых ценил хозяин. Он хотел отдать за военного свою дочь Софью, чтобы она была обеспечена и ни в чем не нуждалась. Это богатый мужчина, настоящий «золотой мешок». Он всю жизнь строил карьеру и не знал ничего, кроме службы.

Сергей Сергеевич Скалозуб носит чин полковника, но метит в генералы. Это мужчина среднего возраста, ему еще далеко до старика. Он высокий, его внешность приметна. Его речь и лицо соответствуют его воинскому чину: полковник говорит так, словно он герой сражений.

Скалозуб большое внимание уделяет своей одежде. Он носит модные наряды с узкими воротниками, любит красивую форму, следит за осанкой. Даже тембр своего голоса полковник подстраивает под моду: он говорит хриплым басом.

Поведение персонажа

Скалозуба можно характеризовать как надменного и изворотливого человека. Хотя ему достался высокий чин, автор намекает, что он его не заслужил: «давно полковники, а служите недавно» (цитата из комедии).

Сделать карьеру военному помогло правильное поведение. Он умеет вовремя польстить, сказать приятное слово, смирно стоять при начальстве, отчитываться и рассказывать о своих подвигах, которых он совершил не так и много. Хотя награды у него имеются, ведь его 45-ый егерский полк бывал в горячих точках — горных местностях. Там полковник вместе с товарищами выполняли опасные операции.

Ему не жалко своих товарищей — он говорит, что они то перебиты, то уволены со службы из-за тяжелых ранений, и это его не заботит. Он понимает, что и сам в любой момент может пополнить ряды убитых. Скалозуб почитаем в обществе за свое состояние. За короткий срок службы он смог получить звание полковника и стать богатым.

Военный понимает, что получить генерала он сможет. Но он его добьется не благодаря своим подвигам и исправной службе. У него есть большие связи в правительстве, много знакомых старших чинов. Благодаря лести и умению себя преподнести полковник рассчитывает получить повышение.

И такое поведение не пугает общество Фамусова. Ведь здесь каждый уважает таких, как Скалозуб. Льстецы, наглецы и непросвещенные люди в почете, так как своими недостатками они добились высокого социального положения и богатства.

Характер полковника

Хотя полковник с самого детства мечтал стать военным, он практически не образован. Скалозуб привык жить в казармах, переносить лишения. Но это повлияло и на его характер, выработались определенные качества:

  • ограниченность;
  • амбициозность;
  • прямолинейность;
  • нетерпимость к вольнодумству;
  • нетактичность.
Читайте также:
Центральные проблемы изучения творчества Грибоедова: сочинение

Скалозуб может вести себя так, чтобы нравиться обществу. Но при этом доказать свою образованность он не в силах. Это довольно ограниченный человек. Он может рассказывать только о своей службе, наградах и планах. Как и его брат, Скалозуб, всю жизнь посвятил службе.

Но полковник очень амбициозен. Он знаком со многими чинами, пытается получить звание генерала. И благодаря связям полковник сможет этого добиться. Его амбиции распространяются только на карьеру, ему не интересно получить образование или совершенствоваться духовно.

Полковник прямо высказывает свои мысли, дает речевые портреты каждому знакомому. Он может кратко охарактеризовать всех, кого знает. Ему легко выговорить все, что он думает, прямо в лицо собеседнику. Скалозуб не боится быть непонятым или обидеть общество, хотя вышестоящим он пытается понравиться.

Хотя сам он не терпит вольнодумства. Полковник считает, что нельзя ставить себя выше тех, кто занимает высокие должности. Ему не нравятся образованные люди, читающие много книг. Он сроду не любил науки, поэтому нельзя назвать его умным.

За своими высказываниями Скалозуб не следит. Он бывает нетактичным и грубым, не стесняется неприемлемо обращаться с младшим поколением и выказывать свое недовольство ровесникам. Каково им выслушивать подобные речи, он не думает.

В характеристике Скалозуба большую роль играет его фамилия. Так могут звать только того человека, кто умеет подстраиваться под окружающее его общество. Где это необходимо, он польстит и притворится скромным. А в других ситуациях выкажет равнодушное или презрительное отношение.

Карьера Скалозуба

В характеристике Скалозуба из комедии «Горе от ума» стоит упомянуть и о его карьере, ведь для самого полковника служба — главное в жизни. Но высоких чинов он пытается достичь не ради отечества, а для обогащения, новых связей и уважения со стороны общественного строя.

Служить Скалозуб начал в 1809 году. Не трудно посчитать, сколько всего он находится в воинских чинах: так как действия комедии происходят в конце 1820-х, то в армии полковник чуть больше десяти лет.

Свою карьеру он начал с мушкетерского полка, а в 1813 ему довелось принять участие в походе против Наполеона, организованном за границей. На момент действия комедии Скалозуб служил в 15 дивизии.

Происхождение полковника украинское, об этом говорит его звучная фамилия. Хотя он довольно богат, свое состояние Сергей Сергеевич нажил недавно. На службу он попал лет в 15−16, с тех пор ему приходилось много суетиться, чтобы добиться звания полковника.

Автор в тексте указал, что у Скалозуба только одна награда — за третье августа. Но в тот день не было боевых действий. Наступление на французские войска стало отвлекающим маневром между битвой при Красном и в районе Смоленска. Это указывает на безынициативность полковника. Он не трус, но в сравнении с другими солдатами старается не попадать в серьезные сражения.

Егерский полк, в котором служил Скалозуб, был направлен на Кавказ, где легко можно сделать карьеру. Но полковнику пришлось остаться в России, так как ему не хотелось встречать генерала Ермолова. Последний ценил решительных и храбрых людей, а не любителей стоять в стороне.

Скалозуб не любит тех гвардейцев, которые добились многого. Ему чуждо просвещение и образованность. Начитанностью, умением говорить на французском языке и танцевать военные привлекают таких барышень, как Софья. Скалозуб был лишен всех этих достоинств, поэтому его радует падение с лошади Молчалина. Ведь именно в него влюблена дочь Фамусова.

Отношения с окружающими

Впервые о Скалозубе упоминают в предыстории комедии — во время разговора Софьи и ее служанки Лизы. Девушка говорит о нем, как о подходящей партии для дочери Фамусова. Но у полковника выстраиваются отношения и с другими персонажами произведения:

  • хозяин дома;
  • Молчалин;
  • Чацкий;
  • Репетилов;
  • Хлестова.

Фамусов почитает Скалозуба, и это взаимно. У них общие взгляды на мир, они понимают, зачем нужно богатство и какой толк оно может принести человеку и его окружающим. Хозяин дома мечтает выдать за полковника свою дочь, чтобы тот полностью ее обеспечивал.

Молчалин — соперник Фамусова, ведь в него влюблена Софья. Девушка уже давно испытывает к секретарю любовь, но скрывает это ото всех. Но описание характера Молчалина и полковника совпадает. Как и все в фамусовском обществе, они считают, что подхалимством и лестью можно многого добиться. Не нужно обнаруживать свое истинное мнение, отношение к окружающим. Достаточно молчать и служить своим покровителям.

Читайте также:
Комическое и трагическое в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Чацкого все в обществе Фамусова посчитали сумасшедшим. А проблема заключалась только в различных взглядах на мир. Сам молодой человек ревновал Софью к Скалозубу, ведь его прочили ей в женихи. И даже после отказа девушки Чацкий продолжал мучится. Хотя и сам до конца не понимал, почему до сих пор в нее влюблен.

Репетилов — старинный приятель Скалозуба. Он появился на балу и пригласил товарища посетить прием князя Григория. Там должны были собраться просвещенные умы, ученые, философы, любители поговорить и поспорить. Но полковник ответил резким отказом — он не стремится получать новые знания. Ему нравится только поучать молодое поколение и рассказывать о своей службе.

Свояченица Скалозуба Хлестова — одна из немногочисленных персонажей, которые отзываются о нем холодно. Она дает Софье совет избегать его общества и не выходить за него замуж. Ей неприятно общаться со своим родственником.

Образ в произведении

Образ Скалозуба в комедии помог Грибоедову выразить нравы и взгляды дворянского общества XIX века. Аристократам не нравилась прогрессивная молодежь, они предпочитали жить по старым традициям и порядкам. Скалозуб олицетворяет сразу несколько проблемных качеств дворян:

  • меркантильность;
  • глупость;
  • консервативность;
  • недальновидность.

Краткий психологический портрет персонажа читатель может составить, исходя из его размышлений. Полковник предпочитает лесть трудолюбию, деньги образованности, выгоду настоящим чувствам. Это натура с неглубоким содержанием.

Высмеивает Грибоедов через Скалозуба и офицеров того времени. Они стремились получить состояние и чин, а не преданно служить родине. А в противовес ему автор вводит другого героя — его брата. Молодой человек тоже был на службе, но не смог выдержать напора начальства и уехал в деревню. Там он занялся своим образованием — читал книги.

Скалозуб — противоречивый персонаж комедии Грибоедова «Горе от ума». Хотя полковник быстро добился богатства, почета и высокого социального положения, он остался необразованным и консервативным. Его устаревшие взгляды и ценности высмеиваются автором.

Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?

Ум и дела твои бессмертны в памяти русской.
Н. Чавчавадзе

Малый театр. Гаснет свет. На сцене Виталий Соломин в роли Чацкого. Зал полон. В антракте горячо обсуждаются проблемы, поднятые А. С. Грибоедовым в комедии “Горе от ума”. Девятнадцатый век, а сейчас кончается двадцатый. Но и сегодня “Молчаливы блаженствуют на свете”, а у Чацких “горе от ума”. Почему же бессмертна комедия? Почему пороки не изжиты? Почему и сейчас лучшие умы России готовы воскликнуть: “Карету мне, карету!”? Спектакль окончен, но в памяти еще долго звучат обличительные речи Чацкого, блистательные афоризмы и вспоминаются уроки литературы, на которых мы решали проблемы: “Сломлен ли Чацкий?”, “Чем опасны Молчалины?”, “В чем загадка Софьи?”. Вспоминаются слова Пушкина: “О стихах я не говорю: половина из них войдет в пословицы”.
В небольшой по объему пьесе, где изображен всего лишь один день в доме московского барина Фамусова, Грибоедов затрагивает важнейшие вопросы современности: о воспитании и образовании, о службе отечеству и гражданском долге, о крепостном праве и о преклонении перед всем иностранным. Автор освещает самые важные явления своего времени: борьбу двух жизненных укладов, столкновение “века нынешнего” с “веком минувшим”. Грибоедов живо нарисовал в своей комедии фамусовскую Москву, негодующе описал пороки общества, столпами которого являются Скалозубы, Хлестовы, Тугоуховские и Марьи Алексеевны. В доме Фамусова отношения построены на лжи и лицемерии. Софья искусно прячет от отца свой роман с Молчаливым. Фамусов скрыто ухаживает за Лизой. Основные их занятия — “обеды, ужины и танцы”. В дом, где все пороки завуалированы показной добродетелью, Чацкий врывается вихрем:

Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Верст больше седьмисот пронесся, — ветер, буря;
И растерялся весь, и падал сколько раз —
И вот за подвиги награда!

Личное и общественное слиты в истории героев, в развитии сюжета “Горе от ума”. Смешные, уродливые явления жизни вызывают у автора осуждение, ошибки любимого героя — сожаление, незримое присутствие автора помогает нам правильно понять и осмыслить суть столкновения героев.
Комедия интересна именно тем, что судьба героев — это часть большой жизни. Конфликт между Чацким и его противниками — это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, жить лучше, честнее, справедливее. Эта борьба упорна, длительна.
Близкий автору герой любит, негодует, сомневается, спорит, терпит поражение, но остается непобежденным. Наоборот, отрицательные герои как будто одерживают верх: они остались, Чацкий уехал “вон из Москвы”. Но разве не чувствуется за этой внешней победой страх перед неминуемым поражением в схватке с десятками Чацких:

Читайте также:
Мировоззрение и настроения Грибоедова: сочинение

Строжайше б запретил я этим господам
На выстрел подъезжать к столицам.

Фигура Чацкого — центральная в пьесе, к его речам зритель прислушивается с особенным вниманием. Ведь он говорит то, что автор пьесы хочет сказать своим слушателям. Не случайно Чацкий так наблюдателен и хорошо понимает людей. Возвратившись из дальних странствий, наш герой видит, что в дворянской Москве мало что изменилось:

Дома новы, да предрассудки стары.

Чацкий возвратился на родину полный мыслей о свободе личности, равенстве, братстве. “По сей день везде, где требуется обновление, — по словам Гончарова, — возникает тень.
Чацкого”. А я думаю о сегодняшней Москве, о сегодняшней России. Как никогда нам нужно это обновление, нам нужны люди, способные трезво и независимо мыслить, люди, которые видят пороки и противоречия современного общества и хотят бороться с ними. Это современные Чацкие.
А Чацкий Грибоедова — небогатый дворянин, отказавшийся от службы. Почему же он “не служит и в том пользы не находит?”. Он так отвечает на этот вопрос: “Служить бы рад — прислуживаться тошно”. По его мнению, надо служить “делу, ане лицам”, “не требуя ни мест, ни повышенья в чин”. Верность в дружбе, горячая искренность в любви привлекают нас в Чацком:

Но есть ли в нем та страсть, то чувство?
пылкость та?
Чтоб, кроме вас, ему мир целый
Казался прах и суета?
Чтоб сердца каждое биенье
Любовью ускорялось к вам?
Чтоб мыслям были всем,
И всем его делам Душою — вы, вам угожденье.
Сам это чувствую.

Личная драма героя, страстность заставляют его с негодованием выступать против московских “тузов”, которые живут “на старших глядя”, ценят лишь богатство и чин, боятся правды и просвещения. Тем и привлекает нас Чацкий, что он не вздыхает, подобно Горичу, не болтает, как Репетилов, а смело бросается в бой за новое с отжившим, старым. И хотя ему приходится идти “искать по свету, где оскорбленному есть чувству уголок”, не жалость, а восхищение вызывает у меня герой Грибоедова. Ведь как прав был И. А. Гончаров, когда писал в статье “Мильон терзаний”, что фигура Чацкого никогда не состарится, ибо “при резких переходах из одного века в другой — Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым”.
При каждой схватке нового со старым вспоминаются бессмертные герои комедии Грибоедова. Она заставляет размышлять нас о том, как правильно жить: вмешиваться ли в решение общественных вопросов, терзаться ли общим горем и несправедливостью — или “не сметь свое суждение иметь”. Развиваться, расти — или “твердить одну и ту же песнь”? Как относиться к своему народу, к России? Для меня современный Чацкий воплощен в личности Дмитрия Холодова, борца за правду в наше сложное время. Его решительность, бескомпромиссность заставили многих высокопоставленных чиновников усомниться в своей безнаказанности. Такие люди, как герой Грибоедова, появляются там, где необходимо нравственное очищение общества, где идет борьба с бюрократами и подлецами, равнодушными к судьбе отечества.
Образ Чацкого останется актуальным до тех пор, пока не переведутся вокруг нас Фамусовы, Молчалины, Скалозубы. Изменилась эпоха, ушли в прошлое герои комедии, а фигура Чацкого никогда не состарится, потому что понимать жизнь, как Чацкий, — это счастье, трудное и красивое счастье человека, который не может жить спокойно, не может мириться с тем дурным, что осталось в наши дни. Современные Чацкие не мирятся с несправедливостью, с бесчестием, с безразличием, зовут к милосердию, предупреждают об опасности временщиков в любом деле, стараются сохранить национальную культуру. Они тревожат память, волнуют душу.

«Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?» (И. А. Гончаров) по комедии Горе от Ума (Грибоедов А. С.)

Классическая литература — это нравственный фундамент всех поколений. Эти произведения незыблемы, они стойко проходят сквозь века и эпохи. Комедия «Горе от ума» Грибоедова занимает особое место в русской классике. Она отличается своей свежестью и будто бы вовсе не подлежит забвению. Это вечное произведение включает в себя и общую картину нравов, и целую галерею живых образов и типов, и острую, а местами даже жгучую, сатиру.

Читайте также:
Новаторство Грибоедова: сочинение

Анализируя комедию, И. А. Гончаров задаётся вопросом: «Почему не состарился до сих пор грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?». И правда, почему же герои этого произведения в народе стали именами нарицательными, а сама комедия — нетленной?

Система образов в комедии «Горе от ума» является некой системой зеркал. Ведь в любой эпохи, в каждом поколении найдут свои отражения грибоедовские образы. Все действующие лица — это воплощение типичных черт и характеров. Многогранная система образов призвана показать разнообразие дворянского общества, она демонстрирует как представителей «века минувшего», так и прогрессивных людей «века нынешнего». Казалось бы, в пьесе много действующих лиц, но среди них нет ни одного лишнего. Как выразился И. С. Гончаров: «В группе двадцати лиц отразилась… вся прежняя Москва».

Ни у кого не возникнет сомнений в том, что проблемы «отцов и детей», чести и достоинства, истинных и ложных ценностей остаются актуальными и по сей день. Именно герои комедии помогают нам раскрыть эти вечные проблемы, на которые А. С. Грибоедов призвал обратить особое внимание. С помощью второстепенных лиц автор указывает на абсурдность устоев минувших лет и показывает, что сила сплетни — господствующая в «фамусовском» обществе сила. Внесценические же персонажи помогают увидеть наиболее полную картину нравов дворянского общества. О них мы узнаем лишь из диалогов действующих лиц. Внесценические персонажи подчёркивают многочисленность представителей «века минувшего» и дают понять, что в таком обществе правит поверхностность суждений и угловатость мыслей.

Его критические суждения создают облик человека, который не только видит пороки и противоречия своего общества, но и готов с ними бороться.

Однако молодой человек нашёл в себе силы не поддаться общественному мнению, он покинул дом Фамусовых: «С кем был! Куда меня закинула судьба! Все гонят! все клянут. Вон из Москвы! сюда я больше не ездок».

У комедии «Горе от ума» живой язык, именно поэтому строки из этого произведения мгновенно растащили на афоризмы. Их вы слышите и используете и в наше время. Это ли не главный признак бессмертия? Несмотря на то, что произведение было написано почти два века назад, прошлая и нынешняя эпохи неотделимы друг от друга. Они неразрывно связаны, везде находятся свои прототипы грибоедовских образов. Образы, идеи и проблемы остаются актуальными и по сей день. Да, нравы и люди меняются, но проблемы, тем не менее, остаются неразрешёнными. Как говорил Александр Андреевич: «Дома новы, но предрассудки стары».

Чацкий никогда не состарится, значит, будут вечно молоды и горячи его идеи и принципы. Качества, которые проявил этот молодой человек, его стремления обличить и решить насущные проблемы всегда будут цениться в обществе, ведь именно они формируют нравственный облик человека, его внутренний стержень. Пока будет продолжать своё существование стремление к славе и почестям, пока находятся мастера угодничать, пресмыкаться и подслуживать, пока в обществе сплетни и слухи всё ещё обретают вездесущий характер — комедия «Горе от ума» и сам Чацкий будут жить.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

“Ум и дела твои бессмертны в памяти русской. “

Школьное сочинение

Родился Грибоедов в 1795 году в родовитой дворянской семье. Получил блестящее образование: прошел курс словесного и юридического факультетов Московского университета, учился и на естественно-математическом, закончить который ему помешала война 1812 года. Грибоедов владел основными европейскими языками, знал древние языки, позднее изучил восточные, интересовался наукой. Он был талантливым музыкантом, но сохранилось всего лишь два его чудесных вальса, которые и сейчас часто исполняются на концертах. Пушкин считал Грибоедова одним из самых умных людей в России.

Обучение в университете, в кругу передовой студенческой молодежи, воспитало и развило в писателе пламенную любовь к Родине и страстное желание служить ей. В дни Отечественной войны 1812 года Грибоедов вступил добровольцем в гусарский полк. В 1815 году писатель перевел пьесу французского драматурга Лес-сера “Семейная тайна”, которую сразу поставил Малый театр. Грибоедов писал полемические статьи, в том числе и о театре. После окончания военной службы он занялся литературной работой, в 1817 году поступил на дипломатическую службу в Коллегию иностранных дел, а затем уехал в качестве секретаря посольства в Персию (Иран). В Персии, а потом в Грузии Грибоедов работал над комедией “Горе от ума”, которую закончил в Петербурге в 1824 году.

Читайте также:
Комическое и трагическое в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

В 1826 году Грибоедова, возвращавшегося с Кавказа, арестовали по подозрению в связях с декабристами. Вскоре его отпустили за недоказанностью вины, но царская полиция продолжала за ним следить. В 1828 году Грибоедову поручили заключить мирный договор с Персией. Талантливый дипломат блестяще справился с этой важной миссией, за что Николай I назначил его полномочным послом в Персию. В условиях борьбы России и Англии за восточные рынки этот пост был очень опасным. Для персидского феодального правительства Грибоедов был врагом, заменявшим “единым лицом двадцатитысячную армию”. В 1829 году фанатичная толпа, подстрекаемая муллами и английскими агентами, напала на русское посольство в Тегеране, и Грибоедов был убит. Он защищался до последнего. На могиле Грибоедова в Тифлисе в монастыре святого Давида его молодой женой Ниной Чавчавадзе был поставлен памятник с короткой надписью: “Ум и дела твои бессмертны в памяти русской, но для чего пережила тебя любовь моя?”

Первые пьесы Грибоедова были написаны по правилам господствовавшей тогда развлекательной комедии, которую сочиняли преимущественно в жанре классицизма. Переводя и переделывая с французского языка пьесы легкого жанра, Грибоедов вынужден был следовать требованиям их стиля. Но в переделках писателя проявилась его способность к живым стихам, стремление к беглому языку, просторечию и афористичности, реалистическим зарисовкам быта. Грибоедов преодолевал шаблоны легкой классицистской комедии, осваивал лучшие достижения русской и прогрессивной зарубежной сатирической драматургии.

В пьесе А. С. Грибоедова ставятся самые острые вопросы того времени: положение русского народа, проблема крепостного права, взаимоотношения между помещиками и крестьянами, самодержавная власть, безумное расточительство дворян, состояние просвещения, принципы воспитания и образования, независимость и свобода личности, национальная самобытность и многие другие. В пьесе отражена смертельная борьба двух основных лагерей, двух миров московского общества накануне восстания декабристов: консервативного поместного и чиновного барства(“века минувшего”) и прогрессивного дворянства (“века нынешнего”). Широко представлена знать — Фамусов и его гости — фамусовское общество. У его представителей нет никакого чувства гуманности — это закоренелые враги свободы, душители просвещения, единственное желание которых — “забрать все книги бы да сжечь”.

Сатирически изображая поместную и бюрократическую знать, Грибоедов четко видел и положительные общественные силы своей эпохи, возникновение и рост новых, прогрессивных идей. Представители “века минувшего” чувствуют широкое распространение вольномыслия, называют свое время “ужасным веком”. Наиболее полно пробуждение национального, общественного самосознания воплощено в образе Чацкого.

Чацкий — деятельная, героическая фигура. Это горячий патриот, бесстрашный воин против крепостнического и деспотического самовластия, мужественный рыцарь правды, беспощадный судья всякой лжи и фальши, всего того, что враждебно новому, что стоит на пути разума. Чацкий продолжает и развивает просветительские идеи XVIII века, клеймит невежество, обличает показную внешность представителей барства и пламенно пропагандирует науку, просвещение и искусство. С понятием “ума” во времена Чацкого связывались идеи вольнодумства, вольномыслия, борьбы за свободу. Грибоедов также понимал роль народа в борьбе консервативного и прогрессивного дворянства: “Умный, бодрый наш народ”, — говорил писатель словами Чацкого.

Грибоедов резко критиковал мир насилия, произвола, невежества, подхалимства, лицемерия, где господствуют Фамусовы и молчалины, гибнут лучшие человеческие качества. Драматург клеймил добровольное холопство, молчалинство во всех его проявлениях. Духом борьбы за настоящего человека, его достоинство, русскую национальную культуру проникнуто замечательное произведение Грибоедова.

Грибоедов, создавая оригинальные, ярко индивидуализированные характеры, ставит их в типические обстоятельства, в конкретно-исторические бытовые и общественные условия. Читая эту пьесу, мы видим широкую картину подлинной жизни. По прямоте выражения прогрессивной идейности, по силе социально-политического негодования против крепостничества и самодержавия, по характеру благородного сочувствия закрепощенному народу “Горе от ума”, по оценке критиков, самая “антибарственная” комедия первого этапа русского освободительного движения. Грибоедов в свой пьесе объединил лучшие достижения предшествующей драматургии и начал новый этап развития русской и мировой драматургии — драматургии критического реализма. Грибоедов рассчитывал влиять не на Фамусовых, а на широкие круги читателей-современников, и достиг таких результатов, которые трудно переоценить.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: