Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»: сочинение

Сочинение на тему: ИЗОБРАЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА 20-х ГОДОВ XIX ВЕКА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»

ИЗОБРАЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА 20-х ГОДОВ XIX ВЕКА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» со­здан великолепный обобщенный образ барской Москвы начала XIX века. С первых страниц ав­тор вводит нас в быт дворянской семьи, знакомит с нравами дворянского общества, приоткрывает взаимоотношения действующих лиц. Первые сцены в доме Фамусова знакомят нас с одними героями (Фамусов, Софья, Молчалин, Лиза) и подготавливают появление других (Скалозуб, Чацкий).

По мере развития сюжета мы начинаем осоз­навать, что всех этих людей — таких, на первый взгляд, разных, объединяет общая идеология, общий, прочно укрепившийся и устоявшийся быт. Однако в этом обществе все-таки уже ощу­щается разделение на два лагеря: приверженцев старых традиций, защитников крепостного строя и представителей передовой дворянской молоде­жи, уверенных в необходимости переустройства мира.

Самым ярким представителем первого лагеря в комедии выступает Фамусов. Это ярый защит­ник самодержавно-крепостнических порядков. «Как все московские», он ценит в людях только чины и богатство, заявляя Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Собственные принципы Фамусов считает непререкаемыми, а традиции своей сре­ды — нерушимыми и единственно правильными. Он старается убедить Чацкого в необходимости служить «на старших глядя». Когда же тот отка­зывается от службы, объясняя это тем, что «слу­жить бы рад, прислуживаться тошно», Фамусов объявляет его опасным человеком, не признаю­щим властей, и угрожает ему судом. Убежденный защитник самодержавия, этот богатый барин ис­кренне восхищается старыми порядками, верно­стью москвичей дворянским традициям, старым устоям жизни. Он считает вполне законным пра­во помещика распоряжаться людьми по собствен­ному усмотрению: наказывать, продавать, от­правлять в ссылку, на каторгу или поселение.

Крепостных он не считает людьми, не признает в них человеческого достоинства, права на соб­ственное мнение, на личную жизнь. Поэтому со слугами он разговаривает грубо, обзывает осла­ми, чурбанами, называет Петрушками, Филька­ми, Фомками, независимо от их возраста. Само­державно-крепостнический строй является осно­вой благополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собственной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к каким-то действиям, к ак­тивной жизни. Все суждения они «черпают из забытых газет», расшитым мундиром прикрыва­ют свое слабодушие и «рассудка нищету». Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского общества. Они ви­дят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —

Окружение барина не особенно отличается от него своими взглядами, убеждениями, жизнен­ными позициями. Все московское общество жи­вет в уверенности, что другого образа жизни, дру­гих жизненных стремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влия­ния, нет и быть не может. Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы полу­чить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увле­каться наукой.

Грибоедов не ограничивается многосторонним изображением Фамусова как барина-крепостника и чиновника-бюрократа. Для наиболее полно­го изображения нравов московского дворянства он вводит красочные образы других лиц, таких, например, как полковник Скалозуб, упорно стре­мящийся к военной карьере и уже достигший немалых успехов на этом поприще. Главная цель жизни этого человека — дослужиться до генера­ла. И он не пренебрегает никакими средствами для достижения желаемого. Ему невероятно ве­зет по службе: «То старших выключат иных, дру­гие, смотришь, перебиты». Скалозуб еще более ограничен в умственном отношении, чем Фаму­сов. Так, например, когда его просят высказать свое мнение о Москве, он может сказать только: «Дистанции огромного размера». При этом даже гордится своим невежеством: «Ученостью меня не обморочишь». Этого служаку интересуют только чины и награды, «выпушки», «погончи­ки», петлички на мундирах, муштра, команда, «фрунт». «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», — эту меткую характерис­тику дает Скалозубу Чацкий. Но именно такие самовлюбленные, тупые поклонники палочной муштры, враги свободы и просвещения преуспе­вали в те времена и занимали в дворянском об­ществе высокое положение.

Растлевающее влияние фамусовского обще­ства и крепостническо-чиновничьей морали осо­бенно заметно в образе Молчалина, который стал нарицательным обозначением пошлости и лакей­ства. Совершая подлый поступок, он даже не по­нимает, что это подлость. Он искренне уверен в том, что в маленьких чинах «не должно сметь свое суждение иметь». Секрет успеха бедного, безродного Молчалина в его тактике. Он точно знает, как нужно себя вести, чтобы достигнуть «степеней известных»:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить,

Начальнику, с кем буду я служить,

Слуге его, который чистит платья,

Швейцару, дворнику, для избежанья зла,

Собаке дворника, чтоб ласкова была.

«Умеренность и аккуратность» таких людей, как Молчалин, ценится в московском обществе гораздо выше ума, образованности, воспитанно­сти, чувства чести и достоинства представителей передовой молодежи. В дворянской среде распро­странены и процветают молчалинские принци­пы: жизненный практицизм, лицемерие, низко­поклонство, приспособленчество.

Рисуя картину московского дворянского об­щества, Грибоедов расширяет и расцвечивает ее введением множества эпизодических лиц, гостей Фамусова. Все они объединены общими взгляда­ми на жизнь и на людей, хотя каждый имеет свой индивидуальный характер, свои черты, есте­ственно вписывающиеся в стереотипы общества. Здесь перед нами властная барыня Хлестова — грубая, бесцеремонная женщина. Здесь и «лгу­нишка, картежник, вор» Загорецкий, «мастер услужить», благодаря чему его везде принимают. Характерен для барской Москвы и образ Репетилова — болтливого, глупого, ветреного человека, и образ Платона Михайловича Горича — «мужа-мальчика, мужа-слуги из жениных пажей», во всем беспрекословно подчиняющегося своей жене Наталье Дмитриевне. Типичной москов­ской семьей выступает княжеская семья Тугоуховских, которая, как и все представители дво­рянской среды, признает в людях только знат­ность, богатство и чины. Интересы княжон огра­ничиваются нарядами и сплетнями, а родители озабочены поиском подходящих женихов для своих дочерей. Пристрастие к «хорошему тону», который немыслим без французского языка, ха­рактеризует Хрюмину-внучку. «Хороший тон», однако, не способен скрыть злобу и постоянное недовольство этой строптивой графини.

Полноту и законченность образу барской Мос­квы придают также многочисленные упомина­ния о других людях, таких как Кузьма Петрович, Фома Фомич, Татьяна Юрьевна и др., об их жиз­ни и нравах.

Резко выделяется из этой среды лишь Чацкий — вольнолюбивый молодой человек, свято веря­щий в людей, в силу разума, отстаивающий сво­боду и уверенный в скорой гибели фамусовского мира. Рабской морали барской Москвы Чацкий противопоставляет высокое понимание долга и чести, общественной роли и обязанностей чело­века.

Читайте также:
Молчалин - антипод Чацкого (по комедии Горе от ума Грибоедова А.С.): сочинение

Свободный и самостоятельный образ мыслей вместо безмолвного преклонения перед «мнени­ями чужими», независимость и гордое достоин­ство вместо низкопоклонства и лести перед выс­шими чинами, служение делу, а не лицам — та­ковы моральные принципы этого героя. Но его время, к сожалению, еще не настало. Москов­ское общество не желает принять его, потому что видит в нем угрозу устоявшимся правилам и сте­реотипам своей среды.

Жизненность образов, созданных Грибоедо­вым, так поразила современников драматурга, что буквально вся Москва отыскивала и находи­ла в своей среде тех людей, с которых могли быть списаны герои произведения. Сатирические об­разы, созданные писателем, позднее были разви­ты и переосмыслены М. Е. Салтыковым-Щедри­ным, который в хронике «В среде умеренности и аккуратности» представил дальнейший жизнен­ный путь Молчалина, достигающего и в новых условиях «степеней известных». Герои, подобные персонажам «Горя от ума», еще не раз будут встречаться в произведениях других авторов, что говорит о невероятной правдивости и типичнос­ти созданных великим драматургом картин и об­разов.

Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Сравнивая дворянское общество Москвы у Пушкина и Грибоедова, мне хотелось бы начать с творчества второго и не только потому, что Грибоедов писал несколько раньше, чем Пушкин, а потому, что Грибоедов свою комедию «Горе от ума» полностью посвятил дворянству Москвы. Пушкин же уделяет большее внимание дворянству Петербурга, описывая нравы московского провинциального дворянства лишь для сравнения со столичным обществом. Однако в изображении московского дворянства этими двумя поэтами много общего, и можно сказать, что Пушкин унаследовал

некоторые грибоедовские традиции в изображении дворянских кругов Москвы. Следует отметить, что во времена Грибоедова и Пушкина Москва не являлась столицей и не была таким блистательным городом, каким был Петербург, — она казалась провинциальным городом. Жизнь в Москве не была бурной и стремительной, а сам город нес на себе печать старины, которая проявлялась в особой степенности, размеренности и неторопливости. Особенно это было заметно зимой, когда город, занесенный снегом, как бы впадал в зимнюю спячку. Безусловно, такой уклад жизни и сама атмосфера города не могли не повлиять и на общество, в том числе и дворянство. Следует также отметить, что московские дворяне не принадлежали к высшему свету, находящемуся в Петербурге. Это были, как правило, люди, которые никогда не служили при дворе, или же те, которые ушли в отставку и уехали в Москву доживать свои дни. Белинский даже назвал Москву «столицей отставников». Нравы здесь отличались особой консервативностью. Пожилые люди тяжело уживаются с теми новшествами, которые несет с собой молодое поколение, и в Москве все новое получает яростный отпор со стороны старых дворян, многие из которых одной ногой стоят в могиле, как, например, князь Тугоуховский.

Но в Москве живут не только дряхлые старухи и старики. Здесь живут разные болтуны и мошенники типа Загорецкого, которые, ублажая богатых дураков, попадают к ним в большую милость. Московская молодежь, не отличающаяся большим умом, увлечена французскими романами. Все занятия молодых людей заключаются в том, что они разъезжают по балам, хвастаясь друг перед другом последними достижениями моды, и собирают сплетни. Именно о таком образе жизни мы читаем в комедии «Горе от ума» Грибоедова :

В любви предателей, в вражде неутомимых.

Нескладных умников, лукавых простаков,

Старух зловещих, стариков.

Дряхлеющих над выдумками, вздором…

Чацкий пытается расшевелить то дворянское болото, в которое он попадает, приехав в Москву, «из дальних странствий возвратясь». Но, как писал Гончаров в статье «Мильон терзаний», «один в поле не воин, даже если он Чацкий». Московское дворянство глухо к передовым идеям своего времени, ведь на страже старых порядков стоят такие «защитники», как Фамусов и Скалозуб. И что же является их идеалами?

Вот то-то, все вы гордецы!

Спросили бы, как делали отцы?

Учились бы, на старших глядя:

Мы, например, или покойный дядя…

Да, идеал Фамусова — дядя: «Упал он больно, встал здорово». Здесь мы видим полное отрицание новых, свободолюбивых мыслей и идей. О чем тут еще можно говорить? Традиции — вот основа московского дворянства!

Никакой инициативы, действия только по приказу — это жизненное кредо полковника Скалозуба. А повышение по службе можно получить и без особых боевых заслуг: «Да, чтоб чины добыть, есть многие каналы…»

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» — это сатира, порой очень жесткая, на беспробудно спящее московское дворянство, состоящее из Фамусовых, скалозубов, загорецких, тугоуховских, готовых пресмыкаться, льстить, лукавить, чтобы получить хоть самую малую милость от лица вышестоящего.

В отличие от сатиры Грибоедова в романе в стихах А. С. Пушкина «Евгений Онегин» звучит всего лишь легкая ирония, юмор в отношении московского дворянства, которое так непохоже на блистательный высший свет Петербурга. И все же описания московского дворянского общества у Пушкина сродни описанию московских дворян Грибоедова. Все та же легкомысленная и ветреная молодежь, увлеченная французскими романами, девушки, взбивающие «кудри по моде» и рассказывающие друг другу «сердечные тайны, тайны дев». Так, в Москве главную героиню романа «Евгений Онегин» Татьяну возят по бесчисленным «тетушкам», которые ничуть не изменились и являются живыми памятниками старого времени:

Но в них не видно перемены:

Все в них на старый образец…

Московское общество скучно, глупо и равнодушно ко всему, что происходит вокруг. Сплетни являются обычным предметом разговора. Главная задача для родителей — это как бы поудачней да повыгодней женить или выдать замуж свое чадо. Для этого отлично служат балы, где «невест обширный полукрут все чувства поражает вдруг».

И все-таки Пушкин с большой любовью относится к Москве и к ее патриархальным дворянским семьям. Московские дворяне не похожи на дворян поместных, где «барыня сама езжала по работам, солила на зиму грибы, вела расходы, брила лбы». Не похоже дворянское общество Москвы и на благородное собрание Петербурга, где царит «и холод гордости спокойной, и эта смесь чинов и лет». Пушкин отдает дань уважения «белокаменной Москве» с ее

Как часто в горестной разлуке.

Читайте также:
Чацкий как выразитель идей декабристов (по комедии А. С. Грибоедова Горе от ума): сочинение

В моей блуждающей судьбе,

Москва, я думал о тебе!

В заключение следует сказать, что и Пушкину, и Грибоедову удалось очень точно изобразить дворянское общество своего времени, в частности, московское дворянство.

Что означают дворянские титулы? Часть 2: как было в России

Кажется, что князь — аналог европейского короля. Но не совсем, это было бы слишком просто!

Аналогом европейского короля можно назвать Великого князя, хотя его власть не обязательно наследуется сыном и новый Великий князь не избирается, подобно императору Священной Римской империи.

Тогда удельных князей можно сопоставить с герцогами, как и было принято. Герцоги — бывшие племенные вожди, князей также можно назвать предводителями своих уделов. Как король мог, в принципе, сместить герцога, так и Великий князь мог перемещать князей по уделам.

Конечно, до наступления феодальной раздробленности. Правда, в отличие от «настоящих», «русские герцоги» никогда не были родовыми вождями…

Ими были бояре, хотя и не все. Бывшая родовая знать — это старое боярство, военная аристократия, вотчинники, т. н. земские бояре. Были и другие — княжие бояре, среди которых выделялись введенные и путные. Княжие бояре — пожалованные боярским званием, но не относящиеся к стариной родовой знати и часто не имевшие собственных вотчин.

  • Введенные бояре — управляющие делами князя. Вместе с земскими они составляли категорию думных — бояр, заседавших в Думе.
  • Путные бояре — скорее чиновники, занимавшиеся управлением отдаленными территориями и сбором с них податей, а также дворцовая администрация.

Одно «но»: бояре никогда, даже в пору раздробленности, не владели городами. А управляли временно, в отсутствие князя.

И с этой точки зрения бояр можно сопоставить с графами или маркизами. Или баронами — «свободными людьми». Причем боярин-вотчинник волен был поступать на службу к кому захочет, а вот путный или введенный боярин зависел от князя, от которого получал землю или кормление.

К. Е. Маковский, «Поцелуйный обряд (Пир у боярина Морозова)» Фото: Источник

Все, иных титулов в допетровской Руси не было. Были придворные и военные чины — но это не титулы, а должности.

Первые значительные перемены происходят с созданием единого Московского государства: удельные князья и бояре теряют самостоятельность. Князья сохраняют формальные титулы, превращаясь в бояр; бояре постепенно утрачивают право отъезда к другому князю. Эти процессы аналогичны тем, что происходили в Европе: титулы «отрываются» от землевладения и военной иерархии, становясь условным, формальным показателем статуса.

С титулами иногда путают звания — стольников, окольничих и т. д. Увы, это лишь придворные чины, должности, никак не связанные с земельной родовой собственностью. А с XVI века и слово «боярин» приобретает второе значение: думный чин, который может присваиваться и дает право на участие в заседаниях Думы.

Присваиваться он может и дворянам, в это время начинающим теснить боярство. Кстати, дворянство у нас, в отличие от европейского — сплошь не титулованное, то есть не имевшее родовых титулов.

И лишь с XVIII века в России впервые вводятся европейские дворянские титулы — граф и барон.

Пётр Павлович Шафиров Фото: ru.wikipedia.org

Первым русским бароном (1710 г.) становится Петр Павлович Шафиров — дипломат, вице-канцлер, многолетний руководитель российской почты. Первым графом (1702 г.) — Федор Алексеевич Головин (канцлер). Вторым графским титулом награжден, что неудивительно, Александр Данилович Меншиков. Оба получают титул от императора Священной Римской империи.

В 1706 году сам Петр возводит в графское достоинство полководца, генерал-фельдмаршала Б. П. Шереметева. Эта практика получения иностранных и российских титулов сохраняется и в дальнейшем.

Римский император присваивает и первые «новые» княжеские титулы. Первые светлейшие князья (1707 г.) — А. Д. Меншиков (1707 г.) и господарь Молдавии Д. К. Кантемир (1711 г.). Далее княжеский титул не присваивается до 1797 года, когда Павел I возводит в княжеское звание чиновника и дипломата А. А. Безбородко — к тому времени графа Римской империи. Заодно род графов Безбородко принимается в число российских графских родов. А в 1799 году княжеский титул от короля Сардинии получает А. В. Суворов.

Й. Крейцингер, «Портрет фельдмаршала графа А. В. Суворова», 1799 г. Фото: ru.wikipedia.org

С 1796 года прекращаются пожалования российским подданным римских титулов.

К концу XIX века в Империи насчитывается около 20 пожалованных княжеских родов и 310 графских (возведение в которые продолжается и в XX веке). Естественно, были еще потомственные русские и иностранные князья, а также иностранные графские и баронские роды.

Как правило, титулы присваивались по порядку, от низшего к высшему. Так, промышленники Строгановы последовательно становятся: баронами (1722 г.), затем графами (1761 г.). «Нижний» титул при этом обычно утрачивался. Были и исключения: при удвоении фамилии за счет полученной почетной фамилии-прозвища или унаследованной фамилии. Например, Суворов — граф Рымникский, он же князь Италийский.

Сложнее с баронским званием. Первоначальный, европейский, титул барона звучал очень солидно: королевский ленник, «свободный господин». В России столь глубоких корней у баронских семей не было, хотя изначально титул вроде бы вводился для прибалтийского дворянства.

Кроме того, баронское звание нередко присваивалось вместе с дворянским — как тем же Строгановым (утратившим при этом носимое с 1610 года почетное звание именитых людей). И далее баронами становятся не только урожденные дворяне (такие как Аракчеев), но и купцы, промышленники, банкиры…

Но все это касается мужчин. Женщины получали титул мужа. Или утрачивали свой, выходя замуж за не титулованного.

Свои нюансы имели обращения к «благородным господам». Бароны так именовались: «господин барон» или общедворянским «ваше благородие». Единственное исключение — тайный советник барон И. А. Черкасов, который получает звание Высокородного, переходящее вместе с титулом к его потомкам.

Иван Антонович Черкасов Фото: ru.wikipedia.org

Графы именуются: «Ваше высокоблагородие», затем «Ваше сиятельство».

К князю также обращаются «Ваше сиятельство». Но — не ко всякому. Особая категория — князья императорской крови, именуемые «Ваше императорское высочество» или «Ваше высочество», в зависимости от положения в роду.

А вот «Светлостью» именуются именно светлейшие князья. Причем титулование «Светлостью» могло быть пожаловано уже после присвоения княжеского титула.

Что еще почитать по теме?

Какие звания и титулы существовали в России в XIX в. Российское дворянство. За какие заслуги можно было стать графом? Принц, маркиз, герцог… Какие редкие дворянские титулы употреблялись в России?

Читайте также:
Достойна ли Софья любви Чацкого: сочинение

Теги: бояре, титул, дворяне, Русь, Россия

Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума»

Произведение «Горе от ума» было написано в 1824 году. В это время в России наблюдается бурное развитие общественной мысли и появление тайных политических обществ. Главный герой комедии — Чацкий — представитель новых идей, но, вместе с тем, в произведении перед нами предстает картина патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен. Именно с этой Москвой борется Чацкий. В комедии есть как главные герои, так и второстепенные, а также герои-маски и внесценические персонажи.

Софья — одна из главных героинь комедии. Хотя

она и не поддерживает Чацкого, автор не делает ее характер полностью отрицательным. Характер Софьи достаточно противоречив: она по-житейски умна, дает меткие характеристики другим героям, однако ее личные достоинства подавлены обществом, его устоями. Одна из главных тем в произведении — воспитание. Софья была воспитана, как было принято в дворянских домах того времени, на французских сентиментальных романах.

Именно оттуда она черпала свою мудрость. Они научили ее чувствовать и не думать при этом. Софья живет по образцам, которые дало ей общество. Она, так же как и Наталья Дмитриевна и княгиня Тугоуховская, хочет

найти «мужа-мальчика, мужа-слугу».

И Грибоедову кажется нелепым зависимость мужчин от власти женщин. Они добровольно отдали свою независимость и довольствуются жалкой ролью, которую отвели им их жены. Власть женщин — это отличительная черта фамусовского общества. Отец Софьи — богатый московский барин. Единственное, что доставляет ему удовольствие, так это еда и праздное времяпрепровождение.

Он не очень образован, и была бы его воля, он бы и дочь оставил без образования, однако это не принято в обществе, и Фамусов не может пренебречь законами света. Павел Афанасьевич — один из тузов Москвы. Все богатые и знатные вызывают у него восхищение, причем неважно, как они этого достигли: трудом или «умением подслужиться».

Одним из таких уважаемых Фамусовым людей является Скалозуб. Он представляет собой яркий пример грубого солдафона, который получил орден за то, что вместе с братом «засели в траншею». Он говорит, что «счастлив в друзьях «, которых, «смотришь», перебьют, и ему достанется заветный генеральский чин. Скалозуб, например, ничего не знает о Настасье Николавне, потому что «с ней вместе не служил», так он шутит с претензией на оригинальность.

Он — военный, но встретить его можно только в светских гостиных. Главное занятие для него — собирание сплетен и танцы. Он стремится доставить другим удовольствие, рассказывая свежие новости. В основном, он грубый и невежественный человек, однако он желанный гость в доме Фамусова, потому что добился высокого положения и потому что не женат. Важным в галерее лиц является и Репетилов.

У него говорящая фамилия, что означает «повторяю». В чем-то он похож на Чацкого: он повторяет его мысли, идеи, но при этом не верит в них, как Чацкий. Репетилов посещает Английский клуб, однако для него это только развлечение.

Репетилов — двойник Чацкого, но в его устах новые идеи подвергаются сомнению. На свете есть и умные люди, как Чацкий, но есть и пустословы, как Репетилов. Чацкий в комедии выражает идеи декабристов. Как известно, автор не во всем был согласен с ними, поэтому и пытается показать, что декабристы — это те же Чацкие, которых никто не понимает.

Полная противоположность Чацкому — Молчалин. Он готов всем услужить, угождать тому, кто выше его по рангу, как завещал ему еще отец. Молчалин дошел в своей услужливости до того, что играет роль влюбленного в дочь своего хозяина. Он готов на любые унижения, лишь бы добиться своего. Его истинную сущность видит только Чацкий.

В Молча-лине совсем нет искренности. Он — хамелеон. Молчалин приспосабливается к людям и обстоятельствам. После сцены разоблачения у каждого из героев остается по «мильону терзаний», у Молчалива же их всего на гривенник.

Конечно, он будет чувствовать неудобство на первых порах, однако затем он вновь приспособится к новым условиям. Грибоедов изобразил фамусовское общество, отразив при этом весь московский высший свет. Большую роль в этом обществе играют и внесценические персонажи. Они не появляются на сцене, однако имеют большое значение для раскрытия основного конфликта пьесы.

В фамусовском обществе есть и герои-маски. Их образы максимально обобщены. Автору не интересна их философия, они занимают его лишь как важные приметы времени. Например, такие герои как г. N. и г. В., заинтересованные лишь в распространении сплетен. Все общество придерживается одних взглядов: ненависть к просвещению, приверженность к старым традициям, подражание иностранцам.

Чацкого возмущает слепое следование всему иностранному. Например, в образовании важно лишь наличие и присутствие учителей «числом поболее, ценою подешевле». Все девушки воспитываются на французских романах. Крепостное право для фамусовского общества — нормальное явление.

Здесь встречают людей «по одежке». Если человек богат, то неважно, что он провел вею жизнь в унижениях. Все фамусовское окружение объединяет боязнь изменений. Они понимают, что если в общество придут идеи Чацкого, то они — все эти фамусовы и молчалины — останутся не у дел.

Чацкий шутит, высмеивает священные нормы жизни фамусовского общества. Ему мстят тем же способом: из него делают шута и посмешище и, я конце концов, объявляют сумасшедшим с легкой руки Софьи. Но она имела в виду любовное сумасшествие, а общество — социальное. «Безумен по всему» — в этом приговор общества устами Загорецкого.

Итак, в «группе из двадцати лиц отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы». И пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, — до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, молчаливых и других.

Московское дворянство в «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

Московское дворянство в «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

Литеровед представляет краткое сочинение на тему «Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», раскрывающее истинное лицо высшего света Москвы начала 19 века.

Читайте также:
Образ Чацкого в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (7): сочинение

Каждый город имеет своих летописцев. Описывая особый городской колорит, обычаи, традиции, авторы передают свое отношение, дух эпохи. В комедии А. С. Грибоедова мы видим Москву первой половины 19 века. Сам коренной москвич, автор просто и ярко описал тот город, который знал, и особое внимание он уделил московскому дворянству.

В начале комедии Москва предстает перед нами как образ, сложенный из отдельных штрихов, едва намеченных портретов в репликах героев. Только во второй половине комедии, когда к Фамусову собираются гости, мы можем увидеть полную картину московского общества. Этим приемом Грибоедов добивается того, что мы встречаемся с людьми, о которых уже что-то слышали, с которыми заочно знакомы.

Наиболее яркими представителями дворянской Москвы являются Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Все москвичи похожи между собой, говоря словами Фамусова, «на всех московских есть особый отпечаток».

Павел Афанасьевич Фамусов – человек почтенного возраста. Жена его давно умерла, дочь Софья уже взрослая девица на выданье. В произведении герой выполняет функцию выразителя взглядов правящего класса. Его должность способствует этому, он служит управляющим в казенном месте. Из его слов понятно, что он пользуется служебным положением, чтобы помочь своей родне. В его ближайшем подчинении находятся родные и близкие люди, чужие встречаются редко. Это обычная практика в Москве.

Идеалом Павла Афанасьевича является его дядя Максим Петрович. Он был очень богатым человеком, имел много людей в услужении, даже ел из золотой посуды. Дядя многократно награжден орденами за неизвестные заслуги перед Отечеством. Он всю жизнь служил при дворе и был в милости. Заслужил он свой почет тем, что упал нечаянно при царице. Она улыбнулась. Тогда он упал снова уже нарочно. Царица расхохоталась. «Упал он больно, встал здорово», – резюмирует Фамусов. Еще об одном почтенном камергере, ныне почившем, он говорит, что его жизнь достойна похвалы. Заслугами покойного является то, что он сам был богат, женился на богатой, помог сыну получить высокую должность.

Фамусов убежденный крепостник. Он ненавидит просвещение, считает, что книги приносят вред. Грибоедов запечател в нем черты реакционно настроенного чиновника. Каждый день Фамусова наполнен «важными» делами. Во вторник он приглашен на форель, в четверг должен быть на погребенье, в один из дней на крестинах.

Секретарем Фамусова и его достойным подражателем является Алексей Степанович Молчалин. Он небогатый дворянин, приехал в Москву из Твери. Его с детства приучали к рабскому поклонению сильным мира сего. Отец учил его всем угождать.

Алексей Степанович относится к тем редким исключениям, которых Фамусов считает «чужими» на службе. Он не родственник Фамусову. Хочется добавить «пока», потому что Молчалин метит в зятья. Павел Афанасьевич ценит его деловые качества. Молодой человек умеет услужить и таким способом двигается по карьерной лестнице. Сам он отмечает у себя два таланта: «умеренность и аккуратность».

Кроме того, он входит в доверие к влиятельным людям, они ему оказывают покровительство. Молчалин считает, что в его возрасте «не должно сметь свое суждение иметь», нужно «зависеть от других», чтобы в дальнейшем получить должность. Молчалин является тайным любовником Софьи. Он не любит ее, но брак с ней поможет ему в карьере. Он в своих делах не руководствуется чувствами, во всем виден только холодный расчет. Молчалин стал символом лакейства и подлости.

Еще один человек, которому благоволит Фамусов, – полковник Скалозуб Сергей Сергеевич. Он соответствует всем критериям достойного человека, которые существуют в московском обществе. Скалозуб богат, метит в генералы. Причем, на пути к цели он не гнушается никакими способами, хотя считает себя честным офицером. Он руководствуется в своих действиях идеалами «века минувшего». Цель его службы заключается не в защите Родины от врагов, как должно быть, а в достижении званий и орденов.

Вся жизнь Скалозуба связана с армией, он и образование получал в казарме. Его речь изобилует военными терминами, он обо всем судит с армейской точки зрения. Иногда это доходит до абсурда и создает комический эффект. На вопрос Фамусова о степени родства с Настасьей Николавной он отвечает: «Мы с нею вместе не служили». По мнению Софьи, он слова умного ни разу не сказал. Иными словами, Скалозуб – образец аракчеевской армейской среды. Его облик не является карикатурой, он правдиво отражает армейскую элиту того времени.

Эти герои имеют все черты, характерные для московского общества начала 19 века. Новые идеи для них неприемлемы. Высказывать их запрещено, вольнодумство может быть истолковано как сумасшествие. Пример Чацкого ярко иллюстрирует это. Все очень легко поверили в то, что Чацкий не в себе. Герой ответил им, что в их обществе немудрено сойти с ума. Фамусовская Москва проводит время в развлечениях, погрязла в интригах, сплетнях. Они гордятся собой, считая себя избранниками нации.

Есть в комедии упоминания о других людях. Например, брат Скалозуба после войны 1812 года оставил службу и уехал в деревню, где читает книги. Князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, также не вписывается в общую картину. Он изучал в институте химию и ботанику. Теперь его считают пропащим человеком.

Все персонажи, собравшиеся в доме Фамусова, говоря словами И. А. Гончарова, отразили всю Москву, «ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы». Грибоедов отмечает бездушие своих персонажей. Они спрятались под масками добропорядочных людей, а под масками пустота.

Формирование и возвышение дворянства

В XII веке к высшей знати, приближенной к власти, относили бояр. Дворянское сословие только начинало формироваться и представляло собой группу служивых людей, связанных с хозяйством князя. Они владели государственными землями, служили в дружине, исполняли разные обязанности при дворе, но политического влияния не имели.

В период феодальной раздробленности для укрепления власти и привлечения соратников удельные князья жаловали дворянам земли за службу в войске. Новые владельцы земли могли распоряжаться не только дарованными территориями, но и крестьянами, которые работали на них.

В Судебнике, опубликованном в 1497 году, ограничивалось право перехода крестьян. Крепостное право закреплялось на государственном уровне, а вместе с этим расширялись права дворян на людей, работающих в их поместных владениях. Иван Грозный, желая ослабить боярскую власть, взял курс на централизацию монархии. Царь приблизил к себе дворян из древних знатных родов, частично наделив их государственной властью.

Читайте также:
Анализ эпизода Бал в доме Фамусовых из комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Расцвет дворянства принято относить к периоду правления Петра Первого. Император ввёл принцип единонаследия и упразднил боярство, выпустив знаменитый «Табель о рангах». В этом документе пожалование старых аристократических титулов прекращалось. Происхождение человека и его принадлежность к знатному роду уже не имели огромного значения при получении титула дворянина.

Для служивых людей вводились чины, которые определяли социальное положение. Из-за большого количества самозванцев был сформирован список дворянских фамилий России с описанием и характеристикой родов, который проверяла и редактировала специальная комиссия. Вводился общий гербовник дворянских родов Российской империи.

Политику поддержки дворянства продолжила Екатерина II. Во времена её правления русской аристократии было предоставлено большое количество привилегий:

  • дворяне получили право облагать крестьян подушной податью;
  • представители сословия освобождались от налогообложения;
  • отменялась обязанность поступать на военную или государственную службу;
  • вводилась должность предводителя уездного дворянства, что позволяло осуществлять власть в губерниях и уездах.

К XVII веку дворянство стало играть ключевую роль в развитии государства. Представители этого сословия отличались образованностью, поэтому большинство учёных, государственных деятелей, писателей, композиторов, предпринимателей и дипломатов родом именно из дворянских семей.

Упадок русской аристократии

Буржуазные революции в Европе и Отечественная война в России поменяли отношение некоторых представителей дворянства к монархической власти. Молодёжь проникается республиканскими настроениями, образуются тайные общества и революционные движения.

Восстание декабристов, а затем и крестьянские бунты после Крымской войны постепенно приводят к отмене крепостного права. Освобождение крестьян повлекло ослабление экономических и административных позиций дворян. Личное дворянство постепенно замещается понятием «почётный гражданин». Старые знатные роды начали угасать и терять политическое влияние в государстве. Класс рабочих, наоборот, начинал преобладать. После Октябрьской революции все сословия были полностью ликвидированы.

В настоящее время потомки русских дворян могут доказать свою принадлежность к роду, собрав необходимые документы.

Дворянские корни в современном обществе не дают никаких привилегий, но предоставляют возможность вступить во Всероссийское дворянское собрание и вести культурную и просветительскую деятельность.

Классификация высшего сословия

Дворянское сословие было неоднородным. Представители аристократии могли отличаться друг от друга титулом, чином, материальным положением, знатностью и древностью рода. После введения «Табеля о рангах» был сформирован своеобразный рейтинг (иерархия) дворянских титулов в России.

Древнейшие династии

Первые дворяне появились на Руси уже в XII веке в Московском княжестве. Титул передавался из поколения в поколение. Потомки получали в наследство не только земли с крестьянами, но и определённые права и привилегии, родовой герб.

К категории древнейших аристократов в истории принято относить столбовых дворян. Это представители древних боярских и княжеских семей, которые были приближены к власти ещё до воцарения Романовых.

К столбовым относились семейства, чьи родословные зафиксированы в Бархатной книге российского дворянства или Государевом Родословце. Категория столбовых дворян считается многочисленной. Знаменитыми древнейшими дворянами являлись:

  • Голицыны;
  • Хованские;
  • Куракины;
  • Трубецкие;
  • Репнины;
  • Долгоруковы.

Следует отметить, что знатность семейства никак не влияла на количество прав. Такие семьи имели равное количество привилегий с другими представителями этого сословия.

Титулованная знать

Князь — древнейший дворянский титул. Это понятие было введено во времена правления династии Рюриковичей. Князем называли правителя государства или определённой территории, власть передавалась по старшинству. В славянской культуре титул князя можно сопоставить со званием конунга, в европейской истории — с герцогом или принцем.

Титул князя не был упразднён и после воцарения Петра Первого. За особые заслуги императоры присваивали это звание некоторым представителям дворян:

  • Меньшикову А. Д.;
  • Лопухину Д. В.;
  • Волконскому Н. Г.;
  • Кутузову М. И.

Титул граф впервые был введён Петром Первым. Это понятие появилось в Римской империи в средневековый период. Графом называли представителя аристократического рода, наделённого властью. Император жаловал этот титул за особые заслуги перед Отечеством. Первыми титулованными графами были:

  • Шереметьев Б. П.;
  • Головкин Г. И.;
  • Зотов Н. М.;
  • Толстой Г. И.

Графский титул мог присваиваться дворянам не только императором России, но и властями других государств. Некоторые представители сословия носили титул графа Римской империи.

Титул барон также введён Петром Первым. Его получали преимущественно крупные банкиры, промышленники, финансисты. Бароны, в отличие от других представителей титулованной знати, могли не иметь дворянского происхождения. Первыми баронами в России стали А. И. Остерман, П. П. Шафиров, братья Строгановы.

Другие категории

В аристократическом обществе России выделяли группы потомственных и личных дворян. Первая категория существует с царских времён. Она характеризуется тем, что дворянский титул переходит всем наследникам династии. Потомственное дворянство жалуется лицам, чьи предки внесли неоценимый вклад в развитие государства на военной или гражданской службе. Вместе с титулом дворянина потомкам, как правило, передавалось право владения поместьями, крестьянами и прочим имуществом.

Личные дворяне появились одновременно с «Табелем о рангах». Пётр Первый желал сделать титул доступным для других слоёв населения, поэтому жаловал это звание лицам незнатного происхождения, дослужившимся до высокого класса на военной или гражданской службе. Личное дворянство, в отличие от потомственного, не передавалось по наследству детям.

Сочинение на тему: ИЗОБРАЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА 20-х ГОДОВ XIX ВЕКА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»

Московское дворянство в «Горе от ума» (А.С. Грибоедов)

Литеровед представляет краткое сочинение на тему «Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», раскрывающее истинное лицо высшего света Москвы начала 19 века.

Каждый город имеет своих летописцев. Описывая особый городской колорит, обычаи, традиции, авторы передают свое отношение, дух эпохи. В комедии А. С. Грибоедова мы видим Москву первой половины 19 века. Сам коренной москвич, автор просто и ярко описал тот город, который знал, и особое внимание он уделил московскому дворянству.

В начале комедии Москва предстает перед нами как образ, сложенный из отдельных штрихов, едва намеченных портретов в репликах героев. Только во второй половине комедии, когда к Фамусову собираются гости, мы можем увидеть полную картину московского общества. Этим приемом Грибоедов добивается того, что мы встречаемся с людьми, о которых уже что-то слышали, с которыми заочно знакомы.

Наиболее яркими представителями дворянской Москвы являются Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Все москвичи похожи между собой, говоря словами Фамусова, «на всех московских есть особый отпечаток».

Читайте также:
В ЧЕМ СМЫСЛ ПРОИЗВЕДЕНИЯ А. С. ГРИБОЕДОВА “ГОРЕ ОТ УМА”: сочинение

Павел Афанасьевич Фамусов – человек почтенного возраста. Жена его давно умерла, дочь Софья уже взрослая девица на выданье. В произведении герой выполняет функцию выразителя взглядов правящего класса. Его должность способствует этому, он служит управляющим в казенном месте. Из его слов понятно, что он пользуется служебным положением, чтобы помочь своей родне. В его ближайшем подчинении находятся родные и близкие люди, чужие встречаются редко. Это обычная практика в Москве.

Идеалом Павла Афанасьевича является его дядя Максим Петрович. Он был очень богатым человеком, имел много людей в услужении, даже ел из золотой посуды. Дядя многократно награжден орденами за неизвестные заслуги перед Отечеством. Он всю жизнь служил при дворе и был в милости. Заслужил он свой почет тем, что упал нечаянно при царице. Она улыбнулась. Тогда он упал снова уже нарочно. Царица расхохоталась. «Упал он больно, встал здорово», – резюмирует Фамусов. Еще об одном почтенном камергере, ныне почившем, он говорит, что его жизнь достойна похвалы. Заслугами покойного является то, что он сам был богат, женился на богатой, помог сыну получить высокую должность.

Фамусов убежденный крепостник. Он ненавидит просвещение, считает, что книги приносят вред. Грибоедов запечател в нем черты реакционно настроенного чиновника. Каждый день Фамусова наполнен «важными» делами. Во вторник он приглашен на форель, в четверг должен быть на погребенье, в один из дней на крестинах.

Секретарем Фамусова и его достойным подражателем является Алексей Степанович Молчалин. Он небогатый дворянин, приехал в Москву из Твери. Его с детства приучали к рабскому поклонению сильным мира сего. Отец учил его всем угождать.

Алексей Степанович относится к тем редким исключениям, которых Фамусов считает «чужими» на службе. Он не родственник Фамусову. Хочется добавить «пока», потому что Молчалин метит в зятья. Павел Афанасьевич ценит его деловые качества. Молодой человек умеет услужить и таким способом двигается по карьерной лестнице. Сам он отмечает у себя два таланта: «умеренность и аккуратность».

Кроме того, он входит в доверие к влиятельным людям, они ему оказывают покровительство. Молчалин считает, что в его возрасте «не должно сметь свое суждение иметь», нужно «зависеть от других», чтобы в дальнейшем получить должность. Молчалин является тайным любовником Софьи. Он не любит ее, но брак с ней поможет ему в карьере. Он в своих делах не руководствуется чувствами, во всем виден только холодный расчет. Молчалин стал символом лакейства и подлости.

Еще один человек, которому благоволит Фамусов, – полковник Скалозуб Сергей Сергеевич. Он соответствует всем критериям достойного человека, которые существуют в московском обществе. Скалозуб богат, метит в генералы. Причем, на пути к цели он не гнушается никакими способами, хотя считает себя честным офицером. Он руководствуется в своих действиях идеалами «века минувшего». Цель его службы заключается не в защите Родины от врагов, как должно быть, а в достижении званий и орденов.

Вся жизнь Скалозуба связана с армией, он и образование получал в казарме. Его речь изобилует военными терминами, он обо всем судит с армейской точки зрения. Иногда это доходит до абсурда и создает комический эффект. На вопрос Фамусова о степени родства с Настасьей Николавной он отвечает: «Мы с нею вместе не служили». По мнению Софьи, он слова умного ни разу не сказал. Иными словами, Скалозуб – образец аракчеевской армейской среды. Его облик не является карикатурой, он правдиво отражает армейскую элиту того времени.

Эти герои имеют все черты, характерные для московского общества начала 19 века. Новые идеи для них неприемлемы. Высказывать их запрещено, вольнодумство может быть истолковано как сумасшествие. Пример Чацкого ярко иллюстрирует это. Все очень легко поверили в то, что Чацкий не в себе. Герой ответил им, что в их обществе немудрено сойти с ума. Фамусовская Москва проводит время в развлечениях, погрязла в интригах, сплетнях. Они гордятся собой, считая себя избранниками нации.

Есть в комедии упоминания о других людях. Например, брат Скалозуба после войны 1812 года оставил службу и уехал в деревню, где читает книги. Князь Федор, племянник княгини Тугоуховской, также не вписывается в общую картину. Он изучал в институте химию и ботанику. Теперь его считают пропащим человеком.

Все персонажи, собравшиеся в доме Фамусова, говоря словами И. А. Гончарова, отразили всю Москву, «ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы». Грибоедов отмечает бездушие своих персонажей. Они спрятались под масками добропорядочных людей, а под масками пустота.

Сочинение на тему: ИЗОБРАЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА 20-х ГОДОВ XIX ВЕКА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»

ИЗОБРАЖЕНИЕ МОСКОВСКОГО ОБЩЕСТВА 20-х ГОДОВ XIX ВЕКА В КОМЕДИИ «ГОРЕ ОТ УМА»

В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» со­здан великолепный обобщенный образ барской Москвы начала XIX века. С первых страниц ав­тор вводит нас в быт дворянской семьи, знакомит с нравами дворянского общества, приоткрывает взаимоотношения действующих лиц. Первые сцены в доме Фамусова знакомят нас с одними героями (Фамусов, Софья, Молчалин, Лиза) и подготавливают появление других (Скалозуб, Чацкий).
По мере развития сюжета мы начинаем осоз­навать, что всех этих людей — таких, на первый взгляд, разных, объединяет общая идеология, общий, прочно укрепившийся и устоявшийся быт. Однако в этом обществе все-таки уже ощу­щается разделение на два лагеря: приверженцев старых традиций, защитников крепостного строя и представителей передовой дворянской молоде­жи, уверенных в необходимости переустройства мира.

Самым ярким представителем первого лагеря в комедии выступает Фамусов. Это ярый защит­ник самодержавно-крепостнических порядков. «Как все московские», он ценит в людях только чины и богатство, заявляя Софье: «Кто беден, тот тебе не пара». Собственные принципы Фамусов считает непререкаемыми, а традиции своей сре­ды — нерушимыми и единственно правильными. Он старается убедить Чацкого в необходимости служить «на старших глядя». Когда же тот отка­зывается от службы, объясняя это тем, что «слу­жить бы рад, прислуживаться тошно», Фамусов объявляет его опасным человеком, не признаю­щим властей, и угрожает ему судом. Убежденный защитник самодержавия, этот богатый барин ис­кренне восхищается старыми порядками, верно­стью москвичей дворянским традициям, старым устоям жизни. Он считает вполне законным пра­во помещика распоряжаться людьми по собствен­ному усмотрению: наказывать, продавать, от­правлять в ссылку, на каторгу или поселение.

Читайте также:
Крылатые выражения из произведения Грибоедова «Горе от ума».: сочинение

Крепостных он не считает людьми, не признает в них человеческого достоинства, права на соб­ственное мнение, на личную жизнь. Поэтому со слугами он разговаривает грубо, обзывает осла­ми, чурбанами, называет Петрушками, Филька­ми, Фомками, независимо от их возраста. Само­державно-крепостнический строй является осно­вой благополучия людей, подобных Фамусову, потому все новое они воспринимают как угрозу собственной безбедной и спокойной жизни. Эти люди не привыкли к каким-то действиям, к ак­тивной жизни. Все суждения они «черпают из забытых газет», расшитым мундиром прикрыва­ют свое слабодушие и «рассудка нищету». Наука, просвещение непонятны, недоступны и чужды представителям фамусовского общества. Они ви­дят в образовании и образованных людях угрозу собственному благополучию.

Ученье — вот чума, ученость — вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений, —

Окружение барина не особенно отличается от него своими взглядами, убеждениями, жизнен­ными позициями. Все московское общество жи­вет в уверенности, что другого образа жизни, дру­гих жизненных стремлений, кроме богатства, высокого положения в обществе, власти и влия­ния, нет и быть не может. Эти люди искренне удивляются тому, как, вместо того чтобы полу­чить очередной чин или награду, человек может отправиться в деревню читать книги или увле­каться наукой.

Грибоедов не ограничивается многосторонним изображением Фамусова как барина-крепостника и чиновника-бюрократа. Для наиболее полно­го изображения нравов московского дворянства он вводит красочные образы других лиц, таких, например, как полковник Скалозуб, упорно стре­мящийся к военной карьере и уже достигший немалых успехов на этом поприще. Главная цель жизни этого человека — дослужиться до генера­ла. И он не пренебрегает никакими средствами для достижения желаемого. Ему невероятно ве­зет по службе: «То старших выключат иных, дру­гие, смотришь, перебиты». Скалозуб еще более ограничен в умственном отношении, чем Фаму­сов. Так, например, когда его просят высказать свое мнение о Москве, он может сказать только: «Дистанции огромного размера». При этом даже гордится своим невежеством: «Ученостью меня не обморочишь». Этого служаку интересуют только чины и награды, «выпушки», «погончи­ки», петлички на мундирах, муштра, команда, «фрунт». «Хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки», — эту меткую характерис­тику дает Скалозубу Чацкий. Но именно такие самовлюбленные, тупые поклонники палочной муштры, враги свободы и просвещения преуспе­вали в те времена и занимали в дворянском об­ществе высокое положение.

Московское дворянство в комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума”

Произведение “Горе от ума” было написано в 1824 году. В это время в России наблюдается бурное развитие общественной мысли и появление тайных политических обществ. Главный герой комедии – Чацкий – представитель новых идей, но, вместе с тем, в произведении перед нами предстает картина патриархальной Москвы, боящейся и не желающей никаких перемен. Именно с этой Москвой борется Чацкий.

В комедии есть как главные герои, так и второстепенные, а также герои-маски и внесценические персонажи.

Софья – одна из главных героинь комедии.

Хотя она и не поддерживает Чацкого, автор не делает ее характер полностью отрицательным. Характер Софьи достаточно противоречив: она по-житейски умна, дает меткие характеристики другим героям, однако ее личные достоинства подавлены обществом, его устоями. Одна из главных тем в произведении – воспитание.

Софья была воспитана, как было принято в дворянских домах того времени, на французских сентиментальных романах. Именно оттуда она черпала свою мудрость. Они научили ее чувствовать и не думать при этом. Софья живет по образцам, которые дало ей общество. Она, так же как и Наталья Дмитриевна и княгиня Тугоуховская,

хочет найти “мужа-мальчика, мужа-слугу”.

И Грибоедову кажется нелепым зависимость мужчин от власти женщин. Они добровольно отдали свою независимость и довольствуются жалкой ролью, которую отвели им их жены. Власть женщин – это отличительная черта фамусовского общества.

Отец Софьи – богатый московский барин. Единственное, что доставляет ему удовольствие, так это еда и праздное времяпрепровождение. Он не очень образован, и была бы его воля, он бы и дочь оставил без образования, однако это не принято в обществе, и Фамусов не может пренебречь законами света.

Павел Афанасьевич – один из тузов Москвы. Все богатые и знатные вызывают у него восхищение, причем неважно, как они этого достигли: трудом или “умением подслужиться”.

Одним из таких уважаемых Фамусовым людей является Скалозуб. Он представляет собой яркий пример грубого солдафона, который получил орден за то, что вместе с братом “засели в траншею”. Он говорит, что “счастлив в друзьях “, которых, “смотришь”, перебьют, и ему достанется заветный генеральский чин. Скалозуб, например, ничего не знает о Настасье Николавне, потому что “с ней вместе не служил”, так он шутит с претензией на оригинальность. Он – военный, но встретить его можно только в светских гостиных.

Главное занятие для него – собирание сплетен и танцы. Он стремится доставить другим удовольствие, рассказывая свежие новости. В основном, он грубый и невежественный человек, однако он желанный гость в доме Фамусова, потому что добился высокого положения и потому что не женат.

Важным в галерее лиц является и Репетилов. У него говорящая фамилия, что означает “повторяю”. В чем-то он похож на Чацкого: он повторяет его мысли, идеи, но при этом не верит в них, как Чацкий.

Репетилов посещает Английский клуб, однако для него это только развлечение. Репетилов – двойник Чацкого, но в его устах новые идеи подвергаются сомнению. На свете есть и умные люди, как Чацкий, но есть и пустословы, как Репетилов.

Чацкий в комедии выражает идеи декабристов. Как известно, автор не во всем был согласен с ними, поэтому и пытается показать, что декабристы – это те же Чацкие, которых никто не понимает.

Полная противоположность Чацкому – Молчалин. Он готов всем услужить, угождать тому, кто выше его по рангу, как завещал ему еще отец. Молчалин дошел в своей услужливости до того, что играет роль влюбленного в дочь своего хозяина.

Он готов на любые унижения, лишь бы добиться своего. Его истинную сущность видит только Чацкий. В Молча-лине совсем нет искренности. Он – хамелеон.

Молчалин приспосабливается к людям и обстоятельствам. После сцены разоблачения у каждого из героев остается по “мильону терзаний”, у Молчалива же их всего на гривенник. Конечно, он будет чувствовать неудобство на первых порах, однако затем он вновь приспособится к новым условиям.

Читайте также:
Комическое и трагическое в комедии А. С. Грибоедова Горе от ума: сочинение

Грибоедов изобразил фамусовское общество, отразив при этом весь московский высший свет. Большую роль в этом обществе играют и внесцени-ческие персонажи. Они не появляются на сцене, однако имеют большое значение для раскрытия основного конфликта пьесы.

В фамусовском обществе есть и герои-маски. Их образы максимально обобщены. Автору не интересна их философия, они занимают его лишь как важные приметы времени. Например, такие герои как г. N. и г. В., заинтересованные лишь в распространении сплетен.

Все общество придерживается одних взглядов: ненависть к просвещению, приверженность к старым традициям, подражание иностранцам. Чацкого возмущает слепое следование всему иностранному. Например, в образовании важно лишь наличие и присутствие учителей “числом поболее, ценою подешевле”.

Все девушки воспитываются на французских романах. Крепостное право для фамусовского общества – нормальное явление. Здесь встречают людей “по одежке”. Если человек богат, то неважно, что он провел вею жизнь в унижениях.

Все фамусовское окружение объединяет боязнь изменений. Они понимают, что если в общество придут идеи Чацкого, то они – все эти Фамусовы и моячалины – останутся не у дел. Чацкий шутит, высмеивает священные нормы жизни фамусовского общества.

Ему мстят тем же способом: из него делают шута и посмешище и, я конце концов, объявляют сумасшедшим с легкой руки Софьи. Но она имела в виду любовное сумасшествие, а общество – социальное. “Безумен по всему” – в этом приговор общества устами Загорецкого.

Итак, в “группе из двадцати лиц отразилась вся прежняя Москва, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы”. И пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и “награжденья брать и весело пожить”, пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, – до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, молчаливых и других.

Образ и характеристика Фамусова в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение

В начале 19 века была написана одна из выдающихся комедий А. С. Грибоедова «Горе от ума». В этом сатирическом произведении показано столкновение старого и нового, века нынешнего и века минувшего. Новым поколением, в этой комедии, выступает Чацкий, а приверженцем старого – Фамусов.

Фамусов в комедии играет важную роль, ведь он олицетворяет всех дворянин начала 19 столетия. Он хорошо известен в знатных кругах общества и занимает высокую должность – управляющий в казенном доме. Фамилия у Фамусова говорит сама за себя. Она произошла от слова famus – известный, знаменитый. Это не удивительно, ведь Фамусов очень известен в высшем свете.

Грибоедов очень ярко и детально описывает Фамусова в своем произведении. Павел Афанасьевич приверженец старого строя, он защищает старые традиции и обычаи, считает что нужно уважать старину. Если рассматривать, как Фамусов относиться к образованию, то в комедии хорошо видно, что он категорически против образования. Для него учение сопоставимо чуме. Однако наперекор своим убеждением Фамусов нанимает для своей дочери, Софьи, иностранных учителей, потому что так делают все. Для него ценно общественное мнение и он всегда переживает, что о нем будут плохо говорить в обществе.

Павел Афанасьевич придает большое значение материальному положению и занимаемому место в обществе. Он уважает людей, который смогли подслужиться и согнуться в перегиб, чтобы получить высшие чины. Фамусов считает «гордецом» тех, кто не хочет следовать этим традициям, ведь так «делали отцы». Разговор он ведет с каждым персонажем по-разному. Все зависит от того, какого звание у собеседника. Если перед ним кто-то из высших чиновников, то он будет льстить, а если ниже рангом, то он будет груб, а на слуг вовсе может заорать.

Главной задачей Фамусова, в комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», была показать все устаревшие взгляды дворянин и как глубоко эти привычки засели в их разумах. Грибоедов реалистично показал нам всю суть помещиков-крепостников начала 19 века. Фамусов и ему подобные чиновники не должны стоять у власти. Они безнравственные, а безнравственная власть способна служить только самой себе.

2 вариант

Фамусов — вдовец, который воспитывает дочь Софью. Он богатый управляющий в Москве. Ему не нравятся просвещенные и умные люди. Свою дочь обвиняет в распущенности и считает, что она слишком увлечена чтением книг, которые только засоряют мозг и заставляют человека вольно мыслить. Образование, по его мнению, также бесполезное дело. Фамусов убежден в бесполезности учености для семейной жизни. Для него важнее всего мнение общества, а не то, каким он является на самом деле.

Дворянское общество в те времена жило по законам молвы и слухов. Для них мнение людей было важнее совершенного греха. Фамусов строго следует своим принципам. Для него важно иметь знакомства только с нужными людьми. Они помогут ему извлечь свою выгоду. Он свободный человек и больше не хочет жениться, так как прежняя жена была ветрена. Свободный и богатый человек, но очень прыткий и неугомонный. Может заигрывать с женским полом.

Разговор Фамусова – это чистая русская речь. Это подтверждает его принадлежность к дворянству. В его речи часто встречаются просторечия и деревенские выражения, которые он любит употреблять. Однако его язык нельзя назвать скудным. Он любит традиции своего народа, говорит грамотно и понятно на своем языке. Иностранные слова редко, но появляются в его речи. Некоторые черты его личности заслуживают внимания: добрый нрав и гостеприимность. После смерти отца Чацкого, Фамусов взял его к себе и воспитывал как родного сына. К знатным особам высказывает свое почтение и встречает как родных. Прошлые воспоминания ценит и бережет как зеницу ока.

Фамусов полагает, что ученость вовсе не нужна, однако для своей дочери учителей находит, потому что образование ценится в обществе.

Отрицательных черт в образе Фамусова куда больше, чем положительных. Любит брюзжать и напрасно злиться. Грубо обращается с прислугой. Может обозвать непристойными словам. Знатных и богатых почитает, льстит им, как может. Сумасбродная и властная личность, зацикленная на своей исключительности. Считает, что способность человека выслуживаться —хорошее качество, которое в дальнейшем может помочь завоевать авторитет и должность. К людям относится уважительно, только если они ему выгодны или имеют вес в обществе. Остальных не хочет удостоить своим вниманием, так как они бесполезны для него.

Читайте также:
Главный конфликт пьесы «Горе от ума» Чацкий фамусовские идеалы и принципы: сочинение

Фамусов боится и избегает любых изменений. Его жизненная позиция — постоянство и стабильность. На первый взгляд, Фамусов — бесчувственный человек. В этом есть доля правды.

Сочинение Фамусов в комедии Горе от ума

Грибоедов в своей комедии «Горе от ума» показал проблемы, которые сформировались в начале 19 века. В комедии отражено противостояние двух политических точек зрения. Приверженность старым порядкам и традиционным ценностям автор отразил в образе Фамусова.

Фамусов – конкретный образ, который чётко сформулирован автором. Грибоедов отметил Фамусова в трёх видах: чиновник, помещик, отец. В образе этого человека сконцентрированы черты ярого защитника крепостного дворянства. В высшем свете таких людей было много. Поэтому с уверенностью отмечают, что сформированная характеристика Фамусова в произведении считают основной для представителей богатого сословия тех лет.

Какие черты отмечены у Фамусова?

В кратком сочинении отражается образ Фамусова, который предстаёт перед читателем в качестве представителя старой веры. В своём произведении Грибоедов сильно выделяет его. Его знают в высшем свете, но его считают родовитым дворянином, у которого дядя считался знаменитой личностью при дворе.

Описывая конкретного героя, обратитесь к содержанию образа, поэтому отмечаем, что он защитник старины и преданный хранитель законов. Он является защитником крепостного права, поэтому его должны окружать родные люди, которые обязаны его радовать. Разговаривает с богатыми людьми, а с остальными предпочитает не разговаривать. Служба для него – награды, медали, уважение, деньги. Он пытается угодить людям, которые занимают высокое положение в обществе.

Общается Фамусов с другими членами общества по-разному, учитывая его положение в обществе. Если перед ним человек равный ему по положению в обществе, то он будет разговаривать льстиво. Если он разговаривает с мелким чиновником, то он перейдёт на ты, а с прислугой он разговаривает грубыми фразами.

С дочерью он показывает разные стороны характера. Он может наказывать, ругать, упрекать, заботится и понимающе разговаривать. В молодых людях он видит будущее страны, поэтому не считает необходимым обучать дочь грамоте. Он уверен, что лучшим примером является он сам.

Если рассказывать о моральных критериях, то он убеждён, что жених для её дочери обязан иметь деньги. Если деньги есть, значит, жених хороший. В образе Фамусова, автор показал людей, которых ненавидели декабристы.

Искренне рекомендую использовать эти данные для написания сочинения на вышеуказанную тему.

Также читают:

Картинка к сочинению Образ и характеристика Фамусова в комедии Горе от ума

Популярные сегодня темы

Весной, сразу после зимы все растения постепенно начинают просыпаться, также как и звери.

А. И. Куприн написал рассказ Белый пудель, в котором главными действующими лицами выступают дедушка Мартын Лодыжкин, мальчик Сережа и собака по кличке Арто.

В произведении «Князь Серебряный» идет описание событий второй половины 16 века, где изображаются все характерные черты истории того периода.

Мама вместе с сыновьями Чуком и Геком живут в Москве. Отец работает начальником разведовательно – геологической станции. Чук полный мальчик, который любит собирать разную мелочь.

Честность, самоотверженность, доброта — лучшие качества человека. Такие люди делают мир капельку светлее и пытаются изменить общество. Путь хорошего человека — это очень сложный путь

Нужно средненькое сочинение про Фамусова из “Горе от ума”

u0424u0430u043cu0443u0441u043eu0432 – u043au043eu043du0441u0435u0440u0432u0430u0442u043eu0440 u0434u043e u043cu043eu0437u0433u0430 u043au043eu0441u0442u0435u0439. u0412 u043au043du0438u0433u0430u0445 u0432u0438u0434u0438u0442 u0438u0441u0442u043eu0447u043du0438u043a u0432u043eu043bu044cu043du043eu0434u0443u043cu0441u0442u0432u0430 (“u0443u0436 u043au043eu043bu0438 u0437u043bu043e u043fu0440u0435u0441u0435u0447u044c, u0441u043eu0431u0440u0430u0442u044c u0431u044b u043au043du0438u0433u0438 u0432u0441u0435 u0434u0430 u0441u0436u0435u0447u044c”). u041eu043d – u0443u0431u0435u0436u0434u0435u043du043du044bu0439 u043fu0440u043eu0442u0438u0432u043du0438u043a u043du043eu0432u044bu0445 u043fu0440u043eu0433u0440u0435u0441u0441u0438u0432u043du044bu0445 u0438u0434u0435u0439, u0438u0434u0435u0430u043bu0438u0437u0438u0440u0443u0435u0442 u043fu0440u043eu0448u043bu043eu0435.n

u0424u0430u043cu0443u0441u043eu0432 – u0432u0434u043eu0432u0435u0446, u0435u0433u043e u0434u043eu0447u0435u0440u0438 u0421u043eu0444u044cu0435 17 u043bu0435u0442. u0414u043eu0447u044c u043eu043d u043bu044eu0431u0438u0442. u0425u043eu0442u044f u043eu043d u043du0435 u043eu0434u043eu0431u0440u044fu0435u0442 u0443u0432u043bu0435u0447u0435u043du0438u044f u0434u043eu0447u0435u0440u0438 u0447u0442u0435u043du0438u0435u043c u0438 u0432u043eu043eu0431u0449u0435 u0441u0442u0430u0432u0438u0442 u043au043du0438u0433u0438 u0432 u043eu0434u0438u043d u0440u044fu0434 u0441 u043bu0435u043du0442u0430u043cu0438 u0438 u043fu0438u0440u043eu0436u043du044bu043cu0438 (“u041au043eu0433u0434u0430 u0438u0437u0431u0430u0432u0438u0442 u043du0430u0441 u0442u0432u043eu0440u0435u0446 u041eu0442 u0448u043bu044fu043fu043eu043a u0438u0445! u0447u0435u043fu0446u043eu0432! u0438 u0448u043fu0438u043bu0435u043a! u0438 u0431u0443u043bu0430u0432u043eu043a! u0418 u043au043du0438u0436u043du044bu0445 u0438 u0431u0438u0441u043au0432u0438u0442u043du044bu0445 u043bu0430u0432u043eu043a!”), u0444u0440u0430u043du0446u0443u0437u0441u043au0438u0435 u043au043du0438u0433u0438 u043eu043d u0435u0439 u043fu043eu043au0443u043fu0430u0435u0442. “u0415u0439 u0441u043du0430 u043du0435u0442 u043eu0442 u0444u0440u0430u043du0446u0443u0437u0441u043au0438u0445 u043au043du0438u0433, u0430 u043cu043du0435 u043eu0442 u0440u0443u0441u0441u043au0438u0445 u0431u043eu043bu044cu043du043e u0441u043fu0438u0442u0441u044f” – u0433u043eu0432u043eu0440u0438u0442 u0424u0430u043cu0443u0441u043eu0432. u041eu043d u043du0430u043du0438u043cu0430u0435u0442 u0434u043eu0447u0435u0440u0438 u0443u0447u0438u0442u0435u043bu0435u0439. u0424u0430u043cu0443u0441u043eu0432 u0436u0435u043bu0430u0435u0442 u0441u0447u0430u0441u0442u044cu044f u0438 u0434u043eu0431u0440u0430 u0441u0432u043eu0435u0439 u0434u043eu0447u0435u0440u0438 – u0440u0430u0437u0443u043cu0435u0435u0442u0441u044f, u0442u0430u043a, u043au0430u043a u043eu043d u044du0442u043e u0441u0447u0430u0441u0442u044cu0435 u0438 u0434u043eu0431u0440u043e u043fu043eu043du0438u043cu0430u0435u0442. u041eu043d u0441u0447u0438u0442u0430u0435u0442 u043bu044eu0431u043eu0432u044c u0433u043bu0443u043fu043eu0441u0442u044cu044e u0438 u043fu043eu043bu0430u0433u0430u0435u0442, u0447u0442u043e u0434u043eu0447u044c u043du0443u0436u043du043e u0432u044bu0434u0430u0442u044c u0437u0430u043cu0443u0436 u043eu0431u044fu0437u0430u0442u0435u043bu044cu043du043e u0437u0430 u0431u043eu0433u0430u0442u043eu0433u043e u0438 u0437u043du0430u0442u043du043eu0433u043e u0436u0435u043du0438u0445u0430. “>]” data-test=”answer-box-list”>

Сочинение Фамусов в комедии Горе от ума (Образ и характеристика)

Благодаря этому персонажу появилось даже выражение «фамусовское общество». Там все такие, как он, живут по законам, которые он соблюдает, выражает и считает правильными: лесть, шутовство, трусость, приземленность… Если бы Павел Фамусов был совсем стар, хил, то можно было б оправдать его взгляды, но этот мужчина ещё бодр и весел. Да, у него седина, лишний вес, взрослая дочь!

С этой Софьей ему не так уж просто приходится, он даже восклицает в сердцах, что это «комиссия». Но всё-таки он её любит, воспитал её без супруги. И он желает Софье добра, но по-своему, конечно. Кто беден, тот ей не пара, по его мнению. Считает себя примером для неё, о чем с гордостью заявляет.

Павел Афанасьевич не строг к таким грехам, как глупость и даже пьянство, но терпеть не может учения. Он считает, что не обязательно и даже вредно учиться, ездить в другие страны, а достаточно примера старших. Под старшими он, кстати, имеет в виду себя. А для себя образцом считает предка, который при дворе заставил смеяться царицу своей глупостью. «Ученость» называет причиной всех бед, особенно мнений. От философии сходят с ума – в этом он уверен. Известно, что именно он хотел бы сжечь все книги. В общем, он самодоволен и глуп.

Фамусов многим завидует. Зовет гостей, но никого из них не любит, просто так надо. И еще от людей может быть какая-нибудь польза. Много надежд он возлагает на связи. Мечтает о наградах и должностях, а за них может «порадеть» знакомый человек. В работе он не слишком усерден, ведь документ подписал – и с плеч долой. Важнейшим умением считает поклоны. Достоинством – сам возраст преклонный, а то, что годы не равны мудрости он никогда бы не признал. Ко всем молодым он относится не просто с высока, а с презрением. Так же относится к женщинам, вообще. Почти в шутку просит избавить мир от женских шпилек, булавок… ведь они губят сердца и карманы.

Читайте также:
Проблема ума в комедии А. Грибоедова Горе от ума: сочинение

К главному герою он относится даже с некоторой жалостью, пытается его образумить… Фамусов признает ум Чацкого, но тот слишком горд, чтобы принять его симпатию, слишком честен, чтобы воспользоваться такими советами. Павлу Афанасьевичу не нравится, когда Чацкий не соблюдает принятое в обществе. Например, он упрекает молодого человека, что тот несколько лет им ни строчки, а вдруг приехал. Чацкому следовало присылать им пустые письма в знак уважения, предупредить о приезде.

Фамусов и символизирует то общество, против которого Чацкий.

Сочинение 2

Написание А. С. Грибоедовым своей известной комедии «Горе от ума» пришлось на начало 19 века. Это сатирическое произведение описывает последствия столкновения людей прошлого и нынешнего поколения. В роли нового поколения мы видим Чацкого, а сторонником прошлого выступает Фамусов.

Фамусову принадлежит важная роль олицетворения всех дворян того периода. У него была должность управляющего казенного дома в Москве, поэтому он был знаком со знатными людьми в обществе. Автор умышленно дал ему говорящую фамилию. Слово famus означает известность или знаменитость.

В произведении присутствует яркое подробное описание Фамусова Грибоедовым. Он был властным человеком, уверенным в своей неповторимости. У Павла Афанасьевича устоявшееся мировоззрение. Он уважает и придерживается былых традиций и обычаев. Что касается образования, то наш герой испытывает неприязнь к умным и образованным личностям. Он сравнивает учение с чумой. Но, несмотря на свои взгляды, он находит иностранных учителей, которые должны будут обучать его дочь Софью. И только потому, что этого требует общество. Он ругал дочь за то, что она любит читать. Фамусов считал, что это отравляет мозг. Превыше всего он ценит мнение окружающих, поэтому каждый свой поступок сопоставляет с общественным мнением.

Главной жизненной целью Фамусова является материальное благополучие и занимаемое место в обществе. Люди, которые прогибаются под давлением общества, чтобы достигнуть каких-либо высот, вызывают у него уважение. Гордецы, которые пытаются проявлять чувство собственного достоинства, могут рассчитывать только на его презрение. Общение с персонажами произведения различается в зависимости от звания собеседника. С высшими чиновниками он будет лебезить и изгибаться. Фамусов не считал нужным водить дружбу с бедными. Люди без чинов и званий будут удостоены только грубости и криков.

Создавая образ Фамусова, Грибоедов преследовал только одну цель – показать насколько устарели взгляды дворян и как сильно они укоренились в их головах. В произведении во всей красе были показаны жизненные принципы и стиль жизни помещиков того периода. Автор акцентировал внимание на том, что такие, как Фамусов не должны иметь возможность прийти к власти. Они не обладают нравственными качествами и могут служить только самим себе.

Характеристика Фамусова

В своем великом произведении «Горе от ума» известный писатель девятнадцатого века А.С.Грибоедов сталкивает между собой двух представителей старых и новых взглядов на общественную жизнь. В те времена некоторые образованные молодые дворяне выступали за смену принципов воспитания, образования и культурного просвещения, в свою очередь уже зрелые представители все того же дворянства были против новшеств и придерживались старых норм и правил. Представителем старых нравов в комедии стал Павел Афанасьевич Фамусов, а люди, поддерживающие его, и вошедшие в круг его общения, назывались «фамусовским обществом».

Фамусов – не молодой мужчина, но, несмотря на это, он был свеж, бодр и полон сил. В обществе его очень уважали. Он имел почетную должность. Мужчина жил в Москве и, после смерти жены, воспитывал дочь Софью. Хоть Павел Афанасьевич был против образования, для дочери он нанимал учителей и гувернанток, потому что в его положении так было заведено. Он не был особо близок с Софьей, но любил ее, и искренне переживал за ее будущее. Для него было неприемлемо, чтобы девушка общалась с небогатыми людьми, поэтому сам подбирал ей жениха. Его выбор переходил то к полковнику Скалозубу, то к услужливому Молчалину.

Для Фамусова важнее всего в жизни было уважение в обществе, почетные должности, богатство и услужливость. Его идеалом был дядя, служивший у царей и получивший высокое положение в обществе с помощью лести и услужения высокопоставленным людям.

Сам Павел Афанасьевич в свое окружение принимал только тех людей, которые могут принести ему пользу. Чтобы о его семье не говорили плохо, он пристроил всех своих родственников на почетные должности. Внимания Фамусова можно было добиться лестью и умением распускать и передавать разные слухи. На этом и держалось все общество того времени. К образованию и нововведениям Фамусов и его круг общения относились с презрением.

Речь Павла Афанасьевича была грамотной и понятной. Он уважал русский язык и в своем общении часто использовал деревенский лексикон и просторечия. При общении с высокопоставленными людьми, такими как Скалозуб, использовал много лестных выражений, был почтителен и вежлив. Со слугами и простыми людьми предпочитал не разговаривать, а если и приходилось, то был груб и часто обзывал их.

Конфликт Фамусова и Чацкого, представленный в комедии, выражает мнение автора на противостояние старых и новых традиций и нравов. По мнению Грибоедова, фамусовское общество должно уступить дорогу молодому и более просвещенному поколению.

Фамусов в произведении Горе от ума

Популярные сочинения

Великий русский поэт XIX века Михаил Юрьевич Лермонтов. Он творил в век романтизма и поэтому его произведения насквозь пронизаны чувственностью и любовью.

В 1883 году замечательный художник Владимир Маковской написал картину и назвал ее «Свидание». В ней много горести, страдания и трагизма. Глядя на картину можно увидеть нищих людей

Как известно: «У природы нет дурной погоды!» Я полностью согласен с этой фразой. Я очень люблю все времена года. В каждом сезоне есть нечто неповторимое и прекрасное. Летом — журчание теплой

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: